Основы игры на контрабасе. Контрабас лады

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Безладовый бас – КОНТРАБАС.RU

Безладовый бас

У каждого басиста есть своя любимая. Она идеально ложится к нему руки, издает именно те звуки, которые он хочет услышать, никогда не расстраивается по мелочам. И речь здесь идет не только и не столько о женщине, сколько об инструменте – бас-гитаре. Предшественником знакомой каждому из нас бас-гитары был контрабас – акустический инструмент из семейства скрипок, являющийся самым крупным. Именно из-за его громоздкого размера на смену контрабасу пришла бас-гитара, обладающая некоторыми его достоинствами, но намного более компактная по размеру. В свою очередь, и у бас-гитар стали появляться свои собственные разновидности, например, безладовый бас.

История

История создания этого необычного инструмента не совсем однозначна: существует несколько версий того, кто, где и при каких обстоятельствах создал первый безладовый бас.Первая история такова: в погоне за разнообразием и новым оригинальным звуком, да и просто от скуки один умелец решил «поиздеваться» над своим Fender Jazz Bass 1962 года. Что же он придумал интересного и нового? Он просто-напросто убрал с гитары сразу все лады, замазав эпоксидной смолой оставшиеся на их месте небольшие углубления. Таким образом, он сумел извлечь из инструмента новое звучание, ставшее с тех самых пор его «фирменным». Звали этого выдумщика-умельца Жако Пасториус (В последствии, кстати, про него был снят документальный фильм 2015 года). Есть и альтернативная история появления на свет безладовой бас-гитары, которая является также и более известной, распространенной. Как и первая, она заключается в трансформации нового инструмента из уже существовавшего ранее, стандартного. Создателем в этой версии выступает Билл Уайман из легендарных The Rolling Stones. Купив у одного своего знакомого барабанщика бас, он с удивлением обнаружил, что тот просто невероятно плохо звучит, издает неприятное дребезжание из-за большого срока эксплуатации. Тогда Билл решил, что поменяет старые изношенные лады на новые. Но вытащить лады он вытащил, а новые решил не вставлять, до того понравился ему получившийся без них звук. Произошло все это приблизительно в 1961 году. Таким образом, сейчас безладовый бас можно услышать в большинстве композиций The Rolling Stones того времени. Первая коммерческая партия безладовых бас-гитар была выпущена компанией Ampeg и называлась AUB-I (или иначе Aubi). Инструмент и по сей день активно используется музыкантами-любителями и профессионалами.

Особенности

Безладовая бас-гитара внешне (по форме) ничем не отличается от обычных гитар. Единственное отличие заключается в грифе, он напоминает стандартный гриф контрабаса, лады отсутствуют. Однако, могут быть линии-ориентиры, отмечающие лады, или же отметки сбоку грифа. Как правило, у безладового баса четыре струны, но бывают и пяти-, шести- и даже семиструнные.Изготавливается инструмент из металла, дерева, пластмассы. Способен брать до трех октав, что позволяет исполнять произведения практически любых стилевых направлений, импровизировать с жанрами и техникой. Чаще всего безладовый бас используется в джазе и его разновидностях, но играют на нем и музыканты других направлений, к примеру, металлист Стив ДиДжорджио. Поразительно, но найти партии безладовой бас-гитары можно даже в экстемальном металле, например, в группах Death, Opeth, Cynic и многих других, которые используют ее как для записей, так и на концертах. Звук бас-гитары без ладов немного напоминает звук, издаваемый контрабасом, такое легкое вибрирующее «мммуа». Из-за этого мурлыкающего звука некоторые называют безладовую бас-гитару более нежным и женственным инструментом, чем обычную. Конечно же, как и к строптивой женщине, к такой гитаре необходим совершенно особенный подход: просто так чистый и красивый звук не извлечь, нужны сотни часов и дней тренировок, терпение и упорство, которыми может похвастаться далеко не каждый. Жако Пасториус считал, что каждую ноту надо не слышать, а чувствовать, и с этим нельзя не согласиться.

Приемы

Рассмотрим специальные приемы игры на безладовой бас-гитаре:Слайд, или глиссандо – заключается в скольжении пальца, прижимающего струну, вдоль по грифу, вверх или вниз.Hammer on, или восходящее легато – при выполнении этого приема звук извлекается левой рукой. Правой рукой извлекается нота, а на несколько ладов выше резко прижимается струна ударом левой руки.Pull off, или нисходящее легато – звук также, как и при восходящем легато, извлекается левой рукой с помощью резкого снятия пальца со струны.Bend – струна прижимается поперек грифа, засчет ее движения повышается тон.Harmonic, или флажолет – прием для получения необычной тембровой окраски. Прием выполняется с помощью очень легкого касания струны над 5, 7, 12, 17, 19 ладовыми порожками. Можно выполнить его и с помощью медиатора.

