Как правильно выбрать лады и не запариться — статья для музыканта. Образний лад


Образ и энергии богини Лады для женской привлекательности

В славянской традиции богиней красоты, привлекательности, любви, гармоничных взаимоотношений и богоматерью является богиня Лада. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня.

И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня.

В этой рассылке мы научим вас древней магической практики даарийской традиции, которая включает матрицу совершенной женщины. Делаем на растущей луне.

 

Расположитесь удобно в медитационной позе. Предварительно можете включить подходящую такому случаю музыку, обязательно без слов. Установите громкость чуть ниже комфортного привычного уровня. Она должна быть только фоном и не отвлекать вас от работы.Возьмите в руки изображение богини Лады. Не важно кто его автор. Это изображение символично, и способствует настрою на богиню. Поэтому разыщите самое красивое, такое на которое откликнется ваше сердце. Распечатайте изображение на цветном принтере или сделайте фотографию. Размер изображения не имеет значения, главное, чтобы нравилось, вызывала положительные эмоции.Успокойте, выравните дыхание. Смотрите на изображение и 3 раза призовите: «Богиня Лада, Мать всего живого, призываю тебя, явись ко мне сейчас!»Прислушайтесь к внешним и внутренним энергетическим изменениям. Вы почувствуете, что энергия в комнате или в вас самих изменилась.Для лучшей медитации, можете представить Ладу, как прекрасную женщину, парящую прямо перед вами. От неё исходит сияние и она выше земных женщин.Глядя на богиню, выразите ей словами или жестом своё искреннее подчтнение и произнесите 3 раза подряд слова заговора для красоты и привлекательности. Произносить нужно негромко, можно тихо, даже шёпотом:

«Лада, богиня, красоту дарила, подари и мне красоту-лепоту. Грудь мою сделай красивой, упругой, большой и круглой. Талию сделай тонкой, живот – плоским, красивым, ноги упругими, стройными. Пусть я стану всем на загляденье, красавица писанная, любовью отмеченная, всеми и всегда привеченная. За подарок такой, Ладушка, подарю я тебе свою любовь. Слово мое — лети, да проявись в яви.»Далее, исполните своё обещание. Раскройте своё сердце, почувствуйте в нём любовь. На выдохе ваша любовь летит к Ладе. Окутывает её или проникает внутрь. Посвященные в Канал любви и взаимоотношений № 3 могут сделать это, используя силу канала. На вдохе принимайте красоту и привлекательность от богини Лады, окутывайте ею тело, впускайте внутрь, дышите красотой и привлекательностью. Находитесь в этом обмене энергией в течении 10-20 минут, или больше, если возникнет желаниеВ завершении, поблагодарите богиню за её дары. Она уйдёт.

Выполняйте подобную практику раз в месяц для привлечения и сохранения красоты и привлекательности, для соностройки с энергией Лады. Прислушивайтесь к своему телу, чтобы вызывать необходимые изменения, наверняка понадобиться изменить и кое что в своей жизни. Поэтому тело заговорит с вами об изменении в питании, скорее всего вы бросите курить и измените режим дня так, чтобы высыпаться. Старайтесь прислушиваться , чувствовать, что нужно сделать. Вы приняли решение измениться, изменить свою жизнь, так не держитесь за старые привычки, откройтесь новым и благоприятным переменам».На нашем сайте мы также даём посвящение в даарийский канал Лады. Проделывая вышеописанную практику, находясь в канале Лады, вы многократно повысите её эффективность. Успехов!

 

www

masterveda.ru

Как правильно выбрать лады и не запариться — статья для музыканта: sintez_audio

Итак, лады на вашем инструменте протерлись настолько, что мастер уже отказывается их шлифовать и может предложить только замену. А возможно, необходимость в новых ладах возникла не из-за износа старых, а по причине искривления грифа или другого серьезного дефекта.

Или, может быть, вы заказываете себе гитару и думаете, что бы туда поставить - Jescar, Sintoms или Dunlop?.. А ведь еще и Stewmac, и Hosco, и всякие китайцы есть.

В этом посте я расскажу, как подобрать лады под свою задачу, и как отделить форумные мифы от важных вещей.

***

Начну с просьбы: перестаньте, пожалуйста, мыслить брендами.

Конечно, маркетологи приложили немало усилий к тому, чтобы мы выбирали товары исключительно по лейблу. Иногда это даже работает, но в случае с ладами есть нюансы. К примеру, у Sintoms в прайсе присутствует около десятка разных ладов одного и того же размера, но из разного материала и с разным профилем. Сказать, что Sintoms - говно (или не говно), при всем желании невозможно: в упомянутом списке найдутся как неприемлемые для гитары лады, так и идеально для нее подходящие. Наша задача - понять, чем лады могут отличаться ВООБЩЕ, независимо от лейбла.

Тем более, что ничего нового в производстве ладов почти не происходит. Не бывает такого, что одна фирма использует волшебный суперсплав, а все остальные бегают кругом и страдают. Сплав не очень-то запатентуешь, если ты - не DuPont. Поэтому если один производитель станет закупать металлопрокат определенной марки, то ничто не помешает всем остальным начать выпускать лады из того же материала. А придумывать специально для производства ладов новый сплав никто не будет, лень им. Так что пространства для магии тут совершенно нет.

Любая из упомянутых фирм продает лады из разных материалов, а также с разными размерами и профилями. Кроме того, теоретически, есть вопрос качества изготовления: насколько точно выдержаны размеры, хорошо ли сделана ножка лада и т.д. Но на практике музыканту нет никакого смысла об этом думать - все равно в случае чего страдать будет мастер :) Я, впрочем, ни разу не натыкался на бракованную ладовую проволоку за семь лет работы с ней.

