Ионийский лад


Ионийский лад - это... Что такое Ионийский лад?

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский
Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Лидийский Ионийский Миксолидийский Дорийский Эолийский Фригийский Локрийский
Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Чистая
Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑ [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

xzsad.academic.ru

Гаммы и лады

Это статья посвящена гаммам. Приведенные ниже гаммы широко используются в различных музыкальных стилях. Знание гамм во многом облегчает жизнь музыканта. Особенно полезно это знание при импровизации и написании аранжировок и сопровождения к песням. Терминология Музыкальные звуки, образующие какую-либо мелодию, находятся в определенной взаимосвязи. Звук, являющийся в пределах целого произведения или его частей наиболее устойчивым, называется тоникой.

Все звуки мелодии в большей или меньшей степени подчиняются тонике, зависят от нее. Система организации звуков вокруг тоники называется ладом. (Не путайте его с ладом - расстоянием между двумя соседними перегородками на грифе гитары.)

Если расположить все звуки какой-либо тональности последовательно вверх или вниз - от тоники до его повторения, то получится гамма данной тональности.

Первые гаммы были составлены еще в Древней Греции, именно поэтому многие из них носят названия самых важных греческих племен. Примерами могут служить ионийское и фригийское племена. Средние века также внесли свою лепту в формирование гамм. Особо отличилась на этом поприще церковь.

Диатонические Гаммы

Название этой гаммы можно перевести как восемь нот. Из названия следует, что эти гаммы состоят из восьми нот(ступеней), причем первые семь нот разные, а восьмая является октавой тонической ноты.

Ниже приведены лады в правильном порядке тональности ЛЯ Диатонического Мажора. Ноты ладов расположены от тонической ноты до ее октавы. Другими словами, ионийский лад начинается тонической нотой A (ЛЯ) и заканчивается октавой A; Дорийский - тонической нотой B (СИ) и заканчивается октавой B; и т. д. Каждый лад имеет различное назначение и звучание.

A Ионийский

G :--------------------------D :----------------4--6--7---A :-------4--5--7------------E :-5--7---------------------A B C# D E F# G# A

B Дорийский

G :----------------------4---D :-------------4--6--7------A :----4--5--7---------------E :-7------------------------B C# D E F# G# A B

C# Фригийский

G :-------------------4--6---D :----------4--6--7---------A :-4--5--7------------------E :--------------------------C# D E F# G# A B C#

D Лидийский

G :----------------4--6--7---D :-------4--6--7------------A :-5--7---------------------E :--------------------------D E F# G# A B C# D

E Миксолидийский

G :-------------4--6--7--9---D :----4--6--7---------------A :-7------------------------E :--------------------------E F# G# A B C# D E

F# Эолийский

G :----------4--6--7--9--11--D :-4--6--7------------------A :--------------------------E :--------------------------F# G# A B C# D E F#

G# Локрийский

G :-------4--6--7--9--11--13-D :-6--7---------------------A :--------------------------E :--------------------------G# A B C# D E F# G#

A Октавный

G :----4--6--7--9--11--13-14-D :-7------------------------A :--------------------------E :--------------------------A B C# D E F# G# A

Натуральные Лады

Не путайте эти лады с приведенными выше. Отличие заключается в том, что все эти лады записаны в тональности A, а предыдущие - в тональностях нот Диатонического Мажора. Эти гаммы широко используются во всех музыкальных стилях.

A Ионийский

G :--------------------------D :----------------4--6--7---A :-------4--5--7------------E :-5--7---------------------A B C# D E F# G# A

A Дорийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--7--9---------E :-5--7--8------------------A B C D E F# G A

A Фригийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--7--8---------E :-5--6--8------------------A A# C D E F G A

A Лидийский

G :--------------------------D :----------------4--6--7---A :-------4--6--7------------E :-5--7---------------------A B C# D# E F# G# A

A Миксолидийский

G :--------------------------D :----------------4--5--7---A :-------4--5--7------------E :-5--7---------------------A B C# D E F# G A

A Эолийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--7--8---------E :-5--7--8------------------A B C D E F G A

A Локрийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--6--8---------E :-5--6--8------------------A A# C D D# F G A

