Холодный пуск


Холодный пуск двигателя: последствия для ДВС

Многие автолюбители хорошо знают, что зимний период считается достаточно тяжелым для разных узлов и деталей автомобиля. Как правило, опытные водители заранее отдельно подготавливают машину к зиме, причем такая подготовка не ограничивается банальным переходом на зимние шины и подзарядкой аккумулятора.

Важно понимать, что двигатель также не является исключением из списка узлов и агрегатов, которые подвержены усиленному износу при эксплуатации в условиях холодов. Другими словами, если затрагивать холодный пуск, ресурс мотора в этом случае несколько сокращается. В этой статье мы рассмотрим, к каким последствиям приводит холодный запуск двигателя, вред такого пуска, а также способы свести возможные риски к минимуму.

Холодный пуск двигателя: вред для ДВС

Как известно, даже исправный двигатель может с трудом заводиться при сильном похолодании. Дело в том, что моторное и трансмиссионное масло густеет, АКБ сильнее расходует заряд, бензин хуже испаряется, а солярка в дизеле становится вязкой и с трудом прокачивается по системе питания. В результате стартеру труднее проворачивать коленчатый вал, горючее также хуже воспламеняется в цилиндрах.

Если отбросить сами трудности запуска, опасность холодного пуска мотора заключается в том, что холодный металл несколько «сжимается», в результате зазоры между сопряженными деталями становятся увеличенными. Компрессия в этом случае закономерно становится ниже.

Так как моторное масло становится менее текучим и хуже прокачивается, в момент запуска «на холодную» получается так, что двигатель первые секунды испытывает масляное голодание. Так или иначе, но увеличенного износа двигателя не избежать. Как правило, речь идет об износе ЦПГ (поршни и стенки цилиндров), шеек коленвала, коренных и шатунных вкладышей и т.д.

Если просто, масло становится вязким и до определенного прогрева не подается к нагруженным парам в должном количестве и под нужным давлением. Результат — детали испытывают высокие нагрузки и страдают от сухого трения.

Можно встретить распространенное утверждение, что один холодный запуск двигателя при температурах от -15 градусов по Цельсию приравнивается к пробегу около 100 км. Естественно, чем ниже температура за боротом, тем сильнее износ деталей внутри двигателя. Это значит, что попытка завести мотор в -30 способна сократить ресурс агрегата аналогично пробегу в 150-200 км.

Но и это еще не все. Как уже было сказано выше, компрессия холодного мотора понижена, что требует больше топлива для его запуска. При этом через увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра горючее в холодном ДВС попадает в поддон картера, ухудшая в дальнейшем свойства смазочного материала. Особенно эта проблема актуальна в том случае, если мотор приходится долго крутить, чтобы он завелся.

На практике это значит, что если в моторное масло попадает бензин или солярка, причем в больших количествах, такой разбавленный топливом смазочный материал не способен обеспечить надежную защиту мотора от износа после выхода двигателя на рабочие температуры. Результатом может стать не только сокращение ресурса, но и поломка двигателя, его заклинивание и т.д.

Еще следует выделить проблему утечки масла в зимний период. С наступлением холодов страдают резиновые прокладки, уплотнители, сальники. Как правило, резина остается эластичной и сохраняет свои свойства до — 25 градусов по Цельсию. Если температуры ниже, сальники «дубеют» и моторное масло начинает течь.

Также любые уплотнители и прокладки страдают от перепада температур, так как холодный ДВС после запуска начинает быстро нагреваться, при этом нагрев происходит неравномерно. Не удивительно, что в резиновых изделиях появляются трещины, которые затем приводят к утечке масла и других технических жидкостей.

Достаточно вспомнить простой наглядный пример, когда после длительной стоянки с вывернутыми колесами зимой на автомобилях с ГУР можно наблюдать течь рулевой рейки. Причина-потеря эластичности манжетов и сальников механизма рулевого управления, которые после запуска мотора и начала работы насоса гидроусилителя попросту не держат рабочее давление. Похожая ситуация происходит и с сальниками в двигателе.

Как избежать проблем при холодном запуске мотора

Если проанализировать основные рекомендации специалистов, большинства описанных выше проблем можно избежать, хотя и не полностью. Давайте разбираться.

  • Когда речь заходит об автомобилях, которые эксплуатируются в регионах, где нет значительного понижения температур в зимний период, тогда в рамках подготовки машины к зиме следует выполнять ряд общих стандартных процедур.
  1. Первым делом необходимо убедиться в работоспособности АКБ и стартера. От эффективности работы аккумулятора напрямую будет зависеть возможность крутить стартер, который, в свою очередь, прокручивает маховик двигателя. Аккумулятор нужно зарядить при помощи ЗУ. В том случае, если он обслуживаемый, следует проверить плотность электролита в аккумуляторе, при необходимости долить или заменить электролит  и т.д.
Как уже говорилось выше, необходимо также правильно подобрать моторное масло, учитывая зимнюю вязкость по SAE. На зиму рекомендуется использовать маловязкие масла из списка рекомендуемых производителем того или иного ДВС. При этом важно учитывать, что слишком «жидкие» смазки могут обеспечить легкий запуск, однако затем не создается  надежной защиты мотора и появляется течь через сальники и прокладки после прогрева двигателя и выхода на рабочие температуры.

