Лад это


ЛАД - это... Что такое ЛАД?

Хорошее это славянское слово -- лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито... Много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром лад -- это согласие, мир, стройность, порядок. Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке? Оказывается, самое непосредственное. Музыка -- искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте-ка нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало: никакой музыки не получится! Однако слово лад -- не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность. Вспомните любую мелодию: песню, танец, отрывок из какого-нибудь инструментального сочинения. Если вы начнете ее напевать, то обнаружите, что в любом, произвольном месте остановиться нельзя. И не только потому, что, допустим, не «уложились» все слова или не закончилось движение танца. Нет: дело в том, что звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются ло-разному. Одни -- как устойчивые. На них можно остановиться подольше, вообще закончить движение. На них композитор и заканчивает куплет песни, раздел или всю инструментальную пьесу. На других остановиться никак нельзя: они вызывают ощущение незавершенности и требуют движения дальше, к устойчивому, опорному звуку. Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется ладом. Основной звук лада -- самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, -- называется тоника. Аккорд из трех звуков, нижний из которых -- тоника, -- называется тоническим трезвучием. Лады, то есть подобные объединения звуков, бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор. В основе мажора -- тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу -- большая терция (посмотрите, что написано о терции в рассказе «Интервал»), а над ней малая. Мажор получится, если вы, подойдя к роялю, нажмете последовательно все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до, расположенной октавой выше. Такое последовательное звучание нот в пределах октавы называется гаммой. То, что вы сыграли, гамма до мажор. Можно сыграть мажорную гамму от любого другого звука, только тогда в некоторых местах белую клавишу придется заменить черной. Ведь построение гамм подчинено определенной закономерности. Так во всех мажорных гаммах после двух взятых подряд тонов следует полутон, потом идут три тона подряд и снова полутон, В минорной гамме звуки чередуются иначе: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. При этом гамма всегда называется по ее первому звуку. В чем разница между гаммой и тональностью? Гамма может быть восходящей и нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься вверх или спускаться. Но расположены они непременно последовательно, без скачков; они двигаются со ступеньки на ступеньку (запомним это сравнение -- оно нам еще понадобится). А тональность... Предположим, вы поете песню на школьном уроке. Песня закончилась, и учительница говорит: «Хорошо, в ре мажоре у вас получилось (ре мажор -- значит, самый устойчивый, основной звук песни -- ре, а в аккомпанементе самый устойчивый аккорд, на котором песня закончилась, -- ре-мажорное трезвучие). А теперь давайте попробуем спеть ее немного повыше». Дает «настройку»: несколько аккордов в ми мажоре, чтобы вы привыкли к звучанию, и вы запеваете песню в другой тональности. Мелодия та же самая, как будто ничего и не изменилось, но звучит песня на тон выше, чем раньше. И основной устойчивый звук песни -- теперь не ре, а ми. И поэтому закончилось все ми-мажорным аккордом. Значит, тональность это высота лада, высота, на которой он расположен. Иногда ее называют -- ладотональность. Название тональности получается, когда к определению лада прибавляют название его главного звука -- тоники -- до мажор, ми-бемоль мажор, соль минор, фа-диез минор... Вот и появилось у нас название еще одного лада -- минор. Это тоже очень распространенный лад европейской музыки. В его основе минорное трезву-чие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. Минор получится, если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля. Звуки лада называются ступенями и нумеруются римскими цифрами по порядку снизу вверх: I, II, III, IV, V, VI, VII. Тоника -- это I ступень. Мажор и минор -- самые известные, самые распространенные лады. Но существуют кроме них и многие другие. Они распространены в народной музыке, все чаще используются и в современной профессиональной музыке. Есть и лады искусственные, придуманные композиторами. Так, например, Михаил Иванович Глинка придумал целотонный лад. Он называется так потому, что между всеми звуками расстояние -- целый тон. Звучит он странно, необычно. Глинка придумал его, чтобы передать состояние оцепенения, чего-то фантастического и безжизненного. Многие лады, как и мажор и минор, состоят из семи ступеней, но бывают лады и из другого количества звуков. Так в целотонном -- шесть ступеней. Есть целая группа ладов, называемых пентатонными (по-гречески pente -- пять, tonos -- тон) -- это лады пятиступенные. Существуют и лады с другим количеством ступеней.

Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

dic.academic.ru

лад — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

лад

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1c по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -лад-

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ɫat] мн. ч. [ɫɐˈdɨ]

Семантические свойства

Значение
  1. хорошие взаимоотношения; согласие, мир, дружба ◆ Ум с сердцем не в ладу. А. С. Грибоедов, «Горе от ума», 1824 г. // «http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2812/%D0%A3%D0%BC»
  2. способ, образец, манера делать что-либо ◆ Поэтому родители, приехавшие с малышами на сказочный спектакль «Невероятные приключения Масленицы» в столичный «Сетуньский городок», оформленный как древнерусская средневековая крепость, могли ожидать чего угодно, тем более что в программе было сказано: это представление «на новый лад с авто-мото-танко-трюками и спецэффектами». автор не указан, «Темные силы против Масленицы», «Народное творчество» г. // «2004» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Перефразируя классика на современный лад, можно уверенно заявить: «Всякая флэш-память лишь тогда чего-нибудь стоит, когда способна себя защитить». Дмитрий Лысак, «Секретная миссия простого брелка», «Stuff» г. // «2003» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Звучали и требования, и критика, ― вспоминая о нашумевшей коллегии МЭРТ, утешал Путин Грефа, ― однако это не должно настраивать на пессимистический лад, а, наоборот, должно настраивать на работу…" Александр Рыклин, «Спор правительствующих субъектов», «Еженедельный журнал» г. // «2003» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Канонический, актёрский, несовременный ― и, на свой лад, очень славный. Алексей Филиппов, «Гришковец и его собака. Театр », «Известия» г. // «2002» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Устами Шатова, который в романе нередко проговаривает затаённые мысли самого писателя, изобличается секрет их бунтарской страсти: "Ненависть тоже тут есть, ― произнёс он, помолчав с минуту, ― они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. автор не указан, «Подстрекатели истории», «Культура» г. // «2002» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. муз. способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения ◆ Народная музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков, однако определённую роль в ней играет и квинто-квартовая взаимосвязь, формирующая диатоническую основу лада … и образующая побочные ладовые опоры: на V ступени (автентические лады с квинтовым остовом) или на IV ступени (плагальные лады с квартовым остовом). Лад, «Большая советская энциклопедия» ◆ Всё это минорный лад в симфониях мировой жизни или, как бы ещё красивее выразиться… Ю. В. Давыдов, «Синие тюльпаны», 1989 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. предположительно, отдельный тон, звук; отдельное созвучие ◆ Но вдруг взял и запел, каркая на один лад как в строю, противно для музыкального слуха, зато дружно и громко. О. О. Павлов, «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней», «Октябрь» г. // «2001» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Когда / повороты / были резки, ― // на тысячи / ладов и ладков // ревели / сонмы / окружающих мастерских // свистоголосием / сирен и гудков. В. В. Маяковский, «Начало [Летающий пролетарий, 9]», 1925 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  5. предположительно, ритм ◆ Эшелон укоротился ещё раз, и значительно укоротился, затарахтел вперёд на восток, и, хоть не ходко и не в лад с пассажирскими поездами тарахтел, дело кончилось тем, что в глухой час ночи Марина растолкала Данилу и в панике зашлась громким шёпотом:… В. П. Астафьев, «Пролетный гусь », 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Аркаша в лад его шагам, сам себя убаюкивая, сонно и слабенько подпевал: «О-о-о-оо, о-о-о-оо-о». В. П. Астафьев, «Пролетный гусь », 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  6. муз., часто мн. ч. поперечное деление, выполненное в виде линии либо порожка (как правило, в виде металлической вставки) на грифе струнного музыкального инструмента ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  7. расстояние, пространство между поперечными делениями на грифе струнного музыкального инструмента ◆ Нумерация ладов начинается от головки грифа и, следовательно, первым ладом именуется пространство грифа между нижним порожком и первым ладовым порожком. А.Носов, «Гитарная школа»
  8. муз., часто мн. ч. клавиша у некоторых духовых инструментов, гармоники, баяна и т. п ◆ Оборванец на деревяшке перебирает лады старой гармоники. Иннокентий Фёдорович Анненский, «Гармонные вздохи», 1923 г.
Синонимы
  1. ладок
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от праслав. *lād-, от кот. в числе прочего произошли: русск., укр. лад «порядок, согласие», чешск. lad, польск. łаd; отсюда ла́дить, ла́жу, укр. ла́дити, чешск. ladit, польск. ładzić; также ла́дный, укр. ла́дни́й, чешск. ladný «миловидный, красивый», польск. ładny — то же. Надежной этимологии нет. Предполагают родство с готск. lētan «пускать» или с ла́года. Сомнительна связь с ирл. lааim «бросаю, кладу, посылаю» или с греч. ἐλάω, ἐλαύνω «гоню», буд. вр. атт. ἐλῶ, пф. страд. гомер. ἐλήλαται. Неубедительно и сравнение с лит. palóda «разгул, разнузданность». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

