1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Какие лады есть


Что такое лады, и как я могу их использовать?

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.

 

 

Как работают лады?

 

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада - это теоретический способ ее обозначения:

 

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

C D E F G A B

1 2 3 4 5 6 7

 

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

 

D дорийский лад

D E F G A B C

1 2 b3 4 5 6 b7

 

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

 

E фригийский лад

E F G A B C D

1 b2 b3 4 5 b6 b7

 

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C, а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

2x h16

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

 

C E G B

1 3 5 7

 

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

 

D F A C

1 b3 5 b7

 

Далее находится обзор 7-ми гармонических ладов Cмажорной гаммы, их формулы и соответствующий им аккорд:

 

I Ионийский               1 2 3 4 5 6 7             C D E F G A B     Cmaj7 

II Дорийский              1 2 b3 4 5 6 b7         D E F G A B C     Dm7 

III Фригийский            1 b2 b3 4 5 b6 b7     E F G A B C D     Em7 

IV Лидийский             1 2 3 #4 5 6 7           F G A B C D E     Fmaj7 

V Миксолидийский     1 2 3 4 5 6 b7           G A B C D E F     G7 

VI Эолийский             1 2 b3 4 5 b6 b7       A B C D E F G     Am7 

VII Локрийский          1 b2 b3 4 b5 b6 b7   B C D E F G A     Bm7b5 

 

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don't Play Like My Aunt Lucy (я не играю как моя тетя Люси).

 

 

Диаграммы ладов

 

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

 

Легенда:

 Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

 Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

 

 

1. C ионийский лад

 

Формула: 1 2 3 4 5 6 7

Родственный аккорд: Cmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

 

Слушай и играй:

 

 

 

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

2. D дорийский лад

 

Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: Dm7

Используется поверх минорных аккордов

 

Слушай и играй:

 

 

 

Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

3. E фригийский лад

 

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Em7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

 

Слушай и играй:

 

 

 

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

4. F лидийский лад

 

Формула: 1 2 3 #4 5 6 7

Родственный аккорд: Fmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

  

Слушай и играй:

 

 

 

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

5. G миксолидийский лад

 

Формула: 1 2 3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: G7

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

 

Слушай и играй:

 

 

 

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

6. A эолийский лад

 

Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Am7

Используется поверх минорных аккордов

  

Слушай и играй:

 

 

 

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

  

Слушай и играй:

 

 

 

 

7. B локрийский лад

 

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Родственный аккорд: Bm7b5

Используется поверх полууменьшенных аккордов

  

Слушай и играй:

 

 

 

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

Источник: www.jazzguitar.be

Социальные кнопки для Joomla

guitarmagazine.ru

Как "АвтоВАЗ" выбирал название для новой модели — Лаборатория — Motor

Волжский автозавод в понедельник обнародовал название бюджетной модели, которая будет запущена в производство в 2011 году: Lada Granta. Это имя для машины придумал житель Красноярска Павел Захаров в рамках конкурса, который Волжский автозавод объявил еще в конце июня. Несмотря на то, что конкурс длился всего девять дней, в адрес "АвтоВАЗа" пришло почти 170 тысяч вариантов, из которых оригинальных (то есть, не повторяющихся) оказалось 36 тысяч.

О других названиях, которые были предложены участниками конкурса, но не стали победителями, остается только догадываться — в пресс-службе АвтоВАЗа нам не стали о них рассказывать, сославшись на условия проведения конкурса. У наших же читателей, к слову, были свои, в том числе и довольно оригинальные варианты названий нового автомобиля.

Мы же, в свою очередь, решили разобраться, откуда взялись остальные названия в модельной линейке Волжского автозавода, а также в том, как происходит процесс выбора имени для нового автомобиля.

Как корабль назовешь...

