Музыкальные лады


Экзотические лады

Экзотические лады могут добавить новых красок в твою музыку. Ниже приведена выборка ладов с разных концов света. Каждый лад приведен в тональности A вместе с формулой и аппликатурой.

 

 

Арабский лад

 

Состоит из 8-ми нот. Это то же самое, что уменьшенный лад (diminished).

Формула: 1 2 b3 4 #4 #5 6 7

 

 

 

Персидский лад

 

Это мажорный лад.

Формула: 1 b2 3 4 b5 b6 7

 

 

 

Византийский лад

 

Это мажорный лад.

Формула: 1 b2 3 4 5 b6 7

 

 

 

Восточный лад

 

Это доминантный лад.

Формула: 1 b2 3 4 b5 6 b7

 

 

 

Японский лад

 

Данный лад является пентатоникой. Он не относится ни к мажору, ни к минору, так как не имеет 3-й ступени.

Формула: 1 2 4 b6

 

 

 

Индийский лад

 

Данный лад известен также как Asavari и raga Asavari. Он является чем-то средним между ладом и композицией. Он звучит богаче, чем лад, но не так неизменно, как композиция. Это больше похоже на тональную структуру для композиции и импровизации, как смены аккордов и стандарты для джазовых музыкантов. Помимо конкретного лада Asavari имеет особое мелодическое движение, сформированное звуком и особыми интонациями, украшениями, силой и длительностью. Я не буду углубляться в особенности. Я только расскажу о том, что восходящая и нисходящая гаммы играются разными нотами. Нисходящая гамма идентична фригийскому ладу, а восходящая аналогична фригийскому ладу без ступеней b3 и b7.

Восходящая формула: 1 b2 4 5 b6

 

 

Нисходящая формула: 1 b7 b6 5 4 b3 b2

 

 

 

Цыганский лад

 

Данный лад является венгерским цыганским (минорным) ладом. Для примера можно послушать Django Reinhardt.

Формула: 1 2 b3 #4 5 b6 7

 

 

 

Румынский лад

 

Это минорный лад.

Формула: 1 2 b3 #4 5 6 b7

 

 

 

Еврейский лад

 

Это доминантный лад, известный как испанский цыганский лад. Он является инверсией гармонического минора (от 5-й ступени): E еврейский = A гармонический минор.

Формула: 1 b2 3 4 5 b6 b7

 

 

 

Название           Формула                                          Тип

Арабский           1     2   b3   4   #4   #5     6     7      минорный 

Цыганский         1     2   b3 #4            5   b6     7       минорный 

Румынский        1     2   b3 #4            5     6     b7     минорный 

Индийский         1   b2         4             5    b6             нейтральный   

                         1   b2   b3  4            5     b6   b7     минорный 

Персидский       1    b2   3    4            b5   b6   7      мажорный 

Византийский     1   b2   3     4            5     b6   7     мажорный 

Восточный        1    b2   3     4          b5     6   b7     доминантный 

Еврейский         1    b2   3     4           5   b6   b7     доминантный 

Японский           1    2            4           5   b6            нейтральный

 

 

Источник: www.jazzguitar.be

Социальные кнопки для Joomla

guitarmagazine.ru

Лады народной музыки - Методическая страница

Содержание

Введение                                                                                                                 1.Понятие лада                 2.Классификация ладов3. Характеристика и особенности ладов народной музыки4. Искусственно созданные лады5.Практическая частьЗаключение

Введение       Цель каждого педагога – воспитать прекрасного, всесторонне развитого человека.     В курсе сольфеджио ДШИ и ДМШ достаточно мало времени отводится теме «Лады народной музыки». Сколько нового, интересного для себя ребята могут узнать, прочитав это методическое сообщение. Эта тема, наряду с другими, вырабатывает навыки импровизировать, читать с листа, сочинять, слышать и трансформировать мелодию по ладам народной музыки, умение анализировать нотный материал.     Если знакомство с этой темой у ребят выявит желание сразу же услышать «живой» лад в действии, необходимо исполнить знакомую мелодию от одного и того же звука в разных ладах. Это позволит детям сразу же включить новые средства в свой творческий арсенал.      Современная теория «переноса» творческих способностей  утверждает, что эти способности, развитые в одной области, на одном материале, благотворно сказываются на формировании общих способностей, умении творчески мыслить, созидать и при благоприятных условиях могут переходить на другие области деятельности.     Приобщение к  музыке разных народов, овладение теоретическими знаниями о ладах народной музыки, умение применять эти знания на практике, развивая при этом творческие способности, воображение, логическое мышление – во  всём этом я вижу актуальность проблемы, которая и обусловила выбор темы методического сообщения «Лады народной музыки». 1. Понятие лада

     По определению Г.А. Фридкина «лад- организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой » [5,c.260].     По мнению И.В. Способина, « лад – совокупность звуков, которые на основе родства между ними объединены в систему, имеющую тонику » [3,c.86].              Даже если ограничиться  равномерным делением октавы на 12 полутонов, то и из этих 12 звуков можно построить немало различных ладов.      Перепробовано великое множество способов организовать абстрактные звуки в систему - в лад. Существуют даже отдельные произведения (среди народных песен), которые используют свой собственный лад, нигде больше не встречающийся. Есть лады всего из двух, из трех звуков,  и т.д.      Ладовое чувство,- читаем   в книге Б.М. Теплова, -  проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и другим устойчивым звукам. Каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его "тяготения". [4,c.163].      Различных ладов может быть построено невероятно много. Большинство существовавших ладов к нашему времени устарели, другие продолжают использоваться в разных культурах по всему миру. И музыка, написанная в этих ладах, обладает совершенно необычайными для нашего слуха красками, недостижимыми никакими средствами, кроме ладовых.2. Классификация ладов

