Главный дизайнер «АвтоВАЗа» рисует новую Lada под ритмы рока. Дизайнер лада


Стив Маттин: от «Мерседеса» до «Лады».

На Московском автосалоне 2012 года публику буквально поразил концепт Lada XRay авторства Стива Маттина, работавшего на тот момент в российской компании год. Сами по себе прототипы из Тольятти были зрителям не в новинку, и все уже привыкли к тому, что путь в серию им заказан по финансовым соображениям. Но в тот раз было объявлено о практическом значении «Иксрея»: он предвещал переход марки на единый – и очень выразительный! – стиль. Тогда, пожалуй, впервые широкой публике стало интересно, чем же знаменит Маттин.

Он не просто иностранец, приехавший на работу в Россию, а дизайнер с мировым именем, успевший поработать в крупнейших корпорациях и заслуживший престижные награды. В 1987 году Маттин начал работать дизайнером в Mercedes-Benz и уже через три года он получил должность старшего дизайнера, в которой он работал до 1993-го, когда его назначили дизайн-менеджером.

В «Мерседесе» британец отвечал за разработку внешности первого поколения А-класса. За эту работу он получил звание «Дизайнер года» от авторитетного журнала Autocar, а сама машина стала «первопроходцем» в классе премиальных компактвэнов. Кроме компактного городского автомобиля, Стив Маттин в начале 2000-х принимал активное участие в работе над Mercedes-Benz R-Class, S-Class, M-Class, GL, SL, SLK, SLR McLaren и Mercedes Maybach.

Как именно Стив умудрялся «переключаться» со спорт-каров на роскошные представительские седаны и обратно, и при этом ни разу не ошибиться, до сих пор непонятно! Однако факт остается фактом: о многих работах дизайнера эксперты и потребители до сих пор говорят, как о «чем-то особенном» в линейке немецкой марки. И говорят заслуженно: как ни крути, а второе поколение SLK, минивэн R-класса и кроха А-класс действительно заставили по-новому взглянуть на продукцию чопорной немецкой компании.

В 2000 году Маттина вновь повышают, назначив старшим дизайн-менеджером. Однако дальнейшего повышения не предвиделось, зато очень удачно подвернулось предложение от шведской компании Volvo, руководство которой задумалось о серьезном ребрендинге. В 2004 году британский специалист принимает предложение и становится старшим дизайнером северной марки.

Здесь у Маттина было гораздо меньше сложных проектов, но все же и на этом месте креативному художнику удалось устроить революцию и сотворить дизайн, который до сих пор остается «визитной карточкой» марки. И это при том, что ему приходилось совмещать обязанности шеф-дизайнера, вице-президента и члена правления компании. Под руководством британца на рынок вышло компактное семейство Volvo S60/V60, среднеразмерный кроссовер XC60, а также модели V40 и XC40. Все они на несколько лет определили фирменный стиль бренда.

Несмотря на солидные должности, уроженец Великобритании недолго проработал в шведской компании. По слухам, руководитель китайского концерна Geely, которому принадлежит контрольный пакет акций Volvo, очень любит «дорабатывать» внешность продукции марки. Вот и «лицо» S60 пришлось ему не по вкусу. Подробности инцидента остаются под покровом тайны, однако Стив освободил занимаемую должность и предпочел работать на себя.

В 2010 году дизайнер начал преподавать в Университете Умео в Швеции, а также оказывал консалтинговые услуги в сфере развития брендов и дизайн-проектов. Когда в 2011-м Волжский автозавод начал поиски нового старшего дизайнера, выбор пал именно на британского специалиста. Президент АвтоВАЗа (в то время им был Игорь Комаров) делает Маттину предложение. Неплохая зарплата, сложные проекты и, главное, полная свобода действий. Что еще нужно художнику? Стив раздумывал недолго и уже в середине 2011 года переехал в Тольятти.

Отметим, что как только новость о новом назначении попала в прессу, многие издания преподнесли это негативно. Мол, «Мерседесы» у Маттина получались скучноватые, а «Вольво» так и вовсе не соответствовали «духу марки». И действительно: британец предпочитает не копировать уже готовые решения, а самостоятельно создает «иконы стиля» в автомобильном мире.

В 2012 году свет увидел концептуальный кроссовер Lada XRay, который сразу же поразил публику оригинальными формами, полностью отличными от известной потребителям продукции АвтоВАЗа. Новости о будущей новинке моментально стали едва ли не самым популярным запросом в российских поисковиках! А когда спустя два года на Московском автосалоне были показаны максимально близкие к серийным Lada XRay 2 и Lada Vesta, интернет просто взорвался! Смелый, оригинальный и запоминающийся дизайн – таких машин АвтоВАЗ еще не показывал. Путь обеих моделей до конвейера занял всего год. Они открыли банальную до неприличия и знакомую каждому россиянину «Ладу» с абсолютно новой стороны.

И вновь Маттин добился своего: Х-дизайн набирает популярность и даже удостоился быть скопированным. Никому ведь не нужно напоминать, как выглядят последние новинки от Mitsubishi? И у АвтоВАЗа есть главный козырь, чтобы называться первопроходцем: его XRay засветился на публике первым.

carclub.ru

Главный дизайнер Волжского автозавода Стив Маттин — о концептах и образах: Автобизнес: Бизнес: Lenta.ru

Какие концепты пойдут в серию? Каков новый образ бренда Lada? Как улучшить репутацию «АвтоВАЗа»? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил главный дизайнер Волжского автозавода Стив Маттин.

Какие из шести концептов, представленных на Московском автосалоне (ММАС-2016), увидят свет и когда, а какие, может быть, так и останутся концептами?

Маттин: Надеюсь, все они рано или поздно увидят свет. Могу сказать, что вопрос производства Vesta SW Cross уже решен. Машина встанет на конвейер во второй половине 2017 года. Кстати, ее внешность будет очень близка к тому, как выглядел представленный концепт: спортивный кузов с элементами кроссовера. Вероятность запуска в производство седана Vesta Cross также высока. Машина еще не согласована окончательно, однако можно ожидать, что Vesta Cross появится в продаже одновременно с Vesta SW Cross.

Идем дальше, XRay Cross — этот проект пока находится на стадии обсуждения. Мы стараемся оптимизировать для него бизнес-план. Для этого и выставили концепты XRay Cross, а также XRay Sport и Vesta Sport — чтобы посмотреть на реакцию публики, посчитать примерные объемы производства. Если говорить отдельно о спортивных концептах, важно понимать, что они основаны на уже выпускаемых моделях. То есть это уровень чистого дизайна. У машин колоссальный потенциал, а наладить их выпуск не так сложно.

Наконец, последний концепт — XСode. Это иллюстрация того, как со временем изменится язык дизайна бренда. Другие модели по сути являются прибавлением в существующем семействе. А вот XСode — это уже следующее поколение. Мы хотели показать, что «икс-образный» дизайн не является временным признаком моделей Vesta или XRay, нет, это ДНК бренда, которое будет проявляться в грядущих поколениях Lada.

