1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Объем масла в кпп 2108


Замена масла в КПП ВАЗ-2108

Если у автовладельца нет свободного времени или желания самостоятельно обслуживать своё авто, нужно отправиться на станцию технического обслуживания и попросить помощи у специалистов. Если же вы стремитесь овладеть новыми навыками и не хотите никому доверять заботу о своём транспортном средстве, тогда предлагаем ознакомиться с рекомендациями и профилактическое обслуживание собственного авто осуществлять самостоятельно. Каждый автовладелец знает цену своевременной замены расходников. Чем раньше будет выполнена такая работа, тем увереннее будет работать авто. Не секрет, что любое транспортное средство нуждается в замене моторной и трансмиссионной жидкости. Имея в наличии «ВАЗ-2108», не паникуйте, если не знаете, как залить масло в коробку. Мы поможем вам разобраться во всех нюансах и выполнить работы на максимально высоком уровне.

Выполнять замену масла в КПП ВАЗ-2108 необходимо регулярно.

Процесс замены

Автомобили отечественного автопрома пользуются популярностью среди многих автолюбителей. Такие транспортные средства будут уверенно служить на протяжении многих лет, если владелец будет правильно эксплуатировать авто, уделять ему достаточное внимание. В частности, любителям отечественной «восьмёрки» мы рекомендуем научиться менять самостоятельно трансмиссионное масло, обеспечивая нормальное функционирование коробки передач. С чрезмерными сложностями вам сталкиваться точно не придётся, если будете выполнять все действия последовательно, опираясь на наши рекомендации.

Периодичность замены

Если «порыться» в технической документации, досконально изучить мануал, предоставленный производителем, легко обнаружить рекомендации относительно замены трансмиссии после 75-тысячного пробега авто. Однако вы вряд ли ездите на своей «восьмёрке» по новым автомагистралям с качественным покрытием, вряд ли вы эксплуатируете авто только при приемлемом температурном режиме. Учитывая все эти негативные обстоятельства, при которых приходится управлять транспортным средством, большинство специалистов однозначно заявляют, что менять ТМ лучше всего через каждые 35 – 45 тысяч километров пробега. Переведя эти показатели во временной интервал, при средней эксплуатации авто вам придётся выполнять такую процедуру один раз в три или четыре года.

Какое масло заливать в коробку

Хотим предупредить одну распространённую ошибку, которую зачастую допускают владельцы «восьмёрки», стремящиеся приобретать только самое лучшее для своего авто. Ошибка заключается в том, что, выбирая, какое масло лить в коробку передач «ВАЗ-2108», предпочтение отдаётся импортному продукту, за который нужно выложить приличную сумму денег. Такой шаг неосмотрителен, поскольку для «ВАЗ-2108» оптимально приобретать масла, рекомендованные производителем «ВАЗ»:

  • Омскойл транс П;
  • Волнез ТМ4;
  • Рексол Т.

Такие масла должны иметь маркировку 80W-85, 80W-90, а также GL-4 или GL-4/5.

Объём масла в коробке

Прежде чем приступить к процедуре замены ТМ, вам нужно тщательно подготовиться. Сначала посетите магазин, в котором реализуется трансмиссионные жидкости. Выбирайте торговое заведение, которому можно полностью доверять. В противном случае, покупая ТМ с рук, можно стать жертвой мошенников и приобрести «левое» масло, не способное обеспечивать корректную работу коробки передач.

Лить такое контрафактное масло в КПП автомобиля «ВАЗ-2108» не рекомендуется, чтобы не спровоцировать технического сбоя.

Также у автовладельцев-новичков может возникнуть вопрос, сколько литров ТМ нужно приобрести, чтобы успешно осуществить замену трансмиссии в КПП. Здесь поспешим вас порадовать, поскольку коробка передач «восьмёрки» не нуждается в большом объёме масляной жидкости. Будет вполне достаточно влить 3 или 3,5 литра в зависимости от того, какая коробка передач установлена на автомобиле: четырёхступенчатая или пятиступенчатая.

