Как подбирать фортепианный аккомпанемент. Лады пианино

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Играем аккорды на пианино | Музыкальный класс

Статья для тех, кто учится играть аккорды на пианино к песням. Наверняка вам попадались такие песенники, где к тексту прилагаются гитарные аккорды с их табулатурами, то есть расшифровками, которые дают понять, какую струну и в каком месте нужно прижать, чтобы прозвучал тот или иной аккорд.

Пособие, которое перед вами, представляет собой нечто подобное таким табулатурам, только применительно к клавишным инструментам. Каждый аккорд поясняется картинкой, из которой понятно на какие клавиши нужно нажимать, чтобы получился нужный аккорд на пианино. Если вы ищете также и нотные расшифровки аккордов, то смотрите их вот тут.

Напоминаю, что обозначение аккордов – буквенно-цифровое. Оно универсально и позволяет использовать пояснения для гитаристов как аккорды для синтезатора или любого другого клавишного (и даже не обязательно клавишного) музыкального инструмента. Кстати, интересуетесь буквенными обозначениями в музыке, то прочтите статью «Буквенное обозначение нот».

В этом посте я предлагаю рассмотреть только самые распространённые аккорды на пианино – это мажорные и минорные трезвучия от белых клавиш. Обязательно будет (или, может быть, уже есть) продолжение – так что вы сможете познакомиться и со всеми другими аккордами.

Аккорд C и аккорд Cm (до мажор и до минор)

Аккорды D и Dm (ре мажор и ре минор)

Аккорд E – ми мажор и аккорд Em – ми минор

 

Аккорд F – фа мажор и Fm – фа минор

Аккорды G (соль мажор) и Gm (соль минор)

Аккорд A (ля мажор) и аккорд Am (ля минор)

Аккорд B (или H – си мажор) и аккорд Bm (или Hm – си минор)

Для себя вы можете проанализировать эти трёхзвучные аккорды и сделать кое-какие выводы. Вероятно, вы заметили, что аккорды для синтезатора играются по одному и тому же принципу: от какой либо ноты через шагом через клавишу.

При этом мажорные и минорные аккорды различаются всего одним звуком, одной нотой, а именно средней (второй). В мажорных трезвучиях это нота находится повыше, а в миноре, соответственно, пониже. Поняв всё это, вы можете самостоятельно построить такие аккорды на пианино от любого звука, подкорректировав звучание по слуху.

На сегодня всё! Остальным аккордам будет посвящена отдельная статья. Чтобы не пропускать важные и полезные статьи, вы можете подписаться на рассылку с сайта, тогда самые лучшие материалы будут приходить прямо на ваш почтовый ящик.

Эту же страничку рекомендую добавить в закладки или, лучше, отправить на свою страничку в контакте, чтобы в любой момент иметь под рукой такую шпаргалку – это легко сделать, используйте социальные кнопки, которые находятся под надписью «Мне нравится».

music-education.ru

6 урок. Аккорды на пианино

В прошлом уроке мы с Вами разобрали, как играть мелодию на пианино на примере Елочки. А сейчас давайте поговорим об аккордах на пианино.

Все песни, так или иначе, состоят из аккордов, даже рэп, да, друзья. Любая песня - это набор аккордов. Вообще, если Вы уже играете на гитаре, то наверняка знакомы с понятием "аккорд". (Как брать аккорды на гитаре). Ну, допустим, с гитарными аккордами все понятно, ведь там все только и строится с помощью аккордов. Но как быть с аккордами на пианино? Давайте подумаем..

Давайте посмотрим, что такое аккорд и как его вообще взять на пианино.

Краткое содержание

Минорные аккорды на пианино

Что такое аккорд - это созвучие из трех или более музыкальных звуков, разных по высоте.Для примера возьмем аккорд Am. Вы, может быть, слышали о нем из Уроков по гитаре для начинающих, также Вы можете его найти в Аккордах для гитары. Но сейчас про пианино. Итак, Am - значит Ля минор. Получается, что первая нота аккорда - это нота Ля (любой октавы), и будет он минорным. A - значит "Ля", m - значит "минор". Почему А - это Ля? чуть позже я Вам приведу таблицу с названиями нот на латинском языке, а пока просто запомните это.

Давайте с Вами попробуем построить аккорд Am на пианино:

Аккорд Am на пианино (Рис. 1)

Давайте разбираться в том, что мы только что наделали. Сейчас мы построили аккорд из трех звуков (нот), но в аккорде может быть и больше звуков, но об этом попозже.

• Первая нота - Ля - по названию латинской буквы "A";• Вторая нота - До - мы отсчитали от Ля три клавиши, включая черные, и третья получилась До;• Третья нота - Ми - уже от До мы отсчитали в этот раз четыре клавиши.