Когда впервые была представлена XRay, концепт был очень ярким. А вот серийная машина многих разочаровала, она оказалась чересчур обычной. Почему не удалось воплотить первоначальные идеи?

Не было такой задачи. Тогда, в 2012 году, мы только начинали, важно было показать, что настала новая эра развития бренда. А для этого, в первую очередь, требовалось разработать уникальный образ Lada. Поэтому концепт создавался вообще без инженерной поддержки. Это был дизайн в чистом виде. Конечно, мы могли бы выставить седан Vesta, который к тому времени был готов. Но мы хотели дать понять, что «АвтоВАЗ» выходит в новые сегменты рынка. Кроме того, была цель заинтересовать людей. И тут концепт отработал на все 200 процентов. Позже, когда началась работа над серийным кроссовером, мы решили сохранить название XRay, чтобы у людей не возникало ощущения, что модель, о которой они столько слышали, куда-то пропала.

Концепт XCode, иллюстрирующий следующее поколение Lada, такой же «умозрительный» или все-таки ближе к серийной машине?

Скажем так: он посредине между чистым виденьем будущего и теми концептами, которые близки к производству. Пока под него не подведена ни одна заводская платформа. Это в процессе обсуждения. Но я очень надеюсь, что нам удастся создать что-то действительно близкое к XCode, потому что реакция людей на эту машину была потрясающей.

Lada Xcode

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Разработанный вами образ Lada выполнен с чистого листа. Словно до этого завод машин не выпускал. Почему вы отказались от идеи преемственности дизайна?

Это один из важнейших вопросов, которые мне пришлось решить. Я проработал 18 лет в Mercedes-Benz, четыре года в Volvo — и вот меня пригласили в «АвтоВАЗ». Зачем? Чтобы все поменять. Если посмотреть на историю Lada, марка долгое время существовала в вакууме. По понятным причинам западные машины не могли составить ей конкуренцию. Потребитель в лучшем случае выбирал между «Жигулями» и «Москвичом». Однако времена изменились. И когда людям стали доступны европейские, японские и корейские машины, Lada превратилась в бренд, который выбирали из-за отсутствия денег. Поэтому в обществе естественная привязанность к отечественной марке тесно переплетается с ненавистью к ней же. Я хочу это изменить. Сделать так, чтобы люди гордились тем, что приобретают Lada. Для этого нужно начать с чистого листа, выработать язык дизайна, которого раньше не было.

Однако другие автомобильные компании эксплуатируют ностальгические чувства. Спросом пользуются Mini Cooper и Fiat 500, делающие акцент на ретро. Думаете в случае с «АвтоВАЗом» это бы не сработало?

В этом отношении Lada отличается от всех других марок. Классические модели производились в течение 40 лет с минимальными изменениями. Когда я пришел на завод, они все еще были на конвейере! Думаю, люди не успели по ним соскучиться. И даже сегодня наиболее культовая модель бренда — не только в России, но и по всему миру — Lada 4X4, это машина 40-летней давности. Хотите немного ретро? Так купите Lada 4X4. Лично я приехал сюда не для того, чтобы предаваться ностальгии, а, наоборот, двигать марку вперед, менять ее.

Lada 4X4 еще не затронута «икс-образным» дизайном. Однако известно, что работы над новым обликом ведутся. Не могли бы вы поделиться подробностями?

Как я уже говорил, внутри бренда этот автомобиль всегда будет иметь особенный статус. И его модернизация — один из важнейших проектов, над которым мы работаем. Когда новая 4х4 увидит свет, люди смогут узнать характерные черты классической модели. Но это не будет чем-то ностальгическим. Мы ищем правильную комбинацию, чтобы встроить ее в семейство машин с новой генетикой.

Главный вопрос — останется ли автомобиль настоящим внедорожником или начнет дрейфовать в сторону кроссоверов?

Мы знаем сильные стороны этой машины, в чем заключается ее уникальность. Она может проехать где угодно, она очень практична. Мы не хотим терять эти качества. У Lada 4X4 есть постоянная аудитория, нам известны ее запросы. И это все, что я пока могу сказать о проекте.

Стив Маттин

Фото: Юрий Стрелец / РИА Новости

Расскажите о другой новинке, Lada Signature. «АвтоВАЗ» и раньше пытался делать удлиненные седаны, но они не пользовались успехом. Зачем вообще нужна машина представительского класса в бюджетном сегменте?

Прежде всего, хочу отметить, что Signature не нужно воспринимать как попытку перейти в более дорогой сегмент. Наоборот, ее главное преимущество — это отсутствие альтернативы с учетом наших ценовых рамок, довольно либеральных. Кроме того, Signature предоставляет пассажирам больше свободного пространства и комфорта, чем ближайшие конкуренты. Пока таких машин собрано совсем немного, только чтобы прощупать рынок.

Ее целевая аудитория — это частные предприниматели и чиновники невысокого ранга. Раньше они вынуждены были смотреть в сторону Ford или Skoda, теперь могут выбрать автомобиль отечественного производства. В перспективе мы подумаем, как увеличить пространство над головой или добавить кожаную отделку салона. Но пока что наша цель — просто собрать отзывы об автомобиле.

Как вы считаете, репутация «АвтоВАЗа» постепенно выправляется? Раньше вы говорили, что даже в Великобритании шутят про российские машины.

Думаю, что выправляется, но в большей степени это касается России. Мы особенно не занимаемся продвижением марки за рубежом. Может быть, со временем это изменится. Так что я ориентируюсь на мнение профессионального сообщества, на реакцию своих коллег по отрасли. Она положительная. Конечно, за короткий срок восприятие бренда не изменится. Даже в России потребуется еще много времени, чтобы люди ощутили перемены. Но знаете, можно ехать по Москве на сколь угодно дорогой машине, никто и головы не повернет. Но когда едешь на Vesta или XRay, видишь, как люди в дорогих машинах ее разглядывают, фотографируют и показывают пальцем. Меня это радует.

Конечно, ведь в России все, так или иначе, начинали с Lada. Молодежь любит эти машины тюнинговать…

Да, я видел — зачастую совершенно безвкусно, только чтобы автомобиль как-то отличался от базовой модели.

…а вы разработали Lada 4X4 Urban, которая по сути является классическим тюнингом в российском смысле слова. Минимум изменений, эффектный пластиковый «обвес». Думаете развивать это направление?

Lada Xray concept 2

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Я думаю так: зачем другие компании будут делать тюнинг, когда мы начнем выпускать спортивные версии? И они будут гораздо интереснее. Стремление людей как-то переиначивать ВАЗовские машины станет исчезать по мере расширения модельного ряда. Это своего рода смена потребительской философии. Когда делали Urban, мы исходили из того, что Lada 4X4 отлично продается, но в городе смотрится не так ярко, как могла бы. Мы подправили там, здесь, поставили другие колеса, немного занизили. А в отношении Kalina поступили диаметрально противоположно: увеличили ей клиренс в варианте Cross. То есть, покупатель может выбрать то, что ему действительно по душе. Сейчас мы думаем о специальных версиях машин, о расширении списка дополнительного оборудования.