      Так как ладов в музыке большое количество, классификация их очень сложна.      1 группа ладов называется – экмелические лады, с которыми на практике мы не встречаемся. Их невозможно записать. Они встречаются в азербайджанской и армянской музыке (мелкие расстояния между звуками, меньше полутона, то есть четверть тона) – ниспадающее движение. Они относятся к приёму исполнения – экмелике, и имеют импровизационный характер.     2 группа – ангемитонная пентатоника (бесполутоновая пентатоника). Она свойственна многим древним культурам Азии, Африки и Европы. Встречается гемитонная пентатоника (переходная).    3 группа – диатоника. Она очень разнообразна, здесь много ладов. К ним относятся натуральные лады, лады народной музыки, Это лады без альтерации, чисто диатонические. К условной диатонике относятся мелодические и гармонические виды мажора и минора, так как они происходят при изменении ступеней в натуральных ладах.     4 группа – хроматика. Основной его признак это наличие в гамме подряд 2 или 3 полутонов. Сюда же относятся целотоновая гамма, хроматическая гамма.     5 группа – микрохроматика. К ней относятся лады, в которых интервалика между звуками меньше чем полтона (индийский лад, система шрути).       Однако нет необходимости охватывать такое большое количество ладов. Позволим себе ограничиться только европейской культурой.

3. Характеристика и особенности  ладов народной музыки Семиступенные лады.

    В любом учебнике элементарной теории, диатоникой называется область натуральных семиступенных ладов натуральный мажор, натуральный минор, а также лады – дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.               Эолийский и ионийский лады совпадают по звукоряду соответственно с натуральным минором и мажором, от которых они отличаются лишь логикой мелодической организации. В мажоро-миноре основополагающую роль играют, как известно, центробежная и центростремительная силы, а также функциональность (каждая ступень строго определена и устремлена в тонику). Эолийский и ионийский лады лишены этой ведущей роли централизации основного тона. Каждая из ступеней при определенных условиях может взять на себя функции тоники. Это интересное явление в рамках темперации нашло широкое отражение в так называемой «Теории переменных функций» Ю. Тюлина.     «К диатоническим ладам,- по мнению И. В. Способина, - относятся иногда гармонические и мелодические мажор и минор, но их можно считать лишь условно диатоническими » [3,c.138].      Диатонические семиступенные лады можно построить на звуках мажорной гаммы.    Их можно чаще всего услышать в народных песнях славянских стран. А поскольку взгляды и вкусы любого серьезного композитора воспитываются именно на народной культуре, то эти же народные лады нередко встречаются и в серьезной музыке самых разных жанров. Общим свойством всех этих ладов является то, что в их основе (т.е., на их исходном звуке) строятся либо мажорные, либо минорные трезвучия. Поэтому имеет смысл считать эти звукоряды разновидностями мажора и минора  —  но эта "классификация" все же довольно условна.        Определяем теперь все лады и получим следующее: минорные лады – дорийский, фригийский, эолийский и мажорные лады –  лидийский, миксолидийский, ионийский     Приведенное расположение ладов народной музыки  имеет смысл для их систематизации. Следует при этом учесть, что каждый из них имеет самостоятельное значение и не является производным от ступеней мажора.      В этой группе ладов первый является ионийский (натуральный мажор), а шестой –  эолийский (натуральный минор). Они упоминаются здесь только для указания их места в группе шести – семиступенных ладов.    Помимо этих двух звукорядов, существуют еще пять 7-ступенных ладов.         Общим свойством этих ладов, как упоминалось выше, является единство звукоряда. Из этого следует, что можно получить гаммы всех этих ладов, используя одни и те же звуки. Взяв во внимание только белые клавиши, одну из них при построении звукоряда будем считать тоникой.     Если тоника — клавиша до, то звукоряд, опирающийся на нее, оказывается натуральным (ионийским) мажором.     На тонике ре —  по тем же белым клавишам —   получается один из древних ладов, широко использовавшихся в Греции и у славян, и живущий по сей день — "дорийский минор". От привычного нам натурального минора (ре-минора), этот звукоряд отличается повышенной 6-й ступенью (нота си вместо си-бемоля) Из-за этого весь лад приобретает этакую мягкую просветленность, хотя и остается минором .    От клавиши ми, по белым, выстраивается еще один минор —"фригийский". Отличие от натурального минора - понижение 2-й ступени (в натуральном ми-миноре была бы нота фа-диез, а не фа).     На тонике фа мы обнаруживаем необычный мажорный звукоряд, он называется "лидийским мажором". Натуральный мажор преобразуется в лидийский путем повышения 4-й ступени. Например, захоти мы написать пьесу в лидийском до-мажоре, нам пришлось бы использовать всюду ноту фа—диез вместо фа. Это придало бы нашей музыке еще больше "света", чем в обычном мажоре. Свет будет даже несколько "слепить" - ощущения возникают именно такие.     А другая мелодия в таком же ладу может неожиданно приобрести лукавый, хитроватый оттенок.    На ноте соль  — следуя белым клавишам - получается другой мажор, "миксолидийский". В отличие от натурального мажора, он имеет низкую 7-ю ступень. Этот лад тоже весьма оригинален по звучанию, и, как ни странно, очень часто попадается в популярной легкой музыке.    На тонике ля белые клавиши дают давно знакомый нам звукоряд - натуральный (эолийский ) минор.     А на тонике си строится весьма необычная гамма, в которой тяготения ступеней так сильно искажены, что почти не позволяют нам, современным европейцам, воспринимать все это как лад. Этот лад называется "локрийским", и попытки возродить и "приручить" его не раз предпринимались композиторами советской школы - Прокофьевым, Шостаковичем и Стравинским.     Таким образом, каждый лад, склоняющийся к мажору или минору, но имеющий каждый раз отличающуюся от них ступень, получил соответствующий термин. Дорийский лад иначе называют минор с дорийской секстой, минор с фригийской секундой — фригийским ладом, лидийская кварта и миксолидийская септима являются характерными признаками этих же мажорных ладов.     В профессиональном композиторском творчестве указанные признаки используются для создания мелодий, гармоний, передающих национальную специфику музыкального фольклора того или иного народа. На практике живое народное пение не подчиняется канонам темперации. Попытка отдельных музыкантов вводить новые элементы нотной фиксации (полубемоли, полудиезы и так далее) вносит только путаницу.     Рассматривая указанные лады в рамках темперации (равномерное деление октавы на 12 полутонов), очень важно понимать, что возникли они задолго до нее и поэтому утратили свою внетемперационную специфику звучания.                                   Централизация натуральных ладов мажора и минора дала им принципиально новое качество, позволяющее нашему слуху различать их без труда.    Поскольку церковные лады, музыкальный фольклор явились в свое время базой, на которой развилась и закрепилась темперация, постольку и сама темперация со временем оказала влияние на фольклор. В результате стало возможным приблизить некоторые характерные ладовые обороты, возникшие вне темперации, к темперированному звучанию. Вот почему название «Лады народной музыки» условно.

