1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Как освоить струнный гриф? Обучаемся игре на музыкальных инструментах. Скрипка лады


Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры

Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.

Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.

Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.

Некоторые особенности устройства скрипки

У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми

Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.

Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.

Эфы на скрипке — вырезы в форме буквы f

Струны, а их у скрипки четыре (соль, ре, ля, ми), цепляются на струнодержатель, удерживаемый пуговицей с помощью петли, и натягиваются при помощи колков. Строй у скрипки квинтовый – настройку инструмента производят, начиная со струны «ля». Здесь бонус — из чего делают струны.

Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.

Как играют на скрипке?

Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.

В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.

В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.

Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).

Вот как держат скрипку при игре

Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.

Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся народным инструментом. Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь — немножечко чудной музыки!

Ф. Крейслер Вальс «Муки любви»

Интересный факт. Моцарт научился играть на скрипке в 4 года. Сам, по слуху. Никто ему не поверил, пока малыш не продемонстрировал свои умения и не поверг этим взрослых в шок! Так что, если уж 4-хлетний ребёнок справился с игрой на этом волшебном инструменте, то вам, дорогие читатели, сам бог велел взяться за смычок!

Автор – Надежда Борисевич

music-education.ru

а как скрипачи ориентируются по грифу, ведь у скрипки нет …

03/02/2006 20:28     

Исходя из собственного опыта - не знаю... Ориентировался как-то :) Хорошая вещь - привычка!

03/02/2006 20:31     

Они сами становятся. Через некоторое время. Мышечная память

03/02/2006 20:35     

гдето читал что там в этих местах натертости появляютсяне представляю как

03/02/2006 20:38     

и правильно не представляетенету там натертостей)

03/02/2006 20:40     

блинну точно помню что читал что на лаке появляются следынаверное враки)

03/02/2006 21:00     

Какой такой лак? У скрипки гриф не лакированный!

03/02/2006 21:10     

всетеперь я точно убежден что то что я читал -враки

03/02/2006 22:18     

как бы тогда играл на новой скрипке скрипач, ориентирующийся по натертостям?

03/02/2006 22:36     

ну мышечная память как раз)может быть он не ориентируется по ним)

04/02/2006 01:20     

мышечная память, конечно, дело хорошее. но гриф каждой скрипки - уникален. для того чтобы на незнакомом инструменте без лажи, надо некоторое время попрактиковаться.

03/02/2006 23:12     

Про лак не знаю, но мозоли на пальцах появляются.

03/02/2006 20:35     

На ощупь :)с опытом приходиттак же, как методы слепой печати на клавиатуре двумя пальцами :)

03/02/2006 20:37     

Просто знаешь расположение пальцев в каждой позиции, расстояние между, ну и по слуху, по слуху :)

03/02/2006 20:39     

03/02/2006 20:43     

A как по-вашему пианист ориентируется на клавиатуре? Ведь клавиши в октавах - все одинаковые...

03/02/2006 21:01     

Не скажите. клавиши опускают молоточек на точно настроенную настройщиком струну. На гитаре и других ладовых чистоту звука определяют металлические порожки. А на скрипке музыкант сам "настраивает" каждую ноту. Ведь между тоном и полутоном масса "нечистых" оттенков. Поэтому очень тяжко слушать скрипачей-учеников.

03/02/2006 21:03     

*громким шепотом*Скрипку по собственному слуху, а не по камертону или ф-но настраивают единицы.

03/02/2006 21:11     

я знаю, поэтому взяла это слово в кавычки. Надеюсь, в целом моя мысль понятна: играть на скрипке - не все равно что на пианино.

03/02/2006 23:24     

Настраивается скрипка по слуху. Сначала по ф-но настраивают струну Ля, затем берут две вместе струны Ля-Ми и настраивают Ми на квинтту от Ля, точно так же настраивают Ре на минус квинту от Ля, и Соль - на мнус квинту от Ре, настроенной по Ля.

03/02/2006 23:11     

На фортепиано пианист ориентируется по черным клавишам. Они расположены циклом: две-пропуск-три-пропуск.

03/02/2006 23:13     

Но октавы все одинаковые, ага. Не знает, бедный пианист, где средний регирст, где верхний и т.д.... :)

03/02/2006 23:18     

Это только кажется. Надо только запомнить, что Первая октава - посередине клавиатуры.

