Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары. Лады флажолеты


Натуральный флажолет на гитаре — как его делать и употреблять в аккомпанементе и при игре мелодий

В данной статье речь пойдет о таком специфическом приеме игры на струнных инструментах (в том числе на гитаре и бас-гитаре) как флажолет. Мы рассмотрим виды флажолетов, приемы извлечения (как делать флажолеты), а также их использование при аккомпанементе и игре мелодий. Итак, разберемся, что такое флажолет.

Флажолет — это специфический прием на струнных инструментах (гитаре, скрипке, бас-гитаре и прочих), дающий характерный свистящий звук, похожий на звук флейты. Кстати, со старофранцузского слово «флажолет» так и переводится — «флейта».

 

 

Какие бывают флажолеты:

  • натуральные;
  • искусственные;
  • медиаторные;
  • теппинг-флажолеты;
  • слайд-флажолеты.

Мы остановимся только на одном виде флажолетов и далее при слове «флажолет» будет подразумевать только «натуральный флажолет».

 

 

Как делать флажолет

Правая рука извлекает звук как обычно, как любой другой звук на струне, пальцем или медиатором (на бас-гитаре я пробовал даже слэпом). А вот левая делает немного необычные движения. Левая рука не прижимает струну к ладу, а просто слегка прикасается к струне в узловой точке и сразу, моментально, снимается. Время снятия руки со струны регулируется слухом, чтобы звук извлеченного натурального флажолета был чистым, прозрачным и ярким.

 

 

Где же находятся эти узловые точки?

Дело в то, что струна не только звучит как целое тело, но и частями. Если струну поделить на целое количество частей, то в точках такого деления и будут находиться эти пресловутые узловые точки.

Так, половина струны — это 12 лад, третья часть — 7 лад, четверть — 5 лад. Все остальные узловые точки можно увидеть на на следующей схеме.

 

Рис 1.

Так же эту схему можно представить в несколько ином виде. С перечнем нот, извлекаемых на шестиструнной гитаре (стандартный строй) приемом «натуральный флажолет».

 

Рис 2.

Но я не рекомендую запоминать ноты, ведь часто строй гитары бывает отличным от стандартного. В альтернативных строях схема натуральных флажолетов стандартного строя не действует. Куда эффективней запоминание флажолетов как интервалов от звучания открытых струн.

Октавные натуральные флажолеты получаются в местах деления струны на части: 1/2, 1/4, 1/8; Или по ладам: 12, 5 и за вторым ладом соответственно.

Квинтовые — на 1/3 длины струны(7 лад) и 1/6 струны (за третьим ладом).На четвертом ладу (1/5 струны) можно извлечь ноты, отстоящие от открытых струн на большую терцию (мажорную).

Септиму образуют с открытыми струнами ноты флажолетов, которые берут на 1/7 лада (перед третьим ладом). Они звучат немного фальшиво, поэтому их употреблять как опорные ноты не рекомендуется.

Секунду образуют с открытыми струнами ноты флажолетов, которые берут на 1/9 лада (второй лад). Если делить струну на более мелкие части, то флажолеты рискуют быть неразборчивыми.

Также ноты всех натуральных флажолетов можно выписать на нотный стан. После этого видно, что они образуют собой полные гаммы D-мажор (H-минор), A-мажор(F#-минор) и неполную E-мажор (C#-минор), без ноты «ре-диез» в гамме, и неполную G-мажор (E-минор), без ноты «до» в гамме.

А теперь предлагаю несколько упражнений, чтобы разобраться на практике в том, как делать флажолеты.

 

 

Упражнение 1. Настройка (для кого — только проверка настройки) гитары с помощью флажолетов.

Все пары натуральных флажолетов должны звучать одинаково (в унисон). Обратите внимание на четвертый такт, здесь флажолет звучит с открытой струной.

 

Упражнение 2. Гаммы.

 

 

 

 

Упражнение 3. Флажолет на гитаре и мелодии.

3.1. Комбинирование простых нот и флажолетов. Металлика, вступление к песне Welcome Home (Sanitarium).

(Со всеми табами GTP группы Metallica, упакованными в один красивый архив, можно ознакомиться по указанной ссылке).

 

 

3.2. Эта популярная песенка звучит исключительно на флажолетах. Jingle Bells. Ля-мажор.

Упражнение 4. Флажолет на гитаре в аккомпанементе.

4.1. Еще одна популярная песня группы Металлика Nothing Else Matters.

4.2. «Кода» от Сергея Маврина просто напичкана натуральными флажолетами. Ее надо приводить всю полностью. Поэтому она только добавлена в архив, а здесь не приводится.

4.3. Идея с натуральными флажолетами реализована в партии баса. Ария «Память о…»

Все нотные примеры в формате JPG и Guitar Pro 5 можно скачать бесплатно по ссылке ниже.