Сделай сам

Не хватает денег на дорогую японскую красотку? Почему бы не попробовать сделать подобную самому? Рассмотрим изготовление безладовой бас-гитары в домашних условиях на примере пятиструнного Kramer Baretta.Нам потребуются:– собственно, инструмент– лимонное масло– липкая лента– паяльник– отвертка– наждак– полотно ножовки– вставки (эпоксидка, дерево или твердый пластик)– столярный клей– скребок– долото– мелкая шкурка– маленький молоточек– тряпка

Итак, начнем.

1.Снимаем струны, выпрямляем гриф, 1 день пропитываем накладку лимонным маслом. Подготавливаем все неободимое.2.Заклеиваем накладку липкой лентой, это защитит накладку грифа от воздействия инструментов, предотвратит ненужные сколы и царапины.3.Нагреваем лады паяльником, подцепляем стамеской, вытягиваем (осторожно, не отрывайте накладки вместе с ладом). Будьте готовы, что это может занять длительное время, до двух часов.4.Снимаем липкую ленту с лада.5.Шкурим накладку наждачной бумагой до гладкости, вытаскиваем мусор из пазов.6.Пластик (или дерево) толщиной около 0,8 мм закругляем, намазываем клеем, осторожно вбиваем молоточком.7.Шкурим гриф до идеальной гладкости, стираем пыль тряпочкой, пропитываем накладку лимонным маслом еще раз.8.Устанавливаем струны, регулируем анкер, отстраиваем высоту струн: они должны быть ниже, чем на обычном басу. Можно также углубить пазы в верхнем порожке.9.Все готово, у нас в руках новорожденная безладовая бас-гитара! Можно начинать играть.

Личности

Одни музыканты всю жизнь играют в подвале или гараже, оттачивая технику, а другим музыкальный талант дан от рождения. Кто же был таким виртуозом среди тех, кто играл на безладовой бас-гитаре? Во-первых, конечно, уже упомянутый выше Жако Пасториус. Его стоит послушать просто в обязательном порядке тем, кто интересуется историей бас-гитар или учится на них играть. Во-вторых, бывший басист группы Cream, Джек Брюс. Начинал свою карьеру он с игры на контрабасе, и этот опыт ему пригодился. Однако, порой, сила, с которой он дергает струны, немного превышает необходимую. Третий виртуоз безладовой бас-гитары – Пино Палладино. Он тоже начинал не собственно с нее, а с классической гитары. На него обращали внимание такие звезды восьмидесятых, как Гэрри Ньюман, Пол Янг. С последним он записал великолепный кавер на «Wherever I Lay My Hat» М.Гэйя, в котором партии обычной и безладовой бас-гитар удивительно гармонично сочетаются и дополняют друг друга, что делает кавер-версию песни не хуже, а может и лучше оригинальной.Четвертый герой, о котором нельзя не упомянуть, – Гордон Самнер. Возможно, это имя вам ничего не скажет, ведь куда более известен всем и каждому его псевдоним – Стинг. Да-да, он тоже владеет техникой игры на безладовом басу, причем более чем превосходно. Начинал он, как и многие, наверное, с не особенно примечательных работ, играл в группе The Police, используя безладовый бас (а именно, Ibanez Musician 1979 года) в основном для выступлений, а вне концертов играл на обычном. Что интересно, впервые Стинг сыграл на безладовом басу без какой-либо подготовки, прямо на концерте. Он шутил, что, если что-то на сцене во время выступления идет не так, и ты чувствуешь, что лажешь, главное – делать это с серьезным и умным лицом, тогда никто в зале ничего не заметит. Что ж, доля истины в его словах есть.Еще один гений безладового баса – Лес Клейпул, выдающийся басист. Владеет техниками теппинга, слэпа, тремоло, любит heavy metal. Если бы однажды прошел одно прослушивание, то сейчас, может быть, играл бы с Metallica, но, к сожалению, не сложилось. Что отнюдь не умаляет его достоинств и таланта.

Плюсы и минусы

Как и у любого музыкального инструмента, у безладовых бас-гитар есть свои достоинства и недостатки, и дело каждого, на что стоит обращать внимание в большей степени. Начнем с плюсов:

+ Безладовые бас-гитары не привязаны к конкретному музыкальному и темперированному строю, в отличие от ладовых инструментов;+ Множество приемов, которые можно осуществить именно на безладовом инструменте;+ Характерный нежный, «мяукающий» звук;+ Используя определенную технику, можно получить лучший сустейн, сделать звук ярче;+ Безладовые басы порой дешевле, чем ладовые, особенно если заказывать мастеровой инструмент.

