Чтение 1 класс, На, что клад , когда в семье лад. Лад клад


Занятие "Не нужен и клад, если в семье лад"

Разделы: Внеклассная работа

Цели:

  • закреплять у воспитанников правильное представление о полноценной семье, побуждать к проектированию своих будущих семей;
  • развивать умение выражать свои мысли, рассуждать, используя правильные грамматические формы в предложении;
  • воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы на основе уточнения эмоциональных представлений.

Материал:

модель лодки, таблицы “Образ идеального мужчины и женщины”, кроссворд, карточки с ситуациями, бумажные силуэты чашек с пословицами, кресло, платок, магнитофон, аудиозаписи.

Ход урока

Организационный момент.

1.Упражнение “Азбука комплиментов”

Предлагается каждому игроку назвать одно качество человека, сидящего справа, на первую букву имени. Например: Валя – веселая, Рома – робкий, Лена – ласковая, Сережа – смелый и т.д.

Вступительная часть.

1.Инсценирование отрывка из русской народной сказки “Царевна-лягушка”.

Вопросы:

- Что заставило братьев выйти в чистое поле?

- Как братья выбирали себе жен?

- Выбор всех ли братьев был удачным и почему?

Воспитатель. А он и не мог быть другим. Так легкомысленно выбирать себе спутника жизни могут только литературные герои. А в жизни к вопросу женитьбы и замужества нужно подходить очень серьезно. Но к сказке мы обратились не случайно. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. И я надеюсь, что сегодня вы извлечете хороший урок из нашего серьезного разговора. А разговор у нас пойдет, как вы уже догадались о семье.

Вопросы:

- Что такое семья?

- Для чего люди создают семью?

- Какие условия необходимы для создания семьи?

Воспитатель. Семейную жизнь можно сравнить с путешествием. Семья начинается, когда двое садятся в семейную лодку (демонстрация лодки). Но доплывут ли они до цели, которая называется семейным счастьем, - это большой вопрос. Ведь именно в этой лодке семейным людям суждено встретить все превратности плавания по морю жизни. Какие испытания уготованы плывущим? Чего им надо опасаться и о чем заранее побеспокоиться?

Прежде всего, нужно побеспокоиться о том, чтобы рядом с вами в семейной лодке не оказался случайный человек.

Вопрос:

- Что для этого нужно?

Какого человека вы возьмете в свою семейную лодку. У каждого есть свое представление об этом спутнике. Давайте сейчас попробуем создать собирательный образ идеального партнера.

Основная часть.

1. Составление образа идеального спутника.

Мальчики создают образ идеальной женщины, девочки – мужчины. Для удобства в работе предлагаю вам карточки:

- Качества личности;

- Черты характера;

- Умения необходимые для выполнения семейных ролей;

- Интересы и увлечения;

- Предпочитаемые профессии.

После выполнения задания идет обсуждение.

Воспитатель. Ребята, принимая решение создать семью, человек должен хорошо понимать, что жизнь его коренным образом изменится. Придется менять одни привычки на другие, учиться объединять свое Я в МЫ, преобразовывать МОЁ в НАШЕ. И когда это удается, говорят “У них счастливая семья”.

Вопросы:

- Ребята, а что в вашем понимании СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ?

- Семья, которой нет детей, может быть счастливой?

- Есть в семье он и она, есть дети, есть одна крыша над головой, одна фамилия, документ о родстве. А домой идти не хочется, идешь туда, где тебя больше ждут и понимают. Что это - семья?

Воспитатель. Семья – это, прежде всего внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть. В такой семье и друзьям и родственникам тепло и уютно.

2. Решение кроссворда “Родственники”.

Мать мужа? (свекровь)

Отец мужа? (свекор)

Мать жены? (тёща)

Отец жены? (тесть)

Жена сына? (сноха)

Муж дочери? (зять)

Брат жены? (шурин)

Сестра мужа? (золовка)

Вопросы:

- Что может помешать семейному счастью?

- Что может стать причиной конфликтов?

- Как научиться бесконфликтному общению?

3. Поиск правильного выхода из проблемной ситуации.

Воспитатель. Сейчас вы попробуете найти правильный выход из предложенных ситуаций. Если это необходимо, принять компромиссное решение. Работа проводится в парах МАЛЬЧИК-ДЕВОЧКА. Обыграйте ситуацию как в театре.

Ситуация 1. Супруги смотрят телевизор. Жена хочет смотреть “Танцы со звездами”, а муж – боевик.

Ситуация 2. На 8 Марта муж подарил жене дорогие духи, а ей очень хотелось получить новую сумочку.

Ситуация 3. В воскресенье супруги планировали пойти на концерт. На работе сослуживцы предложили мужу поехать на рыбалку, о которой он давно мечтал.

Ситуация 4. Жена посылает мужа на рынок за картофелем для приготовления обеда. Муж увлеченно смотрит футбол.

Ситуация 5. Муж пришел с выставки, и увлеченно рассказывает жене о том, что его работы признаны лучшими. Жена не обращая внимания на него, продолжает пылесосить ковер.

Воспитатель. Молодцы! Сегодня вы успешно нашли выход из предложенных ситуаций.

Жизнь в семье требует от человека душевности, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, чувствовать его душевное состояние, жить его интересами, радостями, заботами. Трудно удержаться в семейной лодке, если ей управляет только один человек. Ей не выстоять в шторм и не вынести бурю. И тогда семьи уже нет. У поэта Владимира Маяковского есть такое выражение: “Семейная лодка разбилась о быт” т.е. не вынесла трудностей семейной жизни. А в народе говорят “Разбитую чашку не склеишь” это когда не возможно вернуть хорошие прежние отношения между людьми. У нас сегодня то же есть разбитые чашки. И от вас зависит, сумеете ли вы их склеить.

4.Упражнение “Разбитая чашка”.

Описание: бумажный силуэт чашки с написанной пословицей, разрезан на две половинки. Соединить их не составляет труда, но склеенной чашка считается лишь в том случае, если вторая половина пословицы подобрана, верно. После выполнения упражнения идет толкование смысла пословицы.

  • Выбирай себе жену не в хороводе, а в огороде.
  • Кто без присмотра в колыбели, тот весь век не при деле.
  • Муж без жены, что гусь без воды.
  • Добрая жена хозяйству научает, а злая от дома отлучает.
  • Ворота строятся на двух столбах, а дом на двух головах.
  • Муж голова, жена душа.

Воспитатель. Молодцы. Вы все сделали правильно, мудрые пословицы запомните, и следуйте им в жизни.

А сейчас я вам предлагаю путешествие на волшебном кресле в ваше будущее.

Заключительная часть.

Упражнение “Путешествие в будущее”

Описание: воспитанник садится в кресло, ему завязывают глаза платком, звучит короткий музыкальный отрывок и по его окончанию воспитатель сообщает, в каком году оказался участник игры. Рассказывать о себе воспитаннику помогают вопросы, которые задают дети. Заканчивается путешествие по команде: “1,2,3,4,5 возвращайся к нам опять”.

Рефлексия по поводу путешествия.

- Какие чувства испытываешь, когда сидишь в кресле?

- Что понравилось?

- Что было представить легко, а что трудно?

- Где было комфортнее находиться, в кресле или рядом с ребятами?

Итог.

Воспитатель. Наш разговор подошел к концу. И хочется верить, что он состоялся не зря. Нам предстоит совершить еще много путешествий в семейной лодке по реке жизни, и узнать все то чего мы с вами еще не узнали. Спасибо за работу.

Литература.

  1. Научно-методический журнал “Классный руководитель” №3, 2005 год.
  2. Трошихина Е.Г. “Тренинг развития жизненных целей”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час «Не надобен и клад, коли в семье лад»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

города Исилькуля Омской области

Игра-путешествие «Не надобен и клад, коли в семье лад».

подготовила

учитель начальных классов

Шевченко Людмила Владимировна

г. Исилькуль

2012

«Не надобен и клад, коли в семье лад».

Форма проведения: Игра-путешествие по семейным островкам.

Цель: формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Задачи классного часа:

1. Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека.

2. Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье.

3. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.

4. Укреплять привязанность к членам своей семьи.

5. Сформировать представление о важности каждого члена семьи.

6. Научить детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи.

7. Развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться в обществе.

Оформление класса:

Плакаты с пословицами и поговорками: «В семье и каша гуще», « Не надобен и клад, коли в семье лад», «Всякой матери своё дитя мило», «Семья в куче – не страшна и туча».

Оборудование и материалы:

  • музыкальный центр;

  • пословицы - названия станций;

  • маркеры;

  • карта, на которой изображено местоположение клада

  • Ход мероприятия.

Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный урок.

Звучит песня "Маленькая страна".

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе было написано 100 раз слово «понимание»!

До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.

Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

- Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие на огромном корабле.

Нам предстоит сегодня бороздить океаны и моря, чтобы побывать на различных островах в поисках "семейных сокровищ".

Посмотрите на карту! Сколько здесь островков! И каждый островок - это тайна, которую мы сегодня во время нашего путешествия должны раскрыть. На каждом островке нас ждут интересные встречи, рассказы и конечно же сюрпризы.

Пусть вам откроется чудесная картина:

Набрав ветра в тугие паруса,

Плывет по курсу наша бригантина,

Чтоб находить на свете чудеса.

Остров «Нежности»

-Кто в вашей семье самый нежный и самый ласковый?

- На этом острове мы должны подобрать как можно больше слов описывающих ваших самых добрых и самых нежных мам.

-Возьмите маркеры и посовещавшись напишите все слова, которыми вы опишите своих мам.

Звучит «Песенка мамонтенка»

Остров «Мужества»

Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредоточивались в руках одного человека – отца. Подчинение ему было беспрекословным и полным.

-Возьмите маркеры и посовещавшись напишите все слова, которыми вы опишите своих пап.

Стихотворение "Отцовские руки".

Отцовские руки, отцовские руки.

Они никогда не страдают от скуки.

Им в день выходной не бывает покоя.

Знакомо тяжёлое им и большое.

Рабочие руки в мозолях, бугристые.

Рабочие и ослепительно чистые.

Всё делают так хорошо и умело:

Как в поговорке в них спорится дело!

Отца в русских народных сказках называли "батюшкой" и "солнышком" Он сильный, надежный, мужественный. Он - глава семьи, поэтому он - добытчик и кормилец. Многие мальчики хотят быть похожими на своего отца, стараются брать с него пример.

Мы подплываем к острову «Мудрости»

-Кто в семье самый мудрый?

У мамы - работа,

У папы - работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома - всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

"Да ты не спеши!

Ну что там стряслось у тебя,

расскажи?"

Я говорю, а бабушка

не перебивает.

По крупинкам гречку

сидит перебирает...

Нам хорошо вот так вдвоем,

и дом без бабушки - не дом.

Теперь пришло время продемонстрировать вам свою мудрость. Вы должны будите соединить начало пословицы с ее концом.

Пословицы:

- Дом без хозяйки … а дома лучше (сиротка)

- Дом вести … когда в семье лад (не бородой трясти)

- В гостях хорошо … тем и рады (а дома лучше)

- Не нужен клад … не бородой трясти (когда в семье лад)

- Чем богаты … сиротка (тем и рады)

- Когда семья вместе … не страшны и тучи (так и душа на месте)

- Один в поле … когда в семье лад (не воин)

- Семья в куче… так и душа на месте (не страшны и тучи)

- Дома и стены … моя крепость (помогают)

- Мой дом … не воин (моя крепость).

Отправляемся на остров «Творчества»

Жители острова приготовили для вас творческое задание:

Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.

____________________________дом

__________________________живем

_______________________________я

___________________________семья

Приближаемся к концу путешествия, к острову «Семейных ценностей»

Но мы не будем здесь искать клад, мы оставим свой клад. В наш сундучок сложим все слова, которые описывают качества семьи. Какой должна быть семья? На каждой монетке написано по одному самому важному качеству и положите с сундучок те, которые должны быть в каждой семье.

Что является сокровищем семьи? Что является главным в семье?

(Озвучивание надписей)

Мне вспомнилась сказка. Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у Вас не очень сладкий. Вот Вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.

В семейной жизни всем желаем счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Всем нам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в наших семьях всегда!

- Вот и закончился наш урок . Каждый из вас сегодня узнал много интересного о своей семье и будет всегда помнить о том, что семья - это самое главное в жизни человека. Ее надо беречь, дорожить ее традициями и обычаями, любить своих родителей, уважать старших.

Список литературы:

  1. Лобачёва, С.И. Календарь школьных праздников [Текст] /С.И.Лобачёва – М.: 5 за знания, 2009. 15с.

  2. Все сценарии / Веселая экономика. Викторина [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://vsescenarii.org.ua/veselaya-ekonomika-viktorina.html – Загл. с экрана.

  3. Поздравления и сценарии [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://tost-pozdravlenie.narod.ru/scenary/23f_10.shtml.htm – Загл. с экрана.

Остров «Нежности»

Остров «Мужества»

Остров «Творчества»

Остров «Мудрости»

Остров «Семейных

ценностей»

ДОБРОТА ПОНИМАНИЕ

ЛЮБОВЬ НЕЖНОСТЬ

ЗЛОСТЬ ГРУБОСТЬ

ПОМОЩЬ СМЕЛОСТЬ

ЗАЩИТА НЕНАВИСТЬ

РАДУШИЕ ДОБРОТА

____________________________дом

__________________________живем

_______________________________я

___________________________семья

----------------------------------------------------------------------------------------------

____________________________дом

__________________________живем

_______________________________я

___________________________семья

____________________________дом

__________________________живем

_______________________________я

___________________________семья

____________________________дом

__________________________живем

_______________________________я

___________________________семья

- Дом без хозяйки … а дома лучше (сиротка)

- Дом вести … когда в семье лад (не бородой трясти)

- В гостях хорошо … тем и рады (а дома лучше)

- Не нужен клад … не бородой трясти

- Чем богаты … сиротка

- Когда семья вместе … не страшны и тучи

- Один в поле … когда в семье лад

- Семья в куче… так и душа на месте

- Дома и стены … моя крепость

- Мой дом … не воин

- Не нужен клад … не бородой трясти

- Чем богаты … сиротка

- Когда семья вместе … не страшны и тучи

- Один в поле … когда в семье лад

- Семья в куче… так и душа на месте

- Дома и стены … моя крепость

- Мой дом … не воин

- Не нужен клад … не бородой трясти

- Чем богаты … сиротка

- Когда семья вместе … не страшны и тучи

- Один в поле … когда в семье лад

- Семья в куче… так и душа на месте

- Дома и стены … моя крепость

- Мой дом … не воин

- Не нужен клад … не бородой трясти

- Чем богаты … сиротка

- Когда семья вместе … не страшны и тучи

- Один в поле … когда в семье лад

- Семья в куче… так и душа на месте

- Дома и стены … моя крепость

- Мой дом … не воин

«В семье и каша гуще»

«Семья в куче – не страшна и туча».

« Не надобен и клад, коли в семье лад»

doc4web.ru

Классный час на тему «Не нужен и клад, коли в семье лад»

Кл.час «Не нужен и клад, коли в семье лад»

Никитина С.В., учитель нач. классов

МКОУ СОШ№3, г. Шумиха Курганская обл.

Цель: Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению

Слайд 1 ( летний пейзаж )

  1. Создание психологического комфорта Слаид 2 (солнышко)

Разминка «Доброе утро».

Доброе утро!

Улыбнись скорее! Разотрем ладошки

И сегодня весь день Сильнее, сильнее!

Будет веселее. А теперь похлопаем

Мы погладим лобик. Смелее, смелее!

Носик Ушки мы теперь потрем

И щечки. И здоровье сбережем.

Будем мы красивыми, Улыбнемся снова,

Как в саду цветочки! Будьте все здоровы!

  1. Обсуждение темы занятия

  • Тема нашего занятия зашифровано на слайде. Попробуйте догадаться, какое слово здесь зашифровано. Слайд 3 (peбус)

7 я ( семья)

  • Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? Слайд4 (слово -семья)

  • Слово «Семья» очень созвучно со словом «семя». Маленькое семечко, которое с большой с любовью посажено в землю, даёт крепкий росток. Затем на нём появляются сначала нежные и красивые цветы, а дальше и добрые плоды.

  • Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью растить: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет и появляются дети. Как первые цветочки- сынки и дочки. У родителей начинается главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. И для этого папы и мамы не жалеют ни сил, ни времени.

Слайд 5 (рисунок семьи)

  • Я вам предлагаю вам подумать и сказать одним словом «Какая ваша семья?

  • Большая семья: - маленькая

  • дружная семья; - трудолюбивая

  • заботливая семья; - хорошая

  • хорошая семья; - строгая

  • добрая семья; - здоровая

  • весёлая семья; - крепкая

  • спортивная семья... -счастливая

  • Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать.../

ИГРА В сундучок будем собирать добрые дела, которые вы выполняете дома.

Называют добрые дела, которые они выполняют и кладут сердечко в сундучок: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

  1. Работа над пословицей.

- Народ сложил много пословиц и поговорок о семье. Вот одна из них. Слайд 6(послов.)

Не нужен и клад, когда в семье лад.

ВЫВОД: Если в семье есть лад, любовь, то и деньги не самое главное, в конце концов их можно всегда заработать. А вот если нет любви, нет согласия, то никакой клад, ни какие деньги уже не помогут. Когда дом наполнен улыбками, пониманием, в нём уютно и тепло всем.

4 . Ромашка-символ семьи. Слайд 7 (фото ромашки)

  • Символом семьи считается ромашка.

  • Что такое символ?

  • Почему выбрали ромашку?

  • Ромашка - самый известный и самый распространенный цветок в России. День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору – 8июля. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви.

  • А что же является главным в дружной семье, что может сделать их крепче, счастливее? Давайте вместе составим ромашку семейного счастья

Дети читают сти хи и составляют ромашку счастья

  1. Главное в семье - любовь.

Она ведь все прощает.

Не будет горя и забот у тех,

Кто о любви этой знает. лепесток –любовь

  1. Что важное в семье - забота.

Забота обо всех вокруг.

И принимаем мы заботу

Из маминых из добрых рук лепесток-забота

  1. Нелегко порой бывает в этой жизни.

Проблемы всех достают

Но важное в семье - терпенье

Благодаря ему и беды все уйдут лепесток – терпенье

  1. И крепче будет та семья,

Где есть немного уваженья

И горе будет мимо проходить

И вместе будем жить без сожаленья лепесток - уважение

4 Чистота везде и во всем

Не только в доме, но и в чувствах

И эту чистоту мы сбережем

Чтоб не закончились счастливые минуты лепесток - чистота

  1. В семье, как на войне,

Здесь долг важней всего

Не забывай о тех, кто рядом:

Ответственность главней всего лепесток- ответственность

5Чтение и обсуждение Слайд 8( иллюстр. к рассказу )

“Печенье" В. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.

Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Миша смерил глазами кучки:

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...

- Какое настроение было у всех вначале? ( Веселое.)

- Почему у мамы и бабушки изменилось настроение?

- О чем думали бабушка и мама? (О том, что их дети эгоисты.)

- А кто из ребят все-таки чуть-чуть понял, что поступил неправильно? (Миша)

- Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения.)

- А в вашей жизни были такие ситуации, когда вы не думали о своих родителях?

- Вам было стыдно за свои поступки?

- Умеете ли вы вовремя исправиться? Или своевременно попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели?

б.Творческая работа Слайд 9( фото поделки)

- Я предлагаю вам изготовить вот такую ромашку.

Слайд 10

Приклеивание полосок на круг

Слайд 11

Лепестки ромашки.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовыо,

И провожают в путь с добром!

Слайд 12

Закончить наше занятие я предлагаю песней «Взрослые и дети»

infourok.ru

Чтение 1 класс, На, что клад , когда в семье лад.

Открытый урок по литературному чтению 1 класс на тему:

«На что клад, когда в семье лад» УМК «Перспектива»

Дата 29.01.2016

Цель урока: Познакомить учащихся с рассказами Л.Н. Толстого и научить находить главную мысль в тексте.

Тип урока – комбинированный

Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ: обеспечить понимание содержания произведений Л.Н.Толстого;

ЛИЧНОСТНЫЕ: оценивать простые ситуации с позиции норм поведения;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – развивать умение делать выводы, обобщать;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ - организовывать самостоятельную деятельность.

КОММУНИКАТИВНЫЕ - способствовать развитию сотрудничества, верной самооценке.

Оборудование: проектор, компьютер, музыкальный отрывок, картинки, учебник «Азбука» 1 кл., 2 ч., под ред. Климановой.

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент). 2 мин

1 СЛАЙД

Разминка «Доброе утро».

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

Наш девиз «Ни минуты не терять, стремимся знанья получать»

2.Актуализация знаний.-6 мин

2 СЛАЙД

-Чтение слоговой таблицы. - Молодцы! ( Вместе слога 3-4, по одному 3-4 человека, по рядам 3-4 слога)

3 СЛАЙД

- Ребята, мы отправляемся в путешествие на корабле. Нам предстоит сегодня бороздить океаны и моря, чтобы побывать на различных островах в поисках " сокровищ".

И каждый островок - это тайна, которую мы сегодня во время нашего путешествия должны раскрыть. На каждом островке нас ждут интересные задания.

-И так, готовы в отправиться в путешествие? (ДА)

И первый остров «Остров Узнавайка»

4 СЛАЙД

-Ребята, соотнесите произведения с иллюстрацией.

Светофор С.Маршак

«Слово - это знак» М. Пляцковский.

Мама и Митя – Л.Н.Толстой.

- Как учили читать Г.Сапгир.

-Какая картинка подходит под это название?

(2 иллюстрации, 1 название)

- Ребята, почему получились разные ответы? (разные ответы)

- Раз получились разные ответы, значит возникла? (Проблема).

- Мы знакомы с этим произведением? (нет)

3. Постановка учебной задачи. 4 мин

Какую цель, тогда мы поставим сегодня на уроке?

5 СЛАЙД

Цель: Познакомится с произведением Л.Н.Толстого.

-А теперь, чтобы узнать тему нашего урока, давайте посмотрим мультфильм

СЛАЙД 6 Мультфильм

- О чем этот мультфильм (о маме, папе….о семье.).

- Правильно, о семье. 

- Ребята, когда семья дружная? (ладит, не сорится, помогают друг другу)

- Хорошо, а ребята, что важнее найти клад или когда в семье в  доме  царит  взаимопонимание, доверие, тепло  и  уют? (Когда, понимание, Уют, доверие)

- Молодцы, вот это  и есть настоящее  счастье!

И тема нашего урока:

7 СЛАЙД. На что клад, когда в семье лад.

- Как вы понимаете слово лад? (согласие)

- Молодцы! Вот мы и разгадали первую тайну нашего путешествия (Слиток1.)

- 8 СЛАЙД. А мы отправляемся на Остров «Открытий»

4. «Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)». 12 мин

Открываем учебники на стр. 66-67, и давайте познакомимся с новым произведением.

Работа с учебником

Чтение вслух хорошо читающими учениками.

Проверка первичного восприятия

- Назовите героев произведения.(Мама и Митька)

- Куда ходил Митька? (В лес по грибы)

-Что с ним произошло? (он потерял их)

Повторное чтение с анализом.

Теперь прочитаем еще раз жужжащим способом.

Для того, чтобы в парах ответить на вопросы.

Выполните в парах задания на листочках. Вызвать к доске 3 пары, один- читает вопрос, второй-ответ.

- Чья пара сделает задание, должна поднять руки к верху.

- Остальные если согласны с ответом то рядом ставят плюсик.

  1. Почему плачет Митька?

А) его укусила пчела;

Б) он потерялся;

В) его грибы унесли

  1. Какие слова сказала мама?

А) Давай поищем вместе грибы!

Б) Наши лепёшки съели кошки!

В) Какой ты рассеянный!

  1. Где сложил грибы Митька?

А) В лесу

Б) На поляне

В) Дома

- Поднимите руки у кого 3 плюсика.

- Мы прочитали рассказ и давайте вернемся к теме нашего урока.

9 СЛАЙД

- Ребята, теперь мы с вами можем сказать, какая картинка (1или 2 подходит к этому названию)?

- Молодцы справились с заданием, получаем слиток 2.

Физкультминутка (танцевальные движения)

-А мы продолжаем с вами путешествие и очутились на острове ««Правды»

-Продолжаем работу, прочитайте следующий рассказ в парах и ответьте на вопрос:

Слайд 10

- Когда вы испугались за мальчика? Почему?

Отвечают дети

- Как бы ты поступил на его месте?

Отвечают дети

- Чему отец научил своего сына?

Отвечают дети

-Хорошо, а теперь вам предстоит выполнить задания в группах (5 групп)

- - Ребята, вам необходимо составить последовательность событий по картинкам и подготовить пересказ, но для начала, давай прочитаем по цепочке.

.

  1. 2. 3. 4.

- Самопроверка. 3 группа проверяет, оценивает.

1,2,4,5 группы - По одному человеку из группа выступают.

- Молодцы!

Микроитог. Ребята, что нужно говорить, чтобы в семье был лад? (нужно говорить всегда правду)

- Молодцы, вот и заслужили ещё один слиток 3,4

Физкультминутка (танцевальные движения под мелодию «Зарядка»)

  1. Первичное закрепление. -7 мин

- И следующий остров «Мудрости»

- На карточках даны иллюстрации, Вам необходимо закрасить кружок зелённым цветом, с той картинкой, где говорится, что в семье дороже всего.

-Давайте проверим и прочитаем собранное богатство, что является важным, чтобы в семье был лад.

ВЫВОД: Переворачиваю слитки, и на каждом написано, главные ценности семьи.

И Последний остров в нашем путешествии «Остров оценки)

Рефлексия деятельности (итог урока) 5 мин

-Ребята, какая у нас была цель?

- Мы её выполнили?

-Что мы выяснили? (Что семья…)

Если в семье есть лад, любовь, то и деньги не самое главное, в конце концов их можно всегда заработать. А вот если нет любви, нет согласия, то никакой клад, ни какие деньги уже не помогут. Когда дом наполнен улыбками, пониманием, в нём уютно и тепло всем.

«Ссоры и драки» «Уют и тепло» «Обиды»

«Счастье» «Любовь»

infourok.ru

Где лад, там и клад — Интернет-журнал «Лицей»

В Национальном музее Карелии открылась выставка «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии».

Известный собиратель XIX века И. Забылин, составитель сборника 1880 года «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», сравнивал обряды с народной  пьесой. Что же касается свадьбы, то он писал: «Эта народная пьеса ежедневно повторяемая, вообще интересна, так как нигде она не характеризуется лучше всего, как на свадьбах: здесь вы видите и слышите жизнь и веселье, умилительные и трогающие душу черты из народного быта и те религиозные обычаи, с которыми слиты все эти обряды. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым».

У любого народа свадьба олицетворяла начало нового этапа в жизни человека —  все равно мужчины или женщины.  Хотя свадьбы отнюдь не всегда были праздниками, часто они превращались в подлинные драмы.  Но в большинстве случаев свадебные пьесы доигрывались до конца. А какое фольклорное богатство оставили нам записи свадебных песен и причитаний!

У выставки, которая открылась в Национальном музее Карелии и будет работать до 15 октября,  можно сказать, название с  подтекстом: «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии». Тема свадьбы была выбрана неслучайно, подчеркнул директор Национального музея Михаил Гольденберг, предваряя знакомство с выставкой гостей вернисажа: «Мы утратили что-то важное в эпоху глобализации».

Впрочем, согласитесь, сегодня нереально ратовать за возрождение старинных народных обрядов. Разорвалась связь времен.  И произошло это еще в начале ХХ века,  когда сложный свадебный обряд заменили на регистрацию в сельском совете или посещение загса.

Полностью свадебный обряд можно увидеть и услышать сегодня только в исполнении фольклорно-этнографических коллективов, да и то далеко не каждого. Нынешние времена не способствуют рождению новых талантов, таких как Ирина Андреевна Федосова, которую, как вспоминала она сама, звали вести свадьбы еще в подростковом возрасте. Нынче это была бы уже не народная пьеса, а спектакль, сыгранный очень слабой неподготовленной  труппой.  Хотя в последнее время и стало модным при проведении свадеб использовать какие-то, чаще просто внешние элементы старинных обрядов, прежде всего костюмов.

Речь идет, конечно же, о другом.  Музей взял на себя задачу языком исторических документов и подлинных предметов рассказать, что старинные обряды не были самоцелью, они  подчеркивали важность и значение в жизни молодых людей нового этапа их судеб, неважно, счастье их ожидает на этом пути или горе. И не только в народе: сохранились, например, росписи» свадебных обрядов русских царей. Осознать это  должны были не только родители и родственники, но прежде всего главные герои действа – жених и невеста.

На вернисаже выступил молодой этноколлектив «Каяхуш» под руководством Яны Лорви и Александры Соловьевой. Его участники показали фрагменты молодежных посиделок XIX века, реконструкцию обряда расплетения девичьей косы

К будущей свадьбе молодых людей подводили уже с детства, и в первую очередь девочек. Сначала мамы, а потом к ним присоединялись и подрастающие дочери. Вместе они готовили приданое: девочек с детства учили прясть, ткать, вышивать,  готовить, работать по дому и вести хозяйство. Многим, если не было уже в живых свекрови, приходилось вести хозяйство с первых дней замужней жизни.  И они должны были быть готовы к этому, как и их будущие мужья.

Выставка не очень большая, но исключительно насыщенная, яркая.  И еще одна особенность: экспозиция называется  «… Свадебная обрядность Карелии».  И это несмотря на то что на территории Олонецкой губернии жили карелы, вепсы, русские, и у каждого народа свои традиции, язык, обычаи. Но  экспозиция не поделена на подразделы.  Ее авторы постарались показать в первую очередь не особенности свадебного обряда у разных народов, но  то, что присутствует  у каждого, что ценится каждым народом, что уважают они и берегут из поколения в поколение.

В фондах Национального музея хранятся уникальные вещи —  свидетели свадебных обрядов конца XIX – начала XX века.  Наряду с цветастыми сарафанами, прялками, расшитыми полотенцами — подлинными шедеврами  народного искусства, на выставке можно увидеть уникальную коллекцию сватальных посохов колдунов, магические обереги, венчальные венцы и многое другое.

Ларец с украшениями невестыОдна из коллекций прялокКоллекция сватальных посохов колдунов

Главные действующие лица выставки – жених и невеста, колдун-сват, причитальщица и девушки на выданье.

– Поскольку люди были очень суеверны, нам хотелось показать значение магических ритуалов для людей того времени, когда самый простой предмет приобретал сакральную функцию. Например, топор или кнут в руках колдуна-свата становился инструментом от сглаза и порчи, – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник  музея Татьяна Бердашева.

Колдун патьвашка совершает обряд защиты молодых от «порчи». Дер. Ювалакша, Беломорская Карелия, 1894 г. Фото И.К. Инха

Полноправным партнером музея стал Национальный архив Карелии, предоставивший уникальные фотографии, сделанные в 30-х годах ХХ века известным карельским ученым и писателем Александром Линевским. Дизайнеры экспозиции  – участники команды Артнаволока  под руководством Егора Пермякова.

Как всегда,  в рамках  выставки  музей приглашает  на интерактивную программу «Где лад, там и клад». Можно будет не только познакомиться с выставкой, но и пройти традиционные испытания для жениха и невесты, загадать желание на семейное счастье, сфотографироваться в традиционных народных свадебных нарядах.

А закончить рассказ о новой выставке мне хочется словами  замечательного русского писателя Василия Белова, знатока и защитника  народной культуры Русского Севера: «Свадьба – самый яркий пример драматизированного обряда, одна из главных картин великой жизненной драмы, той драмы, длина которой равна человеческой жизни…».

 

 

Фото пресс-службы Национального музея РК и автора

 

 

Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже:

Похожее

gazeta-licey.ru