1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Блюзовый лад


Блюзовый лад и блюзовая пентатоника – давайте разбираться

Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим. Я подумал и решил, раз в понятиях имеется разница – необходимо внести некоторую степень ясности и упорядочить свои познания, чтобы потом уже не путаться.

В пентатонике, как известно, содержится 5 нот. Для C мажора это, как правило: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза.

В чем здесь вся прелесть, и почему пентатонику выделили в отдельное определение (мои догадки).

Древнейший лад, использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько внутренне гармоничный и естественный, легко усвояемый в устной традиции и стереотипно отпечатывающийся в психике человека – в джазе оказался жизнестойким и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит над мажорной гармонической функцией). Т.е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии.

Таковы внутренние свойства блюзовой пентатоники. Но такая бесшабашная всезвучность присуща только этим пяти нотам. Для начальной стадии игры (обучения) джаза и объяснения частных случаев блюзового исполнительства этого иногда бывает достаточно. Но для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и, более того, недостаточно даже семи нот. А если подумать, наша с вами блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для C мажора соответственно – F# и Ab.

Вот так здрасьте, а мы думали, петатоника автоматически содержит в себе все блюзовые ноты – ан нет! Чтобы использовать весь набор блюзовых нот – ей одной не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе.

С пентатоникой разобрались, разобрались и с тем, что их может использоваться на протяжении одной темы несколько штук. Противоречий здесь нет, и нет прецедента для ввода и использования новых ключевых знаков – для наглядности - в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E. Так что спите спокойно, дорогие товарищи: в гамме До минор – а именно она лежит в мелодии над До мажорными функциями – все три основные простые пентатоники уже содержатся.

Теперь пора разбираться с блюзовым ладом. Для начала поговорим о блюзовых нотах. Eb-Gb-Ab-Bb все для того же До мажора. Это по сути ноты, которые пианист воспринимает как пониженные от натуральных ступени. Гитарист, духовик и вокалист знает, что это ноты, где высота тона может плавать вверх или вниз или вообще между… (техника осуществления приема у всех, естественно, слегка разная – суть одна). Другими словами ноты, в которых темперация может быть весьма свободной. Но не всегда эти ноты используются как подтяжки или спускания вниз – в других случаях это полноправные члены семейства блюзового лада со строгой темперацией. Почесав в затылке, понимаем, что этот лад содержит 11 нот + первая повышенная ступень – тоже частый гость (например, как терция шестого малого мажорного септаккорда) – значит, весь хроматический набор – 12 нот.

Поздравляю. В трех функциях – полный лес, вот так палитра, только выбирай. Я бы охарактеризовал мелодические блюзовые построения как опора на мелодику с блуждающей терцией. Но это для трех простых функций в гармонизации, при более сложных вариантах гармонизации, отклонениях или заменах функций – свобода блуждания может ограничиваться необходимостью выбора низкой или натуральной ступени, и все равно - общий лад (тема) будет содержать и те и те ступени – без этого нет блюза.

Современный блюз может содержать в себе множество вариантов пентатоник, весь хроматический спектр звуков, быть минорным или мажорным, или тем и этим одновременно, многократно модуляционным и даже атональным. И все равно, мы узнаем его по двенадцатитактовой поэтической строке и по блужданию основных функциональных терций в мелодии.

 

 

Другие материалы по теме "Блюз":занятие 1 (Блюз)занятие 2 (Блюзовый лад)занятие 14 (Горизонты блюзовой пентатоники)001 Блюз жестяной крыши (игра под плюс)002 Две пьесы по теме блюз (игра под плюс)Кул блюз (игра под минус, ф-но, к-бас, сакс, ударные)Тоническая функция блюза (статья)Блюзовая пентатоника (статья)Минорный блюз (статья)Материалы Дополнительного курса:Блюзовый ладИнтеграция ионийского лада с блюзовымБлюзовый лад - занятияЗанятия с ритмом в блюзовом ладу

karaokejazz.com

Занятие 01

Вы находитесь на первом занятии Подробного курса джазовой импровизации. Для доступа к практической игре и ряду других уроков потребуется регистрация. Что представляет из себя сам курс смотрите здесь. Материалы данного курса теперь бесплатные.                                               -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Изучаем блюз

Наш курс уроков начинается с изучения блюза. Это не случайно - блюз оказал большое влияние на формирование и становление джаза. Вместе с тем, он строится на принципах, радикально отличающихся от принципов построения классической доджазовой музыки, чего нельзя открыто утверждать по поводу спиричуэлов и регтаймов.

В блюзе стоит выделить две интересные для нас вещи, которые он в себе несет: 1) форма, 2) блюзовый лад

Форма блюза. Квадрат разбивается не на два или четыре, а на три предложения. Поэтическая строка, как правило, короче музыкальной, и потому огромное значение имеют паузы солиста, заполняемые отыгрышами оркестра (музыканта).