Рассмотрев типичные сплавы, размеры и профили ладов, я опишу практически все реальные различия между ними. Хотя, по мнению гуру, американские лады ну просто никак не могут быть такими же, как белорусские :)

***

Сплавы

Самый распространенный сплав для ладов - это нейзильбер. В английском он называется Nickel Silver (в значении "серебро из никеля"; настоящего серебра в нейзильбере нет). Если на гитаре светлые, слегка белесые лады - это наверняка нейзильбер.

Типичные нейзильберовые лады. На переднем плане - Sintoms, на заднем - Hosco.

Интерес представляет состав сплава. Нейзильбер делается из меди, цинка и никеля. Цинка в ладовой проволоке всегда 20%, никеля от 8 до 18 процентов. Все остальное - медь. Чем больше в нейзильбере никеля, тем более прочным получается лад. Западный стандарт ладовой проволоки - 18% никеля. Практически любые американские нейзильберовые лады именно столько и содержат.

В случае с Sintoms все сложнее: их стандартная серия нейзильбера содержит 12% никеля, а лады из 18%-сплава, аналогичного сплаву западных ладов, называются Extra Hard ("e.h." в прайсе). Такая система обозначений вносит жуткую путаницу, а также портит репутацию синтомса среди неграмотных мастеров (подключенных, тем не менее, к интернету). Спору нет, "стандартная" серия синтомса всегда уступает американским ладам: двенадцатипроцентная проволока будет быстрее изнашиваться и мутнеть, чем восемадцатипроцентная. Что мешает заказать соседнюю позицию в прайсе, вместо того, чтобы ныть на форумах - я не знаю.

Вывод такой: если вы решили ставить нейзильбер, можно без вопросов использовать Extra hard-версию Sintoms, либо любые американские лады. Прочие производители не всегда указывают содержание никеля. Не вредно поговорить об этом с мастером , если тот предлагает лады неизвестного происхождения (кто-то из вас точно станет умнее). Помните, что стремиться надо к 18% никеля - такие лады проживут максимально возможный срок.

О долговечности. Нейзильбер гораздо мягче большинства металлических струн, поэтому лады неизбежно будут изнашиваться. Сколько они проживут? Если вы не профессиональный музыкант и гитара для вас - хобби, то можно смело прогнозировать несколько десятилетий. Профессионал (особенно играющий на стальных струнах) может убить лады на порядок быстрее. Александр Розенбаум, например, стачивает первые лады своего основного Ovation примерно за год - это из того, что вспомнилось.

Эти лады точно пора менять

Хороший способ увеличить срок жизни ладов - поставить размер покрупнее. Чем больше сечение лада, тем дольше струна будет протирать его до накладки. Терпеть протертые ямки на крупных ладах не обязательно: можно раз в несколько лет ходить к мастеру шлифовать лады. Это гораздо дешевле замены, но поверхность лада получается такой же свежей.

Лады с такими ямками обычно можно обновить без замены

Еще нейзильбер любит мутнеть, покрываясь серо-матовым налетом (и даже зеленеет иногда). Выглядит примерно так:

Лады уже старые, но сверху отполированы, а снизу - нет.

Достоинства нейзильберовых ладов - низкая цена, легкая обработка и традиционный внешний вид. По живучести есть и более интересные сплавы, но они дороже.

***

Редкий и бесполезный вариант материала ладов - латунь, то есть сплав меди с цинком. На современных инструментах что-то подобное использует только Warwick и некоторые бесплатные китайцы. Лады желтые, не сохраняют блеск, изнашиваются быстрее стандартного нейзильбера. Ставить их не следует (впрочем, мастера и не предлагают). Если вам нравится золотистый цвет, поставьте бронзу - она тоже желтая, но гораздо дольше живет и не мутнеет. Правда, латунные лады выходят на порядок дешевле бронзовых, но мы ж гитару не для экономии заводим.

***

Далее - бронзовые лады. Очень модная штука. Мне известны два варианта таких ладов: Jescar Evo Gold и Sintoms Special Bronze (SBZ). По конечным свойствам они практически одинаковые. Цена тоже похожая, и более высокая, чем у нейзильбера.

Большую часть бронзового сплава, как и у нейзильбера, составляет медь. Бронза, в принципе, не особо твердый материал, но очень скользкий, поэтому струна в него не закапывается (и бендить ее легче). Бронзовые лады можно считать практически вечными. Только профессиональный музыкант имеет шансы заездить их за несколько десятилетий, и то не факт. По крайней мере, Sintoms SBZ мои клиенты за несколько лет не сносили до хоть какого-нибудь износа. По джескару такой статистики у меня пока нет, но, судя по чужим отзывам, он ничуть не менее стойкий.

Бронзовые лады. Сзади Jescar Evo Gold, спереди Sintoms SBZ.

Минус у бронзы один, и он же - плюс: золотистый цвет. На гитарах с позолоченной фурнитурой это может очень хорошо смотреться, но вот на каком-нибудь рогатом черном джексоне... С другой стороны, черные лады еще не придумали. А по рабочим свойствам бронза всегда будет лучше нейзильбера.

бронзу рекомендуется подавать с черным деревом и латунными инкрустациями

***

Замыкает список нержавеющая сталь (никакой другой стали на ладах не встретишь). Это классический материал для "вечных" ладов, который, к тому же, стоит дешевле бронзы, а внешне почти неотличим от нейзильбера. Однако работать с нержавейкой очень тяжело, поэтому мастера просят за установку таких ладов значительно больше, чем за бронзу с нейзильбером. Возможно, это и обеспечило успех бронзовым ладам, появившимся относительно недавно: хотя сами лады чуть дороже нержавейки, работать с ними гораздо легче, а живут они практически столько же.