Выбор имени — это длительный процесс, к которому помимо собственного маркетингового отдела автопроизводителя привлекаются еще и профессиональные нейминговые агентства - компании, специализирующиеся на придумывании названий. И чтобы найти одно, единственно правильное название новой машины, специалистам приходится перебирать до десяти тысяч различных вариантов!

При этом, имя должно удовлетворять нескольким требованиям: например, быть благозвучным для потребителей тех стран, в которых машина будет продаваться. Кроме того, оно не должно быть запатентовано другим автопроизводителем.

После того, как из тысячи вариантов отбирается несколько самых удачных, маркетологи проводят тестирование на фокус-группах. Это позволяет проверить на живых людях, насколько подходит данное имя автомобилю, как быстро оно запоминается и не вызывает ли оно неприятные ассоциации. И уже на основе таких тестов выбирается окончательный вариант.

Самый простой способ называть автомобили — давать им абстрактные численно-буквенные обозначения. Главный минус такого подхода — низкий уровень запоминаемости на первых этапах продвижения новинки. К тому же, подобное имя вряд ли работать в качестве рекламной приманки. С другой стороны, благодаря численным обозначениям можно выстроить четкую иерархию в модельном ряду: например, из цифр понятно, что Audi A3 – это автомобиль ниже классом, нежели Audi A4.

Обозначить иерархию, не прибегая к цифрам, в 60-е годы прошлого века попыталась компания Opel. Она давала своим моделям военные звания — Kadett, Kapitan, Commodore, Admiral. Имена подсказывали, какая модель младшая, а какая — флагманская.

В качестве названия автомобиля могут использоваться и уже существующие слова или названия. Например, компания Volkswagen, желая подчеркнуть динамическую составляющую своих машин, использовала названия ветров — Passat и Scirocco. Причем в настоящее время у большинства людей, по крайней мере, водителей, слово Пассат, скорее, вызовет ассоциации с автомобилем, нежели с ветром.

Если в прошлом все модели Opel получали названия в честь воинских званий, то имена современных моделей заканчиваются на -а: Astra, Corsa, Meriva, Zafira.

Кроме того, названием для машины может послужить любое существительное или прилагательное. Причем, это реально существующее слово должно быть идейно-близким автомобилю, а не просто красивым. Например, имя фордовской модели Fiesta (испанское — веселье, радость) намекает на ту радость, которую водитель может испытать при вождении машины. Названия моделей марки Smart — Fortwo и Forfour — имеют практический характер. Они указывают, на скольких человек рассчитана модель — Для двоих и Для четверых.

Придумывая имя для Импрезы, компания Subaru сыграла на созвучии слова Impreza с английским impressed (впечатленный). Этим словом, по замыслу разработчиков, можно охарактеризовать водителя, который впервые сел за руль автомобиля Subaru. А Opel Agila (под этим названием продавалась городская малолитражка) – это немного перефразированное английское слово agile - шустрый, проворный.

Ленинец vs. Катюша

В СССР, во время разработки первого автомобиля Волжского автозавода ВАЗ 2101, о существующих теперь технологиях нейминга вряд ли догадывались. Тогда решающим фактором для выбора названий был сугубо идеологический. Несмотря на это, копейке удалось избежать политизированного имени. Мало того - придумать ее название поручили народу.

В августе 1968 года в прессе был объявлен конкурс на народное название нового советского автомобиля. В результате, на адрес Волжского автозавода пришло около 30 тысяч писем с предложениями, из которых было выбрано около сотни удачных. Среди них были Ленинец, Волжанка, Катюша, Аврора, ВИЛ (сокращенное от имени Владимира Ильича Ленина). Однако победителем стало слово Жигули.

Жигулями в Самарской области называются горы на правом берегу Волги, неподалеку от которых располагается Тольятти — родина современного АвтоВАЗа. Большинство исследователей считают, что топоним Жигули произошло от тюркского джиугли — запряженный, гужевой. Свое название горы получили из-за бурлаков, которые проживали в данной местности. Но вряд ли руководство Советского союза вдавалась в подробности происхождения слова жигули, когда делало свой выбор, - видимо, оно им попросту показалось достаточно благозвучным.

С этим, правда, вряд ли бы согласились жители большинства европейских стран, где слово Жигули было созвучно с несколько оскорбительным словом жиголо. Поэтому для экспорта автомобилей в Европу ВАЗу понадобилось срочно придумывать более приличное имя. Так появилась Lada.

Историю появления этого названия современные работники АвтоВАЗа... не помнят. Один из возможных вариантов: название Лада появилась от созвучного слово ладья — это изображение использовалось на шильдиках автомобилей Волжского автозавода с 1970 года. В любом случае, имя Lada оказалось настолько удачным, что в дальнейшем так стали называть не только экспортные модели, но и все остальные автомобили Волжского автозавода.

Помимо официального имени Жигули, модель ВАЗ-2101 имела и народное имя - Копейка.

Следующим после Жигулей (последним представителем этого семейства была семерка ВАЗ-2107) стала линейка моделей Спутник. Первый автомобиль, выпущенный в 1984 году под таким названием, - это восьмерка, ВАЗ-2108. Название машины должно было напомнить и жителям Советского союза, и зарубежных стран, что СССР — главная космическая держава. Однако выяснилось, что слово спутник было не очень известным за границей. К тому же, оно оказалось сложно произносимым для иностранцев.

В итоге, для экспорта имя изменили на еще одно благозвучное географическое название — Самара. Кто-то говорит, что это слово было выбрано в честь одноименной реки, протекающей в регионе, а кто-то вспоминает о том, что так до 1935 года назывался и называется теперь город Куйбышев - административный центр области, в которой расположен АвтоВАЗ.

Еще одно топографическое название получила малолитражка ВАЗ 1111 — Ока. Название придумали не на самом Волжском автозаводе, а на его дочернем предприятии — Серпуховском автозаводе (СеАЗ), где выпускался этот автомобиль. Таким образом, СеАЗ попытался провести параллель: АвтоВАЗ - это Волга, а СеАЗ — его приток, Ока. О такой ассоциации, правда, уже забыли, однако речное название остается на слуху даже после окончания производства малолитражного автомобиля.

Разрабатывая имя для первого внедорожника, руководство завода столкнулось с проблемой: автомобиль, который предназначался, в первую очередь, для работников сельского хозяйства, живущих в труднопроходимых районах, хотели назвать Нивой. Однако такое имя уже было у комбайна, выпускавшегося в Ростове-на-Дону на Россельмаше. Тем не менее, руководство ростовского завода не стало возражать против использование АвтоВАЗом имени Нива. Кстати, и автомобиль (правда, бренд Niva теперь принадлежит концерну GM), и комбайн выпускаются до сих пор.

По науке

В настоящее время АвтоВАЗ выбирает имена для новых моделей точно так же, как и другие современные производители — по науке. Как нам рассказали в пресс-службе АвтоВАЗа, именно так на свет появились названия Kalina и Priora. Оба они были выбраны из списка 10-15 других названий по результатам проведения тестов на потребителях. Однако окончательное решение принималось руководством завода.

Происхождение имени Kalina уже успело обрасти легендами, одну из них придумали сами работники завода. Согласно ей, свое имя автомобиль получил благодаря красному цвету, в котором был представлен прототип модели. Хотя, на самом деле, он был сиреневым.

Придумывая название новой модели, маркетологи АвтоВАЗа хотели подчеркнуть ее русскую душу. Так появилась Lada Kalina.

Объявляя конкурс на название бюджетной Лады, АвтоВАЗ рассчитывал найти имя, которое было бы созвучно с Калиной и Приорой, а также сочеталось бы с названием бренда Lada. После тестов на благозвучность и благоприятное восприятия на разных языках, имя Granta проверили на патентную чистоту в России и за рубежом. Оказалось, что такое имя не занято ни одним автопроизводителем.

А дальше?

Помимо имени Granta, Волжский автозавод отобрал еще девять удачных имен, которые пока держатся в тайне - по условиям конкурса, все они автоматически стали собственностью автозавода. В АвтоВАЗе не исключают, что одно из них мы сможем услышать в названии следующей модели Lada. Однако гораздо интереснее не то, как будут называться новые машины АвтоВАЗа, а какими они будут - например, по качеству.

В конце концов, даже самое неудачное имя не вряд ли испортит удовольствие от обладания хорошим автомобилем. Верно и обратное: назови машину хоть Суперкаром, хоть Ракетой - лучше она от этого не станет.

P.S. Вариант названия новой Лады от редакции Авто.Ленты - в заголовке этой статьи.

motor.ru

Лады в музыке

Всем привет! Это продолжение статьи о ладах в музыке, прежде чем читать далее убедитесь, что вы читали первую часть лады народной музыки! Мы закончили на том, что нашли последовательность аккордов, которая относится к одной тональности и может представить эту тональность во всей красе. Теперь - как можно это использовать? Одна тональность бывает, звучит достаточно долго и, как слушателю, так и исполнителю скучно слышать один и тот же аккорд, отражающий её всё время...тональность ведь может быть представлена не одним аккордом. Давайте рассмотрим на примере джазовой вещи "Exacly like you".

рис.1

Сначала просто сыграйте эту тему - запишите аккомпанемент и на него играйте мелодию (если нужно смотрите статью как читать ноты).

Поработаем сначала над 1-ой частью произведения до репризы. Начинается она с аккордов - C, G7 и D7. Первый - До-мажор, как мы теперь знаем его можно "разбавить" аж 6-ю дополнительными аккордами, каждому из которых соответствует свой лад. Попробуйте чередовать их там, где должен звучать До-мажор, руководствуясь вот этой схемой, которая уже приводилась в первой части...

рис.2

Я, для развития гармонии выбрал аккорд Fmaj (или лидийский лад если "идти" от ионийского До-мажора) и за ним G7 (миксолидийский той же тональности). Эти аккорды и играем вместо самого первого С.

Второй аккорд у нас D7 (ре-семь) - гамма обыгрывающая его - миксолидийский лад. А в какой тональности аккорд от "ре" будет соответствовать этому ладу? В тональности соль-мажор, поэтому выстраиваем ту же последовательность аккордов как и в случае с до-мажором, только уже от G.

рис.2

Представив аккорд D7, как часть тональности Соль-мажор, выберем ему на замену аккорды, наиболее понравившиеся нам по звучанию, в моем случае это будут: Em7 (или эолийский) и Am7 (или дорийский).

Что же делать с G7? - ну, этот аккорд - тоже миксолидийский лад, тональности С, поэтому мы можем выбирать из тех аккордов, которые развивают тональность До-мажор. Пусть это будут Dm7 (дорийский) и Cmaj (ионийский).

Следующими идут четыре аккорда: С, A7, Dm, G7. С первым С все понятно, вместо него возьму Em7 (фригийский).

A7, как и уже рассмотренный D7 соответствует миксолидийскому ладу, только тональность, которую мы им представим будет Ре-мажор. И в данном случае на замену выберем аккорд Bm7 (эолийский).

К Dm применим тот же подход. Представляем ре-минор эолийским ладом и по описанному уже принципу выбираем аккорды из вырисовывающейся последовательности, заменяющим аккордом пусть будет аккорд Си-бемоль мэйдж (лидийский).

И, наконец, последний - G7 (миксолидийский). Представив его вновь частью тональности До-мажор выберем на этот раз для замены аккорд Am7(эолийский).

Отмеченные жирным септаккорды мы и будем использовать для развития гармонии темы Exactly Like You. Проверим как они звучат - сыграем сначала все так, как написано (рисунок 1), а потом используем то, что выделено жирным. Здесь представлена только первая часть произведения до репризы.

Тема, так как она записана в нотах: Пример 1

И после того как мы её развили с помощью использования ладов: Пример 2

Как слышите разница есть. И, с помощью использования подхода описанного выше можно как успешно сочинить что-нибудь свое, так и изменить гармонию абсолютно любой композиции. Например не всем нравится "стандартный" аккомпанемент приводимый в нотах тем джазовых стандартов, он достаточно специфический (слушайте пример 1), но это не значит что нужно лишать себя радости сыграть понравившуюся джазовую мелодию (среди них есть очень классные вещи), поэтому лады в музыке дают возможность сделать гармонию такой, какой вы захотите. Что, собственно мы и сделали в примере 2. При этом играть можно то же самое, что вы и играли на первый простой "вариант".

Кроме того что мы рассмотрели к ладам относятся также еще две вещи, часто используемые музыкантами: 1-ая - пентатоника. Слово это означает "пять тонов". Пентатоника строится по основным ступеням аккорда (1-3-5), но между ними выбрасываются ноты, которые разделяют полутона.

2-ая - целотоновая гамма, особенность её в том, что между всеми без исключения нотами в ней интервал один тон.

gorstorehov.com

Лад (музыкальный строй) - это... Что такое Лад (музыкальный строй)?

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Лидийский Ионийский Миксолидийский Дорийский Эолийский Фригийский Локрийский
Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑ [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Гитарные лады

Кто-то их называет гитарные лады, кто-то — металлические порожки, но по большому счету сути это не меняет. Благодаря им мы берем нужные нам ноты и аккорды во время исполнения на гитаре какой-нибудь песни или мелодии. Какими они бывают и из каких материалов их изготавливают, чуть ниже и подробно.

Гитарные лады. Теория

Лады – это детали, расположенные по всей длине накладки на грифе гитары, представляющие собой выпирающие поперечные металлические полоски, которые служат для того, чтобы можно было изменять звучание струны на один полутон и соответственно изменять ноту.

Под ладом еще иногда подразумевают расстояние между двумя порожками, и поэтому в основном говорят так: «прижать струну на 3-м ладу», а не «прижать между 2 и 3 ладами», при этом подразумевают, что вы прижимаете струну к накладке грифа, а не к самому металлическому порожку.

Когда мы зажимаем струну, то мы укорачиваем ее длину, вследствие чего повышается ее тон. Звучит при этом лишь тот отрезок струны, который расположен от зажатого лада до нижнего порожка и в этом случае ее колебания не будут распространяться выше этого лада.

Одним из главных достоинств ладов является то, что благодаря им намного проще достигнуть нужного нам звучания, потому что положения нот уже ими обозначены. К тому же, играть аккорды на грифе с ладами значительно легче, чем на безладовом.

Ограничение в диапазоне звучания, которое предварительно уже задано ладами, иногда является недостатком при их использовании. Но некоторые варианты высоты тона все же возможны, например, если взять струну и оттянуть ее вверх или вниз. Такая техника исполнения применяется джаз- и рок-гитаристами, которая очень важна во время игры на гитаре.

Высота звука на гитарах, у которых лады тонкие, меняется в зависимости от того, как вы будете прижимать пальцем струну за ладом. Но такие приемы игры больше всего подойдут для безладовых гитар, в основном это бас-гитары. В таком исполнении они больше напоминают контрабас, у которого лады вообще отсутствуют.

Для такой гитары характерно то, что вы можете извлечь звук произвольной тональности, а также можете плавно изменять высоту этого звука. Бывают, конечно, и гитары классические без ладов, но это довольно большая редкость и делаются такие инструменты в основном вручную.

Многие спрашивают: «А сколько ладов на гитаре бывает?». Количество ладов на разных гитарах может быть от 19-ти на классической гитаре до 27-ми ладов на электрогитаре. На сегодняшний день наиболее распространены электро- и бас-гитары, у которых на грифе имеется 21, 22 или 24 лада (две октавы).

Размер ладов

Этот параметр, как ни странно может сильно влиять на высоту струн гитары. Более низкие лады позволяют прижать струну прямо к накладке, что даже подушечками пальцев можно к ней прикоснуться, соответственно при этом уже остается очень мало пространства под струной, что значительно усложняет нам делать обычные бэнды (подтяжки) на гитаре. У сильно высоких ладов все наоборот – прижимать струны сложнее, но бэнды делать значительно легче.

Ширина ладов

Ширина гитарных ладов определяет то, насколько долго они прослужат, и как долго будут изнашиваться, соответственно можно примерно знать через какое время будет необходима шлифовка ладов или даже их замена. Если вкратце, то узкие лады изнашиваются быстрее, а широкие наиболее долговечны.

Материалы при изготовлении ладов

Самые популярные материалы, из которых делают лады это: нержавейка, серебро и никель. Но чем же они отличаются друг от друга? Какое преимущество того или другого металла? На эту тему по сей день ведется достаточно много дебатов, как среди гитаристов, так и среди производителей.

Одни утверждают, что лады из серебра/никеля изнашиваются намного быстрее и требуют регулярного обслуживания, а вот из нержавейки нет. Другие же говорят о том, что лады из нержавеющей стали, не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.

Мое мнение на этот счет немного другое, потому что я считаю, что любой из этих материалов, применяемых для изготовления ладов, имеет право на свое существование. Будь то гитара с ладами из нержавейки или же из серебра/никеля, все равно она будет отлично работать.

Тут уже вопрос в другом, исходить нужно в первую очередь из личных нужд и требований к инструменту. Как ни странно еще и то, что стальные лады в отличие от серебряно-никелевых более дорогие по цене.

Профиль и форма гитарных ладов

Вот теперь мы подошли, пожалуй, к самому главному. Давайте же теперь посмотрим, какие лады бывают по форме и размерам.

Ш – ширина; В – высота; W – wide; XJ – extra jumbo; J – jumbo; T – tall; S – standard; V – vintage

Вот собственно и все на тему гитарных ладов. Теперь вы достаточно знаете, какими они бывают и что собой представляют. Обязательно посмотрите очень интересное видео на эту тему.

tvoya-gitara.ru

Диатоника. Натуральные лады или лады народной музыки

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

Историческая справка

Понятие диатоники в музыке претерпело значительные изменения. Это логически объясняется самим развитием музыкальной культуры и музыкальной науки в ходе истории. Термин «диатоника», а также терминология всех семи диатонических ладов явно указывает на греческое происхождение. Слово диатоника (растянутый) в греческом языке имеет отношение к растянутому по интервальной величине роду мелоса. Изначально термин применялся к древнегреческому тетрахорду, в котором и содержалось преобладание широких тонов (тон через тон – два широких шага), что было характерным только для данного вида тетрахорда, т.к. в других содержались пикноны (2 интервала внутри тетрахорда, разные по величине, но в сумме всегда меньше большего интервала). К примеру, наиболее распространенным из хроматических тетрахордов был такой, что его два нижних (не обязательно равных) интервала в сумме давали тон, а верхний – 1,5 тона. Напоминаем, что все это (тетрахорд) строилось внутри чистой кварты (наименьшего консонирующего интервала).

