1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Подводный сюрприз от Путина – «Сокрушители балансов». Внэу лада


Амур-1650ВНЭУ - AMUR (проект) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)Амур-1650ВНЭУ - AMUR (проект)
Большая неатомная подводная лодка ("Б") с воздухо-независимой энергетической установкой. Разработка семейства экспортных подводных лодок на базе неатомной ПЛ пр.677  ведется ЦКБ МТ "Рубин" (главный конструктор по состоянию на 2010 г. - Ю.Н.Кормилицын). Разработка базового проекта (пр.677) начата в 1987 г. - лодка предназначачась для ВМФ СССР. После распада СССР в середине 1990-х годов начата разработка семейства экспортных ПЛ "Амур". Согласно письма Государственного таможенного комитета России №01-15/2317 от 04.02.1998 г. семейство подводных лодок "Амур" водоизмещением от 200 до 2400 тонн включено в список продукции военного назначения разрешенной к поставкам на экспорт.Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" (вариант "Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В конце 2011 г. в СМИ появилась информация о том, что в России ведутся испытания модуля воздухо-независимой энергетической установки (ВНЭУ), которые планируется завершить в 2012 г. По состоянию на осень 2012 г. разработка ВНЭУ ведется ЦКБ МТ "Рубин" - разработчику выделено финансирование для создания установки. Предположительно, после завершения испытаний модуля ВНЭУ с его использованием может быть достроена ПЛ пр.677Э "Амур-1650" или третья лодка пр.677 - "Севастополь".

Опытный образец воздухо-независимой энергетической установки разработки ЦКБ МТ "Рубин" до конца 2012 г. начнет испытываться на ПЛ Б-90 "Саров" (сообщение СМИ от 30.10.2012 г.). Данная установка является прототипом ВНЭУ для ПЛ проекта "Амур-1650ВНЭУ" и, возможно, пр.677. ВНЭУ работает на водородных топливных элементах (источник). 18 мая 2013 г. в СМИ Главком ВМФ России заявил, что завершение работ по первой ГЭУ для неатомной ПЛ пр.677 ожидается в 2015-2016 г.г., а первую лодку с подобной ГЭУ Флот получит в 2016-2017 г.г. (источник). 23 сентября 2013 г. заявлено, что срок готовности опытного образца ВНЭУ - 2016 г. (источник).

28 августа 2014 г. СМИ со ссылкой на руководство ВМФ России сообщили, что с 2017 г. Флот начнет эксплуатировать подводные лодки с анаэробными ЭУ (источник).

Корпусные конструкции ПЛ "Амур-1650" пр.677Э на набережной ЛАО, г.Санкт-Петербург, 3 ноября 2011 г. (автор фото - reflex-yu, http://forums.airbase.ru).

Рисунок проекта ПЛ "Амур-1650" с ВНЭУ, 1990-е годы (http://bastion-karpenko.narod.ru).

Конструкция ПЛ - одно-полуторакорпусная, полностью аналогична конструкции ПЛ пр.677 "Лада". На ПЛ установлены рубочные горизонтальные рули. 1 отсек - антенны ГАК и ТА2 отсек - командный пункт3 отсек - жилой4 и 5 отсеки - энергетическая установка

Двигательная установка: полное электродвижение с единым всережимным главным гребным электродвигателем СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. (4100 кВт по др.данным), разработки ЦКБ МТ "Рубин" совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова. Производство ОАО "Новая эра" (сборка), ОАО "Электросила", ФГУП ЦНИИ "Электроприбор". Управление - цифровая система управления разработки ЦНИИ "Электроприбор"

- воздухо-независимая энергетическая установка (ВНЭУ) с топливными элементами с риформингом дизельного топлива с выделением водорода посредством электрохимического генератора, что позволяет избежать хранения водорода на борту ПЛ. Разработка модуля ВНЭУ ведется ЦКБ МТ "Рубин". По информации источника (источник) модуль ВНЭУ будет выполнен в виде полноценного отсека ПЛ с возможностью интеграции в ПЛ пр.677.  Мощность ЭУ - от 100 до 300 кВт (источник)

Опытный образец воздухонезависимой энергетической установки разработки ЦКБ МТ "Рубин" до конца 2012 г. начнет испытываться на ПЛ Б-90 "Саров" (сообщение СМИ от 30.10.2012 г., источник).

Механика - 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями и две выносных винтовых колонки РДК-35.

Система спасения - спасательный универсальный комплекс типа КСУ-600 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (2 шт, в надстройке перед ограждением выдвижных устройств, система разработана ЦКБ "Лазурит", используется так же на ПЛА К-335 "Гепард").

ТТХ лодки:Экипаж - 34 чел

Длина - 66.8 м Ширина - 7.1 м Осадка - 6.7 м   Водоизмещение надводное - 1765 тоннВодоизмещение подводное - 2650 тонн   Скорость надводного хода - 10 уз Скорость подводного хода максимальная - 21 уз Дальность хода подводная (скорость 3 уз) - 650 миль Глубина погружения рабочая - 240-250 м (по разным данным) Глубина погружения предельная - 300 м   Автономность - 45 суток Время пребывания под водой:- до 25 суток (с перспективной ВНЭУ)- до 720 часов (источник)

Вооружение: 6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания "Мурена" (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами).

Боезапас - мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ПКР Club-S, запускаемые из торпедных аппаратов.6 х ПЗРК "Игла-1М"

Лодки, предлагаемые по тендеру ВМС Индии 75(i) - на поставку 6 неатомных ПЛ - могут быть оснащены установками вертикального пуска ПКР "BrahMos".

Оборудование: вероятно, полностью аналогично ПЛ пр.677 "Лада".

Статус: Россия- 2004 г. 29 ноября - согласно заявлению Владимира Александрова (директор ФГУП "Адмиралтейские верфи") журналу "КоммерсантЪ" головная ПЛ пр.677Э готова на 31%. Вероятные заказчики - Индия, Китай и вероятно Алжир.   - 2005 г. - головная ПЛ пр.677Э готова на 47%.

- 2009 г. январь - строительство первой ПЛ пр.677Э "Амур-1650" на ФГУП "Адмиралтейские верфи" продолжается. Появилась неподтвержденная информация о возможносм принятии в 2009 г. ПЛ "Санкт-Петербург" в состав ВМФ России в опытную экплуатацию в 123-ю бригаду ПЛ Балтийского флота (г.Санкт-Петербург). Информация пока не подтверждена.

- 2011 г. 3 ноября - корпус ПЛ "Амур-1650" в недостроенном виде обнаружен на набережной ЛАО, муссируются слухи о замораживании строительства лодок проекта. так же высказывалось предположение, что это корпусные конструкции или "Кронштадта" или "Севастополя", но их корпуса полностью собраны.

- 2013 г. 15 июля - генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит сообщил РИА "Новости", что первая серийная ПЛ пр.677 ("Кронштадт") оснащаться ВНЭУ не будет, а по второй серийной лодке ("Севастополь") решение пока Флотом не принято. Опытный образец ВНЭУ ЦКБ "Рубин" планирует предъявить Флоту до 2016 г. После чего и будет принято решение об оснащении ВНЭУ той или иной лодки.

Экспорт:Индия:- 2011 г. 19 декабря - на тендер ВМС Индии 75(i) на поставку 6 неатомных ПЛ предложен проект ПЛ "Амур-1650" с ВНЭУ. Сумма предполагаемого тендера 10.7 млрд USD.

- 2013 г. 23 сентября - ЦКБ МТ "Рубин" предлагает на индийский тендер 75(i) на поставку 6 неатомных ПЛ проект "Амур-1650" с ВНЭУ с поставкой после 2016 г. Срок готовности опытного образца ВНЭУ - 2016 г. (источник).

Реестр ПЛ пр.677Э (версия на 24.11.2011 г.):

№пп Название Проект Завод.№ Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Примечание
0 Амур-1650 677Э - LADAили Амур-1650ВНЭУ - AMUR нд Адмиралтейские верфи 26.12.1997 2005 г. - готовность 47% - в январе 2009 г. строительство приостановлено. По состоянию на июнь 2011 г. не возобновлено.

В ноябре 2011 г. корпусные конструкции вывезены из цеха на набережную.

1 Б-587 "Севастополь" 677 / 677Д - LADAили Амур-1650ВНЭУ - AMUR 01572 Адмиралтейские верфи 10.11.2006 - 2015 г. (план 2008 - начала 2009 г.г.) в январе 2009 г. строительство приостановлено. По состоянию на июнь 2011 г. не возобновлено.