Есть и минусы:

– Играть на безладовом басу сложнее, и игра на нем потребует больших временных затрат на тренировки;– Акустические безладовые гитары звучат намного тише своих ладовых коллег;– На такой гитаре, как правило, быстрей стирается, изнашивается накладка грифа;– Покупая безладовый бас, лучше сразу приобрести к нему хроматический тюнер, а это – дополнительные денежные затраты.

Похожие записи :

kontrabass.ru

интересные факты, видео, история, фото, слушать

Музыкальный инструмент: Контрабас

 

Этот двухметровый великан сразу приковывает к себе все внимание, оказавшись на сцене. Его густой низкий звук, с небольшой хрипотцой очаровывает всех зрителей буквально с первых секунд. Контрабас является самым крупным и самым низким по звучанию струнным инструментом в современном симфоническом оркестре. Его роль в оркестре велика – он фундамент, на котором строится вся музыкальная ткань произведения. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и достаточно широко в джазе. Наверняка многие могут припомнить джазовый ансамбль, где контрабасист ловко исполняет свое ритмичное соло, используя прием пиццикато.

 

Звук

У некоторых слушателей возникает ошибочное мнение: если инструмент большой, то звучать он должен обязательно грубо и громко. С контрабасом совершенно по-другому.  Сила звука его небольшая, но тембр очень красив и обладает специфической и неповторимой окраской. Густой, богатый, сочный, бархатный, мягкий – так можно описать характер контрабасового тона, который порой может звучать как человеческий голос.  Звук контрабаса самый низкий в струнной группе симфонического оркестра, совместно с фаготами и тубой он выстраивает гармонический фундамент в произведениях, которые исполняются музыкальным коллективом.

Диапазон контрабаса не превышает четырех октав и зависит от мастерства исполнителя, и его возможностей качественно извлекать не только низкие, но и весьма высокие звуки.

Контрабас – транспонирующий инструмент, нотный текст для которого записывается в разных ключах, но в основном в басовом - для удобства чтения и во избежание чрезмерных добавочных линий. Звучит контрабас на октаву ниже действительной для него нотной записи, и это единственный современный струнно-смычковый инструмент, который настраивается не по квинтам, как все инструменты скрипичного семейства, а по квартам: E, A, D, G. Из-за больших размеров играть на контрабасе довольно сложно. Руки контрабасиста должны быть большими, с хорошей пальцевой растяжкой. Так как при игре на этом инструменте большое расстояние между позициями, исполнять быстрые пассажи и скачки на нем довольно затруднительно. Тем не менее современные исполнители-виртуозы опровергают такую точку зрения, для этого достаточно послушать как звучат на контрабасе «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова или «24-й каприс» Н. Паганини.

Фото:

   

   

 

Интересные факты:

  • Многие контрабасисты могут успешно играть на электрической бас-гитаре.
  • Контрабас был самым популярным и наиболее часто используемым басовым инструментом в разных коллективах в 1950-е годы, несмотря на то, что в то время уже появились бас–гитары и тубы.
  •  В 1911 году во время концерта произошел один казус: у контрабасиста Б. Джонса сломался смычок, не растерявшись музыкант продолжил исполнение произведения пальцами. Так зрители впервые услышали интересный звук контрабасового пиццикато.
  • В 1615 году на празднике в Дрездене был представлен контрабас-гигант высота которого составляла 4 метра, играл на нем польский музыкант. Назывался этот инструмент октобас. Один из таких старинных октобасов, под именем «Голиаф», сохранился и находится в Лондонском музее Виктории и Альберта. Высота его 2,6 метра, а ширина чуть более метра. По форме он похож на виолу да гамба, но только с более широкими боками.
  • Некоторые октобасы таких больших размеров, что играть на них должны были два музыканта: один прижимал струны, а второй водил смычком. 
  • В 1855 году французский мастер Ж. Вильом продемонстрировал на Парижской выставке трёхструнный октобас . На сегодняшний день он является экспонатом в музее Парижской консерватории.  Высота этого гиганта составляет 4 метра, управляется он особым рычагово-педальным механизмом. Музыкант на фоне такого октобаса выглядит как Гулливер в стране великанов. Такой инструмент оказался непрактичным и место ему только в музее.
  •  Самый большой контрабас имеет высоту 5.55 м и ширину 2.13 м.
  • Из-за размеров начинать обучение на этом инструменте в детском возрасте было очень проблематично, но сейчас, с появлением контрабасов небольших размеров, знакомиться с инструментом можно начинать с 6 или 7 лет.
  • В США в 30-х годах прошлого столетия контрабасы изготавливались из алюминия и предназначались для игры в военных оркестрах.
  • Названия этого инструмента на разных языках: итальянский – Contrabasso; французский – Contrebasse, английский - Double Bass, немецкий- Kontrabass.
  • 10. 03. 2011 года в Сеуле (Южная Корея) состоялся концерт в котором участвовали 90 контрабасистов. Среди произведений была исполнена симфония А. Дворжака №9 «Из Нового Света». Все партии скрипок, альтов и виолончелей исполнялись на контрабасах. Концерт прошел под руководством корейской ассоциации контрабасистов.
  • Некоторые производители изготавливают инструменты специально для гастролирующих музыкантов. Контрабас имеет небольшой по размеру корпус, а также съемный гриф. Такой инструмент не теряет звуковых качеств и очень удобен при транспортировке.
  • На сегодняшний день стоимость контрабаса, сделанного из качественного выдержанного материала, составляет примерно 24000 долларов.