Проверка уровня и доливка масла в коробку передач

Если вы приобрели транспортное средство с рук, а не в автосалоне, побеспокойтесь о незамедлительной замене ТМ, не введитесь на заверения бывшего владельца. Он может специально вас убеждать в этом, чтобы не понижать стоимость авто. Вы же рискуете ездить на старом масле, подвергая серьёзной опасности КПП. Также после приобретения авто и впоследствии периодически совершайте проверку уровня масляной жидкости. Даже незначительный дефицит может спровоцировать выход из строя коробки.

Проверить уровень ТМ тоже несложно, если соблюдать все перечисленные нами правила. Прежде всего, найдите место, установив на которое автомобиль, вы будете уверены в его горизонтальном положении. Теперь выждите приблизительно десять минут, если вы только что приехали на нём. Это нужно, чтобы двигатель немного остыл, а масло стекло с шестерёнок. Теперь переведите свой взгляд на аккумуляторную батарею, именно рядом с нею располагается щуп для проверки уровня. На нём вы обнаружите две отметки, указывающие на минимальное и максимальное количество масляной жидкости, которое рекомендует заливать производитель. Если в ходе проверки вы обнаружите нехватку ТМ, обязательно долейте его в коробку передач.

Часто случается, что заливаемого без щупа масла не хватает. К такому ходу проведения процедуры зачастую прибегают владельцы авто, предпочитающие выполнять все действия поспешно. К сожалению, такая поспешность зачастую провоцирует нежелательные последствия. Именно по этой причине мы рекомендуем периодически проверять уровень ТМ, доливать небольшое количество, чтобы верхний уровень масла достигал отметки «Max» или приближался к ней.

Что нужно иметь под рукой

Следует знать, что для выполнения такой технической манипуляции потребуется иметь не только новую трансмиссионную жидкость, но и некоторые дополнительные инструменты и материалы:

  • набор головок и ключей;
  • ёмкость для слива отработки;
  • воронку.

Вы можете услышать от опытных автолюбителей, что можно только с помощью специального шприца влить новое масло. В принципе, этому можно верить, но если под рукой такого шприца не будет, вы можете воспользоваться альтернативным. Достаточно взять любой пластиковый шприц большого объёма, его носик насадить на шланг или трубку. Чтобы обеспечить высокую герметичность, заматываем место соединения шприца и трубки несколькими слоями скотча. Благодаря таким нехитрым действиям вы получаете отличный инструмент для замены ТМ.

Работа по замене масла

Теперь, когда вы полностью подготовились к такой процедуре, как замена трансмиссионного масла в коробке «ВАЗ-2108», можете приступать к практическим действиям. Изначально снимите резиновый колпачок, закрывающий отверстие сапуна. Само отверстие тщательно прочистите, а колпачок промойте. Далее, всё установите на место. Теперь откручиваем сливную пробку, подставляем ёмкость, в которую будет вытекать старая трансмиссионная жидкость.

Теперь вам лучше вылезти из-под машины, поскольку процесс слива отработки будет продолжаться около 10 – 15 минут. Как только слив отработки прекратится, закрутите сливную пробку, выньте щуп.

Теперь в открытое заливное отверстие вставляем воронку, через которую начинаем вливать новое масло.

Чтобы убедиться в том, что вы влили нужное количество ТМ, проверьте его уровень, предварительно вытерев щуп и устранив старые масляные следы. После этого опустите щуп на пару минут, выньте и обратите внимание на расположение масляных следов. На этом процесс замены трансмиссионной жидкости в КПП своими руками завершается. Запустите движок, прокатитесь на авто, а затем ещё раз проверьте уровень масла. Мы надеемся, что после прочтения этой статьи вы однозначно откажетесь от посещения станции технического обслуживания, всю работу проведёте самостоятельно и успешно.

vibormasla.ru

Замена масла в двигателе ВАЗ 2106, а также масляного фильтра

Замена масла в коробке передач — один из важнейших моментов ухода за автомобилем. Масло обеспечивает равномерное смазывание трущихся элементов трансмиссии, а также служит в качестве охлаждающей жидкости, отводя температуру от нагревшихся поверхностей деталей.

