Масляный насос ваз


масляный насос ваз

В этой статье будет рассмотрен масляный насос ваз, его диагностика и ремонт, а также его замена, если детали насоса имеют предельный износ. Любой водитель знает, как важен требуемый показатель необходимого давления масла, от которого зависит нормальная работа системы смазки и вообще безаварийная работа двигателя.

Под давлением масла, которое развивает масляный насос, смазываются коренные и шатунные подшипники скольжения (вкладыши) коленчатого вала, а так же опоры (постели) распределительного вала. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Часто бывает так, что после ремонта мотора, шейки коленчатого вала прошлифованы до нужного размера, подшипники скольжения (вкладыши) заменены новыми, а также постели распредвала отремонтированы (подробно об этом вот здесь),но проблема с недостаточным давлением масла осталась. В таком случае требуется диагностика и ремонт (замена) масляного насоса и его редукционного клапана, что и будет описано ниже, на примере масляного насоса ваз 2108 — 09, 99…(переднеприводные вазы).

Каждый водитель знает, что на любом автомобиле, точнее на его панели приборов, имеется контрольная лампа давления масла (или прибор, показывающий давление) и при уменьшении минимально допустимого давления масла, лампа загорается, оповещая водителя о неполадках в системе смазки и что двигатель машины лучше заглушить (для устранения проблемы).

При возникновении проблем с давлением, требуемый показатель давления (который следует уточнить в мануале конкретного двигателя) лучше конечно перепроверить более точно, с помощью механического манометра (подробнее о давлении масла и как его правильно проверить читаем тут).

Прежде чем описывать масляный насос ваз, его диагностику, ремонт или замену, следует сначала напомнить, что проблемы с давлением масла могут быть не только по вине масляного насоса, но и от изношенных шеек коленчатого вала и вкладышей, а так же от неполадок редукционного и обратного клапанов, установленных в системе смазки. Об этом я написал отдельную статью, которая называется «Маленькие, но важные детали системы смазки, из-за которых бывают большие неприятности» (статья находится здесь).

И разумеется, чтобы восстановить в любом двигателе нормальное давление масла, следует не только заниматься масляным насосом, но и проверить и восстановить все три важных фактора, а именно: 1 — нормальную работу клапанов в системе (редукционного и обратного), 2 — нормальные (восстановленные) шейки коленвала и вкладыши (о ремонте мотора и вкладышах читаем вот тут, а о восстановлении постелей распредвала есть ссылка выше) ну и 3 — масляный насос с неизношенными (восстановленными) деталями.

1 — передний сальник коленвала, 2 — крышка масляного насоса, 3 — резиновое уплотнительное колечко, 4 — трубка маслоприёмника, 5 — корпус насоса, 6 — ведомая шестерня, 7 — ведущая шестерня, 8 — редукционный клапан, 9 — пружинка редукционного клапана, 10 — пробка насоса, 11 — уплотнительное кольцо пробки.

Масляный насос ваз (см. рисунок 1) шестерёнчатый, с шестернями ведомой 6 и ведущей 7 внутреннего зацепления, располагается на переднем торце блока цилиндров двигателя. Ведущая шестерня 7 насоса устанавливается на двух лысках на переднем конце коленвала двигателя. Для уменьшения механических потерь, шестерни насоса имеют трохоидальное зацепление.

 

Маслоприёмник масляного насоса (трубка с сеткой) крепится с помощью болтов к корпусу насоса и к крышке второго коренного подшипника.

Масляный насос ваз — разборка.

Чтобы иметь возможность производить диагностику деталей масляного насоса, разумеется его необходимо демонтировать с двигателя. Для этого устанавливаем машину над смотровой ямой, сливаем моторное масло, снимаем поддон и приготовив торцовые головки из набора инструмента на 10 и 13 (не помешает и удлинитель с карданчиком) начинаем откручивать крепёжные болты насоса ключом на 13. Пометьте маркером или чертилкой, где какой болт был установлен, так как они имеют разную длину.

Отделив насос от картера двигателя, обратите внимание на прокладку фланца насоса и если она в хорошем состоянии, то снимите её аккуратно, она ещё пригодится. Если прокладка сильно обжата или порвана, то разумеется меняем её новой, ведь стоит она копейки (можно вырезать и самому) зато вы будете уверены в том, что из-за плохой прокладки давление масла не будет теряться.

