Натуральные лады. Лады натуральные


Натуральные лады — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.
  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

ru.bywiki.com

Натуральные лады - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика[ | ]

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк[ | ]

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.

Литература[ | ]

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

encyclopaedia.bid

Натуральные лады | Belcanto.ru

Термин, обозначающий группу 7-ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н. л. обычно подразумеваются соответствующие лады нар. европ. и внеевроп. музыки, лады ср.-век. монодии, др.-рус. культового пения, диатонич. лады в зап.-европ. и рус. музыке нового времени (17-19 вв.) и в совр. музыке. Это - лады (полные и неполные) эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные (с сохранением общего звукоряда, напр. в песне "Ходила младёшенька по борочку" из сб. Н. А. Римского-Корсакова), а также очень редко встречающийся локрийский; к Н. л. относят и ангемитонную пентатонику всех видов. Общая схема Н. л. (по И. В. Способину):

Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Напр., дорийский - просветлённым минорным колоритом, лидийский - характерной усиленной мажорностью и т. д. В музыке 19-20 вв. композиторы (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто применяют Н. л. в колористич. звукописных целях. Так, один из случаев использования Н. л. в качестве специального выразит. средства - в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова: сопоставление Н. л. и насыщенной альтерациями хроматированной музыки передаёт контраст ясной, простой, естеств. речи Февронии и смутных, искажённых, беспокойных фраз Гришки Кутерьмы.

Н. А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", действие IV.

Однако понятие Н. л. в значит. мере условно. Слово "натуральный" (в общем смысле - "естественный", "соответствующий природе") здесь означает "данный природой" (ср. "натуральный звукоряд", "натуральные валторны"), не видоизменённый, не искусственный (ср. противопоставление: "натуральные" и "искусственные" флажолеты). В Н. л. натурален диатонизм, к-рый понимается как ладовая первооснова. Отсюда различие в европ. миноре между "натуральным", первоосновным звукорядом, указываемым нормативными ключевыми знаками, и "искусственным" вводным полутоном, применяемым систематически, но не уравниваемым в правах с тонами Н. л. Но такое противопоставление действительно лишь для европ. муз. культуры; восточные лады с увелич. секундой по существу столь же "природны", т. е. натуральны, как и вообще все лады народной музыки (в народных ладах всё природно, всё - только основа, без наслоений на неё). (См. Индийская музыка.) С этой точки зрения нельзя не отнести к Н. л., например, обиходный лад (G-A-H-c-d-e-f-g-a-b-c1-d1), в котором звуки, образующие уменьшенную октаву (Н-b), в равной мере натуральны (см., напр., 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова), а также и "хроматизм вразбивку" (термин А. Д. Кастальского) в рус. нар. музыке. Отсюда возможность понимания и совр. 12-ступенной системы как натуральной, т. е. не связанной с альтерацией звуков 7-ступенной системы. "Изучение крестьянской музыки... привело меня... к совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы", - писал Б. Барток. Однако неправомерно называть эту систему 12-ступенной диатоникой, т. к. это противоречило бы смыслу слова "диатоника".

Литература: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25; Барток Б. Автобиография. "Современная музыка", No 7, 1925; Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, 1957; Кушнарёв X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1-2, М., 1962-63; Верков В. О., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-1966, 1970; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. Н., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Юсфин А. Г., Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки, в сб.: Проблемы лада, М., 1972.

Ю. Н. Холопов

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

www.belcanto.ru

Натуральные лады — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

Напишите отзыв о статье "Натуральные лады"

Примечания

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М.: Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье [www.remusik.org/tatiana-bershadskaya-article «Недоразумение, становящееся традицией»].
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.

Литература

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М.: Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М.: Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

Отрывок, характеризующий Натуральные лады

– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай. – А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать. – Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая. «Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое? – А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне. Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого… – Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного. «Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай. – Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала… – А мама просила ее! – с упреком сказал Николай. – Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься. – Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь. – Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала. Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви. – Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг… Соня перебила его. – Я уж отказалась, – сказала она поспешно. – Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне… Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него. – Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она. – Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех… – Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня. – Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга. – Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо. – Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.

wiki-org.ru

Натуральные лады - это... Что такое Натуральные лады?