хорошие взаимоотношения; согласие, мир
способ, образец, манера
способ построения музыкального звукоряда
поперечное деление на грифе струнного музыкального инструмента

Анаграммы

Библиография

  • Шмелёв А. Д. В поисках мира и лада //Арутюнова Н. Д. (отв. ред.). Логический анализ языка: Космос и хаос. Концептуальные поля порядка и беспорядка. М.: Индрик, 2003.
  • Шмелёв А. Д. В поисках мира и лада // Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 110, 111, 112—113, 115, 117, 121—122.

ru.wiktionary.org

Музыкальный лад - это... Что такое Музыкальный лад?

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Лидийский Ионийский Миксолидийский Дорийский Эолийский Фригийский Локрийский
Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑ [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Лад (музыка) - это... Что такое Лад (музыка)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Лад.

Лад — одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии.

Определение лада

Русские музыковеды дают различные определения лада:

  • (1901) «общая схема построения звукоряда (и притом диатонического)» (Ю. Д. Энгель)[1];
  • (1940-е годы) «организация составляющих данную эпохой систему музыки тонов в их взаимодействии» (Б. В. Асафьев)[2];
  • (1969) «система звуковых связей, объединённая тоническим центром в виде одного звука или созвучия» (И. В. Способин)[3];
  • (1978) «система взаимоотношений ступеней звукоряда, определяемая главенством основного опорного тона (тоники) и зависимостью от него остальных ступеней» (Ю. Н. Тюлин)[4];
  • (1978) «звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической (субординационной) дифференциации» (Т. С. Бершадская, 1978)[5].
  • (1988) «системность высотных связей, объединённых центральным звуком или созвучием, а также воплощающая эту системность конкретная звуковая система» (Ю. Н. Холопов)[6];

Более того, даже у одного и того же исследователя определение лада может видоизменяться от года к году[7].

Существуют и другие определения лада, которые сводятся к основным трём:

  1. Лад — ладовый звукоряд, понимаемый, главным образом, как прекомпозиционная структура традиционной («народной») и богослужебной (например, католической и православной) музыки; «лады» в этом смысле — структурные разновидности ладовых звукорядов. В этом значении слово лад (троп) употребляет ещё Аристид Квинтилиан (оригинальный термин τρόπος συστεματικός). Отождествление лада и ладового звукоряда (по принципу pars pro toto) является школьным упрощением[8].
  2. Лад — мажорно-минорный тональный лад в системе классико-романтической гармонии, то, что Карл Дальхауз коротко назвал «гармонической тональностью» (harmonische Tonalität).
  3. Лад — любая логически дифференцированная система звукоотношений; многоголосный лад в такой трактовке смыкается с одним из значений музыкальной гармонии.

Исследователи русского церковного пения (Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. А. Гарднер и мн. др.) ладом часто называют глас[9].

Принципы лада

Русское понятие лада основано на представлении об устое и неустое. Понятия ладового устоя и неустоя не могут быть точно определены в терминах одной лишь музыкальной науки, так как они реферируют категории психологического восприятия музыки. В качестве примеров устоя (и неустоя) обычно называют один тон (звук) или созвучие (интервал, конкорд, аккорд), или сонор. В широком смысле устоем может считаться и звукоряд (в старомодальной и новомодальной музыке[10]) и серия (в музыке XX века).

