Простые аккорды для гитары. Лады аккордов

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Простые аккорды для гитары | guitarprofy

Самые простые аккорды для гитары в картинках

Для начала разберём три аккорда, которые являются наиболее простыми и с которых обычно начинается процесс обучения на гитаре. Простыми аккордами для гитары считаются аккорды, исполняемые на первых ладах грифа без использования приёма баре.Система графической записи аккордов наиболее проста для понимания начинающим гитаристам. На рисунке представлены три – четыре лада грифа гитары. Кружками обозначены места прижатия пальцами струн. Струны, не обозначенные такими кружками, звучат открыто (без прижатия пальцами), но все они составляют единый аккорд. Шесть горизонтальных линий обозначают струны гитары. Верхняя горизонтальная линия обозначает самую тонкую (первую) струну, нижняя линия – обозначение шестой струны. Вертикальные линии обозначают ладовые порожки (лады) грифа гитары. Каждый аккорд имеет своё буквенно – цифровое название: C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля. H – си B – си бемоль. Минор обозначается маленькой буквой m справа от заглавной буквы.  Am – ля минор. Отсутствие буквы m указывает, что это мажорный аккорд. F – фа мажор. Струна, отмеченная значком Х, не озвучивается. Арабские буквы обозначают пальцы левой руки 1 – указательный палец, 2 – средний,3 – безымянный, 4 – мизинец.

Здесь представлен простой аккорд ре минор (Dm) в графической записи:

Первая струна аккорда ре минор прижата на первом ладу, вторая прижимается на третьем, третья струна прижата на втором ладу. Четвёртая и пятая  струны не прижаты и звучат открыто. Шестая струна, отмеченная значком Х, не озвучивается.

Второй аккорд ля минор (Am) представленный ниже также относится к простым аккордам:

Первая струна не прижата и звучит открытой, вторая струна прижата на первом ладу грифа, третья струна прижата на втором ладу, четвёртая прижата так же на втором ладу, пятая и шестая струны звучат открытыми.

Третий простой аккорд ми мажор (E) в графической записи:

Как Вы заметили, аккорд ми мажор полностью по ладам повторяет позицию предыдущего аккорда ля минор, но с разницей постановки по струнам.

Итак, мы разобрали три первых простых аккорда в графической записи ре минор, ля минор и ми мажор. Если играть эти аккорды в определённом порядке, то получится аккомпанемент частушкам: ре минор, ля минор, ми мажор и снова ля минор далее опять ре минор, ля минор…Это весьма не плохое упражнение на постановку аккордов. Обычно все самоучки именно так и начинают.

Цифровая запись аккордов в табулатурах

Цифровая запись аккордов менее наглядна и представляет собой шестизначное число, где каждая цифра это номе лада, на котором прижимается струна. Отсчёт струн начинается с первой (самой тонкой) струны. Так в цифровой записи выглядят уже знакомые аккорды ре минор (13200Х), ля минор (012200) и ми мажор (001220).

От простых аккордов к сложным аккордам

Есть два варианта записи аккордов с приёмом баре. Аккорды с баре, это аккорды, где указательный палец зажимает одновременно несколько струн на грифе гитары. Римские цифры на схеме обозначают лад, на котором выставляется аккорд. Итак, рассмотрим цифровую запись аккорда соль мажор (G).

Этот аккорд можно записать как (334553), но и как Б3/001220. Б3 – баре на третьем ладу. Вторая запись может показаться не слишком обычной и малопонятной. Всё дело в том, что строй шестиструнной гитары даёт возможность, выучив простые аккорды на первых ладах грифа, при помощи приёма баре в разы увеличить знание гитарных аккордов. Указательный палец, исполняющий приём баре заменяет собой верхний порожек грифа гитары. Когда то я обучал игре на гитаре американцев из штата Монтана. Чтобы им стал понятен принцип постановки аккордов на грифе, пришлось разделить простые аккорды на три уровня. Обратите внимание на первые три аккорда, которые мы уже разобрали. Теперь осталось представить себе трёхэтажное здание, где первый этаж (уровень) это аккорд ре минор. Основное название аккорду даёт четвёртая открытая струна. Именно под этой четвёртой струной и расположен весь аккорд. Вторым уровнем будет аккорд ля минор – название ля аккорду даёт пятая открытая струна. Третий уровень это ми мажор – название ми от шестой открытой струны расположенной над этим аккордом.Рассмотрим подробно первый уровень – аккорд ре минор. Если этот аккорд поставить, но уже с баре на первом ладу грифа, то это будет ре диез минор (D#m), передвинув этот аккорд на следующий второй лад получим ми минор (Em) и т.д. Название аккорда меняется в зависимости от того на каком ладу будет поставлен приём баре и прижата четвёртая струна. Знание аккордов первого уровня полностью зависят от знания расположения нот (звуков) на четвёртой струне.

