Сергей Конёнков: скульптуры, биография. Коненков лада


Сергей Конёнков. Творчество и судьба. Боброва С.Л.

Сергей Конёнков. Творчество и судьба

(К 140-летию со дня рождения скульптора)

10 июля 2014 года исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося представителя отечественной художественной культуры Сергея Тимофеевича Конёнкова.

 

С.Т.Конёнков. Автопортрет. Гипс. 1954 г.

 

Конёнков вошёл в историю как один из крупнейших скульпторов ХХ века. Ему по праву принадлежит титул реформатора русской пластики. Из-под его резца вышли фантастические образы русского фольклора – знаменитая «лесная серия», поразившая современников необычной для того времени острой пластической гиперболой и смелой фантазией. Столь же заметное место занимают его шедевры портретного искусства, среди которых знаменитый «Бах» – само олицетворение музыки, реалистические портреты друзей – Ф.И.Шаляпина, С.В.Рахманинова, Н.А.Павлова, С.А.Есенина, русских писателей – Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, учёных, в том числе знаменитый портрет А.Эйнштейна.

 

Выставка «Сергей Конёнков: творчество и судьба» в Московском музее современного искусства. Слева от фотографии – скульптура «Читающий татарин». Бронза. 1893 г.

 

Сергей Конёнков учился в Училище живописи, ваяния и зодчества у выдающихся мастеров С.Иванова и С.Волнухина. Большое влияние, несмотря на мимолётность общения, оказал на будущего скульптора блистательный Паоло Трубецкой. Совершенствование мастерства Сергей Тимофеевич продолжил в Санкт-Петербургской академии художеств, в мастерской В.А.Беклемишева, где и был создан первый конёнковский шедевр – дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» (1902).

 

На выставке, посвящённой 140-летию С.Т.Конёнкова

 

Революция 1917 года сделала Сергея Конёнкова первым скульптором республики. В том же году для оформления Красной площади он создаёт знаменитую мемориальную доску, посвящённую павшим коммунарам.

С 1924-го по 1945 год Конёнков жил в США. Именно в Америке к Сергею Тимофеевичу пришла мировая известность: в 1926 году на международной выставке в Филадельфии он завоевал престижную премию, которая утвердила за ним ведущее место в художественном мире зарубежья. По заказу Верховного суда и для Рокфеллеровского института высших исследований в Принстоне Конёнков создал грандиозную галерею портретов знаменитых юристов и учёных. За годы работы в США Сергей Тимофеевич проявил себя не только выдающимся скульптором, но и глубоким мыслителем, оставившим потомкам оригинальную систему теософских представлений, которая получила отражение в его символической графике. Особое место в зарубежной жизни Конёнкова занимала общественная работа в Комитете помощи России в годы Второй мировой войны.

В 1945 году, когда ему исполняется семьдесят один год, Сергей Конёнков возвращается в Россию. Родина подарила ему новый заряд энергии. Творческая активность Сергея Тимофеевича была поразительной: он создаёт монументальные композиции, оформляет Музыкальный театр в Петрозаводске, выполняет рельефы для Института геохимии имени В.И.Вернадского, работает над портретами современников. В 1954 году Сергей Конёнков был вновь избран в действительные члены Академии художеств, впервые получив это высокое звание в 1916 году в Императорской академии художеств.

Уже в конце жизни Сергей Тимофеевич предпринимает попытку создать, пожалуй, первую на то время кинетическую скульптуру, речь идёт о последнем, так и не завершённом проекте-композиции «Космос».

 

С.Т.Конёнков. Лада. Мрамор. 1909 год

 

Вглядываясь с высоты прожитых лет в прошлое, скульптор говорил, что за долгие годы перед его глазами «прошли тысячи статуй»: «Я изучал египетские пирамиды, разглядывал загадочных сфинксов, возвышающихся над песками, видел подлинники бессмертных шедевров – произведения, которыми гордятся мои соотечественники, народы Греции, Италии, Франции… Искусство пластики, как факел, передаётся одним поколением другому. И этот факел никогда не затухает – то горит ровным, то разгорается бурным пламенем».

Сегодня работы Конёнкова хранятся в ведущих отечественных и зарубежных музеях: Третьяковской галерее, Русском музее, Музее С.Т.Конёнкова в Смоленске, Серпуховском художественном музее, Музее искусств Бишкека, Музее биохимика Хидго Ногуччи в Японии, Принстонском университете высших исследований (США), Мемориальном кабинете Альберта Эйнштейна, Радгерском университете (The State University of New Jersey, США), здании Верховного суда в Вашингтоне, помещении офиса музыкальной фирмы «Стейнвей-холл» в Нью-Йорке и других музеях.

