Миксолидийский лад


Миксолидийский лад Википедия

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

Примечания

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.

Литература

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

wikiredia.ru

миксолидийский | solfamusictheory

Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание«…Каждая музыкальная пьеса должна описать определённое состояние души, определённую душевную настроенность…»  – цитата из «Лекций по эстетике» немецкого философа эпохи Просвещения Краузе.  За эту «определенную душевную настроенность» в музыке отвечает в первую очередь лад как одно из средств  музыкальной выразительности.

И. В. Способин в «Элементарной теории музыки» дает следующее  определение: «Лад – весьма существенное средство музыкальной выразительности, так как он является одним из основных проявлений организованности звуков по высоте».  Окраска лада в первую очередь зависит от его наклонения – мажор и минор, обусловленного соответствующим интервалом большой либо малой терции между 1-й и 3-й ступенями звукоряда.

Б. Асафьев в «Путеводителе по концертам» подчеркивает интонационную сущность и выразительные возможности  лада в музыке: «Лад – свод, строй и вместе с тем система соподчинения тонов, …закрепившийся в общественном сознании о т б о р  муз. звуков, в которых вращаются интонации, определяющие эмоционально-образное содержание и выразительность музыки…».

Традиционно термин лад трактуется в музыке как система звуковысотных отношений, звукоряд,  объединенный центральным тоном или созвучием.

Эволюция лада включает в себя разрастание звукоряда от трихорда, тетрахорда к гексахорду, гамме. Отсюда и эволюция категории устоя: тоника как основной звук – интервал (октава, квинта или терция) – консонирующее трезвучие – диссонирующий аккорд – серия (в додекафонии).

     Сущность лада

Лад, как согласие между звуками принадлежит к коренным эстетическим категориям музыки, совпадая в этом значении с понятием «гармония»[1]. Иными словами сущность лада заключается в том, что он упорядочивает  звуковысотные отношения, задаёт определенную звуковысотную организацию в каждом музыкальном произведении, влияющую на интонационный строй и гармонию.

Философские труды Платона и Аристотеля включают в себя разделы, описывающие влияние различных ладов на настроение и проявления характера. Аристотель отмечал, что интонации каждого лада соответствуют определенному характеру или эмоциональному настрою. Так, он считал звучание дорийского лада «мужественным» и уравновешенным, а также полезным для воспитания.  (Аристотель «Политика» VIII 7, 1342 b). В этом отношении дорийский лад нередко противопоставляли фригийскому как  экстатическому.

     Древнегреческие лады

В ладовую систему Древней Греции входили шесть  основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.

    Лады в средневековой европейской музыке

 Лады в средневековой европейской музыке переняли названия греческих. Семь основных ладов можно построить от семи основных ступеней диатонического звукоряда: ля, си, до, ре, ми, фа, соль.

Эолийский лад   соответствует натуральному минору:

 

 

Локрийский  — особый  лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В основе – лежит  уменьшённое трезвучие.  Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом:

 

 

Ионийский лад  соответствует натуральному мажору:

 

 

Дорийский лад соответствует натуральному минору с высокой шестой ступенью:

 

 

Фригийский лад соответствует натуральному минору с низкой второй ступенью:

 

 

Лидийский лад соответствует натуральному мажору с высокой четвёртой ступенью:

 

 

 

Миксолидийский лад соответствует натуральному мажору с низкой седьмой ступенью:

 

 

Гамма семиступенного лада состоит из 2-х тетрахордов. Тетрахорд  (от греч. τετράχορδον – четырёхструнный) — четырёхступенный звукоряд:

   

 

 

 Пентатоника  (от др.- греч. πέντε — пять и τόνος — тон) — бесполутоновая пятиступенная ладовая система (ангемитоника), все звуки которой могут быть расположены по восходящим чистым квинтам.

Пентатонический звукоряд имеет пять вариантов строения:

 

 

 

 

В отличие от гамм семиступенных ладов, состоящих из 2-х тетрахордов, пентатоническая гамма состоит из двух трихордов. 

