Кпп ваз 2101 устройство


Коробка передач четырехступенчатая / ВАЗ 2101 / устройство ВАЗ

  • 1. Нижняя крышка;
  • 2. Пробка заливного и контрольного отверстия;
  • 3. Шестерня второй передачи промежуточного вала;
  • 4. Шестерня третьей передачи промежуточного вала;
  • 5. Промежуточный вал;
  • 6. Передний подшипник промежуточного вала;
  • 7. Болт зажимной шайбы:
  • 8. Зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала;
  • 9. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала:
  • 10. Шестерня постоянного зацепления первичного вала;
  • 11. Пружинная шайба;
  • 12. Стопорное кольцо;
  • 13. Задний подшипник первичного вала;
  • 14. Сальник первичного вала;
  • 15. Передняя крышка коробки передач;
  • 16. Установочное кольцо подшипника;
  • 17. Картер сцепления;
  • 18. Ведущий вал коробки передач;
  • 19. Включатель фонаря заднего хода;
  • 20. Шестерня заднего хода промежуточного вала;
  • 21. Промежуточная шестерня заднего хода;
  • 22. Вилка включения заднего хода;
  • 23. Оттяжная пружина рычага переключения передач;
  • 24. Болт оттяжной пружины;
  • 25. Направляющая чашка рычага переключения передач;
  • 26. Шаровая опора рычага;
  • 27. Сферическая шайба;
  • 28. Пружина;
  • 29. Рычаг переключения передач;
  • 30. Вилка включения I и II передач;
  • 31. Вилка включения III и IV передач;
  • 32. Шток вилки включения I и II передач;
  • 33. Шток вилки включения III и IV передач;
  • 34. Блокировочные сухари;
  • 35. Шток вилки включения заднего хода;
  • 36. Шариковый фиксатор штока;
  • 37. Пружина фиксатора:
  • 38. Крышка фиксатора;
  • 39. Сапун;
  • 40. Игольчатый подшипник переднего конца ведомого вала;
  • 41. Упорная шайба пружины синхронизатора:
  • 42. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
  • 43. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;
  • 44. Ступица скользящей муфты синхронизатора III и IV передач;
  • 45. Стопорное кольцо синхронизатора;
  • 46. Блокирующее кольцо синхронизатора;
  • 47. Пружина синхронизатора;
  • 48. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи;
  • 49. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи;
  • 50. Вторичный вал;
  • 51. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи;
  • 52. Втулка шестерни I передачи;
  • 53. Промежуточный подшипник вторичного вала;
  • 54. Стопорная пластина промежуточного подшипника;
  • 55. Шестерня заднего хода вторичного вала;
  • 56. Стопорное кольцо шестерни заднего хода промежуточного вала;
  • 57. Упругая подушка демпфера рычага переключения передач;
  • 58. Резиновая втулка демпфера;
  • 59. Распорная втулка демпфера;
  • 60. Запорная втулка демпфера;
  • 61. Дистанционная втулка штока;
  • 62. Внутренний чехол рычага переключения передач;
  • 63. Направляющий штифт рычага;
  • 64. Сальник заднего подшипника вторичного вала;
  • 65. Фланец эластичной муфты карданного вала;
  • 66. Гайка;
  • 67. Уплотнитель центрирующего кольца;
  • 68. Центрирующее кольцо;
  • 69. Стопорное кольцо;
  • 70. Задний подшипник вторичного вала;
  • 71. Пробка сливного отверстия;
  • 72. Грязеотражатель;
  • 73. Ведущая шестерня привода спидометра;
  • 74. Привод спидометра;
  • 75. Задняя крышка коробки передач;
  • 76. Ось промежуточной шестерни заднего хода;
  • 77. Задний подшипник промежуточного вала;
  • 78. Шестерня I передачи промежуточного вала
  • 79. Картер коробки передач;
  • 80. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач.

