Контрольные точки кузова


Проверка геометрии кузова автомобиля. Подробно об измерении

В общем про­цессе ремонта кузова авто­мо­биля очень важ­ную роль играет про­цесс изме­ре­ния гео­мет­ри­че­ских пара­мет­ров струк­тур­ных эле­мен­тов. Авто­мо­биль не может быть пра­вильно отре­мон­ти­ро­ван без воз­врата  кон­троль­ных точек кузова в пер­во­на­чаль­ное поло­же­ние, опре­де­лён­ное про­из­во­ди­те­лем. Для этого нужно делать изме­ре­ния точно и по нескольку раз в про­цессе ремонта.

Суще­ствует несколько раз­но­вид­но­стей изме­ри­тель­ного обо­ру­до­ва­ния. В целом, их можно раз­де­лить на 5 базо­вых типов:

  1. Линейки, рулетка, спе­ци­аль­ный цир­куль
  2. Уни­вер­саль­ные изме­ри­тель­ные системы (меха­ни­че­ские)
  3. Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные системы с креп­ле­нием
  4. Уни­вер­саль­ные лазер­ные системы
  5. Компьютерные/электронные системы

Подроб­нее об изме­ри­тель­ных систе­мах можно про­чи­тать здесь.

Изме­ре­ния гео­мет­рии кузова авто­мо­биля условно можно раз­де­лить на три вида:

  • изме­ре­ние между кон­троль­ными точ­ками. Такое изме­ре­ние может быть про­из­ве­дено, чтобы сде­лать быст­рую про­верку перед ремон­том и в про­цессе ремонта. Изме­ре­ния от точки к точке про­из­во­дятся про­стой рулет­кой, а также линей­кой для изме­ре­ния гео­мет­рии кузова.
  • Срав­ни­тель­ное (срав­ни­ва­ются рас­сто­я­ния сим­мет­рич­ных точек на раз­ных сто­ро­нах кузова). Срав­ни­тель­ное изме­ре­ние явля­ется уни­вер­саль­ным самым быст­рым и лёг­ким мето­дом изме­ре­ния повре­ждён­ного кузова. Про­из­во­дятся срав­не­ния диа­го­наль­ных рас­сто­я­ний между сим­мет­рич­ными точ­ками. Можно делать изме­ре­ния, срав­ни­вая повре­ждён­ную сто­рону авто­мо­биля с непо­вре­ждён­ной.
  • 3-х мер­ное изме­ре­ние (опре­де­ля­ется про­стран­ствен­ное поло­же­ние кон­троль­ных точек отно­си­тельно базо­вых плос­ко­стей при помощи спе­ци­аль­ного изме­ри­тель­ного обо­ру­до­ва­ния).

Изме­ре­ния поз­во­ляют опре­де­лить сте­пень глав­ных повре­жде­ний, выявить вто­ро­сте­пен­ные повре­жде­ния и опре­де­лить план вос­ста­нов­ле­ния.

Контрольные точки геометрии кузова автомобиля

Боль­шин­ство кон­троль­ных точек кузова пред­став­ляют собой отвер­стия в струк­тур­ных эле­мен­тах кузова авто­мо­биля. Вообще,  в каче­стве кон­троль­ных точек могут высту­пать любые ста­ци­о­нар­ные точки на струк­тур­ных эле­мен­тах кузова. Можно мерить , к при­меру, между сим­мет­рич­ными углами.

Кон­троль­ные точки могут рас­по­ла­гаться в вер­ти­каль­ной или гори­зон­таль­ной плос­ко­стях. Их места могут варьи­ро­ваться в зави­си­мо­сти от модели авто­мо­биля. В руко­вод­ствах по ремонту ука­зы­ва­ется место­по­ло­же­ние кон­крет­ных точек и рас­сто­я­ния между ними.

Изме­ре­ния про­из­во­дятся между цен­трами кон­троль­ных отвер­стий или между их кра­ями.

Обычно изме­ря­ются рас­сто­я­ния от цен­тра до цен­тра этих отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных в про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах авто­мо­биля. Отвер­стия кон­троль­ных точек обычно имеют боль­ший диа­метр, чем кон­чики изме­ри­тель­ной линейки. В этом слу­чае нужно делать изме­ре­ние от края до края отвер­стий.

При необ­хо­ди­мо­сти могут изме­ряться места креп­ле­ния эле­мен­тов под­вески, так как они вли­яют на раз­вал-схож­де­ние. Могут также изме­ряться поло­же­ние колёс.

В слу­чае ава­рий­ной дефор­ма­ции, кон­троль­ные точки могут быть исполь­зо­ваны для опре­де­ле­ния цен­траль­ной плос­ко­сти авто­мо­биля, исполь­зуя его непо­вре­ждён­ную часть. Далее цен­траль­ная плос­ко­сть помо­жет узнать сте­пень откло­не­ния повре­ждён­ной сто­роны или пра­виль­но­сть ремонта.

При исполь­зо­ва­нии изме­ри­тель­ной линейки, жела­тельно иметь в нали­чии инфор­ма­цию о завод­ских пара­мет­рах рас­сто­я­ний между кон­троль­ными точ­ками. Све­ря­ясь с этими пара­мет­рами, нужно учи­ты­вать, какие рас­сто­я­ния ука­заны (от цен­тра к цен­тру или от края к краю). Если нет инфор­ма­ции о завод­ских гео­мет­ри­че­ских пара­мет­рах кузова, то можно исполь­зо­вать непо­вре­ждён­ный авто­мо­биль той же модели для срав­не­ния рас­сто­я­ний. Также исполь­зу­ется срав­ни­тель­ное изме­ре­ние про­ти­во­по­лож­ной, непо­вре­ждён­ной части кузова.

