Цепи защищаемые плавкими предохранителями


Электрооборудование 2108 Общие сведения — Энциклопедия журнала "За рулем"

ЭлектрооборудованиеОбщие сведения

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» — кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.

Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Электродвигатели моторедукторов (очистителей ветрового стекла, заднего стекла (ВАЗ-2108, -2109), фар — если установлены) защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия. Цепь питания системы впрыска (двигатель -2111) защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения (1 мм2). Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания (карбюраторные двигатели), пуска двигателя, цепь «генератор — выключатель зажигания — монтажный блок». Мощные потребители (стартер, фары, электродвигатель вентилятора системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.

Большинство предохранителей и реле находятся в монтажном блоке, номинал предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице. До 1986 г. лампы противотуманного света в задних фонарях и контрольная лампа противотуманного света защищались предохранителем № 15 монтажного блока. С 1986 г. они защищены отдельным предохранителем, расположенным в жгуте проводов около выключателя противотуманного света. Этот предохранитель рассчитан на ток 8 А и находится в отдельном пластмассовом корпусе. При выходе из строя монтажного блока возможна замена печатной платы или припайка проводов взамен перегоревших токоведущих дорожек.

С 1998 г. на части автомобилей взамен блока 17.3722 устанавливаются монтажные блоки 2114-3722010-60 или 2114-3722010-10, 2114-3722010-18 с ножевыми предохранителями (см. Замена предохранителей и реле). Новые блоки отличаются от старого номиналом и обозначением предохранителей, обозначением реле и разъемов (буква Х вместо Ш), а также отсутствием реле времени омывателя заднего стекла и реле электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (на эти автомобили устанавливается датчик-выключатель нового типа, его контакты рассчитаны на большой ток, поэтому необходимость в реле отпала). При замене монтажного блока нового образца на старый необходимо подключить электровентилятор через реле, иначе сгорят дорожки печатной платы. Если старый блок меняется на новый, то необходимо установить и датчик включения электровентилятора нового образца. Некоторые различия имеются и в схеме подключения очистителей фар — они описаны в разделе Очистители и омыватели фар. Для отличия блока 2114-3722010-60 для семейства ВАЗ-2108 (в цепь питания обмотки возбуждения генератора включены резисторы и диод) от внешне похожего блока для ВАЗ-2115 на нем имеется белая метка около разъема Х11.

Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства. Запорный стержень противоугонного устройства выдвигается, если ключ установить в положение «Стоянка» и вынуть из замка. После этого следует повернуть рулевое колесо, чтобы стержень вошел в паз на рулевом валу, заблокировав его. Запорный стержень утапливается (освобождает вал) при повороте ключа из положения «Стоянка» в положение «Выключено». Выключатель зажигания также снабжен механическим блокировочным устройством против ошибочного включения стартера при работающем двигателе. Для повторного включения стартера необходимо повернуть ключ из положения «Зажигание» в положение «Выключено» и лишь затем в положение «Стартер».

Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звукового сигнала, стоп-сигнала, аварийной сигнализации, прикуривателя, плафона, штепсельной розетки для переносной лампы.

На автомобилях с двигателем ВАЗ-2111 устанавливается жгут системы впрыска (жгут системы зажигания отсутствует, хотя колодка его подключения сохранена). Реле и предохранители системы впрыска находятся возле контроллера, под журнальной полкой панели приборов.

Схемы электрооборудования автомобилей приведены в Приложениях.

При ремонте системы электрооборудования отсоединяйте клемму «–» аккумуляторной батареи (при выключенном зажигании).

Прежде чем установить новый предохранитель взамен перегоревшего, выясните и устраните причину его перегорания.

Не используйте предохранители увеличенного номинала или самодельные: это может привести к перегоранию дорожек печатной платы, а возможно, и к пожару.

Из-за опасности короткого замыкания не поддевайте перегоревшие предохранители металлическими инструментами (отвертками), если соответствующие цепи не обесточены.

Монтажные блоки

а – расположение реле и предохранителей в монтажном блоке 2114-3722010-18:К1 – реле включения очистителей фар;К2 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;К3 – реле очистителя ветрового стекла;К4 – реле контроля исправности ламп;К5 – реле включения стеклоподъемников;К6 – реле включения звуковых сигналов;К7 – реле включения обогрева заднего стекла; К8 – реле включения дальнего света фар;К9 – реле включения ближнего света фар;F1–F16 – плавкие предохранители;б – монтажный блок 17.3722;в – монтажный блок 2114-3722010-60.

Цепи, защищаемые плавкими предохранителями в монтажном блоке 17.3722.

№ предохранителя Защищаемые цепи
1 (8 А) Правая противотуманная фара
2 (8 А) Левая противотуманная фара
3 (8 А) Очистители фар (в момент включения).Реле включения очистителей фар (контакты).Клапан включения омыва фар
4 (16 А) Очистители фар (в рабочем режиме).Реле включения очистителей фар (обмотка).Электродвигатель вентилятора отопителя.Электродвигатель омывателя стекол.Моторедуктор очистителя заднего стекла.Реле времени омывателя заднего стекла.Клапаны включения омыва ветрового и заднего стекол.Реле (обмотка) включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла.Контрольная лампа обогрева заднего стекла.Лампа освещения вещевого ящика
5 (8 А) Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота).

Контрольная лампа указателей поворота.Задние фонари (лампы света заднего хода).Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла.Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя).Контрольная лампа уровня тормозной жидкости.Контрольная лампа давления масла.Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.Контрольная лампа стояночного тормоза.Лампа светового табло «SТОР».Указатель температуры охлаждающей жидкости.Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва.Вольтметр

6 (8 А) Задние фонари (лампы стоп-сигнала).Плафон освещения салонаЭлектростеклоподъемники передних дверей.Реле включения электростеклоподъемников
7 (8 А) Фонари освещения номерного знака.Подкапотная лампа.Лампы освещения приборов.Контрольная лампа наружного освещения.Табло подсветки рычагов отопителя.Лампа освещения прикуривателя
8 (16 А) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.и реле его включения (контакты).Звуковой сигнал и реле его включения
9 (8 А) Левая фара (габаритный свет).Левый задний фонарь (габаритный свет)
10 (8 А) Правая фара (габаритный свет).Правый задний фонарь (габаритный свет)
11 (8 А) Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации).Контрольная лампа аварийной сигнализации
12 (16 А) Элемент обогрева заднего стекла.Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла.Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель
13 (8 А) Правая фара (дальний свет)
14 (8 А) Левая фара (дальний свет).Контрольная лампа включения дальнего света фар
15 (8 А) Левая фара (ближний свет)
16 (8 А) Правая фара (ближний свет)

Цепи, защищаемые плавкими предохранителями в монтажном блоке 2114-3722010-60.

№ предохранителя Защищаемые цепи
F1 (10 А) Очистители фар (в момент включения).Реле включения очистителей фар (контакты).Клапан включения омыва фар
F2 (10 А) Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации).Контрольная лампа аварийной сигнализации
F3 (10 А) Задние фонари (лампы стоп-сигнала).Плафон освещения салона
F4 (20 А) Элемент обогрева заднего стекла.Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла.Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель
F5 (20 А) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.и реле его включения (контакты).Звуковой сигнал и реле его включения
F6 (30 А) Электростеклоподъемники передних дверей.Реле включения электростеклоподъемников
F7 (30 А) Очистители фар (в рабочем режиме).Реле включения очистителей фар (обмотка).Электродвигатель вентилятора отопителя.Электродвигатель омывателя стекол.Моторедуктор очистителя заднего стекла.Реле времени омывателя заднего стекла.Клапаны включения омыва ветрового и заднего стекол.Реле (обмотка) включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла.Контрольная лампа обогрева заднего стекла.Лампа освещения вещевого ящика
F8 (7,5 А) Левая противотуманная фара
F9 (7,5 А) Правая противотуманная фара
F10 (7,5 А) Фонари освещения номерного знака.Подкапотная лампа.Лампы освещения приборов.Контрольная лампа наружного освещения.Табло подсветки рычагов отопителя.Лампа освещения прикуривателяЛевая фара (габаритный свет).Левый задний фонарь (габаритный свет)
F11 (7,5 А) Правая фара (габаритный свет).Правый задний фонарь (габаритный свет)
F12 (7,5 А) Правая фара (ближний свет)
F13 (7,5 А) Левая фара (ближний свет)
F14 (7,5) Левая фара (дальний свет).Контрольная лампа включения дальнего света фар
F15 (7,5 А) Правая фара (дальний свет)
F16 (15 А) Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота).

Контрольная лампа указателей поворота.Задние фонари (лампы света заднего хода).Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла.Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя).Контрольная лампа уровня тормозной жидкости.Контрольная лампа давления масла.Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.Контрольная лампа стояночного тормоза.Лампа светового табло «SТОР».Указатель температуры охлаждающей жидкости.Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва.Вольтметр

Замыкание контактов при различных положениях ключа зажигания

Положение ключа Контакты под напряжением Включаемые цепи
0 (выключено) 30 и 30/1
I (зажигание) 30-INT Наружное освещение. Освещение приборов.Сигнализация дальним светом фар
30/1-15/2 Обмотка возбуждения генератора. Система зажигания.Очиститель ветрового стекла. Блок управленияэлектромагнитным клапаном карбюратора.Указатели поворота.Свет заднего хода. Контрольные приборы
30-15/2 Ближний и дальний свет фар. Противотуманный свет.Фароочистители. Очиститель заднего стекла.Обогрев заднего стекла. Омыватель. Вентилятор отопителя.Вентилятор системы охлаждения двигателя
II (стартер) 30/1-15/1 См. положение I (зажигание)
30-50 Стартер
30-INT См. положение I (зажигание)
30-INT См. положение I (зажигание)
30/1-Р –*

* Контакт «Р» до 1988 г. использовался для включения стояночного света.

wiki.zr.ru

Электрооборудование

Замена предохранителей и реле

Монтажный блок реле и предохранителей установлен в моторном отсеке с левой стороны вблизи моторного щита.

На автомобиле могут быть установлены блоки как старого, так и нового (с ножевидными предохранителями) образца. Блоки разных конструкций не взаимозаменяемы.

Электрически цепи, защищаемые плавкими предохранителями (монтажный блок старого образца)

№ предохранителя (сила тока, А)

Электрические цепи, защищаемые плавкими предохранителями

1(8)

Резерв

2(8)

Резерв

3(8)

Резерв

4(16)

Обмотка реле вентилятора радиатора. Электроцепь переключатели и электродвигателя отолителя

5(3)

Выключатель аварийной сигнализации (в режиме указателей поворотов), прерыватель указателей поворотов, переключатель указателей поворотов Сигнальная лампа указателей поворотов, контрольные лампы указателей поворотов Выключатель света заднего хода, лампы заднего хода Тахометр Вольтметр Указатель уровня топлива, датчик уровня топлива, контрольная лампа уровня топлива Указатель температурь! охлаждающей жидкости Датчик температуры Контрольна» лампа и датчик аварийного давления масла Лампа аварийного состояния тормозной системы Выключатель гидропривода тормозов Выключатель стояночного тормоза

6(8)

Выключатель и лампы стоп-сигнала Плафон освещения салона

7(8)

Лампы фонаря освещения номерного знака Контрольная пампа включения габаритного освещения Лампы подсветки рычагов отопитепя и прикуривателя Плафон освещения вещевого ящика Выключатель и лампы освещения комбинации приборов

8(16)

Звуковой сигнал, выключатель звукового сигнала Электродвигатель вентилятора радиатора

9(8)

Лампа габаритного света левой фары Лампа габаритного света левого заднего фонаря

10(8)

Лампа габаритного света правой фары Лампа габаритного света правого заднего фонаря Выключатель лампы противотуманных фонарей Контрольная лампа противотуманных фонарей

11 (8)

Выключатель, прерыватель указателей поворотов и лампы указателей поворотов, контрольная пампа в режиме аварийной сигнализации

12(16)

Прикуриватель, розетка для переносной лампы

13 (8)

Дальний свет правой фары

14 (8)

Дальний свет левой фары, контрольная лампа дальнего света

15(8)

Ближний свет правой фары

16(8)

Ближний свет левой фары

Электрические цепи, защищаемые плавкими предохранителями (монтажный блок нового образца)

№ предохранителя (сипа тока. А)

Электрические цепи, защищаемые плавкими предохранителями

F1(10 А)

Резерв

F2(10A)

Указатели поворотов и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) Контрольная лампа аварийной сигнализации

F3(10А)

Задние фонари (лампы стоп-сигнала) Плафон освещения салона

F4(20А)

Элемент обогрева заднего стекла Рале (контакты) включения обогрева заднего стекла Прикуриватель, розетка для переносной лампы

F5(20А)

Звуковой сигнал, выключатель звукового сигнала

F6(30А)

Резерв

F7(30А)

Электродвигатель вентилятора ото пи те л я Электродвигатель омывателя ветрового стекла Реле (обмотка) включения электровентилнтора радиатора Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла Контрольная лампа включения обогрева заднего стекла Плафон освещении вещевого ящика

F8(7,5 А)

Резерв

F9(7,5 А)

Резерв

F10(7,5 А)

Левая фара (габаритный свет)

F11(7,5 А)

Правая фара (габаритный свет)

F12(7.5 А)

Правая фара (ближний свет)

F13(7.5 А)

Левая фара (ближний свет)

F14(7,5 А)

Левая фара (дальний свет) Контрольная лампа включения дальнего света фар

F15(7,5 А)

Правая фара (дальний свет)

F16(15 А)

Указатели поворотов и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме указания поворотов)Контрольная лампа указателей поворотов Задние фонари (лампы света заднего хода) Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла Контрольная лампа давления масла Контрольная лампа стояночного тормоза Указатель температуры охлаждающей жидкости Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва Вольтметр

На блоке старого образца...

...освобождаем две защелки

...и снимаем крышку монтажного блока.

С внутренней стороны крышки нанесены символы, показывающие расположение реле и предохранителей в блоке.

Покачивая, вынимаем неисправное реле из его гнезда.

Заменяем реле только аналогичным по маркировке и, соответственно, расположению контактов.

Вынимаем предохранитель.

Перед заменой предохранителя установите причину его перегорания. Не заменяйте предохранитель иным по номиналу (предохранители с широкой дорожкой — на 16 А, с узкой — на 8 А). Ни в коем случае не используйте вместо предохранителей «жучки» из проволоки.

На монтажном блоке нового образца...

...защелки крышки расположены сбоку, со стороны крыла автомобиля.

Снимаем крышку (на ней также нанесена схема расположения реле и предохранителей).

Покачивая, вынимаем реле.

Предохранитель удобно вынимать специальным пинцетом, расположенным в монтажном блоке.

Предохранители разного номинала имеют различный цвет, но при замене следует обращать внимание и на цифры номинала, нанесенные на предохранителе.

Устанавливаем реле и предохранители в обратной последовательности.

ij-2126.narod.ru

АЗЛК 2141 | Провода и предохранители

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме – отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой», которая выполняет функцию второго провода.

Изоляция проводов для удобства работы с электропроводкой окрашена в следующие цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, серый, фиолетовый, коричневый, белый, черный, бело-черный и розовый. Электропровода сгруппированы в жгуты (пучки): передний, задний, к панели приборов, к стеклоочистителю, к переключателю отопителя, к противотуманным фарам и к их выключателю.

Схемы электрооборудования представлены в соответствующих подразделах раздела 12:

– для модели 2141–01 – см. подраздел 12.1; – для моделей 21412–01 и 214122 – см. подраздел 12.2; – для модели 214123 – см. подраздел 12.3; – для модели 2335 – см. подраздел 12.4.

Схемы автомобилей моделей 23352, 233522 и 233523 аналогичны схеме модели 2335 с учетом некоторых отличий в зависимости от применяемых двигателей.

Эти отличия представлены для моделей 23352 и 233522 в подразделе 12.2 (см. рис. Схема электрооборудования автомобиля "Москвич" мод. 21412–01 и 214122), для модели 233523 в подразделе 12.3 (см. рис. Схема электрооборудования автомобиля "Москвич" мод. 214123).

Большинство цепей включается выключателем зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звукового сигнала, сигнала торможения, прикуривателя, плафонов, штепсельной розетки для переносной лампы, радиооборудования и цепь питания аварийной сигнализации.

Большинство цепей питания электрооборудования автомобиля защищено плавкими предохранителями. Не защищены предохранителями цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания и пуска двигателя, управления электромагнитным клапаном экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ), реле включения дальнего и ближнего света фар.

Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, необходимо выяснить причину выхода его из строя и устранить ее.

При поисках неисправности рекомендуется ознакомиться с приведенной ниже таблицей, в которой указаны цепи, защищаемые предохранителями.

На каждом предохранителе нанесен свой номер, указанный в таблице.

Цепи, защищаемые плавкими предохранителями

№ предохранителя (сила тока)

Приборы защищаемой цепи

1 (8А)

Резерв

2 (8А)

Резерв

3 (8А)

Резерв

4 (16А)

Электродвигатель вентилятора отопителя. Электродвигатель омывателя. Реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (обмотка). Реле включения обогрева стекла окна двери задка (обмотка). Контрольная лампа включения обогрева стекла окна двери задка.

5 (8А)

Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота). Контрольная лампа указателей поворота. Задние фонари (лампы света заднего хода). Электродвигатель и реле включения очистителя ветрового стекла. Контрольная лампа аварийного давления масла. Контрольная лампа аварийного состояния тормозной системы и включения стояночной тормозной системы. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Вольтметр. Тахометр.

6 (8А)

Задние фонари (лампы сигнала торможения). Плафоны освещения салона. Противотуманные фары.

7 (8А)

Подкапотная лампа. Лампы освещения приборов. Контрольная лампа наружного освещения. Лампа подсветки рычагов отопителя. Лампа освещения прикуривателя. Лампа освещения вещевого ящика.

8 (16А)

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле его включения (контакты). Звуковой сигнал и реле его включения.

9 (8А)

Левая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Плафон освещения багажника. Фонари освещения номерного знака.

10 (8А)

Правая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет).

11 (8А)

Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации.

12 (16А)

Элемент обогрева стекла окна двери задка. Реле включения обогрева стекла окна двери задка (контакты). Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель.

13 (8А)

Правая фара (дальний свет)

14 (8А)

Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар.

15 (8А)

Левая фара (ближний свет). Задние фонари (лампы противотуманного света). Контрольная лампа включения противотуманного света.

16 (8А)

Правая фара (ближний свет)

automn.ru

Плавкие предохранители » устройства защиты электрических цепей.

 

Тема: плавкие предохранители, как устройства защиты электроцепей.

 

Одним из наистарейших способов защиты электрических цепей от чрезмерного тока является плавкий предохранитель. Его устройство и работа крайне просты и в месте с тем очень надёжны. Принцип действия основан на банальном сгорании легко плавящегося тонкого проводника, изначально рассчитанный на пропускание номинального значения силы тока. Если же сила тока в цепи начинает в разы превышать данное номинальное значение, то естественным образом тонкий проводник внутри плавкого предохранителя начинает разогреваться. Дойдя до температуры плавления проводник обрывает электрический контакт цепи, что вызывает обесточивание.

 

Как правило устройство защиты, работающего по принципу плавких предохранителей, ставятся вначале электрической схемы. Если это относится к электроснабжению, к примеру квартиры, то предохранители располагаются в вводном распределительном щитке. В случае конкретных электротехнических систем, то данные устройства защиты ставятся вначале электрической основной схемы и выводятся наружу (с целью быстрого доступа к плавким вставкам в случае возникновения короткого замыкания внутри прибора). После пропадания работоспособности того или иного устройства мастер, первым делом, обращает своё внимание и проверяет именно работоспособность предохранителей, а потом уже (если с ними всё в порядке) ищет неисправность в других местах.

 

 

Само внутреннее устройство крайне просто. У всех плавких предохранителей имеются следующие части — основание в виде самого предохранителя и установочного места, куда этот предохранитель либо вкручивается либо просто вставляется, плавкая вставка, контактные места, диэлектрический баллон легко плавящийся материал. В зависимости от конкретной разновидности, номинала, мощности, предназначения, варианта исполнения электрические плавкие предохранители делаются различными по форме, величине, качеству. К примеру, те плавкие устройства защиты, которые ставятся на электронные платы электротехнической аппаратуры делаются маленькими и их конструкция вполне понятна даже при обычном взоре. В случае более мощных предохранителей, что ставятся на вводе в распределительные силовые щитки, конструктивные особенности имеют более сложные.

 

Главная специфика плавких предохранителей, как устройства защиты, заключается именно в разрыве электроцепи в случае короткого замыкания. Для обычных перегрузок данные устройства малоэффективны, поскольку у них большая инерционность (если ток нарастает постепенно и его величина превышена не на много). А вот когда происходит полное короткое замыкание, то величина силы тока увеличивается многократно, что и ведёт к перегоранию наиболее слабых мест (естественно этим местом является тонкий проводник внутри предохранителя). Плавкий предохранитель является крайней мерой защиты, так как кроме него должны стоять более чувствительные системы защиты, такие как автоматический выключатель или электронные блоки порогового уровня тока и напряжения сети.

 

Первостепенными недостатками плавкого предохранителя являются, как уже было подмечено, его грубость срабатывания и восстановление путём замены. Если автоматический выключатель после срабатывания достаточно заново взвести в положение «вкл», то предохранитель нужно будет только заменить заведомо исправным. В случае отсутствия нового плавкого предохранителя возможна восстановление старого путём замены электропроводящего проводника. Для этого разбирают плавкую вставку и внутрь диэлектрической полости вставляют тоненькой медный проводок (примерно толщиной около 0.2 мм в случае обычной квартиры).

 

P.S. Несмотря на своё моральное устаревание, как устройства защиты электрических цепей от перегрузки по току, плавкий предохранитель остаётся верным и надёжным средством этой самой защиты. Даже если не сработают различные электронные защиты, предохранитель в любом случае перегорит, а вы останетесь без происшествий.

Понравилось?Поставь Плюс »

 

 

 

 

electrohobby.ru

Плавкий предохранитель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Плавкий предохранитель

Cтраница 1

Плавкий предохранитель состоит из двух основных частей: корпуса ( патрона) из электроизоляционного материала и плавкой вставки. Концы плавкой вставки соединены с клеммами, с помощью которых предохранитель включается в линию последовательно с защищаемым потребителем или участком цепи. Плавкая вставка выбирается с таким расчетом, чтобы она плавилась раньше, чем температура проводов линии достигнет опасного уровня или перегруженный потребитель выйдет из строя.  [1]

Плавкие предохранители служат для защиты всей электрической сети крана от коротких замыканий. Принцип действия предохранителей основан на расплавлении их плавких элементов при резком возрастании силы тока в цепи.  [2]

Плавкие предохранители выпускают трех типов: пробочные, рассчитанные на силу тока до 60 А, трубчатые СПО - до 360 А и пластинчатые-до 600 А.  [3]

Плавкие предохранители предназначены для защиты электрооборудования и электрических сетей от больших токов, возникающих при коротких замыканиях, и значительных ( 50 % и более) перегрузках. В предохранителе помещается проводник с низкой температурой плавления ( плавкая вставка), через который проходит ток защищаемой цепи. При увеличении тока выделяется большое количество тепла, под действием которого проводник расплавляется и размыкает цепь. На башенных кранах применяют трубчатые предохранители без наполнения ПР-2 и с наполнением ПН2, НПР, НПН.  [4]

Плавкий предохранитель - тепловой, разрывного действия служит для разрыва электрической цепи при перегрузках.  [5]

Плавкие предохранители не могут защищать двигатель от небольших и длительных перегрузок. Только при внезапных больших перегрузках или коротких замыканиях предох-раяители могут быстро отключать двигатели. Автоматы размыкают электрические цепи при перегрузке или коротких замыканиях. Для защиты двигателей от перегрузок ( но не от коротких замыканий) используют тепловые реле, которые выбираются по номинальному току двигателя.  [6]

Плавкие предохранители используют в лифтах для защиты слаботочных цепей управления, сигнализации и освещения от токов короткого замыкания. Состоит предохранитель из трех основных частей: корпуса, контактного устройства и металлической плавкой вставки. Предохранитель типа ПР ( рис. 87) включает в себя фибровый корпус 4, обоймы 2, плавкую вставку 3 и контакты /, которые одновременно служат и для крепления предохранителя к токоподводящим выводам. При коротком замыкании предохраняемой цепи плавкая вставка сгорает и цепь разрывается. Под действием высокой температуры фибра разлагается и выделяет газ, способствующий гашению дуги, которая возникает при разрыве цепи. Наиболее распространены также предохранители пробочные и с кварцевым заполнителем.  [8]

Плавкие предохранители защищают электродвигатели и прочие промышленные устройства только от токов короткого замыкания, а от длительных перегрузок они надежно защитить не могут. Поэтому в мощных электротехнических установках кроме плавки предохранителей устанавливается автоматическая защита.  [9]

Плавкие предохранители очень просты и дешевы. Однако они обладают существенными недостатками. Так будет продолжаться до тех пор, пока кривые не сблизятся.  [11]

Плавкий предохранитель должен отключать место повреждения от неповрежденных элементов установки. Необходимо стремиться к тому, чтобы при сгорании плавкой вставки заполнитель вступал в химическое соединение с парами плавкой вставки и при этом выделялось как можно больше газов, деионизирующих дуговое пространство и облегчающих процесс разрыва дуги.  [12]

Плавкий предохранитель представляет собой аппарат, служащий для защиты электрических цепей от токов короткого замыкания и чрезмерных токов нагрузки. При повышении тока нагрузки выше установленного значения предохранитель автоматически отключает цепь.  [13]

Плавкие предохранители применяют для защиты электрических сетей от коротких замыканий, а в некоторых случаях и от перегрузок. В сетях напряжением до 1000 в плавкие предохранители являются основным видом защиты. В сетях более высокого напряжения ( до 110 кв) их применяют во всех случаях, когда они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к защите.  [14]

Плавкий предохранитель состоит из плавкой вставки, представляющей собой металлический проводник уменьшенного сечения, патрона или конструкции, в которой закрепляется плавкая вставка, и иногда устройства, облегчающего гашение дуги.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Защита предохранителями | Релейная защита

Работа плавких предохранителей основана на тепловом действии тока. В нормальных условиях (при токе не более номинального) температура плавкой вставки предохранителя не превышает температуру плавления материала, из которого она изготовлена. При токе больше номинального в предохранителе возникает избыток тепла, температура плавкой вставки повышается и может достигнуть через определенное время значения температуры плавления. Расплавление плавкой вставки предохранителя приводит к разрыву электрической цепи, в которую он последовательно включен.

При определенных (стабильных) параметрах внешней среды предохранителя время расплавления плавкой вставки зависит от тока. Чем больше ток, тем меньше время расплавления плавкой вставки и, следовательно, полное время срабатывания предохранителя. Зависимости времени срабатывания предохранителей от тока обычно представляются в графическом виде. Их принято называть времятоковыми (защитными) характеристиками предохранителей.

Таким образом, предохранитель, включенный последовательно с контролируемой электрической цепью, обеспечивает выявление в ней повреждений, сопровождающихся повышением тока, и отключение этой цепи в случае ее повреждения (срабатывания предохранителя).

Реальные времятоковые характеристики предохранителей могут отличаться от характеристик, предоставляемых заводами-изготовителями. Так, разброс времени срабатывания предохранителей с номинальным напряжением ниже 1000 В может достигать ±50 % (29, а). У предохранителей с номинальным напряжением выше 1 кВ для любого времени срабатывания отклонения значений тока срабатывания не должны превышать ±20 % (29, б) .

Для обеспечения селективного действия предохранителей их согласование производится по расчетным характеристикам. Они строятся на основе заводских характеристик с учетом возможного разброса (см. 29). Расчетные характеристики являются, по сути, границами диапазона, в котором может находиться реальная характеристика предохранителя. Условия селективного действия предохранителей должны выполняться для всего диапазона (семейства) характеристик каждого из согласуемых предохранителей.

Селективность действия защит на предохранителях достигается за счет разных значений времени срабатывания отдельных предохранителей. Первым из предохранителей, входящих в цепь питания места КЗ, срабатывает предохранитель, имеющий наименьшее время срабатывания. Он должен быть установлен ближе к месту повреждения, а время срабатывания других предохранителей должно нарастать по мере приближения к источнику питания. Таким образом, с помощью предохранителей реализуется принцип МТЗ.

Для оценки селективности и согласования защит электрической сети расчетные времятоковые характеристики предохранителей строятся в диапазоне токов от нуля до максимально возможного значения тока в каждом предохранителе. Максимально возможный ток в предохранителе — это ток при трехфазном КЗ в месте установки предохранителя в максимальном режиме электрической системы.

Например, в магистральной электрической сети с линией электропередачи W1 установлены три предохранителя F1, F2, F3 (30, а). Характеристика головного предохранителя F1 должна быть построена в диапазоне токов от нуля до значения тока в этом предохранителе при трехфазном КЗ в точке К1; характеристика предохранителя F2 на первом присоединении — до значения тока в этом предохранителе при трехфазном КЗ в точке К2; характеристика предохранителя F3 на втором присоединении — до значения тока в этом предохранителе при трехфазном КЗ в точке К3, как показано на 30, б. Здесь tCP — время срабатывания предохранителя; IПP — ток в предохранителе; IНОМ F1, IНОМ F2, IНОМ F3 — номинальные токи предохранителей F1, F2, F3 соответственно; IK1, IK2, IK3 — токи в предохранителях при КЗ в точках К1, К2 и К3 соответственно.

Задача

Пусть имеется радиальная электрическая цепь с тремя предохранителями (31, а), в которой значения номинальных токов нагрузок Н1 и Н2 равны значениям номинальных токов предохранителей F2 и F3 соответственно. Расчетные характеристики предохранителей показаны на 31, б (tСР — время срабатывания предохранителя; IПР — ток в предохранителе; IНОМ F2 — значение номинального тока в предохранителе F2). Требуется определить:

1. Отличаются ли значения номинальных токов предохранителей?

2. Не сработает ли какой-либо из предохранителей в нормальных режимах (при токах нагрузок не больше номинальных)?

3. Как будет работать защита предохранителями при увеличении нагрузки (по току) Н1 вдвое и при номинальной нагрузке Н2?

4. Как будет работать защита предохранителями при увеличении нагрузки (по току) Н2 вдвое и при номинальной нагрузке Н1?

5. Как будет работать защита предохранителями при увеличении нагрузок (по току) Н1 и Н2 вдвое?

6. Как будет работать защита предохранителями при КЗ в точках К1, К2, К3?

7. В каких режимах не обеспечивается селективное действие предохранителей?

8. Как добиться правильной селективной работы защиты предохранителями в рассматриваемой электрической цепи?

Решение

1. Номинальным для предохранителя является ток, при котором он может работать длительное время, а время срабатывания стремится к бесконечности. По характеристикам, показанным на 31, а, можно предположить, что значения номинальных токов предохранителей ответвлений F2 и F3 одинаковы (хотя защитные характеристики имеют разные формы). Значение номинального тока головного предохранителя F1 больше и равно примерно утроенному значению номинального тока предохранителя F2.

31. (а) Схема радиальной электрической сети.

2. В нормальных режимах токи в предохранителях F2 и F3 не превышают номинального значения и эти предохранители не сработают. Ток в головном предохранителе F1 равен сумме токов двух нагрузок, и его максимальное значение есть сумма номинальных значений токов нагрузок Н1 и Н2 (два номинальных тока предохранителя F2). При этом токе головной предохранитель F1 не сработает. Следовательно, все предохранители в нормальном режиме будут работать правильно.

31. (б) Времятоковые характеристики предохранителей

3. При двукратной перегрузке по току предохранителя F2 его время срабатывания равно t2. Ток в головном предохранителе равен сумме токов нагрузок, то есть трем номинальным токам предохранителя F2 (ток в предохранителе F3 соответствует номинальному значению). Это есть номинальный ток предохранителя F1, и головной предохранитель при этом токе не сработает. Следовательно, сработает только предохранитель F2 с выдержкой времени, равной t2.Условие селективности при этом соблюдается.

4. При двукратной перегрузке по току предохранителя F3 его время срабатывания равно t3. Токи в головном предохранителе F1и в предохранителе первого присоединения F2 равны своим номинальным значениям, поэтому эти предохранители не сработают. Следовательно, сработает только предохранитель F3 с выдержкой времени, равной t3. Условие селективности при этом также соблюдается.

5. При токах нагрузок, превышающих номинальные значения вдвое, время срабатывания предохранителя F2 равно t2, а время срабатывания предохранителя F3 равно t3. В этих условиях ток в головном предохранителе соответствует четырем номинальным токам предохранителя F2. Время срабатывания предохранителя F1 при этом токе равно t1, причем t1 < t2 < t3. Следовательно, первым сработает головной предохранитель F1. Условие селективной работы защиты при этом нарушается.

6. При КЗ в точке К1 увеличивается ток только в головном предохранителе F1. Время срабатывания этого предохранителя будет зависеть от значения тока в нем и определяться времятоковой характеристикой. Срабатывание предохранителя F1 вызовет отключение нагрузок Н1 и Н2 от источника питания, а предохранители F2и F3 останутся в исходном состоянии.

Если в исходном нормальном режиме работы электрической цепи возникнет КЗ в точке К2, то возрастет ток в предохранителе первого присоединения F2 и в головном предохранителе F1. Характеристики этих предохранителей таковы, что при любых общих токах КЗ в них время срабатывания предохранителя F2 меньше времени срабатывания предохранителя F1 (см. 31, б). Следовательно, предохранитель F2 сработает первым и селективно отделит место повреждения от исправной части электрической цепи.

Если в исходном нормальном режиме рассматриваемой электрической цепи возникнет КЗ в точке К3, то возрастет ток в предохранителе второго присоединения F3 и в головном предохранителе F1. Характеристики этих предохранителей пересекаются при значении тока, равном примерно 3,5 номинального для предохранителя F3(см. 31, б). При токах меньше этого значения время срабатывания предохранителя F3 меньше времени срабатывания предохранителя F1, а при токах больше этого значения время срабатывания предохранителя F3 больше времени срабатывания предохранителя F1. Следовательно, в данной ситуации при токах КЗ меньше указанного значения первым будет срабатывать предохранитель F3 и условие селективности будет соблюдаться. При токах же больше указанного значения первым сработает предохранитель F1 и оба (поврежденное и неповрежденное) присоединения потеряют питание. Здесь условие селективной работы предохранителей нарушается.

7. Селективное действие не обеспечивается в условиях, описанных в пунктах 5 и 6, то есть при токах в предохранителе F1,превышающих номинальный ток предохранителя F2 более чем в 3,5 раза.

8. Чтобы добиться селективной работы защиты предохранителями в рассматриваемой электрической цепи, необходимо, чтобы время срабатывания головного предохранителя было больше, чем время срабатывания предохранителей присоединений при всех возможных для них значениях тока. Для этого времятоковая характеристика предохранителя F1 не должна пересекать характеристик предохранителей F2 и F3, то есть должна располагаться выше этих характеристик (по оси tСР) во всем рассматриваемом диапазоне токов.

energy-ua.com

Защита плавкими предохранителями.

При выборе тиристоров без многократного запаса по току плавкие предохранители общепромышленных типов так же, как и обычные автоматы, не могут обеспечить защиту тиристоров от действия токов к.з. так как срабатывают недостаточно быстро.

Перегрузочная способность тиристора или неуправляемого вентиля (при импульсах тока длительностью до 10 мс ) определяется интегралом произведения квадрата тока на время его действия (i2 t) ДОП. Для обеспечения защищенности полупроводниковых приборов устройства защиты должны обеспечить ограничение амплитуды и длительности аварийного тока такими значениями, чтобы обеспечивалось основное соотношение защищенности

t

т i2dt Ј ( i2t ) доп (6-79)

o

где t - время действия аварийного тока до полного его исчезновения;

(i2t)ДОП - допустимая перегрузочная способность полупроводникового прибора.

Левая часть выражения (6-79) представляет собой величину, пропорциональную количеству тепла, выделяемого при прохождении электрического тока за определенный промежуток времени, а правая - допустимое для вентиля значение. Поэтому величины (i2t)ДОП называют также тепловыми эквивалентами.

Применительно к плавким предохранителям необходимо, чтобы время плавления и отключения предохранителя были меньше того времени, в течение которого наступает разрушение тиристора. Для этого необходимо, чтобы так называемый полный интервал предохранителя был меньше теплового эквивалента тиристора, т.е.

t2

кЗ ( т i2 dt )пред Ј ( i2t )доптир (6-80)

о

где t2 - полное время отключения предохранителя от начала короткого замыкания до гашения дуги;

кЗ=1,2ё1,5 - коэффициент запаса;

Условию (6-80) отвечают только специальные быстродействующие плавкие предохранители (ПНБ; ПНБМ; ПБВ; ПРС; ПБФ). Быстродействующие плавкие предохранители по быстродействию превосходят автоматические выключатели.

Если номинальный ток предохранителя соответствует номинальному току вентиля (близок к предельному току) и в плечах преобразователя не используется параллельное соединение вентилей, то условие (6-80) для многих типов даже быстродействующих предохранителей не выполняется. То есть, даже специальные быстродействующие предохранители не всегда могут защитить тиристоры, если не применены дополнительные меры по повышению надежности защиты. Одной из таких мер является недогрузка вентилей по току. При этом становится возможным использовать такие предохранители, номинальный ток которых меньше номинального тока вентилей, и условие (6-80) будет выполняться. При параллельном соединении нескольких вентилей в случае внутреннего повреждения преобразователя (пробоя одного из вентилей) аварийный ток, который протекает через предохранитель, установленный в цепи поврежденного вентиля, в «n» раз больше, чем ток в цепи каждого из неповрежденных вентилей, где «n» - количество параллельно включенных вентилей, и выполнение условия (6-80) облегчается. Надежная защита полупроводниковых вентилей существующими типами плавких предохранителей может быть обеспечена лишь для преобразователей большой мощности, с большим числом параллельно включенных вентилей. Для обеспечения защиты преобразователей средней и малой мощности с помощью быстродействующих предохранителей приходится снижать нагрузку на вентили, что приводит к увеличению числа вентилей и повышению стоимости преобразователей.

Быстродействующие предохранители обычно снабжаются различными сигнализационными устройствами: визуальными указателями срабатывания, блок - контактами, сигнальными неоновыми лампами.

Наиболее широко плавкие предохранители используются в мощных преобразователях с большим числом параллельных вентилей для защиты от внутренних повреждений. При пробое одного из параллельно включенных тиристоров сгорает соединенный последовательно с ним предохранитель, а вся установка в целом остается в работе.

Здесь наилучшим образом выполняется одно из требований, предъявляемых к устройствам защиты, которое называется селективностью. Селективностью принято называть такое качество защиты, когда отключение производится только в той цепи, где возникла причина аварии, а другие участки силовой цепи остаются в работе, если они могут при этом нормально функционировать.

Рассматривая различные виды защиты от аварийных режимов работы ТП, необходимо сказать, что каждый вид защиты имеет достоинства и недостатки. Поэтому на практике, как правило, применяется комбинированная защита с использованием нескольких видов защитных средств. Единой системы защиты тиристорных электроприводов нет. В зависимости от типа привода, мощности и степени ответственности установки применяются различные системы защиты.

 

Похожие статьи:

poznayka.org