Как работает помпа в автомобиле


Помпа в автомобиле, назначение, признаки неисправности, замена

Помпа в автомобиле: назначение, признаки неисправности, замена

При работе ДВС выделяется большое количество тепловой энергии, которую необходимо постоянно отводить во избежание перегрева и выхода двигателя из строя. Даже незначительная неполадка в охлаждающей системе впоследствии может обернуться длительным дорогостоящим ремонтом. Водяная помпа – далеко не самая сложная деталь автомобиля, но именно она является центральным звеном системы охлаждения.

Водяной насос в автомобиле

Помпа охлаждения, водяная помпа, насос охлаждения – под этими терминами подразумевается одна и та же деталь – насос центробежного типа, обеспечивающий принудительную циркуляцию жидкости по охлаждающему контуру. Благодаря постоянной циркуляции происходит эффективное отведение тепла, предотвращающее перегрев двигателя внутреннего сгорания.

Конструкция помпы достаточно проста: внутри литого корпуса из алюминия или чугуна (реже – композиционных материалов) расположена крыльчатка, приводимая в движение вращающимся валом. Герметичность обеспечивают резиновый сальник и прокладка в зоне соединения помпы и рубашки. Охлаждающая жидкость подается по центральному каналу и, попадая на крыльчатку, отбрасывается за счет центробежной силы к стенкам корпуса. Через водораспределительную трубку антифриз попадает к патрубкам выпускных клапанов и далее – в рубашку охлаждения, где происходит нагрев. При достижении определенных значений температуры открывается термостат, и антифриз быстро охлаждается в радиаторе, после чего снова возвращается в помпу.

Выход из строя водяной помпы: факторы риска

Анализ причин выхода помпы из строя свидетельствует о том, что самым «слабым звеном» узла является сальник. Отсутствие должного внимания к его состоянию и несвоевременная замена могут привести к нарушению герметичности со всеми в прямом смысле слова вытекающими последствиями. Не стоит ориентироваться на гарантированный срок службы помпы: из-за неудовлетворительного состояния дорог, сложных погодных условий или сомнительного качества антифриза сальник может выйти из строя гораздо раньше. Опытные водители с профилактической целью регулярно контролируют качество и количество антифриза, что позволяет вовремя заметить неполадки и произвести замену.

Второй причиной является износ подшипников. Неисправность не останется незамеченной, поскольку при движении сразу проявляется характерный шум. Промедление с заменой чревато серьезными последствиями, вплоть до заклинивания вала.

Реже всего в насосе водяного охлаждения ломается крыльчатка. Причиной выхода из строя могут стать коррозионные процессы из-за некачественного антифриза, а для деталей из композиционных материалов – механические повреждения вследствие температурных перепадов.

Замена помпы: без права на ошибку

Охлаждающая помпа представляет собой единый конструкционный узел, безотказную работу которого обеспечивают точно подогнанные детали. Опытные автомеханики не рекомендуют производить частичный ремонт. При проявлении первых признаках неисправность лучше купить помпу в сборе и произвести полную замену. Демонтаж и установка помпы охлаждения – достаточно сложные операции. В сети можно найти немало видеоматериалов и мастер-классов из серии «своими руками», но при отсутствии практических навыков лучше обратиться на станцию технического обслуживания или автосервис.

Рекомендуемая периодичность замены охлаждающего насоса – каждые 80-90 тыс. км пробега, но на практике водяные помпы выдерживают такой срок только при эксплуатации автомобиля в идеальных условиях. Обычно срок службы помпы в 2 раза дольше, чем у ремня ГРМ, поэтому можно взять за правило менять помпу с каждой второй заменой ремня.

Необходимо срочно обратиться в автомастерскую, если замечен хотя бы один из следующих «симптомов»:

  • перегрев двигателя;
  • вытекание антифриза;
  • посторонний звук при движении;
  • появление характерного запаха смазки.

Своевременная диагностика и замена помпы поможет избежать выхода из строя и последующего дорогостоящего ремонта двигателя.

Где купить помпу?