Итог: аккорд Am на пианино: Ля-До-Ми. Таким образом строятся все минорные аккорды.

Наверное, я еще больше Вас запутал. К чему я привожу такие сложности? Конечно, в конце урока я дам Вам таблицу с рисунками того, как берутся популярные аккорды на клавишах пианино. Но я просто хочу, чтобы Вы не тупо брали аккорд по картинке, а поняли, как именно строятся аккорды. Ведь тогда Вам не нужны будут картинки, Вы сами сможете построить любой аккорд. Запишите, пожалуйста, себе в блокнот следующее:

Важно: минорные аккорды строятся на пианино так: берется основная нота, которая определяется по латинской букве, от нее отсчитывается три клавиши, включая черные, - это будет вторая нота аккорда. От нее (от второй ноты) отсчитывается четыре клавиши - это будет третья нота аккорда. Так строится любой минорный аккорд.

Мажорные аккорды на пианино

С минорными аккордами разобрались, а вот мажорные строятся немного иначе. Возьмем аккорд "A", он уже без "m", то есть без минора. В мажорном аккорде рядом с латинской буквой ничего не стоит, как в минорном.Итак, построим аккорд A на пианино:

Аккорд A на пианино (Рис. 2)

Что мы сделали? Первую ноту взяли Ля, а вот до второй ноты мы уже отсчитали четыре клавиши, от второй до третьей 3 клавиши. Получилось Ля-До диез-Ми. Посмотрите, по сравнению с минорным аккордом в мажорном изменилась только вторая, средняя нота, а по краям ноты остались такими же. Правильно, так и должно быть, в этом и отличие 🙂

Важно: чтобы построить мажорный аккорд на пианино, надо отсчитать от основной ноты (ее определить по латинской букве) четыре клавиши - найдем вторую ноту. От которой отсчитаем 3 клавиши - найдем третью ноту.

Ноты пианино латинскими буквами

• C - До• D - Ре• E - Ми• F - Фа• G - Соль• A - Ля• H - Си

Это названия нот на латинском языке, но точно такими же буквами обозначаются и аккорды. Просто буква - это мажорный аккорд, буква с "m" - минорный аккорд. Также Вы можете встретить аккорд с диезом или бемолем (и мажорный, и минорный). Например, D# - ре диез мажор. Как его строить? Точно также, только основная нота у нас будет с диезом - ре диез (как найти диез от ноты?). А дальше по инструкции, которая записана в Вашем блокноте.

Примечание: у Вас могли возникнуть непонятки о том, как произносятся аккорды. Опять же по первой букве. Например, H# - си диез мажор, Em - ми минор.

Достраиваем аккорды

Вообще обычно трех звуков (нот) в аккорде достаточно, но мы же не утверждаем, что аккорд - это только трезвучие (три звука)? Аккорд ведь может быть выстроен из четырех, пяти звуков (и более). Как мы с Вами это будем делать?Возьмем аккорд Am (возьмите его на Вашем пианино). Посмотрите на первую ноту Ля, и теперь возьмите эту же ноту, но на октаву повыше. Вот это будет четвертой нотой аккорда. Посмотрим на рисунок:

Аккорд Am на пианино (Рис. 4)

Это уже четырёхзвучие. Хотите пятизвучие? Тогда возьмите еще и вторую ноу (До) и перенесите ее на октаву выше.

Таблица аккордов на пианино

Как и обещал, даю Вам таблицу с рисунками того, как берутся те или иные аккорды на пианино:

Таблица аккордов на пианино (Рис. 4)

Здесь, конечно, не все аккорды, но самые основные. А с диезом, я думаю, не возникнет сложностей: если аккорд написан со значком диез (#), то просто перенесите каждый палец с аккорда на одну клавишу вверх, это и будет диез.

Упражнения

Сейчас я предложу Вам упражнения для повторения, чтобы закрепить данный урок.

Упражнения: Пытайтесь сами строить аккорды из таблицы, не подсматривая на рисунки. Стройте сначала мажорные аккорды, потом минорные, а потом и те, и другие с диезом. Как построили аккорд - сравните с рисунком - правильно ли Вы его взяли?

В идеале Вы должны научиться строить аккорды сами, ведь Вы теперь знаете сам принцип построения аккордов 🙂

Заключение

Я лично считаю этот урок про аккорды на пианино самым важным. Когда я пишу свою музыку, я практически только и пользуюсь знаниями об аккордах. И Вам это нужно будет, особенно, если Вы хотите стать аранжировщиком, а уж тем более композитором.

А теперь переходим на следующий урок, не менее важный, где мы с Вами узнаем о том, что такое бас на пианино. Поехали!

