Ресурс шруса


это важный элемент привода автомобиля :: SYL.ru

В автомобиле ШРУС – это шарнир, который обеспечивает постоянство угловых скоростей приводов. Состоит он из внутренней и внешней частей, между ними находятся металлические ролики. Весь механизм изготовлен из высокопрочного металла, который имеет очень качественную закалку. Благодаря этому ресурс ШРУСа (в народе называют его просто «граната», так как очень похож на это оружие) становится практически вечным. Конечно, если взглянуть на то, как ездят европейцы на автомобилях (лет 5-6 максимум), можно сказать, что шарниры не нужно менять вообще. Но если машина старенькая, придется проводить ремонт, причем неоднократно.

Неисправности шарниров

Как было сказано ранее, ШРУС – это подвижный элемент, и его состояние напрямую зависит от того, есть ли в нем люфты или нет. Если между элементами механизма появится зазор либо же шариковые шарниры изменят свою форму (а после длительной эксплуатации они могут оказаться не в виде идеального шара, а больше похожи на яйцо), начнутся проблемы. А если точнее, за счет больших люфтов изменяется центровка шарнира, появляются посторонние хрусты при движении.

Поэтому первый признак поломки гранаты – это наличие посторонних звуков (при повороте и ускорении в особенности). Метод проверки – вывернуть руль влево или вправо и резко тронуться с места. Если, например, ШРУС ВАЗ-2109 вышел из строя, вы услышите жуткий хруст. Но не стоит надеяться на точность диагноза: очень часто источником постороннего звука становится чересчур изношенная шаровая опора. Поэтому стоит провести дополнительно диагностику подвески, загнав автомобиль на смотровую яму.

Подготовка к снятию шарниров

Перед тем как заменить ШРУС наружный, необходимо провести некоторые подготовительные работы. Сразу стоит оговориться, что весь ремонт удобнее проводить с использованием эстакады, ямы смотровой или подъемника. Но если этих «удобств» нет, можно устанавливать всю переднюю часть автомобиля на надежные опоры. Но сначала следует расконтрить гайку, которая находится на ступице, и выкрутить ее.

При помощи накидного ключа на 30 выкручиваете эту гайку. Обратите внимание на то, что усилие нужно прикладывать очень большое. Поэтому при сборке узла надежно затягивайте резьбовое соединение. Но чтобы вынуть привод, нужно еще снять наконечник рулевой тяги и освободить нижнюю часть стойки (выкрутить два болта крепления шаровой опоры). После этого стойку нужно потянуть наружу, чтобы ШРУС наружный вылез из ступицы.

Замена пыльника

Обратите внимание на то, что пыльник ШРУСа – это наиболее важный элемент. С одной стороны, это самая простая резинка, которая всего-навсего защищает от пыли и грязи. Но с другой стороны, посмотрите только, сколько этой самой пыли находится в нижней части автомобиля. Если бы не этот пыльник, гранаты служили бы не больше месяца. Мелкая пыль – это прекрасный абразив, она способна снять за короткое время довольно большой слой металла.

Именно по этим причинам необходимо исключить вероятность попадания посторонних частиц в движущиеся элементы шарнира. Велика вероятность того, что при наличии большого количества пыли шарнир может и вовсе заклинить. А это привести может к аварии, если произошло на большой скорости. Если вы решили поменять только пыльник ШРУСа, оставив старую гранату, необходимо тщательно очистить от смазки все поверхности. После этого промыть в керосине, дать высохнуть и набить новую смазку. Желательно также использовать новые хомуты.

Замена ШРУСа внешнего

Чтобы заменить внешний шарнир на приводе, необходимо сначала демонтировать старый. А сделать это удобнее всего при помощи тисков и молотка. Зажимаете привод в тисках таким образом, чтобы граната была направлена вниз. Наносите несколько сильных и резких ударов по шарниру. Он должен быстро сойти с кольца. Обратите внимание на то, что стопорное кольцо повторно использовать не рекомендуется, лучше установите новое (в комплекте ШРУСа этот элемент имеется). Для установки нового шарнира воспользуйтесь тем же молотком, только на этот раз желательно наносить удары через проставку: есть вероятность повреждения резьбы, например.

Внутренний шарнир

ШРУС – это довольно простой механизм и надежный. Но рано или поздно он приказывает долго жить. Причем выходят из строя чаще всего наружные элементы, так как они работают в более жестких условиях, нежели внутренние. Замена этих шарниров производится аналогично. Но нужно знать определенные нюансы. Во-первых, никогда не вынимайте оба привода из коробки передач, это приведет к тому, что разрушится весь механизм дифференциала, а собрать его можно будет только после полной разборки КПП. Во-вторых, сливайте все масло из КПП, чтобы исключить вероятность того, что оно выльется на землю. В-третьих, выбивайте внутренние шарниры аккуратно – для этого достаточно пары легких ударов маленьким молотком.

