На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио. Сольфеджио лад


теория по сольфеджио

Лад, гамма, тональность.

В музыке звуки находятся между собой в определённом соотношении. Взаимоотношение звуков по высоте называется ладом. В ладу семь ступеней. Лад придаёт музыке определённый характер.

Некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных. Их принято называть устойчивыми. Это первая, третья и пятая ступени. Один из звуков выделяется больше. Он называется тоникой (первая ступень).

Другие звуки называются неустойчивыми. Им свойственно состояние тяготения к устойчивым, они находятся от них на расстоянии секунды. Переход неустойчивых ступеней к устойчивым называется разрешением. Например: II – I; IV – III; VI – V; VII - I ст., но может II – III; IV - V ст.

Расположение звуков лада в порядке высоты называется гаммой.

В классической музыке наибольшее распространение получили мажорный и минорный лады.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие (б3+м3). Расстояние между ступенями Т,Т,1/2, Т,Т,Т,1/2. Мажор бывает гармоническим – VI низкая ступень. Она придаёт ладу характер минорной окраски, в гармонии появляется мин. субдоминанта. Между VI,VII ступ. – ув.2

Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие (м3+б3) Строение Т,1/2,Т,Т,1/2,Т,Т. Широкое применение получили гармонический минор - VII#ст. и мелодический минор - VI#,VII #ст., в обратном движении натуральный.

Высота, на которой расположен лад, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и лада. Например: ЛЯ МАЖОР.

Тональности, мажорная и минорная, с одинаковым звукорядом их натуральных ладов, с одинаковыми ключевыми знаками называются параллельными. Их тоники находятся на расстоянии м3. Например: СОЛЬ МАЖОР – МИ МИНОР, ДО-ДИЕЗ МИНОР – МИ МАЖОР.

Тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные лады называются одноимённые. Например: РЕ МАЖОР – РЕ МИНОР.

Энгармонически равными являются тональности одинаковой высоты, но различного названия. Например: ми-бемоль мажор и ре-диез мажор.

Из числа употребляющихся в музыке энгармонически равны: си = до-бемоль мажору, фа-диез = соль-бемоль мажору, до-диез = ре-бемоль мажору и их параллельные. Ключевые знаки их в сумме составляют 12 знаков.

Родственные тональности – тональности, трезвучия которых находятся на ступенях данной тональности натуральных и гармонических видов ИЛИ большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством общих звуков. Начальная тональность называется главной, другие – побочными. Каждая тональность имеет 6 родственных. Это – параллельная, субдоминанта и её параллель, доминанта и её параллель. В мажоре – гарм. субдоминанта, в миноре – гарм. доминанта. Например: соль маж. – ми мин., до маж., ля мин., ре маж., си мин., до мин.

Кроме слоговых названий тональностей употребляется способ буквенного обозначения. Он основан на латинском алфавите. А-Ля, Н-Си, С-До, D-Ре, Е-Ми, F-Фа,G -Соль. Для диеза прибавляется слог IS , бемоля - ES. Исключения: В - Си-бемоль, ЕS – Ми-бемоль, АS –Ля-бемоль. Мажор обозначается DUR , минор - MOLL . Например: ЛЯ МАЖОР – А DUR , РЕ МИНОР – D MOLL.

Порядок расположения тональностей по возрастанию ключевых знаков называется квинтовым кругом, так как они располагаются по квинтам от тональностей без знаков – ДО МАЖОР И ЛЯ МИНОР. Диезные вверх, бемольные вниз.

Мажорные диезные – соль, ре, ля, ми, си, фа#, до#.

Минорные диезные – ми, си, фа#, до#, соль#, ре#, ля#.

Мажорные бемольные – фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль.

Минорные бемольные – ре, соль, до, фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль.

Интервалы.

Сочетание двух звуков называется интервалом.Звуки, взятые последовательно, называютсямелодическиминтервалом, одновременно –гармоническим.

Нижний звук интервала называется основанием, верхний –вершиной.

Интервалы, которые образуются в пределах октавы, называются простыми. Если больше октавы –составные.Простых интервалов восемь. Их названия зависят от количества ступеней, входящих в интервал. Названия применяются на латинском языке в виде порядковых числительных –1-прима,2-секунда,3-терция,4-кварта, 5-квинта,6-секста,7-септима,8-октава.

Интервалы, звучащие резко, называются диссонансами (к ним относятся секунда, септима, тритоны), мягко –консонансами(совершенные – прима, квинта, октава; несовершенные - терции, сексты, кварта).

Каждый интервал определяется двумя величинами:

Количественная– это количество ступеней, обозначается цифрой.

Качественная– это количество тонов и полутонов. Обозначается словами – малый, большой, чистый, увеличенный, уменьшённый.