I7 / IV7 / I7 / I7 /IV7/ IV7/ I7/ I7/V7/ IV7/ I7/ I7/

Блюзовый лад – родоначальник (прародитель) джаза. Его элементы можно встретить в 99% джазовых композиций вне зависимости от их характера и стиля произведения. В основе блюза лежит т.н. блюзовая пентатоника, сама по себе в мелодии (если пренебречь 12-и тактовой формой) нисколько не отличающаяся от самой обычной (к примеру, татарской) пентатоники. Я специально создал самую простую мелодию на основе пентатоники на основе 12-и тактов. Вполне обычная незаурядная всем привычная пентатоника. Вы и сами сможете придумать намного лучше этой.

Блюзовая пентатоника отличается от нее тем, что находится под ней внизу (в гармонии), и конкретно отличается методами мышления исполнителей. Так вот, почему пентатоника – это основа?- потому, что она (все звуки) звучит убедительно и нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S.

Далее накладываем на эту мелодию традиционную гармоническую сетку блюза, и смотрим, что получается:

Первые (простонародные) блюзы редко выходили за рамки трех функций и почти полностью строились из расчета этой самой пентатоники и, честно говоря, могли исполняться в минорных ладах,

Замените аккорды в партии левой руки на минорные - и к вашему удивлению снова получите блюз.

и даже неважно, в каких ладах они исполнялись, т.к. функциональности баса было вполне достаточно.

Здесь я специально записал партию баса, движущегося только по основным и квинтовым тонам, получилось не совсем музыкально, но наглядно видно, что блюз состоялся.

Примечательно, что для солиста не имело никакого значения, мажор или минор будут подкладывать снизу, когда он отталкивается от блюзовой пентатоники. В чем радикальное отличие блюза см. здесь и здесь.

Блюзовый лад и блюзовая пентатоника – давайте разбираться

Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим. Я подумал и решил, раз в понятиях имеется разница – необходимо внести некоторую степень ясности и упорядочить свои познания, чтобы потом уже не путаться.

В пентатонике, как известно, содержится 5 нот. Сомневающиеся всегда смогут их найти, если выберут все черные клавиши на рояле (аккордеоне), это будет минорная пентатоника от ноты Eb (применительно к джазу речь идет именно о минорной пентатонике). Блюзовой пентатонику называют потому, что над мажорным ладом (в гармонизации) исполняется именно минорная (на основе минорного лада) мелодия. Мажор внизу и мнор вверху - два одноименных лада, т.е. для примера Ре мажор и Ре минор. Для C мажора блюзовая пентатоника - это, соответственно: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза.

В чем здесь вся прелесть, и почему пентатонику выделили в отдельное определение

Древнейший лад (пентатоника), использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько внутренне гармоничный и естественный, легко усвояемый в устной традиции и стереотипно отпечатывающийся в психике человека – в джазе оказался жизнестойким и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит над мажорной гармонической функцией). Т.е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии. Таковы внутренние свойства блюзовой пентатоники. Но такая бесшабашная всезвучность присуща только этим пяти нотам. Для начальной стадии игры (обучения) джаза и объяснения частных случаев блюзового исполнительства этого иногда бывает достаточно.

Помимо наличия блюзовой пентатноики вторым атрибутом блюза является рифф, или, вернее сказать, структурная предрасположенность к риффу.

Рифф - ритмически и интонационно устойчивая неоднократно повторяющаяся простая мелодическая структура.

Вы, скорее всего, заметили, в блюзе используется повтор мелодической строки, что только усиливает восприятие формы. Так вот, техника, основанная на использовании повторов и есть техника риффа. Она весьма развита, так как единичные повторы в группе повторов могут интересным образом сдвигаться по времени, изменяться интервально или по высоте. Технике риффа будет посвящен в дальнейшем отдельный урок. Мы же возьмем на заметку, что для построения блюза действенным будет повторить первую фразу на новой гармонии.

Для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и более того, недостаточно даже семи нот. А если подумать, наша с вами блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для C мажора соответственно – F# и Ab. Вот так здрасьте, а мы думали, петатоника автоматически содержит в себе все блюзовые ноты – ан нет! Чтобы использовать весь набор блюзовых нот – ей одной не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе. С пентатоникой разобрались, разобрались и с тем, что их может использоваться на протяжении одной темы несколько штук. Противоречий здесь нет, и нет прецедента для ввода и использования новых ключевых знаков – для наглядности - в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E.

Так что спите спокойно, дорогие товарищи: в гамме До минор – а именно она лежит в мелодии над До мажорными функциями – все три основные простые пентатоники уже содержатся.