С точки зрения гитариста бронза и нержа будут различаться только цветом. Думайте сами, стоит ли отсутствие золотого отблеска лишних ста баксов.

С материалами все, идем дальше. Осталась разная экзотика типа титановых ладов или фирменных ладов Эда Романа, но вряд ли вы такое встретите.

***

Размер и профиль

Гитаристу могут быть интересны только размеры шляпки лада (с ножкой разбирается мастер). А шляпка исчерпывающе описывается тремя параметрами: шириной, высотой и профилем сечения.

Ширина типичного лада на гитаре и басу - от 2 до 3 миллиметров. Высота - от 0,8 до 1,5 мм. Профиль, как правило, каплевидный, но изредка попадаются и треугольные лады, чье название говорит само за себя. Вот, например, популярные размеры ладов Sintoms (увеличенная картинка - по клику):

Я не поклонник лирических наименований типа "extra jumbo" и доверяю только штангенциркулю. Даже если вы точно знаете, что вам нужны лады именно "Medium wide", и просите мастера их поставить, - обязательно проверьте, совпадают ли ваши представления об этих обозначениях. Ей-богу, с миллиметрами как-то надежнее...

***

Треугольные лады - штука экзотическая. Я думаю, что польза от них скорее дизайнерская, и в реальной работе они живут практически так же, как обычные. Стюмак их почему-то называет "пирамидальными" :)

Треугольные лады 2,5×1,2×R1

Они же, вид сверху - мало чем отличаются от обычных

***

Чем больше ширина и высота лада, тем дольше он проживет. Это стоит учитывать, если лады будут нейзильберовые или латунные. А бронза и сталь до того крепкие, что даже мелкие лады из них прослужат долго.

Многие инструменты диктуют определенный размер ладов одним своим видом. Ставить на винтажный фендер гигантскую "трешку" - просто моветон, некрасиво это. А суперстраты, наоборот, странно смотрятся с мелкими ладами. Функционал в этих случаях не потеряется, речь исключительно о культуре и красоте.

Но важнее всего - мнение музыканта. Замечу, что большинство гитаристов не имеют никакого мнения относительно размера ладов, и это нормально. Если у вас все же сложились некие предпочтения, непременно озвучьте их мастеру. Приличный мастер, впрочем, сам затронет этот вопрос, когда вы придете менять лады.

***

Два слова про звук

Ну да, как же без этого. В любом тематическом треде найдется пара ушастых товарищей, которые начнут друг другу доказывать, что одни лады звучат, а другие нет. Такие споры бесконечны. Расскажу, что думаю я.

Внятных доказательств тому, что материал ладов существенно влияет на звук электрогитары, я не встречал. Люди, как водится, обожают винить в изменившемся тембре инструмента новые лады - но забывают, что при замене ладов также подкручиваются практически все винтики на машинке, ставятся новые струны, а верхний порожек перетачивается либо меняется. Замена ладов - достаточно серьезная процедура в плане воздействия на гитару, и кроме самой проволоки, в ней меняется много всего.

Но это еще не самое интересное. Важнейший вопрос - насколько хорошо лад сидит в дереве. Если лады, грубо говоря, "шатаются" в деревяшке, то часть энергии струн будет на них гаситься. Наоборот, хорошо вклеенный лад составляет с грифом единое целое - и гитара с такими ладами будет играть лучше (обертонистей, сустейнистей и т.д.), чем с непроклеенными!

Проверить все это можно, но ведь никто не хочет заморачиваться. Гораздо веселее прибежать на форум и там сказать, что из гитары после замены ладов ушел звук. А там хор подхватит.

Стальные лады за "бедность звука" ругают гораздо чаще, чем любые другие. Лично я не нашел этому подтверждения, но на всякий случай упомяну. Интересно, что бронза подобных нареканий не вызывает.

В любом случае, всегда можно спокойно выбрать точно такие же лады, какие стояли на инструменте первоначально, и не париться.

***

Если будут вопросы, пишите в комментарии или на емейл (m_tiunoff@mail.ru). Спасибо за внимание.

P.S.: не советую покупать лады самостоятельно. Вероятнее всего, вы заплатите втридорога и купите не то. Кроме того, мастера закупаются крупными партиями ладов, которые приходят в длинных отрезках, а то и вовсе в бухтах (как кабели). В работе эти форматы гораздо удобнее, чем мелкие огрызки из "магазинной" упаковки. В общем, пусть лады предоставит тот, кто будет их ставить.

sintez-audio.livejournal.com

Подготовка ладов перед установкой

Прежде чем установить лады на гитаре, их можно и даже нужно некоторым образом подготовить. Обрезать по длине, изогнуть, придать необходимую форму ножке лада. Познакомимся с инструментом для всех этих работ.

 

Подготовка ладов к установке

Если вы купили новую ладовую проволоку, то вам необходимо её правильно нарезать. Можно использовать кусачки. Такие кусачки можно сделать самому. Надо купить обычные кусачки и обработать их на точильном камне таким образом, чтобы они не имели фаски наружу на кусающей кромке, т.е. кусали заподлицо. Торцевые кусачки. С ними не надо мельчить, такие же, но маленькие нужны для вынимания ладов, для откусывания подходят именно массивные.

 

Я пользуюсь не хитрым, но очень экономным способом. Прикладываю отрезок проволоки к грифу, спиртовым фломастером делаю риску и отпиливаю по ней ножовкой по металлу.

Существует техника забивания или впрессовывания ладов и последующее откусывание, т. е. длинная проволока держится в одной руке, приставляется к пропилу, забивается и откусывается.

