Раввин - это человек, умеющий толковать еврейский закон. Лада раввин

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

это кто такой? Значение раввина в жизни евреев :: SYL.ru

Каждая религия таит в себе множество нюансов, которые кажутся представителям иных конфессии непонятными и во многом странными. Иудаизм относится к одной из самых неоднозначных религий, в ней существует множество законов, отличающих это верование от других религиозных течений. К примеру, много вопросов вызывает толкование слова "раввин". Кто он? Одни считают, что раввин - это священник, а вот другие уверены, что это просто должность, приобретаемая за годы обучения в университете. Даже не все евреи всегда могут уверенно ответить на этот вопрос.

Раввин: значение слова

Большинство слов и значений пришло в современный мир из давно забытых времен. Слово "раввин" имеет несколько значений. Они весьма близки по смыслу. Раввин - это и учитель, и господин, и наставник. Но чаще всего евреи понимают под этим словом толкователя Торы - главной книги евреев.

Такое большое количество значений одного слова свидетельствует о большом влиянии, которое имеет раввин на жизнь еврейской общины. Но главное его предназначение - это все же толковать закон и помогать своим соотечественникам решать проблемы духовного плана.

Раввин - это кто такой?

Из уже написанного понятно, что раввин - лицо авторитетное и имеющее большой вес в общине. Но не стоит путать его со священнослужителем, он не владеет саном и правом вершить дела от имени Бога. В современном понимании раввин приближен к государственной должности, которая обязывает его управлять делами общины и отстаивать ее интересы.

Стоит отметить, что должности священнослужителей в иудаизме нет вовсе. Это единственная религия в мире, не имеющая института священников. Но роль духовного наставника как раз выполняет раввин. Он может иметь соответствующее образование, но не обязан этого делать. Так как действующий раввин - это должность выборная, то получить ее может только опытный человек, имеющий большой жизненный опыт, отличные знания Торы и ум, способный рассмотреть любую жизненную ситуацию с точки зрения еврейского закона.

Внешний вид раввина

Довольно часто объектом анекдотов и шуток в народе становится раввин. Фото этого деятеля еврейского народа может объяснить, почему его образ вызывает столько смеха и недоумения. Дело в том, что раввин всегда носит бороду, шляпу и одет в черно-белых тонах. Причем внешний вид раввина одинаков независимо от того места на карте мира, где он живет и работает. Это связано с определенным сводом правил и ограничений, наложенных на духовного наставника.

К примеру, брить бороду мужчине нельзя по библейским законам, поэтому раввин всегда и везде с бородой. А вот кажущийся необычным наряд является национальным праздничным мужским костюмом, включающим в себя шляпу, белую рубашку и черные брюки, сочетающиеся с пиджаком.

Значение раввина в жизни еврея

Для евреев раввин является тем человеком, к которому пойдут за советом в любой ситуации. Это может касаться всех сфер жизни - семейной, рабочей, бытовой. Если еврей не знает, как ему поступить по закону и Торе, то он обязательно отправляется к духовному наставнику. Слово раввина воспринимается в качестве закона, он имеет право говорить от лица Бога, поэтому его советы наполнены великой мудростью.

В случае, когда раввин управляет всеми делами общины (это весьма распространено за пределами Израиля), он должен еще обладать юридическими знаниями той страны, где живет. В этом случае к нему обращаются за советом в случае возникших проблем с властями страны или когда необходимо уладить некоторые юридические тонкости. Исходя из всего вышеперечисленного, можно с уверенностью заявить, что раввин - это настоящий духовный лидер еврейского народа.

Как становились раввином в древности?

В древности раввином становились после определенного обряда посвящения. Он назывался смиха - обряд рукоположения. Обычно посвящение происходило в праздничной обстановке среди самых уважаемых людей общины. Все мужчины становились в круг и пожимали руки друг другу, в конце этого процесса руки возлагались на голову кандидата в раввины. После произносилось одно слово - "рукоположен". С этого мгновения считалось, что раввин получил все знания общины и может стать достойным духовным лидером.

Раввин: выборы на должность у современных евреев

На сегодняшний день обряд посвящения в раввины существенно упростился. Он обрел некоторую современность и светскость. Хотя до сих пор кандидат на должность должен получить смиху, только теперь это не является обрядом, а напоминает бумажный диплом. Будущий раввин проходит курс обучения и сдает экзамены, которые подтверждают его знания Торы. После этого молодому человеку выдается смиха, разрешающая ему стать раввином. Вот только иметь возможность стать раввином и быть им - совсем разные вещи в еврейском обществе.