 

 

Конструкция

В отличие от инструментов скрипичной семьи, форма контрабаса никогда не была полностью стандартной. В результате эволюции этого инструмента возникло несколько основных разновидностей формы: виолы да гамба, скрипки, буссето, гитары и грушевидная форма.

Изготавливается контрабас из нескольких сортов хорошо выдержанного дерева и строение его такое же, как и у инструментов всей скрипичной группы: верхняя и нижняя деки, обечайка, подгрифник, резонаторные отверстия, петля, дужка, гриф, порожек, головка грифа, колки, накладка, колковая коробка, подставка.

Контрабас имеет толстые струны, которые обычно производят из стали, кетгута или синтетических материалов, но с обязательной медной или серебряной обмоткой.

На контрабасе, как и на скрипке играют смычком, правда имеет он две разновидности: немецкой системы - короткий и тяжелый, и французской - длинный и тонкий, который считается более маневренным. Смычок немецкой конструкции исполнитель держит сбоку, большой палец находится на деревянном основании. Французский смычок держится сверху, а большой палец – под тростью. Оба смычка используются современными исполнителями, и выбор зависит от личных предпочтений.

Размер контрабаса варьируется от самого большого, высотой 1,8 метра, до самого маленького - чуть больше виолончели. Высота контрабаса может незначительно изменяться при помощи шпиля, на который он опирается.

В 20-30-х годах прошлого столетия были сконструированы первые электроконтрабасы, которые имеют облегченный вес и легки в транспортировке. Сама идея была не нова: уже в прошлые века некоторые мастера в качестве эксперимента делали «немые» контрабасы, корпус которых был плоским. С появлением электронного воспроизведения звука, у производителей появились новые возможности, но потребовалось много времени, чтобы мастера довели качество инструмента до совершенства.

 

 

Применение и репертуар

Контрабас является обязательным участником симфонического и камерного оркестров. Этот инструмент был создан специально для того, чтобы удвоить в оркестре басовую партию, исполняемую виолончелями и создавать четкий гармонический фундамент, звуковую насыщенность и ритмическую основу для группы струнных инструментов.

Поначалу, в оркестре применяли только один контрабас, но со временем количество инструментов увеличилось до восьми.

Контрабас также нашел широкое применение в военных оркестрах и разнообразных концертных группах по всему миру. Он очень активно используется в ряде таких жанров, как джаз, блюз, рок-н-ролл, рокабилли, сайкобилли, традиционной музыки кантри, блюграсс, танго и многих других видах популярной и народной музыки. В джазовом биг-бенде, где малый состав исполнителей, этому инструменту предоставлены очень большие возможности сольного исполнения, например, при построении красивых гармонических басовых ходов.

Появление таких современных новых стилей, как соул, фьюжн, фанк и рок способствовало значительному росту технических возможностей, так как контрабасисты любят проводить различные эксперименты, в том числе и стилевые.

Контрабас вышел на сцену в качестве солирующего инструмента в конце 18 века. Первым исполнителем, который раскрыл богатые виртуозно-выразительные и певучие возможности контрабаса, был легендарный Д. Драгонетти – контрабасист и композитор. Позднее его дело продолжили П. Боттезини, Ф. Зимандль, и в 20-м веке А.Мишек, С. Кусевицкий, Р.Браун, Э.Мэйер, Н. Горбунов, А.Коэн, В. Волков, Е. Колосов, Ч. Мингус, Л. Раков многие другие.

Репертуар для контрабаса обширен. Концертные произведения для него сочиняли И. Гайдн, Д. Драгонетти, П. Боттезини, К. Диттерсдорф, С. Кусевицкий, И. Аберт, Р. Беннетт, В. Брунс, А. Эшпай, Д. Харбисон, О. Янченко, Н. Капустин, Э. Мэйер другие.

