Как стать поставщиком автоваза


Фабрика качества. АВТОВАЗ намерен расстаться с 20 поставщиками | Деньги

Фабрика качества. АВТОВАЗ намерен расстаться с 20 поставщиками

15.04.2014 / 08:20

ОАО «АВТОВАЗ» планирует разорвать отношения с двадцатью поставщиками комплектующих, которые не могут соответствовать новым стандартам качества завода. Об этом стало известно на закрытом заседании ТПП Тольятти, где с докладом выступил президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. По словам источника «ПН», среди поставщиков, не устраивающих новое руководство завода в формате «цена–сроки–качество», оказались ОАО «АвтоВАЗагрегат» и ЗАО «Полад». Также на данном заседании господин Андерссон озвучил намерение вернуть производства комплектующих на территорию автозавода – так, как это было до наступления эпохи 90-х.

Две недели назад в Торгово-промышленной палате Тольятти состоялось закрытое заседание, на котором с докладом о ситуации на автозаводе выступил президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон. Часть его выступления была посвящена новым стандартам качества, которые автопредприятие предъявляет поставщикам комплектующих.

«В своем докладе мистер Андерссон заявил, что в настоящее время идет большая серьезная работа по переводу десятков производств комплектующих на завод. С производителями, которые не прошли требования к качеству, предъявленные Бу, будут разрываться производственные отношения, – сообщил «ПН» информированный источник. – У нас никто так не рассуждает, никто так не докладывает. Он абсолютно далек от всех наших условностей и представлений. Для него главное – доходы с продаж, расход на персонал, на «оборотку» – чистая арифметика. Если этого не получается, он начинает узнавать: почему? Если есть претензии по качеству к комплектующим – эти детали тут же заменяются. В его лице АВТОВАЗ получил максимально эффективный механизм функционирования производства».

"В своем докладе мистер Андерссон заявил, что в настоящее время идет большая серьезная работа по переводу десятков производств комплектующих на завод. С производителями, которые не прошли требования к качеству, предъявленные Бу, будут разрываться производственные отношения"

По словам источника, господин Андерссон намерен заняться постепенным возвращением производства комплектующих на АВТОВАЗ – так, как это было до начала 90-х годов. «Президент завода отметил, что он точно знает все параметры производства любых деталей, необходимых сегодня для выпуска всего модельного ряда LADA. И если поставщики не могут справиться с качеством, то производство комплектующих будет возвращено на автозавод», – говорит источник. По его словам, Андерссон сказал: «У меня для этого есть площади, люди и оборудование».

Председатель координационного совета ТПП Анатолий Волошин подтвердил факт выступления на заседании Бу Андерссона. «Его заявление по поставщикам звучало следующим образом: «Если они не могут обеспечить цену и качество, то я начну производить комплектующие на заводе», – уточнил господин Волошин «ПН». – Из всего пула поставщиков президент выделил двадцать предприятий, которые не соответствуют его критериям. О своих планах по разрыву отношений он проинформировал губернатора Меркушкина».

По словам источника, господин Андерссон намерен заняться постепенным возвращением производства комплектующих на АВТОВАЗ – так, как это было до начала 90-х годов

«Бу Андерссон заявил, что является не проблемой, а спасением для города и завода, – сообщил «ПН» участник заседания, эксперт РАНХиГС Вячеслав Волков, – на заседании он пообещал, что АВТОВАЗ станет лучшим производителем не только в стране, но и в альянсе Renault-Nissan. На вопрос, почему он не поддерживает местных производителей, Бу ответил, что они не соответствуют его критериям качества. На мой взгляд, его фраза «я лучше буду делать комплектующие на заводе» является предметом для диалога: контракты еще не разорваны, у поставщиков еще есть возможность не потерять крупного партнера».

Через несколько дней после совещания перевести часть коллектива на неполный рабочий собрались ОАО «АвтоВАЗагрегат» и ЗАО «Полад». «Назывались конкретные цифры – АвтоВАЗагрегат собирался вывести на неполный рабочий день 1,5 тыс. человек, уже более 700 человек вывел «Полад», – сообщает источник. – Кстати, у «Полада» сократилась программа производства на 40% в связи сокращением поставок на АВТОВАЗ. А что такое неполный рабочий день? Нет работы, контракты расторгнуты и следующий шаг – закрытие предприятия. Сокращение 1,5 тыс. человек для города – это сокращение на уровне АВТОВАЗа. Но с завода люди уходят по соглашению сторон с пятикратными окладами. А если пойдут такие сокращения с других производств, город «захлебнется» через месяц. Сегодня вся техносфера, которая готовила комплектующие для АВТОВАЗа, подвисла».

С завода люди уходят по соглашению сторон с пятикратными окладами. А если пойдут такие сокращения с других производств, город «захлебнется» через месяц

«О том, что на заводах-производителях комплектующих начались сокращения, мы узнали две недели назад, – сообщил «ПН» представитель одного из рекрутинговых агентств города, – очень много обращений поступило в Центр занятости Тольятти с различных предприятий-поставщиков АВТОВАЗа. Однако больше всего заявок идет с АвтоВАЗагрегата и ЗАО «Полад». Как только прошла информация о возможных сокращениях, рабочие и ИТР этих предприятий массово стали искать возможности для трудоустройства».

«Я бы не стала опасаться того, что город не справится с высвобождающимися кадрами, – прокомментировала «ПН» директор кадрового агентства «Алькона» Ольга Караванова. – Новые производства все равно заходят в город – вот сейчас мы помогаем запускать два японских предприятия, которые будут производить для АВТОВАЗа значительные объемы продукции. Безработицы точно не будет. Хочу отметить, что 30% вакансий на новых предприятиях открыто для женщин, причем требуются не самые квалифицированные рабочие. Японцы очень лояльны в отношении возраста претендентов, при этом уровень зарплаты там довольно высокий. Легко находят работу ИТР с «Полада» – это, как правило, высококвалифицированный персонал, который абсолютно четко подходит ко всем требованиям работодателей. У них есть только один недостаток – они не знают английского языка, однако все больше соискателей работает над этой проблемой. Сложнее трудоустроить специалистов ОАО «АвтоВАЗагрегат». У них, как правило, более узкая специализация, в активе меньше проектов, сопряженных с тесным сотрудничеством с иностранными партнерами, и, как следствие, значительно меньший спрос на рынке труда».