A Высший Локрийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------4--6--8---------E :-5--6--8------------------ A A# C C# D# F G A

A Фригийская Доминанта

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--7--8---------E :-5--6--9------------------A A# C# D E F G A

A Лидийская Доминанта

G :--------------------------D :----------------4--5--7---A :-------4--6--7------------E :-5--7---------------------A B C# D# E F# G A

A Гармонический минор

G :--------------------------D :-------------------6--7---A :----------5--7--8---------E :-5--7--8------------------A B C D E F G# A

Искусственные Гаммы

Искусственные гаммы нельзя получить из Диатонических Мажорных гамм. Их часто используют такие именитые басисты, как Stu Hamm, Chris Squire, Geddy Lee, Steve Harris, и многие другие. Для этих гамм характерно диссонирующее "странное" звучание. На основе гамм полутона и тона обычно строится музыкальное сопровождение фильмов ужасов.

A уменьшенная

G :---------------------------D :-------------------4--6--7-A :----------5--6--8----------E :-5--7--8-------------------A B C D D# F F# G# A

Полутон

e :---------------------------B :---------------------------G :---------------------------D :-------------------4--5--7-A :----------4--6--7----------E :-5--6--8-------------------A A# C C# D# E F# G A

Тон

e :---------------------------B :---------------------------G :---------------------------D :----------------5--7-------A :-------4--6--8-------------E :-5--7----------------------A B C# D# F G A

Пентатоники

Хотя эти гаммы и не относятся к семейству Диатонических гамм, они делятся на мажорные и минорные пентатоники. Как следует из названия, гаммы состоят из пяти нот. Они часто применяются для построения басовых рифов в металле, роке и кантри.

Пентатонная мажорная гамма

G :----------------2--D :----------2--4-----A :----2--4-----------E :-5-----------------A B C# E F# A

Пентатонная минорная гамма

G :-------------------D :-------------5--7--A :-------5--7--------E :-5--8--------------A C D E G A

Другие Диссонантные Гаммы

Для этих гам характерен диссонирующий звук.

Загадочная Гамма

G :-------------------------D :-------------------6--7--A :----------6--8--9--------E :-5--6--9-----------------A A# C# D# F F# G# A

Венгерский Минор

G :-------------------------D :-------------------6--7--A :----------6--7--8--------E :-5--7--8-----------------A B C D# E F G# A

Блюзовая Гамма

На многих гитаристов после знакомства с гаммой Пентатонной минорная гаммой большое впечатление производит Блюзовая гамма. Пентатонная минорная гамма фактически является Блюзовой гаммой включающей в себя опущенную на полутон пятую ступень диатонического мажора.

A Блюзовая Гамма

G :-------------------------D :----------------5--7-----A :-------5--6--7-----------E :-5--8--------------------A C D D# E G A

Mixo Блюзовая Гамма

Эта гамма также имеет широкое применение. Она обычно хорошо звучит при исполнении на третьей ступени (#C) таких технических приемов, как hammer-on и pull-offs.

A Mixo Блюзовая Гамма

G :-------------------------D :-------------------5--7--A :-------4--5--6--7--------E :-5--8--------------------A C C# D D# E G A

www.basslife.ru

"Словарь музыкальных терминов", "Энциклопедический словарь" и "Энциклопедия Брокгауза и Ефрона"; словари русского языка онлайн > how-to-all.com

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • ТолковыеНайти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • ОтраслевыеЭти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствованийЭтимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексикиЧем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранныеДвуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборникФразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмовЯзыковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект How to all развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Смогли тебе помочь? Поделись ссылкой на форумах, в соцсетях.