 

 

Популярные произведения:

С. Кусевитский - концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор (слушать)

Д. Драгонетти - концерт для контрабаса с оркестром ля мажор (слушать)

 

 

Приемы игры

Из-за большого корпуса и несколько неудобного расположения смычка, игра на контрабасе требует значительных усилий. Играют на нем стоя, либо сидя на стуле, поставив инструмент перед собой.

Как и у других членов скрипичного семейства на контрабасе играют либо смычком, либо пиццикато (щипком струны). В оркестровом репертуаре или, например, в музыке танго применяется как смычок, так и прием пиццикато, а вот в джазе, блюзе и рокабилли – только пиццикато, причем очень виртуозное.

При игре на контрабасе применяются различные штрихи: деташе, легато, стаккато, портаменто, мартле, тремоло, спиккато, рикошет и другие.

 

История

История контрабаса начинается в эпоху Возрождения, ранее его предтечей была большая контрабасовая виола.

В семнадцатом столетии, для удобства натяжения толстых струн, которые изготавливались из кишок животных, мастера изобрели механизм с колками и зубчатыми колесиками. Еще одно нововведение, которое значительно упростило исполнение на контрабасовой виоле – это обмотка струн медной проволокой. Струны стали тоньше, их стало легче зажимать и музыканту удобнее играть смычком. Появилась возможность немного уменьшить громоздкие формы инструмента, не жертвуя его низким звучанием. Размер нынешнего контрабаса составляет всего лишь ¾ от его предшественницы.

Контрабасовые виолы продолжительно существовали вместе со скрипичным сословием, но в него никак не вписывались: они имели большее количество струн и недостаточную силу звука. Возникла потребность в создании нового инструмента, который был бы подобен всей скрипичной группе.

Первым мастером, который значительно преобразовал контрабасовый инструмент, был М. Тодини. Он убрал лады, которые прежде были на инструменте, и оставил только четыре струны, вместо существующих шести. Дальнейшие изменения в конструкцию контрабаса вносили великие скрипичные мастера из Кремоны и Брешии. В Кремоне истоки контрабаса можно найти в мастерской А. Амати и его сыновей. Их попытки смоделировать контрабас все больше похожего на виолончель были лишь частично успешными, так возникла смешанная форма, которая оказалась наиболее подходящей. Был определен также размер инструмента. Сегодня производители делают контрабасы следуя традициям кремонских мастеров.

Форма инструмента, за время своего развития, претерпела много изменений. Были инструменты с тремя, четырьмя и пятью струнами. Немецкие мастера, например, изготавливали контрабасы пяти видов, которые отличались и по форме и по размерам. Самым маленьким и очень востребованным был «пивной бас», музыканты применяли его для игры в пивных барах и на сельских праздниках.

В восемнадцатом веке мастерами изготавливались небольшие по размеру контрабасы : что-то среднее между виолончелью и современным контрабасом. Настраивались они в каждой стране по-разному: в Италии и Англии по квартам, а во Франции по квинтам. 

Со второй половины 18-го столетия контрабас занимает прочное положение в оркестровых коллективах Европы. Примерно в это же время он становится солирующим инструментом, появляются солисты - контрабасисты. Первым был Д. Драгонетти, друг Л.В.Бетховена, техника его исполнения была в то время настоящим революционным прорывом. Следующим виртуозом был Д. Боттезини – итальянский дирижер, композитор, исполнитель, который расширил технику исполнения на инструменте до невероятных высот.

Со временем формы контрабаса постепенно менялись, эволюция инструмента привела мастеров 20-го века к изготовлению современных четырех – и пятиструнных  контрабасов, которые вытеснили предшествующие инструменты, так как музыкантам, для исполнения, они были более удобны. Например, чтобы исполнять произведения Вагнера, в симфоническом оркестре необходимо иметь  пятиструнные контрабасы. Четырехструнные инструменты, по форме напоминающие виолончель, используются в джазе, а на контрабасах грушевидных очертаний музыканты играют сольные произведения.

 

 

Контрабас - инструмент универсальный, у него очень широкий спектр применения: от симфонической и джазовой музыки, до оригинальных рок-н-рола и рокабилли.  За трехсотлетний период своего развития он преодолел сложный путь и стал значимым инструментом в различных музыкальных жанрах. Контрабас до сих пор хранит в себе много неизведанных стилевых и технических возможностей, которые предстоит открыть новым поколениям музыкантов: композиторам и исполнителям.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать контрабас

soundtimes.ru

Контрабас — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Контрабас

Струнные смычковые

Основные сведения

Контрабас — самый крупный струнный смычковый музыкальный инструмент, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол.

Современный контрабас имеет четыре струны, хотя контрабасы 17-18 века могли иметь три струны.