Пятиступенные лады   Ограниченность темперированной системы не в состоянии дать всего многообразия ладов, существующих у разных народов разных стран. История сохранила для нас любопытные сведения о том, что народы Древнего Востока, не общавшиеся между собой, имели тем не менее общий звукоряд, получивший в современной теории музыки название пентатоники (от греч. pente — пять и tonos — тон). Полностью его дает черная клавиатура фортепиано. Чем вызвана необычность в звучании по сравнению с мажором или минором? Отсутствием полутонов. Если брать за исходный звукоряд белые клавиши фортепиано, то достаточно не использовать две ноты - "фа" и "си", чтобы получить эти необычные гаммы.

    В своих трудах И. В. Способин определил характерные признаки пентатоники:1. Отсутствие малых секунд, тритонов и свойственных им острых тяготений.2. Образование групп из трех звуков, составляющих малую терцию и прилегающих к ней сверху или снизу большую секунду. Такие группы называются трихордами. 3. Возможность расположение ступеней пентатоники по чистым квинтам. [3,c.136].        В пентатоническом звукоряде любой его звук может быть главной опорой, то есть тоникой.     Таким образом, из натуральной мажорной гаммы пентатоника может быть получена путем удаления из нее  IV и VII ступеней, образующих тритоновые интонации. При этом на тонике образуются  б.3 и ч.5 и  создается мажорная окраска, как признак мажорного трезвучия. Чтобы получить минорную пентатонику, необходимо из натурального минора исключить тритоновую интонацию на II и VI ступенях. В этом случае на тонике образуются м.3 и ч.5 и создается минорная окраска, как признак минорного трезвучия.     В композиторском творчестве лады народной музыки нередко используются для подчеркивания той или иной характерной краски, свойственной общему звучанию, например, народных инструментальных ансамблей, наигрышей отдельных инструментов. Такой прием обычно называют стилизацией. Такова стилизация звучания распространенных на Украине ансамблей «Tpoicтi музики» в творчестве многих украинских советских композиторов.     В середине XIX  века диатонические народные лады начали применяться в профессиональной европейской музыке (Шопен, позже Григ). Как известно, особенно важную роль сыграла народная музыка в творчестве русских классиков (Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский – Корсаков, Чайковский). А так как в русской народной музыке лады старинные (в том числе пентатоника, - хотя бы ее частей) занимают место еще более важное, чем в западной музыке, то и в творчестве русских классиков их роль очень заметна. Употребление этих ладов было воспринято и развито рядом советских композиторов.[3,c.140].  

4. Искусственно созданные лады

      Помимо собственно различных ладов, в музыке довольно распространена особая техника построения мелодий, когда внутри одного сочинения переплетаются и чередуются различные лады. Это явление называется переменным ладом, И бывает двух основных типов:    1.  Параллельный переменный лад - когда в мелодии (или гармонии) попеременно действуют мажор и минор, имеющие общий звукоряд. Это означает, что смена лада может никак не отражаться на встречных знаках, мелодия использует все время звуки одной и той же гаммы, но, тем не менее, можно явственно ощутить присутствие то одной тоники, то другой - то есть, изменяются тяготения звуков, а не сами звуки. Ощущение, между прочим, довольно приятное, похожее на переливы радужных цветов в стеклянной игрушке. В известной «Лихорадушке» А. Даргомыжского сосуществуют как бы две тоники, два устоя — d и F.   2.   Другая ситуация, также очень широко распространенная  когда внутри одного произведения взаимозаменяются одноименные мажор и минор, то есть, имеющие общую тонику, но разные звукоряды. Этот переменный лад называется "мажоро-минором", и каждая перемена лада хорошо видна в нотах из-за встречных знаков. В народной музыке нередко встречаются образцы с другим соотношением устоев, например секундовым, квартовым.            Особую группу составляют лады с увеличенной секундой. Они характерны для цыганской, венгерской (стиль «вёрбункош»), восточной музыки. Попытка их деления подобно предыдущим ладам на мажорные и минорные несостоятельна. Термины «дважды гармонический мажор» и «дважды гармонический минор» не раскрывают сути явления, несмотря на удобство в смысле нахождения этих ладов (в гармоническом мажоре понижается II ступень, в гармоническом миноре повышается IV).     Гораздо проще и легче для слуха и мышления ориентироваться не на механическое понижение или повышение ступеней звукоряда, а на интервал, в пределах которого осуществляется ход на ув. 2. В музыкальной практике этим интервалом является кварта, в которой положение ув.2 только одно, например, в ч 4 ля—ре возможно лишь ля—си- бемоль—до-диез—ре, а,  в ч. 4 ми—ля — ми—фа—соль-диез—ля.     Поскольку семиступенный звукоряд состоит из двух симметрично расположенных кварт на расстоянии 6.2, несложная операция заполнения их увеличенными секундами проделывается два раза. Например, возьмем семиступенный звукоряд в пределах октавы до-до. Разобьем его на симметричные кварты с сохранением, разумеется, разделяющей их 6.2 — до—фа   соль—до. Заполним обе кварты; получим: до—ре-бемоль—ми—фа      соль—ля-бемоль—си—до. Подобно перестановке модусов, обе кварты могут поменяться местами, например вместо до—фа   соль—до возможно фа—соль—до—фа. В этом случае получается вариант приведенного выше семиступенного звукоряда с увеличенными секундами, а именно: фа–соль–ля-бемоль–си–до–ре-бемоль–ми–фа. Начало его действительно совпадает с началом минорной гаммы и поэтому, естественно, нет ничего удивительного, что с ориентировкой на него лад получил название «дважды гармонический минор». Но как быть с первым ладом? Наше ухо привыкло к интонированию ув.2 только в верхнем тетрахорде гармонических ладов. Здесь же ув.2 попадает в начало и, главное, не звучит мажорно, а скорее минорно. Поэтому оснований считать первый лад мажорным гораздо меньше, чем минорным. Представляется более верным называть подобные звукоряды ладами с увеличенными секундами.       А теперь давайте проделаем еще одну перестановку. Если второй из описанных выше звукорядов считать основным, а первый — производным, то получается тот же «дважды гармонический» f. Но только заключен он не в пределах тонической октавы фа–фа, как обычно, а доминантовой – до-до, отчего и получил распространенное в учебниках определение доминантовый лад. Всем понятно, как он получился: взяли да и спрятали тонику в середину, а доминанту поставили на место тоники.        Доминантовые лады характерны для миноров различных видов — гармонических, мелодических, дважды гармонических, смешанных. Замечательные образцы доминантового лада имеются в музыке Ж. Бизе (отдельные номера из оперы «Кармен»), К. Сен-Санса («Цыганский танец») и другие.      Обратив внимание на осевою симметрию белых и черных клавиш-звуков-нот, выявляем, что трем черным фа-диез–соль-диез–ля-диез соответствуют три белые до–ре–ми. Соединив их вместе, получим странно фантастично звучащий лад из целых тонов. Звуков в нем будет не семь, а шесть, так как октаву по тонам можно разделить только на шесть частей. Можно построить второй шести-ступенный целотоновый звукоряд ре-бемоль—ми-бемоль—фа—соль—ля—си-( ре-бемоль).    Особенность положения этих звукорядов в музыкальной системе обусловлена осевой симметрией: их только два, как не переставляй оба ряда.