  • Аккуратно (через картонные прокладки) закрепляем масляный насос в тисках (для удобства работы), так чтобы не повредить крышку 2 (см. рисунок 1).
  • Откручиваем винты крепления корпуса 5 масляного насоса и крышки 2 насоса.
  • Аккуратно обстукиваем пластиковым молоточком (или ручкой отвёртки) и поддеваем тонкой отвёрткой крышку масляного насоса и отделяем её от корпуса.
  • При этом стараемся двумя отвёртками равномерно разделять детали по кругу без перекоса, так как в корпусе насоса имеются направляющие штифты, которые входят в отверстия в крышке.
  • Отделив крышку насоса от корпуса, в корпусе видим две шестерни, ведущую 7 и ведомую 6.
  • Далее извлекаем обе шестерни из масляного насоса.
  • Затем выкручиваем из корпуса пробку 10 редукционного клапана 8, при этом алюминиевое уплотнительное колечко 11 пробки откладываем в сторону (оно как правило сильно обжато и вместо него следует при сборке установить такое же по диаметру новое кольцо).
  • Открутив пробку, извлекаем пружинку 9 редукционного клапана и сам клапан 8 (откладываем в чистое место). Если клапан (стальной цилиндр) не выходит (что бывает из-за грязи и это часто является причиной проблем с давлением), то извлекаем его с помощью мягкой медной или алюминиевой проволоки, или острозаточенной деревянной палочки (зубочистки).
  • При затруднённом извлечении клапана, можно легонько обстучать корпус пластиковым молоточком или ручкой отвёртки, перевернув корпус отверстием клапана вниз (держим над верстаком).
  • Далее выпрессовываем из крышки 2 масляного насоса сальник коленчатого вала 1, так как он по любому изношен (хотя бы немного) и его следует заменить.

Масляный насос ваз — осмотр (диагностика) и дифектовка деталей.

Разобрав масляный насос, после того, как все детали были промыты в керосине (подойдёт сольвент или хотя бы бензин)  и продуты сжатым воздухом, начинаем осмотр и дифектовку деталей насоса. Алюминиевая крышка насоса в зоне плилегания шестерен не должна иметь выработки в виде уступов, а поверхность крышки должна быть идеально плоской (можно проверить плоскость, уложив крышку на поверочную плиту или хотя бы на лист стекла).

1 — сальник коленвала, 2 — точки крепления крышки, 3 — пробка редукционного клапана.

 

 

При заметном износе крышки, следует отдать её фрезеровщику. Следует подсказать фрезеровщику, что зажимать крышку для фрезеровки следует в точках, указанных цифрами 2 (см. рисунок 2). Профрезеровать следует поверхности Y и X, показанные на рисунке 2, до размера 13,5 ±0,3 мм. Следует учесть, что максимальный съём алюминия фрезой не должен превышать 0,2 мм.

 

 

 

 

Рабочие поверхности корпуса масляного насоса не должны иметь царапин. Предельный диаметр отверстия под ведомую шестерню насоса не должен превышать 75,10 мм (см. рисунок 3). А минимальная ширина сегмента (эллипса) должна быть не менее 3,40 мм (см. рисунок 3).

 

 

 

1 — ведомая шестерня, 2 — ведущая шестерня, 3 — корпус.

 

 

 

Ну, а размеры новых деталей (которые позволят ориентироваться при контроле допустимого износа) показаны на рисунке 4.

 

 

Износ шестерен удобно контролировать с помощью индикатора часового типа.

 

 

1 — ведущая шестерня, 2 — ведомая шестерня, S — осевой зазор.

При этом аккуратно зажимаем насос в тисках, укладываем в него обе шестерни и установив индикаторную планку, начинаем контролировать максимально допустимые осевые зазоры шестерен (осевой зазор показан буквой S), которые не должны превышать: для ведомой шестерни 0,15 мм, а для ведущей шестерни 0,12 мм (см. рисунок 5).

 

 

 

 

а — ведущей шестерни, в — ведомой шестерни.

 

 

Если зазоры шестерен превышают предельно допустимые значения (предельные износы даны на рисунке 6), то следует заменить изношенные шестерни насоса новыми.

 

 

 

 

 

Далее следует проверить нормальную упругость пружинки редукционного клапана, то есть сравнить замеры пружины вашего насоса с данными показанными на рисунке 7.

 

 

 

Предельные износы редукционного клапана и его отверстия.1 — редукционный клапан, 2 — крышка масляного насоса.

 

 

Сам редукционный клапан (цилиндрик) показанный на рисунке 8, и само отверстие для клапана не должны иметь продольных рисок, а тем более износа в виде потёртостей. Предельно допустимые размеры при износе отверстия и редукционного клапана показаны на рисунке 8.

Сборка и установка масляного насоса ваз.

Сделав дифектовку деталей насоса и заменив изношенные детали, остаётся собрать насос и установить его на место.

Сначала запрессовываем новый сальник в крышку насоса, смазав его рабочие кромки моторным маслом. Запрессовываем сальник до упора, при этом подбираем такую оправку (можно головку из набора инструмента), чтобы усилие, прикладываемое при запрерссовке сальника, прикладывалось ближе к наружному диаметру сальника.

Далее осторожно закрепляем крышку в тисках (через картонные прокладки), укладываем в насос шестерни фасками (на вершинах зубьев) внутрь корпуса. Далее закручиваем винты крепления корпуса с крышкой насоса.