how-to-all.com

ИОНИЙСКИЙ ЛАД - Большой энциклопедический словарь - Энциклопедические словари

Смотрите еще толкования, синонимы и значения слова ИОНИЙСКИЙ ЛАД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИОНИЙСКИЙ ЛАД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:лад (музыкальное), один из старинных ладов, соответствующий современному натуральному мажору. См. Натуральные лады , Средневековые лады …
  • ИОНИЙСКИЙ ЛАД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:(modus Jonicus) — один из старинных церковных ладов или гласов, гамма которого послужила типом для современной мажорной гаммы. Расстояния (на …
  • ИОНИЙСКИЙ ЛАД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:(modus Jonicus) ? один из старинных церковных ладов или гласов, гамма которого послужила типом для современной мажорной гаммы. Расстояния (на …
  • ИОНИЙСКИЙ ЛАД в Современном толковом словаре, БСЭ:см. Натуральные …
  • ЛАД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно. Вследствие этих условий, Л. получили различные …
  • ЛАД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно. Вследствие этих условий, Л. получили …
  • ЛАД в Словаре музыкальных терминов:- система взаимосвязей музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых опорных). ладовая организованность - одна из важнейших основ музыкального …
  • ЛАД в Большом энциклопедическом словаре:важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) …
  • ЛАД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:система взаимосвязей звуков, выраженная в звукоряде . Последовательность ступеней Л. образует его гамму . Необходимое условие существования Л. - качественное …
  • ИОНИЙСКИЙ в Энциклопедическом словарике:ая, ое В сочетании: ионийская школа философии (филос.) - стихийно-материалистическое направление в древнегреческой философии (6-4авв. До н.э.), возникшее на ионийском …
  • ЛАД в Энциклопедическом словаре:1, -а (-у), о ладе, в ладу, мн. -ы, -ов, м. (разг.). 1. чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу …
  • ЛАД в Большом российском энциклопедическом словаре:важнейшая эстетич. категория музыки; система звуковысотных связей, объединённых центр. звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы Л. (звуки, созвучия) …
  • ИОНИЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:ИОН́ИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады …
  • ЛАД в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:ла'д, лады', ла'да, ладо'в, ла'ду, лада'м, ла'д, лады', ла'дом, лада'ми, ла'де, лада'х, …
  • ЛАД в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:ла'д, лады', ла'да, ладо'в, ла'ду, лада'м, ла'д, лады', ла'дом, лада'ми, ла'де, …
  • ИОНИЙСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:иони'йский, иони'йская, иони'йское, иони'йские, иони'йского, иони'йской, иони'йского, иони'йских, иони'йскому, иони'йской, иони'йскому, иони'йским, иони'йский, иони'йскую, иони'йское, иони'йские, иони'йского, иони'йскую, иони'йское, иони'йских, …
  • ЛАД в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:л'ада и л'аду, о л'аде и в лад'у, мн. лад'ы, -'ов, м. 1) разг. Согласие, мир, дружба. Когда в товарищах …
  • ЛАД в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:На него идет дело, когда …
  • ЛАД в Словаре синонимов Абрамова:см. гармония, дружба, согласие, тишина || быть не в ладах, быть не в ладу, в лад, на все лады, на …
  • ЛАД в словаре Синонимов русского языка:гармония, дур, единство, мажор, манер, минор, мир, модус, мугам, образец, порядок, салтык, совет, согласие, способ, строй, тишина, …
  • ИОНИЙСКИЙ в словаре Синонимов русского языка:ионический, …
  • ЛАД в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:1. м. 1) разг. Согласие, мир, порядок. 2) Способ, образец, манера. 2. м. 1) Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, …
  • ИОНИЙСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:прил. 1) Относящийся к Ионии (области Древней Греции), ионийцам, связанный с ними. 2) Свойственный ионийцам, характерный для них и для …
  • ЛАД в Словаре русского языка Лопатина:лад, -а и -у, предл. в лад`у, мн. -`ы, …
  • ИОНИЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:ион`ийский (от И`ония, ист.; ион`ийская шк`ола, …
  • ЛАД в Полном орфографическом словаре русского языка:лад, -а и -у, предл. в ладу, мн. -ы, …
  • ИОНИЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:ионийский (от Иония, ист.; ионийская школа, …
  • ЛАД в Орфографическом словаре:лад, -а и -у, предл. в лад`у, мн. -`ы, …
  • ИОНИЙСКИЙ в Орфографическом словаре:ион`ийский (от и`ония, ист.; ион`ийская шк`ола, …
  • ЛАД в Словаре русского языка Ожегова:2 клавиши гармоники, струнного, духового инструмента Перебирать лады. лад 2 строй музыкального произведения, сочетания звуков и созвучий лад 2 поперечное …
  • ЛАД в Современном толковом словаре, БСЭ:важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) …
  • ЛАД в Толковом словаре русского языка Ушакова:лада, о ладе, в ладу, мн. лады, м. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда …
  • ИОНИЙСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:ионийская, ионийское, и ИОНИЧЕСКИЙ, ионическая, ионическое (книжн.). Прил., по знач. связанное с древнегреческой областью Ионией (истор.). Ионическое наречие. Ионический стих. …
  • ЛАД в Толковом словаре Ефремовой:1. м. 1) разг. Согласие, мир, порядок. 2) Способ, образец, манера. 2. м. 1) Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, …
  • ИОНИЙСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:ионийский прил. 1) Относящийся к Ионии (области Древней Греции), ионийцам, связанный с ними. 2) Свойственный ионийцам, характерный для них и …