Если нет желания тратить время и деньги на частую замену помпы, не стоит экономить на покупке водяного насоса. Практика показывает, что дешевые предложения выгодны далеко не всегда: в лучшем случае придется обращаться в сервис для внеплановой замены, в худшем – платить немалые деньги за ремонт двигателя.

При выборе помпы специалисты рекомендуют отдавать предпочтение продукции проверенных производителей. Возможно, цена охлаждающего насоса известного бренда покажется завышенной, но в дальнейшем она полностью себя оправдает. Качественные помпы обеспечивают низкий уровень шума и вибрации на протяжении всего срока эксплуатации, обладают повышенным ресурсом (до 200 тыс. км пробега), изготовлены из качественных материалов. Главное правило выбора охлаждающего насоса – соблюдать совместимость с конкретной маркой авто, а где купить помпу – в интернет-магазине, на рынке или у официального дилера – каждый автовладелец решает сам.

www.albatrosdv.ru

Как избежать неисправности помпы в автомобиле?

Заголовок

Любой автомобиль невозможно представить без системы охлаждения, ведь без нее работающий двигатель будет постоянно перегреваться и закипать. Основным элементом данной системы является помпа, или как ее еще называют – насос. Именно при помощи помпы охлаждающая жидкость получает возможность циркулировать по системе охлаждения двигателя и не давать ему перегреваться.

Но, как любой механизм, эта система также подвержена поломкам и главной задачей водителя является выявление неисправностей на начальной стадии.

Помпа системы охлаждения

Признаки неисправности помпы

Конечно, как и в большинстве случаев, можно предупредить полный выход из строя практически любой детали. Такая же ситуация имеет место быть в случае помпы, не бывает такого, что она просто взяла и сломалась, не давая владельцу автомобиля хоть какие ни будь признаки неисправности. Чтобы заметить эти признаки и избежать тяжелых последствий, нужно всего лишь проявить некоторую бдительность.

Первый и самый явный признак того, что водяной насос (т.е. помпа) скоро сломается – это появление отчетливо видного зазора в приводе шкива, он виднеется настолько хорошо, что даже неопытный водитель, зная куда смотреть, без труда обнаружит этот люфт.

Если игнорировать этот тревожный сигнал, шкив разболтается до такой степени, что из него начнут сыпаться подшипники.

Эти признаки неисправности можно заметить даже не заглядывая под капот, а просто периодически прислушиваясь к звукам исходящим из моторного отсека автомобиля. Так как при разбалтывании шкива начинают выходить из строя подшипники (сыпятся или сходят со своего места) вы можете услышать характерный при “проскакивании” через подшипник стук, это также будет верным сигналом того, что “здоровью” помпы что-то грозит и следует заглянуть под капот.

Неприятность, связанная с износом подшипников – это вероятность зажевывания ремня ГРМ, а в этом случае сломаться может сразу несколько вещей:

  • Сама помпа;
  • Натягивающие ролики;
  • Сальники.

Предосторожности при поломке

Ни в коем случае нельзя заводить двигатель и куда-либо ехать, если насос уже сломан. В противном случае у машины с 90 процентной вероятностью закипит двигатель, а это может привести к очень серьезным последствиям и колоссальным затратам.

Если же вы уже замечали вышеуказанные признаки и собрались ехать в сервисный центр на диагностику и ремонт, но сомневаетесь в состоянии помпы, есть отличный способ проверить, можно ли заводить мотор. Откройте крышку капота, снимите приводной ремень и попробуйте провернуть вращающийся шкив. Если он болтается или легко проворачивается, это значит, что самому ехать на СТО ни в коем случае не следует, лучше вызовите эвакуатор, дешевле выйдет.

Также при поломке помпы, следует обратить внимание еще на одну деталь, это состояние дренажного отверстия.

Ведь не редко бывает, что замечая признаки неисправности насоса, стоит всего лишь просунуть палец в самый низ механизма. Если вы нащупаете там капельки жидкости, значит уплотнитель внутри износился, а дальше ситуация будет только ухудшаться и возникнет риск выхода из строя всего двигателя.