 

Изгибание лада для правильной установки

Есть замечательные колесики для правильного изгибания ладовой проволоки. Но без них можно легко обойтись, достаточно положить лад вверх ногами на выемку в дереве и молоточком по ножке аккуратно придать ему овальную форму. Современные лады твердые и гнутся очень равномерно.

Плоскогубцами на фото можно крепко сжимать и гнуть ладовую проволоку. Сделать такой инструмент и самому из обычных пассатижей не представляет никакой сложности.

 

Для классической гитары, у которой накладка часто не имеет поперечного радиуса, лады также надо немного изгибать. Требуется это для того, чтобы края не задрались при установке. При ударах лад будет постепенно распрямляться.

 

Обработка ножки лада: откусывание уголка

Теперь такая операция, перед самой установкой ладов, как откусывание ножки по краям.

Таким образом обработать торец обязательно для грифов с кантом по краю. Для классической гитары также можно это сделать и заполнить торцы пропилов черной шпатлёвкой или вставить усик.

Накладка классики должна быть изготовлена из черного дерева, на которой разного рода вставки и шпалевание не видны. Палисандровая накладка может быть зашпатлёвана коричневой шпатлевкой. Изготовить шпатлевку можно из пудры соответствующей древесины. Самое главное качество такого вида установки лада, это то, что у вас со временем не чему будет вылазить по бокам, хотя выходит за габариты накладки сама шапочка лада, об этом далее.

 

Существует специальный инструмент для откусывания ножки. Его, конечно, можно приобрести, но есть и наш путь.

Приобретаете или дома находите пассатижи, у которых есть такая специальная выемка сбоку для перекусывания проводов. Для нашей ладовой проволоки это также отлично подойдет. Важно, чтобы этот паз в пассатижах был сделан аккуратно, и сами половинки ходили тесно. По задумке для гвоздей рабочая кромка для перекусывания находится только внутри этого паза, но нам надо будет хорошо обработать и верхнюю часть, так как нам придется кусать в двух плоскостях. Все кромки должны быть с четкими заточенными углами.

Когда инструмент подготовлен, то надо всего лишь засунуть ножку лада краем в этот паз и откусить 2-3мм. Понятно, что лад должен быть подогнан по ширине грифа. Если вы отпиливали лады, то у вас это получилось само собой.

У этого способа есть недостаток. Если лад сделан из мягкого металла, то хватанув сразу много ножки можно согнуть и шляпку. Это системная проблема данного способа, ведь шляпка не во что не упирается и остаеся ровной только благодаря своей жесткости.  Проволока из нейзильбера и нержавеющей стали фактически не имеет такого недостатка. Так как твердости металл вполне хватает, чтобы откусить кусочек необходимой длины. Но в природе есть мягкие лады. Выход из положения на самом дела очень простой даже для мягкого металла: надо кусать маленькими кусочками. Опытным путем эту длину легко подобрать.

 

Ещё один простой способ откусить ножку с помощью кусачек. Надкусываете ножку от шляпки и при изломе ножка сама ломается по ближайшему зубчику.

Есть техника просто стачивать край на точильном камне. Единственное что важно – это не сделать слишком большого кусочка висящего в воздухе. Не переборщите.

Ещё можно не откусывать полностью всю ножку, а только снять её угол под 45 градусов. В таком варианте важно точно подгонять длину лада к ширине накладки.

 

Волна или сминание зубчиков

Вот фото инструмента для придания ножке лада особой формы. С одной стороны инструмент сминает зубчики, если же схватить другой стороной, то ножка лада будет немного изогнута, что даст возможность уверенно установить лад в более широкий пропил. Зубчики можно просто обработать надфилем, это актуально для сверхплотного дерева.

 

Обработка торца шляпки

Плоским надфилем хорошо закруглить торец лада. Округлость торца надо будет ещё уточнить на этапе окончательной обработки ладов, но сейчас очень легко сделать задел на будущее. Закруглять торцы стоит для того, чтобы уже совсем ничего острое не вылазило по бокам.

Всё – лады гитары готовы к установке.

Микола Руденко

mastergitar.com

раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа. Задачи

Цель: раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа.

Задачи:

Обучающие:

введение понятий лад, мажор, минор

на основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование, исполнение) показать выразительные возможности мажора и минора, обозначить их место в повседневной «не музыкальной» жизни

закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности, активная практика

Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение друг к другу;

воспитывать отношение к малому и привычному, как к важному;

воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.

Знать/понимать: название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музы- кальный язык. Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

- узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора;- называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства;- анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;- определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачКоммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроени ям другого человека.

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопостав­лять их с музыкальными образами симфонической сказки.Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Знать ФИО композиторов и их музыку, звучащую на уроке.

Комбинированный урок.

Методическое обеспечение:

Свиридов.Весна. Файл

Свиридов.Осень Файл

Моцарт.Флис.Колыбельная Файл

Глинка.Жаворонок Файл

Чайковский.Первый концерт для фортепиано с оркестром Гиперссылка

Лад

Ход урока:

Вход в класс.

Звучит Д.Кабалевский «Клоуны».

Учитель: Ребята, знакома ли вам эта музыка?

Дети: Да.

Учитель: Кого музыка «нарисовала»?

Дети: Клоунов. Веселого и грустного.

Учитель: Правильно. И сегодня эти клоуны будут помогать нам на уроке. (Вывешиваю на доску изображения веселого и грустного клоунов).

Музыкальное приветствие.

Учитель: А сейчас, ребята, я с вами поздороваюсь 2 раза. Почувствуйте и скажите, когда вы ощутите свет в музыке, а когда тень. (Исполняю музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята» в мажоре, а затем в миноре).

Дети: Сначала вы пели ярко, радостно, светло, а потом музыка звучала грустно и темно, уныло.