  • ЛАД в Новом словаре русского языка Ефремовой:I м. 1. разг. Согласие, мир, порядок. 2. Способ, образец, манера. II м. 1. Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, …
  • ИОНИЙСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:прил. 1. Относящийся к Ионии (области Древней Греции), ионийцам, связанный с ними. 2. Свойственный ионийцам, характерный для них и для …
  • ЛАД в Большом современном толковом словаре русского языка:I м. разг. Согласие, мир, порядок. II м. Строй музыкального произведения, сочетание звуков и созвучий, отраженных в звукоряде ( в …
  • ИОНИЙСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:прил. 1. Относящийся к Ионии ( области Древней Греции ) , ионийцам, связанный с ними. 2. Свойственный ионийцам, характерный для …
  • ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:позаимствованы у древних греков; те гаммы, на которых построено старинное церковное пения католической церкви. Ц. лады состоят из постепенного чередования …
  • ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? Ц. лады, позаимствованные у древних греков ? те гаммы, на которых построено старинное церковное пения католической церкви. Ц. лады …
  • ФАЛЕС в Новейшем философском словаре:(ок. 640/625 - ок. 547/545 до н.э.) - древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". В …
  • АНАКСИМЕН в Новейшем философском словаре:(585-525 до н.э.) - ионийский (из Ми-лета) натурфилософ, ученик Анжксимандра. А. можно рассматривать и как продолжатежя линии последнего, и как …
  • АНАКСИМАНДР в Новейшем философском словаре:(610-540 до н.э.) - ионийский (из Ми-лета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). …
  • ПИФАГОР в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:(Греч.) Самый знаменитый из философов-мистиков, родившийся на Самосе около 586 г. до н.э. По всей видимости, он объездил весь свет …
  • АНАКСАГОР в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:(Греч.) Знаменитый ионийский философ, живший за 500 лет до Р.Х., изучал философию под руководством Анаксимена из Милета и при Перикле …
  • СМИРНА в Библейской энциклопедии Никифора:(От 2:8) - знаменитый Ионийский город и один из прекраснейших в Леванте; расположен в расстоянии 320 стадий от Ефеса и …
  • АНАКСАГОР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:(Греч.) Знаменитый ионийский философ, живший за 500 лет до Р.Х., изучал философию под руководством Анаксимена из Милета и при Перикле …
  • EUHEMERUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:Euhemerus,ЭВГЕМЕР, вероятно, из сицилийской Мессаны, жил при дворе Кассандра и был последователем киренейской школы, которую часто упрекали в безбожии. Он …
  • EPIGRAMMA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:Epigramma,ЭПИГРАММА, ?, в буквальном смысле, и по происхождению своему — поэтическая надпись на подарке, гробнице, художественном произведении, которая поясняла внутренний, …
  • COLUMNA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:КОЛОННА, sthlh или stulos, также kiwn, столб, колонна. Первоначально столбы служили только для удобства, как подпора крыши; сначала они состояли, …
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:В буржуазном литературоведении и критике этим термином обычно пользовались для обозначения литературы национальных меньшинств, лит-ры угнетенных народов в отличие от …
  • ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗ[/b]. известен по памятникам с середины VII века до христ. эры. Памятники древнегреческого языка сохранились в надписях (на камне, …
  • ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:АНТИЧНАЯ[/b]. I. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ [ 833 ДО ХРИСТ. ЭРЫ ]. Древнейший письменно зафиксированный памятник греческой литературы, Гомеровские поэмы, является …
  • ТЕОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:(? ????) — древний ионийский город на зап. берегу Малой Азии, к ЮЗ от Смирны. Первоначально это была колония эолян, …
  • ПЛАГАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:или плагиальный — зависимый, производный; так называются четыре лада, прибавленные папою Григорием Великим к четырем амвросианским автентическим ладам. П. лады …
  • КАДАНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:или каденция (cadenza — ит., cadence — фр., Schlussfall, Tonschluss — нем.) — остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением …
  • ПЛАГАЛЬНЫЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:или плагиальный ? зависимый, производный; так называются четыре лада, прибавленные папою Григорием Великим к четырем амвросианским автентическим ладам. П. лады …
  • КАДАНС * в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:или каденция (cadenza ? итал., cadence ? франц., Schlussfall, Tonschluss ? нем.) ? остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением …
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ в Словаре Кольера:последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее - звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне …
  • ЛАДЫ в Словаре Кольера:в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды …
  • ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре:— один из индоевропейских языков (греческая группа). Распространен на Ю. Балканского п-ова и прилегающих к нему о-вах Ионийского и Эгейского …
  • ЛАДИТЬ (02) в Словаре Даля:твер. изъявляя согласие свое на что. Будь ты не ладен! бранное Нескладно, да ладно. Хоть и не хорошо, да ладно …
  • КЛАСТЬ (02) в Словаре Даля:| работа, по качеству ее. Кладка кирпича хороша, дурна. Цена ваша (продавца), а кладка моя (покупателя), говорят о дровах. При …

