Древнегреческие лады. Древнегреческие лады


Древнегреческие лады | Belcanto.ru

Древнегреческие лады — системы мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в современном понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями):

B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд:

Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и "раздельное" (diasenxis), при к-ром смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e). Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. "виды октав" или armoniai - "гармонии"). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, к-рые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский ("смешанно- лидийский") трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов.

Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов:

Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - "совершенная (т.e. полная) система". Hиже приведена т.н. "неподвижная" (или "немодулирующая") система - ametabolon:

Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы - metabolon характеризуется вставкой "вдвижного" тетрахорда synnmmenon (букв. - соединённый) dl - c1 - b - a, расширяющего объём системы.

При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью к-рых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности).

Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер ("этос"). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим:

Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных "окрасок" (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения.

Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.

Литература: Платон, Политика или государство, Cоч., ч. III, пер. c греч., т. 3, СПБ, 1863, § 398, c. 164-67; Aристотель, Политика, пер. c греч., M., 1911, кн. VIII, гл. 7, c. 372-77; Плутарх, O музыке, пер. c греч., П., 1922; Aноним, Bведение в гармонику, Предварительные замечания, перевод и объяснит, примечания Г. A. Иванова, "Филологическое обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Античные мыслители об искусстве, сост. Aсмус B. Ф., M., 1937; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева. Предисл. и общ. ред. B. П. Шестакова, M., 1960; Герцман E. B., Bосприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Bестник древней истории", 1971, No 4; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Westphal R., Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1864; Gevaert Fr. A., Histoire et thйorie de la musique de l'antiquitй, v. 1-2, Gand, 1875-81; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1888; pyc. пер., M., 1896; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Sachs C., Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; pyc. пер. отд. глав под загл. "Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков", в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Ursprung O., Die antiken Transpositionsskalen und die Kirchentцne, "AfMf", 1940, Jahrg. 5, H. 3, S. 129-52; Джуджев C., Tеория на българската народна музика, т. 2, Cофия, 1955; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961.

Ю. H. Xолопов

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

www.belcanto.ru

Древнегреческие лады - «Энциклопедия»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ, древнегреческие тоны (греческий τόνοι, τρόποι, латинский modi, toni, tropi), модальная система в музыке античной Греции (смотри Модальность). Для выводов о специфике древнегреческих ладов йотированные музыкальные памятники (сохранившиеся главным образом во фрагментах) недостаточно репрезентативны; современные представления о «тонах» основаны на теоретических исследованиях древних греков и римлян. Важнейшая (и весьма древняя) часть ладовой теории греков - учение о «видах», т. е. о различных способах поступенного заполнения кварты (тетрахорда), квинты и особенно октавы (оригинальные термины: греческий εἵδη и σχῆματα, латинский species; во времена Платона и Аристотеля для обозначения вида октавы использовалось слово «гармония», ἁρμονία). Возможно, первым теоретиком, систематизировавшим «виды», был Эратокл (его упоминает Аристоксен; оригинальное ладовое учение самого Аристоксена сохранилось лишь фрагментарно).

Реклама

В зависимости от того, как виды октавы проецируются на звукоряд совершенной системы, выделяются 2 теоретические концепции. Клеонид (со ссылкой на Аристоксена), Аристид Квинтилиан, Алипий и др. ставили разновидность «тона» в зависимости от относительного высотного положения всех звукоступеней системы (в терминах Аристоксена - от «места голоса», греческий ὁῆ τῆς ϕωνῆς τόπος). При этом этнические и производные от них наименования ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского и ионийского, их разновидностей – гипо- и гиперладов), вероятно, обозначали звуковысотные позиции звукорядов одинаковой интервальной структуры (всего 13 или 15 звукорядов). Каждая последующая позиция описывается как отстоящая от предыдущей на интервал полутона; гиполад - звукоряд, отстоящий от основного вида на кварту вниз, гиперлад - на кварту вверх. Дальнейшее функционирование в музыке произведённых таким образом «тонов» (западноевропейская теория 19 века объявила их «транспозиционными гаммами») старинная теория не оговаривает.

