Номинальные размеры шеек коленчатого вала


Коленвал Д-245 укладка

Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин; а также на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных подшипников размеру коренных шеек.

Механические повреждения (риски, вмятины, забоины и др.) на шейках коленчатого вала и вкладышах коренных подшипников не допускаются.

Коренные шейки, вкладыши и гнезда подшипников надо протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом.

Крышки коренных подшипников должны плотно входить в гнезда блока.

Перестановка и перевертывание крышек коренных подшипников не допускаются.

Раскомплектовка вкладышей коренных подшипников не допускается.

Вкладыши должны быть установлены в соответствующие гнезда блока цилиндров.

Коренные шейки и вкладыши перед укладкой коленчатого вала надо смазать моторным маслом.

Упорные полукольца, устанавливаемые на стенки постели пятой коренной опоры и крышки подшипника, должны быть подобраны так, чтобы продольный люфт коленчатого вала после затяжки болтов коренных подшипников составлял 0,14…0,37 мм.

Сухари клапанного механизма должны выступать над плоскостью шайбы на 0,5…2,0 мм;

В комплект на один дизель надо подбирать поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с поршнями не должен превышать 30 г.

Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала изготовляются двух номинальных размеров.

Номинальные размеры шеек коленчатого вала.

Обозначение

Диаметр шейки вала, мм

Коренной

шатунной

75,25-0,083

68,25-0,077

75,00-0,083

68,00-0,077

Номинальные размеры вкладышей подшипников коленчатого вала.

Обозначение

Внутренний диаметр вкладыша, мм

Коренной шейки

Шатунной шейки

БН1

75,25-0,033

68,25+0,025

БН2

75,00-0,033

68,00+0,025

Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное обозначение:

  • 2К - коренные шейки второго номинала;
  • 2Ш - шатунные шейки второго номинала;
  • 2КШ - шатунные и коренные шейки второго номинала.

Ремонтные размеры шеек коленчатого вала.

Обозначение

Диаметр шейки вала, мм

Коренной

шатунной

Д1

74,75-0,083

67,75-0,077

Р1

74,50-0,083

67,50-0,077

Д2

74,25-0,083

67,25-0,077

Р2

74,00-0,083

67,00-0,077

Д3

73,75-0,083

66,75-0,077

Р3

73,50-0,083

66,50-0,077

Д4

73,25-0,083

66,25-0,077

Р4

73,00-0,083

66,00-0,077

При проверке затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников на доворачивание величина крутящего момента не должна превышать 240 Нм.

Момент затяжки болтов крепления коренных подшипников должен быть 200…220 Нм.

При этом коленчатый вал должен плавно, без заеданий, проворачиваться моментом не более 3 Нм.

autoruk.ru

Коленвал и маховик дизеля МТЗ

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Коленвал Д-245

Правка коленчатого вала трактора МТЗ в процессе механической обработки не допускается. Допускается правка после накатки галтелей и после закалки ТВЧ. Стрела прогиба вала во время правки должна быть не более 1 мм.

Вкладыши шатунных подшипников должны быть подобраны в соответствии с размерами шеек вала. Вкладыши должны сидеть в “постелях” шатунов и крышек с натягом от 0,22 до 0,080 мм.

При шлифовании шатунных шеек необходимо сохранять первоначальные радиусы кривошипа (62,5±0,04 мм) и галтелей (4мм).

Шероховатость обработанных поверхностей шатунных и коренных шеек должна соответствовать Ra< 0,32 мкм.

Некруглость и допуск профиля продольного сечения шатунных и коренных шеек 0,01 мм.

Твердость поверхностей шеек после шлифования должна быть не менее 46 НRСэ. Закалка галтелей не допускается.

После перешлифовки коленвала Д-245, 240, 243 на ремонтный размер биение средней коренной шейки относительно крайних не должно превышать 0,07 мм (для нового вала - 0,06 мм).

Отклонение от параллельности образующих поверхностей шатунных шеек относительно оси вала, установленного на крайние коренные шейки, не должно превышать 0,05 мм на длине 100 мм.

Смещение всех шатунных шеек относительно диаметральной плоскости 3-ой коренной и 3-ой шатунной шеек (развал шеек) после перешлифовки не должно превышать 0,3 мм.

Биение цилиндрической и торцовой поверхностей фланца крепления маховика на крайних точках относительно поверхностей крайних коренных шеек допускается до 0,05 мм (для нового вала - не более 0,03 мм).

Трубки должны быть плотно запрессованы в шатунные шейки коленвала трактора МТЗ; люфт трубок не допускается. Края развальцованных трубок должны утопать относительно поверхности шеек на 1...3 мм.

Заглушки должны утопать в резьбе не менее чем на 2 мм и быть законтрены.

Шестерня коленчатого вала должна быть напрессована меткой наружу до упора в торец коренной шейки вала.

Коленчатый вал должен быть динамически отбалансирован снятием металла с периферии любых щек. Остаточный дисбаланс не более 90 г/см на каждом конце вала. Коленчатый вал в сборе с противовесами балансировать динамически.

Массу корректировать сверлением в противовесах в радиальном направлении отверстий диаметром 10 мм на глубину не более 25 мм. Остаточный дисбаланс не более 65 г/см на каждом конце вала.

Коленвалы после окончательной обработки проверить с помощью магнитного дефектоскопа на отсутствие поверхностных дефектов по технологическим инструкциям ТИ 213-59-74 и ТИ 150.12.700.252.03.92.001. После проверки валы должны быть размагничены.

Укладка коленвала Д-240

Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин; а также проверен на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных подшипников размеру коренных шеек.

Механические повреждения (риски, вмятины, забоины и др.) на шейках и вкладышах коренных подшипников не допускаются.

Коренные шейки, вкладыши и гнезда подшипников надо протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом.

Крышки коренных подшипников должны плотно входить в гнезда блока. Перестановка и перевертывание крышек коренных подшипников не допускаются.

Разукомплектовка вкладышей коренных подшипников не допускается. Вкладыши должны быть установлены в соответствующие гнезда блока цилиндров.

Коренные шейки и вкладыши перед укладкой коленчатого вала Д-243, 240, 245 надо смазать моторным маслом.

Упорные полукольца, устанавливаемые на стенки постели пятой коренной опоры и крышки подшипника, должны быть подобраны так, чтобы продольный люфт коленчатого вала после затяжки болтов коренных подшипников составлял 0.14...0.37 мм.

Сухари клапанного механизма должны выступать над плоскостью шайбы на 0,5...2,0 мм;

В комплект на один дизель надо подбирать поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с поршнями не должен превышать 30 г.

Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников изготавливаются двух номинальных размеров.

Номинальные размеры шеек коленвала Д-245, 243, 240

Диаметр шейки вала, мм коренной / шатунной

1Н - 75.25-0,083-0,101 / 68,25-0,077-0,096

2Н - 75.00-0,083-0,101 / 68,00-0,077-0,096

Номинальные размеры вкладышей подшипников коленвала МТЗ

Внутренний диаметр вкладыша, мм

коренной шейки / шатунной шейки

БН1 - 75,25-0,033-0,010 / 68,25 +0,025-0,010;

БН2 - 75.00-0,033-0,010 / 68,00 +0,025-0,010;

Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное обозначение: 2К - коренные шейки второго номинала; 2Ш - шатунные шейки второго номинала; 2КШ - шатунные и коренные шейки второго номинала.

Ремонтные размеры шеек коленвала Д-240, 243, 245

Диаметр шейки вала, мм

коренной / шатунной

Д1 - 74,75-0,083-0101 / 67.75-0,077-0,096

Р1 - 74.50-0,083-0,101 / 67,50-0,077-0,096

Д2 - 74,25-0,083-0101 / 67.25-0,077-0,096

Р2 - 74.00-0,083-0,101 / 67,00-0,077-0,096

Д3 - 73,75-0,083-0101 / 66.75-0,077-0,096

Р3 - 73.50-0,083-0,101 / 66,50-0,077-0,096

Д4 - 73,25-0,083-0101 / 66.25-0,077-0,096

Р4 - 73.00-0,083-0,101 / 66,00-0,077-0,096

Момент затяжки болтов крепления коренных подшипников должен быть 200...220 Нм. При этом вал должен плавно, без заеданий, проворачиваться моментом не более 3 Нм.

При проверке затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников на доворачивание величина крутящего момента не должна превышать 240 Нм.

Маховик Д-240

Трещины и выкрашивание рабочей поверхности зубьев венца маховика трактора МТЗ не допускаются.

Уменьшение длины зубьев венца (без длины фаски) допускается до 16 мм (длина зубьев нового венца - 18 мм).

Износ зубьев венца маховика допускается до толщины 3,2 мм при высоте установки штангензубомера 2,40 мм (толщина зуба нового венца соответствует 4.73-0,28-0,38 мм).

Венец маховика перед напрессовкой необходимо нагреть до температуры 195...200 С. Посадочные места маховика и венца не должны иметь забоин и заусенцев. Допускается зазор в сопряжении между торцовой поверхностью венца и маховика не более 0,5 мм в одном месте на дуге не более 60°.

Маховик Д-245, 243, 240 с венцом балансировать динамически в сборе с предварительно уравновешенным коленчатым валом путем сверления отверстий.

Если необходимо заменить передний подшипник первичного вала коробки передач, то перед снятием маховика с вала подшипник следует выпрессовать с помощью винтового съемника мод. И 803.16.000 или, сняв маховик, выпрессовать подшипник с помощью ударного съемника мод. 2476.

Установив захваты на торцы колец подшипника, их раздвигают резьбовым упором 3, а затем, при ударе груза в упор вала 5, выпрессовывают подшипник.

Поверхность маховика, сопряженная с поверхностью ведомого диска сцепления, шлифуется. Шероховатость поверхности должна быть не ниже Rа 1,0.

После ремонта коленчатого вала, а также устанавливаемого на него маховика, сцепления или шкива необходимо провести их балансировку.

Динамическую балансировку деталей, устанавливаемых на коленчатый вал МТЗ (маховик, шкив, коленчатого вала, нажимной и ведомый диски сцепления), проводить на станках мод. МС-970 или ПБМ-4. Менее точная статическая балансировка этих деталей производится на станках 40У-314.

Балансировку коленвала, а также вместе с установленным на него маховиком и сцеплением следует проводить в динамическом режиме с грузами на шатунных шейках, заменяющими шатунно-поршневую группу на шатунной шейке.

Балансировочный груз состоит из двух одинаковых полуколец, соединенных двумя болтами, изготовленными из стали 40Х (ГОСТ 4543-71), с твердостью 35...40 HRCэ.

Наружная, внутренняя поверхности определенных диаметров и торцы груза окончательно обрабатываются после соединения полуколец болтами. Внутренний диаметр груза равен D+0,025+0,010 мм, где D - диаметр шатунной шейки.

Смещение осей болтов относительно торцов и внутреннего диаметра груза должно быть не более 0,05 мм.

Болты должны быть одинаковой массы. Груз подгоняется по массе при уменьшении наружного диаметра с точностью +1 г и балансируется статически на оправке с точностью 2 г/см так, чтобы центр тяжести груза находился на оси груза и на середине его ширины.

После этого на наружную поверхность наносятся риски для обеспечения сборки полуколец в одном положении.

Масса грузов для балансировки коленвала Д-245, 243, 240 без пробок, с маховиком и сцеплением в сборе для шатунных шеек номинальных и ремонтных размеров подбирается в соответствии с рекомендациями ОГК ПО ММЗ.

Динамическая балансировка коленчатого к/вала с маховиком и сцеплением в сборе осуществляется относительно крайних коренных шеек при сверлении отверстий диаметром 15 мм (на глубину не более 15 мм, при расстоянии между ними не менее 5 мм) на расстоянии 184 мм от оси вала в незакрытых кожухом сцепления сегментах рабочей поверхности маховика или при сверлении отверстий в бобышках под пружинами нажимного диска сцепления.

Остаточный дисбаланс со стороны сцепления (маховика) должен быть не более 70 г/см.

Перед балансировкой на каждую шатунную шейку крепится груз, а ведомый диск сцепления центрируется относительно внутреннего диаметра подшипника на фланце с помощью первичного вала коробки передач или специальной оправки.

Картер сцепления (для дизелей автомобильных модификаций) монтируется на блок с помощью двух установочных штифтов, запрессованных в торец блока. При замене картер сцепления размещается на центрирующих штифтах и закрепляется болтами, момент затяжки 80...100 Нм.

Поверхности картера сцепления, сопрягаемые с блоком цилиндров и с коробкой передач, могут иметь допуск плоскостности 0,15 мм.

Диаметр отверстий для болтов задней опоры дизеля должен быть в пределах 20,00...20,28 мм. При превышении этих значений, допускается развертывание отверстий и установка втулок.

Допуск параллельности торцовых поверхностей картеров, сопрягаемых с блоком цилиндров дизеля и коробкой передач, составляет 0,05 мм на длине 100 мм.

Соосность отверстия, по которому центрируется коробка передач с осью коленчатого вала, и перпендикулярность оси коленчатого вала проверяется после установки вала.

Проверка ведется с помощью приспособления, укрепленного на фланце. Допуск радиального биения внутренней поверхности отверстия и торца картера сцепления относительно оси к/вала составляет 0,1 мм.

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2

Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов

mtz-sibir.ru

Укладка коленчатого вала дизеля Д-245

Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин; а также на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных подшипников размеру коренных шеек.

Механические повреждения (риски, вмятины, забоины и др.) на шейках коленчатого вала и вкладышах коренных подшипников не допускаются.

Коренные шейки, вкладыши и гнезда подшипников надо протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом.

Крышки коренных подшипников должны плотно входить в гнезда блока. Перестановка и перевертывание крышек коренных подшипников не допускаются.

Раскомплектовка вкладышей коренных подшипников не допускается. Вкладыши должны быть установлены в соответствующие гнезда блока цилиндров.

Коренные шейки и вкладыши перед укладкой коленчатого вала надо смазать моторным маслом.

Упорные полукольца, устанавливаемые на стенки постели пятой коренной опоры и крышки подшипника, должны быть подобраны так, чтобы продольный люфт коленчатого вала после затяжки болтов коренных подшипников составлял 0,14…0,37 мм.

Сухари клапанного механизма должны выступать над плоскостью шайбы на 0,5…2,0 мм;

В комплект на один дизель надо подбирать поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с поршнями не должен превышать 30 г.

Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала изготовляются двух номинальных размеров.

Номинальные размеры шеек коленчатого вала

Обозначение

Диаметр шейки вала, мм

Коренной

шатунной

75,25-0,083

68,25-0,077

75,00-0,083

68,00-0,077

Номинальные размеры вкладышей подшипников коленчатого вала

Обозначение

Внутренний диаметр вкладыша, мм

Коренной шейки

Шатунной шейки

БН1

75,25-0,033

68,25+0,025

БН2

75,00-0,033

68,00+0,025

Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное обозначение:

2К - коренные шейки второго номинала;

2Ш - шатунные шейки второго номинала;

2КШ - шатунные и коренные шейки второго номинала.

Ремонтные размеры шеек коленчатого вала

Обозначение

Диаметр шейки вала, мм

Коренной

шатунной

Д1

74,75-0,083

67,75-0,077

Р1

74,50-0,083

67,50-0,077

Д2

74,25-0,083

67,25-0,077

Р2

74,00-0,083

67,00-0,077

Д3

73,75-0,083

66,75-0,077

Р3

73,50-0,083

66,50-0,077

Д4

73,25-0,083

66,25-0,077

Р4

73,00-0,083

66,00-0,077

При проверке затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников на доворачивание величина крутящего момента не должна превышать 240 Нм.

Момент затяжки болтов крепления коренных подшипников должен быть 200…220 Нм.

При этом коленчатый вал должен плавно, без заеданий, проворачиваться моментом не более 3 Нм.

avtomechanic.ru

Диаметр шеек коленвалов

В этом разделе мы приведем две таблицы соответствия диаметров шеек коленвалов.

Диаметр коренных шеек коленвалов.

МАРКА ДВИГАТЕЛЯ

Номинальные размеры

Ремонтные размеры

Н1

Н2

Р1

Р2

Р3

Р4

А-01

105,000

104,75-0,023

104,500

104,250

104,000

103,800

А-41

105,000

104,75-0,02; -0,043

104,500

104,250

104,000

103,800

СМД-18

92,250

92-0,015

91,500

91,000

90,500

90,000

СМД-20

92,250

92-0,015

91,500

91,000

90,500

90,000

СМД-22

92,250

92-0,015

91,500

91,000

90,500

90,000

СМД-31

92,250

92-0,015

91,500

91,000

90,500

90,000

СМД-60

92,250

92-0,015

91,500

91,000

90,500

90,000

Д-21

70,250

70-0,065; -0,085

69,500

69,000

68,500

68,000

Д-65

85,250

85-0,08; -0,1

84,500

84,000

83,500

83,000

Д-108

95,210

94,96-0,023

94,460

93,960

93,460

92,960

Д-144

70,250

70-0,065; -0,085

69,500

69,000

68,500

68,000

Д-160

95,210

94,96-0,023

94,460

93,960

93,460

92,960

Д-240

75,250

75-0,08; -0,95

74,500

74,000

73,500

73,000

ЯМЗ-236

-

110-0,015

109,750

109,500

109,250

109,000

ЯМЗ-238

-

110-0,015

109,750

109,500

109,250

109,000

Диаметр шатунных шеек коленвалов.

МАРКА ДВИГАТЕЛЯ

Номинальные размеры

Ремонтные размеры

Н1

Н2

Р1

Р2

Р3

Р4

А-01

88,000

87,75-0,023

87,500

87,250

87,000

86,750

А-41

88,000

87,75-0,023

87,500

87,250

87,000

86,750

СМД-18

78,250

78-0,095; -0,11

77,250

76,500

75,750

75,000

СМД-20

78,250

78-0,095; -0,11

77,250

76,500

75,750

75,000

СМД-22

78,250

78-0,095; -0,11

77,250

76,500

75,750

75,000

СМД-31

78,250

78-0,095; -0,11

77,250

76,500

75,750

75,000

СМД-60

85,250

85-0,015

84,500

84,000

83,500

83,000

Д-21

65,250

65-0,06; -0,08

64,500

64,000

63,500

63,000

Д-65

75,250

75-0,075

74,250

73,500

72,750

72,000

Д-108

92,210

91,96-0,023

91,210

90,460

89,710

88,960

Д-144

65,250

65-0,06; -0,08

64,500

64,000

63,500

63,000

Д-160

92,210

91,96-0,023

91,210

90,460

89,710

88,960

Д-240

68,250

68-0,075; -0,09

67,500

67,000

66,500

66,000

ЯМЗ-238

-

88-0,015

87,750

87,500

87,250

87,000

gydroremont.ru

Справочник моториста - Вал коленчатый ЯМЗ

Статистика

Онлайн всего: 4

Гостей: 4

Пользователей: 0

 Вал коленчатый ЯМЗ 
 Коленчатый валМатериал: Сталь 50Г (по ТУ завода изготовителя)Твердость: НRC 52...62Каталожный номер: 236-1005015                              238-1005015Дефектная карта
№п/пВозможный дефектСпособ устранения дефектаи средство контроляРазмер по чертежуРазмер допустимыйбез ремонтаЗаключение
1ОбломыОсмотр --Браковать
2ТрещиныОсмотр, дефектоскопия--Браковать
3Срыв или износ резьбы подгайку крепления переднегопротивовесаОсмотркалибр-кольцо резьбовое8211-1202-6gГОСТ 17764-72M68*2-6g-Браковать
4Увеличение длинышатунных шеекШаблон 83,8             +0,148383,8Браковать
5Износ шейки под шкивСкоба 50,00ГОСТ 2015-59    +0,03550 +0,01850,00Браковать
6Износ шейки под передний противовесСкоба 71,01ГОСТ 2015-69   +0,05571+0,04571,01Браковать
7Износ шейки под шестернюСкоба СР75ГОСТ 11098-75    +0,05572 +0,03572,03Накатать
8Износ коренных шеекноминальный размер-1-й ремонтный размер-2-й ремонтный размер-3-й ремонтный размер-4-й ремонтный размер-5-й ремонтный размер-6-й ремонтный размерСкоба СР 100ГОСТ 11098-75109,98109,73109,48109,23108,98108,73108,43

110-0,015109,79-0,015109,5-0,015109,25-0,015109-0,015108,75-0,015108,5-0,015

109,98109,73109,48109,23108,98108,73108,48

Обработатьдо ремонтного размера.
9Износ шатунных шеек-номинальный размер-1-й ремонтный размер-2-й ремонтный размер-3-й ремонтный размер-4-й ремонтный размер-5-й ремонтный размер-6-й ремонтный размерСкоба СР 125 ГОСТ 11098-7587,9887,7387,4887,2386,9886,7386,4888-0,01587,75-0,01587,5-0,01587,25-0,01587-0,01586,75-0,01586,5-0,01587,9887,7387,4887,2386,9886,7386,48Обработать доремонтного размера
10Овальность или конусность коренных и шатунных шеекСкобы рычажныеСР100  СР125 ГОСТ 11098-730,010,015Обработать доремонтного размера
11Неточность угловогорасположения шатунных шеекПриспособление±30´±50´То же
12Изменение радиуса кривошипаПриспособление70 ±0,12-
13Риски, задиры или износшейки под передний сальникОсмотр, Скоба 63,5ГОСТ 2015-6964-0,2-Обработать доустранениядефектовбраковать при размеременее 63,5мм
14Риски, задиры или износшейки под задний сальникОсмотр, Скоба 139,6ГОСТ 2015-69140±0,014-Обработать до устранениядефектовбраковать приразмере менее 139,0мм
15Увеличение длинны задней коренной шейки, задиры или риски на упорныхповерхностяхОсмотрШаблон 56,34          +0,156-Обработать упорныеповерхности доустранения задирови рисок, браковать при размере более 56,34мм
16Износ шпоночных пазовШаблон 10,02     -0,01510-0,06510,02Обработать изношеныепазы до ремонтногоразмера     +0,01512 -0,065 мм
17Износ отверстия под подшипникПробка 52,03ГОСТ 2015-6952-0,0352,03Поставить втулку
18Погнутость вала:

дет. 236-1005015дет. 238-1005015

ПриспособлениеРадиальное биение средних коренныхшеек относительно крайних не более:0,030,05Радиальное биение средних коренныхшеек относительно крайних не более:0,050,07Обработать коренные шейки доремонтного размера
19Ослабление крепленияпротивовесовПроверка вручнуюЛюфт в соединенияхне допускается-Заменить болты крепления противовесов
Дополнительные указания:1. Неглубокие трещины на коренных и шатунных шейках допускается устранять обработкой шеек до ремонтного размера.2. При восстановительном ремонте допускается:    - по дефекту 3 -наплавка    - по дефектам 5,6 и 7 -хромирование, железнение, наплавка.    - по дефектам 8-11- "Неточность углового расположния шатунных шеек" - наплавка под слоем флюса    - по дефектам 13-14- хромирование, железнение, наплавка.

www.dizelmotor.in

Коленчатый вал и поршневая группа дизеля Д-240

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

Коленвал двигателя Д-240

Коленвал двигателя Д-240 трактора МТЗ-80, 82 полноопорный, стальной (имеет пять коренных и четыре шатунных шейки, рабочие поверхности которых закалены токами высокой частоты.

В шатунных шейках коленчатого вала имеются полости для центробежной очистки масла. Полости закрыты резьбовыми заглушками, которые у двигателя должны быть одной группы (номер группы выбит на торце заглушки), чтобы не нарушилась балансировка коленвала.

Рис. 1. Коленвал Д-240 с маховиком

1 - коренная шейка 2 и 12 - шейки; 3 - упорные кольца; 4 - нижний вкладыш коренного подшипника; 5 - маховик; 6 - маслоотражатель; 7 - установочный штифт; 8 - болт; 9 - зубчатый венец; 10 - верхний вкладыш коренного подшипника; 11 - шатунная шейка; 13 - галтель; 14 - противовесы; 15 - болт крепления противовеса; 16 - замковая шайба; 17 - шестерня коленчатого вала; 18 - шестерня привода масляного насоса; 19 - упорная шайба; 20 - болт; 21 - шкив; 22 - канал подвода масла в полость шатунной шейки; 23 - пробка; 24 - полость в шатунной шейке; 25 - трубка для масла

На первой, четвертой, пятой и восьмой шейках коленчатого вала закреплены съемные противовесы. Их наличие обусловлено большой частотой вращения коленчатого вала, вследствие чего центробежные силы сильно возрастают.

Установка противовесов значительно уменьшает нагрузки на подшипники. В коренных и шатунных шейках коленвала выполнены сверления, по которым подается масло к подшипникам (вкладышам).

На переднем конце коленвала смонтированы шестерня привода распределения и насоса системы смазки, шкив 21 привода насоса системы охлаждения и генератора, маслоотражатель 6; на заднем - маслоотражатель и маховик 5 с напрессованным на нем зубчатым стальным венцом 9.

Коленчатые валы изготовлены с шейками двух номинальных размеров - 75,25 мм и 68,25 мм, во втором - 75,0 мм и 68,0 мм.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала Д-240 трактора МТЗ-80, 82 изготовлены из сталеалюминевой ленты.

От перемещений и проворачивания вкладыши стопорятся выштампованными на них усиками, входящими во фрезеровки в постелях вкладышей в блоке и шатуне.

На наружной поверхности вкладыша проставляется товарный знак завода и размер, а на внутренней поверхности усика (выступа) - клеймо ( + или - ) группы вкладыша по высоте (вкладыши комплектуют так, чтобы один из них имел на усике знак " + ", а другой " - " или оба без маркировки).

Отверстия в верхних половинках коренных вкладышей совпадают с маслоподводящими каналами в блоке.

Зазор в подшипниках нового или отремонтированного двигателя в пределах 0,065...0,123 мм для шатунных и 0,070...0,134 мм для коренных.

При увеличении зазора в шатунных подшипниках до 0,25 мм и овальности шейки более 0,06 мм или в коренных, соответственно до 0,3 и более 0,1 мм, шейки коленвала шлифуют на соответствующий ремонтный размер.

Осевое перемещение коленчатого вала двигателя ограничивается упорами пятой коренной шейки (допустимое в эксплуатации - 0,5 мм), осевое перемещение нижней головки шатуна допускаемое 0,7 мм.

Двигатель в сборе снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным при обнаружении трещин блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазора, хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.

Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля — поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.

В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников и состояние шеек вала. Для этого снимают поддон картера дизеля, маслопроводы и масляный насос, крышки шатунов и измеряют диаметр шатунных шеек.

Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной продольной оси шатуна.

Ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала Д-240

Н1 - 68,16-68,17Н2 - 67,91-67,92Д1 - 67,66-67,67Р1 - 67,41-67,42Д2 - 67,16-67,17Р2 - 66,91-66,92Д3 - 66,66-66,67РЗ - 66,41-66,42

Если овальность шеек превышает допустимые размеры или диаметральный размер выходит за пределы нижнего допуска, то коленчатый вал подлежит перешлифовке на следующий ремонтный размер.

В практике, кроме ремонтных размеров (Р1, Р2 и т.д.), чередуемых через 0,5 мм, определенных заводом-изготовителем дизеля, при небольших износах перешлифовывают шейки вала под дополнительные ремонтные размеры (Д1, Д2, Д3 и т.д.), чередуемые с ремонтными размерами через 0,25 мм.

В данном случае растачивают вкладыши предыдущего размера под дополнительный ремонтный размер (Д1, Д2...). Овальность шатунных шеек дизелей — 0,06

Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, разборку дизеля продолжают, снимают головку блока цилиндров и вынимают поршни с шатунами в сборе. Для решения вопроса о замене вкладышей шатунных подшипников замеряют отверстие подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами.

Разность замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна дает действительный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Нормальный зазор в шатунных подшипниках должен быть в пределах 0,05...0,12 мм. Допустимый зазор для всех дизелей должен быть не более 0,3 мм.

В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике.

При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задиров, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.

Шатунно-поршневая группа дизельного двигателя Д-240

Детали поршневой группы Д-240 трактора МТЗ-80, 82 заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами.

Если диагностические параметры достигли значений, допустимых в эксплуатации, то дизель разбирают для технической экспертизы, которую проводят путем осмотра и микрометража деталей поршневой группы с целью замены непригодных, износившихся деталей.

Чтобы выполнить техническую экспертизу деталей, снимают головку цилиндров и поддон картера. Если после снятия головки цилиндров на поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора и отправляют в ремонт.

При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и крышки шатунных подшипников. Поршни в сборе с шатунами извлекают из гильз цилиндров.

В поршневой двигателя Д-240 трактора МТЗ-82, 80 износу наиболее подвержены: поршневые кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных подшипников, гильзы цилиндров.

В первую очередь индикаторным нутромером замеряют диаметр гильзы цилиндра в месте наибольшего износа в верхнем поясе гильзы — сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна.

Диаметр юбки поршня двигателя измеряют в плоскости, перпендикулярной отверстию поршневого пальца. Наряду с измерением диаметра юбки поршня контролируют изношенность канавок головки поршня по высоте пластинчатым щупом и новым кольцом.

Если зазор между канавками поршня и кольцом превышает допустимые размеры, поршень заменяют. Если овальность и диаметр гильзы выше, а диаметр поршня ниже значений, указанных в таблице, то и их заменяют.

Поршневую группу заменяют при зазоре между поршнем и гильзой, превышающем указанные значения. Гильзы из блока выпрессовывают специальным съемником.

Если диаметр гильзы и поршня у дизелей с водяным охлаждением в пределах нормы, то рекомендуется удалить гильзы из блока и повернуть их на 90 градусов вокруг оси, так как они более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна.

Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает данные, если их установить в неизношенную верхнюю часть гильзы.

Зазоры поршневых колец и поршней двигателя Д-240

Зазор между юбкой поршня и цилиндром, мм:

Нормальный - 0,18...0,20Допустимый - 0,26

Зазор в замке поршневых колец, мм:

Нормальный - 0,40...0,80Допустимый - 4,0

Зазор по высоте канавок поршня, мм:

Компрессионых - 0,08…0,12Маслосъемных - 0,05…0,09Допустимый - 0,30

Перед сборкой поршневой группы трактора МТЗ-80, 82 проверяют параметры поршневого пальца шатуна и состояние втулки его верхней головки.

Втулку заменяют при увеличении ее отверстия под поршневой палец или прославлении посадки втулки в отверстии верхней головки шатуна.

Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм или овальности и конусности поверхности пальца под втулку более 0,02 мм.

Изгиб и скручивание проверяют на приборе. Для всех дизелей изгиб шатуна не должен превышать 0,08 мм, а скручивание — 0,12 мм. При сборке шатуна двигателя вначале запрессовывают втулку в его верхнюю головку.

Чтобы улучшить чистоту поверхности, и окончательно подогнать отверстия под поршневой палец, отверстие обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.

Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала двигателя Д-240 изготавливают с высокой точностью.

Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующими диаметрами шеек коленчатого вала, поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций, только попарно.

Не допускается заменять один вкладыш из пары, а также спиливать или пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, устанавливать прокладки между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене вкладышей их устанавливают того же размера, что и шейки коленчатого вала.

Перед сборкой поршневой группы, связанной с установкой новых деталей, их подбирают по размерным группам.

Сортируют гильзы цилиндров на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки. Поршни и гильзы, устанавливаемые на дизель, должны быть одной размерной группы, как указано в таблице.

Обозначение размерных групп для гильз нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы, для поршня — на его днище. Перед установкой гильзы в блок осматривают состояние уплотнительных колец и нижних посадочных мест под гильзу в блоке цилиндров. Как правило, резиновые уплотнения заменяют.

Номинальные и ремонтные размеры поршневой группы двигателя Д-240

Обозначение размеров    Диаметр гильзы цилиндра, мм    Диаметр юбки поршня в нижней части, мм

М                                   104,82.-104,84                                105,00.-105,02 С                                      104,84.-104,86                              105,02.-105,04 Б                                      106,86.-104,88                              105,04.-105,06

При подборе поршней обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев, их внутреннюю поверхность и бобышку поршня, маркированную краской. Поршни и поршневые пальцы подбирают одной размерной группы с одинаковой маркировкой.

Поршневой палец запрессовывают в поршень после его предварительного нагрева в масле до температуры 70...80°С. Разница в массе шатунов в сборе с поршнями для дизелей — 15 г.

Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке приспособлением, предохраняющим кольца от случайных поломок.

Основные параметры поршневых колец дизеля Д-240

Поршневое кольцо  Рабочий зазор, мм   Упругость, НПервое (верхнее)         0,3.-0,6                 60...82Второе, третье             0.3...0.6                 68...78

Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при его поворачивании и утопать в канавках под действием собственной массы.

Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого маслосъемных колец.

Затем поршень и кольца обильно смазывают дизельным маслом и, пользуясь конусной оправкой, устанавливают в гильзу цилиндра. Поршень не может выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

texav.ru

2.8. Номинальные и ремонтные размеры деталей и пределы допустимых износов

 

впускной клапан

выпускной клапан

Наружный диаметр седла клапана, мм

37,2

30,8

Ширина рабочей фаски, мм

2,0

2,0

Заглубление плоскости седла относительно плоскости головки блока, мм

9,6

9,0

Угол фаски, град

45

45

Угол верхнего конуса, град

30

30

Диаметр отверстия в направляющих втулках клапанов, мм

8,013 – 8,035

8,013 – 8,035

Предельно допустимый зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, мм

1,0

1,3

Диаметр тарелки клапана, мм

38,0

33,0

Диаметр стержня клапана, мм

7,97

7,95

Максимальная допустимая при шлифовке ширина рабочей фаски, мм

3,5

шлифовке не подлежит

Минимальная высота тарелки клапана до фаски, мм

0,5

шлифовке не подлежит

Длина клапана, мм:   – номинальная

91,0

90,8

  – минимальная

90,05

90,3

Угол рабочей фаски клапана, град

45

45

Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами толкателей клапанов, мм:   – при температуре охлаждающей жидкости 35° С

0,25 ± 0,05

0,45 ± 0,05

  – при температуре охлаждающей жидкости 20° С

0,20 ± 0,05

0,40 ± 0,05

Максимальный допустимый зазор между поршнем и цилиндром, мм

0,07

Диаметр цилиндра, мм:   – двигатели 1,9 л и 2,2 л:      • номинальный

79,51

     • 1-й ремонтный

79,76

     • 2-й ремонтный

80,01

     • 3-й ремонтный

80,51

  – двигатели 2,0 л и 2,3 л:      • номинальный

81,01 (82,51 для двиг. NF)

     • 1-й ремонтный

81,26 (82,76 для двиг. NF)

     • 2-й ремонтный

81,51 (83,01 для двиг. NF)

Диаметр вкладышей подшипников, мм:

коренных

шатунных

  – номинальный

57,96 – 57,98

45,96 – 45,98 (47,76 – 47,78 двигатели 2 л с июля 1983 г. остальные не турбо с июля 1984 г.)

  – 1-й ремонтный

57,71 – 57,73

45,71 – 45,73 (47,51 – 47,53 двигатели 2 л с июля 1983 г. остальные не турбо с июля 1984 г.)

  – 2-й ремонтный

57,46 – 57,48

45,46 – 45,48 (47,26 – 47,28 двигатели 2 л с июля 1983 г. остальные не турбо с июля 1984 г.)

  – 3-й ремонтный

57,21 – 57,23

45,21 – 45,23 (47,01 – 47,03 двигатели 2 л с июля 1983 г. остальные не турбо с июля 1984 г.)

Осевой зазор коленчатого вала, мм:   – номинальный

0,07 – 0,18 (0,07 – 0,23 с 1984 г.)

  – максимальный допустимый

0,25

Максимально допустимый зазор между коренными вкладышами и шейками коленчатого вала, мм

0,16

Диаметр поршня, мм:   – двигатели 1,9 л и 2,2 л:      • номинальный

79,48

     • 1-й ремонтный

79,73

     • 2-й ремонтный

79,98

     • 3-й ремонтный

80,48

  – двигатели 2,0 л и 2,3 л:      • номинальный

80,98 (82,48 для двиг. NF)

     • 1-й ремонтный

81,23 (82,74 для двиг. NF)

     • 2-й ремонтный

81,48 (82,98 для двиг. NF)

Зазор в замке поршневых колец, мм:   – номинальный

0,25 – 0,5

  – предельно допустимый

1,0

Зазор между кольцом и канавкой в поршне, мм:   – номинальный

0,02 – 0,08

  – предельно допустимый

0,1

Предельно допустимый зазор между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала, мм

0,12

Предельно допустимый осевой зазор шатуна на шейке коленчатого вала, мм

0,4

Предельно допустимый осевой зазор распределительного вала при снятых толкателях, мм

0,15

Минимальная высота головки блока (между поверхностями), мм

132,75

carmanz.com