Учитель: Верно. Давайте вместе поздороваемся сначала светло, а затем темно (Исполняем музыкальное приветствие всем классом).

1. Новый материал.

II. Организация первичного восприятия.

Цель: создание проблемной ситуации.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

ласточка зеленеет,

летит… к нам солнышко

блестит, с весною в сени

Травка

Учитель эмоционально и выразительно читает текст «Травка…» Плещеева.

Учитель: Вижу, вы удивлены. Почему?

Дети. Непонятно, что вы прочли…

Учитель. Теперь послушайте фрагмент музыкального произведения. С ним тоже произошли непонятные изменения.

Учитель исполняет на музыкальном инструменте диссонирующие, сумбурно звучащие аккорды и различные атональные звуки вне ритма.

Учитель: Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картину. Что на ней изображено?

На доске фрагменты рисунка на тему “Весна”, которые расположены без определённого порядка.

Учитель. Итак, что вы обо всем этом можете сказать?

Дети. Музыка на музыку не похожа. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то.

Учитель. Вы правы: беспорядок какой-то! Одним словом, разлад.

Слово разлад означает отсутствие порядка, раздор, разногласие.

Но почему произошел разлад в стихотворении, музыкальной пьесе и рисунке?

Дети. Не на своём месте слоги, звуки, части рисунка.

Учитель. Значит, что нужно сделать для того, чтобы понять смысл стихотворения, прочувствовать красоту музыкальной пьесы и увидеть художественный образ картины?

Дети. Нужно привести все в порядок, расставить правильно слова стихотворения, фрагменты рисунка.

Дети выполняют задание.

Учитель. Теперь посмотрим, что получилось?

Дети совместно с учителем читают текст отрывка стихотворения

Травка зеленеет,

солнышко блестит,

ласточка с весною

в сени к нам летит…

Далее в исполнении учителя звучит муз. фрагмент.

Обращается внимание на художественный образ рисунка на тему “Весна ”.

Учитель. Что вы теперь обо всем этом можете сказать? Кто попробует сделать вывод?

Дети. Для того, чтобы понять стихотворение, услышать музыку, увидеть картину, нужно, чтобы слова, звуки, фрагменты картины были на своих местах, в нужном порядке.

Учитель. Значит, если прежде был разлад, то сейчас явился ЛАД. Следовательно, какой сегодня будет тема урока?

Дети. Тема нашего урока “Лад”!

Учитель повторяет: тема нашего урока «Лад»!

Скажите, кому-нибудь из вас уже знакомо слово Лад?

Как вы думаете, что мы можем о нем сегодня узнать?

(постановка цели урока)

Дети: Что такое Лад, какой он, для чего нужен…

- Что такое лад?- Какой он?- Для чего нужен?

Цель: введение новых понятий “лад”, “мажор”, “минор”.

Учитель. Сейчас я вам дам разные определения слова “ЛАД”

Ваша задача - прочитать все значения этого слова и выбрать те, которые имеют непосредственное отношение к теме нашего урока. Работать будем по группам.

Класс делится на группы по 5 человек.

Задания:

Для 1 группы.

- Лад – выражение настроения в музыке.

- Лад, значит ладить – жить мирно, соглашаться, не ссориться.

- Лад в переводе, со славянского - согласие, мир, порядок.

Для 2 группы.

- Лад – свет, дружелюбие. Много слов можно привести с корнем “лад”: ладонь, ладошка, ладоша, ладушки, ладонька, ладить, сладить, лада.

- Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

- Лад – взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласованность между собой.

Для 3 группы.

- Лад – строй музыкального произведения, сочетание звуков и созвучий.

- Лад – порядок в музыке

- Лад – мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок.

Для 4 группы.

- Лад – это средство музыкальной выразительности. Без лада нет мелодии.

- Хорошее это славянское слово – лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито. Недаром лад – это стройность, порядок, мир.

- Лад – образец, способ.

На выполнение работы отводится 1-2 минуты урока.

Учитель. Работа завершена. Какие значения слова “лад”, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока? Выступления представителей групп. Зачитывают только выбранные значения.

Учитель. Хочется обобщить ваши ответы. Лад в переводе со славянского означает мир, порядок, согласие, дружбу, любовь. Сердечную теплоту этого слова передают русские пословицы и поговорки.

- Сядем рядком да поговорим ладком.- Где лад, там и клад.- Не будь складен, а будь ладен.- Где мир и лад, там и божья благодать.
Дети с учителем разбирают значение пословиц.В музыку это слово попало из русского обихода. Значит, лад в музыке – это согласованное сочетание музыкальных звуков. Лад – это порядок в музыке. Лад - это согласованность музыкальных звуков между собой.

Лад – это выражение настроения в музыке.

ЛАД

это выражение настроения в музыке

Итак, что такое лад нам теперь понятно.

Пока вы работали в группах, я внимательно наблюдала за вами. Вы работали увлеченно с интересом, что у меня возникло желание показать то с помощью музыки. Вот так работали 1 и 3 группы…(учитель исполняет музыкальный фрагмент в мажоре) Молодцы! А вот так 2 и 4-я….(учитель исполняет музыкальный фрагмент в миноре) тоже очень хорошо!

Учитель. Прозвучали 2 муз. фрагмента. На какие 2 группы их условно можно разделить? Какая между ними разница?

Дети. Музыка бодрая, весёлая и грустная. У них разное настроение.

Учитель. Перед вами на экране 2 столбика со словами, характеризующими разное настроение музыки.

Характер музыкигрустный лёгкий минорный мажорный нежный

темный светлый печальный солнечный спокойный весёлый задумчивый задорный ласковый радостный

твердый мягкий

Песня народная «Два веселых гуся2 в мажоре и миноре .Какой столбик слов соответствует характеристике музыки, которой я изобразила работу 1 и 3 группы? А какой столбик соответствует 2 муз. фрагменту? Ответы детей.

