Читать онлайн "ЛАД" автора Белов Василий Иванович - RuLit - Страница 146. Лад автор


Сказка на новый лад - Автор Неизвестен

  • Просмотров: 3174

    Сокол и Чиж (СИ)

    Янина Логвин

    Совет первый: не доверяйте ключи от квартиры друзьям, однажды они без вашего ведома могут впустить…

  • Просмотров: 1727

    Сокол и Чиж

    Янина Логвин

    Совет первый: не доверяйте ключи от квартиры друзьям, однажды они без вашего ведома могут впустить…

  • Просмотров: 1596

    Волчий берег (СИ)

    Юлия Шолох

    Ты жгучая, как крапива, но как иначе? У отчима на тебя с сестрой особые планы, после которых в…

  • Просмотров: 1470

    Ведьма на заказ (СИ)

    Ольга Шерстобитова

  • Просмотров: 1420

    Лунная невеста (СИ)

    Юлия Шкутова

    Лишь раз в три года, в священную ночь Луны двуипостастный может выбрать себе пару. Но что делать,…

  • Просмотров: 1317

    Разврати меня (ЛП)

    Джиллиан Куинн

    У Иззи Ринальди большие возможности. Все, что ей нужно сделать, это закончить свой последний год в…

  • Просмотров: 1062

    Ты полюбишь меня (СИ)

    София Миллер

    Аннотация:    Новый год прекрасный праздник, полный разнообразных чудес. Чудо ли, что ты снова…

  • Просмотров: 1060

    Король Уолл-стрит (ЛП)

    Луиза Бей

    «КОРОЛЯ УОЛЛ-СТРИТ СТАВЯТ НА КОЛЕНИ» — ЭТО БУДЕТ ИМЕТЬ ЭФФЕКТ РАЗОРВАВШЕЙСЯ БОМБЫ.   Я полностью…

  • Просмотров: 1040

    Город ящеров (СИ)

    Марина Багирова

    Страшные создания живут в прекрасном городе. Они высокоразвиты и коварны. Сильны и ядовиты.…

  • Просмотров: 935

    Мужчина без кода доступа

    Нина Князькова

    История Арсения и Аси.Одиночество страшная вещь, которая в твоей жизни никуда не уходит и ни чем не…

  • Просмотров: 881

    Русский Вид. Книга вторая: Волк (СИ)

    Регина Грез

    Хати Волк - один из трех мужчин с измененным генотипом, что пережили чудовищные опыты нацистов во…

  • Просмотров: 835

    Неожиданная реальность (ЛП)

    Кайли Райан

    Ожидайте неожиданностей. Вот как они говорят. Но сказать легче, чем сделать.Как можно подготовиться…

  • Просмотров: 789

    Скажи мне правду (СИ)

    Наталия Романова

    Недоразумение развело любящих людей, казалось бы, навсегда. Так ли это? Есть ли у них второй шанс?…

  • Просмотров: 560

    Держитесь, маги, я иду! (СИ)

    Ольга Елисеева

    Молодой учительнице, живущей с отцом-алкоголиком и лишь мечтающей о муже и семье, высшие силы вдруг…

  • Просмотров: 551

    БЕСЫ - 2 (Новые приключения Бесов, или Отпуск дело нелегкое... )

    ЛетАл

    — Госпадябожемой! Убейте меня кто-нибудь! — взывает к кому-нибудь мое измученное тело. Я падаю на…

  • Просмотров: 529

    Первенец (СИ)

    Дэлия Мор

    Он смотрел с каждого плаката на стене, разговаривал в телевизионной панели, хмурился с новостных…

  • Просмотров: 529

    Мистер О (ЛП)

    Лорен Блэйкли

    Просто зовите меня Мистер О. Потому что ВАШЕ удовольствие — это моя суперсила. Доставлять женщине…

  • Просмотров: 493

    Раненые (ЛП)

    Джасинда Уайлдер

    Война отняла у меня всё. Семью. Дом. Невинность.В стране, разрушенной войной и охваченной…