03/02/2006 23:24     

Нифига. На одних пианинах есть "чисто белая клавиша" справа, а на других нет. Так что середина - арбитрированное понятие. Вводють рахманиновых в конфуз.

03/02/2006 23:28     

Фига, фига. На ф-но 6 полных и 2 неполных октавы. Но 5-я октава кончается почти в конце, а Суб-Контр октава - это две последние ноты. Так что давай будем считать, что октав - 7. Так вот найти "серединную" октаву в нечетном количестве октав - проще простого.

03/02/2006 23:32     

Ты знал, ты знал! Так не честно!

Так что берЫте, гражданин РастрАпович свою скрЫпочку и езжайте в енту Польшу. (с) :)

03/02/2006 20:53     

Ну, грубое позиционирование осуществляется по принципу: пальцы вплотную - полтона, пальцы чуть подальше друг от друга - тон. А точная подстройка по слуху и за счет моторной памяти.

03/02/2006 20:59     

на связках голосовых тоже нет ладов. Каждый поет в зависимости от точности своего слуха.Со скрипкой то же самое.

04/02/2006 02:51     

03/02/2006 21:10     

Так же как и контрабассисты и виоланчелисты.

04/02/2006 00:57     

Кстати, у экс-бас-гитариста "Аквариума" Титова на гитаре тоже нет ладов.

04/02/2006 01:07     

Это т.н. "безладовый бас", много у кого встречается.

03/02/2006 21:33     

по слуху. со временем - мышечная память+опыт.

03/02/2006 22:15     

во-первых, опыт, во-вторых, слух.вы же не спрашиваете, почему профессиональные певцы попадают в ноту?или почему снайпер точно учитывает ветер?

04/02/2006 06:52     

Как раз снайпер ветер учитывает не по опыту, а очень даже по показаниям объективных приборов :-) Как то -- подброшенному вверх клочку сухой травы :-)

04/02/2006 07:37     

Приборы - вещь слишком точная, они, в частности, на дают показаний о колебании направления ветра. А насчет клочка травы... Вот уж для чего нужен немерянный опыт. Никто не сможет без спецподготовки воспользоваться ни тем, ни другим

03/02/2006 22:27     

только на автомате. руки сами запоминали позицию на грифе. можно было играть с закрытыми глазами.

03/02/2006 22:53     

А вы думаете, зачем скрипачам абсолютный слух? Вот именно за этим.

03/02/2006 23:14     

Абсолютный слух - вспомогательный инструмент, а ориентируются скрипачи по по струне и каким именно пальцем они берут ноту.

Я когда-то учился на скрипке03/02/2006 23:08     

По положению пальцев.Струны на скрипкке: Соль-Ре-Ля-МиКаждая нота - примерно по толщине пальца. В игре на скрипке участвуют 4 пальца, так что интервал между каждой струной - 4 ноты. На Соль можно взять Соль (без вибрации), Ля, Си, До, Ре (с вибрацией). На Ре - Ре (без), Ми, Фа, Соль, Ля (с), на Ля - Ля (без), Си, До, Ре, Ми (с), на Ми - от Ми (без) и выше до конца грифа.

Re: Я когда-то учился на скрипке03/02/2006 23:09     

ЗЫ: Диезы - пол-толщины пальца.

Re: Я когда-то учился на скрипке03/02/2006 23:16     

Да, забыл. Первая ноту на струне (не чистая струна, а нота) берется указательным (забыл скрипичную нумерацию) пальцем, затем вторая - средним, третья - безымянным и четвертая (равная сосчедней струне) - мизинцем.

Re: Я когда-то учился на скрипке03/02/2006 23:31     

Это только в первой позиции, в ней играть можно только самое элементарное. Всего позиций семь. Плюс флажолеты, когда нужно попасть по необозначенному месту из последних сил оттянутым мизинцем.

Re: Я когда-то учился на скрипке03/02/2006 23:36     

Может, просветите? Я скрипку бросил через полгода после начала занятий.

Re: Я когда-то учился на скрипке04/02/2006 01:24     

Ничего сложного. Позиции отличаются положением кисти на грифе. Во второй позиции вся кисть подъезжает на тон ближе к подбородку, то есть до на ля-струне будет браться уже первым пальцем, ре - вторым, ми - третьим, фа - четвертым. Остальные позиции аналогично, тоже со сдвигом на тон вверх. Наиболее часто используются первые три позиции, т.к. в третьей позиции кисть упирается в деку, и до четвертой позиции по грифу уже не доедешь, приходится неестественно выгибать кисть.

Теперь зачем это нужно. При игре стараются как можно меньше звуков извлекать из открытой струны: такие ноты дребезжат, они слишком звонкие и сразу выбиваются из общей мелодии. А чем можно заменить звук на открытой струне? В первой позиции - только играя мизинцем на предыдущей струне. Это не экономично вдвойне, потому что, во-первых, мизинец, как самый слабый и самый коротенький палец, быстро утомляется, а во-вторых, утомляется плечо и локоть правой руки из-за того, что приходится перемещать смычок со струны на струну. Звук опять-таки получается неряшливый.

Выход один - играть всё на одной-двух струнах, переезжая кистью по грифу из позиции в позицию, и стараться как можно чаще задействовать третий, безымянный, палец вместо мизинца. Звук получается более слитный, единообразный, достигается бОльшая экономия движений - и, соответственно, бОльшая скорость игры.

Re: Я когда-то учился на скрипке04/02/2006 01:31     

могу только добавить по теме превоначального вопроса, что с повышением позиции довольно заметно укорачивается расстояние между "правильным" положением пальца на струне (как и на гитаре, где лады становятся все Уже и Уже). это, в комбинации с фактами более сильного натяжения струны и упомянутого вынужденного выворачивания кисти, изрядно усложняет игру на "верхах". избежать фальши становится сложнее.

Re: Я когда-то учился на скрипке04/02/2006 14:10     

Спасибо. Но все это в первом классе не изучают, и поэтому прошло мимо меня. Даже вибрацию начинают изучать только в третьем классе.

Re: Я когда-то учился на скрипке04/02/2006 01:24     

не только мизинцем. флажолеты в Чардаше Монти, например, играются вполне себе в штатной третьей позиции. не толко в нем, конечно, просто первый пример вспомнился.

04/02/2006 09:17     

да-да-да, я сейчас играю в трио - две гитары и скрипка. и наша скрипачка берет флажолеты по всему грифу. :)

07/02/2006 04:04     

слух, зрительная и мышечная память

www.ljpoisk.ru

Как читать ноты для скрипки

Выучите аппликатуру для струн. Нота, издаваемая струной, будет повышаться с каждым последующим пальцем. Начните со взятия смычком открытой струны ре. Прозвучит нота ре. Поместите ваш указательный палец на струну ре и сыграйте ее. Прозвучит нота из тональности ре-мажор или до-диез-мажор. Сыграйте последующие три ноты ре-мажора, зажимая струну средним, безымянным пальцами и мизинцем.[5] После того, как вы поместили мизинец на струне ре и сыграли эту ноту, перейдите на струну ля и сыграйте следующую ноты этой гаммы. Начните с игры открытой струны ля (палец не зажимает струну). Последующие ноты гаммы будут сыграны путем зажатия струны указательным пальцем, средним, и так далее. Пока вы учитесь правильно зажимать струны, запоминайте пальцы, которыми зажимается та или иная нота. Например, когда вы видите ре, то сразу должны знать, что она играется на открытой струне ре. Когда вы видите фа#, вы должны знать, что для зажатия струны должен использоваться средний палец.

Выучите ноты, которые находятся на открытых струнах. Понятие "открытая струна" обозначает, что она играется в не зажатом пальцем виде. Струнам скрипки соответствуют ноты соль, ре, ли и ми. Порядок указан от самой толстой до самой тонкой струны, или слева-направо, если держать скрипку в игровой позиции.[3] В табулатуре такие ноты обычно отмечаются цифрой "0".

Выучите ноты. Каждая нота записана в виде овала на линии нотного стана, или между ними. Если читать снизу-вверх, то ноты в промежутках будут такие: фа, ля, до и ми; а на линиях такие: ми, моль, си, ре и фа.[2] Ноты за пределами нотного стана обозначаются такими же овалами, но уже на добавочных линиях. Перед нотой может стоят знак диез (#) или бемоль (b). Также эти знаки могут стоять сразу после скрипичного ключа. Например, диез, стоящий сразу после скрипичного ключа на линии фа, подразумевает, что все ноты фа должны играться, как фа#.

Перемещайте вашу руку вверх и вниз по грифу скрипки, когда указаны римские цифры. Играя на скрипке, одна из ваших рук работает с грифом, зажимая на нем струны пальцами. Когда струны играются близко к верхнему порожку, то это называется 1-я позиция; дальше по мере удаления по направлению к подставке идут 2-я, 3-я, 4-я и 5-я позиция. Эти позиции обозначаются в скрипичных нотах римскими цифрами, которые располагаются под нотами.[6] Переместите вашу руку в ту позицию на грифе, которая соответствует указанному римскому числу. 1-я позиция, или I, значит, что ваша рука находится в самом верху грифа, около колков.[7] Эти позиции также могут быть обозначены как "1-я позиция" или "3-я позиция", вместо римских цифр. Большая часть музыки для начинающих скрипачей написана в первой позиции.[8]

Играйте двойные ноты, когда изображены две ноты вертикально. Двойные ноты означают, что вам необходимо сыграть две ноты одновременно.[9] Двойные ноты записываются в виде двух нот на нотном стане, соединенных одним штилем. Двойные ноты не могут быть расположены слишком близко. Скорее всего, между ними есть пространство и одна из нот расположена выше другой. В профессиональной музыке для скрипки можно встретить тройные или даже четверные ноты, которые подразумевают, что должно играться одновременно 3 или 4 ноты соответственно.

Играйте смычком движением вниз, когда изображен знак, напоминающий стол. Напоминающий стол знак (прямоугольник с двумя направленными вниз ножками) указывает на необходимость игры нисходящим движением.

Играйте смычком движением вверх, когда в нотации указанно обозначение V. Существует целый ряд знаков, которые говорят, как именно необходимо играть смычком в данном случае. Значок V под нотой означает, что она играется смычком движением вверх.[10]

Найдите нотный стан и ключ. Нотный стан – это 5 параллельных линий, на которых пишутся ноты. Ключ – это знак в самой левой части нотного стана.[1] Он обозначает регистр, в котором вы играете. Скрипки играют только в скрипичном ключе. Этот ключ чем-то напоминает амперсанд (&).

Играйте ноту с акцентом, если использован знак в виде наклоненной галочки. Знак акцента изображается в виде наклоненной влево галочки (>), и может располагаться как под нотой, так и над ней. Акцент обозначает, что вам необходимо сыграть ноту сильнее.[11]

Смотрите на аббревиатуры, чтобы понять, какую часть смычка необходимо использовать. Иногда скрипичные ноты сопровождаются аббревиатурами, которые указывают музыканту, какую именно часть смычка необходимо использовать для игры данного музыкального фрагмента.[13] Ниже приведены типичные аббревиатуры, указывающие на часть смычка, которой необходимо играть: ПС: полный смычок НП: нижняя половина смычка ВП: верхняя половина смычка СС: середина смычка

Расшифруйте другие обозначения. Существует еще множество различных обозначений, используемых в продвинутой скрипичной нотной музыке или в нотах более ранней эпохи.[14] Эти обозначения указывают на тип игровой техники, необходимый для достижения определенного звука, например: Col legno: дословно переводится как "с деревом". Это значит, что необходимо использовать для игры по струнам древко смычка вместо волос. Это может привести к повреждениям смычка, потому многие музыканты предпочитают подобный музыкальный момент играть другим смычком. Sul ponticello: размещение смычка на подставке скрипки (находится на верхней деке) для получения очень тихого звука. Au talon: это обозначение указывает на необходимость сыграть данным музыкальный фрагмент смычком между грифом и колками, на верхнем порожке. Martelé: переводится как "отчеканенный", и означает, что вам необходимо сыграть с особым натиском смычка на струны. Почти сразу после взятия такой ноты освободите все струны от давления.[15]

Играйте с учетом знака возврата смычка в исходное положение. Знак в виде жирной запятой говорит о необходимости переместить смычок. Если этот символ расположен над нотой, то вам необходимо поднять смычок и вернуть его в исходное положение.[12]

Играйте "Vibr" как вибрато. Вибрато – это эффект быстрого периодического колебания динамики текущей ноты. Вибрато достигается прижимом и отпусканием пальца играющей струны.[16] Этот вид динамики отображается в нотном письме как "Vibr", под нотой, которая должна быть сыграна таким образом.[17]

Играйте "pizz" как пиццикато. Пиццикато – это вид игровой техники, который обычно отображается в нотном письме как "pizz" или целиком "pizzicato", и обозначает, что эту ноту необходимо играть пальцем, а не смычком. Если нет никаких очевидных указателей в виде "pizz" или "pizzicato", то подразумевается, что пьеса должна играться как "arco" (обычная игра со смычком).[18]

Играйте пиццикато Бартока. Пиццикато также может быть обозначено символом пиццикато Бартока, также известным, как "щелчковое пиццикато". Знак данного пиццикато выглядит, как окружность с чертой, пересекающей ее ровно сверху; располагают этот знак над нотой, которая должна быть сыграна таким образом. Этот вид пиццикато имеет характерный звук щелчка, который получается путем зажатия, оттягивания вверх и отпускания струны, после чего она ударяется о поверхность грифа.[19]

Играйте тремоло. Тремоло – это быстрая игра двух близстоящих звуков, короткими движениями смычка вперед и назад. Тремоло изображается в виде наклоненных по диагонали параллельных рисок, пересекающих штиль ноты.[20] Тремоло могут быть предустановленные или не предустановленные. Одна диагональная риска означает тремоло размером в 1/8 от текущей ноты (предустановленный тип). Две диагональных риски означают тремоло размером в 1/16 от текущей ноты (предустановленный тип). Три диагональные риски означают произвольное тремоло (не предустановленный тип).

Поймите, о чем говорит вам табулатура. Табулатура, или "табы" – это самый простой способ указания того, какая именно должна играться струна и с каким пальцем. Минусом данного вида записи является то, что в нем нет возможности указать длительность нот, а только их порядок. Табулатура состоит из 4-х линий, каждая из которых соответствует одной из струн скрипки.[23] Если читать сверху-вниз, то линии будут соответствовать струнам соль, ре, ля и ми.

Изучите характеры исполнения. Данные обозначения говорят о том, в каком именно характере должна играться музыка. Обычно они пишутся на итальянском.[21] Одни из самых используемых обозначений: Con: с Poco a poco: по чуть-чуть Meno mosso: меньше движения Dolce: очень нежно Allegro: быстро и оживленно

Уделите внимание динамике. В нотной музыке динамика указывает на то, как громко или тихо должна играться музыка. Как правило, обозначения динамики указываются под нотным станом и меняются по ходу композиции. Пишутся на итальянском, и меняются от "очень тихо" (pianissimo), через среднюю динамику (mezzo), и к "очень громко" (fortissimo).[22] Динамика обычно выписывается буквами в нижнем регистре, например, "p" (piano), "mf" (mezzo forte), "f" (forte), "ff" (fortissimo) и т.д. Также используются крещендо и диминуэндо для указания перехода динамики из одного состояния в другое. Указывается с помощью длинного знака "больше" или "меньше" или посредством словесного указателя.

Отметьте лады на скрипке. Табулатура говорит о том, каким пальцем должна зажиматься струна и на каком ладу; если вы сами пометите себе лады, то читать табулатуры будет проще. Отметки ладов вы можете сделать с помощью ленты, краски или другим способом прямо на грифе скрипки. Нижеописанные измерения производятся от верхнего порожка, от места соединения грифа и колков.[24] 1-й лад: 2,54 см от верхнего порожка 2-й лад: 5,08 см от верхнего порожка 3-й лад: 8,255 см от верхнего порожка 4-й лад: 10,795 см от верхнего порожка

111827111828111829111830111831111832111833111834111835111836111837111838111839111840111841111842111843111844111845111846

how.qip.ru

Как освоить струнный гриф? Обучаемся игре на музыкальных инструментах | Обучение

Вся музыка, с которой мы имеем дело, состоит не из нот, а из интервалов. Вот их-то и следует тренировать на грифе. Интервалы могут быть мелодическими, когда звуки следуют один за другим, или гармоническими, когда звучат одновременно. Если складывается несколько интервалов, то получается уже аккорд.

Что имеется на грифе?

В первую очередь, конечно, это — струны. Их может быть разное количество. На гитаре — 4−7, на скрипке (домре, мандолине) — 4, на балалайке — 3. Количество струн показывает нам, сколько одновременно звуков может издать наш инструмент. Понятно, что если струн больше двух (на некоторых восточных инструментах их именно две), то инструмент пригоден для аккомпанемента аккордами.

Во вторую очередь — рабочая поверхность грифа. Она бывает разной. Бывает с врезными металлическими порожками (ладами), как на гитаре. А бывает чистая и гладкая, как на скрипке или безладовом басу. У народных инструментов бывают еще навязные лады, которые можно перемещать, но это — экзотика.

Музыкальная теория

Музыкальная теория, необходимая для освоения грифа, весьма проста. Это первые страницы учебника по элементарной теории музыки. Все, что нужно знать — интервалы, какие они бывают. Остальное — по желанию. Так же как нельзя ребенка научить говорить без слогов, так и музыку нельзя выучить без интервалов. А вот научить ребенка говорить можно и без орфографии с пунктуацией. Так же и в музыке. Необходимо подражание. Хорошо, когда папа — цыган-скрипач. А вот если нет, то необходимо слушать диски, радио или друзей-музыкантов. Ну и немного лишней теории тут уже не повредит, чтобы малость разбираться в нотах.

Основы

Первое, что необходимо понять — это то, что гриф — система координат. На грифе обозначены минимальные интервалы, из которых складываются большие интервалы. Вот, собственно, и все. Как на географической карте могут применяться разные системы координат, так и на разных инструментах.

В отличие от географии на нашей карте (грифе) идет значительное дублирование звуков. Они повторяются на нескольких соседних струнах. Эту особенность надо уметь использовать при выборе «распальцовки». Иногда удобнее играть в одном месте, иногда — в другом.

Основной единицей счета на ладовых инструментах является один лад. Он соответствует интервалу в полутон. Если на гитаре играть натуральную гамму (мажор или минор), то расстояния между соседними пальцами не будут превышать двух ладов (шаг через лад). В любой натуральной гамме будет всего два шага на соседний лад, остальные — через лад.

Труднее с безладовыми инструментами. Там ладов-то нет совсем. Считать вроде нечего. Но тут надо уже привлекать собственный слух, чтобы определять положение пальцев. И когда пальцы встанут на места, надо будет считать «пальцами» вместо ладов. Это не совсем удобно. Так как между одними ступенями широкое расстояние (как через палец, тон), а иногда пальцы стоят рядом (полутон). Но невидимыми ладами (можно и так при наличии воображения) считать неудобно, так как их нет. Особенно это явно в верхних позициях. Как туда попасть (не считая) новички вообще плохо понимают. И счет позиций идет как раз по пальцам, а не ладам. На самом же деле счет идет не «пальцами», а ступенями гаммы. Но «пальцами» нагляднее, так как пальцев четыре, а ступеней в гамме от пяти до 12.

Понятно, что для начала надо выучить расстояния между соседними ступенями гаммы. Это основная канва музыки. В академической музыке и в джазе эти интервалы могут плавать, так что не надо удивляться, что расстояния между одними и теми же ступенями в одной и той же пьесе оказываются разными на разных участках. Примерами таких плавающих структур являются гармонические и мелодические лады. Русские романсы в подавляющем большинстве написаны именно в гармоническом или мелодическом миноре.

Гамму можно играть на одной струне, перемещая руку. Но удобнее переходить с одной струны на другую. Для этого необходимо понимать, где находится эта точка перехода. А это как раз упомянутая выше точка повторения звука соседней струны. В данном случае открытой. Такое дублирование звуков называется «унисон». Это, кстати, тоже интервал.

Для того чтобы понимать, где находятся такие унисоны, надо знать интервалы между струнами. Например, на скрипке четвертый палец (чистая квинта) — унисон более высокой струны. А на гитаре пятый порожек. Исключение на гитаре составляет третья струна (считая от самой тонкой). Там унисон — четвертый порожек. Соответственно, это интервалы — чистая кварта (пятый лад) и большая терция (четвертый лад). Если принимать во внимание унисон на скрипке не только с открытой струной, но и с любым положением (первого пальца), то это будет пятый палец (которого нет в аппликатуре). Таким образом, понятно, что на скрипке без смены позиции унисон взять невозможно в позициях выше нулевой (открытые струны). Но это и не требуется. Для того и нужны унисоны, чтобы выбирать, где удобнее (иногда просто возможно) играть.

Для того чтобы откладывать большие интервалы, из которых и состоит музыка, надо уметь их получать сложением простых (тонов, полутонов). Понятно, что октава состоит из кварты (пять ладов) и квинты (семь ладов). На скрипке октава к нажатому первому пальцу получается из квинты (соседняя струна тем же первым пальцем) и кварты (расстояние между первым и четвертым). Нажаты первый и четвертый пальцы.

Для того чтобы получить октаву на гитаре (на нижних, толстых струнах), надо октаву представить как две кварты (через струну) и тон (шаг через порожек). А можно растянуть пальцы и на квинту (семь ладов) на соседней струне.

Таким образом, ясно, что надо научиться считать интервалы в ту или другую сторону от интервалов между струнами. Полезно хорошо понимать, что такое обращение интервалов. Тогда все станет еще проще. Это все есть на тех же первых страницах учебника.

Аккорды строятся аналогично. Только выстраивается несколько интервалов одновременно. Для более удобного расположения пальцев необходимо использовать переносы некоторых звуков на октаву вверх или вниз. Это позволит использовать открытые струны. Вот тут и пригодится знание октавных расположений.

Как тренироваться?

Для тренировки не стоит зацикливаться на гаммах. Это делу не поможет, особенно в сложной музыке с альтерациями (изменениями) ступеней. Тренироваться надо, сначала подбирая небыстрые мелодии. Надо уметь слышать интервал в мелодии и автоматически сопоставлять ему положения пальцев (по началу, конечно, придется посчитать немного). В последующем то же надо тренировать и на аккордах. Используя ноты, надо видеть в них те же интервалы.

Одну и ту же мелодию необходимо начинать с разных положений пальцев и с разных позиций. Это позволит лучше освоить гриф. Так же надо уметь играть мелодию с любого места. Это особенно важно при ансамблевой игре. Так как можно ошибиться и сбить общую игру. А умение вступить в нужном месте после ошибки — обязательный навык.

Для удобства хорошо выучить последовательность не только ступеней в гамме, но и последование терций. Это септаккорды первой и второй ступеней. Они покрывают весь звукоряд. Терция и секунда — основные интервалы большинства мелодий. Так что — это основа теории. Можно так же выучить и трезвучия каждой ступени. Например, в натуральном ладу три мажорных, три минорных и одно уменьшенное трезвучие. А можно просто запомнить терции на каждой ступени. Или все вместе.

Заключение

Знать надо немного. Интервалы и их обращения. Последование интервалов в ладу (мажор, минор). Для начала секунд и терций.

Необходимо знать, где располагаются унисоны соседних струн. Унисоны надо знать не только к открытым струнам, но к любому положению пальца на струне. При этом учитывается музыкальный интервал между соседними струнами.

Необходимо знать, как располагаются октавы к любому положению пальца на струне.

От этих точек, зная мелкие интервалы, строить в обе стороны любые большие интервалы мелодии и аккордов.

Также в ходе тренировки необходимо всегда помнить, где находится основной тон (тоника). Он является ориентиром всех построений. При отсутствии понимания, что такое лад (не порожек на гитаре, а теория), можно ориентироваться на первую ноту мелодии.

shkolazhizni.ru

Скрипка. Что надо знать начинающему музыканту? | Обучение

Преподаватели советуют приступать к этой нелегкой задаче в раннем детстве. Для малышей четырех лет найдется инструмент по размеру их крошечных ручек. Стоит разъяснить, что полный комплект для занятий состоит из самой скрипки, смычка (он представляет собой деревянную трость, на которую натянут конский волос), мостика или подушечки, которые служат для удобства музыканта и, желательно, футляра.

Для начала нужно выбрать преподавателя или музыкальную школу с отделением скрипки. Будет лучше, если их вам посоветует кто-нибудь из опытных в этом деле людей. Затем взять в аренду, а еще лучше приобрести собственный инструмент. С одной поправкой: покупка делается обычно в тот момент, когда вы достигли «своего» размера скрипки — перестали расти и вам уже не понадобятся большие габариты. Детям с их быстрым развитием приходится неоднократно менять скрипку. Многие учителя обладают небольшой коллекцией собственных инструментов от мала до велика, и с удовольствием дают их в пользование своим ученикам.