2. Также перед наступлением холодов необходимо проверять и своевременно менять свечи зажигания (свечи накаливания для дизеля), а также другие ответственные элементы (например, высоковольтные свечные бронепровода). Такой подход позволит исключить проблемы с воспламенением смеси в цилиндрах.

3. Еще отметим, что перед зимой следует также заменить все фильтры (воздушный, масляный, топливный), проверить уровень и состояние антифриза в системе охлаждения. Также с наступлением холодов нужно заливать в бак качественное топливо на проверенной АЗС. Что касается горючего, особенно это важно учитывать для дизельных двигателей, которые остро нуждаются в специальной «зимней» солярке.

4. Заключительной рекомендацией, конечно же, является прогрев двигателя перед поездкой. Хотя многие автопроизводители утверждают, что современные моторы не нуждаются в прогреве, практическая эксплуатация показывает обратное.

  • Если учесть все сказанное выше, особенно ответственные автомобилисты сразу могли подумать, что можно и вовсе не заводить мотор «на холодную». Другими словами, автомобиль ставится в гараж и зимой не эксплуатируется.

Сразу отметим, такие автовладельцы встречаются, но по понятным причинам их меньшинство. При этом важно понимать, что далеко не всегда отказ от эксплуатации в зимний период позволяет говорить о том, что такой подход  только увеличивает срок службы автомобиля и двигателя.

Дело в том, что перед постановкой на длительную стоянку автомобиль нужно правильно «консервировать» (консервация авто на зиму). В противном случае двигателю и другим узлам можно только навредить. Также хранение в неотапливаемых гаражах без необходимой вентиляции часто становится причиной сильной коррозии кузова, приведения в  негодность тканевых или кожаных элементов салона и т.д.
  • Итак, перейдем к варианту, когда машина используется круглый год, при этом зимой отмечается значительное понижение температур (от -30 и ниже). Самым простым выходом из ситуации может быть теплый паркинг или отапливаемый гараж, куда авто ставится на ночную стоянку.

Также в этом случае можно дополнительно оборудовать автомобиль предпусковым автономным подогревателем двигателя типа Webasto или Гидроник, установить отдельный  подогреватель масла в поддоне, реализовать подогрев топлива, утеплить двигатель и капот, приобрести пускозарядное устройство для запуска двигателя и т.д.

Естественно, такие решения потребуют дополнительных затрат (иногда достаточно объемных), однако в случае комплексного подхода двигатель будет легко заводиться даже в сильные морозы, меньше расходовать топливо на прогрев и медленно остывать. Также в значительной мере повышается комфорт эксплуатации как бензиновых, так и дизельных ДВС.

Что в итоге

Как видно, некоторых последствий холодного пуска можно избежать только путем достаточно серьезных денежных вливаний (установка автономных предпусковых подогревателей двигателя, подогревателей масла в поддоне и т.д.) в сочетании с хранением авто в теплом гараже.

Однако, если техническое состояние автомобиля хорошее или машина новая, не стоит бояться холодного пуска. Ресурс многих современных двигателей составляет, в среднем, около 300-350 тыс. км. (как бензиновые, так и дизельные ДВС).

К этому следует добавить качественное масло и топливо, заряженную АКБ, исправную работу системы зажигания и предварительный прогрев  двигателя перед поездкой с дальнейшими щадящими условиями при езде (отсутствие резких стартов и торможений, обороты не выше средних, движение на пониженных передачах с невысокой скоростью).

Перечисленного выше вполне может быть достаточно для того, чтобы ущерб после холодного пуска оказался минимальным, а двигатель в процессе работы максимально безболезненно вышел на рабочие температуры.

Похожие статьи

  • Запуск дизельного двигателя зимой: что нужно знать

    По каким причинам холодный дизельный двигатель не заводится, диагностика. ... Холодный пуск дизельного двигателя зимой: сложности и нюансы. ... установка систем предпускового подогрева двигателя, топливных фильтров и т.д.
  • Вебасто на бензиновый двигатель: плюсы и минусы

    прогретый двигатель легче заводится и испытывает меньшие нагрузки по сравнению с холодным пуском ... Если же вернуться к вышесказанному, становится понятно, что проблему с маслом предпусковой отопитель не решает.
  • Как работает Вебасто на дизеле

    Принцип работы предпусковых подогревателей двигателя Вебасто (Webasto). Предпусковой автономный подогреватель двигателя автомобиля Вебасто (Webasto) – компактное устройство-отопитель...
  • Подогрев масла в двигателе: как прогреть смазку...

    Доступные способы подогрева масла, что нужно знать. Предпусковой подогреватель масла в поддоне. ... Как уже было сказано, во многих случаях двигатель не заводится зимой не только из-за слабого аккумулятора или плохого...
  • Что делать, если дизель не заводится зимой

    Давайте поищем ответы на вопросы что делать, если дизельный мотор зимой не заводится, а также как завести дизельный двигатель, если в баке замерзла солярка. Присадки, замена топливного фильтра, подогрев бака.

krutimotor.ru

Холодный пуск двигателя, или как запустить двигатель на морозе

Впереди зима, которая традиционно несет ряд неудобств водителям. Если вы храните машину на открытой стоянке или у вас нет возможности оборудовать отопление гаража, то в преддверии морозов важно запомнить несколько простых правил, которые помогут запустить холодный двигатель при минусовых температурах.