Правила измерения геометрии кузова автомобиля

  • Перед изме­ре­нием авто­мо­биль дол­жен сто­ять ровно. Колёса должны быть нака­чены с оди­на­ко­вым дав­ле­нием. В кон­струк­ции неко­то­рых линеек при­сут­ствует уро­вень, для удоб­ства рас­по­ло­же­ния линейки парал­лельно плос­ко­сти авто­мо­биля. Это бывает необ­хо­ди­мым, когда есть кон­крет­ные дан­ные рас­сто­я­ний между кон­троль­ными точ­ками для изме­ри­тель­ной линейки. Нужно учи­ты­вать, что в неко­то­рых руко­вод­ствах по ремонту пока­заны рас­сто­я­ния для изме­ри­тель­ной линейки (зна­че­ни­ями на шкале линейки), а в дру­гих рас­сто­я­ния от точки к точке (фак­ти­че­ское рас­сто­я­ние). Это могут быть раз­ные зна­че­ния.
  • Таким обра­зом, для пра­виль­ного изме­ре­ния, линейка должна рас­по­ла­гаться парал­лельно кузову, иначе пока­за­ния могут быть некор­рект­ными (опять же, если осу­ществ­ля­ется срав­не­ние с дан­ными рас­сто­я­ний для шкалы линейки).  Для этого ино­гда ука­за­тели изме­ри­тель­ной линейки должны быть выдви­нуты на раз­ную длину. В этом слу­чае пока­за­ния на шкале линейки могут не сов­па­дать с реаль­ным рас­сто­я­нием и тре­буют допол­ни­тель­ного замера рулет­кой между ука­за­те­лями. Когда ука­за­тели выдви­нуты на оди­на­ко­вую длину, то зна­че­ние на шкале на линейке сов­па­дает с фак­ти­че­ским.
  • Изме­ре­ния дела­ются по фик­си­ро­ван­ным точ­кам кузова, таким как болты, разъ­ёмы или отвер­стия и пр.
  • Каж­дое изме­ре­ние должно быть про­ве­рено с помо­щью двух допол­ни­тель­ных кон­троль­ных точек.
  • Лучше изме­рять более длин­ные рас­сто­я­ния. Так можно полу­чить наи­бо­лее досто­вер­ную кар­тину сме­ще­ния струк­тур­ных эле­мен­тов.
  • В неко­то­рых слу­чаях изме­ре­ние и срав­не­ние длины двух про­ти­во­по­лож­ных сто­рон дают луч­шее пред­став­ле­ние о дефор­ма­ции, чем диа­го­наль­ные изме­ре­ния. Нужно исполь­зо­вать диа­го­наль­ные изме­ре­ния в сово­куп­но­сти с изме­ре­нием длины.
  • При изме­ре­нии и ремонте раз­ре­ша­ется опре­де­лён­ный допуск (сум­мар­ный допуск не более 3 мм). Допуск в 3 мм был дол­гие годы раз­ре­шён при про­из­вод­стве авто­мо­би­лей. В сего­дняш­ние дни мно­гие авто­мо­биль­ные про­из­во­ди­тели изго­тав­ли­вают кузова с нуле­вым допус­ком.
  • Изме­ре­ние рас­сто­я­ния между отвер­сти­ями оди­на­ко­вого диа­метра дела­ются от цен­тра к цен­тру, либо от края к краю. Рас­сто­я­ние между креп­ле­ни­ями дела­ется от цен­тра к цен­тру (к при­меру, между цен­трами голо­вок бол­тов).
  • Рас­сто­я­ние между отвер­сти­ями раз­ного раз­мера про­из­во­дится двумя изме­ре­ни­ями. Пер­вый замер дела­ется между внут­рен­ними кра­ями отвер­стий. Вто­рое изме­ре­ние дела­ется между наруж­ными кра­ями отвер­стий. Далее два полу­чив­ши­еся зна­че­ния сум­ми­ру­ются и сумма делится на 2. Резуль­та­том будет рас­сто­я­ние между цен­трами отвер­стий раз­ного раз­мера.

Проверка геометрии кузова рулеткой

Рулетка исполь­зу­ется, когда нет пре­пят­ствий между изме­ря­е­мыми точ­ками. При изме­ре­нии рулет­кой нужно, чтобы лента не была изо­гнута. Смот­реть на шкалу нужно только под углом 90 гра­ду­сов и каж­дый раз с оди­на­ко­вого места, чтобы не оши­биться в зна­че­нии. Нужно, чтобы фик­са­тор ленты не имел излиш­него люфта.  Лента рулетки должна лежать ровно между точ­ками, чтобы изме­ре­ние было кор­рект­ным. Для удоб­ства работы с неболь­шими отвер­сти­ями, фик­са­тор ленты можно дора­бо­тать (см. рису­нок).

Линейка для измерения геометрии кузова автомобиля

Рас­клад­ная изме­ри­тель­ная линейка явля­ется наи­бо­лее часто при­ме­ня­е­мым изме­ри­тель­ным устрой­ством для изме­ре­ния гео­мет­рии кузова.

Изме­ри­тель­ная линейка спо­собна мерить рас­сто­я­ние между двумя точ­ками. Каж­дое рас­сто­я­ние должно быть пере­про­ве­рено двумя допол­ни­тель­ными кон­троль­ными точ­ками.

Совре­мен­ная линейка для изме­ре­ния гео­мет­рии кузова явля­ется теле­ско­пи­че­ским изме­ри­тель­ным устрой­ством с регу­ли­ру­е­мыми по высоте ука­за­те­лями. Даже при рас­кла­ды­ва­нии на пол­ную длину, она не даёт погреш­но­сти в изме­ре­нии. В зави­си­мо­сти от типа исполь­зу­е­мой линейки может потре­бо­ваться допол­ни­тель­ное изме­ре­ние между ука­за­те­лями. К допол­ни­тель­ным аксес­су­а­рам линейки отно­сятся насадки и рас­ши­ре­ния для плот­ного раз­ме­ще­ния в кон­троль­ных отвер­стиях.

Линейка поз­во­ляет про­из­во­дить изме­ре­ния при нали­чии пре­пят­ствий между изме­ря­е­мыми точ­ками.

Все авто­мо­били сим­мет­ричны отно­си­тельно вооб­ра­жа­е­мой цен­траль­ной плос­ко­сти, рас­по­ло­жен­ной вдоль цен­тра машины. Однако, бывает несколько точек на неко­то­рых авто­мо­би­лях, кото­рые, по раз­ным при­чи­нам, не сим­мет­ричны, но они не делают всю машину асси­мет­рич­ной. Без сим­мет­рии авто­мо­биль было бы очень сложно изго­то­вить, да и про­дать.

