1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Памяти Л. Р. Цесюлевича. Лада цесюлевич


Памяти Л. Р. Цесюлевича | Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА, г. Барнаул):

Памяти Леопольда Романовича Цесюлевича

24 июня 2017 года ушел из жизни заслуженный художник России Леопольд Романович Цесюлевич, посвятивший свою жизнь прекрасному миру ЖИВОПИСИ: годы труда, наполненные достижениями, прозрениями и художническими открытиями, принесли богатые плоды. Творчество Леопольда Романовича – уникальное явление художественной жизни не только Алтайского края, но и всей России.

Он стоял у истоков нашего музея и внес неоценимый вклад в формирование музейного собрания. Благодаря его неустанной просветительской деятельности пополнялся и развивался личный фонд семьи Рерихов в ГМИЛИКА. Именно Леопольд Романович навсегда связал два имени: Рерих и Алтай. Блестящий лектор, исследователь, человек энциклопедических знаний, олицетворение мудрости и доброты – Леопольд Романович всегда был желанным гостем в музее и несть числа культурных акций, в которых он принимал самое деятельное участие. Музей гордится тем, что хранит в фондах и демонстрирует своим посетителям неповторимые живописные работы Л.Р. Цесюлевича. Кажется, совсем недавно мы вместе готовили к печати, а затем радовались выходу новой книги Леопольда Романовича «Понятие о культуре и история создания коллекции экспонатов по творческому наследию семьи Рерихов»…

В нашей памяти Леопольд Романович навсегда останется человеком, устремленным к красоте и гармонии, к познанию истины; человеком, в котором всегда жило высокое и благородного чувство любви к Алтаю, зародившееся в душе художника в молодости после судьбоносной встречи с Юрием Николаевичем Рерихом…

Директор музея И.А. Коротков

Коллектив Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), г. Барнаул

 

24 июня в Барнауле на 80 году жизни ушёл Леопольд Романович Цесюлевич. Многие годы художник тесно и плодотворно сотрудничал с Сибирским Рериховским Обществом. Сотрудничество это переросло в крепкую дружбу.

Преданный последователь семьи Рерихов, он в наши дни оставался одним из немногих, кто встречался с Юрием Николаевичем Рерихом в годы его жизни в Москве. Леопольд Романович щедро делился воспоминаниями о старшем сыне Рерихов, стремясь передать впечатления тех драгоценных минут непосредственного общения. Именно по завету Юрия Николаевича, будучи ещё совсем молодым художником, Леопольд Цесюлевич оставил родную Прибалтику и уехал на Алтай — суждённое место будущего расцвета лучших человеческих замыслов. Алтай стал его второй родиной.

Л.Р. Цесюлевич неоднократно встречался и с младшим сыном Рерихов — Святославом Николаевичем, бывал на его персональных выставках. Неповторимому искусству С.Н. Рериха он посвятил ряд глубоких исследований.

Годы знакомства и переписки связывали Л.Р. Цесюлевича с Н.Д. Спириной, а позже — с сотрудниками СибРО. Леопольд Романович передал в дар Музею Н.К. Рериха в Новосибирске несколько своих полотен, посвящённых великой семье Рерихов. Незавершённой осталась серия «Рерихи в Сибири», над которой художник вдохновенно работал последнее время. По его словам, серия продумывалась им многие годы.

Леопольд Романович вёл с сотрудниками СибРО активную переписку, касающуюся творчества Н.К. и С.Н. Рерихов, делился богатым опытом относительно художественной и философской части их наследия. Сотрудники СибРО часто бывали в Барнауле в мастерской художника, беседовали с ним, задавали вопросы, проводили видеозаписи бесед, фрагменты которых вошли в фильмы студии СибРО и были опубликованы. Леопольдом Романовичем был написан ряд статей и очерков непосредственно для журнала «Восход» — о членах семьи Рерихов, художнике М.К. Чюрлёнисе, о Н.Д. Спириной. Ряд публикаций журнала был посвящён открытию картин Л.Р. Цесюлевича в новосибирском Музее Н.К. Рериха. Для конференции СибРО, приуроченной к 90-летию пребывания Рерихов на Алтае, Леопольд Романович направил в Верхний Уймон видео-приветствие.

