Определение пдд газон


Газон или не газон: вот в чем вопрос. Часть 1. Что такое газон?

Парковка на газоне

Сегодня мы начинаем серию статей "Газон или не газон: вот в чем вопрос". В ней мы рассмотрим, что означает это таинственное понятие "газон", какие штрафы связаны с газонами, кто имеет право выписывать штраф.

Каждый автолюбитель знает, что парковаться на газоне нельзя. За это предусмотрен какой-то штраф. Но не каждый знает, что такое газон и какой штраф придется платить. Итак, давайте разбираться вместе.

Самую большую сложность вызывает само понятие "газон". Ведь не всякий участок земли с травой является газоном. Например, поле. Земля есть, трава есть, но ведь очевидно, что это не газон. Или, например, кусок земли во дворе без травы, где одна грязь. Вроде как тоже не газон, но люди в форме могут и придраться. В общем, непонятно.

Итак, понятие "газон" в правилах дорожного движения искать бесполезно. Там это слово упоминается только один раз в следующем контексте:"Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном".Вот и все. Определения понятия нет. Отсюда можно только предположить, что газон – это участок между дорогой и тротуаром. Но этим понятие не исчерпывается.

Будем искать в других местах.

Согласно большой советской энциклопедии:"Газон – участок земли со специально созданным травянистым покровом, большей частью ровно и коротко подстриженным".

Но, насколько мне известно, большая советская энциклопедия нормативным документом не является. Поэтому данное определение газона можно не учитывать.

Ищем дальше. Долгие поиски привели к тому, что более или менее внятное определение понятия "газон" было найдено в региональных документах.

Например, закон Московской области от 29 ноября 2005 года N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" дает следующее определение:

"Газон – элемент благоустройства, включающий в себя остриженную траву и другие растения. (в ред. "Закона" МО от 28.02.2007 N 30/2007-ОЗ)"

Но следует отметить, что это определение действует только для Московской области. Жителям других областей нужно искать определения в своих региональных документах.

Разберем понятие для Москвы. Что следует из вышеопределенного понятия?

1. На газоне должна быть остриженная трава, иначе это не газон.

2. На газоне могут быть и другие растения, но если там нет остриженной травы, то это не газон.

3. Если травы нет, то это не газон.

С определением все ясно. Но если Вы живете не в Московской области, то для своего города Вам необходимо уточнить определение. Сослаться на закон Московской области для защиты у Вас не получится. Для других областей мне не удалось найти соответствующих законов. И тут 2 варианта: либо таких законов нет в принципе, либо их нет в Интернете.

Вообще, складывается такое впечатление, что термин "газон" специально покрыт мраком, чтобы сдирать с автовладельцев штрафы. Нормальных парковок нет, ставить машины негде. Часто бывает, что автомобилист поставил свою машину на участок земли без травы, а его все равно штрафуют. О том, что делать в этой ситуации и какие штрафы предусмотрены за стоянку на газоне, Вы узнаете в следующей статье серии "Газон или не газон: вот в чем вопрос".

pddmaster.ru

Газон или не газон: вот в чем вопрос. Часть 2. Штрафы за парковку на газоне.

Парковка на газоне

В прошлой статье серии "Газон или не газон: вот в чем вопрос" мы выяснили, что же такое газон.

Сегодня продолжим рассматривать данный вопрос и поговорим о том, какие штрафы предусмотрены за парковку на газоне.

Замечу сразу, что кроме штрафа за парковку на газоне в 2017 году могут выписать штраф за размещение транспортного средства на зеленых насаждениях.

Зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).

Но это так, к слову.

Проштудировав множество нормативных актов, я могу сказать, что штраф за парковку на газоне зависит от города, в котором такая парковка была произведена. Для Москвы – подороже, а, например, для Рязани – подешевле.

Итак, в каких же документах надо искать информацию о штрафах? Рассмотрим на примере Москвы.

Штраф за парковку на газоне в Москве

Таким документом является Кодекс города Москвы об административных правонарушениях.

Для разных городов названия документов могут звучать по-разному, но в целом они примерно одинаковы. И чаще всего встречается закон об административной ответственности.

Теперь, казалось бы, все просто: нашел закон, посмотрел штраф и узнал, сколько стоит парковка на газоне. Но возникает важный момент. Учитывайте дату опубликования документа. И не стоит верить документу 1999 года, наверняка в нем производились какие-то изменения. Так, например, в сети был найден закон города Москвы о защите зеленых насаждений 1999 года. И там был указан штраф от 4000 до 5000 рублей. Сейчас же в этом законе написано:За нарушение требований по защите зеленых насаждений граждане, должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Т.е. штрафы надо искать именно в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях. Вот тут и пришло время процитировать этот закон.