Обращение– это перенос нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. При этом обращаются: чистые в чистые, большие в малые, малые в большие, увеличенные в уменьшённые. Прима в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту и наоборот. Пример № 1а

Интервал можно построить не только от звука, но и в тональности. Тогда каждый звук интервала будет соответствовать ступени в ладу. Если в интервале две устойчивые ступени – интервал называется устойчивым.Если оба звука или хотя бы один – неустойчивые ступени, то этонеустойчивый интервал. Его можно разрешить.Разрешение – это переход неустойчивых ступеней интервала в устойчивые.

Энгармонически равными интервалами называются интервалы, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. В практике наиболее употребляемыми являются тритоны и характерные интервалы. Пример № 2.

Тритоны – диссонирующие интервалы, состоящие из трёх тонов. К ним относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

УВ4 – строится наIVст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в сексту наIIIст. В мажоре малую, в миноре – в большую. Так же строится наVIст.минора натурального иVIЬ ст. гармонич. мажора. Разрешается в сексту наVст., в мажоре – большую, в миноре – малую.

УМ5– строится наVIIст. мажора иVII# ст. гармонич. минора. Разрешается в терцию наIст. В мажоре – большую, в миноре – малую. Так же строится наIIст. натурального минора и гармонич. мажора. Разрешается в терцию наIIIст., в мажоре – малую, в миноре –большую.

Характерные интервалы – интервалы, которые характерны только для гармонических ладов. Это увеличенная секунда (ув.2), уменьшённая септима (ум.7), увеличенная квинта (ув.5) и уменьшённая кварта (ум.4).

УВ2 – включает 1 ½ тона, энгармонически равна м3. Строится наVIст. гарм. минора иVIЬ ст. гарм. мажора. Разрешается в ч4 наVст.

УМ7 - включает 4 ½ тона, энгармонически равна б6. Строится наVII# ст. гарм. минора иVIIст. гарм. мажора. Разрешается в ч5 наIст.

Ув5- включает 4 тона, энгармонически равна м6. Строится наIIIст. гарм. минора иVIЬ ст. гарм. мажора. Разрешается одним звуком в б6 наIIIст.в миноре и наVст. в мажоре.

Ум4- включает 2 тона, энгармонически равна б3. Строится наVII# ст. гарм. минора иIIIст. гарм. мажора. Разрешается одним звуком в м3 наIст. в миноре и наIIIст. в мажоре.

АККОРДЫ.

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ, ОБРАЩЕНИЯ.

Аккорд – одновременное сочетание трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Каждый звук в трезвучии имеет своё название. Оно зависит от положения к основному тону. Такнижнийназываетсяоснованиемили примой,средний –терцией,верхний–квинтой.

Вид трезвучия зависит от того, какие терции входят в образование трезвучия и каков их порядок расположения. Всего 4 вида:Мажорное состоит б3 + м3, минорноем3 + б3,уменьшённоем3 + м3,увеличенное б3 + б3.

Обращение – это перенос , изменение аккорда, когда нижним звуком становится терция или квинта трезвучия. Всего 2 обращения:

1.Секстаккорд . Состоит из 3 + 4, крайние звуки – секста. Мажорный секстаккорд (Б6) – м3 + ч4 (м6). Минорный (М6) – б3 + ч4 (б6).

2.Квартсекстаккорд.Состоит из 4 + 3, крайние звуки – секста. Б6/4 – ч4 + б3 (б6), М6/4 – ч4 + м3 (м6).

Уменьшённое трезвучиестроится наVIIст. натур. мажора и гарм. минора и наIIст. натур. минора и гарм. мажора. Состоит из м3 + м3, крайние звуки составляют ум5. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с удвоением любого тона.

Увеличенное трезвучиесостоит из б3 + б3, крайние звуки – ув5. Строится наIIIст. гарм. минора иVIст. гарм. мажора. Разрешается одним звуком: в миноре – верхним в секстаккорд наIIIст., в мажоре – нижним в квартсекстаккорд наVст.

Главными трезвучиями лада называются трезвучия, расположенные на главных ступенях лада. НаIст. – ТОНИЧЕСКОЕ (покой), наIVст. – СУБДОМИНАНТОВОЕ (относительный покой), наVст. –ДОМИНАНТОВОЕ(напряжение). Их обращения строятся:

Т5/3 - IS5/3 -IVD5/3 –VT6 -IIIS6 –VID6 -VIIT6/4 –VS6/4 –ID6/4 -II

В миноре доминанта всегда мажорная, так как усиливается тяготение высокой седьмой ступени к Т. В мажоре встречается минорная субдоминанта.

Cептаккорд –аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. В музыке известны семь видов. Их названия определяет вид трезвучия, входящего в него и септима – крайние звуки. Например – большой мажорный, малый минорный.

