Индийские сладости. Кхир, Ладу и Модак. Индийский лад


Индийская музыка | Belcanto.ru

Музыка Индии - древнейшая самобытная культура. Она ведёт истоки от нар. и культовых обрядов и связана неразрывными узами с разнообразной трудовой и духовной деятельностью народа, многовековой историей нац. культуры.

Др.-инд. лит. памятники сохранили многочисл. свидетельства о том, что в Индии музыка с давних времён была неотъемлемой частью жизни общины, где музыканты окружались большим почётом. Каждое племя имело своих певцов, в обязанности к-рых входило исполнение гимнов во время религ. и магич. обрядов. Ритуальные песнопения нашли своё отражение в "Ригведе" - одном из наиболее древних письм. памятников Индии (2-е тыс. до н.э.). Песенные тексты более позднего по сравнению с "Ригведой" времени собраны в "Атхарваведе". Мелодии, возникшие на основе литургич. текстов обеих Вед, зафиксировала "Самаведа", с к-рой традиционно связывают происхождение музыки в Индии.

Фрагмент мелодекламации ведического текста.

Трактат по театру, музыке и танцу "Натьяшастра" (1 в. н.э.) даёт основание считать, что ещё задолго до его создания индийцы располагали высокоразвитой, глубоко своеобразной и оригинальной муз. системой. В "Натьяшастре" подробно описываются разнообразные формы вок. и инстр. музыки, особые типы священных кантилен джати (см. пример ниже), муз. инструменты и состав театр. оркестра.

Выдающимся произв. муз.-теоретич. мысли ср.-век. Индии является семитомный трактат Шарангадевы "Сангитаратнакара", содержащий обширные сведения о традиц. инд. ладово-ритмич. построениях - рагах, ритмич. формулах - тала, нац. муз. инструментах.

Другой ср.-век. трактат "Сангитадарпана", созданный на языке хинди музыкантом К. Дамодаром (15 в.), подробно и оригинально комментирует изложение осн. теоретич. принципов "Натьяшастры".

Музыка в Индии - неотъемлемая часть нар. и придв. празднеств с древних времён. Иск-во инд. певцов и инструменталистов органично соединилось в нар. и классич. инд. т-ре. В период расцвета санскритской драматургии в 4-7 вв. инд. классич. музыка достигла большого развития. Изменения, к-рые испытывала муз. система Индии в процессе длит. историч. развития, не коснулись её осн. теоретич. положений.

Древние муз. каноны оставались незыблемыми для мн. поколений инд. музыкантов. Их унаследовали и совр. инд. теоретики и музыканты. В И. м. применяется 7 гл. тонов, соответствующих европ. семиступенной гамме. Обозначаются они начальным слогом санскритского наименования: са (схагра) - соответствует до первой октавы, ри (рисхава) - ре, га (гандхара) - ми, ма (мадхьяма) - фа, па (пангама) - соль, дха (дхавата) - ля, ни (нисхада) - си.

Помимо главных тонов, имеются звуки, производные от основных. Минимальным расстоянием между двумя ступенями лада является интервал немногим более 1/4 тона. Благодаря этому октава делится на 22 неравных интервала - шрути (от слова "слышать, различать"), каждый из к-рых может быть исходным пунктом для новой гаммы.

В Индии различают 6 основных и большое количество побочных гамм, построенных по принципу сочетания нижнего и верхнего тетрахордов.

Из большого числа ладов наиболее широкое распространение получили 10 основных (калиан, билавал, кхамадж, бхаирав, пурава, марава, кафа, асавари, бхайрави и тоди), объединённых под общим названием тхат.

Для И. м. характерна импровизация. Любое произв., как инстр., так и вок., строится на основе традиц. ладово-ритмич. построений - раг. Нек-рые из них происходят от нар. инд. мелодий, другие же содержат в своей основе культовые образцы; раги создают проф. композиторы.

Индийские лады тхат.

Древнеинд. музыка насчитывает 7 основных paг и 5 производных от каждой - рагини. С понятием para связано выражение силы, мужества, героизма, рагини ассоциируются с мелодиями, выражающими нежность, любовь, печаль и др. Помимо осн. paг и рагини, древние трактаты называют ещё подраги и подрагини (до 60). Теоретически количество paг бесконечно. Практически же число их ограничено. "Сангитаратнакара" содержит описание 664 paг; в совр. Индии только на юге страны насчитывается более 300 (шестиступенных) paг, пятиступенных - 72, и др. Каждая paгa состоит из вади - главного звука, самавади - второго по значению звука, анувади - группы подчинённых звуков и вивади - диссонирующего звука. Иногда они называются соответственно "правитель", "министр", "помощники" и "враг".

Учение о рагах, разработанное в соответствии с древнеинд. теорией о поэтич. чувствах, эмоциях и эстетич. наслаждении,- раса, подразумевает подчинение интонационно-мелодич. строя раги её идейному содержанию, эмоциональной окраске. Раги призваны вызывать у слушателя определённые чувства и состояния: шрингара - любовь, хасья - веселье, каруна - печаль, вира - героизм, бибхатса - отвращение, рудра - гнев, бхаянока - страх, адбхута - удивление, шанта - успокоение. Исполнение paг приурочивается к определённому времени года (весна, лето, осень, зима) и суток (мелодии утренние, полуденные, вечерние). Напр., paгa дарбари должна вызывать у слушателей состояние раздумья, иогич. сосредоточенности, исполняется в 3 часа утра; paгa бегешвара, способствующая появлению романтич. настроения, может быть сыграна только в полночь, и др. Нек-рые инд. раги наделяются особым магическим свойством: paгa мегха - способностью вызывать дождь, paгa дипак - пожар, и др.

Символика определённых мелодич. настроений не ограничивается лишь областью "чистой" музыки: др.-инд. музыкально-теоретич. тексты предписывают исполнителю иметь соответств. выражение лица в зависимости от характера муз. произв., пользоваться надлежащими жестами и др.

Инстр. и вок. композиция строится по законам трёх-частной классич. формы: первая часть алапа - медленное, проникновенное изложение темы, вторая - сложные мелодико-ритмич. вариации в сопровождении ударных инструментов и третья - гата - кульминационные варианты темы с изысканной усложнённой орнаментацией. Созданные по такому образцу классические композиции исполняются в течение нескольких часов.

Вместе с рагой музыкант берёт для импровизации и определённый ритмич. вариант - тала. Ритм, получивший в инд. музыке особую, разнохарактерную разработку, является одним из наиболее ярких элементов муз. творчества. Применение контрастных ритмич. построений (их более 120) часто приводит к полному переосмыслению муз. темы. Роль ритма в создании муз. образа весьма значительна в силу одногол. характера инд. музыки.

