Современная подводная лодка: мощная и воздухонезависимая – не миф, а реальность. Субмарине лада

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Подводные лодки проекта 677 «Лада» — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ДЭПЛ проекта 677 «Лада» <th colspan="3" align="center"> Основные характеристики Размеры <th colspan="3" align="center">Силовая установка</th> </tr><tr> <td colspan="3"> ГЭУ с полным электродвижением: • ДГ с двигателями Д49[3]• ВНЭУ на ТЭ (в перспективе)</td> Вооружение <th colspan="3" align="center"> Категория на Викискладе</th>
Б-585 в Санкт-Петербурге
Тип корабля Многоцелевая ДЭПЛ
Обозначение проекта 677 «Лада»
Кодификация НАТО
«Lada»
Скорость (надводная) 10 узлов
Скорость (подводная) 21 (20[1]) узел
Рабочая глубина погружения 250 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 45 (30[1]) суток
Экипаж 35 (21[1]) человек
Водоизмещение надводное 1 765 (1 150) т [2]
Водоизмещение подводное н/д
Длина наибольшая (по КВЛ) 66,8 (58,8) м
Ширина корпуса наиб. 7,1 (5,65) м
Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм, 18 (16) торпед УСЭТ-80К, до 44 мин
Ракетное вооружение УВП на 10 ракет РК П-800 «Оникс» и/или «Калибр»
ПВО ПУ ПЗРК «Игла-1М», 6 ЗУР в ТПК
Подводные лодки проекта 677 «Лада»Подводные лодки проекта 677 «Лада» У этого термина существуют и другие значения, см. Лада.

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин. Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено[4], проект будет дорабатываться.

Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния». К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2753 дня].

История

Разработка технического проекта более недорогой, чем пр. 877, ДЭПЛ для внутренних морей (на замену устаревшим субмаринам Черноморского и Балтийского флотов) под шифром «Лада» была произведена в ЦКБ МТ «Рубин» при поддержке главкома Чернавина на рубеже 1980-х гг., однако после его рассмотрения в декабре 1990 года Военно-промышленная комиссия отказалась финансировать продолжение работ.[5]

Согласно планам модернизации российского подводного флота на 2008 год, ДЭПЛ проекта 677 «Лада» должны были стать одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение.[6] Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.[6]

По первоначальному проекту, для ВМФ России планировалась постройка 20 единиц.[7] Однако после неудач при испытаниях и доработке головной лодки проекта в 2011 году было принято решение о её переоборудовании и достройке уже заложенных трёх подводных лодок по изменённому проекту.[7]

В феврале 2012 года в СМИ говорилось, что ВМФ отказывается от проекта «Лада» — по словам главкома ВМФ России Высоцкого:

… заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же.
[8]

Однако чуть позже главком дополнил, что проект дорабатывается и будет принят на вооружение[9].

В итоге проект получит новую энергетическую установку и будет классифицироваться как неатомные подводные лодки[10].

В рамках ГПВ-2020 до 2020 года для ВМФ предполагается построить двадцать ДЭПЛ — шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка», а остальные четырнадцать, вследствие вышесказанного, скорее всего будут лодки доработанного проекта 677 «Лада».[11]

Предыдущий главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий остановил производство этих лодок из-за проблем с силовым агрегатом и акустическим комплексом. Последнюю проблему «Рубин» решил, отмечают эксперты, но силовой агрегат по-прежнему не выдает требуемой мощности. Тем не менее, новый главком вице-адмирал Виктор Чирков дал команду достраивать лодки. «Сроки сдачи кораблей станут ясны ближе к концу года», — сообщил источник на Адмиралтейских верфях. Он не исключил, что из-за предельной загрузки верфей, возможно, часть госпрограммы по неатомным лодкам перекинут на другие заводы. Скорее всего, на «Красное Сормово», вряд ли на северодвинский «Севмаш». Ему предстоит к 2020 году изготовить восемь атомных подводных ракетных крейсеров проекта 955 «Борей» и столько же многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень».[12]

13 февраля 2013 года гендиректор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин сообщил:

На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется. Все характеристики, заданные техзаданием ВМФ, в ходе государственных испытаний в основном подтверждены, за исключением скорости полного подводного хода. В настоящее время подлодка проекта 677 находится в главной базе Балтийского флота и готовится к переходу на Северный флот для завершения опытной эксплуатации.

Он отметил, что на лодке установлено более 130 образцов новейшего радиоэлектронного и корабельного оборудования. По его словам, на серийные подлодки будут установлены модернизированные двигатели, которые обеспечат необходимую мощность.[13]

9 июля 2013 года ОАО Адмиралтейские верфи возобновили строительство второй лодки серии, «Кронштадт». Новый контракт, заключенный с Министерством обороны РФ, предусматривает строительство корабля по корректированному техпроекту. Проектантом ПЛ проекта «Лада» — ЦКБ МТ «Рубин» — проведена большая работа по усовершенствованию подводной лодки и созданию модернизированных комплексов корабля. На втором заказе серии будут установлены модернизированные образцы оборудования — система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс. При строительстве «Кронштадта» будут учтены итоги опытной эксплуатации головного заказа.[14]

Как сообщил ТАСС 16 января 2016 года источник в главном командовании ВМФ России, вторая и третья подводные лодки «Кронштадт» и «Великие Луки» проекта 677 «Лада» будут переданы российскому флоту позднее ранее намеченного срока — в 2019 году. Источник подчеркнул, что вторая и третья подлодки серии строятся "с учетом всех замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной «Лады» («Санкт-Петербург» на Северном флоте). Что касается возможной установки на эти субмарины воздухонезависимой энергетической установки, то «необходимо дождаться результатов её морских испытаний».[15]

Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада» больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект «Калина». Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 «Лада» и на этом прекратить строительство. Все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Балтийского флота.[16] Однако, 21 января 2016 года официальный представитель ВМФ РФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало, заявил, что прекращение строительства серии ДЭПЛ проекта 677 «Лада» на сегодняшний день не рассматривается. «Этот вопрос (о прекращении строительства подлодок „Лада“) даже не оговаривался ни на уровне командования, ни на уровне промышленности. Еще две „Лады“ строятся и находятся на различных этапах. Исходя из опытовой эксплуатации первой „Лады“ — подводной лодки „Санкт-Петербург“, мы будем формировать потребность в этих лодках… То есть речь о прекращении строительства не шла», — цитирует «РИА Новости» И.Дыгало.[17]

18 марта 2016 года как сообщили официальный представитель ОСК и высокопоставленный представитель ВМФ для информагентства «РИА Новости»: «Две неатомные подводные лодки проекта 677 „Лада“ — „Кронштадт“ и „Великие Луки“ — будут переданы ВМФ 2018—2019 годах и это будут последние лодки этого проекта. Дальше начнется строительство лодок проекта „Калина“»[18]

27 июля 2016 года было объявлено об отсутствии окончательного решения о прекращении или продолжении строительства подлодок данного проекта[19].

Конструкция

ПЛ про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му. Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са. Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ограждение выдвижных устройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са.

По сравнению с «Варшавянкой» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 36 подводников, при этом автономность осталась без изменения — до 45 суток[20]. Лодки типа «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Scorpène», обладая при этом более мощным вооружением[20].

Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления «Литий».

Модификации

«Амур-950» — экспортная модификация проекта 677 «Лада» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способна произвести залп из десяти ракет за две минуты. Экипаж — 18 (по другим данным 21) человек. Автономность — 30 суток. Глубина погружения — 250 метров.

«Амур-1650» — ещё одна экспортная модификация. Имеет шумопеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малошумные цели, может дать залп из шести ракет.

  • Amur 950.jpg

    Модель ПЛ «Амур-950» на МВМС-2007

  • BrahMos missie on Lada class non-nuclear submarine maqette.jpg

    Модель ПЛ «Амур-950» на МАКС-2009. Хорошо видны УВП РК «БраМос»

  • Amur 1650.jpg

    Модель ПЛ проекта 667Э «Амур-1650» на МВМС-2007

Представители

Цвета таблицы:Белый — не достроена или утилизирована не спущенной на воду Зелёный  — действующая в составе ВМФ России Жёлтый  — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списана, утилизирована или потеряна

См. также

Напишите отзыв о статье "Подводные лодки проекта 677 «Лада»"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 характеристики в скобках даны для «Амур-950»
  2. ↑ [web.archive.org/web/20050329160846/www.ckb-rubin.ru/rus/project/submarine/noatompl/ Неатомные подводные лодки]
  3. ↑ [www.kolomnadiesel.com/productions/diesel_engine/d49/ ОАО «Коломенский завод» — Продукция — Дизели — Д49]
  4. ↑ [www.lenta.ru/news/2012/02/09/lada/ Россия откажется от строительства подлодок проекта «Лада»] //Lenta.ru
  5. ↑ Э. Г. Карпов, [flot.com/blog/historyofNVMU/pages-of-history-of-tbilisi-nakhimov-schools-in-the-lives-of-its-gradu72.php Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 72]
  6. ↑ 1 2 [student.km.ru/view.asp?id=ABEF618D923842F49AF4A8A92798B31D&fp=1&fl=20&sort=1 Российский военный флот меняет облик, 8 апреля 2008]
  7. ↑ 1 2 3 [lenta.ru/news/2011/11/24/modernize/ Подлодки проекта "Лада" пройдут модернизацию]. lenta.ru (24.11.2011). Проверено 25 ноября 2011. [www.webcitation.org/65eYVPtTj Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012].
  8. ↑ [warsonline.info/vmf/vmf-rossii-otkazivaetsya-podvodnich-lodok-proekta-677-lada.html ВМФ России отказывается от дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада»]
  9. ↑ [ria.ru/defense_safety/20120216/567516635.html Главком: ВМФ РФ не отказывается от закупок подлодок проекта «Лада»]
  10. ↑ [vpk.name/news/64620_glavkom_vmf_rf_admiral_vladimir_vyisockii_v_intervyu_ria_novosti_soobshil_ob_osnovnyih_planah_po_perevooruzheniyu_flota.html Главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий в интервью «РИА Новости» сообщил об основных планах по перевооружению флота]
  11. ↑ [vpk-news.ru/articles/8701 ВМФ России: воспоминания о будущем]
  12. ↑ [www.dp.ru/a/2012/08/07/Peterburgskie_sudostroite/ Петербургские судостроители могут освоить 30 % средств, выделенных на программу перевооружения Военно-морского флота]
  13. ↑ [vz.ru/news/2013/2/13/620244.html Минобороны решило запустить в серию подлодки проекта «Лада»]
  14. ↑ 1 2 [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=148778 ОАО «Адмиралтейские верфи» возобновляет строительство второй подводной лодки проекта 677 «Лада» — «Кронштадт».]
  15. ↑ [tass.ru/armiya-i-opk/2591357 Источник: флот получит две новые подлодки типа «Лада» только в 2019 году, позже плана]
  16. ↑ [flotprom.ru/2016/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B09/ Подлодки проекта «Лада» закладываться больше не будут]
  17. ↑ [vpk.name/news/148133_oficialnyii_predstavitel_vmf_rf_oproverg_zakryitie_proekta_podlodok_lada.html Официальный представитель ВМФ РФ опроверг закрытие проекта подлодок «Лада»]
  18. ↑ [vpk.name/news/151643_poslednie_dve_podlodki_proekta_lada_peredadut_vmf_v_20182019_godah.html Последние две подлодки проекта «Лада» передадут ВМФ в 2018—2019 годах]
  19. ↑ [tass.ru/armiya-i-opk/3491999 ОСК: флот пока не принял решение о продолжении строительства подлодок «Лада»]
  20. ↑ 1 2 [nvo.ng.ru/armament/2004-11-12/6_peterburg.html «Подводный охотник» вышел в плавание, nvo.ng.ru, 2004-11-12]
  21. ↑ 1 2 [armstass.su/?page=article&aid=109031&cid=25 Главком ВМФ о развитии Военно-морского флота России в ближайшей перспективе]
  22. ↑ [flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=169005 Подлодка «Санкт-Петербург» останется в составе Северного флота. 25.7.2014]
  23. ↑ [flot.com/2015/Испытания18/ Опытную эксплуатацию ДЭПЛ «Санкт-Петербург» решили продлить ещё на год]
  24. ↑ [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=173689 Подлодку «Кронштадт» планируют спустить на воду в конце 2015 года]. Центральный Военно-Морской Портал (29 октября 2014).
  25. ↑ [izvestia.ru/news/387401 В Санкт-Петербурге заложили «Севастополь» проекта 677]
  26. ↑ [flot.com/2015/188841/ Подлодка «Великие Луки» пополнит Северный флот]
  27. ↑ [www.spbdnevnik.ru/news/2015-03-19/podvodnaya-lodka--v Подводная лодка «Великие Луки» заложена на Адмиралтейских верфях]
  28. ↑ [vpk.name/news/125180_rossiiskii_flot_poluchit_chetvertuyu_podlodku_tipa_lada_v_2019_godu.html Контракт на строительство неатомной субмарины планируется к подписанию в конце 2015 года].
  29. ↑ [www.i-mash.ru/news/nov_predpr/47966-na-baze-amurskogo-zavoda-mogut-sozdat-centr.html На базе Амурского завода могут создать центр военного кораблестроения]