Статья 8.25. Размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями

Размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Статья 4.18. Повреждение зеленых насаждений

1. Повреждение зеленых насаждений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч рублей;на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей;на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей;на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей;на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Статья 8.8. Загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств

1. Загрязнение территории города Москвы, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, мойка транспортных средств вне специально отведенных мест, стоянка на проезжей части дворовых территорий, препятствующая механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, а также размещение разукомплектованных транспортных средств независимо от места их расположения, кроме специально отведенных для этого мест, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Размещение транспортных средств на детских площадках -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Для примера штрафы для Рязани:

Проезд, стоянка транспортных средств на детских площадках, газонах, тротуарах, участках с зелеными насаждениями, а также стоянка разукомплектованных транспортных средств вне специально отведенных для стоянки мест влекут наложение административного штрафа:

на граждан - в размере от пятисот до двух тысяч рублей;

на должностных лиц - в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

на юридических лиц - в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Здесь уже надо внимательно читать закон. Штраф этот предусмотрен только за проезд и стоянку, но не за остановку. А это, как известно, разные понятия. Хотя, казалось бы, как можно произвести остановку без проезда? Но можно попробовать это как-то использовать при защите.

В общем, понятно, что формулировки для всех городов могут быть разные. И чтобы узнать штраф за парковку на газоне в Вашем городе, нужно обратиться к закону об административных правонарушениях именно для Вашего города. А чем обусловлен такой разброс цен – неизвестно.

Кроме того, может быть такая ситуация: дождь, грязь, Вы встаете на газон, делаете свои дела, выезжаете с газона на асфальт, ну и на асфальте остаются полосы грязи от колес. За это также предусмотрен штраф.

Все, в общем-то, понятно. Но меня всегда интересовал один случай. Представим дорогу, тротуар отделен газоном. Со временем, как это у нас в стране бывает, газон заездили, бордюры повыковыривали, осталась одна земля на одном уровне с дорогой. Лето, жарко. Останавливается водитель на этом несчастливом месте, а ему штраф выписывают. За что? Это же не газон, не тротуар, не спортивная или детская площадка. Это вообще непонятно что. Да и запачкать асфальт он потом не сможет. Наверно есть что-то в нашем законодательстве такое, что непонятно для обычного человека.

А Вы что думаете по этому поводу? Какой штраф за парковку на газоне в Вашем городе?

pddmaster.ru

Штраф за парковку на газоне – размеры и юридические тонкости

Современные штрафы и административные нормы наказания в каждом регионе и большом городе отличаются. Местные власти самостоятельно определяют различные наказания для тех или иных правонарушений. Потому говорить о цифрах сегодня можно только с учетом географической привязки. Штрафы ГИБДД - один из наиболее туманных вопросов для водителей. Их настолько часто меняют, что далеко не каждый участник дорожного движения, даже не каждый сотрудник дорожной полиции, помнит хоть примерные значения.

Особенной сложностью отличается штраф за парковку на газоне. Создается такое впечатление, что ни законодательной базы под этот штраф нет, ни единого мнения со стороны инспекторов, ни даже понимания, что такое газон, просто не существует. Так что в этом штрафе нужно разобраться более подробно.

Определяем, что такое газон, на котором нельзя парковать авто

Вопрос о том, что такое газон, остается открытым, так как в ПДД этот пункт вообще никак не описан. Единственное место, в котором это слово вообще встречается в правилах дорожного движения, рассказывает нам о понятии «тротуар». В тексте сказано, что тротуар граничит либо с проезжей частью, либо с отделяющим от нее газоном.

Если верить данному определению, получается, что газон - это участок зеленых насаждений между дорогой и тротуаром. Тогда все остальное, исходя из правил, газоном не является и под действие штрафа не подпадает? Можете проверить, остановив свой автомобиль на другом газоне. На самом деле, опыт многих водителей показывает, что ГИБДД воспринимает в качестве газона следующие места:

  • участок, отделяющий дорогу от тротуара, даже если на нем вообще ничего не растет;
  • трава, которая стихийным образом выросла за тротуаром, где обычно все ставят машины;
  • участки голой утрамбованной земли, которые часто являются единственным нормальным местом для парковки;
  • зеленые насаждения во дворах - под ними тоже понимаются участки голой неухоженной земли;
  • трава на обочинах трасс и дорог, за которой никто не ухаживает.

Вы вполне можете оспорить такой штраф, ведь ни одно из перечисленных мест не является на самом деле газоном. Газон, по определению других законодательных актов, - это участок зеленых насаждений, на котором растет специально высаженная трава, а также за которых ведется определенный уход. Иначе участок земли газоном считаться не может.

Соответственно, если вы поставили свой автомобиль на голую землю, то штраф вам выписывать не за что. Но все не так однозначно, и доказать подобную теорию сотруднику ГИБДД вы просто не сможете. Так что лучше искать место для парковки на асфальте. Там вас точно не обвинят в стоянке на газоне.