Осн. метро-ритмич. единица - матра обозначается вертикальной чертой под буквой-нотой. Запись ритма чрезвычайно сложна. Ритм может передаваться и при помощи своеобразных силлабич. построений, лишённых какого-либо смысла, под названием тхoра и тхукада (напр., слоги тха, тхунга, тхака, дига, гади и др. составляют определённую ритмич. формулу). Каждый слог соответствует одной ритмич. единице и одновременно указывает способ и манеру исполнения. Размеры, получившие распространение в И. м., весьма разнообразны, начиная от простых - двух-, трёхдольных, кончая более сложными в 5, 7, 8, 9 долей и др. Сложные ритмы во многом определяются неразрывной связью И. м. с иск-вом нац. танца.

Глубоко самобытные системы мудра (положения пальцев рук и кистей танцовщика) и хаста (позиции рук по отношению к телу танцовщика) способны передать сложный лит. текст муз. произв. средствами нац. хореографии, благодаря чему любое вок. произв. может стать достоянием не только слушателя, но и зрителя. Органич. синтез вок. и хореографич. видов иск-ва образует в Индии оригинальные, специфич. нац. формы. Подобные произв. обозначаются особым названием сангит, объединяющим инстр. музыку, пение и танец.

Соотношения музыки и живописи в Индии, характер их взаимосвязей отмечены также печатью большого нац. своеобразия. Иск-ву инд. художников присуще проникновенное умение иллюстрировать мелодию средствами живописи.

"Солнце заходит", Музыка X. Чаттопадхайя.

Разработаны особые способы и приёмы соответствия эмоцион. характера пьесы и её поэтич. текста определённым цвету и форме. Настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями, ритмом линий и форм. В муз.-теоретич. трактате "Виш-нудхармоттора" (7 в.) упоминается о спец. виде инд. живописи на муз. темы - ваника. Семизвучная гамма ассоциируется в ней с семью цветами: белым, чёрным, жёлтым и др., мелодия - с определённой графич. формой - чира. Широко известны также художеств. композиции под назв. рага-рагини, созданные на муз. темы. Каждая классич. paгa была связана в средние века с традиц. сюжетом инд. миниатюры. Миниатюра на тему раги васанты (весны) изображает Кришну, танцующего среди буйно цветущих деревьев, раги тоди (успокаивающей, ласкающей) - слилась с образом белоликой девушки-сирены, услаждающей оленей игрой на вине, и др.

Из числа разнообразных классич. стилей вок. музыки наиболее популярны дхрупад и кхиял. Истоки дхрупада - в древних храмовых песнопениях, исполнявшихся в честь богов индуистского пантеона, мифологич. героев и прославленных правителей. Имеет четырёхчастную форму (1-я часть - стхаи, 2-я - антара, 3-я - сантара и 4-я - авход). Песни этого стиля торжественны и медлительны. Для них характерны полнота звука, почти полное отсутствие орнаментики (алам-кара). Исполняются под аккомпанемент танпуры и пахаваджа, гл. обр. на бриджбхаше - диалекте сев. р-нов страны. Расцвет дхрупада связан с творчеством индийских классиков Найк Байджу Бавра (кон. 15 - нач. 16 вв.) и Тансена (16 в.), произв. к-рых продолжают широко исполняться в концертах и радиопрограммах. Кхиял - более молодой муз. стиль, результат творч. синтеза дхрупада с перс. музыкой. Песни в стиле кхиял состоят из двух частей (стхаи и антара), богато орнаментированы, подвижны и грациозны. Темой вок. композиций является любовная лирика, аллегорич. и символич. по своему характеру. Исполняется в сопровождении табла. Кхиял - один из самых популярных вок. стилей в совр. Индии. Широкое распространение имеют также изящные лирич. песни в стиле тхумри, лирич. вок. композиция таппа, содержащая в своей основе нар. песни Пенджаба, бхаджан и киртан, близкие образцам нар. музыки Бенгалии.

Несмотря на то, что древняя проф. музыка в своих истоках тесно связана с нар. муз. творчеством, формы классич. и нар. вок. музыки значит. отличаются друг от друга. Нар. инд. песня многообразна - в каждом штате страны имеются свои собств. локальные формы (бхатиали - в Бенгалии, павада - в Махараштре, каджри - в Уттар-Прадеше и др.), традиции исполнит. иск-ва. Как правило, нар. песни невелики по размеру, просты по мелодическому строению, текст зачастую является непосредственным откликом на политич. события, характеризуется социальной окраской.

Очень разнообразен инд. нац. инструментарий - насчитывается св. 300 инструментов. Одни из них распространены по всей стране, другие встречаются только на юге или севере Индии. Наиболее древний - вина, ассоциируется у индийцев с богиней знания Сарасвати. Известны две разновидности вины - северо-инд. и южноинд. В северных районах популярен щипковый муз. инструмент ситар, напоминающий по внешнему виду мандолину с вытянутой шейкой. Саранга - струн. смычковый муз. инструмент, часто используется для аккомпанемента певцу (точно передаёт модуляцию человеческого голоса). Из духовых муз. инструментов широко распространены флейта бансури (или мурали) и своеобразный инструмент, обладающий чистым, приятным звуком, - шахнаи. Бансури делается из полого бамбука, держат её в вертикальном положении. Диапазон - две октавы. Шахнаи изготовляется из дерева или металла; представляет собой полую цилиндрич. трубку со значит. расширением в нижней части. По звучанию неск. напоминает гобой. Регулируя струю воздуха, на нём можно воспроизводить интервалы в четверть тона. Благодаря широким исполнительским возможностям инструмент очень популярен. На юге распространён инструмент нагасварам, разновидность шахнаи. По преданию, шахнаи и нагасварам приносят счастье, поэтому на них играют на свадьбах и празднествах (группа из 6 музыкантов). Ударные муз. инструменты представлены в Индии особенно широко. Среди барабанов особое место занимает южноинд. барабан мриданг. Корпус мриданга изготовляется из дерева, правое и левое донышки покрывают козьей кожей, натянутой при помощи ремней, пропущенных через деревянные колодки. На центр одного донышка накладывают круг из особой смеси, чем достигается повышение тона. Североинд. барабан пахавадж почти идентичен мридангу (исключая второстепенные детали и технику игры). Табла - один из самых усовершенствованных инд. барабанов, состоит из двух небольших барабанчиков, один для левой, другой для правой руки. Играют на табла одновременно обеими руками. Инд. металлич. тарелки представлены мн. видами. Наиболее широкое распространение имеют картал и манджира. Первый отличается большим размером, второй, величиной не более чайного блюдца, иногда прикрепляется к одежде танцовщика, к-рый извлекает звук ударом палочки по металлич. диску. В нек-рых р-нах Индии металлич. тарелки, отбивая ритм, ведут за собой оркестр (получили название талам, т. е. ритм).