 Натуральные лады         в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней — хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской музыке. К ним принадлежат следующие (полные и неполные) лады: эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, редко встречающийся локрийский, а также переменные диатонические лады и все виды ангемитонной пентатоники (См. Пентатоника).          Названия основных диатонических Н. л. были заимствованы из древнегреческой музыкальной теории, однако эти лады не соответствуют по структуре имеющим те же названия древнегреческим диатоническим ладам (см. Древнегреческие лады).

         Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Например, миксолидийский отличается просветленным минорным колоритом, лидийский — характерной усиленной мажорностью и т.п. В 19—20 вв. различные композиторы (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Э. Григ, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто используют Н. л. и опирающуюся на них натуральную гармонию в связи с особыми выразительными задачами и в колористических целях. Понятие Н. л. условно. Слово «натуральный» означает «данный природой», «естественный». Однако, если для европейской музыки натурален диатонизм, составляющий её ладовую основу, в восточных музыкальных культурах столь же природными, т. е. натуральными, являются и лады, включающие недиатонические интервалы, например увеличенную секунду.

         Лит.: Тюлин Ю., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Котляревський I., Дiaтонika i хроматика як категорiï музичного мислення, Киïв, 1971.

         Ю. Н. Холопов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Натуральное хозяйство
  • Натуральные уравнения

Смотреть что такое "Натуральные лады" в других словарях:

  • НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. Диатоника), распространенных в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре …   Большой Энциклопедический словарь

  • натуральные лады — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. диатоника), распространённых в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Натуральные лады — (от лат. natura природа, естество) в русской теории музыки лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин возник из (ныне устаревшего) резкого противопоставления профессиональной и «естественной» (читай «народной»)… …   Википедия

  • Натуральные лады —         термин, обозначающий группу 7 ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н …   Музыкальная энциклопедия

  • Средневековые лады —         правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… …   Музыкальная энциклопедия

  • Гипо-лады —         диатонические натуральные лады; см. Древнегреческие лады, Средневековые лады …   Большая советская энциклопедия

  • лад — а ( у), предлож. о ладе, в ладу; мн. лады; м. 1. Разг. Согласие, мир, дружба. 2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый, новый лад. Делать что л. на свой лад (своим способом, по своему образцу …   Энциклопедический словарь

  • Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …   Музыкальная энциклопедия

  • фригийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады. * * * ФРИГИЙСКИЙ ЛАД ФРИГИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады (см. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ), Древнегреческие лады (см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), Средневековые лады (см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ) …   Энциклопедический словарь

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия

dic.academic.ru

Натуральные лады — Википедия

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика[править]

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк[править]

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Ч.1. М., 1937, с.74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. М.: Музыка, 1971. с.3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с.12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.
  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М.: Музыка, 1969 (с.79 и далее).
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. М.: Музыка, 1971. 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, 1990, с. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. Часть 1. Москва, 2003, с. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. Т.22. М., 2013, с.134.

wp.wiki-wiki.ru

строим натуральные лады глядя на гриф

строим натуральные лады, глядя на гриф

 Это еще один урок из моих диалогов в социальной сети ВКонтакте

Михаил

Отлично! Вот смотри. Если мы начнем играть по этой аппликатуре с тоникой на пятом ладу на шестой струне (Ля), и в сопровождении у нас будет звучать аккорд Ля-минор, и далее сопровождение в тональности Ля-минор, то эта аппликатура будет натуральным Ля-минором. Он же Эолийский Ля-минор

Артёма почему именно эолийский?

МихаилНазвания ладов даны в средневековье. Отношения к каким то древнегреческим местам-племенам весьма относительное. Натуральные лады — это семь семиступенных ладов. Из них играть можно в шести, кроме Локрийского.

Артёмто есть ля минор всегда будет эолийским?

МихаилДа. Говоря Ля-минор, мы ОБЫЧНО подразумеваем Эолийский лад. Но кроме Эолийского Ля-минора, есть еще два минорных лада — Фригийский и Дорийский. Если их играть от тоники Ля — мы еще два минора Ля получим.