С блюзовым ладом мы будем разбираться в следующем уроке, а пока разберемся с блюзовыми нотами. В До мажоре явно имеется четыре блюзовых ноты (Eb-Gb-Ab-Bb), Db звук для блюза более характерный как C#, но это не плавающий по законам блюза звук, а скорее гармонический и более редкий в употреблении (на трех основных фунуциях он не употребляется), хотя его иногда тоже отчисляют к разряду блюзовых нот. Пока о нем говорить не будем. Итак: Eb-Gb-Ab-Bb - звуки блюзовые, но в пределах одной пентатоники все совместно не присутствуют, т.е. для того, чтобы в одном блюзе были все эти звуки, нужен временный уход к новому тональному центру - в нашем случае в субдоминанту и доминанту. Не стоит паниковать, просто нужно понимать, что звук Ab будет уместен, когда появится блюзовая пентатоника от Фа мажора (как альтернативный или плавающий к звуку A), и также будут звучать проходки по всем звукам блюзовой пентатоники от Фа, когда в гармонии будет подразумеваться субдоминанта (Фа мажор).

Хочу обратить ваша внимание, что при мелодизации (создании мелодии) на субдоминанте у Вас имеется выбор: либо пользоваться основной пентатоникой До, либо отклониться к пентатонике Фа - разница в звучании имеется, и понятно, что тоже самое относится и к доминанте (в данном случае - Соль мажор).

Все мои примеры с блюзами содержат один большой недостаток, а именно - блюз в большинстве случаев опирается на трех дольный импульс, я же для просоты записал все в размере 4/4 и без триолей - единственно для того, чтобы не усложнять наглядность примера. О ритме будем говорить в других уроках подробно.

Привожу ряд примеров реальных блюзов для изучения и для игры импровизаций. Важно помнить, что сам характер исполнения блюза и его 12-и тактовая форма предполагают моменты недосказанности в поэтической строке солиста, где его паузы доигрывают инструменты или звучит размеренный гармонический бит.

Примеры блюзов для игры даны ниже. В заданиях: играть блюзы на простую цифровку в трех тональностях с импровизацией по пентатонике. Как добиться вариантности импровизации можно посмотреть в практическом курсе (первые уроки). Играть мелодию импровизации в медленном темпе в разнообразной фактуре сопровождения левой руки (см. фактура левой руки). Основные обозначения аккордов цифровки найдете там же.

Блюз - занятия

Попробуем набросать простейший блюз, используя 5 нот (основную пентатонику лада) и отталкиваясь от:

гаммообразного восходящего (нисходящего) риффастатичного риффапоступенно восходящего риффа (секвенции)набора случайных нот

и затем наиграть блюз, используя пентатоники трех основных функций T.S.D.

 

Проиграем примеры блюзов в трех тональностях:

играть играть играть играть играть играть играть играть играть

Это примеры 3-х блюзов в 3-х тональностях.

Ознакомьтесь с рядом компромиссов по преодолению естественных ограничений

Перейдем по ссылке к практическим заданиям для практической игры. ---------------------------------------------------------------------------------------------

В следующем занятии будем разбираться с блюзовым ладом.

karaokejazz.com

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» — пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой. Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подробнее…

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion. Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха». Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника. Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс) для игры.

Красная точка – это тоника, основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд. Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада — и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто. Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание. Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона. Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз — это играть его.

Спонсор статьи.Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать здесь

Автор текста – Павел Молянов

music-education.ru

Уроки импровизации — Трансформация блюзовой гаммы — Музыкальный онлайн колледж

Блюз один из неиссякаемых источников вдохновения для музыкантов всех направлений. Одной из причин этого является невероятная гибкость блюзовых модусов.

Обычно самое первое, что учится играть джазмен или блюзмен – это минорная пентатоника(хотя это и не совсем верное название, мы его будем применять для различий двух основных видов пентатоники).

Пентатоника – наиболее распространённый лад во множестве культур и наверное один из самых древних.

Пентатоника входит в группу т.н. ангемитонных ладов, что означает отсутствие полутонов.

Еще одно из распространённых определений пентатоники – лад, ноты которого можно расположить по чистым квинтам. Поэтому кроме отсутствия полутонов для пентатоники характерно отсутствие тритонов.

Если сравнивать с известными всем ладами мажора и минора, то в мажорной пентатонике пропущены 4 и 7 ступени, а в минорной  2 и 6.

Пример 1

Однако пентатоника сама по себе не имеет блюзового звучания.

Для блюза характерно альтерированное звучание и совмещение повышенной и пониженной ступени в одном ладу. Это следствие того, что в архаичном блюзе повсеместно встречались четвертьтоновые ноты, и для имитации этих нот пианисты использовали звучание двух соседних ступеней в трелях, что позже сформировало типичные блюзовые ходы.

В примере 1 Вы видите минорную мажорную пентатоники, следующая за ними минорная блюзовая с пониженной 5 ступенью, наверное, самая популярная гамма в мире. Она имеет характерное блюзовое звучание и одинаково хорошо звучит, как  на минорную гармонию, так и на мажорную.Следующий лад — это мажорная блюзовая с пониженной третьей.