Вставляем редукционный клапан, затем пружину и закручиваем пробку клапана, не забыв подложить под пробку новое уплотнительное алюминиевое кольцо (толщина уплотнительного кольца 1,5±0,2 мм).

И последнее: перед сборкой масляного насоса ваз, обязательно следует смазать свежим моторным маслом ведомую и ведущую шестерни, само посадочное отверстие в рабочей зоне шестерен, так же следует смазать маслом уплотнительное резиновое колечко трубки маслоприёмника, ну и сам редукционный клапан и его отверстие.

После сборки насоса остаётся проверить, чтобы при прокручивании рукой, шестерни вращались плавно, без рывков и заеданий. Ну, а установить масляный насос на своё место на двигателе, думаю не возникнет трудностей даже у новичков, если действовать в порядке, обратном снятию насоса.

Вот вроде бы и всё. Если перечисленные выше ремонтные операции покажутся кому то слишком сложными, то тогда следует просто купить новый масляный насос ваз и заменить им штатный изношенный насос, успехов всем.

suvorov-castom.ru

Когда должна проводиться замена масляного насоса ваз 2101

Устройство системы смазки авто ВАЗ 2101

Обработка поверхностей, подбор материалов и смазывание трущихся деталей обеспечивает долговечность двигателя. Система смазка обеспечивает очистку масла от вредных примесей и частиц при попадании его в масляный фильтр.Применяемое моторное масло включает комплекс присадок, которые повышают его смазочные свойства, стойкость к окислению и работу в большом интервале температур.

Смазка двигателя авто ВАЗ 2101

Смазка двигателя в ВАЗ 2101 – комбинированная:

  • Под давлением. При этом смазываются подшипники — шатунные и коренные; опоры распредвала; втулка шестеренки и валика распределителя зажигания и привода масляного насоса.
  • Разбрызгиванием и вытекающим из зазоров маслом, смазываются поршни с кольцами, пальцы поршневые, стенки цилиндров, приводная цепь газораспределительного устройства, опоры рычагов клапанов, стержни клапанов, при движении в направляющих втулках.

В систему смазки ВАЗ 2101 входят:

  • Насос масляный, позиция 10, к корпусу которого прикреплен с фильтрующей сеткой приемный патрубок.
  • Масляный полнопоточный фильтр, 6. Служит для очистки масла перед поступлением его в двигатель.
  • Редукционный клапан, контролирующий давление масла, встроен в приемный патрубок.
  • Датчик 29 контроля давления масла, который соединяется с сигнальной лампой на приборной панели автомобиля. Если давление масла в автомобиле падает ниже допустимого лампочка загорается.
  • Каналы, по которым масло поступает к деталям и узлам двигателя.

Шестеренчатого типа масляный насос установлен внутри поддона. Двумя болтами, разной длины, он фиксируется к блоку цилиндров.

Болты,фиксирующие масляный насос

Замена масляного насоса авто ВАЗ 2101

Одним из важных агрегатов, который обеспечивает бесперебойную работу двигателя автомобиля, является масляный насос. В его функции входит обеспечение циркуляции смазки в системе силового устройства, подача масла ко всем его элементам.Нарушение цикла работы насоса приводит к недостаточной циркуляции моторного масла по системам двигателя. Несвоевременная замена масляного насоса на ВАЗ 2101 может стать причиной «масляного голодания».В этом случае может возникнуть:

  • Повышенный износ агрегатов и узлов.
  • Поступление в масло металлической стружки, образовывающейся от износа деталей.
  • Во всей системе снизится давление масла.
  • Перегрев деталей двигателя.
  • Попавшие в узлы твердые частицы износа, могут стать причиной заклинивания узлов.

Все это указывает на то, что цена, при несвоевременной замене или ремонтемасляного насоса, увеличивает стоимость ремонта двигателя.

Снятие насоса масляного

Инструменты, которые понадобятся для работы:

  • Торцовые ключи на «10» и «13».
  • Удлинитель.
  • Карданные шарниры.

На ВАЗ 2101 замена масляного насоса выполняется на смотровой яме или специальном подъемнике.Инструкция снятия насоса масляного:

  • Отсоединяются от аккумуляторной батареи провода.
  • Для стока масла из двигателя подставляется емкость, объем которой не меньше четырех литров.
  • Сливается из картера двигателя масло.

Совет: Перед тем как слить масло, двигатель нужно прогреть до рабочей температуры. Это уменьшает вязкость масла, что улучшает его сток с деталей устройства.

  • Извлекается брызговик двигателя.
  • Откручиваются гайки, фиксирующие к поперечине, подушки передней подвески силового агрегата. Для того чтобы легче вышли из отверстий шпильки подушек, двигатель домкратом или талью слегка необходимо приподнять.
  • Снимается картер мотора авто ВАЗ 2101.
  • Извлекаются из автомобиля приемный патрубок совместно с насосом.