  • Просмотров: 469

    Я тебя рисую

    Марина Суржевская

    Я жила у зеленых холмов Идегоррии, где растут исполинские деревья и искрятся хрустальные водопады.…

  • Просмотров: 465

    Там где водятся целители (СИ)

    Александра Гусарова

    История княгини Изольды Богатской, с которой читатели знакомятся в первой части дилогии "Taм, где…

  • Просмотров: 448

    Русский Вид. Книга третья: Тигр. Рысь (СИ)

    Регина Грез

    ПОСВЯЩАЮ трилогию «Русский Вид» всем нашим солдатам, что пропали без вести во время ВОВ, защищая…

  • Просмотров: 441

    Плохиш (СИ)

    Айя Субботина

    Три года понадобилось Владе Егоровой, чтобы собрать осколки своего разбитого сердца.Прошлое…

  • Просмотров: 435

    Остаться рядом (ЛП)

    Алекса Райли

    Бывшего рядового русской мафии нанимают защищать юную дочь его друзей, но он понимает, что сделает…

  • Просмотров: 433

    Я ненавижу тебя, чертов Уильямс! (СИ)

    Reo-sha

    Сложно быть омегой, если ты ну никак не подходишь под его привычное представление. 

  • Просмотров: 425

    Преодоление (ЛП)

    Шей Саваж

    Говорят, что женщины и мужчины с разных планет, когда дело доходит до общения, но как они справятся…

  • Просмотров: 409

    Мелодия звезд (СИ)

    Bust

    Маленький тритон всегда мечтал отправиться в путешествие на сушу. Он искренне верил, что там его…

  • Просмотров: 382

    Девственница трейлерного парка (ЛП)

    Алекса Райли

    Последние пять лет Рик растил маленькую Грейси. Она даже называет его «папочкой», но в последнее…

  • Просмотров: 366

    Попала к Викингам (СИ)

    Катерина Дэй

    Каркушова Варвара Ивановна, обычная девчонка из глубинки, проживавшая в селе Г. по совместительству…

  • itexts.net

    Читать онлайн "ЛАД" автора Белов Василий Иванович - RuLit

    Новгородцы будто бы подплыли к Устюгу и потребовали «копейщины» — откупа за то, чтобы не быть взятым на копье. Устюжане не дали, и тогда новгородцы начали грабить около города. Они захватили в посадской церкви икону Одигитрию и хотели уплыть, но лодку с иконой нельзя было сдвинуть с места никакими усилиями. Тогда старый новгородец Ляпун сказал:

    — Полонянин несвязанный не идет в чужую землю.

    Связали икону убрусом и только тогда отчалили. По преданию, многих новгородцев в пути начало корчить, иные ослепли. Новгородский владыка повелел возвратить икону и награбленное добро, что и было сделано[128].

    Знаменитое предание о невидимом граде Китеже также можно отнести к разряду общенациональных.

    Художественная сила местных преданий зачастую не менее полнокровна. Темы их очень разнообразны. Чаще всего это истории о верной любви и о наказании за измену, рассказы о местных разбойниках и чужеземных захватчиках. Так, почти в каждом регионе обширного русского Севера живы предания о Смутном времени, о шайках Лисовского, о чудесных избавлениях деревень и селений от кровожадных набегов врагов.

    Весьма интересны и предания об известных личностях, например, о царе Петре, несколько раз проплывавшем по великим северным рекам — Сухоне и Двине.

    Из преданий, рожденных сравнительно недавно, можно упомянуть изустные рассказы, например, о летчике Чкалове. И если Валерий Чкалов, исторически-конкретная личность, приобрел в народных устах черты легендарные, художественные, то Василий Теркин, наоборот, из литературно-художественного образа превратился в человека, реально существовавшего[129]. Чем хуже одно другого? Не так уж и многие литературные герои удостоены такой чести!

    Предания о мастерстве и мастеровых людях, описываемые таким прекрасным гранильщиком народного слова, как Павел Бажов, существовали и существуют повсюду, в том числе и на Севере. Плотник Нестерко, закинувший свой топор в Онего, кузнец, сковавший железные ноги искалеченному на войне родному брату, ослепшая кружевница — все это персонажи старых и новых сказаний.