В 13-14 вв. в Сев. Индии на месте мелких разобщённых княжеств возникло первое в истории страны мусульм. гос-во, осн. завоевателями Передней и Средней Азии. Муз. культура Индии вступила в непосредств. соприкосновение с муз. наследием мусульм. Востока. В результате сформировались новый муз. стиль, новые вок. и инстр. формы, синтезировавшие традиц. муз. иск-во как индусов, так и мусульман. В отличие от южноинд., или карнатского, новый стиль получил назв. североинд., или хиндустани.

В ср.-век. период инд. классич. музыка, длительное время развивавшаяся при дворах мусульм. правителей, утратила присущую ей в древности органич. связь мелодии и слова. Меценаты, законодатели муз. вкуса, из-за незнания языков народов Индии часто не могли по достоинству оценить лит. текст муз. произв. Постепенно поэтич. слово уступает место технически сложным вокализам, пышной орнаментике. Внешний декор, изощрённость, отрыв от жизни - характерные черты ср.-век. инд. классич. музыки.

Однако в ср.-век. период в Индии жили и творили одарённые певцы и инструменталисты. Поэт и музыкант Амир Хосров Дехлеви (13-14 вв.) создал вок. произв. на разл. яз. народов Индии, к-рые продолжают исполнять совр. певцы в разных районах страны. Традиция приписывает Амиру Хосрову изобретение популярного муз. инструмента - ситара. Особой заслугой композитора является введение в И. м. особенностей звукорядов перс. макомов.

Одному из наиболее выдающихся могольских правителей Акбару (16 - нач. 17 вв.) удалось собрать при дворе мн. талантливых инд. музыкантов. Эти музыканты подразделялись на семь групп, поочерёдно обслуживавших двор в течение недели. "Отцом" И. м. и "девятой жемчужиной" двора Акбара называют в Индии прославленного Миана Тансена, создавшего новые раги на основе синтеза муз. культур мусульман и индусов. Приближённый Акбара историк и музыкант Абдуль-Фазль в своём труде "Аин-и-Акбара" отвёл спец. разделы муз. теории средневековья.

В кон. 19 - нач. 20 вв. под влиянием роста нац.-освободит. движения и нац. самосознания в передовых кругах муз. общественности резко возрастает интерес к изучению нац. муз. наследия. В этой области значительна деятельность великого инд. поэта и музыканта Р. Тагора, создавшего более 2500 муз. произв., из к-рых ок. 20 для муз. т-ра. Первыми муз. драмами Тагора были "Гений Вальмики" (1881, совм. с Д. Тагором) и "Роковая охота" (1882). В этих произв. Тагор возвратил инд. проф. музыке утерянную в средние века традицию единства слова и его муз. выражения. В спектаклях Тагора впервые были слиты воедино элементы европ. и инд. музыки. Песни в музыкально-танц. драмах Тагора содержали в своей основе классич. раги, но их аранжировка была необычной. Вплетённые в муз. ткань спектакля европ. мелодии получили глубокую нац. интерпретацию. Введя в них характерные инд. ритмы, композитор добился полного переосмысления муз. образов. Одним из приёмов Тагора было введение акцента на первой доле, характерного для классич. стиля дхрупад. Выдвинутая Тагором идея синтеза муз. культур Востока и Запада явилась началом нового этапа в развитии муз. иск-ва Индии.

Новаторским для И. м. был введённый Тагором принцип точного воспроизведения мелодии и текста. Импровизация полностью исключалась. Тагор создал при Ун-те Вишвабхарати (Шантиникетон) театр-студию, в к-рой внимательно изучались наиболее ценные образцы инд. музыки, хореографии, нар. муз. зрелищ. Здесь впервые были исполнены мн. сценич. произв. Тагора, к-рые он сам ставил, нередко исполняя гл. роли. В 30-е гг. Тагор создал свои широко известные танц.-муз. драмы "Читрангада" и "Чандалика", в 1940 - последнее произв. этого жанра, пьесу "Шьяма". Более чем полувековая деятельность Тагора в области И. м. и хореографии оказала огромное влияние на развитие нац. культуры. Призыв Тагора к пристальному изучению муз. культурного наследия нашёл живой отклик в среде прогрессивных инд. музыкантов. Широкий размах приняло движение по изучению фольклора в Бенгалии (Об-во нар. песни и танца, созд. в 1929; Бенгальское об-во по сохранению народного иск-ва, созд. в 1932), в сев. провинциях (Об-во музыки и танцев народов Индии, созд. в 1933), на юге (Центр иск-ва Кералы, созд. в 1930) и др.

В 40-е гг., предшествовавшие завоеванию Индией независимости, активизируется муз. жизнь страны. Развивается традиц. форма муз. т-ра, ведущая своё начало со времён далёкой древности,- джатра (Бенгалия), возникшая из пастушеских игр и религ. процессий культа Вишну-Кришны; в ней объединяются танец, пантомима, слово, инстр. и вок. музыка. Как жанр оформилась к 16-17 вв. Джатру исполняют юноши и мужчины. Оркестр включает ударные и духовые нац. муз. инструменты и небольшую переносную фисгармонию. Среди известных композиторов, писавших музыку для джатры,- К. Госвами. Другие традиц. формы муз. т-ра - якшагана (Керала), а также получившая своё окончательное оформление в 17 в. тамаша (Махараштра) и мн. др. наполняются новым актуальным содержанием, отражающим борьбу народа за освобождение, политич. независимость. Песни инд. композиторов, призывающие к борьбе с брит. колониализмом, приобретают широкую, всенародную известность. С достижением страной независимости (1947) И. м. становится на новые пути развития, инд. музыканты получают широкий доступ в конц. залы, муз. т-ры, киностудии.

В течение 50-70-х гг. музыка индийского кино сформировалась как самостоят. муз. жанр. Для кино пишут: известный далеко за пределами Индии композитор А. Бисвас, создавший музыку к фильмам "Утешительница Хамдарад", "Мунна", балет "Танец мира" и др., композиторы Н. Али (фильмы "Байджу Бавра", "Дидар" и др.), Рави Шанкар и Джайкишан (фильмы "Бродяга", "Господин 420"), III. Чоудхури (фильм "Два бигха земли"). Авторы киномузыки идут по пути синтеза музыки Востока и Запада, вводят в состав оркестра европ. муз. инструменты, используют полифонию и др. В совр. Индии успешно работает большая группа нац. композиторов, стремящихся отразить в музыке жизнь своей родины, её борьбу на пути прогресса, стремление к дружбе и миру между народами. К их числу принадлежат Рави Шанкар, виртуоз на ситаре, создавший много песен ("Наша Индия лучше всех" и др.) и инстр. пьес, X. Чаттопадхая, известный бенгальский поэт и артист, автор широко популярных песен "Солнце заходит", "Продавец сыра" и др., Ш. Чоудхури, создатель широко известных патриотич. песен "Привет тебе", "Родина", "О ты, идущий к свету", "Песня о мире" и др.

