Дорийский лад


Дорийский лад - это... Что такое Дорийский лад?

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский
Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Лидийский Ионийский Миксолидийский Дорийский Эолийский Фригийский Локрийский
Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Чистая
Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑ [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Дорийский лад для импровизации соло на гитаре - как играть

Дорийский лад – это натуральный лад, имеющий окраску легкого, светлого минора, который строится от второй ступени. Так, ну вот – уже чувствую, что все это требует расшифровки. Я так рискую в очередной раз скатиться в объяснение всей ладовой относительности, которое уже не раз делал, в том числе и на этом сайте. Ладно, постараюсь, как можно короче…Все натуральные лады имеют на грифе одинаковую аппликатурную модель, универсальную для всех натуральных ладов. Это потому, что все они строятся последовательно от ступеней одной гаммы, и по этим же ступеням.

Давайте сразу на примере.Почему от второй ступени? Потому что первым номером в теории музыки считается натуральный мажор. Он же ионийский лад.Сразу закрываю возможные возражения теоретиков, что это не одно и тоже, что эти лады просто полностью совпадают – энгармоничны, как они выражаются. Блин! Для меня, на грифе гитары, вообще нет разницы между ними и при обыгрывании последовательностей в натуральном мажоре и в ионийском ладу, я слышу одно и тоже. Разница в характерных мелодических оборотах того и другого лада меня не смущает. Все, вопрос закрыт.

Пример. Вот, гамма натурального Соль-мажор. А теперь сыграем как бы секвенцию, то есть начнем играть эту гамму со второй ступени, со второй ноты. Если мы при этом будем считать, что играем в Соль-мажоре, то так оно и будет. Но если мы решим, что тоника в этой гамме – не Соль, а нота, с которой мы начинали ее играть – а это Ля – то это и будет какой другой натуральный лад. А поскольку мы начинали играть со второй ноты, ступени, то это и есть Ля-дорийский. Заметьте, не Соль-дорийский, а Ля! Удобнее всего, конечно показать его аппликатуру в его же первом боксе. Напомню – первый бокс это тот, в котором тоника гаммы (лада) расположена на шестой и первой струне, ну и на четвертой – через лад и струну от тоники на шестой. И при этом указательный палец левой руки находится в позиции на ладу где у нас тоника на шестой.

Вот он, первый бокс дорийского.В данном случае – Ля-дорийского. А чтобы получить звучание дорийского лада в другой тональности, мы можем просто смещать позицию вдоль грифа на новую тонику. Если сравнивать аппликатуру первого бокса дорийского и первого бокса минорной пентатоники, то мы увидим, как они похожи. Пентатоника просто идеально вписывается «внутрь» аппликатуры дорийского лада.

Почему этот лад и применяется при обыгрывании, допустим в блюзе.  Ну не весь лад, в чистом виде, в его характерном звучании, а  ступени из него. Ну, это другая тема.Если же сравнивать дорийский с натуральным минором, к  которому он наиболее близок, то мы увидим, что эти два лада отличаются только одной ступенью.  В дорийском, по сравнению с натуральным минором, повышена шестая ступень. В нашем примере, в тональности Ля -  это Фа# вместо «чистого» Фа.

Но это отличие диктует нам другой набор аккордов, которые строятся с применением ступеней дорийского лада. А значит, других аккордовых последовательностей, которые мы можем им обыграть. Об этом — в следующей статье.Но вначале нужно почувствовать характерную  мелодику лада. Для этого достаточно просто поиграть под аккорд тоники фразы, в которых звучала бы эта характерная, шестая повышенная ступень. Включаем аккорд Ля-минор,  играм  фразы в Ля-дорийском и стараемся  расслышать  - в чем же его звучание необычно.Действительно, мелодика лада отличается от натурального минора. Это потому, что у нас звучала характерная шестая повышенная (здесь это нота Фа#) ступень, вместо привычной.И вот структура этого лада – тон-полутон- тон-тон-тон-полутон-тон.Или можно вот так:

В следующем посте я расскажу и покажу, как строятся аккорды от ступеней дорийского лада, какие это аккорды, и, следовательно, какие их последовательности мы можем обыграть дорийским ладом. А какие не можем, или это будет затруднительно. Успехов! Не забудьте поделиться ссылкой на эту статью со своими друзьями :-)

 

 

на Ваш сайт.

imfreedom-guitar.ru

Музыковедение на сайте Игоря Гаршина

Музыковедение на сайте Игоря Гаршина
Когда я слушаю музыку, я слышу совершенно отчетливые ответы на все мои вопросы, и во мне все успокаивается и проясняется. Или, точнее, я ощущаю, что это вообще не вопросы. ( Г. Малер )

Разделы страницы о музыковедении:

  • Сочиняем музыку (теория музыки)
  • Литература и периодика по музыковедению

Смотрите также о стихотворстве.