Как только у общины возникает потребность в новом раввине, старейшины должны выдвинуть несколько кандидатур. Каждая тщательно рассматривается со всех сторон. Большое значение при выборе раввина имеет не его образование и смиха, а мудрость и духовная чистота. Ведь он должен уметь рассматривать любую ситуацию с позиции веры и справедливости. Вообще, еврейская община очень плохо представляет себя без духовного лидера, но выбирать его может несколько месяцев. Это связано с тем, что уволить раввина нельзя, он может сам покинуть свою должность, исходя из самостоятельного решения либо вняв словам более влиятельного раввина.

Если среди ваших друзей есть евреи, то наверняка они тоже обращаются к раввинам, когда не могут принять сложное решение. И хочется заметить, что это далеко не самая плохая традиция израильтян. Ведь так приятно осознавать, что ответ тебе подсказывает человек, владеющий тысячелетней мудростью всего еврейского народа.

www.syl.ru

это человек, умеющий толковать еврейский закон

Значение слова «раввин» многих приводит в затруднение. Кого так называют евреи – проповедника, священнослужителя или просто хорошо знающего Тору человека? На этот вопрос отвечают по-разному и часто довольно противоречиво. Чтобы уяснить все досконально, давайте попробуем разобраться вместе.

Происхождение слова «раввин»

Чтобы лучше понять, кого же среди евреев можно назвать раввином, вспомним, что древнееврейское слово «рабби» переводится как "мой господин" или же "мой учитель". Его издавна применяли по отношению к ученым людям или духовным лидерам – то есть к тем, кто отличался своими познаниями и поэтому имел право на особо уважительное к себе отношение.

Судя по сохранившимся историческим документам, упомянутый термин начал употребляться примерно в 1 в. н. э. Еще в Новом Завете ученики почтительно обращаются к Иисусу: рабби. А в эпоху Талмуда раввин – это звание, которое присваивалось синедрионом или талмудической академией тому, кто обладал достаточной ученостью, позволяющей принимать обоснованные решения в законодательной области.

Как оплачивался труд раввина

Кстати, первые раввины не получали денег за эту службу и поэтому вынуждены были заниматься торговлей или каким-либо ремеслом, чтобы добыть средства к существованию. Получать какую-то плату от общины могли только те, кто становился преподавателем или же целые дни проводил в раввинских судах.

Если попытаться коротко определить, в чем же состояла основная функция раввина, то можно сказать так: раввин – это человек, досконально изучивший и поэтому способный преподавать и толковать еврейский закон. К нему можно было обратиться за решением любого возникшего правового спора.

Раввины всегда были почитаемыми людьми, входившими в еврейские общины, и пользовались благодаря этому определенными привилегиями. Так, к концу 15-го в. еврейские общины уже избирали раввина и платили ему регулярное жалование, а он дополнительно принимал на себя, например, еще и надзор за образованием и соблюдением правил употребления пищи (кашрутом) или другими не менее важными вещами.

Проповедовал ли раввин?

Нужно отметить, что проповедничество и миссионерство ранее не входили в обязанности раввина, так как в иудаизме не существует таких понятий. Но в общине того времени раввин – это зачастую еще и кантор, моэль (человек, проводящий обрезание новорожденных еврейских мальчиков) или шохер (резник, совершающий ритуал забоя скота). То есть не напрямую, но в точном соблюдении предписаний Торы раввины несли религиозные знания своим соотечественникам.

Раввин часто выступал и в качестве представителя общины перед властями, что подразумевало такую обязанность, как сбор налогов.

В крупных общинах на службе находились сразу несколько раввинов. А в Израиле и Великобритании, например, с давних пор существует главный раввин страны, региона и города.

Деятельность раввинов в России

Во всех странах, где есть еврейские общины, раввины в основном ограничивают свою деятельность рамками религии и школы. Раввинат чаще всего входит в подчинение правительства, а его деятельность регулируется особыми законами или предписаниями.