Подтекание охлаждающей жидкости можно выявить еще одним способов, разложив под машиной листы бумаги, желательно белой. Оставьте бумагу на ночь, а утром, если обнаружите на ней мокрые пятна, можете быть уверены, настало время замены помпы. Да и вообще, по правил, этот элемент системы охлаждения следует проверять, а по возможности менять, каждые 70-80 тысяч километров пробега, тогда двигателю вашего авто не грозит перегрев.

Вывод

Исходя из всего написанного выше, можно с легкостью сказать, что от состояния помпы напрямую зависит продолжительность жизни двигателя машины, а также сроки ее эксплуатации. Ведь если данный элемент системы охлаждения двигателя будет находиться в неисправном состоянии и водитель решит выехать из своего гаража, можно с уверенностью сказать, что ни к чему хорошему это не приведет. Мотор, скорее всего, перегреется или закипит, хорошо, если его не придется полностью менять. Так что не будет лишним заглянуть пару раз под капот, прислушаться к исходящим оттуда звукам и проявить немного бдительности, это не раз спасет вас от беды, а также сэкономит немало денег.

autodont.ru

Какую помпу выбрать

Как правильно выбрать водяную помпу

Водяной насос – не очень сложное автомобильное устройство, которое относительно часто выходит из строя. Назначение данного насоса, который также часто называют просто помпой, заключается в доведении до максимума эффективности системы охлаждения автомобиля. Поскольку водяное охлаждение на порядок эффективнее воздушного, но вместе с тем система, использующая для охлаждения воду, включает в себя множество элементов, каждый из которых должен работать исправно. Мы рассмотрим основные неисправности водяного насоса, его конструкция и методики подбора новой детали в случае выхода из строя старой.

Как работает помпа

В автомобиле для охлаждения используется как обычный воздух, так и специальные жидкости, называемые антифризами. С последними напрямую работает насос, обеспечивая их циркуляцию по системе – к примеру, жидкость во внутренних полостях радиатора не может двигаться самостоятельно, ее нужно как бы подталкивать. Такой процесс инженеры называет принудительной циркуляцией.

Насос устроен просто: по входным патрубкам антифриз от печки и автомобильного радиатора движется внутрь, где, попав на вращающуюся крыльчатку, двигается дальше через отводящий патрубок. Далее происходит циркуляция жидкости по системе охлаждения и она снова возвращается к насосу. Если он не работает, двигатель автомобиля перегревается очень быстро. Даже вынужденная конвекция при всех своих достоинствах не обеспечивает главного: движения антифриза по трубкам. 

Что касается силы, приводящей вал с закрепленной на нем крыльчаткой, то она отбирается от двигателя. Запуская автомобиль, вы автоматически приводите в движение крыльчатку. По сути, водяная помпа является механическим устройством. Вал крепится на двух особо прочных подшипниках, патрубки уплотняются резиной, а материалом корпуса является алюминий или сталь – казалось бы, ломаться нечему.

Как показывает практика, в водяном насосе чаще всех других элементов выходит из строя сальник. В нем находится пружина, которая прижимает друг к другу трущиеся колеса. Механическое повреждение сальника или старение металла пружины – очень частые неполадки.Учимся выбирать водяной насос правильно

Как и обычно, мы рекомендуем вести поиску по VIN-коду транспортного средства. Так вы точно найдете оригинальную деталь или ближайшие к ней аналоги, которые будут на порядок дешевле.

Найти насос можно и самостоятельно, особенно если вам привычен поиск каких-либо товаров в интернете. Задаются следующие критерии поиска: характеристики двигателя, модель транспорта, марка и год выпуска.

Какие бренды в приоритете

Вы точно не прогадаете, взяв OEM-насос. Оригинал идеально подойдет к вашему автомобилю и прослужит очень долго. Его высокая цена оправдана на все сто процентов.

Хоть японские фирмы и создают качественные помпы, лучшие все-таки производят в Европе: SKF (Швеция), HEPU (Германия), GEBA (Германия), Valeo (Франция). Изделия выполнены из очень качественного металла. Подшипники в них очень живучи, то же можно сказать о крыльчатке. Цена высокая, но и качество на высоте.

Обратите также внимание на фирму GEBA (Германия), Их продукция не слишком дорогая, однако, прослужит очень долго.

Разбираемся с неисправностями и их причинами

Конструкция насоса предусматривает наличие специального дренажного отверстия, из которого может стекать антифриз. Отверстия высверливаются намеренно: если герметичность нарушена, давления внутри устройства сбрасывается и жидкость отводится, что можно наблюдать при поломке.

Иногда изнашиваются подшипники. В этом случае помпа работает очень шумно. Поскольку подшипники могут функционировать даже при очень сильных вибрациях, они выходят из строя по той же причине, что и многие другие движущиеся компоненты автомобиля: недостаток смазки приводит к слишком быстрому износу материала детали.

Как следствие, владелец авто может столкнуться со следующим:

  • У вала насоса появился люфт, причем не всегда при его наличии помпа перестает работать;
  • Ухудшилось охлаждение двигателя, что особенно заметно в летнюю пору;
  • Перестала работать печка даже когда мотор прогрет.

Все автолюбители знают, что в систему охлаждения можно заливать дистиллированную воду. Однако, даже очищенная вода не обеспечивает должного охлаждения, а вода с примесями, как-то водопроводная, образовывает накипь. Кроме этого, в обычной воде образуются пузырьки. Так называемая кавитационная эрозия будет наблюдаться во всей красе: схлопывание пузырьков производит шум и воздействует на металл, вследствие чего на нем появляются выемки круглой формы. По этой причине частое использование чего-то кроме антифриза сказывается даже на насосе, а конкретнее на состоянии его крыльчатки.

К антифризу требования всегда очень высокие. Как минимум должно соблюдаться следующее:

  1. Он должен быть чистым, без наличия грязи и мелких твердых частиц;
  2. В нем должны быть антикоррозионные присадки и антивспениватели.

Достаточно редко на корпусе водяного насоса появляются трещины. К причинам их появления можно относить вибрацию, перепады давления и температуры. Причем изменение давления меняет температуру кипения охлаждающей жидкости. Как видите, все взаимосвязано. Правильно подобранная помпа исправно функционирует в определенных условиях и с правильно выбранным антифризом.

Как избежать неприятностей с водяным насосом

Ресурс насоса составляет 60-160 тысяч километров, хотя бывает и так, что его не меняют на протяжении всего жизненного цикла автомобиля. Чтобы продлить эксплуатацию, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Следите за уплотнителями патрубков и меняйте их своевременно. Из-за высоких температур их материал теряет в эластичности и начинает трескаться;
  • Покупайте только качественный антифриз и следите за его уровнем в системе. Без сомнений, важнейшая рекомендация – половину дела по сохранению водяного насоса сделают присадки в охлаждающей жидкости, от вас многого требуется;

Также важно следить за общим состоянием мотора. Не забывайте следить за показаниями датчиков – в перегретом двигателе ломается множество деталей, не только насос.

 

Гарантируем покупку оригинальной запчасти

Водяные помпы подделывают не очень часто, и, что интересно, внешне подделка от фирменных запчастей почти не отличаются – различают их разве что специалисты. Работа с металлом хорошая. В плане функциональности все неоднозначно: такие помпы то служат почти как оригинальные, то выходят из строя через первые 40 тысяч километров.

Дабы купить качественную деталь, обращайте внимание на следующее:

  • Упаковка. Во-первых, ее дизайн должен бросаться в глаза. Во-вторых, текстовая информация на ней должна быть четко пропечатана. В-третьих, коды на упаковке и детали должны совпадать. Особенно интересна ситуация с защитными кодами: если вы зайдете на сайт производителя и введете там код запчасти с коробки, то вы с первого раза должны найти помпу. Если поисковой системой сайта код не воспринимается, то перед вами однозначно подделка;
  • Работа по металлу. Хоть подделки и выглядят симпатично, есть несколько особенностей. Во-первых, код запчасти должен быть четко виден. Во-вторых, выдавленная на металле информация о совместимости должна совпадать с таковой на коробке.

Не советуем покупать помпу в сомнительных местах, как-то на рынках. Если вам привычно совершать там покупки, то будьте готовы провести небольшую «экспертизу»: изучить упаковку, сравнить коды (они не должны быть затерты). Кстати, помпу покупайте только новую – если видны царапины и сколы, а продавец говорит, что это слегка потертая б/у запчасть, вы не можете быть уверены в сроке ее службы.

Вывод

Водяная помпа не относится к категории запчастей, которые нужно часто менять. Если замены регулярны, причина кроется в самой детали – она или бракованная, или поддельная, или произведена сомнительной фирмой. Закрывать глаза не неисправности помпы нельзя ни при каких условиях. Вы рискуете серьезно навредить своему двигателю. Если подошло время замены, советуем брать помпы от ТМ Geba.

 

 

www.nemanauto.ru

Что такое помпа в автомобиле и принцип ее работы

Автоликбез6 декабря 2017

В составе системы охлаждения двигателя любого автомобиля есть собственный насос (на жаргоне – помпа). Элемент довольно надежен в эксплуатации, но требует присмотра, поскольку играет важную роль в работе силового агрегата. В случае поломки детали машина не сможет продолжать путь. Отсюда цель данной публикации – разъяснить неопытным автолюбителям, что такое помпа и как она функционирует.

Назначение и расположение элемента

Охлаждающая жидкость неспособна циркулировать через радиатор и водяную рубашку двигателя самостоятельно. Чтобы побудить ее к движению, в системе задействовано перекачивающее устройство – помпа, чье рабочее колесо (крыльчатка) вращается ременным приводом от коленчатого вала. В зависимости от конструкции автомобиля насос располагается в таких местах:

  1. В переднеприводных авто элемент находится на правом торце двигателя (если смотреть по ходу движения). Поскольку помпа входит в состав ременного привода ГРМ, защищенного крышкой, увидеть ее снаружи нельзя.
  2. На машинах, оснащенных задним приводом, насос находится на передней части силового агрегата и приводится в действие ремнем газораспределительного механизма или привода генератора.

Помпа, встроенная в конструкцию двигателя, нужна для эффективного охлаждения блока и головки цилиндров за счет создания принудительной циркуляции. Благодаря ей поток антифриза проходит через 2 радиатора – основной и салонный, где отдает львиную долю теплоты.

Конструкция и принцип действия насоса

Не помешает рассмотреть, из чего состоит и как работает автомобильная помпа. Элемент представляет собой корпус в виде крепежного фланца с отверстиями, изготовленный из алюминиевого сплава. К нему крепятся остальные детали:

  • основной вал с подшипником запрессован в центральном отверстии корпуса;
  • крыльчатка из пластика или металла насажена на внутренний конец вала;
  • ведомый шкив (бывает зубчатый либо ручьевой) установлен на внешнем конце вала;
  • чтобы тосол не вытекал наружу по оси, узел прохода вала сквозь корпус уплотнен специальным сальником.

Фланец водяного насоса прикручивается к блоку цилиндров или переходнику таким образом, что крыльчатка оказывается в потоке охлаждающей жидкости, а ведомый шкив располагается на одной оси с ведущим шкивом коленвала. Для уплотнения соединения под фланец ставится прокладка.

Принцип работы помпы чрезвычайно прост: коленчатый вал двигателя вращает крыльчатку насоса посредством приводного ремня. Чем выше обороты двигателя, тем интенсивнее антифриз перекачивается по системе. Срок службы элемента составляет от 40 до 140 тыс. км пробега в зависимости от марки и модификации автомобиля. На дорогих импортных машинах перекачивающее устройство работает дольше, на отечественных авто – меньше.

В некоторых автомобилях установлена помпа, действующая от собственного электрического привода. Такая новация не нашла широкого применения по причине удорожания конструкции и снижения надежности.

Последствия поломки

Пришедший в негодность насос способен наделать много бед. Величина ущерба зависит от того, как задействована помпа в автомобиле – от ремня ГРМ или привода генератора. Аварийные ситуации выглядят следующим образом:

  1. Начинает протекать прохудившийся сальник либо прокладка. Уровень антифриза в системе уменьшается, что чревато перегревом мотора, если не заметить неполадку вовремя.
  2. Из-за разбитого подшипника заклинивает вал насоса. От рывка приводной ремень слетает или рвется.
  3. Когда подтекает сальник помпы, вращающиеся шкивы разбрасывают жидкость во все стороны. Намокшие ремни проскальзывают и быстрее изнашиваются.