Сказалась ли на вашей работе недавняя смена руководства?

За те годы, что я в компании, изменений всегда хватало. Однако отдел дизайна оставался стабилен. Каждый новый руководитель давал добро на то, что мы делаем. Конечно, всякая смена руководства — это неизбежный период адаптации. У всех различный стиль работы, даже график разнится. Важно, что среди перемен нам удалось сохранить устойчивость и разработать стратегию развития.

Если сравнить «АвтоВАЗ» с другими вашими местами работы, в чем специфика российского предприятия?

Что и говорить, разница между Mercedes-Benz, Volvo и Lada огромная. Например, дизайнерский центр Mercedes-Benz — это гигантское современное здание. В Volvo было скромнее, но когда я пришел в Lada, то испытал некоторый шок. С другой стороны, меня впечатлило, до какой степени «АвтоВАЗ» оказался компьютеризирован. Необходимое программное обеспечение для создания дизайна уже присутствовало. При помощи технологий Autodesk был создан концепт XCode. Так что у нас все в цифре, даже первый скетч художники делают на компьютере.

И еще отметил бы профессионализм сотрудников. Конечно, многое пришлось делать с нуля: собирать и обучать команду, создавать студию моделирования, потому что рано или поздно приходится уходить из виртуальности, чтобы сделать модель в железе. Но фундамент для развития присутствовал изначально. В конце концов, скромные ресурсы просто заставляют нас быть гибче.

Например, все нынешние концепт-кары домашнего производства. Прошлые мы заказывали в Италии, но в этот раз на нас надавили. Задача была сложная, но мы отлично справились. А некоторые именитые автопроизводители до сих пор не в состоянии сделать такую работу и вынуждены сидеть на контрактах. То есть, в Lada мне удалось достичь большего, чем в Mercedes-Benz или Volvo.

lenta.ru

Главный дизайнер "АвтоВАЗа" рисует новую Lada под ритмы рока

Британец Стив Маттин рассказал, как ему работается в Тольятти, какими будут новые модели Lada и готовы ли инженеры "АвтоВАЗа" к внедрению нестандартных идей. Кроме того, главный дизайнер российской марки поведал АвтоВестям, что вдохновляет его в России и есть ли у русских дизайнеров будущее.

Нам удалось побеседовать со Стивом во время финала дизайнерского конкурса, в котором приняли участие студенты МАМИ - престижного московского вуза, где наряду с инженерами готовят и промышленных дизайнеров. Полтора десятка студентов представили свое видение концепт-кара марки Lada. Стив Маттин вместе со своим помощником бельгийцем Томасом Бигвудом выбрали три лучшие работы. Авторы этих проектов отправятся на стажировку в дизайн-студию "АвтоВАЗа".

АвтоВести: - Чем отличаются начинающие российские дизайнеры от европейских?

С.М.: - Факультеты и отделения дизайна в европейских университетах теснее связаны с автомобильной индустрией: там гораздо больше шансов напрямую пообщаться с представителем какого-либо крупного бренда (успешный дизайнер может читать лекции или выступать в роли куратора), показать ему свои работы. Здесь же студентам чаще всего некому показать, на что они способны. Желание помочь студентам и становится мотором проектов вроде сегодняшнего: я и Томас приезжаем в вузы, проводим  мастер-классы, делимся опытом. К примеру, сейчас было очень важно, чтобы при работе над проектом будущей Lada ребята учитывали ситуацию на рынке, а не просто безудержно фантазировали. (Сами студенты МАМИ были рады поработать со Стивом. Ребята отмечали, что традиционная русская школа дизайна почти не терпит вдохновения и инноваций, так как слишком тесно увязывает дизайн с конструкцией автомобиля. Преподаватели часто заворачивают креативный проект, так как он не соответствует определенным нормативам. В то время как англичанин из "АвтоВАЗа" дал ребятам возможность пофантазировать - прим. авт.). 

Стив Маттин был приглашен работать главным дизайнером "АвтоВАЗа" в августе 2011 года. Сейчас Стив живет на два города - то в Москве, то в Тольятти. В столице "АвтоВАЗ" снимает дизайнеру квартиру, а в Тольятти - целый дом.

АвтоВести: - С какими трудностями Вы столкнулись, переехав в Тольятти?

С.М.: - Для меня лично переезд в Россию сам по себе был испытанием. Речь скорее не о работе, а о повседневной жизни. Взять хотя бы языковой барьер. А в чем-то и культурный. Всегда проще общаться с людьми, когда ты не просто имеешь дело с какими-то неожиданными поступками и привычками, но и знаешь их причину. Увы, у меня нет времени, которое можно было бы потратить на адаптацию. Узнаю русских уже "в процессе". Что касается работы, то я приехал в компанию, которая еще не сформировала свой стиль и дизайнерский язык, свои правила и законы. Которые есть, например, у "Мерседес-Бенц". Плюс новые модели Lada появляются не каждый год, поэтому меньше возможностей для экспериментов. Все вместе это сильно усложняет задачу по разработке новой машины (автомобиля сегмента С, который должен появиться в 2015 году - прим. авт.). Но это и привлекает - отличный шанс, возможность все поменять, начать работу с чистого листа. 

Стив 17 лет проработал на Mercedes-Benz. Первым его творением в тогда еще DaimlerChrysler стал компактный Mercedes A-класса, экстерьер которого Стив создал в конце восьмидесятых. За эту работу молодой специалист получил звание "Дизайнер года".

АвтоВести: - Здесь, в России, что Вас вдохновляет? Может, быть музыка? Может быть, русская?

С.М.: - Первое, что бросилось в глаза: Россия – страна контрастов. Разные пейзажи, города выглядят по-разному: маленькие сильно отличаются от крупных. Или климат - зимой везде снег и лед, а лето жаркое. Все это вдохновляет и подкидывает совершенно конкретные идеи. К примеру, я думаю: "хорошо бы в новом дизайне Lada воплотить этот контраст, играя цветом или комбинируя мягкие и жесткие формы". И вот - округлые линии и мягкие формы передка сбоку переходят в жесткие и агрессивные очертания. Впрочем, я могу вдохновиться, просто гуляя по улице, разглядывая людей или архитектуру. Слушаю музыку. Я не фанат русской музыки, потому не очень хорошо ее знаю. Но иногда слушаю и русские коллективы, хотя чаще играет английская или немецкая музыка. Все зависит от настроения. Это может быть джаз днем и расслабляющий "чилаут" вечером. Но часто и что-то более жесткое - например, рок.

АвтоВести: - Что Вам нравится в русских?

С.М.: - Русские люди - очень открытые. Во многом благодаря этому у меня хорошие рабочие отношения со всеми – с моей командой дизайнеров, с маркетологами, пиарщиками... 

В 1998 году из-под пера Стива вышло очередное поколение S-класса. Еще один проект Стива в Mercedes – экстерьер впечатляющего SL. В 2005 году Стив разрабатывает внешний облик внедорожников ML (на фото) и GL.

