История автоваза


История АвтоВАЗа

Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату.

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «ФИАТ». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

1. Территория будущего автозавода, 1966 год.

 

2. 3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.

3. Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.

4. В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе — это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.

5. Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.

6. Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.

7. Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.

8. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

9. Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.

10. Строительство управления ВАЗа.

11. На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.

12.

13. Киоск «Союзпечать» рядом со стройкой.

14. За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.

15. Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались «итальянцу», мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза.

Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»

16. Первые «Жигули» на конвейере, 1970 год.

17. 19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.

18. Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».

19. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».

20. 1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.

21. «Вазовцы» идут на работу.

22. Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.

23. Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.

24. Завод с высоты птичьего полёта.

25. Новые машины ждут своего отправления.

26.

27. Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

 3 июня 1978 собран 4-х миллионный автомобиль.

29. Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.

30. В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.

31. ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.

32. Проектировочный отдел.

33. Заводские будни.

34. Конвейер.

35. Цех сборки двигателей.

36. Столовые ВАЗа.

37.

38. Новые машины на площадках завода.

39.

40. 30-летие выпуска первого автомобиля. Торжественное движение всенародно любимой «копейки» по главному конвейеру, 19 апреля 2000 года.

41.

42. И в заключении, кратко о некоторых марках автомобилей, выпущенных на АвтоВАЗе. Внедорожник «Нива» серийно производится с 1977 года!

43. Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970—1981).

44. Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (Годы выпуска ВАЗ-2103 1972—1983).

45. ВАЗ-2107 на конвейере. (Годы выпуска 1982—2011).

46. ВАЗ-2110, или по народному «десятка». (Годы выпуска 1996—2007).

47. Первый автомобиль"Лада-Приора" (универсал), сошедший с конвейера 27 мая 2009 года.

48. «Лада-Приора» выпускается с 2007 года.

49. «Лада-Калина» выпускается с 2004 года.

50. Новая серийная модель Автоваза — «Лада-Гранта», запущена на конвейер в конце 2011 года.

 

Источник

zagopod.com

Краткая история АвтоВАЗа: togliatt

Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну "ФИАТ". 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

01. Территория будущего автозавода, 1966 год.

02. Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.

03. 3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.

04. Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.

05. В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.

06. Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.

07. Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.

08. Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.

09. С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.

10.

11. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

12. В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.

13. Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.

14. Строительство управления ВАЗа

15.

16. На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.

17.

18.

19. Киоск "Союзпечать" рядом со стройкой.

20. За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.

21. Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались "итальянцу", мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»

22. Первые "Жигули" на конвейере, 1970 год.

23. 19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.

24. Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».

25. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».

26. 1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя - «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.

27. "Вазовцы" идут с работы.

28. Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.

29. Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.

30. Завод с высоты птичьего полёта.

31. Новые машины ждут своего отправления.

32.

33.

34. Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

35. 3 июня 1978 собран 4-х миллионный автомобиль.

36. Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.

37. В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.

38. ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.

39. Проектировочный отдел.

40. Заводские будни.

41. Конвейер.

42. Цех сборки двигателей.

43. Столовые ВАЗа.

44.

45.

46. Новые машины на площадках завода.

47.

48. Завод и Автозаводской район Тольятти вдали.

49. 30-летие выпуска первого автомобиля. Торжественное движение всенародно любимой "копейки" по главному конвейеру, 19 апреля 2000 года.

50.

51. Визит Михаила Горбачева на ВАЗ, 1986 год.

52. И в заключении, кратко о некоторых марках автомобилей, выпущенных на АвтоВАЗе. Внедорожник "Нива" серийно производится с 1977 года!

53. Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)

54. Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)

55. ВАЗ-2107 на конвейере. (годы выпуска 1982-2011)

56. ВАЗ-2110, или по народному "десятка". (годы выпуска 1996-2007)

57. Первый автомобиль"Лада-Приора" (универсал), сошедший с конвейера 27 мая 2009 года.

58. "Лада-Приора" выпускается с 2007 года.