Коробка передач четырехступенчатая. Все детали ее расположены в двух базовых деталях: в картере 79 и задней крышке 75. В картере установлены первичный вал 18, вторичный вал 50 в сборе с шестернями и синхронизаторами и промежуточный вал 5. Первичный вал вращается в двух подшипниках, передний расположен в торце коленчатого вала, задний подшипник 13 в гнезде передней стенки картера. Его установочное кольцо зажато между картерами сцепления и коробки передач. На валу подшипник зажат между буртиком вала и пружинной шайбой И, которая запирается на валу стопорным кольцом 12. При такой фиксации подшипника в гнезде и на валу исключается осевое смещение вала. Первичный вал изготовлен вместе с косозубым венцом шестерни 10. находящимся в постоянном зацеплении с шестерней 9 промежуточного вала. С торца вала на обработанный поясок напрессован, а затем припаян медью прямозубый венец 42 синхронизатора IV передачи. В этом же торце вала проточено гнездо под игольчатый подшипник 40 вторичного вала. На шлицах вала расположен ведомый диск сцепления. Вторичный вал 50 является как бы продолжением первичного вала. Он опирается на три подшипника. Игольчатый подшипник 40 расположен в торце первичного вала, промежуточный 53 в задней стенке картера, а задний двухрядный подшипник 70 - в гнезде задней крышки коробки передач. Промежуточный подшипник удерживается от смещения в гнезде установочным кольцом и стопорной пластиной 54, которая крепится к стенке картера винтами. На валу подшипник зажат между втулкой 52 и шестерней 55 заднего хода под усилием пружинной шайбы 11, которая удерживается на валу стопорным кольцом 12. Задний подшипник 70 зажат гайкой 66 между шестерней 73 привода спидометра и фланцем 65 эластичной муфты. Гайка контрится шайбой, которая отгибается на грань гайки. На выходе из крышки вторичный вал уплотнен сальником, рабочая кромка которого прилегает к шлифованной поверхности фланца 65. Сальник защищен грязеотражателем 72. На цилиндрический поясок гайки плотно посажен резиновый уплотнитель 67, затем на конец вала напрессовано центрирующее кольцо 68 и установлено стопорное кольцо 69. На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни 48 и 49 III и 2 передач. Шестерня 51 1 передачи вращается на стальной термообработанной втулке 52, зажатой на валу между подшипником 53 и ступицей синхронизатора. Указанные шестерни имеют по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного вала, а с прямозубы- ми венцами соединяются муфты 43 и 80 синхронизаторов при включении 1, И или III передач. На двух поясках вторичного вала выполнены по три глубоких паза, в которые заходят выступы ступиц муфт синхронизаторов. Ступица 44 синхронизатора III и IV передач поджата к буртику вала пружинной шайбой и стопорится на валу кольцом. Другая ступица зажата между втулкой 52 и буртиком вала. От осевого смещения она удерживается вместе с промежуточным подшипником 53 и шестерней 55 пружинной шайбой И и стопорным кольцом 12. Шестерня 55 заднего хода соединена с валом шпонкой. Синхронизатор - инерционного типа, обеспечивает безударное включение передач. Конструкция обоих синхронизаторов одинакова. Синхронизатор III и IV передач состоит из ступицы 44, скользящей муфты 43, двух блокирующих колец 46, пружин 47, стопорных колец 45 и венцов синхронизаторов первичного вала и шестерни 48 III передачи. Промежуточный вал 5 выполнен в виде блока четырех шестерен. Вал вращается в двухрядном шарикоподшипнике 6 и роликовом цилиндрическом подшипнике 77. Подшипник крепится на валу болтом 7 через пружинную и плоскую шайбы. Роликоподшипник зажат на валу между буртиком вала и шестерней 20 заднего хода. Эта шестерня установлена на шлицы вала и удерживается на них стопорным кольцом. Промежуточная шестерня 21 заднего хода расположена на оси 76 на металлокерамической втулке. Ось установлена в отверстиях стенки картера и прилива задней крышки коробки передач и стопорится пластиной 54. Включение и переключение передач осуществляется через механический привод, состоящий из рычага 29. трех штоков с вилками, фиксаторов и замкового устройства. Рычаг переключения передач выполнен разъемным, чтобы облегчить снятие и установку коробки передач на автомобиле. Стержень рычага соединен с самим рычагом через эластичные втулки демпфера, которые поглощают вибрации и обеспечивают более мягкое включение передач. Рычаг переключения передач смонтирован в задней крышке 75. На трех шпильках гайками с пружинными шайбами к крышке крепятся направляющая чашка 25 рычага, шаровая опора 26 и фланец уплотнительного чехла 62. Между ними установлены уплотнительные прокладки. Рычаг 29 имеет опорный шар, который поджимается пружиной 28 к поверхности шаровой опоры. Эта же пружина поджимает сверху к шаровой опоре сферическую шайбу 27. Чтобы шарнир рычага не проворачивался в шаровой опоре, в опорный шар запрессован штифт 63. конец которого заходит в отверстие опоры. Шаровая опора защищена резиновым чехлом 62, а место выхода рычага в салон автомобиля уплотнено снизу манжетой. Перемещение муфт синхронизаторов и промежуточной шестерни заднего хода осуществляется вилками, которые закреплены на штоках болтами. Шток 33 вилки включения III и IV передач установлен в отверстиях передней и задней стенок картера, а штоки 32 и 35 в отверстиях задней стенки и прилива картера. В нейтральном и включенном положениях штоки удерживаются шариковыми фиксаторами, которые поджимаются к гнездам штоков пружинами 37. Фиксаторы закрываются общей крышкой 38. Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в приводе имеется замковое устройство, состоящее из трех блокировочных сухарей 34. Два крайних сухаря большего диаметра установлены в отверстии задней стенки, а средний в отверстии штока 33.