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

muzykantam.net

Учимся подбирать аккомпанемент на фортепиано к песням

Автор статьи — Мажутко Анна

Про главные трезвучия лада мы с вами уже говорили не так давно и выяснили, что они – основа аккомпанемента на фортепиано.  Без них немыслима ни одна песня, ни одна композиция.

Другое дело, что аккордов в аккомпанементе может быть куда больше,  чем три главных, но это уже высший пилотаж.  Но с чего-то ведь надо начинать. Вот и начнем с подбора фортепианного сопровождения к самым простеньким детским песенкам. Но прежде чем мы пойдем изучать принцип гармонизации, давайте ответим на простой вопрос:

Почему «главные» и где «подчиненные»?

Далеко не все знают, почему они так называются. Следуя логике, раз есть «главные», то должны быть и «не главные».  Правильно, есть такие трезвучия, только называются они побочные. Об этом  написано в этом уроке. Однако я постараюсь упорядочить ваши знания. Или ликвидировать ваши незнания, ели вы вдруг по каким-то причинам не поняли предыдущую тему.

Как вы помните, главными считаются I, IV и V ступени. Дело в том, что если вы начнете играть в мажорном ладу все трезвучия на всех ступенях, то только на I, IV и V будут мажорные трезвучия, а на остальных – минорные или уменьшенные. А если вы ту же операцию проделаете в минорном ладу, то на I, IV и V ступенях будут звучать минорные аккорды, на остальных  зазвучит мажор или уменьшенное. То есть  трезвучия, построенные на I, IV и V ступеней соответствуют родному ладу. В миноре – минорные, в мажоре – мажорные. Вот и весь секрет. Попытаюсь проиллюстрировать.

Вот перед вами хорошо знакомый до мажор :

Звукоряд до мажора

А теперь от каждой ноты нарисуем трезвучия (нотки через одну). Получится вот что:

Построим трезвучие от каждой ноты мажорного звукоряда

Если мы проиграем по белым клавишам  получившиеся трезвучия и внимательно прислушаемся к ним, то придем к выводу, что только I, IV и V ступени звучат мажорно. II, III и VI – явный минор, а на VII– ни то, ни другое. Такой аккорд именуется уменьшенным трезвучием. Используется, когда надо изобразить что-то злобное или неопределенное, подвисшее в воздухе.

А теперь вернемся к аккомпанементу для фортепиано.  В любой песенке при подборе аккомпанемента используются главные трезвучия лада – тоника, субдоминанта и доминанта.  Простенькую детскую песенку можно построить на трех аккордах. Вот посмотрите, как выглядит подбор аккомпанемента «Маленькой елочке» в до мажоре.Я часто слышала от учеников такой вопрос – а от какой ноты играть такую-то песенку? (подразумевается – а в какой тональности играть ту или иную песенку?) Отвечаю – любую песенку можно сыграть в любой тональности.  И когда я демонстрировала это ученикам, то они сильно удивлялись. Вот, удивляйтесь и вы:

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте

Наверх

propianino.ru

Как строить аккорды для игры на фортепиано

Здравствуйте, дорогие друзья! Ну вот и настало время почувствовать себя маленькими композиторами и освоить построение аккордов. Я надеюсь, что музыкальный нотный алфавит вы уже осилили.

Обычно следующим этапом обучения игры на фортепиано является зубрежка, которая приводит к тому, что новоявленные пианисты, появляясь в компании друзей, конечно, могут сыграть довольно трудные произведения, но… при наличии нот. Подумайте, кто из вас, собираясь в гости, думает о таких вещах, как ноты? Я думаю, никто, ну или очень немногие :-). Заканчивается все это тем, что вы не можете проявить себя и похвастаться своими талантами и достижениями.

Метод «обезьянничества» — да-да, я намеренно употребляю это слово, потому что оно отражает суть самой бездумной зубрежки — эффективен только поначалу, особенно при заучивании простых пьес и для тех учеников, у которых много терпения. Когда же дело доходит до более сложных произведений, то приходится твердить одно и то же часами. Это вполне годится для тех, кто хочет стать концертирующим пианистом, ведь им нужно в точности выучить каждую ноту великих мастеров.

Но для тех, кто хочет просто для развлечения играть любимые мелодии, это слишком тяжело и абсолютно не нужно. Вам не нужно играть произведения любимой группы точно так, как они написаны, будто вы играете пьесу Шопена. Вообще-то, почти все авторы популярной музыки даже не пишут сами фортепианные переложения. Обычно они записывают мелодию и указывают нужные аккорды. Я прямо сейчас покажу вам, как это делается.

Если простую песню вроде темы из к/ф «Крестный отец» опубликовать с аккомпанементом фортепиано, как издают великие хиты прошлого и современности, она могла бы выглядеть так:

Способов аранжировки темы может быть бесконечно много, один ничуть не хуже другого, среди них можно выбрать любой на ваш вкус. Есть и такой:

Обычное фортепианное переложение даже простой темы, похожее на приведенное выше, выглядит достаточно запутанным. К счастью, совсем не обязательно расшифровывать все те музыкальные иероглифы, которые вы видите на нотной странице.