59. "Лада-Калина" выпускается с 2004 года.

60. Самая новая серийная модель Автоваза- "Лада-Гранта", запущена на конвейер в конце 2011 года.

Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров - 150 км, технологическое оборудование - 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей - 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона - 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций - 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан ВАЗ — 660 тысяч автомобилей в год.

Другие мои исторические обзоры:КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЯ (НА ВОЛГЕ)КАК СТРОИЛАСЬ ЖИГУЛЕВСКАЯ ГЭСКОМСОМОЛЬСКИЙ РАЙОН ТОЛЬЯТТИ 1960-70 ГОДОВИСТОРИЯ САНАТОРИЯ "ЛЕСНОЕ"ОТ СТАВРОПОЛЯ ДО ТОЛЬЯТТИ

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ

togliatt.livejournal.com

Краткая история АвтоВАЗа в фотографиях :: NoNaMe

В апреле 1970 года все советские СМИ сообщили: Волжский автозавод в Тольятти, который строился немногим более трех лет, выпустил свою первую продукцию. Новый автомобиль тогда же получил торговое наименование "Жигули". Впрочем, это чисто русское слово для заграницы оказалось неприемлемым. Поэтому в экспортном варианте ВАЗ-2101 и другие модели завода стали называться "Лада".

----------------------<cut>----------------------

Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти.

Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну "ФИАТ". 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

Территория будущего автозавода, 1966 год.

Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы — генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 год.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.

Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.

В адрес отдела кадров Куйбышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.

Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.

Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.

Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.

Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.

Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 год.

Строительство управления ВАЗа.

На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.

Киоск "Союзпечать" рядом со стройкой.

За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото — первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.

Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались "итальянцу", мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»

Первые "Жигули" на конвейере, 1970 год.

19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.

Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».

16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».

1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.

"Вазовцы" идут на работу.

Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.

Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 год.

Завод с высоты птичьего полёта.

Новые машины ждут своего отправления.

Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

3 июня 1978 собран 4-х миллионный автомобиль.

Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.

В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.

ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.

Проектировочный отдел.

Заводские будни.

Конвейер.

Цех сборки двигателей.

Столовая ВАЗа.

Новые машины на площадках завода.

Завод и Автозаводской район Тольятти вдали.

30-летие выпуска первого автомобиля. Торжественное движение всенародно любимой "копейки" по главному конвейеру, 19 апреля 2000 года.

И в заключении, кратко о некоторых марках автомобилей, выпущенных на АвтоВАЗе. Внедорожник "Нива" серийно производится с 1977 года.

Первый, выпущенный в 1970 году ВАЗовский автомобиль с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981).

Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)

ВАЗ-2107 на конвейере. (годы выпуска 1982-2011)

ВАЗ-2110, или по народному "десятка". (годы выпуска 1996-2007)

"Лада-Приора" выпускается с 2007 года.

Первый автомобиль"Лада-Приора" (универсал), сошедший с конвейера 27 мая 2009 года.

"Лада-Калина" выпускается с 2004 года.

Самая новая серийная модель Автоваза- "Лада-Гранта", запущена на конвейер в конце 2011 года.

Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров — 150 км, технологическое оборудование — 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей — 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона — 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций — 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан ВАЗ — 660 тысяч автомобилей в год.

nnm2.com

История АвтоВАЗ

18 декабря 2011 г. в 10:39

... В апреле 1966 года председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин выступил с докладом "Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966-1970 годы".

Волжский автомобильный завод ("АвтоВАЗ") – крупнейшая российская автомобилестроительная компания. Официальное название - Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (Public Joint-Stock Company "AVTOVAZ"), ранее - "Волжское объединение по производству легковых автомобилей" (с 1971).

 

Марки легковых автомобилей, которые выпускались на "АвтоВАЗе" с 1970 года:

"Жигули", "Нива", "Спутник", "Самара", "Ока", "Приора".

 

Марки автомобилей, которые выпускаются в настоящее время: "Лада" ("Лада Классик" семейство "Лада Самара II", семейство "Лада Приора", семейство "Лада-Калина", "Лада 4×4", "Лада Нива").