    БЫВАЛЬЩИНА. Такое состояние, когда человек скучает и не знает, чем ему заняться, совершенно исключалось в крестьянском быту. Тяжелый труд то и дело перемежался, сменялся легким, посильным для стариков и детей, полевые работы — домашними; чисто крестьянские занятия прослаивались промыслами. Монотонность многих трудовых действий скрашивалась песнями, играми, столбушками на беседах. Граница между трудом в его чистом виде и развлечением в таких случаях зыбка и неопределенна. Но во время настоящего отдыха от тяжелого физического труда, всегда в той или иной степени коллективного, в промежутках между работой и сном затевались и нарочитые, специальные развлечения. К числу таких развлечений можно отнести рассказывание бывальщин, бухтин, сказок.

    Такое рассказывание, как и песни на супрядках, могло сопровождаться трудом: плетением корзин и лаптей, вязанием рыболовных снастей, шорничанием и т. д. Но это в том случае, если рассказчик находился дома, в обычных условиях.

    За пределами дома, на дорожном ночлеге, в лесной избушке (во время рубки леса или «а сенокосной залоге), ночуя в сплавном бараке, на рыбной тоне, на богомолье, на ярмарке, в доме крестьянина, люди занимались бывалыцинами «натодельно», то есть нарочно, не сопровождая это ручным трудом.

    Особенно поражали такие бывальщины детское воображение, еще не тронутое ржавчиной критического недоверия. Представим зимний вечер в теплой и дымной зимовке, где тот, кто хочет спать, спит, а тот, кто хочет слушать, слушает. Ворота открыты, любой из соседей может уйти или зайти когда вздумается. Пока есть лучина, фантазия и сюжеты, никто не расходится. Перемогая сон, затаив дыхание, дети слушают рассказы про колдунов и про ведьм, глаза смежаются, а сердце замирает от страха, голос рассказчика течет ровно и буднично, и только трещит и стреляет березовая лучина.

    В другой раз, когда тебя впервые взяли в дорогу, ты просыпаешься в незнакомом месте, и в темноте слышится тот же ровный, глуховатый и будничный голос. За стеной избушки шумит лесной ветер, кто-то из слушателей храпит не в такт рассказчику. Бывальщина вплетается в твой сон, и утром ты не можешь разобрать, что приснилось, а что услышано.

    вернуться

    Костомаров Н. И. Собр. соч. С.-Петербург, 1904, т. 7, с. 85.

    вернуться

    Автор сам несколько раз был свидетелем разговоров о Теркине как о реально существовавшем лице.

    www.rulit.me

    Читать онлайн "ЛАД" автора Белов Василий Иванович - RuLit

    Сама по себе каждая эта последовательно сменяющаяся операция требовала смекалки, навыков и терпения. Так жизнь еще в детстве и отрочестве приучала будущего плотника к терпению и последовательности. Нельзя же точить топор, пока его не расклинили, хоть и невтерпеж! Также нельзя метать сено, не высушив, или месить пироги, которые не выходили.

    Обычно умение незаметно переходит от старшего к младшему прямо в семействе. Оно углублялось и развивалось в артели. «Для чего и глаза», — говорит Анфиса Ивановна.

    Уже в первый сезон артельной работы подросток постигал один-два способа рубить угол, учился прирубать косяки, обзаводился собственным инструментом. Просить у кого-либо инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном. Давали неохотно и вовсе не из скопидомства. Топор у каждого плотника был как бы продолжением рук, к нему привыкали, делали топорище сообразно своим особенностям. Хороший плотник не мог работать чужим топором.

    В плотницкий инструмент, кроме топора, входили пила поперечная (можно было носить одну на двоих), скобель, пила-ножовка, долото, напарья (бурав для сверления дерева), струг.

    Рубанок и молоток для плотника были необязательны.