В другой концепции (Птолемей, Боэций; у каждого - собственный метод выведения «тонов» из «видов») этнические наименования (дорийский, фригийский, лидийский с их гипопарами, а также миксолидийский) прилагаются к 7 звукорядам разного интервального состава. Каждому (диатоническому) ладовому звукоряду присуще уникальное расположение целых тонов и полутонов (смотри нотный пример 1).

Наряду с диатоникой мелодика древнегреческих ладов могла включать интервалы хроматики и энармоники (смотри Роды интервальных систем), а также их различных оттенков, что совершенно очевидно по результатам анализа музыкальных памятников. Однако самые ранние теоретические свидетельства о древнегреческих ладах относятся к периоду эллинизма, когда былое родовое разнообразие древнегреческой музыки существенно упростилось; их недостаточно, чтобы составить развёрнутое суждение о хроматическом и энармоническом ладах. Наряду с многочисленными факторами, определявшими локально-этническую характерность музыки, её бытовое и государственное (культово-церемониальное) функционирование (содержание поэтического текста, тембр музыкального инструмента, высотный регистр, ритмоформулы, хореографические жесты и т. п.; смотри Этос), вероятно, существовали и характерные модально-функциональные обороты древнегреческих ладов, и собственная («фригийская», «дорийская» и т.д.) логика развёртывания устоев и неустоев. Примеры древнегреческой музыки свидетельствуют о целостности, самодостаточности и художественной выразительности древнегреческих ладов (смотри нотный пример 2).

Смотри также нотный пример в статье Греция Древняя.

Древнегреческая модальная система (генезис ладов из «видов», диатонические октавные звукоряды, система этнонимов) послужила прототипом музыки западной цивилизации, модальной системы западноевропейского Средневековья и Возрождения.

Лит.: Аноним [Клеонид]. Введение в гармонику // Филологическое обозрение. 1894. Т. 7. Кн. 1-2; Ursprung О. Die antiken Transposition-Skalen und die Kirchentӧne // Archiv für Musikforschung. 1940. Bd 5; Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк и собр. текстов  А. Ф.  Лосева.  М., 1960; Barbera А. Осtave species // Journal of Musicology. 1984. Vol. 3; Solomon J. Towards а history of tonoi // Ibid.; Bower С. М. The modes of Boethius // Ibid.; Mathiesen Т. Apollo ‘s lyre. Lincoln; L., 1999.

С. Н. Лебедев.

knowledge.su

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 333-334

  • Скопировать библиографическую ссылку:

Авторы: С. Н. Лебедев

Пример 2. Сколий Сейкила (1 в. н. э.; мелодия в гипофригийском ладу).

Пример 1. Звукоряды древнегреческих ладов (высота показана условно).

ДРЕВНЕГРЕ́ЧЕСКИЕ ЛАДЫ́, древ­не­гре­че­ские то­ны (греч. τόνοι, τρόποι, лат. mo­di, toni, tropi), мо­даль­ная сис­те­ма в му­зы­ке ан­тич­ной Гре­ции (см. Мо­даль­ность). Для вы­во­дов о спе­ци­фи­ке Д. л. но­ти­ро­ван­ные муз. па­мят­ни­ки (со­хра­нив­шие­ся гл. обр. во фраг­мен­тах) не­дос­та­точ­но ре­пре­зен­та­тив­ны; совр. пред­став­ле­ния о «то­нах» ос­но­ва­ны на тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ни­ях др. гре­ков и рим­лян. Важ­ней­шая (и весь­ма древ­няя) часть ла­до­вой тео­рии гре­ков – уче­ние о «ви­дах», т. е. о разл. спо­со­бах по­сту­пен­но­го за­пол­не­ния квар­ты (тет­ра­хор­да), квин­ты и осо­бен­но ок­та­вы (ори­ги­наль­ные тер­ми­ны: греч. εἄδη и σχῆματα, лат. species; во вре­ме­на Пла­то­на и Ари­сто­те­ля для обо­зна­че­ния ви­да ок­та­вы ис­поль­зо­ва­лось сло­во «гар­мо­ния», ἁρμονία). Воз­мож­но, пер­вым тео­ре­ти­ком, сис­те­ма­ти­зи­ро­вав­шим «ви­ды», был Эра­токл (его упо­ми­на­ет Ари­сток­сен; ори­ги­наль­ное ла­до­вое уче­ние са­мо­го Ари­сток­се­на со­хра­ни­лось лишь фраг­мен­тар­но).

