Неисправности системы зажигания


67 - неисправности системы зажигания

2.8. Неисправности контактно-батарейной системы зажигания

Характерный признак отказа системы зажигания -отсутствие искры в свечах.

Первичная цепь исправна, если при включенной системе зажигания стрелка амперметра колеблется в такт проворачивания коленчатого вала рукояткой. Амперметр при включенном зажигании обычно показывает еще и ток возбуждения, поэтому, если эта цепь исправна, то колебания стрелки амперметра будут в пределах 5...10А.

Первичная цепь неисправна, если при включенной системе зажигания и проворачивании коленчатого вала рукояткой стрелка амперметра не колеблется.

Проверка вторичной цепи заключается в проверке распределителя катушки зажигания и высоковольтных проводов. Для проверки исправности катушки зажигания необходимо отсоединить центральный высоковольтный провод от крышки распределителя и проверить наличие искры между наконечником провода и массой автомобиля. Отсутствие искры (при проворачивании коленчатого вала) свидетельствует о неисправности катушки зажигания. Если искра есть, то неисправность следует искать в последующих элементах высоковольтной цепи.

К основным неисправностям контактно-батарейной системы зажигания можно отнести обрыв или пробой изоляции высоковольтных проводов неисправность ротора распределителя; пробой изоляции вторичной обмотки катушки зажигания; обрыв проводов в цепи низкого напряжения;

окисление или подгорание контактов прерывателя; замыкание клеммы прерывателя или пружины рычага с массой; обрыв провода конденсатора или пробой конденсатора; неисправность свечей.

К неисправностям распределителя относятся обрывы соединительных проводов и короткое замыкание в цепи низкого напряжения увеличение переходного сопротивления контактов прерывателя; изменение зазора между контактами; ослабление упругости пружины прерывателя, потеря изоляционных свойств ротора и крышки распределителя.

Обрыв соединительных проводов приводит к потере искрообразования. Замыкание первичной цепи прерывателя на "массу" может привести к значительному возрастанию тока.

Наиболее частые причины увеличения переходного сопротивления контактов прерывателя - их загрязнение, замасливание и окисление. При этом уменьшаются сила тока в первичной цепи и вторичное напряжение, возникают затруднения с запуском двигателя и перебои в его работе.

Увеличенный зазор между контактами ухудшает искрообразование при большой частоте вращения валика прерывателя. В этом случае контакты замыкаются на очень короткое время, и ток в цепи низкого напряжения не успевает достигнуть необходимого значения, поэтому и вторичное напряжение будет недостаточным для нормальной работы двигателя.

Малый зазор между контактами вызывает перебои при любой частоте вращения двигателя. Уменьшение зазора происходит вследствие износа подушки рычага. При малом зазоре контакты, наоборот, размыкаются на очень короткое время, искра между ними не прерывается. В результате контакты обгорают, а искра становится слабой.

Кроме того, отклонение размера зазора от оптимального изменяет угол опережения зажигания: увеличение зазора приводит к опережению, уменьшение - к запаздыванию зажигания.

Ослабленная пружина прерывателя не обеспечивает четкого и своевременного замыкания контактов.

При потере изоляционных свойств ротора и крышки распределителя не будет искры в свечах.

Нормальная работа центробежного регулятора опережения зажигания нарушается чаще всего из-за ослабления упругости пружины грузиков, их заедания.

При ослаблении упругости пружины грузиков увеличивается угол опережения зажигания на малых и средних частотах вращения коленчатого вала двигателя.

Основные неисправности вакуумного регулятора опережения зажигания -ослабление пружины, повреждение диафрагмы, подсос воздуха через прокладку штуцера, заедание шарикоподшипника панели прерывателя.

Ослабление пружины вызывает увеличение опережения зажигания на малых и средних нагрузках, повреждение диафрагмы -уменьшение угла опережения зажигания на малых нагрузках. То же получается при подсосе воздуха через прокладку штуцера. Заедание подшипника приводит к полному отказу в работе вакуумного регулятора опережения зажигания.

Проверить конденсатор на пробой или утечку можно с помощью омметра, для этого необходимо отключить от конденсатора параллельные цепи и подключить к его выводам прибор, установленный на максимальную шпалу. В момент касания измерительными концами омметра выводов исправного конденсатора, стрелка прибора резко отклонится, а затем медленно возвратится в положение "бесконечность". В конденсаторе с пробитым диэлектриком прибор покажет нулевое или очень маленькое значение сопротивления.

Характерные неисправности катушек зажигания -перегорание добавочного сопротивления, отсоединение его концов, пробой изоляции первичной и вторичной цепей.

Добавочное сопротивление часто перегорает при чрезмерно повышенном напряжении генератора или при замыкании на массу провода, идущего от клеммы ВК к стартеру. Признак перегорания добавочного сопротивления -прекращение работы двигателя после подключения стартера.

Причины пробоя изоляции первичной обмотки -перегрев катушки, старение изоляции, длительное невыключение зажигания при неработающем двигателе.

Межвитковое замыкание проводов первичной обмотки происходит вследствие разрубания изоляции, в результате чего увеличивается ток, нагревается первичная обмотка и наблюдается интенсивное искрение контактов прерывателя. Межвитковое замыкание уменьшает вторичное напряжение, и двигатель работает с перебоями.

Основные неисправности свечей зажигания -износ электродов, нагар на свече, недостаточная герметичность по корпусу и центрального электрода.

2.9. Электронные системы зажигания

Развитие карбюраторных двигателей происходит в направлении увеличения степени сжатия; повышения частоты вращения коленчатого вала; использования многоцилиндровых двигателей; повышения эконо- мичности. Последнее связано с необходимостью применения обедненных смесей. Повышение надежности системы зажигания зависит от необходимого запаса вторичного напряжения.

Все это приводит к необходимости повышения энергии и вторичного напряжения. Единственный способ, с помощью которого можно повысить вторичное напряжение, -это увеличение силы тока разрыва. Однако увеличение тока разрыва свыше определенного значения (3,5...4А), приводит к ненадежности работы контактов прерывателя и резкому сокращению срока их службы. В момент размыкания контактов из-за высокой индуктивности катушки возникает электрическая дуга, которая, несмотря на кратковременность своего действия и наличие конденсатора, разрушает поверхность контактов прерывателя. Проблема решается применением электронных систем зажигания.

Широкое распространение получили контактно-транзисторные и бесконтактные транзисторные системы зажигания.

2.11. Основные неисправности контактно-транзисторной системы зажигания с коммутатором ТК-102

Много неисправностей контактно-батарейной системы, рассмотренных ранее, присущи также контактно-транзисторной системе (прерывателя, распределителя, катушки зажигания, свечи). Кроме того, характерная неисправность -тепловое разрушение транзистора большим током, которое может быть при включенном зажигании и неработающем двигателе и при завышенном напряжении бортовой сети; тепловое разрушение стабилитрона. Окисленные контакты прерывателя будут иметь большое сопротивление, поэтому транзистор постоянно будет закрыт, и ток в первичной цепи катушки зажигания не прервется. Ток в первичной обмотке катушки в этом случае равен нулю. Сопротивление пробитого транзистора также равно нулю, поэтому транзистор запираться не будет и, следовательно, прерывания тока в первичной цепи также не будет.

Коммутатор можно проверить электроизмерительным прибором или с помощью лампы и аккумуляторной батареи в статическом режиме при открытом и закрытом транзисторе. Коммутатор исправен, если при отсутствии управляющего сигнала (контакты прерывателя разомкнуты) транзистор закрыт, а при наличии сигнала (контакты замкнуты) транзистор открыт. Сила тока исправного коммутатора, если транзистор открыт, 6...8 А, а если закрыт - нуль. В случае разрушения стабилитрона первичная обмотка катушки при возникновении ЭДС самоиндукции будет замкнута накоротко и вторичного напряжения не будет.

studfiles.net

Причины неполадок и подробная диагностика системы зажигания авто

Диагностика системы зажигания представляет собой проверку на функционирование пусковых элементов двигателя и их общего состояния. В рамках работ по ликвидации любой неисправности необходимо проверить свечи, крепления и контакты, а также наличие на них нагара. В зависимости от цвета свечей можно сказать работоспособные они или нет. Если цвет серый или светло-коричневый, то все в порядке, если черный с признаками изношенности, то элементы необходимо заменить. Причиной того, что не выключается зажигание может послужить как некачественное топливо, так и несоответствие двигателя и используемых моделей свеч.

В ходе диагностики в обязательном порядке проверяется работоспособность катушки системы зажигания. Анализ ее работы проводится с использованием омметра на основе измерения уровня сопротивления. Если при включении зажигания обнаруживаются проблемы и пропуски, связанные с отсутствием искры или нагревом катушки, то это говорит о том, что происходят пропуски. В таком случае необходима тщательная диагностика двигателя для выяснения основных причин неисправности.

Катушка может выйти из строя по следующим причинам:

  • некачественные свечи;
  • их несоответствие двигателю;
  • продолжительное время работы зажигания при неработающем двигателе.

 

Износ свечей зажигания и факторы, влияющие на него

Основные причины неисправности зажигания

На современных автомобилях установлены различные системы зажигания, основными из которых являются:

  • Электронная;
  • Контактная;
  • Бесконтактная.

В процессе эксплуатации не включается зажигание и возникают многочисленные проблемы аккумулятора и пропуски после выключения двигателя. Следует выделить следующие основные причины неисправностей:

  • проблемы в работе свечей зажигания;
  • неисправности в идентификации проблемы лампой «чек»;
  • поломка или критический износ катушки;
  • неисправности в контактных соединениях высоковольтных и низковольтных цепей, включая полный обрыв проводов, в результате чего не выключается зажигание;
  • поломка или износ электронного блока управления, которая присуща электронным системам зажигания;
  • проблемы с входным датчиком;
  • постоянные пропуски в режиме работы аккумулятора;
  • дефекты транзисторного коммутатора или крышки датчика распределителя;
  • проблемы в вакуумном или центробежном регуляторе опережения, присущего бесконтактным системам зажигания из-за чего не выключается зажигание.

Сторонние причины неисправностей

При включении зажигания могут быть выявлены следующие проблемы, не связанные напрямую с дефектами самой системы:

  • нарушение элементарных правил эксплуатации;
  • использование некачественного топлива из-за чего машина глохнет;
  • непостоянство обслуживания;
  • неквалифицированная диагностика;
  • не горит лампа «чек», показывая некорректные данные;
  • установка неправильных конструктивных элементов, включая свечи, высоковольтные провода и т.д.;
  • механические повреждения в результате воздействия внешних факторов;
  • воздействие неблагоприятных погодных условий.

Пропуски системы при включении зажигания, после чего глохнет двигатель, возникают в большинстве случаев из-за неисправности или несовместимости свечей. Благодаря тому, что потребитель может в открытом доступе приобрести новые элементы, данная проблема устраняется довольно легко и быстро и не доставляет значительных проблем.

Важно: для автолюбителей крайне позитивным является факт того, что большинство неисправностей ушло в прошлое вместе с контактной системой зажигания, что обуславливалось низким качеством обслуживания. Поэтому, при покупке старого автомобиля на это стоит обращать особое внимание.

К тому же, некоторые проблемы могут быть диагностированы благодаря внешним признакам, очень похожим на проблемы топливных систем или дефекты впрыска. Именно поэтому необходимо проводить диагностику выключения данных элементов в совокупности, если не включается или не выключается зажигание.

Внешние признаки и неисправности бесконтактной и электронной систем зажигания

 

Функциональная схема бесконтактной системы зажигания

Общие признаки неисправности любой системы могут заключаться в неполадках в аккумуляторе, в результате чего не срабатывает двигатель. Также они характеризуются следующими факторами:

  • затруднение при запуске, после чего глохнет двигатель;
  • неустойчивость функционирования аккумулятора и двигателя на холостом ходу;
  • низкая мощность мотора;
  • высокий уровень расхода топлива;
  • срабатывание специального индикатора или лампочки.

В случае с бесконтактной системы, если не включается, или не выключается зажигание могут быть обнаружены пропуски из-за того, что неправильно срабатывает аккумулятор и целый ряд характерных признаков. Основным из них является случай, когда двигатель глохнет сразу после запуска. Обрыв высоковольтных проводов, неисправность катушки зажигания или свечей, а также пробои в крышке распределительного датчика и повышенный расход топлива обуславливаются многочисленными дефектами в центробежном регуляторе опережения зажигания. Также причина пропуска может крыться в неисправность регулятора вакуумного типа, в зависимости от характера автомобиля.

Внешние признаки неполадок в электронной системе зажигания практически идентичны проблемам, характерным бесконтактным системам. Однако, в этом случае дефекты связаны с поломками в свечах, входном датчике, который не горит, и электронном блоке управления.

Показатели лампы «чек» при неисправностях

Если не включается зажигание, то дать об этом знать сможет специальная лампа «чек». Но иногда даже этот индикатор не может показать неисправность. Например, замок зажигания может быть включен, но чек не горит при тесте. Это говорит о том, что сигнал с ЭБУ не приходит на датчики модуля зажигания и бензонасоса. Лампочка «чек» хотя и горит, но и дальше не будет показывать корректный сигнал. Причина этого может крыться в следующем:

  • окисление клемм и тонкие провода на ЭБУ;
  • проблема в иммобилайзере;
  • неполадки в главном реле, не решаемые обычной перестановкой;
  • некорректное подключение «чек»-лампочки – не горит;
  • проблема в прошивке электроники;
  • поломка всей электронной системы автомобиля, из-за чего она моментально глохнет.

В случае с лампой «чек» предсказать причину проблемы сразу невозможно. Даже, если в автомобиль встроена система автоматической диагностики, понять, почему при включении зажигания индикатор горит, но ведет себя независимо от реального положения дел нельзя. Велика вероятность, что проблема может крыться в датчике кислорода.

Данный индикатор является одной из основных частей системы обработки выхлопа. Он отвечает за контроль количества несгоревшего кислорода в камере сгорания двигателя. Неисправность датчика может привести к неисправности компьютера, который будет предоставлять водителю некорректные данные, в том числе и о показателе лампы «чек». Результатом станет увеличение расхода топлива и сокращение показателей мощности двигателя. Выявить проблему, которая также напрямую связана с тем, что не включается зажигание и с индикацией лампы «чек», можно с помощью портативного сканера ошибок, который в автоматическом режиме проверит все датчики и укажет на требующий замены элемент.

Специальное оборудование для диагностики

 

В случаях, когда не включается или, наоборот, не выключается зажигание для выявления неисправности используется специальное оборудование – мультиметр или мотортестер. Прибор позволяет проверить работу, выявить симптомы проблемы, а также параметры зажигания, к которым относятся:

  • сила искры;
  • общее время горения;
  • пробивное напряжение.

Каждый из параметров отображается на приборе в формате осцилограммы. Если в одном из компонентов систем автомобиля есть неполадки, то при включении зажигания на приборе будут отображены все симптомы, влияющие на корректную работу двигателя. Важно учитывать, что неисправности. Которые можно выявить мотортестером могут быть спорадическими, проявляющимися на определенном этапе работы мотора, либо постоянными. Результаты осцилограммы позволяют с высокой точностью выявить, почему глохнет двигатель и подсказать автолюбителю пути решения проблемы.

Диагностика модуля зажигания

 

Схема диагностики

Проверка модуля зажигания начинается с анализа проводной колодки с контактами, поступающими к нему. Для этого необходимо отсоединить колодку, взять тестер и присоединить один из его щупов на контакт А, а другой на массу двигателя. После включения зажигания требуется посмотреть на показания, выдаваемые прибором – нормальное напряжение варьируется в районе 12 В. При его полном отсутствии проверяется предохранитель, который имеет непосредственный контакт с модулем зажигания.

В рамках следующего шага подсоединяется контрольная лампочка на 12В к контактам А и В. После запуска стартера лампа, в идеальном случае, срабатывает. Если мигание не происходит, то это говорит о факте разрыва цепи на контакте А.

Существует целый ряд способов, позволяющих осуществить проверку модуля зажигания, если не включается зажигание:

  1. Замена старого модуля на новый, рабочий, является самым простым способом проверки. Необходимо всего лишь взять элемент с донорской машины и подсоединить. Несмотря на простоту исполнения способ имеет один существенный недостаток – модуль зажигания подойдет далеко не от любого автомобиля.
  2. Если глохнет двигатель после выключения, то можно проверить модуль путем его шевеления. Наличие плохого контакта определяется после соотношения воздействия на модуль к работе двигателя. Данная неисправность не критичная, а индикатор «чек» сразу даст знать о проблеме и загорится.
  3. Проверка с помощью тестера. В режиме омметра при включении зажигания определяется показатель сопротивления на парных выводах. В идеальном случае, после измерения, сопротивление должно быть одинаковым на всех контактах в пределах 5,5 кОм.

Проверка классической системы

Классическая система работает по принципу генерации высокого напряжения для каждого установленного в автомобиле цилиндра. Искра от катушки распределяется к свечам через трамблер, который соединяет катушку со свечей друг за другом, в определенном порядке. Зачастую катушка и трамблер располагаются отдельно и соединяются ВВ – проводом, который называется центральным.

 

Определение неисправности по осциллограммам

В конструкцию классической системы входят:

  • колпачки свеч;
  • трамблер;
  • провода с высоким вольтажом;
  • катушка;
  • центральный провод.

Если не включается или не выключается зажигание в классической системе диагностика автомобиля осуществляется при помощи емкостного датчика. Он устанавливается на центральный провод на максимально близкое расстояние к катушке для получения наиболее точных показателей проверки.

Важно: Классическая система включает в себя два промежутка искры. Один из которых расположен в свече, а другой в трамблере. Данные зазоры, совместно с проводами, образуют так называемый делитель напряжения. Емкостный датчик позволяет с высокой точностью определить почему глохнет двигатель или не выключается зажигание автомобиля после выключения путем анализа показателя напряжения на делителе. Из-за того, что делители склонны к изменениям из-за колебаний параметров горения искры и промежутка в трамблере, осциллограмма неправильно срабатывает и получается не соответствующей действительным процессам, происходящим в катушке и показывает неправильные данные.

opuske.ru

Неисправности системы зажигания: диагностика и ремонт

Заголовок

Современные автомобили характеризуются установкой различных систем зажигания: контактной, бесконтактной, электронной. Их эксплуатация со временем вызывает различные неисправности системы зажигания, среди которых выделяются:

  • отклонения функциональных задач свечей зажигания;
  • нарушение функциональных особенностей катушки зажигания;
  • погрешности соединения высоковольтных и низковольтных цепей.

К этому списку со стороны электронной системы зажигания присоединяются:

  • отклонения в работе электронного блока управления;
  • изъяны входных датчиков.

Со стороны системы зажигания присоединяются факторы отклонения:

  • коммутатора;
  • крышки датчика-распределителя;
  • центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания.

Дефекты свечей зажигания – это самая распространенная поломка этой автомобильной системы. Однако, она легко устраняется, так как свечи на современном рынке автомобильных запчастей находятся в свободном доступе. А их замена не требует особых знаний либо усилий от автомобилиста. Большинство проблем в ремонте этой автомобильной системы отошли на второй план вместе с контактной системой зажигания и низким качеством ее элементов.

Причиннные факторы отклонений в системной работе

Среди основных факторов неисправности системы зажигания выделяют:

  • Пренебрежение правилами эксплуатации. Например, работа автомобиля на бензине низкого качества, несвоевременное техническое обслуживание и его проведение неквалифицированными механиками.
  • Применение неоригинальных конструктивных элементов системы: от свечей до высоковольтных проводов.
  • Действие факторов внешнего типа. К ним относятся механические повреждения и атмосферное воздействие.

Способы обнаружения системных отклонений

Диагностика системы зажигания на предмет неисправностей может быть проведена на основании внешних признаков, среди которых:

  • моторный запуск не с первого раза;
  • неустойчивость работы двигателя на холостом ходу;
  • снижение мощности двигателя;
  • повышение расхода топлива.

Обратите внимание, что отклонения этой автомобильной системы свойственны похожие внешние признаки с неисправностями топливной системы и системы впрыска. Поэтому их поиск должен проводиться комплексно.

Современный метод поиска проблемной зоны

Поиск в высоковольтной части этой системы каких-либо отклонений осуществляется с помощью мотор-тестера, который основывается на анализе осциллограммы вторичного напряжения.

Ключевым элементом современной интерпретации этого теста выступает цифровой осциллограф. В его силах отобразить диаграмму высокого напряжения в режиме онлайн.

Как дополнение было встроено программное обеспечение, рассчитывающее следующие параметры импульсов зажигания: пробивное напряжение, время и напряжение горения искры. Освоив интерпретацию результатов осциллограммы, с легкостью распознаются все происходящие процессы. Благодаря чему вычислить характер неисправности не составит особых усилий.Метод осциллограммы отображает 4 ключевые фазы:

  • Накопление энергии. Представлена в виде фиксации временного интервала от зарождения замыкания катушки относительно земли и до момента стартующего движения через нее тока к разряду искрового типа исходящего от ЭДС самоиндукции агрегата, по факту завершения процесса цепного разрыва. Так называемый процесс перехода предоставляет возможность вычислить конечную грань продуктивного заряда катушки. В итоге её нагрев током заряда расценивается необоснованным в силу отсутствия свойств запаса энергии.
  • Момент пробоя. Источником этого процесса выступает процесс размыкания первичной цепи катушки зажигания. Именно в этот момент зарождается напряжение самоиндукции, которое служит своеобразным толчком к быстрым темпам нарастания напряжения во вторичной обмотке. Увеличение напряжения не останавливается, пока напряжение пробоя не достигнет свечного зазора. Его число характеризуется пропорциональной зависимостью от промежутка между электродами свечи и диэлектрических свойств среды, заполняющая этот пробел. Когда давление повышается или значение топливной смеси в общей массе уменьшается, тогда наблюдается рост напряжения пробоя.
  • Горение искры. В зазоре свечи отображает ход протекания постоянного тока.
  • Затухающие колебания. Наблюдаются в самом конце фазы горения искры. Его слабое проявление или отсутствие свидетельствует либо о неисправности конденсатора, либо катушки зажигания.

autodont.ru

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Метод устранения

Двигатель не запускается

1. Ток не проходит через контакты

прерывателя:

1. Проделайте следующее:

- загрязнены, окислены или пригорели контакты прерывателя; увеличенный зазор между контактами;

- зачистите контакты и отрегулируйте зазор между ними;

- ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой;

- проверьте провода и их соединения;

поврежденные провода замените;

- неисправен выключатель (не замыкаются контакты "30/1" и "15") или реле зажигания;

- проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания или реле зажигания;

- пробит конденсатор;

- замените конденсатор;

- обрыв в первичной обмотке катушки зажигания

- замените катушку зажигания

2. Не размыкаются контакты прерывателя:

2. Проделайте следующее:

- нарушена регулировка зазора между контактами прерывателя;

- сильно изношена текстолитовая колодка или втулка рычажка прерывателя;

- отрегулируйте зазор между контактами;

- замените контактную группу;

- вышел из строя подшипник подвижной пластины прерывателя;

- замените подшипник или распределитель зажигания

3. Не подается высокое напряжение к  свечам зажигания:

3. Проделайте следующее:

- неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения; провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция;

- проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода;

- износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания;

- проверьте и, при необходимости, замените контактный уголек;

- утечка тока через трещины или

прогары в крышке или роторе распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки;

- проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор, если в них имеются трещины;

- перегорание резистора в роторе распределителя зажигания;

- замените резистор;

- повреждена катушка зажигания

- замените катушку зажигания

4. Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не соответствует норме

4. Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами

5. Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе)

5. Замените свечи новыми

6. Нарушен порядок присоединения

проводов высокого напряжения к выводам крышки распределителя зажигания

6. Присоедините провода в порядке зажигания 1-3-4-2

7. Неправильная установка момента

зажигания

7. Проверьте, отрегулируйте момент зажигания

8*. На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика:

8*. Проделайте следующее:

- обрыв в проводах между датчиком распределителем зажигания и коммутатором;

- проверьте провода и их соединения, поврежденные провода замените;

- неисправен бесконтактный датчик

- проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный датчик замените

9*. Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания:

9*. Проделайте следующее:

- обрыв в проводах, соединяющих

коммутатор с реле или катушкой

зажигания;

- проверьте провода и их соединения;

поврежденные провода замените;

- неисправен коммутатор;

- проверьте коммутатор осциллографом; неисправный коммутатор замените

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

1. Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя

1. Проверьте, отрегулируйте момент

зажигания

2. Большой зазор между электродами свечей зажигания

2. Проверьте, отрегулируйте зазор

между электродами

3. Малый зазор между контактами прерывателя

3. Отрегулируйте зазор между контактами

Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала

1. Ослабла пружина подвижного контакта прерывателя

1. Замените контактную группу

2. Большой зазор между контактами

прерывателя

2. Проверьте, отрегулируйте зазор

между контактами

3. Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике распределителе зажигания

3. Замените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде

Перебои в работе двигателя на всех режимах

1. Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники

1. Проверьте провода и их соединения.

Поврежденные провода замените

2. Загрязнены, окислены, пригорели

или смещены контакты прерывателя

2. Зачистите контакты и отрегулируйте

зазор между ними

3. Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный нагар; трещины на изоляторе свечи

3. Проверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи замените

4. Износ или повреждение контактного уголька в крышке распределителя зажигания

4. Замените контактный уголек

5. Сильное подгорание центрального контакта ротора распределителя зажигания

5. Зачистите центральный контакт

6. Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке распределителя зажигания

6. Проверьте, замените ротор или крышку

7. Снижение емкости конденсатора или обрыв в нем

7. Замените конденсатор

8. Чрезмерно большое биение валика распределителя зажигания; повышенный износ втулки валика

8. Замените распределитель зажигания

9*. Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме

9*. Проверьте коммутатор с помощью

осциллографа, неисправный коммутатор замените

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

1. Неправильная установка момента зажигания

1. Проверьте, отрегулируйте момент

зажигания

2. Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков

2. Проверьте, замените поврежденные

детали

3. Большой износ втулки подвижного

контакта прерывателя

3. Проверьте, замените контактную

группу

4*. Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме

4*. Проверьте коммутатор с помощью

осциллографа, неисправный коммутатор замените

carmanz.com

Система зажигания автомобиля, поиск неисправности

Система зажигания автомобиля, поиск неисправности

 Внешними признаками неисправности системы зажигания являются отказ или ненормальная работа двигателя.

Стартер прокручивает коленчатый вал двигателя с нормальной частотой, но двигатель не пускается. Нет признаков даже отдельных вспышек рабочей смеси в цилиндра х.Д"акие признаки наблюдаются также при нарушениях работы системы питания двигателя топливом.

Для определения неисправности системы зажигания в целом от наконечников свечей зажигания одновременно или поочередно отсоединяют дватри высоковольтных провода. Затем высоковольтные провода устанавливают таким образом, чтобы между их наконечниками и корпусом можно было изменить зазор от 2 до 8 мм. При прокручивании стартером коленчатого вала двигателя между наконечниками и корпусом двигателя при увеличении зазора может наблюдаться проскакиванне искр синего или красного цвета или искры могут отсутствовать.

Наблюдение искр синего цвета означает, что высокое напряжение поступает к свечам зажигания. В этом случае необходимо проверить свечи, что можно осуществить на специальных приборах. Работоспособность свечей может быть нарушена также при конденсации на наружных частях изоляции значительного количества влаги. Исправность свечей указывает на исправность всей системы зажигания, и причину отказа в пуске надо искать в другом месте.

Отсутствие высокого напряжения на свечах указывает на неисправность системы зажигания. В этом случае необходимо проверить крепление высоковольтных проводов в гнездах крышки распределителя и катушки зажигания. Необходимо также внимательно осмотреть крышки катушки зажигания и распределителя. Если при осмотре обнаружены следы пробоя, поверхностного разряда или обгорання наружной изоляции, необходимо заменить катушку зажигания или крышку распределителя. Если операция осмотра и проверки не дала положительного результата, проверяют наличие высокого напряжения на катушке зажигания. Для этого отсоединяют центральный провод от распределителя и указанным выше способом определяют на нем наличие высокого напряжения. Если на центральном проводе есть высокое напряжение, это означает неисправность распределителя.

При отсутствии высокого напряжения на центральном проводе проверяют катушку зажигания. Для этого наконечник центрального высоковольтного провода устанавливают на расстоянии 2—3 мм от корпуса двигателя, отсоединяют от распределителя провод низкого напряжения (в контактно-транзисторной системе провод от безымянного вывода транзисторного коммутатора) и касаются им корпуса двигателя. При отрыве провода от корпуса в промежутке между наконечником центрального провода и корпусом двигателя должна проскакивать искра. Отсутствие искры указывает на неисправность катушки зажигания, наличие искры — на неисправность цепи низкого напряжения в распределителе. В контактно-транзисторной системе, возможна также неисправность транзисторного коммутатора, вызванная пробоем эмиттерпоколлекторного перехода транзистора.

Проверку коммутатора на пробой транзистора осуществляют подключением контрольной лампы между безымянным выводом и корпусом автомобиля при отсоединенном от вывода Р (см. смотреть статью под номером 52) проводе и включенном зажигании. Если при соединении проводом вывода Р с корпусом автомобиля контрольная лампа гаснет, а при отсоединении провода от корпуса горит, коммутатор исправен.

Наблюдение искр красного цвета свидетельствует о недостаточной величине подводимого к свечам высокого напряжения. В этом случае указанным выше способом проверяется высокое напряжение на катушке зажигания. Если между наконечником центрального провода н корпусом двигателя проскакивают искры синего цвета, это означает пробой изоляции крышки распределителя.

Если на катушке также наблюдается недостаточно высокое напряжение, повторяют проверку при отсоединенном от вывода ВКБ проводе. Если при этом высокое напряжение на катушке вообще исчезает, значит добавочный резистор при пуске не закорачивается контактами реле стартера или дополнительного реле. Если при отсоединении провода от вывода ВКБ высокое напряжение на катушке есть, неисправна катушка зажигания или распределитель. В распределителе возможно сильное загрязнение или подгорание контактов прерывателя, значительное уменьшение угла замкнутого состояния контактов, пробой конденсатора.

Работоспособность катушки зажигания и конденсатора можно определить их заменой.

Двигатель не пускается, возникают отдельные в с п ы ш к п р а б о ч е й смеси в цилиндрах или при работе двигателя наблюдаются перебои. В этом случае вначале проверяют бесперебойность высокого напряжения на свечах. Если высокое напряжение поступает на свечи без перебоев, это свидетельствует о неисправности свечей или подавительных резисторов. Если высокое напряжение поступает на свечи с перебоями, необходимо проверить бесперебойность высокого напряжения на катушке зажигания. Проверка бесперебойности в обоих случаях осуществляется визуальным наблюдением искрообразования между наконечниками высоковольтных проводов и корпусом двигателя.

Если на катушке зажигания ценообразование бесперебойное, перебои в работе двигателя могут быть вызваны следующими неисправностями в цепи высокого напряжения: повреждение, загрязнение изоляционных деталей распределителя или попадание на них влаги; повреждение изоляции высоковольтных проводов. Эти неисправности вызывают утечку тока высокого напряжения.

Если новообразование в зазоре между высоковольтным проводом катушки зажигания и корпусом двигателя происходит с перебоями, это означает неисправность катушки зажигания или цепи низкого напряжения. В катушке зажигания возможен пробой изоляции вторичной обмотки или обгорание центрального вывода. В цепи низкого напряжения такой эффект могут вызывать следующие факторы: попадание масла или грязи на контакты прерывателя, эрозия или коррозия контактов прерывателя, разрегулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя, ослабление пружины рычажка, большой люфт валика распределителя, обрыв провода между подвижной и неподвижно,! пластинами прерывателя, пробой конденсатора, неисправность транзисторного коммутатора. Большая часть перечисленных неисправностей может быть определена внимательным осмотром узлоа цепи низкого напряжения.

При неисправности транзисторного коммутатора перебои в новообразовании вызываются пробоем стабилитрона и плохим контактом вывода М с корпусом автомобиля. Проверку стабилитрона осуществляют подключением контрольной лампы между выводом К коммутатора и корпусом автомобиля при отсоединенных от выводов Р и К проводах и включенном зажигании. Если контрольная лампа горит, стабилитрон пробит.

Двигатель пускается, но после отключения стартера останавливается. Этот признак свидетельствует об обрыве в цепи низкого напряжения до катушки зажигания. В этом случае питание в катушку зажигания поступает тслько при пуске через контакты реле стартера или дополнительного реле.

В первую очередь проверяется обрыв добавочного резистора. Для этого соединяют проводником его выводы, и если двигатель не глохнет, резистор неисправен.

Двигатель не развивает нормальной мощности, перегревается, перерасходует топливо. Эти признаки являются следствием нарушений в работе регуляторов опережения зажигания (центробежного или вакуумного) или неправильной установки начального угла опережения зажигания.

automotokom.ru

3.10. Определение неисправностей в системе зажигания

3.10. Определение неисправностей в системе зажигания

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Неисправности системы зажигания приводят к тому, что либо двигатель не запускается, либо работает с перебоями на холостом ходу или на всех режимах, либо не развивает полной мощности.

По вине системы зажигания двигатель может не запускаться по следующим причинам:

обрыв или короткое замыкание в цепи низкого напряжения;

неисправность свечей, распределителя, катушки или коммутатора зажигания;

неправильное подсоединение проводов к свечам;

загрязнение или обрыв высоковольтных проводов;

неправильная установка момента зажигания;

повреждение бегунка и крышки распределителя.

Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана увеличенным зазором между электродами свечей или неправильной установкой момента зажигания.

Причинами, из-за которых двигатель неустойчиво работает на всех режимах, могут быть повреждение или ненадежное соединение высоковольтных проводов, замасливание или неисправность свечей, неисправность коммутатора, бегунка или крышки распределителя.

Причиной, из-за которой двигатель работает неустойчиво на высоких оборотах, может быть неисправность распределителя зажигания.

Двигатель не развивает полной мощности из-за неисправности коммутатора или распределителя зажигания либо неправильной установки момента зажигания.

Предупреждения

При работе коммутатора зажигания выделяется большое количество тепла.

Чтобы не вывести из строя электронные приборы системы зажигания, а также во избежание возможных травм, выполняйте следующие правила:

1. Не касайтесь руками высоковольтных проводов и узлов системы (катушки, коммутатора и т.д.) при работающем двигателе, так как бесконтактная система зажигания имеет более высокое напряжение по сравнению с контактной системой.

2. Не проверяйте работоспособность системы "на искру", держа наконечник свечи или высоковольтный провод в руках. Для проверки используйте специальный разрядник.

3. Запрещается прокладывать в одном жгуте провода низкого и высокого напряжения системы зажигания.

4. Не отсоединяйте провода от клемм аккумуляторной батареи при включенном зажигании: это выведет из строя электронные узлы системы зажигания.

5. Запрещается отсоединять колодку с проводами от коммутатора при включенном зажигании: коммутатор выйдет из строя.

6. Не допускайте ослабления затяжки винтов крепления коммутатора: через эти винты он соединяется с "массой".

Во время проверки не касайтесь проводов и приборов системы зажигания при работающем двигателе.

Отсоединяйте и подсоединяйте провода системы зажигания только при выключенном зажигании.

Для проверки на "искру" нужно пользоваться специальным разрядником с зазором между электродами 5-7 мм. При зазоре более 10 мм электронные приборы системы зажигания могут выйти из строя. В качестве разрядника можно использовать старые работоспособные свечи. Зазор между электродами свечей должен быть 0,7-0,8 мм.

Неисправности в системе зажигания ведут к неустойчивой работе двигателя, возможны также проблемы с пуском.

Прежде чем начинать поиск неисправностей в системе зажигания, убедитесь в работоспособности топливной системы. Если бензин не поступает в карбюратор, двигатель не запустится. Для проверки снимите шланг с карбюратора, идущий от топливного насоса, и подкачайте топливо рычагом ручной подкачки, при этом из шланга должно выплескиваться топливо. Двигатель может работать с перебоями из-за высокого уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, неисправного вакуумного усилителя тормозов или негерметичного соединения вакуумного шланга усилителя с впускной трубой двигателя либо с обратным клапаном усилителя.

3.10.1. Причины неустойчивой работы двигателя:

1. Грязные или поврежденные высоковольтные провода. Это особенно проявляется в сырую дождливую погоду.

2. Высоковольтные провода не до конца вставлены в гнезда крышки распределителя зажигания или катушки зажигания, а также в наконечники свечей.

3. Неисправны свечи зажигания либо не отрегулированы зазоры между электродами свечей.

4. Неправильно отрегулирован угол опережения зажигания.

5. Неисправность бегунка или его резистора.

6. Повреждения крышки распределителя зажигания (особенно проявляется в сырую и дождливую погоду).

7. Неисправность коммутатора зажигания.

8. Неисправность катушки зажигания.

Периодически очищайте от пыли и грязи высоковольтные провода, наконечники свечей, катушку зажигания, крышку распределителя и коммутатор с основанием.

3.10.2. Двигатель не запускается

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Проверьте, подается ли напряжение на свечи зажигания. Для этого выньте высоковольтный провод из центрального гнезда крышки распределителя и подсоедините его к разряднику. Включите на несколько секунд стартер, при этом между электродами разрядника должна периодически проскакивать искра. Если искры нет, то напряжение на свечи не подается. Если искра есть, таким же образом проверьте работу свечей, поочередно снимая с них наконечники с проводами. Если на какой-либо свече нет искры, замените ее провод. Если искра есть на всех проводах, а двигатель не запускается - замените свечи.

2. Если напряжение не подается на свечи (нет искры на всех четырех свечах), замените бегунок распределителя. Иногда выходит из строя резистор бегунка. Проверить его работоспособность можно с помощью омметра: сопротивление резистора должно составлять 0,9-1,1 кОм. Если сопротивление отличается от указанного, замените бегунок. Если после замены бегунка напряжение на свечи не подается, замените крышку распределителя зажигания. Если после этого двигатель не запускается, замените последовательно катушку зажигания, коммутатор и распределитель зажигания.

3.10.3. Двигатель работает неустойчиво

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Очистите высоковольтные провода и проверьте их состояние. Повреждение изоляции высоковольтных проводов и крышки распределителя зажигания можно определить в тем- ноте. Для этого запустите двигатель и осмотрите моторный отсек. В поврежденном месте будет видно характерное свечение.

2. Чтобы определить, какая из свечей неисправна, отсоедините от нее провод при выключенном двигателе, после чего запустите двигатель. Если перебои в работе двигателя увеличились, значит свеча исправна. После этого остановите двигатель и подсоедините провод к свече. Снимите провод с другой свечи и снова запустите двигатель. Если характер вибраций не изменился, данная свеча неисправна и ее надо заменить. Если двигатель продолжает работать с перебоями, замените провод свечи.

3. Если все свечи и провода исправны, а двигатель продолжает работать неустойчиво, замените бегунок и крышку распределителя зажигания.

4. Если после замены крышки и бегунка перебои в работе двигателя продолжаются, замените коммутатор зажигания.

5. Если после этого характер работы двигателя не изменился, проверьте установку угла опережения зажигания или обратитесь на автосервис.

carmanz.com

Анализ системы зажигания . Неисправности системы зажигания

Система зажигания предназначена для воспламенения топливовоздушной смеси в точно установленный момент времени. В двигателях с искровым зажиганием это достигается за счет электрической искры, т.е. электроискрового разряда, создаваемого между электродами свечи зажигания. Пропуски зажигания приводят к догоранию смеси в каталитическом нейтрализаторе, происходит уменьшение мощности и топливной экономичности, увеличивается степень износа элементов двигателя и содержание вредных компонентов в выбросе.

Основными требованиями к системе зажигания являются:

  1. Обеспечение искры в нужном цилиндре (находящемся в такте сжатия) в соответствии с порядком работы цилиндров.
  2. Своевременность момента зажигания. Искра должна происходить в определенный момент (момент зажигания) в соответствии с оптимальным при текущих условиях работы двигателя углом опережения зажигания, который зависит, прежде всего, от оборотов двигателя и нагрузки на двигатель.
  3. Достаточная энергия искры. Количество энергии, необходимой для надежного воспламенения рабочей смеси, зависит от состава, плотности и температуры рабочей смеси.
  4. Общим условием для системы зажигания является ее надежность (обеспечение непрерывности искрообразования). Неисправность системы зажигания вызывает неполадки как при запуске, так и при работе двигателя:- трудность или невозможность запуска двигателя;- неравномерность работы двигателя - "троение" или прекращение работы двигателя - при пропусках искрообразования в одном или нескольких цилиндрах;- детонация, связанная с неверным моментом зажигания и вызывающая очень быстрый износ двигателя;- нарушение работы других электронных систем за счет высокого уровня электромагнитных помех и пр.

Важно!Во избежание поражения электрическим током и предотвращения несчастных случаев всегда производите замену элементов системы зажигания и подключение датчиков и щупов только при заглушенном двигателе.Диагностику системы зажигания целесообразно проводить под нагрузкой, обеспечивая максимально возможное напряжение пробоя искрового промежутка между электродами свечи. При малых нагрузках напряжение пробоя обычно не превышает 10 кВ, а при повышенных нагрузках, вследствие увеличения давления в цилиндре, напряжение пробоя значительно возрастает, и достигает нескольких 10 кВ, в результате чего проявляется большинство дефектов изоляции катушки зажигания, проводов, колпачков, свечей.

Режимами повышенной нагрузки являются пуск двигателя, резкое открытие дроссельной заслонки и работа двигателя на низких оборотах под максимальной нагрузкой. В этих режимах наполнение цилиндра топливовоздушной смесью близко к максимальному, искрообразование происходит тогда, когда поршень находится вблизи верхней мертвой точки. Следовательно, в этот момент давление газов внутри цилиндра приближается к максимально возможному.

Импульс зажигания

Осциллограмма напряжения вторичной цепи исправной системы зажигания

На осциллограмме можно выделить 4 основных фазы: накопление энергии, момент пробоя, горение искры, затухающие колебания.

Время накопление энергии (заряда катушки) – интервал времени от замыкания катушки на землю и начала протекания через нее тока до искрового разряда обусловленного ЭДС самоиндукции катушки после разрыва цепи. Переходной процесс указывает на окончание эффективного заряда катушки (момент насыщения, ограничение тока заряда), после которого происходит бесполезный нагрев катушки током заряда – катушка больше не запасает энергии.

В некоторых случаях момент пробоя наступает немного раньше переходного процесса, это не считается неисправностью.

Незначительный недозаряд катушки зажигания. Норма

Если время заряда катушки заметно уменьшено, то это свидетельствует о неисправности, приводящей к уменьшению энергии, запасенной в катушке, а следовательно, к сокращению времени горения искры. Недостаток энергии может привести к пропускам зажигания при больших нагрузках, так как напряжение на вторичной обмотке катушки не будет достигать напряжения пробоя воздушного зазора свечи.

Значительный недозаряд катушки зажигания. Неисправность

Пробой возникает при размыкании первичной цепи катушки зажигания. При этом в ней возникает напряжение самоиндукции, которое приводит к быстрому нарастанию напряжения во вторичной обмотке. Напряжение увеличивается до тех пор, пока не превысит напряжение пробоя свечного зазора. Длительность пробоя составляет порядка 10-20 мкс. Напряжение пробоя зависит от промежутка между электродами свечи и от диэлектрических свойств среды, которая этот промежуток заполняет. При атмосферном давлении сухой воздух «пробивается» при напряжении около 30 кВ/см. При повышении давления и уменьшении содержания топлива в смеси напряжение пробоя растет.

Следующий участок – горение искры, свидетельствует о протекании постоянного тока в зазоре свечи. Напряжение горения составляет порядка 1-2 кВ. Время горения для всех цилиндров должно быть одинаковым и составляет от 1-1,5 мс до 2-2,5 мс, в зависимости от типа системы.

Энергия, запасенная в катушке расходуется на пробивание искрового зазора свечи и на поддержание горения искры. Чем выше пробивное напряжение, тем меньше длительность горения искры, а следовательно, ниже вероятность поджигания топлива. И наоборот: при низком напряжении пробоя время горения увеличивается, но это свидетельствует об уменьшенном зазоре в свече и снижении взаимодействия искры с топливной смесью, что также приводит к снижению вероятности поджигания топлива.

Типичные неисправности системы зажигания

Примечание!Неисправность ВВ проводов, свечей и свечных колпачков будет проявляться в тех цилиндрах, к которым эти элементы относятся. Следовательно, неисправность свечи, свечного колпачка, ВВ провода повлияет на работу соответствующих им цилиндров, а неисправность центрального провода или катушки зажигания в классической системе зажигания повлияет на работу всех цилиндров. Увеличенный свечной зазор

Увеличенный свечной зазор. Неисправность

На холостом ходу данная осциллограмма свидетельствует об увеличенном зазоре в свече. Требуемое напряжение пробоя увеличивается. Большая часть энергии будет тратиться на генерацию завышенного пробивного напряжения. Это приводит к значительному уменьшению продолжительности горения искрового разряда, уменьшению надежности воспламенения топливовоздушной смеси.

При работе двигателя под высокой нагрузкой, увеличенный искровой промежуток между электродами свечи зажигания может стать причиной пробоя недостаточно прочной или поврежденной высоковольтной изоляции элементов системы зажигания. В таком случае, искрообразование будет происходить вне камеры сгорания, что исключает вероятность надежного искрообразования.

Режим повышенной нагрузки

Режим повышенной нагрузки. Норма

Если данная осциллограмма наблюдается при работе двигателя под высокой нагрузкой, то это свидетельствует о нормальной работе системы зажигания. На участке горения искры можно наблюдать множественные "срывы" напряжения горения искры в виде "пилы", возникающие вследствие "сдувания" искры вихревыми и турбулентными потоками газов внутри камеры сгорания. Объясняется это тем, что при открытии дроссельной заслонки в цилиндр поступает больше воздуха, а из-за увеличения скорости поршня и давления в результате процесса горения, необходимо все большее напряжение для поддержания протекания тока.

Вследствие увеличения значения напряжения пробоя и среднего значения напряжения горения искры при работе двигателя под высокой нагрузкой, продолжительность горения искрового разряда уменьшается.

Режим повышенной нагрузки, пробой изоляцииЕсли при нагрузке на двигатель форма напряжения горения такая же как и на холостом ходе, то это свидетельствует о пробое изоляции за пределами камеры сгорания. Но при этом, в сравнении с работой двигателя на холостом ходу, несколько увеличиваются напряжение пробоя, напряжение горения искры и незначительно уменьшается время горения искры.

Режим повышенной нагрузки. Неисправность

Наиболее часто встречающимися пробоями высоковольтной изоляции элементов системы зажигания вне камеры сгорания являются пробой:

  1. между высоковольтным выводом катушки зажигания и одним из выводов первичной обмотки катушки или "массой";
  2. между высоковольтным проводом и корпусом двигателя;
  3. между крышкой распределителя зажигания и корпусом распределителя;
  4. между "бегунком" распределителя зажигания и валом распределителя зажигания;
  5. свечного колпачка, между наконечником высоковольтного провода и корпусом двигателя;
  6. поверхностный пробой керамического изолятора свечи зажигания (стекание заряда по поверхности изолятора) вследствие отложения на изоляторе токопроводящих загрязнений;
  7. поверхностный пробой внутренней поверхности свечного колпачка (стекание заряда по внутренней поверхности изолятора) вследствие отложения на колпачке токопроводящих загрязнений;
  8. внутри керамического изолятора свечи зажигания между центральным проводником и ее корпусом, вследствие образования в изоляторе трещины.

Заниженная компрессия, уменьшение свечного зазораСущественное снижение компрессии в каком либо цилиндре двигателя приводит к тому, что в момент искрообразования, давление газов в камере сгорания оказывается заниженным. Следовательно, для пробоя искрового промежутка требуется меньшее напряжение. Форма импульса зажигания при этом практически не изменяется, но снижается пробивное напряжение.

Заниженная компрессия или уменьшение свечного зазора. Неисправность

Похожая осциллограмма также может свидетельствовать об уменьшении зазора между электродами свечи зажигания, что затрудняет взаимодействие искрового разряда с топливовоздушной смесью, и, соответственно, снижает вероятность ее воспламенения.

Уменьшен свечной зазор, нагрузка на двигательРазница между пробивными напряжениями, подводимыми к исправным свечам зажигания и к свече с уменьшенным искровым промежутком становится более существенной при работе двигателя под высокой нагрузкой. При такой неисправности, при переходе с режима холостого хода на режим повышенной мощности увеличение напряжения пробоя не наблюдается либо наблюдается незначительно.

Уменьшенный свечной зазор, нагрузка на двигатель. Неисправность

Форма участка горения искрового разряда при этом отличается не существенно, может наблюдаться лишь незначительное увеличение продолжительности горения искрового разряда.

Загрязнение изолятора свечи зажигания со стороны камеры сгоранияПри отсутствии резкого падения напряжения в конце горения можно сделать вывод, что изолятор свечи покрылся слоем проводника, что приводит к утечке тока и потере энергии горения искры. Напряжение пробоя при этом может несколько снизиться. Значение напряжения горения искры в первоначальный момент практически достигает значения напряжения пробоя, а к концу горения искры может снизиться до очень малой величины.

Загрязнение изолятора свечи. Неисправность

Количество затухающих колебаний может заметно уменьшиться, либо затухающие колебания могут вовсе отсутствовать. Зачастую, неисправность проявляется непостоянно, то есть, поверхностные токи могут чередоваться с нормальным искрообразованием между электродами свечи зажигания.

Загрязнение свечных электродовЗагрязнение поверхности электродов наблюдается в зашумленном сигнале искры, незначительном увеличении напряжения, а также уменьшении времени горения искры.

Загрязнение свечных электродов. Неисправность

Поверхность электродов и керамического изолятора свечи зажигания со стороны камеры сгорания может загрязняться вследствие отложения сажи, масла, остатков присадок к топливу и от присадок к маслу (отложения соединений свинца, соединений железа и пр.). В таких случаях цвет керамического изолятора свечи зажигания со стороны камеры сгорания определенным образом изменяется.

Высокое сопротивление ВВ проводаПри такой неисправности создается дополнительное падение напряжения на сопротивлении ВВ провода при протекании по нему тока. Падение напряжения на сопротивлении высоковольтного провода максимально в начале горения искры, и постепенно уменьшается. Это приводит к уменьшению времени горения и энергии искры. Напряжение пробоя от величины сопротивления высоковольтного провода не зависит, так как величина искрового промежутка практически не изменяется.

Высокое сопротивление ВВ провода

Сопротивление высоковольтного провода может быть увеличенным вследствие окисления его контактов, старения или выгорания проводящего слоя высоковольтного провода либо вследствие применения слишком длинного высоковольтного провода.

Обрыв высоковольтного проводаНапряжение пробоя может достигать максимального напряжения катушки. При этом вся энергия, накопленная в катушке, расходуется за пределами цилиндра, следовательно, не приводит к поджиганию смеси.

Обрыв ВВ провода

В критических случаях обрыв высоковольтного провода может привести к полному прекращению искрообразования между электродами свечи зажигания. Продолжительная работа двигателя с неисправными ВВ проводами может привести к пробою высоковольтной изоляции элементов системы зажигания, выходу из строя катушки зажигания.

Отсутствие затухающих колебанийПри слабом проявлении либо отсутствии затухающих колебаний в конце фазы горения искры можно сделать вывод о неисправности конденсатора (для классической системы зажигания) или катушки зажигания. Индуктивность катушки и емкость конденсатора образуют колебательный контур. Скорость затухания колебаний зависит от добротности колебательного контура. Если есть пробой изоляции конденсатора, короткозамкнутые витки либо межвитковой пробой в катушке, то добротность контура значительно падает, что и приводит к отсутствию колебаний.

Неисправность катушки зажигания

Конденсатор присутствует только в классической системе зажигания. В системах, управляемых электроникой, конденсатор не применяется. В этих системах в качестве емкости колебательного контура выступает межвитковая емкость катушки.

Паразитный искровой разряд между витками катушки зажигания отбирает часть энергии у полезного разряда в искровом зазоре свечи зажигания. С увеличением нагрузки на двигатель, доля отбираемой энергии искрового разряда увеличивается. Кроме того, существенно снижается и максимально возможное выходное напряжение, развиваемое катушкой зажигания.

Наличие пробоя межвитковой изоляции обмоток катушки зажигания, не сказывается на работе двигателя на холостом ходу и при малых нагрузках, но приводит к неработоспособности катушки зажигания при работе двигателя под высокой нагрузкой и создает трудности при пуске двигателя.

Примечание!Катушка зажигания с межвитковым пробоем генерирует ВВ импульсы, напоминающие по форме импульсы при загрязнении поверхности керамического изолятора свечи зажигания со стороны камеры сгорания или импульсы при пробое высоковольтной изоляции элемента системы зажигания вне камеры сгорания. Поэтому, в данном случае необходимо провести дополнительные проверки.Автор: Евгений Куришко

www.superdiagnostika.ru