Трихорд  (от греч. trixordos – трёхструнный) трёхступенный бесполутоновый (ангемитоновый) звукоряд, характерный для пентатоники:

 

 

 

     Мажор и минор – ладовые системы, ставшие основными в развитии европейской музыки последних столетий.

Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (например, C-dur, или до мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Тоны мажорного трезвучия совпадают с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда. Мажорный лад имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетических контрастов в музыке. Мажор («мажорность») может пониматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом большой терции между первой и третьей ступенями лада.Швейцарский теоретик музыки Глареан в 1547 писал, что ионийский лад – самый распространенный во всех странах Европы и что «за последние… 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские».[7]

К 18 в. мажор приобрёл свой классический вид с опорой на три главных аккорда – Т, S, D, и стал доминирующим типом ладовой структуры. В конце. 19 в. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами и функциональной децентрализации. В современной музыке мажор существует как одна из основных звуковых систем.

Минор — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия (например, c-moll, или до минор).  Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.  Лад такой структуры называется натуральным минором. Он характерен для русской народной музыки. Встречается и в музыке других народов. Минор имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Минор («минорность») может восприниматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом малой терции между первой и третьей ступенями лада.

В процессе развития музыкального искусства сформировались   3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим. Примерно  с 17 века он стал основной разновидностью минорного лада.

Минорный лад с повышенными шестой и седьмой ступенями называется мелодическим, применяеся  значительно реже чем гармонический минор (И. С. Бах. Ария №47 из «Страстей по Матфею», Э. Григ. Вальс соч.12, № 2 из «Лирических пьес»).

 

     Условно диатонические лады:

1)    гармонический мажор с VI пониженной ступенью:

2)    гармонический минор с VII повышенной ступенью;

3)     дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад):

 

 

4)    Дважды гармонический минор с IV и VII повышенными ступенями (цыганская или венгерская гамма):

 

 

5)    мелодический мажор с VI и VII пониженными ступенями;

6)    мелодический минор  с VI и VII повышенными ступенями

     Ладовые системы нового времени

Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине  19 века.

В увеличенном ладу шесть  звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное – любой звук можно заменить энгармонически:

 

 

Впервые этот лад применил М. Глинка для характеристики Черномора в опере «Руслан и Людмила».

Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад  для создания  призрачных образов.  (Например, К. Дебюсси в прелюдии «Паруса»).

Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов.  В основе его – Ум 53 или Ум 7. Он встречается у Римского-Корсакова в сказочных произведениях, и имеет также название «гамма Римского-Корсакова»,

«гамма тон-полутон»

 

 

 

и «полутон-тон»

 

 

Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.

Ц. Когоутек: «Уже композиторы «Могучей кучки» и позднее французские импрессионисты своим творчеством подорвали многолетнее господство мажорных и минорных ладов. Национальные музыкальные школы находили обильную пищу для своего творчества во вновь открытых ладах народной музыки. Народная музыка, особенно восточная … была животворным импульсом для общепринятых классико-романтических норм в области всех музыкальных элементов».[4]

В итоге основная классификация ладов может быть представлена следующим образом:

1)    ангемитоновые (бесполутоновые) лады;

2)    диатонические средневековые лады;

3)    условно диатонические лады;

4)    искусственные (симметричные– термин Ю. Холопова) лады: увеличенный, уменьшённый, в т.ч. лады ограниченной транспозиции О. Мессиана.

Высотное положение лада называют тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор.

Квинтовый (или кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. – М.,1978.

2. Берков В. Гармония. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 1. – М., 1973.

3. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1985.

4. Ц. Когоутек. Техника композиции в музыке XX века. Новые лады. М., 1976.  С. 57.

5. Краузе Ф. Лекции по эстетике. // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Том 1. – М., 1981.

6. Розеншильд К. история зарубежной музыки. М., 1973. С. 46.