Этот лад имеет характерное кантри звучание. Однако важной особенностью лада является то, что это, по сути, обращение минорной блюзовой пентатоники F# и нотный состав у них идентичный (однако разный ступеневый).Это 4 основных пентатонических звукоряда в блюзе.Основой диатоники блюза является миксолидийский лад, поскольку он лучше всего подходит для обыгрывания доминантовых септаккордов.

Ну и конечно не забудем про эолийский лад, поскольку он содержит #7 ступень, которая незаменима при создание тяготений и напряжения.

Теперь начинается самое веселое:)

Начинаем мешать эти лады.

Как пример я написал гибридный лад: он совмещает в себе минорную и мажорную пентатоники, а также миксолидийский и эолийский.

Лады такого типа называются МИКСОДИАТОНИЧЕСКИМИ (от Mix смешивать).

Как Вы видите это практически хроматическая гамма без 2b и 6b.

Давайте найдем применение и этим ступеням.

2b= 9b, что позволяет добавить нам ее в уже смешанный звукоряд (обозначен как хроматика без 6).

И последний штрих.

6 степень с первого взгляда плохо вписывается в этот лад, поскольку не содержится ни в одном аккорде. Однако если позаимствовать джазовый принцип альтерации мы можем использовать ее как 5#, и тогда наш лад превращается в блюзовую хроматику (блюзовую потому что функции ступеней блюзовые, в джазе они несколько отличаются)

Таким путем мы от пентатоники пришли к хроматике.

Конечно очень большую роль здесь будет играть правильно использование нот и умение использовать ступени.

Послушайте примеры блюзовых хроматических фраз.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

study-music.ru

-

: 4 , 2 - 2 - 4/4. - , . .. . , - - . , , . , , :

:

. , . ( -) ( I-VI 7-IIm (, )):

I 7

IV7

I 7

Vm I7

IV7

IV7

I 7

IIImb IIIm

IIm

V 7

I7 VI 7

IIm V7

:

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I 7

IV7 #IV0

I/V

Vm

I 7

IV7

IVm

IIIm

bIII7

IIm

V7

IIIm

bIIIm

IIm

bII7

I 7

IV7

I 7

Vm

I 7

IV7

bVII7

IM IIm

IIIm VI7

II7

V7

I 7

bVI7

V7

I 7

IV7

I 7

Vm

I 7

IV7

bVII7

I 7IVM

IIIm

bIII7

IIm

V7

IIIm VI7

IIm V7

I 7

IV7

I 7

Vm I 7

IV7

#IV0

VII7

I7 VII7

bVII7 VI7

IIm

V7 IV7

IIIm VI7

IIm V7

IM

VIIm

III7

VIm

II7

Vm I 7

IV7

#IV0

IIIm

bIIIm bVI7

IIm V7

bVIm

bII7

I 7 VI7

IIm

V7

, . IX X. -, , :

2

I 7

I 7

I 7

I 7

IV7

IV7

I 7

I 7

V7

IV7

I 7

I 7

. , . , ( V ). :

3

I m

IVm

I m

I 7

IVm

II 0V7

I m

I m

bVI7

V7

I m VI 0

bVI 7 V7

: IbIII0| IIm V7 ( ). :

4 I I7 IV # IV0 | I/V bII7 I7|

:

studbooks.net

Реферат: "Блюзовый лад в гармонии"

Выдержка из работы

Блюзовый лад в гармонии

1. Форма блюза

Квадрат разбивается не на два или четыре, а на три предложения. Поэтическая строка, как правило, короче музыкальной, и потому огромное значение имеют паузы солиста, заполняемые отыгрышами оркестра (музыканта).

I7 / IV7 / I7 / I7 /

IV7/ IV7/ I7/ I7/

V7/ IV7/ I7/ I7/

Одной из самых оригинальных форм, имевшей огромное значение на всех этапах развития джаза, является блюз. Истоки блюза следует искать в народной негритянской музыке. Условно блюзы можно разделить на три группы: блюз архаический (или фольклорный), классический и современный. Традиционной, установившейся формой блюза является 12-тактовый блюз, но возможны и отклонения. Вот пример простейшей схемы блюза в До мажоре:

Из приведенной схемы видно, что первые четыре такта основаны на тонике, вторые начинаются с субдоминанты и последний четырехтакт с доминанты. Такое деление по четыре такта не случайно. Оно основано на том, что поэтический текст блюза всегда трехстрочен по схеме: ААВ.

Тоническая, субдоминантовая и доминантовая гармония подчеркивает начало каждой новой строчки.