АвтоВести: - И с инженерами тоже? (в личной беседе с представителем компании удалось узнать, что у Стива определенные сложности с русскими инженерами: на многие идеи британца они крутят пальцем у виска - прим. авт.)

С.М.: - Взаимоотношения с инженерами – это всегда сложно, независимо от того, насколько велика и известна компания. Дизайнеры по определению всегда должны выдумывать что-то новое. Но это новое часто является стрессом для инженеров, которым приходится воплощать идеи в пластике и металле. С одной стороны, дизайнера может иногда заносить - воплотить его идею будет слишком сложно или слишком дорого. С другой, инженер, стремящийся к максимальной надежности, нередко бывает слишком консервативен. Приходится искать компромисс, в том числе спорить, и это - одно из испытаний, через которые приходится пройти дизайнеру, чтобы добиться своего.

АвтоВести: - Как проходит Ваш день в России?

С.М.: - Непредсказуемо. Я очень активный человек и вдобавок по должности обязан быть максимально вовлечен в процесс, общаться с множеством людей разного статуса и разных специальностей. И мне никогда не бывает скучно. Сегодня я могу выдумывать идеи для концепта, завтра весь день провожу с пиарщиками...  Но моя главная задача – генерировать креатив и делиться им с командой. Я 25 лет работаю в этой индустрии, работал в Mercedes-Benz и Volvo - и просто обязан делиться наработанным там опытом. 

После работы в немецком концерне Стив как главный дизайнер Volvo воплощал в автомобилях "истинно шведский дизайн". Последним его творением в шведской компании стал Volvo S60.

АвтоВести: - Какая же она, новая дизайнерская ДНК Lada?

С.М.: - Когда мы показали кроссовер Lada XRay на Московском автосалоне в 2012 году, было важно продемонстрировать свое видение будущего. Мы хотели донести до публики две вещи. Первая – компания собирается работать в новом для себя сегменте кроссоверов. Вторая – у бренда Lada будет новое лицо. В основе его - так называемая "икс-форма", когда в ключевых поверхностях машины можно невооруженным глазом увидеть букву Х. В 2015 году вы увидите автомобиль, который будет очень похож на концепт, и за ним пойдет уже целая серия моделей с новым лицом. Первой моделью будет седан, потом появятся хэтчбек и кроссовер.

АвтоВести: - Можете отметить что-то, что Вам понравилось в последнее время из работ дизайнеров, которые сотрудничают с другими брендами?

С.М.: - Я сосредоточен на бренде Lada и не могу уделять много внимания другим маркам. Конечно, я не отгораживаюсь от мира и подмечаю удачные и не очень дизайнерские ходы, реализованные в той или другой новой машине. Но в целом больше сосредоточен на будущем.

Автор Екатерина Рзянина

auto.vesti.ru

Дизайнер "АвтоВАЗа": "Лада" станет "смелее и увереннее"

Image caption Впервые концепт-кар Lada XRay был представлен в августе на Московском международном автомобильном салоне

"АвтоВАЗ" обещает своим покупателям большие перемены. Завод перестал выпускать классические модели "Лады" и представил новый концепт-кар "Лада XRay", разработанный командой британского дизайнера Стива Маттина, который раньше работал на ведущих автопроизводителей - Mercedes-Benz и Volvo.

Маттин намерен создать новое лицо бренда "Лада", сделав его узнаваемым, но современным. Первые элементы будут отражены уже в дизайне автомобилей, которые сойдут с конвеера в 2015 году.

Одним из определяющих элементов бренда стала буква "Икс", которая просматривается не только на "лице" автомобиля, но и на боковых элементах.

Би-би-си удалось поговорить с главным дизайнером автомобилей "Лада" Стивом Маттином о новом концепт-каре и о том, чего российскому потребителю ждать от "АвтоВАЗа".

Би-би-си: У вас была прекрасная работа в Швеции. Чем Россия оказалась столь привлекательна, что вы согласились переехать сюда и стать главным дизайнером "Лады"?

Стив Маттин: Любой дизайнер ищет для себя новые вызовы. Мы сталкиваемся с новыми вызовами каждый день, когда дизайн должен соответствовать определенным требованиям, моделям, расписанию. Так, я работал на два ведущих бренда, 18 лет в Mercedes-Benz и еще четыре года в Volvo. Но пришла пора бросить себе новый вызов, сделать так, чтобы от меня ждали еще большего. Огромное достоинство этого бренда в том, что здесь мои возможности были почти не ограничены, у меня был практически чистый лист.

Кроме того, у меня была возможность создать команду, зная, что мы откроем дизайн-студию в Москве, что и произошло в июне. Так что с одной стороны - это дизайн, сам автомобиль, но с другой стороны - это команда и ее расширение.

Image caption Стив Маттин работает в России уже год

Би-би-си: Потребители в Западной Европе очень четко представляли себе, что такое "Лада": очень дешевый автомобиль, созданный на базе старого Fiat. Пожалуй, больше всего их смущал вид "Лады". Сейчас вы, наверное, пытаетесь, создать и закрепить некий новый образ?

Стив Маттин: Совершенно точно можно сказать, что наступила новая эра в дизайне автомобилей "Лада". И принципиально важно было выбрать точку отсчета и в какой-то момент сделать заявление. И как раз перед началом московского автосалона имело смысл показать новый концепт-кар XRay. Он является фундаментальной базой тех перемен, которые будет переживать дизайн ["Лады"]. И не только дизайн.

В некотором роде это возможность увидеть, как будет меняться компания, которая намерена расширять свой модельный ряд. Я выбрал кроссовер именно потому, что в будущем мы будем работать над кроссоверами и паркетниками, а потом и полноприводными автомобилями. А еще это возможность показать новый язык дизайна, который мы сейчас разрабатываем и воплощаем в нынешних проектах, увидеть, как будет меняться бренд, как появляется стратегия бренда, формируется его узнаваемость. Все это видно на новом лице [автомобиля], которое мы создали.

Би-би-си: Не выдавайте нам все секреты дизайна новой "Лады", но скажите, как будет выглядеть новое поколение автомобилей?

Стив Маттин: Во-первых, теперь дизайну будет уделяться больше внимания, чего раньше не было. Дизайн во многом зависел от инженерного отдела, дизайнеры в какой-то момент даже подчинялись инженерам. Этого, конечно же, больше не будет.

Во-вторых, автомобили на рынке представлены множеством поколений: некоторым моделям 30 лет, а некоторым пять. Отдельные продукты просто внешне подновили. Так что нормальной стратегии дизайна никогда не было, не было эволюции бренда.

Наш новый автомобиль как раз призван олицетворять ключевую перемену. В нем воплощен язык дизайна, который применяется в уже существующих проектах. Конечно же, в концепт-каре он был оптимизирован и слегка изменен. Сам концепт-кар влияет на существующие модели. Это эффект отскока. Мы начали с производственных моделей, стали искать, какой же автомобиль сделать выставочным, отталкиваясь от существующих проектов. То есть сначала рабочие проекты вдохновили шоу-кар, а теперь шоу-кар вдохновляет производственные проекты.