Сочиняем музыку (теория музыки)

Ссылки по теории музыки

Обзоры по теории музыки
  • Лады народной музыки
Порталы по теории музыки
  • Теория музыки (с глоссарием)

Древние лады

«...Лады древнегреческой музыки некоторым образом (!) совпадают с нашей белой клавиатурой. Проще всего запоминать "приблизительное" расположение по белым клавишам:

  • от До - ионийский,
  • от Ре - дорийский (можете его послушать),
  • от Ми - фригийский,
  • от Фа - лидийский,
  • от Соль - миксолидийский,
  • от Ля - эолийский,
  • от Си - гипофригийский или локрийский.

Все "гиполады" - начинающиеся с пятой ступени одноименных. На самом деле всё немножко сложнее.» (Николай Олегович Иванов)

Дорийский лад [ре минор?]

Дорийский лад диатоничен; простейшим его примером может служить последование белых клавиш на фортепиано от ре до ре. Звукоряд дорийского лада совпадает с натуральным минором, в котором повышена VI ступень. Дорийский лад, наряду с фригийским и эолийским, относится к группе натуральных ладов минорного наклонения.

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор - одна из популярнейших гамм, которая повсеместо используется в самых разных стилях. Однако чаще всего ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен,что считается основным, а натуральный минор рассматривается, как исключение. Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Однако, поскольку недопустимо трактовать лад, как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его "математическое" строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т.

  • Дорийский лад в Музыкальной студии
Лидийский лад [фа мажор?]
Формула лада: Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ. Лидийский является параллельным для дорийского лада

Лидийский лад - является ладом мажорного наклонения и состоит из двух тетрахордов. Первый тетрахорд можно назвать целотоновым - его формула б2+б2+б2. Второй тетраход аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2. Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень.

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию, поскольку находится в сфере двух мажоров - тонического и доминантового.

Звучание лидийского лада очень светлое, но в то же время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную.

В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад. Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.

  • Лидийский лад в Музыкальной студии
Фригийский лад [ми минор?]

Фригийский лад (фригийский минор) относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находиться малая терция. В сравнении с натуральным миноронм во фригийском понижена 2 ступень. Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося с малой секунды...

  • Фригийский лад в Музыкальной студии

Средневековые лады и церковные тоны

(Пока не заполнено)

Литература и периодика по музыковедению

Рецензируемые журналы по музыковедению

Журналы по музыковедению, которые считаются авторитетными при публикации научных статей и ссылок на них в диссертациях.

  • Музыкальная академия * (70840)
  • Музыкальная жизнь * (70551)
  • Музыковедение * (84126)

Также смотрите рецензируемые журналы по искусствоведению и культурологии.

Ключевые слова для поиска сведений о музыкологии и композиторстве:

На русском языке: теория музыки, литература по музыковедению, музлитература, музкнига, музыкологические журналы, древние лады, церковные тоны, композиторство; На английском языке: musicology.

www.garshin.ru

О ладах (часть 1): rainy_sunny

Сегодня хочу поговорить о семи основных диатонических ладах (также известны как «modes», «церковные лады», «модальные лады»...).

В средние века и Ренессанс эти 7 ладов были почти равноправны, а последние 400 лет в массовой музыке рулят мажор и минор, а остальные 5 диатоник встречаются заметно реже.

Материал ориентирован на тех, кто хорошо знаком с мажором и минором и, возможно, слыхал слова типа «лидийский лад», но пока толком не разбирался, что это такое.

Грубо говоря, мажор — это гамма, которая получается, если сыграть на пианино в порядке возрастания ноты от До до следующего До (C D E F G A B C), по белым клавишам. Интервалы в ней такие: ТТПТТТП (т=«тон», п=«полутон»). Откуда взялась именно такая последовательность — отдельная долгая история (Пифагор, натуральные числа, квинтовый круг, и т. д.). Начнём ТТПТТТП с другой ноты — получим другой мажор, разумеется. Вот песня в мажоре, для примера.

Вот как это всё выглядит в нотах и на гитарном грифе:

Натуральный минор (про остальные миноры в другой раз) получается, если сыграть белые клавиши от Ля до Ля (A B C D E F G A). Интервалы получаются ТПТТПТТ. Вот песня в натуральном миноре.

Мажор так же известен как «ионийский лад», а минор — как «эолийский» (вообще, все семь ладов имеют названия древнегреческого происхождения, хотя получили они их в эпоху Ренессанса).

Остальные пять диатоник получаются точно так же, но от других нот. Сначала расскажу о двух «мажорных», а потом о трёх «минорных».

Лидийский лад

Лидийский лад получается, если сыграть гамму на белых клавишах от Фа до Фа — F G A B C D E F. Третья ступень отстоит от первой на большую терцию, значит, лад имеет мажорный окрас. Поэтому просто попробуем транспонировать это в «До», чтобы увидеть, в чём отличие от обычного мажора. Получилось C D E F# G A B C. Значит, лидийский лад отличается от обычного мажора только повышенной 4-й ступенью.

Где обычно встречается: У инструментальных гитаристов — и у Вая и у Сатриани можно найти много песен в нём. В киномузыке — опять же из-за оттенка загадочности и сказочности.Кроме того лидийский лад полностью совпадает с одним из индийских народных ладов. В общем-то, если поимпровизировать в лидийском ладу поверх соответствующего мажорного аккорда, можно заметить, что звучит очень «по индийски».