В за­ви­си­мо­сти от то­го, как ви­ды ок­та­вы про­еци­ру­ют­ся на зву­ко­ряд со­вер­шен­ной сис­те­мы, вы­де­ля­ют­ся 2 тео­ре­тич. кон­цеп­ции. Кле­о­нид (со ссыл­кой на Ари­сток­се­на), Ари­стид Квин­ти­ли­ан, Али­пий и др. ста­ви­ли раз­но­вид­ность «то­на» в за­ви­си­мость от от­но­си­тель­но­го вы­сот­но­го по­ло­же­ния всех зву­ко­сту­пе­ней сис­те­мы (в тер­ми­нах Ари­сток­се­на – от «мес­та го­ло­са», греч. ὁ τῆς ϕωνῆς τόπος ). При этом эт­нич. и про­из­вод­ные от них на­име­но­ва­ния ла­дов (до­рий­ско­го, фри­гий­ско­го, ли­дий­ско­го, мик­со­ли­дий­ско­го и ио­ний­ско­го, их раз­но­вид­но­стей – ги­по- и ги­пер­ла­дов), ве­ро­ят­но, обо­зна­ча­ли зву­ко­вы­сот­ные по­зи­ции зву­ко­ря­дов оди­на­ко­вой ин­тер­валь­ной струк­ту­ры (все­го 13 или 15 зву­ко­ря­дов). Ка­ж­дая по­сле­дую­щая по­зи­ция опи­сы­ва­ет­ся как от­стоя­щая от пре­ды­ду­щей на ин­тер­вал по­лу­то­на; ги­по­лад – зву­ко­ряд, от­стоя­щий от осн. ви­да на квар­ту вниз, ги­пер­лад – на квар­ту вверх. Даль­ней­шее функ­цио­ни­ро­ва­ние в му­зы­ке про­из­ве­дён­ных та­ким об­ра­зом «то­нов» (зап.-ев­роп. тео­рия 19 в. объ­я­ви­ла их «транс­по­зи­ци­он­ны­ми гам­ма­ми») ста­рин­ная тео­рия не ого­ва­ри­ва­ет.

В др. кон­цеп­ции (Пто­ле­мей, Бо­эций; у ка­ж­до­го – соб­ст­вен­ный ме­тод вы­ве­де­ния «то­нов» из «ви­дов») эт­нич. на­име­но­ва­ния (до­рий­ский, фри­гий­ский, ли­дий­ский с их ги­по­па­ра­ми, а так­же мик­со­ли­дий­ский) при­ла­га­ют­ся к 7 зву­ко­ря­дам раз­но­го ин­тер­валь­но­го со­ста­ва. Ка­ж­до­му (диа­то­ни­че­ско­му) ла­до­во­му зву­ко­ря­ду при­су­ще уни­каль­ное рас­по­ло­же­ние це­лых то­нов и по­лу­то­нов (см. нот­ный при­мер 1).