Соотношения между ступенями даже внутри диатонической интервальной системы варьировались (по историческим источникам) вплоть до пяти различающихся строев, которые выражались в числовых пропорциях 8:7 10:9 21:20; 10:9 9:8 16:15 и т.д., и характеризовались как диатон твердый, диатон мягкий и т.д. Тетрахорды, содержащие пикноны также варьировались в числовых пропорциях, и имели свою соответствующую терминологию. Диатоника была одним из первейших родов мелоса в древней Греции. На ряду с ней существовали: хроматика (в нашем понимании полутоновая система) и энармоника – система с интервалами менее полутона, которые рассчитывались на подготовленного и образованного в музыкальном плане слушателя, способного различать музыкальную эстетику в столь малых звуковых градациях, исполнявшуюся самыми искусными музыкантами (для большинства она была неисполнима).Мелос древней Греции был совсем не таким как современная музыка, основанная на многоголосной терцовой аккордовой системе. Понятие пикнон и энармоника попросту ушли в историю, остались диатоника и хроматика. В современной системе они по факту используются в измененном невариативном по интервальному составу виде (не как в древней Греции). Европейское ухо не воспитано в эстетике четверь-тонов и менее того.

 

Диатоника в темперированной европейской системе

В современном понятии диатоники по определению нет двух малых секунд ни в одном в одном из тетрахордов. Хроматика отличается их наличием. В европейских современных музыкальных системах все интервалы тоны и полутоны равны, и полутон составляет половину тона.Русская и европейская народная песенная традиция основывалась на диатонике. В ряде случаев диатонические звукоряды могли быть 3-х, 4-х,  5-и ступенными (пентатоника), и шестиступенными (т.н. гексахорды), к тому же, могли использоваться разные виды диатоник поочередно, что косвенно создавало хроматику.

На сегодняшний день диатоника подразумевает семиступенную музыкальную систему, в которой полутон появляется после последовательности как минимум из двух тонов, если точнее, из двух и из трех тонов. С точки зрения квинтового круга – это система, которая может быть расположена последовательно по чистым квинтам (первый новый обертон), что, возможно, и делает ее естественно напрашивающейся, гармоничной и как бы «от природы».

Натуральные лады (звукоряды)

На основе диатоники еще древние греки выделили и обосновали семь диатонических звукорядов: Ионийский (Ionian), Дорийский (Dorian), Фригийский (Phrygian), Лидийский (Lydian), Миксолидийский (Mixolydian), Эолийский (Aeolian), Локрийский (Locrian).

В каждом ладу определяется своя система устоев и неустоев, которая может быть централизована сильно, слабо или децентрализована совсем. Наиболее ярко может быть централизован ионийский лад, т.к. содержащийся в нем самый напряженный в натуральном ладу интервал тритон (IV и VII ступени), располагающийся на крайне неустойчивых по отношению именно к этому ладу ступенях, разрешается разнонаправленным полутоновым разрешением (которое является в музыке самым акустически и психологически ярким). Скорее всего, поэтому ионийский лад и считается неким мажором по умолчанию, в иных случаях упоминается название лада.Три из семи ладов народной музыки (натуральных ладов) мажорные (с тоническим мажорным трезвучием),  это: Ионийский (Ionian), Лидийский (Lydian) и Миксолидийский (Mixolydian).Три из семи ладов – минорные (с тоническим минорным трезвучием),  это: Эолийский (Aeolian), Дорийский (Dorian) и Фригийский (Phrygian).И один Локрийский (Locrian) лад – с уменьшенным тоническим трезвучием (если данный диссонанс таковым можно назвать).

 

Дополнение

Кроме звукорядов, все звуки которых могут быть последовательно расположены по квартам (лады народной музыки), к разряду диатонических также относятся гармонические лады. Считается, что гармоническая ступень в них является ладовой, а не альтерированной.

  • < Назад
  • Вперёд >

karaokejazz.com

Как легко и быстро освоить все семь ладов?

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов: 

  • • ионийский
  • • дорийский
  • • фригийский
  • • лидийский
  • • миксолидийский
  • • эолийский
  • • локрийский

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • лидийский
  • • ионийский
  • • миксолидийский
  • • дорийский
  • • эолийский
  • • фригийский
  • • локрийский

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный: тоника данного ладаЧерный: ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладахСиний: нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2.  Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3.  Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4.  Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5.  Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6.  Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Похожие уроки:

gitarshkola.ru


Смотрите также