slovar.cc

Большой энциклопедический словарь - значение слова Ионийский Лад

см. Натуральные лады.

Смотреть значение Ионийский Лад в других словарях

Ионийский — ионийская, ионийское, и ИОНИЧЕСКИЙ, ионическая, ионическое (книжн.). Прил., по знач. связанное с древнегреческой областью Ионией (истор.). Ионическое наречие. Ионический........Толковый словарь Ушакова

Лад — лада, о ладе, в ладу, мн. лады, м. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда у мужа с женой лад. Пословица. Забудем прошлое, уставим общий лад. Крылов.........Толковый словарь Ушакова

В Лад Нареч. Разг. — 1. Согласованно, стройно, созвучно. 2. перен. В полном соответствии с чем-л.Толковый словарь Ефремовой

Ионийский Прил. — 1. Относящийся к Ионии (области Древней Греции), ионийцам, связанный с ними. 2. Свойственный ионийцам, характерный для них и для Ионии. 3. Принадлежащий Ионии, ионийцам.........Толковый словарь Ефремовой

Не В Лад Нареч. Разг. — 1. Несогласованно, нестройно. 2. Не в соответствии с чем-л.Толковый словарь Ефремовой

Ионийский — -ая, -ое. Относящийся к ионийцам; к Ионии (область Древней Греции). И. диалект. И-ие жители.Толковый словарь Кузнецова

Лад — -а (-у), предлож. о ла́де, в ладу́; мн. лады́; м.1. Разг. Согласие, мир, дружба.2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый,........Толковый словарь Кузнецова

Лад — — эстетическая категория музыки, а также синоним мира, спокойствия, обычно в семейной жизни.Исторический словарь

Лад — Хорошее это славянское слово - лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито... Много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся........Музыкальный словарь

Дорийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Ионийский лад — см. Натуральные лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад - согласие, мир, стройность, порядок).

Содержание

I. Определение лада - 130II. Этимология........Музыкальная энциклопедия

Лидийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Локрийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады.Музыкальная энциклопедия

Миксолидийский лад — см. Натуральные лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Переменный лад — лад, в к-ром функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют разл. тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд к-рого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).Музыкальная энциклопедия

Тритоновый лад — дважды-лад (термин Б. Л. Яворского), - тип симметричного лада, центр. отношение к-рого образует тритон (отсюда назв.). В отличие от др. симметрич. ладов, Т. л. обладает многообразием........Музыкальная энциклопедия

Увеличенный лад — тип симметрич. лада, в основе к-рого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название). Структура У. л. представлена 3 осн. видами, в зависимости от........Музыкальная энциклопедия

Уменьшённый лад — тип симметрич. лада, в основе к-рого лежит малотерцовый аккорд (уменьшённый септаккорд; отсюда название). Структура У. л. может быть представлена тремя видами, в зависимости........Музыкальная энциклопедия

Фригийский лад — см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Целотоновый лад — целотонный лад, - симметрич. лад, в основе к-рого лежит целотоновое шестизвучие (гамма или аккорд). Применяется гл. обр. в виде целотонной гаммы, хотя возможен и в виде........Музыкальная энциклопедия

Цепной лад — (лат. catenarius (modus), сокр. сaten - катен; понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) - лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой........Музыкальная энциклопедия

Канат, Натяжение, Напряжение, Тон, Лад, Музыкальный Регистр, Тоническое Ударение, Размер Стиха, Напр — Философский смысл термина: Напряженность как особое (энергетическое) свойство материи (стоики).Философский словарь

Посмотреть еще слова :

Перевести Ионийский Лад на язык :

slovariki.org

Церковные лады - это... Что такое Церковные лады?

позаимствованы у древних греков; те гаммы, на которых построено старинное церковное пения католической церкви. Ц. лады состоят из постепенного чередования ступеней гаммы до мажор. Каждый из этих ладов заключает в себе восемь ступеней (нагляднее говоря — белых клавиш на фортепианной клавиатуре) и имеет свою особую начальную и финальную ступень — тонику и особый порядок, в котором чередуются тоны и полутоны в каждой гамме. Первые Ц. лады введены св. Амвросием Миланским (IV в.). Их было четыре: от ré до ré, от mi до mi, от fa до fa, от sol до sol. Они назывались по-гречески первым, вторым, третьим, четвертым ладом. Каждый лад делился на два раздельных тетрахорда (см. Тетрахорд). Папа Григорий Великий (VI в.) к четырем амвросианским ладам, называемым автентическими, подлинными или коренными, прибавил еще четыре плагальных, или производных, лада, отстоявших от первых на чистую кварту вниз. Плагальные лады произошли из автентических путем перенесения верхних тетрахордов последних на октаву вниз. При Григории Великом греческие названия нот были заменены латинскими буквами.

Главной нотой плагального или производного лада была не его тоника, а тоника его коренного лада, которою плагальный лад и должен был оканчиваться. Напр., первый плагальный лад от А до а должен был оканчиваться финальною нотою своего коренного лада (d — đ), т. е. тоникою d. Тождественные по звуку лады: первый автентический (d — đ) и четвертый плагальный (d — đ) отличались друг от друга тем, что у первого была финальной нотой (тоникой) đ, a y четвертого плагального нота g (по коренному ладу g — ġ). Эти восемь ладов схожи с нашими гласами (см. Глас). При теоретике Глареане (XVI в.) произошла перемена в системе Ц. ладов, и они получили греческие названия. Эти церковные лады состоят из постепенного чередования ступеней гаммы do мажор. Каждый из этих ладов заключает в себе восемь ступеней (белые клавиши на фортепиано). Таких ладов шесть: ионийский (начиная от do), дорийский (от re), фригийский (от mi), лидийский (от fa), миксолидийский (от sol), эолийский (от la). Каждый из этих ладов имеет свою особую начальную ступень (тонику) и особый порядок, в котором чередуются тоны и полутоны. Каждая церковная гамма делится на два раздельных тетрахорда. Первый тетрахорд начинается тоникой, второй — доминантой.

Все эти лады заключаются в строе до мажор, но так как ионийская гамма есть ни что иное, как наша современная гамма до мажор, которая, транспонируясь, может начинаться с каждой ступени хроматической гаммы, то и каждый Ц. лад может быть транспонирован.