Артёмвот это интересно

МихаилВернемся к схеме. Многие думают, что при использовании других натуральных ладов меняется аппликатура, добавляются какие то ноты. Нет. Аппликатура остается той же. Мы в своем сознании делаем тоникой другую ноту. И все отношения внутри лада. тяготения, разрешения — крутятся возле другой ноты. На практике это будет так:

На схеме отступи от тоники Ля на шестой струне, допустим к ноте Си – 7-ой лад. И сыграй эту гамму. Если в сопровождении в этот момент будет звучать Ля, то ничего не изменится. Для тебя эта гамма будет оставаться частью гаммы Ля-минора, сыгранной с ноты Си. Но только до тех пор, пока ты считаешь тоникой Ля.

Если же тональность у тебя будет Си (в данном случае не минор и не мажор, сейчас объясню почему), то лад из Эолийского (натурального Ля-минора), превращается в Си — Локрийский.

Локрийский лад имеет в своей основе уменьшенный аккорд. Этим ладом, похоже, ничего невозможно обыграть — он весь какой то неустойчивый и требует разрешения. Я думаю, средневековые теоретики его придумали для завершенности картины.

Артёмхаха) а что же тогда делать, если тональность Си?

МихаилИграть другой лад — не Локрийский. Сдвинь аппликатуру чтобы та позиция, в которой сейчас на схеме находится Ля, пришлась бы на Си, и получишь Си — Эолийский.

Артёмто есть вот эта гамма по 3 ноты на струну?

МихаилНе обязательно по три ноты играть. Можно играть как угодно. Главное держи в голове тонику. Для удобства да, можно использовать определенную аппликатуру. как в этом боксе например. То есть, если ты хочешь, чтобы тоника у тебя была на шестой струне (так легче ориентироваться) — играй в этой аппликатуре, в этом боксе.

Артёми так по всем грифу используя вот эту схему?

МихаилСдвигаемся дальше. Сейчас будем играть бокс, охваченный желтой полоской. Играем с восьмого лада, с ноты До. Если в тональности сопровождения будет До-мажор, это значит, что мы играем в До-Ионийском ладу. Он же мажор, как мы его привыкли называть.

Артёмтак..

МихаилДалее начинаем играть бокс, начинающийся на 10-ом ладу. С ноты Ре. Имея Ре в сопровождении, получаем Ре -Дорийский.

Артёмтональность должна быть Ре?

МихаилКонечно. Иначе мы получим другой лад.

…С ноты Ми и в сопровождении Ми – Ми — Фригийский…и далее двигаясь по ступеням – Фа — Лидийский, и Соль — Миксолидийский. Эти последние два – мажоры.

То есть, сдвигая эту аппликатуру в положение определенного бокса с тоникой на 6-ой струне, и играя сопровождение в тональности одноименной с этой тоникой, мы получаем тот или иной лад.

Причем боксы здесь — только для удобства, чтобы мы представляли себе тонику на 6-ой струне, и держались бы в рамках лада. На самом деле можно играть с любого места, нужно только лишь четко представлять себе тонику… Ну и все остальные ступени относительно нее.

Артёмто есть просто выучить последовательность, а потом относительно тональности уже играть по всему грифу?

МихаилНужно просто выучить эту аппликатурную схему. Она имеет четко прослеживаемую периодизацию.

Артёмну да, здесь тональность Ля, а если бы была До, то я бы играл тоже самое, только До была в этой схеме как 5-ый лад?

МихаилКакой лад в До ты хочешь получить, во первых?

Артёма сколько их всего можно получить? До-минор пусть будет тональность. И относительно нее.

МихаилН-да Артем… ))) а как ты сам думаешь?

Артём:D

МихаилЯ об этом говорил. Всего семь семиступенных ладов. Почему семь? Потому что в каждом ладу семь ступеней. И каждый лад играется от следующей ступени лада. Итого семь. От До можно точно также построить семь ладов.