Когда менять масло в КПП?

Замена масла в коробке ВАЗ 2108 производится примерно через 75 000 км пробега или не реже чем через 4-5 лет.

Объем коробки в литрах?

В пятиступенчатую коробку передач помещается порядка — 3,3 литра трансмиссионного масла, в четырехступенчатую — 3,0 литра.

Какое масло заливать в коробку?

Завод-производитель рекомендует следующие марки масел:

  1. Рексол Т (80W-85; GL-4)
  2. Волнез ТМ4” (80W-90; GL-4)
  3. Омскойл транс П (80W-85; GL-4/5)

Как заменить масло в коробке ВАЗ 2108 своими руками

Замена масла в коробке передач как и замена масла в двигателе производится "на горячую", то есть сразу после поездки, когда масло теплое и находится в более жидком состоянии. Данная работа осуществляется на смотровой яме или подъемнике.

Верхняя метка на щупе — оптимальный уровень трансмиссионного масла в КПП, не рекомендуется лить выше указанной метки, поскольку в таком случае масло может потечь из КПП. Нижняя метка на щупе — минимально допустимый уровень, после которого необходимо обязательно долить масло в коробку. Если этого не сделать или не заметить вовремя можно нанести непоправимый вред деталям коробки передач, после чего она очень скоро выйдет из строя.

Замена масла в коробке ВАЗ 2108 — пошаговая инструкция

1. Снимите резиновый колпачок, затем промойт его и при помощи проволоки очистите в сапуне отверстие, после — установите его обратно.

2. Установите емкость для отработанного масла под сливное отверстие.

3. Теперь открутите маслосливную пробку.

  1. Аккуратно слейте масло. Подождите какое-то время для того чтобы отработанное трансмиссионное масло полностью стекло в емкость.
  2. Закрутите маслосливную пробку.
  3. Перед тем как заменить масло в коробке ВАЗ 2108, извлеките щуп уровня масла.
  4. Возьмите канистру с маслом или специальную масленку и влейте в отверстие чистое масло.

8. Теперь необходимо очистить щуп от остатков старого масла и сделать замер уровня масла в коробке передач.

9. Для этого установите щуп на место, после чего опять достаньте и убедитесь, что уровень масла находится в пределах верхней и нижней метки. Как я уже говорил, лучше когда уровень будет по верхней метке.

10. На более "древних" трансмиссиях старого образца (без щупа) заливная горловина расположена с правой стороны картера КПП.

11. Открутите пробку, затем залейте масло в коробку, используя для этого шприц. Оптимальным будет — уровень  нижней кромки маслоналивного отверстия.

Вот собственно и вся замена масла в коробке передач, теперь осталось помыть руки и приступить к эксплуатации.

vaz-remont.ru

Как заменить масло в КПП ВАЗ 2108

Коробка передач имеет особое место среди других узлов автомобиля, а потому своевременная замена масла в ней имеет огромное значение. В первую очередь – для сохранения долговечности движущихся деталей, во вторую – в целом для обеспечения безопасности езды. Масло в коробке передач является одновременно и собственно смазкой, защищающей движущиеся элементы, и охлаждающей жидкостью.

Как минимум раз в четыре-пять лет необходимо проводить замену масла в трансмиссии, либо, если вы много ездите, то каждые 75 тысяч километров пробега. И игнорировать эту рекомендацию не стоит, в противном случае приходится слишком часто заменять саму коробку передач.