Размеры штрафа и дополнительные правонарушения при стоянке на газоне

Если вы считаете, что это нарушение не является слишком серьезным, придется разубедить вас в этом веровании. Сегодня газоны являются золотым открытием для российского бюджета, ведь штрафы просто невероятные. Они даже были вынесены из области ПДД и перенесены в административный кодекс с целью более подробной расшифровки ответственности.

В Москве частные лица, которые нарушили данные правила, будут вынуждены заплатить государству от 1 до 5 тысяч рублей. Чиновники, которые предались данному правонарушению, лишатся от десяти до пятидесяти тысяч рублей. Организации и вовсе не обрадуются факту фиксации нарушения, ведь штраф для них составляет от 30 до 100 тысяч рублей. Вот такие нешуточные наказания за простое нарушение. При составлении штрафов государство исходило из таких соображений:

  • на восстановление газонов необходимы большие суммы средств;
  • автомобили являются единственным фактором уничтожения газонов на улицах;
  • компании нарушают правила систематически и наносят самый большой ущерб;
  • частные лица практически всегда платят по верхней планке - 5 тысяч рублей;
  • полученные средства можно направить на озеленение городов и придорожных территорий.

Посылы у чиновников, составляющих данные положения, были вполне понятными и нормальными. Проблема только в том, что ничего из вышесказанного, кроме самой высокой планки штрафов для частных лиц, не является действительностью и не работает. Да и средства от обнаруженных правонарушений часто идут не в казну, а в карман инспекторов, так уж сложился отечественный менталитет.

Если вы будете выбирать место для стоянки между удобным расположением машины на земле у обочины или в неудобном месте на асфальте, лучше выбрать второй вариант и не придумывать никаких проблем на свой кошелек. Вот такие особенности сегодня имеет штраф за стоянку на газоне.

Как можно избежать штрафа за парковку на газоне?

Каждый водитель прекрасно знает, что можно избежать наложения штрафа за любое правонарушение на дороге, которое не привело к значительным разрушениям или травмам людей. Для этого достаточно пойти двумя возможными путями. Первая возможность - договориться с инспекторами о том, что они не видели ничего происходящего и не будут выписывать никаких официальных бумаг. Конечно, придется помочь полицейским усыпить бдительность. Но так водитель становится участником преступной схемы, а есть и легальный путь не платить нечестно наложенный штраф:

  • не подписывать согласие в протоколе, указать объяснение обстоятельств совершения нарушения;
  • найти хорошего адвоката, который имеет практику положительных решений в подобных спорах;
  • дождаться повестки в суд и заявить адвоката в качество своего защитника;
  • высветить на слушании максимально четко свою позицию, опираясь на положения ПДД и прочих положений;
  • выиграть суд и не платить никаких штрафов.

Проблема в том, что платить адвокату нередко приходится больше, чем просто оплатить выставленный штраф. Но сфера правонарушений на дороге в нашей страна стала более чем неблагоприятной для водителя. Государство видит в этом возможность пополнения бюджета, снижения дефицита за наш с вами счет. Потому при возможности необходимо устраивать такие суды и давать прецеденты для будущих попыток осудить людей и стребовать штраф незаконно.

Предлагаем посмотреть видео, которое было показано по телевидению в первый день введения данного штрафа:

Подводим итоги

Если вы решили пойти против системы и выйти в суд для доказательства своей невиновности, лучше хорошо подготовиться к данному процессу, чтобы не получить негативные результаты. Ведь в таком случае вам придется не только оплатить работу адвоката и судебные издержки, но и штраф заплатить в полной мере. Так что хорошо оценивайте свои шансы избежать финансового наказания, чтобы не усилить меры самому себе.

Всегда действуйте так, чтобы понести меньшее наказание. Даже при вынесении решения инспектором о сумме штрафа вы можете оспорить сумму и привести веские доводы, чтобы снизить ее. Были ли у вас удачные случаи ухода от финансовой ответственности при совершении сомнительного нарушения.

avto-flot.ru

Газон, тротуар и велосипед

Внимание! С 8 апреля 2014 года были внесены существенные изменения в ПДД для велосипедистов, которые разрешили движение в том числе и по тротуарам и пешеходным дорожкам. В приведенной ниже статье рассматриваются особенности движения велосипедистов с учетом старых правил середины 2013 года. Статья сохранена на сайте в ознакомительных целях.

Велосипедисты

Причины написания этого материала следующие. Давно интересовался велосипедом как видом городского транспорта и правовой стороной этого дела. Сначала просто интересовался без каких-либо конкретных перспектив и намерений. Но жизненная ситуация меняется, пробки становятся все гуще и интерес к велосипеду усиливается.

Многое из данного материала уже рассмотрено в других статьях, обсуждено на форумах, в том числе и на данном сайте [1] ("Газон или не газон: вот в чем вопрос. Часть 1. Что такое газон?"). Но, на мой взгляд, тема это важная, поэтому можно вслед за уважаемыми предыдущими авторами и повториться.

В ПДД ясно сказано, что велосипед – это транспортное средство. Значит, ездить на нем надо по проезжей части дорог, причем с дополнительными ограничениями, т.е. по правой полосе. Ну или по велосипедным дорожкам. По тротуару – ни в коем случае! Ведь это же ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО.

Но велосипедных дорожек я в своем районе с роду не видел, и, думаю, не скоро увижу. А лезть на дорогу, в эту мясорубку на асфальте, но уже не сидя в авто – что-то не хочется. Так что велосипед купить можно, но ездить на нем, если по закону и с соблюдением всех правил, получается, практически негде. (Воскресные заезды вокруг ближайшего скверика не в счет. А официально открытые велодорожки – далеко. Живу в Москве, в периферийном районе, МКАД в двух километрах.)

Итак, велосипед – это ТС. А ТС'ам по тротуару нельзя. А что такое, строго говоря, тротуар?

В ПДД в Общих Положениях, в п.1.2 сказано: "Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном". Вот как, тротуар – это часть ДОРОГИ. Логика очевидно тут такая, что это как отдельная полоса для самых тихоходных и уязвимых участников уличного движения.

Итак, есть тротуары, примыкающие к проезжей части – то есть полосы асфальта, идущие параллельно проезжей части, и, очевидно, как-то отделенные от нее. (Если никак не отделены, то это будет просто проезжая часть большей ширины.)Но есть еще тротуары, отделенные от проезжей части газоном.

А что такое "газон"?

Вопрос совсем не праздный, потому что есть другие темы, связанные с газонами, такие, как запрет парковки на газонах. И они касаются уже не только малочисленных велосипедистов, но и всей армии автомобилистов. И наказания драконовские вообще. Форумы полны историй, как на газонах ловят и штрафуют [2] ("Стоянка на газоне, или протокол "ни о чем"). А определения понятия "газон" в ПДД нет. Никакого. В статье [1] про газоны хорошо подмечено, что это наводит на подозрения, не специально ли такое важное место оставили нераскрытым. В комментариях к данной статье, ч. 1, упоминался ГОСТ 28329-89, п.38, и там дано определение газона. Но высказывается мнение, что ГОСТ – это как справочная информация и силы не имеет.

В статье [1] дается как пример официальное определение газона, только для московской области, из Закона Московской области от 29 ноября 2005 года N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области", и автор рекомендует искать в соответствующем направлении для своих регионов.

Согласно этой рекомендации я провел свой небольшой поиск. Как отправную точку для запросов в поисковике я взял слово "озеленение". Нашлось следующее.

Оказывается, есть Генплан города Москвы и соответствующий Закон города Москвы от 27 апреля 2005г. №14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)" и еще с полдесятка постановлений и актов московского правительства, согласно которым к Генплану должно быть составлено приложение, а именно Генеральная схема озеленения города Москвы на период до 2020 года.

И есть учреждение ГУП "НИиПИ Генплана Москвы, которое должно составить эту Генеральную схему озеленения. Эта схема была составлена и утверждена Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2007 №996-ПП. Текст этой схемы приведен как Приложение 1 к этому Постановлению 996-ПП от 13.11.2007. В нем указываются "критерии оценки и присвоения категорий объектам озеленения...", то есть разъяснения, что есть что в озеленении, сформулированные четко и юридически корректно.

Идем дальше. Сами эти критерии приведены как Приложение 7 к тому же постановлению 996-ПП от 13.11.2007. В Приложении 7 сказано следующее: есть "объекты озеленения ограниченного пользования - озелененные территории ограниченного пользования (озелененные территории лечебных, детских, учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов), (в соответствии с ГОСТом 28329-89 "Озеленение городов. Термины и определения")."

Объекты озеленения жилых кварталов – туда входят и газоны, очевидно. В Приложении 7 п. 4 такие объекты классифицируются как "объекты озеленения 3-й категории". Есть еще п. 1.7 про объекты озеленения 1-й категории, к которым относятся "Объекты озеленения в границах красных линий магистралей общегородского значения 1-го и 2-го класса в соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 21 марта 2006 г. N 199-ПП "О корректировке границ объекта природного комплекса N 646 Центрального административного округа"". В красных границах магистралей – это наверно и про газоны между проезжими частями и тротуарами.