Размер архива: 612,96 Кб

Скачать с Turbobit.net

u-rock.com.ua

Расположение флажолетов на грифе гитары



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Урок 3. Флажолеты

Во первых начнём с того что 12-й лад делит наши струны ровно на две части. Т.е. длина натяжки от струнодержателя до 12-го лада = длине от головки грифа (а непосредственно с того места, где струны начинают натягиваются – порожек с вырезами) до 12-го лада. Мы все знаем что, когда гитару «проверяют» на то, строит она или нет, то сравнивают звук флажолета на 12-м ладу и просто звук на зажатом 12-м ладу. Вывод: флажолет на 12-м ладу абсолютно идентичен ноте на нём же. На каких ладах можно ставить флажолеты (прошу вас не путать лад с промежутком между двумя ладами, лады — это есть металлические ребра на грифе ):

4-й лад — поднимает ровно на две октавы ту ноту, которая находится на этом ладу.. 5-й лад — поднимает на 9.5 тона ту ноту, которая на этом ладу(т.е идентичен ноте на 24-ом ладу этой струны) 7-й лад — поднимает ровно на октаву ту ноту, которая находится на этом ладу.. 9-й лад — поднимает на 9.5 тона ту ноту, которая находится на этом ладу 12-й — идентичен самой ноте на 12-м ладу.

Говорить о флажолетах выше 12-го лада нет смысла т.к. они повторяются в зеркальном отражении. Только в симметрия их идёт не по ладам а по расстоянию от 12-го лада. Например флажолет на 9-м ладу = флажолету на 16-м. Заметьте что они находятся на разном расстоянии от 12-го лада относительно кол-ва ладов (12-9=3,а 16-12=4), но на одинаковом расстоянии относительно длины (прямо линейкой можно померить).

Также флажолет на 5-м ладу = флажолету на 24-м ладу, можно взять линейку и померить.А флажолет на 4-м равен флажолету около звукоснимателя, уже не над грифом…

А ещё флажолет на 4-м равен флажолету на 9-м – этот вывод можно было сделать из определений которые я дал: разница между 4-м и 9-м -2.5 тона .Флажолет на 4-м даёт прирост 12 тонов (две октавы),а флажолет на 9-м даёт прирост в 9.5 тонов, а 12-9.5=2.5, а это и есть разница между 4-м и 9-м ладом…арифметика простая. Так же флажолет на 24-м равен самой ноте на этом ладу и т.д. в общем сами поэкспериментируйте…

Я всегда имел ввиду одну струну на которой мы ставим флажолеты(струну можно брать любую).Из того что я сказал выше можно понять как настраивают гитару по флажолетам — мой самый любимый способ настраивать гитару…А если в это хорошенько вникнуть и понять-то можно с помощью флажолетов и искусственных флажолетов сочинять и играть мелодии, например «В лесу родилась ёлочка» и т.п.

Итак, как делать флажолеты...

Искусственные флажолеты ставить так: зажимаешь любую струну на любом ладу, и представляешь как будто это нулевой лад этой струны, потом пользуясь той инструкцией, которую я дал выше ставить любые флажолеты. Только тут есть одна деталь – правой рукой надо сначала ударить по струне, а потом легонько заглушить в нужном месте для извлечения этого самого флажолета. Для новичков это не простая задача, но научиться их делать быстро и точно не проблема — главное захотеть?.В «альтернативе» флажолеты в основном используют в рифах, их очень активно используют гитарист из Disturbed, бывший гитарист Limp Bizkit Вес Борланд и т.д. Я тут написал один Gp-пример, там два рифа, в каждом используются натуральные флажолеты. Пример этот для того чтобы лучше понять применение флажолетов в «альтернативе».

Надеюсь теперь использование флажолетов на электрогитаре не составит больших трудов, а будет только в радость.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Флажоле́т (старофр. flageolet — флейта) — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.

Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.

При игре на струнных инструментах различают натуральные (естественные) и искусственные флажолеты. При исполнении натурального флажолета звучащий отрезок струны сверху ограничен верхним порожком, иначе говоря, используется вся длина открытой струны.