Название звуков на грифе гитары

Простой аккорд ля минор – аккорд второго уровня. Пятая открытая струна ля указывает на название аккорда. Такой же аккорд с баре на первом ладу будет называться ля диез минор (A#m), на втором си минор (Hm), на третьем до минор (Cm) и т.д.

Теперь подробно рассмотрим аккорды третьего уровня. Эти аккорды определяются по шестой струне.  Простым аккордом будет ми мажор. Приём баре на первом ладу превращает этот аккорд в фа мажор (F), передвинув его на второй  лад, получим фа диез мажор (F#), на третьем ладу это уже соль мажор (G) и т. д.

 

 

 

 

 Цифровые обозначения аккордов будут выглядеть так:Ми мажор______без баре_______001220Фа мажор______с баре на 1 ладу_Б1/001220Фа диез мажор_с баре на 2 ладу_Б2/001220Соль мажор____с баре на 3 ладу_Б3/001220

Надеюсь, стало понятно, что знание аккордов шестиструнной гитары на прямую зависят от знания нот (звуков) четвёртой, пятой и шестой струны от которых и строятся эти аккорды. Выучив простые мажорные, минорные и септаккорды на первых трёх ладах Вы с лёгкостью будете переносить их в другие позиции, а знание нот на струнах поможет определять их название.

Здесь представлены аккорды, которые можно использовать для построения с баре на всём грифе:

Простые аккорды — первый уровеньПростые аккорды – второй уровеньПростые аккорды – третий уровеньДля дальнейшего освоения простых гитарных аккордов перейдите на страницу «Аккорды для гитары для новичков в картинках».

www.guitarprofy.ru

Аппликатуры аккорда C

Полное название аккорда C

мажорный аккорд (мажорное трезвучие)

Состав аккорда C

Мажорное трезвучие образуется из основного тона C, большой терции E и малой терции (чистой квинты от основного тона) G.

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) - основной тон аккорда
  • Ми (E) - большая терция
  • Соль (G) - малая терция (чистая квинта от основного тона аккорда)

Возможные обозначения аккорда C

B#, B#M, B#maj, C, CM, Cmaj, H#, H#M, H#maj

Аппликатуры аккорда C

На схеме струны расположены сверху вниз с шестой по первую. Римские цифры над схемой - номера ладов. Арабские цифры в кружках на струнах - указание пальцев:

  1. указательный
  2. средний
  3. безымянный
  4. мизинец

Аппликатура аккорда C на 1 ладу

I

II

III

IV

V

X (Струна не играется)

C (До)

E (Ми)

G (Соль)

C (До)

E (Ми)

Как зажать аккорд C на 1 ладу:
  • Струны 1 и 3 остаются открытыми.
  • Струна 2 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу.
  • Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.

Аппликатура аккорда C на 3 ладу

I

II

III

IV

V

X (Струна не играется)

C (До)

G (Соль)

C (До)

E (Ми)

X (Струна не играется)

Как зажать аккорд C на 3 ладу:
  • Струны 1 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
  • Струны 2, 3 и 4 зажимаются безымянным пальцем на 5-ом ладу приемом баррэ. Такой прием взятия аккорда требует подготовки и гибкости безымянного пальца, поэтому этот аккорд можно взять зажав указательным пальцем 2, 3 и 4 струны приемом баррэ, а остальные струны зажать средним пальцем, безымянным и мизинцем.
  • Струна 5 зажимается указательным пальцем на 3-ом ладу.