Значит. группу деятелей муз. иск-ва объединяет Всеиндийское радио. В 1952 в Дели был создан нац. оркестр "Вадья Вринда", гастролирующий во мн. городах страны. Оркестр ведёт эксперимент. работу по созданию новых и обновлению старых муз. форм. Хор. коллективы организованы в радиоцентрах в Дели, Бомбее и др. городах. Издаётся муз. журнал "Бетар Джатат". С 1954 Всеиндийское радио ежегодно проводит муз. конференции, включающие серию открытых концертов с участием выдающихся исполнителей, дискуссии и симпозиумы по проблемам симфонизма, гармонизации нац. музыки, реформе муз. образования, нотации и др.

Система муз. образования в Индии претерпевает существ. изменения. Место устадов (учителей), передававших своё иск-во традиционными, порой архаичными методами, занимает широкая сеть уч. заведений - Академия музыки (Свати Тирунала) в Тирува-нантапураме (Керала), Колледж музыки Карнатика (Мадрас), Ун-т Гандхарвы (Бомбей) и мн. др. Во мн. ун-тах Индии функционируют ф-ты музыки - в Мадрасе, Варанаси (Бенарес), Бароде, Дели, Аннамалае, Шантиникетоне, Калькутте и др.

Важным мероприятием, проведённым правительством в целях возрождения и развития культуры народов Индии, явилось создание в Дели Академии музыки, танца и драмы (Сангит натак академи) в 1953 и её многочисл. филиалов во всех штатах страны. Академия проводит большую работу по изучению муз. жизни Индии, оказывает финансовую помощь муз. учреждениям, организует фестивали музыки; ею создан архив - фонд муз. записей и грампластинок.

Инд. муз. театр наследует многовековые традиции нац. муз. культуры. Муз. спектакли, созданные инд. композиторами, только условно могут быть названы балетами или операми, т. к. они включают в себя по традиции самые разнообразные средства сценич. выразительности с преобладанием в одном случае танца, в другом - пения. Обращение к мифологич. сюжетам до сего времени не является исключением, мн. выдающиеся произв. инд. композиторов и хореографов созданы по мотивам древних эпич. поэм "Рамаяна" и "Махабхарата" (балеты "Рамаяна" Васудевачария, "Шива и Парвати" Шанкара, "Рамлила" и др.). Совр. тема находит на инд. муз. сцене достойное воплощение в произв. композиторов Шилы Ватса (опера "Иссушенная земля", посв. борьбе инд. крестьян против помещиков-заминдаров), Гулям Хайдара (опера "Непокорённый Пенджаб", рассказывающая о выступлении народа против брит. колониализма), М. Бхаттачария и Б. Нунда, Бахадур Хусейн Хана и др.

Наиболее известными инд. инструменталистами являются: на севере страны Рави Шанкар, Тхиру Пиллаи, Али Акбар, Вилайят Хан, Гиян Пракаш Гхош, Муштак Али Хан, Радхика Мохан Мойтра, на юге С. Баланчандер, К. С. Нараянсвами, Т. Н. Кришнаи, П. Рагху, М. Д. Раманатхам, У. Сивараман, Д. Айенгар и др.; среди вокалистов - Д. Мукерджи, Васанта Кумари, Раттаммал, С. Говиндараджай, Гидамбарам Джаяраман, Суриндер Капур, Мира Чаттерджи, О. Тхакур, В. Патвардхан, Н. Чоудри и др.

Литература: Синявер Л. С., Музыка Индии, М., 1958; Бабкина М. П., Музыка Индии, в кн.: Культура современной Индии, М., 1966, с. 172-80; Mенон Н., Индийская музыка сегодня, в кн.: Музыка народов Азии и Африки, М., 1969, с. 250-59; Fox Strangways A. H., The music of Hindustan, Oxf., 1914; Lachmann R., Musik des Orients, Breslau, 1929; Sambamoorthy P., South Indian music, Madras, 1941, 1958; Mukerji D. P., Indian music, Bombay, 1945; Danielou Alain, Northern Indian music, L., 1950; Ropleу H. A., The music of India, L., 1921; Calcutta, 1950; Sanyal Amiyanath, Ragas and Raginis, Calcutta, 1959.

M. П. Бабкина

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

www.belcanto.ru

Лады индийской музыки

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания

Диктанты в индийских ладах

    Из богатого разнообразия ладов, составляющих индийскую модальную систему, мы отобрали лишь те, которые, с одной стороны, укладываются в двенадцатиступеневый звукоряд (естественно, с поправкой на темперацию) и, с другой стороны, включают в себя специфические ступеневые и интервальные отношения, представляющие интерес для учащихся, уже освоивших более обычные модальные явления (см. Приложение 4).     В процессе работы над этой группой диктантов следует иметь в виду, что одним из важнейших условий преодоления заключенных в них трудностей является определение и постоянное удерживание в памяти тонического звука, по отношению к которому осознаются и оцениваются другие тоны мелодии. К сказанному добавим, что мы не стремились воспроизвести подлинный интонационный строй индийской монодии, ограничившись использованием звукорядов индийских ладов и, в некоторой степени, способов их развертывания. Отдельные диктанты (№№ 21 - 22) построены на основе метрических формул, характерных для индийской музыки.

    Диктанты №№ 17 и 18 написаны в ладу тоди. Особенностью диктанта № 17 является интервал увеличенной секунды es - fis, который не заключен, как обычно, в квартовую рамку, а сопрягается со второй низкой ступенью (des), образующей с четвертой высокой ступенью (fis) интервал увеличенной терции, энгармонически равный чистой кварте. Тоны des, es и fis формируют "ложный" трихорд, который может быть услышан как самостоятельная интонация этого лада (например, в начале диктанта № 18). Интонационная специфика лада тоди состоит в тритонах, образующихся между первой и четвертой высокой, а также между второй низкой и пятой ступенями. На этой основе формируются мелодические обороты, перекликающиеся с современными сложноладовыми интонациями (например, у Б. Бартока). Проработка отмеченных ладовых оборотов в интонационных упражнениях и слуховом анализе должна составить необходимую подготовку к записи диктантов. Следует также обратить внимание на начало диктанта со второй ступени, что ставит перед учащимися задачу определения тоники лада.