    Все это для обработки дерева. Но плотник не мог обойтись без железной черты, которая отчеркивала то, что надо стесать с бревна, чтобы оно плотно сомкнулось с предыдущим. Нитка с грузилом и головешка (обожженное полено с ручкой) служили для того, чтобы отстрекнуть на бревне или доске длинную прямую линию. Уровень тоже был нужен, да не каждый его мог иметь. Штука дорогая. Складной аршин (позднее метр) хорошему плотнику также необходим. Все остальные вспомогательные приспособления плотники делали сами по ходу работы (например, аншпуги, отвесы, клинья и т. д.).

    Подрядчик — посредник между плотником и заказчиком — заранее набирал артель. Многим крестьянам из нужды приходилось брать аванс, чтобы заплатить налог, и тогда хочешь не хочешь, а если пришел срок, иди работать. Артель выбирала старшого — наиболее опытного в мастерстве и в житейских делах мужика. Закончив подряд, плотники уходили домой. Но иной пропил денежки, домой пустому идти стыдно. Или сударушка завлекла на чужой стороне. Вот и оставались на зиму горевать горе. Отсюда и пошла презрительная кличка «зимогор».

    Свой же дом рубили вчерне помочами[9]. Затем крестьянин в промежутки между полевыми работами доделывал окна, лестницы, полы, потолки. Баню, амбар, картофельную яму, колодец или рассадник также рубили без особой помощи соседей.

    Конечно, самое главное в плотницком деле — это научиться рубить угол. Если постройка четырехугольная, то, само собою, и угол прямой. Тупые углы рубились реже. Тупой угол требовался для некоторых видов колокольни, алтарной части деревянного храма, а также при воздвижении шестигранных шатров. Простейший способ соединения бревен — это рубка «в охряпку», более сложный — в простую «коровку» или «чашу». Затем плотник просто обязан был научиться рубить «в лапу» и «в крюк». В лапу — это значит концы бревен были заподлицо с сопряженным рядом, они не выставлялись наружу. По углу, срубленному «в коровку», можно лезть вверх как по лесенке, угол же, срубленный «в лапу», совершенно ровный, без выступов. Угол, срубленный «в крюк», считался самым лучшим в смысле прочности и тепла. Мало осталось плотников, умеющих рубить «в крюк». Хуже того, распространилась нелепая мода вообще не рубить угла, бревна, вернее брусья, складывают впритык, как кирпичи. Надолго ли такая постройка, как она хранит тепло, лучше не спрашивать.

    Притесанные друг к другу бревна соединялись шипами или ставились «на коксы» с непременно моховой прокладкой[10]. Гумна, сеновалы, сараи ставили без мха.

    Деревья, даже одной породы, как и люди, все разные. Одно косослойное, другое прямослойное, у одного древесина плотная, у другого рыхлая, не говоря уже о прямизне или же толщине. Ясно, что мастерство плотника начиналось с «чувства дерева». Человеку, не ощущающему характер дерева, лучше не садиться на угол. Но в том-то и дело, что плотничать должны были все взрослые мужики! Чувствуешь ты дерево или нет, слушается тебя топор или не слушается — все равно ты будешь плотничать. Стыдно не быть плотником. Да и нужда заставит. Потому и были они все разные. И плохие, и средние, и хорошие. И несть числа между ними. Но каждый всю жизнь, конечно и в молодости, стремился быть не хуже, а лучше, чем он есть.

    На том и стояло плотницкое мастерство.

    Интересно, что в плотницком деле никогда не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным: постигай, черпай, насколько хватает ума и таланта. Однако гордость и достоинство мастера всегда питались художеством и подкреплялись народной молвой.

    вернуться

    По этому поводу существует пословица-загадка: «Сколько гостей, столько постель». Из экономии места автор опускает описания типов углов, видов построек, способов крыть кровлю и т. д.

    www.rulit.me

    Лада Эл(ь) ~ Изба-Читальня - литературно-художественный портал

    Рейтинг: 1461 Посетителей: 7370Была на сайте: 22.02.2018 Дата регистрации: 16.02.2015Опубликовано произведений: 305 Приветствую!