Так, в царской России был введен в 1855 г. закон, который требовал от лиц, определяющихся в раввины, пройти обучение в раввинском училище или же получить образование в общих средних и высших заведениях. Если же таких кандидатов не оказывалось, то общине разрешалось приглашать ученых евреев из-за рубежа (со временем последнее правило было отменено).

Раввин России должен был знать немецкую, польскую или русскую грамоту. Человека, прошедшего отбор, губернские власти назначали на официальную должность, и он становился так называемым казенным раввином. Но в связи с тем, что, как правило, эти люди не обладали нужными знаниями для соблюдения и проведения религиозных обрядов, параллельно с ними в общине имелся еще и духовный раввин, избираемый самой общиной.

Его выбирали на три года и помимо обрядов богослужения возлагали обязанность вести метрические книги, а также принимать решения о заключении или расторжении браков.

Раввины в наше время

В современной России, как и еще в некоторых странах мира, в наши дни раввины общин подчиняются одному человеку, носящему титул «верховный или главный раввин». Это наименование должности лидера еврейских общин было узаконено в 1990 г.

Основной акцент в деятельности раввина сейчас делается на образовательных и социальных функциях. Главная роль в них отводится работе с прихожанами, проповеди, а также участию в делах еврейской общины.

В наше время раввин – это прежде всего духовный лидер, который не только обучает Торе и знает тонкости религиозных требований, но и может дать ответ на любой волнующий вопрос или разрешить трудную жизненную ситуацию. Раввином может стать любой достойный человек, прошедший обучение. Но вот удержать за собой это право довольно трудно. Ведь любой обращающийся к нему человек ждет от раввина совета, основанного не только на личном опыте, а и на мудрости, пронесенной через века.

fb.ru

На каких авто ездят священнослужители разных конфессий? Часть первая: раввин Григорий Абрамович

О священниках на джипах ходят байки и легенды, которые зачастую далеки от правды. AUTO.TUT.BY начинает серию материалов о том, на каких автомобилях ездят священнослужители разных конфессий. Имам, пастор, ксендз, протоиерей, раввин — каждый из них покажет свое авто и расскажет о нем.

Начинаем мы со знакомства с Григорием Абрамовичем — главным раввином религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси.

«Машины не покупаем: мы их обмениваем»

— У нас Renault, очень любим этого автопроизводителя. Только за рулем обычно не я, а моя жена, — с ходу предупреждает Григорий.

У здания еврейского центра на улице Шорной стоят десятки припаркованных авто. Проще попасть пальцем в небо, чем угадать, какое из них принадлежит семье раввина.

— Вот наше новое авто — Renault Grand Scenic 2011-го года выпуска, — указывает на черный «глянец» жена Григория Ирина, и машина откликается едва слышным щелчком замка. — Купили его буквально три недели назад. Первое авто в 2003 году — Renault 19. В нем было потрясающе удобно и комфортно. Машина вроде маленькая, но в то же время вместительная. За три года, что она была у нас, в ней ничего не ломалось, при том что она в общем-то «старушка». Любовь и уверенность в машине привели к тому, что следующей стала Renault Laguna в универсале, потом Renault Espace и теперь вот Scenic. Когда выбирали нынешнюю машину, убеждали себя: «Нам не важна марка». Задумывались даже о том, чтобы купить Land Rover. Но когда увидели это авто, оно нам понравилось и еще оказалось Renault, решили: отлично, это судьба! — рассказывает семейную «автобиографию» Ирина.

Нынешнее 7-местное «Рено» Абрамовичи приобретали в Минске. Но не стандартным способом «продал свое — купил взамен новое», а посредством обмена. Это уже традиция, которая появилась в семье благодаря детям.

— Мы люди, которые не могут без машины из-за детей. Их трое, все очень загружены. Каждый день у нас бешеные переезды по городу. К примеру, сегодня они освобождаются в школе в разное время. Из школы до дома пешком — почти полчаса ходьбы. Можно их отправить добираться самостоятельно, но лучше забрать, чтобы сэкономить время. Потому что в 16.30 у сына бальные танцы. Его вместе со старшей дочкой я везу на Богдановича. Оттуда еду с ней к 18.00 на гимнастику на Хмелевского. Дальше отправляюсь в садик на Сердича, чтобы забрать младшую, потом собираю старших. Плюс нужно заехать к мужу, чтобы помочь, подвезти его куда-то. Именно поэтому я не могу продать одну машину и ждать покупки другой. Нужно сразу пересесть в новую.