Первую строчку называют вокальной партией, потому что ею пользуются певцы, которым нужно знать только мелодию и слова. Эту мелодию вы будете играть правой рукой. А для левой руки над вокальной партией пишут буквенное обозначение аккордов сопровождения. Вот им этот урок и будет посвящен.

Аккорд — это соединение трех или более тонов, которые звучат одновременно; причем расстояния (или интервалы) между отдельными тонами аккорда подчинены определенной закономерности.

Если одновременно звучат два тона, их не считают аккордом — это просто интервал.

С другой стороны, если вы ладонью или кулаком нажмете сразу на несколько клавиш фортепиано, то их звучание тоже нельзя назвать аккордом, потому что интервалы между отдельными клавишами не подчинены никакой осмысленной музыкальной закономерности. (Хотя в некоторых произведениях современного музыкального искусства такое сочетание нот, которое называется кластером, трактуется как аккорд.)

Построение аккордов: трезвучия

Начнем с построения простых аккордов из трех нот, которые называют также трезвучиями, чтобы отличать их от аккордов из четырех нот.

Трезвучие строится от нижней ноты, которая называется основным тоном, последовательным соединением двух терций. Напомню, что интервал терция бывает большой и малой и составляет соответственно 1,5 и 2 тона. В зависимости от того, из каких терций состоит аккорд и определяется его вид.

Сначала напомню вам, как ноты обозначаются буквами:

 А теперь посмотрим, как различаются аккорды:

Мажорное трезвучие состоит из большой, потом малой терции (б3+м3), обозначается в буквенном написании большой латинской буквой (C, D, E, F и т.д.):

 

Минорное трезвучие – из малой, а потом большой терции (м3+б3), обозначается большой латинской буквой с маленькой буковкой «m» (минор) (Cm, Dm, Em и т.д.):

Уменьшенное трезвучие строится из двух малых терций (м3+м3), обозначается большой латинской буквой и «dim» (Cdim, Ddim и т.д.):

Увеличенное трезвучие строится из двух больших терций (б3+б3), обозначается, как правило, большой латинской буквой с +5 (С+5 ):

Основные и неосновные аккорды

Если вы еще окончательно не запутались, сообщу еще одну важную информацию, касающуюся аккордов.

Они разделяются на основные и неосновные. На первое время нам понадобятся основные аккорды, с помощью которых пишется сопровождение большинства популярных песен.

Основными аккордами считаются те, которые строятся на основных или — другими словами — главных ступенях тональности. Такими ступенями считаются 1, 4, и 5 ступени.

Соответственно неосновные аккорды строятся на всех остальных ступенях.

Зная тональность песни или пьесы, вам не придется каждый раз по-новой высчитывать количество тонов в трезвучии, будет достаточным знать, какие знаки есть при ключе, и можно смело играть аккорды, не задумываясь об их строении.

Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна

таблица аккордов:

Примеры построения аккордов на фортепиано

Запутались? Ничего. Просто посмотрите примеры, и все станет на свои места.

Итак, берем тональность До мажор. Основные ступени (1, 4, 5) в этой тональности – это ноты До (C), Фа (F) и Соль (G). Как мы знаем, в До мажоре знаков при ключе нет, поэтому и все аккорды в ней будут играться на белых клавишах.

Как видно, аккорд С состоит из трех нот С (до), Е (ми) и G (соль), которые нетрудно одновременно нажать пальцами левой руки. Обычно при этом пользуются мизинцем, средним и большим пальцами:

Попробуйте сыграть левой рукой аккорд С, начиная с любой ноты С (до) на клавиатуре. Если вы начнете с самого нижнего До, звучание будет не очень разборчивым.

Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд С, начиная с первой ноты до (С) ниже до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и полнозвучно, во-вторых, он не включает тех клавиш, которые могут понадобиться для исполнения мелодии правой рукой.

В любом случае поиграйте аккорд С на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Это у вас получится быстро.

Аккорды F (фа мажор) и G (соль мажор) по внешнему виду аналогичны аккорду С (до мажор), только начинаются, естественно, с нот фа (F) и соль (G).

   

Быстро построить аккорды F и G будет для вас не сложнее, чем аккорд С. Когда вы будете играть эти аккорды на разной высоте, вы хорошо усвоите, что клавиатура фортепиано — это просто целая серия повторений одного и того же фрагмента.