Последовательность холодного пуска двигателя

1) Проверяем уровни всех рабочих жидкостей и заряд аккумуляторной батареи (если на ней имеется индикатор).

2) После нескольких дней стоянки для карбюраторных двигателей необходимо вручную подкачать из бака топливо с помощью бензонасоса. Обычно сбоку на нем специально для этого имеется рычажок. Делаем 7-8 качков, при этом на рычаге должно ощущаться усилие.

Для инжекторных двигателей, в период сильных морозов, перед первым пуском также полезно «прокачать систему» несколько раз. Для этого проворачиваем ключ в замке зажигания на два положения. Одновременно с другими системами автомобиля, на несколько секунд включается насос создающий давление в топливных магистралях. Его работу можно определить по характерному звуку в районе бензобака. После того как топливный насос выключится, выключаем зажигание, а через 20-30 секунд повторяем всю операцию еще раз.

3) Для карбюраторных двигателей вытягиваем рычаг управления воздушной заслонкой карбюратора (подсос). Это необходимо для того, чтобы перекрыть доступ воздуха в первую камеру карбюратора и обогатить топливовоздушную смесь.

В инжекторных автомобилях электроника это сделает сама.

4) Ставим автомобиль на ручной тормоз и включаем нейтральную передачу.

5) Выжимаем до отказа педаль сцепления, это существенно облегчит запуск холодного двигателя, и далее с помощью замка зажигания производим собственно его пуск.

Педаль акселератора при этом не выжимаем! Если мотор технически исправен, в течение 10-15 секунд он должен завестись.

6) После того как машина начала устойчиво работать, плавно отпускаем педаль сцепления и прогрев двигатель 1-2 минуты, начинаем движение.

Следует помнить, что обороты должны быть не выше 2000-2500 об/мин до тех пор, пока температура двигателя не поднимется до 80-90 градусов. Во время холостого прогрева регулируем обороты дроссельной заслонкой.

Если двигатель не завелся в течение первых 15 секунд, обязательно нужно прекратить вращать стартер и дать ему время остыть. Обычно на это уходит не менее 30 секунд. После этого пуск повторяем еще раз в течение 15 секунд.

Если после нескольких попыток мотор не завёлся

Возможно произошло переобогащение смеси и свечи залиты. В этом случае из выхлопной трубы идет белый дым и необходимо «продуть» цилиндры. Для этого на карбюраторе полностью открываем воздушную заслонку (утапливаем рычаг «подсоса») и вращаем стартером или ручкой двигатель.

Для инжекторных двигателей достаточно до середины нажать педаль газа и несколько раз его прокрутить.

Если двигатель не завелся и после этого, скорее всего, он неисправен.

Хитрости холодного запуска двигателя

  • Перед пуском двигателя убедитесь, что все энергопотребляющие узлы (обогрев заднего стекла и зеркал, обогрев сидений, габаритные огни и т.д.) отключены.
  • Для «встряски» застоявшегося аккумулятора, перед запуском двигателя можно кратковременно, на 3-5 секунд, включить дальний свет.
  • При температурах ниже –25С необходимо вручную на 3-5 оборотов провернуть коленвал с помощью заводной ручки (где это возможно) и уже после этого производить пуск.

Легкого вам запуска двигателя и безопасных зимних дорог!

С этой статьёй читают:

autocarinfo.ru

Холодный пуск — журнал За рулем

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

«ЧАЙНИКУ» НА ЗАМЕТКУ

ХОЛОДНЫЙ ПУСК

Мы знаем, что пуск двигателя на морозе может вызвать проблемы. Но опыт приходит со временем, а как быть тем, для кого эта зима — первая автомобильная?

Виктор СЛЕСАРЕВ

Начнем разговор об особенностях холодного пуска с прописных истин. А именно: какие условия нужны двигателю, чтобы заветный процесс в его цилиндрах благополучно пошел...

Здесь одинаково важны системы питания, зажигания и стартер, способный расшевелить застывший мотор.

Сперва о питании. Что же «ест» двигатель? Это горючее (в нашем примере — бензин) и окислитель (кислород воздуха). Если того или другого слишком мало (или много), то сгорание будет вялым или вообще не состоится. Вспомните, как горит лужа бензина: темное пламя, копоть... и сравнительно мало жару. Отчего так? После первой вспышки бензин в луже, нагреваясь, начинает все интенсивнее испаряться, затрудняя доступ воздуха к ядру пламени. Смесь, как принято говорить, крайне богатая (то есть с избытком горючего). Но вот дунул ветер — сразу пламя ярче, горячее! Ветер добавил недостающего окислителя.

В идеале для полного сгорания бензина его весовое соотношение с воздухом должно быть около 1:15. За этим строго следят соответствующие устройства в любой исправной паяльной лампе, бензиновой горелке, примусе, обеспечивая прозрачное, голубоватое, горячее пламя. Карбюратор, который должен готовить бензовоздушную смесь для различных режимов работы, посложнее примуса. Но одна из его задач та же — держать соотношение топлива и окислителя в «горючих» рамках.

Когда мотор уже прогрет — это просто. Куда сложнее холодный зимний пуск! Промороженный воздух в диффузорах карбюратора еще больше охлаждается, и капельки бензина, смешиваясь с этой струей, испаряются неохотно. А для вспышки нужна оптимальная смесь — жидкую каплю горючего искра не воспламенит. Дело усложняется тем, что часть паров бензина, все-таки образовавшихся при карбюрации, по пути в цилиндр вновь конденсируется, соприкасаясь с холодным коллектором, и у свечи вновь один воздух — а он, увы, не горит.