 

С.Л.Боброва – директор мемориального музея «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» на открытии юбилейной выставки

 

В юбилейные дни в Москве проходили две выставки. В залах Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре состоялась большая выставка «Сергей Конёнков: жизнь и судьба». Все экспонаты представил Московский музей «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова».

На выставке была показана лишь малая часть огромного творческого наследия мастера, тем не менее экспозиция охватывала практически все периоды его творчества. Зрители могли познакомиться с шедеврами Серебряного века, портретами знаменитых современников, удивительными композициями, выполненными в дереве, предметами его знаменитого деревянного сказочного мебельного гарнитура.

Была представлена большая коллекция графики мастера. Впервые были показаны ранние работы периода обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества, графическая серия американского периода, посвящённая образу Самсона, рисунки последних лет жизни мастера. Пожалуй, это было одним из самых ярких открытий выставки.

Рисунки Конёнкова известны гораздо меньше, чем его скульптурные произведения, и только после смерти, когда был обнаружен его архив, по-настоящему открылась ещё одна грань дарования мастера. Он рисовал часто на случайных листках, фанере, обложках журналов. Ранних листов осталось очень мало. Это можно связать с постоянными переездами в новые мастерские, с тем, что во время его жизни в США затерялся след многих его работ. Ранние рисунки – это в основном натурные зарисовки, портреты друзей: на выставке впервые был показан портрет Сергея Есенина, выполненный в московской мастерской скульптора в 1921 году.

Конёнкову принадлежит изобретение техники процарапывания на цветных обложках журналов с последующим нанесением красочных мазков, создающих необычный эффект мерцания, странной игры света. Скульптор создаёт галерею символических композиций, посвящённых Микеланджело, Врубелю, Гоголю. Паганини и Самсон – эти образы сопровождали Конёнкова на протяжении всей жизни и стали своеобразным символическим знаком его творчества.

 

В мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова»

 

Конёнковы прожили в США почти четверть века – с 1924-го по 1945 год. Этот период до сих пор мало изучен, так как значительная часть творческого наследия осталась в США и недоступна для исследователей. Выставка в музее – форма исследования этого периода. Реконструкция кабинета художника – это прежде всего демонстрация некоего виртуального пространства. Особое внимание уделялось воссозданию быта и имитации «присутствия» художника, которую создают его личные вещи, мебель, сделанная руками мастера, кабинетная мебель в стиле ар-деко из нью-йоркской квартиры, уникальные фотографии. Здесь можно впервые увидеть портреты скульптора, выполненные его великими современниками: Николаем Фешиным, Борисом Григорьевым и Борисом Шаляпиным. Сын знаменитого певца был блистательным графиком, главным художником американского журнала Life. На стенах расположены предметы американской мастерской: карта звёздного неба, календарь майя, космогоническая карта России. На письменном столе стоит гипсовое изображение египетского сфинкса. Конёнков показывает внутреннее строение сфинкса, представляющее, по его мнению, сложное переплетение внутренних коридоров и переходов, ряд колонн и погребальных камер. Стену кабинета украшает наградной лист. В 1926 году на престижной международной выставке, проходившей в Филадельфии, Конёнков получает серебряную медаль. После этого он становится одним из самых популярных скульпторов и модным портретистом. Вскоре скульптор получает большой заказ от Института высших исследований (сейчас – Рокфеллеровский университет), где работал тогда весь цвет мировой науки. Он создаёт знаменитые портреты Альберта Эйнштейна, бактериолога Саймона Флекснера и Хидго Ногуччи. В это же время у него появляется большой заказ от Верховного суда в Вашингтоне. Он делает знаменитый портрет Сергея Рахманинова по заказу музыкальной фирмы Steinway, портрет певицы Надежды Плевицкой и, конечно, выполняет частные заказы.

Одновременно с выставкой в мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» представлена реконструкция кабинета Конёнкова 1930–1940-х годов, который  помогает погрузиться в творческий мир скульптора и почувствовать атмосферу времени далеких 1930-х годов.

www.delphis.ru

Beauty Things / сергей коненков лада

Коненков (fb2) |...

Вечерняя Москва ...

Born. Сергей Ти...

Заметный след / ...

Файл:Young woman...

В жизни скульпто...