Это как если бы перед вами были выстроены в ряд восемь одинаковых печатных машинок, только с лентой разного цвета в каждой из них. Можно напечатать одно и то же слово на разных машинках, однако выглядеть оно будет по-другому. Из фортепиано тоже можно извлечь самые разные краски, в зависимости от того, в каком регистре вы играете. Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на одном небольшом отрезке, вы затем сможете по своему желанию пользоваться всем звуковым объемом инструмента.

Сыграйте аккорды С (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) столько раз, сколько вам понадобится, чтобы находить их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите нужное место на клавиатуре глазами, потом располагайте пальцы на клавишах, не нажимая их. Когда вы обнаружите, что ваша рука занимает нужную позицию почти мгновенно, начните действительно нажимать клавиши. Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть значение чисто зрительного аспекта в игре на фортепиано. Как только вы сможете зрительно представлять то, что вам нужно сыграть, проблем с физической стороной игры не будет.

Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)

Время приступать к практике

Давайте теперь немного попрактикуемся на примерах. Вот вам несколько примеров песен, написанных в разных тональностях. Не забывайте про ключевые знаки. Не спешите, все успеете, играйте сначала каждой рукой отдельно, а потом соединяйте их вместе.

Сыграйте мелодию медленно, нажимая аккорд каждый раз вместе с той нотой, над которой он указан.

Когда вы несколько раз сыграете песню и добьетесь того, что без труда и достаточно непринужденно будете сменять аккорды в левой руке, можете попробовать строить один и тот же аккорд несколько раз даже там, где он не обозначен. Позже мы познакомимся с самыми разными способами исполнения одних и тех же аккордов. Пока же ограничьтесь тем, что играйте их или как можно реже, или как можно чаще.

Я надеюсь, у вас все получится 🙂

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте

Наверх

propianino.ru

Простые аккорды для пианино | Музыкальный класс

Сегодня поговорим о том, как играть аккорды на фортепиано, и о том, как гитарные аккорды превратить в аккорды для пианино. Впрочем, можно сыграть всё те же аккорды на синтезаторе и вообще на любом другом инструменте.

Вы, скорее всего, не раз видели тексты песен с гитарными табулатурами – сеточками, на которых показано, какие струны на каком ладу зажимать, чтобы сыграть тот или иной аккорд. Рядом иногда стоят и сами буквенные обозначения этих аккордов – например, Am или Em и т.д. Важно понимать, что обозначения эти универсальны, и гитарные аккорды можно использовать как аккорды для пианино.

Если вы играете на клавишных, то вы чаще будете пользоваться другим форматом записи: не просто текст плюс аккорды, а в добавление к этому ещё и нотная строчка с записью мелодии. Сравните между собой два формата: второй выглядит более профессионально, потому как точнее отражает музыкальную сущность песни:

То есть вы будете играть или петь мелодию и пристраивать к ней аккорды, аккомпанируя себе таким образом. Мы рассмотрим только самые простые аккорды для пианино, но их будет достаточно, чтобы сыграть красивый аккомпанемент к любой песне. Это всего 4 вида аккордов – два вида трезвучий (мажорное и минорное) и два вида септаккордов (малый мажорный и малый минорный).

Обозначение аккордов для пианино

Напоминаю, что аккорды для гитары, равно как и аккорды для пианино обозначаются буквенно-цифровым способом. Напоминаю, что семь нот обозначаются следующими буквами латинского алфавита: c (до) d (ре) e (ми) f (фа) g (соль) a (ля) b (си). Если хотите подробностей – есть отдельная статья «Буквенное обозначение нот».

Для обозначения аккордов используются заглавные варианты этих букв, плюс цифры и дополнительные окончания. Так, например, мажорное трезвучие обозначается просто большой буквой, минорное – тоже большой буквой + маленькая «m», для обозначения септаккордов к трезвучию добавляется цифра 7. Диезы и бемоли обозначаются теми же знаками, что и в нотах. Вот несколько примеров обозначений:

Таблица Аккордов для Фортепианино — расшифровка

Теперь предлагаю вам нотную расшифровку аккордов для пианино – напишу всё в скрипичном ключе. Если вы одной рукой играете мелодию песни, то другой сможете с помощью этой подсказки подстроить аккомпанемент – разумеется, играть аккорды нужно будет октавой ниже.

На этом всё. Теперь вы знаете, как играть аккорды на фортепиано и как сыграть по буквенным обозначениям аккорды на синтезаторе или любом другом инструменте. Не забывайте оставлять комментарии и нажимать на кнопки «Мне нравится»! До новых встреч!

music-education.ru

Тональность - что это такое?

Ноты вне тональности

В Уроке№3, как впрочем и в других уроках, вы часто встречали загадочные термины – гамма до мажор, гамма ля мажор, гамма ми минор и т. д. А что, собственно такое – гамма до мажор или любая другая? Попытаюсь объяснить «на пальцах». Вообще-то гамма – это техническое упражнение для развития беглости пальцев и усвоения тональности. А тональность? Вот об этом сейчас и поговорим.