Выход из этой непростой ситуации найден давно — любой карбюратор оснащен тем или иным пусковым устройством, резко увеличивающим подачу бензина, чтобы насыщенность его паров возле свечи стала достаточной для вспышки.

К сожалению, у многих неопытных автолюбителей карбюраторы далеко не в идеальном порядке. И особенно — их пусковые устройства. Простейшая «полуавтоматика» представляется уж больно мудреной — хотя на деле и изучить, и отладить ее может любой вдумчивый школьник.

Еще один фактор успешного пуска — состояние двигателя. Во время такта сжатия «заряд» смеси в цилиндре нагревается, способствуя испарению бензина. Изношенный мотор, нормально пускавшийся летом, зимой может закапризничать! Надеемся, ваш в этой части совершенно исправен, иначе хлопоты с его пуском лучше отложить до теплых дней.

Следующая важная система — зажигание. Так ли уж важна мощность искры между электродами, если и слабая успешно заряд поджигает! Действительно, в легких условиях (лето, исправный мотор, нормально работающий карбюратор...) сверхмощная искра и не нужна. Именно поэтому мы до поры пренебрегаем явными неполадками в зажигании (например, почти нет зазора между контактами прерывателя). Иное дело — условия холодного пуска!

Мощная, хлесткая искра, нагревая капельки бензина, способствует их воспламенению. А слабая на это не способна. Кроме того, важно, чтобы искра между электродами проскочила вовремя — в конце такта сжатия, перед положением поршня в верхней мертвой точке. Это — так называемое опережение зажигания или угол опережения зажигания, для каждого двигателя свой, регламентируемый.

От чего же зависит мощность искры? В обычной, контактной системе зажигания, например, — от работы прерывателя. Чем дольше замкнуты его контакты, тем лучше. Но и зазор между ними, определяющий надежность и скорость размыкания, не должен быть слишком мал. Нормируемый параметр здесь — угол замкнутого состояния контактов (УЗСК), который обычно контролируют по величине зазора в прерывателе. Разумеется, для каждой модели двигателя он свой.

Но мощность искры часто зависит и от более простых вещей. Прежде всего — от напряжения в бортовой сети. А покуда мотор не запущен — от состояния аккумуляторной батареи.

...К нам прибыл читатель А. с рассказом о «чудесах». Одна из банок батареи оказалась замкнута, и та, теперь 10-вольтовая, довольно живо крутила двигатель, но без вспышек. В то же время именно в момент выключения стартера мотор неожиданно пускался!

Чуда здесь нет. Включенный стартер «подсаживал» напряжение в сети почти до 7 вольт, — а обычной, контактной системе зажигания этого недостаточно. Стоило выключить стартер — напряжение подскакивало, и при «раскрученных» коленвале с маховиком мотор начинал работать.

Теперь мы подошли к стартеру. Его задача — крутить мотор, да побыстрее, чтобы карбюратору хватало разрежения, а сжатие в цилиндрах хорошо подогревало каждый заряд. Чем медленнее проворачивается коленвал, тем сложнее пустить двигатель.

Зимой стартеру особенно нелегко и тем более, если в двигателе густое летнее масло. Его настолько трудно прокачать по системе смазки, что порой ломается масляный насос, рвется корпус фильтра. Коленвал вращается еле-еле, сжатие в цилиндрах медленное и слабое, карбюратор работает плохо. Но и это не все! Нагрузка на стартер максимальная — и он сильно «подсаживает» батарею — настолько, что и искры может не быть. Вот почему при зимнем пуске вязкость масла часто играет «первую скрипку». Поскупились, сэкономили на смене масла — неприятности обеспечены.

Конечно, и при подходящем масле бывает, что обороты коленвала малы — из-за неполадок в самом стартере или батарее. Чуда не произойдет, если некогда заниматься машиной летом — придется наверстывать в мороз, что для здоровья автомобиля и его хозяина противопоказано.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Холодный запуск двигателя - что это и какие у него последствия?

Зима — это настоящее время испытаний для автомобилистов. Проблема первая, с которой приходится сталкиваться водителям, — это гололед и необходимость перехода на зимнюю резину. Мы уже много рассказывали на Vodi.su о правилах вождения зимой и о том как подготовить автомобиль к зиме. Упоминали и о том, как завести машину при температурах ниже нуля.

Сейчас рассмотрим тему — чем опасен холодный запуск.

Рабочая температура двигателя — 70-80 градусов. Даже летом с утра приходится прогревать двигатель. Зимою же прогреть его гораздо сложнее, если за окном минус 30.

На морозе с силовым агрегатом происходят следующие метаморфозы:

  • металл сжимается;
  • зазоры между деталями увеличиваются;
  • снижается уровень компрессии;
  • масло утрачивает текучесть — поэтому, если в ваших краях зимы суровые, необходимо переходить на зимнее масло, которое сохраняет вязкость при минусовых температурах.

Отсюда происходят и следующие последствия.