Аппликатура аккорда C на 5 ладу

V

VI

VII

VIII

IX

C (До)

E (Ми)

G (Соль)

C (До)

E (Ми)

X (Струна не играется)

Как зажать аккорд C на 5 ладу:
  • Струна 1 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.
  • Струны 2, 3 и 4 зажимаются указательным пальцем на 5-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 7-ом ладу.
  • Струна 6 зажимается мизинцем на 8-ом ладу.

Аппликатура аккорда C на 8 ладу

VIII

IX

X

XI

XII

C (До)

G (Соль)

C (До)

E (Ми)

G (Соль)

C (До)

Как зажать аккорд C на 8 ладу:
  • Струны 1, 2 и 6 зажимаются указательным пальцем на 8-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 9-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается мизинцем на 10-ом ладу.
  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 10-ом ладу.

Аппликатура аккорда C на 12 ладу

XII

XIII

XIV

XV

XVI

X (Струна не играется)

X (Струна не играется)

E (Ми)

G (Соль)

C (До)

X (Струна не играется)

Как зажать аккорд C на 12 ладу:
  • Струны 1, 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
  • Струна 2 зажимается средним пальцем на 13-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается указательным пальцем на 12-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается безымянным пальцем на 14-ом ладу.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

gitarre.ru

Основные аккорды с баррэ на гитаре

В данном посте мы поговорим о том, что такое баррэ и как с его помощью играть аккорды.Баррэ – это приём игры на гитаре, при котором указательным пальцем левой руки (если же Вы левша и зажимаете струны правой рукой, то всё делается также, только для правой руки) зажимаются все струны на определённом ладу. Хотелось бы сказать, что ещё существует так называемое малое баррэ, когда указательным пальцем зажимаются 3 или 4 струны. Баррэ на гитаре при начальном освоении сложно даётся начинающим музыкантам, но это очень важный приём потому, что многие аккорды играются только с баррэ.

Как же играть баррэ? Чтобы правильно освоить этот приём сначала потренируйтесь зажимать указательным пальцем все струны на любом ладу. Проведите по струнам правой рукой. Все звуки должны чётко звучать. Это получится не сразу, поэтому основательно попрактикуйтесь. Теперь перейдём непосредственно к аккордам.

В предыдущем уроке мы рассмотрели основные аккорды для гитары и расположение нот на гитарном грифе. Для примера теперь рассмотрим аккорд Фа Мажор (F). Этот аккорд как раз играется с баррэ.

Аккорд F

Первым пальцем мы прижимаем все струны на первом ладу, второй палец зажимает третью струну на втором ладу, третий палец – пятую струну на третьем ладу, а четвёртый палец – четвёртую струну на третьем ладу. Напоминаю Вам, что первой нотой аккорда должна быть тоника, то есть нота Фа (F). Можно заметить, что без приема баррэ – это аккорд E, сдвинутый на один лад. Вот в этом то и кроется интересная особенность баррэ. Мы как бы сдвигаем верхний порожек, например, на один лад и наш аккорд повышается на полтона. Если сдвинуть аккорд F ещё на один лад, то получится аккорд F#.

Аккорд Fm

Он получается перемещением аккорда Em на один лад.

Приведу ещё несколько широко используемых аккордов с баррэ. Посмотрите сами, из каких аккордов они получаются и как именно.

Аккорд Hm

Для большей наглядности приведу фотографию того, как этот аккорд берётся на гитаре.

Аккорд H

Аккорд Gm

Аккорд Cm

Итак, сегодня мы с Вами разобрали то, как зажимать баррэ и освоили несколько аккордов с баррэ. Как и в предыдущем уроке даю вам всё тот же совет: учитесь правильно и быстро ставить данные аккорды. Желательно также потренироваться переходить с одного аккорда на другой.Всем удачи!

Советуем также прочитать:

на Ваш сайт.

guitarprofi.ru

Гармония и лады - Уголок музыканта-исследователя

Гармония и лады

Предлагаю вниманию читателя небольшой конспект по основам музыкальной гармонии и импровизации. В Сети можно найти достаточно материалов на эту тему, в данном же конспекте лишь обозначены основные направления, в которых должен продвигаться музыкант-любитель в процессе своего развития.

"Что играть, когда не знаю, что играть?" - попробуем найти ответ на этот вопрос ;)

Структура аккордов

Аккорды состоят из нескольких нот, расположенных по терциям. В зависимости от количества и вида терций, различают несколько классов аккордов.