Примеры: Самая популярная лидийская мелодия — это заставка мультсериала «Симпсоны». Лидийское настроение создаётся здесь с самого начала — когда хор поёт «the simpsons», на аккорды C-F#dim-C. В мажоре это было бы C-F-C. Потом бас начинает играть C-F#-C-F# (эти же ноты играют пиццикатные скрипки), и вступает мелодия, в которой третьей же нотой попадается тот же самый Фа-диез (C-E-F#-A-G...).

Jon Gomm — Passionflower — в интро типичные лидийские запилы. Дальше смещение в параллельный натуральный минор.

Steve Vai — The Riddle. Басист играет Ми ВСЮ песню, а Стив играет в основном в Ми лидийском ладу. Самая первая нота, которую играет Стив — как раз и есть повышенная четвёртая ступень.

Joe Satriani — Flying in a Blue Dream.

Devin Townsend дико любит лидийский лад, например вот.

На днях пришла ещё вот какая мысль про лидийский лад. Я взял до-мажор (C-E-G) и стал к нему надстраивать терции, оставаясь в рамках тональности. Получился сначала мажор септаккорд (C-E-G-B), потом мажор нонаккорд (C-E-G-B-D), ундецимаккорд (C-E-G-B-D-F) и наконец терцдецимаккорд (C-E-G-B-D-F-A). Я заметил, что последние два звучат как-то нехорошо, диссонансно. А всё потому, что содержат в себе неустойчивый уменьшенный аккорд (B-D-F), и разумеется, уменьшенную квинту (тритон) B-F. Чтобы этого избежать, я заменил «фа» на «фа-диез» и получилось C-E-G-B-D-F#-A. Аккорд зазвучал поприятнее. Разумеется, тритон никуда не делся (теперь это До и Фа-диез), но теперь он так сильно разнесён в пространстве, что уже не режет ухо. Но из-за этого Фа-диеза аккорд приобрёл очевидный лидийский характер. Так что в некоторых ситуациях лидийский лад может звучать гармоничнее обычного мажора. Разумеется, не я первый это придумалМиксолидийский лад

Получается, если сыграть белые клавиши от Соль до Соль — G A B C D E F G. Опять транспонируем в до и получаем: C D E F G A Bb C. Значит, миксолидийский лад отличается от обычного мажора только пониженной «минорной» седьмой ступенью.

Кстати, в обучении музтеории на английском языке есть большой плюс. В русском «большой» и «мажорный» — это два разных слова, а в английском одно — «major». То же самое с малым/минорным. Плюс интервалы называются не по латыни, как у нас («терция, кварта»), а по английски же — third, fourth («третья, четвёртая»). Соответственно, у нас расстояние от первой ступени до третьей в миноре — это «малая терция». А в английском это, если дословно, «минорная третья» (minor third). Из-за этого темы, связанные с интервалами, ладами и аккордами, легче укладываются в голове, если читаешь англоязычные материалы. Например, «минорный септаккорд легко узнать по minor third и minor seventh».

Поэтому чуть выше я назвал седьмую ступень в миксолидийском ладу «минорной» — она отстоит от тоники на малую септиму (minor seventh!) вместо большой (major seventh), как обычно в мажоре. То есть, миксолидийский лад можно воспринимать в том числе и как мажор, у которого седьмая (опять же seventh!) ступень взята из одноименного минора.

Где обычно встречается:Всяческая «американщина»: рок, кантри, блюз. Берём гитару и играем аккорды A, G, D, A — Вот оно! Вообще, если в песне встречается тонический мажорный аккорд плюс мажор на тон ниже — это верный признак миксолидийского звучания.

Примеры:Guns'n'Roses — Sweet Child O' Mine. В интро и куплете как раз звучит эта «американщина» — C#, B, F#, C#.

The Beatles — Norwegian Wood (куплет).

The Beatles — Tomorrow Never Knows. Здесь всего два аккорда — C и Bb/C и чисто миксолидийская мелодия.

The Rembrandts - I'll Be There For You (тема из сериала Друзья). Уже во вступлении мы слышим эту самую пониженную седьмую. Далее песня постоянно перемещается от миксолидийского лада к обычному мажору и обратно.

Здесь надо отметить, что модальные лады не обязательно встречаются в чистом виде. Музыка может плавать из одного лада в другой. Например, эта песня Дэвина Тауншенда начинается в ми-мажоре, потом в районе 1.55 начинаются прыжки между ним и ми-минором, а на 2:20 переходит в Ми лидийский лад, чтоб в 3:00 снова вернуться в ми-мажор.Дорийский лад

Играем от Ре до Ре — D E F G A B C D. Между 1 и 3 ступенью малая терция, значит лад минорного толка. Поэтому транспонируем его в Ля и сравним уже с ля-минором. Получилось A B C D E F# G A. Итак, снова вывод — дорийский лад отличается от натурального минора только повышенной шестой ступенью.

