ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Ионийский лад


Ионийский лад - это... Что такое Ионийский лад?

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Лидийский Ионийский Миксолидийский Дорийский Эолийский Фригийский Локрийский
Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑ [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

xzsad.academic.ru

Гаммы и лады

Это статья посвящена гаммам. Приведенные ниже гаммы широко используются в различных музыкальных стилях. Знание гамм во многом облегчает жизнь музыканта. Особенно полезно это знание при импровизации и написании аранжировок и сопровождения к песням. Терминология Музыкальные звуки, образующие какую-либо мелодию, находятся в определенной взаимосвязи. Звук, являющийся в пределах целого произведения или его частей наиболее устойчивым, называется тоникой.

Все звуки мелодии в большей или меньшей степени подчиняются тонике, зависят от нее. Система организации звуков вокруг тоники называется ладом. (Не путайте его с ладом - расстоянием между двумя соседними перегородками на грифе гитары.)

Если расположить все звуки какой-либо тональности последовательно вверх или вниз - от тоники до его повторения, то получится гамма данной тональности.

Первые гаммы были составлены еще в Древней Греции, именно поэтому многие из них носят названия самых важных греческих племен. Примерами могут служить ионийское и фригийское племена. Средние века также внесли свою лепту в формирование гамм. Особо отличилась на этом поприще церковь.

Диатонические Гаммы

Название этой гаммы можно перевести как восемь нот. Из названия следует, что эти гаммы состоят из восьми нот(ступеней), причем первые семь нот разные, а восьмая является октавой тонической ноты.

Ниже приведены лады в правильном порядке тональности ЛЯ Диатонического Мажора. Ноты ладов расположены от тонической ноты до ее октавы. Другими словами, ионийский лад начинается тонической нотой A (ЛЯ) и заканчивается октавой A; Дорийский - тонической нотой B (СИ) и заканчивается октавой B; и т. д. Каждый лад имеет различное назначение и звучание.

A Ионийский

G :--------------------------D :----------------4--6--7---A :-------4--5--7------------E :-5--7---------------------A B C# D E F# G# A

B Дорийский

G :----------------------4---D :-------------4--6--7------A :----4--5--7---------------E :-7------------------------B C# D E F# G# A B

C# Фригийский

G :-------------------4--6---D :----------4--6--7---------A :-4--5--7------------------E :--------------------------C# D E F# G# A B C#

D Лидийский

G :----------------4--6--7---D :-------4--6--7------------A :-5--7---------------------E :--------------------------D E F# G# A B C# D

E Миксолидийский

G :-------------4--6--7--9---D :----4--6--7---------------A :-7------------------------E :--------------------------E F# G# A B C# D E

F# Эолийский

G :----------4--6--7--9--11--D :-4--6--7------------------A :--------------------------E :--------------------------F# G# A B C# D E F#

G# Локрийский

G :-------4--6--7--9--11--13-D :-6--7---------------------A :--------------------------E :--------------------------G# A B C# D E F# G#

A Октавный

G :----4--6--7--9--11--13-14-D :-7------------------------A :--------------------------E :--------------------------A B C# D E F# G# A

Натуральные Лады

Не путайте эти лады с приведенными выше. Отличие заключается в том, что все эти лады записаны в тональности A, а предыдущие - в тональностях нот Диатонического Мажора. Эти гаммы широко используются во всех музыкальных стилях.

A Ионийский

G :--------------------------D :----------------4--6--7---A :-------4--5--7------------E :-5--7---------------------A B C# D E F# G# A

A Дорийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--7--9---------E :-5--7--8------------------A B C D E F# G A

A Фригийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--7--8---------E :-5--6--8------------------A A# C D E F G A

A Лидийский

G :--------------------------D :----------------4--6--7---A :-------4--6--7------------E :-5--7---------------------A B C# D# E F# G# A

A Миксолидийский

G :--------------------------D :----------------4--5--7---A :-------4--5--7------------E :-5--7---------------------A B C# D E F# G A

A Эолийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--7--8---------E :-5--7--8------------------A B C D E F G A

A Локрийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--6--8---------E :-5--6--8------------------A A# C D D# F G A

A Высший Локрийский

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------4--6--8---------E :-5--6--8------------------ A A# C C# D# F G A

A Фригийская Доминанта

G :--------------------------D :-------------------5--7---A :----------5--7--8---------E :-5--6--9------------------A A# C# D E F G A

A Лидийская Доминанта

G :--------------------------D :----------------4--5--7---A :-------4--6--7------------E :-5--7---------------------A B C# D# E F# G A

A Гармонический минор

G :--------------------------D :-------------------6--7---A :----------5--7--8---------E :-5--7--8------------------A B C D E F G# A

Искусственные Гаммы

Искусственные гаммы нельзя получить из Диатонических Мажорных гамм. Их часто используют такие именитые басисты, как Stu Hamm, Chris Squire, Geddy Lee, Steve Harris, и многие другие. Для этих гамм характерно диссонирующее "странное" звучание. На основе гамм полутона и тона обычно строится музыкальное сопровождение фильмов ужасов.