Весной 2012 г. возобновление строительства планируется в 2013 г. по новому техническому проекту.

27.07.2012 г. принято решение о возобновлении строительства по скорректированному проекту.

По состоянию на сентябрь 2012 г. строительство не возобновлено. Планируется начать достройку лодки в случае включения её в Гособоронзаказ в 2013 г.

Источники:  Глава "Адмиралтейских верфей": работы много и выполняем ее в срок. 2012 г. (источник).Карнозов В. Шансы российской подводной лодки «Амур» в тендере по Программе 75(И) ВМС Индии. Сайт http://www.ckb-rubin.ru, 2012 г.Лента.ру, сайт http://lenta.ru, 2009-2012 г.г. Принципиально новую подводную лодку для ВМФ РФ могут построить в 2014 году. Сайт http://flotprom.ru, 2012 г.Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г. ЦКБ МТ "Рубин", официальный сайт. http://www.ckb-rubin.ru, 2009 г.

militaryrussia.ru

Подводный сюрприз от России - Мастерок.жж.рф

Подводный сюрприз от России для Америки и Европы знаменует собой настоящую РЕВОЛЮЦИЮ в области военного ПОДВОДНОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ.

С появлением новой российской подводной лодки «Лада» в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и рискует окончательно утратить свою глобальную геополитическую роль.

В последнее время на Западе лавинообразно нарастает антирусская милитаристская истерия. Обнаружив, что вместо податливой либеральной «россиянии» на просторах Евразии неожиданно возродилась историческая, традиционная, имперская Россия, разгневанная и оскорблённая десятилетиями унижений и оскорблений со стороны надменного и лживого западного Содома, «свободные» европейские и американские СМИ исполнены панических заголовков о «военных приготовлениях» Москвы.

Стоит нам,  запустить ракету с космодрома в Плесецке или с подводного ракетоносца в Баренцевом море, или отправить в патрулирование вдоль европейских границ свои воздушные ракетоносцы, это тут же становится поводом для бесчисленных обвинений в «милитаризме и империализме», «бряцании ядерным оружием», «запугивании мирового сообщества» и т.п. глупостей. А между тем, многие действительно важные новости, имеющие прямое отношение к изменению военно-стратегического баланса сил в Евразии, проходят мимо внимания массового читателя.

Вот одна из таких новостей …

 

Фото 2.

 

13 октября 2014 года информагентство «РИА Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщило: «В России принято решение о серийном производстве воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) для оснащения будущих подводных лодок проекта 677 «Лада». Испытания опытного макета ВНЭУ на стенде завершились успешно. Следующие испытания будут проводиться уже непосредственно на лодке».

Это сообщение прошло практически незамеченным, даже среди военных обозревателей никто не обратил на него особого внимания. А зря! Ибо это решение знаменует собой настоящую революцию в области военного подводного кораблестроения.

 

Фото 3.

 

Сокрушители балансов

Чтобы читатель понял, насколько существенно новые русские ПЛ с ВНЭУ смогут изменить баланс сил между Россией и США, приведу лишь один пример. «Четыре-шесть таких подлодок, — говорил ещё в конце 2010 года в интервью «РИА Новости» вице-адмирал Виктор Патрушев — могут полностью перекрыть такие закрытые или полузакрытые акватории, как Черное, Балтийское и Каспийское моря. Их преимущества очевидны любому военно-морскому специалисту».

От себя добавлю, что развёртывание в составе Российского ВМФ дополнительно двух-трёх соединений «Лад» способно принципиально изменить соотношение сил не только на Балтике, Каспии и Чёрном море, но и на Севере, и в Средиземноморье, в Атлантике и Индийском океане. На Севере, в Баренцевом море такие лодки способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и стран НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших стратегических ядерных сил.

Сейчас наши ракетоносцы несут боевую службу по большей части под льдами Арктики, где они практически недоступны для вражеского воздействия. Американцы могут засечь, отследить и поразить наш подводный крейсер лишь на этапе его перехода в район боевого патрулирования. А «Лады» 667-го проекта идеально приспособлены для противодействия американским АПЛ, следящим за нашими «стратегами», так как слышат их на дистанциях гораздо больших, чем американцы способны услышать «Ладу». В таких условиях поражение вражеской субмарины – то ли «Ладой» самостоятельно, то ли с помощью наведения на неё сил противолодочной авиации и надводных кораблей – становится делом техники.

Что касается Средиземного моря, Атлантики и Индийского океана, то наличие в их водах в достаточном количестве подводных лодок, подобных «Ладе», практически обнуляет там американскую военно-морскую мощь, ядром которой являются авианосные ударные группировки (АУГ). Ещё в советские времена «дизелюхи» проекта 641Б умудрялись прорывать противолодочную оборону авианосцев и, бывало, всплывали прямо под носом у обалдевших американских адмиралов. И лишь малый запас подводного хода, отсутствие дальнобойного ракетного вооружения да невозможность оставаться в подводном положении больше 3-х суток давали американцем шанс в этом противостоянии с советскими подводниками.

Сегодня, при условии, что «Лада» будет действительно способна оставаться под водой до 25 дней, её боекомплект включит в себя мощный противокорабельный ракетный комплекс, подобный «Калибру», а разведка и наведение ПЛ на АУГ будет осуществляться с использованием эшелонированной разведки, включающей космическую группировку, такого шанса у хвалёных штатовских авианосцев уже не будет! А это значит, что в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет свой главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и окончательно утратит свою глобальную геополитическую роль.

 

Фото 4.

 

Подробнее о ВНЭУ — в чем суть ?

Сегодня все подводные лодки по типу энергетических установок делятся на два вида: ПЛ с ядерной энергетической установкой (атомным реактором) и дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), двигающиеся в надводном положении при помощи дизеля, а в подводном – используя электромоторы, черпающие энергию от аккумуляторных батарей.

Атомные подводные лодки появились в советском ВМФ в конце 50-х годов прошлого столетия. Первая АПЛ 627-го проекта под названием «Ленинский комсомол» вступила в строй в 1957 году. С того момента и до сего дня подводные атомоходы составляют главную ударную силу нашего флота, являясь носителями широкого спектра самого грозного оружия – от стратегических межконтинентальных ракет и тактических ядерных торпед до высокоточных крылатых ракет большой дальности, составляющих сегодня основу российских сил стратегического неядерного сдерживания.

Атомные ПЛ обладают целым рядом выдающихся достоинств: практически неограниченным временем пребывания под водой, высокой скоростью подводного хода и большой глубиной погружения, способностью нести огромное количество самого разнообразного вооружения и оборудования. Высокая энерговооружённость, достигаемая огромной мощностью ядерной энергетической установки, позволяет строить лодки очень большого водоизмещения и размещать на них не только много оружия, но и высокоэффективные гидроакустические комплексы, средства связи, радиоэлектронной разведки и навигации.

Но, увы – главное достоинство ядерной энергетической установки, её мощность, является одновременно источником основного недостатка, свойственного подводным атомоходам. Этот недостаток – большая шумность. Наличие на борту АПЛ атомного реактора (а иногда и двух) со всем комплексом сопутствующих механизмов: турбинами, генераторами, насосами, холодильными установками, вентиляторами и т.д. – неизбежно порождает огромное количество разночастотных колебаний и вибраций и требует сложнейших технологий для снижения уровня шумов, являющихся главным демаскирующим фактором любой АПЛ.

Зато дизель-электрическая подлодка под водой практически бесшумна. Электромоторы, питающиеся энергией аккумуляторных батарей, не требуют наличия турбин и другого высокошумного оборудования. Поэтому ДЭПЛ крадётся в океанских глубинах, практически не шумя, подобно опасной хищной рыбе, выслеживающей зазевавшуюся добычу.

Однако рыба эта может находится под водой относительно недолго – всего несколько суток. Притом двигается она в океанской глубине очень медленно, экономя запас энергии, который по сравнению с атомными «акулами» просто ничтожен. А недостаток энергии, в свою очередь, налагает серьёзные ограничения на водоизмещение, вооружение и другие ключевые характеристики ДЭПЛ. По сути, эти лодки не являются полностью «подводными», их можно скорее назвать «ныряющими», так как большую часть времени на маршрутах развёртывания они проводят в надводном положении, да и в районах боевого патрулирования вынуждены регулярно всплывать и включать дизеля для подзарядки аккумуляторных батарей.

 

Фото 5.

 

Унифицированный перископный комплекс «Парус-98″ и ограждение рубки ПЛ «Санкт-Петербург» пр.677 LADA с выдвижными устройствами, декабрь 2005 г. (в основе фото Олега Карпенко,  http://photofile.ru/users/carpenco)

 

Так, например, у новейшей российской ДЭПЛ проекта 636.3 запас подводного хода составляет всего 400 миль. И двигается она под водой в основном экономходом со скоростью 3 узла, то есть 5,4 км/час. Поэтому преследовать свою добычу под водой такая лодка не может. Она вынуждена полагаться на данные разведки, которая должна вывести её в заданную точку на маршруте развёртывания кораблей противника. Отсюда и главный способ боевого использования ДЭПЛ – т.н. «завеса», т.е. развертывание подводных лодок в линию, перпендикулярную курсу вероятного движения цели, на определенных интервалах друг от друга. При этом вся группа участвующих в ней подлодок управляется с внешнего командного пункта, что создаёт дополнительные демаскирующие факторы и снижает боевую устойчивость и эффективность группировки ПЛ. Если учесть к тому же, что глубина эшелонированной противолодочной обороны современной американской авианосной ударной группировки составляет свыше 300 миль (т.е. более 550 км), становится понятным, как непросто нашим ДЭПЛ противостоять такому противнику.

Поэтому неудивительно, что заветной мечтой всех подводников является создание подводной лодки с принципиально новой энергетической установкой, которая позволит совместить в себе достоинства атомных и дизель-электрических подводных лодок: мощность и скрытность, большую автономность подводного плавания и малую шумность…

 

Фото 6.

 

Сказка стала былью

Так вот: российские подводные лодки 677-го проекта «Лада» с воздухонезависимой энергетической установкой как раз и являются серьёзнейшим прорывом в этом направлении, выводящим подводный флот России на принципиально новые рубежи.

«Лады» невелики, их водоизмещение почти в два раза меньше, чем у знаменитой «Варшавянки». Зато комплекс её вооружений очень серьёзен и непривычно велик. Помимо традиционного минно-торпедного вооружения ДЭПЛ (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), 667-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса). Причём эти КР могут быть как оперативно-тактическими, ударно-противокорабельными, так и ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника.

 

Главный командный пункт ПЛ пр.677 (рисунок ЦКБ»Рубин», http://milparade.com)

 

 

Но самой важной особенностью новых русских ПЛ является ВНЭУ, воздухо-независимая энергетическая установка. Не вдаваясь в детали, интересные специалистам, отметим, что наличие ВНЭУ позволит «Ладам» находиться в подводном положении до 25 суток, то есть почти в 10 раз дольше, чем их знаменитым «старшим сёстрам» — «Варшавянкам» проекта 636.3! При этом шумность у «Лады» будет даже меньше, чем у знаменитой варшавянской «чёрной дыры», которую американцы прозвали так из-за того, что её практически невозможно обнаружить.

Страны НАТО давно уже пытаются оснастить свои подводные лодки такими ВНЭУ. «Законодателями» мод в этой области выступают Германия и Швеция. Германские корабелы ещё с конца 90-х годов строят малые ПЛ проекта 212\214, оснащенные гибридной энергетической установкой. В нее входят дизель для надводного хода и подзарядки батарей, сами серебряно-цинковые аккумуляторные батареи и ВНЭУ для экономичного подводного хода на базе топливных элементов, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом).

 

Фото 7.

 

Оснащение лодки такой анаэробной установкой позволило немцам увеличить время нахождения ее в подводном положении до 20 суток. И сейчас германские «малютки» с ВНЭУ различных модификаций находятся на вооружении Германии, Италии, Португалии, Турции, Израиля, Кореи и еще нескольких стран.

Шведский концерн Kockums Submarin Systems, в свою очередь, в конце прошлого века начал строительство подлодок класса Gotland с ВНЭУ на основе т.н «двигателя Стирлинга». При его использовании эти лодки также могут находиться под водой без подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток. И сейчас ПЛ с двигателями Стирлинга есть не только в странах Скандинавии, но и в Австралии, Японии, Сингапуре и Таиланде.

Но ни немецкие, ни шведские ПЛ, являющиеся малыми, по сути прибрежными лодками, не идут ни в какое сравнение с русскими «Ладами» — ни по своим тактико-техническим характеристиками, ни по разнообразию и мощности вооружения. Наши ПЛ 667-го проекта во всех отношениях являются в этом классе уникальными по своему качеству кораблями нового поколения!

 

Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира» (фото вероятно ПЛА «Кронштадт», 2009 г., из архива Deep Blue Sea, http://paralay.iboards.ru).

 

ЦКБ «Рубин» — главный разработчик подводных лодок в России, спроектировал «Ладу» так, что она способна наносить залповые торпедно- ракетные удары по морским и стационарным наземным целям как из торпедных аппаратов, так и из специализированных вертикальных ракетных шахт. За счет уникального гидроакустического комплекса наша лодка имеет существенно увеличенную дистанцию обнаружения целей. Она может погружаться на 300 м, имеет скорость полного подводного хода до 21 узла, автономность — 45 суток. Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.

О ВНЭУ нашей лодки известно пока немного. Так же как и у немцев, в ее основе будет электрохимический генератор. Но она будет принципиально отличаться тем, что водород, необходимый для работы ВНЭУ, будет получаться прямо на борту с помощью переработки имеющегося дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога, что позволит увеличить время её непрерывного нахождения лодки под водой до 25 суток. Одновременно и стоить «Лада» будет существенно меньше, чем немецкие лодки проекта 212\214.

До 2020 года российский же флот рассчитывает получить 14 единиц таких новых неатомных подводных лодок 4-го поколения.

 

Фото 8.

 

 

А теперь немного ТТХ подробнее :

Под­вод­ные лод­ки про­ек­та 677 пред­на­зна­че­ны для про­ве­де­ния са­мо­стоя­тель­ных опе­ра­ций на мор­ских ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив под­вод­ных ло­док и над­вод­ных ко­раб­лей про­тив­ни­ка в ог­ра­ни­чен­ном рай­оне, осу­ще­ст­в­ле­ния про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны в при­бреж­ных рай­онах, уз­ко­стях и в про­лив­ных зо­нах, по­ста­нов­ки мин­ных за­гра­ж­де­ний и дру­гих за­дач.

ПЛ про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му. Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са.

Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ог­ра­ж­де­ние вы­движ­ных уст­ройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са.

 

 

Фото 9.

 

Воо­ру­же­ние

На ПЛ ус­та­нов­ле­ны 6 тор­пед­ных ап­па­ра­тов ка­либ­ра 533 мм. 2 ТА верх­не­го яру­са при­спо­соб­ле­ны для стрель­бы те­ле­управ­ляе­мы­ми тор­пе­да­ми. Бое­за­пас со­став­ля­ет 18 еди­ниц, в ко­то­рый мо­гут вхо­дить уни­вер­саль­ные тор­пе­ды (ти­па САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), про­ти­во­ло­доч­ные ра­ке­то-тор­пе­ды, кры­ла­тые ра­ке­ты, ми­ны (22 ти­па ДМ-1). Пре­ду­смот­ре­на воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния ско­ро­ст­ных про­ти­во­ло­доч­ных ра­кет «Шквал».

Сис­те­ма стрель­бы по­зво­ля­ет вы­стре­ли­вать бое­за­пас оди­ноч­но и зал­пом до 6 еди­ниц. Ме­ха­ни­че­ское уст­рой­ст­во за­ря­жа­ния «Му­ре­на» по­зво­ля­ет ав­то­ма­ти­че­ски про­из­ве­сти пе­ре­за­ряд­ку тор­пед­ных ап­па­ра­тов. Весь цикл под­го­тов­ки ком­плек­са к ис­поль­зо­ва­нию ору­жия и стрель­ба ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ны и осу­ще­ст­в­ля­ют­ся с пуль­та опе­ра­то­ра из глав­но­го ко­манд­но­го пунк­та под­вод­ной лод­ки.

Для про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны име­ет­ся 6 ПЗРК «Игла-1М».

Ко­ор­ди­на­ция ра­бо­ты всех средств ра­дио­элек­трон­но­го воо­ру­же­ния обес­пе­чи­ва­ет­ся бое­вой ин­фор­ма­ци­он­но-управ­ляю­щей сис­те­мой «Ли­тий».

Гид­ро­аку­сти­че­ский ком­плекс «Ли­ра» вклю­ча­ет вы­со­ко­чув­ст­ви­тель­ные шу­мо­пе­лен­га­тор­ные ан­тен­ны. В со­став ком­плек­са вхо­дят но­со­вая (Л-01) и две бор­то­вые ан­тен­ны в но­со­вой око­неч­но­сти ПЛ. Раз­ме­ры ан­тенн уве­ли­че­ны в мак­си­маль­но воз­мож­ной сте­пе­ни. Они за­ни­ма­ют боль­шую часть по­верх­но­сти но­со­вой око­неч­но­сти.

Кро­ме ста­цио­нар­ных ан­тенн, на ПЛ раз­ме­ще­на вы­пу­ск­ная бук­си­руе­мая гид­ро­аку­сти­че­ская ан­тен­на с точ­кой вы­хо­да в верх­нем вер­ти­каль­ном ста­би­ли­за­то­ре.

На­ви­га­ци­он­ный ком­плекс вклю­ча­ет инер­ци­аль­ную на­ви­га­ци­он­ную сис­те­му и обес­пе­чи­ва­ет безо­пас­ность ко­раб­ле­во­ж­де­ния и вы­ра­бот­ку дан­ных о мес­те на­хо­ж­де­ния и па­ра­мет­рах дви­же­ния под­вод­ной лод­ки с не­об­хо­ди­мой для ис­поль­зо­ва­ния ору­жия точ­но­стью.

Уни­фи­ци­ро­ван­ный пе­ри­скоп­ный ком­плекс УПК «Парус-98» име­ет в сво­ем со­ста­ве:

  • ко­ман­дир­ский пе­ри­скоп не­про­ни­каю­ще­го ти­па «Парус-98КП» с оп­ти­че­ским и ТВ-ка­на­ла­ми (днев­ным и низ­ко­уров­не­вым) с пе­ре­мен­ным уве­ли­че­ни­ем 1,5-12Х, с ви­део­за­пи­сью;
  • оп­трон­ную мач­ту не­про­ни­каю­ще­го ти­па «Парус-98УП» (уни­вер­саль­ный пе­ри­скоп) с ТВ-ка­на­ла­ми (днев­ным и низ­ко­уров­не­вым) с пе­ре­мен­ным уве­ли­че­ни­ем 1,5-12Х, ка­нал ла­зер­но­го даль­но­ме­ра;
  • РЛС КРМ-66 «Ко­дак». Вклю­ча­ет в се­бя ак­тив­ный и пас­сив­ный ра­дио­ло­ка­ци­он­ные ка­на­лы, со­вме­щен­ный ан­тен­ный пост ка­на­лов. Ра­дио­ло­ка­ци­он­ная сис­те­ма име­ет ка­нал по­вы­шен­ной скрыт­но­сти в ак­тив­ном ре­жи­ме и да­ет пол­ную ин­фор­ма­цию и над­вод­ной, и воз­душ­ной об­ста­нов­ке, не де­ма­ски­руя под­вод­ную лод­ку;
  • циф­ро­вой ком­плекс средств ра­дио­свя­зи «Дис­тан­ция». Ком­плект средств ра­дио­свя­зи по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять на­деж­ную дву­сто­рон­нюю ра­дио­связь с бе­ре­го­вы­ми ко­манд­ны­ми пунк­та­ми, ко­раб­ля­ми, су­да­ми и са­мо­ле­та­ми при на­хо­ж­де­нии в над­вод­ном и пе­ри­скоп­ном по­ло­же­ни­ях. Для прие­ма ко­манд­ных со­об­ще­ний при на­хо­ж­де­нии на боль­шой глу­би­не име­ет­ся вы­пу­ск­ная бук­си­руе­мая ра­дио­ан­тен­на. Вы­пуск ан­тен­ны про­из­во­дит­ся из проч­но­го кор­пу­са;
  • на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс «Ап­пас­сио­на­та» с инер­ци­аль­ной на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мой и сис­те­мой спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции GPS / ГЛО­НАСС. Точ­ность на­ви­га­ции — от­кло­не­ние ко­ор­ди­нат мес­та за 2 дня — 5 км при из­ме­не­нии кур­сов до 6 град/мин.
Фото 10.

Энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка

Лод­ка име­ет ди­зель-элек­три­че­скую глав­ную энер­ге­ти­че­скую ус­та­нов­ку, раз­ра­бо­тан­ную по схе­ме пол­но­го элек­тро­дви­же­ния. В ее со­став вхо­дят раз­ме­щен­ная в чет­вер­том от­се­ке ди­зель-ге­не­ра­тор­ная ус­та­нов­ка в со­ста­ве двух ди­зель-ге­не­ра­то­ров по­сто­ян­но­го то­ка 28ДГ с вы­пря­ми­те­ля­ми (мощ­но­стью по 1000 кВт), две груп­пы ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей по 126 эле­мен­тов в ка­ж­дой (об­щая мощ­ность — 10580 кВт·ч), на­хо­дя­щие­ся в пер­вом и треть­ем от­се­ках, все­ре­жим­ный бес­кол­лек­тор­ный низ­ко­обо­рот­ный греб­ной элек­тро­дви­га­тель с воз­бу­ж­де­ни­ем по­сто­ян­ны­ми маг­ни­та­ми ти­па СЭД-1 мощ­но­стью 4100 кВт.

Вы­бран­ная мощ­ность ди­зель-ге­не­ра­то­ров по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять не толь­ко «обыч­ную» за­ряд­ку ак­ку­му­ля­тор­ной ба­та­реи, но и спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ный ре­жим ус­ко­рен­ной за­ряд­ки, по­зво­ляю­щий зна­чи­тель­но со­кра­тить вре­мя на­хо­ж­де­ния под­вод­ной лод­ки в пе­ри­скоп­ном по­ло­же­нии. От­сут­ст­вие ще­точ­но­го то­ко­съем­но­го уст­рой­ст­ва по­вы­ша­ет безо­пас­ность экс­плуа­та­ции ге­не­ра­то­ров.

 

Электродвигатель СЭД-1 на тестовом стенде в ЦКБ МТ «Рубин» (фото ЦКБ МТ «Рубин»)

 

 

Фото 11.

 

Все­ре­жим­ный греб­ной элек­тро­дви­га­тель вы­пол­ня­ет функ­цию глав­но­го греб­но­го элек­тро­дви­га­те­ля и элек­тро­дви­га­те­ля эко­ном­но­го хо­да. Он при­во­дит в дей­ст­вие се­ми­ло­па­ст­ный ма­ло­шум­ный греб­ной винт фик­си­ро­ван­но­го ша­га с саб­ле­вид­ны­ми ло­па­стя­ми. Так­же, ПЛ име­ет 2 вы­нос­ных вин­то­вых ко­лон­ки РДК-35. Наи­боль­шая ско­рость под­вод­но­го хо­да дос­ти­га­ет 21 уз­ла, при дви­же­нии в над­вод­ном по­ло­же­нии лод­ка раз­ви­ва­ет ско­рость хо­да 10 уз­лов. Даль­ность пла­ва­ния в ре­жи­ме ра­бо­ты ди­зе­ля под во­дой дос­ти­га­ет 6000 миль, в по­доб­ном по­ло­же­нии при дви­же­нии эко­ном­ным хо­дом лод­ка мо­жет пре­одо­леть 650 миль.

ПЛ ос­на­ще­на спа­са­тель­ным уни­вер­саль­ным ком­плек­сом ти­па КСУ-600 для дис­тан­ци­он­но­го ав­то­ма­ти­че­ско­го вы­пус­ка спа­са­тель­ных пло­тов ПСНЛ-20 (2 шт., в над­строй­ке пе­ред ог­ра­ж­де­ни­ем вы­движ­ных уст­ройств).

Все жи­лые по­ме­ще­ния ПЛ раз­ме­ще­ны в треть­ем от­се­ке. Для всех чле­нов эки­па­жа пре­ду­смот­ре­ны каю­ты: для ко­манд­но­го со­ста­ва — двух­ме­ст­ные, у ко­ман­ди­ра — од­но­ме­ст­ная.

 

 

Для прие­ма пи­щи име­ет­ся каю­т-ком­па­ния с бу­фет­ной. Все за­па­сы про­до­воль­ст­вия раз­ме­ще­ны в спе­ци­аль­ных кла­до­вых, ох­ла­ж­дае­мых и не­ох­ла­ж­дае­мых. Кам­буз­ное обо­ру­до­ва­ние но­вой раз­ра­бот­ки при ма­лых га­ба­ри­тах и энер­го­по­треб­ле­нии спо­соб­но обес­пе­чить бы­строе при­го­тов­ле­ние го­ря­чей пи­щи.

Пре­сная во­да хра­нит­ся в цис­тер­нах из не­ржа­вею­щей ста­ли. По­пол­не­ние за­па­сов во­ды воз­мож­но с по­мо­щью во­до­оп­рес­ни­тель­ной ус­та­нов­ки, ути­ли­зи­рую­щей те­п­ло ди­зе­лей. В це­лом во­до­снаб­же­ние впол­не дос­та­точ­но как для пить­е­вых, так и для ги­гие­ни­че­ских це­лей (мы­тье по­су­ды, ду­ше­вые). Ус­ло­вия оби­тае­мо­сти и за­па­сы то­п­ли­ва, про­до­воль­ст­вия и пить­е­вой во­ды обес­пе­чи­ва­ют ав­то­ном­ность 45 су­ток.

Эки­паж — 35 че­ло­век.

 

 

[источники]

источники

http://www.segodnia.ru/content/150667

http://militaryrussia.ru/blog/topic-217.html

http://army.lv/ru/proekt-677/foto/709/293/3

http://army.lv/ru/proekt-677/709/293

 

И еще немного интересного о подводных лодках:  вот например Как перевозят подводные лодки, а вот Подводная лодка «Старый Оскол». Напомню вам еще , что В Северодвинске модернизируют титановые АПЛ пр.»Барракуда» и о том, что Ещё никогда с момента распада СССР не строилось столько подводных лодок.. Это лишний раз подтверждается, что Россия вырвалась вперед в подводных технологиях Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=55284

masterok.livejournal.com

"Калина" - российская подводная лодка пятого поколения с воздухонезависимой энергетической (анаэробной) установкой (ВНЭУ) - FEA.RU | CompMechLab

19 марта главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что проект по разработке неатомной подводной лодки пятого поколения получил название «Калина», и напомнил, что новая субмарина получит воздухонезависимую энергетическую (анаэробную) установку. Повышение боевых возможностей неатомных субмарин, а также многоцелевых, как отметил Чирков, планируется обеспечивать за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов. Кроме того, «в дальнесрочной перспективе предусматривается создание подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных подводных платформ», добавил адмирал.

Основу подводного флота ВМФ сейчас составляют подлодки третьего поколения. Субмарины четвертого поколения типа «Юрий Долгорукий» (проект 955, «Борей») и «Санкт-Петербург» (проект 677, «Лада») только начали поступать на вооружение флота. С мая 2010 года «Санкт-Петербург» находится на опытной эксплуатации ВМФ. К четвертому поколению АПЛ также относятся корабли проекта 885 «Ясень». К 2021 году ВМФ планирует получить семь АПЛ «Ясень».

Пионерами в мировой разработке ВНЭУ стали немцы, имеющие огромные традиции подплава и создавшие проект U-212/214 с анаэробной установкой. Разработку проекта «Калина» ведет Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин». О разработке предприятием подлодок пятого поколения гендиректор бюро Игорь Вильнит сообщал в прошлом году. «Формирование облика корабля следующего поколения началось и идет с учетом замечаний и предложений, которые поступают в ходе эксплуатации кораблей предыдущего поколения и головных кораблей новых проектов», – говорил он.

Он рассказывал о проведении научно-исследовательских работ с целью определения облика будущего корабля. Наряду с головным конструкторским бюро в этом участвуют профильные институты Минобороны и Военно-морского флота, а также контрагенты «Рубина» – основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетно-торпедного оружия.

Результатами такой работы стали создание проекта атомной подводной лодки «Борей-А» и модернизация проекта 636 для ВМФ РФ, улучшенный проект подлодки «Лада».

Высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ заявлял ранее, что подводная лодка пятого поколения, разработка которой заявлена в госпрограмме вооружений (ГПВ) РФ до 2020 года, будет унифицированной как для баллистических ракет, так и для крылатых. Еще эти подлодки будут отличаться пониженной шумностью, автоматизацией систем управления, безопасным реактором и дальнобойным оружием.

Подводная лодка «Санкт-Петербург» (проект 677, «Лада»)

Разработку ВНЭУ планируется завершить в 2015–2016 гг. А в 2016–2017 гг., по словам Чиркова, первая новая подлодка будет построена для ВМФ. Экспериментальную установку установят на второй подводной лодке проекта 677 «Лада». Первая лодка этого проекта «Санкт-Петербург» сейчас находится в опытной эксплуатации и использует обычную дизельную энергетическую установку.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных аналогов методом получения водорода. Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива.

Испытания воздухонезависимой энергетической установки должны были пройти в июне 2013 года на специальном стенде «Рубина» в Санкт-Петербурге. Как говорил источник в главкомате, осенью 2012 года установка была опробована на опытной подлодке «Саров» в акватории Белого моря, и «были выявлены определенные проблемы в работе ВНЭУ, ненадежность некоторых узлов и агрегатов».

Кроме действующего «Санкт-Петербурга» заложены «Кронштадт» и «Севастополь». ВНЭУ должен получить «Севастополь» и «Санкт-Петербург» (при условии его удачных ходовых испытаний), а «Кронштадт» останется со старыми аккумуляторами, так как он в высокой степени готовности, и переоборудовать его еще не принятой на вооружение ВНЭУ не имеет смысла.

По словам председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоря Курдина, в ряде стран, прежде всего в Германии и Швеции, проекты подобных лодок с ВНЭУ «реализованы в металле». «Во всем мире воздухонезависимые установки более известны как двигатель Стирлинга. Этот двигатель был запатентован более ста лет назад. Первая российская неатомная подводная лодка, на которой планировалось установить воздухонезависимую установку, была «Санкт-Петербург». Но, к сожалению, этот проект не пошел. Поэтому были вынуждены сделать обычную дизель-электрическую подводную лодку. Сейчас она остается экспериментальной и должна пройти глубоководные испытания на Северном флоте», – рассказал Курдин.

По словам Курдина, подлодки пятого поколения будут делаться на базе «Санкт-Петербурга», но главным будет создание воздухонезависимой установки, и «здесь есть большие трудности». «Создание воздухонезависимых установок – это единственный путь развития неатомных подводных лодок. Дизель-электрическим сто лет уже! Это «ныряющие» подводные лодки, потому что они вынуждены часто всплывать, чтобы производить зарядку аккумуляторных батарей. А воздухонезависимая установка позволит им оставаться под водой столько же, сколько могут атомные подлодки», – отметил эксперт.

В сравнении с АПЛ главным преимуществом подлодок с подобными установками Курдин считает их малошумность и более низкую цену.

«Атомные лодки – это турбины, а такую систему бесшумной никак не сделать. Даже такие технически развитые страны, как Япония, не имеют атомных подводных лодок, потому что считают, что это очень дорогое удовольствие. Поэтому дизель-электрические лодки должны быть заменены на подлодки с воздухонезависимыми энергоустановками», – уверен он.

Кроме этого Курдин напомнил про существующие ограничения. В Балтийском и Черном морях, согласно международным договорам, нахождение атомных подводных лодок запрещено (поэтому все атомные подлодки базируются на Северном и Тихоокеанском флотах), и «единственный выход – это создание лодок с воздухонезависимой энергоустановкой». Сейчас на Черном море у России осталась одна дизель-электрическая подлодка «Алроса». «При том что Турция, член НАТО, имеет 14 подлодок. Соотношение далеко не в пользу России», – подчеркнул эксперт, предположив, что именно на Черном море будут прежде всего востребованы подлодки следующего поколения.

Он напомнил, что на прошлогоднем Международном военно-морском салоне была выставлена голландская дизель-электрическая подводная лодка «Долфин». «Меня туда пригласили. Мне показали все, кроме кормового машинного отделения. По некоторым данным, у них там как раз установлена воздухонезависимая энергетическая установка, что является большим секретом, поэтому они нам ее и не показали», – полагает Игорь Курдин.

В свою очередь директор программы ПИР-центра по обычным вооружениям Вадим Козюлин согласен, что для России эта технология «исключительно необходимая». «К сожалению, для России она пока недоступна. Первые здесь немцы. Такая же технология есть у французов. Но, естественно, делиться ей с нами они не будут, поэтому нужно доходить своим умом. Это по силам сделать, так что названное Чирковым время и будет потрачено на то, чтобы приобрести эту технологию. Научный потенциал у России серьезный. За последние 20 лет военные технологии ушли вперед, а все это время флот был в роли падчерицы», – сказал Козюлин.

