161 Vivo Русская народная песня «Голова ль ты моя, головушка». Дважды гармонические лады

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

161 Vivo Русская народная песня «Голова ль ты моя, головушка»

Начальные три такта приведенного примера могут быть одинаково восприняты в тональности как соль мажор, так и ми минop. В соответствии с этим проявляют себя и так называемые переменные функции начальных звуков мелодии. Таким образом, звук ре в первом такте может быть воспринят как V ступень соль мажора или же как VII натуральная ступень ми минора; во втором такте — звуки ля, до и си могут трактоваться как II, IV и III ступени соль мажора или как IV, VI и V ступени ми минора; в третьем такте — то же самое, но, пожалуй, в еще большей степени (особенно это касается последнего звука — си, который может быть трактован и в качестве III ступени соль мажора), когда звук, завершающий данный мотив, разрешается автентическим способом (то есть скачком на квинту вниз) и, естественно, предстает в нашем слуховом сознании как доминанта ми минора.

Четвертый такт утверждает тональность ми минop. Однако аналогичный мотив пятого такта как бы «поворачивается» в сторону тональности соль мажop. Действительно, после тоники соль мажора (в 6-м такте) повторение начала мелодии ясно ощущается именно в этой тональности, но появившаяся опять тоника ми минора (10-й такт) снова «притягивает» к себе неустойчивые звуки лада. Тем не менее завершается мелодия песни все же тоникой соль мажора.

Помимо параллельной переменности в народном песенном творчестве встречаются и другие виды переменных ладов. В следующем примере, начинающемся в параллельно-переменном ладе (соль мажор — ми минор), напев завершается в ре миноре, который образует с соль мажором квартовую переменность, а с ми минором — секундовую:

162 Русская народная песня «Как за речкою, да за Дарьею»

§ 56. Дважды гармонические лады

Дважды гармонические лады точнее было бы называть ладами с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический мажор отличается от натурального пониженными VI и II ступенями:

163

ув2 ув. 2

Дважды гармонический минор отличается от натурального повышенными VII и IV ступенями:

164

ув2 ув. 2

Дважды гармонические лады, как и обычные гармонические мажор и минор, не относятся к области диатоники. Они характерны для венгерской, болгарской, еврейской народной музыки, а также для некоторых восточных музыкальных культур. Встречаются дважды гармонические лады и в некоторых украинских народных песнях:

165 Украинская народная песня

Дважды гармонические лады использовались неоднократно в профессиональной музыке для воссоздания национального колорита. Так, в пьесе Мусоргского «Два еврея» из «Картинок с выставки» средствами дважды гармонического минора (си-бемоль минор) дается образ одного из «действующих лиц»:

166 Andante. Grave-energico м. Мусоргский. Картинки с выставки

Свойственный дважды гармоническим ладам общий сумрачный колорит воссоздается во вступлении си-минорной сонаты великого венгерского композитора Ф. Листа:

167 Lento assai ф. Лист. Соната h-moll

Нисходящей гамме дважды гармонического минора (соль минор) предшествует нисходящая гамма фригийского минора, также способствующая сумрачному колориту вступления.

studfiles.net

13. Виды мажора и минора

Мажорным ладом (мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие. Главный характерный признак мажора – большая терция между I и III ступенями.Мажор имеет три основных вида: натуральный, гармонический, мелодический.Гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажор или минор), а верхний – вид лада. Гамма натурального мажора – наиболее распространённого вида мажор – состоит из одинаковых тетрахордов (б. 2, б. 2, м.2), которые разделены б. 2.Мажор с пониженной VI ступенью называется гармоническим. В нем интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VIb образуется хроматический интервал увеличенной секунды, характерный для гармонического вида.Гармонический мажор довольно широко распространён в музыке ряда восточных народностей (Армения, Иран и т.д.). В профессиональной европейской музыке появился приблизительно на грани XVII и XVIII веков. Сначала использовался очень ограниченно (И. С, Бах, венские классики), позже распространён достаточно широко в музыке западных романтиков и русских классиков.Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд остаётся неизменным, а структура верхнего меняется, являясь как бы зеркальным отражением нижнего: м. 2, б. 2, б. 2.Характерная особенность мелодического мажора – отсутствие на VIIb напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к T заметно ослабляется.Мелодический мажор появился в XIX веке и применяется очень ограниченно, чаще в ходе: I – VIIb – VIb – V.Мелодические связи:Натуральный мажор: II-I, VII-I, IV-III, VI-V, II-III, IV-V (слабо). Наиболее острые – VII-I, IV-III.Гармонический мажор: то же, но VIb-V острее, чем VI-V из-за малой секунды между V и VIb.Мелодический мажор: два тяготения на полтона IV-III, VIb-V. VIIb тяготеет в V через VIb (VIIb-VIb-V).

Минорным ладом (минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие. Главный характерный признак минора – м. 3 между I и III.Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных большой секундой.В нижнем тетрахорде полутон в середине, а в верхнем – внизу. Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от натурального и гармонического мажоров) остро звучащего напряжённого вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие I ступень неустойчивые звуки в натуральном миноре отстоят от неё на целый тон (б. 2). В натуральном миноре, в отличие от мажора, VII ступень называется полунапряжённым восходящим вводным тоном. Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен.Минор с повышенной VII ступенью называется гармоническим. Структура верхнего тетрахорда меняется; на VI ступени появляется хроматический интервал увеличенной секунды и возникает, как в натуральном и гармоническом мажоре, напряжённый восходящий вводный тон (ради чего и производится эта альтерация).Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степен яркости звучания и напряжённость гармоний доминантовой функции, что привело к тому, что гармонический минор практически стал основным видом минора в профессиональной музыке. Но из-за трудноинтонируемого интервала увеличенной секунды, нарушающего плавность общего движения, гармонический минор стал более характерным для многоголосной музыки, где образуются различные гармонические комплексы (аккорды), что отразилось и в названии гармонического минора.Для музыки с преобладанием линеарного движения (прежде всего одноголосной) более характерным является мелодический минор.Минор с повышенными VI и VII ступенями называется мелодическим. Мелодический минор хотя и содержит напряжённый восходящий вводный тон, но звучит мягче гармонического минора, поскольку вместе с VII ступенью повышается и VI. Мелодический минор впервые описан, «узаконен» теоретически и введён в музыкальную практику в 1722 г. Ж.-Ф. Рамо.Характерная особенность мелодического минора – ослабление тяготения VI# в V, которое теперь, скорее, направлено вверх – через VII# — к тонике. Мелодический минор, по-видимому, произошёл от дорийского лада: повышение в нём VII и привело, очевидно, к мелодическому минору, подобному тому, как повышение VII ступени натурального минора привело к гармоническому минору.Звукоряды гамм гармонического и мелодического минора строятся с теми же ладовыми альтерациями как вверх, так и вниз.

theory.solfa.ru

Скоро Русская народная песня «Я сидела либо день, либо два» — МегаЛекции

В приведенном примере первый двутакт выдержан в ля мажоре. Однако в дальнейшем движении мелодии четко вырисовывается параллельный минор, в котором и заканчивается песня. Такой вид переменного лада, при котором взаимодействуют тоники параллельных тональностей, называется параллельно-переменным. Параллельно-переменный лад — очень частое явление в народной музыке. Если в приведенном примере мелодия в мажоре начинается, а в параллельном миноре заканчивается, то в других случаях переменного лада тоники могут сменять друг друга чаще:

Vivo Русская народная песня «Голова ль ты моя, головушка»

Начальные три такта приведенного примера могут быть одинаково восприняты в тональности как соль мажор, так и ми минop. В соответствии с этим проявляют себя и так называемые переменные функции начальных звуков мелодии. Таким образом, звук ре в первом такте может быть воспринят как V ступень соль мажора или же как VII натуральная ступень ми минора; во втором такте — звуки ля, до и си могут трактоваться как II, IV и III ступени соль мажора или как IV, VI и V ступени ми минора; в третьем такте — то же самое, но, пожалуй, в еще большей степени (особенно это касается последнего звука — си, который может быть трактован и в качестве III ступени соль мажора), когда звук, завершающий данный мотив, разрешается автентическим способом (то есть скачком на квинту вниз) и, естественно, предстает в нашем слуховом сознании как доминанта ми минора.

Четвертый такт утверждает тональность ми минop. Однако аналогичный мотив пятого такта как бы «поворачивается» в сторону тональности соль мажop. Действительно, после тоники соль мажора (в 6-м такте) повторение начала мелодии ясно ощущается именно в этой тональности, но появившаяся опять тоника ми минора (10-й такт) снова «притягивает» к себе неустойчивые звуки лада. Тем не менее завершается мелодия песни все же тоникой соль мажора.

Помимо параллельной переменности в народном песенном творчестве встречаются и другие виды переменных ладов. В следующем примере, начинающемся в параллельно-переменном ладе (соль мажор — ми минор), напев завершается в ре миноре, который образует с соль мажором квартовую переменность, а с ми минором — секундовую:

Русская народная песня «Как за речкою, да за Дарьею»

 

Дважды гармонические лады

Дважды гармонические лады точнее было бы называть ладами с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический мажор отличается от натурального пониженными VI и II ступенями:

163

Ув2 ув. 2

Дважды гармонический минор отличается от натурального повышенными VII и IV ступенями:

164

Ув2 ув. 2

Дважды гармонические лады, как и обычные гармонические мажор и минор, не относятся к области диатоники. Они характерны для венгерской, болгарской, еврейской народной музыки, а также для некоторых восточных музыкальных культур. Встречаются дважды гармонические лады и в некоторых украинских народных песнях:

Украинская народная песня

Дважды гармонические лады использовались неоднократно в профессиональной музыке для воссоздания национального колорита. Так, в пьесе Мусоргского «Два еврея» из «Картинок с выставки» средствами дважды гармонического минора (си-бемоль минор) дается образ одного из «действующих лиц»:

Andante. Grave-energico М. Мусоргский. Картинки с выставки

Свойственный дважды гармоническим ладам общий сумрачный колорит воссоздается во вступлении си-минорной сонаты великого венгерского композитора Ф. Листа:

megalektsii.ru

14. Родство тональностей | Теория на Сольфе

Родство тональностей – большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством и значимостью их общих элементов (звуков, аккордов, интервалов). Родство тональностей – одно из важнейших свойств модуляционного пространства в классико-романтической гармонии. На нём основано ощущение тонального движения – удаление от T или приближение к ней. Родство тональностей учитывает типы интервальных связей (кварто-квинтовые (D,S), параллели как пары аккордов с общей б. 3), различие в составе конкретной системы вследствие исторической эволюции гармонии (к d-moll в 9 симфонии Бетховена es-moll – далёкая тональность, а к d-moll из 5 симфонии Шостаковича – значительно более близкая из-за роли IIb в главной теме).

Данной тональности родственны те тональности, T53 которых входят в эту тональность, то есть параллель, тональность натуральной D и параллель к ней, тональность натуральной S и её параллель, тональность минорной S для мажора и мажорной D для минора. Остальные тональности – отдалённые.

Система родства тональностей Римского-Корсакова (к C-dur и a-moll)

I степень родства: к мажору Tp, D, Dp, Sp, S, Sг. К минору Tp, Dнат, Dнатp, Sp, S, Dг. Минорная S и мажорная D – тональности гармонического родства, остальные – диатонического.

II степень родства:

Тональности, родственные для тех, которые входят в группу I степени, образуют группу тональностей II степени родства (при исключении повторяющихся тональностей и дублирующих I степень получается 12 тональностей).

As A B H (C) Des D Es E
g b h c

 

As a b h (c) Des d es e
C Des D F

У тональностей второй степени родства лишь один-два общих аккорда с главной тональностью.

III степень родства: ни одного общего аккорда с главной тональностью.

Это тональность тритонового соотношения к главной, одноимённая к тритоновой и ряд от неё по квинтовому кругу до параллельной к тритоновой (пять тональностей).

Итого получается 6 тональностей I степени родства, 12 тональностей II степени, 5 тональностей III степени.

Система родства тональностей Катуара

I степень – пять тональностей чисто диатонического родства

II степень – четыре тональности с одной парой общих трезвучий, отличаются от главной на 2 знака.

III степень – все остальные, которые не имеют общих трезвучий в пределах диатонических систем.

Система родства тональностей Яворского

Принцип родства – в общности систем (единичной и двойной) (единичная – разрешение тритона полутоновым движением вовне или внутрь, в двойной перекрещиваются два тритона, в C-dur это d-as и dis-a). Отсюда два класса тональностей: родственные и неродственные.

Родственные тональности не содержат тритона к T53 главной тональности. Остальные – неродственные.

К C-dur: все пять диатонических трезвучий, одноименная, минорная S и её параллель, большая медианта, однотерцовая к D, увеличенные лады G и As, уменьшенные H и F.

Система родства тональностей Способина

Первый вариант

  1. Пять тональностей диатонического родства
  2. Шесть тональностей мажоро-минорного родства (одноименного)
  • Остальные – хроматического родства

Второй вариант

  1. Пять тональностей диатонического родства
  2. Две тональности полудиатонического родства: минорная S для мажора и мажорная D для минора
  • Одноименное мажоро-минорное родства
  1. Параллели мажоро-минорно родства: большая медианта в мажоре и большая субмедианта в миноре
  2. Полухроматического родства: неаполитанская (IIb)
  3. Хроматическое родства – все остальные.

theory.solfa.ru

Обязательные термины | Теория на Сольфе

Обязательные термины

1. Звук — колебания, воспринимаемые человеческим слухом.2. Ключ — знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает название ноте на этой линии.3. Равномерно-темперированный строй основан на делении октавы на 12 равных полутонов.4. Альтерация в ладу — повышение или понижение неустойчивых ступеней лада для обострения их тяготения в устойчивые ступени.5. Энгармонизм — равенство звуков, интервалов, аккордов и тональностей по звучанию при различном значении и написании.6. Диатонический тон и полутон образованы соседними ступенями.7. Хроматический тон и полутон образованы звуками одной ступени, взятой с повышением и понижением, или звуками, расположенными через одну ступень.8. Ритм — последовательность звуков одинаковой или различной длительности.9. Метр — чередование сильных и слабых долей.10. Тактовый размер — это конкретное выражение метра в виде дроби, числитель которой показывает, сколько в такте долей, а знаменатель — длительность доли. Простой размер состоит из одной метрической ячейки (2 или 3 доли), сложный — из нескольких, сложный смешанный — из разных простых ячеек. Переменный размер — размер с изменяющимся количеством долей.11. Темп — это скорость исполнения музыкального произведения.12. Синкопа — это несовпадение метрического и ритмического акцента.13. Интервал — это расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно.14. Обращение интервала — это результат перенесения нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.15. Аккорд — это одновременное или последовательное сочетание трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.16. Обращение аккорда — это такое его положение, при котором в басу находится терция, квинта или септима.17. Лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней.18. Тональность — это высотное положение лада.19. Период — это наименьшая форма, выражающая относительно развитую и законченную музыкальную мысль.20. Предложение — часть периода, отграниченная каденцией.21. Группировка — разделение в такте нотных знаков на группу соответственно строению размера.22. Ритмическое деление — деление длительностей на равные части.23. Особый вид ритмического деления — дробление длительностей на части, не совпадающее с их основным делением.24. Родственные тональности — тональности, тонические трезвучия которых есть на ступенях основной тональности.25. Диатоника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам.26. Мелизмы — небольшие устойчивые мелодические украшения, обозначаемые условными знаками или мелкими нотами.27. Пентатоника — звуковая система из пяти звуков в пределах октавы.28. Аббревиатуры — упрощенные и сокращенные обозначения в нотном письме.29. Ступеневая величина интервалов — количество охватываемых ими ступеней, а тоновая величина интервалов — количество заключенных в нем тонов и полутонов.30. Трезвучие — аккорд из 3 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.31. Септаккорд — аккорд из 4 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.32. Каденция — последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение. Полная каденция — каденция, заканчивающаяся на T, половинная — на D. Серединная каденция — каденция в середине построения, заключительная — в конце.33. Родство тональностей — большая или меньшая близость тональностей, определяется количеством общих звуков, интервалов, аккордов.34. Модуляция — переход из одной тональности в другую с каденцией в ней.35. Отклонение — переход из одной тональности в другую без каденции в ней.36. Хроматическая гамма: мажор вверх — не изменяются III и VI, остальные — не изменяются I и V.37. Секвенция — повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте.38. Диатонические интервалы — интервалы, которые могут быть построены в натуральном мажоре и миноре.39. Хроматические интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре.40. Характерные интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре, но строятся в гармоническом мажоре и миноре с использованием гармонических ступеней (VI пониженной в мажоре и VII повышенной в миноре).41. Консонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно мягко и не требующий разрешения.42. Диссонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно жестко и требующий разрешения.43. Разрешение — переход неустойчивых звуков в устойчивые.

theory.solfa.ru