7. Холопов Ю. Лад. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 3. – М., 1973.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорийский_лад

9. https://en.wikipedia.org/wiki/Lydian_mode#Theory10. https://en.wikipedia.org/wiki/Pentatonic_scale11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пентатоника12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7659/Трихорд13. https://en.wikipedia.org/wiki/Circle_of_fifths

Like this:

Like Loading...

solfamusictheory.wordpress.com

Миксолидийский лад - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика[ | ]

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк[ | ]

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.

Литература[ | ]

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

encyclopaedia.bid

Большой энциклопедический словарь - значение слова Миксолидийский Лад

см. Натуральные лады, Древнегреческие лады.

Смотреть значение Миксолидийский Лад в других словарях

Лад — лада, о ладе, в ладу, мн. лады, м. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда у мужа с женой лад. Пословица. Забудем прошлое, уставим общий лад. Крылов.........Толковый словарь Ушакова

В Лад Нареч. Разг. — 1. Согласованно, стройно, созвучно. 2. перен. В полном соответствии с чем-л.Толковый словарь Ефремовой

Не В Лад Нареч. Разг. — 1. Несогласованно, нестройно. 2. Не в соответствии с чем-л.Толковый словарь Ефремовой

Лад — -а (-у), предлож. о ла́де, в ладу́; мн. лады́; м.1. Разг. Согласие, мир, дружба.2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый,........Толковый словарь Кузнецова

Лад — — эстетическая категория музыки, а также синоним мира, спокойствия, обычно в семейной жизни.Исторический словарь

Лад — Хорошее это славянское слово - лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито... Много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся........Музыкальный словарь

Дорийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Ионийский лад — см. Натуральные лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад - согласие, мир, стройность, порядок).

Содержание

I. Определение лада - 130II. Этимология........Музыкальная энциклопедия

Лидийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Локрийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады.Музыкальная энциклопедия

Миксолидийский лад — см. Натуральные лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Переменный лад — лад, в к-ром функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют разл. тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд к-рого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).Музыкальная энциклопедия

Тритоновый лад — дважды-лад (термин Б. Л. Яворского), - тип симметричного лада, центр. отношение к-рого образует тритон (отсюда назв.). В отличие от др. симметрич. ладов, Т. л. обладает многообразием........Музыкальная энциклопедия

Увеличенный лад — тип симметрич. лада, в основе к-рого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название). Структура У. л. представлена 3 осн. видами, в зависимости от........Музыкальная энциклопедия

Уменьшённый лад — тип симметрич. лада, в основе к-рого лежит малотерцовый аккорд (уменьшённый септаккорд; отсюда название). Структура У. л. может быть представлена тремя видами, в зависимости........Музыкальная энциклопедия

Фригийский лад — см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады.Музыкальная энциклопедия

Целотоновый лад — целотонный лад, - симметрич. лад, в основе к-рого лежит целотоновое шестизвучие (гамма или аккорд). Применяется гл. обр. в виде целотонной гаммы, хотя возможен и в виде........Музыкальная энциклопедия

Цепной лад — (лат. catenarius (modus), сокр. сaten - катен; понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) - лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой........Музыкальная энциклопедия

Канат, Натяжение, Напряжение, Тон, Лад, Музыкальный Регистр, Тоническое Ударение, Размер Стиха, Напр — Философский смысл термина: Напряженность как особое (энергетическое) свойство материи (стоики).Философский словарь

Посмотреть еще слова :

Перевести Миксолидийский Лад на язык :

slovariki.org

Пример аккордов в миксолидийском ладу

У нас уже был материал посвященный аккордам, построенным на ступенях гаммы(причем не раз и не два). Сегодня хочу поделится довольно заезженной идеей, но она от этого не становится менее ценной. Суть ее заключается в том, что сначала мы исполним ноты какой-то гаммы или лада в восходящей или нисходящей последовательности, а затем гармонизируем каждую ноту. Гармонизация может в данном случае строится как на одном аккорде(тоника гаммы/лада), так и на какой-либо последовательности аккордов.

В сегодняшнем примере мы посмотрим на гармонизацию нисходящей последовательности нот в рамках миксолидийского лада при этом использоваться будет только аккорд тоники лада, в примере это будет аккорд E7.

На всякий случай давайте вспомним о том как можно построить аккорды на ступенях гаммы.

Возьмем ступени гаммы и построим на каждой ступени трезвучие.

Сыграем гамму С мажор на пятой струне, думаю это труда не составит. После  возьмем ручку и лист с нотным станом. Нарисуем все ноты входящие в гамму, и нарисуем над каждой из них еще по две ноты, так чтобы получились аккорды. Т.е. С – (D пропускаем) – Е(терция от тоники аккорда) – (F пропускаем) – G(квинта от тоники аккорды), и так с каждой нотой. В итоге мы получим гамму С мажор гармонизованную аккордами. Сыграем этот пример.

Мы получили семь аккордов, на первой четвертой и пятой ступенях – мажорные трезвучия, на второй, третьей и шестой ступенях – минорные, и на седьмой ступени – уменьшенное трезвучие. Обратите внимание, что каждая группа аккордов имеет разный интервальный состав:

Транспонируя эти формулы в разные тональности, вы всегда сможете сориентироваться на какой ступени какой аккорд сыграть, и какие ноты входят в его состав.

Ну и давайте вернемся к примеру, для которого это все и писалось. Возьмем E миксолидийский(5-ая ступень A мажора).

Исполним ноты лада на первой струне в нисходящем движении. Это труда не составит. Самому ладу соответствует аккорд пятой ступени, т.е. Е7, надстроим к этому аккорду сыгранные нами ноты на первой струне, получим движение гаммы в верхнем голосе аккорда.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Обратите внимание на то, что для ощущения звучания лада в примере постоянно используется открытая 6-ая струна. Вы можете не играет ее, пустив какой-нибудь синтезаторный pad этой же ноты. Попутно попробуйте поиграть соло, чтобы прочувствовать сам лад.

Это интересно:

guitarline.ru

Диатонические лады

Лит.: Ю.Холопов. Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева (в кн. От Люлли до наших дней. М., 1967,с.270-274).

Признак диатоники – возможность расположения звукоряда на основных ступенях музыкальной системы (попросту, на белых клавишах).

По звуковому составу диатонические лады различны: от духордных (двузвучных) ладовых структур до семиступенных.

Достаточно индивидуальный колорит имеет пентатоника. Это ангемитонный (бесполутоновый) пятиступенный лад. Из 5ти вариантов интервального строения чаще используется пентатоника с мажорным трезвучием в основе и с минорным. Отсутствие м2 («чувственного» интервала) в звукоряде объясняет использование пентатоники в музыке светлого безмятежного характера, в образах откровения, мечты (Рахманинов. Сирень.(начало)) до настроений радости, праздника (Чайковский. На тройке)

. Система диатонических ладов наиболее полно представлена семиступенными ладами

. Эти лады называю по разному:

старинными,

средневековыми,

церковными: они утвердились в муз.культуре средневековья, в культовой музыке, в частности.

Называют ладами народной музыки: их можно встретить в народной песне;

называют модальными ладами.

Модус – небольшое муз. построение (в пределах фразы) со своим устоем (ладо-тональностью) на основе диатонического звукоряда. Это типичная для средневековой музыки ладо-тональная организация материала.

Все лады условно разделяют на лады с мажорным наклонением (на схеме обозначены сверху) и с минорным - (снизу):

Каждый лад характеризует отличительный от натурального мажора или минора интервал на I ступени: фригийская секунда, лидийская кварта, дорийская секста и т.п.

Как и все лады, диатонические семиступенные отличает индивидуальный колорит звучания, свои образно-выразительные возможности. Благодаря особенностям своего строения, они воспринимаются как разновидности привычных для нас мажора или минора, как более «светлые» или более «темные» их варианты.

Красочность есть наиболее ценная сторона этой группы ладов.

Лидийский лад -мажор с IV,- лидийская 4 (ув.4). Вводный тон к V ступени (к тонической квинте) придает ему «большую резкость»; Дополнительный увеличенный интервал к интервальному составу мажора – это «интенсификация мажорности», «полюс мажорности», «сверхмажор»; «резкий, «горячий», зажигательный характер». (Шопен, мазурка № 50 ( Op.68 №3), второй эпизод).

Миксолидийский, -мажор с (низкой) VII ступенью,- миксолидийская 7 (м7). «Как бы «смягченный», «охлажденный» вариант натурального мажора. Лишенный вводнотонового тяготения VII ступени к тонике, смягченный малой «минорной» септимой (на I ступени) миксолидийский лад приобрел суровый оттенок звучания. В таких красках, горделиво-суровом мужественном тоне звучит тема коды финала фортепианного концерта Э.Грига.

Дорийский, -минор с VI,-дорийская секста (б6). Просветленный минор (дорийская б6 – интервал одноименного мажора). Следствие VI – мажорная S («оттенок дорийского лада небесной красоты», - В.Медушевский), обнажающая контраст «сияния» дорийской VI-й «во мгле» натурального минора (Григ, «Сосна»: «алмазов льдистых…сверкает покров…»).

Фригийский, -минор с II, - фригийская секунда (м2, II-я низкая). Фригийский - «полюс минорности». Ему «свойственны мрачность, жесткость, холодность». В сравнении с минором, во фригийском уже все интервалы (кроме чистых) малые.

II в неаполитанской (мажорной) гармонии – это иной колорит,- суровый, мужественный (Мусоргский. «Борис Годунов», Песня Варлаама).

Локрийский -минор с II и V ступенями (со II и V низкой, с уменьшенной квинтой на I ступени). Его звучание неустойчивое, скованное; «самый мрачный и суровый (горько-печальный и т.п.)» (Ю.Холопов. Гармония. Теор. курс.,М,.2003, с.140). «Многие теоретики,- замечает Ю.Холопов,- считают этот лад вообще несуществующим в реальной музыке». Случаи его применения редки и эпизодичны. Один из примеров,- Шостакович, I-й фантастический танец (Ор.5), начало; - фантастика с подтекстом мягкой иронии и гротеска.

Мы не характеризовали ионийский и эолийский лады. Они совпадают по строению с мажором и минором. Все, что говорилось ранее о последних (см.с.6) применимо к первым, но отчасти. Это совершенно разные, отличные друг от друга лады и по принадлежности к музыкальной эпохе, к музыкальному стилю, к музыкальному складу. Главное их различие в том, что первые лады монодийные, с одним устойчивым тоном; а мажор и минор (молодые лады, утвердились к XVII в.) - лады гомофонно-гармонического многоголосия. Их устой – тоническое трезвучие.

Гармонический мажор и минор называют условно-диатоническими. Их характерное качество – гармоническая напряженность. Как уже говорилось (см. с.8-9), VII в moll-е (заимствованная из Dur-а) и VI в г.Dur-е (из moll-я) – это необходимое ладово-функциональное укрепление и объединение ладов.

Иное дело звукоряды (лады) с ув 2, имеющие мелодическую природу. Это самостоятельные лады типичные для мелодики ориентальной музыки и ряда национальных культур. Хроматическая вводнотоновая ув. 2 в мелодическом движении ( - концентрация чувственности, экспрессии) – их типичный мелодический оборот. (Напомним, для голосоведения академической гармонии ходы на ув.2 не свойственны, они стилистически чуждые.) Не случайно дважды гармонические лады (звукоряды с двумя ув.2: минор с VII и IV, мажор с VI и II) иногда называют венгерской (цыганской) гаммой. Характерное их качество - мелодическая напряженность. (Показательный пример дважды гармонического минора - хоровая миниатюра Римского-Корсакова «Восточная песня».)

studfiles.net

Миксолидийский лад Википедия

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика[ | код]

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк[ | код]

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

Примечания[ | код]

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.

Литература[ | код]

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

ru-wiki.ru