2. Блюзовый лад

Лады музыки:

Только один блюз имеет свой собственный лад, а также собственную гармоническую сетку. «Блюзовая гамма» была получена путем сведения «под одну крышу» важнейших ладовых и интонационных ингредиентов данного лада. вспомним известную схему блюзового лада, впервые теоретически сформулированную У. Сарджентом:

Квадратными нотами в ней обозначены блюзовые тона, т. е. наиболее заметные в блюзовом ладе зоны неустойчивого интонирования, расположенные в районе III низкой и VII низкой ступеней лада. Если записать нотами в виде звукоряда c-d-es-e-f-g-a-b-h — © получим следующее:

Блюзовый лад — родоначальник (прародитель) джаза. Его элементы можно встретить в 99% джазовых композиций вне зависимости от их характера и стиля произведения. В основе блюза лежит т.н. блюзовая пентатоника, сама по себе в мелодии (если пренебречь 12-и тактовой формой) нисколько не отличающаяся от самой обычной пентатоники. Вот пример простой мелодии на основе пентатоники на основе 12-и тактов:

Блюзовая пентатоника отличается от нее тем, что находится в гармонии, и конкретно отличается методами мышления исполнителей. Пентатоника является основой потому, что она звучит убедительно и нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S.

Далее, если подставить на эту мелодию традиционную гармоническую сетку блюза, вот что получается:

Первые (простонародные) блюзы редко выходили за рамки трех функций и почти полностью строились из расчета этой самой пентатоники и могли исполняться в минорных ладах,

Если заменить аккорды в партии левой руки на минорные-то снова получите блюз, и неважно, в каких ладах они исполнялись, т. к. функциональности баса было вполне достаточно.

(в данном примере партия баса движется только по основным и квинтовым тонам, что не совсем музыкально, но наглядно видно, что блюз состоялся).

3. Блюзовые ноты

Негритянская манера пения отразилась на образовании так называемых «блюзовых» или «голубых» (blue notes), что в свою очередь отразилось на мелодике и гармонии джаза и на его необычном оркестровом звучании. Инструменты, подражая человеческому голосу, также пользуются такими нефиксированными, детонирующими звуками, которые вносят особое очарование и характерность в джазовую музыку. Блюзовые ноты — это пониженные III, VII, а также и V ступени в мажорном звукоряде. Это придает одновременное звучание мажора и минора, т. к. солирующие инструменты и голоса исполняют блюзовые ноты на фоне мажорной гармонии ритмической группы. Такое одновременное звучание мажора и минора является одним из характернейших свойств джазовой музыки. На форме 12-тактового блюза с блюзовой гармонией и блюзовыми нотами основано огромное количество джазовых тем. Влияние блюза чувствуется на всех направлениях джаза всех периодов. Непосредственно на блюзовой форме основываются такие стили джаза и эстрадной музыки, как «буги-вуги», «рок-н-ролл», «ритм-энд-блюз». Размер блюза чаще 4/4, темп произвольный, в ранних блюзах — большей частью медленный.

4. Блюзовая пентатоника

Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим.

В пентатонике, как известно, содержится 5 нот. Блюзовой пентатонику называют потому, что над мажорным ладом (в гармонизации) исполняется именно минорная (на основе минорного лада) мелодия. Мажор внизу и минор вверху — два одноименных лада (пример: Ре мажор и Ре минор). Для До мажора блюзовая пентатоника — это, соответственно: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза.

Древнейший лад (пентатоника), использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько внутренне гармоничный и естественный, легко усвояемый в устной традиции и стереотипно отпечатывающийся в психике человека — в джазе оказался жизнестойким и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит над мажорной гармонической функцией). Т. е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии. Таковы внутренние свойства блюзовой пентатоники. Но такая всезвучность присуща только этим пяти нотам.

Помимо наличия блюзовой пентатноики вторым атрибутом блюза является рифф, или, вернее сказать, структурная предрасположенность к риффу.

Рифф — ритмически и интонационно устойчивая неоднократно повторяющаяся простая мелодическая структура.

В блюзе используется повтор мелодической строки, что только усиливает восприятие формы. Техника, основанная на использовании повторов и есть техника риффа. Она весьма развита, так как единичные повторы в группе повторов могут интересным образом сдвигаться по времени, изменяться интервально или по высоте. Для построения блюза действенным будет повторить первую фразу на новой гармонии:

Для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и более того, недостаточно даже семи нот. А блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для До мажора соответственно — F# и Ab. Чтобы использовать весь набор блюзовых нот — одной пентатоникой не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе. Пример для наглядности — в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E.

Из примера следует, что в гамме До минор (а именно она лежит в мелодии над До мажорными функциями) все три основные простые пентатоники уже содержатся.