    Диктант № 19 написан в ладу мультани. В нисходящем движении его звукоряд полностью совпадает со звукорядом лада тоди, а в восходящем движении в нем отсутствуют вторая и шестая ступени (des, as). Написанию диктанта могут предшествовать упражнения, аналогичные тем, которые были использованы при подготовке к работе над диктантами №№ 17 и 18. Кроме того следует обратить внимание на возникающее в связи с энгармонической интерпретацией ряда тонов ощущение полутонового тонального сдвига в конце первого предложения (4-й такт). Ему отвечает полутоновое звукорядное смещение в конце диктанта. Эту двойственность ладовых отношений не следует игнорировать, имея в виду подготовку к написанию сложноладовых диктантов в будущем.

    Диктант № 20 написан в ладу камавардхани, который представляет собой систему разъединенных тетрахордов с увеличенными секундами, между которыми помещается тон fis. Если подходить к звукоряду этого лада с европейскими мерками, его можно квалифицировать как хроматизированный.     При работе над диктантом желательно избежать ощущения его мажорности, поскольку третья ступень лада не имеет здесь опорного характера. Основная интонационная трудность аналогична предшествующим диктантам и состоит в возникающем в результате энгармонической интерпретации интервала увеличенной терции ощущения полутонового тонального сдвига в предпоследнем такте. Следует также обратить внимание на систематическое дробление сильной доли, игнорирование которого (в сочетании с синкопой второго такта) может привести к неправильной трактовке метроритмической структуры диктанта.

    Диктант № 21. Лад рамаприйя, в котором написан диктант, аналогичен миксолидийско-лидийскому ладу, встречающемуся в произведениях К. Дебюсси, Б. Бартока и других европейских композиторов, но осложнен введением второй пониженной ступени. Написание диктанта целесообразно начинать после предварительной настройки на тонику до, что позволит учащимся дать правильную ладовую интерпретацию начальным звукам мелодии. Характером исполнения диктанта и, возможно, гармонической поддержкой желательно подчеркнуть устойчивость звука до в конце первого предложения. В заключительной фразе следует обратить внимание на трихорд fis - e - des, возникающий на основе энгармонического слышания звука des. Эту интонацию, включающую интервал увеличенной терции, рекомендуется проработать в интонационных упражнениях перед записью диктанта. Внутренне переменный метр 13/4 аналогичен применяемым в индийской музыке формулам.

    Диктант № 22. Лад нада-намакрийя аналогичен европейскому дважды гармоническому мажору, но имеет мелодическую опору на третьей ступени. Основная трудность диктанта состоит в выяснении его метроритмического строения. Методически целесообразно определить основную метроритмическую формулу (2 + 4 + 3) на примере первых двух фраз диктанта, что позволит учащимся правильно организовать временную структуру последующего развития.     При исполнении диктанта возможно подчеркивание опорных долей внутри девятидольной формулы: это вполне согласуется с манерой исполнения, характерной для индийской музыки, где ритм постоянно выдерживается и подчеркивается ударными инструментами.

    Диктант № 23 написан в ладу варали, звукоряд которого имеет симметричную структуру: его фрагменты от первой до четвертой повышенной ступени почти полностью совпадают (см. схему лада в Приложении 4). Интонационные особенности диктанта сводятся, в основном, к подчеркиванию тритоновых интервалов на I, II низкой, II и IV высокой ступенях, что особенно заметно в начале второй фразы (тт. 5 - 6), а также в кадансах. Следует обратить внимание учащихся на секвентное сходство мелодических оборотов 10-го и 11-го тактов, которые (хотя и записаны различными интервалами) заключают в себе одинаковое количество тонов и полутонов.

    Диктант № 24 написан в ладу камавардхани. Аналогично диктанту № 23 в ладу варали, здесь подчеркнута симметричность ладовой структуры (см. схему лада в Приложении 4).     Обращая внимание учащихся на сходство фрагментов ладового звукоряда, строящихся на первой и четвертой повышенной ступенях, следует также отметить их противоположные ладовые свойства (ср. тт. 1 и 2). Подобным же образом отличаются два тритоновых мотива, завершающие диктант. Как и при записи диктанта № 23, следует подчеркнуть автономность и интонационно-смысловое значение тритоновых интервалов (и заключенных в них попевок) на I, II и IV высокой ступенях.

    Диктанты №№ 25 и 26 написаны в расширенном по сравнению с индийским оригиналом неоктавном ладу ахири-лалита, представляющем собой сцепление тетрахордов с увеличенными секундами. Квартовая структура лада объясняет его специфическую переменность (опора на до и си-бемоль первой октавы), особенно заметную в диктанте № 25. Именно квартовые ячейки ладового звукоряда должны быть основным интонационным ориентиром для учащихся. Эти ячейки следует выявить в интонационных упражнениях, предшествующих записи. В диктанте № 26 специфическую трудность для учащихся могут составить смещения сходных мелодических оборотов на различные ступени ладового звукоряда, что приводит к изменению их интервальной структуры и трансформирует отношение опорных мелодических тонов к квартовой сетке ладовых устоев (ср., например, тт. 1 - 2 и 3 - 4).

    Диктант № 27. K диктантам, написанным в звукорядах восточных ладов, мы добавляем два диктанта, звукоряды которых формируются на основе традиционных ладовых форм путем смещения опоры на одну из неустойчивых ступеней. В диктанте № 27 устой смещается на третью ступень гармонического Ре мажора, что создает оригинальную ладовую структуру - минор со второй и четвертой пониженными ступенями. Запись диктанта не составит сколько-нибудь заметных трудностей для учащихся. Но при этом нужно решить несколько необычную задачу - преодолеть ладовую настройку на Ре мажор и интерпретировать звуковой строй диктанта в модифицированном фа-диез миноре. Этому поможет гармоническое сопровождение, схематически обозначенное в тексте диктанта.

    Диктант № 28. Другой, более привычный пример лада, формирующегося на основе смещения устоя - так называемый доминантовый лад. Интонационный строй этого лада во многом аналогичен предшествующему материалу. Его можно представить как сочленение ряда тетрахордов (соль - до - фа - си-бемоль). Здесь также есть интервал увеличенной секунды. Кроме того небезынтересно вспомнить, что доминантовый лад широко применяется в испанской народной песенности, испытавшей сильное арабское влияние. Специфической особенностью ладового строя диктанта является включение верхнего прилегающего тона до-бемоль. Он подчеркивает отсутствие октавной периодичности звукоряда.