"О том, что на заводах-производителях комплектующих начались сокращения, мы узнали две недели назад, – сообщил «ПН» представитель одного из рекрутинговых агентств города, – очень много обращений поступило в Центр занятости Тольятти с различных предприятий-поставщиков АВТОВАЗа"

Напомним, первая встреча президента АВТОВАЗа Бу Андерссона с представителями компаний-поставщиков состоялась 18 февраля 2014 года. Участники встречи обсудили перспективы сотрудничества и новые условия взаимодействия. Бу Андерссон тогда представил объективную экономическую и производственную ситуацию на АВТОВАЗе и обозначил комплекс требующих решения вопросов в области производства, сбыта, качества, себестоимости продукции и логистики. Президент компании рассказал, чего он ждет от сотрудничества с действующими поставщиками: «Мы улучшим обслуживание входящей логистики. Мы улучшим процесс формирования заказов. Мы сделаем для вас более удобные временные окна доставки продукции. А что мы ждем от вас? Мы ждем ваших поставок точно в срок (не слишком рано и не слишком поздно), и мы хотим, чтобы ваша продукция попадала сразу на конвейер (по принципу just in time). До тех пор, пока логистика и поставки на АВТОВАЗе не станут конкурентоспособными, я буду лично заниматься этими вопросами».

Также на минувшей неделе стало известно, что АВТОВАЗ кардинально меняет систему поставок комплектующих на предприятие: если ранее предприятие складировало на своей территории запчасти, которых должно было хватить на несколько недель работы конвейера, то с этого месяца этот срок сократился до одного дня.

При этом ответственность за бесперебойность поставок возложена на самих производителей, которые вынуждены либо кардинально менять свою логистику, либо обзаводиться собственными складскими помещениями. Такие изменения позволят высвободить часть площадей на АВТОВАЗе, сократить обслужи¬вавший склады персонал и переложить издержки на поставщиков.

ponedelnik.info

почему АвтоВАЗ тормозит сильнее рынка :: Бизнес :: РБК

Продажи новых автомобилей в России сократились в марте на 10%, только у АвтоВАЗа — сразу на 18,8%. Дилеры жалуются, что тольяттинский автоконцерн не может удовлетворить спрос на Lada Xray

Покупатели во время старта продаж кроссовера Lada Xray (Фото: Сергей Коньков/ТАСС)

Падение продолжается

В первом квартале 2016 года продажи новых легковых автомобилей снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16,9%, до 319,1 тыс. штук, следует из данных Ассоциации автомобильного бизнеса (АЕБ), опубликованных в пятницу.

В марте падение продаж составило 10% (125,9 тыс. машин).​ Это лучше, чем в первые два месяца года: в январе продажи снизились на 29,1%, в феврале — на 13,4%.

Состояние автомобильного рынка в целом еще плохое, но он близок к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев снижения, говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. По его мнению, ситуация в ближайшие месяцы будет зависеть от макроэкономической ситуации и усилий правительства для стимулирования спроса на машины.

Лидером рынка по-прежнему остается АвтоВАЗ, хотя его продажи упали по сравнению с мартом прошлого года на 18,8%. В сообщении АвтоВАЗа подчеркивается, что по результатам первого квартала на долю автомобилей Lada пришлось примерно 19% всего авторынка России.

В топ-5 самых продаваемых в России новых легковых автомобилей впервые вошла Lada Vesta (продажи начались в ноябре 2015 года). Она поднялась в списке бестселлеров с седьмого на четвертое место. Всего в марте 2016 года в России было продано 4,6 тыс. Vesta, что почти в три раза больше, чем в январе 2016 года.

У корейских конкурентов АвтоВАЗа разнонаправленная динамика. Продажи Kia в марте выросли на 2%, до 12,3 тыс. автомобилей, Hyundai потеряла 21% (11 тыс. штук).

Лидером по темпам роста стал Ford: продажи американского производителя за месяц выросли на 120%, до 4,1 тыс. автомобилей. На 50% выросли продажи УАЗ (4,4 тыс.). В массовом сегменте худшая динамика была у Datsun (минус 51%), SsangYong (минус 61%) и Mitsubishi (минус 45%).

Дефицит Lada Xray

В марте в список 25 самых продаваемых автомобилей на российском рынке попала еще одна новинка АвтоВАЗа — Lada Xray. Согласно данным АЕБ, по итогам февраля—марта было продано 2,5 тыс. автомобилей.

Дилеры АвтоВАЗа столкнулись с дефицитом Xray — запасы автомобилей не позволяют удовлетворить спрос, рассказали РБК три продавца марки в Москве и регионах. По словам двух из них, спрос на машину выше сбытовых возможностей дилеров примерно на 15–20%.

10 самых продаваемых автомобилей 2016 года Еще 6 фото

Источник в АвтоВАЗе говорит, что на предприятии в курсе высокого спроса на Xray и наращивают производство. С января, когда завод вышел на промышленную сборку модели, объемы выросли в два раза, с 50 автомобилей в день до примерно 100 штук (по состоянию на конец марта). Рост заказов на автокомплектующие для Xray подтвердили РБК два контрагента АвтоВАЗа.