Помимо контроля своевременности замены трасмиссионного масла, важно также контролировать его уровень. Так, отметка «минимум» на щупе требует экстренного долива масла в систему, в противном случае вам очень скоро предстоит замена коробки передач, отметка же «максимум» является верхней границей, превышать которую – значит, подвергать свой автомобиль риску вытекания масла из коробки переключения передач. В свою очередь, это может привести к загрязнению других узлов и последующим малоприятным процедурам экстренной очистки.

Выбор трансмиссионного масла – важная задача для любого автомобилиста. Для новичков, а также тех, кто просто не желает разбираться в технологических особенностях тех или иных масел, производитель рекомендует остановиться на маслах «Рексол Т», «Волнез ТМ4» или «Омскойл транс П», показатели которых примерно идентичны: 80W-85-90; GL-4.

Для четырёхступенчатой коробки передач потребуется как минимум три литра специального масла для трансмиссий, в пятиступенчатую – около 3,3 литра.

Замена масла КПП ВАЗ проводится либо на СТО, либо владельцем собственноручно. И второй путь достаточно прост, особенно, если в вашем распоряжении хотя бы на короткое время может появиться яма или подъёмник.

Совет: для автомобилей ВАЗ, в том числе, лада гранта, замена масла КПП, как и замена моторного масла, проводится на разогретом двигателе. При повышении температуры двигателя и масло в узлах становится более жидким, что облегчает его слив.

Работа по замене масла в КПП ВАЗ 2108 проходит в несколько этапов:

  1. Для работы по замене масла потребуется пустая ёмкость для отработки, проволока для очистки отверстия в сапуне и немного аккуратности. Перед началом работ по замене масла извлекаем щуп, с помощью которого замеряется уровень масла, и тщательно его отчищаем от остатков отработки. Пока он сохнет, сливаем старое масло.

  2. Снимаем резиновый колпачок и тщательно промываем его. Прежде, чем установить его обратно, колпачок необходимо высушить. С помощью кусочка стальной проволоки очищаем отверстие в сапуне.

    Под сливным отверстием размещаем пустую ёмкость, предназначенную для отработанного трансмиссионного масла.

  3. Откручиваем пробку и ожидаем, пока масло полностью стечёт в канистру, после чего возвращаем пробку на место.

    С помощью специальной маслёнки или напрямую из канистры (последнее, мягко говоря, не очень удобно) заливаем новое масло в коробку переключения передач. Проверяем уровень масла с помощью уже отчищенного щупа. Если всё в порядке, завершаем работы.

    Совет: для обладателей автомобилей с коробками переключения передач старого образца, в которых отсутствует щуп, ориентироваться при заливе нового трансмиссионного масла следует на нижнюю кромку маслоналивной горловины. Отверстие располагается справа от картера КПП.

Таким образом, вы на практике сегодня убедились: замена масла КПП для 2114, а также любой другой модели ВАЗ, не составляет труда.

videovaz.ru

ВАЗ 2108 | Заправочные емкости

2.3.3. Заправочные емкости

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Объемы указаны в литрах.

Год

Модель

Наименование серии

Рабочий объем цилиндров (см3)

Объем масла в трансмиссии 5-КПП

Объем масла в двигателе (включая фильтр)