Характерную черту каждого Ц. лада составляют не только чередующиеся в известном порядке тоны и полутоны, но и мелодические каденции. Каждый Ц. лад имеет две каденции. При восходящем направлении гамма каденция состоит из седьмой и восьмой ступеней, при нисходящем — из второй и первой. Все Ц. гаммы в нисходящем направлении имеют каденции без хроматического изменения предпоследней ступени, т. е. самостоятельные; в восходящем направлении они чаще имеют каденции несамостоятельные, т. е. со знаком повышения на седьмой ступени для получении вводного тона, отстоящего от восьмой ступени на диатонический полутон. Только ионийская и фригийская гаммы имеют в восходящем направлении мелодическую каденцию самостоятельную.

Так как мелодия, написанная в каком-либо из Ц. ладов, не может заключать в себе хода на хроматический полутон, на увеличенный или уменьшенный интервал, на септимы большую или малую и на большую сексту (см. Контрапункт), то, кроме вышеупомянутых хроматических изменений в каденциях, допускаются в некоторых ладах изменения и других ступеней, для избежания хода мелодии на интервалы, запрещенные в строгом контрапункте; напр., в дорийском ладу может быть понижена шестая ступень для избежания запрещенного хода на большую сексту.

В лидийском ладу допускается понижение четвертой ступени для избежания хода мелодии на чрезмерную кварту.

В эолийском ладу в восходящей мелодии, в которой после шестой ступени берется седьмая повышенная, допускается повышение шестой ступени, во избежание хода на чрезмерную секунду.

Кроме вышеупомянутых шести Ц. ладов, называемых автентическими, коренными или подлинными, есть еще плагиальные (плагальные, производные) лады, тоники которых отстоят на чистую кварту вниз от тоник автентических ладов.

Производные лады носят названия своих коренных, но только с прибавлением слова гипо. Тоника коренного лада считается главною ступенью его производного, почему мелодия, начинающаяся с тоники производного лада, должна оканчиваться тоникой его коренного лада и иметь финальную каденцию коренного лада, каденции же производного лада (седьмая — восьмая, вторая — первая ступень) считаются второстепенными.

Из соседнего примера видно, что многие коренные лады похожи на производные (но только не на свои) и отличаются финальными каденциями; напр., из схожих, по-видимому, ладов ионийского и гиполидийского первый имеет каденцию si — do, а второй mi — fa (по происхождению от коренного лидийского лада).

Дорийский лад имеет финальную каденцию do — ré, a схожий с ним гипомиксолидийский каденцию fa — sol. Фригийский имеет ré — mi, a гипоэолийский sol — la. Миксолидийский — fa — sol, а гипоионийский — si — do. Эолийский — sol — la, а гиподорийский — do — re. На ступенях гаммы каждого Ц. лада строятся из нот этого лада трезвучия, которые и составляют гармонии Ц. ладов. Из этих трезвучий для гармонизация мелодий в Ц. ладах применяются необращенные консонирующие трезвучия мажорные и минорные, те же трезвучия в первом обращении и уменьшенное трезвучие только в первом обращении. Гармонизация мелодических каденций и тетрахордов, ведущих к главной ступени лада, служит для точного его определения. В этой гармонизации мелодических каденций и тетрахордов применяются преимущественно трезвучия главных ступеней лада. В коренном ладе мелодическая каденция, гармонизованная трезвучиями пятой и первой ступеней или секст-аккордом седьмой и трезвучием первой, называется полной каденцией.

В производном ладе мелодическая каденция, гармонизованная трезвучиями четвертой и первой ступеней его коренного лада, называется церковной или плагальной каденцией. Будучи гармонизована трезвучиями четвертой и пятой ступеней, она называется половинной (фригийская в миноре). Обе эти каденции считаются второстепенными и применяются как в производном ладу, так и в его коренном.

В современных нам строях do мажор (ионийский лад) и la минор (эолийский лад) принято называть каденцию, состоящую из трезвучий четвертой и первой ступеней, церковною, а из четвертой и пятой ступеней — фригийскою. Существует еще гармонизация тетрахордов церковных гамм, верхнего или нижнего, восходящего или нисходящего. Такого рода прием можно уподобить современной распространенной каденции (см. Каденция).

Н. Соловьев.

dic.academic.ru