Сергей Коненков....

55. Серге́й Тимо...

Сергей Тимофееви...

Презентация прое...

Сергей Тимофееви...

Книга: Коненков...

Последней любовь...

Дерево. Собрани...

Конёнков Сергей ...

Русская скульпту...

File:Lada by Kon...

Герой Соц.Труда ...

7 июля в ММОМА о...

Ня картинки - ко...

Сергей Тимофееви...

Конёнков Сергей ...

Natali photos: К...

Работы Sergei Ko...

Создатель... У ...

File:Lada by Kon...

Сергей Коненков ...

Иллюстрации - Ко...

Коненков (fb2) |...

Меток нет Запись...

Интеллектуальный...

Скульптура

Иллюстрации - Ко...

Выдающийся скуль...

Культура. В Смо...

Ня картинки - де...

Скульптор Сергей...

Коненков и Росла...

Скульптура

Like for - конен...

Заметный след / ...

"Русский Роден",...

Мастер, Эйнштейн...

Книга: Коненков...

106 л. 14 Фотогр...

а еще вот эта ск...

beauty-things.com

Коненков Сергей Тимофеевич: биография, скульптуры, личная жизнь

Известный скульптор, художник Коненков Сергей Тимофеевич – один их ярких представителей русской культуры. Именно ему удалось оживить образы русской сказки. Дерево как исконный материал русского творчества Коненков успешно возродил в своих творениях.

Биография

Скульптор был рожден 28 июля по старому стилю (10 июля - по новому). Местом его рождения стала деревня Караковичи, что расположена в Смоленской губернии (сейчас это Смоленская область, Ельнинский район). Семья была достаточно зажиточной, хоть и являлась крестьянской. Мать Коненкова Сергея Тимофеевича умерла, когда мальчику было четыре года. После ее смерти он рос в доме своего дяди, который достаточно рано заметил необычные способности племянника.

По решению дяди Сергей был отправлен на обучение в прогимназию. Она располагалась в городе Рославле. Именно там стали проявляться первые достижения в живописи. Окончив курс, он жил в семье знакомых дяди – помещиков Смирновых. За время проживания у них он наравне с их сыном получал знания от домашних учителей. После проведения выпускных экзаменов Коненков Сергей Тимофеевич уехал в Москву, где прошел вступительные экзамены в училище ваяния и зодчества. Но после вступительных экзаменов выяснилось, что он был зачислен на отделение скульптуры. Так как юноша не мог ни у кого просить помощи, ему пришлось совмещать учебу и работу. Он берется за частные заказы. Одним из таких становится оформление фасада. Дом принадлежал чаеторговцу Перлову. Сергей Тимофеевич также создает эскизы оформления хлебного магазина.

В дальнейшем Коненков Сергей Тимофеевич, биография которого весьма интересна, путешествовал по таким странам, как Германия, Франция, Италия, в 1897 году. Его покорили творения Родена. В поездке Коненков много рисует и лепит. После поездки он создает свою первую работу — «Камнебоец» (в 1898 году), которую впоследствии отливает в бронзе.

Далее Сергей Тимофеевич решает продолжить свое обучение. Для этого он выбирает Санкт-Петербургское высшее художественное училище.

Но обучение стало одним их непростых этапов в жизни скульптора. Источником конфликтов в академии нередко становился сам Коненков Сергей Тимофеевич. Скульптуры молодого человека зачастую выполнялись в духе роденовских произведений, что не всегда устраивало его наставников. А его выпускная работа – статуя «Самсон» - вызвала бурю эмоций и ожесточенную дискуссию профессоров. Избыток экспрессии, модернистский подход к интерпретации сюжета, отступление от классических пропорций – все это привело к неоднозначной оценке работы Коненкова.

Скульптор скончался в 1971 году, причиной тому стало воспаление легких. Похоронен Сергей Тимофеевич в Москве. Место захоронения - Новодевичье кладбище.

Скульптор и революция

В 1905 году, во время начала революции, Коненков Сергей Тимофеевич находился в Москве. И принимал в ней непосредственное участие. Организовывал боевые дружины, сражался на баррикадах.

Эта деятельность нашла отражение в его творчестве. Им была создана серия портретных полотен «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Славянин», «Крестьянин», «Нике».

Коненков Сергей Тимофеевич: личная жизнь

В отличие от творчества личная жизнь скульптора складывалась не так просто. Первой его супругой стала Татьяна Коняева. Она была натурщицей. Татьяна стала постоянной моделью для его произведений. Благодаря Коняевой он создал лучшее из своих произведений - «Нике». В браке у супругов родились двое детей. Однако продлился он недолго.