Всё историческое многообразие ладов современная наука возводит к двум фундаментальным принципам — модальности и тональности. «Модальные лады — те, которые <…> опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать). Тональные лады — те, которые <…> опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать)» (Холопов)[11].

Модальность как принцип лада не исключает тональности или, как говорят, модальность некоррелятивна тональности. Это означает, что модальные и тональные признаки («физические проявления» ладовых категорий и функций) в конкретной музыкальной пьесе могут как угодно смешиваться. Преобладающим принципом лада может быть модальность (как, например, в западном григорианском хорале или в православном знаменном распеве) или тональность (как, например, в музыке периода венской классики и романтической музыке XIX века), но преобладание одного принципа лада над другим вовсе не означает их дихотомии[12].

В истории западноевропейской музыки были протяжённые периоды, когда модальный и тональный принципы лада проявлялись в равной мере. Отсутствие ярко выраженной гармонической тональности и ярко выраженной модальности в музыке эпохи Возрождения, и точно так же, как бы на новом витке спирали, в неомодальных сочинениях XX века (например, в музыке О. Мессиана и И. Стравинского) — свидетельствует, соответственно, не о «недоразвитости» и не о «разложении ладовой системы»[13], но лишь отражает исторически очередное состояние лада.

Понятие лада в западноевропейском музыкознании

Русскому музыкальному термину «лад» точно не соответствует ни один термин в западноевропейских учениях о музыке. В английском языке понятие лада передаётся, главным образом, двумя терминами: mode (ладовый звукоряд, также обобщённо — лад модального типа) и tonality (тональность, центральный по значению лад классико-романтической музыки). В немецком языке латинизм Modus закреплён за монодическими церковными тонами (см. также Григорианский хорал). Немецкое слово Tonart до XVIII века использовалось как перевод латинского modus (то есть монодический церковный тон), с XIX века слово Tonart означает «тональность» в смысле «абсолютного» высотного положения мажорного или минорного звукоряда (напр., в выражении «24 Tonarten», то есть 24 тональности). Нем. Tonalität и франц. tonalité (начиная с Кастиль-Блаза, возможно ещё раньше) означают то же, что англ. tonality.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и гипомиксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады (ладовые звукоряды) извлекались из единого звукоряда (см.: Полная система (музыка)), отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху вниз, а не снизу вверх), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия (этнонимы).

При том, что этос конкретных ладов (использовались термины ἁρμονία и τρόπος) описывался у древних греков непоследовательно и даже противоречиво, сам факт различения ладов по этическим и функциональным свойствам несомненен[14].

Лады в европейской музыке эпохи Средних веков

См. Церковные тоны.

Лад в традиционной музыке неевропейских музыкальных культур

Лады в традиционных культурах Востока, Африки, Америки представляют собой отдельную, герметичную и весьма дискуссионную область научных исследований. Основная проблема для изучения ладов (и гармонии вообще) во многих традиционных культурах — отсутствие письменных памятников и в связи с этим «вечный вопрос», насколько соответствует регистрируемая в наши дни практика исполнительства древнейшим историческим традициям. Сохранившиеся трактаты о ладах на древних языках (диалектах китайского и персидского, на санскрите, арабском и т. д.) переведены на европейские языки в очень незначительном количестве и не до конца осмыслены европейской музыкальной наукой. Серьёзным препятствием для изучения ладов в неевропейских культурах также является присущее им принципиальное иное, чем у европейцев, «синтетическое», недискретизированное представление музыки как единства логической структуры и способа её бытования. Так, например, макамом называют и (1) жанр, обладающий фиксированными социально-этическими признаками, и (2) принцип разработки/развития тематического материала в текстомузыкальной форме, и (3) собственно модально-монодический лад, во всей совокупности присущих ему категорий (звукоряд, объем ["амбитус"], мелодическая модель [формула] и т. д.) и функций (начальный тон, конечный тон-устой ["тоника", или «финалис»], вторая опора, тон повторения ["реперкусса", или «доминанта»] и т. д.).

В музыке монодических культур господствует модальный тип ладов, причем звукоряды традиционной монодии могут быть различного (не обязательно октавного) амбитуса. Родовую основу звукорядов наряду с диатоникой могут составлять пентатоника, гемиолика, миксодиатоника и микрохроматика.