ЛАДно или о ладах в музыке

Еще с детского сада на музыкальных занятиях малышам говорили – вот есть грустный колокольчик, и есть веселый колокольчик. Грустный  колокольчик зовут «МИНОР», а веселый – «МАЖОР». Все песенки, которые вы знаете, сочиняют эти колокольчики и получаются они у минора – грустные, а у мажора – веселые.  Объяснение, конечно, очень показательно для дошкольников.

Два лада в музыке

Однако для детей постарше и для взрослых можно сказать более серьезным языком – вся музыка, которая когда-либо была или будет сочинена, написана либо в мажоре, либо в миноре. И это может на слух определить даже ребенок. Вот эти мажор и минор называются – ЛАД.

  Следует отметить, что музыкальный язык довольно богат, как ни странно, и часто бывает, что пьеска, написанная в миноре, звучит довольно весело, а мажорное произведение нагоняет тоску. Это случается сплошь и рядом, но, тем не менее, надо научиться различать на слух минорный и мажорный лады.

Тоника — царица тональности

А теперь вернемся к началу – допустим – до мажор. Или ля минор. Или фа мажор. Вот всех этих словосочетаниях есть определение какого-либо лада – минорного или мажорного. А что же означают слова – до, фа, ля? Все знают, что это ноты, но какие? А это, друзья мои, – ТОНИКА. Самый первый и самый главный звук в тональности.

Внимание! Я объясняю следующее понятие. Есть звукоряд. Как цифры идут одна за другой, так и ноты имеют четкую последовательность в звукоряде.

ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ  ЛЯ  СИ  ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ  ЛЯ  СИ  ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ

и т. д.

Нот, как вы знаете, всего 7. Далее они просто повторяются.  А есть понятие ступени. Их тоже 7.

Музыкальные ступени

Если звукоряд начать с ноты ДО, то и закончить его следует нотой ДО. В этом случае первой нотой будет нота ДО и название ей – ТОНИКА. Смотрите, что получается. Если тоника — ДО, то есть первая  ступень – ДО, то вторая будет РЕ, третья – МИ, а седьмая – СИ.

Звукоряд с тоникой ДО

Если мы решим начать наш звукоряд нотой РЕ, то тоникой будет нота РЕ, на второй ступени – нота МИ, на третьей – ФА, а  заканчиваем мы наш звукоряд тоже нотой РЕ.

Звукоряд с тоникой РЕ

Приспичило нам начать звукоряд с ноты ЛЯ – Бога ради. Но только тогда и первой будет ступень ЛЯ, она же – тоника.

Если мы за тонику берем, допустим, ноту МИ, то второй нотой (ступенью) будет, соответственно ФА, третьей – СОЛЬ, четвертой – ЛЯ и т д.

Звукоряд с тоникой МИ

ВЫВОД – тоникой может быть любая нота, но СТУПЕНЬ – всегда ПЕРВАЯ.

Подошли к определению тональности

Теперь мы с вами плавно приближаемся к понятию ТОНАЛЬНОСТЬ. Что же это такое и с чем ее едят? А тональность в музыке, друзья мои, это когда соединяются тоника и лад. Вот и получается, что тональность (гамма) до мажор – это мажорный лад с тоникой ДО. А тональность ля минор – это минорный лад с тоникой ЛЯ.

Для чего нужны тональности?

Как художнику нужны разные краски, так и музыканту нужны разные звуки и разные тональности. Любое музыкальное произведение можно исполнить в любой тональности – мажорное во всех мажорных, а минорное – во всех минорных. Это вопрос удобства исполнения.

Пока всё понятно? Ну, если что — в комментариях спрашивайте — отвечу. Только спешу сообщить, что я вам дала очень примитивное объяснение. Есть еще понятие диезы и бемоли. что это? А это почти всегда черные клавиши на клавиатуре. И тональность песни может быть, к примеру — до диез минор или ля бемоль мажор. Только об этом я расскажу в ближайших уроках.

Типичный образец пьесы в миноре:

                                           

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте

Наверх

propianino.ru

Часть 2. Как я научился импровизировать

Назад: Часть 1. Что такое импровизация? Вперед: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Как я научился импровизировать?

Феномен импровизации я начал исследовать (конечно, вспоминаю об этом сейчас с улыбкой), когда мне было лет 13. Началось все с некоторых обстоятельств.