Ирина рассказывает, что уже три раза они приобретали авто таким способом: публиковали объявление с пометкой «обмен», на который находилось немало вариантов. Кстати говоря, эту традицию семья переняла в том числе от отца Ирины, который живет на Дальнем Востоке.

— Иринин папа и мой — заядлые автомобилисты. Мой папа живет в Израиле, сейчас на пенсии, но долгое время был связан с оказанием определенного вида помощи: возил врачей к пенсионерам, до которых не всегда могла доехать скорая. Отец Иры тоже помогает, если на кладбище нужно что-то подвезти. То есть для них машина — это еще и средство оказания помощи обществу, — объясняет Григорий. — Но у них разные идеологии. Во-первых, оба папы за японские машины, потому что они вроде как кажутся прочнее. Выбор «француза» нам пришлось объяснять историей, начиная с Луи Рено, как он вместе с семьей придумал коробку передач, развивал технику и так далее. Тем более у Ирины французские корни, я учил французский язык. Так мы пытались объяснить, почему ломаем традицию. Это с одной стороны. С другой, у отцов разные подходы. На Дальнем Востоке в приоритете принцип «одну машину поменять на другую», так как много подержанных автомобилей приходит из Японии. В Израиле наоборот. Купил обязательно новую — и ты должен ездить на ней в течение многих лет. Мы взяли себе дальневосточную позицию, но, может быть, когда-нибудь примем и израильскую.

«У меня есть правило: не кладешь руку на руль — не командуй»

Садимся в машину. Ирина включает зажигание и сразу же гасит музыку. «Люблю громкую», — улыбается жена раввина.

— Почему в вашей семье так сложилось, что водите машину вы, Ирина, а не муж?

— Кто отвечает? — синхронно реагируют супруги.

— Давай ты, — уступает Ирина, — а я дополню.

— Водительское удостоверение я получил в 1997 году. В 2011-м даже взял дополнительные уроки, — рассказывает Григорий. — Но есть у меня какая-то нелюбовь к вождению, это заметил даже не я, а мои педагоги. Например, то, что некоторые вещи я делаю из-под палки. То есть вождение машины для меня — это как дополнительный труд и работа.

— Плюс постоянные звонки, которые не останавливаются, вопросы, проблемы, — добавляет Ирина. — Возникает много рабочих моментов. Муж достаточно глубоко в это уходит и о дороге не думает, а это точно не идет на пользу вождению. Иногда я говорю: «Давай ты вообще выключишь свой телефон, потому что с тобой невозможно даже пытаться общаться».

Таким образом, если суммировать количество дней, в которые Григорий был водителем, за неполных 20 лет наберется всего несколько месяцев. «Зато Ирина — это человек, который родился с рулем», — шутит раввин.

— В моей семье было две девочки. Отец всю жизнь водил машину. Кто-то должен был это перенимать, — воодушевленно рассказывает Ирина. — Я была младшей. Папа вроде как ждал мальчика, а родилась я. Потому мне пришлось заниматься всеми теми вещами, которые папа вложил бы в сына: настольный теннис, вождение машины. За рулем у него на коленях я была с трех лет. В 12 он посадил меня отдельно и постепенно старался учить, что к чему в вождении. Любовь к автомобилю появилась в детстве. Я не представляла себя без машины. Вожу 14 лет.

У Григория на этот счет другие представления. Если необходимо, он — главный раввин Беларуси — перемещается пешком или на общественном транспорте.

— Метро я очень люблю. Но если возникают моменты, связанные с имянаречением или похоронами, то прошу людей, чтобы меня доставили туда. Также бывают ситуации, когда мы выезжаем на различные встречи дипломатического характера. Тогда я прошу супругу. Быстрее, чем она, никто не довезет и лучше не припаркуется. С женой комфортно, я доверяю ей. У нас нет такого: кто за рулем, тот и главный в семье. Хотя машина — тоже часть формирования семьи. У нас, к примеру, есть навигатор. Но жена сначала спросит меня, потому что я хорошо ориентируюсь в картах, куда ехать, и только после включит это устройство. И я не из тех мужчин, которые выходят и говорят: «Вот здесь еще подъедь, тут можно было стать лучше». У меня есть правило: не кладешь руку на руль — не командуй.

Кстати, именно благодаря мужу Ирина стала меньше раздражаться в дороге. Раньше маневры типа «я нагло протиснусь вперед, ибо мне нужно» вызывали бурное возмущение. Но после одной фразы, сказанной Григорием, все устаканилось.

— Тогда мой муж сказал: «А если он в роддом спешит?..». Мы как раз живем недалеко от роддома и нередко стоим в пробке на повороте, потому что те, кто забыли перестроиться, с предпоследней полосы пытаются выехать и подпереть меня. После этого везде, даже не у роддома, я думаю: а вдруг торопятся в больницу, вдруг что-то срочное? И сразу становится легко.

«Часто люди садятся в нашу машину и спрашивают: где опознавательные знаки, что вы раввин?»

Обслуживание авто семья Абрамовичей доверяет исключительно проверенным людям. Так у них появился Алексей, а после Александр.

— Алексей — бесподобный мастер. Куда бы он ни перемещался, где бы ни работал, мы ездили только к нему, — рассказывает Ирина. — Основной и довольно смешной принцип ремонта нашей машины выглядел так: «Леша, ты же помнишь, у меня трое. Надо так, чтобы сегодня я машину отдала и сегодня же забрала до того, как у них закончатся занятия». Он знал, что для меня это принципиально. Леша занимался всеми нашими машинами, за исключением этой. К сожалению, он уехал в другой город, мы стали ездить к Александру, его другу. «Я вас в плохих руках не оставлю», — сказал Алексей на прощание.

Если нужно что-то чинить в машине, мы подбираем такой день, когда куда-то уезжаем, либо кто-то подстраховывает, или я договариваюсь, каким образом дети будут перемещаться. Все приучены к тому, чтобы машину делали хорошо, качественно и быстро. Но если вдруг совсем что-то глобальное, как с двигателем в последнем автомобиле… Тогда мы выпали на три дня. На СТО, где работал Александр, нам дали взамен машину. Это очень удобно.

— Как вы определяете, что авто требует ремонта? Сформировалось уже чутье, где и что гремит, стучит? — задаем вопрос Ирине.

— У меня есть близкая подруга. Она профи в машинах. Иногда получается, что я ее подвожу. Когда она садится, сразу говорит: «Так, у тебя что-то впереди стучит». После этого я срочно отправляюсь в сервис. То есть чутье не мое — людей, которые в этом разбираются. Я люблю громкую музыку в машине. К тому же дети часто ведут себя шумно. Не могу сказать, что я ничего не слышу. Тревожащие моменты в состоянии распознать. Знаю, что раз в полгода нужно поменять масло, после определенного километража — ремни. Годы вождения, конечно, ко многому приучают.

— Плюс мы уже знаем слабости «Рено» — стартер, глушитель, сцепление, — уточняет Григорий. — К примеру, первая машина не заводилась, пока мы не отрегулировали стартер.

— О да, мы сели в авто, завели его, поехали оформлять. После того как все документы были подписаны, садимся ехать домой, а оно не заводится! Это был шок. Но рядом оказались добрые люди: «Сейчас проверим: если заведется, то точно стартер». Я с перепугу завела, поняв, что действительно дело в нем. Мы доехали до СТО. Машину забрали, тут же ее сделали, и после этого с ней не было никаких проблем.

«Рено» — довольно мягкая машина. Она не ржавеет, это мы знали на сто процентов по предыдущим авто. Но в нем очень много пластмассовых частей. А пластмасса легче складывается, если, не дай Бог, случится авария. Что лучше, так и не знаешь. Лучше беречь себя от аварий, — подытоживает Ирина.

Кстати, об оберегах. В машине семьи Абрамовичей полно элементов, которые могут выдать, кому принадлежит это авто. Один из них — мезуза.

— Это, упрощенно говоря, коробочка, внутри которой молитва. Вообще, она должна находиться на косяках дверей дома. Но в Израиле придумали разные вещи, которые подходят и для машины.

Мезуза на панели сразу выдает, кому принадлежит авто.

— То есть внутри другой текст, но коробочка может повторяться, — уточняет раввин. — Это молитва о том, чтобы все было хорошо с теми, кто в дороге, за рулем.

Вообще, люди, когда садятся в автомобиль иудейского священнослужителя, спрашивают, где у нас опознавательные вещи. В иудаизме нет таких внешних проявлений. Все спрятано внутри. Любой человек может повесить мезузу, хотя в этом нет необходимости как таковой.

— Это больше для себя. Дань моде, что ли. Приятно же, когда у девушки есть такие камушки. Мужчина не стал бы себе такое вешать.

— Камушки — это идеологически обусловленный символ. Они были на нагруднике у первосвященника и несут определенный смысл, — говорит Григорий. — Вот здесь изображена буква Шин, которую Кирилл и Мефодий взяли в русский алфавит как «Ш». Шадай переводится с иврита как «хранитель дверей Израиля». В большей степени дверей дома, но мы надеемся, что и дверей авто, и капота, и багажника.

Кроме этого, в бардачке всегда лежит молитвенник и кипа, на задних сиденьях — зонтик. По наблюдениям Григория, если на мемориале «Яма» проходит поминальная служба и нет с собой зонтика, быть дождю.

«В Беларуси я рассмотрел потенциал»

Автомобиль — это не инвестиция, считает раввин. Формировать таким образом статус ему бы не хотелось, и, в принципе, незачем. Хотя признается: в Восточной Европе нередко судят о человеке именно по таким атрибутам.

— Да, у наших близких и друзей более серьезные машины. Но зачем? Для нас это не инвестиция. Это то, что передвигается и очень, очень помогает жить. Без машины мы не смогли бы дать детям столько, сколько мы даем, — считает Григорий. — Мы, конечно, стараемся, чтобы машина была не старше 10−11 лет. После этого меняем. Момент инвестиций проявляет себя как раз в том, чтобы приобрести машину и не терять ни средств, ни времени на ремонт.

Григорий родился в Минске, учился в Великобритании. Во время интернатуры ему предлагали там остаться, но он отказался. Почему принял такое решение?

— Причина банальна. Во-первых, очень люблю Минск. Я вернулся туда, где мне нравится быть. Община, которую я когда-то создавал, была рада меня видеть. Во-вторых, моя супруга меня поддержала. Мы решили, что вернемся, потому что знали, чего хотим и чего можем ожидать. Ведь не было такого: я настолько зацепился в Лондоне, что не могу оторваться. Да, было предложение остаться. Но с самого начала я сказал, что собираюсь уезжать. По учебе Англия, конечно, на высоте, надо отдать им должное. По уровню, где можно себя реализовать, — где родился, там и пригодился.

— Ожидания вас не разочаровали?

— Когда я вернулся, не было ни синагоги, ни многих других вещей, которые сейчас воспринимаются априори. Все идет так, как нужно, хотя до этого было немногое. Мое решение метафорично можно сравнить с девушкой, которая выходит замуж не за то, что есть, а за потенциал. В данном контексте я рассмотрел потенциал. В Беларуси очень мало раввинов, меньше десяти, хотя раньше наша страна была фабрикой раввинов. Здесь были лучшие еврейские академии. Поэтому если кто-то может приехать и что-то здесь делать, то только честь и хвала этому.

auto.tut.by

Рав, Раввин, Ребе — кто он? — вопросы раввину

Тема «Кто раввин?» – непроста, а для многих из нас, кто прежде не жил еврейской жизнью, — и вовсе загадочна. Если покопаться, то заметим, что понятие рав, ребе впервые появилось у нас в сознании то ли из художественной литературы, то ли из хасидских историй, то ли из безосновательных фантазий. Многим раввин порой представляется некой исключительной личностью, которая каким-то мистическим образом способна решить все наши личные проблемы, читать мысли и предвидеть события. Поэтому, чтобы более реально разобраться в Ваших непростых вопросах, попробуем вначале понять, что включает в себя понятие рав.

Кто такой рав?

Во всех еврейских источниках раввина называют талмид-хахам, в переводе — «мудрый ученик». Уже из самого названия следует несколько требований.

· Первое — мудрость. Рав должен обладать колоссальными знаниями, прежде всего, знать все составные части Письменной и Устной Торы. Показатель этого — способен ли он сразу же ясно ответить на любой вопрос по Галахе (еврейскому Закону), даже такой, который редко задают.

· Второе — речь идет о мудрости, которая обязывает всегда находиться в статусе ученика. Проверка «мудрого ученика» заключается в том, насколько он эту мудрость любит, ищет и желает обрести, насколько хочет ее расширить и углубить.

Но как бы ни были высоки требования к мудрости раввина, в еще большей степени высоки требования к его нравственной чистоте.

Сказано в Талмуде, что мудрец, у которого есть пятно на одежде, достоин «смерти». «Пятно» — в прямом смысле, ибо если ходит в грязном одеянии, то тем самым принижает ценность Торы в глазах людей. И в переносном — рав должен быть незапятнанным в деяниях, в словах и в помыслах.

Сказано еще, что рав, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его поведению, — не называется «мудрый ученик». Профессор этики не обязан сам вести себя этично, а к раву это первое требование.

Чем рав выше, тем он скромнее и проще, тем более его слова не расходятся с делом, а то, что в сердце не расходится с тем, что на устах. Когда рассказывают о раввинах, то упоминают не их гениальность, это и так явно открыто в их книгах, а их праведность и благочестие в самых мелких поступках.

Кроме этого, есть еще длинный перечень строгих требований к «мудрым ученикам», который не предъявляется любому другому еврею. Все это вместе и составляет понятие рав.

Теперь по сути вопросов.

Кого можно называть равом?

Когда-то раввином называли того, кто в разной степени обладал всеми вышеупомянутыми качествами. Это были главы йешив и общин, раввины городов и т.д. Со временем многое изменилось. Поколения мельчают, представления эволюционируют. Сейчас равом называют любого религиозного мужчину в костюме, со шляпой и бородой. Кто без шляпы — реб. В принципе, это стало уважительной формой обращения вместо адон — господин.

Начинающим баалей-тшува на первых порах все, кто даже просто с кипой на голове, кажутся раввинами. Но, как было сказано, настоящих раввинов — мало, среди русскоязычных — единицы. Получается, что большинство русскоязычных евреев никогда не видели и не встречались с раввинами. Поэтому вполне возможно, что Вы просто оказались жертвой семантического недопонимания…

Ну, а все-таки, кого, кроме настоящих раввинов, правомерно называть рав? Например, как долг уважения, тех, кто обучил Вас азам еврейской жизни, обучал Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.

Поэтому те, кто принес в Ваш город первоначальные знания о Торе, для Вас — действительно равы, и так их следует называть, даже если…

Раввин без жизненного опыта?

Раввин должен иметь смиху — полномочия, чтобы отвечать на вопросы по Галахе. И жизненный опыт, чтобы давать житейские советы. Как правило, пока будущий рав получает смиху, у него набирается огромный жизненный опыт. Но… мы можем опять запутаться в терминологии. О чем идет речь?

Когда Вы спрашиваете о раввине, то, скорее всего, имеется в виду молодой человек, который проучился в йешиве какое-то время и согласился приехать к Вам в город заниматься развитием еврейской жизни. У него нет смихи, нет жизненного опыта и не так много знаний. Но…

У нас принято к учителю Торы обращаться с уважением. Мы обязаны принять авторитет учителя, быть «ниже его», даже если он — моложе и знает немногим больше Вашего. Без авторитета учителя, даже то малое, что он знает, он не сможет Вам передать. Поэтому он для Вас – рав. Но…

Он для Вас рав лишь в изучении Торы, а в житейских проблемах следует обращаться только к тем еврейским мудрецам, которые пропитаны духом Торы, имеют обширные знания и накопили богатый опыт жизни.

toldot.ru

Раввины. Биографии раввинов | Иудаизм и евреи на Toldot.ru

Раби Рефаэль из Бершади

4 февраля, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Хасидский праведник. Учился у р. Пинхаса Шапиро из Кореца, младшего друга основателя хасидского движения р. Исраэля Баааль-Шем-Това (Бешт). Далее

Раби Ури бар Пинхас

1 февраля, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Один из духовных лидеров хасидизма. Родился в местечке Янов, в семье бедного ремесленника. Далее

Царь Соломон

30 января, Толдот Йешурун

Жизнеописание Далее

Моше Рабейну — пророк Моисей

30 января, Рав Реувен Пятигорский, из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Моше Далее

Давид. Годы пастушества и помазание на царство

30 января, Рав Александр Кац, из цикла «Хроника поколений»

Когда Творец показал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что душе Давида вообще не отпущено жизни. Неизвестные подробности рождения будущего царя. Далее