    Лада, Ладушка – это моё первоначальное имя при рождении, модное в те годы. Потом меня родители назвали по – другому...

    Я, в Избе – читальне, случайный человек... Зарегистрировал меня мой молодой друг...Винсент... Другой друг, посоветовал делать рифмованные зарисовки, этим самым, попробовать выйти из затяжной депрессии и скоротать бессонные ночи...

    Мурлыки, Лад, Лом, Желя – похожи на смайловые зарисовки... Не стоит их соотносить буквально с мой личной жизнью...

    ЛАД - очень доброе слово, передаёт теплоту и любовь, гармонию и благость в душе.

    ЛОМ – ломина, ломовуха, боль, апатия, депрессия...

    Желя - печаль...

    Мурлыки – это сама нежность, любовь, вырывающиеся из души...

    Я и не думала, что найду своего читателя, просто выговариваюсь в четырёх стенах...

    Всем своим читателям и подписчикам всегда и неизменно благодарна за отзывы.

    ЛАДА.

    Исп. Елена Маак...

    Песни (не исполненные)

    21.

    М-Блюз (П) – Мир души / рейтинг 27 / отзывов 3 / опубл. 19.11.2017 в 11:14

    33.

    М-"Не уходи"(П) – Мир души / рейтинг 19 / отзывов 2 / опубл. 28.01.2016 в 20:58

    С днём рождения

    43.

    Лети... – Мир души / рейтинг 11 / отзывов 1 / опубл. 22.02.2017 в 15:28

    46.

    Я гуляю – Мир души / рейтинг 14 / отзывов 1 / опубл. 21.05.2016 в 12:01

    55.

    Ветрюга... – Мир души / рейтинг 5 / отзывов 0 / опубл. 15.02.2016 в 21:29

    О дружбе и не только...

    62.

    Отречение (СА) – Стихи для души / рейтинг 25 / отзывов 2 / опубл. 31.08.2017 в 21:21

    Улыбка, не воробей...

    Цветные танцы

    Издалека прекрасны прошлые века...

    Фонарные истории.

    Леля – это весна

    Фото образы.декл.Любовь Лабинцева.

    114.

    Как больно – Мир души / рейтинг 20 / отзывов 1 / опубл. 18.02.2017 в 01:02

    115.

    Дремала душа – Мир души / рейтинг 17 / отзывов 1 / опубл. 18.02.2017 в 00:57

    120.

    Зима (Гр=д) – Мир души / рейтинг 28 / отзывов 2 / опубл. 09.01.2017 в 03:49

    122.

    Берега (Гр=д) – Мир души / рейтинг 19 / отзывов 1 / опубл. 04.01.2017 в 23:52

    Фото образы.декл.Ангелина Муравьёва.

    124.

    Я ухожу (а=д) – Мир души / рейтинг 22 / отзывов 2 / опубл. 10.01.2017 в 00:19

    Как долго я тебя искала (Л.Г.)

    132.

    Ангелы – Мир души / рейтинг 20 / отзывов 1 / опубл. 09.04.2017 в 01:43

    133.

    Камин – Мир души / рейтинг 17 / отзывов 2 / опубл. 29.03.2017 в 23:19

    143.

    Зачем – Мир души / рейтинг 28 / отзывов 2 / опубл. 03.02.2017 в 00:15

    165.

    AIDS и ... – Мир души / рейтинг 18 / отзывов 0 / опубл. 19.08.2016 в 03:01

    167.

    Молитва – Мир души / рейтинг 50 / отзывов 4 / опубл. 03.01.2017 в 03:26

    179.

    Прятки... – Мир души / рейтинг 14 / отзывов 1 / опубл. 28.07.2016 в 08:38

    196.

    Хочу тебя... – Мир души / рейтинг 8 / отзывов 1 / опубл. 15.02.2016 в 21:24

    198.

    Твой привет... – Мир души / рейтинг 0 / отзывов 0 / опубл. 30.01.2016 в 16:49

    246.