5. Гармония в блюзе

Гармония блюза четко фиксирована: первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 — на субдоминанте и тонике и последние по 2 — на доминанте и тонике в размере 4/4. В джазе вообще существует также строго определенное понятие «квадрата» — это импровизация на данную тему, уложенная в количество тактов этой темы. Т. е. «квадрат» по продолжительности равен теме и основывается на ее гармонической схеме. Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность — переход в пятом такте в субдоминанту — остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии:

Но чаще мелодии блюзовых тем содержат хроматизмы:

Современная гармония блюза была разработана Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи в сороковых годах. Этот тип блюза содержит много вариантов гармонических секвенций, которых не было в традиционном блюзе. В приведенной ниже упрощенной гармонической схеме такого блюза (стили «би-боп») между вторым и третьим четырехтактом появляется второй характерный для блюза гармонический оборот (в импровизации активнее используется оборот I-VI 7-IIm (седьмой, восьмой и девятый такты)):

I 7

IV7

I 7

Vm I7

IV7

IV7

I 7

IIImb IIIm

IIm

V 7

I7 VI 7

IIm V7

Примеры схем блюза этого периода:

Схема № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I 7

IV7 #IV0

I/V

Vm

I 7

IV7

IVm

IIIm

bIII7

IIm

V7

IIIm

bIIIm

IIm

bII7

I 7

IV7

I 7

Vm

I 7

IV7

bVII7

IM IIm

IIIm VI7

II7

V7

I 7

bVI7

V7

I 7

IV7

I 7

Vm

I 7

IV7

bVII7

I 7IVM

IIIm

bIII7

IIm

V7

IIIm VI7

IIm V7

I 7

IV7

I 7

Vm I 7

IV7

#IV0

VII7

I7 VII7

bVII7 VI7

IIm

V7 IV7

IIIm VI7

IIm V7

IM

VIIm

III7

VIm

II7

Vm I 7

IV7

#IV0

IIIm

bIIIm bVI7

IIm V7

bVIm

bII7

I 7 VI7

IIm

V7

Очень распространен и другой, более ранний вариант блюза. Здесь наиболее характерным является плагальный оборот в тактах IX и X. Подобный вариант блюза существует в стилях «буги-вуги», «ритм энд блюз», «рок»:

Схема № 2

I 7

I 7

I 7

I 7

IV7

IV7

I 7

I 7

V7

IV7

I 7

I 7

Существуют и минорные блюзы. Но гармонически они обычно более бедны, чем мажорные. Блюзовые ноты совпадают здесь с минорной гармонией и поэтому не звучат так характерно, как в мажорном блюзе (за исключением V пониженной степени). Пример схемы минорного блюза:

Схема № 3

I m

IVm

I m

I 7

IVm

II 0V7

I m

I m

bVI7

V7

I m VI 0

bVI 7 V7

Каденция в блюзе представляет собой два последних такта двенадцатитакта с гармонией: IbIII0| IIm V7 (один из вариантов). В коде последние два такта обычно играются так:

Схема № 4 I I7 IV # IV0 | I/V bII7 I7|

При этом ритмически это выглядит так:

6. Усложненная блюзовая гармония

Имея в распоряжении значительное количество гармонических оборотов, зная принципы замен, альтераций, широкого, тесного и смешанного расположений, можно рассмотреть несколько усложненных гармонических схем блюза, где используются эти средства.

А)

I 7

VIIm III7

VIm

Vm bV7

IV7

IVm bVII7

III m VI7

bIIIm bVI7

IIm

V7

III7 (+5) VI-9

II7 (-5) V+9

Б)

I 7

VII7 III7

VIm

Vm bV7

IV7

IV7 #IV0

IIIm

bIII7

IIm

V9

IIIm bIII7

IIm bII7

B)

I 6 IV9

bVIIm b III7

VIm9 II7

Vm I7

IV9

IVm bVII7

III m

VI7

IIm

IIm V7

IIIm bIIIm

bVI9 V7

Г)

I 9

IV9

I 9

Vm bV9

IV9 bVII9

bIII9 bVI7

VI7 bVII7

VII7 I 7

II0

V7

I bIII0

IIm V7

Пример нескольких способов изложения гармонии блюза для левой руки:

блюз гармония пентатоника лад

7. Ритмическое оформление гармонии аккомпанемента

Учитывая огромную роль ритма в джазе, следует отметить, что в большинстве случаев ровные восьмые играются в джазе почти всегда в быстрых темпах. В темпах умеренных и медленных вместо ровных восьмых почти всегда играются триоли.

Запись восьмыми является условной. Такой же условной является и запись пунктирным ритмом.

Пунктирный ритм также играется триолями. Следовательно, следующий рисунок, написанный ровными восьмыми или пунктирным ритмом, следует играть так:

Синкопы и слабые триольные восьмые мелодического рисунка следует акцентировать.

В приведенном выше примере Видна характерная особенность ритмического оформление последних двух тактов схемы. Это пример типичного блюзового каданса.

Заключение

Блюз — уникальное явление мировой музыкальной культуры. По совокупности качеств он не имеет аналогов не только в истории музыки XX века, но и в истории музыки вообще. Возникнув во второй половине XIX века как афроамериканский фольклорный жанр, он очень быстро превратился сначала в общеамериканский, а затем и в интернациональный культурный феномен. На его базе началась ассимиляция неакадемических культур самых разных народов мира и фактически возникла современная неакадемическая музыка как качественно новое явление, подобного которому еще не знала мировая музыкальная культура. Эта музыка и по своим нормативам, и по самому духу оказалась антиподом академической музыке. Однако ее антиподность обладает способностью взаимодействия с «классикой», способностью взаимообмена различных элементов с ней.

Для блюза характерны метафоричность образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования, вопросно-ответный принцип формообразования, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента.

Исследуя особенности и выразительное значение блюза можно выделить следующее:

· Блюз состоит из 12 тактов — форма:

· Только блюз имеет свой собственный лад и гармоническую сетку.

· «Blue notes» — пониженные III, V и VII ступени мажорной гаммы

· Наиболее характерные гармонические переходы — четвертый / пятый, восьмой / девятый, а также девятый / десятый (в раннем блюзе) такты.

· Немаловажную выразительную роль играет также свойственное только джазу ритмическая интерпретация восьмых нот. Для блюза ритмически особенно выделено оформление каденций.

Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность — переход в пятом такте в субдоминанту — остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии. Блюзовая пентатоника отличается от простой пентатоники тем, что находится в гармонии, и конкретно отличается методами мышления исполнителей. Пентатоника является основой потому, что она звучит убедительно и нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S. Имея в распоряжении значительное количество гармонических оборотов, зная принципы замен, альтераций, широкого, тесного и смешанного расположений, можно усложнять блюзовую гармонию, используя схемы блюза, где используются эти средства.

Блюз открыл в музыке особую выразительную сферу, чуждую многовековому европейскому опыту. Этот важнейший пласт современной культуры проложил в искусстве новые пути, выражающие на языке звуков некоторые фундаментально важные духовные устремления нашей эпохи.

Список литературы

1. Баташев А. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. — М.: Сов. композитор, 1987. — С. 80 — 95.

2. Конен В. Дж. Рождение джаза. — М.: Сов. Композитор, 1984. — 311 с., нот., нот. ил., 8 л. ил.

3. Медведев А. Время зрелости // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. — М.: Сов. композитор, 1987. — С. 29 — 47.

4. Овчинников Е. Джаз как явление музыкального искусства. — Искусство. — М.: ГМПИ, 1984. — 66 с.

5. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / Пер. с англ. М. Н. Рудковской и В. А. Ерохина; Вступ. Статья В. А. Ерохина; Общ. ред. и коммент. В. Ю. Озерова. — М.: Музыка, 1987. — 297 с

6. Чугунов Ю. Гармония в джазе: Учеб. пособие для ф-п. — М.: Сов. Композитор, 1980. — 152с

7. Фейертаг В. Джаз // Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. — С. 170

8. Озеров, В. Ю. Комментарии. Литература. Указатель терминов и понятий. Указатель имён / В. Ю. Озеров // Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. — М.: Музыка, 1987. — с. 218.

9. Конен, В. Д. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США / В. Д. Конен. — 3-е изд. — М.: Сов. композитор, 1977. — с. 43.

10. Конен, В. Д. Рождение джаза / В. Д. Конен. — 2- е изд. — М.: Сов. композитор, 1990. — 319 с.

11. Коллиер, Д. Становление джаза / Д. Коллиер. — М.: Радуга, 1984. — 390 с.

12. Минх, Н. Джаз / Н. Минх // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1974. — Т.2. — С. 211−219.

13. Овчинников, Е. В. История джаза: учеб. пособие / Е. В. Овчинников. — М.: Музыка, 1994. — Вып. 1. — 240 с.

14. Озеров, В. Ю. Джаз. США: учеб. -справ. пособие / В. Ю. Озеров. — М.: ГМПИ, 1990. — 159 с.

Показать Свернуть

r.bookap.info

Блюз на гитаре Основы теории

Содержание:Немного о блюзе и блюзменахБлюзовый квадратБлюзовый ритмБлюзовый ладПриемы звукоизвлечения

Прежде чем начать разговор о том, как играть на гитаре блюз, для начала немного пройдемся по теории. Попутно затронем историю и наиболее ярких представителей гитарного блюза. В будущем эти знания еще пригодятся и не раз в импровизации или блюзовом аккомпанементе. А многие вещи из упражнений, которые будут разбираться на примерах других гитаристов в других статьях, будут понятнее. Тут правда стоит отметить, что нередко гитаристы перенимают не только гитарные фразы своих коллег, но и заимствуют у исполнителей на других инструментах. Например духовые партии. Но об этом речь будет идти в других уроках блюза на гитаре.