 

Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО "АвтоВАЗ" организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай).

 

В Серпухове и Набережных Челнах (Россия) собирают модель "Ока" ВАЗ-1111.

 

Основное производство – город Тольятти, Самарская область.

 

Запуск проекта – 1966 год.

 

Начало строительства – 1967 год.

 

Первые ВАЗ-2101 "Жигули" сошли с конвейера 19 апреля 1970 года.

 

Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год, 2230 автомобилей в сутки, один автомобиль – каждые 22 секунды, 160 автомобилей в час.

Доля предприятия в валовом внутреннем продукте страны - около 1% (на 2009 год).

 

Помимо основных производственных структур в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

 

Председатель совета директоров компании (на ноябрь 2009 года) - Чемезов Сергей Викторович.

Президент и генеральный директор (на ноябрь 2009 года) - Комаров Игорь Анатольевич.

 

Одна из вершин Памира высотой 4800 метров носит название "Пик Волжского автомобильного завода" (рекорд достигнут летом 1968 года группой альпинистов- работников ВАЗа).

 

В 1974 году производственному объединению "АвтоВАЗ" присуждена международная премия (Италия) "За крупнейшее сооружение мира, ставшее символом эпохи".

 

В 1977 году группе архитекторов и строителей за разработку архитектурного комплекса "АвтоВАЗа" была присуждена Государственная премия СССР.

В 2005 году журнал "Global Finance" (Нью-Йорк, США) признал ОАО "АвтоВАЗ" лучшей российской компанией в области машиностроения.

 

История предприятия ОАО "АвтоВАЗ"

 

В апреле 1966 года председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин выступил с докладом "Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966-1970 годы". В этом докладе говорилось о необходимости нового автомобильного завода. А уже 4 мая был подписан протокол с итальянской фирмой FIAT "О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР".

 

Вскоре было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода.

Генеральным директором предприятия был назначен заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Николаевич Поляков (1966-1975).

В Москве в помещениях Минавтопрома работала группа конструкторов ВАЗа - Л.Вихко, А.Зильперт, Г.Ляхов, водители-испытатели Р.Насретдинов, Б.Тимофеев, Л.Вайнштейн.

 

ЦК ВЛКСМ ВАЗ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

14 января 1967 года на месте будущего завода был вырыт первый ковш земли.

9 августа 1969 года вышел первый номер заводской многотиражной газеты "Волжский автостроитель". А журнал "За рулем" объявил конкурс на лучшее название автомобиля "ВАЗ-2101". Всего было представлено 54 838 названий, среди них - Директивец, Фиалка, Лада, Руслан, Атаман, Искра, Аврора, Перворожец, Новорожец, Мемориал, Мадонна.

 

В январе 1970 года была выпущена первая пробная партия вазовских товарных знаков.

В период с 1967 по 1970 год на строительную площадку ВАЗа было доставлено 288 тысяч тонн металлопроката, 66 428 тонн газовых и сварных труб, 260 090 кубометров пиломатериалов, 826 700 тонн цемента, 1769 тысяч квадратных метров стекла, 1316 тысяч сборного железобетона, 69,1 тысяч квадратных метров пенопласта.

 

19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101.

В среднем собиралось 70 автомобилей в смену.

 

7 сентября 1970 года автомобилю Волжского завода было официально присвоено название "Жигули" и уже в октябре первые составы с машинами были отправлены в Москву.

 

В начале 1971 года автомобиль "Жигули" впервые выставлен на международном автомобильном салоне в г. Брюсселе (Бельгия), а летом началось создание фирменной сети ВАЗа по техническому обслуживанию автомобилей.

 

В 1972 году в Праге (Чехословакия) автолюбителями был создан "Жигули-клуб", где, в частности, читался курс лекций о правилах эксплуатации автомобиля, готовились и проводились выставки. В декабре был создан первый автомобиль ВАЗ-2103, на Пловдивской международной ярмарке (Болгария) этой модели была присуждена Золотая медаль.

