1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Эолийский лад


Эолийский лад - это... Что такое Эолийский лад?

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Лидийский Ионийский Миксолидийский Дорийский Эолийский Фригийский Локрийский
Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑ [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Ионийский лад - это... Что такое Ионийский лад?

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Лидийский Ионийский Миксолидийский Дорийский Эолийский Фригийский Локрийский
Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑ [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Древнегреческие лады - это... Что такое Древнегреческие лады?

 Древнегреческие лады         системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями):         B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд:         Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и "раздельное" (diasenxis), при к-ром смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e). Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. "виды октав" или armoniai - "гармонии"). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, к-рые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский ("смешанно- лидийский") трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов.        Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов:         Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - "совершенная (т.e. полная) система". Hиже приведена т.н. "неподвижная" (или "немодулирующая") система - ametabolon:         Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы - metabolon характеризуется вставкой "вдвижного" тетрахорда synnmmenon (букв. - соединённый) dl - c1 - b - a, расширяющего объём системы.        При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью к-рых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности).        Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер ("этос"). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим:         Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных "окрасок" (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения.        Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона. Литература: Платон, Политика или государство, Cоч., ч. III, пер. c греч., т. 3, СПБ, 1863, § 398, c. 164-67; Aристотель, Политика, пер. c греч., M., 1911, кн. VIII, гл. 7, c. 372-77; Плутарх, O музыке, пер. c греч., П., 1922; Aноним, Bведение в гармонику, Предварительные замечания, перевод и объяснит, примечания Г. A. Иванова, "Филологическое обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Античные мыслители об искусстве, сост. Aсмус B. Ф., M., 1937; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева. Предисл. и общ. ред. B. П. Шестакова, M., 1960; Герцман E. B., Bосприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Bестник древней истории", 1971, No 4; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Westphal R., Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1864; Gevaert Fr. A., Histoire et thйorie de la musique de l'antiquitй, v. 1-2, Gand, 1875-81; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1888; pyc. пер., M., 1896; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Sachs C., Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; pyc. пер. отд. глав под загл. "Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков", в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Ursprung O., Die antiken Transpositionsskalen und die Kirchentцne, "AfMf", 1940, Jahrg. 5, H. 3, S. 129-52; Джуджев C., Tеория на българската народна музика, т. 2, Cофия, 1955; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961. Ю. H. Xолопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.

  • Древнегреческая музыка
  • Древнееврейская музыка

Смотреть что такое "Древнегреческие лады" в других словарях:

  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ — система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основа на попевках из 4 звуков тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов дорийского, фригийского и лидийского образовались все древнегреческие лады. Гипо лады… …   Большой Энциклопедический словарь

  • древнегреческие лады — система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основаны на попевках из 4 звуков  тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов  дорийского, фригийского и лидийского  образовались все древнегреческие лады. Гипо лады… …   Энциклопедический словарь

  • Древнегреческие лады —         система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их …   Большая советская энциклопедия

  • ЛАДЫ — в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин… …   Энциклопедия Кольера

  • Средневековые лады —         правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… …   Музыкальная энциклопедия

  • средневековые лады — (церковные лады), лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с середины XVI в.   12, разделялись на… …   Энциклопедический словарь

  • натуральные лады — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. диатоника), распространённых в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Натуральные лады —         в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… …   Большая советская энциклопедия

  • Гипо-лады —         диатонические натуральные лады; см. Древнегреческие лады, Средневековые лады …   Большая советская энциклопедия

  • ГИПО-ЛАДЫ — см. Древнегреческие лады …   Большой Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Эолийский лад. Музыкальная энциклопедия. понятие

Словарь

загрузка...

музыкальная энциклопедия

        , Древнегреческие лады, Средневековые лады.

Натуральные лады         термин, обозначающий группу 7-ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н. л. обычно подразумеваются соответствующие лады нар. европ. и внеевроп. музыки, лады ср.-век. монодии, др.-рус. культового пения, диатонич. лады в зап.-европ. и рус. музыке нового времени (17-19 вв.) и в совр. музыке. Это - лады (полные и неполные) эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные (с сохранением общего звукоряда, напр. в песне "Ходила младёшенька по борочку" из сб. Н. А. Римского-Корсакова), а также очень редко встречающийся локрийский; к Н. л. относят и ангемитонную пентатонику всех видов. Общая схема Н. л. (по И. В. Способину):         Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Напр., дорийский - просветлённым минорным колоритом, лидийский - характерной усиленной мажорностью и т. д. В музыке 19-20 вв. композиторы (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто применяют Н. л. в колористич. звукописных целях. Так, один из случаев использования Н. л. в качестве специального выразит. средства - в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова: сопоставление Н. л. и насыщенной альтерациями хроматированной музыки передаёт контраст ясной, простой, естеств. речи Февронии и смутных, искажённых, беспокойных фраз Гришки Кутерьмы. Н. А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", действие IV.        Однако понятие Н. л. в значит. мере условно. Слово "натуральный" (в общем смысле - "естественный", "соответствующий природе") здесь означает "данный природой" (ср. "натуральный звукоряд", "натуральные валторны"), не видоизменённый, не искусственный (ср. противопоставление: "натуральные" и "искусственные" флажолеты). В Н. л. натурален диатонизм, к-рый понимается как ладовая первооснова. Отсюда различие в европ. миноре между "натуральным", первоосновным звукорядом, указываемым нормативными ключевыми знаками, и "искусственным" вводным полутоном, применяемым систематически, но не уравниваемым в правах с тонами Н. л. Но такое противопоставление действительно лишь для европ. муз. культуры; восточные лады с увелич. секундой по существу столь же "природны", т. е. натуральны, как и вообще все лады народной музыки (в народных ладах всё природно, всё - только основа, без наслоений на неё). (см. Индийская музыка.) С этой точки зрения нельзя не отнести к Н. л., например, обиходный лад (G-A-H-c-d-e-f-g-a-b-c1-d1), в котором звуки, образующие уменьшенную октаву (Н-b), в равной мере натуральны (см., напр., 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова), а также и "хроматизм вразбивку" (термин А. Д. Кастальского) в рус. нар. музыке. Отсюда возможность понимания и совр. 12-ступенной системы как натуральной, т. е. не связанной с альтерацией звуков 7-ступенной системы. "Изучение крестьянской музыки... привело меня... к совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы", - писал Б. Барток. Однако неправомерно называть эту систему 12-ступенной диатоникой, т. к. это противоречило бы смыслу слова "диатоника". Литература: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25; Барток Б. Автобиография. "Современная музыка", No 7, 1925; Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, 1957; Кушнарёв X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1-2, М., 1962-63; Верков В. О., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-1966, 1970; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. Н., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Юсфин А. Г., Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки, в сб.: Проблемы лада, М., 1972. Ю. Н. Холопов. Другие понятия:Эолийский лад, Большая советская энциклопедияЭолийский лад, Большой Энциклопедический словарь

Другой материал:Контрольная работа - Дзяржа ны лад Рэчы ПаспалітайКонтрольная работа - Дзяржаўны лад Рэчы ПаспалітайРеферат - Суспільно-політичний лад і право України в період національно-визвольної війни під проводом Богд

загрузка...

Словари:

• медицинская энциклопедия• большой медицинский словарь• медицинские термины• психологическая энциклопедия• психотерапевтическая энциклопедия

slovare.coolreferat.com


Смотрите также