Заключение

Теперь вы знаете, что ШРУС – это элемент, заменить который сможет любой автомобилист, умеющий работать с ключами и специальным инструментом. При проведении работ самое главное – это уделять внимание чистоте. Если вместе со смазкой под пыльник попадет пыль, вода или же любые другие инородные частицы, это обязательно приведет к скорому разрушению механизма. Чтобы продлить срок службы приводов, необходимо следить за состоянием пыльников, своевременно проводить их замену, диагностику. Стоимость ремонта достаточно высокая. Например, комплект внешних гранат для отечественных переднеприводных автомобилей обойдет минимум в 2500 рублей. А стоимость одного пыльника - не более 150 рублей.

www.syl.ru

ШРУСы для переднеприводных автомобилей ВАЗ. Обзор рынка 2011-2013 гг.

Сегодня мы вновь возвращаемся к теме ШРУСов для автомобилей ВАЗ. Впервые анализ розничного сегмента по этой группе товаров журнал «Трансервис. Автобизнес» проводил ровно два года назад, весной 2011 года. Сегодня мы решили проверить, какие из торговых марок смогли удержать за собой места на витринах сибирских автомагазинов, и насколько выросла средняя цена на данные узлы.

 

 

Повышенный интерес к ВАЗовским «гранатам» не случаен. Все автомобили АвтоВАЗа сегодня используют передний привод. Это огромный рынок – несколько миллионов автомобилей. Ежегодно российский завод продает не менее 500 000 новых атвомобилей. И весь этот парк охватывается всего двумя типоразмерами ШРУСов наружным (2110 - 2215012) и внутренним (2108 – 2215056). При этом расчетный ресурс ШРУСов на автомобили ВАЗ заметно отстает от тех показателей, которые демонстрируют шарниры равных угловых скоростей большинства иномарок. Если для автомобилей иностранного производства нормой для наружного ШРУСа считается пробег, в 130 – 150 тысяч километров, то ВАЗовский шарнир, заскрежетавший на повороте уже после 100 тысяч километров пробега, вряд ли кого-то сильно удивит. Естественно, в очень бережных водительских руках и при постоянном контроле за пыльником и ВАЗовские ШРУСы показывают чудеса выносливости – по 180 -200 тысяч километров. Но такие долгожители являются скорее исключением из правил.  Не удивительно, что этот сегмент рынка в последние годы сильно заинтересовал многочисленных производителей автокомпонентов и инжиниринговые компании из самых разных регионов. Сегодня в этом сегменте конкурируют около 20 достаточно известных торговых марок и не менее 10 малоизвестных и «серых». Есть бренды, которые появляются на один-два года, но основная масса игроков выходит на этот рынок всерьёз и надолго. Это объясняется тем, что производство шарниров равных угловых скоростей – довольно непростой производственный процесс. Для него требуются самые современные технологии металлообработки, поэтому затевать создание линейки ШРУСов ради того, чтобы по-быстрому заработать деньги на дешевом и некачественном товаре не имеет никакого смысла. ШРУС меняется, как правило, 1 – 2 раза за весь период эксплуатации автомобиля, и большинство потребителей предпочитают на этой покупке не экономить.

 

Ну а теперь приступим к сравнению данных по розничному рынку Сибирского региона. Напомним, что наше исследование проводится методом телефонного опроса товароведов и продавцов автомагазинов в четырех крупных городах России. В общей сложности опрашивалось 200 торговых точек. В рамках данного исследования экспертам было задано 4 вопроса:

 

1. Какие марки ШРУС 2110-2215012 (наружный) представлены в вашем магазине?

2. Назовите розничную  стоимость каждой позиции?

3. Какие марки ШРУС 2108 – 2215056 (внутренний) представлены в вашем магазине?

4. Назовите розничную  стоимость каждой позиции?

 

Результаты данного исследования мы сравнили с данными, полученными в рамках аналогичного опроса , проведенного в 2011 году. Результаты получились весьма интересными.  Некоторым производителям удалось сохранить свои места на витринах, но многим пришлось и потесниться, уступив место на прилавке новым брендам.