Где обычно встречается: Британская и кельтская народная музыка, фанк, рок.Вообще дорийский лад — это очень по фанку (опять берём гитару и перкуссивно играем Am7 и D9). Верный признак дорийского лада — минорный тонический аккорд и мажорная субдоминанта.

Вообще, я очень рекомендую как-нибудь взять и построить трезвучия от всех семи ступеней во всех семи ладах. Тогда вы лучше их поймёте и овладеете ещё одним способом их узнавания. Я проделаю это с дорийским ладом, а дальше вы уж сами.

Берём Ля Дорийский (A B C D E F# G A)

1. Аккорд 1-й ступени состоит из 1, 3 и 5 ступеней: Ля, До, Ми (ля-минор).2. Аккорд 2-й ступени состоит их 2, 4 и 6 ступеней (ну и так далее). Си, Ре, Фа-диез (Си-минор). В натуральном миноре было бы Си, Ре, Фа (си уменьшенный).3. До, Ми, Соль (до мажор).4. Ре, Фа-диез, Ля (ре мажор). В натуральном миноре был бы Ре минор. По этому аккорду чаще всего и узнаются дорийские мотивы. Слышим минор с мажорной субдоминантой — ага, вот оно!5. Ми, Соль, Си (ми минор).6. Фа-диез, Ля, До (фа-диез уменьшенный). В натуральном миноре тут был бы Фа-мажор.7. Соль, Си, Ре (соль-мажор)

Примеры: Scarborough Fair, древнеанглийская баллада.

Ocarina of Time. Короткая мелодия в древнеанглийском стиле. Звучит очень по средневековому. Отметим, что здесь, как и в Scarborough Fair, повышенная «дорийская» шестая ступень появляется всего в одном месте.

Pink Floyd — Breathe (куплет). И вообще, эти два аккорда (i-IV) на альбоме The Dark Side of the Moon есть в нескольких песнях (а может, и во всех, не помню).

Chic — le freak. Классический фанковый пример.

Shocking Blue — Venus (куплет). В мелодии нет «дорийской шестой», но она есть в аккордах. Попробуйте сыграть Em Am вместо Em A и ощущите разницу между натуральным минором и дорийским.

Кино «Пачка Сигарет». Внезапно чистейший дорийский лад.

Nickelback — How You Remind Me. В припеве типичная дорийская аккордовая прогрессия с мажорной субдоминантой (i-III-VII-IV), а в мелодии есть та самая повышенная шестая ступень.

Фригийский лад

Играем от Ми до Ми — E F G A B C D E. Транспонируем в Ля и получаем A Bb C D E F G A. Итак, фригийский лад отличается от натурального минора только пониженной второй ступенью

Где обычно встречается: Металл! Пониженная вторая — это по металлу :)

Примеры: Metallica — Whenever I May Roam, основной рифф.

Metallica — Harvester Of Sorrow.

Joe Satriani — Time (начало и первая тема).

И наконец, последний лад, тоже «минорный», но есть нюанс.

Локрийский лад

Играем от Си до Си — B C D E F G A B. Транспонируем в Ля: A Bb C D Eb F G A. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженными второй и пятой ступенями.

Где встречается: Используется он ОЧЕНЬ редко, гораздо реже, чем все предыдущие. И на это есть причины. Это единственный из этих 7 ладов, у которого тоническое трезвучие не является ни мажором ни минором (из-за пониженной пятой ступени получается уменьшенное трезвучие). Поэтому он очень неустойчивый. Если всё-таки хотите поиграть в локрийском, попробуйте, например, не пробегать всю гамму снизу вверх, а погуляйте от тоники вверх до 4-й ступени и вниз до 5-й. А фоном включите не тонический аккорд (он будет только сбивать и дико стремиться к разрешению), а просто тонику.Примеры: Не нашёл ни одного. Википедия говорит, что басовая партия из «Army of Me» Bjork в локрийском ладу, но я слышу там только натуральный минор (и немного фригийского в вокале куплета).

На гитарных форумах часто можно встретить вещи типа «если играть ноты до-мажорной гаммы под Ре-минор, то я в Дорийском ладу, под Соль-мажор — в миксолидийском, и так далее...».Это неправильный ход мыслей.Во-первых, как и всегда в музыке, всё зависит от контекста. Если я играю ноты до-мажорной гаммы под аккорды C-Am-Dm-G, то это не значит, что «в первом такте я играю в До ионийском ладу, во втором в Ля эолийском» и так далее. Такая формулировка неоправданно усложняет происходящее и в корне неверно отражает то, что творится с гармонией. Получается, что каждый аккорд у нас — это тоника, а с каждой сменой аккорда происходит смена тональности и лада. Это неправда: мы просто играем в до мажоре под прогрессию I-vi-iv-V.Во-вторых, даже если играть, например, в Соль миксолидийском ладу, неправильно называть это всё «до-мажорная гамма под соль-мажорный аккорд». Да, здесь все те же ноты, что и в до-мажоре, но ведь лад — это не только набор нот. Это ещё и определённый центр притяжения (тоника) и определённые соотношения между ступенями. Поэтому Соль миксолидийский лад полезнее мыслить не как «до-мажор начиная с пятой ступени», а как «соль-мажор с пониженной седьмой ступенью».