Л.Р. Цесюлевич был ярким примером человека, для которого делом всей жизни было служение высоким принципам и идеалам. Высокообразованный, собранный, глубоко любящий искусство и красоту, он с честью пронёс по жизни заветы семьи Рерихов, всегда стремился следовать их примеру. Из этого и состояла вся его большая трудная жизнь. Он сам стал достойным примером для тех, кто был рядом, кто с ним соприкасался.

Как истинный служитель Искусства, он до последнего дня был полон творческих планов и идей, мечтая о будущем воплощении их на своих полотнах.

Светлая память о Леопольде Романовиче Цесюлевиченавсегда останется в наших сердцах.

Сотрудники Сибирского Рериховского Общества, г. Новосибирск

Как жаль! Человек — Художник — Подвижник  ушёл.  Пусть Его дух устремляется выше!

Леопольд Романович, мы Вам навсегда остаёмся благодарными за Ваше благословение на работу нашего общества!

Для нас Вы всегда были, есть и будете преданнейшим учеником Рерихов, продвигающим идеалы высокой культуры и величественные образы красоты!

Вечная память!

Бийчане.

Алтайская краевая общественная организация «Рериховское общество «Беловодье» г. Бийск

gmilika22.ru

Цесюлевич Леопольд Романович - Эра. Электронные ресурсы Алтая. Краеведческий портал Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова

Цесюлевич Леопольд Романович

22 августа 1937

 Родился заслуженный художник России Леопольд Романович Цесюлевич (1937-2017)

 22 августа 1937 г. в Риге родился Леопольд Романович Цесюлевич – профессиональный художник, живописец, график, публицист и общественный деятель.

В 1951 г. после окончания семилетней школы он поступил в Рижскую среднюю художественную школу им. Я. Розенталя, которую окончил в 1955 г. (учился у А. К. Грикиса). В том же году будущий художник был принят в Государственную академию художеств Латвийской ССР на факультет станковой живописи. Его учителями были такие известные латвийские художники, как Эдуард Калнынь, Отто Скулме, Хуго Скулме, Конрад Убан. В 1961 г. дипломной работой «1919 год в Латгалии. На подвиг» (Холст, масло. 160х220) Л. Р. Цесюлевич окончил Латвийскую академию художеств. После окончания Академии он был направлен на работу в филиал Рижского училища прикладного искусства, находящийся в г. Резекне. В ноябре 1961 г. педагогическая деятельность художника была прервана службой в рядах Советской Армии.

После демобилизации в 1963 г. Л. Р. Цесюлевич приехал в Барнаул. С февраля 1964 г. началась его работа в качестве художника-живописца в художественно-производственных мастерских Алтайского отделения художественного фонда РСФСР. В 1968 г. он был принят в Союз художников СССР (ныне ВТОО «Союз художников России»). В 2006 г. ему было присвоено звание заслуженного художника России.

Леопольд Романович Цесюлевич работал в жанре тематической картины, пейзажа, портрета, создавал глубокие по замыслу, наполненные философским звучанием произведения.

Уже в конце 1960-х гг. художник ярко проявил себя как мастер многофигурных тематических композиций. Значительными произведениями живописца в этой области являются монументальные полотна «Плоды горного сада» (1968), «Алтайские цветоводы. Время расцвета» (1974), «Алтайские розы» (1974), «Руки творящие (Бригада. Рационализаторы)» (1976–1980), посвященные созидательной деятельности человека. Эти картины – гимн человеку труда, его энергии и внутренней силе. В них художник рассказывал о людях, подходящих к своей работе творчески, стремящихся усовершенствовать и рационализировать свой труд. Произведения интересны образным решением темы и символичностью замысла, они отличаются декоративностью, изысканностью композиционного ритма и цветовых сочетаний.

Глубина, серьезность и вдумчивость присущи портретам Л. Р. Цесюлевича. «При написании человека я иду от его движения, его состояния. Стараюсь найти ту ситуацию, которая лучше всего раскрывает его внутренний мир. Люблю рисовать с натуры», – рассказывал о своей работе над портретами художник. Среди наиболее известных произведений этого жанра в творчестве живописца можно назвать такие работы, как «Страж Белухи. Профессор, доктор географических наук В. С. Ревякин» (1984), «Портрет дирижера Е. И. Борисова» (1997), «Учитель русской словесности – Руфина Серафимовна Овсиевская, народный учитель СССР» (2000), передающие возвышенный и значимый образ наших выдающихся современников.