   

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк) Раздел первый. Лады народной музыки                          №№ 1-16                          №№ 17-28                          №№ 29-37 Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)                          №№ 38-52                          №№ 53-66 Раздел третий. Расширенная тональность                          №№ 67-84                          №№ 85-112                          №№ 113-144 Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность                          №№ 145-152                          №№ 153-164 Приложения    

 

Предыдущая    Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания    

Последнее обновление 8.06.04

yuri317.narod.ru

Индийские сладости. Кхир, Ладу и Модак

Кхир

Кхир - это сладкое индийское блюдо, похожее на пудинг. Представляет собой хорошо разваренный рис в молоке, приправленный семенами кардамона. Один из легких и часто приготавливаемых десертов. Индийцы готовят кхир по особым поводам, обычно для гостей, на семейные празднества, в честь дня рождения Ганеша, на пуджи.

Первый рецепт

Рецепт очень простой, кхир можно назвать обычной рисовой кашей только на индийский лад

Ингредиенты:

1 литр молока 2 горсти риса 1 ст сахара с горкой 50 гр сухого или свежего кокоса, порезать тонкими пластинками 1х1 см 20 гр изюма 10 гр кешью, порезать кусочками или разделить на половинки 7-8 шт кардамона, из коробочек достать зернышки и слегка их раздавить (это обязательно) Кусочек корицы 1 шт бадьяна 4-5 шт гвоздики

Поставить на огонь молоко, добавить сахар, изюм, орехи, кокос и специи. Когда молоко закипит, добавить рис, варить до готовности, регулярно помешивая. Рис должен не только свариться, но и слегка развариться. Выключить огонь, подождать 5-10 минут пока кхир не загустеет. Перед подачей можно украсить поджареным или тертым миндалем.

Второй рецепт

Кхир (индийский рисовый пудинг). Ароматный индийский рисовый пудинг, очень легко приготовить.

Ингредиенты на 4 порции:

2 стакана кокосового молока 2 стакана молока 3 ст.л. сахара 1/2 стакана риса басмати (длиннозерный рис) 1/4 стакана изюма 1/2 ч.л. молотого кардамона 1/2 ч.л. розовой воды (по желанию) 1/4 стакана очищенного и нарезанного миндаля, поджарить на сухой сковородке 1/4 стакана рубленых фисташекПодготовка: 10 мин  ›  Приготовление: 25мин  ›  Общее время: 35 мин

Доведите кокосовое молоко, сахар и молоко до кипения в большой кастрюле. Добавьте рис басмати и варите на медленном огне, до тех пор, пока смесь не загустеет, а рис не станет мягким, примерно 20 минут.Добавьте изюм, кардамон и розовую водой и варите в течение ещё нескольких минут. Выложите в миски поварёшкой и украсьте миндалем и фисташками.

Ладу

Ладу - настоящие индийские сладости. Не все инградиенты можно достать в магазине для классического Ладу, но есть возможность сделать упрощенный вариант.

Рецепт ладу упрощенный

Этот вариант приготовления часто встречается в книгах по ведической кухне. Он тоже вкусный, но с классическим не сравнится. С другой стороны этот рецепт ладу более простой.

Чтобы его приготовить понадобится:

460 г сливочного масла 4 чашки нутовой муки (или муки из обычного гороха) 2 ст. л. натертого кокосового ореха 2 ст. л. грецкого или лесного ореха (фундука), крупно нарубленного 1/2 ч. л. молотых семян кардамона 250 г сахарной пудры

Масло растопить в сковороде, добавить в него муку и постоянно помешивая, жарить около 15 минут (она должна начать распространять ореховый аромат). Добавьте, помешивая, кокосовый орех, грецкие орехи и молотый кардамон. Еще две минуты жарьте, хорошо перемешивая. Затем снимите сковороду с огня, добавьте сахарную пудру и перемешайте хорошо. Выложите смесь в форму (противень), а форму поставьте не холод. Когда ладу застынет, нарежьте его на квадраты или ромбы. Каждый кусочек можно украсить орешком кешью.

Классический рецепт Ладу будет представлен в следующий раз.

Modak

Рецепт сладости Modak - сделать у нас в России очень просто!

Визуально «модак» напоминает манты и по форме похож на купола, но он может быть и другой формы - в виде наших вареников, слегка загнутых в форме полумесяца. Тесто замешивается на воде, можно с парой ложек топленого масла (ghee), плюс одна-две щепотоки соли. В идеале берется рисовая мука, но к ней нужно привыкнуть, поэтому можно обойтись пшеничной (maida).

Для начинки измельчается свежий кокос, добавляется неочищенный пальмовый сахар (jaggery, но можно использовать и обычный сахар) в пропорции примерно 2:1. Можно добавить измельченные орехи, зерна кардамона, финики, мак и даже шоколад - это все уже по вкусу. Сахар смешивается с кокосом (плюс все то, что решено добавить - орехи, кардамон,..) и ставится на медленный огонь, где все это уваривается до загустения, после чего массу нужно охладить.

Купольную форму сладости сделать не сложно, но проще всего, конечно, использовать специальные формы (бывают в продаже).

Чаще всего «модак» жарят в масле, а можно приготовить его на пару (как это сделала я) и есть вместе с «гхи», так и так будет очень вкусно! Согласитесь, все очень и очень просто, излюбленная сладость Ганеша может быть приготовлена даже у нас в России!

Источник

comfycozyhome.ru

Русские песни на индийский лад – Watch videos online on My World.