1984–1986

Trooper/ Bighorn

4ZD1

2250

4,6

4,4

1984–1986

Trooper/ Bighorn

С223 Т

2238

4,6

6,0

1987

Trooper/ Bighorn

4ZE1

2559

3,1

4,4

1987

Trooper/ Bighorn

С223 Т

2238

4,6

6,0

1987

Trooper/ Bighorn

4JB1-Т

2772

1988

Trooper/ Bighorn

4ZE1

2559

3,1

4,4

1988

Trooper/ Bighorn

4JB1-Т

2772

1989

Trooper/ Bighorn

4ZE1

2559

3,1

5,2

1989

Trooper/ Bighorn

V6, 2,8 л

2800

3,1

4,5

1989

Amigo/ MU

4ZD1

2250

1,6

4,2

1989

Amigo/ MU

4ZE1

2559

3,1

5,2

1990

Trooper/ Bighorn

4ZE1

2559

3,1

5,2

1991

Trooper/ Bighorn

V6, 2,8 л

2800

3,1

4,5

1991

Amigo/ MU

4ZD1

2250

1,6

4,2

1991

Amigo/ MU

4ZE1

2559

3,1

5,2

1991

Rodeo

4ZE1

2559

3,1

5,8

1991

Rodeo

V6

3100

2,4

4,3

1992

Amigo/ MU

4ZD1

2250

1,6

4,2

1992

Amigo/ MU

4ZE1

2559

3,1

5,2

1992

Rodeo

4ZE1

2559

3,1

5,8

1992

Rodeo

V6

3100

2,4

4,3

1993

Amigo/ MU

4ZD1

2250

1,6

4,2

1993

Amigo/ MU

4ZE1

2559

3,1

5,2

1993

Rodeo

4ZE1

2559

3,1

5,8

1993

Rodeo

V6

3100

2,4

4,3

1994

Amigo/ MU

4ZD1

2250

1,6

4,2

1994

Amigo/ MU/ Jazz

4ZE1

2559

3,1

5,2

1994

Rodeo/ Passport

4ZE1

2559

3,1

5,8

1994

Rodeo

V6

3100

2,4

4,3

1995

Amigo/ MU

4ZD1

2250

1,6

4,2

1995

Amigo/ MU/ Jazz

4ZE1

2559

3,1

5,2

1995

Rodeo/ Passport

4ZE1

2559

3,1

5,8

1995

Rodeo

V6

3100

2,4

4,3

Год

Модель

АКПП

Редуктор заднего моста

Топливный бак

Система охлаждения

1984–1986

Trooper/ Bighorn

1,6

82

9,2

1984–1986

Trooper/ Bighorn

1,6

82

11,4

1987

Trooper/ Bighorn

6,0

1,0

82

9,2

1987

Trooper/ Bighorn

1,6

82

11,4

1987

Trooper/ Bighorn

1988

Trooper/ Bighorn

1,0

82

9,2

1988

Trooper/ Bighorn

1989

Trooper/ Bighorn

6,0

1,9

83

9,2

1989

Trooper/ Bighorn

4,6

1,9

83

11,8

1989

Amigo/ MU

1,6

83

10,8

1989

Amigo/ MU

7,3

1,9

83

10,8

1990

Trooper/ Bighorn

6,0

1,9

83

9,2

1991

Trooper/ Bighorn

4,6

1,9

83

11,8

1991

Amigo/ MU

1,6

83

10,8

1991

Amigo/ MU

7,3

1,9

83

10,8

1991

Rodeo

9,5

2,0

83

10,8

1991

Rodeo

9,5

2,0

83

13,0

1992

Amigo/ MU

1,6

83

10,8

1992

Amigo/ MU

7,3

1,9

83

10,8

1992

Rodeo

9,5

2,0

83

10,8

1992

Rodeo

9,5

2,0

83

13,0

1993

Amigo/ MU

1,6

83

10,8

1993

Amigo/ MU

7,3

1,9

83

10,8

1993

Rodeo

9,5

2,0

83

10,8

1993

Rodeo

9,5

2,0

83

13,0

1994

Amigo/ MU

1,6

83

10,8

1994

Amigo/ MU/ Jazz

7,3

1,9

83

10,8

1994

Rodeo/ Passport

9,5

2,0

83

10,8

1994

Rodeo

9,5

2,0

83

13,0

1995

Amigo/ MU

1,6

83

10,8

1995

Amigo/ MU/ Jazz

7,3

1,9

83

10,8

1995

Rodeo/ Passport

9,5

2,0

83

10,8

1995

Rodeo

9,5

2,0

83

13,0

automn.ru

Масла

Масла ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА.