При искусственном флажолете струна зажимается на любом ладу, правой рукой защипывается струна и одновременно ее касается один из пальцев той же руки.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расположение флажолетов на грифе гитары

  • 1/2 струны: 12-ый лад, октава тоники
  • 1/3 струны: 7-й лад, октава + квинта
  • 1/4: 5-ый лад, две октавы тоники
  • 1/5: 4-й лад, две октавы + терция
  • 1/6: 3.2-ый лад (между 3-им и 4-ым ладом, ближе к третьему), две октавы + квинта
  • 1/7: 2.9-ый лад (с другой стороны 3-ого лада), две октавы + малая септима
  • 1/8: 2.3-ый лад, три октавы
  • 1/9: 2-й лад, три октавы + секунда

Типы флажолетов

Флажолеты бывают трёх типов:

  1. Натуральные - это очень подробно описано во многих источниках, от себя мне нечего к этому прибавить.
  2. Искусственные флажолеты, идущие из техники игры на классической гитаре. Здесь тоже всё очень просто - нота зажимается левой рукой на ладу Х и бьётся (тепается) пальцем правой руки по той же струна на ладу X+12. Такие флажолеты можно часто видеть и слышать у Ван Халена. Например его Spanish Fly начинается именно ими.
  3. Искусственные флажолеты на электрогитаре. Идея следующая: нота защипывается как при обычной игре, но одновременно с защипыванием струна глушится какой-нибудь частью правой руки.

megapredmet.ru

Настройка гитары флажолетами: как настроить, фото, флажолеты

Если вы хотите научиться настраивать гитару наиболее точно с помощью вашего слуха,  то настройка с помощью натуральных флажолетов или гармоник — это то, что вам нужно. Эта техника позволит вам идеально настроить  ваш инструмент самостоятельно без использования онлайн тюнеров. Хотя я по прежнему советую вам использовать электрический или цифровой тюнер в особых ситуациях или же если вы играете с группой.

Хочу заметить, что в данной статье будет рассмотрен метод настройки стандартного строя в E (Ми). 

 

Настройка гитары с использованием натуральных флажолетов

Натуральные флажолеты — это звуки, которые извлекаются без зажатия пальцем струны на определённом ладу.  Хочу подметить, что существуют множество способов извлекать флажолеты, но самый простой способ получить натуральный флажолет — это сыграть его на 12-м, 7-м или 5-м ладах.

Прежде всего вам нужно научиться играть флажолеты, а уже после вы сможете самостоятельно настраивать свой инструмент используя эту технику.

 

Как играть флажолеты (гармоники)

Для того чтобы сыграть флажолет, поставьте свой безымянный или любой другой палец сверху над 12-м ладом 6-й струны. Теперь положите верхнюю фалангу этого пальца на струну (как на картинке), но не в коем случае не прижимайте, просто едва прикоснитесь к струне.Теперь вам необходимо извлечь звук правой рукой (если вы правша). Просто сыграйте эту струну медиатором или пальцем как вы делаете это обычно. После этих действий вы должны услышать звук, похожий на звучание колокольчика. Для более чистого и продолжительного звучания немедленно убирайте безымянный палец от струны, сразу после того, как вы её сыграли. После небольшой практики, вы сможете играть натуральные флажолеты без особых усилий. Натуральные флажолеты так же можно сыграть на 5 и 7 ладах. Проделайте все те же действия, что я описал выше. Если флажолеты не звучат так же чисто и громко, как на 12 ладу, просто убедитесь, что вы положили свой палец прямо по середине порожка и не зажимаете его.

Теперь давайте научимся, как настраивать свою гитару использую флажолеты.

 

Настройка гитары с помощью флажолетов (гармоник)

Настройка гитары с использованием флажолетов очень похожа на стандартный метод настройки гитары, где мы используем ноты других струн, чтобы настроить гитару.

Прежде всего убедитесь, что 6-я (самая толстая) струна  была настроена в ноту E (Ми) правильно, для этого используйте онлайн камертон или тюнер.Следуйте следующим шагам:

  • Настраиваем 5-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 6-й струны и флажолет на 7-м ладу 4-й струны. Если ноты звучат одинаково, значит струна настроена правильно, если нет, то подкрутите колок, который отвечает за 5-ю струну так, чтобы флажолет на 6-й струне звучал в унисон с 5-й струной.
  • Настраиваем 4-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 5-й струны и флажолет на 7-м ладу 4-й струны. По аналогии с пунктом 2. Подкрутите колок на 4-й струне так, чтобы флажолеты звучали в унисон.
  • Настраиваем 3-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 4-й струны и флажолет на 7-м ладу 3-й струны. Подкрутите колок на 3-й струне так, чтобы флажолеты звучали в унисон.
  • Настраиваем 2-ю струну. Сыграйте флажолет на 7-м ладу 6-й струны и открытую 2-ю струну. Подкрутите колок на 2-й струне так, чтобы флажолет на 6-й струне звучал в унисон с открытой 2-й струной.
  • Настроим 1-ю струну. Сыграйте флажолет на 5-м ладу 2-й струны и флажолет на 7-м ладу 1-й струны. Подкрутите колок на 1-й струне так, чтобы флажолеты звучали в унисон.