По его словам, технология создания подобных силовых установок для России считается приоритетной, а для «данного проекта – ключевой». «Эта технология позволяет подводной лодке находиться под водой до двадцати, а то и более суток», – отметил он, предположив, что подлодки будут востребованы на всех российских флотах.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Новости ВПК.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

23.02.2014 Ракетоносцы проекта 955 "Борей" с 16 баллистическими ракетами "Булава" - низкий уровень шума и высокая дальность (320 км) обнаружения (эхолокации) 16.03.2013 Уникальная технологическая операция на "Адмиралтейских верфях" - две половины подлодки проекта 06361 сделали единым целым 27.09.2012 В России создадут суперхолдинг по освоению гиперзвуковых технологий на базе предприятий «Тактическое ракетное вооружение» и НПО «Машиностроение»18.09.2012. Современные возможности ядерного вооружения России и пути их развития10.09.2012. В России разрабатывается многоразовый суборбитальный челнок 18.08.2012 На "Адмиралтейских верфях" для ВМФ России заложат третью модернизированную дизель-электрическую подводную лодку по проекту 636.3 "Варшавянка" под названием "Старый Оскол"26.05.2012 Некоторые подробности испытания на космодроме "Плесецк" новой российской межконтинентальной баллистической ракеты (наземного аналога морского комплекса Р-30 "Булава")26.04.2012 ВМС США проведет испытания ракеты APKWS в боевых условиях01.04.2012 Европа запустила новую ракету-носитель Vega03.01.2012 Военно-морские силы Ирана успешно испытали крылатую ракету, которая поразила цель на расстоянии 200 км13.10.2011 Роскосмос отказывается от дальнейшей разработки проекта ракеты-носителя "Русь"08.10.2011 Минобороны успешно запустило новую баллистическую ракету морского базирования "Лайнер"03.10.2011 Boeing провел испытания микроволновой ракеты25.09.2011 Агентство NASA представило проект мощнейшей ракеты в истории космонавтики

 

fea.ru

Неатомные подлодки против атомоходов » Военное обозрение

«Две дизель-электрические лодки проекта 677 «Лада» будут переданы российскому флоту в 2018-2019 гг. Следующие лодки будут строиться по новому проекту «Калина». Проект «Калина» разработки ЦКБ МТ «Рубин» уже есть, но он пока не одобрен и не согласован с Минобороны. Главными особенностями этого проекта станет штатная анаэробная (воздухонезависимая) энергетическая установка» (РИА «Новости»).

“Не одобрен” и “не согласован” означает, что сроков нет.

Долгая и безрезультатная эпопея с созданием отечественной ДЭПЛ с воздухонезависимой установкой (ВНЭУ) наводит на простую мысль: нужна ли она вообще?

Во-первых, не получается.

Во-вторых, какова потребность в лодках, оснащенных ВНЭУ, для российского флота?

Что касается первого пункта, то в России объективно наблюдается отсутствие технологической базы для производства анаэробных силовых установок (разумеется, при наличии массы патентов и идей). Вы много слышали про отечественные топливные элементы? Попытки делались неоднократно. В 2005 году усилиями Российской академии наук и компании "Норильский никель” была учреждена Национальная инновационная компания “Новые энергетически проекты” (НИК НЭП) в области водородной энергетики и топливных элементов. Как и любая компания, содержащая в своем названии “инновации”, НИК НЭП быстро ликвидировалась (в рамках решения “Норникеля” по избавлению от убыточных активов).

Энергетическая установка — самый сложный элемент, определяющий параметры любой системы. Единственным конкурентоспособным российским изделием в области корабельных силовых установок является ядерный реактор. Но об этом поговорим чуть позже.

На сегодняшний день появление электрохимических генераторов российского производства похоже на научную фантастику. Менее сложный по конструкции двигатель Стирлинга имеет свои проблемы (охлаждение, жидкий кислород), при том объективно создает вчетверо больший уровень шума, чем ЭХГ.

Отечественные аналоги паротурбинной установки закрытого цикла (ПТУЗц) по типу французской MESMA также отсутствуют. Ко всему, такой двигатель — не лучшее решение; ПТУЗц обеспечивает вдвое меньшую дальность хода по сравнению с ЭХГ.

Необходимость?

Дизель-электрические ПЛ каждые 2-3 дня всплывают на поверхность для подзарядки аккумуляторных батарей. От использования шноркеля (РДП, для работы дизеля на перископной глубине) в боевых условиях лучше отказаться. Лодка становится беспомощной; из-за грохота дизелей она не слышит ничего, а её слышат все.

Большой противолодочный корабль и "Варшавянка"

Идея об оснащении ДЭПЛ гибридной силовой установкой (дизель + вспомогательная анаэробная ЭУ), которая сможет продлить нахождение в подводном положении, родилась далеко не сегодня. Первые экспериментальные образцы (например, советский проект А615, построено 12 лодок) использовали дизельную ЭУ закрытого цикла с сжиженным кислородом и поглотителем углекислого газа. Практика показала высокую пожароопасность такого решения.

Современные неатомные подлодки используют значительно менее мощные, но более безопасные ВНЭУ, примеры которых были рассмотрены выше. Стирлинг, ЭХГ или ПТУЗц.

При экономичном расходе химсоставов и окислителя они способны непрерывно находиться под водой на протяжении 2-3 недель. При этом лодка не лежит на грунте, а может непрерывно двигаться на 5 узлах. С точки зрения специалистов, этого вполне достаточно для скрытного патрулирования в указанном квадрате и «подкрадывания» к проходящим мимо позиции вражеским кораблям.

Главная проблема — стоимость. Сравнительный анализ зарубежных НАПЛ показывает, что современная лодка с ВНЭУ обходится военному флоту по цене 500-600 млн. евро за штуку.

Как показывает мировая практика, примерно за такую же сумму можно построить лодку, способную находиться под водой не 2-3 недели, а пару месяцев. При этом ей не требуется ползать 5-узловым ходом, экономя окислитель.

Оперативная скорость 20 узлов на протяжении большей части похода. Скрытное развертывание в любой точке океана. Неограниченный маневр и сопровождение корабельных ударных групп.

Это “Рубин”. Серия из шести французских АПЛ, ставших самыми маленькими атомными подлодками в мире. При длине корпуса 74 метра их надводное водоизмещение составляет всего 2400 тонн (подводное — 2600 т).

По официальным данным, малютка “Рюби” получилась в шесть раз дешевле американского “Сивулфа” (≈350 млн. долл. в ценах 1980-х гг.). Даже с поправкой на инфляцию сегодняшняя стоимость такой лодки может сравниться с самыми “продвинутыми” НАПЛ стран Европы и Дальнего востока. Немецко-турецкий контракт — 3,5 млрд. евро за шесть субмарин с ЭХГ; Япония — 537 млн. долл. за подлодку “Сорю” с более простым и дешевым двигателем Стирлинга.

“Рубин”, этот миниатюрный атомоход, не является супергероем, способным сокрушить любого и безраздельно доминировать в морских глубинах. Один из многих типов АПЛ третьего поколения со скромным набором характеристик. Но даже при своих компромиссах “Рубин” на голову превосходит по боевым возможностям любую “дизелюху” со вспомогательной ВНЭУ.

Подобно тому, как надводные корабли с тепловым двигателем (дизель — КТУ — ГТУ) абсолютно превосходят морских средства с альтернативными источниками энергии (ветер, солнечные батареи и т.д.). Слишком слабые и ненадежные полумеры, неспособные обеспечить длительную и надежную выработку требуемого кол-ва энергии.

Под водой дизели не работают. Единственным источником, способным обеспечить сравнимый уровень обеспечения энергией, был и остается ядерный реактор.

В 2009 году АПЛ "Изумруд" (фр. Emeraude) была привлечена к сканированию океанского дна и поиску обломков Эйрбас А330, разбившегося Южной Атлантике. Хороший пример, описывающий возможностей и операционную зону действия атомных ПЛ.

Скрытность

Как и любое техническое решение, ВНЭУ имеет свои преимущества и недостатки. Одним из главных “плюсов” движения под водой с использованием Стирлинга и ЭХГ называется повышенная скрытность лодки. Параметр, от которого зависит все.

Во-первых, меньшие габариты, а следовательно, меньшая площадь смачиваемой поверхности и меньшие гидродинамические шумы при движении. Продиктованные меньшими размерами неатомных подлодок.

Но, как указывалось выше, атомоход “Рюби” мало отличается по размерам от ДЭПЛ. По длине французская АПЛ идентична “Варшавянке”. Причём ширина корпуса “Рюби” меньше на два метра.

Тем не менее, наиболее заметным источником шума (особенно при малых скоростях), является силовая установка. Неатомные подлодки лишены гудящих насосов, обеспечивающих круговорот теплоносителя в реакторе. У них нет турбозубчатых агрегатов и мощных холодильных машин — только бесшумные аккумуляторы. Воздухонезависимая установка при работе не создает заметного шума и вибраций.

Все это, разумеется, верно: крадущаяся в глубине ДЭПЛ тише самого тихого атомохода. С одной поправкой: это различная техника для решения различных задач. Какая польза от высокой скрытности НАПЛ, если она просто неспособна в подводном положении пересечь океан? Так же, как неспособна сопровождать эскадру (АУГ или КУГ), идущую крейсерским ходом 18-20 узлов.

Два разных вида техники.

Выбор зависит от концепции применения ВМФ. Несмотря на очевидные преимущества ДЭПЛ (повышенная скрытность “черных дыр”, относительно низкая стоимость), США перестали строить “дизелюхи” еще 60 лет назад. По их мнению, оборонять побережье им не от кого. Все боевые действия ведутся на удаленных морских ТВД в европейских водах, Азии и на Дальнем Востоке. Там, куда могут добраться в срок только подводные атомоходы (не теряя скрытности и ни разу не поднимаясь на поверхность).

Аналогичного мнения придерживается Великобритания, где последние ДЭПЛ были сняты с вооружения в 1994 году. В настоящее время британский подводный флот полностью состоит из атомоходов (11 единиц в строю).

Шум — один из демаскирующих факторов в подводной войне.

Другой перспективный способ обнаружения связан с тепловым следом подлодки. Субмарина с реактором тепловой мощностью 190 МВт отдает морской воде 45 млн. калорий в секунду. Это повышает температуру воды в непосредственной близости от ПЛ на 0,2°С. Разница температур, достаточная для внимания чувствительных тепловизоров.

Шведская НАПЛ типа “Готланд” оперирует мощностями иного порядка. Два “Стирлинга” вырабатывают под водой полезную мощность 150 кВт, с учетом КПД, тепловая мощность машин составит 230...250 кВт.

190 и 0,25 мегаватт. У вас еще остались сомнения?

Правильно, сравнение некорректно. Вывод реактора лодки на полную мощность возможен только при исключительных обстоятельствах. На малых скоростях (5 узлов) атомные подлодки используют считанные проценты номинальной мощности реактора. Так, стратегическому 667БДР хватает 20% мощности реактора, причём только одного борта (18% — автоматическое ограничение системы управления и защиты реактора “Бриг-М”). Реактор другого борта держат в “холодном” состоянии.

Итого: из двух ЯР используется только один (90 МВт), на минимальной мощности (около 20%).

В дальнейшем основная часть этих мегаватт “теряется” на турбине. Джоули теплоты конвертируются в джоули полезной работы. Подводный ракетоносец высотой с 7-этажный дом приводится в движение. Перегретый пар (300°) на выходе из турбины превращается в 100-градусный “кипяток”, который направляют в конденсатор. Там он охлаждается, но не до абсолютного нуля, а всего лишь до 50°С. Вот эту разницу температур и требуется “рассеять” в забортном пространстве.

Японская НАПЛ типа "Сорю" с анаэробным двигателем Стирлинга

На практике тепловая следность подлодки определяется не тепловыми выбросами двигателя, а перемешиванием водных слоев при прохождении ПЛ. В этом смысле атомные ПЛ даже имеют преимущества перед НАПЛ. Форма их корпуса идеально подобрана для подводного хода, в то время, как большинство “дизелюх” вынужденно имеют выраженные “надводные” очертания (там, где они проводят половину своего времени).

Выводы

Среди стран-эксплуатантов ПЛ с воздухонезависимым двигателем — Израиль (тип “Долфин”), Швеция (“Готланд” и Проект А26), Греция, Италия, Турция, Ю. Корея и Португалия (немецкая ПЛ тип 214), Япония (тип “Сорю”), Бразилия, Малайзия, Чили (французский “Скорпен”). Примечательно, что сами французы, строящие отличные НАПЛ для других стран, полностью отказались от неатомных подлодок в пользу атомоходов (10 единиц).

Высокий спрос на ПЛ с анаэробной ЭУ формируют страны, желающие иметь современный и боеспособный флот, но не имеющие возможности построить и эксплуатировать АПЛ.

Атомная лодка — это не только корабль. Это сопутствующая атомная отрасль, технологии перезарядки ЯР, выгрузки и утилизации отработанного топлива. Инфраструктура базирования с особыми мерами безопасности и контроля.

У России, США, КНР, Франции и Великобритании эти технологии накапливались десятками лет. Остальным пришлось бы начинать все сначала. Поэтому для Греции, Малайзии и Турции иллюзия выбора между АПЛ и “дизелюхой” со вспомогательной ВНЭУ (по цене атомохода) имеет единственное решение. Неатомный подводный флот.

У России все иначе.

По состоянию на 2017 год военно-морской флот располагает 48 атомными подводными лодками и 24 ДЭПЛ, в т.ч. шестью новыми “Варшавянками” с обновленным гидроакустическим комплексом и крылатыми ракетами “Калибр”.

Атомные “акулы” предназначены для действий в любой точке Мирового океана. Дизель-электрические “Варшавянки” — рациональное решение для ближней морской зоны. Для действий в районах, для которых предназначены эти подлодки, наличие ВНЭУ не имеет большого значения. Двигаясь под водой самым медленным, 3-5 узловым ходом, “Варшавянка” переползет Черное море (от Крыма до побережья Турции) всего за одни сутки. Причём сделает то максимально тихо, в отличие от Стирлинга. Аккумуляторы не создают никакого шума.

Черноморский театр

Выбор между дорогостоящей ПЛ с анаэробной ЭУ и миниатюрным атомоходом (по типу французского “Рюби”) для России не имеет большого значения. В существующих реалиях и текущей концепции применения ВМФ для них просто не находится места.

topwar.ru

Российские подлодки обойдутся без воздуха | Статьи

Дизель-электрическая неатомная подводная лодка «Кронштадт» проекта 677 типа «Лада» станет первой субмариной ВМФ, получившей анаэробную — воздухонезависимую — энергетическую установку (ВНЭУ). Она избавит корабль от необходимости всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторов и пополнения запаса воздуха, необходимого для работы дизель-генераторов в подводном положении. Благодаря новым агрегатам «Лада» сможет находиться в подводном положении, не выдавая своего присутствия, до нескольких недель. Лодку спустят на воду в 2018 году.

Как сообщили «Известиям» в Федеральном государственном унитарном предприятии (ФГУП) «Крыловский научный центр», появление первого корабля с ВНЭУ станет серьезным технологическим прорывом в создании неатомных субмарин для ВМФ.

— Научно-технический задел по воздухонезависимым установкам создан, — пояснил «Известиям» исполнительный директор ФГУП «Крыловский научный центр» Михаил Загородников. — Проработана установка с паровым реформингом с электрохимическим генератором на твердотелых элементах. Создан ее промышленный образец. Из принципиальных технологий в ней реализовано получение из дизельного топлива водорода, создание электрохимического генератора, извлекающего из водорода электрический ток и удаление отходов жизнедеятельности первого цикла. То есть получающегося в ходе реакции СО2. Эта проблема еще дорабатывается, но при должном финансировании будет решена.

Пионерами в мировой разработке ВНЭУ считаются немцы с субмариной проекта U-212/214. В 2014 году об успехах в создании аналогичных систем сообщила французская DCNS. Созданная ей установка предназначена для подлодок типа «Scorpene». Другой проект DCNS, более крупная субмарина, известная под именами «SMX Ocean» и «Shortfin Barracuda», был выбран ВМС Австралии для своей программы SEA-1000. Проект создания аэробной воздухонезависимой установки реализуется в Индии для лодок типа Kalvari.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных аналогов методом получения водорода. Это позволяет не возить его запас на борту, а получать непосредственно в установке с помощью реформинга дизельного топлива.

Эксперт в области военно-морских вооружений Владимир Щербаков рассказал «Известиям», что лодки с воздухонезависимыми энергетическими установками имеют преимущество в тех акваториях, которые плотно контролируются противником.

– Возможность не подвсплывать важна там, где активно действуют противолодочные силы противника, – отметил специалист. – Достаточно вспомнить, какой легкой добычей для немцев были наши лодки на Балтике во время Великой Отечественной. Аналогичная ситуация сложилась и для немецких подводников в Северной Атлантике к концу войны.

По мнению эксперта, дизельные подлодки с воздухонезависимой ЭУ особенно актуальны для стран, не имеющих собственного атомного подводного флота.

 – Поэтому у таких лодок в перспективе хороший экспортный потенциал. Аналогичные субмарины, например, сейчас закупают у французов Индия и Австралия, – пояснил эксперт. – С учетом их дороговизны России пока достаточно будет пары лодок проекта «Лада», чтобы отработать технологию и подготовить специалистов. С защитой баз и побережья от вражеских атомных лодок сейчас вполне справляются и хорошо освоенные серийные «Варшавянки».

Подводная лодка «Лада» разработана Санкт-Петербургским ЦКБ «Рубин». Водоизмещение этих субмарин составляет 17,5 тысячи тонн. Длина лодки – 67, ширина – 7,1 метра, скорость подводного хода – 21 узел, автономность плавания – 45 суток. На вооружении корабля будут стоять крылатые ракеты большой дальности «Калибр» или противокорабельные сверхзвуковые «Оникс». Особенностью их применения, по сравнению с кораблями предыдущих поколений, станет возможность залпового применения ракет. Это значительно повысит вероятность уничтожения сложных, хорошо защищенных целей. Таких, как большие надводные корабли и авианосцы.

Сейчас на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге строятся две «Лады»: «Кронштадт» и «Великие Луки». Головная субмарина этого проекта — «Санкт-Петербург» — построена и проходит опытную эксплуатацию на Северном флоте. Анаэробной энергетической установки на ней пока нет.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

 

iz.ru

Подводный сюрприз от Путина – «Сокрушители балансов»

Подводные лодки проекта 677 «Лада» предназначаются для уничтожения субмарин,надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.

Так вот: российские подводные лодки 677-го проекта «Лада» с воздухонезависимой энергетической установкой как раз и являются серьёзнейшим прорывом в этом направлении, выводящим подводный флот России на принципиально новые рубежи.

«Лады» невелики, их водоизмещение почти в два раза меньше, чем у знаменитой «Варшавянки». Зато комплекс её вооружений очень серьёзен и непривычно велик. Помимо традиционного минно-торпедного вооружения ДЭПЛ (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), 667-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса). Причём эти КР могут быть как оперативно-тактическими, ударно-противокорабельными, так и ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника.

Но самой важной особенностью новых русских ПЛ является ВНЭУ, воздухо-независимая энергетическая установка. Не вдаваясь в детали, интересные специалистам, отметим, что наличие ВНЭУ позволит «Ладам» находиться в подводном положении до 25 суток, то есть почти в 10 раз дольше, чем их знаменитым «старшим сёстрам» — «Варшавянкам» проекта 636.3! При этом шумность у «Лады» будет даже меньше, чем у знаменитой варшавянской «чёрной дыры», которую американцы прозвали так из-за того, что её практически невозможно обнаружить.

Страны НАТО давно уже пытаются оснастить свои подводные лодки такими ВНЭУ. «Законодателями» мод в этой области выступают Германия и Швеция. Германские корабелы ещё с конца 90-х годов строят малые ПЛ проекта 212214, оснащенные гибридной энергетической установкой. В нее входят дизель для надводного хода и подзарядки батарей, сами серебряно-цинковые аккумуляторные батареи и ВНЭУ для экономичного подводного хода на базе топливных элементов, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом).

Оснащение лодки такой анаэробной установкой позволило немцам увеличить время нахождения ее в подводном положении до 20 суток. И сейчас германские «малютки» с ВНЭУ различных модификаций находятся на вооружении Германии, Италии, Португалии, Турции, Израиля, Кореи и еще нескольких стран.

Шведский концерн Kockums Submarin Systems, в свою очередь, в конце прошлого века начал строительство подлодок класса Gotland с ВНЭУ на основе т.н «двигателя Стирлинга». При его использовании эти лодки также могут находиться под водой без подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток. И сейчас ПЛ с двигателями Стирлинга есть не только в странах Скандинавии, но и в Австралии, Японии, Сингапуре и Таиланде.

Но ни немецкие, ни шведские ПЛ, являющиеся малыми, по сути прибрежными лодками, не идут ни в какое сравнение с русскими «Ладами» — ни по своим тактико-техническим характеристиками, ни по разнообразию и мощности вооружения. Наши ПЛ 667-го проекта во всех отношениях являются в этом классе уникальными по своему качеству кораблями нового поколения!

Опытный образец воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ)

Питерская установка позволяет вырабатывать водород, необходимый для получения электроэнергии, непосредственно из дизтоплива и ровно в тех количествах, которые необходимы для обеспечения электродвижения под водой. Западные аналоги предполагают закачивать водород в специальные емкости, что повышает пожароопасность субмарины. Энергетическая мощность отечественной установки — 400 кВт. Лучшие зарубежные аналоги выдают не более 180 кВт, российская ВНЭУ позволяет использовать стандартное дизельное топливо и не требует сложного берегового обслуживания. При этом она не имеет движущихся частей. В плане акустики это большое преимущество.

ЦКБ «Рубин» — главный разработчик подводных лодок в России, спроектировал «Ладу» так, что она способна наносить залповые торпедно- ракетные удары по морским и стационарным наземным целям как из торпедных аппаратов, так и из специализированных вертикальных ракетных шахт. За счет уникального гидроакустического комплекса наша лодка имеет существенно увеличенную дистанцию обнаружения целей. Она может погружаться на 300 м, имеет скорость полного подводного хода до 21 узла, автономность — 45 суток. Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.

Выносная винтовая колонка РДК-35

О ВНЭУ нашей лодки известно пока немного. Так же как и у немцев, в ее основе будет электрохимический генератор. Но она будет принципиально отличаться тем, что водород, необходимый для работы ВНЭУ, будет получаться прямо на борту с помощью переработки имеющегося дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога, что позволит увеличить время её непрерывного нахождения лодки под водой до 25 суток. Одновременно и стоить «Лада» будет существенно меньше, чем немецкие лодки проекта 212214.

До 2020 года российский же флот рассчитывает получить 14 единиц таких новых неатомных подводных лодок 4-го поколения.

Развёртывание в составе Российского ВМФ дополнительно двух-трёх соединений «Лад» способно принципиально изменить соотношение сил не только на Балтике, Каспии и Чёрном море, но и на Севере, и в Средиземноморье, в Атлантике и Индийском океане. На Севере, в Баренцевом море такие лодки способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и стран НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших стратегических ядерных сил.

Унифицированный перископный комплекс УПК «Парус-98?

Сейчас наши ракетоносцы несут боевую службу по большей части под льдами Арктики, где они практически недоступны для вражеского воздействия. Американцы могут засечь, отследить и поразить наш подводный крейсер лишь на этапе его перехода в район боевого патрулирования. А «Лады» 667-го проекта идеально приспособлены для противодействия американским АПЛ, следящим за нашими «стратегами», так как слышат их на дистанциях гораздо больших, чем американцы способны услышать «Ладу». В таких условиях поражение вражеской субмарины – то ли «Ладой» самостоятельно, то ли с помощью наведения на неё сил противолодочной авиации и надводных кораблей – становится делом техники.

Прибор №1 ГАК «Лира» — носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01 Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса

Что касается Средиземного моря, Атлантики и Индийского океана, то наличие в их водах в достаточном количестве подводных лодок, подобных «Ладе», практически обнуляет там американскую военно-морскую мощь, ядром которой являются авианосные ударные группировки (АУГ). Ещё в советские времена «дизелюхи» проекта 641Б умудрялись прорывать противолодочную оборону авианосцев и, бывало, всплывали прямо под носом у обалдевших американских адмиралов. И лишь малый запас подводного хода, отсутствие дальнобойного ракетного вооружения да невозможность оставаться в подводном положении больше 3-х суток давали американцем шанс в этом противостоянии с советскими подводниками.

Сегодня, при условии, что «Лада» будет действительно способна оставаться под водой до 25 дней, её боекомплект включит в себя мощный противокорабельный ракетный комплекс, подобный «Калибру» 6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания «Мурена» (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед. Боезапас — мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды «Шквал» и ПКР «Бирюза» (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1., а разведка и наведение ПЛ на АУГ будет осуществляться с использованием эшелонированной разведки, включающей космическую группировку, такого шанса у хвалёных штатовских авианосцев уже не будет! А это значит, что в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет свой главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и окончательно утратит свою глобальную геополитическую роль.

http://army-news.ruhttp://bastion-karpenko.narod.ruhttps://ru.wikipedia.org/http://sdelanounas.ru

http://cont.ws

comments powered by HyperComments

www.putin-today.ru


Смотрите также