        Появление автомобиля ВАЗ-2108, в своё время, стало событием едва ли не более значительным, чем появление на дорогах страны первых „жигулей“. По конструкции ВАЗ-2101 не сильно отличался от ранее выпускавшихся автомобилей. Другое дело ВАЗ-2108: привод на передние колёса и поперечное расположение двигателя. К тому времени не одно поколение водителей было убеждено, что на автомобиле (во всяком случае отечественном) двигатель может располагаться только вдоль кузова. За редким исключением ВАЗ-2108 не унаследовал от классических „жигулей“ деталей и узлов, совершенно новый автомобиль! Значительное количество технических решений не встречалось ранее в отечественном автопроме. Одновременно с улучшением потребительских свойств, конструкция переднеприводного автомобиля в целом проще, чем классического, а потому и в обслуживании он получился более технологичным. Например, при переднеприводной компоновке трансмиссионное масло необходимо заливать не в два объёма, а в один, потому что коробка передач и главная передача объединены в один блок. Кроме того реечный рулевой механизм, применённый в ВАЗ-2108, смазывается не трансмиссионным маслом, как механизм червячный, а пластичной смазкой, рассчитанной на весь срок службы агрегата. Если же рассмотреть количество агрегатов трансмиссии у полноприводной „Нивы“, то с добавлением раздаточной коробки и редуктора переднего моста, их становится в два раза больше, чем у классических „жигулей“ и в четыре, чем у ВАЗ-2108. Однако и это не предел: у одной из модификаций автомобиля УАЗ-469 к агрегатам, имеющимся у „Нивы“ добавляются четыре колёсных редуктора. Сложно сравнивать по проходимости УАЗ и ВАЗ-2108, но у того и у другого по четыре колеса, а заправочных объёмов трансмиссии у первого в восемь раз больше чем у второго. Это же 2 в 3-й степени!

При знакомстве с Руководством по эксплуатации ВАЗ-2108 многих удивил тот факт, что в коробку передач предписывалось заправлять… моторное масло, там просто дублировались марки, предназначенные для системы смазки двигателя. Первоначально не удавалось найти документального объяснения: почему отказались от традиционного для ВАЗа ТАД-17и, или хотя бы: почему применили моторное, а не другое трансмиссионное масло.

В водительской среде бытовало как минимум две причины этого. По первой из них от ТАД-17и отказались из-за того, что в конструкции коробки передач ВАЗ-2108 шестерни вторичного вала вращаются на игольчатых подшипниках, а достаточно густое ТАД-17и поздно достигает этого узла трения, особенно после начала движения при низких температурах. Подобная версия звучала малоубедительно: в коробке передач классических „жигулей“ шестерни действительно вращаются непосредственно на валу, однако один игольчатый подшипник в конструкции коробки есть. Он находится в расточке первичного вала и на него опирается передний конец вала вторичного. Подшипник нагружен, особенно при движении на первой передаче, никак не слабее игольчатых подшипников коробки передач ВАЗ-2108, а маслу до него добраться ещё сложнее, чем до последних, однако проблем в этом месте не возникало.

Вторая версия звучала так: в целях упрощения технологии изготовления и обслуживания автомобиля конструкторы решили использовать вместо двух масел (моторного и трансмиссионного) - одно, моторное. Подобное решение уже встречалось в автомобилях в большей степени предназначенных для армии. Например, в многоосных автомобилях МАЗ в двигателях и агрегатах трансмиссии предписано использовать одно и то же масло - МТ-16п. По устаревшей классификации буквы МТ характеризуют „класс дизельных масел предназначенных для смазки мощных быстроходных дизелей“ К. К. Папок „Смазочные масла“, М.: Воениздат,1962, стр. 203. Однако, судя по назначению, логичнее назвать его „моторно-трансмиссионным“. Это же масло является основной маркой для всех агрегатов трансмиссии семейства автомобилей Урал-375. Причём в картерах ведущих мостов оно применяется наравне с классическим трансмиссионным маслам ТАП-15В. Позже появления масла МТ-16п разработали масло МТ-8п, его в технической литературе назвали именно как „моторно-трансмиссионное“. Предназначено оно для гусеничных машин явно армейского назначения. Видимо в военном ведомстве актуально сужение номенклатуры смазочных материалов, но ВАЗ-2108 совсем другое дело. Автомобиль гражданский, количество заправочных объёмов трансмиссии сведено к минимуму, трудоёмкость обслуживания снижена до предела. Куда ещё упрощать?