Первое. Я не очень то любил уроки в музыкальной школе, в первую очередь сольфеджио, которые вел директор. Зато я любил хоровое пение и особенно те дни, когда штатного аккомпаниатора заменял Виктор Иннокентьевич, мой учитель по классу фортепиано. Он редко играл по нотам, обычно он импровизировал! (Правда, тогда я еще не знал этого слова). Придя в хоровой класс, Виктор Иннокентьевич у кого-то спрашивал, что за песню мы разучиваем, в какой тональности, затем начинал играть, и ... это было волшебство! Мы никогда не знали, как сегодня начнется та или иная песня, какой будет аккомпанемент, инструментальный проигрыш, какие «фишечки» он сегодня применит...

Второе. В 7-м классе я смастерил свою первую электрогитару и пробовал научиться играть на ней. В 8-м классе мы с друзьями собрали свою первую группу. Все это, на фоне моего слабого желания учиться в ДМШ, не очень нравилось моей маме. Правда, через год она привезла мне из Чехословакии (в 1973 году еще была такая страна) «фирменную» электрогитару Star 5, (тогда этот инструмент был, пожалуй, первым настоящим в нашем небольшом городке... И для школьника это было очень престижно!).

Поскольку ГИТАРА, АНСАМБЛЬ, я решил, что надо как-то понять:

КАК ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ НОТЫ ВСЕГДА произвольно, без партитуры, без выучивания заранее?

Цель поставлена! И теперь за пианино я уже не ощущал себя наказанным учеником, я чувствовал себя исследователем, занятым разгадываем секрета! Сейчас я понимаю, что тогда я применил то, что можно было бы назвать «системным подходом»... Так вот, в итоге я прошел несколько шагов:

Шаг 1. Открытие пентатоники

Как-то бренча на пианино, я сам обнаружил ПЕНТАТОНИКУ! Для Ля-минора это были ноты: Ля, До, Ре, Ми, Соль. (Естественно, я, как и многие, больше любил белые клавиши). Название этого лада я узнал намного позже. А тогда для меня пентатоника стала волшебным набором нот. В песне в Ля-миноре* их можно играть в любом порядке, в любом месте и все будет звучать правильно! Ну и понятно, что, зная этот набор для одной тональности, его можно обнаружить (построить) и для другой.

Шаг 2. Преобразование пентатоники в блюзовый лад

Конечно, 5 нот из 12 – достаточно скромный выбор и мне захотелось как-то пентатонику, волшебный набор, расширить. Так в результате экспериментов я нашел еще две ноты, которые не только не «ломали» общую картину, но и придавали звучанию явную «взрослость» и «фирменность». Эти ноты для Ля-минора были Ре# и Соль#. Значительно позже я узнал, что этот новый волшебный набор из 7-ми нот – БЛЮЗОВЫЙ лад!

Конечно, эти две новые ноты нужно было применять намного осторожнее. И они значительно лучше подходили на роль «проходящих», например, в движение вверх Ре, Ре#, Ми, Соль или в Соль, Соль#, Ля, До с акцентом на последнюю ноту, чем для нот, которые попадают на сильную долю.

Шаг 3. Применение оставшихся ступеней минорной гаммы

Но в гамме Ля-минор оставалось еще 2 «законные» ноты – Си и Фа. Они были не столь универсальны, как ступени пентатоники, и не столь радикальны, как «блюзовые». В общем, их можно было использовать достаточно часто, но, обращая чуть большее (чем требовала пентатоника) внимания на текущий аккорд. Таким образом, этот новый набор составлял уже 9 нот. Явный прогресс!

А в «запрещенных» оставались всего 3 ноты из 12 – Ля#, До# и Фа#.

Шаг 4. Перенос волшебных наборов на гриф гитары

Вот, обнаружив на пианино «правильные» ноты, я стал разбираться, где находятся эти же волшебные наборы на грифе гитары. Тут я сделал свое следующее открытие: в отличие от пианино, на гитаре один и тот же интервал, трезвучие или «музыкальный ход», фраза, могли быть сыграны одним и тем же приемом, поскольку нужные ноты всегда располагались одинаково на грифе. Для изменения тональности надо было лишь сместить позицию руки на грифе! Иными словами, на грифе гитары не было «черных клавиш»!** И это было так замечательно!



В общем, еще не очень хорошо зная ноты на гитаре, и чтобы каждый раз не высчитывать, где какая, я сделал специальные карточки-таблички, расчертив их на клетки: шесть струн по горизонтали, 6 колонок по вертикали. (Как потом оказалось – правильно было бы называть их ТАБУЛАТУРЫ). Так вот, на «струнах» я нарисовал кружки разного цвета:

  • зеленые – для набора пентатоники,
  • синие – для двух дополнительных нот, которые превращают пентатонику в блюзовый лад,
  • желтые – для двух оставшихся нот лада,
  • а остальные 3 – красными (так как играть их не следовало).

Понятно, на самом деле кружков получалось больше, чем 12, так как в подобной табулатуре, охватывающей заметный фрагмент грифа, один и тот же тон мог быть извлечен на разных струнах.