Важно, чтобы ука­за­тели были плотно встав­лены в кон­троль­ные отвер­стия.

Как было упо­мя­нуто ранее, если ука­за­тели были выстав­лены на раз­ную высоту, то зна­че­ние на шкале линейки может отли­чаться от фак­ти­че­ского рас­сто­я­ния между изме­ря­е­мыми точ­ками. Для кор­рект­ного зна­че­ния нужно допол­ни­тельно мерить рас­сто­я­ние между ука­за­те­лями рулет­кой.

Линейка и ука­за­тели должны быть ров­ными. Ука­за­тели должны рас­по­ла­гаться на 90 гра­ду­сов отно­си­тельно линейки и не иметь люфта.

Важно, чтобы при изме­ре­нии длина ука­за­те­лей была выстав­лена на оди­на­ко­вом рас­сто­я­нии.

Если не тре­бу­ется полу­чить точ­ные зна­че­ния при изме­ре­нии, а про­из­во­дится срав­ни­ва­ние одной сто­роны с дру­гой, то линейка не обя­за­тельно должна быть парал­лельна плос­ко­сти машины. Можно срав­ни­вать рас­сто­я­ния с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной, а также с подоб­ными точ­ками такого же целого авто­мо­биля (срав­ни­тель­ное изме­ре­ние).

Ука­за­тели не нужно надав­ли­вать при изме­ре­нии, чтобы они не гну­лись и изме­ре­ние не иска­жа­лось. Линейку для изме­ре­ния гео­мет­рии кузова можно изго­то­вить самому (см. ста­тью).

В допол­не­ние к диа­го­наль­ным изме­ре­ниям необ­хо­димо делать изме­ре­ния длины и ширины. Это даст более точ­ное пред­став­ле­ние о пра­виль­но­сти рас­по­ло­же­ния кон­троль­ных точек. Диа­го­наль­ные изме­ре­ния могут сов­па­дать, даже если есть сме­ще­ние обеих сто­рон.

Сравнительное измерение геометрии кузова автомобиля

 Самый быст­рый метод для изме­ре­ния повре­ждён­ной части кузова – срав­ни­тель­ное изме­ре­ние. Для этих целей хорошо под­хо­дит спе­ци­аль­ный цир­куль, но также можно исполь­зо­вать и изме­ри­тель­ную линейку. Если, к при­меру, делать замеры под­ка­пот­ного про­стран­ства, то одна часть цир­куля встав­ля­ется в одно из бол­то­вых отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных у лобо­вого стекла, а дру­гая ста­виться к любому месту, кото­рое нужно срав­нить с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной. Далее цир­куль фик­си­ру­ется спе­ци­аль­ным меха­низ­мом и пере­став­ля­ется на такие же точки с про­ти­во­по­лож­ной сто­роны. Таким обра­зом можно быстро про­ве­рить несколько сим­мет­рич­ных точек и понять куда про­изо­шло сме­ще­ние струк­тур­ных эле­мен­тов кузова. Подоб­ным обра­зом цир­ку­лем можно изме­рять любую часть машины. Такое срав­не­ние можно делать мно­же­ство раз в про­цессе ремонта для кон­троля.

Цир­куль для срав­ни­тель­ного изме­ре­ния гео­мет­рии кузова

Цир­куль для срав­ни­тель­ного изме­ре­ния гео­мет­рии кузова напо­ми­нает по кон­струк­ции обыч­ный цир­куль. Два ука­за­теля соеди­нены между собой и не имеют какой-либо шкалы. Для срав­ни­тель­ного изме­ре­ния необ­хо­димо каж­дый из ука­за­те­лей поме­стить в отвер­стие кон­троль­ных точек, рас­сто­я­ние между кото­рыми необ­хо­димо про­ве­рить. Далее ука­за­тели фик­си­ру­ются между собой спе­ци­аль­ным фик­са­то­ром, вхо­дя­щим в кон­струк­цию устрой­ства, и цир­куль пере­став­ля­ется на точки, рас­по­ло­жен­ные с про­ти­во­по­лож­ной сто­роны, для срав­не­ния. При необ­хо­ди­мо­сти можно заме­рить рас­сто­я­ние между ука­за­те­лями при помощи рулетки. Такой цир­куль хорош тем, что можно очень быстро сде­лать срав­не­ние двух сто­рон авто­мо­биля для опре­де­ле­ния сте­пени несо­от­вет­ствия, а также быстро и легко делать срав­ни­тель­ные изме­ре­ния в про­цессе ремонта. Им можно срав­ни­вать самые труд­но­до­ступ­ные места. Такой изме­ри­тель­ный инстру­мент несложно изго­то­вить самому.

Трёхмерное измерение кузова автомобиля

Трёх­мер­ное изме­ре­ние вклю­чает в себя изме­ре­ние длины, ширины и высоты струк­тур­ных эле­мен­тов кузова. Оно осу­ществ­ля­ется  трёх­мер­ными изме­ри­тель­ными систе­мами.

Прин­цип таков, что при помощи изме­ри­тель­ной системы полу­чают рас­сто­я­ние от вооб­ра­жа­е­мых основ­ных плос­ко­стей кузова: цен­траль­ной, основ­ной и нуле­вой (см. иллю­стра­цию).

Эти плос­ко­сти явля­ется вооб­ра­жа­е­мыми. Такие плос­ко­сти уста­нав­ли­ва­ются и исполь­зу­ются трёх­мер­ной изме­ри­тель­ной систе­мой.

Ширина изме­ря­ется от цен­траль­ной плос­ко­сти авто­мо­биля, длина от нуле­вой плос­ко­сти, а высота от основ­ной (рас­по­ло­жен­ной парал­лельно днищу).

Цен­траль­ная плос­ко­сть

Цен­траль­ная плос­ко­сть или цен­траль­ная линия делит авто­мо­биль на две оди­на­ко­вых поло­вины вдоль. На неко­то­рых авто­мо­би­лях суще­ствуют метки, пока­зы­ва­ю­щие центр авто­мо­биля. Такие метки отштам­по­ваны на металле кузова как в верх­ней, так и в ниж­ней части кузова. Этим можно вос­поль­зо­ваться при изме­ре­нии про­стой изме­ри­тель­ной линей­кой или рулет­кой. Они помо­гают сохра­нить время при про­ве­де­нии заме­ров кузова.  Рас­сто­я­ние от цен­тра до кон­крет­ной точки справа будет таким же, что и рас­сто­я­ние от цен­траль­ной линии к такой же точки слева. Боль­шин­ство авто­мо­би­лей сде­ланы сим­мет­рич­ными за исклю­че­нием неко­то­рых точек. Одна часть кузова должна быть зер­каль­ной про­ти­во­по­лож­ной сто­роне.

Измерение днища кузова

На днище кузова могут про­из­во­диться как диа­го­наль­ные изме­ре­ния кон­троль­ных точек, так и про­верка на скру­чи­ва­ние и сме­ще­ние отно­си­тельно цен­траль­ной линии.

Скру­чи­ва­ние или сме­ще­ние отно­си­тельно цен­тра может быть про­ве­рено на цен­траль­ной сек­ции кузова.

Для такой про­верки суще­ствует метод под­ве­ши­ва­ния цен­три­ру­ю­щих линеек в кон­троль­ные отвер­стия на днище кузова. Места, на кото­рые под­ве­ши­ва­ются линейки, не должны быть дефор­ми­ро­ваны. Под­ве­ши­ва­ется несколько линеек вдоль сило­вых эле­мен­тов днища. Если они парал­лельны, то скру­чи­ва­ния нет, если не парал­лельны, то скру­чи­ва­ние при­сут­ствует. Центр линеек также дол­жен сов­па­дать, иначе суще­ствует сме­ще­ние отно­си­тельно цен­траль­ной плос­ко­сти.

Ещё интересные статьи:

kuzov.info

Измерение геометрии кузова автомобиля

Все авто­мо­би­ли­сты слы­шали про «гео­мет­рию кузова», но не каж­дый точно пони­мает что это, когда она изме­ня­ется, как и где её про­ве­рить. Итак, давайте раз­бе­рёмся. Под гео­мет­рией кузова можно пони­мать рас­по­ло­же­ние кон­троль­ных точек отно­си­тельно друг друга. Завод­ские точки выбраны таким обра­зом, чтобы не при­шлось при изме­ре­нии демон­ти­ро­вать какие-либо эле­менты транс­порт­ного сред­ства. В первую оче­редь, это точки, опре­де­ля­ю­щие поло­же­ние перед­ней и зад­ней под­вески, а также точки рас­по­ло­же­ния дви­га­теля. Эти пара­метры очень важны, так как их нару­ше­ние вле­чёт за собой ухуд­ше­ние ходо­вых каче­ств авто­мо­биля, износ шин, ухуд­ше­ние управ­ля­е­мо­сти. Непра­виль­ное рас­по­ло­же­ние точек креп­ле­ния дви­га­теля вызо­вет виб­ра­цию и уско­рен­ный износ поду­шек креп­ле­ния.

К «гео­мет­рии кузова» так же можно отне­сти диа­го­нали про­ёмов кузова. Это диа­го­нали про­ёма лобо­вого стекла, зад­него стекла, а также про­ёмы две­рей кузова, капота, крышки багаж­ника. Непра­виль­ные диа­го­нали про­ёмов лобо­вого и зад­него стё­кол может при­ве­сти к тому, что стёкла будут трес­каться. Сме­ще­ние в двер­ных про­ёмах отра­зится на зазо­рах и на труд­ном закры­ва­нии две­рей. Нару­ше­ние гео­мет­рии про­ёмов капота и крышки багаж­ника также затруд­нит или сде­лает невоз­мож­ным закры­тие капота и крышки багаж­ника, а также отра­зится на зазо­рах.

Если нет дан­ных о рас­сто­я­ниях кон­троль­ных точек

Инфор­ма­ция о пара­мет­рах кон­троль­ных точек кузова важна для изме­ре­ния «гео­мет­рии кузова». Но есть такой момент, что, не имея такой инфор­ма­ции можно срав­ни­вать рас­сто­я­ние между сим­мет­рич­ными точ­ками, рас­по­ло­жен­ными по раз­ные сто­роны машины. То есть авто­мо­биль, если его мыс­ленно раз­де­лить вдоль попо­лам, сим­мет­ри­чен. Это спра­вед­ливо для боко­вых двер­ных про­ёмов. Под­ка­пот­ная планка, извест­ная как “теле­ви­зор” ино­гда имеет несим­мет­рич­ные раз­меры. Что каса­ется про­ёмов лобо­вого и зад­него стекла, а также капота и крышки багаж­ника, то здесь нужно ори­ен­ти­ро­ваться на зазоры и оди­на­ко­во­сть каж­дой диа­го­нали. Но ещё раз стоит упо­мя­нуть о важ­но­сти инфор­ма­ции о пара­мет­рах кон­троль­ных точек. При серьёз­ных ава­риях про­ис­хо­дят слож­ные пере­косы про­ёмов, ино­гда тре­бу­ется замена сило­вых эле­мен­тов, что тре­бует нали­чия дан­ных о кон­троль­ных точ­ках.

Изме­ри­тель­ные системы

Совре­мен­ные изме­ри­тель­ные системы можно раз­де­лить на меха­ни­че­ские, элек­трон­ные и шаб­лон­ные.

Меха­ни­че­ские системы состоят из набора спе­ци­аль­ных линеек, дер­жа­те­лей и направ­ля­ю­щих, по кото­рым дви­га­ются эти ком­по­ненты. Теле­ско­пи­че­ская линейка, а также про­стая рулетка тоже отно­сятся к меха­ни­че­ским изме­ри­тель­ным систе­мам.

Теле­ско­пи­че­ская линейка может выдви­гаться на длину до 3 м, в ком­плекте имеет раз­лич­ные насадки, кото­рые помо­гают делать более точ­ные изме­ре­ния.

Элек­трон­ные системы

Элек­трон­ные системы рабо­тают по прин­ципу ска­ни­ро­ва­ния кон­троль­ных точек авто­мо­биля и пере­дачи дан­ных в ком­пью­тер, кото­рый содер­жит спе­ци­аль­ную про­грамму с базой дан­ных кон­троль­ных точек раз­ных марок и моде­лей авто­мо­би­лей. Бывают уль­тра­зву­ко­вые и лазер­ные системы.

Уль­тра­зву­ко­вые системы вклю­чают в себя источ­ник уль­тра­звука, кото­рый поме­ща­ется под машину и чув­стви­тель­ные эле­менты, рас­по­ло­жен­ные в кон­тро­ли­ру­е­мых точ­ках кузова и отра­жают уль­тра­зву­ко­вые волны. Элек­трон­ное устрой­ство изме­ряет время, за кото­рое волны воз­вра­ща­ются к источ­нику уль­тра­звука. По этому вре­мени опре­де­ля­ется рас­сто­я­ние, прой­ден­ное уль­тра­зву­ко­выми вол­нами, что поз­во­ляет точно уста­но­вить поло­же­ние любых кон­тро­ли­ру­е­мых точек. Таким обра­зом можно  посто­янно кон­тро­ли­ро­вать поло­же­ния сразу несколь­ких точек кузова.

Работа лазер­ного изме­ри­тель­ного устрой­ства стро­ится на методе актив­ного обна­ру­же­ния и опре­де­ле­ния коор­ди­нат объ­екта. На авто­мо­биль, на кон­троль­ные точки уста­нав­ли­ва­ются мишени(датчики), настро­ен­ное и закреп­лён­ное нуж­ным обра­зом ска­ни­ру­ю­щее устрой­ство, опра­ши­вает каж­дый из этих дат­чи­ков. Полу­чен­ные дан­ные о раз­ме­рах про­ве­ря­ются в базе дан­ных, и ста­но­вится видно, куда сме­сти­лись кон­троль­ные точки. Ска­ни­ро­ва­ние про­ис­хо­дит несколько раз в секунду, таким обра­зом, в момент вытяжки можно легко кон­тро­ли­ро­вать этот про­цесс, не отходя от экрана мони­тора.

Шаб­лон­ные системы

Прин­цип дей­ствия шаб­лон­ных изме­ри­тель­ных систем осно­ван на исполь­зо­ва­нии  спе­ци­аль­ных устрой­ств, назы­ва­е­мых шаб­ло­нами, кото­рые кре­пят на раме рих­то­воч­ного стенда. Эти устрой­ства кре­пят и фик­си­руют в кон­троль­ных точ­ках ниж­ней части кузова. Если шаб­лон не сов­па­дает, зна­чит гео­мет­рия нару­шена. Откло­не­ние кон­троль­ной точки от уста­нов­лен­ного шаб­лона пока­зы­вает направ­ле­ние, куда сле­дует напра­вить вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие.

 

Также суще­ствуют шаб­лоны для кон­троля двер­ных и сте­коль­ных про­ёмов. Они имеют форму и раз­меры изме­ря­е­мого про­ёма. При при­ло­же­нии такого шаб­лона сразу видно, изме­нена ли гео­мет­рия про­ёма. Недо­ста­ток шаб­ло­нов в том, что они при­ме­ня­ются для изме­ре­ния гео­мет­рии опре­де­лён­ной модели авто­мо­биля. Совре­мен­ные шаб­лон­ные системы для изме­ре­ния гео­мет­рии ниж­ней части кузова могут менять поло­же­ние «вер­шин» шаб­лона, под­стра­и­вая их под раз­ные модели транс­порт­ных сред­ств.

Теле­ско­пи­че­ская изме­ри­тель­ная линейка

Явля­ется меха­ни­че­ской систе­мой изме­ре­ния. Смысл в том, что при про­ве­де­нии заме­ров кузова авто­мо­биля, между двумя кон­троль­ными точ­ками могут нахо­диться детали, меша­ю­щие пря­мо­ли­ней­ному изме­ре­нию рас­сто­я­ния. Исполь­зуя спе­ци­аль­ную изме­ри­тель­ную линейку, Вы смо­жете мерить рас­сто­я­ние между нуж­ными точ­ками, даже нахо­дя­щи­мися на раз­ных уров­нях (раз­ной высоте). С помо­щью такого изме­ри­тель­ного устрой­ства можно изме­рять “гео­мет­рию” кузова точно и без помех.

Чем мерят в гараж­ных мастер­ских

При изме­ре­нии «гео­мет­рии” кузова мастера в гараж­ных усло­виях при­ме­няют про­стые изме­ри­тель­ные рулетки, изго­тав­ли­вают изме­ри­тель­ные линейки, также вполне может исполь­зо­ваться завод­ская линейка для изме­ре­ний рас­сто­я­ний кон­троль­ных точек.

Рулетка

Рулетку можно немного дора­бо­тать. Можно уго­лок, кото­рый при­клё­пан к началу изме­ри­тель­ной ленты, сре­зать с боков, чтобы остался тон­кий шты­рёк. Но сна­чала, у неко­то­рых руле­ток, нужно зава­рить отвер­стие в этом уголке. Полу­чив­шийся шты­рёк будет удобно встав­лять в тех­но­ло­ги­че­ские отвер­стия, от кото­рых про­из­во­дятся замеры.

Изме­ри­тель­ную линейку можно сде­лать самому. Кон­струк­ция при­мерно такова:  попе­ре­чина, на кото­рой рас­по­ла­га­ется два стержня, один из кото­рых может быть непо­движ­ным, а дру­гой может дви­гаться по попе­ре­чине и фик­си­ро­ваться в нуж­ном поло­жени. Стержни должны пере­ме­щаться вверх-вниз и фик­си­ро­ваться. Допол­ни­тельно на попе­ре­чине можно при­кле­ить изме­ри­тель­ную ленту от стро­и­тель­ной рулетки. В отдель­ной ста­тье я напишу подроб­нее о при­ме­не­нии и само­сто­я­тель­ном изго­тов­ле­нии линейки для изме­ре­ния кузова.

Можете также про­чи­тать ста­тью о про­филь­ной линейке-шаб­лоне, кото­рой можно све­рять форму повре­ждён­ной детали с фор­мой целой панели кузова, а также более подроб­ную ста­тью об изме­ре­нии гео­мет­рии кузова.

Ещё интересные статьи:

kuzov.info

Геометрия кузова: как проверить и восстановить

«Кривой» кузов… Звучит как приговор! Неважно, как так получилось, «повезло» ли вам купить автомобиль со скрытым аварийным прошлым или вы сами «сломали» его о столб, факт остается фактом: у вас серьезные подозрения по поводу того, что геометрия кузова нарушена. Как это проверить и как решать проблему? Попробуем разобраться.

Поможет ли развал-схождение?

Если по поводу геометрии кузова появились сомнения, в первую очередь нужно проверить развал-схождение. Почему? Хотя бы потому, что эта операция обходится дешевле, нежели промер геометрии кузова. По расположению колес и углам их установки уже можно судить, есть ли проблема и если да, то насколько она критична. Ведь в ряде случаев эта самая критичность определяется тем, можно ли выставить углы колес (развал, схождение, кастер) в заводские допуски. Если это удается (а на некоторых моделях можно регулировать все эти параметры), считайте, что вам повезло.

Если по поводу геометрии кузова появились сомнения, в первую очередь нужно проверить развал-схождение.

Но если нарушена соосность, то это уже плохая новость для владельца автомобиля: когда одно колесо «обгоняет» второе, регулировки не помогут. При этом показания стенда лишь укажут на проблему, но с его помощью нельзя определить, возникла она по причине повреждения элементов подвески (рычагов, поворотных кулаков, амортизационных стоек) или собственно кузова. Здесь уже развала-схождения недостаточно — машину придется промерять.

Линейки и маячки

Для проверки и восстановления геометрии кузова используется стенд, или стапель, на котором автомобиль жестко закрепляется с помощью специальных приспособлений. Сам промер осуществляется по контрольным точкам с помощью мерительной системы. Контрольные точки есть у любого автомобиля, расположены они по всему кузову, информация о них и расстояниях между ними имеется в базе данных мерительной системы (как и в случае с другими лицензионными продуктами, данные базы постоянно обновляются).

Промер может осуществляться как с помощью специальных линеек, сертифицированных и поверенных (ими промеряются диагонали моторного отсека, лобового стекла, багажника, проемы дверей, расстояния между стойками крыши и т.д.), так и посредством электронных маячков, или меток, которые навешиваются на контрольные точки преимущественно в нижней части кузова (днище, лонжероны, рама, если она есть).

— Современные мерительные системы показывают положение точек в режиме реального времени. Не надо после устранения перекоса еще раз проверять, насколько сдвинулись точки. Вы потянули кузов, маячки сдвинулись — система это сразу показывает. Благодаря этому вы можете на удалении управлять гидравлическими вытяжками. Вот вы потянули деталь с таким усилием и под таким углом — и сразу видите, насколько сместился элемент, — рассказывает первый заместитель директора ОАО «СТО КУЗОВОВ» Денис ВИСКУШЕНКО.

— А сколько стоит проверка геометрии?

— У каждой ремонтной организации в зависимости от того, каким оборудованием и приспособлениями она пользуется, стоимость будет разной, даже если нормо-час стоит одинаково, — объясняет эксперт. — На одной мерительной системе требуется чуть больше времени, на другой, более совершенной, чуть меньше. Сюда входит установка автомобиля на стапель, навешивание датчиков (в идеале оборудование должно вешаться по всему днищу), а ведь многие точки скрытые: они спрятаны под обшивку, бамперы, защиту порогов. Чтобы до них добраться, нужно демонтировать мешающие панели и элементы. На это тоже требуется время. Если брать нашу мерительную систему, то установка на стапель для проверки геометрии кузова и последующий промер кузова занимают порядка четырех нормо-часов. На нашей станции нормо-час стоит 198.000 рублей, поэтому общая сумма составит порядка 800.000.

Тянем-потянем…

Впрочем, стоимость промера ничто по сравнению с тем, во сколько может обойтись восстановление геометрии кузова. Стоимость вытяжки будет зависеть от повреждений, выявленных при осмотре и промере геометрии, а здесь каждый конкретный случай уникальный, как и обстоятельства, при которых был поврежден кузов.

— Вы не просто тянете какой-то кусок металла — это конструкция с ребрами жесткости, усилителями, все они связаны между собой. Естественно, если вы тянете какую-то деталь, тянется все остальное. Поэтому восстановление геометрии — процесс сложный и многоэтапный, а у того, кто этим занимается, должно быть соответствующее образование, отличное знание конструкции автомобиля, свойств металла, опыт, — рассказывает второй собеседник, заместитель директора по производству ОАО «СТО КУЗОВОВ» Валерий КРУПОДЕРОВ.

Сделать можно все, вопрос в том, сколько это будет стоить…

— А все ли можно вытянуть?

В.К.: Сделать можно все, вопрос в том, сколько это будет стоить. Если стоимость ремонта приближается к цене автомобиля, его восстановление нецелесообразно.

— Я имел в виду техническую сторону вопроса…

В.К.: Тут два критерия. Во-первых, все та же экономическая целесообразность: например, отремонтировать элемент может оказаться дороже, чем его поменять. Во-вторых, это вопрос безопасности. Сможет ли восстановленный элемент выполнить свою функцию? Возьмем тот же лонжерон. Одна из его функций — несущая: на нем закреплены элементы автомобиля, а в момент ДТП лонжерон должен погасить энергию удара в определенной плоскости и с определенной жесткостью. Восстановленный лонжерон уже вряд ли сможет обеспечить пассивную безопасность так, как это было рассчитано производителем. Ведь не просто так производители автомобилей проводят краш-тесты, цена вопроса — здоровье и жизнь человека. Поэтому и предлагаются к продаже ремонтные детали.

Гаражные умельцы

Проверить геометрию кузова можно и в гараже при помощи все той же линейки. Просто данная операция займет больше времени. И вытянуть кузов без фирменного стапеля, с применением других средств, тоже возможно. Ведь результат в первую очередь, зависит от знаний, опыта и точности исполнителей.

С этой точкой зрения согласен и Валерий Круподеров:

— Можно хорошо сделать работу и в гараже при должном подходе. Как правило, это люди, которые много лет проработали на станции и обучались, просто в какой-то момент решили работать на себя. У них серьезный подход, хороший инструментарий. И у них, кстати, дороже. Немало примеров, когда уровень работ и их стоимость мало отличаются от того, что предлагает СТО…

Д.В.: Есть элементы, которые даже при незначительной деформации подлежат замене, например, передний или задний усилитель. Он служит для того, чтобы погасить энергию удара. Производить его ремонт после значительной деформации нет никакого смысла. Вообще, сейчас немало таких «одноразовых» деталей: несущие элементы порогов, днища выпускаются из высокопрочных сталей и, как правило, являются неремонтопригодными. Даже при холодной правке, не говоря уже о работах на «горячую». Рекомендации завода — эти вещи просто менять. О ремонте даже речи не идет.

— Сначала кузов сминается, затем вытягивается — его последующая прочность от этого страдает?

Д.В.: Если произведена замена деталей согласно технологии, то теоретически жесткость кузова не должна нарушаться. И при дальнейшей эксплуатации, и в случае ДТП он будет себя вести так же, как новый. При вытягивании кузова мы смотрим, какова степень деформации. Если она не влияет на дальнейшую эксплуатацию автомобиля, то имеет смысл делать ремонт. Если элемент имеет сильную деформацию и ремонт не может обеспечить дальнейшую безопасность автомобиля, то производится замена детали. Если соблюдать технологии ремонта, то после восстановления автомобиль будет соответствовать требованиям безопасности. Но для владельца это выходит недешево.

— К слову, как рассчитывается стоимость такого ремонта?

Д.В.: Ремонтные работы тоже нормируются. Каждая деформация кузова относится к определенной категории. Соответственно на каждый тип автомобиля по каждой категории выполняемых работ дается свой норматив, который считается по трудозатратам в нормо-часах.

В.К.: Если клиент звонит и спрашивает, сколько будет стоить ремонт его автомобиля (скажем, повреждена передняя часть), то мы ему советуем: если вы выбираете станцию, то лучше спрашивайте стоимость нормо-часа. Поскольку все работы нормированы, то расхождение в оценке стоимости ремонта в нормо-часах на квалифицированных СТО, придерживающихся данной методики, будет минимальным, в пределах 10-15 процентов. Соответственно стоимость ремонта будет зависеть от стоимости нормо-часа. Еще раз повторю: сделать можно все, но есть несколько но. Первое — это стоимость и целесообразность ремонта. Второе — насколько после этого будет безопасен автомобиль. С учетом этих условий и принимается решение, восстанавливать автомобиль или нет.

Иван КРИШКЕВИЧ, фото автора

Газета «АВТОБИЗНЕС

Проверка развала-схождения позволит определить, есть ли проблема с расположением колес и углами их установки и насколько она критична. Однако на точную причину проблемы укажет лишь промер кузова

Вот так выглядят отчеты промера контрольных точек нижней части кузова

Вот так выглядят отчеты промера контрольных точек нижней верхней части кузова

Существуют различные виды стендов для восстановления геометрии. Например, на фото — рельсовая напольная система, предназначенная для мелкого и среднего кузовного ремонта

Поделиться:

autooboz.info

Контрольные кузовные размеры

Контрольные кузовные размеры

Контрольные кузовные размеры

Общая информация

В автомобилестроении могут использоваться два способа снятия контрольных размеров между опорными точками элементов кузова/шасси: прямой и проекционный. В первом случае измеряется кратчайшее расстояние между выбранными точки по соединяющей их прямой линии. Во втором случае определяется длина проекции данной линии на некую мерную - обычно горизонтальную - плоскость.

Два основных используемых в автомобилестроении способа снятия контрольных размеров между опорными точками элементов кузова/шасси

Ниже в разделе приведен иллюстративный материал по снятию контрольных размеров и таблицы их номинальных значений.

Все приведенные данные снимаются прямым способом, если противное не оговорено особо.

Контрольные размеры передка кузова (все модели)

А, А' Отверстия под задние болты крепления крыльев (? 10 мм)
В, В' Отверстия под передние болтыкрепления крыльев (? 10 мм)
С Гайка крепления тормозной линии (? 6 мм)
D, D' Гайки крепления блок-фар (? 9.8 мм)
E, E' Опорные сварочные отверстия (левое: ?8х10 мм, правое: ? 8 мм)
F Отверстие под крепление жгута электропроводки (? 7 мм)
Номер замера 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Номинальное значение, мм 1293 696 1257 696 1452 930 1057 993 1103
Номер замера 10 11 12 13 14 15
Номинальное значение, мм 995 1140 282 1000 282 1104

Боковые контрольные размеры (5-дверные модели)

А Верхнее опорное отверстие усилителя боковой балки (? 8 мм)
В Нижнее опорное отверстие усилителя боковой балки (? 7х10 мм)
С Верхнее отверстие под крепление верхней петельной планки передней двери (? 12 мм)
D Нижнее отверстие под крепление нижней петельной планки передней двери (? 12 мм)
E Верхнее отверстие под крепление верхней петельной планки задней двери (? 10 мм)
F Нижнее отверстие под крепление нижней петельной планки задней двери (? 12 мм)
G Отверстие под крепление датчика-выключателя задней двери (? 15.8 мм)
Н Отверстие под крепление накладки порога задней двери (? 8.5 мм)
I Отверстие под крепление заднего бампера
Номер замера 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Номинальное значение, мм 110 889 1992 2000 912 898 921 380 1113
Номер замера 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Номинальное значение, мм 1169 1177 1114 360 924 1493 763 991 1474
Номер замера 19 20 21 22
Номинальное значение, мм 617 557 606 888