A уменьшенная

G :---------------------------D :-------------------4--6--7-A :----------5--6--8----------E :-5--7--8-------------------A B C D D# F F# G# A

Полутон

e :---------------------------B :---------------------------G :---------------------------D :-------------------4--5--7-A :----------4--6--7----------E :-5--6--8-------------------A A# C C# D# E F# G A

Тон

e :---------------------------B :---------------------------G :---------------------------D :----------------5--7-------A :-------4--6--8-------------E :-5--7----------------------A B C# D# F G A

Пентатоники

Хотя эти гаммы и не относятся к семейству Диатонических гамм, они делятся на мажорные и минорные пентатоники. Как следует из названия, гаммы состоят из пяти нот. Они часто применяются для построения басовых рифов в металле, роке и кантри.

Пентатонная мажорная гамма

G :----------------2--D :----------2--4-----A :----2--4-----------E :-5-----------------A B C# E F# A

Пентатонная минорная гамма

G :-------------------D :-------------5--7--A :-------5--7--------E :-5--8--------------A C D E G A

Другие Диссонантные Гаммы

Для этих гам характерен диссонирующий звук.

Загадочная Гамма

G :-------------------------D :-------------------6--7--A :----------6--8--9--------E :-5--6--9-----------------A A# C# D# F F# G# A

Венгерский Минор

G :-------------------------D :-------------------6--7--A :----------6--7--8--------E :-5--7--8-----------------A B C D# E F G# A

Блюзовая Гамма

На многих гитаристов после знакомства с гаммой Пентатонной минорная гаммой большое впечатление производит Блюзовая гамма. Пентатонная минорная гамма фактически является Блюзовой гаммой включающей в себя опущенную на полутон пятую ступень диатонического мажора.

A Блюзовая Гамма

G :-------------------------D :----------------5--7-----A :-------5--6--7-----------E :-5--8--------------------A C D D# E G A

Mixo Блюзовая Гамма

Эта гамма также имеет широкое применение. Она обычно хорошо звучит при исполнении на третьей ступени (#C) таких технических приемов, как hammer-on и pull-offs.

A Mixo Блюзовая Гамма

G :-------------------------D :-------------------5--7--A :-------4--5--6--7--------E :-5--8--------------------A C C# D D# E G A

www.basslife.ru

"Словарь музыкальных терминов", "Энциклопедический словарь" и "Энциклопедия Брокгауза и Ефрона"; словари русского языка онлайн > how-to-all.com

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект How to all развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Смогли тебе помочь? Поделись ссылкой на форумах, в соцсетях.

how-to-all.com

ИОНИЙСКИЙ ЛАД - Большой энциклопедический словарь - Энциклопедические словари

Смотрите еще толкования, синонимы и значения слова ИОНИЙСКИЙ ЛАД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

slovar.cc

Большой энциклопедический словарь - значение слова Ионийский Лад

см. Натуральные лады.

Смотреть значение Ионийский Лад в других словарях

Ионийский — ионийская, ионийское, и ИОНИЧЕСКИЙ, ионическая, ионическое (книжн.). Прил., по знач. связанное с древнегреческой областью Ионией (истор.). Ионическое наречие. Ионический........Толковый словарь Ушакова

Лад — лада, о ладе, в ладу, мн. лады, м. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда у мужа с женой лад. Пословица. Забудем прошлое, уставим общий лад. Крылов.........Толковый словарь Ушакова

В Лад Нареч. Разг. — 1. Согласованно, стройно, созвучно. 2. перен. В полном соответствии с чем-л.Толковый словарь Ефремовой

Ионийский Прил. — 1. Относящийся к Ионии (области Древней Греции), ионийцам, связанный с ними. 2. Свойственный ионийцам, характерный для них и для Ионии. 3. Принадлежащий Ионии, ионийцам.........Толковый словарь Ефремовой

Не В Лад Нареч. Разг. — 1. Несогласованно, нестройно. 2. Не в соответствии с чем-л.Толковый словарь Ефремовой

Ионийский — -ая, -ое. Относящийся к ионийцам; к Ионии (область Древней Греции). И. диалект. И-ие жители.Толковый словарь Кузнецова

Лад — -а (-у), предлож. о ла́де, в ладу́; мн. лады́; м.1. Разг. Согласие, мир, дружба.2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый,........Толковый словарь Кузнецова

Лад — — эстетическая категория музыки, а также синоним мира, спокойствия, обычно в семейной жизни.Исторический словарь

Лад — Хорошее это славянское слово - лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито... Много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся........Музыкальный словарь

Дорийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Ионийский лад — см. Натуральные лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад - согласие, мир, стройность, порядок).