Наиболее известные примеры неевропейских ладов (они же жанровые системы и нередко они же способы развёртывания музыкальной формы): в Индии (также и в других странах Южной Азии) ра́га, в Азербайджане муга́м, в Узбекистане и Таджикистане мако́м (и шашмако́м), у уйгуров и туркменов — мука́м. В странах арабского Востока (в том числе в Ираке) и в Турции распространён мака́м, в классическом Иране — да́стгях; в музыке индонезийского гамелана ладовыми звукорядами являются сле́ндро (или «сале́ндро») и пело́г.

Ладовые звукоряды в музыке XIX—XX веков

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад.

В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотоновой гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания.

Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания

  1. ↑ Риман Г. Музыкальный словарь / Под редакцией Ю. Энгеля. М.-Лейпциг, 1901. С. 723.
  2. ↑ Асафьев Б. В. М. И. Глинка. М.: 1947 (в переиздании 1978 — С. 196)
  3. ↑ Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М.: 1969. С. 24
  4. ↑ Тюлин Ю. Н. Краткий теоретический курс гармонии. М.: 1978. С. 10.
  5. ↑ Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: 1978. С. 48.
  6. ↑ Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: 1988. С. 28.
  7. ↑ Так, в 1978 году Т. С. Бершадская определяет лад как «звуковысотную систему соподчинения тонов, основанную на их логической (субординационной) дифференциации» (библиографическую ссылку см. выше), в 2005 году она же определяет лад как «свойство музыкальной интонации выявлять неоднозначность, дифференцированность составляющих её тонов не только по абсолютной высоте, но и по производимому ими психологическому эффекту — ощущению торможения или ожидания движения, что, в свою очередь, порождает в сознании их логическую дифференциацию» (Лекции по гармонии. Изд. 3-е, дополненное. СПб., 2005. с. 63), а в 2011 году лад ею же определяется как «звуковысотная система соподчинения ряда звукоэлементов (тонов, аккордов, соноров etc.), логически дифференцированных по степени и форме их тормозящей или движущей роли» (В ладах с гармонией, в гармонии с ладами. СПб., 2011, с. 53).
  8. ↑ «Лад в теории обычно демонстрируется в виде звукорядной таблички. Но реально лад — не только его „генетический код“, но и „живое существо“, облик которого тождествен всей структуре, даже всему тексту данного музыкального целого. Такой развернутый лад представляется в виде звуковой фигуры определенной формы во времени: она появляется, образует переплетение звуковых нитей-связей, растет в музыкальном пространстве, проходит круг развития и завершается» (Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. М., 2006, с. 365).
  9. ↑ Взаимоотношение понятий «глас» и «лад» в научных трудах рассмотрено в статье: Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерусской монодии // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика. М.: Московская гос. консерватория, 2011, с.344-359 (сб. Гимнология. Выпуск 6).
  10. ↑ О новомодальных структурах см., например, статьи Ю. Н. Холопова «Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана», «Модальная гармония: Модальность как тип гармонической структуры» и др.
  11. ↑ Гармония. Теоретический курс, с.29.
  12. ↑ В музыкальной науке прошлого превалировала точка зрения, объяснявшая вытеснение модальности тональностью в западноевропейской музыке как «историческую смену» ладовых принципов или как «переход» от одного принципа к другому. Эта научная позиция ныне считается анахронизмом.
  13. ↑ В советской музыкальной науке господствовала вульгарно-историческая концепция, согласно которой мажорно-минорная тональная система считалась апофеозом всемирной музыкальной истории, а все остальные возможные ладовые системы (одноголосные и многоголосные, культовые и светские и т. п.) — рассматривались по отношению к ней, причём суждения о других системах, отличающихся от мажора и минора, были одинаково пейоративными.
  14. ↑ Например, у Афинея: «Презрения заслуживают те, кто не видит различия в облике ладов, улавливая лишь более высокие или более низкие звуки <…> Лад должен иметь собственный нрав и чувство (δεῖ δὲ τὴν ἁρμονίαν εἶδος ἔχειν ἤθους ἢ πάθους)» (Deipnosoph. 14.625).