Разряд аккумулятора

Прежде всего, требуется более сильный заряд аккумулятора, чтобы раскрутить стартер и маховик коленчатого вала. Аккумуляторы — это тоже «больная» тема в зимний период. Мало того, что согласно законам физики, уровень заряда падает до 70-80%, так еще требуется гораздо большая нагрузка, чтобы завести двигатель. Это связано с тем, что масло теряет текучесть и становится густым, соответственно прокрутить коленвал значительно сложнее.

Именно поэтому нужно еще до наступления холодов проверить плотность электролита и подзарядить аккумулятор. Однако, он все равно будет сам по себе разряжаться при температурах ниже нуля.

Износ двигателя

Во-вторых, увеличивается износ поршней, цилиндров, шеек коленчатого вала, коренных и шатунных вкладышей. Это объясняется тем, что масло становится слишком густым и не обеспечивает двигатель смазкой. Получается, что до тех пор, пока температура двигателя не возрастет до определенной температуры, трение происходит в сухую.

Не даром говорят, что холодный запуск двигателя равнозначен пробегу в 150-250 километров. И чем сильнее холод, тем больше износ деталей двигателя.

Одновременно с этим компрессия двигателя падает из-за увеличения зазоров между стенками цилиндров и поршнями, и между клапанами и направляющими, соответственно требуется больше масла и топлива для обеспечения запуска. Когда же двигатель прогреется до рабочей температуры, данный параметр придет в норму. Тем не менее, заклинивший двигатель — частая проблема в зимний период.

Свечи, механизм зажигания

Аккумулятор обеспечивает заряд не только для стартера, но и для механизма зажигания. Если вы заблаговременно не купили хорошие свечи для своей машины — а еще лучше 2 комплекта, то с искрой может быть проблема. Как разбираться с маркировкой свечей, вы тоже можете почитать на нашем сайте Vodi.su.

Изношенные свечи дают совсем слабую искру, которая с трудом воспламенит топливно-воздушную смесь. Также из-за падения компрессии и повышенного расхода топлива увеличивается количество продуктов распада — вся это оседает на свечах, быстрее забивается масляный фильтр, большая нагрузка приходится практически на все системы двигателя. То есть нужно кроме новых свечей еще установить новые фильтры — воздушный, масляный, топливный. Это никогда не бывает лишним.

Резиновые детали

Резино-технические изделия (РТИ) — сальники, манжеты, уплотнительные кольца — сохраняют свои качества при температурах до минус 25 градусов.

Резкое изменение температур при запуске сказывается на них не лучшим образом — появляются трещины, особенно в трубках, из-за чего вытекают технические жидкости.

Например при сильном морозе не рекомендуют оставлять машину на длительную стоянку с вывернутыми колесами. Если резко вывернуть руль, возможен прорыв шланга ГУРа, что приведет к фонтану из дорогостоящей гидравлической жидкости Dexron II или III.

Выводы

Можно еще найти массу негативных последствий, к которым приводит холодный запуск двигателя. Однако, если ваша машина в отличном техническом состоянии, то все это не так страшно, как кажется. Учтите еще, что ресурс двигателя чаще всего рассчитан на 250-300 тысяч километров пробега. Причем это относится как к дизельным, так и к бензиновым моторам.

Если вы хотите, чтобы двигатель проработал как можно дольше — избегайте агрессивного стиля вождения зимой, не давайте большую нагрузку сразу же после старта, а постепенно увеличивайте обороты коленчатого вала.

vodi.su

чем вреден, как облегчить, виды работ по облегчению пуска

Холодное время года, пожалуй, самый сложный период для автомобилистов. И дело не только в том, что ухудшаются дорожные условия из-за гололеда и снега, намного больше неприятностей приносят минусовые температуры, поскольку являются причиной повышенного износа для всех узлов и агрегатов двигателя.

Для успешного прохождения сезона необходимо заранее подготовить свое транспортное средство, чтобы адаптация двигателя к запуску в холодном климате прошла как можно безболезненней. Грамотная подготовка включает в себя целый комплекс проведенных работ, таких, как: подбор специального сезонного масла (для мотора и трансмиссии), жидкости в гидравлический усилитель руля, антифриза, проверка состояния аккумуляторной батареи и др.

Чем вреден холодный запуск

Даже если температура окружающего воздуха понизилась незначительно, запуск двигателя в холодную погоду однозначно происходит хуже. Что уж говорить о сильном похолодании, даже мотор в прекрасном техническом состоянии будет испытывать определенные трудности.

Отрицательные температуры пагубно влияют на все компоненты, от которых зависит, как работает силовая установка. Масло, как моторное, так и трансмиссионное становится значительно гуще, аккумуляторная батарея теряет свою ёмкость, дизельное топливо становится вязким, а бензин перестает хорошо испаряться.

Кроме того, мороз оказывает пагубное влияние на металл, из которого сделан двигатель. Сжимаясь, он увеличивает зазоры между деталями, тем самым уменьшая компрессию и усложняя воспламенение рабочей смеси.

В результате того, что масло сильно густеет, оно плохо проходит по системе подачи и при заводе, первое время мотор работает без смазки. Эксплуатация на сухую сильно изнашивает детали, самое большое трение испытывают: поршень, кольца, цилиндры, шейки коленчатого вала, вкладыши. Именно поэтому принято считать, что один пуск двигателя при низких температурах приравнивается к нескольким сотням километров пробега.

При плохой компрессии для запуска требуется больше топлива. Поступая в цилиндр на холодном двигателе, рабочая смесь проходит в увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и оказывается в поддоне картера.

