Древние места женской силы: Терношорская Лада. Терношорская лада


Терношорская Лада – WE LOVE UA

Ни для кого не секрет, что в Украине есть множество «мест силы», где можно подкрепиться энергией, загадать желание, пообщаться с силами природы и гармонизировать свое душевное состояние. Вековые памятки, безмолвные свидетели, простоявшие на своим месте не одно тысячелетие, история возникновения большинства из которых до cих пор остается загадкой, манит путешественников, эзотериков и тех, кто любит легенды. Об одном из таких мест, месте женской силы, мы и расскажем.

Терношорская Лада – символ материнства и плодородия

Огромную рукотворную каменную скульптуру древней славянской богини Лады – Терношорскую Ладу, – называют восьмым чудом света. Находится она в Карпатских Шешорах (село Снидавка, Косовский район, Ивано-Франковская область) в Терношорском скальном святилище, и до сих пор будоражит умы ученых и местных жителей.

Рост вытесанной из скалы Лады, которую еще называют богиней-Матерью или Великой Матерью, достигает 10,4 метра, а весит она 100 тонн. Голова огромной скульптуры сделана из другого камня и держится на трех ножках-опорах, ее вес достигает 8 тонн. Лада изображена в образе беременной женщины и олицетворяет главное женское призвание – материнство. У Лады большая, налитая молоком, грудь и выдающийся живот – символ зарождения новой жизни.

Ученые уверяют, что каменная Лада  появилась здесь еще в  доарийскую эпоху. В те далекие времена Украину величали «Борией», а Днепр – «Борисфеном». Тогда на этих землях обитали  кроманьонцы-борийцы, которых, к слову, считают прародителями «белой расы» европейцев. Они были мужами ладными и рослыми, судя по раскопанным захоронениям, их рост достигал 2 м, а значит, соорудить подобное изваяние таким богатырям было не так уж и сложно. Это было более   40 000 лет назад, а значит наша Лада гораздо древнее того же  Стоунхенджа, которому лишь 5 тыс. лет.

Древние славяне почитали Ладу, называя ее богиней любви и красоты. Кстати, слова «ладно», «лад» – это производные от ее имени. Историки утверждают, что еще в дохристианские времена на киевском Подоле высился храм Лады. В центре него находилась статуя очень красивой женщины с золотистыми длинными волосами в розовом венке. Она была облачена в длинное платье, украшенное сложным орнаментом вышивки. У ног статуи ежедневно возлагали цветы и ставили свечи. Также в каждом доме имелась небольшая статуэтка Великой Матери. Она служила оберегом от темных сил и всего плохого, приносила в семью счастье, а главное помогала женщинам забеременеть и родить.

Даже сейчас Терношорская Лада остается местом настоящего паломничества супружеских пар и женщин, мечтающих познать радость материнства или найти свое счастье и любовь. Считается, что каменная богиня-Мать обладает необычной силой.

Загадки Терношорского святилища

Терношорское скальное святилище богато еще и другими сакральными загадками. Так, неподалеку от каменной Лады находится место мужской силы – фаллический камень высотой 1,8 м. Его название и форма говорят сами за себя. Примечательно, что эти два объекта находятся в непосредственной близости и символизируют зарождение новой жизни и мира.

Также до сих пор загадкой остается восьмиметровый каменный диск, напоминающий голову льва с прикрытыми глазами. В древние времена здесь собрались жрецы и проводили магические обряды. Ученые подтверждают – изображение на глыбе высечено руками человек. Особое расположение круга позволяет ловить солнечный свет круглый год. Древние верили, что круг – это символ бесконечности, Солнца. По их мнению, именно такая форма отвлекала от святилищ злых духов и помогала призвать на помощь силы природы. Во многих культурах именно Лев олицетворяет солнце, а в астрологии созвездие Льва считается «жилищем» этого светила.

Кроме него здесь есть и другие скалы, напоминающие животных. В славянской мифологии камень в виде головы орла считался посланцем солнечных богов, а также священной птицей Громовержца. Поблизости находится каменное изваяние в виде головы быка.

Вокруг Терношорского святилища расставлены так называемые «чашные камни» – древний символ плодородия, похожие на рукотворные изваяния.

Местные знахари уверяют: это место настолько сильное энергетически, что у особо чувствительных людей здесь могут начаться головокружение и боли.

Кто знает, сколько загадок и открытий еще таит Терношорское святилище?

weloveua.com

Мать наша, Терношорская Лада, верю твоей великой силе и знанию, прошу о защите и сохранении мира в Украине.

В карпатских Шешорах находится восьмое чудо света – огромная скульптура богини Лады. Древняя скульптура был впервые исследована в 2007 году учеными Прикарпатского национального университета имени В. Стефаника.Каменный образ Матери высотой 10,4 метра и весом более 100 тонн был вытесан на месте из скального массива. Исключение – голова статуи весом 8 тонн. Она сделана из другого камня и установлена на трех ножках-опорах. Загадка использования дополнительного камня объясняется учеными желанием первобытных скульпторов достичь в скульптуре полной гармонии. 10,4 метра – это 21 локоть и тройная семерка. 7 символизирует лад, гармонию: семь нот музыкальной гаммы, семь цветов радуги, семь дней недели. Тройная семерка символизирует полноту гармонии, совершенство. Это объясняет высоту уменьшенных копий богини Лады – 10,5 см., сделанных в масштабе 1 к 100.

Во время исследования богини Матери ученые сделали ряд важных открытий о эпохе, в которой была сооружена эта скульптура. По их словам, рост скульпторов был не менее 190 см. Захоронения же свидетельствуют о том, что многие борийцы-кроманьонцы достигали роста 2,05 см.

Статуя была сооружена в доарийскую эпоху, когда Украину называли Борией. Исходя из данных антропологии, именно на территории Украины окончательно сформировалась Белая раса (раса европейских кроманьонцев-борийцев) более 30 тысяч лет назад. Для сравнения, возраст всемирно известного Стоунхенджа – 5 тыс. лет.

Из Славянской мифологии

Лада — славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня.И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня.Тогда же пели:

Благослови, мати,Ой мати Лада, мати!Весну закликати…

И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам. Литовцы и их соседи, летты, во время купальских празднеств славили Ладу. Они пели: «Lada, Lada, dido musu deve!» («Лada, Лада, великая наша богиня!») — и приносили в жертву белого петуха.Когда в XII веке до н. э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, она даже раздвоилась, став, в первую очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли Латоной), матерью Аполлона и Артемиды. Интересно, что Лето и ее дети оказывали помощь троянцам (родственному предкам русов народу) против ахейцев. Затем она же воплотилась в возлюбленную Зевса — Леду, родившую близнецов Диоскуров.

Почему мы можем утверждать, что Лето и Леда это и есть славянская Лада, что у них общего, кроме сходства имен? Во-первых, все три богини были связаны с культом белого лебедя, священного животного Лады, имя которой означало, кроме прочего, «лебедушка». Зевс именно по этой причине явился к Леде в виде белого лебедя. А литовцы приносили в жертву Ладе белого петуха как замену лебедя (в самом деле, сложно было в те времена в Литве найти лебедей). Обе гречанки, Лето и Леда, родили божественных близнецов, а у Лады тоже была двойня — Лель и Полель.

Но в славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания статуи дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами.

Здание храма было традиционно построено из «живого» материала — дерева (эта традиция строго соблюдается, например, на Востоке — в Китае и Японии), сплошь покрытого серебряными пластинами. Тысячи горящих свечей отражались в этих серебряных плитах и сполохами освещали все вокруг. Действительно, это было поразительное, неземное по красоте, зрелище.

Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков , Кайсаров ) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней Иннокентия Гизеля , который в своем «Синопсисе» говорить: «четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати». Гизель черпал свои сведения о языческих богах из книг польских историков Кромера и Стрыйковского.Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде. В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу. В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из припевки «ладо», встречающейся в народных песнях. Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием припевке «ай лену» (ai lenu) финикийских песен. Наследовав богиню Ладу от историков XVI — XVIII веков, наши исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию А.А. Потебни («Объяснения малорусских и сродных народных песен»), весьма сомнительными. Достоверно только то, что припев «ладо» встречается в песнях весенних, летних и свадебных. Формы припева разнообразятся: «Ай дид, ой ладо», «диди-лади, ди-диладушки», «ой диди ладу», «диди ладой», «ой дид ладо», «ладо, ладо, ладо мое» и другие. Как в Саратовской губернии говорят «давайте дидикать», то есть играть хороводные песни, от припева «диди», так сербохорватский припев «ладо» дал производный глагол «ладати», то есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. Слово «лада» — старинное русское; в «Слове о полку Игореве» оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде («я ищу себе ладу милую»), частью в среднем («мое ладо ревниво»).

mestasily.org

Терношорська Лада – WE LOVE UA

В Україні є безліч «місць сили», де можна підкріпитися енергією, загадати бажання, поспілкуватися з силами природи і гармонізувати свій душевний стан. Вікові пам’ятки, безмовні свідки, які простояли на своїм місці не одне тисячоліття, історія виникнення більшості з яких залишається загадкою, вабить мандрівників, езотериків і тих, хто любить легенди. Про одне з таких місць, місце жіночої сили, ми і розповімо.

Терношорская Лада – символ материнства і родючості

Величезну рукотворну кам’яну скульптуру стародавньої слов’янської богині Лади – Терношорскую Ладу, – називають восьмим чудом світу. Знаходиться вона в Карпатських Шешорах (село Снідавка, Косівський район, Івано-Франківська область) в Терношорському скельному святилищі, і досі розбурхує уми вчених і місцевих жителів.

Зріст Лади, яку ще називають богинею-Матір’ю або Великою Матір’ю, досягає 10,4 м, а важить вона 100 тонн. Голову величезної скульптури зроблено з іншого каменю і тримається вона на трьох ніжках-опорах, її вага досягає 8 тонн. Лада зображена в образі вагітної жінки і уособлює головне жіноче покликання – материнство. У Лади великі, немов, налиті молоком, груди і живіт – символ зародження нового життя.

Вчені запевняють, що кам’яна Лада з’явилася тут ще в доарійську епоху. У ті далекі часи Україну називали «Боріей», а Дніпро – «Борисфеном». Тоді на цих землях мешкали кроманьйонці-борійци, яких, до слова, вважають прабатьками «білої раси» європейців. Вони були людьми рослими, судячи з розкопаним поховань, їх зріст досягав 2 м, а значить, спорудити подібну скульптуру таким богатирям було не так вже й складно. Якщо Ладі 40000 років, значить вона старжа навіть за Стоунхендж, якому лише 5 тис. років.

Давні слов’яни шанували Ладу, називаючи її богинею любові і краси. До речі, слова «гаразд», «лад» – це похідні від її імені. Історики стверджують, що ще в дохристиянські часи на київському Подолі височів храм Лади. У центрі знаходилася статуя дуже красивої жінки із золотистим довгим волоссям в рожевому вінку. Одягнена в довгу сукню, прикрашену складним орнаментом вишивки. Біля ніг статуї щодня покладали квіти і ставили свічки. Також в кожному будинку можна було побачити невеличку статуетку Великої Матері. Вона служила оберегом від темних сил і всього поганого, приносила в сім’ю щастя, а головне допомагала жінкам завагітніти і народити.

Навіть зараз Терношорська Лада залишається місцем справжнього паломництва подружніх пар і жінок, що мріють пізнати радість материнства, а також знайти своє щастя і любов. Вважається, що кам’яна богиня-Мати має надзвичайну силу.

Загадки Терношорського святилища

Терношорське святилище багате ще й іншими сакральними загадками. Так, неподалік від кам’яної Лади знаходиться місце чоловічої сили – фалічний камінь заввишки 1,8 м. Його назва і форма говорять самі за себе. Примітно, що ці два об’єкти знаходяться в безпосередній близькості і символізують зародження нового життя та світу.

Також досі загадкою залишається восьмиметровий кам’яний диск, що нагадує голову лева з прикритими очима. У стародавні часи тут збиралися жерці і проводили магічні обряди. Вчені підтверджують – зображення на брилі висічено руками чоловік. Особливе розташування кола дозволяє ловити сонячне світло цілий рік. Стародавні вірили, що коло – це символ нескінченності, Сонця. На їхню думку, саме така форма відволікала від святилищ злих духів і допомагала закликати на допомогу сили природи. У багатьох культурах саме Лев уособлює сонце, а в астрології сузір’я Лева вважається «житлом» цього світила.

Крім нього тут є й інші скелі, що нагадують тварин. У слов’янській міфології камінь у вигляді голови орла вважався посланцем сонячних богів, а також священним птахом Громовержця. Поблизу знаходиться кам’яна статуя у вигляді голови бика.

Навколо Терношорського святилища розставлені так звані «чашні камені» – стародавні символи родючості, схожі на рукотворні статуї.

Місцеві знахарі запевняють: це місце настільки сильне енергетично, що у особливо чутливих людей тут можуть початися запаморочення і головний біль.

Хто знає, скільки загадок і відкриттів ще таїть Терношорське святилище?

weloveua.com

Терношорское святилище Лады » Места Силы

Автор в . Опубликовано Без рубрики, Места Силы Западной Украины

Камни были первым естественным долговечным материалом, на котором люди начали выбивать важнейшие знания, а в древние времена они были связаны с культом. Камни сохраняли информацию в течение сотен и тысяч лет, они стало своеобразным первым архивом в истории человечества. Традиция высечки на камнях сакральных символов и знаков была распространена в разных регионах планеты и продолжалась с эпохи палеолита до средневековья. 

Карпатский регион испокон веков был посредником, контактной зоной различных этносов и культур, местом пересечения Малоазийских, Балканских, Центрально-Европейских, Причерноморских и Скандинавских цивилизационных влияний. Карпато-Балканский ареал был одним из главных дохристианских сакральных центров европейско-средиземноморского региона.

География и топонимика Терношорского святилища

 Начиная с 2006 года в Карпатах было выявлено ряд мегалитических культовых памятников. Особое место среди них занимает Терношорское святилище. 

К обследованию памятника были привлечены геологи, архитекторы, скульпторы, математики – ведущие специалисты своего дела.

Урочище расположено несколько в стороне от известных туристических маршрутов, вблизи поселка Безулька села Снидавки, Косовского района, Ивано-Франковской области. С юго-восточной стороны, до самого подножия каменного комплекса, подходят усадьбы местных жителей, которые уважительно называют памятник Камнем Довбуша. По местной легенде Довбуш с повстанцами здесь имел свои кладовые, где хранил большие сокровища. Накопление гигантских каменных глыб светло-серого ямненского песчаника в  урочище Терношоры, по геоморфологическим признакам содержится в Скибовой зоне складчатой области Предкарпатского прогиба покутско-буковинских гор, в которых до сих пор отмечаются активные гороформирующие процессы. К тому же, Терношорские мегалиты расположены в полосе, по которой проходит граница тектонических чешуй.

Камни прилегают к южному склону горы Терношора на высоте 720 м. Вдоль нее с востока на запад протянулась горизонтальная продолговатая речная терраса шириной от 50 до 100 метров, которая, по мнению заведующего кафедрой теоретических основ геологии Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа доцента А. Стельмаха, образовалась ориентировочно 11000 лет назад. Однако активизация гороформирующих процессов побудила реку Безулька, которая протекает с южной стороны в 150 метрах от скал, пробиться вглубь и пробить в породе новые ворота, сформировала современный, уникальный в геологическом отношении ландшафт. Изогнутое русло реки предает террасе овальные формы. В урочище много источников питьевой воды. Своей суровой и величественной красотой оно производит сильное впечатление на человека.

   

 

Гора Терношора упоминается в «Słowniku geograficznemu» 1892 г. как гора Ternyszory. «Slownik» подает географическую и геологическую характеристики местности, в частности отмечается, что гора Терношора расположена недалеко от горы Игрец (1311 г.) и является частью его позвоночника. «Терношоры, — отмечено в нем, — вершина в Карпатах Коломийских в Косовском уезде, относится к пряди Игрец, поднимаясь на северо-восток от главного хребта этой пряди. Образуют его меловые пласты, образованные здесь как менилитовые (сланцевые — М.К.) песчаники, которые составляют саму вершину горы, и младшие ямненские песчаники, которые выступают на южных склонах. На ямненских песчаниках лежат от юга синие кремнистые иероглифические  плитовые части, песчаники зеленые и илистые, далее идут роговики (кремниевые породы — М.К.) и типовые менолитовые плиты; от северо-востока меловые пласты заканчиваются и граничат непосредственно с менилитовой формацией. Есть здесь, следовательно, вторая выпуклая вершина, параллельная главной вершине Игрец». Один из скалистых шпилей горы Игрец называется Черный Грунь, второй — Тарночка.

Топонимы урочищ Игрец, Игрища, Игровище распространены на Прикарпатье. Часто эти урочища размещены у культовых памятников, и, следовательно, указывает на то, что игрища, забавы были важным элементом языческих богослужений. 

По легендам в день летнего солнцестояния (22 июня) на игрища к горной местности Игрец собирались лесные духи, а также звери. 

Анализ этнографического материала и топонимических данных, наличие вблизи культовых камней, дают основания считать забавы в долине Игрец элементом древней дохристианской обрядовой традиции, связанной с весенне-летними культами. Вокруг горы Терношоры обнаружен целый ряд уникальных культовых мегалитических памятников, составляющих своеобразный сакральный пояс. Он простирается на десятки километров с юго-востока на северо-запад. Здесь следует отметить лишь, что для Карпат с давних времен была характерна большая концентрация культовых сооружений. В европейской литературе Карпаты ассоциируются с местом сосредоточения таинственных противоречивых сакральных сил.

КАМЕННЫЙ КРУГ

Весь Терношорский скальный комплекс занимает площадь около 4 тыс. кв. м. Высота скал достигает 40-ка метров. Памятник имеет сложную структуру. Условно все накопления мегалитов можно разделить на три уровня. На первом из них, имеющем около 15-ти метров высоты и подходящего к террасе, расположены два больших размеров камня со следами обработки. Камень расположен в 10 метрах от основного массива, внешне напоминает усеченный конус (его высота — более 2 метров, в основе — 2,3 м), поверхность которого покрыта крупными сколами. Такие обособленные камни, находящиеся на определенном расстоянии от основной группы мегалитов, обнаружены на ряде святилищ.

                            

Особый интерес представляют две вертикальные плиты, которые вместе образуют круг гигантских размеров. Его диаметр — около 8 метров. Круг напоминает солнечный диск и  имеет схематический вид головы зооморфного существа, наиболее вероятно,  голову льва с характерным изображением прищуренных глаз, широкого носа, морды, разделенной пополам двухметровой канавой от солнца к земле. Верхняя часть круга имеет своеобразную меандровую солнечную «корону», подобную львиной гриве. Дожди, ветра и эрозия повредили левую сторону круга- «головы». Наибольшая, левая плита, искусственно закруглена сверху и снизу естественным выступлением монолита. Меньшая, правая — прилегающая закругленная плита. Сочетание двух плит образует пропорционально завершенную округлую форму. Круг ориентирован в южном направлении, даже в зимние месяцы он освещается солнцем. Его самая низкая часть лежит в земле.

Семантическая интерпретация круга, кола в научной литературе связывается с комплексом Неба, Солнца. Из всех сакральных геометрических фигур круг во всех культурах считали символом Бога, совершенства Вселенной. Он не имеет ни начала, ни конца. Круг, коло символизировал циклические силы, основное божество, подобием которого выступало Солнце с его формой, суточным и годовым движением. В древней культовой практике круг использовали для защиты от проникновения злых духов. Подавляющее большинство языческих святилищ имело округлую форму. 

Как известно, Солнце является главным персонажем солярных мифов. Современные исследователи пришли к выводу, что последние не относятся к архаическим, как считалось до сих пор. Их относят к более поздним мифологическим этапам, связывая с эпохой металлов, достаточно развитых технологий, аппаратом власти, возрастанием роли царя. Представление о Солнце как едином Боге Вселенной в египетской и предазийской мифологии утверждается в XVI-XV вв. до н. е. В разных культурных традициях широкое распространение в это время приобретает представление о Солнце, плывущем по священной реке или выезжающем на колеснице, чтобы объехать четыре стороны света. По египетским мифам создатель мира и людей бог Ра плывет по небесному Нилу днем и освещает землю, а вечером на западе спускается в подземный мир, где борется со змеем Упором, а утром снова поднимается на горизонте. Греко-римская традиция знает двух солнечных богов — Гелиоса и Аполлона (Феба). Гелиос — бог солнечного света, который мчится по небу на огненной колеснице, а ночью на западе спускается в море. Аполлон — большой солнечный бог, обладатель жизни и смерти, который убил змея Тифона, олицетворяющего зло, темную силу. У славян отцом Солнца является  Сварог, Бог, который дает жизнь Солнцу-Даждьбогу, опекуну дневного света и человеческой судьбы. В народных представлениях Солнце — глаз, лицо, слово Божие. В украинском фольклоре Солнце на ночь опускается под землю или в море и освещает потусторонний мир.

В Терношорском культовом комплексе немногочисленные круги и кола высеченные из камня или на камне фиксируют, вероятно, растущую роль бога неба — Солнца рядом с доминирующим архаичным культом Великой Матери, с функциональными признаками, присущими Артемиде или Деметре. По кругу, на высоте примерно четырех метров, в скалах обнаружена трехметровой длины естественная пещера трапециевидной формы (нижняя основа — 1 м, верхняя 1,5 м, высота — 1,5 м). Снизу пещеру увидеть трудно, ее вход закрывает большой камень. От пещеры существует проход на вершину круга- «головы». Пол пещеры сегодня покрыт деревянным настилом.

Фаллический КАМЕНЬ

Слева от круга, с западной стороны, от камней начинается узкая аллея, ведущая круто вверх ко второму уровню. Аллея заполнена обломками скал. С обеих сторон вдоль аллеи нависают камни странной формы. Один из них, лежащий посередине, напоминает вырезанную из камня стопу длиной метр, шириной 60 см, направленную в направлении движения. Она начинает достопримечательности второго уровня, охватывает следующие 10 метров высоты.

Через несколько метров вверх слева от аллеи находится фаллический камень. Две из четырех его сторон — красного цвета. Общая высота камня -1,8 м. Передняя часть, которая достигает метра, выделенная из массива. Вершина камня характерно очерчена прорезанными двухсантиметровыми горизонтальными линиями, образуют круг. По бокам камня вниз сходят прямые вертикальные прорези.

В Карпатах сохранились каменные фаллические идолы. Летом 2006 г. этнографо-археологическая экспедиция обнаружила их четыре. Два из них расположены недалеко Терношорских камней. В народе некоторые из фаллических камней называют чертовыми пальцами, козлиными камнями. У многих древних народов вертикально поставленные каменные столбы (менгиры, обелиски) имели фаллический символ, объединяли небо и землю (фаллос Урана), олицетворяли животворную силу, плодовитость, размножение. Вера в плодоносящие возможности сакральных камней-менгиров (от бретонских слов — men — «камень», hir — «длинный») бытовала среди европейских крестьян еще в XIX в. Во Франции женщины, которые хотели иметь детей, терлись о камень. Академик Б. Рыбаков, ссылаясь на «Слово святого Григория» (нач. XII в.), научно доказал существование у восточных славян культа небесного бога Рода, творца жизни, который бросает на землю «грудь» — дождь, от которого рождаются дети, возрождается земля. Ученый приводит множество примеров из этнографии, свидетельствующие о «вере в универсальную плодоносную силу дождя как по отношению к земле, так и в отношении женщин». Бога Рода изображали четырехликим в виде фаллического идола. Его символом был бык, стороной мира — юг. Он придавал жизненную силу своей жене Земле в виде дождя. В широко известных мифах о священном браке неба и земли, из-за дождя возрождались земля, люди и звери. Эти представления, воплощенные в ритуалах календарного цикла (в том числе традиции обливания девушек, олицетворяющих землю, жену громовержца), до сих пор бытуют в Карпатах.

Несколько метров выше от фаллического камня, на северной стороне мегалитического комплекса, в направлении запад-восток — узкий (50 см) двадцатиметровый темный проход между двумя высокими скалами. При входе на верхнем камне скального коридора выбиты петроглифы. Его контуры напоминают продолговатую личину. Проход в мифологии и  символике связан с переходом от реального мира в трансцендентный, из материального — в духовный, из обычного — в священный, от живых — к мертвым. Проход, ворота, мост часто символизируют выход на духовном уровне за рамки времени и пространства, дня и ночи, они олицетворяют изменения и трансформации.

Наличие на северной стороне скального массива длинного темного прохода является важной составляющей мифологической системы Терношорского святилища, в частности той ее части, где речь идет о восхождении бога неба — Солнца на западе в подземный мир, его борьбу с хтоническим существом в виде змея и победу над ним. Двухметровый камень в виде головы такого змея размещен сразу при выходе из скальной щели. На голове смиренного змея-ящера выделенна приоткрытая пасть и обозначен левый глаз. Над змеем нависает скала гигантских размеров, сильно обожженная огнем

Змей — ящер – дракон, как контраверсионный мифологический персонаж очень распространен в Карпатах. Его различные изображения выбиты на камнях, а гигантские каменные статуи до сих пор стоят в горах. 

Третий уровень начинается проходом между двумя мегалитами в восточной части памятника. Он охватывает весь верхний ярус культовых камней и составляет до 15-ти метров высоты. 

Двигаясь по спирали вверх, тропа снова выводит на южную сторону комплекса, к подножию грубо высеченной из скалы гигантской каменной антропоморфной статуе в виде беременной женщины. Ее общая высота — более 10 метров, из них — 2,4 м составляет голова. Ширина солнечных столбов посредине достигает трех метров, однако резко сужается до основания. Ее основа лежит на поперечном четырехметровом продолговатом постаменте, который имеет незначительный наклон. Прослеживается общий схематизм женского образа. У нее четко очерченные грудь, спина, правая рука, расположенная между грудью и животом. Последний путем скола нижней части характерно поднят и заострен, сверху имеет ромбовидную форму. Его передняя часть прикрыта вертикальным продолговатым фрагментом. На правой стороне — изображение креста. Левая рука выше локтя откололась, однако на плече виден знак, напоминающий букву Т. Голова статуи размещена на высеченной из монолита «шеи» — постамента, который переходит спереди в четырехугольной формы шейные «украшения». 

Голова, которая является вершиной всего мегалитического комплекса, сильно повреждена эрозией. Она не имеет четких черт лица, а скорее его стилизованную форму. В то же время голова имеет своеобразно очерченные четыре стороны — лики,  в соответствии со сторонами света . 

В отличие от равнинной, горная часть края до сих пор остается малоизученной, свидетельством чего является Терношорский идол. Предыдущий семантический анализ мифологического образа женщины — Великой Богини, наводит на мысль, что она, вероятно, является одним из центральных звеньев в системе образов-символов Терношорского святилища. Поиск ядра в типологическом разнообразии мифологических сюжетов выводит на архетип женского существа, олицетворение Великой Матери, воплощение смены поколений, преодоление власти времени, бессмертие.

В функциональном смысле терношорских образов речь скорее идет о божестве, близкому к Артемиде, покровительнице скота, молодежи, детей и плодовитости. Для горного населения края, которое больше занималось скотоводством, этот образ был близок. Древние земледельцы отдавали предпочтение божеству, имевшему признаки Деметры, покровительницы плодородия, земли. Эволюция космогонических представлений происходила в русле осознания зависимости земных процессов от небесных, что нашло отражение в представлениях о небе-солнце и земле, как космическом быке и корове. Образы женщины-земли-коровы, а также неба-солнца-быка, воплотились во многих археологических культурах Юго-Восточной Европы. Богатство символов неба и земли (дракон, змея, орел, черепаха, круг, ромб, крест, треугольник и т.д.) символизировали мужскую и женскую основы. В славянском пантеоне близкой к Артемиде, а скорее к Деметра была Макошь. Российский исследователь В. Чудинов на основе эпиграфических исследований доказывает, что Макошь была самой древней и самой важной богиней славян. Ее функциональное содержание было связано с полем, скотом, земледелием, плодородием. Она выступала покровительницей любви, юношей и девушек. Конкретная культурная и временная аттрибутация Терношорской Артемиды — Макошь преждевременная, учитывая необходимость дальнейшего комплексного исследования, в первую очередь археологического, петроглифического, этнографического и фольклорного.

                   

Учитывая последнее, следует отметить, что в окрестных селах у Терношорского святилища бытует легенда о великанах передпотопных времен. Редкой ее разновидностью является легенда, записанная в селе Яворов, рядом со Снидавками, о девушке-гиганте, которая принесла на ладони для матери троих человек и волов, которые пахали землю. 

ЧАШНИ КАМНИ, СИМВОЛЫ И ЗООМОРФНЫЕ ОБРАЗЫ

Несколько ниже, неподалеку от статуи, с южной стороны расположен ряд обособленных фигурных, с горизонтальной поверхностью, камней с четкими следами обработки. На одном из них выбита округлая чашевидная выемка диаметром 10 см, глубиной 5,5 см. От нее, в северо-западном направлении прорезаны две линии под углом 70 ° друг к другу. Рядом выбиты полутораметрового диаметра овал со сливными ухабам. К статуе и фигурным камням прилегает наклонная каменная площадка, покрытая многочисленными оврагам, которые нисходят. Она могла служить алтарной частью святилища.

Камни-следовики — достаточно распространенное явление в Карпатах. Реже они встречаются в равнинной части края. В течение лета-осени 2006 года выявлено 14 камней с изображением человеческой стопы. Большая часть из них — природного происхождения. При этом следует отметить, что культовые камни, в том числе и следовики, в общем являются естественными объектами. Они могут иметь минимальные следы человеческой деятельности. Иногда объектом поклонения были камни, которые вообще не имели каких-либо изображений. Греки, арабы и кельты поклонялись именно неотесанным камням. В Торе говорится о том, что алтарь следует строить из неотесанного камня, который считался первоматерией (prima materia). Священной могла быть и местность, где находился камень. Скала, камень, гора, источник, лес, дерево — все эти понятия символически взаимосвязаны и могли олицетворять космос во всей его полноте. 

В религиоведческом аспекте камни-следовики символизировали сверхъестественную силу, божество. Стопа или рука выступала символом ее присутствия. След на камне в мифологическом сознании нес в себе информацию и характеристику целого объекта, а в ритуальной практике выступал как символ или его замена. 

Высеченные на камнях четыре чашеобразные выемки расположены по четырем сторонам света. Две из них — у подножия солнечных столбов по линии север-юг, две верхние — в направлении запад-восток. Три из них расположены горизонтально, одна — на наклонной поверхности. Все, кроме одной, имеют одинаковый диаметр, зато разную глубину.

Стоит отметить что в шести горных районах Ивано-Франковской области выявлено 16 камней с чашами. На некоторых из них есть более десяти чашеобразных выемок. Все они имеют рукотворное происхождение. Среди них типологически выделяются камни с большими и малыми чашами, со сливом и без и тому подобное. Значительная часть выявленных чашечных камней расположена вокруг Терношорского святилища.

Чашечные камни распространены в различных уголках Евразии. Исследователи выдвинули более десяти версий их первичного назначения, среди которых выделяются астрономическая, целительная, солярная, жертвенная, связанная с магическими ритуалами культа плодородия, размножения, плодородия. В нашем случае, вероятно, чашечные камни следует относить к последней группе. На это указывают общий весенне-летний характер всех элементов памятника, его природно-географическое положение, скотоводческо-земледельческий образ хозяйства с древнейших времен. В Прибалтике чашечные камни связаны с культом плодородия, в Палестине — с культом Великой Богини, в Индии — с магией, оплодотворения земли, людей, животных. Возникновение чашеобразных выемок связывают с эпохой бронзы или железа.

Значительный интерес представляют петроглифы Терношорского святилища. Прежде всего обращает на себя внимание знак в виде буквы Т, высеченный на вертикальной стороне левого предплечья статуи. Горизонтальный проем длиннее вертикального. Идентичный знак обнаружен на календарном святилище, расположенном на горе Лысина Космацкая. Полная энциклопедия символов трактует знак Т как тау-крест, символизирующий жизнь, связь неба и земли. В давние времена он был атрибутом бога грома. Древние египтяне использовали знак Т для обозначения плодородия и жизни. В христианстве тау-крест выступал символом святого Антония Великого (IV в.), основателя монашества.

На скалах святилища вырезаны углубленные пирамидальные изображения, треугольники, меандрово-угловые линии, кресты. 

Вместо заключения

В результате обследования Терношорских и других культовых камней стало очевидно, что комплекс религиозных представлений древнего населения Карпат, связанный с камнями, широко распространен. В горных районах Ивано-Франковской области сохранилось немало мест локализации культовых камней.  Их изучение и введение в научный оборот бесспорно расшириряет базу источников исследования древней истории Украины, в частности ее духовно-культурную составляющую.

Технологически культовые камни часто были продуктом сотрудничества природы и человека. Камень необычной формы будил творческое воображение человека, знакомые ему образы, ассоциативный ряд. Задача человека заключалась в том, чтобы предоставить естественному объекту завершенный образ сложившегося мифологического архетипа. Отсюда схематизм и символизм изобразительных образов.

Обследование 17-ти Терношорских камней и обнаруженные высеченные из камня и на камне изображения свидетельствуют о культовом характере памятника. Его уникальность усиливается тем обстоятельством, что в Терношорском пантеоне сохранился комплекс типичных культовых памятников (камни-следовики, чашечные камни, антропо- и зооморфные изображения, сакральная символика), что случается редко. Обнаруженные изображения и символы дают представление об их глубоком и богатом семантическом смысле, связанным с комплексами неба, земли, весенне-летними культами. Все это дает основания говорить об особом значении, которое могло играть Терношорское святилище для древнего населения Карпат.

 

Николай Васильевич Кугутяк,  Украинский историк, директор Института истории и политологии Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника, доктор исторических наук (1996), профессор (1994).

Фото В.Зубко

Наше обзорное видео Святилища

 

Теги: Святилище Лады, Терношорская Лада, Терношорское святилище

Трекбэк с Вашего сайта.

rodogoria.com

Терношорська Лада — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Терношо́рська Ла́да — це унікальний скельний комплекс, український Стоунхендж, що розмістився на південному схилі гори Терношора (989,9 м. над рівнем моря), на кордоні двох високогірних сіл Снідавка і Яворів, Косівського району, Івано-Франківської області. Входить до складу Регіонального ландшафтного парку «Гуцульщина».

Терношорська Лада — пам'ятка природи місцевого значення. Вона представляє собою стародавнє святилище віком кілька мільйонів років, що виринуло з дна Сарматського моря часів глибокого палеоліту. Згідно досліджень проф. Миколи Васильовича Кугутяка, Терношорське святилище складається з чотирьох скельних комплексів, а саме: 1) кам’яний круг; 2) фалічний камінь і хтонічний ящур; 3) антропоморфна фігура; 4) чашні камені, символи і зооморфні образи.

Водоспад Терношорський Гук[ред. • ред. код]

З південного боку від Терношорської Лади протікає річка Безулька (басейн річки Рибниця). Неподалік від неї, на відстані до 1,5 км, на одному зі струмків, що впадає в Безульку, серед монолітних брил пісковиків є мальовничий водоспад Терношорський Гук (висота 3 м, блокового типу), та невеличке сірководневе джерело з характерним запахом. Струмок біля водоспаду має ерозійну яму овальної форми розміром 2х4 м та глибиною бл. 1,5 м, де в літню спеку можна охолодитись.

Природа і людська діяльність[ред. • ред. код]

Терношорська Лада, одна з найбільших природних скульптур в Україні, прихована у заростях вікових смерек. Тут маса ботанічних карпатських ендеміків. Так на самій вершині гори Терношора привертає на себе увагу рідкісна для карпатського регіону степова трава тирса, яка на сході сонця починає "танцювати", створюючи особливий настрій для туристів і шукачів істини. Прекрасні квіти — дикі крокуси цвітуть двічі на рік: ранньої весни і в листопаді місяці. Тут живуть справжні гуцули, котрі продовжують ремесла своїх предків — ліжникарство, будівництво дерев'яних гуцульських смерекових хат, вишивка, різьбярство, пасічництво і, звичайно ж, високогірне скотарство — корови, коні, вівці. Подібне «рукомисліє» — високохудожні речі, виготовлені своїми руками, в Західній Європі вже не зустріти, а тут — все автентичне, справжнє, по-гуцульські живе. Терношорське скельне святилище випромінює масу позитивних енергій, котрі у санскриті звуться словом «вібрації», які мають лікувальні властивості. Побувавши тут, біля цих мегалітичних кам'яних глиб, людина отримує заряд радісної енергетики на довший час.

  • Антропоморфна фігура

  • Голова антропоморфної фігури

  • Терношорська Лада восени

  • Терношорський Гук

  • Терношорська Лада весною

  • Терношорська Лада влітку

  • Вид на Снідавку

  • Купання в Терношорському Гуці

  • Терношорське скельне святилище в Карпатах / М. Кугутяк. — Івано-Франківськ: Лілея-НВ, 2007. — 72 с.
  • Метафізика Карпат. Івано-Франківська область / Відповідальний редактор О. Головенський. — ІФ.: БГКФ «Цинамоновий Хрущ», 2010. — 108 с.

uk.wikipedia.org

ТЕРНИШОРСЬКА ЛАДА

     Кам’яна брила, відома у вузькому колі фахівців-істориків як Терношорська Лада, насправді, є стародавнім зображенням вагітної жінки, що повністю вкладається в канонічний праобраз Великої Матері, без обличчя, але з обрисом тулуба і правої руки, що прикриває живіт.

  Щоб це усвідомити – мусимо здійснити коротку подорож в глибину історії земель, що тепер об’єднані територією сучасної України. Епоха, про яку йде мова, має свою назву – Борея (тобто – сонячна, сильна, яра).

     25 тисяч років до нашої ери

     За даними антропологічної науки, приблизно у 25 тисячолітті до н.е. біла раса остаточно сформувалася в окрему гілку. Антропологам відомо до 800 стоянок кроманьйонців-борійців. А ще більше пам’яток поховано водами Чорного моря, що утворилося на місці прадавнього мілкого прісноводного Понтійського озера. Саме ці землі уникнули нищівного впливу крижаного шару останнього льодовикового періоду. Саме вони стали центром утворення расової спільноти, пов’язаної родовими узами. Навіть назва сучасної України є спотвореним прадавнім Оукраїна, де префікс «Оу» означає насіння, зародок, яйце, початок, а корінь «Країна» і донині несе значення території, великого краю. Назва Оукраїна час від часу спливає в стародавніх літописах. Територія України займає першість серед історичних знахідок того періоду, зокрема – знарядь праці. А це свідчить про бурхливу діяльність пралюдей саме на цій території.

Чисельні історичні знахідки доводять стрімке розширення ареалу проживання кроманьйонців з Бореї. Про таке свідчать предмети вжитку і витвори мистецтва, що ніби зроблені в одному місці або рукою одного майстра. Печерні малюнки і скульптурні витвори утворені в межах єдиних традицій, несуть ознаки однієї художньої школи.

    «Венера» з неоліту

    Серед цих знахідок, датованих проміжком 25-15 тис.р. до н.е. знаходимо характерні однотипні жіночі статуетки висотою 10-11 см. На даний момент достеменно відомо про 60 фігурок вагітних жінок, що прибули з епохи палеоліту. Найвідоміші з них, це: керамічна «Вестоницька Венера», знайдена в Моравії, Східна Чехія, «Венера з Віллендорфа», знайдена в Австрії але виготовлена з вапняку, якого немає в цих краях, Моравська Венера», зі Словаччини, виготовлена з кістки мамонта.

   Не зважаючи на тисячі років і кілометрів, що розділяє їх народження, всі фігурки мають спільні ознаки:

    невиразна голова з нечітким обличчям без очей, рота, носа і вух;

    руки ледь окреслені, переважно для підкреслення ліній тіла;

    всі фігурки мають масивні груди, масивній живіт і стегна.

     Форма тіла і спотворені пропорції наштовхують на думку про канонічність цих фігурок. Відсутність індивідуальних рис і підкреслення ознак родючості (вагітність, великі груди) приводить до висновку, що це зображення канонічної Матері Землі – Лади, за деякими джерелами.

     Терношорська Лада – гігантський образ Великої Матері

     Логічно припустити, що першоджерело цього зображення знаходилося в місці зародження етнічної спільноти і з плином часу набувало рис культовості. Згідно логіки першолюдини, збільшення розмірів ідола відображає збільшення поваги або збільшення впливу, в залежності від обставин. З огляду на канонічність розмірів маленьких фігурок (нагадуємо 10-11 см), кам’яна фігура Терношорської Лади ідеально вкладається в логіку першолюдей. Адже висота кам’яної фігури складає 10,4 метри, а важить вона біля 100 тонн.

     Велика Матір, висічена з місцевої скелі, відповідає ознакам древніх фігурок – в неї немає обличчя, зате чітко окреслено масивні груди і випуклий живіт, який прикриває права рука. Голова монументу висічена з іншої брили і розміщена зверху. А щоб надійніше – підперта трьома витесаними підпорками-ніжками. Навіщо древні скульптори так ускладнили конструкцію статуї? Відповідь очевидна: щоб досягнути канонічного розміру 10,4 метри, що в переводі на борійські одиниці довжини складало 21 лікоть. Число 21 рахувалося магічним: 7 – це гармонія, лад, а її потроєння несе повноту гармонії, досконалість і завершеність.

     «Урочище Терношори» — лісовий заказник місцевого значення з 15 липня 1996 року, яке має форму видовженого гірського схилу загальною площею 10 гектарів.

     Розміщується пам’ятка між селами Яворів і Снідавка. Його утворюють ямненські пісковики з величез- них кам’яних брил. Ланцюг їх скельних виходів має довжину 300 м, окремі останці досягають висоти 40 м. Найхимерніша скеля відома серед місцевого населення як «Голова Довбуша», а в науковому світі — як «Терношорська Лада». Урочище височить над потоком Безулька Друга, що тече глибоким каньйоном і має декілька гарних порогів і водоспадів. Не зважаючи на близькість до Косова, туристичний об’єкт Терношори не є таким популярним, як Писаний камінь чи Сокільський хребет. А дарма, адже і скелі, і краєвиди там нічим не гірші, а навіть і кращі. Варто відзначити, що хоч від Косова до Снідавки недалеко, але добиратися складнувато, бо в Снідавку з автостанції їде лише один автобус о 12.30, часто не повертаючись із села назад, особливо на вихідних.

     Тому є три варіанти, як добиратись на Терношори з Косова.

Перший і найкращий — їхати власним транспортом — це зручно, комфортно і повертатися ви можете, коли забажаєте. Єдина проблема — погана якість так званої «дороги» в Снідавці, яка до того ж весь час піднімається вгору. 

     Другий варіант — це їхати о 12.30 з автостанції в Косові до кінцевої зупинки в центрі Снідавки, на роздоріжжі біля школи та магазину, а звідти до Терношорів добиратися якихось 15 хвилин. Назад же прийдеться йти пішки десь 1-1.5 години аж до повороту на трасі в Яворові з надією, що вас підбере автобус з Верховини чи просто співчутливі водії приватних авто або в крайньому разі — прийдеться замовити до повороту таксі з Косова. 

     Третій варіант — найбільш «туристичний», де прийдеться багато ходити. Ви їдете вранці будь-яким автобусом в напрямку Яворова і від повороту на Снідавку йдете пішки до каменів, а потім — назад. Це досить втомлююча подорож, але ви маєте більше часу роздивитися та сфотографувати скелі.

     Якщо ви запитаєте місцевих жителів, куди йти до великого каміння, то можете почути цілком протилежні відповіді, і справа не в тому, що люди не знають чого від них хочуть, а в тому, що розсипів велетенських скельних утворень у Снідавці декілька. Найбільш популярним є об’єкт Терношори, який складається з двох частин, розташованих недалеко одна від іншої. Одна з них носить традиційну для нашого регіону назву «Скелі Довбуша». Проте є ще й інші кам’яні утворення, правда, не такі масштабні, але теж варті уваги туриста. Вони розташовані на протилежній стороні села. З центру села до Терношорів треба повертати дорогою вгору наліво, а до іншого каміння дорогою направо. Отже, до Терношорів йдемо дорогою під гору десь 15 хвилин і потім вийшовши на галявину побачимо з правого боку ближче до нас 2 великі купи каміння і прохід стежки між ними. А трохи нижче і дальше від нас височіє ще більше каміння під назвою «Скелі Довбуша». Туди веде протоптана стежинка, яка приводить спочатку до одного масиву каміння, а потім тією ж стежкою збігає до скель.

     За декілька метрів до цього височенного каменя стоїть закинута хатина. Якщо хтось хоче відчути адреналін в крові і побачити красиві краєвиди з високих скель, то на них варто вилізти. Звісно, краще це робити зі страхуванням та альпіністським спорядженням, але в суху погоду можна обійтися і без нього. 

     На верхах 30-40-метрових камяних глиб, як не дивно, росте велика кількість дерев, серед яких трапляються навіть уже надзвичайно рідкісні карпатські кедруваті сосни. Цей феномен природа завдячує вітру, який наніс трохи грунту на лишайники і мохи та насіння дерев на скалу, на якій рослини зуміли якимось дивом не тільки прорости, але й вижити. Це все разом з чудовими краєвидами навколишніх карпатських гір створює незабутню і навіть містичну атмосферу. Варто відзначити, що ще 2-3 роки тому, Терношори можна було сміло назвали великим Снідавським сміттєзвалищем, адже гори сміття майже досягали по висоті скелі. Проте цього року, на щастя для туристів, там прибрали і повернули йому природній вигляд. Найкраще сюди вирушати влітку. Щоб краще оглянути цікаве і таємниче урочище та скелі, сюди варто їхати з ночівлею. Заслуговують на увагу і місцеві жителі. Якщо ви хочете гостям з інших міст України показати автентичну гуцульську говірку та просто файного живого гуцула, то кращого місця вам не знайти. Особливо, якщо вам пощастило їхати в суботу з Косова після базару, де місцеві люди запаслися товарами, їжею та вовною на ліжники на півроку наперед. Перебуваючи в автобусі, набитому під зав’язку гуцулами, гуцулками і маленькими гуцуликами вже за годину подорожі ви зможете сміло писати етнографічну книжку чи дисертацію. Це, звичайно, жарт, але в автобусі ви дізнаєтесь хто кому винен 50 гривень ось уже 5 років за сіно, а долар то виріс... і віддати треба вже 250!!!... Хто за жінчині гроші з Італії збудував хату і каже, що він страшний газда,.. а також багато іншого! 

                                     Світлини мої і Мурашки.                                                                                                                                                                                                                                  

взято з http://www.okraina.com.ua/, а також http://misto.kosiv.net/

carpathy.nadvirna.com