Артёмдак там же не все минорные

МихаилЧтобы по этой аппликатурной схеме сыграть До-минор, нужно просто сдвинуть ее с позиции Ля — на пятом ладу шестой струны вверх по грифу на До на 8-ом ладу на шестой струне. Вся сетка сдвигается. "Ползет" по грифу. И играем с любого места по этой сетке и получаем До — Эолийский (он же «минор», как мы привыкли его называть)И кстати, аппликатура минора и мажора не отличается друг от друга… то что для Ля — минорная, для До — мажорная гамма.

…все относительно)

АртёмНу, это я знаю) и все таки мозг выносится)

МихаилОт любой ноты можно построить три минорных и три мажорных лада. И еще один никакой) – Локрийский

Чтобы было удобнее — можно перенести тонику, от которой будем строить лад на шестую струну. Тогда, в этой позиции, у каждого лада будет своя аппликатура. Наверное, так легче будет запомнить.

Но если ее расширить в границах — вверх и вниз по грифу, то будет видно, что это одна и та же аппликатурная сетка вверх-вниз ползает, мы ее только с разных мест начинаем играть.

Среди трех миноров – «обычный» (Эолийский минор) — средне минорный. Фригийский — самый минорный, просто махрово-минорный, «темный» как еще говорят. И Дорийский — слегка минорный, «светлый» — он так «торжественно» звучит…

И во время игры, если у тебя есть практика (А ПРАКТИКА ТОЛЬКО В ГОЛОВЕ и нигде больше) запросто можно перейти в той же тональности, но в другой лад. Можно, да только не нужно…

Артёма вот на примере этой схемы, если мне нужен Ля-Дорийский, это где будет?

МихаилБерешь бокс, обведенный фиолетовым цветом (начинается на 10-ом ладу) и перетаскиваешь его вместо 10-го на 5-ый лад. Получаешь Ля — дорийский. Вместе с одним боксом "переползает" и вся схема.

Я думал ты спросишь — почему не надо прыгать с одного лада на другой?..

Артёма почему не надо?) я въехал кстати наконец)только я не понял -  почему именно с 10-го лада на 5-ый будет Ля-дорийский.я кстати сейчас пробую играть под минус Ля минор – чего-то некрасиво выходит

МихаилПотому что там аппликатура Дорийского лада с тоникой на 6 струне.Какой лад играешь — Дорийский?

АртёмДа

МихаилНе некрасиво, а непривычно. Вот поэтому и не надо скакать с лада на лад.

К ладу нужно привыкнуть. Вообще любую ересь, если ее так сказать оформить циклически, дать ей какую то повторяющуюся схему, можно окрестить ладом. И если ее постоянно играть, сознание к нему привыкнет.

Артёмаа, ну тогда понятно, а то аж по ушам режут ноты некоторые.

МихаилИ для каждого лада своя фразировка нужна, держи Ля как тонику.Надо почувствовать фразировку. Я, например, с Фригийским ладом быстро освоился.

Артёмэто мне какой нужно сдвинуть, на пятый?

Михаил

12-ый сдвигай в 5-ый.Еще есть характерные гармонические обороты для каждого лада.Для фригийского -  «испанщина», милое дело.

Артёмхах) надо попробовать…

МихаилДа, "Дорийский" тон под этот минус режет ухо — эта нота на четвертой струне 4-го лада и 2-ой струне 7-го лада. Но это нота — не опорная. Она проходящая, на ней нельзя делать акценты. Это вопрос фразировки как раз. Есть ноты устойчивые и неустойчивые. "Дорийский" тон тяготеет к разрешению.

Под эту Фригийский лад нормально зашел…

Артёмо, сейчас попробую!

МихаилНе хочу пугать, но кроме натуральных (или же диатонических) есть и не очень натуральные лады, например условно-диатонические. Я, бывает часто, использую один такой. Это гармонический минор.

АртёмНу, капец…

МихаилИ еще хроматическая гамма (все по полутонам) и целотоновая — все по целым тонам, без полутонов. Целотоновая  — по моему мнению, и не факт что правильному  — полный отстой). А хроматическая — местами просто палочка- выручалочка.

Артёмя думаю, мне пока и этих за глаза хватит. 

 

 

на Ваш сайт.

imfreedom-guitar.ru