На­ря­ду с диа­то­ни­кой ме­ло­ди­ка Д. л. мог­ла вклю­чать ин­тер­ва­лы хро­ма­ти­ки и энар­мо­ни­ки (см. Ро­ды ин­тер­валь­ных сис­тем), а так­же их разл. от­тен­ков, что со­вер­шен­но оче­вид­но по ре­зуль­та­там ана­ли­за муз. па­мят­ни­ков. Од­на­ко са­мые ран­ние тео­ре­тич. сви­де­тель­ст­ва о Д. л. от­но­сят­ся к пе­рио­ду эл­ли­низ­ма, ко­гда бы­лое ро­до­вое раз­но­об­ра­зие др.-греч. му­зы­ки су­ще­ст­вен­но уп­ро­сти­лось; их не­дос­та­точ­но, что­бы со­ста­вить раз­вёр­ну­тое су­ж­де­ние о хро­ма­тич. и энар­мо­нич. ла­дах. На­ря­ду с мно­го­числ. фак­то­ра­ми, оп­ре­де­ляв­ши­ми ло­каль­но-эт­нич. ха­рак­тер­ность му­зы­ки, её бы­то­вое и гос. (куль­то­во-це­ре­мо­ни­аль­ное) функ­цио­ни­ро­ва­ние (со­дер­жа­ние по­этич. тек­ста, тембр муз. ин­ст­ру­мен­та, вы­сот­ный ре­гистр, рит­мо­фор­му­лы, хо­рео­гра­фич. жес­ты и т. п.; см. Этос), ве­ро­ят­но, су­ще­ст­во­ва­ли и ха­рак­тер­ные мо­даль­но-функ­цио­наль­ные обо­ро­ты Д. л., и соб­ст­вен­ная («фри­гий­ская», «до­рий­ская» и т. д.) ло­ги­ка раз­вёр­ты­ва­ния ус­то­ев и не­ус­то­ев. При­ме­ры др.-греч. му­зы­ки сви­де­тель­ст­ву­ют о це­ло­ст­но­сти, са­мо­дос­та­точ­но­сти и ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти Д. л. (см. нот­ный при­мер 2).

См. так­же нот­ный при­мер в ст. Гре­ция Древ­няя.

Др.-греч. мо­даль­ная сис­те­ма (ге­не­зис ла­дов из «ви­дов», диа­то­ни­че­ские ок­тав­ные зву­ко­ря­ды, сис­те­ма эт­но­ни­мов) по­слу­жи­ла про­то­ти­пом му­зы­ки зап. ци­ви­ли­за­ции, мо­даль­ной сис­те­мы зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния.

bigenc.ru

Древнегреческие лады

Древнегреческие лады, система музыкальных ладов, используемой в Древней Греции. Развитие этой системы охватывает более 500 лет, начинаясь от системы тетрахордов и заканчивая т. н. "Полной системой", которая включала 15 звуков.

Трудности в изучении древнегреческой ладовой системы связаны с двумя обстоятельствами. С одной стороны, сохранилось очень мало образцов записанной музыки. С другой стороны, музыковедческие труда древних философов пришли к нам преимущественно во фрагментарном виде и содержат довольно разнородные сведения, ряд важных музыковедческих работ не сохранилась вообще.

1. Пифагорейский звукоряд

Считается, что философ Пифагор первым предложил акустическое обоснование основных музыкальных интервалов. Пифагор описал октаву, квинту и кружку как математические соотношения 2:1, 3:2 и 4:3 соответственно [1], а также определил тон, как разницу между кружкой и квинтой. Основываясь на учении Пифагора, его последователь Филолай разделил октаву на 7 ступеней с последующим интервальным соотношением 9:8, 9:8, 256:243 [нижний тетрахорд] 9:8, 9:8, 9:8, 256:243 [верхний тетрахорд], т.е. тон- тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (согласно современной терминологии такое деление соответствует натуральном мажора).

2. Тетрахорды

Другой последователь Пифагора, Архит Тарентский, считается разработчиком классификации тетрахордов. Он выделил три разновидности тетрахордов в зависимости от их интервального строения - диатонической, хроматический и енармоничний. [2]

  • Диатонической начинался с интервала близкого большой секунде (по мнению Дж. Чалмера, в пределах 200-249 центов [2]), и современной нотацией мог бы приблизительно быть записан как нисходящая последовательность в фригийском строя :

Диатонической тетрахорд

  • Хроматический начинался из интервала малой терции, после чего шли два полутона (по мнению Дж. Чалмера интервал мог составлять 249-398 центов [2]). Современной нотацией такой тетрахорд можно записать так:

Хроматический тетрахорд

  • Енармоничний начинался с интервала близкого большой терции (по мнению Дж. Чалмера не менее 398 центов [2]), после чего шли интервалы близкие четверти тона. Такой тетрахорд в современной нотации будет выглядеть:

Енармоничний тетрахорд

3. Октавные лады

Основополагающим древнегреческим учением о лады считается труд Аристоксена "элементы гармонии" (IV век до н. э). Основываясь на учении Архита о тетрахорды, Аристоксен объединял однотипные тетрахорды в октавные лады (εἶδος) [3].