По словам собеседника на АвтоВАЗе, план по производству Xray на апрель — больше 120 машин в сутки, то есть на 20% больше, чем в марте. Таким образом, АвтоВАЗ планирует покрыть дефицит запасов дилеров. По словам представителя АвтоВАЗа, завод работает по заказам дилерской сети на два месяца вперед. Производство Xray будет расти от месяца к месяцу, уверяет он.​​

АвтоВАЗ постарается

План продаж Xray на текущий год — 16–20 тыс. автомобилей (или 80–100 автомобилей в сутки) в зависимости от рынка, говорит источник на АвтоВАЗе. Исходя из этих объемов дилеры снова могут столкнуться с дефицитом Xray. При этом гендиректор ГК «АвтоГермес» Дмитрий Полунин ожидает, что к лету спрос на модель может вырасти как минимум вдвое, с 1,5 тыс. в марте до 3 тыс. машин в месяц. Такую же оценку дают работники двух региональных дилеров.

Чтобы покрыть спрос в 3 тыс. автомобилей в месяц, АвтоВАЗу надо собирать по 140–175 машин в день, в зависимости от режима работы завода — четырехдневной или пятидневной недели. При сохранении плана АвтоВАЗа по производству Xray на текущий год и прогнозов дилеров дефицит модели может вырасти до 40%.

Представитель АвтоВАЗа говорит, что завод «постарается» скорректировать годовой план производства Xray, если повышенный спрос сохранится. Но заводу важно, чтобы не страдало качество выпускаемых автомобилей. «За объемами не гонимся», — утверждает представитель.

Ограничений по выпуску Xray у АвтоВАЗа нет, предприятие действительно работает над качеством новых моделей, подтверждает топ-менеджер одного из поставщиков. Он напомнил, что такая же ситуация была на старте продаж Nissan Almera (собирается в Тольятти с 2012 года).

Проблема в поставщиках АвтоВАЗа, говорит другой контрагент: из-за санкций завод сейчас испытывает проблемы с поставками турецких комплектующих, в основном резинотехнических изделий. На то чтобы заменить поставщика, уходит как минимум полгода, добавляет собеседник. Примерно столько же времени может потребоваться для согласования планов увеличения производства с остальными поставщиками, отмечает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».

Представитель АвтоВАЗа проблему с турецкими поставщиками опровергает.​

www.rbc.ru

АВТОВАЗ поддерживает своих поставщиков - Волжская коммуна

Ориентир на развитие

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин в своем послании отмечал, что запуск новых моделей на АВТОВАЗе сегодня происходит в более короткие сроки, нежели это было раньше, поэтому необходимо всемерно поддерживать этот тренд. «Если «Ниву» готовили к запуску семь лет, «десятку» - 11 лет, то запуск «Гранты» состоялся всего за 2,5 года. Сегодня завод готовится к выпуску измененной «Калины» и моделей «Рено». Очень важно, чтобы не только автомобили мировых брендов, но и как минимум 60% автокомпонентов для них, как это определено постановлением правительства Российской Федерации, производилось здесь, в регионе», - подчеркнул глава региона.  По словам Николая Меркушкина, областное правительство, в свою очередь, будет поддерживать традиционные автокомпонентные предприятия. «Сохранить их можно только за счет максимальной кооперации между участниками цепочки поставок, создания совместных предприятий с иностранными партнерами и выпуска конкурентоспособных агрегатов. Другого пути здесь нет. Правительство там, где предприятия справиться сами не могут, должно им помочь, в том числе льготами и кредитами. Совместно с АВТОВАЗом надо по каждому предприятию разобраться и внести на этот счет предложения», - пояснил губернатор. Как отмечают на самом АВТОВАЗе, сегодня растут не только требования к поставщикам, но и «подтягиваются» сами производители автокомпонентов. «Компании-производители компонентов, понимая необходимость улучшений для эффективной работы в конкурентной среде, инвестируют средства в развитие, создают СП с иностранными поставщиками мирового уровня», - утверждает начальник пресс-службы завода Александр Шмыгов.

Наиболее значительные изменения произошли в системе закупок тольяттинского автозавода в последние два года. В 2010 году совместно с альянсом  Renault-Nissan была создана служба по развитию поставщиков CSQSD. «За эти два годы работы достигнуты серьезные результаты: показатель качества автокомплектующих у 76% российских предприятий-поставщиков АВТОВАЗа повысился в 10 раз. При этом промышленные показатели доведены до международного уровня у 47% поставщиков АВТОВАЗа», - отмечает Александр Шмыгов.

Кроме того, АВТОВАЗ использует в своей работе набор инструментов и методик альянса. В частности, процедуру оценки ASES. Так, поставщики с невысоким рейтингом ASES могут претендовать на запуск процедуры Rank-Up - перечня корректирующих мероприятий, целью которых является повышение ранга ASES до хорошего или отличного значений. Также применяется ASIP - процедура по оптимизации производственных систем и процессов поставщиков альянса. И это только часть тех методик, которые нацелены на повышение качества продукции завода и эффективности производства.

«Благодаря опыту альянса и совместной работе по повышению качества поставок в настоящее время из 280 основных поставщиков компонентов уже восемьдесят полностью соответствуют требованиям альянса. В самом начале этим требованиям соответствовали лишь двадцать компаний», - заявляет Александр Шмыгов.    

Работа на автозавод

Директор по закупке автокомпонентов ОАО «АВТОВАЗ» Александр Вовнянко подчеркивает:  требования завода ко всем поставщикам комплектующих одинаковые. «В рамках процедуры оценки ASES есть четыре группы. В группу А входят самые лучшие поставщики, которых мало даже в Европе, в группах В и С находятся хорошие поставщики, а к группе D относятся те производители автокомпонентов, которых мы должны «подтянуть», - говорит он.

Например, ООО «Самараавтожгут» пока находится в группе D, но на предприятии был обучен персонал, идут процессы улучшения качества. «Сегодня мероприятия выполнены на 70%, через два месяца у них пройдет повторный аудит, и я почти уверен, что они войдут в категорию С», - считает Александр Вовнянко.

Как ранее сообщала «ВК», на «Самараавтожгуте» была запущена новая линия по производству проводов аккумуляторных батарей. Линия обладает датчиками автоматического контроля качества и соответствует всем мировым стандартам. Мощность производства составляет 85 тыс. жгутов в месяц. По словам генерального директора ООО «Самараавтожгут» Александра Дорофеева, новая линия рассчитана на 150% потребности АВТОВАЗа. «Производство построено с учетом перспективной работы Волжского автозавода. Кроме того, мы создали резервную линейку, которая позволит обеспечить нам беспрерывное производство в случае отказа основной линии», - утверждает он. В 2013 году предприятие планирует освоить производство средних жгутов для Lada Priora.

По словам Александра Вовнянко, претендентов на «вылет» среди поставщиков АВТОВАЗа нет. «Мы сегодня видим, какие объемы будут у поставщиков в 2013-2015 годах, где возможны риски, связанные с обновлением модельного ряда. Но таких рисков очень мало: если 8 поставщиков  сегодня у нас на особом контроле, то более 20 поставщиков открыли производство на территории Самарской области под новые проекты», - заявляет он.

Локализация в регионе

Из 280 поставщиков ОАО «АВТОВАЗ» почти половина, а именно 106 предприятий, сосредоточены на территории Самарской области. «Для значительного роста рынка автокомпонентов в Самарской области есть все предпосылки. Во-первых, это планы АВТОВАЗа по увеличению объемов выпуска автомобилей трех брендов в Тольятти и Ижевске до 1,4 млн автомобилей к 2017 году. Во-вторых, сегодня правительство Самарской области разрабатывает комплекс мер по улучшению инвестиционной привлекательности региона, в числе которых и создание новых возможностей для поставщиков по локализации здесь своих производств», - говорит Александр Шмыгов.  

Среди резидентов ОЭЗ «Тольятти» большинство - потенциальные поставщики АВТОВАЗа.  «Ключевой кластер Самарской области – автомобильный – сейчас работает и в дальнейшем будет стабильно развиваться в том числе благодаря работе ОЭЗ «Тольятти», - отметил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко.

По словам руководителя филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской области Алексея Пахоменко, ключевым фактором для всех резидентов-производителей автокомпонентов является географическая близость к потребителю. «Резиденты ОЭЗ уже в 2014 году запустят первые производства автокомпонентов и начнут поставки продукции для концерна АВТОВАЗ-Renault-Nissan. С запуском производства в ОЭЗ производители автокомпонентов станут полноценными поставщиками, выполнив основное условие в рамках программы локализации альянса», - утверждает он.

«Создание новых мощностей поставщиков в непосредственной близости к АВТОВАЗу и с налоговыми преференциями, которые предоставляет ОЭЗ, обеспечит снижение себестоимости компонентов, упростит логистику», - уверен Александр Шмыгов.

Александр Шмыгов, начальник пресс-службы ОАО «АВТОВАЗ»:- Требования к поставщикам автокомпонентов достаточно просты и «прозрачны». Это качество, возможности производства, финансовая устойчивость, инженерный потенциал, конкурентоспособность и ориентированность на долгосрочное сотрудничество. Если мы видим недочеты со стороны поставщика, но при этом он готов развиваться, мы подключаем Академию качества альянса и предлагаем программу, способствующую улучшению качества, с мониторингом результатов. Поставщик должен суметь обеспечить готовность производственной линии к моменту начала производства, а также плановое наращивание мощностей, и, конечно, гарантировать безупречную логистическую схему.Алексей Пахоменко, руководитель филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской области:- Большинство из зарегистрированных на сегодняшний день резидентов ОЭЗ «Тольятти» - производители автокомпонентов. Все они уже имеют действующие производства за пределами ОЭЗ, некоторые из них являются международными поставщиками. Эти компании принимали решение о размещении своих производств на территории ОЭЗ, уже имея договорные обязательства с заказчиками на поставку своей продукции. Ключевым фактором для всех резидентов является близкое расположение к потребителю, в том числе и к ОАО «АВТОВАЗ». Кроме того, резиденты намерены осуществлять поставки на другие автосборочные предприятия, тем самым решая проблему моногорода Тольятти.

www.vkonline.ru

tltTimes.ru - Информационный портал Тольятти. Новости Тольятти | Сейчас скажу | Андерссон теряет контроль

Отношения между менеджментом АвтоВАЗа и его поставщиками достигли точки кипения. Руководители ряда производителей комплектующих, недовольные политикой нового руководства автозавода, обратились за помощью к чиновникам, а ряд из них даже заявили о готовности разорвать отношения со своим крупнейшим партнером. Примирить конфликтующие стороны попытается полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, который 30 октября 2014 года проведет совещание с участием представителей ВАЗа и его контрагентов.

Отношения между АвтоВАЗом и его поставщиками неуклонно осложнялись на протяжении нескольких лет. До 2005 года многие крупные производители автокомплектующих контролировались топ-менеджерами ВАЗа или близкими им структурами, поэтому завод с контрагентами были тесно связаны друг с другом и возникавшие между ними вопросы, как правило, регулировались в рабочем режиме. Ситуация кардинально начала меняться после перехода АвтоВАЗа под контроль госхолдинга «Ростехнологии». Новое руководство завода (а оно менялось несколько раз при «Ростехах», и последним представителем этой группы влияния был в Тольятти Игорь Комаров) начало пересматривать контракты с поставщиками, требуя от них снижения цен на продукцию, при увеличении ее качества. Под давлением основного потребителя поставщикам приходилось все больше снижать свою маржу. А после перехода АвтоВАЗа под контроль менеджеров альянса Renault-Nissan и назначения президентом предприятия Бу Андерссона ситуация дошла до логического финала.

Андерссон не только продолжил курс предшественников на ужесточение требований к местным поставщикам, но и показательно выстраивал режим благоприятствования для иностранных производителей комплектующих. Первым сигналом о том, что давление на автокомпонентную отрасль достигло предела, стал отказ ряда игроков выполнять очередное требование ВАЗа по уменьшению цен на комплектующие в начале 2014 года. Более того, ряд производителей начали грузить свою продукцию ВАЗу по повышенным в одностороннем порядке ценам.

Сдетонировала накопленная взрывоопасная смесь 22 октября на совещании, которое проводил министр промышленности Самарской области Сергей Безруков с производителями комплектующих. В ходе мероприятия руководители ряда предприятий выступили с резкой критикой вазовского менеджмента.

Как рассказал источник, присутствовавший на совещании (аудиозапись мероприятия есть в распоряжении редакции), отдельные представители автокомпонентного бизнеса даже заявили о намерении прекратить сотрудничество с АвтоВАЗом из-за того, что российских производителей намеренно выдавливают с рынка, рассчитывая заместить их импортными поставщиками.

Лейтмотивом выступлений поставщиков были постоянно изменяемые менеджментом АвтоВАЗа, да еще и не общие для всех правила игры. «Существует политика двойных стандартов. Требования, предъявляемые к поставленной продукции, совершенно разныек российским поставщикам – одни, к иностранному производителю – совсем другие. Технические требования для российских предприятий очень сильно завышены, с другой стороны, продукция иностранных предприятий принимается фактически без проверок. У нас появились разные траты на всевозможные лабораторные исследования, экспертизы», — сетовал в ходе мероприятия генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер» Дмитрий Савенков.

«Мощности заводов автокомпонентной отрасли как в нашем регионе, так и по всей России в два раза превышают потребности автомобильных заводов. Отсюда и всевозможные требования со стороны АвтоВАЗа. К нашей продукции присматриваются под микроскопом, а иностранный поставщик может продукцию отдать без такого контроля», — вторил ему вице-президент ООО «Криста» Виктор Хлыстов.

Отдельно была поднята тема экспансии иностранных автокомпонентных компаний. «У меня недавно была встреча с представителями одной турецкой компании. Она ничем не известна и ничего не имеет, однако они заявили, что готовы создать в Самарской области предприятие по производству автомобильных сидений для АвтоВАЗа. В итоге они признались, что их заставил создать здесь производство «Рено-Ниссан». У нас в регионе мощности по производству сидений в два раза превышают потребности АвтоВАЗа. Зачем создавать лишнюю конкуренцию, нам это непонятно», — пожаловался первый заместитель генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат» Александр Леонтьев.

«Я живу в России и являюсь руководителем двух довольно крупных заводов, которые издавна являются поставщиками АвтоВАЗа. Однако в последнее время я не чувствую, что я – дома. Скорее ощущаю себя каким-то гостем. Это связано с тем, что на наш рынок пришли новые игроки. Пришли в большом количестве и на совсем других условиях, чем у нас. На гораздо более льготных. У нас с ними – разная стоимость денег, разные условия их получения, разные преференции от АвтоВАЗа», — недоумевал Дмитрий Савенков. «Нами было закуплено импортное оборудование для поставок на АвтоВАЗ. Однако неожиданно мы узнали, что не номинированы на очередной проект. Выяснилось, что номинацию получила некая корейская компания, у которой за спиной нет ничего. Мы считаем, что вопрос с АвтоВАЗом необходимо рассматривать на уровне правительства РФ. Прежде чем «Рено-Ниссан» будет приглашать своих поставщиков, они должны рассматривать российские предприятия. Иностранные компании, на самом деле, не хотят идти к нам и создавать здесь свои производства. Они просто хотят пропихнуть свою продукцию, и иностранный менеджмент дает им зеленый свет», — констатировал директор Тольяттинского завода автоагрегатов Александр Иванов. Он также добавил, что «двойные стандарты приводят к тому, что сегодня мы, предприятие, не одно десятилетие сотрудничающее с АвтоВАЗом, вынуждены рассматривать вопрос о том, чтобы вообще остановить это взаимодействие. К счастью, мы развернули параллельно другое, светодиодное производство. И оно уже нас выручает в довольно сложном положении», — сетовал Александр Иванов. Тональность Иванова разделил руководитель ООО «Мобиль» Виктор Крупеня. «На сегодняшний день все понимают, что у нас очень низкая доходность и падение объемов производства. Это приводит к нехватке средств на техническое перевооружение. Без промышленной политики, направленной на развитие российских предприятий автокомпонентной отрасли, дающей именно им преференции, дальнейшее развитие невозможно. Мы просим, чтобы нам дали возможность выровняться по условиям с иностранными конкурентами. Сейчас мы – догоняющая сторона», — подчеркивает Крупеня.

На совещании представители автокомпонентного бизнеса также пожаловались Сергею Безрукову на предложение от АвтоВАЗа увеличить рассрочку по оплате поставленного товара до 75 дней. «С увеличением рассрочки до 75 дней наши предприятия должны увеличить свою оборотку как минимум в три раза. Надо же платить зарплату и закупать сырье. А кредитоваться негде, все и так уже закредитованы. При этом никаких гарантий по объемам и закупкам АвтоВАЗ на дает. Он может поменять планы в течение месяца несколько раз. Я готов посчитать чистую себестоимость своей продукции, но тогда АвтоВАЗ должен взять на себя капитальные затраты или подписаться под объемами. По-другому в бизнесе не бывает. Но от автозавода никаких обязательств получить невозможно. От меня требуют снижения стоимости, не гарантируя при этом объемы», — недоумевает Александр Леонтьев. О том же говорил на мероприятии и представитель ЗАО «ПХР». «Мы инвестируем деньги в оборудование, закупаем его на новые проекты АвтоВАЗа. При этом автозавод снижает объемы, причем делает это непредсказуемо. Плана на 2015 год до сих пор нет.

При том, что уже конец октября. Как жить в таких условиях, непонятно. Ежедневные планы тоже скачут. Деньги в оборудование вложены большие, проценты по кредитам немалые, прибыли нет, и когда она будет, непонятно. И завод с иностранным руководством дает дорогу своим игрокам, нас вытесняют. Мы закупили оборудование согласно планам АвтоВАЗа, обнародованным в 2012 году, но они им все сорваны. И сейчас наше предприятие загружено только на 45%, новое оборудование оказалось ненужным», — пожаловались в ЗАО «ПХР».

«Мы вложили деньги, у нас есть мощности, и мы все попадаем в сложную ситуацию, когда АвтоВАЗ неожиданно и без предупреждения может сказать, что, например, с понедельника он будет выпускать наполовину меньше. А мы должны заранее предупредить людей, что уходим на неполную рабочую неделю. Все предприятия автокомпонентной отрасли закредитованы, нам оперативно взять новый кредит невозможно», — констатирует Виктор Хлыстов.

«Мы предоставляем ВАЗу всю информацию по своему предприятию. Нам же никаких сведений не дают. Мы то соответствуем их стандартам, то нет. Приезжают все время разные люди и предъявляют разные требования. Не можем понять, в чем их суть. Считаем, что это политика разрушения АвтоВАЗа как российского предприятия. Они не заинтересованы в том, чтобы поднимался российский производитель комплектующих. Мы просили дайте нам чертеж конкретного изделия, какое вы хотите, и скажите, сколько нужно, – мы сделаем. Но ответа нет. И сегодня мы можем констатировать, что как поставщик АвтоВАЗа мы не можем его кредитовать. Мы не кредитное учреждение. Мы пошли на все условия АвтоВАЗа и к чему пришли? К работе в убыток!» — подчеркивал на совещании руководитель ТЗА.

Генеральный директор ООО «ДСК «Пластик Омниум Инержи» Дмитрий Костек попытался объяснить происходящее объективными процессами. «К сожалению, падение объемов производства — это данность, с которой нам приходится жить и выживать. Думаю, что всем автокомпонентным производствам необходимо сейчас помочь пережить период падения рынка, падения объемов производства — до того времени, когда они вырастут и придут в норму».

В итоге участникам мероприятия предложено подготовить обоснованные и конкретизированные предложения об оптимизации их сотрудничества с АвтоВАЗом. Все они будут рассмотрены на рабочем совещании с участием полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, которое состоится 30 октября 2014 года.

Министр промышленности и технологий Самарской области Сергей Безруков полагает, что на совещании у Бабича «по понятным причинам нашему региону будет уделено особое внимание. В данный момент мы запросили у АвтоВАЗа и у всех автокомпонентных производств обоснованные и конкретизированные предложения по дальнейшей совместной работе. По итогам обсуждения должны быть приняты решения, которые помогут сотрудничеству АвтоВАЗа и поставщиков в дальнейшем».

Сергей Безруков констатирует, что претензии производителей автокомпонентов во многом обоснованы. «Действительно, надо признать, что часто бывает так, что у иностранных компаний еще нет никаких номинаций, но их вынуждают сюда заходить. И они чувствуют себя здесь полноценным хозяевами. И если мы сейчас включим в себестоимость нашего изделия цену приобретенного оборудования с полной амортизационной составляющей, то не подпишем ни одного соглашения с АвтоВАЗом, потому что пожелания автопроизводителя по снижению себестоимости на 5% станут нереализуемыми. И здесь встает конкурент, наш иностранный партнер, который даст цену, которую запросит автопроизводитель. Потому что он работает на неполных издержках», — поделился сутью проблемы Сергей Безруков. «Правительство Самарской области заинтересовано в том, чтобы развивались самарские предприятия, и готово оказывать им всяческую поддержку», — добавил министр.

Продолжение в комментариях…

tlttimes.ru

Автопром: перезагрузка - Время

Перестройка сознанияБизнес-план АвтоВАЗа на период до 2020 года поставщикам завода представил топ-менеджмент предприятия во главе с президентом компании Игорем Комаровым. Выступили с докладами и ответили на вопросы поставщиков также старший вице-президент Renault, член совета директоров АвтоВАЗа Кристиан Эстев, вице-президент по закупкам тольяттинского автогиганта Дамир Кашапов, директор по закупкам RNPO-Россия Сали Карли, директор вновь созданной объединенной структуры АвтоВАЗ-Renault-Nissan по качеству и развитию поставщиков Нуно Де-Морайс. После окончания конференции прошел пресс-брифинг, в ходе которого топ-менеджеры компаний рассказали журналистам о проделанной работе и перспективах развития сети поставщиков тройственного альянса в России.Суть проанонсированных реформ в системе взаимоотношений между АвтоВАЗом и его партнерами заключается в трех ключевых вещах. Во-первых, речь идет о модернизации сети поставщиков в соответствии с мировыми стандартами работы автопрома: уходят в прошлое сотни прямых договоров, на смену им приходит звено системных интеграторов, или поставщиков первого уровня. Эти компании самостоятельно выстраивают работу с субпоставщиками и выдают готовые узлы или функциональные модули автомобиля по заказу АвтоВАЗа. Сам же автогигант переходит на крупноузловую сборку и оставляет за собой лишь 9 из 30 функциональных модулей — остальные будут полностью разрабатываться и производиться поставщиками первого уровня. Отсюда следует второе новшество — поставщики будут развивать собственные НИОКР, чего в СССР, да и в постсоветской России еще не было. Помочь в этом призваны глобальные производители автокомпонентов, которых АвтоВАЗ и Renault-Nissan будут привлекать в нашу страну для участия в новых проектах. Третий момент — это одновременное снижение затрат и себестоимости продукции ВАЗа и кардинальное повышение ее качества.