Вы видите, что этот автомобиль воплощает огромные перемены, особенно его передняя часть. Она выглядит смелее, увереннее, узнать его можно безошибочно, но не потому, что автомобиль много лет не менялся и на улицах тысячи точно таких же.

Это новый образ, графически смелый, не повторяющий ничего из того, что есть на рынке. И это не только вид спереди, но и архитектура всего автомобиля. С одной стороны, мы по-прежнему стремимся к простоте, потому что это история бренда. Он всегда был простым, надежным, привязанным к среде, для которой он предназначен. При этом все эти идеи мы стараемся обнажить, создать язык формы, показать напряженные линии, сопрячь их с крайне эмоциональными, скульптурными поверхностями. Так что мы добиваемся баланса и намерены в будущем много обращать внимания именно на дизайн.

Би-би-си: Возможно, для российского потребителя одним из ключевых факторов привлекательности в "Ладе" всегда была цена и простота в ремонта. Вы не боитесь прийти к тому, что созданные вами автомобили больше не будут дешевыми?

Стив Маттин: Именно этот потребитель будет основным для нас в будущем. Наш модельный ряд всегда был направлен на то, чтобы предложить потребителю именно нужный ему автомобиль. Это не изменится.

Передо мной открылась возможность начать с чистого листа. Такая возможность выпадает в жизни не каждому главному дизайнеруСтив Маттин, <br> главный дизайнер "АвтоВАЗ"

Конечно же, если мы расширим модельный ряд, как мы и собираемся, мы будем расширять его не только горизонтально, потому что на растущем российском рынке есть масса возможностей. Россия остается одним из самых быстрорастущих сегментов авторынка в мире. Так что, конечно же, мы должны удовлетворять потребностям нашей покупательской базы, но это не значит, что на рынке нет потенциальных покупателей, на которых можно выйти шаг за шагом.

Конечно же, с помощью концепт-кара в первую очередь вдохновляешь людей, показываешь свободу дизайна, которой не всегда можно добиться в серийном автомобиле, где применяются другие технологии, другие материалы... И конечно же, нужно помнить, что в шоу-каре из-за ограничений по времени не всегда и не во всем удается быть реалистичным. Иногда люди этого не понимают. Но самое главное: мы понимаем, что нужны перемены, наш автомобиль показывает, как мы будем меняться. Некоторые элементы - это чистой воды проявление свободы дизайнера, но я хочу доказать, что внешний вид автомобилей, как и их качество будет меняться в лучшую сторону. Главное, что мы показали: перемены нужны, и они будут.

Би-би-си: Наверное, это показывает и то, как изменилась Россия. Вы, как успешный автомобильный дизайнер, наверное, никогда не мечтали стать главным дизайнером "Лады"?

Стив Маттин: Нет, конечно. Пожалуй, лет двадцать назад я об этом и не подумал бы, даже пять лет назад, пожалуй. Но жизнь меняется очень быстро. Наверное, впервые я понял, как Россия меняется, и какие здесь открываются возможности, когда приехал на автошоу еще в 2007 году. Тогда я работал в Volvo, и они были, если не ошибаюсь, лидером по продажам автомобилей премуим-класса в России.

У Москвы огромный потенциал, и сама по себе страна - огромная. Зная, что рынок растет очень быстро, как и в Китае, потенциал просто гигантский. Кроме того, как я уже говорил, передо мной открылась возможность начать с чистого листа. Такая возможность выпадает в жизни не каждому главному дизайнеру.

Чаще всего в компании, куда ты приходишь работать, уже заложена база, дизайн определен и перемены даются очень сложно, потому что многие люди в такой компании четко представляют себе бренд совершенно определенным образом. А здесь свободы намного больше, в этом преимущество. К тому же мне благодаря моему опыту доверяют, ведь я уже проходил через подобные перемены, когда работал в Mercedes, и такой опыт очень ценен.

www.bbc.com

Главный дизайнер «АвтоВАЗа» рисует новую Lada под ритмы рока - Автобизнес - Журнал

Британец Стив Маттин рассказал, как ему работается в Тольятти, какими будут новые модели Lada и готовы ли инженеры «АвтоВАЗа» к внедрению нестандартных идей. Кроме того, главный дизайнер российской марки поведал АвтоВестям, что вдохновляет его в России и есть ли у русских дизайнеров будущее.

Нам удалось побеседовать со Стивом во время финала дизайнерского конкурса, в котором приняли участие студенты МАМИ — престижного московского вуза, где наряду с инженерами готовят и промышленных дизайнеров. Полтора десятка студентов представили свое видение концепт-кара марки Lada. Стив Маттин вместе со своим помощником бельгийцем Томасом Бигвудом выбрали три лучшие работы. Авторы этих проектов отправятся на стажировку в дизайн-студию «АвтоВАЗа».

АвтоВести: — Чем отличаются начинающие российские дизайнеры от европейских?

С.М.: — Факультеты и отделения дизайна в европейских университетах теснее связаны с автомобильной индустрией: там гораздо больше шансов напрямую пообщаться с представителем какого-либо крупного бренда (успешный дизайнер может читать лекции или выступать в роли куратора), показать ему свои работы. Здесь же студентам чаще всего некому показать, на что они способны. Желание помочь студентам и становится мотором проектов вроде сегодняшнего: я и Томас приезжаем в вузы, проводим мастер-классы, делимся опытом. К примеру, сейчас было очень важно, чтобы при работе над проектом будущей Lada ребята учитывали ситуацию на рынке, а не просто безудержно фантазировали. (Сами студенты МАМИ были рады поработать со Стивом. Ребята отмечали, что традиционная русская школа дизайна почти не терпит вдохновения и инноваций, так как слишком тесно увязывает дизайн с конструкцией автомобиля. Преподаватели часто заворачивают креативный проект, так как он не соответствует определенным нормативам. В то время как англичанин из «АвтоВАЗа» дал ребятам возможность пофантазировать — примечание автора).

Стив Маттин был приглашен работать главным дизайнером «АвтоВАЗа» в августе 2011 года. Сейчас Стив живет на два города — то в Москве, то в Тольятти. В столице «АвтоВАЗ» снимает дизайнеру квартиру, а в Тольятти — целый дом.

Стив Маттин был приглашен работать главным дизайнером «АвтоВАЗа» в августе 2011 года. Сейчас Стив живет на два города — то в Москве, то в Тольятти. В столице «АвтоВАЗ» снимает дизайнеру квартиру, а в Тольятти — целый дом.

АвтоВести: — С какими трудностями Вы столкнулись, переехав в Тольятти?

С.М.: — Для меня лично переезд в Россию сам по себе был испытанием. Речь скорее не о работе, а о повседневной жизни. Взять хотя бы языковой барьер. А в чем-то и культурный. Всегда проще общаться с людьми, когда ты не просто имеешь дело с какими-то неожиданными поступками и привычками, но и знаешь их причину. Увы, у меня нет времени, которое можно было бы потратить на адаптацию. Узнаю русских уже «в процессе». Что касается работы, то я приехал в компанию, которая еще не сформировала свой стиль и дизайнерский язык, свои правила и законы. Которые есть, например, у «Мерседес-Бенц». Плюс новые модели Lada появляются не каждый год, поэтому меньше возможностей для экспериментов. Все вместе это сильно усложняет задачу по разработке новой машины (автомобиля сегмента С, который должен появиться в 2015 году — примечание автора). Но это и привлекает — отличный шанс, возможность все поменять, начать работу с чистого листа.