Жду уточнений, вопросов и хороших музыкальных примеров, которые я мог упустить.

rainy-sunny.livejournal.com

Фригийский лад - это... Что такое Фригийский лад?

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Лидийский Ионийский Миксолидийский Дорийский Эолийский Фригийский Локрийский
Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑ [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Аппликатуры гамм

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Настало время для самого объемного и, по всей видимости, самого сложного урока в части аппликатурное мышление – гаммы. От того, насколько хорошо ты усвоишь полученные из этого урока знания, напрямую зависит то, насколько хорошим гитаристом ты станешь.

Начнем сначала. Ты наверняка знаком с семью грегорианскими ладами: ионийским, дорийским, фригийским, лидийским, миксолидийским, эолийским и локрийским. Если нет, то обратись к соответствующему уроку. По своей структуре ионийский лад идентичен натуральному мажору. Его мы и примем за основу. Каждый из шести производных ладов строится на определенной ступени ионийского лада.

 

Дорийский – на второй ступени ионийского.

Фригийский – на третьей ступени ионийского.

Лидийский – на четвертой ступени ионийского.

Миксолидийский – на пятой ступени ионийского.

Эолийский (натуральный минор) – на шестой ступени ионийского.

Локрийский – на седьмой ступени ионийского.

 

Это открывает перед нами потрясающие возможности, ведь для того, чтобы импровизировать в любом из семи ладов мы можем использовать одну и ту же аппликатурную сетку. Взгляни на рисунок: вот эта сетка. Я обозначил соответствующим словом те точки, которыми начинается каждый из ладов.

 

Я всматривался в эту сетку часами, запоминая расположение нот, отыскивая закономерности. Первое, что, безусловно, бросается в глаза, это легкоузнаваемый прямоугольник, образованный четырьмя ступенями – 7, 1, 3 и 4.

 

Этот прямоугольник повторяется в нескольких местах грифа, и, само собой, состоит из тех же самых ступеней, расположенных в таком же порядке. 7-1-3-4 – запомни эту последовательность. Что она дает? Все очень просто! Фактически ты знаешь, где расположены тоники четырех ладов в пределах данной аппликатурной сетки. С седьмой ступени начинается локрийский, с первой ионийский, с третьей фригийский и с четвертой лидийский.

 

Остальные ступени, как ты понимаешь высчитать несложно. Перед седьмой ступенью расположена шестая – тоника эолийского лада, который идентичен натуральному минору. Справа от первой и перед третьей лежит вторая ступень – дорийская тоника. И, наконец, после четвертой ступени находится пятая, та, с которой начинается миксолидийский мажор.

 

Пройдет немало времени, прежде чем ты сможешь мгновенно и  безошибочно определять номер ступени и название лада, который с этой ступени начинается. Еще больше времени тебе понадобится на то, чтобы научиться видеть функцию той или иной ступени в данном ладу. Однако после упорных тренировок ты поймешь, что усилия не потрачены впустую. Кстати, изображенный выше ДО ионийский лад не содержит ни диезов ни бемолей и потому его тебе необходимо выучить в первую очередь. Так ты гораздо быстрее запомнишь названия всех «чистых» нот на грифе. А там и до диезов с бемолями недалеко.

 

Если разделить все сетку на пять отдельных частей, то получатся следующие боксы. Проще всего ассоциировать каждый бокс с соответствующим ладом (ладами). В первом случае – миксолидийским. Затем эолийским. Третий бокс подходит как для локрийского, так и для ионийского лада и т.д.

 

А вот все семь гамм, расположенные по принципу три ноты на струне. Первый бокс – фригийский – изображен с открытыми струнами, но как ты понимаешь, его можно перенести в любую часть грифа. Эти боксы очень удобны при игре легато, потому что позволяют с легкостью играть скоростные триольные легатные пассажи тремя пальцами. Обязательно возьми их на вооружение. Ориентировка здесь та же – четыре ступени - 7-1-3-4.

 

Если из ионийского лада удалить четвертую и седьмую ступени, то получится мажорная пентатоника. На рисунке снизу я отметил удаленные ступени белыми точками. Кроме того, я отметил черной точкой не тонику мажорной пентатоники в пределах аппликатурной сетки ДО ионийского лада, а тонику минорной пентатоники, которая расположена терцией ниже.

 

Также я обозначил красной точкой, так называемую блюзовую ноту. В итоге мы имеем шестиступенный блюзовый звукоряд с тоникой на ноте ЛЯ, который очень легко трансформируется в пентатонику простым удалением из него блюзовой ноты. Заметь, что для минорной пентатоники четвертая и седьмая ступени, удаленные из мажора являются соответственно второй и шестой в миноре.

 

Еще более интересен тот факт, что удалив из любого из миноров (не только натурального, а так же фригийского и дорийского) те же вторую и шестую ступени мы все равно придем к минорной пентатонике.