 

 

Начнем с наиболее востребованного наружного ШРУСа. В 2013 году неизменной осталась лишь доля присутствия на рынке ШРУСов оригинального бренда. В целом же картина рынка претерпела серьезные изменения. Начнем с того, что представленность ШРУСов марки Finwhalle, которые уже не первый год являются главными конкурентами оригинальных узлов в борьбе за лидерство на товарных полках, заметно сократилось (см. диаграмму 1). В 2011 году ШРУСы данной марки были представлены в 17% торговых точек (см. диаграмму 2). В 2013 году представленность данного бренда снизилась до 13%. Кто же его потеснил? Как выяснилось, сокращение присутствия Finwhalle в данном сегменте связано, скорее всего, с развитием торговой марки Lynx Auto. За два года ШРУСы этой марки смогли почти в 4 раза увеличить долю своего присутствия в автомагазинах сибирских городов – с 3 до 11%. Это очень хороший результат. Заслужили похвалы и маркетологи компании Лига-групп (бренд LGR). В 2011 году ШРУСЫ LGR были едва заметны на диаграмме (1%). В новом исследовании LGR представлены уже в каждом 10-м из опрошенных автомагазинов, потеснив традиционных середняков в своем ценовом сегменте – такие марки, как БелМаг, Kraft и некоторые другие. К числу торговых марок, которым следует записать последние два года в пассив, можно отнести ЗМЗ, Keno и Kroner. Их продукция в диаграмму 2013 года не попала, поскольку ШРУСы данных брендов нам в торговой сети не встретились.

 

 

 

Довольно интересной получилась ценовая картина. Стоимость ШРУСов большинства производителей на рынке в период с 2011 по 2013 год снизилась. По некоторым позициям снижение составило несколько десятков рублей, но есть и такие ШРУСы, которые за минувшие два года стали дешевле на 100 рублей и более. Единственны бренд, стоимость продукции которого выросла – LynxAuto. В остальном, если вы посмотрите на диаграмму 4, то увидите, что большинство игроков данного рынка остались в своих ценовых категориях.

 

 

 

 

 

 

ШРУС 2108 – 2215056

 

К сожалению, при проведении исследования в 2011 году мы не анализировали представленность торговых марок внутренних ШРУСов данного типоразмера, поэтому у нас нет возможности сравнить данные в динамике. Что же касается данных, которые были собраны в этом году, то они таковы. Число участников рынка в этом сегменте заметно меньше, чем в сегменте ШРУСов типоразмера  2110-2215012. Это объясняется не столь большим спросом на внутренние ШРУСы, поскольку они не испытывают столь высоких нагрузок, как наружные шарниры, и имеют больший ресурс ходимости. Лидеры по представленности в этом сегменте – те же. Наиболее хорошо на рынке представлена оригинальная продукция – 29% опрошенных заявили о наличии данных ШРУСов на своих витринах (см. диаграмму 5). На втором месте  опять же Finwhale (11%), но в этом сегменте наиболее серьезную конкуренцию ему составляет не бренд LynxAuto, а торговая марка Kroner. Следом за ними – большая группа торговых марок, которые присутствуют в 5-8% торговых точек – LGR, LynxAuto, БелМаг, Trialli, Wego. Стоит обратить внимание на то, что в этом сегменте заметно хуже представлены ШРУСы Hola и полностью отсутствует торговая марка GLO.

 

 

Цены на внутренние ШРУСы в среднем на 200-400 рублей выше, чем на наружные (см. диаграмму 6). Если в сегменте наружных шарниров средняя стоимость данных автокомпонентов в 2013 году составила 737,08 (см. диаграмму 8), то в сегменте внутренних шарниров средняя цена составляет 915,01. Добавим, что, как и в первом сегменте, за минувшие два года произошло снижение стоимости продукции. Если в 2011 году внутренний ШРУС на рынке стоил около 1073 рублей, то сегодня средняя стоимость данного узла снизилась до 915 рублей. За отметку в 1000 рублей в 2013 году переходят внутренние ШРУСы лишь двух производителей: LynxAuto и Hola.Наиболее конкурентный ценовой сегмент – от 900 до 1000 рублей. Большинство представленных на рынке торговых марок работают именно в этом сегменте. Свои цены в сторону понижения за последние два года скорректировали практически все производители, за исключением LynxAuto (см. диаграмму 7). У некоторых поставщиков снижение цен практически незаметно и находится в рамках нескольких десятков рублей (Kroner, Hola), но подавляющее большинство ШРУСов подешевело более чем на 100 рублей за штуку.