Масляный насос с патрубком ваз 2101

Новый масляный наcос ставится на машину в обратном порядке его снятию.Уменьшить стоимость ремонта автомобиля ВАЗ 2101 можно без замены устройства полностью, а только отремонтировав изношенные детали, а затем собрать масляный насос своими руками.

Как разобрать правильно масляный насос ВАЗ 2101

Итак:

  • Для разборки изделие аккуратно, чтобы не повредить корпус, зажимается в тисках.
  • Отсоединяется с редукционным клапаном приемный патрубок.
  • На корпусе насоса масляного удаляется крышка.
  • Извлекаются ведомая шестеренка и ось с ведущей шестерней.

Проверка повреждений деталей масляного насоса

Инструкция контроля износа деталей состоит в следующем:

  • Все детали после разборки необходимо промыть бензином или керосином, затем продуть сильной струей сжатого воздуха.
  • На наличие трещин или сколов осматриваются корпус и крышка устройства. Если обнаружены большие повреждения деталей, нужна замена масляного насоса, иначе утечку масла устранить будет сложно.

С помощью щупов замеряются зазоры, образованные в устройстве в процессе эксплуатации:

  • Величина зазора между ведомой шестерней и осью, на которой она находится, не должна превышать 0,1 мм, номинальный размер его 0,017 – 0, 057 мм.
  • Оптимальный зазор между валом масляного насоса и отверстием в его корпусе составляет 0,016 – 0,055 мм, но не больше 0,1 мм.
  • Зазор между зубьями сопрягаемых шестеренок — 0,15 мм, но не более 0,25 мм.

Зазор между зубьями соседних шестеренок

  • Зазор между корпусом насоса и наибольшим диаметром шестеренки: оптимальный – 0,15 мм, наибольший должен не превышать 0,25 мм.
  • Величина зазора между торцом линейки, лежащей на плоскости разъема, и торцом шестерни составляет 0,161 – 0,166, не должен превышать 0,2 мм.

Измерение зазора между торцом шестерни и плоскостью разъема насоса

  • Проверяется редукционный клапан. Нельзя допускать отложений и загрязнений на сопрягаемых поверхностях корпуса и клапана.Большие заусенцы и забоины бывают причиной уменьшения давления в системе.
  • Данные, указанные на фото пружины, должны сравниваться с существующей деталью.

Данные при проверке упругости пружины

Сборка масляного насоса ВАЗ 2101

Итак:

  • Устанавливается в корпус ведущая шестерня с валом.
  • Ведомая шестерня надевается на ось, находящуюся в корпусе устройства.
  • Прикручивается крышка.
  • Вставляется редукционный клапан, вместе с пружиной.
  • Прикрепляется приемный патрубок к корпусу насоса масляного.

Совет: После сборки проверяется плавность вращения шестерни, оно должно быть без заеданий и рывков

В устройстве выполнена реставрация изношенных деталей или их замена. Масляный насос ВАЗ 2101 работает с отклонениями.В этом случае, скорее всего, нужно будет заменить шестерню привода насоса масляного. Подробно весь процесс можно посмотреть на видео.

Как заменить шестерню привода насоса масляного

На автомобиле ВАЗ 2101, под распределителем зажигания, в отверстии блока цилиндров, расположена шестерня привода.Порядок замены шестерни:

  • Распределитель зажигания снимается.
  • В шлицевое отверстие шестеренки привода насоса масляного с натягом устанавливается с заостренным концом деревянная палочка.
  • Из блока цилиндров извлекается шестерня.
  • Замена деталей выполняется в последовательности,обратной их снятию.
  • После замены шестерни необходимо выполнить корректировку угла опережения зажигания на датчике.

Автомобиль ВАЗ 2101 требует постоянного ухода и своевременного ремонта всех изношенных деталей. Тогда срок эксплуатации его в хорошем состоянии, будет гораздо больше.

masteravaza.ru

Масляный насос ВАЗ 2108: конструкция, замена помпы

Любой двигатель внутреннего сгорания, устанавливаемый на автомобили, имеет в своей конструкции топливный насос, масляный и помпу. Это три важных узла, которые влияют на работу мотора. Так, без помпы не будет проводиться циркуляция охлаждающей жидкости, а без масляного насоса смазка не дойдет из поддона к распределительному валу.

Детали масляного насоса1 – передний сальник коленчатого вала; 2 – крышка насоса; 3 – резиновое уплотнительное кольцо; 4 – маслоприемник; 5 – корпус насоса; 6 – ведомая шестерня; 7 – ведущая шестерня; 8 – редукционный клапан; 9 – пружина клапана; 10 – пробка; 11 – уплотнительное кольцо масляного насоса.