Смешиваясь с маслом, топливо значительно ухудшает его свойства. При большом увеличении концентрации топлива (бензин или солярка) в масле, материал уже не способен полностью уберечь мотор от износа. Как следствие, мотор не только быстро изнашивается и глохнет, но и может полностью выйти из строя.

В период зимней эксплуатации от низких температур страдают уплотнители, прокладки, сальники, все изделия, выполненные из резины. Как правило, качественная резина без проблем выдерживает температуру до −25°С, а вот при более низких температурах начинает твердеть и пропускать рабочие жидкости.

Кроме того, негативное влияние на резину оказывают перепады температур. После того, как происходит холодный пуск, мотор быстро и неравномерно начинает нагреваться. Как результат резких температурных перепадов, трещины в резиновых изделиях и утечки жидкостей.

В случае если после нескольких попыток ничего не вышло, постарайтесь разобраться, почему двигатель не запускается. Кроме того, бывают ситуации, когда установка запускалась и нормально работала некоторое время, после чего неожиданно заглохла. Не торопитесь заводить её сразу, откройте капот и осмотрите.

Иногда незначительная поломка по причине сильных холодов при повторном заводе приводит к серьезному капитальному ремонту.

Как облегчить холодный запуск

Так как повлиять на погодные условия мы не в состоянии, а эксплуатации силовой установки при низких температурах не избежать, основная задача, не полениться и провести все работы по подготовке двигателя к зиме. Как показывает практика, правильно выполненные действия способны избежать большинства проблем, возникающих в морозную погоду.

В регионах, где зимние условия соответствуют средним температурным показателям, при подготовке к сезону необходимо выполнить следующие виды работ:

  • Первое, что мы делаем, производя холодный запуск двигателя, приводим в движение все детали цилиндропоршневой группы. Соответственно, необходимо убедиться в способности аккумулятора и стартера выполнять свою функцию. Эффективность работы стартера напрямую зависит от того, как работает батарея. Необходимо провести её техническое обслуживание: проверить наличие и состояние электролита, провести зарядку и т.п.
  • Исходя из условий эксплуатации, правильно подобрать и заменить моторное масло, учитывая его характеристики по SAE. Согласно технической документации и рекомендаций производителя, подобрать нужную вязкость. Стоит помнить, что жидкие смазки облегчают пуск, но менее надежны с точки зрения защиты мотора. Кроме того, ввиду своей повышенной текучести, могут протекать через резиновые уплотнения при смене температурных режимов.
  • Зимой холодный двигатель плохо заводится в случае, когда появляются пропуски зажигания. Для устранения проблемы необходимо проверить и поменять свечи, как в дизельных, так и в бензиновых силовых установках. Кроме того, проверить надо и другие элементы, связанные с зажиганием, например, высоковольтные провода.
  • Перед эксплуатацией двигателя в холодное время года не лишним будет поменять фильтры: воздушный, масляный, топливный.
  • Чтобы не повредить мотор, во время резкого похолодания, необходимо проверить состояние и уровень антифриза. Наличие в нем большого количества воды чревато замерзанием и последующим разрывом рубашки охлаждения агрегата.
  • Залить в бак качественное топливо. Особенно это актуально для дизельных двигателей, чувствительных к содержанию парафина в солярке. Топливо должно соответствовать климатическим условиям эксплуатации, поскольку бывает зимним и летним. Зимнее топливо адаптируют под низкие температуры, у бензина повышают испаряемость, солярку делают более жидкой.
  • Перед поездкой двигатель заводится и обязательно прогревается. В зимний период это особенно важно, поскольку запустить и сразу нагрузить холодный мотор чревато еще большим износом.
  • В случае, если температура понижается до −30°С и ниже, самым простым и в то же время правильным вариантом будет поставить свой автомобиль в отапливаемый гараж или теплый паркинг.
  • Провести утепление двигателя и капота, это позволит быстрей прогреть только что заведенный мотор и не даст ему быстро остыть при коротких остановках.
  • Если есть возможность, реализовать подогрев моторного масла в поддоне двигателя. Особенно актуально для районов с экстремально низкими температурами. На рынке существует большое количество различных приспособлений, подогревателей, которые значительно могут облегчить жизнь автомобилисту. Единственным их недостатком является цена.

Реализация всех этих решений потребует немалых затрат и времени, однако, все это стоит того, поскольку сохранит вашу силовую установку в рабочем состоянии даже в самый лютый мороз, когда двигатель очень плохо заводится на холодную.

Благодаря проделанной работе силовая установка сможет легко завестись, ровно работать, меньше потреблять топлива при прогреве и не так быстро остывать.

avtodvigateli.com

Холодный пуск двигателя

Холодный пуск двигателя может вызвать большие проблемы, особенно у начинающих водителей. Вообще говоря, готовить сани надо летом. Тогда проблем с пуском не будет. Однако в любом случае при пуске двигателя в холодное время следует выполнять определённые правила. Здесь речь пойдёт о моей Лада-Приора, то есть об автомобиле с бензиновым двигателем, оснащенном электронной системой управления. Впрочем, холодный пуск двигателя ВАЗ не отличается от принципов пуска двигателей автомобилей других марок.

Плохой пуск холодного двигателя обычно вызван не совсем исправным состоянием автомобиля. Эти случаи здесь не рассматриваются. В статье описаны только нюансы холодного пуска абсолютно исправного двигателя.