    ПАМЯТЬ (дс) – Стихи для души / рейтинг 23 / отзывов 3 / опубл. 06.12.2017 в 21:42

    253.

    А ты бы стал – Мир души / рейтинг 0 / отзывов 0 / опубл. 27.01.2017 в 05:30

    256.

    Душа-волчица – Мир души / рейтинг 3 / отзывов 0 / опубл. 24.01.2017 в 00:08

    258.

    Где ты – Мир души / рейтинг 3 / отзывов 0 / опубл. 22.01.2017 в 01:03

    299.

    ЛОМ-7-Она – Мир души / рейтинг 5 / отзывов 1 / опубл. 17.01.2016 в 21:20

    www.chitalnya.ru

    Читать онлайн "ЛАД" автора Белов Василий Иванович - RuLit

    Вот мы и вернулись вновь к определению «художественный», а тайна художественного образа как была, так и осталась… После всего сказанного можно ли сделать вывод, что академическое познание, изучение творческого созидания никогда не встанет вровень с художественным восприятием этого созидания? Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать «Войну и мир» или смотреть и слушать «Лебединое озеро». Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.

    Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности… Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества[171].

    Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.

    «Уничижение паче гордости», — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает и того и другого. Настоящий художник ждет от других не подобострастия, а обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли… Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским…

    Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.

    На этом, может быть, и уместней всего закончить наши, порой сумбурные, еще чаще отрывочные раздумья о северной народной эстетике…

    вернуться

    По глубокому убеждению автора, в наше время сформировался «полупроводниковый» характер культуры, когда радио, телевидение, кино, концерты вырабатывают потребительское отношение к культуре, а сама культура напоминает улицу с односторонним движением. Люди разделены на две части: одни на сцене поют и пляшут (создатели), другие внизу смотрят и слушают (потребители). Художественная самодеятельность, в которой бы участвовали все без исключения, в клубных условиях невозможна. Хотя бы по той причине, что любая эстрада, любая сцена подразумевает наличие зрителя, так сказать, потребителя. В этом принципиальная разница между художественной самодеятельностью и такими явлениями, как старинная свадьба или нынешняя горка на Усть-Цильме, в которых участвуют все и где нет разделения на артистов и зрителей.

    www.rulit.me

    Читать онлайн "ЛАД" автора Белов Василий Иванович - RuLit

    Но какая же там одинаковость восприятия, если в народе есть мужчины и женщины, девушки и ребята, дети и старики, красивые и не очень, больные и здоровые, преуспевающие и терпящие лишения, ленивые, сильные и т. д. Если в природе все время происходят изменения: то тепло, то холод, то дождик, то снег, а жизнь стремительна, и вчерашний день так не похож на сегодняшний, и годы никогда не повторяют друг дружку.

    Река течет. Она то мерцает на солнышке, то пузырится на дождике, то покрывается льдом и заносится снегом, то разливается, то ворочает льдинами.

    Рыбы нерестятся на месте предстоящих покосов, а там, где сегодня скрипит коростель, еще недавно завывала метель.

    Что-то родное, вечно меняющееся, беспечно и непрямо текущее, обновляющееся каждый момент и никогда не кончающееся, связующее ныне живущих с уже умершими и еще не рожденными, мерещится и слышится в токе воды. Слышится всем. Но каждый воспринимает образ текущей воды по-своему.

    Образ дороги не менее полнокровен в народной поэзии.

    А нельзя ли условиться и хотя бы ненадолго представить эмоциональное начало речкой, а рациональное — дорогой? Ведь и впрямь: одна создана самою природой, течет испокон, а другая сотворена людьми для жизни насущной.

    Человеку все время необходимо было идти (хотя бы и за грибами), нужно было ехать (например, за сеном), и он вытаптывал тропу, ладил дорогу. Нередко дорога эта бежала по пути с речною водой…

    Дорога стремилась быть короче и легче, да к тому же тот берег почему-то всегда казался красивей и суше. Не раз и не два ошибалась дорога, удлиняя свой путь, казалось бы, совсем неуместными переправами! Но от этих ошибок нередко душа человеческая выигрывала нечто более нужное и неожиданное.