Внутренние контрольные размеры А кабины (5-дверные модели)

А, А' Верхние отверстия под крепление жгутов электропроводки с внутренней стороны стоек (?7 мм)
В, В' Нижние отверстия под крепление жгутов электропроводки с внутренней стороны стоек (? 7 мм)
С, С' Отверстия под крепление отделки (? 14 мм)
D, D' Отверстия под крепление панели коврового покрытия пола (? 6 мм)
E, Е' Отверстия под крепление анкерных узлов ремней безопасности (? 9 мм)
F, F' Отверстия под крепление модуля охладителя (? 9 мм)
G, G' Отверстия под крепление возвратных механизмов ремней безопасности (? 18 мм)
Н, Н' Отверстия под крепление отделки (? 6 мм)
I, I' Отверстия под крепление ударников замков задних дверей (? 12 мм)
J, J' Отверстия под крепление жгутов электропроводки (? 5 мм)
Номер замера 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Номина- льное значение, мм 1118 1317 1350 1340 1177 1350 1368 1026 1480 740

Внутренние контрольные размеры В кабины (5-дверные модели)

А, А'; В, В'; С, С'; D, D'; E, Е'; F, F'; G, G'; Н, Н'; J, J' См. выше иллюстрацию к замерам А
I, I' Опорные сварочные отверстия (? 10 мм)
К Отверстие под крепление рычага стояночного тормоза (? 12 мм)
Номер замера 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Номина- льное значение, мм 1150 1162 1090 798 1158 978 718 1529 1103 1811

Внутренние контрольные размеры С кабины (5-дверные модели, левая сторона)

А, А'; В, В'; С, С'; D, D'; E, Е'; F, F'; G, G'; Н, Н'; I, I'; J, J' См. выше иллюстрацию к замерам В
К Отверстие под крепление анкерного узла ремня безопасности (?12 мм)
Номер замера 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Номина- льное значение, мм 1681 1936 1993 1589 1258 1129 1021 1031 605 1035

Внутренние контрольные размеры С кабины (5-дверные модели, правая сторона)

А, А'; В, В'; С, С'; D, D'; E, Е'; F, F'; G, G'; Н, Н'; I, I'; J, J'; К См. выше иллюстрацию к замерам С, левая сторона
Номер замера 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Номина- льное значение, мм 1765 2022 2079 1695 1374 1275 1182 1153 852 1124

Контрольные размеры задка кузова (5-дверные модели)

А, А' Отверстия под крепление петельных планок (левое: ?8х12 мм, правое: ? 8 мм)
В, В' Отверстия под крепление телескопических упоров (? 9 мм)
С, С' Опорные сварочные отверстия (? 6.5 мм)
D, D' Опорные сварочные отверстия (левое: ?8х12 мм, правое: ? 12 мм)
E Отверстие под крепление ударника замка двери задка (? 12 мм)
Номер замера 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Номинальное значение, мм 725 1111 574 1303 1498 1037 1303 406 1230

Контрольные размеры рамы шасси (5-дверные модели)

Замеры, производимые прямым способом

А Отверстия под крепление опорных кронштейнов кузова 1 (левое: ?28 мм, правое: ? 24 мм)
В Отверстия в опорах стоек (? 65.6 мм)
С Отверстия под крепление опорных кронштейнов кузова 2 (? 28 мм)
D Дренажные отверстия (? 12 мм)
Е Отверстия под крепление опорных кронштейнов кузова 3 (? 28 мм)
F Дренажные отверстия (? 12 мм)
G Отверстия под крепление опорных кронштейнов кузова 4 (левое: ?24х28 мм, правое: ? 28х32 мм)

Замеры, производимые проекционным способом

А Отверстия под крепление опорных кронштейнов кузова 1 (левое: ? 28 мм, правое: ? 24 мм)
В Отверстия в опорах стоек (? 65.6 мм)
С Отверстия под крепление опорных кронштейнов кузова 2 (? 28 мм)
D Дренажные отверстия (?12 мм)
Е Опорная балка топливного бака (? 42 мм)
F Отверстия под крепление опорных кронштейнов кузова 3 (? 28 мм)
G Поперечная бака 5 (? 68.5 мм)
Н Отверстия под крепление амортизаторов (? 19 мм)
I Отверстия под крепление опорных кронштейнов кузова 4 (левое: ? 24х28 мм, правое: ? 28х32 мм)

carmanz.com

Габаритные размеры кузова, контрольные точки, чертежи

            

ЧЕРТЁЖ КУЗОВА

НИЖНЯЯ ЧАСТЬ КУЗОВА

СЕДАН/УНИВЕРСАЛ

Единица: мм (дюйм)

ХЭТЧБЕК

ПЕРЕДНЯЯ РАМА

Единица: мм (дюйм)

ЗАДНЯЯ РАМА

Единица: мм (дюйм)

СЕДАН/УНИВЕРСАЛ

ХЭТЧБЕК

ПЕРЕДНЯЯ ПАНЕЛЬ

.

Единица: мм (in.)

МОТОРНЫЙ ОТСЕК

.

Единица: мм (in.)

НИЖНЯЯ ПАНЕЛЬ ЗАДКА

СЕДАН

Единица: мм (in.)

ХЭТЧБЕК

УНИВЕРСАЛ

НАРУЖНАЯ СТОРОНА

СЕДАН

Единица: мм (in.)

ХЭТЧБЕК

УНИВЕРСАЛ

РЕМОНТНЫЙ ЧЕРТЕЖ

ВНУТРЕННЯЯ ПАНЕЛЬ БОКОВИНЫ

СЕДАН

ХЭТЧБЕК

УНИВЕРСАЛ

ВЕТРОВОЕ И ЗАДНЕЕ СТЕКЛО

СЕДАН

Единица: мм (дюйм)

ХЭТЧБЕК

УНИВЕРСАЛ

КАРТА ЗАЗОРОВ

СЕДАН

ХЭТЧБЕК/УНИВЕРСАЛ

.

Единица: мм (in.)

               

lacetti-gentra.ru