Ссылки

  • [www.ckb-rubin.ru/index.php?id=60 Проект 677] на сайте ОАО «ЦКБ МТ „Рубин“»
  • [www.admship.ru/ru/19 Неатомная подводная лодка — «Амур 1650»], ОАО «Адмиралтейские верфи»
  • [vpk-news.ru/articles/254 Наконец-то, дождались…, Александр Карпенко, ВПК № 43 (60), 10 — 16 ноября 2004 года]
  • [flot.com/news/vpk/?ELEMENT_ID=1886 Дизель-электрическая подводная лодка 4-го поколения «Санкт-Петербург» будет сдана флоту в опытную эксплуатацию в конце года] 03.07.2007
  • [www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/677/list.htm deepstorm.ru // Проекты 677 «Лада» и 677Э «Амур-1605»]
  • [lenta.ru/articles/2007/10/10/sub/ Das Boot, Илья Крамник, lenta.ru, 10.10.2007]

Отрывок, характеризующий Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Долохов, в этом году появившийся опять в Москве после своего изгнания и персидских похождений, и ведший роскошную игорную и кутежную жизнь, сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей. Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство. Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова. Наташа произвела сильное впечатление на Курагина. Он за ужином после театра с приемами знатока разобрал перед Долоховым достоинство ее рук, плеч, ног и волос, и объявил свое решение приволокнуться за нею. Что могло выйти из этого ухаживанья – Анатоль не мог обдумать и знать, как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. – Хороша, брат, да не про нас, – сказал ему Долохов. – Я скажу сестре, чтобы она позвала ее обедать, – сказал Анатоль. – А? – Ты подожди лучше, когда замуж выйдет… – Ты знаешь, – сказал Анатоль, – j'adore les petites filles: [обожаю девочек:] – сейчас потеряется. – Ты уж попался раз на petite fille [девочке], – сказал Долохов, знавший про женитьбу Анатоля. – Смотри! – Ну уж два раза нельзя! А? – сказал Анатоль, добродушно смеясь.

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде. В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах. – Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство! Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности. Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи. После отъезда Марьи Дмитриевны, к Ростовым приехала модистка от мадам Шальме, и Наташа, затворив дверь в соседней с гостиной комнате, очень довольная развлечением, занялась примериваньем новых платьев. В то время как она, надев сметанный на живую нитку еще без рукавов лиф и загибая голову, гляделась в зеркало, как сидит спинка, она услыхала в гостиной оживленные звуки голоса отца и другого, женского голоса, который заставил ее покраснеть. Это был голос Элен. Не успела Наташа снять примериваемый лиф, как дверь отворилась и в комнату вошла графиня Безухая, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темнолиловом, с высоким воротом, бархатном платье. – Ah, ma delicieuse! [О, моя прелестная!] – сказала она красневшей Наташе. – Charmante! [Очаровательна!] Нет, это ни на что не похоже, мой милый граф, – сказала она вошедшему за ней Илье Андреичу. – Как жить в Москве и никуда не ездить? Нет, я от вас не отстану! Нынче вечером у меня m lle Georges декламирует и соберутся кое кто; и если вы не привезете своих красавиц, которые лучше m lle Georges, то я вас знать не хочу. Мужа нет, он уехал в Тверь, а то бы я его за вами прислала. Непременно приезжайте, непременно, в девятом часу. – Она кивнула головой знакомой модистке, почтительно присевшей ей, и села на кресло подле зеркала, живописно раскинув складки своего бархатного платья. Она не переставала добродушно и весело болтать, беспрестанно восхищаясь красотой Наташи. Она рассмотрела ее платья и похвалила их, похвалилась и своим новым платьем en gaz metallique, [из газа цвета металла,] которое она получила из Парижа и советовала Наташе сделать такое же. – Впрочем, вам все идет, моя прелестная, – говорила она. С лица Наташи не сходила улыбка удовольствия. Она чувствовала себя счастливой и расцветающей под похвалами этой милой графини Безуховой, казавшейся ей прежде такой неприступной и важной дамой, и бывшей теперь такой доброй с нею. Наташе стало весело и она чувствовала себя почти влюбленной в эту такую красивую и такую добродушную женщину. Элен с своей стороны искренно восхищалась Наташей и желала повеселить ее. Анатоль просил ее свести его с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее. Несмотря на то, что прежде у нее была досада на Наташу за то, что она в Петербурге отбила у нее Бориса, она теперь и не думала об этом, и всей душой, по своему, желала добра Наташе. Уезжая от Ростовых, она отозвала в сторону свою protegee. – Вчера брат обедал у меня – мы помирали со смеху – ничего не ест и вздыхает по вас, моя прелесть. Il est fou, mais fou amoureux de vous, ma chere. [Он сходит с ума, но сходит с ума от любви к вам, моя милая.] Наташа багрово покраснела услыхав эти слова. – Как краснеет, как краснеет, ma delicieuse! [моя прелесть!] – проговорила Элен. – Непременно приезжайте. Si vous aimez quelqu'un, ma delicieuse, ce n'est pas une raison pour se cloitrer. Si meme vous etes promise, je suis sure que votre рromis aurait desire que vous alliez dans le monde en son absence plutot que de deperir d'ennui. [Из того, что вы любите кого нибудь, моя прелестная, никак не следует жить монашенкой. Даже если вы невеста, я уверена, что ваш жених предпочел бы, чтобы вы в его отсутствии выезжали в свет, чем погибали со скуки.] «Стало быть она знает, что я невеста, стало быть и oни с мужем, с Пьером, с этим справедливым Пьером, думала Наташа, говорили и смеялись про это. Стало быть это ничего». И опять под влиянием Элен то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным. «И она такая grande dame, [важная барыня,] такая милая и так видно всей душой любит меня, думала Наташа. И отчего не веселиться?» думала Наташа, удивленными, широко раскрытыми глазами глядя на Элен. К обеду вернулась Марья Дмитриевна, молчаливая и серьезная, очевидно понесшая поражение у старого князя. Она была еще слишком взволнована от происшедшего столкновения, чтобы быть в силах спокойно рассказать дело. На вопрос графа она отвечала, что всё хорошо и что она завтра расскажет. Узнав о посещении графини Безуховой и приглашении на вечер, Марья Дмитриевна сказала: – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассеешься, – прибавила она, обращаясь к Наташе.

Граф Илья Андреич повез своих девиц к графине Безуховой. На вечере было довольно много народу. Но всё общество было почти незнакомо Наташе. Граф Илья Андреич с неудовольствием заметил, что всё это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения. M lle Georges, окруженная молодежью, стояла в углу гостиной. Было несколько французов и между ними Метивье, бывший, со времени приезда Элен, домашним человеком у нее. Граф Илья Андреич решился не садиться за карты, не отходить от дочерей и уехать как только кончится представление Georges. Анатоль очевидно у двери ожидал входа Ростовых. Он, тотчас же поздоровавшись с графом, подошел к Наташе и пошел за ней. Как только Наташа его увидала, тоже как и в театре, чувство тщеславного удовольствия, что она нравится ему и страха от отсутствия нравственных преград между ею и им, охватило ее. Элен радостно приняла Наташу и громко восхищалась ее красотой и туалетом. Вскоре после их приезда, m lle Georges вышла из комнаты, чтобы одеться. В гостиной стали расстанавливать стулья и усаживаться. Анатоль подвинул Наташе стул и хотел сесть подле, но граф, не спускавший глаз с Наташи, сел подле нее. Анатоль сел сзади. M lle Georges с оголенными, с ямочками, толстыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое пространство между кресел и остановилась в ненатуральной позе. Послышался восторженный шопот. M lle Georges строго и мрачно оглянула публику и начала говорить по французски какие то стихи, где речь шла о ее преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза. – Adorable, divin, delicieux! [Восхитительно, божественно, чудесно!] – слышалось со всех сторон. Наташа смотрела на толстую Georges, но ничего не слышала, не видела и не понимала ничего из того, что делалось перед ней; она только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно. Позади ее сидел Анатоль, и она, чувствуя его близость, испуганно ждала чего то. После первого монолога всё общество встало и окружило m lle Georges, выражая ей свой восторг. – Как она хороша! – сказала Наташа отцу, который вместе с другими встал и сквозь толпу подвигался к актрисе. – Я не нахожу, глядя на вас, – сказал Анатоль, следуя за Наташей. Он сказал это в такое время, когда она одна могла его слышать. – Вы прелестны… с той минуты, как я увидал вас, я не переставал…. – Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша! Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него. После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу. Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза. – Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро… – Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала. – Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать. Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал: – Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу. Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз. – Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки. – Натали?! «Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд. Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери. – Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль. Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила. – Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен. Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали. Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда. После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа. – Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела! – Да что же он? – спросил граф. – Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать… – Ах, нет! – вскрикнула Наташа. – Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет. Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном. – И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф. – Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит. – Да она и не любит меня, – сказала Наташа. – Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна. – Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.

wiki-org.ru

Новые подлодки “Лада” придут на смену “Варшавянкам”

В ближайшее время подводная лодка «Санкт-Петербург» – первая подлодка проекта 677 «Лада», пройдет ремонт и модернизацию для доведения ее до состояния «первого серийного образца».

Подлодка «Санкт-Петербург» – это давняя проблема

Дело в том, что подлодка «Санкт-Петербург» была построена на Адмиралтейских верфях в 2010 году, но Минобороны РФ не приняло ее на вооружение, а оставило в опытной эксплуатации.

Проблема заключается в том, что эта лодка начала строиться в 1997 году, а спущена со стапелей в 2004 году, причем этап ходовых испытаний завершился уже в конце 2005 года, но из-за серьезных проблем с субподрядчиками принятие ее на вооружение ВМФ РФ постоянно оттягивалось.

В рамках работ по подводной лодке «Санкт-Петербург», у этого корабля было выявлено большое количество проблем – недоработанный двигатель, который развивал только половину проектной мощности, неэффективный гидроакустический комплекс, на разработку которого были потрачены серьезные бюджетные средства. Кроме того, в недостатки этого проекта были записаны боевая управляющая система «Литий», а также телеуправляемые торпеды типа ТЭ-2.

Все эти сложности были связаны с тем, что в рамках проекта 677 «Лада» было применено много принципиально новых подходов и решений для предприятий отечественного ОПК, из-за которых процесс доведения подлодки «Санкт-Петербург» до ума затянулся на полтора десятилетия.

В рамках проекта 677 существует масса сложностей

Например, ракеты ТЭ-2 до сих пор не приняты на вооружение – они в настоящий момент проходят опытные испытания, и это через 13 лет после того, как была спущена на воду первая подлодка, которая должна была использовать это военное средство. Точно такая же ситуация имеет место и у других компонентов этой новейшей российской подводной лодки проекта 677 «Лада».

Изначально планировалось построить 20 единиц таких подводных лодок, но из-за сложностей с постройкой «Санкт-Петербурга» было принято решение пока ограничить проект 3 кораблями.

Главная проблема упиралась в энергетическую установку этого проекта, которая в лице подлодки «Санкт-Петербург» соответствовала требованиям энергетики Второй мировой войны.

В результате, в рамках 677 «Лада» было принято решение поменять энергетическую установку на двух строящихся подводных лодках этого проекта и уже готовом «Санкт-Петербурге».

По причине данных сложностей с проектом 677 Министерством обороны РФ взяло курс на доработку проекта 636.3 «Варшавянка» и перевооружение этими кораблями нашего ВМФ.

Проблемы с «Ладой» объясняются фактором девяностых

Интересно, что на сегодня существует решение о постройке 20 дизель-электрических подводных лодок для нужд ВМФ РФ, причем контракты подписаны только на строительство шести судов проекта 636.3 и достройки 3 подлодок проекта 677.

Поэтому очень многое в этом плане будет зависеть от того, как пройдет ремонт и «серийная» модернизация подводной лодки «Санкт-Петербург» затянувшегося проекта 677.

Так-то, именно «Лада» должна была заменить «Варшавянки», но из-за сложностей девяностых годов наш оборонный комплекс более десяти лет не мог справиться с этой задачей.

Заведующий кафедрой политологии РЭУ им. Г.В.Плеханова, профессор Андрей Кошкин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что с военными проектами, которые «попали» в нашей стране под девяностые годы существует большое количество трудностей.

Достаточно вспомнить те же атомные подлодки «Ясень», а также проблемы с баллистической ракетой «Булава», которые были вызваны исключительно тем, что правительство Бориса Ельцина передало разработку этих военных средств непрофильному конструкторскому бюро.

«Кроме того, в военную экономику тогда пришел частный бизнес, который оказал негативное влияние на развитие наших перспективных проектов», - констатирует Кошкин.

Также, как считает Андрей Петрович, можно вспомнить крайне негативную обстановку, которая в то время складывалась для нашего оборонно-промышленного комплекса, поскольку тогдашнее правительство пропагандировало то, что у России больше нет противников, а есть только друзья, из-за чего развитию Вооруженных сил якобы необходимо уделять гораздо меньшее внимание..

Естественно, в таких условиях разработка любых военных проектов проходила с очень большим количеством сложностей, тем более, таких сложных, как подлодки совершенно нового класса.

Проект 677 «Лада» будет доведен до конца

Ведь если взять проект 677 «Лада» – это ведь не только корпус самого корабля, для постройки которого также нужны принципиально новые материалы, но и многие другие компоненты, разрабатываемые десятками оборонных предприятий по всей территории страны.

Поэтому не стоит удивляться тому, что события девяностых годов вывели из строя нашу систему ОПК, из-за чего даже отличный проект 677 «Лада» дал на выходе неготовый корабль.

«В нулевые годы это вообще привело к тому, что команда Анатолия Сердюкова пропагандировала закупку иностранной военной техники – это ведь не только «Мистрали», но и многие другие проекты, большая часть из которых, к счастью, сорвалась», - заключает Кошкин.

На сегодня, как считает эксперт, эти векторы качественно изменились, но многие проблемы, как мы видим по проекту 677, еще остались, и их нужно решать, поскольку данные подлодки в общих чертах уже готовы, оставлять их нельзя и необходимо довести этот проект до конца.

Другой вопрос, пока непонятно, на какой из проектов дизель-электрических подводных лодок Минобороны РФ будет делать ставку дальше – это точно будет не проект 636.3, вследствие чего нужно сделать вывод, что им станет либо «Лада», либо им будет какой-то новый проект.

Автор: Дмитрий Сикорский

rueconomics.ru

Российские подлодки проекта «Лада» останутся без воздухонезависимой энергоустановки

Генеральный директор государственного судостроительного предприятия «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков в недавнем интервью рассказал, что дизель-электрические многоцелевые подводные лодки проекта 677 «Лада» не будут оснащаться воздухонезависимой энергоустановкой (ВНЭУ).

Бузаков подтвердил, что третья и четвёртая лодки проекта не получат ВНЭУ. Воздухонезависимая энергоустановка позволяет субмаринам значительно дольше находиться под водой, так как их двигатели работают без доступа к атмосферному кислороду. С учётом того, что оснащённые ВНЭУ лодки нечасто вынуждены всплывать на поверхность или использовать устройство РДП для зарядки батарей, скрытность таких подлодок повышается.

Знатоки ВМФ России подозревали, что некоторое время подводные лодки проекта 677 «Лада» будут обходиться без ВНЭУ, хотя изначально их планировалось оснастить этой системой. По словам представителей российского военно-промышленного комплекса, первый прототип ВНЭУ вряд ли будет готов к началу 2020-ых годов.

ВМФ России планирует построить 6 субмарин проекта 677 «Лада», и новая госпрограмма вооружений предусматривает финансирование постройки третьего и четвёртого корпуса проекта. Тем не менее, финансирование постройки пятой и шестой лодок не гарантировано, и большинство аналитиков уверены, что постройка субмарин проекта 677 «Лада» остановится после создания четвёртого корабля, если не раньше.

Изначально ВМФ России к 2018 году планировал ввести в эксплуатацию три субмарины проекта 677 «Лада». Однако из-за постоянных задержек в выполнении программы сегодня в опытной эксплуатации находится лишь головной корабль проекта – подлодка «Санкт-Петербург», построенная в 2010 году.  В основном, её используют в качестве тестовой платформы.

Издание The Diplomat уже сообщало ранее: «Подлодка «Санкт-Петербург» была заложена в 1997 году на петербуржском предприятии «Адмиралтейские верфи». Постройка других кораблей проекта – «Кронштадт» и «Великие Луки» – началась в 2005 и 2006 годах соответственно, но затем строительство подлодок проекта 677 «Лада» на некоторое время приостановилось и было возобновлено в 2013 году».

По словам Бузакова, ВМФ России получит «Кронштадт» в 2020 году, а «Великие Луки» – в 2021 году, хотя он не исключает, что передача обеих лодок флоту может задержаться. Подводные лодки проекта 677 «Лада» характеризуются крайне низким уровнем шумности, благодаря использованию противогидролокационного покрытия «Молния». В связи с этим некоторые военные эксперты прозвали новый проект подлодок «Мини-Красный октябрь».

Имеющей подводное водоизмещение 2700 тонн субмарине требуется экипаж всего из 38 человек. Подводные лодки проекта 677 «Лада» оснащаются гидроакустическим комплексом и боевой информационно-управляющей системой «Литий». Субмарина может быть оснащена 6 торпедными аппаратами и, предположительно, установкой вертикального пуска для противокорабельных и крылатых ракет, уничтожающих береговые цели.  Основной задачей подводных лодок проекта 677 «Лада» станет уничтожение вражеских субмарин и надводных кораблей, наблюдение и разведка.

Также Россия начала работу над новыми подводными лодками 5-го поколения проекта под кодовым названием «Калина», в основе которого – дизель-электрические многоцелевые подводные лодки проекта 677 «Лада».

Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров Loading...

Понравилась статья?Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

mixednews.ru

мощная и воздухонезависимая – не миф, а реальность

Неразличимые в морской глубине, практически бесшумные и, что самое главное – полностью автономные. Именно таковой будет неатомная субмарина «Лада». Эту возможность лодке обеспечит новейшая анаэробная – воздухонезависимая  энергетическая установка (ВНЭУ). Она избавит корабль от необходимости постоянно всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторов и пополнения запаса воздуха, необходимого для работы дизель-генераторов в подводном положении. Благодаря новым агрегатам, «Лада» сможет находиться в подводном положении до нескольких недель, не выдавая своего присутствия.

Неатомные подводные лодки приводятся в движение моторами с помощью накопленной аккумуляторами электроэнергии. Однако, заряда батарей хватает ненадолго. Передвижение в зоне боевого патрулирования со скоростью 2-4 узла в подводном положении может длиться максимум четверо суток; при этом батареи разряжаются на 80%. И для их подзарядки требуется двое суток. При движении с максимальной скоростью, аккумуляторы вообще разряжаются за считанные часы. После этого их приходится подзаряжать с помощью дизеля, которому для работы нужен воздух. То есть, лодка должна обязательно всплыть на поверхность на подзарядку аккумуляторов, тем самым полностью себя демаскировав. Именно по этой причине во Время второй мировой войны погибло больше экипажей лодок, чем их было уничтожено глубинными бомбами или минами в подводном положении. Всплывавшие на поверхность лодки становились легкой мишенью для барражирующей над морем авиации противника. И зачастую, спасаясь от авиаудара, экипаж совершал экстренное погружение, даже не успев закрыть люк рубочной шахты. Анаэробный, или воздухонезависимый двигатель – это двигатель, которому для работы не нужен атмосферный воздух. Корабль может не всплывать постоянно на поверхность для подзарядки, а значит, будет оставаться незамеченным для противника.

Пионерами в мировой разработке ВНЭУ считаются немцы с субмариной проекта U-212/214. В 2014 году об успехах в создании аналогичных систем сообщила французская оборонная компания DCNS. Созданная ей установка предназначена для подлодок типа «Scorpene». Другой проект DCNS – более крупная субмарина, известная под именами «SMX Ocean» и «Shortfin Barracuda», был выбран ВМС Австралии для своей программы. Однако самой успешной и опасной считается шведская лодка HSwMS Gotland. Этот корабль стал настоящей легендой. Причем не шведского, а американского флота. Корабль построен из маломагнитной стали. На его борту стоят 27 компенсирующих электромагнитов, которые полностью исключают обнаружение корабля детекторами магнитных аномалий. Благодаря всережимному электродвигателю и виброзащите механизмов, Gotland практически не различается локаторами даже в непосредственной близости от американских кораблей. Лодка сливается с естественным тепловым и шумовым фоном океана. Но самое главное, что она, вооруженная 18 торпедами, может не всплывать на поверхность до 20 суток.

Самые совершенные российские неатомные подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка» за малошумность и скрытность получили название «черная дыра». Сегодня они вооружены самыми совершенными торпедами и крылатыми ракетами «Калибр». Первые способны потопить любой корабль или даже авианосец. Вторые – уничтожить береговую цель на дальности до 2,5 тысяч километров. Но, как и корабли второй мировой войны, «Варшавянка» вынуждена часто всплывать для подзарядки аккумуляторов, а значит, в длительном противостоянии экипаж такого корабля всегда будет уязвим.

Новейшие подлодки «Лада» идут на смену «Варшавянкам». Сегодня в составе Военно-морского флота уже несет боевую вахту первая субмарина этого проекта «Санкт-Петербург». Вторую – «Кронштадт» сдадут флоту в 2018 году. Третья – «Великие Луки» еще на стапелях судостроительного завода. Предполагается, что следующая за ней лодка будет спущена на воду уже с отечественной анаэробной энергетической установкой. По своим характеристикам она будет существенно отличатся от тех, что стоят на западных кораблях. Над этим сегодня работают два конструкторских бюро традиционно занимающиеся проектированием подводных кораблей: Санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» и Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Детали проекта пока находятся в тайне. Известно, что в основу российской разработки заложен паровой реформинг с электрохимическим генератором на твердотельных элементах. Уже создан его промышленный образец. Из принципиальных технологий в нем реализовано получение из дизельного топлива водорода, создание электрохимического генератора, извлекающего из водорода электрический ток и удаление отходов жизнедеятельности первого цикла. То есть, того, который получается в ходе реакции СО2. Это принципиально отличает российскую систему от зарубежных аналогов, поскольку не нужно возить запас водорода на борту. Его получают непосредственно в установке с помощью реформинга дизельного топлива.

Профессор академии военных наук Вадим Козюлин говорит, что появление воздухонезависимых кораблей серьезно повысит боевой потенциал дизель-электрических подводных лодок. Основное место их применения – внутренние моря с малыми глубинами. Это Балтийское, Черное, Каспийское или Южно-Китайское.

tvzvezda.ru

Подводный истребитель: что мы знаем о новейшей подлодке «Лада»

Главная задача «Лады» — поиск и уничтожение вражеских субмарин. Подлодка способна выполнить залп из всех шести аппаратов, а устройство быстрого заряжания позволяет за считанные минуты выпустить по врагу весь боезапас из 18 единиц.

Головная дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада» прошла все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в нее характеристики, передает телеканал «Звезда».

Таким образом, сложились благоприятные условия для получения отечественной промышленностью дополнительных заказов Министерства обороны РФ на корабли данного типа и заключения контрактов по линии военно-технического сотрудничества на экспортный вариант «Амур 1650».

Проект 677 разработан под руководством Генерального конструктора Юрия Николаевича Кормилицина. Главная задача «Лады» — поиск и уничтожение вражеских субмарин. Внедрив множество новейших технологий и передовых конструкторских решений, специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» создали уникальный «подводный истребитель».

Во время испытаний на Балтике и затем (с середины 2013 года по настоящее время) на полигонах Северного Флота «Санкт-Петербург» продемонстрирован отменные качества «охотника».

В дуэльных ситуациях с надводными кораблями и субмаринами других проектов он первым обнаруживал «противника». Это давало командиру подлодки возможность занять выгодное для атаки положение и неожиданно «открыть огонь» по ничего не подозревающему «супостату».

Порой «жертвами» «Лады» становились и непрошенные гости из числа подводников стран НАТО. Получив звуковым импульсом по корпусу, «лоси» предпочитали поскорее «унести копыта», направляясь прочь от российских берегов.

У наших геополитических «партнеров» остается одна отрада — тот факт, что в состав ВМФ России пока принят только головной корабль данного типа. Однако в радостном настроении они будут пребывать недолго. На мощностях «Адмиралтейских Верфей» кипит работа над вторым корпусом — «Кронштадт», спуск на воду которого ожидается в начале следующего года. За ним последует дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Великие Луки».

Предполагается, что сначала ВМФ России получит четыре корабля в первоначальном «дизель-электрическом» варианте, а затем — еще пять улучшенного проекта с воздухонезависимой энергетической установкой.

Аэробная силовая установка

Генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Владимирович Вильнит утверждает, что «Лада» представляет самую современную на сегодняшний день неатомную подводную лодку, способную успешно конкурировать со всеми существующими германскими, французскими и шведскими субмаринами данного класса.