 

Следовательно, можно провести и обратную операцию – добавлять в пентатонику разные ступени, чтобы придать ей атмосферу того или иного лада. Всего таких ступеней четыре, ты видишь их на рисунке: четыре светло-красные точки в голубом прямоугольнике. Разумеется, этот прямоугольник повторяется на протяжении всего грифа. Где? Уверен ты и сам сможешь найти. О том, какое настроение создает каждая из этих ступеней, ты можешь прочесть в этом уроке.

 

Давай, разделим пентатонику с блюзовой нотой на пять боксов. На этот раз обойдемся без боксов «по три ноты на струне», так в этом случае они не имеют смысла (для игры теппингом ориентируйся по полной аппликатурной сетке). Я думаю, не стоит лишний раз говорить, что те же самые боксы, только без красной точки используются для игры в чистой пентатонике (как в мажорной, так и в минорной, хотя в данном случая черной точкой отмечена тоника минорной пентатоники).

 

Обрати внимание! Не меняя аппликатурной сетки, ты можешь играть в огромном количестве гамм. В данном случае это и ДО мажор и ЛЯ минор, ЛЯ минорная пентатоника, ЛЯ блюзовая гамма, ДО мажорная пентатоника, ДО блюзовый мажор, МИ фригийский минор, ФА лидийский мажор, СОЛЬ миксолидийский мажор, РЕ дорийский минор... Все зависит от того что ты принимаешь за тонику и какими нотами оперируешь. Но это еще не все!

 

Перед тобой ионийский мажор с повышенной пятой ступенью (белой точкой обозначена повышаемая ступень в исходном мажоре, оранжевой – повышенная в полученном). Никогда не слышал о таком? Пора это упущение исправлять. Это гамма ценна для нас как минимум по двум причинам. Во-первых, на ее шестой ступени строится гармонический минор – великолепная гамма с потрясающей восточной атмосферой. Во-вторых, на ее третьей ступени строится так называемый фригийский мажор – еще одно крайне выразительное средство для создания экзотических пейзажей.

 

Кроме того никто не мешает тебе использовать и остальные гаммы, которые можно построить на ступенях ионийского мажора с повышенной пятой ступенью. В первую очередь это, конечно же, этот самый мажор. Сыграв его от второй ступени, ты получишь дорийский лад с повышенной четвертой ступенью. От третьей ступени, как уже сказано – фригийский мажор (фригийский лад с повышенной третьей ступенью). От четвертой ступени строится лидийский с повышенной второй. От пятой ступени (той самой, которая повышена) – альтерированная гамма (которую иногда называют джазовой гаммой или супер локрийским ладом) с пониженной седьмой ступенью. От шестой ступени – гармонический минор. И локрийский лад с повышенной шестой – от седьмой ступени.

 

Все эти гаммы являются крайне редким явлением в современной музыке (если не брать в расчет джаз и прогрессив метал). У тебя есть шанс войти в историю, как популяризатор одной из них, или целого спектра гемиольных и миксодиатонических ладов :)

 

Обозначив черной точкой ноту ЛЯ – тонику гармонического ЛЯ минора получим следующую картину. Спектр использования гармонического минора простирается от классической музыки до композиций а-ля Ингви Мальмстин в стиле нео-классик метал.

 

Теперь разделим аппликатурную сетку на пять боксов. Едва заметными белыми точками я обозначил ноты, принадлежащие другим боксам. Они дублируют уже имеющиеся в данном боксе ноты. Тем не менее, тебе может быть удобно играть именно их, а не те ноты, что я расположил в боксе, как ноты «по умолчанию». Главное – когда будешь упражняться, не надо играть одну и ту же ноту дважды.

 

И не забывай про аппликатуры, расположенные по принципу «три ноты на струне». Таких аппликатур в семиступенных ладах семь.

 

Помимо гармонического минора существует так же и гармонический мажор. Гармонический мажор можно получить, понизив в ионийском ладу шестую ступень. Как видишь, мы пришли все к той же «гармонической» ноте, что и в гармоническом миноре. Только теперь из первоначальной аппликатурной сетки удалена не нота СОЛЬ, а нота ЛЯ. Гармонический мажор НЕ строится ни на одной из ступеней гармонического минора!

 

На ступенях гармонического мажора можно построить следующие лады. На второй ступени – дорийский с пятой пониженной. На третьей – фригийский с четвертой пониженной. На четвертой – лидийский с третьей пониженной. На пятой так называемый доминантовый лад со второй пониженной. На шестой – увеличенный лидийский со второй повышенной. И на седьмой – локрийский с седьмой пониженной. Надо сказать, что я немного неверно называю альтерированные ступени. Например, в последнем случае было бы правильнее сказать локрийский с дважды пониженной. Но это все вопросы теории, просто ориентируйся на название лада и его исходную формулу, и изменяй ту ступень, который я указал в ту сторону, в которую я указал. Надеюсь, ты сможешь, глядя на сетку построить пять стандартных боксов и семь боксов «по три ноты на струне»? В любом случае, пора учиться, в следующем уроке я приведу правильные боксы для гармонического мажора и мелодического минора, а ты проверишь себя.