 

 

 

 

 

 

Комментарии экспертов:

 

Кирилл Шипота, директор по маркетингу TRIALLI:

 

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), выпускающиеся под брендом  TRIALLI, были представлены российскому рынку автокомпонентов в 2005 году.  Мы первые начали поставки ШРУСов для автомобилей ВАЗ «восьмого»  семейства, постепенно мы расширили ассортимент моделями для автомобилей ВАЗ 2121 «4х4» и Chevrolet Niva. В прошлом году мы анонсировали и начали поставки шарниров для автомобилей УАЗ, сразу охватив все модели — от 2206 до последних моделей «Хантер» и «Патриот». А также в прошлом году мы первые кто стал выпускать ШРУСы для автомобилей ВАЗ 1118 «Калина» и 2170 «Приора» с системой ABS. На сегодняшний день программа развития ассортимента предполагает расширение линейки ШРУСов и приводов для всех моделей, представленных в российском автопарке, в прошлом году мы расширили ассортимент для автомобилей корейских марок Daewoo, Kia, Chevrolet, Hyundai, в этом году - для автомобилей Renault и Ford. Наша компания поставляет ШРУСы, в комплект которых входит все необходимое для ремонта. Каждый шарнир укомплектован защитным чехлом (пыльником) из высококачественного неопрена, обеспечивающим надежное уплотнение шарниров. В комплект ШРУСов также входит специальная антифрикционная смазка на основе дисульфида молибдена (MoS2), крепеж.

 

ШРУСы Trialli – это объединенный опыт ведущих европейских производителей, официальных поставщиков комплектующих на конвейеры. Гарантированное качество подтверждается 100% вихретоковым контролем корпуса, сепаратора, шлицов и дорожек качения. В наружных ШРУСах «Trialli» применена классическая конструкция сепаратора с шариковыми подшипниками.  Внутренние ШРУСы «Trialli» созданы с применением инновационных технологий, имеют современную усиленную трипоидную конструкцию, которая применяется у ведущих мировых производителей.  Внутренние элементы ШРУСов дополнительно упрочнены индукционной закалкой, а на корпус ШРУСа наносится фосфатное покрытие, защищающее корпус от коррозии.

 

Вся продукция TRIALLI проходит многоуровневый контроль качества на каждом этапе производства от сырья до готовой продукции. Все предприятия, с которыми мы сотрудничаем, имеют сертификаты ISO и TS. Высокое качество изделий подтверждено и гарантийными обязательствами. При эксплуатации  ШРУСов и приводов Trialli гарантийный срок составляет 100 000 км пробега!

 

Владимир Тутушкин, технический директор представительства LYNXauto:

 

Исторически ассортимент LYNX auto не ориентирован на продукцию для российских автомобилей, однако, по многочисленным просьбам наших клиентов, в Японии был разработан ряд позиций для российских автомобилей. В частности, для автомобилей LADA в торговую программу добавились наружные и внутренние ШРУСы на семейство LADA SAMARA и LADA PRIORA, а также приводные валы в сборе. Внутренние ШРУСы для  LADA SAMARA существуют в двух модификациях – шарнир  трипоидной конструкции и классический шестишариковый шарнир. Все ШРУСы LYNXauto имеют максимально полную комплектацию для установки на автомобиль. Потребителю не придется докупать что-либо для установки ШРУСа.  В комплект входит: шарнир, крепёжная гайка, защитный чехол и хомуты для крепления, стопорные кольца,  тюбик со смазкой.  На упаковке шарнира есть наглядная инструкция по правильной установке изделия на автомобиль. ШРУСы LYNXauto пользуются заслуженной популярностью среди автолюбителей. По итогам 2012 года только на российском рынке было реализовано более 1 млн. шт. ШРУСов и приводных валов LYNXauto. Высокое качество продукции – это отличительная черта торговой марки LYNXauto. При производстве ШРУСов и приводных валов LYNXauto применяются несколько ступеней контроля качества: входной контроль всех материалов и комплектующих , пооперационный контроль качества на производственной линии и итоговый контроль готовых изделий. Таким образом, LYNXauto обеспечивает 100% контроль всей выпускаемой продукции. Ресурс любой автомобильной запчасти зависит, прежде всего, от условий эксплуатации автомобиля. В стандартных эксплуатационных условиях ресурс ШРУСов LYNXauto составляет более 100 000 км пробега.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили" 

 

automediapro.ru

ШРУС | Автокомпоненты. Бизнес. Технологии. Сервис

 

У подавляющего большинства легковых автомобилей, внедорожников и грузовых автомобилей повышенной проходимости передние колеса ведущие. Угловое положение этих колес постоянно меняется в двух плоскостях – горизонтальной (поскольку они управляемые) и вертикальной (от действия подвески), и в то же время они должны передавать крутящий момент (поскольку они ведущие). Следовательно, у всех этих автомобилей между колесом и приводом должен быть установлен шарнир.

Из-за «неизлечимых болезней» конструкции известный с незапамятных времен карданный шарнир, даже сдвоенный (как на заднеприводных автомобилях), для привода передних колес с независимой подвеской использовать не удалось. В начале прошлого века развитие переднеприводных автомобилей и внедорожников затормозилось до тех пор, пока не были отработаны конструкция и технология изготовления синхронных или гомокинетических шарниров, которые сегодня называют шарнирами равных угловых скоростей или просто ШРУС.