Контрабас обладает густым, хриплым, но несколько глуховатым тембром, из-за чего редко используется в качестве сольного инструмента. Основная сфера его применения — симфонический оркестр, в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента общей звучности. Контрабас иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и других жанрах. В сайкобилли контрабас используется вместо бас-гитары.

Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из-за его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на контрабасе значительно ограниченнее.

Практически применяемый диапазон контрабаса из-за некоторого неудобства игры на нём сравнительно невелик: от E1 (ми контроктавы) до e1 (ми первой октавы). В сольных виртуозных сочинениях используются и более высокие звуки. Ноты пишутся в басовом, реже скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания.

На контрабасе играют стоя или сидя на высоком табурете, ставя инструмент перед собой.

Варианты строя контрабаса

Оркестровый строй контрабаса — струны настраиваются по квартам (в отличие от других смычковых инструментов): E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы).

На некоторых моделях контрабасов, используемы приемущественно в симфоничемком оркестре, есть пятая струна, настроенная на C1 (до контроктавы).

Существует также так называемый сольный строй, когда струны настраиваются на тон выше, при этом используются специальные «сольные» струны, что дает более чистый и красивый тембр.

Известные контрабасисты

  • Азархин Родион Михайлович
  • Боттезини Джованни
  • Волков Владимир Александрович
  • Драгонетти Доменико
  • Карр Гари
  • Кусевицкий Сергей Александрович
  • Мингус Чарльз
  • Шпергер Иоганнес
  • Штолль Клаус
  • Штрайхер Людвиг

Видео: Контрабас на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

eomi.ru

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Существует множество музыкальных инструментов, и струнно-смычковая группа является одной из самых выразительных, благозвучных и гибких. В этой группе присутствует такой необычный и сравнительно молодой инструмент, как контрабас. Он не такой популярный, как, к примеру, скрипка, но является не менее интересным. В умелых руках, несмотря на низкий регистр, можно получить довольно певучий и красивый звук.

В силу того что контрабас появился не так давно, как другие струнно-смычковые, методика игры и обучения на нем еще развивается, однако уже сейчас существуют устоявшиеся правила.

Первый шаг

Итак, с чего начать при первом знакомстве с инструментом? Контрабас является довольно громоздким, поэтому на нем играют стоя или сидя на очень высоком стуле, посему в первую очередь необходимо отрегулировать его высоту путем изменения уровня шпиля. Для того чтобы было удобно играть на контрабасе, головку его грифа располагают не ниже бровей и не выше уровня лба. При этом смычок, лежащий в расслабленной руке, должен быть примерно посередине, между подставкой и окончанием грифа. Таким образом вы сможете достичь комфортной для игры высоты контрабаса.

Но это только полдела, ведь от правильного положения тела при игре на контрабасе также многое зависит. Если неправильно встать за контрабас, может возникнуть множество неудобств: инструмент может постоянно падать, появятся трудности при игре на ставке и быстрая утомляемость. Поэтому постановке необходимо уделить особое внимание. Поставьте контрабас так, чтобы его правое заднее ребро обечайки упиралось в зону паха, левая нога должна быть позади контрабаса, а правая —  отведена в сторону. Более тонко отрегулировать положение тела вы сможете, опираясь на свои ощущения. Контрабас должен быть устойчив, тогда вы сможете без проблем доставать как до нижних нот на грифе, так и до ставки.

Положение рук

Рукам при игре на контрабасе также необходимо уделить внимание. Ведь только при их правильном положении можно будет полностью раскрыть все возможности инструмента, достичь плавного и чистого звука и при этом долго, без особой утомляемости играть. Итак, правая рука должна быть примерно перпендикулярна грифу, локоть не надо прижимать к корпусу – ему следует находиться примерно на уровне плеча. Правая рука не должна быть зажата или чересчур сильно согнута, но нельзя и неестественно сильно её выпрямлять. Руку нужно держать свободно, расслабленно, чтобы сохранять гибкость в локте.

Правую руку не нужно зажимать или чересчур сильно сгибать

Позиции и положения пальцев

В плане аппликатуры существует как трехпальцевая, так и четырехпальцевая система, однако в силу широкого расположения нот в обеих системах низкие позиции играются тремя пальцами.  Так, используется указательный палец, безымянный и мизинец.  Средний палец является как бы поддерживающим для безымянного и мизинца. При этом указательный называется первым пальцем, безымянный – вторым, а мизинец соответственно третьим.

Так как на контрабасе, как и на других струнно-смычковых инструментах, нет ладов, гриф условно разбит на позиции, приходится добиваться чистого звука долгими и упорными упражнениями, для того чтобы «вложить» в пальцы нужное положение, при этом также активно задействуется слух. Поэтому, прежде всего, обучение нужно начинать с изучения позиций и гамм в этих позициях.