","link": "","link_loading": "","error": "","file_upload_container": "","edit": "Video uploaded!Now the video must be processed. This can take anywhere from several minutes to an hour. Link to the video: "},"albums": {"singleSelect": false},"item": {"templates": {"main": ""}},"locales": {"errorLoadAjax": "An error occurred. Please try later","popupButtonOk": "Save","popupButtonCancel": "Delete","popupButtonCancelAll": "Stop the upload","closeButton": "Close","header": "Add video","maxFileSize":"Maximum file size: 5 Gb","timeRemain":"left ","wrongFormat":"Invalid file format","wrongSize":"Invalid file size","chooseOneFile":"Select 1 file to upload","connectionError":"Sorry, there was a problem uploading the video.","serverResponseError":"Unknown error.","createItemError":"Error creating video.","blacklistedError":"This video cannot be uploaded due to a copyright claim.","invalidLink":"Cannot process the link","confirmYes":"Yes","confirmNo":"No","confirmRemoveAll":"Are you sure you want to cancel the upload and delete all uploaded videos?","confirmCancelAll":"Do you want to stop the upload?","linkLoadingTitle": "Receiving data","defaultAlbumName": "No name","albums": {"albumErrorPopupHeader": "An error occurred when adding these videos","albumErrorPopupButtonOk": "Close","defaultAlbumName": "No name","defaultItemName": "No name","userAlbum": "My albums","channelAlbum": "Channel videos","communityAlbum": "Group videos","album": "Album","private": "This is not a public album. If you copy a video to a group, the group's privacy settings will be applied to it.","empty": "The selected album is empty","submit": "Add","cancel": "Cancel","privateAll": "You have no videos for public view. You can change the access rights in the albums settings."},"item": {"createItemError":"Error creating video.","hide":"Hide","more":"Learn more","defaultAlbumName": "No name","confirmYes":"Yes","confirmNo":"No","confirmText":"Do you want to stop the upload?"}}},"photoUploadOptions": {"width": "665","uploadUrl": "https://upload-##n##.my.mail.ru/uploadphoto","hostCount": 15,"queueSize": 15,"previewQueueSize": 1,"limit": 5000,"rotateTimeout": 1500,"maxRetry": 5,"albumId": "106","limitSize": 15,"locales": {"popup": {"header": "Adding photo","close": "Close"},"dropArea": {"header": "Select a photo to upload","text": "or just drag them to this area","button": "From your computer","moveHere": "Drag file(s) here"},"links": {"albums": "From albums","network": "From the Internet","camera": "Webcam","add": "Add"},"status": {"from": "from"},"limit": {"header": " ","content": "Sorry, but we cannot upload more than 5000 photos at once. Do you want to add first 5000 from the selected photos?","close": "Close","yes": "Yes, add","no": "No"},"albums": {"title": "Album","upload": "Add","cancel": "Cancel","titles": {"user": "from your own","group": "from the group","channel": "from the channel"},"defaultAlbumName": "No name","form": {"title": "Album","empty": "The album is empty"}},"network": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","header": "Enter URL","remove": "Delete","add": "Add another link","errors": {"invalidExternalUrl": "Address is incorrect"}},"camera": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","button": "Snapshot","timeout": "With 5 seconds delay","cancelPhoto": "Cancel"},"edit": {"save": "Save","cancel": "Stop the upload","remove": "Delete","add": "Add a photo","saveNow": "Saving","showErrors": "Errors","empty": {"text": "Sorry, an error occurred while uploading your photo.","button": "Back"},"confirmStop": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Do you want to stop the upload?"},"confirmRemove": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Are you sure you want to delete all photos?"},"errors": {"header": "Failed to upload files","network": "invalid address","upload_error": "loading error","empty_file_size": "empty file","wrong_file_size": "file size is too large","too_many_files": "too many photos","wrong_image_format": "unsupported format","wrong_gif_image": "you can't upload animated pictures to the album "Photos of me""},"item": {"description": "Description","remove": "Delete","hide": "Close"}}}},"albums": {"photo": {"upload": {"width": "665","uploadUrl": "https://upload-##n##.my.mail.ru/uploadphoto","hostCount": 15,"queueSize": 15,"previewQueueSize": 1,"limit": 5000,"rotateTimeout": 1500,"maxRetry": 5,"albumId": "106","limitSize": 15,"locales": {"popup": {"header": "Adding photo","close": "Close"},"dropArea": {"header": "Select a photo to upload","text": "or just drag them to this area","button": "From your computer","moveHere": "Drag file(s) here"},"links": {"albums": "From albums","network": "From the Internet","camera": "Webcam","add": "Add"},"status": {"from": "from"},"limit": {"header": " ","content": "Sorry, but we cannot upload more than 5000 photos at once. Do you want to add first 5000 from the selected photos?","close": "Close","yes": "Yes, add","no": "No"},"albums": {"title": "Album","upload": "Add","cancel": "Cancel","titles": {"user": "from your own","group": "from the group","channel": "from the channel"},"defaultAlbumName": "No name","form": {"title": "Album","empty": "The album is empty"}},"network": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","header": "Enter URL","remove": "Delete","add": "Add another link","errors": {"invalidExternalUrl": "Address is incorrect"}},"camera": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","button": "Snapshot","timeout": "With 5 seconds delay","cancelPhoto": "Cancel"},"edit": {"save": "Save","cancel": "Stop the upload","remove": "Delete","add": "Add a photo","saveNow": "Saving","showErrors": "Errors","empty": {"text": "Sorry, an error occurred while uploading your photo.","button": "Back"},"confirmStop": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Do you want to stop the upload?"},"confirmRemove": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Are you sure you want to delete all photos?"},"errors": {"header": "Failed to upload files","network": "invalid address","upload_error": "loading error","empty_file_size": "empty file","wrong_file_size": "file size is too large","too_many_files": "too many photos","wrong_image_format": "unsupported format","wrong_gif_image": "you can't upload animated pictures to the album "Photos of me""},"item": {"description": "Description","remove": "Delete","hide": "Close"}}}},"albumId": "_channelpics"},"enableUploadCover": true,"locales": {"popup": {"closeText": "Close","createButton": "Create","saveButton": "Save","removeButton": "Delete the album","headerAdd": "New album","headerEdit": "Edit album"},"confirm": {"remove": "Delete album with all videos in it?","yes": "Yes","no": "No"},"main": {"titles": {"base": "General","access": "Access","sort": "Video order","cover": "Cover"}},"baseForm": {"titles": {"name": "Album title","url": "Title in the address","description": "Album description"},"errors": {"invalidId": "Latin letters, numbers, dashes, dots and underscore are allowed","unexpectedUnderscore": "The first character cannot be an underscore.","albumExists": "An album with the same URL already exists"},"charsetLeft": {"title": "remaining","text5": "characters","text1": "character","text2": "characters"}},"accessForm": {"titles": {"access": "Access to album","password": "Password","retypePassword": "Repeat password","comments": "Comments","canWrite": "Who can comment?","canRead": "Who can read comments?","votes": "Voting","vote": "Who can vote?","voteSee": "Voting results are visible to"},"items": {"all": "All users","onlyMe": "Only me","onlyFriends": "Only friends","byPassword": "Password","noBody": "Nobody"},"errors": {"differentPasswords": "Passwords do not match","shortPassword": "The minimum password length is 4 characters","emptyPassword": "Enter password"}},"sortForm": {"hintForManualSwitch": "To set a custom order for the videos, select "Manual Sort"","hintForManualUse": "Drag videos with your cursor","titles": {"sort": "Sort"},"fields": {"exif": "by date taken (EXIF)","date": "By publication date","name": "By title","manual": "Manual Sort"},"order": {"asc": "In ascending order","desc": "In descending order"}},"coverForm": {"titleOfDefaultCover": "No cover","uploadCover": "Upload cover"}}},"videoItem": {"locales": {"popup": {"remove": "Delete video","title": "Edit video","close": "Close","save": "Save"},"edit": {"save": "Save video in album","title": "Title","description": "Description","album": "Album","adult": "Adult (18+)"},"tabs": {"main": "General","cover": "Cover"},"albums": {"defaultName": "No name"},"remove": {"text" : "Delete video?","ok" : "Yes","cancel" : "No"}}},"inviteOptions": {"header": "Select friends\n\n\n\n","containerClass": "choice-friends__friends","i18n": {"buttonOk": ["