 

В 1974 году начался выпуск автомобилей "Жигули" с правым расположением рулевого управления для водителей в Англии. В конце года на главном конвейере автозавода собраны первые серийные автомобили ВАЗ-21011.

В 1976 году была изготовлена первая опытно-промышленная партия автомобилей ВАЗ-2121, а в 1977 собран первый автомобиль ВАЗ-2121 "Нива" в корпусе 062 СКП.

 

22 декабря 2006 года было подписан контракт с канадской компанией Magna International о сотрудничестве в области разработки новой платформы автомобилей Lada и организации в Тольятти нового автосборочного завода.

 

Экономический кризис, который начался в 2008 году, негативно сказался на финансовой ситуации предприятия. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 миллиардов рублей.

 

30 марта 2009 года правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации "Ростехнологии" 25 миллиардов рублей, которые она в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст "АвтоВАЗу". Модельный ряд выпускаемых "АвтоВАЗом" автомобилей попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

 

"АвтоВАЗ" создал совместное предприятие GM-AvtoVAZ, где начался выпуск внедорожника Chevrolet Niva ("Шевроле Нива").

 

Модельный ряд

Семейство "Жигули": ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-21012, ВАЗ-21013, ВАЗ-21016, ВАЗ-21018, ВАЗ-21019, ВАЗ-2102, ВАЗ-2102, ВАЗ-21021,ВАЗ-21022, ВАЗ-21023, ВАЗ-2103,

ВАЗ-21033, ВАЗ-21035, ВАЗ-2104, ВАЗ-21041,ВАЗ-21043, ВАЗ-21043-20, ВАЗ-21044,

ВАЗ-21045, ВАЗ-21045Д, ВАЗ-2105, ВАЗ-21051, ВАЗ-21053, ВАЗ-21055, ВАЗ-2105 Lotus,

ВАЗ-2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21062, ВАЗ-21063, ВАЗ-21064, ВАЗ-21065, 21065-01, ВАЗ-21066, ВАЗ-21067, ВАЗ-21068, ВАЗ-2107, ВАЗ-2107-20, ВАЗ-21072, ВАЗ-21073, ВАЗ-21074, ВАЗ-21074-20, ВАЗ-21076, ВАЗ-21079.

 

Семейство Lada Samara: ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099.

Семейство Lada 110: ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, ВАЗ-21103, ВАЗ-21106, ВАЗ-21107, ВАЗ-

ВАЗ-2111, ВАЗ-21111, ВАЗ-21113, ВАЗ-21113-04, ВАЗ-21116-04, ВАЗ-21119, ВАЗ-

ВАЗ-2112.

 

Семейство Lada Samara 2: ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115.

Семейство Lada Kalina: ВАЗ-1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119.

Семейство Lada Priora: ВАЗ-2170, ВАЗ-2171, ВАЗ-2172.

Семейство Lada Ока: ВАЗ-1111 ("Ока").

Семейство Lada Niva: ВАЗ-2121, ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-21217, ВАЗ-21219, ВАЗ-

2121 (двигатель Peugeot).

 

Основные производства

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера.

В состав производственных объектов "АвтоВАЗа" входят: производство ремонта и обслуживания оборудования, металлургическое производство, прессовое производство, сборочно-кузовное производство, механо-сборочное производство, производство пластмассовых изделий, корпус вспомогательных цехов, опытно-промышленное производство, участок окраски кузовов.

 

В 1986 году было принято решение о создании на Волжском Автозаводе отраслевого научно-технического центра. Он включает - инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств, полномасштабная аэродинамическая труба.

Первым руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников (1986-1988).

 

7 сентября 2001 года был открыт технический музей предприятия, который сегодня представляет целый парк автомобильной и военной техники.

 

по материалам: 

Официальный сайт: http://www.lada-auto.ru История предприятия: http://history.vaz.ru

 

 

kriminal.tv