Самой первой на грифе контрабаса является полупозиция, однако в силу того что прижимать струны в ней довольно сложно, с неё начинать не рекомендуется, поэтому обучение начинается с первой позиции.  В этой позиции можно играть гамму соль мажор.  Лучше всего начинать с гаммы в одну октаву. Аппликатура при этом будет следующая:

Таким образом, вторым пальцем играется нота соль, далее играется открытая струна ля, затем первым пальцем играется нота си, и так далее. Освоив гамму, можно приступать к другим, более сложным упражнениям.

Игра смычком

Контрабас является струнно-смычковым инструментом, посему, само собой разумеется, что при игре на нем используется смычок. Держать его нужно правильно, чтобы получить хороший звук. Есть два типа смычка – с высокой колодкой и низкой. Рассмотрим, как держать смычок с высокой колодкой. Для начала нужно поместить смычок в ладонь так, чтобы задняя часть колодки упиралась в ладонь, а регулирующий рычаг проходил между большим и указательным пальцами.

Большой палец ложится сверху колодки, под небольшим углом, указательный палец поддерживает трость снизу, они слегка согнуты. Мизинец упирается в низ колодки, не доходя до волоса, он также слегка согнут. Таким образом, выпрямляя или сгибая пальцы, вы сможете менять положение смычка в ладони.

Волос смычка должен ложиться не ровно, а под небольшим углом, располагаться при этом он должен примерно параллельно. За этим нужно следить, иначе звук получится грязный, скрипучий, а ведь в действительности контрабасу положено звучать мягко, бархатно, насыщенно.

Игра пальцами

Кроме техники игры смычком, существует также метод игры пальцами. Такой прием иногда используется в классической музыке и очень часто – в джазе или блюзе. Для того чтобы играть пальцами или пиццикато, большой палец нужно упереть в подставку грифа, тогда будет опора остальным пальцам. Играть надо мочками пальцев, ударяя по струне под небольшим углом.

Учтя все вышеперечисленное, вы сможете успешно сделать первые шаги в освоении инструмента. Но это только малая часть нужной вам информации для полного обучения игре, так как контрабас является сложным и тяжелым в освоении. Но если набраться терпения и упорно заниматься, у вас непременно все получится. Дерзайте!

 

music-education.ru

Венский пятиструнник – виолоне – КОНТРАБАС.RU

XVIII век назван всемирной историей Веком разума и просвещения. Зарождение многих музыкальных стилей и традиций музицирования; возникновение капелл, оркестров и ансамблей, оперных групп и театров; совершенствование и расцвет музыкального образования; развитие концертной деятельности и композиторских школ. Такая она, Вена восемнадцатого века, рай для музыкантов.Удивительное явление – период венской классики, венской классической школы, переживавший свой расцвет в конце XVIII – начале ХIХ вв. Музыкальное искусство подразумевает «классический» как непревзойденный, совершенный и образцовый.

История контрабасового искусства весьма многогранна и претерпела на своем веку множество изменений. Корни контрабаса уходят в эпоху Возрождения. Каких только предшественников не было у инструмента – басовые скрипки, басовые лиры да гамба, лироне, перфетто. Семейство виол, появившееся в Европе с середины XV в. и получившие широкое распространение до середины XVIII в. Непосредственным контрабасовым предшественником все же считается, почти равная ему по размеру контрабасовая виола. Первое, наиболее точное описание контрабасовых виол сделал инструментовед М.Преториус в начале XVII в. Он предложил их использование для октавного удвоения басового голоса, которое исполняет виолоне, указывая на то, что в партии контрабасовой виолы ключ Фа ставится не на 4-й, а на 3-й линейке, а нижние ноты записывались октавой выше своего звучання. У контрабасовой виолы было 5, реже 6 струн. Слово «виолоне» со второй половины XVI в. обозначало большую басовую виолу да гамба, с последней четверти XVII в. отождествлялась с «вновь образованным» инструментом – контрабасом. В Германии контрабас получил название der Kontrabass, во Франции – Contrebasse, в Италии его стали называть Violone, в Англии – Double bass.