Примечание. Первопричиной утечки антифриза нередко становится изношенный подшипник, а не сальник. Вал со шкивом и крыльчаткой начинает болтаться и перекашивается под давлением приводного ремня. В подобных условиях сальник не способен удержать тосол, отчего водяной насос пропускает жидкость наружу.

Наихудший вариант – разрыв ременного привода ГРМ вследствие заклинивания подшипника. Для многих автомобилей это ведет к дорогостоящему ремонту силового агрегата, поскольку днища поршней ударяют по тарелкам открытых клапанов и загибают их толкатели. В лучшем случае придется снять ГБЦ и поменять клапанную группу, в худшем – выбросить пробитые поршни и треснувшую от удара головку цилиндров.

Слетевший ремень привода генератора не нанесет ущерба, разве что исчезнет подача электроэнергии в бортовую сеть и начнет разряжаться аккумулятор. Но параллельно возникнет перегрев мотора, ведущий к ускоренному износу цилиндропоршневой группы.

Признаки неисправности помпы

В процессе эксплуатации авто водяной насос изнашивается естественным образом. Наибольшую нагрузку испытывают 2 детали – подшипник и сальник, они чаще всего и выходят из строя. Крыльчатка и шкив ломается значительно реже. Неполадки проявляются так:

  1. На месте постоянной дислокации автомобиля возникают пятна антифриза.
  2. Охлаждающей жидкостью забрызгана торцевая стенка мотора и близлежащие агрегаты. Если механизм защищен кожухом, становятся заметны потеки тосола в нижней части.
  3. На работающем двигателе слышен гул или треск со стороны помпы.
  4. Силовой агрегат глохнет на ходу, температура охлаждающей жидкости подскакивает до максимума.

Возникающие под машиной пятна всегда должны настораживать водителя. Если в подкапотном пространстве сухо, а на асфальте заметна протечка, снимите защитную крышку газораспределительного механизма. Обнаружив в районе помпы сырость, выполните простую диагностику: ослабьте приводной ремень и покачайте рукой шкив перекачивающего устройства. Заметный люфт вала – явный признак, что пора менять насос системы охлаждения двигателя.

Если вам удалось уловить шум, издаваемый разбитым подшипником помпы, немедленно диагностируйте его на предмет люфта. Способ проверки идентичен: следует добраться до шкива, ослабить натяжение ременной передачи и покачать его рукой.

Когда мотор заглох в процессе движения, а датчик показывает температуру более 120 °С, значит, худшее уже случилось. Вал насоса заклинил, а ремень ГРМ порвался либо соскочил. Остается надеяться, что клапаны двигателя не встретились с поршнями и не загнулись.

При обрыве ремня привода генератора мотор не заглохнет, но включится индикатор зарядки аккумуляторной батареи, а температура неизбежно подскочит (ведь насос перестал качать жидкость). Сразу выключайте двигатель и принимайте меры по эвакуации автомобиля в гараж или на автосервис.

Можно ли отремонтировать деталь?

На подавляющем большинстве машин устанавливается неремонтируемая помпа охлаждения двигателя. При желании автолюбитель сможет ее снять и разобрать, но поменять сальник и подшипник вряд ли получится, поскольку данных запчастей нет в продаже. Исключение – классические модели «Жигулей» и ряд других моделей авто, для которых производятся ремонтные комплекты.

Справка. Запчасти ремкомплектов не относятся к оригинальным и не блещут качеством. Ресурс помпы после ремонта сократится вдвое против заводской запчасти.

Водяные насосы принято менять в сборе. Причем сама замена не составляет большой сложности – очистили посадочное место от старой прокладки, нанесли герметик и прикрутили новый насос. Наиболее трудоемкая часть процедуры – это разборка узла ГРМ с выставлением меток, снятием шкивов и заливкой / опорожнением системы охлаждения. Если у вас недостаточно опыта в ремонте автомобилей, лучше доверить работу мастерам станции техобслуживания.

autochainik.ru