 

lada-motors.narod.ru

Ремонт КПП своими силами. Нива, ВАЗ-2101

Пятиступенчатая коробка переключения передач Нивы(21074-1700005-40) создана на базе КПП 2107 и отличается от нее незначительно. Отсутствует центрирующее и стопорное кольца на конце вторичного вала. Вот хвостовик классической КПП:

Нет также привода троса спидометра, соответственно, внутри КПП вместо шестерни для привода спидометра, установлена дистанционная втулка. Есть ещё незначительное отличие - фланец подшипника вторичного вала. На классике этот фланец удерживает подшипник и ось промежуточной шестерни заднего хода. На Ниве фланец удерживает только подшипник вторичного вала, а ось притянута гайкой к картеру КПП. Других отличий нет, поэтому при ремонте КПП от классики также можно смело руководствоваться этой статьёй.

Устройство и принцип действия коробки можно посмотреть в иллюстрированном альбоме.

В автомобилях семейства Нива этот агрегат, пожалуй, наиболее часто выходит из строя, что и подвигло меня на создание этой статьи.Идея статьи долго вынашивалась. Я давно начал собирать дефектные узлы и детали, ставшие причиной выхода из строя коробки передач. Работа над статьёй заняла полтора месяца. За это время мной отремонтировано 7 КПП и от каждой взято немножко материала для FAQ. Сделано 396 фото цифровым и 46 пленочным аппаратами. Основой статьи стала переборка КПП с машины staTOOsa:

Хочу выразить ему благодарность за безвозмездно предоставленный агрегат.

Причиной неисправности его КПП был классический случай - отвинтившаяся гайка хвостовика:

Я снимал, перебирал, ставил на место КПП и комментировал свои действия. ALER, еле-еле успевая за мной, конспектировал материал на ноутбуке и фотографировал. Там, где я щёлкал клювом с комментарием, ALER быстренько формулировал мысль:-). За что ему большое спасибо!

Еще благодарю ALERа за помощь в подготовке статьи - обработке фотографий, редактировании материала.Также хочу поблагодарить продавца запчастей Андрея за помощь в поиске по рынку некондиционных железок: 

Кстати, занятие это оказалось сложным. Раньше, этак в году 98-99, их даже искать не надо было: лежали на каждом прилавке, было трудно найти хорошую запчасть. Теперь же ситуация изменилась, что, собственно, радует меня.

* * *

Внимание! Важное предупреждение! 

Если при сливе масла перед ремонтом КПП вы обнаружили, что масла крайне мало, такую КПП рекомендую не ремонтировать. Задушите жабу в зародыше (или наоборот - послушайтесь ее) и купите новую коробку - так будет дешевле, и машина быстрее "встанет на ноги".

Мой недавний случай тому пример. Владелец машины утаил от меня, что ездил некоторое время без масла в коробке. Когда он это обнаружил, было уже поздно. Естественно, после этого он стал регулярно следить за уровнем масла, каждый раз подливая его, и перед ремонтом я слил из КПП ровно столько масла, сколько и должно было быть. В результате, ремонт этой КПП обошёлся для него дороже новой с установкой, а для меня большим геморроем. Мне пришлось трижды снимать и ставить ее, каждый раз заменяя запчасти, пока я не определил истинную причину шума - недопустимый износ всех шестерён. Масло вытекало из неё ручьём из-за того, что сломалось и порезало сальник пружинное кольцо подшипника первичного вала:

* * *

Обилие иллюстративного материала сделало объем статьи очень большим. Для удобства читателей было решено разбить ее на несколько самостоятельных разделов в соответствии с этапами работы. Например, начать следует с Таблицы дефектов, изучение которой позволит с той или иной степенью вероятности определить причину неисправности по ее внешнему проявлению.

Таблица дефектов

Демонтаж КПП

Разборка КПП

Дефектовка деталей и узлов

Выбор и покупка запчастей

Сборка КПП

Установка КПП

 

Удачи всем и каждому! Шершавой дорожки и меньше поломок!

Володюшка. 13.03.03.

www.chipmaster.ru

ВАЗ 2101 | Основные неисправности механической КПП

ПРИЧИНА

СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

Затрудненное переключение передач

Неправильная регулировка сцепления Отрегулировать. Заедание тяги или троса привода Смазать или найти причину и устранить. Заедание штока вилки переключения передач Проверьте крепление сферического шарнира рычага, затяжку болтов крышки механизма управления КПП, износ штоков и отверстий штоков в картере КПП, деформацию сальников, правильность установки задней секции картера. При необходимости отремонтируйте. Заедание деталей внутреннего устройства КПП: вилок, ползунов или синхронизаторов Разобрать, проверить состояние деталей. Изношенные или поврежденные детали заменить. Несцентрирован картер сцепления в задней части картера сцепления Марка залитого масла не соответствует рекомендуемой Сменить масло. Износ блокирующих колец синхронизаторов и конических поверхностей ведомых шестерен Проверить зазор между зубчатым венцом ведомой шестерни и блокирующим кольцом синхронизатора. Зазор должен быть не менее 0,77 мм. Если зазор соответствует норме, то надо проверить износ конических поверхностей блокирующего кольца и ведомой шестерни.

Скрежет при переключении передач

Неправильная регулировка сцепления Отрегулировать. Заедание тяги или троса привода сцепления Найти причину заедания и устранить, смазать трущиеся места. Несцентрирован картер сцепления Проверить соосность по отверстию в задней части картера сцепления. Низкий уровень масла или марка залитого масла не соответствует рекомендуемой

Сменить масло. Проверить наличие течи масла (если отмечается низкий уровень). Устранить течи.

Износ или повреждение деталей переключения передач или синхронизаторов Разобрать и проверить состояние деталей. Заменить изношенные детали.

Повышенный шум со стороны трансмиссии

Низкий уровень масла или марка залитого масла не соответствует рекомендуемой Сменить масло. Проверить наличие течи масла (если отмечается низкий уровень). Устранить течи. Ослабление затяжки болтов крепления картера сцепления или картера трансмиссии Проверить затяжку, подтянуть болты динамометрическим ключом. Попадание в картер КПП сторонних частиц (грязи, металлических опилок, стружки и др.) Слить масло, промыть картер и залить свежее масло. Износ или повреждение деталей переключения передач, шестерен, деталей крепления подшипников Снять КПП, разобрать и проверить состояние деталей. Заменить изношенные и поврежденные детали. Несцентрирован картер сцепления Проверить соосность по отверстию в задней части картера сцепления.

Самопроизвольное выключение передачи

Несцентрирован картер сцепления Проверить соосность по отверстию в задней части картера сцепления. Ослабление крепления рычага переключения передач Проверить износ вилки рычага, подтянуть ослабшие соединения. Износ нейлонового вкладыша кулисы или ослабление гайки кулисы Снять рычаг переключения передач, проверить износ нейлонового вкладыша или ослабление затяжки гайки. Отремонтировать или заменить. Износ или повреждение первичного вала КПП или роликовых подшипников Заменить первичный вал КПП или роликовые подшипники. Износ или повреждение механизма переключения передач: вилок, ползунов, штоков, муфты, фиксаторов, пружин, износ или повреждение крышки Снять КПП, снять верхнюю крышку и проверить состояние деталей в крышке картера КПП. Заменить изношенные и поврежденные детали. Износ или повреждение зубьев шестерен, синхронизаторов, повышенный осевой люфт вала КПП вследствие износа упорных шайб либо ведомых шестерен вторичного вала КПП Снять КПП, разобрать и проверить состояние деталей. Заменить изношенные и поврежденные детали. Износ втулки направляющего подшипника

Заменить втулку.

Не включается одна из передач

Износ или повреждение механизма переключения передач: вилок, ползунов, штоков Снять КПП, снять верхнюю крышку и проверить состояние деталей в крышке картера КПП. Заменить изношенные и поврежденные детали. Износ шарика фиксатора, поломка пружины фиксатора или ослабление крышки фиксаторов Подтянуть болты крышки, или заменить изношенные детали. Износ или повреждение рычага переключения передач Заменить рычаг.

Не выключается одна из передач

Износ или повреждение штоков (или штока), деформация вилки, ослабление винта ползуна, потеря или износ пружины среднего фиксатора Проверить состояние и заменить изношенные детали. Поломка зубьев шестерен промежуточного вала, первичного вала, или вала промежуточной шестерни заднего хода Проверить состояние и заменить изношенные детали. Износ или повреждение рычага переключения передач, неправильная сборка или поломка механизма переключения передач, износ или повреждение зубьев шестерен, синхронизаторов и деталей их фиксации Разобрать КПП, заменить изношенные детали и правильно собрать.

automn.ru

К ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ДОБАВЛЯЕМ ПЯТУЮ ПЕРЕДАЧУ ВАЗ2101...2107. Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки передач-2101, которую ставил на всe “жигули”. Затем появилась КП 2121 с “повышенным” рядом, предназначенная для “Нивы” и ВАЗ-2106. В 1979 году завод освоил КП 2105 для нового семейства. Сегодня она производится в двух вариантах (четырех- и пятиступенчатая) и идет на все “жигули” и “Ниву. А прежние агрегаты сняли с производства еще в 1987 году. Однако запчасти к ним делали очень долго. Поэтому в продаже до сих пор встречаются детали разных поколений. В чем их отличие? Начнем с первичного вала. 2101 имеет 17 зубьев на ведущей шестерне, 2121 - 19 зубьев. А вариант, что ныне ставят на конвейере, насчитывает 18 зубьев (фото 1). Средняя розничная цена - 550 рублей.

Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный. У 2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29 зубьев, а на шестерне первой передачи - 15. У 2121 - 28 и 15 соответственно. На венце промежуточного вала 2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем (!). Чтобы не запутаться, посчитайте зубья на шестерне первой передачи: здесь их 14. Вал 2107 предназначен для пятиступенчатой коробки передач. Все его шестерни такие же, как у 2105. Единственное отличие - резьбовое отверстие для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода (фото 2). Вместе с болтом его можно купить за 520 руб.

Вторичные валы в сборе у всех “четырехступок” взаимозаменяемы. Разница лишь в ведомой шестерне первой передачи. Их две - универсальная для 2101 и 2121 и уникальная - для 2105. Внешне они похожи, ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона. Отличие в диаметре: 2101 - 96,8 мм, 2105 - 98,8 мм (фото 3).

У “пятиступки” вторичный вал свой (фото 4). Стоит он в среднем 550 руб.

Что будет:

Вы решили добавить своей “старушке” пятую передачу? Если коробка передач древняя, типа 2101 или 2121, - проще, пожалуй, сменить агрегат в сборе. А в случае с 2105 стоит попробовать. Итак, к четырехступенчатой коробке передач 2105 докупаем промежуточный и вторичный валы. К последнему также - блок шестерен пятой передачи. Набор (фото 5) состоит из ступицы (80 руб.), муфты (250 руб.), шестерни пятой передачи с синхронизатором (330 руб.), блока шестерен пятой передачи и заднего хода (400 руб.) и маслоотражательной шайбы (20 руб.) (фото 6).

Промежуточную шестерню заднего хода оставляем прежнюю, а вот ее ось придется заменить. Старая имеет две опоры - в картере КП и задней крышке. У “пятиступки” опора в крышке отсутствует. Модернизированная ось (45 руб.) закреплена в картере гайкой, а не выступом стопорной пластины (фото 7). Если тратиться на новую пластину не хочется (50 руб.), можно оставить старую, удалив выступ.

Изменился и привод переключения передач. Комплект штоков и вилка включения пятой передачи и заднего хода (фото 8) обойдутся в 420 руб. Плюс механизм выбора передач (фото 9) - еще 400 руб.

В старой крышке пятая передача не поместится - нужна новая - 550 руб. (фото 10). Если у вас «Нива», поищите ту крышку, что с заглушкой под привод спидометра (место указано стрелкой). Но и это не все. Понадобятся новый датчик включения фонарей заднего хода - 30 руб. (фото 11), модернизированная опора силового агрегата - 40 руб. (фото 12) с поперечиной 2107-1001100 - 40 руб. и подшипник блока шестерен - 70 руб.

Чем сердце успокоится:

Новая пятиступенчатая коробка передач стоит около 8000 рублей. Затраты на самостоятельную переделку - 3900. Плюс не поддающееся оценке моральное удовлетворение - сам делал!

vaz2101spb.ru

Шувалов ВАЗ-2101 8 — Энциклопедия журнала "За рулем"

Трансмиссия. Коробка передач и карданная передача

Коробка передач автомобиля «Жигули» во многом отличается от аналогичных узлов таких распространенных машин, как «Волга ГАЗ-21» или «Москвич-408». Синхронизаторы на всех передачах, рычаг переключения на полу, картер, отлитый из алюминиевого сплава, блок шестерен на подшипниках качения, самоподжимной сальник первичного вала, отсутствие в шестернях бронзовых втулок — вот ее конструктивные особенности. В целом это весьма компактный и надежный узел, отвечающий всем современным требованиям.Коробка «Жигулей», как и у большинства автомобилей с классической компоновкой, — трехвальная, четырехступенчатая, трехходовая. Трехвальная схема выбрана потому, что позволяет сделать узел легче и компактнее (по сравнению с двухвальной), а кроме того, дает возможность высшую передачу в коробке выполнить прямой, то есть передавать крутящий момент непосредственно, без участия шестерен. Таким образом, работа на высшей передаче не сопровождается износом шестерен.Как видите, даже общепринятые конструктивные решения, известные подчас более полувека, требуется всесторонне оценить, прежде чем внедрить на серийной модели, которая будет повторена в сотнях тысяч экземпляров. Синхронизаторы на всех передачах и рычаг переключения на полу, отказ от игольчатых подшипников промежуточного вала и широкое применение пружинных стопорных колец не прихоть одного человека, а результат кропотливых совместных усилий специалистов, конструкторов, технологов, металлургов, испытателей.

Устройство коробки передач1 — картер сцепления;2 — первичный вал;3 — обойма и сальник;4 — тарельчатая шайба;5 — сапун;6 — подшипник первичного вала;7, 12 и 16 — подшипники вторичного вала;8 — картер коробки передач;9 — шестерня III передачи;10 — шестерня II передачи;11 — шестерня I передачи;13 — упорная пластина;14 — поводок переключения;15 — привод спидометра;17 — сальник;18 — фланец упругой муфты;19 — кольцо;20 — гайка;21 — грязеотражатель;22 — задняя крышка;23 — вторичный вал;24 — шестерни заднего хода;25 и 31 — подшипники промежуточного вала;26 — блок шестерен;27 — сливная пробка;28 — синхронизатор 1 и II передач;29 — синхронизатор Ш и IV передач;30 — поддон;32 — болт;33 — распорная втулка;34 — рычаг переключения передач;35 — упругие втулки;36 — болт упругой муфты;37 — упругая муфта;38 — установочная втулка;39 — скользящий фланец;40 — передний карданный вал;41 — подшипник;42 — промежуточная опора;43 — вилка кардана;44 — карданный шарнир;45 — задний карданный вал.

Картер коробки передач прикреплен восемью шпильками к картеру 1 сцепления. К заднему торцу коробки привернута алюминиевая крышка 22, где размещаются шестерни 24 заднего хода, привод 15 спидометра и привод переключения передач.

Валы и подшипники

Крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал 2. Он вращается в шариковом 6 и игольчатом подшипниках (последний размещается в ступице маховика). Чтобы в картер сцепления не попадало масло из коробки передач, между ними установлен самоподжимной сальник в обойме 3. Подшипник 6 фиксируется от осевых перемещений тарельчатой шайбой 4, зажатой между картерами сцепления 1 и коробки передач 8.Вторичный вал 23 с надетыми на него шестернями и синхронизаторами опирается на три подшипника — 7, 12 и 16. Поскольку все шестерни коробки (кроме передачи заднего хода) косозубые, под действием возникающих при их работе осевых усилий вал может перемещаться. Чтобы этого не происходило, средний шариковый подшипник 12 «заперт» стопорным кольцом и упорной пластиной 13, привернутой винтами к заднему торцу картера 8.Промежуточный вал 26 сделан в виде блока шестерен и вращается в роликовом 25 и радиально-упорном шариковом 31 подшипниках. Последний служит для восприятия осевых усилий и фиксируется в картере 8 также пружинным кольцом.

Шестерни

Они свободно вращаются на вторичном валу и не имеют бронзовых втулок. Все шестерни (опять же кроме заднего хода) находятся в постоянном зацеплении. Для включения служат зубчатые венцы, нарезанные на их ступицах.Зубчатый венец шестерни первичного вала 2 изготовлен отдельно, а затем напрессован на вал и припаян к нему медью. Шестерни 24 заднего хода — прямозубые, причем ведущая посажена консольно на шлицованный конец блока шестерен 26, а ведомая установлена на вторичном валу 23 и соединена с ним шпонкой. Ведущая винтовая шестерня привода 15 спидометра зафиксирована на валу 23 шариком, выполняющим роль шпонки.Число зубьев шестерен коробки передач подобрано таким образом, чтобы получить передаточные числа трансмиссии машины, обеспечивающие уверенное троганье с места на подъемах, хороший разгон и высокую экономичность. При этом были учтены вес автомобиля и рабочий диапазон двигателя по числу оборотов.

Синхронизаторы

Синхронизаторы 28 и 29 снабжены блокирующими кольцами с конусными поверхностями. Принципиально они мало отличаются от хорошо известных синхронизаторов «москвичей» или «волг». Ступицы каждого из них надеты на шлицы вторичного вала 23.Передачи включаются осевым перемещением скользящих муфт синхронизаторов. Они сначала выравнивают скорости вращения ступицы и шестерни за счет трения конусов блокирующих колец, а затем соединяют зубчатые венцы ступиц синхронизаторов и шестерни. На первой, второй и третьей передачах первичный вал 2 через свою шестерню постоянно передает вращение блоку шестерен 26. Шестерни 9, 10 и 11, соединенные с блоком 26, свободно вращаются на валу 23. При перемещении муфты синхронизатора 28 вправо шестерня 11 соединяется с валом, и включается первая передача. Точно таким же образом происходит включение второй (муфта синхронизатора 28 идет влево) или третьей (муфта синхронизатора 29 сдвинута вправо) передачи. Когда муфта синхронизатора 29 находится в крайнем левом положении, она напрямую соединяет первичный 2 и вторичный 23 валы, включая четвертую (прямую) передачу. Для включения заднего хода служит надвижная паразитная шестеренка (на чертеже не видна), соединяющая шестерни 24.

Соединение поводка и рычага переключения передач

Механизм переключения

Муфты синхронизаторов и паразитная шестеренка передвигаются при помощи вилок, жестко соединенных с тремя штоками, расположенными справа (по ходу машины) от валов коробки. Эти штоки, лежащие в горизонтальной плоскости, скользят s отверстиях, сделанных в передней и задней стенках картера коробки. Задние части штоков оканчиваются головками с пазами. В эти пазы входит наконечник поводка переключения 14, который качается в шаровой опоре и соединен с рычагом переключения. Избирание передачи (селекция) происходит при его поперечном перемещении, а включение — при продольном, когда вошедший в паз штока наконечник рычага толкает шток и связанные с ним вилку и ступицу синхронизатора вперед или назад. По числу штоков, а следовательно, и ходов рычага эта коробка и называется трехходовой. Для гашения вибраций рычаг 34 переключения передач соединен с поводком 14 не жестко, а посредством упругих втулок, поглощающих колебания.

Уход за коробкой передач

В процессе эксплуатации следует периодически [проверять затяжку резьбовых соединений крепления коробки, ее крышек, привода спидометра. Через каждые 10 000 километров пробега следует проверять уровень смазки (не должен доходить до края наливного отверстия на лравой стенке коробки), а через 30 000 километров заменять масло (применяя только рекомендованное заводом ТАд-17).