Тетрахорды могли быть объединены раздельно - с интервалом между ними в один тон, или слито - тетрахорды имели один общий тон, а восьмой тон добавлялся снизу отдельно.

Раздельным объединением образовывались следующие три лады:

Слитым объединением образовывались так называемые гиполады:

  • гиполидийський F - G - A - H - С - D - E - F
  • гипофригийський G - A - H - С - D - E - F - G
  • гиподорийський A - H - С - D - E - F - G - A

Не мог быть представлен подобным образом только миксолидийский строй - H - С - D - E - F - G - A - H.

В списке Клеонида 7 рядов Аристоксена представлены в следующей последовательности: 1) миксолидийский - 2) лидийский - 3) фригийский лад - 4) дорический порядок - 5) гиполидийський - 6) гипофригийський - 7) гиподорийський.

Позже счет системы транспозиций количество ладов была увеличена. Названия ладов образовывались от названий греческих племен ( дорийцы, ионийцы) или исторических регионов ( Лидия, Фригия), а также использованием префиксов гипо-(указывал на расположение ниже) и гипер-(расположение выше).

4. Полная система

Объединение нескольких тетрахордов образовывало так называемую "Полную систему" ( греч. σύστημα τέλειον ) [4], которая включала все древнегреческие лады. В зависимости от количества соединенных тетрахордов различали "большую" (4 тетрахорды, охватывающие две октавы) и "малую" (3 тетрахорды, охватывали дуадециму).

Большая полная система

5. Эстетическое значение

Древние греки рассматривали лады не только с точки зрения их звуковысотной структуры, но и с точки зрения эстетического воздействия. Так, Аристотель, характеризуя свойства ладов, писал:

музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы неодинаково относимся к каждому из них, да, слушая один лад, например так называемый миксолидийский, мы испытываем больше скорбный и мрачное настроение; слушая другие, менее строгие лады, мы мьякишаемо, другие лады вызывают у нас преимущественно средний, уравновешенное настроение; последней свойством обладает, очевидно, только один из ладов, а именно дорический; фригийский лад действует на нас возбуждающим образом. [5]

Противопоставление дорийского лада как мужественного и пригодного для воспитания, фригийском, как экстатическом и возбуждающему, встречается и в других древнегреческих философов [6] за исключением Платона, который характеризовал этот строй миролюбивым и спокойным [7]. Примечательно, что именно эти два строя "обменялись" именам в средние века, и эта путаница сохраняется такой до современности. Таким образом следует иметь в виду, что греки считали мужественным строй, по современной терминологии принято называть фригийский, тогда как экстатическим характером отличался строй, по современной терминологии принято называть дорийским.

6. Переименование ладов

Древнегреческие лады легли в основу средневековых, использовавшиеся в григорианском хорале, однако названия древнегреческих ладов не совпадают со средневековыми и, соответственно, с принятыми в современной теории музыки. Расхождение названий ладов объясняется тем, что в 9 веке они были переименованы на страницах анонимного теоретического трактата "Alia musica" [8] и в более поздних музыковедческих работах закрепились именно эти, переименованные названия.

Сравнение названий семи древнегреческих ладов по Аристоксеном (ок. 350 до н.э.) с семью диатонической ладами по Глареан (1547), которые сохраняют свою силу и в современной терминологии, можно представить следующей таблицей [6] :

Название по Аристоксеном Название по Глареан (Современное название) характерная черта
лидийский ионийский идентичный натуральному мажору
фригийский дорический с высоким VI степени
дорический фригийский с низким ИИ степени
гиполидийський лидийский высокий VI степень
гипофригийський миксолидийский низкий VII степень
гиподорийський эолийский идентичный натуральному минора
гипердорийський гиперфригийський локрийський в основе - уменьшен трезвучие

Литература

  • John Chalmers, Divisions of the Tetrachord (Hanover, NH: Frog Peak Music, 1993) ISBN 0945996047.
  • Barbera, Andr? (1984). "Octave Species". The Journal of Musicology 3, no. 3 (Summer): 229-41.
  • Лосев История античной эстетики. Ранний эллинизма. Ч.ИИИ. Музыка
  • Martin L. West. Ancient Greek Music. Oxford, 1992.
  • Thomas J. Mathiesen. Apollo's Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln & London, 1999.
  • Н. Ренёва К истории "путаницы" ладов. Средневековое переименование греческих видов октавы
  • Холопов Ю. Древнегреческие лады / / Музыкальная энциклопедия Т. 2. М., 1974. Ст. 305-306.
  • Аристоксен. Элементы гармоники. Издание подготовил В. Г. Цыпин. М., 1997 (т.1), 1998 (т.2).

Примечания

nado.znate.ru

Древнегреческие лады

Системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями):

B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд:

Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 — h — a, a — g — f — e) и "раздельное" (diasenxis), при к-ром смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 — d1 — c1 — h, a — g — f — e). Bажнейшие из объединений тетрахордов — октавные лады (т.н. "виды октав" или armoniai — "гармонии"). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, к-рые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский ("смешанно- лидийский") трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов.

Побочные — гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов:

Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion — "совершенная (т.e. полная) система". Hиже приведена т.н. "неподвижная" (или "немодулирующая") система — ametabolon:

Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы — metabolon характеризуется вставкой "вдвижного" тетрахорда synnmmenon (букв. — соединённый) dl — c1 — b — a, расширяющего объём системы.

При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью к-рых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi — тональности).

Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер ("этос"). Tак, дорийский лад (дуряне — одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия — области Mалой Aзии) — возбуждённым, страстным, вакхическим:

Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных "окрасок" (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения.

Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.

Литература: Платон, Политика или государство, Cоч., ч. III, пер. c греч., т. 3, СПБ, 1863, § 398, c. 164-67; Aристотель, Политика, пер. c греч., M., 1911, кн. VIII, гл. 7, c. 372-77; Плутарх, O музыке, пер. c греч., П., 1922; Aноним, Bведение в гармонику, Предварительные замечания, перевод и объяснит, примечания Г. A. Иванова, "Филологическое обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Античные мыслители об искусстве, сост. Aсмус B. Ф., M., 1937; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева. Предисл. и общ. ред. B. П. Шестакова, M., 1960; Герцман E. B., Bосприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Bестник древней истории", 1971, No 4; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Westphal R., Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1864; Gevaert Fr. A., Histoire et thйorie de la musique de l'antiquitй, v. 1-2, Gand, 1875-81; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1888; pyc. пер., M., 1896; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Sachs C., Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; pyc. пер. отд. глав под загл. "Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков", в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Ursprung O., Die antiken Transpositionsskalen und die Kirchentцne, "AfMf", 1940, Jahrg. 5, H. 3, S. 129-52; Джуджев C., Tеория на българската народна музика, т. 2, Cофия, 1955; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961.

Ю. H. Xолопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

древнегреческие лады - это... Что такое древнегреческие лады?

 древнегреческие лады древнегре́ческие лады́ система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основаны на попевках из 4 звуков — тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов — дорийского, фригийского и лидийского — образовались все древнегреческие лады. Гипо-лады (побочные лады) производились путём перестановки тетрахордов и дополнения звукорядов до октавы. Каждому из древнегреческого лада приписывался определенный характер (этос).

* * *

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ ДРЕВНЕГРЕ́ЧЕСКИЕ ЛАДЫ́, система мелодических ладов (см. ЛАД) в музыке античной Греции. Основа на попевках из 4 звуков — тетрахордах (см. ТЕТРАХОРД) (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов — дорийского, фригийского и лидийского — образовались все древнегреческие лады. Гиполады (побочные лады) производились путем перестановки тетрахордов и дополнения звукорядов до октавы. Каждому из древнегреческих ладов приписывался определенный характер (этос (см. ЭТОС)).

Энциклопедический словарь. 2009.

  • древнебулгарский язык
  • древнееврейский язык

Смотреть что такое "древнегреческие лады" в других словарях:

  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ — система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основа на попевках из 4 звуков тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов дорийского, фригийского и лидийского образовались все древнегреческие лады. Гипо лады… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Древнегреческие лады —         система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их …   Большая советская энциклопедия

  • Древнегреческие лады —         системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали …   Музыкальная энциклопедия

  • ЛАДЫ — в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин… …   Энциклопедия Кольера

  • Средневековые лады —         правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… …   Музыкальная энциклопедия

  • средневековые лады — (церковные лады), лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с середины XVI в.   12, разделялись на… …   Энциклопедический словарь

  • натуральные лады — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. диатоника), распространённых в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Натуральные лады —         в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… …   Большая советская энциклопедия

  • Гипо-лады —         диатонические натуральные лады; см. Древнегреческие лады, Средневековые лады …   Большая советская энциклопедия

  • ГИПО-ЛАДЫ — см. Древнегреческие лады …   Большой Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Древнегреческие лады

20.11.2014 Small encyclopedia

Древнегреческие лады, совокупность мелодических ладов в музыке древней Греции, не знавшей многоголосия в отечественном смысле. Базу ладовой совокупности составляли тетрахорды (первоначально — лишь нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их наклонения, либо рода (gene): диатоническое, хроматическое и энгармоническое:

Диатонических тетрахордов насчитывалось 3 вида, различавшихся размещением малой секунды:

Объединения тетрахордов образовывали октавные лады (так именуемые роды октав, либо harmoniai). Главные лады — дорийский, фригийский и лидийский — строились как объединение двух тетрахордов одного вида; тетрахорды приставлялись друг к другу т. о., что между нижним звуком верхнего и верхним звуком нижнего образовывался целый тон. Побочные, гиполады, строились из главных при добавления перестановки и помощи тетрахордов снизу целого тона, дополняющего звукоряд до октавы:

Полный вид древнегреческой ладовой совокупности обобщённо воображает systema teleion — идеальная (т. е. полная) совокупность.

наклонениям и Ладам приписывался определённый темперамент (учение об этосе ладов, ритмов). Различие между этосом Д. л. напоминает различие в характере отечественных ладов — минора и мажора. Так, дорийский лад (доряне — одно из коренных греческих племён) считался строгим, мужественным, самый этически полезным; фригийский (Фригия — одна из областей Малой Азии) — восторженным и экстатическим, дионисийским.

Заглавия Д. л. перешли к средневековым ладам (либо натуральным ладам), имеющим иную структуру.

Лит.: Древние мыслители об мастерстве, 2 изд., М., 1938; Закс К., Музыкально-инструменты древних и теоретические воззрения греков, в сб.: Музыкальная культура старого мира, под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.—Л., 1941; Древняя музыкальная эстетика. [Собр. текстов], М., 1960; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert Н., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939.

Ю. Н. Холопов.

Две случайные статьи:

Návratový systém — SLUSNY Yoyo Tutorials

Похожие статьи, которые вам понравятся:
  • Лад

    Лад, совокупность связей звуков, выраженная в звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму. Нужное условие существования Л. —…

  • Каменноугольная система (период)

    Каменноугольная совокупность (период), карбон, пятая по порядку совокупность палеозойской группы, соответствующая пятому периоду палеозойской эры истории…

  • Милетская школа

    Милетская школа, первая наивно-материалистическая школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом (6 в. до н. э.)….

  • Инварианты

    Инварианты (от лат. invarians, родительный падеж invariantis — неизменяющийся), числа, алгебраические выражения и т. п., связанные с каким-либо…

bfsibguti.ru