По прошествии десяти лет Сергей Тимофеевич встретил другую женщину по имени Маргарита Воронцова. В начале 1922 года они обвенчались. А в 1923 году супруги отправились в Америку. Там они приняли участие в выставке советского искусства. В этой стране пользуются большим успехом произведения, которые создает Коненков Сергей Тимофеевич. Скульптуры, моделью для которых была его супруга Маргарита, особенно популярны. Этими произведениями являются «Струя воды», «Вакханка», «Бабочка», «Магнолия».

Совместных детей у них не родилось. Подробности своей личной жизни Сергей Тимофеевич не разглашал, по этой причине отношения между Сергеем и Маргаритой и период их проживания в Америке стали источником различных домыслов и легенд.

Творчество

Коненков мастерил из разных материалов. Он создал целые серии деревянных работ. В 1909-1910 годах в творчестве скульптора оживают об­разы русских сказок, былин и языческой мифологии. «Старички-полевички», «Лесовики», «Великосил», «Стрибог», «Еруслан Лаза­ревич» изваяны из дерева. Их формы Коненков находил и выявлял в самой структуре древесного ствола. Интересна также серия женских скульптур: «Крылатая» (1913 год), «Жар-птица» (1915 год), «Кариатида» (1918 год) – все эти работы вошли в эту серию. Выполнена так называемая греческая серия, с такими работами, как «Юноша» и «Горус». Революционный период отмечен созданием барельефа «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Ему принадлежат портретные работы Тургенева, Маяковского, Циолковского.

Все работы – дело рук такого замечательного мастера, как Коненков Сергей Тимофеевич. Творчество этого талантливого человека нашло свое выражение в бронзе, дереве, камне, барельефах, скульптурах и полотнах. Они отражали различные этапы жизни и времени, в котором существовал скульптор.

Интересные факты

В 1935 году Коненков Сергей Тимофеевич получает заказ на изготовление бюста А. Эйнштейна.

В год возвращения супругов в Москву из Нью-Йорка (1945-й) по личному распоряжению И. С. Сталина был выделен пароход для перевозки всех работ скульптора. Позднее многие из гипсовых работ были выполнены в бронзе и камне.

Награды, премии

• 1539 г. – получение статуса народного художника СССР.

• 1951 г. – вручение Сталинской премии («Марфинька» и «Ниночка»).

• 1955 г. – присвоение статуса народного художника РСФСР.

• 1964 г. – получение звания Героя Труда.

• 1955, 1964 гг. – вручение орденов Ленина.

С 1964 года почетным гражданином города Смоленска является не кто иной, как Коненков Сергей Тимофеевич. Творчество скульптора отмечено множеством наград, медалей и премий.

Память

К столетнему юбилею Сергея Тимофеевича в 1974 году открыта мемориальная мастерская-музей. Ее интерьер выполнен по эскизам Сергея Тимофеевича. В Смоленске также существует музей скульптуры, носящий его имя. В память о Коненкове в 1973 году была выпущена почтовая марка с изображением портрета Сергея Тимофеевича. Улицы в таких городах, как Москва, Рославль, Смоленск, Донецк, приобрели названия в честь скульптора.

Такой талантливый человек, как Коненков Сергей Тимофеевич, краткая биография которого раскрывает перед нами его жизнь, стал одним из лучших скульпторов и художников нашей страны.

fb.ru

Юрий Бычков - Коненков - стр 70

Грабарь И. Моя жизнь. Автомонография. М., "Искусство", 1917.

Григорьев С. Образ Коненкова. Корни. Ствол. Крона. Цвет. Зерно. М., СЛАВ, 1921.

3агоскин С. С. Коненков. - "Баня", 1914, № 2.

Каменский Л. Коненков в Америке. - "Искусство", 1974, № 7.

Каменский Л. Коненков. М., "Советский художник", 1962.

Каменский Л. Коненков. М., "Искусство", 1975.

Колпинский Ю. Всесоюзная художественная выставка 1952 года. Скульптура. - "Искусство", 1953, № 3.

Кончаловская Н. Завоеванная молодость. - "Огонек", 1959, № 12.

Кравченко К. Сергей Тимофеевич Коненков. М., "Искусство", 1962.

Нейман М. Заметки о портрете и жанро и скульптуре. О выставке работ московских скульпторов. - "Искусство", 1954, № 2.