Для автомобилей ВАЗ 2108-21099 наиболее подходящими считаются узлы производства «Пекар». Во-первых, у них вполне достойные характеристики. Во-вторых, именно их устанавливали в «восьмерки» и «девятки» на заводе. А работает хорошо только то, что устанавливается разработчиками, так как именно под характеристики определенного узла произвели в свое время расчет всех основных данных двигателя.

Вернуться к оглавлению

Как снять ремень ГРМ?

Примерно через каждые 60 тыс. км пробега ремень ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108-21099 нуждается в замене. Демонтаж помпы производится каждые 90 тысяч, но лучше менять все и сразу. Конечно, можно ездить и больше, если возить в багажнике запасной комплект. Но стоит ли проводить ремонт в полевых условиях, если можно выполнить его в гараже, без спешки и риска погнуть клапаны?

Ведь не все двигатели защищены от тех ударов, которые получают клапаны при обрыве ремня ГРМ. Все дело в том, что вы, разогнав машину, держите высокие обороты двигателя. Когда резко происходит обрыв ремня, распределительный вал устанавливается в положение, при котором все клапаны падают вниз, то есть открываются. Но вот только коленвал продолжает вращаться по инерции, двигая поршни.

И двигает он их навстречу опустившимся клапанам. Результат — это сильнейший удар, который в лучшем случае приведет к загибанию клапанов. Может случиться и такое, что лопнет поршень, по головке блока цилиндров пойдут трещины. Из-за этого ремонт сразу же становится дороже в несколько раз. Чтобы провести замену ремня ГРМ на ВАЗ 2108, вам потребуется подготовить автомобиль.

Первым делом установите его на ровную поверхность, чтобы со всех сторон к нему удобно было подойти. Правое колесо потребуется снять и подставить под машину хорошую и надежную опору. Избавиться от кожуха, который прикрывает отсек с механизмом газораспределения, вам не составит труда. Крепится он тремя болтами к блоку двигателя. Под ним вы найдете ремень, проходящий по шкивам коленчатого вала, помпы, распредвала и по натяжному ролику.

Чтобы демонтировать ремень, вам потребуется ключом на 17 открутить гайку крепления ролика. Тем же ключом выкручиваете гайку крепления генератора. Перемещайте его в сторону двигателя, ослабляя тем самым привод генератора. Далее производите выкручивание болтов, крепящих защиту к кузову автомобиля, снимайте приводной шкив для ремня генератора ВАЗ 2108. Резиновый ремень ГРМ легко снимается со всех шкивов и натяжного ролика.

Вернуться к оглавлению

Подготовка к замене помпы

Конструкция жидкостного насоса очень похожа на конструкцию масляного, так как состоит из аналогичных элементов. Изначально устанавливаются комплектующие производства «Пекар». Но если нет возможности заменить на такую же деталь, можно найти аналоги. Однако не все они будут иметь характеристики, как у стандартных комплектующих.

У одних срок эксплуатации меньше, у других размеры могут немного не совпадать, придется работать напильником, чтобы установить в посадочное место. Постарайтесь подбирать тот аналог, который будет максимально схож со стандартным, произведенным заводом «Пекар». Такие же требования можно предъявить и к другим узлам. Топливный насос этого же производителя служит безотказно на протяжении долгого времени.

Перед заменой помпы приготовьте ключи на 10. Вам пригодятся все виды: накидной, торцовый и рожковой. К некоторым болтам проблематично добраться, поэтому наличие разного типа ключей вам не помешает. Слейте из системы охлаждения двигателя всю жидкость, заранее дав ей остыть. Не проводите подобный ремонт сразу же после того, как заглушите мотор. Это чревато тем, что кипяток попадет на кожу и это вызовет ожоги.

Лучше запастись небольшим количеством автомобильных химикатов. К ним относятся герметик и фиксатор резьбы. С их помощью вы избавитесь от случайного протекания жидкостного насоса автомобиля ВАЗ 2108. Когда снимете ремень, у вас появится возможность провести демонтаж помпы.

Для этого воспользуйтесь ключами на 10. С их помощью необходимо выкрутить три болта, которыми крепится корпус насоса «Пекар» к блоку двигателя. Не всегда можно с легкостью выкрутить эти болтики. Иногда возле них скапливается пыль, смешанная с тосолом или маслом. Поэтому перед выкручиванием потратьте пять минут, чтобы очистить место ремонта от загрязнений.

Вернуться к оглавлению

Снятие и установка

После выкручивания болтов вам предстоит самое сложное — извлечение корпуса помпы из блока ДВС. Порой это выполнить не просто, так как внутри возможно окисление металлической поверхности, из-за чего деталь попросту прикипает к мотору. Для проведения работы придется воспользоваться тонким зубилом или плоской отверткой. Если вздумали применить последнюю, то обратите внимание, чтобы она была массивной, не погнулась при слабом ударе.