Со студенческих лет Л. Р. Цесюлевич занимался изучением наследия семьи Рерихов. В 1967 г. он осуществил поездку в горные районы Алтая, повторив маршрут экспедиции Н. К. Рериха 1926 г. Проходя путем Рериха, художник записывал воспоминания старожилов. Результаты своих исследований он изложил в статьях, опубликованных в газетах и журналах краевого и республиканского значения. Кроме этого, Л. Р. Цесюлевич выступал с инициативой создания музея русского крестьянского зодчества под открытым небом на основе дома-усадьбы знаменитого знатока алтайских гор, проводника экспедиции Н. К. Рериха В. С. Атаманова и создания в нем экспозиции по крестьянской культуре района, о взятии дома под государственную охрану. Он работал в комиссии управления по культуре Алтайского края по созданию музея, который был открыт в 1984 г.

Также художником были написаны картины, посвященные Н. К. Рериху и старообрядцам Алтая, жившим у подножия Белухи в с. Верхний Уймон: «Николай Рерих на Алтае» (два варианта: 1982, 1985), «Дщерь белая» и «Богоискатель» (обе 1976–1992). На основе натурных этюдов и зарисовок, привезенных из многочисленных творческих поездок по Алтаю, им были созданы такие произведения, как «В золотых горах» (1998), «На Южно-Чуйских высотах» (2003), отражающие первозданную красоту, величие и мощь природы Горного Алтая.

Через все творчество Л. Р. Цесюлевич пронес любовь к своей исторической родине. В конце 1960-х гг., уже живя в Барнауле, художник начал работу над большой живописной серией картин «Янтарный край», посвященных Латвии. Всего им было создано более 20 произведений, в т. ч. рассказывающих о далекой истории Риги, передающих ее архитектурные памятники, отражающих детские и юношеские впечатления автора («Рижские башни», «Гавань», «Корабль», полиптих «Память моего детства. Рига 1941–1944 гг.» и др.).

Другой, не менее значимой темой в творчестве живописца в области городского пейзажа является тема Барнаула – города, ставшего для мастера родным. Данной теме художник посвятил большое количество живописных произведений, обращаясь как к прошлому города, так и к его современности, вписывая свою художественную страницу в летопись Барнаула. Это такие произведения, как «Октябрьская площадь» (1978), «Терема» (1978), «Студенческий проспект» (1984), «Вечерний зной в Барнауле» (2003), «Рождественские звоны. Александро-Невский храм г. Барнаула» (2004), «Гостиница «Империал» в Барнауле в свои лучшие годы» (2005) и многие другие. В каждом из них Л. Р. Цесюлевич стремился уловить и передать жизнь города, запечатлеть его неповторимость и изменчивость.

Нельзя не отметить пастельные работы художника, относящиеся к концу 1960 – началу 1970-х гг., посвященные Барнаулу. В них он передает свои реальные впечатления. Отдельные дома, новые застраивающиеся улицы города, люди, изображенные свободными, динамично нанесенными линиями, стремительными росчерками, контрастами и столкновениями пятен, отражают обостренность чувств мастера.

В последние годы в своем творчестве Л. Р. Цесюлевич обращался к философским темам, проблемам духовности человека. На эту тему художником был выполнен ряд полотен, среди которых – «Встреча в пустыне» (1989–2000), «Россия на рубеже веков» (1998), триптих «Голгофа» (2001).

Леопольд Романович – постоянный участник краевых, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок. За 50-летнюю творческую деятельность он принял участие в более чем 140 выставках. Среди них такие, как «Земля Алтайская» (1970, Москва), «Вторая Всесоюзная выставка рисунка и акварели» (1977, Ленинград), «Выставка произведений алтайских художников» (1985, Саппоро, Япония), «Выставка художников Алтая» (1992, Даллас, США) и многих др.

Неоднократно в Барнауле проходили персональные выставки Л. Р. Цесюлевича. В 2008 г. в Государственном художественном музее Алтайского края на открытии своей крупной юбилейной ретроспективной выставки художник сказал: «Свое творчество я называю «Кораблем счастья», ибо в живописи, в искусстве я нахожу счастье. Поэтому свою выставку я назвал «Корабль счастья». И в экспозиции выставки в цикле «Янтарный край» есть картина «Корабль», созданная на основе легенды: «Ночью в гавань заходит Корабль счастья, и кто на него взойдет, тот обретет счастье». Кто знаком с творчеством Л. Р. Цесюлевича, кто посетил экспозицию его выставки, были едины в своем мнении: «Творчество художника сравнимо с таким кораблем, на котором найдется место всем, кто любит и любим».