     По звучанию целотоновый звукоряд напоминает увеличенное трезвучие. Именно поэтому он и получил название увеличенного лада. В произведениях М. Глинки, Ф. Листа, П. Чайковского целотоновая гамма характеризует сказочно-фантастические, феерические образы.    Увеличенный лад не имеет ярко выраженного мажорного или минорного наклонения, хотя иногда, опираясь на натуральный звукоряд, его и пытаются характеризовать как мажорный.      Аналогичным образом разделив октаву не на шесть частей, как в предыдущем увеличенном ладе, а на четыре, получим уменьшенный лад, строящийся на уменьшенном септаккорде, который, как все уже знают, состоит из сплошных малых терций. Эти терции в уменьшенном ладе заполняются однозначно: тон — полутон, отчего эту гамму нередко называют еще тон — полутон. Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков в своих произведениях часто использовали уменьшенный лад. Он создает характерную звучность, ассоциирующуюся как бы с невесомостью, прострацией, парением.      Интересно отметить, что этот лад также симметричен в самых различных комбинациях. С одной стороны, симметрию в нем составляют два минорных тетрахорда на расстоянии тритона, например до—ре—ми-бемоль—фа и фа-диез— соль-диез—ля—си. В сумме они дают восемь ступеней.        В джазовой музыке существует особая гамма с так называемыми «голубыми» нотами (их еще называют печальными). Обычно ее сравнивают с натуральным мажором, в котором III, V и VII ступени оказываются пониженными.    Леонард Бернстайн очень удачно сопоставляет фразу в натуральном мажоре и ее же в «джазовой гамме» с «голубыми» нотами.    Осталась еще одна гамма, не изученная нами,— это хроматическая гамма. Она настолько значительна, что существенно повлияла на переосмысление нашего двенадцатиступенного звукоряда. Вернее, не она повлияла, а творческая фантазия музыкантов, заставившая нас воспринимать эту гамму в новом свете или, как говорят, в новом ракурсе.5. Практическая частьСлушание и анализ музыкального материала

     В композиторском творчестве  лады народной музыки нередко используются для подчеркивания той или иной характерной окраски, свойственной общему звучанию, например, народных инструментальных ансамблей, наигрышей отдельных инструментов. Такой прием обычно называют стилизацией. Обилие подобных стилизованных приемов можно найти в мазурках польского композитора Ф. Шопена.     Учащиеся должны самостоятельно проанализировать следующие примеры и определить, какие лады народной музыки использовали великие композиторы в своих сочинениях.

Чтение с листа и разучивание мелодии

     По мнению  Г.А. Фридкина, « наиболее правильным методом пения с листа является метод, в основе которого лежит ладовое развитие слуха » [6,c.2].      В своих работах утверждает, что « прежде чем исполнить пример при пении с листа, ученик должен обратить внимание на лад, тональность, размер, особенности ритмического строения мелодии, структурные моменты, отдельные интонации, и мысленно (внутренним слухом) пропеть первую фразу; с помощью этого общий характер музыки станет для него ясен. Необходима правильная ладовая настройка. Желательно чтобы она производилась самими учащимися по данной тоники, взятой на инструменте или найденной по камертону» [6,c.2].     Особо следует обратить внимание учащихся на интонирование тона и полутона. А так же третьей ступеней лада – высокой третьей ступени в мажоре и низкой в миноре.     Следует добиваться того, чтобы ученик сам мог вовремя исправить свою ошибку, ощущая необходимость в точности интонационной высоты данного звука, осознавая ритмическую сторону мелодии и её правильное метро-ритмическое исполнение.     «Частота интонации, – считает Г.А. Фридкин, – зависит в значительной степени от того, насколько учащиеся глубоко осознали ладогармонические основы ступеней. Поэтому для чистого интонирования при пении с листа (в оборотах повышенной сложности) очень ценным является способ гармонического сопровождения мелодии аккордами » [6,c.2].     На более позднем этапе обучения нужно обратить внимание учащихся на сопоставление близких по высоте звуков,  на скрытые интервалы, образующиеся между опорными звуками мелодии.     Все эти моменты облегчают работу при сольфеджировании.     В практическом задании  учащимся предлагается спеть с листа мелодии народных песен и определить лад.     При разучивании примеров следует требовать от учащихся свободного воспроизведения заданного материала, достигаемого многими учащимися лишь в результате многократного повторения мелодически трудных оборотов в ходе урока.     В этом разделе учащиеся должны разучить мелодии, определить лад.Творческие задания