Прежде всего, забудьте про автозапуск, если на улице ниже -20. Конечно, если вам машину не жалко, то можете заводить. Однако, даже если у вас и в движке и в коробке залита хорошая синтетика, на морозе она тоже не такая уж и текучая. Если не верите, оставьте в багажнике на ночь канистру с маслом, а потом посмотрите, что оно из себя представляет, когда промёрзнет.

Итак, на улице мороз. Садимся в машину. Выжимаем сцепление (даже если у вас в коробке зимнее масло, сцепление лучше выжать, впрочем, это справедливо не для всех моделей – читайте инструкцию по эксплуатации). Вставляем ключ зажигания в замок и поворачиваем, но пока не до конца, то есть не включаем стартер. Нужно выждать 2-3 секунды, чтобы бензонасос нагнал давление. Потом включаем стартер, но не более чем на 10 секунд. Если машина с первого тыка не завелась, не надо её дальше мучить. Подождите 3-5 минут, и только после этого попытайтесь снова запустить двигатель.

Зачем нужна пауза? Дело в том, что зимой бензин очень плохо испаряется. Машина с первого раза не завелась, но бензонасос-то работал в момент запуска и успел налить в цилиндры и на свечи бензина. Таким образом, если сразу же попытаться повторно запустить двигатель, то вторая попытка почти наверняка обречена на провал. Почему? Потому что работа двигателя внутреннего сгорания (ДВС) основана на взрыве топливной-воздушной смеси. Свеча зажигания вырабатывает искру, эта искра поджигает смесь (именно смесь, а не бензин), происходит взрыв, который толкает поршень. Если же бензина слишком много, то взрыв не произойдёт и, соответственно, двигатель не запустится. Поэтому мы и ждём несколько минут, чтобы бензин испарился (как уже было сказано, в холод бензин испаряется плохо).

Если вторая попытка также оказалась неудачной, то снова выдерживаем паузу и делаем третью попытку. Обычно при исправном двигателе и хорошем аккумуляторе трёх попыток достаточно для пуска.

Как узнать, что машина не заводится именно из-за залива свечей бензином? Ну, вообще-то сидя в салоне однозначно на этот вопрос не ответить. Однако, если при первой попытке двигатель схватывал, а при второй даже не пытается, то это один из признаков того, что бензина в цилиндрах слишком много. Тогда однозначно не спешите делать третью попытку – зальёте свечи ещё больше и посадите аккумулятор. Не нервничайте, выдержите паузу несколько минут и почти наверняка третья попытка окажется удачной (если, конечно, аккумулятор ещё жив). А ещё читайте инструкции на автомобиль – там обычно всё описано.

По поводу подогрева масла различными нагревательными элементами – дело это опасное. Много уже машин сгорело вместе с гаражами и прочими постройками. Лучше не рискуйте. Если машина не заводится, можно и пешком пройтись. А если нужно срочно ехать, то лучше «прикурить» от другого аккумулятора. Если не лень, то можно снимать аккумулятор и уносить его домой на ночь, а утром ставить на машину. Обычно это решает проблемы с пуском двигателя.

Я, например, в первый год вообще проблем не знал, пока аккумулятор был новый. Правда, и зима была потеплее, но всё же в -33 градуса заводился без проблем. А в этом году уже при -28 не смог завестись – аккумулятор посадил. Потом зарядил его и с первого тыка завёлся. Однако на следующий день была та же история. Хотя стартер движок крутил, но видно мощи уже не хватало на нормальную искру. Так что двигатель может не завестись и из-за аккумулятора, даже если стартер худо-бедно крутит.

Греть или не греть

Ну вот, машина завелась. Теперь вопрос – прогревать её или можно сразу ехать? Поскольку движок управляется электроникой и даже непрогретый работает стабильно, появляется соблазн сразу поехать. Чем мотивировано такое желание? Во-первых, экономией времени. Во-вторых, экономией бензина.

Если с первым не поспоришь, то второй аргумент не такой очевидный. С одной стороны, мы не тратим бензин для прогрева двигателя, с другой – не прогрет не только двигатель, но и коробка, поэтому ехать машина будет тяжелее, а это значит, что и бензина она будет съедать больше. Кроме того, если вы как следует дадите газу на холодном двигателе, то густое масло может продавить какой-нибудь сальник – а это уже совсем неприятно и вместо поездки на работу вам придётся ехать в автосервис.

Поэтому, если время есть, советую прогревать хотя бы градусов до 50-60. От движка и коробка немного подогреется, да и двигатель выйдет на более близкий к рабочему режим.

av-mag.ru

ХОЛОДНЫЙ ПУСК | Ремонт автомобилей своими руками

Мы знаем, что пуск двигателя на морозе может вызвать проблемы. Но опыт приходит со временем, а как быть тем, для кого эта зима – первая автомобильная?