Произведения Л. Р. Цесюлевича широко известны не только в России, но и за ее пределами. Его работы находятся в собраниях музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, музея г. Саппоро в Японии, Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, Рубцовской, Михайловской, Родинской картинных галереях и других музеях Алтайского края, галереях и частных коллекциях России и зарубежных стран.

Помимо творческой работы Леопольд Романович Цесюлевич активно участвовал в художественной жизни края. Он многократно избирался членом правления Алтайской организации Союз художников России (1968–1998), принимал участие в организации более чем 300 выставок (краевые, тематические, групповые), занимался пропагандой изобразительного искусства (выступал в радио- и телепередачах, вел большую лекционную работу, в т. ч. как член краевого общества «Знание», является автором 57 публикаций об искусстве).

В искусстве Алтая творчество Леопольда Романовича Цесюлевича занимает особое место. В своих произведениях он воплотил синтез русской и западноевропейской школ. Полотнам художника присуще чувство современности, соединенное с обращением к историческому прошлому, стремление к эпичности и монументальности. Опираясь на реалистические и постимпрессионистические тенденции, часто переплетающиеся с символизмом, он создавал обобщенный, романтически окрашенный образ мира, в котором ведущее место принадлежит человеку, его духовному и физическому началу.

 Умер художник Л. Р. Цесюлевич 24 июня 2017 г.

Е. И. Дариус

 Литература

(с 2006 г.)

Публикации Л. Р. Цесюлевича

 Посвящение Тамаре Михайловне Степанской к ее 70-летию // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2009. Вып. 10. С. 161–166.

 Литература о жизни и творчестве

Дариус, Е. Город многоликий / Е. Дариус, А. Федотов // Алтайский благодатный край. М., 2007.С. 190–192. : репрод. цв. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 191.

Дариус, Е. И. Тема города в творчестве Л. Р. Цесюлевича (на примере произведений художника, находящихся в собрании ГХМАК) // Вторые искусствоведческие Снитковские чтения. Барнаул, 2007. С. 82–90.

Кулакова, Е. С. Образ Н. К. Рериха в изобразительном искусстве Сибири 1960–1980–х гг. // Наследие и современность (искусство Сибири). Барнаул, 2007. С. 90–94. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 92–93.

Митина, Н. В. Образ Барнаула в произведениях Л. Р. Цесюлевича «Терема» // Молодежь – Барнаулу. Барнаул, 2007. С. 139–140.

Степанская, Т. М. Особенности художественной жизни Алтая во второй половине XX в. // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2007. Вып. 8. С. 43-65. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 47–48, 54.

Цесюлевич Леопольд Романович // Алтай в изобразительном искусстве России XX–XXI веков : [каталог выставки, посвящ. Дням культуры Алт. края в Москве, 20–30 сент. 2007 г.]. Барнаул, 2007. С. 39–40 : цв. ил.

Цесюлевич Леопольд Романович // Коллекция Сергея Хачатуряна, XX–XIX вв. : каталог-альбом. Барнаул, 2007. С. 228 : цв. ил.

Цесюлевич Леопольд Романович // Шедеврысельских картинных галерей : кат. выст. Барнаул, 2007. С. 27.

Молчанова, Л. А. Постинформационное общество и инновации в художественно–образном содержании живописи алтайских художников рубежа XX–XIX вв. // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2008. Вып. 9. С. 44–51. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 47.

Степанская, Т. М. «Корабль счастья» – персональная выставка Л. Р. Цесюлевича // Там же. С. 154–155.

Нехвядович, Л. И. Тема Горного Алтая в творчестве алтайских пейзажистов второй половины XX в. // Вестник алтайской науки. Барнаул, 2008. № 3 (3). С. 47–50. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 49–50.

Зайцева, Е. С корабля – в музей // Российская газета. 2008. 2 апр. С. 11.

О персональной выставке Л. Р. Цесюлевича «Корабль счастья».

Карпова, Л. Важно настоящее // Два слова. Барнаул. 2008. 9 апр. (№ 14). С. 27.