      В курсе сольфеджио при прохождении темы «Лады народной музыки» многие учащиеся удивляются существованию древних ладов, но чуть позже с удовольствием сочиняют мелодию в этих ладах. Переписывают или просто корректируют «на ходу» во время исполнения, предложенную мелодию в один из древних ладов. В каком бы ладу эта мелодия ни была изначально, предлагается ещё 6 вариантов для ее анализа. При прослушивании этого материала все обращают внимание на то, как меняется сама окраска мелодии, если её исполнить в ином ладу. Этот эксперимент лучше всего демонстрирует открывающиеся возможности обучающихся..      Использование народных ладов при сочинении музыки не только придает этой музыке свежие и непривычные краски, которые невозможно получить другими путями, кроме этого, изменяются и многие привычные элементы поведения гармонии. Например, в дорийском миноре становится нормой мажорное трезвучие на 4-й ступени - мажорная субдоминанта в миноре. Это очень освежает звучание музыки. А в другом миноре – фригийском – оказывается попросту невозможным использовать аккорды на 2-й ступени, только на 2-й пониженной. Тот самый класс аккордов, которые в условиях натуральных ладов называют "неаполитанскими" – здесь становится не только нормальным, но и неизбежным. В миксолидийском мажоре вы будете иметь дело с минорным трезвучием в качестве доминанты – а это весьма необычно звучит и так далее. Использование древних ладов открывает великолепные возможности как для гармонии, так и для самой мелодии, сочиняемой учащимися.Задания1.    Сочините мелодию в форме периода, используя только чёрные клавиши.2.    Трансформируйте знакомую мелодию во всех ладах с тоникой ре.3.    Сочините мелодию во всех ладах с тоникой ре на данный ритмический рисунок: Заключение

     Сольфеджио, как и другие музыкальные дисциплины, непосредственно направленные на развитие музыкальности, не может стоять в стороне от воспитания художественного вкуса, эстетически верных оценок, духовных ценностей. Тема «Лады народной музыки» позволяет ребятам заглянуть в древнюю историю музыкальных ладов, услышать новую музыкальную палитру, гармонию звуков. Всё это способствует расширению их музыкального кругозора.     Применение творческих форм работы делают уроки не только увлечёнными, но и активно развивают творческое мышление. У школьников оно проявляется при интеллектуальной инициативе, поиске новых способов действий, видоизменении ранее усвоенных приёмов.     Формы работы, предлагаемые при прохождении темы «Лады народной музыки» в целом направлены на развитие музыкальных способностей каждого ученика. Таким образом, достигается главная цель педагога  –воспитание всесторонне развитого человека.Список литературы

1. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио 5 класс: учеб. пособие. М.: Владос, 2002. 109 с.2. Вахромеев, В.А. Сольфеджио. М.: Музыка, 1966. 135 с.3. Способин И. В. Элементарная теория музыки: учебник для музыкальных училищ. М.: Государственное музыкальное издательство 1963. 202 с.4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: М.: Издательство Академия педагогических наук РСФСР, 1947. 335 с.5. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: учеб. пособие. М.: Музыка, 1981. – 271 с.6. Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио: учеб. пособие. М.: Музыка, 1975. 128 с. 7. Музыка эпохи Возрождения  // Интернет ресурс:  http://manfredina.ru/ladyi-narodnoy-muzyiki-16.html

Андрюшина А. В., 2012, г. Мыски

as-sol.net

5 вещей, которые тебе лучше знать, когда ты учишь лады на гитаре

Бывало ли с тобой такое, что ты начинал учить новый лад на гитаре, занимался 2-3 дня, а затем хватался за новый? Если ответ да, то твоя ситуация весьма типична. На самом деле, большинство гитаристов не знают, что делать с новыми ладами. Они учат новый лад до тех пор, пока не запомнят его ноты и не смогут кое-как сыграть его на своем инструменте. Подобный подход накладывает большие (и ненужные) ограничения на творчество и ограничивает способы применения нового лада при сочинении, например, соло.

 

 

К счастью, существует более эффективный способ изучать лады, который позволит тратить меньше усилий. Важнейшая вещь, о которой тебе необходимо помнить все время, заключается в том, что необходимо сначала изучить все доступные возможности нового лада,прежде чем перейти к изучению нового. В этом случае ты удивишься, как много веселья можно получать, изучая лады, и как много идей у тебя возникнет во время работы с ладом.

В этой статье я расскажу о 5 важнейших шагах, через которые тебе следует пройти после начального этапа запоминания нот конкретного лада. Эти шаги имеют решающее значение для избегания ситуации, описанной выше, и получения максимума от каждой минуты, которую ты проводишь, изучая новый лад.

 

 

1. Не изучай лады в хаотичном порядке.

 

В музыке существует огромное множество ладов, поэтому очень важно понять, какие из них являются для тебя наиболее важными. Составь список ладов, которые наиболее часто используются в твоем музыкальном стиле, и не вздумай двигаться к экзотическим ладам до тех пор, пока не появится твердая уверенность в хорошем владении важными для твоего стиля ладами. Это означает не только способность сыграть ноты лада, но и навык свободного и эмоционального использования лада в рамках музыкального контекста.

Конечно, изучение экзотических ладов может помочь добавить в твою игру необычных звуков, но реальную помощь из новых ладов ты сможешь извлечь лишь после выполнения следующих двух пунктов:

1) Ты уже овладел доказанной и эффективной системой изучения ладов, которая позволяет тебе выучить любой новый лад.