Первое документальное объяснение применения в коробке передач переднеприводных ВАЗов моторного масла удалось найти в статье М. Вотинов, В. Власов „ВАЗ-2108. Трансмиссия“, „За рулём“ № 10/86 стр. 6. Материал достаточно познавательный, но причина применения моторного масла в трансмиссии звучит неубедительно: „В трансмиссии теперь нет гипоидной пары, для которой нужно специальное масло, поэтому в коробке передач и главной передаче ВАЗ-2108, имеющих общую масляную ванну, применено моторное М-8ГИ“. Отказ от ТАД-17и понятен, но почему рекомендовано моторное масло? На момент выпуска ВАЗ-2108 в широком употреблении находились масла 3-й эксплуатационной группы ТСп-15к и ТАП-15В (не предполагающие гипоидного зацепления). Кроме того, существовали масла 4-й группы, по эксплуатационным свойствам занимающие промежуточное положение между вышеописанными двумя марками и ТАД-17и, например ТСп-14гип, а также ТСз-9гип. Совершенно логично поступили конструкторы автомобиля ЗАЗ-1102 „Таврия“. Коробка его аналогична по конструкции коробке ВАЗ-2108, но в ней не отказались от ТАД-17и, наравне с ним рекомендуют использовать ТСп-15к, а как замену - ТАП-15В.

Большинство справочников конца 80-х, да и 90-х годов даже не упоминает, что в трансмиссии одного из самых массовых отечественных автомобилей, употребляется моторное масло, не говоря уже о принятии такого решения. Лишь в издании „Химики-автолюбителям“ под общей редакцией А. Я. Малкина, 1990г., есть упоминание о использовании моторных масел в трансмиссии ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, но о причинах такого решения - ни слова.

Новую информацию удалось черпнуть в статье Начальника лаборатории ГСМ ВАЗА Владимира Дорфмана „Жигулёвское меню“, „За рулем“ № 12/98, стр. 132-133: „Более 10 лет в коробку „самар“ заливали только моторное масло, которое не обеспечивало требуемой надёжности и долговечности деталей. Делали это не от хорошей жизни. Традиционное ТАД-17и из-за особенностей конструкции синхронизаторов вело себя ещё хуже. Резьба на латунных кольцах, призванная срывать масляную плёнку с муфт и уравновешивать обороты валов, быстро забивалась отложениями. Синхронизатор переставал работать, заставляя коробку рычать при каждом переключении“. Вновь понятно, почему отказались от ТАД-17и, но опять нет объяснения, по какой причине не использовали другие трансмиссионные масла, как будто их просто не существовало: есть ТАД-17и и моторные, первое не подошло, поэтому использовали вторые!

Вывод пришлось делать самостоятельно: все существующие трансмиссионные масла способствовали отказам синхронизаторов оригинальной конструкции, а специальное масло, совместимое с ними, по разным причинам внедрить в производство не удавалось. Потому и использовали моторные масла, имеющиеся в наличии и худо-бедно справляющиеся с поставленной задачей.

В вышеуказанной статье, едва ли не впервые, упоминается о разработке одной из российских нефтяных компаний в 1996 году специального трансмиссионного масла для коробок передач „самар“. Обозначение его SAE 80W85 API GL-4, что по ГОСТ 17479.2-85 соответствует обозначению ТМ-4-12. Немногим позже другая российская нефтяная компания разработала масло такого же назначения и с такими же обозначениями. В 1998 году третья российская нефтяная компания разработала универсальное трансмиссионное масло для всех агрегатов трансмиссии всех автомобилей ВАЗ, обозначение его SAE 80W85 API GL-4/5 (ТМ-4/5-12). В современном Руководстве по эксплуатации переднеприводных ВАЗов для трансмиссии рекомендуют масла именно этих производителей. Только масло второй компании обозначено SAE 80W90 API GL-4, что скорее соответствует ТМ-4-18, однако в розничной торговле это масло встречается именно с такими обозначениями. Есть в продаже (во всяком случае на фирменных АЗС) масло первой нефтяной компании. Универсальное же масло в розничной сети встретить не удалось, хотя известно, что завод его производит, правда только под заказ. Видимо оно целиком поступает на ВАЗ, полностью вписываясь в технологию розлива. Скорее всего, его недоступность только к лучшему: как большинство универсальных вещей оно не лучшим образом работает как в „жигулях“, так и в „самарах“. Поэтому для первых лучше использовать ТМ-5-18, а для вторых - ТМ-4-12.

В завершении есть желание сказать несколько слов в защиту надёжности коробки передач „самар“. По сравнению с коробками „жигулей“ они действительно чаще требуют ремонта. Это легко объяснимо: узел значительно сложнее в силу совмещения в одном блоке двух агрегатов, а также ограничением по габаритам. Именно из-за этого применили синхронизаторы с уменьшенным ходом, а скользящая муфта синхронизатора I-II передач является одновременно ведомой шестернёй заднего хода. Однако, даже при применении не слишком подходящего моторного масла, многие коробки без нареканий прослужили более четверти миллиона километров и служат до сих пор. Другое дело, что не все знакомы с особенностями управления коробкой передач. Иные владельцы „самар“ даже после многих лет эксплуатации не могут включить передачу заднего хода без скрежета шестерён. Между тем в Руководстве по эксплуатации чётко прописано: „Для движения задним ходом заднюю передачу включайте только при полностью остановленном автомобиле, выдержав паузу примерно в 3 секунды после нажатия на педаль сцепления“. В современном Руководстве информация эта затерялась внутри книги, а 10 лет назад её помещали в конце издания в специальных примечаниях, да ещё выделяли жирным шрифтом. Кроме того, среди многих владельцев „самар“ существует чрезмерное увлечение V передачей. Иные умудряются двигаться на ней в городских условиях, обрекая тем самым как двигатель, так и коробку на повышенный износ деталей. Между тем, пятая передача в „самаре“ предназначена для достижения максимальной экономичности при движении по хорошим дорогам с оптимальной скоростью, соответствующей оборотам двигателя близким к максимальному крутящему моменту. Такой же режим работы двигателя желательно поддерживать при движении на других передачах, не исключая первую.

Попробуйте следовать вышеописанным рекомендациям (грамотное управление автомобилем и применение рекомендуемых горюче-смазочных материалов) и при прочих равных условиях (качество изготовления деталей автомобиля и сборки его узлов) двигатель и коробка прослужат максимально долго.

Павел Кириков, специалист ЗАО "ТЕРА" по применению ГСМ

   После того, как в КПП моей 21093 масло немного убыло, а что именно было залито - неизвестно, я купил  ЛУКОЙЛ- ТМ-4 (SAE 80W-90, API GL-4, (ТМ-4-18)). На мой взгляд у него есть один существенный недостаток - большая вязкость при отрицательных температурах. Зимой рычаг КПП ходит как в пластилине.

 

 

   Следует помнить, что моторное масло - лучше для синхронизаторов, а трансмиссионное для шестерён.

 

 

gladiator-zr.narod.ru


Смотрите также