Контрабас, виолон, контр виолон…

Сейчас есть условный договор об определенных названиях инструментов. Например, виолоном называют большую контрабасовую виолу – кварто-терцовый строй типа d-A-E-C-G-D или то же от g. Так как лады являются неотделимым атрибутом инструментов семейства виол, а видов басовых виол очень много, то довольно трудно в нашем современном понимании сказать, что есть виолон, а что контрабас. Венский пятиструнник можно назвать и виолоном, и венским виолоном. Важной особенностью понятия «виолоне» является то, что это не был инструмент только 16-футового регистра. Виолоне мог воспроизводить в контроктаве A1, G1, D1. С 50-х г. XVIII века «Violone» обозначает только контрабас. С этого периода он почти полностью вытесняет контрабасовую виолу и является обязательно-полноправным составляющим инструментом многих европейских оркестров, приближаясь по форме и конструкции к современным инструментам. Количество контрабасов в оркестре не превышало четырех. Леопольд Моцарт, придворный композитор архиепископа Зальцбургского, отец великого Моцарта-сына, писал во 2-м издании своей школы “Versuch einer grndlichen Violinschule” (Аугсбург,1756), что если вы хотите играть соло на контрабасе, то оснастите его 4-мя или 5-ю приличными струнами. Число струн ограничивается 5-ю, 4-мя и даже 3-мя, сокращается число настроек инструмента, устанавливается квартовый строй, унифицируются параметры размеров и оснащение инструмента (струны, подставка), f-образные резонаторные отверстия становятся типовой моделью и т.д. Единственное, что практически не изменилось – это смычок. Контрабас становится востребованным «солистом».

Виртуозы-контрабасисты для игры соло того времени так и делали – оснащали инструмент специального вида четырьмя или пятью струнами, настроив его по ре-мажорному трезвучию. Знаменитые Даль’Окка, Кемпфер, Шпергер и еще множество исполнителей играли на пятиструнных инструментах венского строя Об этом пишет в «Фундаментальном руководстве по композиции…» Иоганн Георг Альбрехтсбергер.

Вторая половина XVIII века была уникальной в плане написания множества произведений для контрабаса венскими композиторами. Контрабас являлся не самым популярным инструментом того времени. Если для скрипки и виолончели уже на заре их существования была написана масса сольных произведений. То из-за технических сложностей игры и значительных размеров, сольные произведения для контрабаса претерпели значительную эволюцию. В период венского классицизма для солирующего контрабаса писал свои гениальные произведения Йозеф Гайдн. Он первый вывел его на авансцену. Еще, будучи новичком-капельмейстером в капелле Эстерхарзи, Гайдн сочиняет 3 симфонии: «Утро», «День», «Вечер» и представляет князю солистов набранного им оркестра, в том числе и контрабасиста. Рассматривая соло для контрабаса в симфонии маэстро «Утро», можно сделать определенный вывод, что по изложению и складу эпизода, возможно он был написан именно для инструмента – венского баса. Кстати, единственное сочинение Моцарта для контрабаса – ария для баса и виртуозного контрабаса Per Questa Bella Mano. Современники Гайдна и Моцарта не отстали в написании произведений подобного рода – Карл Диттерсдорф, Иоганн Баптист Ванхаль, Франц Хоффмайстер, Леопольд Кожелух, Вацлав Пихль, Иоганн Маттиас Шпергер. «Венский пятиструнник» с настройкой струн F1 — A1 — D — Fis — A находится на особом счету. Именно для него гениальные композиторы «венского периода» создали около 30 концертов и много ансамблевой музыки. Интересным остается вопрос о том в каком строе в то время исполнялись оркестровые партии Моцарта. До сих пор нет однозначного ответа. Настроек в то время было множество, все зависело от конкретной страны, места, наличия инструментов и т.д.

В «венский период» музыка еще не отошла от техники генерал-баса. И определение Bassi имело в то время достаточно обобщенный характер. Венский бас – сочетание черт виолона (семейство виол) и контрабаса (условно скрипичное). Например, у Николауса Арнонкура в Concentus Musicus играют в октаву контрабас и виолон. В современном понятии, вопрос нижних (пятиструнных) партий также остается открытым. Нужно глубоко и всесторонне изучать конкретное произведение – для кого и для чего оно было написано, место написания, оркестровые партии и конкретный коллектив, инструменты и т.д. Контрабас, соответствуя характеру музыки, фактически «импровизирует» партию. Исполняет основные, опорные ноты, ритмические рисунки и выдержанные звуки, важные акценты, потому настройка основывается, в первую очередь, на тональности. И не факт, что нижняя струна будет обязательно «фа». Новые требования развития музыкального искусства предопределило необходимость мощного звучания инструмента, способного добиться эмоционального напряжения в больших аудиториях концертных залов, всевозможные технические приемы, конструктивные изменения и т.д. С наступлением XIX века контрабасовый виолоне уходит в историю, его место прочно занимает инструмент нового типа, предназначение которого быть гармонической основой звучания, выполнять роль самого низкого голоса ансамбля инструментов или большого симфонического оркестра – старый добрый контрабас!

Похожие записи :

kontrabass.ru