Начнем разговор об особенностях холодного пуска с прописных истин. А именно: какие условия нужны двигателю, чтобы заветный процесс в его цилиндрах благополучно пошел…Здесь одинаково важны системы питания, зажигания и стартер, способный расшевелить застывший мотор.Сперва о питании. Что же "ест" двигатель? Это горючее (в нашем примере – бензин) и окислитель (кислород воздуха). Если того или другого слишком мало (или много), то сгорание будет вялым или вообще не состоится. Вспомните, как горит лужа бензина: темное пламя, копоть… и сравнительно мало жару. Отчего так? После первой вспышки бензин в луже, нагреваясь, начинает все интенсивнее испаряться, затрудняя доступ воздуха к ядру пламени. Смесь, как принято говорить, крайне богатая (то есть с избытком горючего). Но вот дунул ветер – сразу пламя ярче, горячее! Ветер добавил недостающего окислителя.В идеале для полного сгорания бензина его весовое соотношение с воздухом должно быть около 1:15. За этим строго следят соответствующие устройства в любой исправной паяльной лампе, бензиновой горелке, примусе, обеспечивая прозрачное, голубоватое, горячее пламя. Карбюратор, который должен готовить бензовоздушную смесь для различных режимов работы, посложнее примуса. Но одна из его задач та же – держать соотношение топлива и окислителя в "горючих" рамках.Когда мотор уже прогрет – это просто. Куда сложнее холодный зимний пуск! Промороженный воздух в диффузорах карбюратора еще больше охлаждается, и капельки бензина, смешиваясь с этой струей, испаряются неохотно. А для вспышки нужна оптимальная смесь – жидкую каплю горючего искра не воспламенит. Дело усложняется тем, что часть паров бензина, все-таки образовавшихся при карбюрации, по пути в цилиндр вновь конденсируется, соприкасаясь с холодным коллектором, и у свечи вновь один воздух – а он, увы, не горит.Выход из этой непростой ситуации найден давно – любой карбюратор оснащен тем или иным пусковым устройством, резко увеличивающим подачу бензина, чтобы насыщенность его паров возле свечи стала достаточной для вспышки.К сожалению, у многих неопытных автолюбителей карбюраторы далеко не в идеальном порядке. И особенно – их пусковые устройства. Простейшая "полуавтоматика" представляется уж больно мудреной – хотя на деле и изучить, и отладить ее может любой вдумчивый школьник.Еще один фактор успешного пуска – состояние двигателя. Во время такта сжатия "заряд" смеси в цилиндре нагревается, способствуя испарению бензина. Изношенный мотор, нормально пускавшийся летом, зимой может закапризничать! Надеемся, ваш в этой части совершенно исправен, иначе хлопоты с его пуском лучше отложить до теплых дней.Следующая важная система – зажигание. Так ли уж важна мощность искры между электродами, если и слабая успешно заряд поджигает! Действительно, в легких условиях (лето, исправный мотор, нормально работающий карбюратор…) сверхмощная искра и не нужна. Именно поэтому мы до поры пренебрегаем явными неполадками в зажигании (например, почти нет зазора между контактами прерывателя). Иное дело – условия холодного пуска!Мощная, хлесткая искра, нагревая капельки бензина, способствует их воспламенению. А слабая на это не способна. Кроме того, важно, чтобы искра между электродами проскочила вовремя – в конце такта сжатия, перед положением поршня в верхней мертвой точке. Это – так называемое опережение зажигания или угол опережения зажигания, для каждого двигателя свой, регламентируемый.От чего же зависит мощность искры? В обычной, контактной системе зажигания, например, – от работы прерывателя. Чем дольше замкнуты его контакты, тем лучше. Но и зазор между ними, определяющий надежность и скорость размыкания, не должен быть слишком мал. Нормируемый параметр здесь – угол замкнутого состояния контактов (УЗСК), который обычно контролируют по величине зазора в прерывателе. Разумеется, для каждой модели двигателя он свой.Но мощность искры часто зависит и от более простых вещей. Прежде всего – от напряжения в бортовой сети. А покуда мотор не запущен – от состояния аккумуляторной батареи.…К нам прибыл читатель А. с рассказом о "чудесах". Одна из банок батареи оказалась замкнута, и та, теперь 10-вольтовая, довольно живо крутила двигатель, но без вспышек. В то же время именно в момент выключения стартера мотор неожиданно пускался!Чуда здесь нет. Включенный стартер "подсаживал" напряжение в сети почти до 7 вольт, – а обычной, контактной системе зажигания этого недостаточно. Стоило выключить стартер – напряжение подскакивало, и при "раскрученных" коленвале с маховиком мотор начинал работать.Теперь мы подошли к стартеру. Его задача – крутить мотор, да побыстрее, чтобы карбюратору хватало разрежения, а сжатие в цилиндрах хорошо подогревало каждый заряд. Чем медленнее проворачивается коленвал, тем сложнее пустить двигатель.Зимой стартеру особенно нелегко и тем более, если в двигателе густое летнее масло. Его настолько трудно прокачать по системе смазки, что порой ломается масляный насос, рвется корпус фильтра. Коленвал вращается еле-еле, сжатие в цилиндрах медленное и слабое, карбюратор работает плохо. Но и это не все! Нагрузка на стартер максимальная – и он сильно "подсаживает" батарею – настолько, что и искры может не быть. Вот почему при зимнем пуске вязкость масла часто играет "первую скрипку". Поскупились, сэкономили на смене масла – неприятности обеспечены. Конечно, и при подходящем масле бывает, что обороты коленвала малы – из-за неполадок в самом стартере или батарее. Чуда не произойдет, если некогда заниматься машиной летом – придется наверстывать в мороз, что для здоровья автомобиля и его хозяина противопоказано.

remavto.net