Литература

  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.
  • Холопов Ю. Н. К проблеме лада в русском теоретическом музыкознании // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону: РГК, 2005. С. 135—157; статья перепечатана в сб.: Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. М., 2008, с. 79-100.
  • Холопов Ю. Н. Лад // Большая российская энциклопедия. Т.16. М., 2010, сс.571-574.

Ссылки

dic.academic.ru

Лад | Classic-music.ru

Хорошее это славянское слово - лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито... Много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром лад - это согласие, мир, стройность, порядок.

Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке?

Оказывается, самое непосредственное.

Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте-ка нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало: никакой музыки не получится!

Однако слово лад - не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность.

Вспомните любую мелодию: песню, танец, отрывок из какого-нибудь инструментального сочинения. Если вы начнете ее напевать, то обнаружите, что в любом, произвольном месте остановиться нельзя. И не только потому, что, допустим, не «уложились» все слова или не закончилось движение танца. Нет: дело в том, что звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются ло-разному. Одни - как устойчивые. На них можно остановиться подольше, вообще закончить движение. На них композитор и заканчивает куплет песни, раздел или всю инструментальную пьесу. На других остановиться никак нельзя: они вызывают ощущение незавершенности и требуют движения дальше, к устойчивому, опорному звуку.

Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется ладом. Основной звук лада - самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоника. Аккорд из трех звуков, нижний из которых - тоника, - называется тоническим трезвучием.

Лады, то есть подобные объединения звуков, бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор. В основе мажора - тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу - большая терция (посмотрите, что написано о терции в рассказе «Интервал»), а над ней малая. Мажор получится, если вы, подойдя к роялю, нажмете последовательно все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до, расположенной октавой выше. Такое последовательное звучание нот в пределах октавы называется гаммой. То, что вы сыграли, гамма до мажор. Можно сыграть мажорную гамму от любого другого звука, только тогда в некоторых местах белую клавишу придется заменить черной. Ведь построение гамм подчинено определенной закономерности. Так во всех мажорных гаммах после двух взятых подряд тонов следует полутон, потом идут три тона подряд и снова полутон, В минорной гамме звуки чередуются иначе: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. При этом гамма всегда называется по ее первому звуку.

В чем разница между гаммой и тональностью? Гамма может быть восходящей и нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься вверх или спускаться. Но расположены они непременно последовательно, без скачков; они двигаются со ступеньки на ступеньку (запомним это сравнение - оно нам еще понадобится). А тональность... Предположим, вы поете песню на школьном уроке. Песня закончилась, и учительница говорит: «Хорошо, в ре мажоре у вас получилось (ре мажор - значит, самый устойчивый, основной звук песни - ре, а в аккомпанементе самый устойчивый аккорд, на котором песня закончилась, - ре-мажорное трезвучие). А теперь давайте попробуем спеть ее немного повыше». Дает «настройку»: несколько аккордов в ми мажоре, чтобы вы привыкли к звучанию, и вы запеваете песню в другой тональности. Мелодия та же самая, как будто ничего и не изменилось, но звучит песня на тон выше, чем раньше. И основной устойчивый звук песни - теперь не ре, а ми. И поэтому закончилось все ми-мажорным аккордом.

Значит, тональность это высота лада, высота, на которой он расположен. Иногда ее называют - ладотональность.

Название тональности получается, когда к определению лада прибавляют название его главного звука - тоники - до мажор, ми-бемоль мажор, соль минор, фа-диез минор... Вот и появилось у нас название еще одного лада - минор. Это тоже очень распространенный лад европейской музыки. В его основе минорное трезвучие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. Минор получится, если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля.

Звуки лада называются ступенями и нумеруются римскими цифрами по порядку снизу вверх: I, II, III, IV, V, VI, VII. Тоника - это I ступень.

Мажор и минор - самые известные, самые распространенные лады. Но существуют кроме них и многие другие. Они распространены в народной музыке, все чаще используются и в современной профессиональной музыке. Есть и лады искусственные, придуманные композиторами. Так, например, Михаил Иванович Глинка придумал целотонный лад. Он называется так потому, что между всеми звуками расстояние - целый тон. Звучит он странно, необычно. Глинка придумал его, чтобы передать состояние оцепенения, чего-то фантастического и безжизненного.

Многие лады, как и мажор и минор, состоят из семи ступеней, но бывают лады и из другого количества звуков. Так в целотонном - шесть ступеней. Есть целая группа ладов, называемых пентатонными (по-гречески pente - пять, tonos - тон) - это лады пятиступенные. Существуют и лады с другим количеством ступеней.

Л. В. Михеева

Ладить, быть в согласии, в добрых взаимоотношениях, во взаимодействии. Именно в таком смысле следует понимать этот музыкальный термин.

— Простите, а между кем эти добрые взаимоотношения?

— Между звуками музыки.

— Но ведь есть мажорный лад, минорный лад.

— И еще многие другие лады. Лад - это взаимоотношения между теми звуками, которые участвуют только в данном произведении. Если все эти звуки выстроить по линеечке - получится так называемый звукоряд лада. Вот отношения между тонами звукоряда и есть лад.

— А бывает так, что звукоряд один и тот же, а лады разные?

— Сколько угодно.

— Тогда в чем же дело?

— Как и в человеческом обществе, лад бывает тогда, когда один из его членов признается главным, является центром притяжения. Таким Центром в музыкальном ладу является тоника - самый устойчивый звук. От того, какой тон звукоряда является тоникой, зависит соотношение остальных тонов (структура лада).

— Но в человеческом обществе бывает более сложная субординация.

— Как ни странно, в музыкальном ладу тоже. Лады с одним устойчивым звуком - белее древние, так называемые мелодические (их еще называют средневековыми или церковными, поскольку они были теоретически осмыслены церковными музыкантами в эпоху средневековья). Но есть и более поздние и развитые лады - это как раз мажор и минор, в которых кроме тоники есть относительно устойчивые опорные звуки. Это более сложная структура, связанная уже с гармонией. Соответственно у каждого опорного тона есть свои близлежащие "подчиненные" - неустойчивые звуки.

— Не происходит ли при этом децентрализация, как теперь говорят?

— Нет, напротив. "Пирамида" лишь укрепляет власть центра.

— Когда же окончательно закрепились эти лады: мажор и минор?

— В эпоху феодального абсолютизма.

— А что, Великая французская революция как-нибудь ослабила власть тоники и других опорных звуков лада?

— Вот подобных вопросов я больше всего опасаюсь. Хотя нужно не опасаться, а отвечать на них. Но на этот вопрос нельзя ответить прямо, потому что социально-исторические процессы в обществе не находятся в прямой связи с историей общественного музыкального мышления. Как сказал Сергей Сергеевич Прокофьев со свойственным ему остроумием: "Никакая революция не свергнет вождя в фуге и не перевернет гармонического строя". Поясню, что вождь в фуге - главная тема, а гармонический строй - ладовая система. Это шутка, но в ней заключена истина. Эти слова были произнесены в 1924 году в ответ тем, кто пытался в первые годы революции сразу услышать результаты нового социального мышления в музыкальном.

Однако сейчас уже конец XX века и можно подвести некоторые итоги этой дискуссии.

Человек, композитор, в наиболее глубокой степени воспринявший идеи Просвещения и девиз французской революции 1789 года "Свобода, равенство, братство!" - это Людвиг ван Бетховен. Однако его музыкальный стиль демонстрирует предельную устойчивость мажоро-минорного мышления, власть тонической устойчивости. Но ведь конвент не отменял понятия власти, он лишь менял его.

И все же сдвиги в социальной психологии людей под влиянием этой революции свершились, только позже, в следующем поколении.

Композиторы-романтики были гораздо внутренне свободнее, индивидуалистичнее.

— Это сказалось как-нибудь на их ладовом мышлении?

— Да, и очень отчетливо. Мажоро-минор стал обогащаться так называемыми побочными устоями (большую роль стали играть трезвучия на III и VI ступенях), и старая система начала разрушаться изнутри. Чем дальше, тем больше. К началу XX века тональность (как конкретное выражение лада с главенством тоники) практически распалась. Появилась так называемая атональная музыка, что с точки зрения приверженцев мажоро- минора является полной анархией, катастрофой.

— Но именно так многими людьми и воспринимается современная серьезная музыка!

— А интересно, как бы воспринял какой-нибудь феодал- крепостник любое проявление демократии в современном цивилизованном обществе? Например, выборы президента? Боюсь, это было бы смертельным потрясением. От атональной музыки все-таки не умирают.