Содержание

I. Определение лада - 130II. Этимология........Музыкальная энциклопедия

Лидийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Локрийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады.Музыкальная энциклопедия

Миксолидийский лад — см. Натуральные лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Переменный лад — лад, в к-ром функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют разл. тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд к-рого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).Музыкальная энциклопедия

Тритоновый лад — дважды-лад (термин Б. Л. Яворского), - тип симметричного лада, центр. отношение к-рого образует тритон (отсюда назв.). В отличие от др. симметрич. ладов, Т. л. обладает многообразием........Музыкальная энциклопедия

Увеличенный лад — тип симметрич. лада, в основе к-рого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название). Структура У. л. представлена 3 осн. видами, в зависимости от........Музыкальная энциклопедия

Уменьшённый лад — тип симметрич. лада, в основе к-рого лежит малотерцовый аккорд (уменьшённый септаккорд; отсюда название). Структура У. л. может быть представлена тремя видами, в зависимости........Музыкальная энциклопедия

Фригийский лад — см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Целотоновый лад — целотонный лад, - симметрич. лад, в основе к-рого лежит целотоновое шестизвучие (гамма или аккорд). Применяется гл. обр. в виде целотонной гаммы, хотя возможен и в виде........Музыкальная энциклопедия

Цепной лад — (лат. catenarius (modus), сокр. сaten - катен; понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) - лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой........Музыкальная энциклопедия

Канат, Натяжение, Напряжение, Тон, Лад, Музыкальный Регистр, Тоническое Ударение, Размер Стиха, Напр — Философский смысл термина: Напряженность как особое (энергетическое) свойство материи (стоики).Философский словарь

Посмотреть еще слова :

Перевести Ионийский Лад на язык :

slovariki.org

Церковные лады - это... Что такое Церковные лады?

позаимствованы у древних греков; те гаммы, на которых построено старинное церковное пения католической церкви. Ц. лады состоят из постепенного чередования ступеней гаммы до мажор. Каждый из этих ладов заключает в себе восемь ступеней (нагляднее говоря — белых клавиш на фортепианной клавиатуре) и имеет свою особую начальную и финальную ступень — тонику и особый порядок, в котором чередуются тоны и полутоны в каждой гамме. Первые Ц. лады введены св. Амвросием Миланским (IV в.). Их было четыре: от ré до ré, от mi до mi, от fa до fa, от sol до sol. Они назывались по-гречески первым, вторым, третьим, четвертым ладом. Каждый лад делился на два раздельных тетрахорда (см. Тетрахорд). Папа Григорий Великий (VI в.) к четырем амвросианским ладам, называемым автентическими, подлинными или коренными, прибавил еще четыре плагальных, или производных, лада, отстоявших от первых на чистую кварту вниз. Плагальные лады произошли из автентических путем перенесения верхних тетрахордов последних на октаву вниз. При Григории Великом греческие названия нот были заменены латинскими буквами.

Главной нотой плагального или производного лада была не его тоника, а тоника его коренного лада, которою плагальный лад и должен был оканчиваться. Напр., первый плагальный лад от А до а должен был оканчиваться финальною нотою своего коренного лада (d — đ), т. е. тоникою d. Тождественные по звуку лады: первый автентический (d — đ) и четвертый плагальный (d — đ) отличались друг от друга тем, что у первого была финальной нотой (тоникой) đ, a y четвертого плагального нота g (по коренному ладу g — ġ). Эти восемь ладов схожи с нашими гласами (см. Глас). При теоретике Глареане (XVI в.) произошла перемена в системе Ц. ладов, и они получили греческие названия. Эти церковные лады состоят из постепенного чередования ступеней гаммы do мажор. Каждый из этих ладов заключает в себе восемь ступеней (белые клавиши на фортепиано). Таких ладов шесть: ионийский (начиная от do), дорийский (от re), фригийский (от mi), лидийский (от fa), миксолидийский (от sol), эолийский (от la). Каждый из этих ладов имеет свою особую начальную ступень (тонику) и особый порядок, в котором чередуются тоны и полутоны. Каждая церковная гамма делится на два раздельных тетрахорда. Первый тетрахорд начинается тоникой, второй — доминантой.