Заграница нам поможетКлючевая проблема — отсутствие у отечественных автокомпонентных предприятий компетенций и опыта работы в статусе системного интегратора, а также серьезные проблемы с качеством. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, лишь около 5% российских поставщиков автомобильных комплектующих соответствуют мировым стандартам по качеству продукции и организации бизнес-процессов. А именно такие требования к своим комплектаторам планируют предъявлять АвтоВАЗ и его партнеры Renault-Nissan. Три автопроизводителя хотят создать единую панель поставщиков в России, что означает «подтягивание» контрагентов тольяттинского завода до уровня требований французско-японского альянса. По словам Игоря Комарова, жесткий отбор начнется уже в ближайшее время: в июле-августе текущего года должна быть полностью сформирована сеть поставщиков первых двух проектов АвтоВАЗа в составе альянса — ультрабюджетного автомобиля low-cost на платформе Lada Kalina и совместной разработки на платформе Renault Logan — Lada RF90. Полностью же панель поставщиков будет сформирована, по словам вице-президента по закупкам АвтоВАЗа Дамира Кашапова, к 2013 году.Однако руководство тольяттинского автогиганта убеждает своих партнеров, что бояться им нечего. «Мы будем оказывать всю возможную поддержку и помощь как в плане качества, так и в плане оптимизации бизнеса всем нашим поставщикам», - заявил Игорь Комаров. «Если бы нашей целью было всего лишь разрушение годами складывавшейся системы поставщиков АвтоВАЗа, то мы бы не стали создавать специальную компанию со штатом в 100 с лишним человек, главной целью которой является помощь нашим поставщикам в развитии качества и достижении мирового уровня организации бизнеса», - добавил старший вице-президент Renault Кристиан Эстев. Речь идет о вновь созданной объединенной структуре АвтоВАЗ-Renault-Nissan по качеству и развитию поставщиков (ARNQSD), которую возглавил выходец из Renault Нуно Де-Морайс. По словам последнего, сейчас перед поставщиками альянса стоят две задачи: быстрое улучшение текущих показателей по качеству серийно производимых комплектующих и развитие системы качества на основе так называемого бережливого производства (основана на программе Toyota Production System). Со своей стороны ARNQSD гарантирует всем поставщикам поддержку и помощь в развитии — за счет передачи технологий, системы тренингов и консалтинга. «Мы сталкивались с проблемой необходимости развития сети поставщиков на многих рынках, - подчеркнул Кристиан Эстев. - В Иране, Турции, Румынии были аналогичные задачи. Мы их решили, и в России, думаю, справимся. Естественно, выживут и останутся в списке наших партнеров не все поставщики, но каждому будет предоставлен шанс».Первые примеры взаимодействия отечественных игроков автокомпонентной отрасли с глобальными компаниями уже есть. В том числе и в Тольятти. Как рассказал Дамир Кашапов, на базе «Авто­ВАЗагрегата» при участии и поддержке автозавода сейчас создаются два совместных предприятия с зарубежными партнерами. Одно из них займется производством сидений, а второе сосредоточится на системах выхлопа. Необходимо отметить, что год назад «АвтоВАЗагрегат» попал в «черный список» из 10 компаний-поставщиков АвтоВАЗа, которые вызывали наибольшее количество нареканий со стороны заказчика. Сегодняшнее положение дел наглядно демонстрирует готовность автозавода помогать своим партнерам.

Адекватный ответВ свою очередь, поставщики АвтоВАЗа поделились с «Временем» своим видением ситуации. Возражений и опасений предложенная тольяттинским автогигантом концепция развития у них не вызвала. Как заявил генеральный директор ООО «Самараавтожгут» Александр Дорофеев, все анонсированные топ-менеджментом автозавода изменения были прогнозируемы и давно назрели. «Подобный способ выстраивания отношений с поставщиками – не изобретение АвтоВАЗа, по такой схеме работает весь мир, - говорит бизнесмен. - АвтоВАЗ пытается организовать взаимоотношения с поставщиками автокомпонентов по западному образцу. Это требование сегодняшнего дня, необходимость подобных перемен давно назрела. Меня радует, что акционеры АвтоВАЗа пытаются выстроить со своими партнерами нормальные, цивилизованные отношения, основанные на долгосрочных договорах. Автогигант подстраивает поставщиков под свой уровень, требуя от них соответствующего качества продукции».«АвтоВАЗ давно пытается ка­ким–то образом выстроить отношения со своими партнерами, на мой взгляд, этот период затянулся, - комментирует ситуацию председатель совета директоров ЗАО «Самарская кабельная компания» Анвар Бульхин. - Поэтому я положительно оцениваю попытку акционеров завода активизировать работу в этом направлении».Конкуренцию с иностранными производителями автокомпонентов отечественные игроки оценивают также вполне адекватно. Вполне возможно, условия «железного занавеса», когда российский рынок был изолирован от мира и отдан полностью локальным игрокам, нравились им больше. Но современные реалии однозначно диктуют совсем другие правила игры, и поставщики автомобильных комплектующих их принимают. «Я не исключаю возможности того, что российские поставщики и производители автокомпонентов будут вытесняться иностранными, но здесь многое зависит от нас самих, - говорит Александр Дорофеев. - Нужно или объединяться с иностранными партнерами, создавая СП, или как-то пытаться «пробиваться» самостоятельно, повышая уровень качества продукции. Мне очень понравились заявления представителей Renault, что теперь доброго отношения ни к кому не будет. А также заявления, что они будут всячески поддерживать создание СП российских автопроизводителей с иностранными». «Я не вижу ничего плохого в том, что автозавод будет сотрудничать с иностранными поставщиками, - поддерживает коллегу Анвар Бульхин. - Пусть на рынке будет возрастать конкуренция. Что касается нашей компании, то мы этой конкуренции не боимся. Мы сотрудничаем с АвтоВАЗом по поставкам комплектующих уже много лет. И качество продукции, производимой как Самарской кабельной компанией, так и совместным предприятием «ПЭС/СКК», соответствует западному уровню». Подытожил высказывания поставщиков АвтоВАЗа глава холдинга «Техоборонпром» Алексей Леушкин, заявив следующее: «Пусть будет так, как решит руководство АвтоВАЗа. Лишь бы АвтоВАЗу было хорошо.

 

 

Дмитрий Осипов, генеральный директор ООО «Эберспехер Выхлопные Системы РУС», заявляет: «Сделан первый и очень серьезный шаг в направлении интеграции российского автопрома в мировую систему»

Один из лидеров мирового автопрома в сегменте производства выхлопных систем — немецкая компания Eberspacher создает совместное предприятие с тольяттинским «АвтоВАЗагрегатом». О перспективах сотрудничества, российских особенностях ведения бизнеса и ситуации в отечественном автопроме «Времени» рассказал генеральный директор российской «дочки» немецкой компании Дмитрий Осипов.

- На сегодняшней конференции поставщиков АвтоВАЗа вы выступили с отдельным докладом, в котором изложили видение ситуации на российском рынке глазами глобальных производителей автокомпонентов. Каковы были основные тезисы вашего выступления?- Во всем мире взаимодействие производителей авто и компонентов к ним строится по определенным принципам. До недавнего времени в России эта структура несколько отличалась от них, т.к. у нас исторически сложилась вертикальная интеграция отрасли. И роль поставщика уровня Т1, так называемого системного интегратора, выполняли всегда сами автопроизводители, которые вели разработку всего автомобиля и практически всех комплектующих.Сейчас ситуация меняется, поскольку глобальные производители, специализирующиеся на тех или иных компонентах, узлах, системных модулях, профессионально ведут разработку с момента определения концепции новой модели вместе с автопромышленниками. Сегодня вслед за развитием подхода, основанного на платформах автомобилей, в Россию начинают приходить поставщики уровня Т1. Поскольку для них в первую очередь имеет значение объем бизнеса и четкость планов автопроизводителя - момент старта новой модели, конкретика по узлам, что и в каком объеме делать - то, естественно, наиболее приоритетным и важным заказчиком и партнером для любого такого поставщика в России является АвтоВАЗ. И один из моих тезисов заключался в том, что Волжский автозавод был и остается флагманом отечественного автопрома, который, собственно, и формирует всю отрасль. От его требований зависит то, как будут работать поставщики, производители комплектующих.- Что нужно для того, чтобы облегчить приход иностранных глобальных компаний в Россию?- Нужны четкие прозрачные отношения с основным заказчиком: модели, их количество, объемы, перспективы. Необходимы долгосрочные контракты - это позволяет вести постоянную работу как по совершенствованию собственной продукции, так и по снижению себестоимости. На начальном этапе нужно обеспечить меры по стимулированию бизнеса таких компаний налоговыми льготами или субсидиями.В европейских странах, как правило, достаточно серьезная поддержка оказывается, когда формируется парк поставщиков. Налоговые льготы, инвестиции государства в инфраструктуру и т.д. В России сейчас такой комплекс мер разрабатывается.При наличии этих двух условий — понятных и четких отношений с основным заказчиком и поддержки власти на местном уровне — должно произойти то, чего мы все ждем — формирование нормальной структуры автопромышленной отрасли, когда каждый из игроков выполняет свою функцию. - И насколько сегодня, на ваш взгляд, выполнены эти два условия в России? Насколько современный рынок привлекателен для глобальных поставщиков автокомпонентов?- Сделан первый и очень серьезный шаг в направлении интеграции российского автопрома в мировую систему, и результат уже виден: большое количество компаний уровня Т1 либо приступили к созданию в стране СП или производств самостоятельных, по принципу green field, либо уже подходят вплотную к такому решению. Ситуация 2009 г., когда наблюдалось существенное падение объемов, снижение продаж, несколько затормозила этот процесс. Тем не менее, в автопроме все привыкли к долгосрочному планированию: если сегодня или в перспективе года-двух видим некоторое снижение объемов бизнеса, то никто не решает, что этот рынок бесперспективен. Здесь планирование ведется с горизонтом в 5, 10, 15 лет. Сегодня первого шага достаточно, чтобы стимулировать интерес, начались первые подвижки — кто-то начал бы работать с российским партнером на совместных предприятиях.- Каков уровень вашего вхождения на «АвтоВАЗагрегат», как обстоят дела на предприятии, когда можно ожидать официальной регистрации СП?- Процесс интеграции и создания СП идет, но он - не одномоментный. Это долгий и сложный путь согласования огромного количества деталей, технической интеграции, технологических цепочек, юридических тонкостей. Процесс в скором времени придет к подписанию документа, которого все ждут как официального старта работы нового предприятия. На самом деле это лишь финальный аккорд, а само по себе СП, можно сказать, уже существует. Именно такой вариант - создание СП между локальными игроками и международными компаниями-лидерами — наиболее оптимальный и перспективный путь развития всей автокомпонентной отрасли России.Перестройка системы будет полномасштабной. Речь идет и о работе по повышению качества у всех субпоставщиков. Ведь компонент, так же как и автомобиль, не делается полностью на одном предприятии. Вся отрасль в целом подтягивается под новые требования. То есть приход Т1, когда автопроизводитель уходит и передает ответственность поставщику, системные интеграторы выполняют роль локомотива в развитии автокомпонентной отрасли. И это самый правильный вариант развития событий.

 

Авторы: Денис КВАСОВ Сергей СТОЛЯРОВ Фото: Владимир КОТМИШЕВ Дата: 17.05.2010 00:33 Читали: 950

www.time-samara.ru