Правда, 199-ПП уже утратило силу, но это в принципе дела не меняет. Все эти определения объектов озеленения и на дорогах, и в жилых районах официально используют определения, заданные в уже известном ГОСТ 28329-89 "Озеленение городов. Термины и определения". И ссылка на этот ГОСТ прямо содержится в Приложении 7 к Постановлению 996-ПП от 13.11.2007. То есть этот ГОСТ – никакая не справочная информация, а самый что ни на есть действующий документ.

Открываем ГОСТ, и в п.38 действительно видим:

Газон – травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции.

И, стало быть, для Москвы это официальное определение понятия "газон". На него ссылается ЗАКОН Москвы и Генплан (пусть даже через приложения к постановлениям, приложения к приложениям, и т. д.).

Уважаемые коллеги и заинтересованные граждане, пожалуйста, если вы все-таки заметили в цепочке моих рассуждений и поисков какой-либо разрыв, нестыковку – пожалуйста, дайте знать. Это очень важно, но если найденное определение газона действительно юридически правомерно – это многое дает.

Проанализируем это определение. Во-первых, газон – это трава. А это значит, что если нет травы, то это не газон.

Во-вторых, газон – это травяной покров. Покров – это когда растет густо, то есть расстояние между растениями меньше, чем их высота, например. Так что одинокая травинка среди гравия – это не газон.

В-третьих, газон – это результат посева. Если растут сорняки сами по себе – это не газон. Тут позиция, конечно, послабее, чем предыдущие две, немногие так разбираются в ботанике, чтобы отличить посеянную траву от выросшей по своей инициативе. Ключевым моментом здесь может быть документ, свидетельствующий о проведении посадочных работ именно на этом клочке земли. А в нашей замечательной муниципальной системе такой документ непросто найти. А нет документа, справки, наряда или хоть чего-нибудь – это не газон.

Ну и в-четвертых, семена должны быть специально подобраны. Кто их подбирал? Когда? В чем их специальность? Пожалуйста, покажите, докажите документально. А пока такого документа нет – это не газон.

Конечно, позиции со второй по четвертую слабоваты. Администрация, если ЕЙ надо, и справку сделает, и наряд на посевные работы найдет, да хоть задним числом выпишут, для них же это не проблема. Но это не так важно, поскольку данные позиции, данные части определения действуют вместе с первой. Действительно, пусть хоть три раза сеяли, но ничего не взошло (не поливали), или взошло и исчезло (засыпали гравием, закатали асфальтом) – нет травы, нет и газона. Пусть хоть академики специально семена подбирали – нет травы, нет и газона. Точка.

Не проходят и заявления "а тут всегда был газон (или когда-то был или будет)". Да пусть хоть тысячу лет был, а сегодня нет травы – все, нет газона.

Еще один интереснейший момент – зима. (А в ГОСТ'е про времена года ничего не говорится.) Снегом засыпало – нет травы. Нет травы – нет газона.

Пожалуйста, опровергните. Где тут в этих логических цепочках пропуск, изъян, нестыковка?

А ведь получается, что в Москве зимой просто нет газонов вообще. Каково? (Любому обывателю конечно же понятно, что зимой газонов нет, исходя из соображений здравого смысла. А вот то, что они исчезают в ЮРИДИЧЕСКОМ плане – вот это важно.)

Ничего не сказано в ГОСТ'овском определении и об обязательной форме газона, его границах и т. д.

Вот делали газон на некотором участке, например, прямоугольной формы. Но в одном углу недосеяли, или еще почему-нибудь трава не выросла. Значит, там, где голая земля – там не газон. И этот угол участка можно занимать, парковаться.

Вот хороший пример – история [2], целая эпопея. И удачно закончилась. А ситуация очень наглядная. Сбоку от проезжей части нашелся кусок голой земли, без травы. Да это же настоящая обочина. И при необходимости, в случае аварии, водитель не только может, но и должен поставить туда машину, убрать ее с проезжей части. Вот на какую ширину от асфальта нет травы, на такую и заезжай и ставь. Получается так. А что дальше кругом трава и, может быть, действительно искусственно посеяна, т. е. это настоящий газон – не проблема. На траву не заехал и всё, никаких претензий к водителю.

Так что, по-моему, этот ГОСТ – хорошее, сильное средство для противодействия произволу.

Здесь хочу сделать другое предложение, если так можно выразиться, призвать обратно к здравому смыслу. Есть, как говорится, дух закона и есть буква закона. В данном случае буква закона - найденные формальные определения и ссылки, могут дать дополнительное средство борьбы за свои интересы. Но все же есть и дух закона - здравая, в общем, идея, что не надо губить зелень. Поэтому предлагаю так: если придираются и норовят содрать мзду или свой план по галкам-палкам выполнить, тогда следует отбиваться всеми возможными мерами, давить на все эти заумные ссылки, требовать от обвинителей все эти бюрократические справки. Но самим все-таки не быть жлобами и не лезть колесами на газоны и вообще на траву, неважно специально она посеяна или сама выросла. И еще, весной ну видно же, где действительно сеяли, торф новый навозили, но всходит не сразу – пожалуйста, не надо туда ставить, подождите месяц до лета. Дайте взойти.

Не взошло – ну тогда можно занимать, до следующего года.

Теперь хочу вернуться к тротуарам. С тротуарами, примыкающими к проезжей части, все четко и зимой и летом. А вот тротуары, ОТДЕЛЕННЫЕ ГАЗОНОМ – теперь это уже более интересно. Здесь тот же принцип: если на полосе земли между боковой полосой асфальта и проезжей частью нет травы (по любым причинам, включая зиму), то это не газон, а если нет газона, то эта полоса асфальта – не тротуар! И всё строго по Правилам Дорожного Движения: к проезжей части не примыкает, отделена не газоном – не тротуар.

А раз не тротуар – ну, значит, на велосипеде можно ехать. И на мопеде.

А если ширина позволяет, и нет знака пешеходной или велосипедной дорожки, то, в общем, уже нет законных препятствий и для автомобилей. Вот как получается.

Еще несколько интересных соображений относительно тротуаров. Рассмотрим такую дорогу: проезжая часть (две полосы туда-сюда), рядом на возвышении трамвайные пути туда-сюда, за ними боковая полоса асфальта (там любят ходить пешеходы). А дальше дома или сквер (не дорога). Вопрос: эта боковая полоса асфальта – тротуар или нет?

По-моему, ответ "нет". Она примыкает к выделенным трамвайным путям, а, как сказано в ПДД, "Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств". Следовательно, эта боковая полоса асфальта к проезжей части не примыкает и отделена от нее не газоном, а железными рельсами. Значит, это не тротуар. Знака пешеходной дорожки там нет, так что, в принципе, это просто еще одна проезжая часть, и там могут ездить и автомобили. Ну, велосипеды-то точно могут.

А зимой, как выясняется, газоны исчезают, и тогда все тротуары, которые были ими отделены, теряют статус тротуаров. И можно ездить. (На велосипеде, правда, зимой особо сам не поездишь, но это уже другая проблема.)

Другой интересный вопрос, а сколько тротуаров вообще может быть у дороги? Опять же, по четкому определению ПДД, только по одному с каждой стороны, т. е. всего два.

Почему по одному с каждой стороны? Рассмотрим дорогу с проезжей частью. Пусть рядом идет примыкающий тротуар или тротуар, отделенный газоном. Еще дальше, например, пусть идет еще газон или бордюр, или ограда, а за ним еще боковая полоса асфальта. Вот эта вторая от проезжей части, боковая полоса асфальта, по определению не может быть тротуаром. Она не примыкает к проезжей части и отделена от нее не газоном, а самим первым тротуаром. Поэтому только первая боковая полоса, ближайшая к проезжей части, может быть тротуаром, а вторая (и все остальные параллельные боковые полосы) – не могут быть ее тротуарами никогда. И там, опять же, если нет знака пешеходной дорожки, можно ездить велосипедам и мопедам на законных основаниях.

И, как выясняется на практике, таких боковых полос, дополнительных проезжих частей в каждом районе немало, и они зачастую пересекаются, и образуют свою, почти непрерывную, сеть.

Иногда они все заканчиваются, например, перед мостом. Мост проходит над рекой или железной дорогой, перед которой прекращаются все боковые проезжие части, и по мосту проходит только основная проезжая часть и тротуары (как правило, непосредственно примыкающие). У велосипедиста есть выбор – можно, как все ТС, проехать мост по проезжей части. А можно слезть, и перевести велосипед через мост по тротуару, самому шагая пешком.

В ПДД, в том же разделе 1.2, сказано, что ведущие велосипед или мопед лица приравниваются к пешеходам. Есть про это хорошая статья ("ПДД для велосипедистов") [3]. Так что выбор ваш, можно потратить немного больше времени, но преодолеть критический участок пути безопасно.То же самое относится и к большим улицам – их можно пересекать, ведя велосипед по пешеходному переходу. А потом садиться и ехать дальше по боковым полосам и проезжим частям более тихих улиц.

И, конечно, есть еще жилые зоны и дворы. Там есть свои дороги и тротуары. И принципы определения "тротуар-не тротуар" там такие же, и "газон-не газон". Только здесь для велосипедистов это менее критично, поскольку во дворах все же не такая мясорубка на асфальте, как на улицах, и можно относительно безопасно ездить по проезжей части дорог между домами. И, кстати, зачастую дороги из дворов выходят не напрямую на проезжую часть большой улицы, а пересекаются с уже упоминавшимися уличными боковыми полосами-не тротуарами.

При езде во дворах (жилых зонах) действуют свои правила, не более 20 км/час, пешеходы имеют право ходить по проезжей части и имеют преимущество при движении. И на эту тему есть хорошие статьи ("Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории") [4]. Велосипедистам соблюсти эти правила легко.

Есть еще ограничение, запрет на сквозной проезд. Но, если движение было прервано, например, велосипедист сошел на землю, а затем снова поехал, то это уже сквозным проездом не считается. А чтобы проехать обычный московский двор, велосипедисту часто такие перерывы-пересадки приходится делать волей-неволей, иногда и не раз, и не два.

В общем, как оказывается, не все так плохо и безнадежно, как может показаться на первый взгляд. И, если внимательно присмотреться, в каждом районе, пусть даже не оборудованном красиво размеченными специальными велосипедными дорожками, все равно есть где проехать на велосипеде, при этом ни разу не выезжая на проезжую часть больших улиц и формально соблюдая ПДД.

Список ссылок на используемые материалы[1] – http://pddmaster.ru/pdd/gazon-ili-ne-gazon-vot-v-chem-vopros-chast-1-chto-takoe-gazon.html "Что такое газон", Юлия 27.01.2012[2] – http://forums.drom.ru/law/t1151215878.html "Стоянка на газоне, или протокол "ни о чем"[3] – http://pddmaster.ru/pdd/pdd-dlya-velosipedistov.html "Правила для велосипедистов", Максим Калашников, 04.02.2012[4] – http://pddmaster.ru/pdd/pravila-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-zhiloj-zony-i-dvorovoj-territorii.html "Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории", Максим Калашников, 25.12.2012

Комментарии к статье принимаются на форуме pddclub.ru в теме "Газон, тротуар и велосипед".

pddmaster.ru

Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории

Правила дорожного движения для жилой зоны или дворовой территории

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про пункты правил дорожного движения, которые могут и должны применяться в жилой зоне и на дворовых территориях. Как правило, сотрудники ГИБДД заглядывают во дворы жилых домов чрезвычайно редко, поэтому за соблюдением правил там никто не следит. В большинстве случаев это приводит к тому, что водители забывают правильный порядок движения в жилой зоне.

Итак, в пдд существует отдельный раздел, посвященный движению на придворовых территориях: "Движение в жилых зонах". Однако требования для жилых зон приводятся не только в этом разделе.

В рамках этой статьи будут рассмотрены все пункты ПДД, относящиеся к движению в жилых зонах, а также будут перечислены наказания за нарушение этих пунктов правил.

Различия жилой зоны и дворовой территории

Давайте рассмотрим для начала, чем отличаются жилая зона и дворовая территория, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов по этому поводу.

Пункт 17.4 правил дорожного движения свидетельствует о том, что требования раздела 17 "Движение в жилых зонах" распространяются также и на дворовые территории. Однако это не свидетельствует о том, что эти понятия означают одно и то же.

Во-первых, жилая зона обозначается соответствующими знаками:

Знак 5.21 Жилая зонаЗнак 5.22 Конец жилой зоны

Т.е. определение жилая зона не всегда соответствует определению дворовая территория. Кстати, понятие дворовая территория в правилах дорожного движения вообще не расшифровывается.

Замечу, что жилая зона может являться частью дворовой территории. Справедливо и обратное, дворовая территория может являться частью жилой зоны.

Итак, как уже отмечалось выше, правила раздела 17 распространяются и на дворовые территории, и на жилые зоны. Что касается пунктов остальных разделов правил, то они могут распространяются только на ту территорию, которая непосредственно указана в выбранном пункте.

Кстати, знаки "Жилая зона" в настоящее время встречаются в России достаточно редко (за все время мне удалось увидеть только 1 такой знак), поэтому далее будем делать акцент на рассмотрении правил для дворовой территории.

Правила парковки во дворах жилых домов

Рассмотрим пункты правил, регламентирующие правила парковки во дворах жилых домов. Естественно, на дворовых территориях действуют все те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:

  • Стоянка с работающим двигателем запрещена.
  • Запрещена стоянка грузовых автомобилей.

В жилой зоне и на дворовой территории запрещена стоянка с работающим двигателем. В статье "Различия понятий остановка и стоянка" подробно рассматриваются признаки остановки. Здесь лишь хочу напомнить, что если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадка пассажиров или выгрузка грузов, то оно выполняет стоянку.

Обратите внимание, что если в холодное время года Вы прогреваете автомобиль в течении 5 минут или более, то Вы нарушаете требование правил, и на Вас может быть наложен штраф ГИБДД, который будет рассмотрен ниже.

Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, т.е. автомобилей категории C, вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).

Обращаю внимание, что на дворовой территории также запрещается ставить автомобиль и на газоне. Штраф за стоянку на газоне зависит от региона Российской Федерации и может быть достаточно крупным (несколько тысяч рублей).

Выезд из двора или из жилой зоны

Существуют особые требования, относящиеся к выезду из двора или из жилой зоны. При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.

Замечу, что не имеет значения, в каком направлении движутся другие участники движения, всем им следует не создавать помех.

Сквозной проезд через жилую зону

Сквозной проезд через жилую зону или дворы правилами запрещен. Однако никто не мешает Вам в случае необходимости остановиться на 5-10 секунд во дворе и продолжить движение. В этом случае штраф ГИБДД не будет наложен.

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД). При этом штрафы за превышение скорости на дворовой территории, не отличаются от штрафов для других мест, т.е. движение по двору со скоростью 80 км/ч приведет к лишению прав.

Приоритет пешеходов

При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.

При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям, т.е. например, курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать пожарный автомобиль со спецсигналами.

Ну и последнее правило, относящееся к жилым зонам и дворам, запрещает в них учебную езду.

Штрафы за движение по жилым зонам

Размер штрафа за превышение скорости зависит от того, на сколько водитель превысил допустимую скорость и может составлять от 500 рублей до лишения прав на 12 месяцев. Подробности на странице "Таблица штрафов за превышение скорости".

Что касается штрафа за остальные нарушения, допущенные на дворовой территории, то в настоящее время он составляет 1 500 рублей для всех регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (3 500 рублей).

Кстати, если у Вас остались неоплаченные штрафы ГИБДД, то рекомендую оплатить штрафы через интернет без комиссии.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Можно ли заезжать на бордюр?

Нива на бордюре

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен элемент благоустройства дорог, называемый бордюром или бордюрным камнем. Как правило, бордюры обозначают край проезжей части и возвышаются над ней.

На практике въехать на бордюр может почти любой автомобиль. Рассмотрим, можно ли заезжать на бордюр с точки зрения ПДД.

Слово бордюр (бордюрный камень) встречается в тексте правил дорожного движения всего 4 раза. При этом правила не дают никакой определенности по поводу того, что такое бордюр.

Бордюр - это конструктивно выделенный элемент дороги. Он предназначен для того, чтобы ограничить движение транспортных средств. С одной стороны от бордюра находится проезжая часть, а с другой тротуар или газон.

Бордюр не может выделять обочину, т.к. по определению обочина должна располагаться на одном уровне с проезжей частью:

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Что касается тротуара, то он не обязательно должен располагаться на одному уровне с проезжей частью:

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Понятия газон в ПДД вообще нет. Данное слово встречается в тексте правил только один раз в приведенном выше понятии тротуар.

В общем, водитель, въезжающий на бордюр попадает либо на тротуар, либо на газон.

Когда разрешен въезд на бордюр?

Если за бордюром расположен газон, то въезжать на него не следует. Въезд на газон не запрещен ПДД, зато он описан в других нормативных правовых документах. Подробнее о стоянке на газоне Вы можете прочитать в серии статей "Газон или не газон?".

Второй вариант - тротуар. Есть несколько случаев, когда автомобиль может въехать на тротуар без нарушения правил:

1. Для стоянки.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9.

Знак 6.4Знак 8.4.7Знак 8.6.2Знак 8.6.3Знак 8.6.6Знак 8.6.7Знак 8.6.8Знак 8.6.9

2. Движение автомобилей, обслуживающих предприятия и объекты:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Во всех остальных случаях въезд на бордюр запрещен.

На практике можно зачастую встретить следующую ситуацию. Из-за отсутствия достаточного количества парковочных мест во дворах автомобили начинают заезжать на бордюры. За последние 5 - 10 лет это явление приобрело достаточно массовый характер.

При этом многие водители даже не подозревают, что оставляют свои автомобили с нарушением правил. Поэтому появление сотрудников ГИБДД, массово выписывающих штрафы, бывает полной неожиданностью.

Штраф за въезд на бордюр

В данном случае наказание для водителя будет зависеть от того, что находится за бордюром.

1. Штрафы за стоянку на газоне рассмотрены в отдельной статье. Их величина зависит в том числе и от региона, где допущено нарушение.

2. Штрафы за стоянку на тротуаре также рассмотрены в отдельной статье.

Штраф за стоянку на тротуаре составляет 1 000 рублей (3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге). Автомобиль при этом эвакуируется на штрафстоянку. Движение по тротуару обойдется водителю в 2 000 рублей.

Обратите внимание, на практике выезд на бордюр может стоить достаточно дорого. При этом штраф может быть наложен даже в том случае, если автомобиль проехал по бордюру только одним колесом. Например, при выполнении парковки.

Подводя итоги статьи хочу отметить, что в 99 процентах случаев заезжать на бордюр нельзя. Есть всего 2 исключения, которые на практике встречаются нечасто. Так что рекомендую считать бордюр ограничителем, пересекать который не следует.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru