Для чего нужно масло в двигателе


Зачем двигателю нужно моторное масло?

Здравствуйте! Даже те, кто вообще не смыслит в строении автомобиля знают, что там должно быть моторное масло. Первоначально, функция моторного масла была в том, чтобы выводить продукты износа и тепло из зоны трения, отводя его в картер, а также для смазки шеек коленвала. Затем, на масло возложили функцию смазки цилиндров и деталей газораспределительного механизма. Сегодня, на современных двигателях, моторное масло используется как гидравлическая жидкость для всех механизмов. И все больше работы возлагают на нее.

Зачем двигателю нужно моторное масло?

Так все-таки, зачем двигателю моторное масло? Все очень просто. Оно защищает двигатель, создавая защитную пленку на деталях. Это помогает уменьшить трение и износ. Кроме того, пленка защищает детали и от грязи, коррозии и других вредных примесей. В общем, основные функции моторного масла, это:

1. Защита двигателя.

2. Защита его деталей от износа.

3. Предупреждение коррозии.

4. Защита от перегрева.

5. Удаление из важных зон продуктов износа мотора, к примеру, металлическую стружку, остающуюся после трения.

6. Удаление сажи, нагара и других продуктов сгорания топлива.

Кроме самой основы, то есть нефтяной составляющей масла, существуют и различные присадки. Они могут выполнять самые разные функции, например, регулировать вязкость масла, или очищать детали двигателя от загрязнений. Присадки могут сделать моторное масло уникальным, так как могут усиливать, или наоборот, ослаблять различные свойства.

Какие существуют виды моторных масел?

Основных видов моторных масел существует три: это минеральные масла, синтетические и полусинтетические. Минеральные моторные масла имеют высокую вязкость, так как они – это первичный продукт переработки нефти. Его нужно часто менять. Как правило, такой продукт подходит для старых двигателей, которым больше десяти лет.

Синтетические масла имеют относительно низкую вязкость. У них более длительный срок службы. Такое масло можно применять при экстремальных температурах, и оно гарантирует надежную защиту Вашего двигателя.

Полусинтетические масла являются, своего рода смесью предыдущих двух продуктов. Оно состоит из синтетического масла на 30-50%, и на 50-70% из минерального. По сравнению с минеральными, полусинтетические намного эффективнее. А некоторые виды стоят дешевле синтетических масел.

Кроме того, существует разделение на сезонные и всесезонные моторные масла. Сезонные масла используются при стабильных температурах, то есть, их нельзя использовать зимой и летом одновременно.

Всесезонное масло искусственно изменено, что дает возможность использовать его круглый год. Благодаря различным присадкам и меньшей вязкости, его можно использовать как при высоких, так и при низких температурах, при этом, сохраняя оптимальную вязкость. Это лучший выбор для Вашего автомобиля.

Ну и несколько слов о вязкости. Проще говоря, это состояние, которое позволяет маслу сохранить текучесть, но при этом, оставаться на деталях двигателя. Это нужно чтобы не допустить сухого трения между деталями.

Для чего нужно менять масло?

В процессе своей работы, масло, постепенно, приходит в негодность, загрязняется и теряет свои свойства. Происходит это из-за колоссальных нагрузок во время эксплуатации: перепады температур, растяжение и сжатие… Соответственно, чтобы вывести все вредные вещества и продукты «жизнедеятельности» двигателя, и нужно его заменять. Делается это по истечении определенного пробега автомобиля, как правило, это 10 000 км пробега. Можно делать и раньше, скажем на 7000-8000 км, это будет только лучше.

Ничего страшного не случится, если замена произойдет на 1000-2000 км позже, нужно будет просто сократить интервал следующей замены на этот километраж. Но если просрочить более 5000 км, это очень негативно скажется на двигателе. Постарайтесь такого не допускать.

Главное, во время замены моторного масла, не забыть поменять и маслянный фильтр. Дело в том, что если его не поменять, сам смысл замены масла просто пропадет. Ведь вся грязь скапливается в фильтре, и она очень быстро попадет в новое масло. Поэтому, и масло, и фильтр нужно менять одновременно.

Моторное масло – это неотъемлимая часть двигателя. Если провести аналогию с человеческим организмом, то это как кровь. И от ее состояния во многом зависит состояние Вашего автомобиля. Успехов Вам!

Похожие статьи:

www.driver-motors.ru

Для чего нужно моторное масло

Для чего нужно моторное масло.

Чтобы представить, насколько важна роль масла, перечислим его основные функции:

  • - обеспечивать чистоту деталей двигателя за счет высоких моющих, диспергирующе-стабилизирующих и солюбилизирующих свойств по отношению к различным нерастворимым загрязнениям;
  • -  способствовать легкому холодному пуску двигателя, обеспечивать хорошую прокачиваемость при холодном пуске и надежное смазывание в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды за счет оптимальных  вязкостно-температурных свойств;
  • - отводить тепло от нагретых деталей двигателя, обеспечивать надежную работу двигателя при высоких температурах в зоне цилиндропоршневой группы и в зоне картера за счет высокой термической и термоокислительной стабильности;
  • - обеспечивать надежную смазку деталей двигателя при любых режимах его работы за счет высоких антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств;
  • - нейтрализация коррозионно-агрессивных компонентов, накапливающихся в процессе эксплуатации двигателя (продукты неполного сгорания топлива, а также воздействия кислорода воздуха и воды на материал деталей двигателя) за счет высоких противокоррозионных и защитных свойств.

Для придания необходимых эксплуатационных свойств или улучшения имеющихся (за счет оптимизированного состава базовой основы)  в масло добавляют функциональные присадки.

Все моторные масла выпускаются с присадками, их число достигает до 8 различных соединений, а общее массовое содержание – до 25%. Почти все присадки, как одиночные, так и пакеты, поставляются на маслосмесительные заводы в виде растворов присадок в масле, содержащих около 50% активного вещества.

Очень важно соблюдение правильной технологии смешения присадок и базового масла (температуры, давления подачи сырьевых потоков, режима перемешивания, отбора контрольных проб и т.д.). Именно от этого зависит коллоидная стабильность полученного товарного масла, которая будет определять работоспособность пакета присадок при эксплуатации.

 

Основные присадки, имеющиеся в составе масла:

  • - моющие
  • -диспергирующие
  • -антиокислительные
  • -противокоррозионные
  • -антифрикционные (модификаторы трения)
  • -противоизносные
  • -депрессорные
  • - загущающие (модификаторы вязкости)
  • - противопенные

 

Моюще-диспергирующие свойства.

Моюще-диспергирующие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, поддерживать продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии. Чем выше моюще-диспергирующие свойства масла, тем больше нерастворимых веществ - продуктов старения может удерживаться в работающем масле без выпадения в осадок, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях, тем выше может быть допустимая температура деталей (степень форсирования двигателя). Кроме концентрации моюще-диспергирующих присадок на чистоту двигателя существенно влияет эффективность используемых присадок, их правильное сочетание с другими компонентами композиции, а также приемистость базового масла. В композициях моторных масел в качестве моющих присадок используют сульфонаты, алкилфеноляты, алкилсалицилаты и фосфонаты кальция или магния и реже (по экологическим соображениям) бария, а также рациональные сочетания этих зольных присадок друг с другом и с беззольными дисперсантами-присадками, снижающими, главным образом, склонность масла к образованию низкотемпературных отложений ("шламов") и скорость загрязнения фильтров тонкой очистки масла. Модифицированные термостойкие беззольные дисперсанты способствуют и уменьшению лако- и нагарообразования на поршнях (находят все большее распространение в новых пакетах присадок).Механизм действия моющих присадок объясняют их адсорбцией ("прилипанием и обволакиванием") на поверхности нерастворимых в масле частиц. В результате на каждой частице образуется оболочка из обращенных в объем масла углеводородных радикалов. Она препятствует коагуляции ("выпадению в осадок") частиц загрязнений, их соприкосновению друг с другом ("слипанию в более крупные частицы").

При работе двигателей на топливах с повышенным содержанием серы моющие присадки, придающие маслу щелочность, препятствуют образованию отложений на деталях двигателей также и путем нейтрализации кислот, образующихся из продуктов сгорания топлива.

Металлсодержащие моющие присадки повышают зольность масла, что может привести к образованию зольных отложений в камере сгорания, замыканию электродов свечей зажигания преждевременному воспламенению рабочей смеси, прогару выпускных клапанов, снижению детонационной стойкости топлива, абразивному изнашиванию. Поэтому сульфатную зольность моторных масел ограничивают верхним пределом. Ее допустимое значение зависит от типа и конструкции двигателя, расхода масла на угар, условий эксплуатации, в частности, от вида применяемого топлива. Наименее зольные масла необходимы для смазывания двухтактных бензиновых двигателей и двигателей, работающих на газе.

Антиокислительные свойства.

Антиокислительные свойства в значительной степени определяют стойкость масла к старению. Условия работы моторных масел в двигателях настолько жестки, что предотвратить их окисление полностью не представляется возможным. Соответствующей очисткой базовых масел от нежелательных соединений, присутствующих в сырье, использованием синтетических базовых компонентов, а также введением эффективных антиокислительных присадок можно значительно затормозить процессы окисления масла, которые приводят к росту его вязкости и коррозионности, склонности к образованию отложений, загрязнению масляных фильтров и другим неблагоприятным последствиям (затруднение холодного пуска, ухудшение прокачиваемости масла). Окисление масла в двигателе наиболее интенсивно происходит в тонких пленках масла на поверхностях деталей, нагревающихся до высокой температуры и соприкасающихся с горячими газами (поршень, цилиндр, поршневые кольца, направляющие и стебли клапанов). В объеме масло окисляется менее интенсивно, так как в поддоне картера, радиаторе, маслопроводах температура ниже и поверхность контакта масла с окисляющей газовой средой меньше. Во внутренних полостях двигателя, заполненных масляным туманом, окисление более интенсивно.На скорость и глубину окислительных процессов значительно влияют попадающие в масло продукты неполного сгорания топлива. Они проникают в масло вместе с газами, прорывающимися из надпоршневого пространства в картер. Ускоряют окисление масла частицы металлов и загрязнений неорганического происхождения, которые накапливаются в масле в результате изнашивания деталей двигателя, недостаточной очистки всасываемого воздуха, нейтрализации присадками неорганических кислот, а также металлорганические соединения меди, железа и других металлов, образующиеся в результате коррозии деталей двигателя или взаимодействия частиц изношенного металла с органическими кислотами. Все эти вещества - катализаторы окисления.

Стойкость моторных масел к окислению повышают введением в их состав антиокислительных присадок. Довольно энергичными антиокислителями являются некоторые моюще-диспергирующие присадки, в частности алкилсалицилатные и алкилфенольные. При длительной работе масла в двигателе интенсивный рост вязкости, обусловленный окислением, начинается после практически полного истощения антиокислительных присадок.

Смазочные свойства.

Смазочные свойства включают в себя: антифрикционные свойства (снижение трения), противоизносные свойства (препятствие изнашиванию поверхностей трения контактирующих поверхностей) и противозадирные свойства (предотвращение задиров поверхностей и вырывания металла).

Антифрикционные свойства достигаются путем добавления различных модификаторов трения.

Противоизносные свойства моторного масла зависят от химического состава и полярности базового масла, состава композиции присадок и вязкостно-температурной характеристики масла с присадками, которая в основном предопределяет температурные пределы его применимости (защита деталей от износа при пуске двигателя, при максимальных нагрузках и температурах окружающей среды). Особенно важны эффективная вязкость масла при температуре 130-180 °С и градиенте скорости сдвига 105-107 с-1, зависимость вязкости от давления, свойства граничных слоев и способность химически модифицировать поверхностные слои сопряженных трущихся деталей.При работе на топливах с повышенным или высоким содержанием серы, а также в условиях, способствующих образованию азотной кислоты из продуктов сгорания (газовые двигатели, дизели с высоким наддувом), важнейшей характеристикой способности масла предотвращать коррозионный износ поршневых колец и цилиндров является его нейтрализующая способность, показателем которой в нормативной документации служит щелочное число. Различные узлы и детали двигателей, как правило, смазываются обычно одним маслом, а условия трения, изнашивания и режим смазки существенно различны. Подшипники коленчатого вала, поршневые кольца в сопряжении с цилиндром работают преимущественно в условиях гидродинамической смазки. Зубчатые колеса привода агрегатов, масляных насосов и детали механизма привода клапанов работают в условиях эластогидродинамической смазки. Вблизи мертвых точек жидкостное трение поршневых колец по стенке цилиндра переходит в граничное.

Множественность факторов, влияющих на износ деталей двигателей принципиальные различия режимов трения и изнашивания узлов затрудняют оптимизацию противоизносных свойств моторных масел. Придание маслу достаточной нейтрализующей способности и введение в его состав дитиофосфатов цинка часто оказывается достаточным для предотвращения коррозионно-механического изнашивания и модифицирования поверхностей деталей тяжело нагруженных сопряжений во избежание задиров или усталостного выкрашивания. Однако тенденция к применению маловязких масел для достижения экономии топлива и ограничение поступления масла к верхней части цилиндра для уменьшения расхода на угар требуют улучшения противоизносных свойств масел при граничной смазке. Это достигается введением специальных противоизносных присадок, содержащих серу, фосфор, галогены, бор, а также введением беззольных дисперсантов, содержащих противоизносные фрагменты.Большое влияние на износ оказывает наличие в масле абразивных загрязнений. Их наличие в свежем масле не допускается, а масло, работающее в двигателе, должно подвергаться очистке в фильтрах, центрифугах, сепараторах. Уменьшению вредного действия абразивных частиц способствуют высокие диспергирующие свойства масла.

Противокоррозионные свойства.

Противокоррозионные свойства моторных масел зависят от состава базовых компонентов, концентрации и эффективности антикоррозионных, антиокислительных присадок и деактиваторов металлов. В процессе старения коррозионность моторных масел возрастает. Противокоррозионные присадки защищают антифрикционные материалы (свинцовистую бронзу), образуя на их поверхности прочную защитную пленку. Антиокислители препятствуют образованию агрессивных кислот.

 

Вязкостно-температурные свойства.

Вязкостно-температурные свойства - одна из важнейших характеристик моторного масла. От этих свойств зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором данное масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды. Даже в умеренных климатических условиях диапазон изменения температуры масла от холодного пуска зимой до максимального прогрева в подшипниках коленчатого вала или в зоне поршневых колец составляет до 180-190 °С.  Летние масла, имеющие достаточную вязкость при высокой температуре, обеспечивают пуск двигателя при температуре окружающей среды около 0 °С. Зимние масла, обеспечивающие холодный пуск при отрицательных температурах, имеют недостаточную вязкость при высокой температуре. Таким образом, сезонные масла независимо от их наработки (пробега автомобиля) необходимо менять дважды в год. Это усложняет и удорожает эксплуатацию двигателей. Проблема решена созданием всесезонных масел, загущенных полимерными присадками.

Вязкостно-температурные свойства загущенных масел таковы, что при отрицательных температурах они подобны зимним, а в области высоких температур - летним, то есть легко поступают к узлам трения при низких температурах и образуют надежный смазочный слой при высоких нагрузках и температурах.

В отличие от сезонных, загущенные всезонные масла изменяют вязкость под влиянием не только температуры, но и скорости сдвига, причем это изменение временное.  С уменьшением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость возрастает, а с увеличением - снижается. Этот эффект больше проявляется при низкой температуре, но сохраняется и при высокой, что имеет два позитивных последствия: снижение вязкости в начале проворачивания холодного двигателя стартером облегчает пуск, а небольшое снижение вязкости масла в зазорах между поверхностями трения деталей прогретого двигателя уменьшает потери энергии на трение и дает экономию топлива.

Характеристиками вязкостно-температурных свойств служат кинематическая вязкость, определяемая в капиллярных вискозиметрах, и динамическая вязкость, измеряемая при различных градиентах скорости сдвига в ротационных вискозиметрах, а также индекс вязкости - безразмерный показатель пологости вязкостно-температурной зависимости, рассчитываемый по значениям кинематической вязкости масла, измеренной при 40 и 100 °С . В нормативной документации на зимние масла иногда нормируют кинематическую вязкость при низких температурах. Индекс вязкости минеральных масел без вязкостных присадок составляет 85-100. Синтетические базовые компоненты имеют индекс вязкости 120-150, что дает возможность получать на их основе всесезонные масла с очень широким температурным диапазоном работоспособности.К низкотемпературным характеристикам масел относят температуру застывания, при которой масло не течет под действием силы тяжести, т.е. теряет текучесть. Она должна быть на 5-7 °С ниже той температуры, при которой масло должно обеспечивать прокачиваемость.

 

mirmasel13.ru

Зачем нужно моторное масло

Моторное масло обеспечивает смазку всех движущихся деталей двигателя, покрывая их защитной пленкой, которая сокращаяет износ и трение, следовательно более энергии передается на колеса. Также, оно предохраняет детали двигателя от грязи, вредных отложений и от коррозии. И, в конце концов, масло освежает двигатель, отводя излишнее тепло от камеры сгорания и передает его вниз, на поддон картера.

Виды масел

Минеральные масла – это простые масла, которыми человек использует уже десятилетиями. Они производятся путем очистки сырого масла и после чего смешиваются с различными присадками, такими как предотвращающие воспитание осадка препараты, улучшители вязкости и препараты, предотвращающие износ. Они сравнительно дешевы и показатели у них средние. Синтетические масла. Синтетические масла всецело производятся в лаборатории путем трудных химических процессов и стоят дороже. Синтетические масла больше термостойкие, другими словами они дольше сохраняют вязкость и не теряют своих качеств при больше высоких температурах, чем минеральные масла. Полусинтетические масла. Данный тип масел – смесь 2 первых, в среднем в соотношении 70-80% минерального масла и 20-30% синтетического масла. Что такое вязкость и индекс вязкости? Вязкость – это мера плотности масла и его способности циркуляции при конкретных температурах. Вообще чем плотнее масло, тем повыше его вязкость и чем ниже плотность масла, тем меньше его вязкость. Это свойство масел сведено в шкалу, которая называется индексом вязкости. Индекс вязкости заявляет про то, насколько уменьшится плотность масла при нагреве. Чем повыше индекс, тем меньше уменьшится плотность масла при нагреве. Небольшие количества в индексе указывают на менее плотные масла (с меньшей вязкостью), а большие – на больше плотные (с большей вязкостью) Индекс вязкости демонстрирует, как меняются качества масла при конкретных условиях. Чрезмерно вязкое масло может не попадать на нужные детали двигателя, тем более при низких температурах, а пленка, создаваемая им, может порваться на высоких оборотах. Тогда, когда масло чрезмерно жидкое (не вязкое), пленка, создаваемая им, исчезает при высоких температурах.

Cезонные и всесезонные масла

Существует 2 типа моторных масел: сезонные и всесезонные. Сезонные масла в среднем применяются при сравнительно стабильных температурах (или в специализированных условиях), другими словами такие масла не имеют возможности соответствовать требованиям в одно и тоже время и зимой, и летом. Сегодня применяются как правило всесезонные масла. Они подходят для разных температур, в следствии этого имеют все шансы использоваться и зимой, и летом. Плотное масло при низкой температуре превратится в желе, в случае если не добавить конкретные полимеры. Для того, чтобы данного не произошло, всесезонные масла изготавливаются путем добавления специализированных полимеров к маслам с мелкой плотностью, следовательно, они довольно жидкие, для того, чтобы функционировать при низких температурах, хотя всецело функциональны и при высоких температурах. Всесезонное моторное масло – это такое масло, качества которого искусственно изменены, для того, чтобы уменьшить перемены качеств, связанные с изменениями температуры. Всесезонное масло владеет меньшей вязкостью при низких температурах и большей при высоких, чем сезонное масло.

Следовательно, в случае если автомашина не применяется на протяжении нескольких часов, моторное масло стекает в картер двигателя и при запуске двигателя требуется особый промежуток времени (несколько микросекунд), для того, чтобы масло в который раз распределилось по всем деталям двигателя, требующим смазки. Поскольку всесезонное масло остается больше жидким при низких температурах, оно достигает разных деталей двигателя быстрее, чем сезонное масло, уменьшая этим износ двигателя при запуске.

Всесезонные масла нередко обеспечивают экономию топлива в 1,5-3% по сравнению с сезонными маслами.

Всесезонные масла обеспечивают одну из лучших защиту двигателя по сравнению с сезонными маслами как при низких, так и при высоких температурах, поскольку сохраняют оптимальную вязкость при каждой температуре работы двигателя.

Как действуют всесезонные масла?

Специализированная присадка для улучшения индекса вязкости. Представьте себе очень длинную нитку, которая при низких температурах тесно свернута в небольшой шарик и свободно плавает в масле, не оказывая практически практически никакого влияния на вязкостные данные масла. При высоких температурах данный шарик разворачивается и занимает намного больший объем масла. Это эффективно предотвращает уменьшение вязкости масла, поскольку эти шарики из молекул развернулись и заняли немалый объем.

При низких температурах данный полимер сворачивается, а масло свободно течет в соответствии с нижним показателем вязкости (напр., 5W-30) По мере нагревания масла полимер разворачивается в длинные цепочки и предотвращает уменьшение вязкости масла. Следовательно, масло с индексом 5W не будет менее вязким, чем масло с индексом 30 при нагреве. Выходит так, как будто применяется 2 различных масла, зимнее и летнее, в одном. При выборе базового масла зимой ориентируетесь на наиболее низкую возможную температуру, а летом - на наиболее высокую. В случае если разрешают температуры, подбирайте плотное базовое масло с мелким диапазоном, поскольку чем шире диапазон, тем более в масле полимеров, а они не могут быть полезны двигателю.

Выбор степени вязкости

Более популярными являются следующие классификации вязкости моторного масла:

Классификация SAE

Классификация SAE проводится по вязкости при низкой и высокой температуре смазочного препараты. Обозначается 2 цифрами, разделенными буквой W (означает «зима»)

Первое количество, в последствии которого стоит W, обозначает вязкость при низкой температуре: 5W, 10W, 15W. Чем меньше количество, тем больше жидким при низкой температуре станет масло, тем легче станет проходить запуск двигателя.

Второе количество обозначает вязкость при высокой температуре: 30, 40, 50. Чем более количество, тем больше вязким станет нагретое масло.

Ниже приведены примеры выбора моторного масла исходя их температуры находящейся вокруг среды:

При минимальной температуре………….Выбор по классификации SAE для легкового автомашины. 0ºС (32F)…………………………………5W-30 10W-30 10W-40 20W-50. -18ºС (0F)…………………………………5W-30 10W-30 10W-40. ниже -18ºС…………………………………5W-30.

При выборе базового масла зимой ориентируетесь на наиболее низкую возможную температуру, а летом - на наиболее высокую. В случае если разрешают температуры, подбирайте плотное базовое масло с мелким диапазоном, поскольку чем шире диапазон, тем более в масле полимеров, а они не могут быть полезны двигателю.

Другие классификации:

Классификация API (американская)

Характеристика масла обозначены 2 буквами. Первая буква обозначает, предназначено ли масло для бензинового (S) или же дизельного (C) двигателя. Вторая буква обозначает значение технических данных в соответствующей группе: A – минимальный значение и для бензинового, и для дизельного, а J (для бензинового) и F (для дизельного) – предельный значение.

Бензиновый двигатель: (минимальный КПД) SA..SB..SC..SD..SE..SF..SG..SH..SJ (максимальный КПД) Дизель: (минимальный КПД) CA..CB..CC..CD..CE..CF (максимальный КПД) Классификация ACEA (европейская):

Данные масла обозначаются буквой и цифрой.

По классификации ACEA имеются 3 категории:

A для бензиновых двигателей, B для дизельных двигателей, E для дизельных двигателей автомобилей для платных перевозок и грузовиков.

Значение данных смазки обозначается следующей за буквой цифрой:

1 масла для экономии топлива. 2 универсальные масла. 3 масла с высокой производительностью. К примеру: А1 значит экономящее топливо масло для бензинового двигателя, а А3 – масло с высокой производительностью для бензинового двигателя.

Выбор степени вязкости масла зависит от немалых моментов, к примеру, от температуры находящейся вокруг среды, пробега двигателя, зазоров в подшипнике и поршнях и режима работы. Общее правило: надлежит использовать масло с минимально возможной вязкостью, коие обеспечит надежную сепарацию металлических деталей. Все, что более данного минимального количества, приведет к потере энергии в следствии трения и уменьшит способность масла распределяться при любых температурах. Впрочем при определении требований к вязкости надлежит рассматривать отдельно разные синтетические масла.

Смешиваем 2 различных вида

Считается, что синтетические масла совместимы с простыми минеральными маслами, в следствии этого можно перемешивать 2 различных типа. Впрочем, в целях предотвращения утечек и в конечном итоге производительности двигателя я рекомендую выбрать одно масла с самого начала и в дальнейшем пользоваться только им. Ведомо, что состав минеральных масел отличается от синтетических и что прокладки и уплотнители, работавшие с минеральным маслом, начинают протекать при контакте с синтетическим маслом. В следствии этого перед тем, как залить другое масло, надлежит пользоваться промывочным маслом. Да, промывочное масло удалит все осадки и растворит все минеральные отложения в двигателе и вам может показаться, что можно заливать синтетическое масло. Хотя жидкое промывочное масло может удалить все отложения, коие с годами накопились и не выделяют прокладкам и уплотнителям протекать. Известны случаи, когдаже двигатели с пробегом больше 250000 км трудились без трудностей, а в последствии промывки за месяц пришли в негодность. В следствии этого выберите масло с самого начала, в случае надобности промойте двигатель и никогда не меняйте тип масла. Надлежит заменять только данные масла, в случае если, к примеру, существенно поменялся температурный диапазон, поскольку вязкость масла обязана соответствовать условиям использования автомашины, находящейся вокруг среды и климату. На данный момент есть разные присадки, немалые из коие афишируются по вечерам по телевидению, убеждая, что они – самые одни из лучших. Сейчас подумайте вот о чем. Нефтяные фирмы расходуют раз в год миллионы $ на улучшение масел, производители автомобилей - также. Во-первых, можете ли вы довериться, что существует какая-то магическая формула, и нефтяные фирмы, тратящие раз в год миллионы $ на лабораторные тесты, в коих задействованы одни из лучших специалисты-химики, не сумели сыскать данную формулу, а данный производитель присадок сыскал? Во-вторых, в случае если они на самом деле трудятся и не наносят ущерба двигателю, то отчего производители автомобилей помещают канистру с присадкой в каждый сошедший с конвейера автомашина? Следовательно они улучшают производительность двигателя и сокращают потребление топлива. В-третьих, ни на лучшей данных известных присадок не значится название крупной нефтяной или же специализирующейся на маслах фирмы.

Какая связь между смазкой и потреблением топлива

Вязкость масла зависит от внутреннего трения в масле: чем более вязкость, тем более внутреннее трение. При использовании масла с мелкой вязкостью (например, SAE 0W-30) уменьшаются потери, вызванные внутренним трением в смазке, а потребление горючего на некоторое количество процентов снижается. Впрочем надлежит быть внимательным, данный тип масла подходит не для всех двигателей.

Нечистое масло – симптом трудностей с двигателем?

Нет, это не симптом трудностей с двигателем. Это в общем-то неплохой символ. Это означает, что ваше масло выполняет свои функции: собирает осадок и поддерживает его во взвешенном состоянии, для того, чтобы он не оседал на деталях двигателя. Когдаже вы заменяете это нечистое масло (и масляный фильтр), вы удаляете данный осадок.

Как проверить значение масла в двигателе?

Для того, чтобы получить верную оценку значения масла, двигатель обязан быть чуть-чуть прогрет. Проводите проверку значение масла на ровной поверхности. Подождите по меньшей мере 5 мин. в последствии такого, как вы заглушили двигатель. Выньте масляный щуп. Вытрите его. Поставьте обратно и подождите некоторое количество секунд, в последующие дни в который раз достаньте его. Проверьте значение сравнительно отметок MIN и MAX. Вам надлежит долить масло, в случае если его значение ниже отметки MAX. Добавляйте масло постепенно. В который раз проверьте значение и повторите эти воздействия, пока же он не достигнет отметки MAX. Хотя значение масла не может превышать нее! Поставьте масляный щуп на место. Проводите проверку значение масла каждые 2000 км.

На данный момент есть разные присадки, немалые из коие афишируются по вечерам по телевидению, убеждая, что они – самые одни из лучших. Сейчас подумайте вот о чем. Нефтяные фирмы расходуют раз в год миллионы $ на улучшение масел, производители автомобилей - также. Во-первых, можете ли вы довериться, что существует какая-то магическая формула, и нефтяные фирмы, тратящие раз в год миллионы $ на лабораторные тесты, в коих задействованы одни из лучших специалисты-химики, не сумели сыскать данную формулу, а данный производитель присадок сыскал? Во-вторых, в случае если они на самом деле трудятся и не наносят ущерба двигателю, то отчего производители автомобилей помещают канистру с присадкой в каждый сошедший с конвейера автомашина? Следовательно они улучшают производительность двигателя и сокращают потребление топлива. В-третьих, ни на лучшей данных известных присадок не значится название крупной нефтяной или же специализирующейся на маслах фирмы.

Тефлон

Поначалу может показаться, что кое-какие присадки действуют, хотя те, в коих присутствуют такие препараты, как тефлон, имеют все шансы засорять масляный фильтр и масло не станет поступать в двигатель. Химическая фирма DuPont, коей принадлежит открытие и права на эксплуатацию тефлона, отмечает: «тефлон не может быть полезен в виде ингредиента для присадок в масло или же для масел, использующихся в двигателе внутреннего сгорания».

Цинк

Другой тип присадок имеет цинк. Цинк применяется как присадка, предотвращающая износ. Он на самом деле может быть полезен, когдаже металлические детали двигателя соприкасаются друг с другом, что ни в коем случае не имеет возможности случится при нормальной работе. Любое моторное масло неплохого бренда уже имеет довольно цинка, так зачем добавлять еще? Большее число цинка не обеспечит вам одну из лучших защиту, оно по-простому продлит защиту, в случае если значение соприкосновения металлических деталей ненормально высок. В случае если вы добавите банку присадки с цинком в масло, то у вас на клапанах образуется осадок, а на свечах зажигания – нагар и отложения, поверьте мне.

Какая связь между смазкой и потреблением топлива?

Вязкость масла зависит от внутреннего трения в масле. чем более вязкость, тем более внутреннее трение. При использовании масла с мелкой вязкостью (например, SAE 0W-30) уменьшаются потери, вызванные внутренним трением в смазке. а потребление горючего на некоторое количество процентов улучшается. Впрочем надлежит быть внимательным, данный тип масла подходит не для всех двигателей.

Нечистое масло – симптом трудностей с двигателем?

Нет, это не симптом трудностей с двигателем. Это в общем-то неплохой символ. Это означает, что ваше масло выполняет свои функции: собирает отложения и поддерживает их во взвешенном состоянии, для того, чтобы они не оседали на деталях двигателя. Когдаже вы заменяете это нечистое масло (и масляный фильтр), вы удаляете данный осадок.

Как проверить значение масла в двигателе?

Для того, чтобы получить верную оценку значения масла, двигатель обязан быть чуть-чуть прогрет. Проводите проверку значение масла на ровной поверхности. Подождите по меньшей мере мин. в последствии такого, как вы заглушили двигатель. Выньте масляный щуп. Вытрите его. Поставьте обратно и подождите некоторое количество секунд, в последующие дни в который раз достаньте его. Проверьте значение сравнительно отметок MIN и MAX. Вам надлежит долить масло, в случае если его значение ниже отметки MAX. Добавляйте масло постепенно. В который раз проверьте значение и повторите эти воздействия, пока же он не достигнет отметки MAX. Хотя значение масла не может превышать нее! Выньте масляный щуп. Проводите проверку значение масла каждые 2000 км.

Вывод

Каждое масло разрабатывается для оптимального результата, в следствии этого добавление присадок может привести к противным последствиям. По-простому выберите один из лучших бренд, практически постоянно используйте только им, а когдаже запускаете двигатель, прогрейте его 15 сек перед тем, как трогаться, так вы будете не сомневаются, что масло немного нагрелось и попало на самые значимые детали двигателя, и только после этого нажимайте на педаль газа. Каждый производитель в данный момент говорит, что двигатель не нужно прогревать перед началом движения, хотя подразумевается, что не непременно ждать, пока же двигатель разогреется до нормальной температуры.

Вернуться

auto-mexanik.siteedit.ru

Зачем двигателю нужно масло и масляный фильтр

Зачем двигателю нужно масло

Конечно все знают, что в двигателе есть масло, и его время от времени необходимо менять. Но зачем? Казалось бы есть масло в двигателе, да и есть. На самом деле моторное масло выполняет целый ряд важных функций, благодаря своим особенным качествам, и со временем все эти качества ухудшаются, поэтому и нужно менять масло в двигателе.

Функции, которые выполняет масло:

  • защита двигателя от перегрева
  • защита двигателя от износа
  • защита двигателя от коррозии
  • уменьшение трения
  • удаление продуктов износа мотора
  • удаление продуктов сгорания топлива

Что дает замена масла?

Как уже было сказано, со временем масло теряет свою эффективность из-за того, что оно загрязняется нагаром, сажей, металлической стружкой, а двигатель постоянно подвергается огромным нагрузкам, таким как: перепад температур, сжатие, растяжение и др. То есть при сливании отработанного моторного масла вместе с ним сливается и вся грязь, образовавшаяся за время эксплуатации двигателя, а новое масло способно вновь выполнять все свои функции на должном уровне. Так же не стоит забывать, что нужно заливать только качественное масло, а так же заливать в бак бензин с проверенных заправок, иначе грязи в двигателе станет больше.

Масляный фильтр

Не стоит забывать, что помимо масла есть еще масляный фильтр, он увеличивает период замены масла, так как часть нежелательных продуктов для двигателя скапливается именно в нем, поэтому проводить замену масла без замены масляного фильтра нет никакого смысла. В новое масло попадет вся грязь со старого масляного фильтр и новое масло сразу же потеряет свою эффективность.Промывать или не промывать?

Многие задаются вопросом, а стоит ли промывать масляную систему перед тем, как залить новое масло. Здесь все зависит от ситуации. Если автомобиль уже долго находится в Ваших руках и Вы всегда во время меняли масло, причем заливали только качественное масло и только одной фирмы, то промывка не нужна. Если же Вы купили автомобиль с рук и не знаете, что раньше заливалось в двигатель или, например, Вы стали менять масло, а из двигателя слилось что-то черное, лишь только слегка похожее на масло, то тогда лучше промыть масляную систему. Сейчас на автомобильном рынке существует огромное количество промывочных присадок и масел, но лучше будет, если Вы купите не одну канистру масла, которое собрались заливать в двигатель, а две. Меняете масло в двигателе, даете ему поработать и снова меняете масло в двигателе. Тут конечно, решать Вам, чем промывать масляную систему.

Когда менять моторное масло?

Точных границ по замене масла нет, это каждый решает сам для себя. Считается, что в среднем моторное масло нужно менять раз в 10.000 км, это является оптимальным вариантом. В крайнем случае можно проехать и 15.000 км, но дольше ездить уж точно не стоит, так как сэкономив на замене масла, Вы потратитесь в дальнейшем на ремонт двигателя. Можно менять масло реже, например, раз в 8.000 км, но на нормальном моторе чаще менять масло нет смысла. Некоторые утверждают, что новые автомобили без замены масла могут спокойно ездить 15-20.000 км, конечно могут, только потом уже не смогут, гарантийный срок автомобиля где-то 3 года, вот производитель и рассчитывает, что 3 года автомобиль проездит, а потом уже все равно, поэтому, если Вы настроены ездить на своей машине долго и без проблем, то меняйте масло раз в 10.000 км.

Что будет с мотором, если Вы не поменяли масло в срок

Если Вы поменяли масло на 1-2 тыс. км позже, чем надо, то это ничего страшного, а вот если, скажем, на 5.000 км позже, то это может привести к весьма плачевным последствиям в будущем. Вот фотографии моторов, на одном моторе масло менялось всегда во время и заливалось только качественное, а на втором моторе заливалась дешевое минеральное масло, да еще и менялось оно не время.

Вот таблица моторных масел. которая поможет Вам подобрать вязкость масла для температур, преобладающих в Вашем регионе:

http://nazcar.ru

legkoe-delo.ru

Как часто менять масло в двигателе автомобиля: периодичность замены, через сколько километров?

1 Почему сервисный регламент неточен и как на него влияет город

Производители автомобилей указывают периодичность замены масла в километраже. Однако двигатель машины работает не только во время движения, но и на холостом ходу. Поэтому при езде в городском режиме он может проработать в четыре раза дольше, чем при езде по трассе при одинаковом километраже. Пробег, измеряемый временем работы двигателя, называют моточасами.

К примеру, 15 тысяч км пробега на трассе в среднем составляет около 200 часов, а в городе может превышать 700 часов. В результате нагрузка на моторное масло увеличивается колоссально, ведь даже на холостом ходу смазочный материал подвергается воздействию высоких температур. Причем, в городских пробках отсутствует вентиляция картера, что снижает ресурс масла, т.е. нагрузка на смазку увеличивается еще больше.

Забудьте про регулярную замену каждые 10–15 тыс. км – это далеко не точный показатель

  • Защитят ходовую и сэкономят вам деньги, увеличат дорожный просвет на 3 см.

    Читать далее >>

Но на долговечности смазки сказывается не только количество моточасов. Большую роль играет и манера вождения. К примеру, при движении по трассе со скоростью 100-130 км/ч смазка подвергается минимальным нагрузкам, так как двигатель хорошо вентилируется и работает не на пике своей мощности. При повышении скорости увеличивается нагрузка на мотор, а значит и на смазочную систему, так как поршни разогреваются до более высоких температур, повышается объем картерных газов, обладающих разрушающим действием. Эффект от повышения скорости особенно заметен на малолитражных автомобилях, которые имеют маломощные двигатели и "короткую" трансмиссию.

Способ узнать почему горит CHECK!

С помощью универсального автосканера можно самому сделать диагностику  за 2 минуты и узнать почему горит CHECK. Подходит для всех машин..." Читать далее >>

Поэтому, как вы видите, пробег в 10–15 тысяч км – это далеко не точный показатель необходимости замены масла. К примеру, в современных автомобилях БМВ, у которых имеется счетчик, считающий моточасы, сроки замены составляют 200–400 часов при умеренной эксплуатации машины, а также при условии использования качественного топлива. При работе двигателя в режиме максимальной или близкой к максимальной мощности период замены масла значительно сокращается.

Еще один важный момент, от которого зависит срок эксплуатации смазки – это вид используемого масла. Поэтому о разновидностях существующих масел и сроках их эксплуатации поговорим отдельно. Отсюда следует, что определять сроки замены по пробегу, указанному производителем, можно лишь в том случае, если автомобиль эксплуатируется в режиме загородной езды с постоянной скоростью. Но это бывает крайне редко. Поэтому масло в двигателе необходимо менять чаще.

2 Что нужно знать о видах масла и сроках их эксплуатации

Как известно, моторные масла бывают нескольких видов:

  • полусинтетические;
  • синтетические гидрокрекинговые;
  • синтетические полиальфаолефиновые;
  • эстеровые;
  • полигликолевые.

Чисто минеральные масла уже практически не встречаются. На их смену пришли полусинтетические составы. Однако и они уже не пользуются особым спросом, так как имеют несколько серьезных недостатков:

  • имеют низкое содержание присадок;
  • сильно засоряют двигатель;
  • их вязкость не стабильная, т.е. она сильно меняется от температуры, а также изменяется с течением времени эксплуатации смазки.

Выбор того или иного вида масла будет напрямую зависеть от той частоты замены, которую вы готовы обеспечивать

Как несложно догадаться, "живучесть" этих продуктов невысокая, по сравнению с более современными составами. Поэтому сроки замены желательно сократить до 8-10 тысяч километров, особенно в городском режиме эксплуатации автомобиля, при условии использования качественного продукта от известного производителя.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда! 

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера... 

Читать далее.. »

Синтетические гидрокрекинговые масла пользуются в последнее время наибольшей популярностью, так как именно они пришли на смену полусинтетике. В частности, стандартные масла, изготавливаемые автомобильными производителями, относятся именно к этой категории. Зачастую эти составы относят к полусинтетике, в чем есть доля истины. Но благодаря наличию в составе качественной основы, они обладают более стабильной вязкостью и долговечностью.

В нормальных условиях качественное гидрокрекинговое масло может прослужить и 30 тысяч километров. Но в наших условиях, конечно же, так долго эксплуатировать смазку не стоит. К тому же, переработка таких масел приводит к снижению подвижности колец поршней, а также закоксованности двигателя и повышению трения. Практически все синтетические гидрокрекинговые масла относятся к малозольным и сильно восприимчивы к качеству топлива.

Что же касается стандартных пробегов в 10-15 тысяч километров, то эти составы показывают себя гораздо лучше, чем минеральные и полусинтетические аналоги. Кроме того, можно выделить несколько других их достоинств:

  • лучше удерживают присадки, соответственно дольше сохраняют все свои свойства;
  • обладают хорошими моющими качествами;
  • имеют меньше продуктов разрушения, которые оказывают негативное воздействие на двигатель.

Из минусов можно выделить то, что эти составы не лучшим образом сказываются на долговечности самого мотора, что связано со сниженным пакетом присадок.

Синтетические полиальфаолефиновые масла, в отличие от гидрокрекинговых, не образуют закоксованности колец поршней, практически не выгорают и имеют максимально чистые продукты распада. Еще одно их положительное качество заключается в хорошей текучести, которая сохраняется даже при сильных морозах. Что касается сроков замены, то стареет это продукт медленнее, чем гидрокрекинговые аналоги.

Однако следует понимать, что долговечность смазки зависит не только от ее основы. В составе продукта всегда имеется сложный пакет присадок, которые имеют свой срок службы. Плюс никуда не исчезает механическое загрязнение, которое накапливается с течением времени. Поэтому не стоит ездить даже на таких маслах свыше 400-500 часов, так как дальнейшая эксплуатация будет снижать ресурс мотора в ускоренном темпе. Учитывая высокую стоимость этих масел, далеко не всегда имеет смысл их использовать вместо гидрокрекинговых.

Эстеровые масла можно назвать новым шагом эволюции. Они отличаются низкой выкипаемостью и низким коэффициентом трения. Теоретически время эксплуатации этих масел до замены должно быть выше. Но на практике зачастую эстеровые составы имеют малый пакет присадок, в результате чего они требуют замены даже раньше стандартного срока. Поэтому их называют спортивными, т.е. предназначенными для кратковременного использования. Эстеровые продукты имеет смысл применять для промывки двигателя после использования минеральных и полусинтетических масел больше положенного срока. Данный состав отлично справляется с очисткой поверхности мотора от всевозможных загрязнений.

Синтетические полиальфаолефиновые масла дорогие, но не всегда эта переплата оправдана

Полигликолевые составы являются наиболее прогрессивными. Они обладают еще меньшим коэффициентом трения, к тому же, способны растворять даже продукты собственного распада. Они лучше остальных аналогов способны удерживать присадки. К сожалению, в широком доступе на сегодняшний момент можно найти полигликолевое масло только Kroon Oil. Данных о его независимых тестах практически нет. Но вполне возможно, что эта смазка действительно способна работать дольше остальных.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что производители автомобилей указывают интервал межу заменой смазки с учетом использования стандартного масла, т.е. синтетического или полусинтетического. Однако разные типы смазок отличаются составами и разным количеством присадок. Соответственно, у них и разные сроки эксплуатации. К сожалению, по табличным характеристикам определить срок эксплуатации невозможно. Поэтому, покупая ту или иную марку продукта, ознакомьтесь с результатами нескольких независимых тестов.

В любом случае, если автомобиль эксплуатируется в городских условиях, не стоит менять масло реже, чем через каждые 8–9 тысяч километров. Как показывает практика, в этом случае двигатель остается чистым, значительно уменьшается износ деталей, а, следовательно, увеличивается и долговечность мотора.

3 Как часто осуществлять замену смазки для очистки двигателя

Если вы приобрели б/у автомобиль с непрозрачной сервисной историей или заметили через маслозаливочную горловину, что на поверхности мотора много налета, двигатель следует промыть. Конечно, для этого существуют специальные присадки и промывочные масла. Но наиболее качественный и безвредный для двигателя результат можно получить только путем промывки двигателя моторным маслом.

Схема промывки достаточно простая:

  1. старая смазка сливается, после чего меняется фильтр и заливается новое масло;
  2. на новом масле машина должна проехать около 2 тысяч км;
  3. затем еще раз выполняется замена масла, после чего автомобиль должен проехать 4 тысячи км;
  4. следующая замена осуществляется еще спустя 4 тысячи.

Последним этапом старая смазка сливается, и в мотор заливается чистое масло

Имейте в виду, что на протяжении всего цикла промывки двигателя автомобиль должен эксплуатироваться аккуратно, т.е. в режиме обкатки. В противном случае добиться качественного результата будет невозможно.

Если же двигатель промывался специальной присадкой или промывочным маслом, моторное масло тоже желательно слить как можно раньше. Причем, предварительно следует избавиться от остатков промывочных смесей. Для этого в двигатель необходимо залить небольшое количество моторного масла, чтобы только потух индикатор давления. После этого двигатель нужно завести и дать ему поработать минут 5–10. Затем смазка сливается, и в мотор заливается чистое масло.

4 Почему так важна своевременная замена – тонкости и детали

Напоследок рассмотрим, почему двигателю так важна своевременная замена. Дело в том, что смазка не только уменьшает трение между деталями, но и выполняет несколько других важных функций:

  • предотвращает коррозию поверхностей;
  • удаляет с поверхностей двигателя сажу, продукты сгорания топлива и другие загрязнения;
  • участвует в поддержании оптимальной температуры двигателя, а также обеспечивает его теплообмен.

Если вовремя не заменить смазку, всевозможные присадки начинают разлагаться, в результате чего она утрачивает способность выполнять вышеописанные функции. Кроме того, в ней накапливаются продукты сгорания, которые оседают на поверхностях двигателя. Со временем начинают забиваться масляные каналы, в результате чего смазка поступает к механизмам не в полном объеме. Это, в свою очередь, приводит к быстрому износу деталей.

Таким образом, пренебрегать своевременной заменой масла нельзя, в противном случае даже самый надежный двигатель может "застучать", не выработав отведенного ему срока. Как мы выяснили, заменой желательно заниматься чаще, чем того требуют производители авто.

tuningkod.ru

Как часто нужно менять масло в двигателе

Как известно, моторное масло является рабочей жидкостью в системе смазки силового агрегата. Основной  функцией материала выступает защита нагруженных сопряженных элементов от сухого трения посредством создания масляной пленки. Также смазка позволяет производить эффективную очистку масляной системы, выступает нейтрализатором окислительных процессов, отводит избыточное тепло от деталей и узлов для предотвращения локальных перегревов и т.п.

С учетом значительных колебаний температур и высокого нагрева, а также по причине активных химических процессов, которым подвержен смазочный материал внутри ДВС, моторное масло склонно к ускоренному старению и быстрой потере своих полезных свойств. Становится понятно, что смазка является  расходным материалом, при этом для любого двигателя строго определена необходимая частота замены масла. Параллельно с этим на срок службы материала может дополнительно влиять целый ряд определенных факторов.

Далее мы поговорим о том, зачем менять масло в моторе и как часто нужно менять масло. Также будут рассмотрены такие вопросы, как минимальный интервал замены масла, через сколько нужно менять масло в двигателе по времени и пробегу, менять ли часто масло в двигателе и от каких условий зависят интервалы замены.

Почему нужно менять масло в двигателе

Как уже было сказано, смазочный материал даже в абсолютно исправном двигателе подвержен процессу естественного старения. Это значит, что его свойства, так или иначе, ухудшаются в результате окисления, а также в связи с постепенным прекращением работы (срабатыванием) активных присадок и моющих добавок в составе смазки.

В конечном итоге масло накапливает в себе большое количество сажи, продуктов износа и других загрязнений, нарушаются вязкостно-температурные характеристики (смазка густеет, чернеет), изменяется стабильность сдвига под нагрузками, прочность масляной пленки и т.д. Продолжительная езда на грязной смазке приводит к тому, что происходит забивание отложениями фильтров и каналов масляной системы, ресурс ДВС также сильно сокращается.

Дело в том, что двигатель в этом случае намного хуже защищен от механического износа в местах сопряжения нагруженных элементов. Также в результате значительного изменения показателя вязкости в сторону увеличения происходит  общее ухудшение прокачиваемости масла по системе. В совокупности со снижением пропускной способности и/или закупориванием масляных каналов (силовой агрегат начинает испытывать масляное голодание) происходит значительный износ мотора.

Параллельно следует отметить, что различные неисправности ДВС также влияют на свойства масла. Например, попадание  пыли и грязи через впуск, разжижение масла в результате протечек в картер топлива, проникновение антифриза из системы охлаждения в систему смазки. В этих случаях также значительно усиливается износ, может произойти заклинивание двигателя.

Определяем, когда менять масло в моторе

Итак, вполне очевидно, что смазку в моторе необходимо заменять. При этом важно четко понимать, когда нужно менять масло. С учетом того, что материал в ДВС стареет, получается, чем чаще производить замену, тем лучше. Однако необходимо учесть и то, что слишком ранние замены во многих случаях не нужны.

Данный подход является иррациональным, так как приведет к серьезным финансовым затратам, а польза для мотора может оказаться не такой очевидной. По этой причине межсервисные интервалы следует рассчитывать с учетом ряда дополнительных факторов и особенностей. Если иначе, нужно знать, на основании чего и как правильно подобрать интервалы для замен.

В самом начале отметим, что однозначного и точного ответа, через сколько километров, моточасов или месяцев менять масло, просто не существует. Есть только рекомендованный производителем двигателя интервал замены масла, который указан в руководстве по эксплуатации. При этом во многих случаях периодичность замен остается достаточно индивидуальной.

  • Самое главное, не превысить срок службы смазки. Для этого не следует полагаться только на рекомендации производителей автомобиля. Например, если в мануале написано, что замена должна производиться каждые 15 тыс. км., тогда это еще не значит, что всегда нужно придерживаться только такого интервала.
  • Также не нужно рассчитывать и на заявления изготовителей масел на рынках ГСМ. Если даже используется качественное масло из линейки Longlife (например, с увеличенным сроком службы до 30 или 50 тыс. км.), нет никаких гарантий, что смазочный материал нормально выходит весь заявленный ресурс или даже половину такого пробега.

Дело в том, что производители как ДВС, так и масел указывают сильно усредненные показатели. Другими словами, многие внешние факторы, которые уменьшают срок службы  масла, попросту не учитываются. Давайте разбираться.

Начнем с сервисного интервала в мануале. Как правило, можно встретить указание, что масло нужно менять, например, каждые 15-20 тыс. км. или не реже 1 раза в 12 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше). Однако следует понимать, что подобные рекомендации авто производителей являются средними для  того или иного типа двигателя.

При этом не учитывается общая загрязненность воздуха, качество горючего,  отдельные свойства того или иного моторного масла, индивидуальные особенности эксплуатации ТС и т.п. Только в некоторых случаях производитель может отдельно учитывать региональные особенности, но такая практика больше свойственна автомобилям, которые специально разрабатываются под конкретные рынки. На массовые модели это не распространяется.

Также необходимо добавить, что сам завод-изготовитель автомобиля не особенно заинтересован в том, чтобы двигатель отработал максимально возможный срок. Главной задачей становится исправная работа ДВС в течение гарантийного периода, затем агрегат должен пройти еще некое среднее количество моточасов для сохранения престижа и подтверждения конкурентоспособности марки.

Получается, изготовителю выгоднее растянуть межсервисный интервал для нового авто на гарантии, что позволяет сделать продукт более привлекательным и удобным для клиента, однако в ущерб ресурсу ДВС. При этом никакой особой заинтересованности в дальнейшем продлении этого ресурса также нет. Более того, поломки после окончания гарантийного периода являются проверенным способом заставить клиентов сменить свой автомобиль на новый, а не заниматься ремонтами.

Становится понятно, что для авто производителей сервисный интервал сегодня является маркетинговым ходом, так как предполагает возможность предложить клиентам сниженные затраты на гарантийное обслуживание. Если же говорить о моторе и его ресурсе в долгосрочной перспективе, тогда интервал, заявленный в руководстве по обслуживанию и эксплуатации ТС, может быть сильно увеличен.

Теперь перейдем к маслам. Многие современные продукты позиционируются как автомасла с увеличенным сроком службы (сервисным интервалом). Как правило, такая смазка имеет дополнительную отметку Longlife. При этом ошибочно полагать, что это масло можно спокойно заливать в любой двигатель и менять по увеличенному интервалу.

  1. Прежде всего, производитель ДВС должен отдельно указать, что в случае использования группы масел Longlife допускается увеличение межсервисного интервала на конкретном типе двигателя.
  2. Масло типа Longlife также должно быть допущено производителем двигателя к использованию в своем моторе, то есть продукт того или иного бренда должен пройти отдельную сертификацию.
  3. Изготовитель двигателя допускает использование масел по cхеме Longlife только в том случае, если автомобиль эксплуатируется исключительно в предписанных режимах и находится в условиях, подходящих для использования смазок по схеме с увеличенным интервалом замены.

Если с первым и вторым пунктом все более-менее понятно, то по третьей позиции сразу возникают вопросы. Обычно детальное описание «оптимальных» режимов отсутствует, при этом заявленные увеличенные интервалы замены масла высчитываются с опорой именно на эти режимы.

Добавим, что исходя из практического использования, увеличение интервала для масла Longlife возможно в том случае, если автомобиль постоянно ездит по трассе в режиме средних нагрузок на двигатель. При этом заливается качественное горючее, установлены высококачественные фильтры, на дорогах нет пыли и т.п.

Примечательно то, что такие условия вполне реальны для развитых стран, чего не скажешь об автомобилях, которые эксплуатируются в крупных городах или ездят по шоссе на территории стран СНГ. Для таких машин более актуальны так называемые тяжелые условия эксплуатации, при этом любая смазка стареет очень быстро. С учетом вышесказанного замена старого отработанного масла, (как обычного, так и Longlife) желательна исключительно с уменьшением, а не с увеличением интервала.

Что влияет на срок службы масла в двигателе

Принято считать, что на ресурс смазочного материала влияют такие факторы, как:

  • сезонность;
  • режимы эксплуатации;
  • качество горючего;
  • масляная основа;
  • эффективность работы фильтров;
  • общее состояние ДВС;

На некоторые из этих факторов может повлиять сам водитель (выбирать качественные масла и фильтры, следить за работой мотора и своевременно устранять неполадки), тогда как другие особенности изменить нельзя, то есть остается их дополнительно учитывать. Последующий анализ позволяет точнее определить, в каких условиях эксплуатируется автомобиль.

Дело в том, что частота замены моторного масла сильно зависит от условий эксплуатации. Если машина попадает в так называемые тяжелые условия,  интервал замены масла обязательно сокращается.

  • Под  тяжелыми условиями следует понимать определенные режимы. К таковым можно отнести длительные простои автомобиля, после чего совершаются поездки, но затем автомобиль снова стоит. Особенно сильно такой режим сокращает ресурс смазки зимой. Дело в том, что внутри двигателя накапливается конденсат, активизируются химические процессы, происходит окисление масла.

На моторах, которые эксплуатируются ежедневно и прогреваются до рабочих температур, образование конденсата менее интенсивное. При этом даже постоянные, но короткие поездки, во время которых ДВС не выходит на рабочие температуры, все равно не позволяют предотвратить образование конденсата.

  • Езда в городе на малых скоростях, пробки, частые ускорения и остановки. Такой режим является тяжелым для мотора, так как большие нагрузки на ДВС возникают именно во время начала движения с места. При этом на низких оборотах давление масла не высокое, увеличивается его нагрев, происходит коксование двигателя и т.д.

Что касается пробок и простоев на светофорах, мотор в этом случае работает на холостых. Режим холостого хода также считается тяжелым для двигателя, так как силовой агрегат хуже охлаждается, работает на бедной смеси, давление масла не высокое.

  • Горючее низкого качества также сильно влияет на свойства масла. Дело в том, что продукты горения накапливаются в смазке, ухудшая полезные свойства материала. Важно понимать, что рекомендации по интервалам замены в сервисной книге часто указаны для топлива, которое соответствует европейским стандартам. На территории СНГ такого горючего попросту нет.
  • Частые нагрузки на автомобильный двигатель, езда с максимальной скоростью на высоких оборотах, буксировка прицепа, постоянная перевозка большого количества пассажиров и грузов.

В этих случаях двигатель необходимо «крутить», чтобы получить от него больше мощности. Вполне очевидно, что масло в этом случае быстрее окислятся и теряет свойства. Кстати, езда в горной или холмистой местности с чередующимися затяжными подъемами и спусками также относится к тяжелым условиям. На подъемах водитель нагружает мотор, а на спусках часто задействуется режим торможения двигателем.

  • Езда по грунтовым дорогам, эксплуатация ТС в условиях повышенной загрязненности воздуха. В этом случае масло активно накапливает в себе загрязнения из окружающей среды, ресурс смазки заметно снижается.

Как видно, отечественные условия эксплуатации далеки от «расчетных» идеальных и в полной мере могут считаться тяжелыми. По этой причине нужно отдельно корректировать интервалы замена смазки с поправкой на указанные выше факторы.

 Эксплуатация масла на практике

Для определения того, какого интервала замены лучше придерживаться, следует исходить из:

  • особенностей эксплуатации;
  • режимов эксплуатации;
  • качества (базовой основы) масла;

Если автомобиль эксплуатируется в СНГ, причем используется минеральное или полусинтетическое масло, тогда рекомендуется сокращение интервала замены на 50-70% от заявленного в мануале. Другими словами, если в инструкции плановая замена предусмотрена через 10 или 15 тыс. км. по пробегу, а также не реже одного раза в год по времени, тогда смазку нужно менять каждые 5 тыс. км. или каждые 6 месяцев (в зависимости от  того, что наступит раньше).

Что касается гидрокрекинговых и синтетических масел, в этом случае смазочный материал рекомендуется менять с учетом сокращения заявленного интервала на 40-50%. Гидрокрекинговые масла обычно начинают терять свои свойства на нашем топливе уже через 6-7 тыс. км, качественная синтетика держится на 1.5-2 тыс. больше.

По времени эти виды смазки также лучше менять не один раз в год, а каждые 6-7 месяцев. Наиболее предпочтительно производить плановую замену перед наступлением холодного времени года.

Если речь идет о высокофорсированных турбомоторах или двигателях, которые часто эксплуатируются на пределе возможностей, тогда замена масла показана каждые 4-5 тыс. км. Параллельно необходимо учитывать и рекомендации по самой замене. Основной задачей является максимально полное удаление «отработки» из двигателя.

Для этого не подходят способы откачки масла через маслозаливную горловину при помощи вакуума. Смазку необходимо сливать из прогретого ДВС путем откручивания сливной пробки в поддоне. Что касается распространенной экспресс-замены масла, после такой замены привычный интервал также рекомендуется дополнительно сокращать на 10-15%.

Напоследок отметим, что в ряде случаев также может понадобиться дополнительная промывка двигателя перед заменой масла. При этом нужно быть осторожными с активными моющими добавками и промывками-пятиминутками. Для некоторых моторов последствия такой промывки могут оказаться крайне негативными.

Похожие статьи

krutimotor.ru

Как часто нужно менять моторное масло в двигателе автомобиля

Одна из основных тенденций современного автомобилестроения – это увеличение межсервисных интервалов: если еще недавно менять масло в двигателе нужно было каждые 10 тысяч километров, то теперь и в бюджетном сегменте к этой цифре добавились еще 5 тысяч, а производители масел уже указывают в описании своих longlife-серий пробеги и по 30 тысяч. Неудивительно, что это вызывает споры: насколько оправдано увеличение сроков службы масла, и не является ли оно, наоборот, частью «запланированного износа» автомобиля?

Содержание статьи

Немного теории

Начнем с определения самого старения масла. В идеальном случае, который еще недостижим для химической промышленности, все свойства моторного масла закладывались бы в базовое масло, характеристики которого сейчас приходится корректировать пакетом присадок. Заметный прогресс в масляной индустрии связан с созданием синтетических базовых масел – если раньше срок службы определял срок жизни «базы», то теперь именно разрушение пакета присадок определяет.

С самим же маслом в двигателе происходит много химических процессов. Для «минералок» главным врагом было высокотемпературное окисление, приводившее не только к росту кислотности (напомним, именно поэтому все моторные масла имеют ярко выраженную щелочность, чтобы нейтрализовать неизбежно образующиеся кислоты), но и к его распаду с образованием характерного лакового налета. Одновременно с этим масло характерно темнело и резко снижало вязкость.

Современные синтетические масла имеют достаточно стабильную базу, что позволяет к концу срока службы пакета присадок мало изменять вязкость. В этом случае состояние масла уже трудно оценить «на глаз» — потемнение в случае с синтетикой говорит только о работоспособности моющих присадок (темный цвет – следствие удержания в массе загрязнений), вязкость у качественного масла начинает падать только к моменту начала распада базы, то есть уже после окончания ресурса моторного масла. Удобным индикатором можно признать щелочное число, измеряемое в условных миллиграммах гидроксида калия на килограмм масла: с его подходом к нолю можно утверждать о необходимости замены, но и это определяется только лабораторным анализом.

Так когда же менять масло?

К таким последствиям может привести несвоевременная замена масла

Мы получаем двойной парадокс: определить точный момент замены синтетического масла невозможно без анализа, а общепринятый фактор замены – пробег автомобиля – столь же груб, как оценка качества масла на глаз. В идеале, естественно, было бы расписывать регламент по моточасам с поправочными коэффициентами в зависимости от режимов работы двигателя: такой подход прекрасно себя показал в авиации, но среднестатистическому автомобилисту это, естественно, считать не захочется.

Насколько груба оценка по пробегу? Так скажем, она достаточно точна для среднестатистической эксплуатации и только для масла, прописанного в регламенте техобслуживания данной модели. Иначе говоря:

  1. Передвигаясь согласно ПДД в обычном соотношении «город/трасса».
  2. Не проводя половину времени в пробках с работающим двигателем.
  3. Заливая масло, указанное производителем, можно быть уверенным в его ресурсе.

Но вот малейшее отклонение в режимах работы мотора сразу сказывается на скорости старения масла. Именно поэтому, перестраховываясь, многие автопроизводители мелким шрифтом прописывают в сервисных книгах почти двукратное снижение межсервисного интервала при коммерческой эксплуатации, езде в жарких регионах и так далее. Эта перестраховка явно указывает на то, что в реальности большие межсервисные пробеги возможны только при исключительно бережном отношении к автомобилю.

Подтверждается условность межсервисных интервалов и дилерской практикой: автомобили одной марки, заправляемые маслом из одной и той же бочки, могут продемонстрировать кардинально разные свойства отработки, вплоть до визуально заметного падения вязкости, что прямо говорит о преждевременном старении масла. Если же владелец меняет сорт масла, то предсказать срок его службы еще труднее.

Видео: Мифы про масла и присадки №1 Когда нужно менять масло

Поэтому единственными рекомендациями, которые можно реально дать, будут следующие:

  1. Независимо от того, какой сорт масла используется, считая свою эксплуатацию автомобиля примерно равномерной по стилю вождения и нагрузкам, необходимо учитывать реальное поведение двигателя: рост шумности, потеря моторным маслом вязкости укажут на тот момент, когда оно будет полностью сработано. Для примера предположим, что этот пробег составил 10 тысяч километров.
  2. Естественно, срок замены должен быть меньшим: в этом случае мотор уже начинает работать с увеличенным износом. Нужно заложить в сроки обслуживания как минимум 30-процентный запас, то есть в нашем примере моторное масло X на автомобиле Y с водителем Z должно меняться не реже, чем в 7 тысяч километров – но этот расчет справедлив только при сочетании всех трех факторов!

Если же нет желания намеренно «выкатывать» весь ресурс масла (впрочем, чаще всего это происходит против воли владельца), то аналогичному сокращению есть смысл подвергнуть указанный производителем автомобиля интервал между ТО, но только в том случае, если автомобиль не подвергается перегрузкам – иначе уменьшение пробега между заменами уже явно оговаривается. Например, у Renault Logan раздел «Особые условия эксплуатации» в сервисной книге прямо предписывает замену масла раз в 7500 км для холодных регионов, длительной работы на холостом ходу и так далее – этой рекомендации имеет смысл следовать.

Особо следует упомянуть случаи, когда владелец меняет не только марку, но и тип моторного масла – например, если он в целях экономии переходит с рекомендованной синтетики на полусинтетику. Здесь точно так же справедливо требование о двукратном снижении межсервисного пробега – не стоит забывать, что полусинтетика по сути – минеральное масло с частью синтетических компонентов, и, помимо старения пакета присадок, одновременно заметно активнее идет и разрушение минеральной «базы».

Видео: Как определить степень загрязненности масла?

Масла Longlife – есть ли смысл?

Ключевое определение применимости подобных масел основано на трех постулатах:

  1. Если конкретный двигатель рассчитан под масла с увеличенным сроком замены.
  2. Если конкретное масло имеет одобрение автопроизводителя для данного двигателя.
  3.  Если автомобиль эксплуатируется в условиях, позволяющих применять масла longlife.

Проблема именно в последнем пункте – на подобных пробегах важно даже качество применяемого топлива.

Упоминая выше о процессах, происходящих при старении масла, мы не упоминали еще один важный фактор – прорыв выхлопных газов через поршневые кольца. Для исправного двигателя с обычными (и тем более скорректированными в сторону уменьшения) межсервисными пробегами это не имеет принципиального значения, но на пробегах масел longlife даже минимальный прорыв продуктов сгорания низкокачественного топлива в картер способен ощутимо загрязнить масло соединениями серы (основная проблема низкосортного горючего) и ускорить его старение. В итоге экономия на редких заменах становится реально возможной только при гораздо больших затратах на высокосортное горючее с «проверенных» заправок, в противном случае работоспособность longlife-масел гарантировать нельзя.

Поделитесь с друзьями:

avtomotoprof.ru