На автомобилях с карбюраторной системой впрыска может потребоваться снятие корпуса воздушного фильтра, так как он иногда мешает. Когда освободите место, установите зубило на корпус насоса. Не перепутайте, ведь рубашку блока двигателя в таком случае легко повредить. Легкими, но резкими ударами выбейте корпус помпы из посадочного места. Старый насос можно выкинуть, взять в руки ветошь с ацетоном и зачистить металл в блоке двигателя.

Тщательно очистите его от остатков старой прокладки и герметика, чтобы в дальнейшем новые элементы стали на место максимально плотно. Установка должна проводиться в обратной последовательности. Ставьте вместе с насосом охлаждающей жидкости новую прокладку, слегка обмазанную с двух сторон герметиком.

Помпа производства «Пекар» встает на свое место максимально плотно, никаких усилий не требуется применять. Но если слишком плотная посадка, то можно воспользоваться деревянным молотком, чтобы, постукивая им по корпусу насоса, набить его в блок двигателя. Вот так правильно выполняется замена помпы.

Вернуться к оглавлению

Как заменить масляный насос на ВАЗ?

Чуть ниже жидкостного насоса, сразу за шкивом коленчатого вала, расположен масляный насос. Вокруг шкива, если присмотреться, есть несколько болтов, которые крепят крышку из алюминия к блоку ДВС. Но сначала необходимо при помощи двух отверток снять сам шкив. Иногда эта процедура становится сложной, так как шкив надевается очень плотно и установлен на шпоночном соединении. После снятия шкива эту шпонку желательно извлечь. Если она сильно изношена, лучше заменить новой.

Обязательно проводить замену сальника, который установлен сразу же за шкивом. Как и топливный насос, масляный сделан на заводе «Пекар». Заменять его в идеале нужно на узел именно этого производителя, чтобы обеспечить больший ресурс. Ключами на 10, которые вы использовали при замене помпы, выкручиваете все болты, крепящие крышку масляного насоса к блоку.

Если сравнивать по сложности проведения ремонта, то заменить бензонасос 2108 с карбюраторной системой впрыска намного проще: необходимо выкрутить всего две гайки и снять два шланга. А вот над масляным придется немного потрудиться. Вам необходимо с использованием молотка и зубила выбивать крышку из посадочного места. Она там тоже установлена очень плотно, поэтому потребуется небольшое усилие, чтобы ее извлечь. До демонтажа обязательно слейте масло из картера.

Перед установкой нового масляного насоса проведите внешний осмотр. Никаких повреждений на нем не должно быть. Очистите поверхность на двигателе, которая прилегает к крышке, обезжирьте ее. После этого необходимо нанести высокотемпературный герметик, который отличается от обычного тем, что имеет яркий красный цвет. Установите новую прокладку, аккуратно запрессуйте сальник и наденьте его на вал.

Затягивайте болты на помпе и масляном насосе «Пекар» минут через 10, когда герметик слегка застынет. На этом сборка узла может считаться оконченной. Осталось только выполнить установку колеса, защиты, чехла на узел ГРМ, произвести заливку жидкостей.

expertvaz.ru

Когда тебуется замена масляного насоса в ваз 2104

Система смазки двигателя авто ВАЗ 2104

На фото показаны основные позиции системы смазки авто ВАЗ 2104:

  • 1 – масляный насос;
  • 2 – поддон;
  • от поз. 3 до поз 6, и поз. 8, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 24, 25 – каналы подачи масла к узлам и деталям двигателя;
  • 7 – сальник коленвала;
  • 9 – втулка распределителя зажигания и шестерни привода насоса;
  • 10 — валик распределителя зажигания и шестерни привода насоса;
  • 12 – шкив распредвала;
  • 13 – сальник;
  • 17 —  корпус подшипника распредвала;
  • 18 – выточка кольцевая на опорной шейке;
  • 19 – крышка горловины для заливки масла;
  • 22 – масляная магистраль;
  • 23 – датчик давления масла;
  • 26 – коленчатый вал;
  • 27 – щуп;
  • 28 – масляный фильтр.

В автомобиле ВАЗ 2104 встроена комбинированная система смазки деталей и узлов двигателя.Под давлением смазываются:

  • Подшипники — шатунные и коренные.
  • Кулачки и опоры распредвала.
  • Подшипники валика поз. 10.
  • Шестерня привода поз. 1 – масляного насоса и распределителя зажигания.

Маслом, которое вытекает из зазоров и разбрызгиванием при движении деталей в двигателе, смазываются:

  • Поршни с поршневыми кольцами.
  • Стенки цилиндров.
  • Поршневые пальцы, расположенные в бобышках поршня.
  • Шкив привода распредвала.
  • В направляющих втулках – стержни клапанов.
  • Опоры рычагов дли привода клапанов.

Если падает, ниже допустимого, давление масла, загорается контрольная лампочка.Масляный шестеренчатый насос с редукционным клапаном смонтирован внутри масляного поддона и двумя болтами закреплен к блоку цилиндров.Масляный фильтр – неразборный, полнопоточный, с двумя клапанами – перепускным и противодренажным.

Замена масляного насоса авто ВАЗ 2104

Если масляный насос перестает правильно выполнять свои функции, которые сопровождаются повышением или снижением давления масла на холостых оборотах ниже допустимого, необходима замена масляного насоса ваз 2104.

Демонтаж масляного насоса

Для работы нужно взять:

  • ключи торцовые на «10» и «13»;
  • карданные шарниры;
  • удлинитель.

Совет: Для демонтажа масляного насоса машину нужно установить на смотровую яму или подъемник.

  • От аккумуляторной батареи отсоединяется провода.
  • Из картера двигателя сливается масло.

Совет: Для того чтобы масло хорошо стекало двигатель нужно прогреть до рабочей температуры.

  • Снимается брызговик двигателя.
  • Откручиваются гайки, фиксирующие к поперечине подушки передней подвески мотора, слегка приподняв его талью или домкратом, чтобы из отверстий поперечины вышли шпильки подушек.
  • Снимается картер двигателя авто ВАЗ 2104.
  • Приемный патрубок вместе с насосом извлекается из авто.

После того, как была выполнена на ВАЗ 2104 замена масляного насоса он устанавливается на двигатель в обратной последовательности его снятию.

Совет: Необходимо обратить внимание, что болты фиксирующие масляный насос ВАЗ 2104, разной длины. При установке их нужно следить, чтобы они попали на прежние места.

Болты фиксирующие масляный насос

Для того, чтобы цена ремонта авто была меньше можно, не меняя полностью масляный насос, заменить в нем изношенные детали и собрать устройство своими руками.

Как разобрать масляный насос ВАЗ 2104

Совет: Для удобства выполнения работы масляный насос лучше осторожно, стараясь не повредить корпус, закрепить в слесарных тисках.

 Итак:

  • Откручиваются болты и отсоединяется приемный патрубок совместно с редукционным клапаном, ограничивающим давление масла.

Масляный насос, закрепленный в тисках

Основные детали устройства:

  • 1 – клапан редукционный.
  • 2 – пружина.
  • 3 – крышка корпуса насоса.
  • 4 – корпус.
  • 5 – вал приводной шестерни масляного насоса.

 Итак:

  • Снимается крышка корпуса насоса.
  • Вынимается из корпуса ось с ведущей шестеренкой и ведомая шестерня.
  • Все детали промываются бензином или керосином, продуваются струей сжатого воздуха.
  • Корпус, крышка осматриваются на наличие трещин или сколов, что может привести к утечки масла.
  • Проверяется радиальный зазор в устройстве с помощью щупов:

Проверка деталей насоса

Итак:

  • между зубьями сопрягаемых шестерен, его величина должна быть 0,15 мм, при этом максимально допустимый составляет 0,25 мм;
  • между стенками корпуса насоса и наружными диаметрами шестеренок, допустимый зазор 0,25 мм, номинальный 0,15.

Если зазоры превышают допустимые значения шестерни или корпус должны быть заменены.

  • Проверка осевого зазора.

Осуществляется с помощью линейки и щупа, между плоскостью корпуса и торцом шестерен. Допустимый зазор 0,2 мм, номинальный 0,066 – 0,161 мм.

Измерение осевого зазора

Определяется зазор между осью и ведомой шестерней, его величина должна быть в пределах 0,017 – 0,057, но допустимый не должен превышать 0,1 мм.Зазор между отверстием в корпусе и валом насоса должен составлять 0,016 – 0,055 мм, но не более 0,1 мм.Превышение допустимых устраняется заменой изношенных деталей.

  • Проверка редукционного клапана.

При этом обращается внимание на загрязнения и изъяны на сопрягаемых поверхностях, которые могут повлечь заедание при работе насоса, к уменьшению давления в системе смазки автомобиля ВАЗ 2104.

  • Проверяется упругость пружины.

Замена шестерни привода насоса для нагнетания масла

Инструкция по ремонту масляного насоса авто ВАЗ 2104 указывает, что при износе зубьев или шлицев, или их повреждении на шестерне привода, последнюю необходимо заменить. Из-за проворачивания шестерни, установленной на валике, существует опасность резкого падения в системе смазки давления, а иногда и полного его отсутствия.

Совет: В блоке цилиндров монтажное отверстие, для доступа к шестерне привода насоса, у двигателя карбюраторного типа, закрыто распределителем зажигания. Поэтому его необходимо предварительно удалить. У инжекторного двигателя отверстие закрыто заглушкой, которую тоже нужно снять.

Для выполнения работы понадобятся:

  • Ключ на «13».
  • Палочка деревянная.
  • Отвертка.

Порядок замены шестерни:

  • Вместе с высоковольтными проводами снимается крышка распределителя зажигания.
  • Откручивается гайка фиксирующая распределитель, который затем вынимается. При этом низковольтный провод не отсоединяется. (Двигатель карбюраторного типа).
  • У инжекторного двигателя снимается катушка.
  • В отверстие шестеренки «с натягом» вставляется заостренная палочка, и аккуратно с валика снимается деталь и извлекается из монтажного отверстия.

Демонтаж шестерни привода масляного насоса ВАЗ 2104

  • Новая шестерня и распределитель зажигания или заглушка устанавливаются в обратном порядке.

После ремонта всех деталей насоса или их замены новыми, насос устанавливается в порядке обратном снятию.

Совет: При замене масляного насоса нужно заменить прокладку. Деформированные места, образованные от обжатия ее по фланцу корпуса, могут не совпадать с конфигурацией нового масляного насоса, а это может привести к утечки масла.

Подробно о ремонте масляного насоса и его замене на автомобиле ВАЗ 2104 можно посмотреть на видео.

masteravaza.ru

Масляный насос - Система смазки

Рис. 2.75. Детали масляного насоса: 1 – передний сальник коленчатого вала; 2 – крышка насоса; 3 – резиновое уплотнительное кольцо; 4 – маслоприемник; 5 – корпус насоса; 6 – ведомая шестерня; 7 – ведущая шестерня; 8 – редукционный клапан; 9 – пружина клапана; 10 – пробка; 11 – уплотнительное кольцо

Разборка и сборка. Осторожно закрепите масляный насос в тиски, чтобы не повредить крышку 2 (см. рис. 2.75).

Выверните винты крепления корпуса 5 насоса и крышки 2, выньте корпус, ведомую 6 и ведущую 7 шестерни. Отверните пробку 10 редукционного клапана 8 и выньте пружину 9 с клапаном.

Выпрессуйте из крышки 2 насоса самоподжимной сальник 1 коленчатого вала.

При сборке насоса смажьте поверхность наружного диаметра сальника моторным маслом и запрессуйте его в крышку 2 до упора.

Осторожно закрепите крышку в тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса 5 и заверните винты крепления корпуса и крышки.

Вставьте редукционный клапан, пружину и заверните пробку клапана, установив под пробку алюминиевое уплотнительное кольцо 11 толщиной (1,5±0,2) мм.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо трубки маслоприемника и редукционный клапан.

После сборки насоса при проворачивании рукой шестерен они должны вращаться плавно, без заеданий и рывков.

Проверка технического состояния деталей. После разборки все детали промойте моющими средствами, продуйте сжатым воздухом и проверьте их состояние.

Рис. 2.76. Точки крепления крышки масляного насоса при фрезеровании плоскостей: 1 – сальник коленчатого вала; 2 – точки крепления крышки; 3 – пробка редукционного клапана; X, У – плоскости фрезерования

Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть плоской. При заметных износах зажмите крышку в точках 2 (рис. 2.76) и профрезеруйте поверхности X и У до размера (13,5±0,3) мм. Максимальный съем металла не должен превышать 0,2 мм.

Сальник 1 коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора. При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к наружному диаметру сальника.

Рис. 2.77. Предельные износы корпуса масляного насоса

Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин. Предельный диаметр гнезда под ведомую шестерню не должен превышать 75,10 мм (рис. 2.77). Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,40 мм.

Рис. 2.78. Основные размеры новых деталей масляного насоса: 1 – ведомая шестерня; 2 – ведущая шестерня; 3 – корпус

Основные размеры новых деталей насоса показаны на рис. 2.78.

Рис. 2.79. Замер осевых зазоров шестерен масляного насоса: 1 – ведущая шестерня;

2 –  ведомая шестерня; S – осевой зазор

Рис. 2.80. Предельные износы шестерен масляного насоса (размеры диаметров по вершинам зубьев даны для справок): а – ведущей шестерни; б – ведомой шестерни

Замерьте индикатором максимальные осевые зазоры (рис. 2.79), которые не должны превышать для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведо-мой — 0,15 мм. Если зазоры превышают предельные значения, замените шестерни. Предельные износы шестерен даны на рис. 2.80. Если их размеры превышают предельные значения, также замените шестерни.

Рис. 2.81. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана

Рис. 2.82. Предельные износы редукционного клапана масляного насоса и отверстия под клапан: 1 – редукционный клапан; 2 – крышка масляного насоса

Проверьте упругость пружины редукционного клапана и сравните полученные данные с приведенными на рис. 2.81. Редукционный клапан 1 (рис. 2.82) и отверстие под клапан не должны иметь продольных рисок. Предельные размеры клапана и отверстия при износе показаны на рис. 2.82.

21092115.ru