Стив 17 лет проработал на Mercedes-Benz. Первым его творением в тогда еще DaimlerChrysler стал компактный Mercedes A-класса, экстерьер которого Стив создал в конце восьмидесятых. За эту работу молодой специалист получил звание «Дизайнер года».

Стив 17 лет проработал на Mercedes-Benz. Первым его творением в тогда еще DaimlerChrysler стал компактный Mercedes A-класса, экстерьер которого Стив создал в конце восьмидесятых. За эту работу молодой специалист получил звание «Дизайнер года».

АвтоВести: — Здесь, в России, что Вас вдохновляет? Может, быть музыка? Может быть, русская?

С.М.: — Первое, что бросилось в глаза: Россия — страна контрастов. Разные пейзажи, города выглядят по-разному: маленькие сильно отличаются от крупных. Или климат — зимой везде снег и лед, а лето жаркое. Все это вдохновляет и подкидывает совершенно конкретные идеи. К примеру, я думаю: «хорошо бы в новом дизайне Lada воплотить этот контраст, играя цветом или комбинируя мягкие и жесткие формы». И вот — округлые линии и мягкие формы передка сбоку переходят в жесткие и агрессивные очертания. Впрочем, я могу вдохновиться, просто гуляя по улице, разглядывая людей или архитектуру. Слушаю музыку. Я не фанат русской музыки, потому не очень хорошо ее знаю. Но иногда слушаю и русские коллективы, хотя чаще играет английская или немецкая музыка. Все зависит от настроения. Это может быть джаз днем и расслабляющий «чилаут» вечером. Но часто и что-то более жесткое — например, рок.

АвтоВести: — Что Вам нравится в русских?

С.М.: — Русские люди — очень открытые. Во многом благодаря этому у меня хорошие рабочие отношения со всеми — с моей командой дизайнеров, с маркетологами, пиарщиками...

В 1998 году из-под пера Стива вышло очередное поколение S-класса. Еще один проект Стива в Mercedes – экстерьер впечатляющего SL. В 2005 году Стив разрабатывает внешний облик внедорожников ML (на фото) и GL.

В 1998 году из-под пера Стива вышло очередное поколение S-класса. Еще один проект Стива в Mercedes – экстерьер впечатляющего SL. В 2005 году Стив разрабатывает внешний облик внедорожников ML (на фото) и GL.

АвтоВести: — И с инженерами тоже? (в личной беседе с представителем компании удалось узнать, что у Стива определенные сложности с русскими инженерами: на многие идеи британца они крутят пальцем у виска — примечание автора).

С.М.: — Взаимоотношения с инженерами — это всегда сложно, независимо от того, насколько велика и известна компания. Дизайнеры по определению всегда должны выдумывать что-то новое. Но это новое часто является стрессом для инженеров, которым приходится воплощать идеи в пластике и металле. С одной стороны, дизайнера может иногда заносить — воплотить его идею будет слишком сложно или слишком дорого. С другой, инженер, стремящийся к максимальной надежности, нередко бывает слишком консервативен. Приходится искать компромисс, в том числе спорить, и это — одно из испытаний, через которые приходится пройти дизайнеру, чтобы добиться своего.

АвтоВести: — Как проходит Ваш день в России?

С.М.: — Непредсказуемо. Я очень активный человек и вдобавок по должности обязан быть максимально вовлечен в процесс, общаться с множеством людей разного статуса и разных специальностей. И мне никогда не бывает скучно. Сегодня я могу выдумывать идеи для концепта, завтра весь день провожу с пиарщиками... Но моя главная задача — генерировать креатив и делиться им с командой. Я 25 лет работаю в этой индустрии, работал в Mercedes-Benz и Volvo — и просто обязан делиться наработанным там опытом.

После работы в немецком концерне Стив как главный дизайнер Volvo воплощал в автомобилях «истинно шведский дизайн». Последним его творением в шведской компании стал Volvo S60.

После работы в немецком концерне Стив как главный дизайнер Volvo воплощал в автомобилях «истинно шведский дизайн». Последним его творением в шведской компании стал Volvo S60.

АвтоВести: — Какая же она, новая дизайнерская ДНК Lada?

С.М.: — Когда мы показали кроссовер Lada XRay на Московском автосалоне в 2012 году, было важно продемонстрировать свое видение будущего. Мы хотели донести до публики две вещи. Первая — компания собирается работать в новом для себя сегменте кроссоверов. Вторая — у бренда Lada будет новое лицо. В основе его — так называемая «икс-форма», когда в ключевых поверхностях машины можно невооруженным глазом увидеть букву Х. В 2015 году вы увидите автомобиль, который будет очень похож на концепт, и за ним пойдет уже целая серия моделей с новым лицом. Первой моделью будет седан, потом появятся хэтчбек и кроссовер.

АвтоВести: — Можете отметить что-то, что Вам понравилось в последнее время из работ дизайнеров, которые сотрудничают с другими брендами?

С.М.: — Я сосредоточен на бренде Lada и не могу уделять много внимания другим маркам. Конечно, я не отгораживаюсь от мира и подмечаю удачные и не очень дизайнерские ходы, реализованные в той или другой новой машине. Но в целом больше сосредоточен на будущем.

Scriptio: Екатерина Рзянина.

quto.ru

«Нива – единственная модель LADA, несущая наследие бренда»

Британец Стив Маттин, занимающий должность главного дизайнера на АВТОВАЗе, дал порталу iBusiness интересное интервью. В ходе беседы Маттин рассказал, что его удивило в организации технологической базы АВТОВАЗа, как создавалось «узнаваемое лицо» бренда LADA, когда российские автомобили смогут вызвать восторг у итальянцев и французов.

Британец Стив Маттин уже больше пяти лет руководит дизайнерским направлением на «АвтоВАЗе» – за это время он стал одной из самых ярких фигур российской автопромышленности. Маттин – публичная фигура, призванная продемонстрировать готовность крупнейшего автопроизводителя страны к полномасштабным инновациям.Компетенция Маттина не вызывает никаких сомнений: после работы на Mercedes он несколько лет был главным дизайнером Volvo. Из под «пера» британца вышел ряд представительских и люксовых европейских моделей – но как он справляется с работой для принципиально иного потребителя?

Выступая на форуме Autodesk University Russia, Маттин рассказал о том, что для вывода дизайн-направления «АвтоВАЗа» на новую высоту, необходимо было изменить основополагающие принципы этой работы – «на генном уровне». В первую очередь, речь идёт о том, чтобы найти новое «лицо» автомобилей бренда Lada – некую отличительную черту в дизайне, которая сделала бы марку более узнаваемой.