Все современные конструкции ШРУСов родом из 20–30-х гг. прошлого века.

Так, в начале 20-х гг. появились сдвоенные шарниры. Идея их создания проста – соединить «спинами» два кардана. Однако шарнир получился довольно громоздким и на легковых машинах после 60-х гг. не используется. Применяется до сих пор на грузовиках со всеми ведущими колесами, тракторах и строительной технике.

Кулачковые шарниры. В 1925 г. французский инженер-теоретик Жан-Альдер Грегуар получил патент на кулачковый шарнир «Тракта», который по лицензии ставился на французские и немецкие машины. У шарнира очень мал износ, он может работать при больших углах, но имеет низкий КПД. Эволюционировавший «Тракта» – кулачково-дисковый шарнир – и сейчас применяется в грузовиках с постоянным приводом на все колеса, где при мощном моторе потери на трение мало ощущаются.

В середине 30-х гг. немецкий инженер Г. Юнг, работавший в ДКВ, желая выйти из патентной зависимости от Грегуара, сделал свой шарнир. Он применялся на многих немецких машинах 30–70-х годов, последней из которых был «Трабант».

Шариковые шарниры. Еще в 1923 г. опять-таки немецкий разработчик Карл Вейсс получил патент на четырехшариковый шарнир. Этот патент вскоре был приобретен американской компанией «Бендикс». «Бендикс-Вейсс» имел врожденные недостатки, но все-таки получил широкое распространение, в том числе и на отечественных автомобилях УАЗ, ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и их преемниках.

«Рцеппа». Однако лучшими, хотя и сложными в изготовлении оказались разработки Альфреда Рцеппы. Он оформил два патента 1927 и 1936 гг. Идеи, заложенные в них, позволили сконструировать шарнир, в котором крутящий момент передается шестью шариками. Он оказался компактнее «Вейсса», долговечнее его, мог работать при больших углах. Эта конструкция получила наибольшее распространение на современных легковых автомобилях. Лицензию на «Рцеппу» купили многие производители. Вторичную лицензию в 1975 г. купил ВАЗ для «Нивы». Эта лицензия дала начало производству всех отечественных ШРУСов.

«Трипод». Развитием идей Альфреда Рцеппы стал шарнир со сферическими роликами. Он более надежен, долговечен и не боится ударов. Шарниры «Трипод» бывают жесткие и универсальные. На легковых автомобилях универсальные шарниры «Трипод» могут использоваться в качестве внутренних – они работают при меньших углах, но допускают осевые перемещения промежуточного вала.

Это историческое отступление приведено здесь для того, чтобы показать, что сегодня автотранспорт использует большинство типов синхронных шарниров (кроме, может быть, шарнира Юнга): в легковых автомобилях прочно завоевали себе место неоднократно модернизированные «Рцеппа», «Трипод» и их производные. А на мощных тяжелых внедорожных автомобилях – кулачково-дисковые и сдвоенные. Кроме того, в последнее время ШРУСы активно используют для привода ведущих задних колес заднеприводных и внедорожных автомобилей. У этих ШРУСов свои особенности. Поэтому, чтобы не запутаться, сначала поговорим только о шарнирах переднеприводных легковых автомобилей.

Конструкция

Крутящий момент передается на колесо с помощью двух шарниров – внутреннего и наружного, соединенных промежуточным валом. Наружный ШРУС должен обеспечивать передачу момента при изменяющихся угловых направлениях, а внутренний должен допускать изменение длины всей передачи (аналогично шлицевому соединению в карданной передаче), чтобы компенсировать изменение расстояния от колеса до силового агрегата при работе подвески.

Практически во всех современных конструкциях наружный шарнир шестишариковый. Внутренний может быть либо шариковым, либо типа «Трипод».

Шариковый шарнир состоит из корпуса с наружной обоймой, внутренней обоймы, шести шариков и сепаратора, удерживающего шарики. Шарики размещены в канавках (дорожках) корпуса и обоймы. Внутренние и наружные шариковые шарниры конструктивно отличаются дорожками в корпусах и обоймах: дорожки под шарики во внутреннем шарнире прямые, а в наружном радиусные. Радиусные обеспечивают большой угол поворота, а прямые позволяют деталям шарниров перемещаться в осевом направлении, компенсируя колебания подвески. Шариковый шарнир требует обильной и постоянной смазки. Его герметичность обеспечивают резиновые гофрированные чехлы-пыльники. Во-первых, гофры сделаны для того, чтобы компенсировать поворот колеса, и, во-вторых, каждый раз, когда пыльник сжимается, он нагнетает свежую смазку к парам трения, обеспечивая обновление и перемешивание смазки.