Сначала я свои табулатуры рисовал в простой тетрадке, а потом сделал их на картонках, причем так, что размеры клеток примерно соответствовали размерам ладов на гитарном грифе. Это позволяло носить картонки с собой в кармане и, прикладывая пальцы на «струны», разучивать «ходы» даже на уроке в обычной школе :-). Я помещаю картинку с фрагментом грифа, чтобы показать, как я раскрашивал лады. «Запрещенные ноты» – те, что помечены красными кружками, можно, в принципе, и не отмечать. Для тренировки вполне достаточно остальных.

Как только я немного освоился с волшебными табулатурами, пальцы привыкли и «запомнили» правильные и «неправильные» ноты (места на грифе), я смог ИГРАТЬ СВОБОДНО, я начал импровизировать!

О, как это было здорово играть наобум и почти не ошибаться! В общем, мой музыкальный уровень, как соло-гитариста в нашей школьной группе резко вырос. И когда у нас появилась возможность использовать электро-орган, то меня мои друзья уже от гитары не отпускали.

Шаг 5. Понимание, какие ноты используют звезды

Но заключительный «прорыв» произошел после того, как мы с ребятами «сняли» (то есть на слух подобрали ноты) и разучили пару фирменных композиций. Первая – July Morning (Uriah Heep), другая – Smoke On The Water (Deep Purple). О, конечно, сейчас я без улыбки не могу представить, что же на самом деле мы могли тогда играть, пытаясь копировать звезд! Вряд ли там даже 25% нот были правильными, но! Главное вот в чем. Снимая реальные, «правильные» композиции:

ПЕРВОЕ – я увидел, что очень большая, непонятная мне ранее часть музыки, казавшаяся, особенной, специальной – на самом деле это те же самые волшебные наборы, которые я уже открыл для себя – пентатоника, блюзовый лад. Этим небольшим количеством нот, оказывается, играется море импровизаций и мелодий, причем и в очень известной музыке!

ВТОРОЕ – я понял, что «фирменные» ходы прекрасно «ложатся» на мои табулатуры! Оказалось, что благодаря проделанным исследованиям и тренировкам, мои пальцы уже давно были на правильных местах, и дело теперь лишь в том, чтобы поучиться тому, какие ноты и в какой последовательности играют известные гитаристы...

В общем, сделать тогда самостоятельно все эти открытия было очень здорово и полезно! Вполне возможно, что именно эти ранние импровизации, первые опыты музыкального самовыражения, позволили мне сохранить интерес к музыке, развить свои музыкальные способности, выбрать в последующем своей профессией разработку музыкального оборудования и программ, сделать сочинение, аранжировку и исполнение музыки любимым увлечением.

Так что я верю, что импровизации может научиться «с нуля» любой музыкант и уже тем более тот, у кого за плечами музыкальное учебное заведение. Я знаю, что вам нужны лишь 3 вещи:

Первое – Верить! Второе – Пробовать! Третье – Хорошее Настроение!

Я искренне надеюсь, что мои советы и приемы позволят вам выявить у себя способность к импровизации, развить этот навык или заметно повысить ваш уровень в этом искусстве, если вы уже им владеете. Вы готовы? Вперед!

Алексей Устинов, Вирартек, 25 ноября 2009 г.

Назад: Часть 1. Что такое импровизация? Вперед: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Алексей Устинов, создатель и руководитель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

2010-02-03 Ольга: здорово, скопировала текст и рисунки, буду пробовать..

17.06.2010 Эйнар: спасибо большое, будем стараться)

2010-07-02 Александра: Вот спасибо Вам, Алексей, действительно звучит (и без лажи, если аккуратно)! Аж настроение поднялось и вдохновение пришло!)) Еще раз: спасибки за дельные советы!

2010-07-22 John: Офигенная статья! А что автор добился всего самостоятельно это вобще нереальный ништяк. Сделаю замечание - кое-где автор называет табулатурой то, что следовало бы назвать аппликатурой.

2010-07-28 Юрий: Замечательная статья!!! Спасибо автору!!!!

2010-10-12 Till94: Спасибо большое! А нет ли у вас ещё подобных статей?

2011-03-03 Леонид: Большое спасибо! Самый наглядный курс и увлекательный текстом!

2012-01-06 Гергий: Очень классный урок! СПАСИБО!!!!!!

2012-02-28 Владимир: Храни вас Господь! Спасибо вы очень и очень помогли! ... дай бог вам всех благ душевных! ))

2012-04-28 Илья: Ну спасибо! Очень увлекательно, просто и действительно ПОЛЕЗНО! Автора уважаю

2013-08-20 Ульяна: Большое спасибо за такую замечательную статью! всё написано простым и доступным языком, всё понятно!)

virartech.ru