 

Рассмотрим еще две «классические» гаммы и те лады, что можно построить на их ступенях: мелодический минор и мелодический мажор. Начнем с минора. Мелодический минор можно получить, повысив в натуральном шестую и седьмую ступени. В результате мы получим следующую аппликатурную сетку. Все та же «гармоническая» нота и шестая повышенная ступень, обозначенная зеленой точкой (назовем ее "мелодической" нотой).

 

При нисходящем движении мелодический минор, как правило, заменяют натуральным, который звучит в этом случае более естественно, но это «как правило» :) Какие же гаммы можно построить на ступенях мелодического минора? На второй ступени – дорийский с пониженной второй. На третьей – увеличенный лидийский (в нем повышена квинта, в результате чего в основу лада ложится увеличенное трезвучие). На четвертой ступени мелодического мажора мы видим лидийский лад с пониженной седьмой ступенью (в кругу джазменов известный также как лидийский доминантовый). На пятой ступени лежит мелодический мажор (о нем мы еще поговорим). На шестой – локрийский со второй повышенной ступенью (известный так же как полулокрийский). И на седьмой – суперлокрийский.

 

Что касается мелодического мажора, то он отличается от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями, которые при восходящем движении, как правило, дезальтерируются. Но, разумеется, поскольку он строится на пятой ступени мелодического минора, то при игре ты вполне можешь пользоваться одними боксами и для игры в мелодическом миноре и для игры в мелодическом мажоре. Я постарался объединить все то, о чем мы говорил в данном уроке в одну картинку. Надеюсь, здесь все понятно.

 

Это урок получился очень объемным. Уверен, у тебя будет над чем подумать. В следующем уроке мы разберем несколько более экзотических гамм, таких, как неаполитанский минор, венгерский минор и др. Также в следующем уроке ты будешь отрабатывать свои навыки владения разобранной здесь аппликатурной сеткой (пока без смены тональностей). До встречи в следующем уроке!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>

allfrets.ru

искусственные лады | solfamusictheory

Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание«…Каждая музыкальная пьеса должна описать определённое состояние души, определённую душевную настроенность…»  – цитата из «Лекций по эстетике» немецкого философа эпохи Просвещения Краузе.  За эту «определенную душевную настроенность» в музыке отвечает в первую очередь лад как одно из средств  музыкальной выразительности.

И. В. Способин в «Элементарной теории музыки» дает следующее  определение: «Лад – весьма существенное средство музыкальной выразительности, так как он является одним из основных проявлений организованности звуков по высоте».  Окраска лада в первую очередь зависит от его наклонения – мажор и минор, обусловленного соответствующим интервалом большой либо малой терции между 1-й и 3-й ступенями звукоряда.

Б. Асафьев в «Путеводителе по концертам» подчеркивает интонационную сущность и выразительные возможности  лада в музыке: «Лад – свод, строй и вместе с тем система соподчинения тонов, …закрепившийся в общественном сознании о т б о р  муз. звуков, в которых вращаются интонации, определяющие эмоционально-образное содержание и выразительность музыки…».

Традиционно термин лад трактуется в музыке как система звуковысотных отношений, звукоряд,  объединенный центральным тоном или созвучием.

Эволюция лада включает в себя разрастание звукоряда от трихорда, тетрахорда к гексахорду, гамме. Отсюда и эволюция категории устоя: тоника как основной звук – интервал (октава, квинта или терция) – консонирующее трезвучие – диссонирующий аккорд – серия (в додекафонии).

     Сущность лада

Лад, как согласие между звуками принадлежит к коренным эстетическим категориям музыки, совпадая в этом значении с понятием «гармония»[1]. Иными словами сущность лада заключается в том, что он упорядочивает  звуковысотные отношения, задаёт определенную звуковысотную организацию в каждом музыкальном произведении, влияющую на интонационный строй и гармонию.

Философские труды Платона и Аристотеля включают в себя разделы, описывающие влияние различных ладов на настроение и проявления характера. Аристотель отмечал, что интонации каждого лада соответствуют определенному характеру или эмоциональному настрою. Так, он считал звучание дорийского лада «мужественным» и уравновешенным, а также полезным для воспитания.  (Аристотель «Политика» VIII 7, 1342 b). В этом отношении дорийский лад нередко противопоставляли фригийскому как  экстатическому.

     Древнегреческие лады

В ладовую систему Древней Греции входили шесть  основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.

    Лады в средневековой европейской музыке

 Лады в средневековой европейской музыке переняли названия греческих. Семь основных ладов можно построить от семи основных ступеней диатонического звукоряда: ля, си, до, ре, ми, фа, соль.