2) Ты провел достаточно времени в процессе изучения важнейших для твоего музыкального стиля ладов и действительно готов расширять свои творческие горизонты за счет новых ладов.

Если у тебя возникли сложности с поиском списка ладов для определенных стилей, то ты можешь воспользоваться следующими путями: попросить преподавателя или более продвинутого музыканта рассказать тебе о ладах. Или же развивать свой музыкальный слух и знания музыкальной теории, чтобы научиться определять на слух, какой лад используется в твоих любимых гитарных соло.

 

 

2. Вырвись за пределы аппликатурных боксов и изучай гриф целиком.

 

Безусловно, наиболее популярной ошибкой, которую совершают начинающие гитаристы, изучающие лады, является игра лада только в одном месте на грифе. Хорошим примером служит игра блюзовыми/роковыми гитаристами ля-минорной пентатоники на пятом ладу в совокупности с полным нежеланием изучать эту гамму в других местах. Результат этого подобен просмотру фильма по телевизору и смене канала для начала просмотра другого фильма при первой же рекламной паузе. И так далее: при первом появлении рекламы на канале переключаться без попытки вернуться к фильму, с которого был начат просмотр.

В мире гитаристов это приводит к тому, что ты никогда не сможешь по-настоящему использовать выученные лады в полную силу. Для борьбы с этой очень распространенной проблемой тебе потребуется выделить время для занятий каждым ладом, которым ты хотел бы владеть. Ты сможешь написать гораздо больше музыки (гораздо эмоциональнее) с одним лишь ладом, который ты знаешь вдоль и поперек, чем с множеством ладов, которые ты можешь играть лишь в одном месте на грифе.

 

 

3. Анализируй соло, которые вдохновляют тебя, и обращай внимание на то, какой лад был использован в них.

 

В процессе регулярных занятий по изучению ладов важно проводить некоторое время за наблюдением того, как гитаристы используют лады в музыке, которая нравится тебе. В зависимости от степени развития слуха, ты сможешь либо использовать табулатуры соло (только если уверен в ее точности), или (в идеале) снимать соло на слух и анализировать свои собственные записи.

Мало того, что это является замечательным упражнением по развитию слуха, помимо этого ты сможешь видеть, как можно использовать лады, чтобы сочинять мелодии и фразы, которые вместе превращаются в гитарное соло.

Даже если ты уже составил список наиболее распространенных ладов в своем стиле, ты получишь огромную пользу от выполнения данного шага.

 

 

4. Играй лады на каждой струне в дополнение к аппликатурам.

 

Большинству музыкантов удобнее играть лады вертикально, от толстых струн к тонким и обратно. Это важная основа игры ладов на гитаре, но также важно научиться играть лад на каждой из струн: с первого по последний лад. Это поможет видеть аппликатуры лада в любом месте на грифе. Даже если ты начнешь играть фразу в непривычном для тебя месте.

 

 

5. Избегай системы CAGED.

 

Несмотря на то, что эта система игры ладов на гитаре весьма популярна среди гитарных преподавателей, гитаристы мирового уровня ее не используют, потому что она ставит огромное множество ограничений на возможности свободно использовать лады в музыке.

Самый главный недостаток системы CAGED заключается в том, что она основана не на том, как лады действительно работают в музыке для разных инструментов. Вместо этого система дает урезанную информацию только для гитаристов по использованию нескольких изолированных и совершенно нелогичных аппликатур ладов (которые, между прочим, работают только в стандартном строе и становятся абсолютно бесполезными в дроп строях и в строях с аккордами на открытых струнах). Результатом этой убогой системы становится ограниченность гитаристов в музыкальном использовании ладов, неспособность использовать лады на том же уровне, что музыканты, которые имеют полное понимание того, как лады должны работать в музыке.

К счастью, изучениенаиболее полных и эффективных путей использования ладов на гитаре ничуть не сложнее, чем изучение (значительно более неудобной) системы CAGED.

 

 

Что теперь тебе следует делать?

 

Несмотря на великое множество путей по освоению ладов на гитаре, некоторые подходы без сомнения более эффективны, чем другие. Если ты не удовлетворен результатами своей работы по изучению ладов на гитаре, попробуй изменить свой подход, следуя советам из этой статьи.

 

 

Автор: Mike Philippov

Источник: ultimate-guitar.com

Социальные кнопки для Joomla

guitarmagazine.ru

Лад и его cтупени

Приветствую господа музыкальные теоретики. Тема, которую нам сегодня надо рассмотреть, называется – Лад в музыке! Эта тема неимоверна, обширна и просто бесконечна, необходима для понимания, ведь Лад, связывает все музыкальные компоненты воедино, без него, не было бы той любимой и привычной для нас музыки.

Поэтому, начну с определения термина Лад, но сразу предупрежу, этот термин, не самый “доступный” для понимания, но он наиболее точно и полно описывает музыкальный лад, возможно, сейчас прочитав его, Вы не слова не поймете, но дочитав статью до конца, вернитесь к этому термину и внимательно перечитайте его, тогда, я думаю, Вы поймете, почему я выбрал именно это определение Лада.

Чуть не забыл, пока мы не начали, я хочу напомнить Вам, что читать этот пост имеет смысл только тогда, когда Вы изучили мои предыдущие уроки по музыкальной теории, иначе, Вы рискуете просто ничего не понять из этой статьи и уйти не с чем!

Обязательно рекомендую прочитать два этих урока, если Вы еще с ними не знакомы:

1) Теория Для Гитариста (знаки альтерации, ключи, лады)

2) Музыкальные Интервалы

После того как Вы внимательно прочитаете и обдумаете весь этот материал, то я буду рад знать, что Вы, начали изучать данную статью. Если же, все в норме и Вы знакомы с прошлыми уроками, то я начинаю рассказывать…

И так, Лад – есть общий конструктивный принцип музыкальной организации, выражающийся в диалектическом взаимодействие стремлений к неустойчивости и образующий логическую основу всех интонационно смысловых явлений музыки.