Основные классы аккордов

Во всех перечисленных классах аккордов расположенные большая и малая терции образуют чистую квинту, благодаря чему звучание аккордов становится достаточно слитным и наполненным.

Расположение терцового тона (в трезвучии он находится посередине) определяет класс, и звучание аккорда.

Существуют и другие классы аккордов, отличающиеся количеством ступеней, или их альтерацией.

Ноты, составляющие аккорд, могут быть перемещены в разные октавы, или удвоены в других октавах. Ниже приведены примеры разных вариантов одного и того же аккорда:

<d' fis' a'>1 <d' a' fis''>1 <d' fis' a' d''>1 <fis' a' d''>1 <a' d'' fis''>1

Обозначения гитарных аккордов

В современной эстрадной музыке часто используются "гитарные" обозначения аккордов, поэтому их полезно знать не только гитаристам.

Аккорды обозначаются по их основному тону буквами латинского алфавита, начиная от ноты ЛЯ.

  • A - ЛЯ
  • B - СИ
  • C - ДО
  • D - РЕ
  • E - МИ
  • F - ФА
  • G - СОЛЬ

Различные классы аккордов обозначаются следующим образом

  • Мажорное трезвучие - обозначается просто одной буквой, например: C - до-мажорное трезвучие
  • Минорное трезвучие - к латинской букве добавляется "m", например: Gm - соль-минорное трезвучие
  • Доминантсептаккорд - к латинской букве добавляется "7", например: G7

Для обозначения аккордов, построенных на альтерированных ступенях используются соответствующие знаки альтерации, например: E♭ - ми-бемоль-мажорное трезвучие, F♯m - фа-диез-минорное трезвучие.

Для обозначения альтерации отдельных ступеней аккорда используются знаки "+" и "-" перед цифрами, обозначающими альтерируемые ступени, например: C7-5 - доминантсептаккорд от ноты ДО с пониженной пятой ступенью, Bm-5 - уменьшенное трезвучие (минорное с пониженной квинтой).

Аккорды в тональности

Полезно запомнить, какие классы аккордов образуются на разных ступенях тональности.

Трезвучия на ступенях натурального мажора (на примере до-мажора)

  1. мажорное (C)
  2. минорное (Dm)
  3. минорное (Em)
  4. мажорное (F)
  5. мажорное (G)
  6. минорное (Am)
  7. уменьшенное (Bm-5)

Трезвучия на ступенях натурального минора (на примере ля-минора)

  1. минорное (Am)
  2. уменьшенное (Bm-5)
  3. мажорное (C)
  4. минорное (Dm)
  5. минорное (Em)
  6. мажорное (F)
  7. мажорное (G)

На главных ступенях лада (I, IV, V) образуются трезвучия, соответствующие наклонению лада, т.е. в мажоре - мажорные, в миноре - минорные. На остальных ступенях образуются трезвучия противоположного класса.

Замены аккордов

Часто в целях усложнения, или наоборот - упрощения, гармонической схемы используются замены аккордов.

Замены аккордов производятся по принципу подбора аккорда, максимально похожего на имеющийся. Степень "похожести" аккордов выражается в количестве общих звуков.

Часто используемые замены аккордов

  • Терцовая (медиантовая) - аккорд (трезвучие) заменяется аккордом этой же тональности, отстоящим на терцию вверх или вниз. Новый аккорд имеет с исходным два общих звука, но принадлежит к другому классу, что позволяет порой разбавить минор мажором, или, напротив, подкрасить мажор минором. Солист может рассматривать такие аккорды как единый аккорд, и, соответственно, обыгрывать их одним и тем же звукорядом.
  • Тритоновая - широко используется в джазе для замены доминантсептаккордов. Основана на энгармонизме доминантсептаккордов с пониженной квинтой, отстоящих на тритон. Такая замена позволяет заменить кварто-квинтовые последовательности аккордов на хроматические, и наоборот.
Замена II-V

Вместо доминантсептаккорда можно взять (причем на сильную долю) минорный аккорд с секстой, отстоящий от него на кварту ниже (или квинту выше), поскольку он содержит те же звуки, что и доминантовый нонаккорд. Следующая диаграмма иллюстрирует взаимозаменяемость аккордов C9 и Gm6:

{"drawGroups":true}!C9/Gm6:c@root#0a0;d@#0a0;e@#0a0;g@#0a0;bes@#0a0;g@root#00f;bes@#00f;d@#00f;e@#00f

На этом принципе основана замена доминантсептаккорда последовательностью, в которой перед ним берется аккорд второй ступени соответствующей тональности. Например, в тональности до-мажор, доминантсептаккорд G7 (аккорд пятой ступени) может быть заменен последовательностью Dm7 G7.

Гармонические функции

Поскольку музыкальный лад создает систему тяготения звуков, трезвучия, построенные на разных ступенях лада, также взаимодействуют друг с другом в плане тяготения.

Выделяют три основные гармонические функции:

  • Тоника (T) - образуется на первой ступени лада, является "центром тяготения" - в нее в конечном итоге разрешаются все гармонические последовательности.
  • Субдоминанта (S) - образуется на четвертой ступени лада, характеризуется направлением гармонического движения от тоники.
  • Доминанта (D) - образуется на пятой ступени лада, характеризуется сильным тяготением в тонику.

Таким образом, основное направление тяготения выглядит следующим образом: T -> S -> D - > T.

Трезвучия, располагающиеся на побочных ступенях лада часто имеют двойную функцию. Например, трезвучие третьей ступени сочетает в себе функцию слабой доминанты и тоники, трезвучие шестой ступени - слабой субдоминанты и тоники.

Трезвучия, располагающиеся на вводных по отношении к тонике ступеням - второй и седьмой не имеют с тоникой общих звуков, и поэтому выполняют функцию очень сильной (но не основной) доминанты (седьмая ступень) и очень сильной (но не основной) субдоминанты (вторая ступень).

Обыгрывание аккордов

Мелодические инструменты, не имеющие возможности извлекать одновременно несколько нот (духовые, отчасти смычковые струнные) для обыгрывания аккордов могут использовать следующие звукоряды:

  • арпеджио
  • пентатоника
  • диатоника
  • система вводных тонов
  • симметричные лады
Арпеджио

Арпеджио представляет собой звукоряд, состоящий исключительно из звуков соответствующего аккорда. Это похоже на игру "перебором" на гитаре. При игре арпеджио мелодическая линия полностью сливается с гармонией.

Пентатоника

Пентатоника представляет собой пятиступенный звукоряд, состоящий из арпеджио аккорда, и двух дополнительных ступеней.

При обыгрывании мажорных аккордов к арпеджио добавляются вторая и шестая ступени, при обыгрывании минорных - четвертая и седьмая. Например, на до-мажорное трезвучие можно играть пентатонику ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ-ЛЯ.

c'1 d' e' g' a'

На ля-минорное трезвучие - пентатонику ЛЯ-ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ. Как видно, это та же пентатоника, что и для до-мажора - здесь также действует принцип параллельных тональностей.

a'1 c'' d'' e'' g''

Для получения блюзовых интонаций можно играть на мажорную гармонию пентатонику одноименного минора. Для усиления эффекта можно добавить к ней пониженную пятую ступень.

Хотя пентатоника уже отличается от простого арпеджио, тем не менее, она достаточно легко ложится на гармонию, и ей можно легко обыгрывать даже несложные последовательности аккордов.

Вы никогда не промахнетесь мимо тональности, если будете на каждый мажорный аккорд играть мажорную пентатонику, а на каждый минорный - минорную.

Диатоника

Диатоника - семиступенный звукоряд. Его можно получить, добавив к пентатонике еще две ноты. По сравнению с пентатоникой диатоника звучит более ярко и полно. Типичные примеры диатоники - натуральные мажорная и минорная гаммы.

Из-за того, что диатоника включает в себя больше нот, она сильнее привязана к тональности, чем пентатоника. Если для обыгрывания аккорда пентатоникой достаточно было просто различать мажор и минор, в случае с диатоникой требуется также учитывать положение аккорда в тональности.