Учитель. Еще раз внимательно посмотрите на таблицы слов и скажите, какие 2 слова являются музыкальными и имеют прямое отношение к ладу?

Дети. Это слова минорный и мажорный.

Учитель. А если мы уберем 3 последних буквы в этих словах? Произнесите получившиеся слова вслух.

Дети. Мажор и минор.

Учитель. Ребята, это разновидности лада.

Так чем отличаются лады друг от друга?

Дети. Лады отличаются друг от друга настроением.

Учитель. Правильно, лад – это выражение настроения. Мажор имеет более светлое настроение, минор – притемненное. Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по Музыкальному Королевству. Мы приглашены в летнюю резиденцию Её Величества Мелодии – деревушку с необычным названием «ЛАДная».

Это один из самых спокойных и уравновешенных населённых пунктов Королевства, ведь жители деревушки – обаятельнейшие и добрейшие люди на свете!

Никто не знает точно, когда в Музыкальном Королевстве появилась эта деревушка, но первыми поселенцами её стали два брата – Мажор и Минор. И жили они душа в душу много – много лет: построили дома по соседству, обзавелись семьями, их дети своими домами и семьями, и стала деревушка расти и процветать. Даже присказка появилась (показ плаката):

Деревня наша «ЛАДная»

Так названа не зря:

Не избами, не кЛАДами

Прославилась она.

В ЛАДу да в мире жили мы

И ЛАДили всегда.

И в радости, и в горести

Хватает всем тепла!И до того прославилась деревушка своей сердечностью, что и жителей её стали попросту называть – лады, поэтому в Королевстве часто слышалось:- Ты куда идёшь?

- К ладу Мажору чай пить. А ты?

- А я к ладу Минору в шахматы играть.

- Значит увидимся!Давайте и мы познакомимся с братьями поближе.

ЛАД МАЖОР был бодр и весел:

Балагурил и шутил,

Красил дом свой ярким цветом,

С ясным солнышком дружил!

ЛАД МИНОР куда спокойней:

Любит размышлять в тени.

Иногда он смотрит строго,

Иногда всерьёз грустит.

Если ты разбил колени

Или в лужу угодил,

Лад МИНОР тебя жалеет,

А МАЖОР тебя смешит.

Ну-ка, поднимите руки те, кто похожи на весёлого, бодрого и всегда довольного сеньора Мажора? А теперь поднимите руки те, кто похожи на задумчивого, немного грустного сеньора Минора?

Вот видите, даже в нашем классе есть их родственники – мажорики и минорики. Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в наших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?Молодцы! И Мажор, и Минор очень дружны между собой и, когда они встречаются вместе, любят поговорить и пофантазировать. Может быть, именно тогда к композиторам всего мира в голову приходят удивительные истории, они записывают их нотами, и мы тоже можем их услышать. Учитель демонстрирует презентацию “Весело - грустно” Открывается она эпиграфом из песни “Улыбка”. Эта песня является обрамлением урока и придаёт ему законченную форму. Сам эпиграф содержит противопоставление солнечной улыбки и грустного дождика.

“Как изменить настроение музыки?”.

Обучающимся предлагается несколько вариантов: можно изменить интонацию, темп, динамику, лад. Школьники самостоятельно отвечают, каким образом можно изменить все эти выразительные средства: нисходящую интонацию - на восходящую, медленный темп - на быстрый, тихую динамику - на громкую. Но вот что на что изменить в графе “лад” обучающиеся ещё не знают.

“Что такое лад?”.

Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрируется картина М. Нестерова “Два лада”. Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово.

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? (нежность, трепетность, доброту, покой, восторг)- Как вы думаете, какая музыка отразила бы настроение композитора, если бы он попытался рассказать эту легенду? Давайте же создадим такой музыкальный образ вместе (музыка будет плавная, нежная, чудесная, тихая, медленная, мягкая, ласковая, негромкая и т.д.)То есть мы с вами только те передали чувства, которые художник вложил в создание картины. Видите, как близки звуки и краски в искусстве.Любовь к жизни, другому человеку, ко всем людям, родственное отношение к миру и природе - это и есть главное в жизни любого человека. Давно это было. В те далёкие времена жили на Руси юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли их "два лада". Однако отец девушки, богатый князь, хотел выдать её замуж за иноземного царя.

Однажды князь увидел влюблённых на берегу озера. Они стояли рядом у белоствольных берёз и как зачарованные глядели на двух лебедей. Разгневался отец, пришпорил коня. Но что-то вдруг дрогнуло у него в груди. И вспомнилось детство и такое же озеро, и эти лебеди, и ощущение счастья...Тихо повернул он обратно. А через короткое время в княжеских хоромах был свадебный пир.

Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах - о любви-согласии, о любви-удаче.

Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, ребята формулируют понятие “лад”. “Лад – это согласие».

Учитель сообщает, что “музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали - музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий” [1]. Одни звуки – устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться. Звучит мелодия русской народной песни “Как под горкой”, которая заканчивается устойчивым звуком “до”. На слайде есть нотный пример мелодии песни и символ устойчивого звука – пират, который стоит на двух ногах.