Двенадцать колен Израиля. Йосеф

30 января, Рав Александр Кац, из цикла «Хроника поколений»

Далее

Царь Шауль — первый царь Израиля

30 января, Рав Реувен Пятигорский, из цикла «Великие раввины»

Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля Далее

Раби Давид бар Шломо-Цви Бидерман

29 января, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся знаток Торы и кабалист, основатель хасидского дома Лелов. Далее

Раби Шломо бар Авраам Флам

22 января, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся хасидский наставник. Выходец из города Луцка на Волыни. Далее

Раби Йеуда бар Шмуэль Алеви

15 января, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся поэт и мыслитель «золотого века» испанских евреев; автор книги Кузари. Далее

Раби Эльханан-Буним Вассерман

8 января, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Далее

Раби Ицхак-Зеев бар Хаим Алеви Соловейчик

1 января, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Прямой потомок р. Хаима Воложинера, ближайшего ученика Виленского Гаона. Далее

Раби Гедалия бар Йосеф Ибн Ихья, Раби Матитьяу бар Шломо Делькрот

25 декабря 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Далее

Раби Шмуэль бар Ицхак Ди Озейда

18 декабря 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Жил в Цфате. Изучал сокровенные разделы Торы у р. Ицхака Лурии (Аризаля), а затем у его ближайшего ученика р. Хаима Виталя Далее

Раби Моше бар Хаим Альшейх

11 декабря 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся законоучитель и комментатор Писания Далее

Раби Йеуда бар Яаков Хаят

4 декабря 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся знаток сокровенного учения Далее

Раби Элияу Дельмедиго

29 ноября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся религиозный мыслитель из известного рода знатоков Торы Далее

Раби Яаков бар Эммануэль Латес

22 ноября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Далее

Раби Яаков-Барух бар Йеуда Ландо

15 ноября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся законоучитель и знаток кабалы, автор кодекса Агур Далее

Раби Йосеф бар Шломо Колон

8 ноября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Один из духовных лидеров поколения, учился у своего отца, авторитетного законоучителя р. Шломо Далее

Раби Йеуда бар Элазар Алеви Минц

1 ноября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения Далее

Раби Яаков Маргалит

25 октября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Законоучитель и педагог, был раввином г. Нюрнберга. Далее

Раби Йеуда-Лива бар Яаков Ландо

19 октября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Авторитетный законоучитель, работал раввином в немецком городе Ландау Далее

Раби Исраэль Исерлин (Маарай)

11 октября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Глава поколения мудрецов Австрии и Германии, автор книги Трумат адешен Далее

Раби Яаков бар Йеуда Вайль

4 октября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Далее

Раби Йом-Тов Липман Мильхаузен

29 сентября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся законоучитель и знаток сокровенного учения Далее

Раби Авигдор бар Ицхак Кара

15 сентября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся знаток сокровенного учения и пайтан. Был даяном (судьей) в Праге — в суде, возглавляемом р. Йом-Товом Липманом. Далее

Раби Ицхак бар Биньямин Тирна

8 сентября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся кодификатор и собиратель обычаев ашкеназских евреев Далее

Раби Шимон бар Цемах Дюран

1 сентября 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Далее

Раби Ицхак Абуав

29 августа 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Далее

Раби Ицхак бар Моше Арама

22 августа 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Знаменитый комментатор Писания. Возглавлял ешиву в г. Саморе, в королевстве Кастилия. Далее

Раби Ицхак бар Моше Арама

15 августа 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Знаменитый комментатор Торы Далее

Раби Йосеф бар Шем-Тов Ибн Шем-Тов

8 августа 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Сын знаменитого кабалиста р. Шем-Това Ибн Шем-Това, выдающийся религиозный мыслитель Далее

Раби Ицхак бар Яаков Канпантон

1 августа 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Духовный лидер своего поколения, знаток сокровенной мудрости Далее

Раби Шем-Тов бар Йосеф Ибн Шем-Тов

30 июля 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Религиозный мыслитель, знаток сокровенного учения, был поражен тем, до какой степени ослабла вера его современников Далее

Раби Йосеф Альбо

23 июля 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся религиозный мыслитель, участвовал в теологическом диспуте Далее

Раби Йосеф Хавива

16 июля 2017 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы»

Знаменитый законовед, автор книги Нимукей Йосеф Далее

toldot.ru