Поздравляю! Если вы всё сделали правильно, то гитара гитара настроена.

Когда сравниваете два флажолета между собой, они должны звучать как одна и та же нота. Если ноты не совпадают по звуку, то вы точно услышите характерное «рябение» в звуке. Это очень похоже на своеобразные волны в звуке, которые подчёркивают его нестабильность. Чем дальше вы от корректной настройки, тем быстрее будут выражаться эти пульсации, соответственно чем ближе — тем они меньше. В конечном итоге они исчезнут, после того, как вы настроите струну в унисон с другой. Честно говоря, это довольно сложно объяснить на словах, но с практикой вы будите слышать эти вибрации каждый раз, когда струна настроена неправильно.

proguitarworld.ru

Легато и флажолеты на гитаре

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 21

Приём легато и исполнение флажолетов на гитаре на примере пьесы Шоро Д. Семензато

На этом уроке переходим к не сложной красивой пьесе бразильского гитариста Домингоса Семензато Domingos Semenzato (1908-1993) Шоро. В зарубежных нотных изданиях это Шоро называется «Divagando», что в переводе с португальского означает «Блуждание». Для того чтобы сыграть «Divagando» Вам придётся познакомиться с натуральными флажолетами и вспомнить тему 15го урока в котором рассказывалось о восходящем и нисходящем легато.

Восходящее легато

На уроке № 15 всё было гораздо проще, так как там приём легато игрался с открытой струной, здесь же мы имеем дело с тем видом легато, где при его исполнении используется закрытая струна. Ниже приведён пример, где на Vм и VIIм ладах третьей струны записан приём легато.Первый такт приём «легато» при восходящем порядке: поставьте первый палец на Vй лад третьей струны и извлеките звук, после чего резко сильным ударом сверху вниз опустите третий палец на VIIй лад без участия правой руки. У Вас должен получиться звук чуть тише того, что Вы сыграли на Vм ладу извлекая звук правой рукой. О обозначениях приёма легато в табулатурах тема следующего урока.

Нисходящее легато

Второй пример на нисходящее легато на этом же снимке: поставьте первый палец на Vй, а третий палец на VIIй лады третьей струны. Сыграйте ноту ре прижатую третьим пальцем на VIIм ладу извлекая звук правой рукой после чего резко оторвите палец вниз (в сторону) по направлению ко второй струне при этом у вас должен прозвучать звук до который Вы удерживаете первым пальцем на Vм ладу. Так без помощи правой руки у Вас должен прозвучать звук до. Как видите, чтобы сыграть нисходящее легато на закрытой струне требуется, чтобы в процессе игры был подготовлен палец на ноте которая должна прозвучать следующей. В процессе игры легато внимательно следите за тем, чтобы длительность звуков соответствовала написанной в нотах. Если у Вас не получаются точные длительности то сначала поиграйте пьесу без легато, чтобы привыкнуть к правильному звучанию. Очень полезно играть гаммы на легато, в этом случае пальцы левой руки работают по максимуму и эффект от такой игры максимален.

Легато на разных струнах

Бывают случаи, что ноты залигованы, но находятся на разных струнах. В этом случае первый звук исполняется как обычно правой и левой рукой, а второй звук исполняется просто только левой ударом сверху вниз.

Как играть флажолеты на гитаре

Флажолеты это ещё одна краска восхитительной звуковой палитры гитары. На этом уроке мы затронем только натуральные флажолеты, которые встречаются в этой пьесе. Натуральные флажолеты играются строго на определённых ладах гитары Vм, VIIм, и XIIм. Ярче всего они звучат именно на XIIм ладу, так как этот лад делит струну ровно пополам, по этой причине будем пробовать учиться играть флажолет именно на этом ладу. Коснитесь первой струны точно над XIIм ладовым порожком но не прижимайте её. Далее одновременно с извлечением звука пальцем правой руки палец левой снимается (поднимается). Если Вы всё сделали правильно, то услышите высокий звук-обертон. Теперь рассмотрим причины, по которым не удаётся сыграть флажолет.1. Палец левой руки не точно касается струны над ладовым порожком.2. Палец левой руки снимается не одновременно с извлечением звука, а позже или раньше.3. Палец левой руки сильно прижимает, а не касается струны.

В Шоро флажолеты исполняются на пятой и четвёртой струне над VII ладом и обозначены ромбовидными нотами с надписями сверху Harm и арабской цифрой 7.Шоро не сложная пьеса, но она уже больше предыдущих и потребуется время, чтобы выучить и играть эту пьесу. Первые два такта Шоро играются на аккордах Am/C, E7, Am далее идёт такт с барре на II ладу затем Dm. Если Вы таким образом проанализируете пьесу, то выучить её будет на много проще.