Все эти лады заключаются в строе до мажор, но так как ионийская гамма есть ни что иное, как наша современная гамма до мажор, которая, транспонируясь, может начинаться с каждой ступени хроматической гаммы, то и каждый Ц. лад может быть транспонирован.

Характерную черту каждого Ц. лада составляют не только чередующиеся в известном порядке тоны и полутоны, но и мелодические каденции. Каждый Ц. лад имеет две каденции. При восходящем направлении гамма каденция состоит из седьмой и восьмой ступеней, при нисходящем — из второй и первой. Все Ц. гаммы в нисходящем направлении имеют каденции без хроматического изменения предпоследней ступени, т. е. самостоятельные; в восходящем направлении они чаще имеют каденции несамостоятельные, т. е. со знаком повышения на седьмой ступени для получении вводного тона, отстоящего от восьмой ступени на диатонический полутон. Только ионийская и фригийская гаммы имеют в восходящем направлении мелодическую каденцию самостоятельную.

Так как мелодия, написанная в каком-либо из Ц. ладов, не может заключать в себе хода на хроматический полутон, на увеличенный или уменьшенный интервал, на септимы большую или малую и на большую сексту (см. Контрапункт), то, кроме вышеупомянутых хроматических изменений в каденциях, допускаются в некоторых ладах изменения и других ступеней, для избежания хода мелодии на интервалы, запрещенные в строгом контрапункте; напр., в дорийском ладу может быть понижена шестая ступень для избежания запрещенного хода на большую сексту.

В лидийском ладу допускается понижение четвертой ступени для избежания хода мелодии на чрезмерную кварту.

В эолийском ладу в восходящей мелодии, в которой после шестой ступени берется седьмая повышенная, допускается повышение шестой ступени, во избежание хода на чрезмерную секунду.

Кроме вышеупомянутых шести Ц. ладов, называемых автентическими, коренными или подлинными, есть еще плагиальные (плагальные, производные) лады, тоники которых отстоят на чистую кварту вниз от тоник автентических ладов.

Производные лады носят названия своих коренных, но только с прибавлением слова гипо. Тоника коренного лада считается главною ступенью его производного, почему мелодия, начинающаяся с тоники производного лада, должна оканчиваться тоникой его коренного лада и иметь финальную каденцию коренного лада, каденции же производного лада (седьмая — восьмая, вторая — первая ступень) считаются второстепенными.

Из соседнего примера видно, что многие коренные лады похожи на производные (но только не на свои) и отличаются финальными каденциями; напр., из схожих, по-видимому, ладов ионийского и гиполидийского первый имеет каденцию si — do, а второй mi — fa (по происхождению от коренного лидийского лада).

Дорийский лад имеет финальную каденцию do — ré, a схожий с ним гипомиксолидийский каденцию fa — sol. Фригийский имеет ré — mi, a гипоэолийский sol — la. Миксолидийский — fa — sol, а гипоионийский — si — do. Эолийский — sol — la, а гиподорийский — do — re. На ступенях гаммы каждого Ц. лада строятся из нот этого лада трезвучия, которые и составляют гармонии Ц. ладов. Из этих трезвучий для гармонизация мелодий в Ц. ладах применяются необращенные консонирующие трезвучия мажорные и минорные, те же трезвучия в первом обращении и уменьшенное трезвучие только в первом обращении. Гармонизация мелодических каденций и тетрахордов, ведущих к главной ступени лада, служит для точного его определения. В этой гармонизации мелодических каденций и тетрахордов применяются преимущественно трезвучия главных ступеней лада. В коренном ладе мелодическая каденция, гармонизованная трезвучиями пятой и первой ступеней или секст-аккордом седьмой и трезвучием первой, называется полной каденцией.

В производном ладе мелодическая каденция, гармонизованная трезвучиями четвертой и первой ступеней его коренного лада, называется церковной или плагальной каденцией. Будучи гармонизована трезвучиями четвертой и пятой ступеней, она называется половинной (фригийская в миноре). Обе эти каденции считаются второстепенными и применяются как в производном ладу, так и в его коренном.

В современных нам строях do мажор (ионийский лад) и la минор (эолийский лад) принято называть каденцию, состоящую из трезвучий четвертой и первой ступеней, церковною, а из четвертой и пятой ступеней — фригийскою. Существует еще гармонизация тетрахордов церковных гамм, верхнего или нижнего, восходящего или нисходящего. Такого рода прием можно уподобить современной распространенной каденции (см. Каденция).

Н. Соловьев.

dic.academic.ru