    Незримые лавы ложились как раз на пересечениях материального и духовного, обязательного и желаемого, красивого и необходимого. Чтобы это понять, достаточно вспомнить, что большинство предметов народного искусства были необходимы в жизни как предметы быта или же как орудия труда.

    Вот некоторые из них: разные женские трепала, керамическая и деревянная посуда, ковши и солоницы в виде птиц, розетки на деревянных блоках кросен, кованые светцы, литые и гнутые подсвечники и т. д. и т. п.

    Естественный крюк (вырубленная с корнем ель), поддерживающий деревянный лоток на крыше, несколькими ударами топора плотник превращал в изящную курицу; всего два-три стежка иглой придавали элегантность рукаву женской одежды. Стоило гончару изменить положение пальцев, как глиняный сосуд приобретал выразительный перехват, удлинялся или раздвигался вширь.

    Неуловима, ускользающе неопределенна граница между обычным ручным трудом и трудом творческим. Мастеру и самому порой непонятно: как, почему, когда обычный комок глины превратился в красивый сосуд. Но во всех народных промыслах есть этот неуловимый переход от обязательного, общепринятого труда к труду творческому, индивидуальному.

    Художественный образ необъясним до конца, он разрушается или отодвигается куда-то в сторону от нас при наших попытках разъять его на части. Точно так же необъясним и характер перехода от труда обычного к творческому.

    По-видимому, однообразие, или тяжесть, или монотонность труда толкают работающего к искусству, заставляют разнообразить не только сами изделия, но и способы их изготовления. Кроме того, для северного народного быта всегда было характерно соревнование, причем соревнование не по количеству, а по качеству. Хочется выйти на праздник всех наряднее, всех «баще» — изволь прясть и ткать не только много, но и тонко, ровно, то есть красиво; хочешь прослыть добрым женихом — руби дом не только прочно, но и стройно, не жалей сил на резьбу и причелины. Получается, что красота в труде, как и красота в плодах его, — это не только разнообразие (не может быть «серийного» образа), но еще и самоутверждение, отстаивание своего «я», иначе говоря, формирование личности.

    Умение, мастерство и, наконец, искусство живут в пределах любого труда. И конечно же, лишь в связи с трудом и при его условии можно говорить о трех этих понятиях.

    Художника, равного по своей художественной силе Дионисию, с достаточной долей условности можно представить вершиной могучей и необъятной пирамиды, в основании которой покоится общенародная, постоянно и ровно удовлетворяемая тяга к созидающему труду, зависимая лишь от физического существования самого народа.

    Итак, все начинается с неудержимого и необъяснимого желания трудиться… Уже само это желание делает человека, этническую группу, а то и целый народ предрасположенными к творчеству и потому жизнеспособными. Такому народу не грозит гибель от внутреннего разложения. Творческое начало обусловлено желанием трудиться, жаждой деятельности.

    www.rulit.me

    Читать онлайн "ЛАД" автора Белов Василий Иванович - RuLit

    Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т. д. Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!

    Глубокий старик и дитя одинаково беззащитны, одинаково ранимы. Нечуткому, недушевному человеку, привыкшему к морально-нравственному авторитету родителей, к их высокой требовательности, душевной и физической чистоплотности, непонятно, отчего это бабушка пересолила капусту, а дед, всегда такой тщательный, аккуратный, вдруг позабыл закрыть колодец или облил рубаху. Удерживался от укоризны или упрека в таких случаях лишь высоконравственный человек. И как раз в такие моменты крепла его ответственность за семью, за ее силу и благополучие, а вовсе не тогда, когда он вспахал загон или срубил новый дом. Конечно же, отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня всего общества. Вероятно, по этому отношению можно почти безошибочно определить, куда идет тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем.

    Другим нравственным и, более того, философским принципом, по которому можно судить о народе, является отношение к смерти. Смерть представлялась русскому крестьянину естественным, как рождение, но торжественным и грозным (а для многих верующих еще и радостным) событием, избавляющим от телесных страданий, связанных со старческой дряхлостью, и от нравственных мучений, вызванных невозможностью продолжать трудиться.