В последнем такте пьесы Шоро впервые встречается знак фермата (fermata) означающий остановку.  Он обозначен дугой с точкой под ней, исполнитель должен в этом месте увеличить длительность звука по своему усмотрению, причём остановка не означает прерывание звука, а именно увеличение его длительности.  В Шоро нот со знаком ферматы сразу три: ми, ля и до. Немного увеличив длительности указанных нот, вы очень плавно и красиво вернётесь к первой части произведения.

ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК №20          СЛЕДУЮЩИЙ УРОК №22

www.guitarprofy.ru

Флажолеты

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Рад приветствовать тебя во втором уроке о технических приемах. Ты без сомнения уже стал мастером в использовании пулов, хаммеров, слайдов, трелей и тремоло. Если нет, то, возможно, имеет смысл вернуться к уроку технические приемы - основы. В этом уроке мы поговорим о таком приеме, как флажолет. Флажолет это прием игры на музыкальном инструменте, при котором извлекается обертон. Существует три основных типа флажолетов - натуральный, искусственный и теппинговый.

Но сначала несколько советов по настройке гитары.

 

НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ

Мензура это расстояние от верхнего порожка до бриджа. Фактически это длина той части струны, которая звучит. Настроить ее несложно. Есть два способа.

 

  1. По тюнеру: Струна, зажатая на 12 ладу должна издавать ту же самую ноту, что и открытая струна, звучащая октавой выше. Если струна звучит ниже, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада больше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Значит, мензуру нужно укоротить. Если струна звучит выше, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада меньше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Мензуру нужно удлинить. Все, что тебе понадобиться для отстройки мензуры – это отвертка и тюнер. На бридже находятся ползунки. Чем ближе ползунок к бриджу, тем длиннее струна и наоборот. Надеюсь, дальнейшие пояснения не требуются.
  2. На слух: флажолет над 12 ладом должен звучать так же, как эта же струна, зажатая на 12 ладу. Мензура регулируется по тому же принципу и все теми же ползунками.

 

ВЫСОТА СТРУН

Струны своим натяжением выгибают гриф по форме лука. Анкерный стержень, препятствуя этому, выгибает гриф в противоположную сторону. В первую очередь необходимо ослабить анкер, чтобы под струной образовался небольшой прогиб. Затем натягивай анкер, пока четвертая, пятая и шестая струна не начнут звенеть об лады при игре от первого до седьмого лада. Причем, мягкое звукоивлечение не должно вызывать звона. Во время регулировки следи за строем гитары.

 

УСТАНОВКА СТРУН

Способов конечно много и каждый выбирает что-то свое. Вот один из возможных вариантов установки струн, который я нашел где-то на просторах интернета. Может, будет кому-нибудь полезен.

1. Протягиваем струну в отверстие колка так, чтобы оставался запас для нескольких витков струны на колке (об их количестве далее).

2. Начинаем поворачивать колок в нужном направлении, в каком - догадаетесь сами.

3. Во время намотки первого или первых двух витков следим за тем, чтобы они были над отверстием в колке и соответственно над струной, протянутой в колок.

4. Все остальные витки под отверстием. Таким образом, получилось, что хвостик струны зажат между витками. Это добавит надежности вашему строю.

5. Некоторые в добавление к этому протягивают хвостик струны опять в отверстие колка, получая что-то вроде узелка.

 

Примерное количество витков на колке:

 

  • 1 струна - 4-5
  • 2 струна - 4
  • 3 струна - 2-3
  • 4 струна - 2
  • 5 струна - 2
  • 6 струна - 2

 

При намотке струн на колок многие допускают грубейшую ошибку: пропускают струну в отверстие колка, а затем наматывают струну на колок путем накидывания петель поверх колка. Так делать категорически не рекомендуется, так как струна скручивается и приобретает свойства сходные с пружиной. Результат - испорченный звук струны, потеря сестрина, невозможность точной настройки.

 

Струны не рекомендуется ставить больше одного раза, а если и ставишь снятые, то нужно делать это очень аккуратно и следить за тем, чтобы на струне на протяжении мензуры (в остальных местах это менее актуально) не образовывались эдакие сгибы: ___/\___ Сия неприятность при натяжении струн может и исчезнет, но только визуально, а вот на звуке это отразится сильно: потеря сустэйна, отвратительные высокочастотные вибрации (особенно при игре с distortion), настройка мензуры.

 

НАТУРАЛЬНЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Натуральный флажолет по своему звучанию порой напоминает колокольный звон. Сейчас я объясню физические основы его звукоизвлечения. Так колеблется открытая струна:

 

Если же ее колебание остановить посередине, то она будет вибрировать следующим образом:

 

В этот раз струна вибрирует в два раза быстрее, а, следовательно, и звучит на октаву выше. Чтобы исполнить такой флажолет просто поставь палец на струну прямо над двенадцатым ладом, НО! не прижимай ее. Просто слегка коснись прямо над металлическим порожком. Извлеки ноту и сразу же убери палец.

 

Надеюсь, принцип понятен – флажолет можно извлечь там, где струна делиться на равные части. Над седьмым либо девятнадцатым ладом струна делиться на три части.

 

Этот флажолет будет звучать на октаву с квинтой выше открытой струны.

 

Над пятым ладом струна делиться на четыре равные части. Этот флажолет будет звучать на две октавы выше открытой струны.

 

Серию флажолетов можно, конечно, продолжить, однако их будет все сложнее и сложнее исполнять.

Упражнение 1. Здесь, как ты видишь, присутствует флажолет, взятый на четвертом ладу.

 

Упражнение 2. И еще одно упражнение, в котором будешь извлекать по два натуральных флажолета одновременно.

 

ИССКУСТВЕННЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Или, как его еще называют, медиаторный флажолет способен очень сильно разнообразить и украсить соляк. Извлекается он, в отличие от натурального, на любом ладу любой струны. Для этого необходимо просто слегка наклонить медиатор при извлечении ноты и одновременно с этим слегка задеть струну большим пальцем, после чего резко убрать руку, чтобы ее не заглушить. Возможно, на словах все элементарно, однако в реальности научиться этому приему довольно трудно. И, уж поверь мне, пройдет много времени, прежде, чем ты сможешь высекать медиаторные флажолеты один за другим везде, где захочешь. Но оно того стоит! :)

 

Примеры искусственных флажолетов: раз, два, три. Ты наверняка не раз слышал это характерное внезапное "взвизгивание" электрогитары на включенном дисторшн в стилях Hard Rock, Heavy Metal и иже с ними. Вот несколько упражнений на развитие навыка, однако перед их выполнением советую посмотреть наглядный ролик по искусству высечения медиаторных флажолетов.

 

Упражнение 3.

 

ТЭППИНГОВЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Этот флажолет извлечь довольно просто. Пару упражнений, которые помогут тебе его освоить, ты найдешь в уроке больше тэппинга.

 

НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ

Этот способ настройки очень напоминает способ описанный, в уроке штрих при переходе со струны на струну, однако является более точным. Речь идет о натуральных флажолетах.

 

  • Флажолет, взятый на седьмом ладу первой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу второй струны
  • Флажолет, взятый на пятом ладу второй струны, звучит так же, как флажолет, взятый на четвертом ладу третьей струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу третьей струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу четвертой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу четвертой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу пятой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу пятой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу шестой струны

 

На этом все. Надеюсь, урок оказался полезен. В следующем уроке ты освоишь такие приемы, как вибрато, бенд, рейк и некоторые другие. Это поможет мне сделать следующие уроки более информативными.Удачи!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>

allfrets.ru

Натуральный флажолет на акустике | Гитаршкола

Любой музыкант постоянно должен стремиться выйти за рамки привычного и искать новые возможности своего инструмента. Нам, гитаристам, очень повезло, ведь гитара — поистине многогранный инструмент. На ней можно играть медиатором, пальцами, боем, а можно даже на мгновение отвлечься от струн и представить себе, что корпус гитары — это барабан (или даже целая барабанная установка)! Свою игру можно также разнообразить мелодическими ходами из натуральных флажолетов. Этим приемом пользуются многие гитаристы, но особенно популярен в этом плане Ленни Бро (Lenny Breau). Он играл целые каскады из флажолетов вверх и вниз по грифу, делая это без видимых усилий. Благодаря интернету, сегодня мы можем посмотреть видео, в котором Ленни рассказывает об этой технике.

Есть два типа флажолетов — натуральные и искусственные. (В области искусственных Бро достиг больших высот.) Сегодня мы поговорим о натуральных флажолетах — отправной точке для изучения этой техники.

Натуральный флажолет извлекается путем легкого касания струны пальцем левой руки над определенным ладом. При этом нота слега приглушается и звучит особым образом — это и есть натуральный флажолет. Натуральные флажолеты расположены на третьем, четвертом, пятом и девятом ладах, но сегодня мы сконцентрируемся на седьмом и двенадцатом ладах, ведь извлекать флажолеты на них легче всего, да и звучат они наиболее насыщенно. Расположите указательный палец на седьмом ладу, а мизинец на двенадцатом ладу (см. Фото 1).

Помните о том, что не нужно прижимать струну к ладу — просто прикоснитесь к струне пальцем прямо над ладом и дерните ее другой рукой. Большой палец должен находиться посередине грифа. Представьте себе, что у вас в руке свежий и еще горячий чизбургер!

Упражнения для гитары с натуральными флажолетами

Упр. 1 основано на нотах мажорной пентатонической гаммы G (G-A-B-D-E). Оно поможет вам овладеть основами этой техники.

Из нот пентатонической гаммы можно создавать прекрасные мелодии. Попробуйте, например, сыграть «Amazing Grace» с использованием флажолетов на этих нотах. Подберите мелодию на слух, начиная с флажолетов на четвертой, третьей и второй струнах на двенадцатом ладу. Возможно, вам потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть, потому что флажолет на двенадцатом ладу ниже флажолета на седьмом ладу, но постепенно вы запомните их расположение и звучание.

Упр. 2 — это мелодия композиции “Saje”.

Мы разобрались с тем, как использовать флажолеты для игры мелодий. Но ведь хочется, чтобы то, что мы играем, звучало не как простая мелодия, а как целая композиция, поэтому нам нужно добавить несколько нот, соответствующих тоникам аккордовой прогрессии, на фоне которой играется мелодия (Упр. 3). Играем ноту С на восьмом ладу шестой струны, а затем открытую шестую струну, чтобы подчеркнуть таким образом прогрессию С-Еm. Это обеспечивает мелодии определенный контекст. Послушайте аудиотрек. Когда будете играть сами, следите, чтобы каждая нота звучала как можно дольше. Примечание: я играю медиатором, используя технику переменного штриха.

А теперь давайте немного поэкспериментируем с нашей мелодией. Например, можно применить технику кросспикинга. Это придаст мелодии интересное звучание. На схеме к Упр. 4 вы увидите, как это сделать. В данном случае мы чаще играем тонику аккорда, что делает звучание живее. Четвертый палец мы располагаем на обеих струнах на двенадцатом ладу.

Теперь попробуем поиграть пальцами. Игра флажолетов пальцами дает более мягкий звук и позволяет извлекать несколько нот одновременно. Упр. 5 — это часть композиции “Pamlico Sound” с альбома Lost at Last группы Jon Stickley Trio. Здесь большим пальцем мы играем тоники аккордов G, D, C и E, а указательным, средним и безымянным пальцем — мелодию флажолетами.

Также интересно комбинировать традиционное пальцевое звукоизвлечение с флажолетами на седьмом и двенадцатом ладах и басовыми нотами. Упр. 6 написано в стиле фолк. Оно очень похоже на “Make Me a Pallet on Your Floor” Миссисипи Джона Херта (Mississippi John Hurt). Большим пальцем мы играем по шестой и четвертой струнам.

Конечно, то, о чем мы говорили в этой статье, это только начало. Надеюсь, вам понравится играть и экспериментировать с натуральными флажолетами. Это отличный и очень интересный прием, который может значительно разнообразить ваше творчество.

Похожие уроки:

gitarshkola.ru

Гитарные приемы

Баррэ

Огромное значение в гитарной технике имеет прием "баррэ" (франц. "barre" - перекладина), заключающийся в одновременном прижатии всех струн на одном и том же ладу указательным пальцем левой руки. Для выполнения этого технического приема указательный палец должен быть не согнутым, а выпрямленным параллельно ладовому порожку. Большое баррэ исполняется на каждом ладу с первого по десятый. На последующихладах выполнение его затруднено или невозможно.

Малое баррэ

Малое баррэ заключается в одновременном прижатии нескольких струн. Малое баррэ может исполняться на любом ладу. Начинающим гитаристом осваиваются сначала малое баррэ за тем полное баррэ.

 

Тремоло

Прием, заключающийся в быстром чередовании одного звука. На гитаре прием тремоло звучит очень эффективно и при хорошем исполнении оставляет впечатления непрерывно звучащей мелодии с аккомпаниментом. Как правило исполняется четырьмя пальцами - p, a, m, i. Исполняются триольное, квартольное, квинтольное и реже секстольное. Первая нота чаще всего басовый звук (на 4,5 или 6 струне), после которого идет исполнение тремоло.

Пицикато

Способ исполнения заключается в том, что правая рука ребром кисти, почти у самой подставки кладется на струну, а большой (иногда - средний и указательный) палец извлекает звук. Звуки, исполняемые пиццикато, приглушенные и отрывистые.

 

Вибрация (вибрато)

Еще в эпоху Возрождения вибрацию впервые употребляли лютнисты. Вибрация на гитаре осуществляется вследствие колебания пальца, прижимающего струну. Но, зачастую, колеблется не только палец, но и другие части левой руки. В исполнительской практике гитаристов применяются три двигательных формы вибрации:

1) основной вид - кистевая вибрация, при которой главное движение руки происходит в кистевом сочленении с помощью параллельных (относительно грифа) сгибательно-разгибательных движений кисти;

2) локтевая форма вибрации применяется при исполнении аккордов, малых баррэ, - источником активных колебаний является сгибание-разгибание предплечья в локтевом суставе.

Вибрация увеличивает глубину звучания и придает ему мягкость и певучесть.

Легато

В игре на гитаре легато это не только штрих, но и определение способа звукоизвлечения, т. е. приема игры, имеющего первостепенное значение. Легато в его гитарном применении существует в нескольких способах: Первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй (и последующие) - пальцами левой руки, которые резко ("молоточками") опускаются на соответствующий лад (или лады) той же струны и заставляют звучать ее без участия правой руки.Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были предварительно распложены на нужных струнах и ладах.

Cтакатто

Cтаккато при исполнении на гитаре является результатом искусственного глушения струн. В гитарной технике используется два способа исполнения стаккато:

1. Путем снятия пальцев левой руки со звучащей струны;

2. Путем глушения пальцами правой руки звучащей струны.

Аккорды стаккато берутся по такому же принципу, как и отдельные ноты. В нотах стаккато обозначается точкой над (или под) нотой. как в рисунке:

Флажолеты

Благодаря применению флажолетов диапазон верхнего регистра гитары расширяется почти на октаву. В исполнительской технике флажолеты имеют огромное значение, ибо они не только расширяют диапазон гитары, но и дают новые тембровые звучания. Флажолеты бывают трех видов: натуральные, искусственные и сложные.

1. Натуральные флажолеты - (на 12,7,5,4,3 ладах). Исполняются легким прикосновением подушечки пальца левой руки, точно напротив ладового порожка (в выше указанных местах грифа) и одновременным щипком пальца правой руки, после чего палец левой руки быстро поднимается.Все флажолеты звучат ярко до 4-го лада включительно, а дальше, то есть на 3-м и 2-м ладах, флажолеты звучат довольно тускло и поэтому употребляются очень редко.

2. Искусственные флажолеты - охватывают большой хромматический диапазон, и хотя звучность их несколько меньше, чем натуральных, тем не менее они вносят заметное разнообразие в красочную палитру гитары.Этот прием требует одновременного использования пальца левой руки, указательного и безымянного пальцев правой руки. Палец левой руки прижимает струну обычным способом и остается на ней в продолжении заданной длительности звука, в то время как указательный палец правой руки мягко и быстро соприкасается со струной точно на октаву выше места прижатия, а безымянный палец правой руки извлекает звук.

3. Сложные флажолеты - звучат и исполняются точно так же, как и искусственные, только с применением аккомпанемента. Правая рука несет нагрузку еще больше: указательный палец касается струны в точке звучания флажолета, безымянный - извлекает звук, а большой палец ведет аккомпанемент. На гитаре также используется прием пиццикато. Для его исполнения нужно положить боковую часть кисти правой руки на струны максимально близко к нижнему порожку и пальцами правой руки защипывать струны.

Подражание малому барабану

Очень эффектный гитарный прием. Исполняется он так: указательный палец левой руки перетягивает шестую струну на пятую, перекрещивая и прижимая их на ладу (этот прием используется в среднем диапазоне грифа). Звуки извлекаются из обеих струн щипком пальцев правой руки.

 

Пиццикато bartoc

Заключается в небольшом оттягивании струны большим пальцем, после чего отпускаем струну и она сначала ударяется об металлические порожки грифа, затем продолжает звучать. Исполнение приема дает резкое звучание, напоминающее выстрел. Обозначается большой латинской буквой В расположенной на штиле ноты. Например последний такт пьесы Р. Дьенса "Fuoco"

Глиссандо

Прием, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны скользят по ладам грифа. В нотах обозначается линией между звуками.

Расгеадо

Это удар четырьмя (тремя) пальцами пра­вой руки ("вразброс" - начиная с мизинца) по нескольким или всем струнам, используя внешнюю сторону ногтя. Этот прием исполняется двумя способами: 1) сверху вниз, т. е. от 6-й струны к первой; 2) снизу вверх (от l-й к 6-й), причем движение всегда начинается с мизинца (или безымянного пальца). В нотах этот прием обозначается словом "rasg" и стрелками, указывающими направление движения пальцев. Существует много видов расгеадо.В последние годы в исполнительской практике гитаристов часто применяется прием "кольцевого расгеадо". Это ритмически организованное расгеадо, способ исполнения которого заключается в объединении и непрерывном движении двух выше описанных способов.

 

Тамбурин

Прием, которым имитируется звучание большого барабана или литавр. Он заключается в том, что большой палец правой руки (а иногда - средний) резко ударяет по нескольким или всем струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро его поднимать, давая струнам свободно звучать.
  • < Назад
  • Вперёд >

21one.ru