Эолийский лад   соответствует натуральному минору:

 

 

Локрийский  — особый  лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В основе – лежит  уменьшённое трезвучие.  Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом:

 

 

Ионийский лад  соответствует натуральному мажору:

 

 

Дорийский лад соответствует натуральному минору с высокой шестой ступенью:

 

 

Фригийский лад соответствует натуральному минору с низкой второй ступенью:

 

 

Лидийский лад соответствует натуральному мажору с высокой четвёртой ступенью:

 

 

 

Миксолидийский лад соответствует натуральному мажору с низкой седьмой ступенью:

 

 

Гамма семиступенного лада состоит из 2-х тетрахордов. Тетрахорд  (от греч. τετράχορδον – четырёхструнный) — четырёхступенный звукоряд:

   

 

 

 Пентатоника  (от др.- греч. πέντε — пять и τόνος — тон) — бесполутоновая пятиступенная ладовая система (ангемитоника), все звуки которой могут быть расположены по восходящим чистым квинтам.

Пентатонический звукоряд имеет пять вариантов строения:

 

 

 

 

В отличие от гамм семиступенных ладов, состоящих из 2-х тетрахордов, пентатоническая гамма состоит из двух трихордов. 

Трихорд  (от греч. trixordos – трёхструнный) трёхступенный бесполутоновый (ангемитоновый) звукоряд, характерный для пентатоники:

 

 

 

     Мажор и минор – ладовые системы, ставшие основными в развитии европейской музыки последних столетий.

Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (например, C-dur, или до мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Тоны мажорного трезвучия совпадают с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда. Мажорный лад имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетических контрастов в музыке. Мажор («мажорность») может пониматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом большой терции между первой и третьей ступенями лада.Швейцарский теоретик музыки Глареан в 1547 писал, что ионийский лад – самый распространенный во всех странах Европы и что «за последние… 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские».[7]

К 18 в. мажор приобрёл свой классический вид с опорой на три главных аккорда – Т, S, D, и стал доминирующим типом ладовой структуры. В конце. 19 в. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами и функциональной децентрализации. В современной музыке мажор существует как одна из основных звуковых систем.

Минор — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия (например, c-moll, или до минор).  Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.  Лад такой структуры называется натуральным минором. Он характерен для русской народной музыки. Встречается и в музыке других народов. Минор имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Минор («минорность») может восприниматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом малой терции между первой и третьей ступенями лада.

В процессе развития музыкального искусства сформировались   3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим. Примерно  с 17 века он стал основной разновидностью минорного лада.

Минорный лад с повышенными шестой и седьмой ступенями называется мелодическим, применяеся  значительно реже чем гармонический минор (И. С. Бах. Ария №47 из «Страстей по Матфею», Э. Григ. Вальс соч.12, № 2 из «Лирических пьес»).

 

     Условно диатонические лады:

1)    гармонический мажор с VI пониженной ступенью:

2)    гармонический минор с VII повышенной ступенью;

3)     дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад):

 

 

4)    Дважды гармонический минор с IV и VII повышенными ступенями (цыганская или венгерская гамма):

 

 

5)    мелодический мажор с VI и VII пониженными ступенями;

6)    мелодический минор  с VI и VII повышенными ступенями

     Ладовые системы нового времени

Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине  19 века.

В увеличенном ладу шесть  звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное – любой звук можно заменить энгармонически:

 

 

Впервые этот лад применил М. Глинка для характеристики Черномора в опере «Руслан и Людмила».

Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад  для создания  призрачных образов.  (Например, К. Дебюсси в прелюдии «Паруса»).

Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов.  В основе его – Ум 53 или Ум 7. Он встречается у Римского-Корсакова в сказочных произведениях, и имеет также название «гамма Римского-Корсакова»,

«гамма тон-полутон»

 

 

 

и «полутон-тон»

 

 

Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.

Ц. Когоутек: «Уже композиторы «Могучей кучки» и позднее французские импрессионисты своим творчеством подорвали многолетнее господство мажорных и минорных ладов. Национальные музыкальные школы находили обильную пищу для своего творчества во вновь открытых ладах народной музыки. Народная музыка, особенно восточная … была животворным импульсом для общепринятых классико-романтических норм в области всех музыкальных элементов».[4]

В итоге основная классификация ладов может быть представлена следующим образом:

1)    ангемитоновые (бесполутоновые) лады;

2)    диатонические средневековые лады;

3)    условно диатонические лады;

4)    искусственные (симметричные– термин Ю. Холопова) лады: увеличенный, уменьшённый, в т.ч. лады ограниченной транспозиции О. Мессиана.

Высотное положение лада называют тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор.

Квинтовый (или кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. – М.,1978.

2. Берков В. Гармония. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 1. – М., 1973.

3. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1985.

4. Ц. Когоутек. Техника композиции в музыке XX века. Новые лады. М., 1976.  С. 57.

5. Краузе Ф. Лекции по эстетике. // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Том 1. – М., 1981.

6. Розеншильд К. история зарубежной музыки. М., 1973. С. 46.

7. Холопов Ю. Лад. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 3. – М., 1973.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорийский_лад

9. https://en.wikipedia.org/wiki/Lydian_mode#Theory10. https://en.wikipedia.org/wiki/Pentatonic_scale11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пентатоника12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7659/Трихорд13. https://en.wikipedia.org/wiki/Circle_of_fifths

Like this:

Like Loading...

solfamusictheory.wordpress.com