    Старики, до конца исчерпавшие свои физические силы, не теряли сил духовных; одни призывали смерть, другие терпеливо ждали ее. Но как говорится в пословице: «Без смерти не умрешь». Самоубийство считалось позором, преступлением перед собой и другими людьми.

    У северного русского крестьянина смерть не вызывала ни ужаса, ни отчаяния, тайна ее была равносильна тайне рождения. Смерть, поскольку ты уже родился, была так же необходима, как и жизнь. Естественная и закономерная последовательность в смене возрастных особенностей приводила к философско-религиозному и душевному равновесию, к спокойному восприятию конца собственного пути… Именно последовательность, постепенность. Старики нешумно и с некоторой торжественностью, еще будучи в здравом уме и силе, готовили себя к смерти. Но встретить ее спокойно мог только тот, кто достойно жил, стремился не делать зла и кто не был одиноким, имел родных. По народному пониманию, чем больше грехов, тем трудней умирать[57].

    Совсем безгрешных людей, разумеется, не было, и каждый человек чувствовал величину, степень собственного греха, своих преступлений перед людьми и окружающим миром. Муки совести соответствовали величине этого греха, поэтому религиозный обряд причащения и предсмертное покаяние облегчали страдания умирающего.

    Многие люди в глубокой старости выглядят внешне как молодые. Молодое, почти юношеское выражение лица — признак доброты, отсутствия на душе зла. Долголетие в известной мере зависит от доброты, здоровье тоже. Злоба порождает болезни, во всяком случае, так думали наши предки. С нашей точки зрения это наивно. Но наивность — отнюдь не всегда глупость или отсутствие высокой внутренней культуры.

    Жизнь человеческая находится между двумя великими тайнами: тайной нашего появления и тайной исчезновения. Рождение и смерть ограждают нас от ужаса бесконечности. И то и другое связано с краткими физическими страданиями. Ребенку так же трудно во время родов, как и матери, но первая боль, как и первая брань, лучше последней. Смертный же труд человек встречает, будучи подготовленным жизнью, умеющим преодолевать физические страдания. Поэтому, несмотря на все многообразие отношения к смерти («сколько людей, столько смертей»), существовало все же народное отношение к ней — спокойное и мудрое. Считалось, что небытие после смерти то же, что и небытие до рождения, что земная жизнь дана человеку как бы в награду и дополнение к чему-то главному, что заслонялось от него двумя упомянутыми тайнами.

    Стройностью и своевременностью всего, что необходимо и что неминуемо свершалось между рождением и смертью, обусловлены все особенности народной эстетики.

    РОДНОЕ ГНЕЗДО

    Местность, вид, окрестность[58] вместе со всею землею, водою и небом называли в народе общим словом — природа. Кому не понятно, что по красоте она разная в разных местах? Тут раскинулись болота с чахлыми сосенками, там вздымаются роскошные холмы, обросшие мощными соснами. В одной стороне нет даже малой речушки, воду достают из колодцев, а в другой река и озеро, да еще не одно, да и еще и на разных уровнях, как в Ферапонтове. Природная красота и эстетические природные особенности той или другой волости наверняка влияли на обычные чувства людей. Но никогда и нигде не зависело от них чувство родины. Ощущение родного гнезда вместе с восторгом младенческих, детских и отроческих впечатлений рождается стихийно. Родная природа, как родная мать, бывает только в единственном числе. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба. Пословица по этому случаю говорит кратко: «Не по хорошему мил, а по милу хорош».

    вернуться

    Нельзя путать христианское религиозное сознание с суеверием, с которым оно всегда боролось.

    вернуться

    Крестьяне, если не считать заядлых книгочеев, разумеется, не знали таких слов, как «пейзаж» и «ландшафт». Нарочитое употребление иностранных слов в поздние времена стало признаком полукультуры и бюрократической неискренности.

    www.rulit.me