Такой отличительной «фишкой» Lada стало очертание буквы X, вписанное в дизайн автомобиля спереди, сзади и по бокам. Это нашло отражение даже в нейминге – компактный кроссовер 2012 года получил название XRAY (впрочем, буква X и без того часто используется в названиях автомобилей повышенной проходимости).Однако узнаваемое «лицо» – это только один из этапов разработки всеохватывающего стиля. В числе нововведений, воплощённых под руководством Маттина, – новый логотип «АвтоВАЗа», который также призван отразить движение бренда вперёд.

Корреспондент iBusiness подробнее поговорил со Стивом Маттином о том, как крупнейший российский автозавод намерен преодолевать трудности модернизации и болезни роста.

Почему в России мало кто из автопроизводителей интересовался раньше такими вещами, как «лицо» бренда?

Честно говоря, я сам не знаю. Но мне кажется это уходит в те времена, когда в дизайне вообще не видели смысла. И понятия как «сила бренда», «понимание бренда», «восприятие бренда» не имели такого значения, как сейчас. Но такая ситуация не только в России. Многие компании не понимают, насколько это действительно помогает продавать машины. Большинство китайских компаний не имеет сильных брендов – кроме, может быть, одной или двух. Даже если посмотреть на успешные компании, они часто концентрировались на конкретном продукте, а не на бренде в целом.

Наша задача – «перевернуть» бренд, поменять его имидж, изменить дизайн и создать новую машину. Первое, что вы видите, это лицо товара, его характер, особенности. Это то, что вы запоминаете. Очень многое об этом я вынес из работы директором по дизайну на Volvo в течение четырёх лет. Мы тщательно подходили к тому, что стоит взять из нашего наследия, а что можно изменить. Но фундаментальным отличием было то, что в Volvo уже было некое лицо машины, была определенная стратегия. А у Lada никакой стратегии не было. И тут много причин. У нас были машины, которые производились 40 лет, были те, которые производятся 10 лет, были те – что 5 лет. И за этот период времени не было никакой стратегии, она вообще не рассматривалась как важный аспект.

Если вернуться на 20-30 лет назад, то все машины были похожи друг на друга. Технологии были просты, доминировали простые формы. Но технологии начали меняться, дизайн начал меняться. И для меня важно было добавить бренду эмоций, вернуть ему страсть. Потому что в России к Lada очень сложное отношение: смесь любви и ненависти. Многие люди выросли с этим брендом. Для них это была первая возможность купить собственную машину, и кто-то остался очень лоялен этому бренду, а кто-то поменял её при первой возможности.

Принося новый язык дизайна, меняя «генетику» машины, мы хотим показать, что бренд обновляется, получает новые свойства, новые характеристики. Просто изменив дизайн, уже можно привлечь внимание к бренду. И, естественно, россияне очень патриотичны, но, если у них не будет предложения, они выберут иностранный автомобиль. И мы сейчас хотим создать это предложение.

А какие-то черты старого дизайна «АвтоВАЗа», если можно назвать это дизайном, вы сохраняете?

Нет. Одной из первых вещей, которые я должен был сделать, придя в компанию, это оценить текущую линейку машин. И в тех машинах, что уже производились, я менять ничего не мог. Было просто невозможно что-то с ними сделать. Мы, конечно, пытались использовать какое-то наследие, но единственной моделью, которая хоть как-то выделялась, была «Нива». В то же время были машины, которые уже 40 лет производились, и было понятно, что изменения необходимы. И слава богу, когда я пришел, никто не принуждал меня что-то использовать, не говорил «это наше наследие» и тому подобное. Мне дали карт-бланш на то, чтобы делать всё с нуля. Сейчас единственная возможность что-то действительно поменять, даже для компании с таким большим наследием, это делать новый дизайн с чистого листа.

Единственное, что мы оставили – это логотип. Было много дискуссий, я хотел поменять и его, потому что это естественная часть изменений бренда. И мы решили его модернизировать. Но это будут эволюционные изменения, а не революционные, как со всем остальным. Мы решили оставить хотя бы одну существенную деталь, которая будет вызывать у людей ассоциации именно с русскими автомобилями.

Насколько технологическая база в АвтоВАЗе отличается от того, что вы видели в Mercedes и Volvo?

Когда я только приехал в Россию, я был приятно удивлен общей организации, особенно в отношении дизайна. Тем, насколько широко использовались цифровые технологии. Когда я работал в Volvo, там тоже всё было высокотехнологично. Но я не ожидал увидеть здесь так много людей с планшетами, не ожидал, что все пользуются новыми программами, что всё настолько современно.

Моя команда максимально использует возможности новых технологий, мы прорабатываем куда больше деталей уже на раннем этапе проектирования и добиваемся лучшего результата. Мы постоянно работаем над этим, и, хотя путь перед нами ещё очень большой, а ресурсов не всегда так много, как хотелось бы, дела обстоят не так уж плохо.

Когда, по-вашему, российские автомобили будут вызывать восторг у итальянцев, французов?

Думаю, что увидь они наши новые «Лады» прямо сейчас, у них бы уже глаза заблестели. Но, к сожалению, у нас не так много рекламы. Приведу пример. Перед тем, как мы запустили Vesta в серийное производство, наш отдел маркетинга выставил её в супермаркетах разных городов Европы, чтобы узнать мнение посетителей. Предварительно, естественно, сняв с неё логотип Лады. И все были очень впечатлены этой машиной, и отзывы были очень положительные. И конечно, все сильно удивились, когда мы сказали, что это наша Lada.

К тому же я могу сказать за своих друзей и коллег-дизайнеров из других компаний по всему миру, которые видели новый дизайн наших автомобилей. Комментарии были очень позитивные. Мы проделали огромную работу в области языка дизайна, развития бренда. И надо признать, что мы пока производим дешевые машины, если сравнивать их с итальянскими. Ну, кроме разве что Fiat Panda. А надо понимать, что чем больше вы тратите на машину, тем более интересной вы можете её сделать. И поэтому нужно проделать очень качественную работу, чтобы сделать машину одновременно недорогой и впечатляющей.

Источник: Лада Нива Клуб

4lada.ru

Дизайнер АвтоВАЗа: Лада станет смелее и увереннее

Главный дизайнер автомобилей "Лада" Стив Маттин, приехавший в Россию после работы на Mercedes и Volvo, рассказал Би-би-си, каким будет новый модельный ряд "АвтоВАЗа".

"АвтоВАЗ" обещает своим покупателям большие перемены. Завод перестал выпускать классические модели "Лады" и представил новый концепт-кар "Лада XRay", разработанный командой британского дизайнера Стива Маттина, который раньше работал на ведущих автопроизводителей - Mercedes-Benz и Volvo.

Маттин намерен создать новое лицо бренда "Лада", сделав его узнаваемым, но современным. Первые элементы будут отражены уже в дизайне автомобилей, которые сойдут с конвеера в 2015 году.

Одним из определяющих элементов бренда стала буква "Икс", которая просматривается не только на "лице" автомобиля, но и на боковых элементах.

Би-би-си удалось поговорить с главным дизайнером автомобилей "Лада" Стивом Маттином о новом концепт-каре и о том, чего российскому потребителю ждать от "АвтоВАЗа".

Би-би-си: У вас была прекрасная работа в Швеции. Чем Россия оказалась столь привлекательна, что вы согласились переехать сюда и стать главным дизайнером "Лады"?

Стив Маттин: Любой дизайнер ищет для себя новые вызовы. Мы сталкиваемся с новыми вызовами каждый день, когда дизайн должен соответствовать определенным требованиям, моделям, расписанию. Так, я работал на два ведущих бренда, 18 лет в Mercedes-Benz и еще четыре года в Volvo. Но пришла пора бросить себе новый вызов, сделать так, чтобы от меня ждали еще большего. Огромное достоинство этого бренда в том, что здесь мои возможности были почти не ограничены, у меня был практически чистый лист.

Кроме того, у меня была возможность создать команду, зная, что мы откроем дизайн-студию в Москве, что и произошло в июне. Так что с одной стороны - это дизайн, сам автомобиль, но с другой стороны - это команда и ее расширение.

Би-би-си: Потребители в Западной Европе очень четко представляли себе, что такое "Лада": очень дешевый автомобиль, созданный на базе старого Fiat. Пожалуй, больше всего их смущал вид "Лады". Сейчас вы, наверное, пытаетесь, создать и закрепить некий новый образ?

Стив Маттин: Совершенно точно можно сказать, что наступила новая эра в дизайне автомобилей "Лада". И принципиально важно было выбрать точку отсчета и в какой-то момент сделать заявление. И как раз перед началом московского автосалона имело смысл показать новый концепт-кар XRay. Он является фундаментальной базой тех перемен, которые будет переживать дизайн ["Лады"]. И не только дизайн.

В некотором роде это возможность увидеть, как будет меняться компания, которая намерена расширять свой модельный ряд. Я выбрал кроссовер именно потому, что в будущем мы будем работать над кроссоверами и паркетниками, а потом и полноприводными автомобилями. А еще это возможность показать новый язык дизайна, который мы сейчас разрабатываем и воплощаем в нынешних проектах, увидеть, как будет меняться бренд, как появляется стратегия бренда, формируется его узнаваемость. Все это видно на новом лице [автомобиля], которое мы создали.

Би-би-си: Не выдавайте нам все секреты дизайна новой "Лады", но скажите, как будет выглядеть новое поколение автомобилей?

Стив Маттин: Во-первых, теперь дизайну будет уделяться больше внимания, чего раньше не было. Дизайн во многом зависел от инженерного отдела, дизайнеры в какой-то момент даже подчинялись инженерам. Этого, конечно же, больше не будет.

Во-вторых, автомобили на рынке представлены множеством поколений: некоторым моделям 30 лет, а некоторым пять. Отдельные продукты просто внешне подновили. Так что нормальной стратегии дизайна никогда не было, не было эволюции бренда.

Наш новый автомобиль как раз призван олицетворять ключевую перемену. В нем воплощен язык дизайна, который применяется в уже существующих проектах. Конечно же, в концепт-каре он был оптимизирован и слегка изменен. Сам концепт-кар влияет на существующие модели. Это эффект отскока. Мы начали с производственных моделей, стали искать, какой же автомобиль сделать выставочным, отталкиваясь от существующих проектов. То есть сначала рабочие проекты вдохновили шоу-кар, а теперь шоу-кар вдохновляет производственные проекты.

Вы видите, что этот автомобиль воплощает огромные перемены, особенно его передняя часть. Она выглядит смелее, увереннее, узнать его можно безошибочно, но не потому, что автомобиль много лет не менялся и на улицах тысячи точно таких же.

Это новый образ, графически смелый, не повторяющий ничего из того, что есть на рынке. И это не только вид спереди, но и архитектура всего автомобиля. С одной стороны, мы по-прежнему стремимся к простоте, потому что это история бренда. Он всегда был простым, надежным, привязанным к среде, для которой он предназначен. При этом все эти идеи мы стараемся обнажить, создать язык формы, показать напряженные линии, сопрячь их с крайне эмоциональными, скульптурными поверхностями. Так что мы добиваемся баланса и намерены в будущем много обращать внимания именно на дизайн.

Би-би-си: Возможно, для российского потребителя одним из ключевых факторов привлекательности в "Ладе" всегда была цена и простота в ремонта. Вы не боитесь прийти к тому, что созданные вами автомобили больше не будут дешевыми?

Стив Маттин: Именно этот потребитель будет основным для нас в будущем. Наш модельный ряд всегда был направлен на то, чтобы предложить потребителю именно нужный ему автомобиль. Это не изменится.

Конечно же, если мы расширим модельный ряд, как мы и собираемся, мы будем расширять его не только горизонтально, потому что на растущем российском рынке есть масса возможностей. Россия остается одним из самых быстрорастущих сегментов авторынка в мире. Так что, конечно же, мы должны удовлетворять потребностям нашей покупательской базы, но это не значит, что на рынке нет потенциальных покупателей, на которых можно выйти шаг за шагом.

Конечно же, с помощью концепт-кара в первую очередь вдохновляешь людей, показываешь свободу дизайна, которой не всегда можно добиться в серийном автомобиле, где применяются другие технологии, другие материалы... И конечно же, нужно помнить, что в шоу-каре из-за ограничений по времени не всегда и не во всем удается быть реалистичным. Иногда люди этого не понимают. Но самое главное: мы понимаем, что нужны перемены, наш автомобиль показывает, как мы будем меняться. Некоторые элементы - это чистой воды проявление свободы дизайнера, но я хочу доказать, что внешний вид автомобилей, как и их качество будет меняться в лучшую сторону. Главное, что мы показали: перемены нужны, и они будут.

Би-би-си: Наверное, это показывает и то, как изменилась Россия. Вы, как успешный автомобильный дизайнер, наверное, никогда не мечтали стать главным дизайнером "Лады"?

Стив Маттин: Нет, конечно. Пожалуй, лет двадцать назад я об этом и не подумал бы, даже пять лет назад, пожалуй. Но жизнь меняется очень быстро. Наверное, впервые я понял, как Россия меняется, и какие здесь открываются возможности, когда приехал на автошоу еще в 2007 году. Тогда я работал в Volvo, и они были, если не ошибаюсь, лидером по продажам автомобилей премуим-класса в России.

У Москвы огромный потенциал, и сама по себе страна - огромная. Зная, что рынок растет очень быстро, как и в Китае, потенциал просто гигантский. Кроме того, как я уже говорил, передо мной открылась возможность начать с чистого листа. Такая возможность выпадает в жизни не каждому главному дизайнеру.

Чаще всего в компании, куда ты приходишь работать, уже заложена база, дизайн определен и перемены даются очень сложно, потому что многие люди в такой компании четко представляют себе бренд совершенно определенным образом. А здесь свободы намного больше, в этом преимущество. К тому же мне благодаря моему опыту доверяют, ведь я уже проходил через подобные перемены, когда работал в Mercedes, и такой опыт очень ценен.

Источник: Русская служба Би-би-си

korrespondent.net