Томский Н. Русский скульптор. - "Огонек", 1954, № 29.

Терновец Б. Н. Избранные статьи. М., "Советский художник", 1963.

Шмидт И. Человек, мастер, гражданин. М., "Искусство", 1974.

Иллюстрации

Семья Коненковых. Крайний справа Андрей Терентьевич Коненков, рядом с ним - отец скульптора Тимофей Терентьевич. Между ними, сверху, - гимназист Сергей Коненков. Лето 1890 г.

Дом Коненковых в деревне Караковичи. Рисунок С. Т. Коненкова. 1892 г.

"Кони… Конята… Коненковы…" Рисунок цветными карандашами С. Т. Коненкова. 50-е годы.

Егорыч-пасечник. 1907 г.

Портрет отца. Дерево. 1900 г.

"Дядя Захар Терентьевич". Рис. 1897 г.

"Татьяна Максимовна". Рис. 1897 г.

Сергей Коненков - гимназист.

Рославль. Петропавловская улица.

Кариатиды на доме чаеторговца Перлова. 1895 г.

Москва. Лубянская площадь. 90-е годы.

"Камнебоец". Бронза. 1898 г.

С. Т. Коненков. 1901 г.

Петербургская академия художеств.

"Самсон, разрывающий узы". Гипс. 1902 г.

"Рабочий-боевик Иван Чуркин". Камень. 1906 г.

"Атеист"". Камень. 1906 г.

Т. Я. Коняева. 1907 г.

"Нике". Мрамор. 1905–1906 гг.

"Лада". Мрамор 1910 г.

"Сова-ведьма". Дерево. 1908 г.

"Вакханка" и "Вакх". Гипс. 1906 г.

"Пиршество". Барельеф. Фрагмент. Дерево. 1910–1911 гг.

"Иоганн Себастьян Бах". Мрамор. 1910 г.

"Паганини". Мрамор. 1908 г.

Автопортрет. Камень. 1916 г.

Автопортрет. Мрамор. 1912 г.

Афины. Акрополь.

"Гречанка (Фани Свешникова)". Мрамор. 1912 г.

"Юноша". Бронза. 1907 г.

"Кора" Мрамор. 1912.

"Девушка с поднятыми руками". Дерево. 1914 г.

Мастерская на Пресне.

Накануне первой выставки скульптур С. Т. Коненкова в пресненской мастерской. Декабрь 1916 г.

Портрет Маргариты Воронцовой (М. И. Коненкова). Дерево. 1918 г.

"Нищая братия". Дерево. 1916–1917 гг.

С. Т. Коненков и Маргарита Воронцова. 1918 г.

Портрет сказительницы М. Д. Кривополеновой. Дерево. 1916 г.

"Степан Разин". Дерево. 1918–1919 гг.

С. Т. Коненков у памятника С. Т. Разину. Красная площадь. Май 1919 г.

Мемориальная доска павшим в борьбе за мир и братство народов. Установлена в 1918 году на Сенатской башне Кремля.

Сергей Есенин". Дерево. 1921 г.

"Дядя Григорий". Дерево 1916 г.

С. Т. Коненков. 7 ноября 1918 года.

"Мы - ельнинские". Дерево. 1941–1942 гг.

В нью-йоркской мастерской.

Обложка каталога выставки С. Т. Коненкова в Риме.

А. М. Горький позирует скульптору Коненкову. Сорренто. 1928 г.

"Женщина в русском сарафане". Портрет певицы Н. В. Плевицкой. Мрамор 1925 г.

"Иван Петрович Павлов". Мрамор. 1930 г.

Б. Д. Григорьев. Портрет Коненкова. 1933 г.

profilib.net

Волшебная скульптура С.Т.Конёнкова - Самый загадочный блогер России

Художник Сергей Тимофеевич Коненков - скульптор могучего и самобытного таланта много десятилетий служил родному искусству, составил его славу и гордость. Высокая одаренность, трудолюбие, сила характера позволили выходцу из крестьянской семьи успешно овладеть секретами мастерства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств.

Через всё творчество Конёнкова проходит тема музыки. Он создал многочисленные портреты певцов, музыкантов, композиторов: Шаляпина, Рахманинова, Микули, Ромашкова, Плевицкой, Неждановой, Баха, Паганини.