О персональной выставке Л. Р. Цесюлевича «Корабль счастья».

Токмаков, В. На «Корабле счастья» // Российская газета. Неделя. 2008. 10 апр. С. 18. : фото.

О персональной выставке Л. Р. Цесюлевича «Корабль счастья».

Корабль счастья: правила жизни художника Леопольда Цесюлевича // Свободный курс. Барнаул, 2008. 16 апр. (№ 16). С. 18.

О персональной выставке Л. Р. Цесюлевича «Корабль счастья», приуроченной к 70–летию художника.

Свет православия : кат. выст. Барнаул. 2009. 15 с. : цв. ил. – Из содерж.: [о Л. Р. Цесюлевиче]. С. 6, 15.

Степанская, Т. М. Очерки истории искусства Алтая. Барнаул, 2009. 220 с. – Из содерж.: Символизм творчества Л. Р. Цесюлевича. С. 110–124. : портр.

 * * *

 Лихацкая, Л. Н. 60 лет со дня рождения художника Л. Р. Цесюлевича // Страницы истории Алтая. 1997 г. : календарь памят. дат. Барнаул, 1996. С. 53–55.

Цесюлевич Леопольд Романович // Художники Алтайского края : биобиблиогр. слов. Барнаул, 2006. Т. 2 : М–Я. С. 446–459: портр., цв. репрод. между с. 320–321.

 Документальные источники

Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК). Научный архив.

Ф. II. Р. 2. Д. 491.

 Источник информации: Алтайский край. 2012 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2011. С. 89-93.

Комментировать

www.altlib.ru

Мир Культуры » Цесюлевич Л.Р.

Цесюлевич Л.Р.

22 августа 1937 г. в Риге родился Леопольд Романович Цесюлевич – профессиональный художник, живописец, график, публицист и общественный деятель. Ушел из жизни 24 июня 2017 г. 

В 1951 г. после окончания семилетней школы он поступил в Рижскую среднюю художественную школу им. Я. Розенталя, которую окончил в 1955 г. (учился у А. К. Грикиса). В том же году будущий художник был принят в Государственную академию художеств Латвийской ССР на факультет станковой живописи. Его учителями были такие известные латвийские художники, как Эдуард Калнынь, Отто Скулме, Хуго Скулме, Конрад Убан. В 1961 г. дипломной работой «1919 год в Латгалии. На подвиг» (Холст, масло. 160х220) Л. Р. Цесюлевич окончил Латвийскую академию художеств. После окончания Академии он был направлен на работу в филиал Рижского училища прикладного искусства, находящийся в г. Резекне. В ноябре 1961 г. педагогическая деятельность художника была прервана службой в рядах Советской Армии.

После демобилизации в 1963 г. Л. Р. Цесюлевич приехал в Барнаул. С февраля 1964 г. началась его работа в качестве художника-живописца в художественно-производственных мастерских Алтайского отделения художественного фонда РСФСР. В 1968 г. он был принят в Союз художников СССР (ныне ВТОО «Союз художников России»). В 2006 г. ему было присвоено звание заслуженного художника России.

Руки творящие (Бригада. Рационализаторы). 1976-1980. Х., м. Собственность ГХМАК

Леопольд Романович Цесюлевич работает в жанре тематической картины, пейзажа, портрета, создавая глубокие по замыслу, наполненные философским звучанием произведения.

Уже в конце 1960-х гг. художник ярко проявил себя как мастер многофигурных тематических композиций. Значительными произведениями живописца в этой области являются монументальные полотна «Плоды горного сада» (1968),«Алтайские цветоводы. Время расцвета» (1974), «Алтайские розы» (1974), «Руки творящие (Бригада. Рационализаторы)» (1976–1980), посвященные созидательной деятельности человека. Эти картины – гимн человеку труда, его энергии и внутренней силе. В них художник рассказывает о людях, подходящих к своей работе творчески, стремящихся усовершенствовать и рационализировать свой труд. Произведения интересны образным решением темы и символичностью замысла, они отличаются декоративностью, изысканностью композиционного ритма и цветовых сочетаний.

Глубина, серьезность и вдумчивость присущи портретам Л. Р. Цесюлевича. «При написании человека я иду от его движения, его состояния. Стараюсь найти ту ситуацию, которая лучше всего раскрывает его внутренний мир. Люблю рисовать с натуры», – рассказывает о своей работе над портретами художник. Среди наиболее известных произведений этого жанра в творчестве живописца можно назвать такие работы, как «Страж Белухи. Профессор, доктор географических наук В. С. Ревякин» (1984), «Портрет дирижера Е. И. Борисова» (1997), «Учитель русской словесности – Руфина Серафимовна Овсиевская, народный учитель СССР» (2000), передающие возвышенный и значимый образ наших выдающихся современников.

Учитель русской словесности — Руфина Серафимовна Овсиевская, народный учитель СССР. 2000. Х., м. Собственность ГХМАК

Со студенческих лет Л. Р. Цесюлевич занимался изучением наследия семьи Рерихов. В 1967 г. он осуществил поездку в горные районы Алтая, повторив маршрут экспедиции Н. К. Рериха 1926 г. Проходя путем Рериха, художник записывал воспоминания старожилов. Результаты своих исследований он изложил в статьях, опубликованных в газетах и журналах краевого и республиканского значения. Кроме этого, Л. Р. Цесюлевич выступил с инициативой создания музея русского крестьянского зодчества под открытым небом на основе дома-усадьбы знаменитого знатока алтайских гор, проводника экспедиции Н. К. Рериха В. С. Атаманова и создания в нем экспозиции по крестьянской культуре района, о взятии дома под государственную охрану. Он работал в комиссии управления по культуре Алтайского края по созданию музея, который был открыт в 1984 г.

Также художником были написаны картины, посвященные Н. К. Рериху и старообрядцам Алтая, жившим у подножия Белухи в с. Верхний Уймон: «Николай Рерих на Алтае» (два варианта: 1982, 1985), «Дщерь белая» и «Богоискатель» (обе 1976–1992). На основе натурных этюдов и зарисовок, привезенных из многочисленных творческих поездок по Алтаю, им были созданы такие произведения, как «В золотых горах» (1998), «На Южно-Чуйских высотах» (2003), отражающие первозданную красоту, величие и мощь природы Горного Алтая.

Через все творчество Л. Р. Цесюлевич пронес любовь к своей исторической родине. В конце 1960-х гг., уже живя в Барнауле, художник начал работу над большой живописной серией картин «Янтарный край», посвященных Латвии. Всего им было создано более 20 произведений, в т. ч. рассказывающих о далекой истории Риги, передающих ее архитектурные памятники, отражающих детские и юношеские впечатления автора («Рижские башни», «Гавань», «Корабль», полиптих «Память моего детства. Рига 1941–1944 гг.» и др.).

Другой, не менее значимой темой в творчестве живописца в области городского пейзажа является тема Барнаула – города, ставшего для мастера родным. Данной теме художник посвятил большое количество живописных произведений, обращаясь как к прошлому города, так и к его современности, вписывая свою художественную страницу в летопись Барнаула. Это такие произведения, как «Октябрьская площадь» (1978), «Терема» (1978), «Студенческий проспект» (1984), «Вечерний зной в Барнауле» (2003), «Рождественские звоны. Александро-Невский храм г. Барнаула» (2004), «Гостиница «Империал» в Барнауле в свои лучшие годы» (2005) и многие другие. В каждом из них Л. Р. Цесюлевич стремился уловить и передать жизнь города, запечатлеть его неповторимость и изменчивость.

Нельзя не отметить пастельные работы художника, относящиеся к концу 1960 – началу 1970-х гг., посвященные Барнаулу. В них он передает свои реальные впечатления. Отдельные дома, новые застраивающиеся улицы города, люди, изображенные свободными, динамично нанесенными линиями, стремительными росчерками, контрастами и столкновениями пятен, отражают обостренность чувств мастера.

Корабль. 1970. Х., м. Собственность ГХМАК

В последние годы в своем творчестве Л. Р. Цесюлевич обращается к философским темам, проблемам духовности человека. На эту тему художником был выполнен ряд полотен, среди которых – «Встреча в пустыне» (1989–2000), «Россия на рубеже веков» (1998), триптих «Голгофа» (2001).

Леопольд Романович – постоянный участник краевых, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок. За 50-летнюю творческую деятельность он принял участие в более чем 140 выставках. Среди них такие, как «Земля Алтайская» (1970, Москва), «Вторая Всесоюзная выставка рисунка и акварели» (1977, Ленинград), «Выставка произведений алтайских художников» (1985, Саппоро, Япония), «Выставка художников Алтая» (1992, Даллас, США) и многих др.

Неоднократно в Барнауле проходили персональные выставки Л. Р. Цесюлевича. В 2008 г. в Государственном художественном музее Алтайского края на открытии своей крупной юбилейной ретроспективной выставки художник сказал: «Свое творчество я называю «Кораблем счастья», ибо в живописи, в искусстве я нахожу счастье. Поэтому свою выставку я назвал «Корабль счастья». И в экспозиции выставки в цикле «Янтарный край» есть картина «Корабль», созданная на основе легенды: «Ночью в гавань заходит Корабль счастья, и кто на него взойдет, тот обретет счастье». Кто знаком с творчеством Л. Р. Цесюлевича, кто посетил экспозицию его выставки, были едины в своем мнении: «Творчество художника сравнимо с таким кораблем, на котором найдется место всем, кто любит и любим».

Произведения Л. Р. Цесюлевича широко известны не только в России, но и за ее пределами. Его работы находятся в собраниях музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, музея г. Саппоро в Японии, Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, Рубцовской, Михайловской, Родинской картинных галереях и других музеях Алтайского края, галереях и частных коллекциях России и зарубежных стран.

Помимо творческой работы Леопольд Романович Цесюлевич активно участвовал и участвует в художественной жизни края. Он многократно избирался членом правления Алтайской организации Союз художников России (1968–1998), принял участие в организации более чем 300 выставок (краевые, тематические, групповые), занимался пропагандой изобразительного искусства (выступал в радио- и телепередачах, вел большую лекционную работу, в т. ч. как член краевого общества «Знание», является автором 57 публикаций об искусстве).

В искусстве Алтая творчество Леопольда Романовича Цесюлевича занимает особое место. В своих произведениях он воплотил синтез русской и западноевропейской школ. Полотнам художника присуще чувство современности, соединенное с обращением к историческому прошлому, стремление к эпичности и монументальности. Опираясь на реалистические и постимпрессионистические тенденции, часто переплетающиеся с символизмом, он создает обобщенный, романтически окрашенный образ мира, в котором ведущее место принадлежит человеку, его духовному и физическому началу.

Е. И. Дариус

Источник:  Электронные ресурсы Алтая

Статьи Леопольда Цесюлевича:

Художник о трёх своих произведениях

МИРОВОЗЗРЕНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ

О КАРТИНЕ «СВЯТОСЛАВ РЕРИХ»

ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ

Рерих и Алтай

МГНОВЕНИЕ И ВЕЧНОСТЬ

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ЛЕОПОЛЬДА РОМАНОВИЧА ЦЕСЮЛЕВИЧА

mirkultura.ru

Цесюлевич, Леопольд Романович — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Леопо́льд Рома́нович Цесюле́вич (22 августа 1937, Рига, Латвия) — художник-живописец, график, публицист, рериховед, переводчик, педагог, общественный деятель. Член Союза художников СССР (1967), России. Заслуженный художник России (2006).

Биография

Родился, учился и вырос в Риге. В 1961 году окончил Академию художеств Латвийской ССР. Большое воздействие на его художественное мышление оказали Отто Скулме — ректор Академии художеств, народный художник СССР Эдуард Калныньш[1]. После службы в армии последовал совету Ю. Н. Рериха, с которым ранее встречался в Москве — вместе с женой И. Р. Рудзите переехал жить на Алтай, в Барнаул. В 1967 году стал членом Союза художников СССР. Неоднократно избирался членом правления Алтайской организации Союза художников России. Занимался преподавательской работой, курировал дипломные работы студентов.

Работает в жанре тематической картины, портрета, пейзажа. Самое раннее произведение в Государственном художественном музее Алтайского края, где собрана значительная часть его картин, датируется 1957 годом. Многие из них посвящены взаимоотношению человека и природы, проблемам духовности: «Звездный свет. Астроном» (1972), «Время рассвета» (1974), «Снега России» (1985), цикл «Янтарный край» (1970—1972 гг), «Руки творящие» (1980).

Участник краевых, зональных, республиканских, всесоюзных, международных, зарубежных выставок с 1964 года. Среди них: 2-я Всероссийская выставка рисунка, акварели (1977, Ленинград), Всероссийская выставка «Всегда начеку» (1982, Москва), республиканская выставка «Нивы Алтая» (1983, Москва) и др. Триптих «Белая гора» (1985) хранится в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), «Алтайский этюд Николая Рериха» — в Музее Николая Рериха (Нью-Йорк, США), его картины — в Музее города Саппоро в Японии, а так­же в частных коллекциях России и зарубежья.

Л. Р. Цесюлевич много лет (вместе с И. Р. Рудзите) посвятил исследованию алтайского этапа Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха[2]. Благодаря им на доме В. С. Атаманова в Верх-Уймоне в 1974 году была установлена мемориальная доска, посвящённая пребыванию там экспедиции Рериха. Перевел с латышского языка автобиографические книги поэта и философа, председателя Латвийского общества Рериха Р. Я. Рудзитиса[3].

Художник — один из основателей Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая[4], инициатор создания картинной галереи в Алтайском государственном университете[5]. Часто выступает со статьями в СМИ, излагая в них свои взгляды на искусство и творчество современников, ведёт большую просветительскую работу.

Библиография

  • Цесюлевич Л. Р. Рерих на Алтае // Уральский следопыт. — 1972. — № 2. — С. 17-19.
  • Цесюлевич Л. Р. На Алтае // Н. К. Рерих. Жизнь и творчество / Сб. Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1978. — С. 169—185.
  • Цесюлевич Л. Р. Рерих и Алтай // Перед Восходом. — 1995, — № 5.
  • Цесюлевич Л. Р. Понятие о культуре и история создания коллекции экспонатов по творческому наследию Рерихов. — Екатеринбург: «Звёзды Гор», 2016. ISBN 978-5-9906659-9-6
  • Цесюлевич Л. Р. Рерих и Алтай. — Барнаул, 2016.

Напишите отзыв о статье "Цесюлевич, Леопольд Романович"

Примечания

  1. ↑ [rossasia.sibro.ru/voshod/article/31669 Симфония сияющих красок]
  2. ↑ Цесюлевич Л. Р. [lib.rin.ru/doc/i/50173p.html Рерих на Алтае]
  3. ↑ См. Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом / Пер. с латыш. Л. Р. Цесюлевича. — Минск: Лотаць, 2002.
    • Рудзитис Р. Песни души. Дневник. Юные годы (1914—1929). — Т.1. — Минск: Звезды гор, 2011. — 494 с. — ISBN 978-985-6780-71-7
    • Рудзитис Р. Песни души. Дневник. Юные годы (1914—1929). — Т.2. — Минск: Звезды гор, 2011. — 484 с. — ISBN 978-985-6780-72-4
    • Рудзитис Р. Дневник. Зрелые годы: (1930—1960). — Минск: Звезды гор, 2003. — 744 с. — ISBN 985-90013-3-2
  4. ↑ [www.gmilika.ru/ Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая]
  5. ↑ Смагинян А. [www.altai.aif.ru/culture/news/52332 Юбиляр художник Леопольд Цесюлевич — ровесник края]. // АиФ-Алтай (24.08.2012). Проверено 14 февраля 2013. [www.webcitation.org/6F7QvepMY Архивировано из первоисточника 14 марта 2013].

Ссылки

  • [www.alted.ru/oo1395/html_fragments/shetkova/ces.html Л. Р. Цесюлевич]
  • [altairegion22.ru/region_news/yubilei-v-yubilei-altaiskii-hudozhnik-leopold-tsesyulevich-otprazdnoval-75letie_216026.html «Юбилеи в юбилей»: Алтайский художник Леопольд Цесюлевич отпраздновал 75-летие]
  • [artru.info/ar/22428/ Цесюлевич Леопольд Романович]
  • [news.rambler.ru/15244621/ АиФ — Алтай: Юбиляр художник Леопольд Цесюлевич — ровесник края]
  • [sibro.ru/news/31476?print=Y Постоянная экспозиция портрета Николая Рериха кисти Леопольда Цесюлевича]
  • [tayga.info/index.php?url=news/2008/04/03/~78392 Выставка Леопольда Цесюлевича]

Отрывок, характеризующий Цесюлевич, Леопольд Романович

Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову. – Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу. Кутузов поклонился, не изменяя улыбки. – А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов. Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии. – Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».] Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата. – Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу. Он невольно оглянулся на адъютанта. – Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству. Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную. Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее. Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея: «Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного». В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации. Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.

wiki-org.ru


Смотрите также