Замена гибкого вала спидометра ВАЗ. Вал спидометра


Приборы для измерения скорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Спидометры и тахометры



Спидометры

Спидометр информирует водителя о скорости движения автомобиля и пройденном пути, и объединяет два измерительных устройства - указатель скорости и счетчик пройденного пути, называемый одометром. Спидометр является важным контрольно-измерительным прибором, поскольку информирует водителя о безопасном режиме движения, поэтому эксплуатация автомобиля с неисправным спидометром запрещается правилами дорожного движения.

спидометр автомобиля

Считается, что спидометр (от английского «speed» - скорость) изобрел в 1801 году наш соотечественник - крепостной механик-самоучка Егор Кузнецов. Он приспособил к конному экипажу счётчик собственной конструкции, позволяющий не только подсчитывать число пройденных саженей и вёрст, но и скорость движения. Диковинка, которую назвали «верстометром» была показана императору Александру I и некоторое время забавляла придворных. Затем, как это часто бывало в России, «верстометр» был надолго забыт. И лишь спустя две сотни лет сотрудники Санкт-Петербургского Эрмитажа обнаружили это уникальное устройство в одном из хранилищ знаменитого музея. Его удалось реставрировать и выставить в музейной экспозиции.

На автомобиль первый прибор для измерения скорости был установлен в 1901 году. Вплоть до 1910 года спидометр считался диковинной вещью и устанавливался в качестве необязательной опции, лишь спустя годы автозаводы стали включать его в обязательную комплектацию автомобилей. Конструкция спидометра, изобретенная в 1916 году Николой Тесла, дошла до нынешних дней, практически не претерпев изменений.

В качестве привода спидометров используется электропривод или гибкий вал (механический привод, который обычно называют «тросиком спидометра»). Тип привода спидометра зависит от удаленности прибора и места его присоединения к трансмиссии автомобиля.

Гибкие валы для привода рекомендуют устанавливать, если длина трассы не превышает 3,55 метра. При большей длине трассы рекомендуется электропривод. Привод спидометра осуществляется от ведомого вала коробки передач или раздаточной коробки. Для этого в узле, от которого осуществляется привод, устанавливается редуктор, передаточное число которого выбирают в зависимости от передаточного числа главной передачи и радиуса качения колеса автомобиля. Редуктор соединяют со спидометром либо механическим путем (гибким валом), либо электрическим (посредством специального датчика). Сигнал с редуктора (или приводимого от редуктора датчика) поступает на спидометр, где преобразуется в соответствующую информацию.

Дополнительную информацию об автомобильных спидометрах и их приводах можно получить здесь.

Спидометры с механическим приводом (от гибкого вала)

Все спидометры с приводом от гибкого вала имеют одинаковый принцип действия и отличаются лишь особенностями исполнения скоростного и счетного узлов и внешним оформлением.

На рис. 1 приведен спидометр с механическим приводом (от гибкого вала), который приводится в действие от входного валика 1 с гнездом квадратного сечения, в которое вставляется квадратный наконечник гибкого вала. На другом конце входного валика закреплены постоянный магнит 5 и термокомпенсационная шайба (магнитопровод) 4. Магнит 5 намагничен так, что его полюсы направлены к краям диска.

спидометр с механическим приводом

Рис. 1. Спидометр с приводом от гибкого вала: 1 - входной валик; 2 - фетровый фитиль; 3 - заглушка; 4 - шайба; 5 - магнит; 6 - катушка; 7 - экран; 8 - ось; 9 - рычажок; 10 - спиральная пружина; 11 - стрелка; 12, 13 - валики

На оси 8, свободно вращающейся в двух подшипниках, с одной стороны закреплена стрелка 11, а с другой – катушка 6. Катушка чаще всего выполняется в виде чаши, которая с некоторым зазором охватывает магнит 5. Катушка изготовляется из немагнитного материала, например из алюминия. Снаружи катушка 6 закрыта экраном 7 из магнитомягкого материала, который концентрирует магнитное поле магнита 5 в зоне катушки. Со стороны стрелки к оси 8 одним концом прикреплена спиральная пружина 10. Другой конец пружины прикреплен к рычажку 9, поворотом которого можно регулировать натяжение спиральной пружины.

При движении автомобиля от гибкого вала приводится во вращение входной валик 1 и вместе с ним магнит 5. При этом его магнитный поток, пронизывая катушку 6, наводит в ней вихревые токи, которые вызывают образование магнитного поля катушки. Два магнитных поля (магнита и катушки) взаимодействуют между собой таким образом, что на катушку действует крутящий момент, направление которого противоположно моменту, создаваемому пружиной. В результате катушка вместе с осью и стрелкой повернется на угол, при котором возрастающий момент сил упругости пружины станет равным моменту магнитных сил, действующих на катушку. Так как крутящий момент катушки пропорционален скорости вращения магнита, а, следовательно, и скорости движения автомобиля, угол поворота катушки и стрелки с увеличением скорости возрастают.

Термокомпенсационная шайба 4, установленная вместе с магнитом 5, нейтрализует влияние изменения температуры окружающей среды на сопротивление катушки. Увеличение сопротивления катушки приводит к уменьшению наводимых в ней токов и вызываемого ими магнитного потока. Шайба 4 при этом обеспечивает увеличение магнитного потока, пронизывающего катушку путем изменения магнитной проницаемости.

Валик 1 большинства спидометров снабжен масленкой, установленной в хвостовой части спидометра. Она состоит из заглушки 3 с отверстием, и расположенным под ней фетровым фитилем 2, который пропитан маслом и смазывает валик.

Привод счетного узла осуществляется от входного валика 1 через валики 12 и 13 посредством трех понижающих червячных передач, соединенных последовательно. Червячные передачи обеспечивают передаточное отношение 624 или 1000.

По конструкции счетные узлы бывают с внешним и внутренним зацеплением счетных барабанчиков. Обычно счетный узел содержит шесть барабанчиков, которые свободно насажены на одной оси. При внешнем зацеплении (рис. 2) каждый барабанчик 7 с одной стороны имеет 20 зубцов 4, находящихся в постоянном зацеплении с зубцами трибок 8, также свободно вращающихся на своей оси. Со стороны, противоположной зубчатой, барабанчики, кроме крайнего левого, имеют два зубца 5 с впадиной между ними. Каждая трибка имеет шесть зубцов. Три зубца трибки со стороны двух зубцов 5 барабанчиков укорочены по ширине через один.

устройство спидометра

Рис. 2. Счетный узел с внешним зацеплением: 1, 3 - длинные зубья трибки; 2 - укороченный по ширине зубец трибки; 4 - зубцы барабанчика; 5 - два зубца барабанчика; 6 - выемка, укорачивающая зубец трибки; 7 - барабанчик; 8 - трибка

Крайний правый барабанчик постоянно приводится во вращение червячной передачей. Когда два зубца 5 подходят к укороченному зубцу трибки, они захватывают его и поворачивают на 1/3 оборота. При этом следующий барабанчик поворачивается на 1/10 оборота. Повернувшаяся трибка после поворота устанавливается так, что при следующем проходе зубцов 5 они опять захватят укороченный зубец. Остановиться в другом положении трибка не может, так как этому мешают длинные зубцы, скользящие по цилиндрической части барабанчика.

Таким образом обеспечивается поворот каждого барабанчика на 1/10 при полном повороте предыдущего. При такой конструкции через каждые 100 тыс. оборотов начального (правого) барабанчика, полный оборот которого соответствует 1 км пробега автомобиля, все барабанчики возвращаются в исходное положение, и отсчет показаний начинается с нуля.

На рис. 2 приведено устройство спидометра 16.3802, устанавливаемого на автомобили марки УАЗ. Спидометр 16.3802 механический, с приводом с помощью гибкого вала от раздаточной коробки. Состоит из стрелочного указателя скорости движения автомобиля и суммарного счетчика пройденного пути. Оснащен индикатором включения дальнего света фар.

как устроен автомобильный спидометр

Рис. 2. Спидометр автомобиля УАЗ: 1 - приводной валик; 2 - фильц с запасом смазки; 3 - отверстие для смазки; 4 - постоянный магнит; 5 - катушка; 6 - возвратная пружина стрелки; 7 - регулировочная пластина натяжения пружины; 8 - подшипник оси стрелки; 9 - кронштейн барабанчиков; 10 - стрелка; 11 - ось стрелки; 12 - ось барабанчиков; 13 - шестерня счетного барабанчика; 14 - корпус механизма; 15 - промежуточный червячный валик; 16 - горизонтальный червячный валик; 17 - экран; 18 - стойка стрелки; 19 - кронштейн трибки; 20 - трибка; 21 - счетный барабанчик; 22 - запорная пластина

Основные характеристики спидометра 16.3802:

  • Диапазон показаний скорости, км/ч: 0-120;
  • Цена деления, км/ч: 5;
  • Емкость счетчика пройденного пути, км: 99999,9;
  • Число оборотов приводного вала, соответствующее 1 км пробега: 624;
  • Посадочный диаметр кожуха (мм): 100;
  • Присоединительные размеры с гибким валом, мм: М18×1,5 квадрат 2,67;
  • Масса, кг: 0,54.
Спидометры с электроприводом

Спидометры с электроприводом имеют такие же магнитоиндукционный и счетный узлы, как и спидометры с механическим приводом. Электропривод спидометра состоит из датчика, который устанавливается на коробке передач, электродвигателя, вращающего приводной валик магнитоиндукционного узла указателя и устройства электронного управления электродвигателем. Электродвигатель и устройство управления смонтированы в одном корпусе с магнитоиндукционным узлом.

спидометр с электрическим приводом

Датчик электропривода представляет собой трехфазный генератор переменного тока, ротором которого служит постоянны четырехполюсный магнит. Как и гибкий вал, ротор датчика приводится во вращение от ведомого вала коробки передач. При вращении ротора в каждой фазе статора, соединенного «звездой» (рис. 4), вырабатывается переменная синусоидальная ЭДС, частота которой пропорциональна частоте вращения вала КПП, а значит, и скорости движения автомобиля. Сигнал каждой фазы статора управляет транзисторами VT1, VT2 и VT3, работающих в режиме электрического ключа.

Цепи коллектор-эмиттер транзисторов включены в цепи фазных обмоток трехфазного синхронного двигателя. Ротором электродвигателя служит четырехполюсный постоянный магнит. Когда с фазной обмотки датчика на базу соответствующего транзистора поступает положительная полуволна ЭДС, он открывается, и по соответствующей фазной обмотке электродвигателя будет протекать ток. Так как фазные обмотки датчика сдвинуты на 120˚, то открытие транзисторов будет также сдвинуто во времени. Поэтому магнитное поле статора электродвигателя, создаваемое его обмотками, сдвинутыми также на 120˚, будет вращаться с частотой вращения ротора датчика. Вращающееся магнитное поле статора, воздействуя на постоянный магнит ротора, приводит его во вращение с той же частотой. Резисторы R1 – R6 в схеме электронного ключа улучшают условия переключения транзисторов.

***



Тахометры

Приборы, измеряющие частоту вращения коленчатого вала, делятся на тахометры, фиксирующие число оборотов в минуту в данный момент, и тахоскопы – счетчики, показывающие число оборотов вала за определенный момент времени. Тахоскопы используются при испытаниях двигателей после капитального ремонта, и на автомобилях не устанавливаются.

Тахометры применяются на автомобилях, если есть необходимость в контроле частоты вращения коленчатого вала двигателя. По принципу действия манометры бывают центробежные, электрические, электронные (импульсные), магнитные (индукционные), стобоскопические и др. На автомобилях наиболее широкое применение получили электрические тахометры, обеспечивающие дистанционное измерение частоты вращения коленчатого вала.

На дизелях привод тахометра осуществляется от распределительного вала двигателя с помощью гибкого вала или электропривода. Тахометры магнитоиндукционного типа, устанавливаемые для контроля частоты вращения коленчатого вала дизеля, имеют электропривод. Их конструкция аналогична конструкции спидометра с электроприводом. Отличаются они отсутствием счетного узла.

На карбюраторных двигателях для контроля частоты вращения коленчатого вала обычно устанавливаются электронные тахометры, принцип действия которых основан на измерении частоты импульсов, возникающих в первичной цепи системы зажигания при размыкании первичной цепи.

Схема электронного тахометра (рис. 5) обеспечивает измерения частоты прерывания тока в первичной цепи системы зажигания.

схема электронного тахометра автомобиля

Рис. 5. Схема электронного тахометра

Состоит схема из трех узлов: узла формирования запускающих импульсов, узла формирования измерительных импульсов и стрелочного магнитоэлектрического прибора. На вход тахометра поступает входной сигнал I из первичной цепи системы зажигания. Узел формирования запускающих импульсов, состоящий из резисторов R1, R2, конденсаторов С1, С2, С3, С4 и стабилитрона VD1, выделяет из имеющего форму затухающей синусоиды сигнала I сигнал II, имеющий форму одиночного импульса, который поступает на базу транзистора VT1 узла формирования измерительных импульсов.

В исходном состоянии транзистор VT2 открыт, так как через резисторы R11, R10 и R5 по нему протекает ток базы, а конденсатор С5 заряжен. Транзистор VT1 в это время закрыт, так как потенциал его эмиттера, вызванный значительным падением напряжения на резисторе R5, больше потенциала базы. Когда положительный импульс II поступает на базу транзистора VT1, он открывается. Конденсатор С5 разряжается через открытый транзистор VT1, создавая на базе транзистора VT2 отрицательное смещение, которое его запирает.

Транзистор VT1 поддерживается открытым током базы, протекающим через резисторы R11, R9, R8 и R5. Открытый транзистор VT1 обеспечивает протекание тока по измерительному прибору через резисторы R11, R7, R3 и R5. Длительность импульса III тока, протекающего по измерительному прибору, определяется временем разряда конденсатора С5. После разряда конденсатора С5 транзистор VT2 открывается, так как исчезает отрицательное смещение на его базе, а транзистор VT1 закрывается.

Частота импульсов III тока равна частоте размыканий первичной цепи системы зажигания. Эффективное значение импульсов тока Iэф, пропорциональное их частоте, показывает прибор.

Переменным резистором R7 при настройке регулируют амлитуду импульсного тока. Терморезистор R3 компенсирует температурную погрешность прибора. Диод VD2 служит для защиты транзистора VT1. Стабилитрон VD3 обеспечивает стабилизацию напряжения питания прибора.

***

Система зажигания двигателя



k-a-t.ru

10.10. Замена гибкого вала и редуктора привода спидометра

10.10. Замена гибкого вала и редуктора привода спидометра

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Вал привода спидометра одним концом соединен с редуктором привода на коробке передач, а другим - с механизмом спидометра в комбинации приборов.

Работу выполняйте на подъемнике или смотровой канаве.

Вам потребуются
  • отвертка
  • пассатижи
  • ключи "на 10", "на 13"
  • проволока (диаметр 0,2-0,5 мм, длина примерно 2 м) для облегчения монтажа вала

Наконечник оболочки вала, который присоединяется к редуктору спидометра, имеет защитный чехол.

Редуктор привода спидометра расположен в левой задней части коробки передач (вверху):

1 - вал привода спидометра2 - гайка наконечника вала привода спидометра3 - редуктор привода спидометра

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Замена вала привода спидометра

1. Снимите с панели комбинацию приборов (см. подраздел 10.9.1.). Ослабьте пассатижами затяжку гайки наконечника вала.

2. Отверните гайку и отсоедините вал от спидометра.

3. Привяжите к гайке (за проушину для пломбы) проволоку.

4. Отверните гайку и отсоедините вал от редуктора привода спидометра.

5. Потяните за оболочку вал вниз и снимите его с автомобиля, не вытягивая проволоку до конца. Отвяжите ее.

6. Установите новый вал (привязав к нему оставшуюся на автомобиле проволоку и втягивая в салон) в порядке, обратном снятию.

 

Рекомендация к операции 6

Перед установкой вала вытащите трос из оболочки и смажьте его на 2/3 длины смазкой Литол-24, начиная со стороны наконечника, присоединяемого к редуктору.

Пояснениe к операции 6

Аккуратно заправьте на место защитный чехол. При установке вала расположите его так, чтобы он не имел сильных перегибов (радиусы изгиба должны быть более 100 мм). Лучше прокладывать вал по прежней трассе. 

Замена редуктора привода спидометра

7. Отверните гайку и отсоедините гибкий вал от редуктора привода спидометра.

8. Отверните гайку крепления корпуса редуктора к картеру коробки передач, снимите пружинную шайбу.

9. Ослабьте правую гайку крепления кронштейна безопасности, а левую отверните.

10. Отверните две гайки крепления поперечины задней опоры двигателя, снимите шайбы, плавно опустите коробку передач вниз.

11. Сдвиньте отверткой редуктор с места.

12. Деревянным бруском или монтажной лопаткой сместите коробку передач вправо и снимите редуктор.

13. Установите новый редуктор в порядке, обратном снятию. Редукторы соответствуют передаточному числу главной передачи. Обратите внимание на метку краской, обозначающую передаточное число: синяя - 3,9; красная - 4,1; без метки - 4,3.

carmanz.com

Замена гибкого вала спидометра ВАЗ

Zamena-gibkogo-vala-spidometra-Vaz

Вал привода спидометра одним концом соединен с редуктором привода на коробке передач, а другим — с механизмом спидометра в комбинации приборов.Для замены на автомобиле ВАЗ, гибкого вала привода спидометра вам потребуются: отвертка, пассатижи, ключи « 10» и « 13», проволока (диаметр 0,2-0,5 мм, длина примерно 2 м) для облегчения монтажа вала привода спидометра.Замену гибкого вала привода спидометра выполняйте на подъемнике или смотровой канаве.

гайка наконечника вала привода спидометра

1. Снимите панель приборов. Ослабьте пассатижами затяжку гайки наконечника вала, отверните гайку и отсоедините вал от спидометра.

2. Привяжите к гайке (за проушину для пломбы) проволоку.

гайка редуктора привода спидометра

3. Отверните гайку и отсоедините вал от редуктора привода спидометра.

снятие оболочки вала привода спидометра

4. Потяните за оболочку вал вниз и снимите его с автомобиля, не вытягивая проволоку до конца. Отвяжите ее.5. Установите новый гибкий вал привода спидометра (привязав к нему оставшуюся на автомобиле проволоку и втягивая в салон) в порядке, обратном снятию.

защитный чехл

Наконечник оболочки вала, который присоединяется к редуктору спидометра, снабжен защитным чехлом.

трос спидометра ваз 2106

Перед установкой вала вытащите трос из оболочки и смажьте его на 2/3 длины смазкой Литол-24, начиная со стороны наконечника, присоединяемого к редуктору.

6. Аккуратно заправьте на место защитный чехол.При установке вала расположите его так, чтобы он не имел сильных перегибов (радиусы изгиба должны быть более 100 мм). Лучше прокладывать вал по прежней трассе.

www.avtomotiv-tomix.ru

Гибкий вал - спидометр - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Гибкий вал - спидометр

Cтраница 1

Гибкий вал спидометра ГВ134 - АН ( рис. 184) полуразборной конструкции имеет оболочку с надетой на нее трубкой, защищающей вал от попадания в него воды и предотвращающей вытекание смазки, имеющейся внутри оболочки.  [2]

Проверить крепление гибкого вала спидометра, который должен быть надежно закреплен с помощью накидной гайки; проверить и, если нужно, отрегулировать привод управления коробкой передач.  [3]

При данном обслуживании одаш раз в год смазывают гибкий вал спидометра.  [5]

Во время работы при низкой температуре в оболочке гибкого вала спидометра застывает смазка, что часто ведет к скручиванию троса гибкого вала. Для предотвращения скручивания рекомендуется перед наступлением холодов снять гибкий вал спидометра и смазать его.  [6]

Наружный осмотр и крепление крышек, люкон и картера коробки передач; крепление оболочки гибкого вала спидометра.  [7]

Снимают: тягу управления жалюзи радиатора; панель приборов с пучками проводов, контрольными приборами и переключателями в сборе; обивку передка и заглушек; фары, подфарники и сигналы; стеклоочиститель, блок питания; радиоприемник, выключатель контрольной лампы ручного тормоза и гибкий вал спидометра; катушку зажигания, реле включения стартера и реле-регулятор; плафон, дверные выключатели и пучок проводов № 2; вентиляцию передка и отопление; воздушный фильтр, изоляцию щитка передка и обивочные рейки кузова; термоизоляционный картон крыши, уплотнители и буферки капота; передний и задний буфера; радиатор: задние и передние крылья; щитки радиатора и брызговик облицовки радиатора. Затем снимают агрегаты и механизмы с автомобиля.  [8]

Гибкий вал спидометра на автомобиле монтируется так, чтобы радиус изгибов был не менее 150 мм. Следует учитывать, особенно при смене гибкого вала, что наличие крутых изгибов приводит к сокращению срока службы вала и, кроме того, может вызвать колебания стрелки спидометра и стуки. Поэтому при осмотре автомобиля следует проверить правильность монтажа вала. Вал должен быть обязательно закреплен скобами ( одной к щитку кабины и другой к полу около коробки передач) и не должен иметь крутых изгибов, особенно вблизи его концов.  [9]

Гибкий вал спидометра на автомобиле монтируют так, чтобы радиус изгибов был не менее 150 мм. Следует учитывать, особенно при смене гибкого вала, что крутые изгибы сокращают сроки службы вала и, кроме того, могут вызвать колебания стрелки спидометра и стуки.  [10]

Для защиты оболочки от коррозии применяется промасливание, фосфати-рование или цинкование. На оболочки гибких валов мотоциклетных спидометров надевают полихлорвиниловые трубки. Благодаря этому гибкий вал полностью защищен от пыли, воды, масла и бензина. Защитные трубки из натуральной резины себя не оправдывают.  [11]

Уход спидометром и гибким валом спидометра в эксплуатации зак, чается в выполнении ряда операций.  [12]

Во время работы при низкой температуре в оболочке гибкого вала спидометра застывает смазка, что часто ведет к скручиванию троса гибкого вала. Для предотвращения скручивания рекомендуется перед наступлением холодов снять гибкий вал спидометра и смазать его.  [13]

Некоторые автомобильные фирмы рекомендуют применять консистентные смазки в отдельных небольших редукторах, поскольку смазки лучше удерживаются в трущемся узле, обеспечивая надежную его работу. Консистентные смазки применяют для смазки привода стеклоочистителя, гибкого вала спидометра и его наконечника, а также некоторых других подобных механизмов. Требования к этим смазкам описаны в спецификации Chrysler MS-2861. Смазка имеет гладкую плотную текстуру и обладает хорошими высоко - и низкотемпературными свойствами.  [14]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru