Клапан крышки расширительного бачка


Проверка клапанов крышки расширительного бачка

Система охлаждения в машине полностью герметичная, и с нагревом двигателя, охлаждающая его жидкость тоже нагревается. Из-за герметичности, при нагреве жидкости, в системе создается повышенное давление, жидкость начинает расширяться. До определенного момента, воздух, вытесняемый жидкостью, скапливается в бачке расширителя. Когда давление достигнет критической отметки, в крышке расширительного бачка срабатывает выпускной клапан, и весь избыточный воздух покидает систему охлаждения. Остывая, жидкость начинает сжиматься, угрожая создать декомпенсацию (повышенный вакуум), чтобы этого не случилось, в крышке бачка предусмотрен также и впускной клапан. Впускной клапан начинает срабатывать тогда, когда давление в бачке становиться ниже атмосферного. Впустив воздух, система выравнивает давление.

Обязательно посмотрите видео:

Последствия поломки крышки бачка

Многие водители очень редко обращают внимание на крышку бачка, и даже не подозревают, какую важную роль она занимает во всей системе охлаждения. Эту крышку, многие не открывают годами, и она начинает закисать. Клапана перестают правильно работать, и в один прекрасный момент, из-за отсутствия герметичности в системе охлаждения, образуются воздушные пробки. Автомобиль начинает закипать, перестает работать отопитель салона. Перегретый двигатель выходит из строя, и его ремонт довольно дорогостоящий. Бывает и так, что выпускной клапан заклинивает, и тогда, в системе охлаждения образуется избыточное давление, которое может разорвать патрубки, радиатор охлаждения, радиатор печки, либо пробить себе путь в картер двигателя через уплотнительную прокладку головки блока цилиндров. И это не считая более мелких деталей двигателя, таких как помпа, термостат. Устранение последствий дело очень дорогое. Все эти неисправности случились всего лишь из-за поломки, казалось бы, такой несущественной детали, как крышка расширительного бачка.

Как проверить клапана крышки

Избежать таких поломок поможет внимательность. Необходимо, хотя бы пару раз в месяц проводить визуальный осмотр двигателя и всех жидкостей автомобиля. Многое, конечно, неподготовленным взглядом не увидеть, но если возникли какие-то подозрения на работу двигателя и системы охлаждения, необходимо сразу обратиться к специалистам. А сама крышка, на исправность работы клапанов, проверяется довольно просто. Во-первых, она не должна быть грязной, окисленной и со следами коррозии. Во-вторых, внутренняя поверхность крышки должна быть всегда чистой, клапаны должны плавно продавливаться при нажатии на них пальцем. Если крышку поднести к уху и нажать на выпускной клапан, должен раздаться слабый звук, похожий на свист, а убрав палец с клапана, звук должен быть шипящим, как будто втягивается воздух. Для проверки крышки можно использовать насос с манометром. Сняв с бачка самый тонкий, верхний патрубок, надо присоединить к бачку насос и начать подавать воздух. Выпускной клапан должен срабатывать от давления не больше 1,5 килограмма на квадратный сантиметр, или по-другому 1,5 атмосфера. Если клапан не срабатывает, крышку необходимо поменять. Путем, таких нехитрых манипуляций, можно определить исправность крышки расширительного бачка, и вовремя устранить неисправность, что убережет от серьезных поломок двигатель автомобиля.

Если крышка расширительного бачка сломалась в дороге

Бывает и так, что поломка крышки, происходит во время дальней поездки, когда владелец не имеет возможности обратиться в авторемонт. В этом случае поможет один нехитрый метод. Разбирается крышка бачка и вынимается пружина клапана, что позволит избежать создания высокого давления в системе. Это позволит продолжить движение порядка 20-30 километров. Делая остановки после каждых 20-30 километров и давая жидкости немного остыть, можно доехать до ближайшего автосервиса, где специалисты устранят неисправность полностью.

Можно ли кататься с приоткрытой крышкой бачка? Смотрите видео:

И, напоследок, добрый совет. Проявляйте внимательность к своему железному коню, и он не будет подводить в самый неожиданный момент.

pro-zamenu.ru

Пробка расширительного бачка

Пробка расширительного бачка может быть простым куском пластика, а может - сложным устройством с клапаном защиты. Все зависит от конструкции системы охлаждения

Двигатель

В зависимости от конструкции системы охлаждения, пробка расширительного бачка может быть обычной пробкой или устройством защиты от скачков давления. В некоторых автомобилях расширительный бачок и его пробка - важные элементы, входящие в цепь рециркуляции раскаленной охлаждающей жидкости.

Устройство и принцип работы пробки расширительного бачка

Крышка расширительного бачка, являющегося частью системы охлаждения, состоит из резинового крепления, пружинного кольца и верхушки. Именно верхушка пробки является единым блоком выпускного и впускного парового или воздушного клапана.

В некоторых системах охлаждения расширительный бачок не включен в основную магистраль циркуляции, поэтому его крышка - не более чем кусок формованного пластика

При нагревании двигателя, давление охлаждающей жидкости в системе - в том числе и расширительном бачке - возрастает. Когда давление достигает 90-120 кПа, открывается выпускной клапан. Если давление падает до до 83,4 кПа, выпускной клапан закрывается. Чрезмерно высокое давление рабочей жидкости в системе охлаждения может привести к повреждению шлангов и самого радиатора. Выпускной клапан пробки расширительного бачка предотвращает повышение давления в системе охлаждения до критической отметки.

После отключения зажигания двигатель остывает, и давление рабочей жидкости в системе охлаждения падает, что приводит к разрежению. Когда давление в системе достигает 3 кПа, впускной клапан пробки расширительного бачка открывается и допускает в него воздух. Давление в системе приходит в норму, благодаря компенсации объема охлаждающей жидкости из его содержимого.

Характерные неисправности пробки расширительного бачка

Пробка расширительного бачка не только регулирует давление охлаждающей жидкости в системе, но и служит защитой от попадания в нее грязи из окружающей среды.

Точка присоединения резинового патрубка "обратки" к дну расширительного бачка - распространенное место появления течи в системе охлаждения

Грязь и мелкие фракции оседают на соприкасающихся рабочих поверхностях выпускного и впускного клапанов. Это может привести к неполному их закрытию. Вследствие потери герметичности расширительного бачка, снижается температура закипания охлаждающей жидкости и усиливается парообразование. В результате снижается эффективность всей системы.

Заклинивание выпускного клапана пробки расширительного бачка ведет к чрезмерному повышению давления в системе охлаждения двигателя. Последствием этого могут быть повреждения шлангов, вздутие и даже разрыв самого бачка.

Резкое потемнение и помутнение охлаждающей жидкости в расширительном бачке - признак попадания моторного масла в систему охлаждения

В случае возникновения проблем в работе охладительной системы (давление ниже 80 кПа или выше 120 кПа), следует проверить работу клапанов пробки расширительного бачка. Иногда, для возобновления нормального функционирования клапанов, бывает достаточно их чистки, хотя рекомендованным действием является замена крышки бачка. При этом, маркировка новой и старой пробки должны обязательно совпадать.

Потеря герметичности расширительного бачка может быть вызвана и износом пружинного кольца пробки. В этом случае, можно заменить или саму пружину, или полностью всю пробку.

При снятии пробки с расширительного бачка для долива охлаждающей жидкости, необходимо соблюдать осторожность, так как в бачке она находится под давлением и может произойти выплеск.

blamper.ru

Как проверить крышку расширительного бачка?

Крышка расширительного бачка — это один из самых простых механизмов машины, но поломка которого может привести к глобальным нарушениям всей ее отлаженной системы.

Что в ней может поломаться, ведь крышка и крышка, скажете вы. Но это только на первый взгляд. Даже самые ранние модели машин оснащались надежными запорами из металла. Любопытные разбирали их и были удивлены, — на первый взгляд обычная крышка для расширительного бачка, содержала внутри себя не только пружину, но и входной и выходной клапаны. К чему такие сложности, для того чтобы плотно закрыть всего лишь резервуар с охлаждающей жидкостью?

Чтобы разобраться с этом вопросом, необходимо полностью представлять, как работает вся охлаждающая система автомобиля, и как циркулирует тосол или антифриз в ней.

Нюансы работы ОС или как связаны между собой механизмы этой системы

Рабочий режим мотора автомобиля предполагает естественное нагревание, соответственно, чтобы это нагревание корректировать и охлаждать двигатель, в систему охлаждения заливают специальную жидкость, температура закипания которой несколько выше стандартной воды (100 градусов).

Так для тосолов характерна температура в 105 градусов, а для антифризов этот порог иногда может составлять отметку 125 градусов. Соответствующая вязкость и дополнительные присадки позволяют эффективно бороться с закипанием.

Но это еще не все. Вспоминая школьный курс физики, можно отметить, что любое жидкое вещество при нагревании расширяется, а значит — увеличивается в объеме. Соответственно давление этой жидкости на систему будет увеличиваться, поэтому для него необходим дополнительный сброс, иначе возникает угроза порыва важных узлов автомобиля.

Но как же достичь сбросов излишков, когда система охлаждения, как известно, должна быть полностью герметична, ведь малейшее попадание в нее воздуха может привести к воздушным пробкам и циркуляция жидкости будет нарушена, что сразу скажется на охлаждении двигателя. Именно за этот вопрос и отвечает маленькая неприметная пробка расширительного бачка.

Как устроена и как работает крышка расширительного бачка?

Критическая красная отметка давления в системе охлаждения предусматривает от 1,1 до 1,5 кгс/см2, все зависит от модели машины, года выпуска и модификации двигателя вместе с системой охлаждения. Когда критический рубеж давления пройден, происходит сброс излишков посредством предохранительного клапана, который находится непосредственно в крышке расширительного бачка. Такие клапаны еще называют выпускными. Как только критический параметр устранен и давление в системе охлаждения приходит в норму, выпускной клапан тут же закрывается, при этом смеси с воздухом не происходит, так как система полностью герметична и работает только с внутренним давлением, регулируя именно его.

Но как же тогда происходит нагнетание давления, ведь когда машина находится в покое и остывает, то температура охлаждающей жидкости начинает падать, значит жидкость сжимается и не создает необходимое давление для работы?

Более этого, когда ОЖ уходит по системе, то в расширительном бачке остается свободное пространство, которое может занять воздух, по сути которого там не должно быть. Небольшие воздушные пробки может вытолкнуть непосредственно охлаждающая жидкость при запуске автомобиля. Большое количество воздуха сопряжено с более серьезными неисправностями, которые потребуют тщательной диагностики и ремонта вышедших из строя узлов.

Возвращаясь к давлению в системе, стоит отметить, когда отметка давления падает на значения от 0,03 до 0,1 кгс/см2, опять же в зависимости от модели авто и модификации двигателей вместе с прочими агрегатными узлами, то на помощь приходит входной или впускной клапан крышки, который начинает нагнетать воздух в расширительном бочке, впуская его из атмосферы. По достижению оптимальных для работы значений клапан автоматически закрывается.

Как проверить работу крышку на предмет неисправностей?

1. Визуальный осмотр. Для того, чтобы оценить состояние крышки расширительного бочка в целом, необходимо тщательно ее осмотреть. Если на глаз заметны трещины, сколы, замятины, царапины, то пробку необходимо заменить на новую. Если сверху крышка покрыта ржавчиной, накипью и грязью, то для начала стоит очистить ее и затем продолжить осмотр.

2. Осмотр предохранительного клапана. Для того, чтобы понять на сколько предохранительный клапан крышки бачка держит давление, достаточно открутить крышку при запущенном двигателе, — после чего должен раздаться характерный шипящий звук. А вот какое именно давление в этот момент было в системе на глаз определить невозможно, для этого понадобиться специальное приспособление — насос с манометром, который потребуется установить на систему (прикрутить к штуцеру) и повторить процедуру.

Кстати, делать это можно как со слитой охлаждающей жидкостью из бачка, так и с наполненным баком. Во втором случае потребуется заглушить отсоединенный патрубок на отвода пара, так как именно вместо него будет установлен штуцер манометра.

Если давление в давление в системе при нагнетании насосом не превосходит отметки 1,1 — 1,5 кгс/см2, а работа сопровождается характерным шипением, то предохранительный клапан исправлен и проблему следует искать в другом месте.

3. Клапан на сброс — поломка это маленького агрегата практически исключена. Основная проблема в сбросе излишнего давления кроется не в клапане, а в тугой пружине крышки расширительного бачка. Для этого рекомендуется аккуратно разобрать механизм и укоротить пружинку минимум на один виток, после чего собрать все заново и проверить на работу запора на расширительный бачок.

Важная особенность

При разборе крышки расширительного бачка у вас могут вылететь две пружинки, одна маленькая, а другая большая. Так вот, не стоит сразу «кусать» обе. Потратьте немного больше времени на сбор, разбор и проверку, тем самым вы обеспечите качественную работу всей системы. В рекомендациях часто встречается, что укорачивать нужно большую пружинку на один виток, а меленькую на два, но все это условно и сугубо индивидуально. Поэтому лучше действовать поэтапно, потратив немного больше времени, чем идти за новой крышкой в магазин.

avtotehnar.ru

Проверка клапанов крышки расширительного бачка

Абсолютно очевидно, что чем сильнее нагревается двигатель, тем сильнее греется охлаждающая жидкость. Учитывая, что вся система охлаждения герметичная, то возникает очень сильное давление, получается общее расширение всей системы, но до определенного допустимого предела. Т.к. весь воздух под сильным давлением выдавливается вверх в расширительный бачок, сильное давление сжатого воздуха в определенный момент открывает в расширительном бачке выпускной клапан и воздух покидает систему.

Теперь, когда система и жидкость остывают, происходит такой же процесс, только с забором воздуха в обратную сторону. Из-за резкого понижения давления может произойти декомпенсация, а чтобы давление в бачке не стало ниже стандартного атмосферного, автоматически в расширительном бачке открывается впускной клапан и количество поступившего воздуха уравновешивает давление. Иногда незнающие водители не обращают внимания на эту крышечку, она стоит не тронутая, закипает, закисает солями и покрывается коррозией, вследствие чего и клапан и система перестают нормально работать. Проблемы из-за неправильно работающего клапана в расширительном бачке.

Из-за выше описанных невнимательных действий клапан покрывается коррозией и попросту рассыпается, в этом случае система охлаждения стоит разгерметизированная. Воздух при нагревании жидкости и при остывании свободно гуляет по системе, и, конечно же, при этом образуются воздушные пробки. Любая, даже не значительная воздушная пробка способствует перегреву двигателя, кроме того, система полностью теряет герметизацию. Помимо сказанного, мелкие детали системы отопления и охлаждения выходят из строя, итог — неработающая печка среди зимы.

Даже если расширительный клапан не сломан, но при этом засорен, то проблема происходит та же.Ведь давление скапливается и ему некуда выйти, в итоге давление находит себе выход через поломку какой-нибудь детали, и снова получается разгерметизация отопительной системы. Иногда сильным давлением может сорвать патрубки, охладительная жидкость выливается и двигатель попросту может закипеть. В ином случае может потечь радиатор, это полбеды в сравнении с закипевшим двигателем. Так или иначе, из-за таких перегревов ломаются термостаты и помпы, патрубки также из-за сильной температуры теряют свою гибкость и крепость, да и прочие части приходится менять.

Чтобы убедиться в нормальном состоянии клапана, его нужно проверить, провести визуальный осмотр на наличие ржавчины, накипи или грязи, которая часто образуется от масла и пыли. Нажмите на клапан пальцем, он должен нормально работать, для пущей убедительности поднесите крышку к уху и нажмите на клапан, должен быть слышен звук. При надавливании на крышку будет воздух выходить и издавать свист, а при отпускании крышечку звук будет засасывающий, шипящий.

Отсюда вывод — не нужно пренебрегать малыми деталями в автомобиле, а в случае поломок кидаться на замену целых узлов, которые к тому же немало стоят.В случае с системой охлаждения стоит внимательно относиться ко всем частям, особенно вот к такой маленькой крышечке расширительного бачка.

Проверить пробку, при наличии насоса с нормальным манометром, просто. Достаточно снять с верхнего тонкого штуцера на бачке шланг, идущий к радиатору и надеть на штуцер шланг от насоса или компрессора.

Нагнетая воздух, смотрим за показаниями манометра и "слушаем" пробку. ДАВЛЕНИЕ ОТКРЫТИЯ ВЫПУСКНОГО КЛАПАНА В ПРОБКЕ БАЧКА должно быть в пределах 1,1 — 1,5 кгс/см2 При этом из пробки начинает прослушиваться усиливающееся шипение, которое станет громким, давление в бачке перестанет повышаться, даже при продолжении нагнетания воздуха. взял бачок от 2110 +манометр и собрал свой стенд.

Результат уложился в норму, но после отрегулировал себе ДАВЛЕНИЕ ОТКРЫТИЯ ВЫПУСКНОГО КЛАПАНА В ПРОБКЕ БАЧКА 1,1кг/см2 Регулируется давление выпускного клапана РБ откусыванием толстой пружины в крышке! тем самым подгоняем под то давление которое нам надо!

vizator.ru

Для чего нужен расширительный бачок в автомобиле?

В автомобилях присутствует незначительный, на первый взгляд, но неотъемлемый и очень необходимый элемент системы жидкостного охлаждения – это расширительный бачок. Он работает как компенсатор колебаний объёмов охлаждающей жидкости при изменении температурных режимов. В зависимости от сложности конструкции охлаждающей системы, он может быть как обычным резервуаром для лишней жидкости, так и устройством, которое регулирует давление в системе охлаждения.

Назначение расширительного бачка

Охлаждающие жидкости на основе водного раствора пропилен- или этиленгликоля имеют более высокий коэффициент теплового расширения, чем у дистиллированной воды. Если таким охладителем наполнить радиатор «под завязку», то при запуске двигателя жидкость под воздействием высоких температур значительно расширится, образовав излишки. Далее она начнёт выдавливаться наружу из радиатора через предохранительный клапан и попадёт в тот самый такой простой расширительный бачок, который служит резервуаром для накопления излишков антифриза.

Когда двигатель заглушат, и он остынет, объём охлаждающей жидкости в радиаторе снова нормализуется, и в охладительной системе возникнет разрежение. Клапан радиаторной крышки сработает и засосёт воздух, таким образом, высока вероятность появления воздушных тромбов в «охлаждающих «рубашках». Это повлечёт за собой более глобальные нарушения процесса теплообмена и перегрев силового агрегата. Вот поэтому и возникла потребность в установке дополнительной ёмкости для излишней жидкости, которая бы не давала поступать воздуху в радиатор, заполняя свободное пространство антифризом. Таким элементом и стал расширительный бачок.

На сегодняшний день имеют место для существования такие системы, в которых клапан, схожий с перепускным на радиаторной крышке, присутствует на крышке расширительного бачка. Его назначение – выпускать лишний пар и даже перегретый тосол. В данном случае на расширительный бачок возлагается функция своеобразной верхней части радиатора, что даёт ему полное право считаться важным элементом системы охлаждения.

Расположение расширительного бачка

Располагается данное устройство близко к радиатору и крепится прямо к автомобильному кузову. Расширительный бачок на половину своего размера выступает над радиатором. Это необходимо для того, чтобы имел место быть эффект сообщающихся сосудов. Они соединяются между собой с помощью шланга. Он с одной стороны крепится к нижней части расширительного бачка, с другой – к заливной горловине радиатора.

Благодаря такому конструктивному решению излишки разогретой охлаждающей жидкости попадают в расширительный бачок, а при остывании мотора происходит компенсация объёма охлаждающей жидкости в системе из содержимого расширительного бачка. При таком процессе в радиатор не может попадать и скапливаться воздух.