Самым распространённым является малый мажорный септаккорд. Так как он строится на Vступ., называетсядоминантовый септаккорд (Д7). Встречается в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Включает в себяV,VII,II,IVст. Состоит из б3 + м3 + м3 или мажорное трезвучие + м3, крайние звуки – м7. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

Имеет три обращения:

  1. Квинтсекстаккорд. Д6/5.ВключаетVII,II,IV,Vст. Состоит из м3 + м3 + б2. Строится наVIIст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой.

  2. Терцквартаккорд. Д4/3. ВключаетII,IV,V,VIIст. Состоит из м3 + б2 + б3. Строится наIIст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в полное тоническое трезвучие.

  3. Секундаккорд. Д2.ВключаетIV,V,VII,IIст. Состоит из б2 + б3 + м3. Строится наIVст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой.

Вводными септаккордаминазываются аккорды, которые строятся наVIIступени и содержат только неустойчивые ступени -VII,II,IV,VI, звучат очень напряжённо.

Существуют 2 вида вводных септаккордов:

1.Уменьшенный –строится только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Состоит из м3 +м3 + м3 или ум 5/3,крайние звуки – УМ 7. Разрешается в Т 5/3 с удвоенным терцовым тоном.

2.Малый– звучит более светло, потому что встречается только в натуральном мажоре. Состоит из м3 + м3 + б3 или ум5/3, крайние звуки – м7. Разрешается так же.

РИТМ, МЕТР

Музыка является временнымискусством, поэтому важную роль играет метроритм.

Метр– это чередование сильных (выделяются акцентом) и слабых долей (доли – это ровные шаги в музыке). Бывает двудольным и трёхдольным. Выражается вразмере – цифры в виде дроби, стоит в начале произведения при ключе. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, нижняя – какими длительностями выражены эти доли.

ПРОСТЫЕ – размеры, в которых одна сильная доля - 2/4, ¾,3/8, СЛОЖНЫЕ – состоят из нескольких одинаковых простых размеров - 4/4, 6/8, 9/8, СОСТАВНЫЕ – состоят из нескольких неодинаковых простых размеров - 7/4, 5/8.

Такт –расстояние от одной сильной доли до другой, разделяются тактовой чертой. Если произведение начинается со слабой доли – этоЗАТАКТи с последним тактом он составляет целый такт.

Ритм– это чередование различных длительностей.Длительность вмузыке – это продолжительность звука. Основные – целая, половинная, четвертная и восьмая. Могут объединяться в различные виды, например:

ПУНКТИРНЫЙ РИТМ– ритм с точкой.

СИНКОПА– смещение акцента с сильной доли на более слабую. Бывает внутритактовая и междутактовая.

Помимо основного деления существует особое деление длительностей:

ТРИОЛИ– деление основной длительности на три части вместо двух.

КВИНТОЛЬ - деление основной длительности на пять частей вместо четырёх.

СЕКСТОЛЬ - деление основной длительности на шесть частей вместо четырёх.

СЕПТОЛЬ - деление основной длительности на семь частей вместо четырёх.

ДУОЛЬ - деление основной длительности с точкой на две части.

КВАРТОЛЬ - деление основной длительности с точкой на четыре части.

ПАУЗА – знак молчания, по длительности называется так же – восьмая, четвертная, половинная и т.д. Написать!!!

Для удобства принято ГРУППИРОВАТЬ длительности. В такте групп должно быть столько, сколько в такте долей, то есть, длительность каждой группы равнялась доле.

Темп –это скорость исполнения произведения. Так же сильное выразительное средство, как и метроритм. Для определения темпов применяются в основном итальянские обозначения. Темпы подразделяются на три группы:

Медленные Умеренные Быстрые

LARGO MODERATO ALLEGRO LENTO ANDANTE VIVO ADAGIO SOSTENUTO PRESTO

Прибор для определения точного темпа – метроном – появился в 1816 году, изобретатель Мельцель.

Звук. Нота. Знаки альтерации. Знаки сокращения нотного письма.

Звук– это физическое явление, которое возникает в результате колебания упругого тела. Это струна, воздушный столб, голосовые связки.

Наш слух различает звуки музыкальные (обладают свойствами высоты, длительности, громкости, тембра ) и шумовые (треск, скрип, стук, шорох).

Звуки, одинаковые по высоте, но различные по названию и обозначению называются энгармонически равными.

Кроме слоговых названий тональностей употребляется способ буквенного обозначения. Он основан на латинском алфавите. А-Ля, Н-Си, С-До, D-Ре, Е-Ми, F-Фа,G -Соль. Для диеза прибавляется слог IS , бемоля - ES. Исключения: В - Си-бемоль, ЕS – Ми-бемоль, АS –Ля-бемоль.