Другие звуки лада – неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно. Звучит мелодия русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”, последний звук которой не звучит, что создаёт ощущение незавершённости.В нотном примере этой песни устойчивая последняя нота заменена вопросительным знаком. А символом неустойчивого звука становится пират на деревянной ноге с костылём. Неустойчивые звуки тянутся к устойчивым [3]. Пират на деревянной ноге “приближается” к пирату, стоящему на двух ногах. Учитель помогает детям сформулировать понятие “лад” в музыке: “Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом”. Далее учитель сообщает, что в музыке основными являются два лада – мажор и минор. На экране два символа – солнце и туча. Включается видеофрагмент из балета “Жизель”. У детей закрепляется понимание, что мажор - это светлый, “солнечный” лад. Его символ – солнышко. Включается видеофрагмент из балета “Дон Кихот”. У ребят закрепляется понимание, что минор - это тёмный лад. Его символ – тучкаНа доске вывешиваются термины мажор и минор и соответственно тучка и солнышко – характеристика (сиволы) ладов. Учитель сообщает детям, что иногда в одном музыкальном произведении лад может меняться. На слайде символами “солнышко” и “тучка” изображены варианты смены лада: “мажор – минор – мажор” или “минор – мажор – минор”. Звучит Вальс ля-минор Ф. Шопена. Ребятам предлагается послушать его, проследить за изменением лада. Им необходимо ответить, какой из вариантов смены лада здесь наблюдается. Дети отвечают: “минор – мажор – минор”

“Можно ли почувствовать изменение настроения в поэзии?”. На экране появляется отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Выразительное чтение учителем стихотворения. Стихи на слайде даны на фоне соответствующего настроению пейзажа.После прочтения выделить слова, которые дают ладовую характеристику.

Ребята доказывают, что сначала настроение было светлым, поскольку поэт использует слова и словосочетания: “солнце”, “день чудесный”, “друг прелестный”, “красавица”, “звездою”. Далее появляются словосочетания “вьюга злилась”, “на мутном небе”, “мгла носилась”, “бледное пятно”, “тучи мрачные”, “ты печальная”. Настроение становится грустным. Затем возвращается светлое настроение: “голубыми небесами”, “великолепными коврами”, “блестя на солнце”, “прозрачный лес”, “блестит”.

7. Музыкальная-дидактическая игра игра на развитие ладотонального слуха “Угадай-ка”.Цель: уметь различать веселую (мажорную) и грустную (минорную) музыку. Описание игры: Педагог раздает детям кружочки красного (мажорная музыка) и синего (минорная музыка) цвета. Детям дается задание: прослушать музыкальные фрагменты мажорной и минорной музыки и определить, какая звучит музыка: мажорная или минорная, используя кружочки красного и синего цвета. (звучит музыка)

закрепление нового материала.

Ответы на них появляются на экране только после ответов детей. Ответы выражены словами и символами. Символы “солнышко” и “тучка” заменяются новыми: “сердечко светлое” (она) и “сердечко тёмное” (он). Это способствует развитию ассоциативного мышления ребят.

Что такое лад? (Лад – это согласие).

Какие два лада в музыке вы знаете? (Мажор и минор).

Как изменяется лад в “Вальсе” Ф. Шопена? (Минор – мажор – минор).

Где кроме музыки мы наблюдали изменение настроения? (В поэзии, в стихотворении А.С. Пушкина “Зимнее утро”).

Какими красками вы нарисовали бы “мажорную” картину, а какими – “минорную”?

У ребят уже имеется собственный опыт изобразительной деятельности. Поэтому они охотно предлагают свои варианты гаммы красок: от ярких до нежных цветовых сочетаний для “мажорной” картины и различные оттенки тёмных цветов – для “минорной”. Далее в качестве примера “мажорной” картины предлагается просмотр репродукции картины Б. Кустодиева “Масленица”. Обучающиеся рассматривают картину и сверяют свои предположения с вариантом художника. В качестве примера “минорной” картины представлен “Осенний день. Сокольники” И. Левитана. Обучающиеся обсуждают причины использования художником такой палитры цветов и оттенков. Учитель сообщает детям, что понятия “мажор” и “минор” существуют только в музыке. Ни в литературе, ни в изобразительном искусстве они не используются. Однако во всех этих видах искусства можно говорить о настроении создателя произведения или слушателя, зрителя, читателя, который этим произведением наслаждается.

Два образа, два лада в музыке и живописи воплощали многие художники и композиторы. Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов в пьесе "Весна.Осень" использует приём сопоставления двух ладов - мажора и минора. Одна и та же мелодия в пьесе "Весна" звучит в мажоре - светло и радостно, а в пьесе "Осень" звучит в миноре тихо и притемнённо. Этот же приём можно встретить в произведениях художников. Русский живописец Борисов-Мусатов в своих картинах использует светлые краски в полотне "Цветущие вишни" и притемнённые - в "Осенней песни".

зВот уже более пятидесяти лет в Москве один раз в четыре года проводится Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Пианисты, скрипачи, вокалисты и другие музыканты-исполнители выступают в консерватории и в других лучших концертных залах столицы. А начиналось всё в 1958 году с Первого конкурса имени Чайковского по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Пианисты обязательно исполняют Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского.

Первым победителем Первого Международного конкурса имени Чайковского был американский пианист Ван Клиберн.

Работа над песней «Улыбка»

Кроссворд “Выразительные средства музыки” (Приложение 4) позволяет детям не только повторить ранее изученный материал, но и является подготовительным этапом к ролевой игре. В “Рабочей тетради” обучающиеся самостоятельно отвечают на вопросы кроссворда (Задание 3). Затем, глядя на экран, ребята проверяют правильность выполнения этого задания. Ответы на экране возникают лишь после ответов детей.

1. Согласие звуков.

2. Сила звука.

3. Окраска звука.

4. “Зерно”, из которого вырастает музыка.

5. Одноголосная музыкальная мысль.

6. Скорость звучания.

7. Чередование долгих и коротких звуков.

8. Музыкальное сопровождение.

Кульминация урока – ролевая игра “Я – композитор” (Приложение 5). Процесс работы является коллективным по форме и индивидуальным по содержанию. Ребятам предлагается подобрать подходящие выразительные средства к музыкальному произведению, созвучному картине И. Левитана “Золотая осень” и стихотворению И. Бунина “Листопад”.