Конструкция расширительного бачка

По своей конструкции данный элемент предельно прост. Он имеет вид пластиковой ёмкости, в которую вмонтирован специальный датчик, который реагирует на изменение нормального уровня охлаждающей жидкости. Бачок герметично закрыт крышкой с клапаном, регулирующим давление, который срабатывает при излишнем давлении в системе выше номинального.

Корпус

Расширительные бачки по большей части изготавливаются из полупрозрачного пластика. На боковой стенке имеется специальная шкала, при помощи которой можно следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Нижняя метка показывает, сколько необходимо иметь ОЖ по минимуму. Максимальный уровень охлаждающей жидкости при остывшем двигателе не должен превышать трёх сантиметров над верхней отметкой шкалы, нанесённой на боковину расширительного бачка.

Крышка расширительного бачка

Крышка расширительного бачка системы охлаждения силового агрегата содержит в себе всего три элемента: резиновое крепление, пружинное кольцо и верхушку. Последний элемент является единственным блоком впускного воздушного и выпускного парового клапанов.

Когда двигатель начинает нагреваться, давление ОЖ в системе охлаждения, а также и в расширительном бачке, соответственно, постепенно начинает расти. Когда давление достигает максимум 120 кПа, происходит открывание выпускного клапана. Если давление падает ниже 83,4 кПа, происходит его закрытие. Если давление в системе вырастает чрезмерно сильно, это может стать причиной повреждения шлангов и даже самого радиатора. Выпускной клапан пробки расширительного бачка предотвращает повышение давления в системе охлаждения до критической отметки.

Когда зажигание отключается и двигатель остывает, давление в системе начинает снижаться, и происходит её разрежение. Когда давление в системе падает ниже 3 кПа, открывается впускной клапан расширительного бачка, и в него попадает воздух. Давление начинает понемногу нормализовываться благодаря компенсации объёма ОЖ из содержимого бачка.

Возможные неисправности

Учитывая простейшую конструкцию расширительного бачка, даже не может прийти в голову, что в нём имеется нечто, что может поломаться. Это же просто контейнер с резиновой крышкой, но вот как раз она и является не простым элементом. Это пропускной клапан давления, как мы уже говорили ранее. Именно от её корректной работы и зависит нормальное функционирование системы охлаждения мотора. Также наиболее распространёнными поломками по справедливости можно считать протекание и разрыв РБ.

Разрыв расширительного бачка

При разрыве расширительного бачка значительно снижается объём ОЖ, который необходим для нормального функционирования системы охлаждения двигателя, а это приводит к неизбежному выходу её из строя. Если РБ лопнул, продолжать движение категорически запрещено. Лопнувший расширительный бачок нужно сразу же заменить и залить номинальный объём охлаждающей жидкости. Доливать ОЖ категорически запрещается, так как это может привести к повреждению ГБЦ. Это значительная поломка и она серьёзно повлияет на эксплуатацию вашего автомобиля.

Течь расширительного бачка

Он начинает подтекать из-за нарушения целостности корпуса в результате какого-либо механического повреждения, дефекта соединительного шланга или сломанной либо просто неплотно прилегающей крышки.

Поломка клапанов крышки расширительного бачка

Если крышка расширительного бачка износилась, её разъело или распались клапаны, происходит разгерметизация системы охлаждения двигателя. В результате этого она наполняется излишним воздухом, который повышает давление и выводит из строя элементы системы. Это, конечно же, ведёт к неизбежному перегреву силового агрегата. Также лишний воздух провоцирует «тромбообразование» системы охлаждения, в результате чего перестаёт работать печка.

Если клапаны крышки засоряются, тогда их функции также нарушаются. Опять же лишний воздух не выходит из системы, она разгерметизируется, повреждаются патрубки, а двигатель повреждается. Если крышка засорена несильно, но клапаны не успевают своевременно втягивать воздух и выпускать его, то это пагубно отражается на радиаторе, он начинает течь. Также ломаются термостат и помпа.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today