Send invitations

","

Send 0 invitation

","

Send 0 invitations

","

Send 0 invitations

"],"buttonCancel": "Cancel","failEmpty": "You have no friends.","failmsg": "An internal error occurred. We are working on fixing this.","searchFailmsg": "No people found."}},"lang": "en_US","portalHead": {"siteZone": "2","loginPage": "https://my.mail.ru/video/","logoutPage": "https://my.mail.ru/video/","loginUrl": "https://my.mail.ru/cgi-bin/login?page=","version": "2"},"portalFooter": {"siteZone": "36"},"scrollDelta": 1000,"isMyDawnSearch": true,"showMemberCount": false,"showVideosCount": false,"isNewVideoPage": true,"isEnableSearchSuggest": true,"isEnableRecommedations": true,"pageCache": {"key": "","isEnabled": 1,"version": "1","expire": "3600000","stores": "music,video"},"locales": {"title": {"default": "Video Mail.Ru","main": "Video Mail.Ru","channels": "Channels","selections": "Collections","search": "Search videos","searchFriends": "Search in friends","recommendations": "Recommendations","friends": "Friends"},"subscribeButton": {"subscribe": "Subscribe","subscribed": "You are a subscriber","sendRequest": "Request submitted","forModerate": "Waiting for approval"},"friendshipButton": {"friendship": "Add friend","request": "Request submitted","subscribe": "You are a subscriber","acceptFriendship": "Accept","youFriends": "You are friends"},"emptyName": "No name","moreText": "Show more","weeksTop": "Топ недели","page": {"main": {"textLike": "понравилось","textAddVideo": "added a video","subcsribeTitle": "New in subscriptions","popularsTitle": "Popular channels","popularsLink": "All channels","selectionsTitle": "Collections","selectionsLink": "All collections"},"user": {"titleAlbum": "Albums","albumFilter": {"data": "By date added","name": "A to Z","special": "Special albums"},"titleVideo": "All videos","allAlbum": "All albums","albumMore": "Show more","wrongPassword": "Wrong password","onlyFollowersChannel": "The channel is only available to subscribers","onlyAuthorizedChannel": "This channel is only available to registered users","followAndSeeChannel": "Subscribe and watch videos from the channel","authAndSeeChannel": "Log in and watch the channel videos","onlyFollowersCommunity": "This group is only available to subscribers","onlyAuthorizedCommunity": "Only authorized users can view this group","followAndSeeCommunity": "Subscribe and watch videos from the group","authAndSeeCommunity": "Log in and watch videos from the group","accessDenied": "Access restricted, user's videos are not available to you","accessDeniedChannel": "Access restricted, the channel is not available to you","accessDeniedCommunity": "Access restricted, the group is not available to you","emptyAlbum": "No videos in this album yet","emptyVideo": "No videos","access": {"byPassword": "Password access","inputPassword": "Enter the password to view this album","send": "Send","accessDenied": "Access denied","privateAlbum": "This is not a public album","accessForFriends": "Available to friends only","sendFriendship": "To view this album, send the user a friend request","sendFriendshipRequest": "You sent a friend request to the user. Please wait for confirmation so you can view this album"},"suspendedChannelTitle": "The channel is blocked by the Administration","suspendedChannelText": "To restore access rights, the channel administrator must personally contact Support","suspendedChannelTitleAdmin": "You channel was blocked by the Administration","suspendedChannelTextAdmin": "If you have not used your channel for fraud or distribution of content violating the Terms of Use,or Channel posting requirements, please contact Support.Once it is confirmed that you have not committed a violation, your access to the channel will be restored.","suspendedCommunityTitle": "You group was blocked by the website's administration.","suspendedCommunityText": "To restore access rights, the group administrator must personally contact Support.","suspendedCommunityTitleAdmin": "Your group was blocked by the website's administration.","suspendedCommunityTextAdmin": "If you have not used your group for fraud or distribution of content violating the Terms of Use,or Group posting requirements, please contact Support.Once it is confirmed that you have not committed a violation, your access to the group will be restored.","deletedChannel": "Group was deleted by creator","deletedCommunity": "Channel was deleted by creator","showFull": "Показать полностью"},"friends": {"video": "videos"},"channels": {"recommendedTitle": "We recommend","categoryAll": "All channels","seeNow": "Watch now","friendsSubscribe": "subscribed","allVideo": "All videos"},"best": {"title": "Collections"},"search": {"empty": "Your search returned no results"},"item": {"addedToMe": "Video added","promo": {"film": {"header": "Новинки кино"},"serial": {"header": "Популярные сериалы"},"mult": {"header": "Популярные мультфильмы"},"yandex": {"header": "Видео по запросу"}},"empty": "Нет видео доступных для просмотра","createAlbumTitle": "Create new album","createAlbumPlaceholder": "Title","createAlbumSend": "Create","userDeleted": "User deleted"}},"profile": {"mobile": "Online on mobile","online": "Online","menu": {"video": "Video","subscriptions": "Channels","subscribers": "Subscribers","friends": "Friends","recommendations": "Recommendations"},"cover": {"save": "Save","edit": "Edit","remove": "Delete","cancel": "Cancel","canMove": "You can move the cover"},"actions": {"upload": "Add video","createAlbum": "Create an album","editAlbum": "Edit album","inviteFriends": "Invite friends"},"moreAction": {"complaint": "Report","removeFriend": "Defriend","removeChannel": "Leave channel","removeCommunity": "Leave group","setting": "Settings","statistic": "Statistics","editCover": "Edit cover"},"successAction": {"complaint": "Complaint submitted"},"confirmAction": {"removeFriend": {"text": "Are you sure you want to unfriend the user?","ok": "Defriend","cancel": "Cancel"},"removeChannel": {"text" : "After leaving you will not be able to follow the channel updates.","ok": "Leave channel","cancel": "Cancel"},"removeCommunity": {"text" : "After leaving you will not be able to follow updates in the group.","ok": "Leave group","cancel": "Cancel"}}},"rightSuggest": {"related": "Похожее","other": "Другое видео автора","nextVideo": "Следующее видео","nextVideoAuto": "Автоматически"}}}

Week's Top

72.3 K •  21.02.2018 5.1 K •  21.02.2018 2.4 K •  21.02.2018

my.mail.ru