Немного о блюзе и блюзменах

Сейчас уже многие знаю то, что блюз это проявление страдания души в музыке. Выросший из африканской этнической музыки и возникший в среде афроамериканцев работающих на плантациях в дельте реки Миссисипи. Если обратиться к общедоступным источникам, то мы узнаем, что изначально блюз представлял из себя ритмические выкрики во время работы. А первые блюзовые исполнители после отмены рабства в Америке, все так же продолжали работать на плантациях, а выступали на различных вечеринках за еду и выпивку.Но так или иначе, с конца восемнадцатого века термин «блюз» периодически использовался в некоторых случаях, до того момента, когда в печатном варианте увидела свет блюзовая композиция «Dallas Blues», автором которой являлся Харт Уэнд.Именно эта композиция имела характерные черты блюза, которые живы и по сей день.В двадцатые годы ХХ века, блюз постепенно стал переходить в шоу-бизнес. Когда фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, стали раскручивать первых блюзовых исполнителей, а точнее исполнительниц.Говоря о тех временах, стоит вспомнить одну легенду и личность с которой связана эта легенда. Это Роберт Джонсон. Наверное это самая загадочная личность в истории блюза чью жизнь связывают с легендой, которую скорее всего он сам и породил. Когда неожиданно исчезнув из поля зрения своих друзей на год и вернувшись рассказал о загадочном перекресте и его сделке с дьяволом в обмен на умение играть блюз. Но как бы то не было, влияние Роберта Джонсона на других исполнителей огромно. его песни исполняли и исполняют до сих пор многие как известные, так и не очень исполнители. Среди которых были Эрик Клэптон, Рай Кудер, The Doors, The Rolling Stones, Red Hot Chili Peppers и многие другие.

Robert Johnson — Phonograph Blues

На видео классический блюз дельты в исполнении Роберта Джонсона

Стоит отметить тот факт, что сам блюз, как жанр музыки оказал огромное влияние на развитие других современных музыкальных стилей. Рок-н-рол, джаз, поп, рок. Даже хард-рок и хэви метал не обошлись без влияния блюза. А многие фразы и приемы блюзовых гитаристов нашли свое применение и развитие в различных жанрах и направлениях музыки. Что можно увидеть из примеров выше.

Блюзовый квадрат

Основой блюза является блюзовый квадрат. Как правило в гармонии используется 12 тактовая последовательность. Основная аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Варианты блюзового квадрата:1. Во втором такте аккорд первой ступени заменяется на аккорд четвертой.2. В десятом такте аккорд пятой ступени заменяется на аккорд четвертой.

Замечание: Аккорд четвертой ступени может использоваться как во 2-м так и в 10-м тактах, или во 2-м, 9-м и 10-м тактах.

Блюзовый ритм

Говоря о блюзовом квадрате не следует забывать и о блюзовом ритме — шаффл. В большинстве случаях блюз играется в размере 4/4, но используется триольная ритмика или шаффл. В триольной ритмике на каждую четверть выпадает три ноты:

Шаффл играется аналогично, но с пропущенной средней нотой:

В нотах шаффл записывается восьмыми нотами:

А чтобы было ясно, что играется шаффл используется следующее обозначение:

Блюзовый лад

К характерным чертам блюза еще относится блюзовый лад. Именно этот лад является основой для блюзовых импровизаций, которыми славится современный гитарный блюз. На изображении ниже мы видим минорный блюзовый лад в тональности G (соль) так как он выглядит на гитарном грифе. От обычной пентатоники его отличает пониженная 5 ступень.

Это наиболее употребляемая аппликатура блюзового лада, которая очень быстро запоминается и удобна для транспонирования в другую тональность. достаточно передвинуть руку в нужное место грифа. Естественно существуют и другие аппликатуры блюзового лада, но формат данной статьи не предназначен для подробного рассмотрения данной темы.

Приемы звукоизвлечения

Бенд

Бенд или подтяжка струны является одним из самых популярных приемов игры в современной гитаре. Исполняется бенд подтягиванием струны от исходной ноты на нужную высоту. Что создает в различных случаях разное настроение в музыке. Существует множество способов исполнения бенда на гитаре. Но то как и когда будет использоваться бенд будет зависеть в первую очередь от самого исполнителя и того настроения, который он хочет передать в песне. По длительности бенды могут быть короткими в момент удара по струне или по длительности в такт и больше. Часто бенды сочетаются со стаккато, флажолетами, вибрато и другими приемами звукоизвлечения.

Вибрато

Так называется прием, когда извлекается нота с одновременным колебанием струны пальцем поперек грифа или рычагом гитары. В некоторых случаях вибрато можно рассматривать как серию быстро исполняемых бендов. Таким образом часто исполняется широкое вибрато.

Бенд и вибрато наиболее часто употребляемых и часто используемых приемов звукоизвлечения в блюзе. Но учитывая развитие гитары как инструмента и ее возможностей, гитаристы стали изобретать новые приемы и способы извлечения нот на гитаре. С появлением электрогитары и гитарного рычага тремоло добавились приемы с использованием рычага. В игре на гитаре медиатором стало немаловажным и угол наклона медиатора по отношению к струне, что привело к массовому появлению медиаторных флажолетов. Гитаристы научились играть используя пальцы наравне с медиатором, а в более позднее время появились и элементы слепа на гитаре. Это все не обошло стороной и блюзменов, которые все новшества приняли на вооружение создавая свой неповторимы стиль игры на гитаре.

Что еще почитать

strunader.ru


Смотрите также