Карданная передача

Коробка передач «Жигулей» не имеет удлинителя, знакомого владельцам «москвичей». Это объясняется тем, что карданный вал ВАЗа сделан не одинарным, а двойным, с промежуточной опорой. Чем объяснить стремление конструкторов «укоротить» карданный вал?Длинный вал, как всякая балка, прогибается. При его вращении под действием центробежных сил этот прогиб дополнительно увеличивается и на определенной (так называемой критической) скорости вращения может достичь опасной величины. Чем короче вал, тем меньше прогиб, тем более высокое число оборотов он может выдержать.Два карданных вала «Жигулей» — передний 40 и задний 45 — снабжены тремя шарнирами. Один из них представляет собой упругую резиновую муфту 37, а два других 44 являются обычными шарнирами с крестовиной на игольчатых подшипниках.Муфта 37 зажата болтами 36 между двумя трехлапыми фланцами 39 и 18. Первый сидит на шлицах хвостовика вторичного вала 23 и закреплен гайкой 20. Второй может перемещаться на шлицах переднего конца переднего карданного вала 40. Центрируются фланцы один относительно другого посредством кольца со сферической поверхностью и установочной втулки 38. Задний конец вала 40, на шлицах которого закреплена вилка 43 заднего карданного вала, опирается на шарикоподшипник 41 промежуточной опоры 42. Эта опора представляет собой фасонное кольцо из специальной резины с высокой усталостной прочностью, соединенное вулканизацией с двумя обоймами. Во внутренней установлен подшипник 41, наружная укреплена на поперечине кузова.Упругая муфта 37 и подвижное шлицевое соединение фланца 39 с валом 40 компенсируют перемещение вала 40 относительно коробки передач при перекосах кузова, а опора 42 поглощает вибрации валов.Более значительные перемещения, возникающие между кузовом и задним мостом, компенсируются двумя шарнирами 44 заднего карданного вала 45.Уход за карданной передачей несложен. Он сводится к подтягиванию резьбовых соединений и к пополнению (через каждые 30 000 километров пробега) смазки ФИОЛ-1 в шлицевом соединении фланца 39 с валом 40. Игольчатые подшипники карданных шарниров смазаны при сборке и надежно защищены резиновыми сальниками. Они не требуют пополнения или замены смазки за все время службы машины.

wiki.zr.ru

Коробка передач ВАЗ-2101 - Базовые характеристики - Конструкция ВАЗ 2101 - Конструкция ВАЗ 2101

Коробка передач

1. Нижняя крышка; 2. Пробка заливного и контрольного отверстия; 3. Шестерня второй передачи промежуточного вала; 4. Шестерня третьей передачи промежуточного вала; 5. Промежуточный вал; 6. Передний подшипник промежуточного вала; 7. Болт зажимной шайбы: 8. Зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала; 9. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 10. Шестерня постоянного зацепления первичного вала; 11. Пружинная шайба; 12. Стопорное кольцо; 13. Задний подшипник первичного вала; 14. Сальник первичного вала; 15. Передняя крышка коробки передач; 16. Установочное кольцо подшипника; 17. Картер сцепления; 18. Ведущий вал коробки передач; 19. Включатель фонаря заднего хода; 20. Шестерня заднего хода промежуточного вала; 21. Промежуточная шестерня заднего хода; 22. Вилка включения заднего хода; 23. Оттяжная пружина рычага переключения передач; 24. Болт оттяжной пружины; 25. Направляющая чашка рычага переключения передач; 26. Шаровая опора рычага; 27. Сферическая шайба; 28. Пружина; 29. Рычаг переключения передач; 30. Вилка включения I и II передач; 31. Вилка включения III и IV передач; 32. Шток вилки включения I и II передач; 33. Шток вилки включения III и IV передач; 34. Блокировочные сухари; 35. Шток вилки включения заднего хода; 36. Шариковый фиксатор штока; 37. Пружина фиксатора; 38. Крышка фиксатора; 39. Сапун; 40. Игольчатый подшипник переднего конца ведомого вала; 41. Упорная шайба пружины синхронизатора; 42. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 43. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 44. Ступица скользящей муфты синхронизатора III и IV передач; 45. Стопорное кольцо синхронизатора; 46. Блокирующее кольцо синхронизатора; 47. Пружина синхронизатора; 48. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 49. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи; 50. Вторичный вал; 51. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 52. Втулка шестерни I передачи; 53. Промежуточный подшипник вторичного вала; 54. Стопорная пластина промежуточного подшипника; 55. Шестерня заднего хода вторичного вала; 56. Стопорное кольцо шестерни заднего хода промежуточного вала; 57. Упругая подушка демпфера рычага переключения передач; 58. Резиновая втулка демпфера; 59. Распорная втулка демпфера; 60. Запорная втулка демпфера; 61. Дистанционная втулка штока; 62. Внутренний чехол рычага переключения передач; 63. Направляющий штифт рычага; 64. Сальник заднего подшипника вторичного вала; 65. Фланец эластичной муфты карданного вала; 66. Гайка; 67. Уплотнитель центрирующего кольца; 68. Центрирующее кольцо; 69. Стопорное кольцо; 70. Задний подшипник вторичного вала; 71. Пробка сливного отверстия; 72. Грязеотражатель; 73. Ведущая шестерня привода спидометра; 74. Привод спидометра; 75. Задняя крышка коробки передач; 76. Ось промежуточной шестерни заднего хода; 77. Задний подшипник промежуточного вала; 78. Шестерня I передачи промежуточного вала 79. Картер коробки передач; 80. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач

Коробка передач четырехступенчатая. Все детали ее расположены в двух базовых деталях: в картере 79 и задней крышке 75. В картере установлены первичный вал 18, вторичный вал 50 в сборе с шестернями и синхронизаторами и промежуточный вал 5. Первичный вал вращается в двух подшипниках, передний расположен в торце коленчатого вала, задний подшипник 13 в гнезде передней стенки картера. Его установочное кольцо зажато между картерами сцепления и коробки передач. На валу подшипник зажат между буртиком вала и пружинной шайбой И, которая запирается на валу стопорным кольцом 12. При такой фиксации подшипника в гнезде и на валу исключается осевое смещение вала.

Первичный вал изготовлен вместе с косозубым венцом шестерни 10. находящимся в постоянном зацеплении с шестерней 9 промежуточного вала. С торца вала на обработанный поясок напрессован, а затем припаян медью прямозубый венец 42 синхронизатора IV передачи. В этом же торце вала проточено гнездо под игольчатый подшипник 40 вторичного вала. На шлицах вала расположен ведомый диск сцепления. Вторичный вал 50 является как бы продолжением первичного вала. Он опирается на три подшипника. Игольчатый подшипник 40 расположен в торце первичного вала, промежуточный 53 в задней стенке картера, а задний двухрядный подшипник 70 - в гнезде задней крышки коробки передач. Промежуточный подшипник удерживается от смещения в гнезде установочным кольцом и стопорной пластиной 54, которая крепится к стенке картера винтами.

На валу подшипник зажат между втулкой 52 и шестерней 55 заднего хода под усилием пружинной шайбы 11, которая удерживается на валу стопорным кольцом 12. Задний подшипник 70 зажат гайкой 66 между шестерней 73 привода спидометра и фланцем 65 эластичной муфты. Гайка контрится шайбой, которая отгибается на грань гайки. На выходе из крышки вторичный вал уплотнен сальником, рабочая кромка которого прилегает к шлифованной поверхности фланца 65. Сальник защищен грязеотражателем 72. На цилиндрический поясок гайки плотно посажен резиновый уплотнитель 67, затем на конец вала напрессовано центрирующее кольцо 68 и установлено стопорное кольцо 69.

На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни 48 и 49 III и II передач. Шестерня 51 I передачи вращается на стальной термообработанной втулке 52, зажатой на валу между подшипником 53 и ступицей синхронизатора. Указанные шестерни имеют по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми венцами соединяются муфты 43 и 80 синхронизаторов при включении I,II или III передач. На двух поясках вторичного вала выполнены по три глубоких паза, в которые заходят выступы ступиц муфт синхронизаторов.

Ступица 44 синхронизатора III и IV передач поджата к буртику вала пружинной шайбой и стопорится на валу кольцом. Другая ступица зажата между втулкой 52 и буртиком вала. От осевого смещения она удерживается вместе с промежуточным подшипником 53 и шестерней 55 пружинной шайбой И и стопорным кольцом 12. Шестерня 55 заднего хода соединена с валом шпонкой. Синхронизатор - инерционного типа, обеспечивает безударное включение передач. Конструкция обоих синхронизаторов одинакова. Синхронизатор III и IV передач состоит из ступицы 44, скользящей муфты 43, двух блокирующих колец 46, пружин 47, стопорных колец 45 и венцов синхронизаторов первичного вала и шестерни 48 III передачи. Промежуточный вал 5 вы- полнен в виде блока четырех шестерен.

Вал вращается в двухрядном шарикоподшипнике 6 и роликовом цилиндрическом подшипнике 77. Подшипник крепится на валу болтом 7 через пружинную и плоскую шайбы. Роликоподшипник зажат на валу между буртиком вала и шестерней 20 заднего хода. Эта шестерня установлена на шлицы вала и удерживается на них стопорным кольцом. Промежуточная шестерня 21 заднего хода расположена на оси 76 на металлокерамической втулке. Ось установлена в отверстиях стенки картера и прилива задней крышки коробки передач и стопорится пластиной 54. Включение и переключение передач осуществляется через механический привод, состоящий из рычага 29. трех штоков с вилками, фиксаторов и замкового устройства.

Рычаг переключения передач выполнен разъемным, чтобы облегчить снятие и установку коробки передач на автомобиле. Стержень рычага соединен с самим рычагом через эластичные втулки демпфера, которые поглощают вибрации и обеспечивают более мягкое включение передач. Рычаг переключения передач смонтирован в задней крышке 75. На трех шпильках гайками с пружинными шайбами к крышке крепятся направляющая чашка 25 рычага, шаровая опора 26 и фланец уплотнительного чехла 62. Между ними установлены уплотнительные прокладки.

Источник: http://www.club2101.com

2101.ucoz.ru