Наверно, Вы ни слова не поняли из этого термина, и в этом нет ничего плохого, просто, настройтесь на продуктивную работу (для мозга, во всяком случае), тогда, походу просмотра этого видео, Вы начнете понимать, что здесь написано!

Теперь, перехожу к сути…

С детских лет у человека (во время прослушивания музыки) формируется восприятие лада – иначе говоря, формируется ощущение напряжений и разрешений в гармонии и мелодии, взаимодействие устоя и неустоя.

Отступление от лада воспринимается как напряжение или, даже, как фальш (ошибочный звук), вот пример— играя C мажорную гамму, Вы слышите, что все идет верно, Вы находитесь “в ладу“ с тем, что Вы ожидаете и тем, что звучит.

Но вдруг… Ваш палец опускается не на тот лад, и Вы слышите фальш! Допустим за место ноты F (которая есть в этом ладу), Вы взяли ноту F# (а ее как раз нет в этой гамме)!

Подумайте, что произойдет тогда?

Вот мой ответ: Эта нота будет резать Вам слух! Так как она чужеродная, лишняя для этого лада. Ее просто не должно существовать в этом Ладу и Ваш слух привык к этому, именно поэтому Вы (как и большинство людей), будите считать эту ноту ошибочной (для этого лада во всяком случае).

Но чуть позже, Вы узнаете для себя новую гамму – Лидийский До Мажор, и в нем уже на законных основаниях присутствует нота F#! И как только Вы запомните звучание этого лада, то Вы перестанете воспринимать эту ноту как фальш, ведь она создает характерное для лидийского лада звучание (настроение)!

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что Лад - объединяет в себе все остальные музыкальные компоненты: звуки, аккорды, музыку и т.д.! И без существования Лада связать все это воедино было бы невозможно!

Именно поэтому понимание Лада так важно, надеюсь, теперь Вы это тоже поняли и весь дальнейший урок, Вы будите читать статью максимально вдумчиво, чтобы получить по-настоящему мощные знания от этого текстового урока.

Ведь этот урок очень теоретический и невероятно отдален от практики. Собственно, из-за этого я призываю к Вашей внимательности, чтобы Вы не затерялись среди множества умных слов и моих рассуждений, а прочитав эту статью, вынесли отсюда действительно что-то новое, возможно, в корне меняющее Ваш взгляд на музыку!

Двигаемся дальше, и сразу даю Вам пищу для мозга…

Лад – это основополагающая эстетическая категория музыки, которая является результатом освоения музыкальным сознанием звукового пространства и организации музыкальных звуков.

Сейчас перечитайте этот термин и вдумайтесь в него!!! Вспомните любую гамму, и тогда, Вы скорей всего поймете, что я имею в виду. Хотя, давайте покажу на примере:

Будем рассуждать на примере Ля-минорной гаммы, и так вспоминаем определение лада, лад – это основополагающая эстетическая категория музыки, которая является результатом освоения музыкальным сознанием звукового пространства и организации музыкальных звуков.

Получается, что сама гамма – это способ организации музыкальных звуков, а расстояние (или звуковое пространство) – это лады (тон, полутон)! Читайте внимательно!

Сама гамма, ее структура, форма (как угодно) – это способ организации музыкальных звуков, то в каком порядке они расположены, как следуют друг за другом, как выглядят на грифе гитары (обязательно смотрите на изображение представленное выше).

Расстояние (или звуковое пространство) – это лады, тона и полутона, расстояние от одного звука до другого (опять же смотрите на рисунок выше, точки на нем, это и есть звуковое пространство).

Если здесь все понятно, то продолжаю урок дальше, если же что-то осталось загадкой, то либо перечитайте несколько последних абзацев, либо пишите комментарием — что именно Вы не поняли, я обязательно постараюсь помочь Вам осознать все то, что я излагаю!

Когда Вы интуитивно подбираете аккорды, гаммы или просто мелодию, то Ваше сознание работает над освоением нового музыкального пространства. Если, Вы однажды сыграли (придуманный Вами) аккорд и в прошлом, он показался Вам набором хаотичных звуков, то поднабравшись опыта (изучив больше гамм, аккордов и т.д.), Вы поймете, что тот аккорд (придуманный Вами), обладал определенным музыкальным смыслом!

И как только, Вы это осознаете, то можно сказать, что Вы, расширили свое музыкальное сознание, отвоевали небольшой уголок музыкального пространства.

Именно поэтому!

Я рекомендую Вам учить как можно больше гамм, аккордов, ладов и музыкальную теорию в целом, ведь только так, Вы сможете расширить свои музыкальный кругозор! Лучше всего если Вы начнете изучать что-то новое, после, примитесь закреплять это и далее, сразу внедрять в свою практику.

Так и только так Вы сможете добиться по-настоящему хорошего результата, а иначе, вся эта информация будет просто лежать мертвым грузом в Вашей голове, ожидая своего часа…

Как я и говорил, это очень философский урок и я опять отошел от темы, так что возвращаемся к терминам, сложным словам и всему такому, чем насыщена музыкальная теория!

Европейская звуковая музыкальная система, сформировавшееся в течение длительного развития, получила самое большое всемирное распространение. Она включает в себя всего лишь 12 различных по высоте звуков хроматического ряда, из которых только 7 являются основными (диатоническими) и имеют свои собственные наименования.

Сложно для понимания?

Не беспокойтесь, сейчас я введу пару новых терминов (которые рекомендую записать и после заучить) и смысл вышесказанного сразу станет более очевидным:

1) Хроматика – это система звуков расположенная по полутонам. Пример: F -> F# -> G -> G# -> A -> и так далее.

Посмотрите на изображение расположенное выше, на нем как раз показана хроматика, или, иначе говоря — движение по полутонам. Получается, что когда Вы играете каждый лад подряд (строго по порядку), то Вы играете хроматическую гамму, запомните это!

Далее, сложнее, диатонический звукоряд – это Лад имеющий структуру натуральной мажорной гаммы, в котором за тонику принята одна из ее ступеней.

Теперь перечитайте и вдумайтесь в смысл!

Если же, по-прежнему ничего не понятно, то сейчас, я постараюсь изложить все как можно подробнее и доступнее: и так, из первого урока Вы должны были запомнить структуру мажорного и минорного лада, поэтому, сейчас вспомните структуру мажора (тон – тон – полутон – тритон (3т) – полутон), ведь именно эта структура является эталоном диатонических ладов!

Проще говоря, Когда Вы слышите слово “диатонический”, то сразу вспоминайте структуру мажорного лада (тон – тон – полутон – тритон (3т) – полутон)!

Теперь, повторяю то, что уже было сказано, дабы Вы уловили суть…

Европейская звуковая музыкальная система, сформировавшееся в течение длительного развития, получила самое большое всемирное распространение. Она включает в себя всего лишь 12 различных по высоте звуков хроматического ряда, из которых только 7 являются основными (диатоническими) и имеют свои собственные наименования.

Далее…

Все эти звуки не только различаются по высоте, но и на основе обертонового звукоряда (звукоряд состоит из основного тона и его гармонических обертонов, а сам обертон — это призвуки входящие в спектр музыкального звука)…

Заново!

Все эти звуки не только различаются по высоте, но и на основе обертонового звукоряда находятся между собой в строго определенных акустических соотношениях!

Если все это сказать проще, то в условиях ладовой организации между звуками мелодии обнаруживаются четкие функциональные связи, а это значит — что в различных ладах, звуки (возможно даже одни и те же) будут выполнять РАЗНЫЕ функции!

В итоге — это приводит к тому, что в сознании человека возникают ясно ощутимые на слух появления устойчивости или неустойчивости тех, или иных звуков, входящих в определенную ладовую организацию, всегда строго ограниченную структурой лада, а сами звуки называются ступенями лада.

Ступени лада

За каждой ступень Лада закреплена определенная функция и сейчас, нужно разобраться какая именно функция лежит в основе различных ступеней, но про все я говорить не буду, так как информации довольно много, а этот урок получился и так чересчур объемным, в общем, разберем только самые основные ступени, а именно – первую, четвертую и пятую (кстати, всего их семь).

I ступень (т) – называется тонической. Её функция в гармонии – это состояние устойчивости и покоя. Представьте маятник в уравновешенном положении, это и есть состояние покоя.

IV ступень (s) – это субдоминанта. Функция неустоя и противопоставления тоники, она стремится к неустойчивости. Если толкнуть маятник, то он начнет отклонятся в сторону от положения равновесия, ОТ тоники.

V ступень (D) -  доминанта. Это функция максимальной неустойчивости, крайнего напряжения, функция движения (тяготения) к тонике. V ступень, как я уже сказал, обладает сильным тяготением к тонике (I ступени), и это само возвращение в тонику, называют – разрешением!

Кстати, любая законченная музыкальная мысль заканчивается устойчивым звуком и чаще всего — именно тоникой!

Как обычно не теряйтесь в словах и терминах, сосредоточьте внимание и двигайтесь дальше, урок почти закончен, можно сказать остался финальный рубеж, после которого можно будет расслабиться и уже не думать (какое-то время) о музыкальной теории.

1 – 3 – 5 ступени лада, образуют тоническое трезвучие, и они являются устойчивыми! Остальные же ступени (2 – 4 – 6 — 7) являются неустойчивыми и тяготеют (стремятся) к устойчивости, причем степень их неустойчивости определяется двумя факторами!

Два фактора степени неустойчивости:

1) Интервальное соотношение с ближайшими устойчивыми звуками.

2) “Сила притяжения” данного устойчивого звука.

С первым все должно быть и так понятно, а вот второе, думаю, стоит разобрать более детально. Собственно, вот Вам пример второго фактора — полутоновое соотношение неустоя с устоем и стремление к разрешению будет ощущаться сильнее (острее), нежели при целотоновом их соотношении.

Суть в том, что когда расстояние от неустоя до устоя равно полутону, то стремления неустоя разрешиться в устой будет более сильным и будет чувствоваться гораздо сильнее, нежели тогда, когда расстояние от нестоя до устоя равно целому тону!

Кроме того, звуки тоники (I ступени) сильнее притягивают к себе неустойчивые звуки, по-сравнению с другими устоями. Или, проще говоря, разрешение в тонику является самым желанным разрешением!

В целом, на этом, я думаю закончить данный урок, так как было изложено довольно много мощного материала и я надеюсь, что он, хорошо усвоился, и теперь, Ваш музыкальный кругозор стал немного шире!

Напоследок, лишь хочу напомнить…

Что один и тот же звук, в разных ладовых системах, может иметь разное ступенево-функциональное назначение. Однако, сама роль, функционально одинаковых ступеней лада, какими бы звуками в той или иной системе они не были представлены, всегда останется неизменной.

Это значит, что хоть и ступени лада могут быть представлены разными звуками, но суть ступеней, никогда не изменится, независимо от того, каким звуками будут ступени в ладу!

Как видите в этом уроке было очень много теории и так же много ценной и невероятно мощной информации, надеюсь, весь этот материал нашел своё место в Вашей голове, а так же, надеюсь, он приживется и поможет Вам стать более лучшим музыкантом.

Если Вам интересно узнать больше, касательно музыкальной теории для гитаристов, то рекомендую ознакомиться с этой страницей — http://amazingguitar.ru/musictheory.

P.S. Буду очень благодарен, если Вы поделитесь этим постом со своими друзьями при помощи одной из кнопок (социальных сетей) расположенных ниже. Помогите другим людям (возможно, таким же как Вы) найти эту статью, чтобы они могли изучить её и стать более компетентными музыкантами!

P.P.S. При создании этого видео за основу был взят материал из книг:С.Попов — Музыкальное и Аппликатурное Мышление ГитаристаАлексеев Б. Мясоедов А. — Элементарная теория музыкиМайкл Пилхофер, Холли Дей — Теория музыки для чайников

Рекомендую к изучению:

Звук и его свойства

Развитие чувства ритма

Импровизируем с Марти Фридманом

amazingguitar.ru