Главное очень бережно обращаться со скрипкой, так как материал ее не настолько прочен, чтобы стерпеть истязания. Стоит купить хороший футляр — его можно найти в любом музыкальном магазине или в Интернете (разделы объявлений, работающие по системе «Из рук в руки»). Второй вариант обойдется вам дешевле — как уже говорилось, дети быстро вырастают из своих инструментов, и, даже несмотря на то, что футляр способен вмещать в себя несколько разных размеров, его рано или поздно приходиться менять.

Дома стоит тоже заботиться о состоянии своей скрипки. Я не имею в виду повреждения физического характера, преподаватели обычно говорят, что такое вообще не должно допускаться. Главное, правильно выбрать место хранения — это должно быть место с нормальной комнатной температурой, подальше от окна, зимой и от батареи — хранение здесь может привести к деформации корпуса. Корпус может рассохнуться, а это уже тянет за собой ряд серьезных проблем.

Позаботьтесь о том, чтобы футляр с инструментом не хранился на проходе. И подальше от маленьких детей, от их желания сделать из скрипки игрушку. Стоит сразу объяснить ребенку, что перед ним очень хрупкий предмет, к которому нужно относиться с любовью. Существует еще одна проблема, связанная с хранением, — это вредные насекомые-клещи, которые занимаются поеданием конского волоса на смычке! Для этого неплохо положить внутрь футляра гвоздику.

Есть несколько негласных правил скрипачей: перед игрой следует наканифолить смычок. Это означает нанести канифоль (стекловидную смолу желто-красного цвета) на конский волос, на внешнюю его сторону — на ту, которая будет соприкасаться со струнами. Саму скрипку систематически надо протирать в том месте, куда оседает пыль от канифоли. Если этого не делать, то сначала в том месте появятся белые липкие смолянистые пятна, а со временем они превратятся в черные грязевые разводы. И снимите все кольца с пальцев, прежде чем взять скрипку в руки, — они может помешать. По окончании игры не забывайте расслаблять смычок так, чтобы конский волос немного провисал. Это избавит вас от возможных поломок.

Ознакомившись с этими правилами, можно приступать к занятиям. Какой бы ни был возраст, начинать придется с самых простых песенок. Обычно их выбирают из соответствующих сборников, или — для интереса детишек — родителей просят завести музыкальную тетрадь или альбом, расчерченные нотными строками, где ноты будут появляться наряду с иллюстрациями, нарисованными ребенком.

Во время игры всегда помните о том, что плечи, шея, руки и ноги должны быть расслаблены. Только так возможно получить хороший результат. Всегда следите за траекторией смычка — он должен скользить перпендикулярно струнам и не сползать на гриф — это условие хорошего звучания. Хочу заметить, что на первых занятиях вам придется играть пиццикато — вместо смычка щипать струны пальцами. Старайтесь точно следовать советам и наставлениям преподавателя, играя дома, потому что хуже всего заниматься заучиванием неправильных вещей — от них порой очень сложно бывает потом избавиться.

Если вы серьезно настроены, то надо уделять внимание занятиям не только в классе, но и дома. Для вашего удобства можно приобрести некоторые аксессуары. В силу того, что скрипку достаточно часто приходится настраивать, — так как меняется сила натяжения струн — вы должны ясно слышать, как звучит нота Ля, от которой настраиваются все остальные струны. Если совершенным слухом вы не обладаете, хотя это большой минус в игре на скрипке, так как здесь нет ладов, то советую приобрести камертон. Если вас оставило чувство ритма, то тут метроном вам помощник — он будет настойчиво отбивать заданный счет, на концертах его заменяет аккомпанемент фортепьяно. Также вам понадобится пюпитр — на него удобно ставить ноты, его плюс в том, что он настраивается под любой рост.

Также следует более внимательно относиться к самому себе, не советую активно заниматься волейболом и баскетболом — пальцы нужно беречь.

Скрипка считается одним из самых сложных инструментов для обучения. Но упорный труд, который в музыкальной школе обычно занимает лет семь, явно стоит результата.

Удивительная музыка, которая льется из-под смычка, — самая высокая награда. Хочу пожелать удачи тем, кто решит выбрать этот путь!

shkolazhizni.ru


Смотрите также