Нота – это знак, обозначающий высоту звука. Представляет собой кружок пустой или затушёванный. Для обозначения длительности прибавляется штиль – вертикальные палочки, а также хвосты и рёбра. Ноты пишутся на нотном стане – на линиях и между ними.

Повышение и понижение основных ступеней называется альтерация. Знаков альтерации пять – диез, бемоль, бекар, дубль-диез, дубль-бемоль. Ставятся перед нотами. Знаки альтерации, выставляемые при ключе, называются ключевыми, а при нотах – случайными.

Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:

  1. Знак переноса на октаву ниже или выше, во избежании множества дополнительных линеек.

  2. Реприза – знак повторения. Если при повторении изменяется окончание, то ставятся вольты – квадратные скобки.

  3. Если в произведении три части, а третья часть является точным повторением, то пишут Dacapoalfine.

  4. При повторении одного или нескольких тактов ставят знак , мелодической фигуры , повторяющийся звук , тремоло

studfiles.net

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Правила по сольфеджио

1 класс

Скрипичный ключ или ключ «соль», в котором живут высокие звуки.

Басовый ключ или ключ «фа», в котором живут низкие звуки.

Лад - настроение в музыке.

Мажор - светлый, веселый лад.

Минор - темный, грустный лад.

Тональность - это высота лада. Тоника + лад = тональность.

Гамма - звуки лада, расположенные по порядку от тоники до тоники,

Тоника - самая устойчивая, самая главная ступень лада, 1 ступень.

Такт – расстояние от одной сильной доли до другой.

Метр - пульс музыки, он делит ее сильные и слабые доли,

Ритм - сочетание длинных и коротких звуков.

Длительности нот:

Целая Половинная Четвертная

Восьмая Шестнадцатая

Если звуки стали в ряд, получился звукоряд.

Размер - цифры, стоящие после скрипичного ключа, где верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, нижняя - длительности этих долей.

Пауза - знак молчания:

Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П

Полутон - самое близкое расстояние между двумя звуками.

Тон - это два полутона вместе.

Альтерация - повышение или понижение звуков.

Знаки альтерации:

Диез, знак повышения звука на полтона.

Бемоль, знак понижения звука на полтона.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Виды ступеней:

Устойчивые ступени I, IП, V

Неустойчивые ступени - II, IV, VI, VII

Главные ступени -1, IV, V

Вводные ступени - II ,VII

Переход неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением:

Опевание - это окружение устойчивой ступени неустойчивой.

Опевание бывает снизу и сверху:

Тетрахорд - четыре звука гаммы. Гамма делится на два тетрахорда: нижний

и верхнии:

Затакт - если мелодия начинается со слабой доли.

Аккорд - одновременное сочетание трех или более звуков.

Трезвучие - это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных через ноту.

Тоническое трезвучие Т53 - строится на I ступени.

Субдоминантовое трезвучие S53 - строится на IV ступени.

Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.

Динамика - сила звучания в музыке

Динамические оттенки:

рр - очень тихо

р - тихо

тр - не очень тихо

mf - не очень громко

f- громко

ff- очень громко

Темп - скорость звучания музыки. Темпы бывают медленные, средние, быстрые.

Транспонированне или транспозиция - это перенос мелодии в другую тональность.

2 класс

Строение минорной гаммы: Т - П - Т - Т - П - Т - Т

Минор бывает трех видов:

Натуральный, где стоят только ключевые знаки.

Гармонический - в котором повышается VII ступень.

Мелодический - при движении вверх повышаются VI,VII ступени, при движении вниз - натуральный минор.

Параллельные тональности - это тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Чтобы найти параллельный минор, надо спуститься вниз на 3 ступени, чтобы найти параллельный минор, надо подняться вверх на три ступени. (Например: До мажор-ля минор).

Сложный размер – это размер, состоящий из двух простых однородных размеров. Например: 4/4 =2/4+2/4; 6/8 =3/8+3/8

Интервал - расстояние между двумя звуками. Нижний звук называется основание, верхний - вершина. Чтобы построить интервал, нужно знать две его величины: тоновую и ступеневую.

Тоновая показывает количество тонов и влияет на звучание. Ступеневая показывает количество ступеней и дает интервалу название. Простые интервалы - это интервалы, не шире восьми звуков. Интервалы бывают большими, малыми, чистыми, увеличенными и уменьшенными.

Название интервала

Обозначение

Количество тонов

Количество ступеней

Чистая прима

ч 1

0

1

Малая секунда

м 2

0,5

2

Большая секунда

б 2

1

2

Малая терция

м 3

1,5

3

Большая терция

б з

2

3

Чистая кварта

ч 4

2,5

4

Чистая квинта

ч 5

3,5

5

Малая секста

м 6

4

6

Большая секста

б б

4,5

6

Малая септима

м 7

5

7

Большая септима

б 7

5,5

7

Чистая октава

ч 8

6

8

Песенки ступеней:

Андрей-воробей Дин-дон дин-дон Светлый день Ночь темна

Не гоняй воробей Загорелся отчий дом.

Вперед, вперед Вопрос-ответ В лесу родилась Стремлюсь вверх

Труба зовет елочка

Консонансы и диссонансы

Консонансы - это интервалы, которые звучат мягко, приятно, благозвучно.

Совершенные - все чистые интервалы: ч1 ч4, ч5, ч8 (лад не слышен).

Несовершенные - м3, б3, м6, б6 (лад слышен).

Диссонансы - это интервалы, звучащие резко, неприятно.

К ним относятся м2, б2, м7, б7.

Мотив - наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение (объем обычно 1 такт).

Фраза - более крупные части мелодии, обычно состоящие из 2 мотивов.

Секвенция - восходящее или нисходящее перемещение какого-либо мелодического построения. Секвенция состоит из звеньев. Первое звено называется мотивом. Интервал, на который перемещается секвенция называется шагом.

Диатоническая или тональная секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются в одной тональности.

Устойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав Т53.

Неустойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав Т53.

Ладовое разрешение интервалов - это переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые звуки лада

Импровизация - сиюминутное воспроизведение музыки, ощущаемое внутренним слухом.

Гармонизация - подбор аккордов к мелодии.

Аккомпанемент - сопровождение мелодии.

3 класс

Обращение интервалов - это перенесение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные и наоборот. Сумма обращаемых интервалов равна 9.

8__________1

7__________2

6__________3

5__________4

Трезвучия с обращениями:

Каждый звук в трезвучии имеет свое название: нижний - прима, средний - терция, верхний - квинта.

Обращение трезвучия - это перенесение примы или терции на октаву вверх или вниз. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.

Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64, S64, Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние звуки образуют сексту.

Таблица аккордов

т

I

II

III

IV

V

VI

VII

Т5З

Д64

Т6

S53

Т64

S6

Д6

S64

Д53

К64

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) - это Т64, расположенный между S53 и Д5з в заключительном гармоническом обороте. Такой оборот называется каденцией.

Трезвучия с обращениями от звука:

Б53 (большое или мажорное трезвучие), М53 (малое или минорное трезвучие)

Б53=б3+ м3 М53= м3+б3

Б6= м3+ч4 М6=б3+ч4

Б64= ч4+б3 М64= ч4+м3

Переменный лад - лад, в котором сочетаются две тоники. Часто это тоники параллельных тональностей.

Одноименные тональности – это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные ключевые знаки. (Например: До мажор и до минор).

Период - наименьшая музыкальная форма, в которой излагается одна музыкальная мысль. Период делится на предложения, те в свою очередь на фразы и мотивы. Три вида периода:

1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и неквадратный (если

другое количество тактов).

2. Повторного и неповторного строения (если предложения повторяются или совершенно разные).

3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий (если начинается в одной, à заканчивается в другой тональности).

4 класс

Тритоны - это интервалы, которые содержат три тона. К ним относятся: ув.4 и ум.5. Тритоны строятся в натуральном и гармоническом ладах мажора и минора.

У в. 4 строится на IV, VI ступенях;

Ум. 5 строится на II, VII ступенях.

Так как тритоны строятся на неустойчивых ступенях и являются диссонансами, эти интервалы разрешаются: увеличенные при разрешении увеличиваются, уменьшенные - уменьшаются.

Септаккорд - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантовый септаккорд (Д 7) - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Называется доминантовым, так как строится на V ступени, которая называется доминантой. Называется септаккордом, так как крайние звуки образуют интервал септиму.

Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с утроенной тоникой.

Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима, терция, квинта, септима.

Обращение септаккорда - это перенесение примы, терции или квинты на октаву вверх или вниз.

Д7 имеет три обращения:

1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д 65) - строится на VII ступени, разрешается в Т53 с удвоенной тоникой.

2. Доминантовый терцквартаккорд (Д 4 з) - строится на II ступени, разрешается в полное развернутое Т53.

3. Доминантовый секундаккорд (Д 2) - строится на IV ступени, разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.

Пунктирный ритм: длинный пунктир

короткий пунктир

Синкопа - это перемещение сильной доли на слабую. Бывает внутритактовая:

__________________ _________________

И междутактовая:

__________________ _________________

Встречаются синкопы, где вместо ожидаемого акцента на сильной доле возникает пауза:

_______________________________________________________

Триоль. Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль:

________________________________________________________________________

5 класс

Квинтовый круг тональностей - это система тональностей, расположенных по кварто - квинтовому кругу. Таким образом диезные мажорные тональности расположены вверх по ч 5, бемольные тональности расположены вверх по ч4.

Буквенное обозначение звуков и тональностей:

С (Це) – До, D (Дэ)- Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – фа, G (гэ) – соль, А (а) – ля, В (бэ) – Си.В некоторых нотах можно встретить обозначение ноты си буквой Н (ха), в таком случае буква В обозначает Си-бемоль.

Is- диез, Es -бемольDur – мажор, Moll – минор

Каденция - заключение музыкальней мысли.

1. Автентическая - если звучит полная каденция, то есть Т53 на сильной доле такта, в мелодии звучит прима аккорда, перед Т53 звучит Д53.

2. Плагальная - если в каденции перед Т53 звучит S53.

9 основных видов септаккордов:

Название септаккорда зависит от интервала, который образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.

1. Большой мажорный

2. Большой минорный

3. Большой увеличенный

4. Большой уменьшенный

5. Малый минорный

6. Малый мажорный

7.Малый Уменьшенный

8. Малый Увеличенный

9. Дважды уменьшенный или полууменьшенный.

Смена различных аккордов, звучащих на фоне длительно удерживаемого басового звука, который называется органным пунктом.

Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди – такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.

Альтерация - повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений:

При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:

В мажоре могут быть II II IV VI

В миноре могут быть II II ÌV VI

«Хром» - окраска звука.

Хроматизм — повышение или понижение ступеней, вызывающие новые тяготения. Хроматизм наз. вспомогательным, если появляется между одинаковыми по высоте соседними звуками:

и проходящим, если расположен между разными по высоте соседними звуками:

Отклонение - это переход из одной тональности в другую без каданцевого заключения, а затем возврат в исходную тональность.

Модуляция - переход из одной тональности в другую. Переход происходит через Д 7 и его обращения новой тональности. Такой аккорд называется модулирующим.

6 класс

Гармонический мажор - это мажор с пониженной VI ступенью

Характерные интервалы - это интервалы, характерные для гармонических ладов мажора и минора. К ним относятся: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4.

Ув.2

Ум. 7

Ув. 5

Ум. 4

Мажор гарм.

VI

VII

VI

III

Минор гарм.

VI

VII

III

VII

Уменьшенное трезвучие (Ум.53) строится на VII ст. мажора и гарм. минора;

на II ст. минора и гарм. мажора, разрешается в м3. Ум53 = м3 + м3

Увеличенное трезвучие (Ув. 53) строится на VI ст. гарм. мажора,

разрешается в Т64; Строится на III ст. гарм. минора, разрешается в Т6. Ув5з = бз + б3

Малый вводный септаккорд (MVII7) - это септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажора. MVII7 = м3 + м3 + б3

Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Д65 в Т53

Уменьшенный вводный септаккорд (Ум VII7) - септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора и минора. Ум VII7 = м3 + м3 + м3

Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Дб5 в Т53.

Малый минорный септаккорд (SII7) - септаккорд, построенный на II ступени натурального мажора. SII7 = м3 + б3 + м3

Разрешается через Д43 в Т53

Состав малого мажорного септаккорда с обращениями от звука:

Д 7 = б3+ М3+ М3

Д65 = М3+ М3+ б2

Д43 = Мз+ б2+б3

Д2 = б2+ бз+ м3

Составные интервалы - это интервалы шире октавы.

Нона обозначается цифрой 9 = октава + секунда

Децима 10 = октава + терция

Ундецима 11 = октава + кварта

Дуодецима 12 = октава + квинта

Терцдецима 13 = октава + секста

Квартдецима 14 = октава + септима

Квинтдецима 15 = октава + октава

Интервалы шире 15 звуков специальных названий не имеют.

Переменный размер - размер, который меняется в музыкальном произведении или в какой-либо его части. В нотной записи выражается чередованием тактов различных размеров.

7 класс

Родственные тональности - тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.

Родственные тональности или тональности I степени родства отличаются друг от друга на 1 ключевой знак.

Для мажора родственными будут:

тональность Т53 и ее параллельная, S 5з и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, s 53 (мин.). Т53 этих тональностей можно расположить на ступенях первоначальной тональности - II, III, IV, V, VI.

Для С - Dm, Em, F, Fm, G, Am.

Для минора родственными будут:

Тональность T 53 и ее параллельная, тональность S 53 и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, и d 53 (мин.). Это тональности III, IV, V, VI, VII ст.

Для Am - С, Dm, Em, Е, F, G.

Лады народной музыки - это особые натуральные лады, встречающиеся в музыке разных народов. Названия которых заимствованы из греческой музыкальной терминологии.

Мажорные лады:

ионийский - лад, полностью совпадающий с натуральным мажором;

лидийский - мажор с повышенной 4 ступенью;

миксолидийский - мажор с пониженной VII ступенью.

Ионийский Лидийский Миксолидийский

Минорные лады:

Эолийский, полностью совпадающий с натуральным минором;

Фригийский - минор с пониженной II ступенью;

Дорийский - минор с повышенной VI ступенью.

Эолийский Фригийский Дорийский

Пентатоника - пятиступенный лад, в котором нет полутонов. Характерен для народов Китая. В мажорной пентатонике отсутствуют IV, VII ступени.

В минорной пентатонике отсутствуют II, VI ступени.

Энгармонически равные звуки - это звуки, одинаковые по звучанию, но разные по названию.

Энгармонически равные тональности - тональности, одинаковые по

звучанию, но разные по названию.

Пример: Ces - Н; Fis - Ges; Gis m - As m.

Энгармонически равные интервалы - это интервалы, одинаковые по

звучанию (по количеству тонов), но разные по названию (по количеству

ступеней). Каждому интервалу энгармонически равны, по меньшей мере, два других интервала:

Хроматическая гамма - это гамма, состоящая из диатонических и хроматических полутонов. В мажоре при движении вверх повышаются все ступени, кроме III, VI, а при движении вниз дублируются все кроме I, V.

В минорной хроматической гамме при движении вверх и вниз изменяются все, кроме I, V ст.

Смешанный размер - это размер, образованный слиянием простых неоднородных размеров. К числу смешанных размеров относятся пяти, семи, одиннадцати - дольные размеры.

5/4 = 2/4 + 3/4

5/8 = 2/8 + 3/8

7/4 = 3/4 + 4/4

Модулирующая секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются по родственным тональностям.

Хроматическая или транспонирующая секвенция – это секвенция, звенья которой перемещаются по «далеким» тональностям.

infourok.ru

Сольфеджио для начинающих

Основы теории музыки

Клавиатура фортепиано выглядит так:

Каждой клавише на фортепиано соответвует своя нота

Условное обозначение нот:

  • C – до
  • D – ре
  • E – ми
  • F – фа
  • G – соль
  • A – ля
  • H – си (иногда обозначают B)

Ступени и октавы

Звукоряд – это совокупность звуков в выбранной музыкальной системе

Ступень – это обозначаение звука звукоряде. Основных ступеней 7.

Каждая восьмая ступень сходна с той, которая взята в качестве первой. Поэтому она имеет такое же название. Расстояние между этими ступенями называют октавой (8 ступеней)

Октавы фортепиано

Для ясности при обозначении октав фортепиано октавой называют звуки музыкальной системы от До до Си включительно

На клавиатуре фортепиано 7 полных и 2 неполные октавы (Субконтроктава и Пятая октава)

Существуют следующие октавы, представленные в клавиатуре фортепиано (перечислены слева направо):

  1. Субконтроктава
  2. Контроктава
  3. Большая октава
  4. Малая октава
  5. Первая октава
  6. Вторая октава
  7. Третья октава
  8. Четвертая октава
  9. Пятая октава

Строй и знаки альтерации

Строй – это система, описывающая высоту каждого звука в отдельности и в соотношении его с другими.

В настоящее время общепринятым является двенадцатиступенный темперированный строй, который делит октавы на 12 равных частей - полутонов.

Таким образом:

  • В октаве 12 полутонов
  • Полутон является наименьшим расстоянием по высоте

На фортепиано полутоны образуются между звуками любых двух соседних клавиш (считая черные).

Между основными ступенями звукоряда имеются 2 полутона: ми-фа и си-до (так как между ними нет черных клавиш).

Целым тоном называют расстоние равное двум полутонам (между основными ступенями звукоряда их 5).

Производными ступенями называются ступени звукоряда, получаемые в результате повышения или понижения основной ступени.

Повышение или понижение ступени называется альтерацией.

Основные знаки альтерации:
  • диез () – повышение на полутон
  • бемоль () – понижение на полутон
  • бекар () – отмена действия любых вышеперечисленных знаков

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные.

Ключевые знаки альтерации выставляются рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.

Случайные знаки альтерации ставятся непосредственно перед нотой

Случайный знак действителен только для той октавы, в какой он поставлен и только до ближайшей тактовой черты (вертикальная черточка поперек нотного стана).

Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно.

Нижний звук интервала называется его основанием, верхний – его вершиной.

Интервал, звуки которого взяты последовательно, называется мелодическим.

Интервал, звуки которого взяты одновременно, называется гармоническим.

Величины интервалов

Ступеневой величиной интервала называется количество охватываемых их ступеней.

Их названия следующие:

  1. Прима (1)
  2. Секунда (2)
  3. Терция (3)
  4. Кварта (4)
  5. Квинта (5)
  6. Секста (6)
  7. Септима (7)
  8. Октава (8)

Тоновой величиной интервала называется количество заключенных в нем тонов или полутонов.

Определение тоновой величины интервала необходимо потому, что ступеневая величина определяет его лишь приблизительно (т.к. интервалы между основными ступенями звукоряда не все одинаковы по числу заключенных в них полутонов).

xn--d1abeilrfr3a3f.xn--80asehdb

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D6) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

music-education.ru

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

 

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1)    до-ре-до-си-до – опеваем до;

2)    ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3)    соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

music-education.ru

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Сольфеджио" ФГТ на тему "Переменный лад" (3 класс)

Конспект поурочного плана по предмету «Сольфеджио»

3 класс (5-летний курс обучения) ФГТ

преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»

Белобородова Виктория Викторовна

Тема: Переменный лад

Цель: закрепить с учащимися пение музыкальных примеров в переменном ладу

Задачи: 1. Образовательная:

Переменный лад – правило. Переменный лад – это лад, в котором 2 тоники: мажорная и минорная. Произведение может начаться в мажоре, а закончиться в параллельном миноре и наоборот. Например, № 319 (I ч.) В. Макаров «Молодой кузнец» начинается в тональности Ре мажор, а заканчивается в тональности си минор.

№ 319 переписать в тетрадь карандашом, простучать ритм и спеть с листа с тактированием.

Спеть гамму си минор (3 вида), в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3, t6, t6/4.

Игра на ф-но: t5/3, t6, t6/4 в тональности си минор.

Спеть диктант № 46 с тактированием наизусть.

№ 203 (I ч.) – простучать ритмическое упражнение, с использованием группы шестнадцатых и четверть с точкой.

№ 41 (II ч.) р.н.п. «За реченькой было» - петь 1 и 2 голос с тактированием.

Слуховой анализ: м.6 – б.2 – ч.4 – м.3 – м.2 – ч.5 – б.6 – ч.8 – б.3

Песенки про интервалы.

Анализ на слух: П. Чайковский «Болезнь куклы» - определить лад, размер, динамические оттенки, ритмические особенности.

2.Воспитательная: осознанное отношение у учащихся к интонации музыкальных примеров.

3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.

Оборудование: доска, мелки, фортепиано.

Список литературы и средств обучения

Учебная и методическая литература

  1. И.А. Лазарева, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.

  2. Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 1 : Одноголосие. - М.: «Музыка», 1980.

  3. Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 2 : Двухголосие. – М.: «Музыка», 2006.

  4. И. Способин Элементарная теория музыки. – М.: Кифара, 1998.

  5. О. Лежнева Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1-8 кл. ДМШ и ДШИ. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  6. П. Чайковский. Детский альбом. Для ф-но. – М.: «Музыка», 1988.

Перечень учебно-методических материалов

1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособие по ступеням.

2.Карточки музыкальных обозначений: t5/3, t6, t6/4, интервалы.

Ход урока

Вокально-интонационные навыки

1. Спеть гамму си минор (3 вида), в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3, t6, t6/4.

2. Спеть диктант № 46 наизусть с тактированием:

.

3.Песенки про интервалы.

Теоретические сведения

1.Переменный лад – правило.

Переменный лад – это лад, в котором 2 тоники: мажорная и минорная. Произведение может начаться в мажоре, а закончиться в параллельном миноре и наоборот. Например, № 319 (I ч.) В. Макаров «Молодой кузнец» начинается в тональности Ре мажор, а заканчивается в тональности си минор.

2.№ 319 переписать в тетрадь.

3. Игра на ф-но: t5/3, t6, t6/4 в тональности си минор.

Сольфеджирование и пение с листа

№ 41 (II ч.) р.н.п. «За реченькой было» - петь 1 и 2 голос с тактированием.

№ 319 (I ч.) – спеть с листа с тактированием.

Воспитание чувства метроритма

№ 319 (I ч.) - простучать ритм.

№ 203 (I ч.) – простучать ритмическое упражнение, с использованием группы шестнадцатых и четверть с точкой.

Слуховой анализ

1.Определить на слух: м.6 – б.2 – ч.4 – м.3 – м.2 – ч.5 – б.6 – ч.8 – б.3

2.Анализ на слух: П. Чайковский «Болезнь куклы» - определить лад, размер, динамические оттенки, ритмические особенности.

Д/з

1.№ 319 (I ч.) – петь по нотам с тактированием.

2. № 41 (II ч.) – петь 1 и 2 голос с тактированием.

3.Построить гамму ля минор (3 вида), вводные звуки, в ней t5/3, t6, t6/4.

infourok.ru