В большинстве устоявшихся конструкций шесть шариков. Однако недавно американское отделение GKN и японская NTN практически одновременно предложили восьмишариковые шарниры. Главное здесь не число шариков, а иная геометрия «обкатки» внутри шарнира. Поэтому восьмишариковые компактнее и легче обычного. Более оптимальное распределение усилий внутри шарнира позволило снизить потери на трение. А это на Западе сейчас непременно сводят к экономии бензина и нормам на СО2, поэтому ожидается, что восьмишариковый потеснит традиционную конструкцию.

ШРУС – это сложный, но при грамотной эксплуатации и хорошей смазке надежный и долговечный узел. У официальных дилеров гарантийный срок обслуживания 100 тыс. км, расчетный срок службы шарниров, изготовляемых для вторичного рынка, 120 тыс. км. Фактический срок определяется нагрузками на детали, состоянием дорог, стилем вождения, и обычно 150 тыс. км – это не предел для нормального изделия. Тогда возникает вопрос: если ресурс ШРУСа сравним с ресурсом автомобиля, то почему их делают в столь огромных количествах и они на вторичном рынке неизменно имеют очень хороший спрос?

Основных болезней у ШРУСов, собственно, только две. (Но какие!)

Во-первых, ШРУС плохо переносит удары. Аварии и плохие дороги – это первая причина повышенного спроса на узел, который при нормальной эксплуатации может пережить сам автомобиль. Неисправности ШРУСа редко появляются внезапно, обычно он «сигналит» стуками и щелчками в такт вращения колеса при поворотах с разгоном.

Во-вторых, шариковый шарнир совершенно не терпит утечки смазки и попадания внутрь воды и грязи. Разрыв резинового чехла смерти подобен. Поэтому все технические специалисты и рекомендации по эксплуатации дают очень правильный совет. При обнаружении разрыва не стоит откладывать посещение сервиса ни на день. Там, пока еще не поздно, должны снять, разобрать и промыть ШРУС. Если износ еще незначителен, то меняют смазку и ставят новые чехлы. Для этих операций выпускают многочисленные ремкомплекты, в которые входят чехлы и хомуты для их крепления, новая смазка и крепеж самого ШРУСа. А если процесс был запущен, то предстоит дорогостоящая замена шарниров. Все правильно, только вот как это сделать? Как вовремя заметить разрыв чехла?

Сошлюсь на собственный опыт. ШРУСы моей машины ни с какого боку не разглядеть. Клиренс ее (машины) 125 мм. Я при своих небольших габаритах при всем желании туда не влезу. Да и желания лезть под машину обычно ни у кого нет. Значит, ШРУСы и состояние пыльников можно разглядеть только на подъемнике или в смотровой яме. Как часто моя машина бывает на подъемнике? Раз в год. Если очень не повезет, то два. Значит, если я порвал чехол ШРУСа сразу после посещения сервиса, то до следующего ТО шарнир совершенно точно не доживет… Думаю, у других автовладельцев картина похожа.

Дорогостоящий узел, чудо инженерной мысли, великое технологическое достижение защищает от смерти копеечная резинка, состояние которой проконтролировать рядовому владельцу невозможно. Порвать чехол острой льдинкой в сугробе, веткой на даче или в лесу, а также чем-то метко вылетевшим из-под колеса на дороге или в результате контакта с бордюром тротуара при неудачной парковке может каждый. Разрыв чехла одинаково быстро угробит как высококачественный ШРУС с ресурсом 150 тыс. км, так и дешевое изделие, гарантия на которое не превышает 65 тыс. км.

Подозреваю, что, как с этим бороться, никто не знает или просто никто не хочет с этим бороться. Не хочет потому, что «спрос рождает предложение» и сотни заводов по всему миру в огромных количествах делают ШРУСы, защищенные теми же резинками. И по тому же закону рынка все эти ШРУСы находят своих потребителей, вынужденных менять «убитые» ШРУСы.

Впрочем, производители ШРУСов в этой ситуации виноваты меньше всех, поскольку они повторяют конструкцию, утвержденную производителями автомобилей.

Основные производители ШРУСов:

GKN Lobro, GKN Spidan – (GKN Service International GmbH – Германия). GKN – несомненный лидер рынка, поставляет свою продукцию на конвейеры чуть ли не всех мировых автоконцернов. GKN принадлежит 40 заводов, расположенных в 30 странах мира по признаку территориальной близости к производителям автомобилей. Ежегодно GKN производит 60 млн шарниров. Доля компании на мировом рынке ШРУСов составляет порядка 40%.