В “Рабочей тетради” обучающиеся самостоятельно подчёркивают из них не только наиболее подходящие, но и наиболее соответствующие их индивидуальному представлению о картине и стихотворении (Задание 4.). Идёт процесс самостоятельного сотворения музыки, которую дети, возможно, слышат внутри себя. Результаты выбора ребят иногда невозможно предсказать. Тем интереснее варианты. Например, большинство обучающихся “слышит” картину и стихотворение в миноре, но кто-то выбирает и мажор.На последнем слайде презентации вновь возникает картина И. Левитана и стихи И. Бунина. Звучит музыка, которая подобрана учителем. Обучающиеся соглашаются или не соглашаются с предложенным вариантом “звучания” поэзии и живописи. Они зачитывают свои варианты. Много очень интересных сочетаний. Идёт их краткое обсуждение.На завершающем этапе урока обучающиеся исполняют песню В. Шаинского “Улыбка” (Приложение 6). Им также предлагается понаблюдать за сменой лада в запеве и припеве. Дети выполняют задание, однако, как правило, не все отвечают верно. В песне запев написан в мажоре, а припев – в миноре. Для тех, кто дал неверный ответ, песня “Улыбка” звучит в изменённом виде: запев - в миноре, а припев – в мажоре (Приложение 7). Необычное звучание знакомой песни вызывает оживление и интерес. Учитель обращает внимание детей на то, что не всегда весёлым словам текста соответствует мажорный лад и наоборот. Выводы.В стремительном XXI веке человеку особенно важно жить в согласии с миром и самим собой. Для этого необходимо научиться налаживать отношения между людьми, деловые и дружеские, ладить друг с другом. Слушая хорошую музыку, мы иногда удивляемся, как удаётся композиторам создавать замечательные музыкальные произведения, в которых все звуки ладят между собой. Порой музыка звучит светло и радостно, а иногда - задумчиво и печально. Это “музыкальное настроение” называют “ладом”. Два лада, мажор и минор, сменяют друг друга в любимых нами музыкальных произведениях, создавая калейдоскоп настроений. Учитель сообщает детям домашнее задание, которое содержится в “Рабочей тетради”.Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество и выражает надежду на то, что каждый из ребят будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой.Итоги урока: обучающиеся

получили общее представление о музыкальном ладе, как согласии звуков, опираясь на свой жизненный опыт в объяснении понятия “лад”;

познакомились с его наиболее часто встречающимися разновидностями – мажором и минором;

понаблюдали за сменой лада в рамках одного музыкального произведения в процессе слушания музыки Вальса ля-минор Ф. Шопена;

на примере стихотворения А. Пушкина “Зимнее утро” и картин Б. Кустодиева “Масленица” и И. Левитана “Осенний день. Сокольники” понаблюдали за аналогичными музыкальному ладу явлениями в других видах искусства;

отвечая на вопросы кроссворда, повторили ранее изученные разделы темы “Средства выразительности музыки” для дальнейшего участия в ролевой игре “Я - композитор”;

в ролевой игре по подбору средств выразительности для музыкального произведения, созвучного картине И. Левитана “Золотая осень” и стихотворению И. Бунина “Листопад”, познакомились с особенностями деятельности композитора;

через ситуацию выбора мажора или минора в запеве и припеве песни “Улыбка” обратили внимание на особенности эмоционального восприятия лада;

осознали необходимость научиться ладить друг с другом, строить дружеские отношения между людьми для совместной деятельности и счастливой жизни.

V. Рефлексия.

Цель: подвести итог урока.

Учитель. Ну, что ж, наша встреча подходит к завершению. Давайте подведем итоги.

Дети составляют синквейн.

Скажите, что такое лад?

Какой он бывает?

Что он делает?

Каким еще словом мы можем его назвать?

Лад -минорный мажорныйгрустит, печалит веселит, радуетвыражение настроенияв музыке

Учитель. Итак, посмотрите, как много нового мы сегодня с вами узнали о ладе, как вы думаете, для чего?

Дети. Лад музыке необходим. Без лада нет мелодии…

Учитель. Достаточно ли вам этих знаний, чтобы хорошо разбираться в музыке?

Дети. Нет.

Учитель. Конечно нет, мы рассмотрели только один маленький островок большого моря по имени Музыка. Впереди вас ждет еще очень много всего интересного и необычного. Я от всей души желаю вам счастливого плавания по этому морю!

Муз. прощание.

Учитель. Минуточку внимания! Я благодарю вас за хорошую работу! Пусть ваше настроение чаще будет мажорным, как вот эти мажорные конфеты – они для вас!

И еще одна просьба – уходя с урока, подойдите, пожалуйста к доске и пусть каждый из вас оставит магнитик у мажора или минора. Этим вы покажете свое настроение, сложившееся на уроке.

Урок закончен. Всем спасибо!

3. ВыводБыстро пролетел урок

Подведем теперь итог

Чем сегодня занимались

В чем с охотой упражнялись

Что узнали и познали

Почему умней вы стали!?– Чтобы выразить свое настроение к уроку, прикрепите цветочки на нашей картине. Если понравился – цветочек с улыбкой, а если нет, то грустный цветочек.

4. Домашнее задание.Молодцы! А теперь внимательно послушайте домашнее задание.

Однажды Мажор и Минор едва не поссорились, потому что решили выяснить, кто из них

важнее.

Попробуйте придумать к следующему уроку сценки, в которых два музыкальных брата

убеждали бы друг друга в своей важности. Этот непростой спор мы попробуем разрешить на

следующем уроке.

5-bal.ru