— Но современная демократия - это все-таки не анархия. А есть ли какой-нибудь аналог этому в музыке, в ее ладовой системе?

— В 1922 году венский композитор Арнольд Шёнберг открыл новый "метод сочинения музыки с двенадцатью соотнесенными лишь между собой звуками", или додекафонию, что по-гречески значит двенадцатизвучие.

— Извините, перебью: почему именно двенадцать звуков?

— Потому что октава делится на двенадцать полутонов (белые и черные клавиши на рояле). В других октавах они лишь повторяются. Двенадцать звуков - это максимальное количество в нашей темперированной музыкальной системе (о темперации сейчас не будем говорить). Так вот, суть додекафонии, которая еще называется двенадцатитоновой системой, заключается в том, что здесь нет устойчивых и неустойчивых звуков, а следовательно, не может быть и тоники. Все равны. И поскольку устойчивость может приобрестись каким-либо звуком (если он будет повторяться чаще других), то вводится строгий порядок: ни один звук не может повториться до тех пор, пока не прозвучат все остальные. Такое вот "равенство перед законом".

Несколько раньше (в 1913-15 годах) сформулировал, а в 1919-24 годах воплотил в своих музыкальных композициях примерно тот же принцип русский композитор Николай Александрович Рославец.

— Все эти даты очень красноречивы, так как совпадают с революционной эпохой.

— Это сейчас становится очевидным. Тогда это воспринималось скорее как кабинетные изыскания, крайне далекие от жизни и уж тем более от революционного духа.

— Какова же судьба этого метода? Победил ли он мажоро-минор?

— А вот победы одного над другим в современном общественном мышлении уже не может быть в принципе. Потому что в его основе - плюрализм. Всего: мнений, концепций, интересов, эстетических стилей, философских учений и т. д. Поэтому ладовое и доде- кафонное музыкальные мышления сосуществуют, причем не только у различных композиторов, но даже у одного и того же. И даже внутри одного произведения.

— А как же тут с мировоззрением? Или уж настолько все теперь беспринципны?

— Если продолжать строго соотносить музыкально-ладовый и социально-психологический типы мышления, то будем честны. Человек в современном демократическом обществе стал намного свободнее, но ощущения полной независимости от какой-либо власти практически ни у кого нет. Более того, на смену прямой зависимости от власти какого-либо господина или монарха пришла зависимость от мировой политики (не будет ли ядерной катастрофы?), зависимость от управляемости научно-техническим прогрессом (не будет ли экологической катастрофы?). Неустойчивость и зависимость человеческого индивидуума продолжает оставаться столь же сильной. Отсюда и усиление разного рода мистических и религиозных настроений. Так что лад еще рано отменять.

Ладовое мышление живо и по другой причине. Звукозапись продлила жизнь старой музыке. Она продолжает воздействовать на людей, формировать их ладовое мышление в старом духе. А поскольку оно привычнее, то большинство людей тяготеют именно к нему.

В 1687 году, то есть в эпоху укрепления абсолютистской власти и соответственно в эпоху окончательного формирования мажоро-минора, был написан главный труд И. Ньютона Математические начала натуральной философии, в котором сформулированы хорошо известные законы: закон инерции, закон пропорциональности приложенной к телу силы и вызванного действием силы ускорения тела, закон равенства действия и противодействия и, наконец, закон всемирного тяготения.

— Закон всемирного тяготения - это прямо перекликается с тяготением к тонике как к абсолютному центру лада.

— Да. И Математические начала натуральной философии Ньютона еще двести лет служили отправным пунктом всех работ по механике.

— До того, как произошла революция в научном мировоззрениии с появлением общей теории относительности А. Эйнштейна, сформулированной им окончательно в 1916 году?

— Да, и, конечно, не только в научном, но и в общем мировоззрении человечества. Как и революционные процессы, это не могло не повлиять на создателей додекафонии. Так что начало XX века изменилосразу очень многое. Хотя при этом Ньютоновы законы не перестали действовать, зависимость одних людей от других не исчезла с лица земли, а ладовое мышление человечества по-прежнему живет в его песнях.

М. Г. Рыцарева

www.classic-music.ru