GSP (Китай). Компания GSP основана в 1985 г. в США. GSP – бренд экономсегмента. Каталог GSP – один из самых обширных: в нем можно найти ШРУС практически для любого массового автомобиля. Если ставится задача найти самый дешевый ШРУС для конкретной модели, чаще всего это будет именно GSP. Для того чтобы иметь возможность держать низкие цены, в 2002 г. все производство компании было перенесено в Китай.

LPR (Италия). LPR основана в 1952 г. Один из лидеров рынка. Имеет современную производственную базу.

Ruville. Торговая марка принадлежит компании Egon von Ruville GmbH, которая занимается поставкой запчастей на вторичный рынок. Под брендом Ruville выпускается продукция сторонних изготовителей, таких как SKF, Timken, Koyo, INA, SNR и др. То есть Ruville не производит компоненты на своих заводах, а размещает заказы у партнеров, при этом контролируя качество и обеспечивая конкурентную цену.

MAPCO. С 1977 г. головной офис MAPCO Autotechnik GmbH находится недалеко от Берлина, несмотря на то что основана компания была во Франции. Производство шарниров равных угловых скоростей и приводов в сборе налажено с 1995 г.

Metelli, Cifam. Компания Metelli S.p.A. основана в Италии в 1962 г. Производит компоненты тормозной системы, карданные валы, универсальные шарниры равных угловых скоростей. Бренд Cifam был создан Metelli S.p.A. в 1979 г. и сейчас принадлежит компании, хотя в течение 12 лет находился «в свободном плавании».

INTER BRAKES. Компания NUOVA TECNODELTA S.p.a. основана в 1963 г., с 1989-го входит в итальянский концерн OMR Group. ШРУСы для европейских автомобилей появились в ассортименте NUOVA TECNODELTA  в 2003 г., вместе с приобретением компании INTER BRAKES.

SKF, GLO. Компания SKF Group (Швеция) основана в 1907 г., специализируется, помимо прочего, на создании технических решений и продуктов в области высокоточных подшипников и средств герметизации. С 2008-го в состав группы входит и другой известный производитель ШРУСов – итальянская GLO. На рынке существуют оба бренда.

Meyle. Компания Wulf Gaertner Autoparts AG (Германия) производит широкий ассортимент комплектующих для основных европейских марок легковых автомобилей. Работает на рынке более 40 лет.

Friesen. Компания Quinton Hazell Automotive Ltd. основана в Канаде в 1950 г. Производит широкий спектр приводных механизмов для основных европейских марок.

JP Group. Компания JP Group A/S (Дания) основана в 1976 г. Штаб-квартира, производство и склады находятся в датском городе Выборге. JP Group производит широкий ряд запчастей преимущественно для немецких автомобилей, а также предлагает продукцию сторонних компаний под своим брендом.

NTN. Японская компания, специализирующая на производстве подшипников и ШРУСов. Входит во французско-японское объединение SNR-NTN.

Finwhale. ШРУСы Finwhale разработаны компанией Grunntech таким образом, что они превышают требования производителей.

Masuma. Компания размещает заказы на свои изделия на заводах Японии, Кореи, Тайваня и КНР. ШРУСы Masuma отличаются высоким качеством и большой прочностью.

 

LYNX. Торговая марка LYNX auto принадлежит компании Akita Kaihatsu, которая в качестве коммерческой компании входит в производственное объединение NKN Ltd. (Япония). Ассортимент ШРУСов насчитывает 2500 наименований и покрывает 80% международного парка.

«БелМаг». ШРУСы «БелМаг» – это результат долговременного сотрудничества НПО «БелМаг» с ведущими европейскими поставщиками сборочных конвейеров. Наружный ШРУС имеет традиционную шестишариковую конструкцию, а внутренний – более современную – «Трипод», которая применяется в автомобилях ведущих мировых производителей.

Fenox. Деятельность международной ассоциации компаний Fenox сосредоточена на производстве широчайшего спектра компонентов автомобиля. В активе ассоциации 12 специализированных заводов. ШРУСы Fenox отличаются повышенной прочностью, их ассортимент охватывает всю линейку переднеприводных автомобилей российского производства.

HDK. Компания Himeji Daiichi Kogyo специализируется на производстве ШРУСов для японского и корейского рынков.

«Серп и молот». Саратовский завод «Серп и молот» – одно из старейших предприятий России. С 2008 г. производит ШРУСы для отечественных автомобилей. Поставщик ШРУСов для автомобиля «Шеви-Нива» на конвейер GM-AVTOVAZ.

И это далеко не все производители даже среди ключевых игроков рынка. Об особенностях продукции каждого бренда рассказы еще впереди. 

Посмотрите похожие материалы:

a-kt.ru

Почему защёлкал ШРУС

Очередь из щелчков или хруст, хорошо слышимые, когда переднеприводный автомобиль трогается с места вперед или назад с полностью вывернутыми в одну из сторон колесами, должны насторожить — их источником наверняка является шарнир равных угловых скоростей приводного вала, а исправный ШРУС работает бесшумно.

Изготовители качественных ШРУСов (бывают и некачественные ШРУСы, но это тема для другого рассказа) в один голос уверяют, что срок службы этих шарниров сопоставим с ресурсом автомобиля до капитального ремонта.

Специалисты организаций, занимающихся обслуживанием и ремонтом автомобилей, сказанное изготовителями подтверждают, но подчеркивают, что понятие «ресурс до капремонта» довольно растяжимо и трактуется владельцами машин и автопроизводителями по-разному. Если, однако, не рассматривать случаи, когда ШРУС выходит из строя, потому что давно свое отработал, то почему поломки этого шарнира на автомобилях, которым до капремонта далеко и с точки зрения автопроизводителей, и тем более по мнению владельцев, не являются чем-то исключительным и встречаются достаточно часто, чтобы сделать ШРУСы востребованными запчастями?

В ШРУСах реализован тот же принцип работы, что и в подшипниках качения. И так же, как в подшипниках качения, долговечность ШРУСов определяет износ тел и дорожек качения. Но если шарики ШРУСа изнашиваются равномерно, то на дорожках появляются лунки и канавки, и перекатывание через них шариков как раз и сопровождается характерным щелканьем, которое слышит водитель. Правда, дожидаться, когда качественный ШРУС начнет звуками сигнализировать о «предынфарктном» состоянии, действительно можно долго.

Как показывает практика, преждевременные выходы ШРУСов из строя, как правило, обусловлены потерей герметичности чехлами-пыльниками, защищающими внутренние полости шарнира от попадания влаги и грязи.

Теряется же герметичность чаще всего по причине старения материала, из которого чехол изготовлен, — судя по всему, срок службы чехла все-таки несопоставим с ресурсом самого шарнира. Со временем чехол теряет эластичность, обзаводится микротрещинами, которые прогрессируют, увеличиваются в размерах и однажды становятся сквозными, и низкие зимние температуры, а также регулярное купание в соляных «ваннах» этому процессу только способствуют. Кроме того, иногда чехол повреждается механически, например, льдом, набившимся в гофры чехла. Наконец, герметичность может потеряться из-за ослабления или неправильной установки хомутов, крепящих пыльник.

Влага вызывает коррозию, грязь стимулирует износ. Побитые язвами ржавчины шарики и дорожки качения изнашиваются ускоренными темпами, но главное — из-за образования лунок наряду с обычными контактными нагрузками, сопровождающими работу узла, появляются ударные нагрузки, способствующие зарождению микротрещин в деталях шарнира, и именно из-за них ШРУС может когда-нибудь рассыпаться. Чаще всего ШРУС «обрезает» в момент начала движения автомобиля с места, когда внешние нагрузки, действующие на детали шарнира, особенно велики, но были случаи, когда ШРУС выходил из строя и во время движения на скорости, и такие вот казусы чреваты непредсказуемыми последствиями.

Чтобы избежать проблем, рекомендуется не реже трех-четырех раз в год осматривать пыльники на предмет наличия повреждений. Чаще всего трещины появляются на внутренних складках гофр, поэтому там их следует искать в первую очередь. Иногда на разрыв чехла ШРУСа, как и на то, что ослабли хомуты его крепления, косвенно указывают пятна смазки на наружной поверхности пыльника.

Если повреждение чехла будет своевременно обнаружено, ШРУС еще можно спасти. Шарнир придется снять, разобрать, промыть его детали и проверить дорожки, по которым перекатываются шарики ШРУСа, на наличие и размеры лунок. Если лунок нет или они едва заметны, ШРУС собирают в обратном порядке, заменяют поврежденный чехол новым, благо пыльники являются еще более востребованными и повсеместно встречающимися запчастями, чем сами ШРУСы, закладывают внутрь узла свежую смазку, устанавливают хомуты так, чтобы под ними не образовывались утолщения и складки. Если все сделано правильно, ШРУС прослужит еще долго.

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора

Газета «АВТОБИЗНЕС»

Корпус ШРУСа раскололся — такая поломка во время движения автомобиля чревата непредсказуемыми последствиями Между корпусами ШРУСа (слева) и приводным валом с чехлом видны ржавые шарики. Ржавчина указывает, что чехол не обеспечивал герметичность, что и стало причиной выхода ШРУСа из строя Чтобы увидеть такое, вовсе не обязательно загонять машину на смотровую канаву. Скорее всего, этот ШРУС уже не спасти Поделиться:

autooboz.info