01. ПаганиниС. Т. Коненков был непосредственным участником первой русской революции 1905 года и в своих произведениях, таких как "Камнебоец", "Нике", "Славянин", воплотил свою высокую мечту о свободном человеке. Тогда же он создал удивительно поэтичные произведения, навеянные русскими сказками, былинами, народными преданиями, проникновенные и исполненные гармонии женские образы. С.Т.Коненков выполнил мемориальную доску памяти павших героев революции, установленную на Красной площади. На ее открытии в 1918 году выступил с речью В. И. Ленин.

02. Портрет М.И.Конёнковой

03. "Магнолия"

Вся мебель гарнитура Конёнкова представляет собой прежде всего сказочные образы: кресло в виде лебедя, грациозно согнувшего шею; столик с сидящей на ней белочкой; удав, свернувший гибкое тело кольцами и ставший креслом.

04.

05. Кресло С.Т.Конёнкова

06.

Являясь выдающимся портретистом, С. Т. Коненков создал галерею портретов современников, а также великих представителей культуры прошлого. Таковы глубоко психологические, острые по характеристике, прекрасные по мастерству портреты Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. П. Мусоргского, и другие образы, покоряющие прелестью юности - "Марфинька", "Ниночка", "Русская красавица", "Девушка в венке" и многие другие. С.Т. Коненков является автором ряда замечательных произведений монументально-декоративной скульптуры, таких как: фигурный фриз для института геохимии В.И.Вернадского АН СССР в Москве, фронтона Музыкально - драматического театра в Петрозаводске, фигурной композиции из дерева "Рунопевец" в павильоне Карельской АССР на ВДНХ.

07. Портрет А.С.Пушкина

08. А.Эйнштейн

09. С.В.Рахманинов

10. "Весь мир насилья мы разрушим"

11. Тесная дружба связывала С.Т.Конёнкова с писателем Михаилом Пришвиным. Как-то, в разговоре с женой, Пришвин, уже серьёзно больной человек,видимо, предчувствуя скорый конец, выразил желание, чтобы Конёнков создал на его могиле памятник. Когда писателя не стало, его вдова рассказала об этом разговоре Сергею Тимофеевичу. Конёнков воспринял эти слова как последнюю волю покойного, и вскоре для могилы Пришвина был им изваян в камне памятник "Птица Сирин". "Птица Сирин в древней русской мифологии - птица счастья. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строка Пришвина вечно будет дарить людям счастье", - так объяснял Конёнков причину, побудившую его обратиться к этому символу создания намогильного памятника. Один из его вариантов находится в экспозиции музея.

12.

13. Христос

14. Портет С.Н.Базальянц

15. Символическая композиция

16. Эскиз к оформлению Музыкально - драматического театра в Петрозаводске

17. М.И.Конёнкова

18. "Лесной старичок"

19. Н.В.Гоголь

20. "Юность"

21. "Балерина"

22. Христос

23. Альберт Эйнштейн

24. Женщина в руссом сарафане (Портрет певицы Н.В.Плевицкой)

25.

Постоянная выставка С.Т.Конёнкова проходит в Мемориальном музее-мастерской С.Т. Коненкова

Адрес: Тверская, 17Цена: 40 р., фотографирование - 10 р. Плюс вам дадут бесплатно совершенно замечательную брошюру о творчестве С.Т.Конёнкова

tushinetc.livejournal.com

Сергей Конёнков: скульптуры, биография

Сергей Тимофеевич Ко­ненков воплотил в своем творчестве, в многочисленных из­ваяниях, им созданных, традиции и дерзания большого пе­риода в развитии русской и советской скульптуры.

 

При­знанный мастер-монументалист он в своих произведениях открывает целый мир бурных страстей и светлых мечтаний современников, свидетелей революционных сдвигов истории.

 

Могучее самобытное искусство Коненкова, как бы во­бравшее в себя живительные соки земли русской, корнями своими уходит в народную жизнь. Сам Сергей Тимофеевич родился в крестьянской семье, в деревне Караковичи Смо­ленской губернии. И труд земледельца и народная поэзия вошли в его судьбу с ранних детских лет, формируя ум и характер. Первая работа, исполненная после окончания Мо­сковского Училища живописи, ваяния и зодчества и после заграничной поездки, была посвящена теме труда. Статуя называлась «Камнебоец» (1898) и была одним из немногих тогда типических изображений русского рабочего человека. В дальнейшем Коненков отошел от жанровой трактовки избираемых им тем. Его дипломная работа в Петербургской Академии художеств «Самсон» (1902) заключала в се­бе основные тенденции монументальности и символики, которым суждено было развиться в зрелом творчестве ху­дожника. Эта громадная фигура, построенная на пластиче­ских гиперболах, воплощавшая образ титана-бунтаря, ка­залась современникам смелым вызовом традициям и отра­жала предчувствие революционной бури, жившее в душе ее создателя. К лучшим произведениям Коненкова принадле­жит мраморная головка «Нике» (1906). По-своему она пре­творяет ту же линию философской символики, которая ста­новится для Коненкова основной в эти годы. Причем кон­центрация чувств, или идей в его образах принимает убе­дительные жизненные формы, отчего сила их эмоциональ­ного воздействия только возрастет. Так, идея Победы (Ни­е— по-гречески) передана скульптором в милом нежном лице совсем юной девушки с ярко выраженными нацио­нальными русскими чертами. Моделью для скульптора слу­жила работница с Трехгорки, но образ Нике как бы очищен от портретных черт, не потеряв характерности он превра­тился в поэтическое воплощение радости, полета, победы.

Это удивительное подлинно поэтическое переосмысление натуры — одна из сильнейших черт творчества Коненкова. Если Нике как бы олицетворяла народную веру в победу даже после поражения революции 1905 года, то непосредственно революционным боям скульптором была отдана дань в образах «Ивана Чуркина» (1906) и «Атеиста».

В 1909—1910 годах в творчестве Коненкова оживают об­разы русских сказок, былин и сохранившейся в крестьян­ских поверьях языческой мифологии. «Старички-полевички», «лесовики», «Великосил», «Стрибог», «Еруслан Лаза­ревич» изваяны из дерева, их формы скульптор находил и выявлял в самой структуре древесного ствола, в причудли­вых извивах корней, в сучках и наростах. Среди этих ра­бот выделяется мраморная скульптура «Бах» (1901) — свое­образное воплощение идеи музыки.

В 1912 году Коненков совершил путешествие в Грецию. Может быть отсюда берет начало его увлеченность мрамо­ром и обнаженным телом в последующий период времени («Женский торс», «Сон», 1913).

Великая Октябрьская революция внесла в творчество скульптора новые перспективы. Он работает над мемори­альной доской для Кремлевской стены «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918), вырезает в дереве «Ва­тагу Стеньки Разина». Затем его вниманием почти безраз­дельно овладевает скульптурный портрет.

В большинстве своем скульптурные портреты Коненкова выходят из жанра камерных станковых произведений. Бо­гатырская сила монументального дарования, углубленное видение мира позволяют ему ставить и решать в портрет­ных изображениях более широкие задачи. Почти каждый его портрет — это эскиз памятника, независимо от размера, и, как правило, каждый несет какую-нибудь идею. Шаляпин — титанический артистизм натуры, Достоев­ский — мучительную душевную раздвоенность, Павлов — покоряющую силу разума,— все эти образы наделены гораздо большими достоинствами, чем простое портретное сходство. Некоторые из этих работ, исполненные в 30-х годах, были переведены в мрамор уже в 50-х, когда скульптор вернулся в Советский Союз после двадцати лет жизни за границей.

Родина встретила Коненкова с любовью и доверием, он переживает новый творческий подъем. Статуя «Освобожденный человек» (1947), являющаяся развитием тех творческих замыслов, которые вдохновляли скульптора в молодости, портреты М. П. Мусоргского (1953), Чарльза Дарвина (1954), скульптура «Колхозница* (1954), выполненная в дереве в широкой декоративной манере, портрет греческого патриота Никоса Белояниса, фриз на здании Института геохимии им. Вернадского, фриз для театра в Петрозаводске, и, наконец, «Автопортрет» (1954) — составляют еще одну часть бесценного вклада умудренного жизнью мастера в искусство.

 

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Иллюстрации. Коненков

Семья Коненковых. Крайний справа Андрей Терентьевич Коненков, рядом с ним — отец скульптора Тимофей Терентьевич. Между ними, сверху, — гимназист Сергей Коненков. Лето 1890 г.

Дом Коненковых в деревне Караковичи. Рисунок С. Т. Коненкова. 1892 г.

«Кони… Конята… Коненковы…» Рисунок цветными карандашами С. Т. Коненкова. 50-е годы.

Егорыч-пасечник. 1907 г.

Портрет отца. Дерево. 1900 г.

«Дядя Захар Терентьевич». Рис. 1897 г.

«Татьяна Максимовна». Рис. 1897 г.

Сергей Коненков — гимназист.

Рославль. Петропавловская улица.

Кариатиды на доме чаеторговца Перлова. 1895 г.

Москва. Лубянская площадь. 90-е годы.

«Камнебоец». Бронза. 1898 г.

С. Т. Коненков. 1901 г.

Петербургская академия художеств.

«Самсон, разрывающий узы». Гипс. 1902 г.

«Рабочий-боевик Иван Чуркин». Камень. 1906 г.

«Атеист»». Камень. 1906 г.

Т. Я. Коняева. 1907 г.

«Нике». Мрамор. 1905–1906 гг.

«Лада». Мрамор 1910 г.

«Сова-ведьма». Дерево. 1908 г.

«Вакханка» и «Вакх». Гипс. 1906 г.

«Пиршество». Барельеф. Фрагмент. Дерево. 1910–1911 гг.

«Иоганн Себастьян Бах». Мрамор. 1910 г.

«Паганини». Мрамор. 1908 г.

Автопортрет. Камень. 1916 г.

Автопортрет. Мрамор. 1912 г.

Афины. Акрополь.

«Гречанка (Фани Свешникова)». Мрамор. 1912 г.

«Юноша». Бронза. 1907 г.

«Кора» Мрамор. 1912.

«Девушка с поднятыми руками». Дерево. 1914 г.

Мастерская на Пресне.

Накануне первой выставки скульптур С. Т. Коненкова в пресненской мастерской. Декабрь 1916 г.

Портрет Маргариты Воронцовой (М. И. Коненкова). Дерево. 1918 г.

«Нищая братия». Дерево. 1916–1917 гг.

С. Т. Коненков и Маргарита Воронцова. 1918 г.

Портрет сказительницы М. Д. Кривополеновой. Дерево. 1916 г.

«Степан Разин». Дерево. 1918–1919 гг.

С. Т. Коненков у памятника С. Т. Разину. Красная площадь. Май 1919 г.

Мемориальная доска павшим в борьбе за мир и братство народов. Установлена в 1918 году на Сенатской башне Кремля.

Сергей Есенин». Дерево. 1921 г.

«Дядя Григорий». Дерево 1916 г.

С. Т. Коненков. 7 ноября 1918 года.

«Мы — ельнинские». Дерево. 1941–1942 гг.

В нью-йоркской мастерской.

Обложка каталога выставки С. Т. Коненкова в Риме.

А. М. Горький позирует скульптору Коненкову. Сорренто. 1928 г.

«Женщина в русском сарафане». Портрет певицы Н. В. Плевицкой. Мрамор 1925 г.

«Иван Петрович Павлов». Мрамор. 1930 г.

Б. Д. Григорьев. Портрет Коненкова. 1933 г.

«Шаляпин». Мрамор. 1952 г.

«Рахманинов». Бронза. 1925 г.

«Ф. М. Достоевский». Бронза. 1933 г.

«В. И. Ленин». Бронза. 1962 г.

«Марфинька». Мрамор. 1950 г.

Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И. В. Зуева. Бронза. 1947 г.

В мастерской за рубкой мрамора…

На конгрессе защитников мира.

Работа над скульптурным оформлением Петрозаводского музыкально-драматического театра.

Скульптурное украшение института имени В. И. Вернадского.

На строительстве Петрозаводского театра.

«Л. Н. Толстой». Бронза. 1959 г.

С. Т. Коненков и П. П. Кончаловский.

«С Д. Эрьзя». Мрамор. 1961–1962 гг.

С. Т. Коненков и М. С. Сарьян.

«Николай Островский». Мрамор. 1968 г.

У мраморного изваяния Никоса Белояниса. 26 июня 1952 г.

«Мусоргский». Мрамор. 1953 г.

С. Т. Коненков за работой.

В мастерской на Тверском бульваре.

Канев. В музее Т. Г. Шевченко. 1965 г.

Отдых в пути. С. Т. Коненков и М. И. Коненкова.

Родные просторы. Над Десной.

«Колхозница». Дерево. 1954 г.

С. Т. Коненкова встречают земляки-смоляне. Слева — сын Кирилл Сергеевич. 1969 г.

«А. С. Пушкин». Гипс. 1937 г.

Михайловское. С. Т. Коненков и директор Пушкинского заповедника С. С. Гейченко.

Автопортрет. Мрамор. 1954 г.

В гостях у Сергея Тимофеевича.

С. Т. Коненков в день девяностолетия. 1964 г.

Поделитесь на страничке

biography.wikireading.ru