Основные виды диатоники, используемые для обыгрывания аккордов:

Класс аккорда Гамма
Мажорное трезвучие

Натуральный мажор - хорош для мажорной тоники. Строится по схеме тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

c'1 d' e' f' g' a' b' c''

Лидийский лад - натуральный мажор с повышенной четвертой ступенью, хорош для субдоминанты в мажоре, или просто чтобы добавить "света".

c'1 d' e' fis' g' a' b' c''

Миксолидийский лад - натуральный мажор с пониженной седьмой ступенью, хорош для обыгрывания доминанты в мажоре или гармоническом миноре, или просто чтобы добавить "блюзовой" окраски.

c'1 d' e' f' g' a' bes' c''

Минорное трезвучие

Натуральный минор - хорош для минорной тоники. Строится по схеме тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

c'1 d' es' f' g' aes' bes' c''

Фригийский лад - натуральный минор с пониженной второй ступенью, хорош для доминанты в натуральном миноре, или просто чтобы добавить "востока".

c'1 des' es' f' g' aes' bes' c''

Дорийский лад - натуральный минор с повышенной шестой ступенью, хорош для обыгрывания субдоминанты в натуральном миноре, или просто чтобы убрать из минора излишнюю "лирику".

c'1 d' es' f' g' a' bes' c''

Доминантсептаккорд Используется описанный выше миксолидийский лад.
Система вводных тонов

Система вводных тонов образуется добавлением к аккордовым тонам дополнительных вводных тонов, располагающихся на секунду выше и секунду ниже. Вводные тона тяготеют к ближайшим аккордовым тонам, "опевают" их.

Поскольку секунды могут быть большими и малыми, возможны разные варианты построения вводных тонов.

Самый простой вариант - когда вводные тона соответствуют диатоническим ступеням. В таком случае, система вводных тонов расширяет арпеджио до диатоники. В плане музыкального материала это не дает ничего нового, но порой позволяет исполнителю по-новому взглянуть на материал, сформулировать какие-то новые идеи.

Более изощренный способ - использование хроматических ступеней. В таком случае система вводных тонов выходит за рамки тональности, расширяет диатонику, позволяет добиваться более напряженного звучания. Естественно, использовать этот прием надо строго дозированно. Наиболее распространенный вариант - верхний вводный тон отстоит от аккордового тона на большую секунду, а нижний - на малую.

Симметричные лады

Симметричные лады состоят из ступеней, распределенных на одинаковые интервалы.

Оливье Мессиан называл такие структуры ладами ограниченной транспозиции, т.к. при транспонировании они очень быстро отображаются сами в себя. Это свойство симметричных ладов делает удобным их разучивание и использование в разных тональностях.

Симметричные лады выходят за пределы тональности, поэтому использование их в чистом виде создает довольно напряженное звучание, что, впрочем, бывает полезно в кульминациях, или при обыгрывании доминантовых гармоний. Чтобы смягчить звучание симметричных ладов можно использовать их отрезки в комбинации с диатоникой или пентатоникой.

Некоторые виды симметричных ладов:

Симметричный лад Возможные транспозиции Описание
Хроматическая гамма 1

Образуется двенадцатью ступенями, отстоящими друг от друга на полутон. Хроматическая гамма всего одна, транспонировать ее бесполезно.

c'1 cis' d' dis' e' f' fis' g' gis' a' ais' b'

Целотонная гамма 2

Образуется шестью ступенями, отстоящими друг от друга на тон. В природе таких гамм всего две - одна строится от ноты ДО, вторая - от ДО-диез.

c'1 d' e' fis' gis' ais'

cis'1 dis' f' g' a' b'

Целотонная гамма удобна при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов.

Уменьшенная гамма 3

Простейший вариант уменьшенного лада - арпеджио уменьшенного септаккорда, т.е. четыре ступени, отстоящие на малую терцию друг от друга.

c'1 es' ges' a'

cis'1 e' g' ais'

d'1 f' aes' b'

Другой вариант - восьмиступенная "гамма Римского-Корсакова", строящаяся по схеме "тон-полутон".

Уменьшенную гамму можно транспонировать только два раза, на третий раз она повторяет исходную.

Уменьшенные гаммы удобны при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов.

Благодаря равноправию ступеней в симметричных ладах, такие лады удобно использовать при модуляции для перехода из одной тональности в другую. Гамму исходной тональности сопоставляем с родственным ей симметричным ладом, после чего ступени этого лада переосмысляем в контексте новой тональности.

www.perji-otmetiny.ru