В практическом плане данное утверждение относится в первую очередь к международному тендеру Project 75i на шесть субмарин для ВМС Индии, в котором с российской стороны «Рособоронэкспорт» продвигает «Амур 1650».

«Все остальные предложения основаны на кораблях более ранних проектов и каких-то их усовершенствованиях, тогда как мы предлагаем индийским партнерам создавать собственную подлодку на базе нашей, которая на сегодняшний день является самой современной. И это очень важное обстоятельство», — говорит Игорь Владимирович.

Второе обстоятельство связано с конкретными особенностями будущего корабля в свете обязательного требования ВМС Индии по оснащению его воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).

Смысл таков: дооснащение дизель-электрических субмарин ВНЭУ дает возможность увеличить продолжительность подводного плавания на малом ходу (3–5 узлов) в два-три раза, что повышает скрытность действий подводников на коммуникациях противника и вблизи его побережья.

«Санкт-Петербург» аэробной системой не обладает, но, начиная с пятого корпуса, на серийные «Лады» будут устанавливаться ВНЭУ на основе риформинга дизельного топлива.

За последние несколько лет специалисты «Рубина» серьезно продвинулись по программе создания аэробной энергетической установки для подводных лодок. Сначала ими был построен демонстратор технологий, затем — береговой стенд. Испытания на нем полностью завершены, а требования ВМФ России — выполнены.

В настоящее время идет подготовка к следующему этапу испытаний. Ввиду режима секретности, подробности программы не раскрываются. Вместе с тем, создатели отечественной ВНЭУ открыто заявляют, что их установка обладает рядом существенных преимуществ над аналогичными западными разработками.

«Принцип работы нашей ВНЭУ признан в мире как наиболее оптимальный, поскольку и немецкие, и французские коллеги перешли на этот тип, но наше конструкторское бюро начало эту работу гораздо раньше. Тут мы имеем преимущество, и оно будет воплощено в перспективном проекте для ВМС Индии с помощью и при участии индийских предприятий», — утверждает гендиректор «Рубина».

Победа в Индии очень важна для вывода нового продукта на мировой рынок. Иностранные контракты, идущие в дополнение к государственному оборонному заказу, позволят быстрее окупить понесенные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, повысить серийность и снизить стоимость единицы продукции.

Субмаринами с ВНЭУ интересуются многие страны-импортеры, но им хочется получить готовую, апробированную систему.

Если «Рособоронэкспорту» удастся убедить наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству в преимуществах продукции отечественных судостроителей, то «Рубин», «Адмиралтейские Верфи» и их смежников ждут многочисленные контракты, номинированные в свободно конвертируемой валюте. Это позволит им сохраниться на рынке и продолжить развитие отечественной школы подводного кораблестроения.

Мощная гидроакустика

Индийские военные внимательно отслеживают все последние достижения российских моряков и корабелов. Особенный интерес они проявляют к «Санкт-Петербургу», коль скоро этот корабль предъявляется в качестве прототипа в тендере Project 75i. Главный конструктор неатомных подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Борисович Молчанов поясняет:

«Мы говорим, что прототипом для „Амур 1650“ выступает дизель-электрическая подлодка проекта 677 „Лада“. Подтверждаю, что все основные испытания головного корабля завершены. Остался лишь небольшой объем проверок, связанный с новым гидроакустическим комплексом».

Как известно, «Санкт-Петербург» оснащен опытным образцом ГАК «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор». По своему техническому уровню он существенно превосходит серийные гидроакустические комплексы семейства МГК-400 «Рубикон», что используются на ДЭПЛ предыдущих проектов 636 и 877 семейства «Варшавянка».

«Поскольку на „Санкт-Петербурге“ установлен действительно уникальный гидроакустический комплекс, сегодня все работы направлены на то, чтобы провести всестороннюю его проверку в совершенно различных условиях, — продолжает Игорь Борисович.

— Комплекс работоспособен и подтвердил все заложенные в него характеристики, но поскольку гидрология — вещь сложная и меняющаяся, проводится большой объем работ именно для различных гидрологических условий, какие только могут встретиться в Мировом Океане.

Подчеркну, что речь идет не о подтверждении работоспособности ГАК — поскольку в этом больше нет сомнений — а о наборе определенной статистики, которая позволит использовать данный комплекс с заданной эффективностью в совершенно различных условиях».

Именно «Лира», в сочетании с малыми размерами корабля, и необыкновенно малошумным гребным электродвигателем на постоянных магнитах СЭД-1 (а таковой применен на российской подлодке впервые), придают «Ладе» черты «охотника» за иностранными субмаринами.

Однако основания для страха есть не только у вражеских подводников. Торпедные аппараты калибра 533 мм приспособлены для стрельбы и крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ». Свои первые ракетные пуски «Санкт-Петербург» провел осенью прошлого года.

Подлодка способна выполнить залп из всех шести аппаратов, а устройство быстрого заряжания позволяет за считанные минуты выпустить по врагу весь боезапас из 18 единиц. Это делает «Ладу» опасной для любого противника, включая авианосную ударную группу.

Среди вариантов исполнения ракет есть и 3 М14Т, которые уже использовались ДЭПЛ проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» и «Краснодар» для уничтожения наземных целей в Сирии, принадлежащих террористам из так называемого «исламского халифата».

Хотя испытания головного корабля заняли продолжительное время (с 2005 г. по н.в.), их завершение свидетельствует, что у нашего флота появился грозный «подводный истребитель», полностью подготовленный к серийному производству.

Читайте также: Российские конструкторы создали первый в мире цельнокомпозитный самолет

Владимир Карнозов

rusvesna.su