Топливный карбюраторный фильтр


Система питания карбюраторного двигателя - основные устройства

Подача и очистка топлива

Для хранения, подачи, очистки топлива и очистки воздуха служат: топливный бак, трубопроводы, фильтры, топливный насос и воздушный фильтр.

Топливный насос служит для подачи топлива из бака к карбюратору под небольшим давлением 0,25—0,35 кгс/см2.

Топливный насос Б-10 установлен на двигателе ЗИЛ-375. Насос герметизирован, привод его осуществляется от эксцентрика распределительного вала при помощи штанги. Насос состоит из трех разъемных частей: корпуса, головки и крышки, отлитых из цинкового сплава. Крышку крепят к головке болтами через прокладку.

Между корпусом и головкой зажата диафрагма, на которой закреплен шток . На головку штока через текстолитовую шайбу опирается коромысло, которое противоположным концом прижато к эксцентрику распределительного вала пружиной . Вверх диафрагма отжимается пружиной.

В головке насоса установлены три впускных клапана, три выпускных клапана и сетчатый фильтр. При набегании эксцентрика на коромысло диафрагма перемешается вниз. На ней создается разрежение, и топливо из бака через штуцер, фильтр и клапаны заполняет полость над диафрагмой. При возвращении диафрагмы вверх пружиной топливо выталкивается через клапаны и штуцер в фильтр тонкой очистки. Наличие трех впускных и трех выпускных клапанов повышает производительность насоса Б-10 до 180 л/ч при частоте вращения распределительного вала двигателя 1300—1400 об/мин.

При малом потреблен, топлива двигателем диафрагма поднимается не до конца и коромысло свободно перемещается относительно штока.

Топливные фильтры. При движении топливо многократно очищается от механических примесей сетчатыми фильтрами, установленными в топливных баках, насосе и карбюраторе. Кроме того, между баком и топливным насосом установлен фильтр- отстойник щелевого типа с пластинчатым фильтрующим элементом, а между топлив­ным насосом и карбюрато­ром — фильтр тонкой очистки топлива с керамическим или сетчатым фильтрующим элементом.

В фильтрах - отстойниках топливо сначала поступает в отстойник, где крупные при­меси и вода оседают на дно, а мелкие частицы задержи­ваются между щелями пла­стин в порах фильтрующих элементов.

Фильтр грубой очистки топлива имеет корпус, ста­кан-отстойник и фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент состоит из латунных пластин с выступами и отверстиями. Благодаря выступам между пластинами образуются щели высотой 0,05 мм, в которых задерживаются механические частицы. Снизу отстойника имеется пробка для выпуска отстоя.

Фильтр тонкой очистки топлива состоит из корпуса, стакана-отстойника и керамического или сетчатого фильтрующего элемента.

Топливопроводы изготовляют из медных и латунных трубок и соединяют с приборами питания при помощи штуцеров и накидных гаек.

Топливопроводы проходят под полом автобуса вдоль продольной балки основания кузова. В тех местах, где возможно перетирание трубок, на них надеты предохранительные проволочные спирали. Топливопровод соединяется с топливным на­сосом переходным шлангом из бензостойкой резины.

Топливные баки изготовлены из листовой стали с внутренними перегородками, увеличивающими жесткость бака и предупреждаю­щими резкие перемещения топлива. Заливная горловина бака герме­тически закрывается пробкой, имеющей паровой и воздушный клапа­ны. Паровой клапан открывается при избыточном давлении в баке около 0,15 кгс/см2, а воздушный — при понижении давления в баке на 0,02—0,04 кгс/см2.

На баке укрепляют датчик указателя уровня топлива. Емкость баков: ЛиАЗ-677, Икарус-260 — 250 л, ЛАЗ-695М—150 л, ПАЗ-672 — 105 л. Топливные баки располагают под полом автобуса и крепят к основанию кузова.

Очистка воздуха, впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов

При работе двигателя без предварительной очистки воздуха износ стенок цилиндров и поршневых колец увеличивается примерно в 9-10 раз.

Для очистки воздуха, поступающего в карбюратор, от механических примесей устанавливают воздушные фильтры.

Воздушный фильтр ВМ-16, устанавливаемый на двигателях автобусов, масляно-инерционного типа, с двухступенчатой очисткой воздуха и патрубком отбора воздуха в компрессор.

Воздушный фильтр состоит из четырех основных частей: фильтрующего элемента, корпуса с масляной ванной, патрубка с фланцем крепления к карбюратору и крышки забора воздуха с воздухозаборником. Для уплотнения мест соединения в корпусе фильтра установлены уплотнительные прокладки.

Фильтрующий элемент - неразборный, из капроновой щетины, установлен в корпус и закрыт крышкой, привернутой гайкой . Стяжной винт через траверсу приварен к патрубку. Сверху к стяжному болту при помощи гайки-барашка присоединена переходная крышка, которая стяжным хомутиком соединена с воздухозаборником.

Патрубок фильтра соединен с карбюратором тремя болтами.

Запыленный воздух под действием разрежения, создаваемого двигателем, попадает во входную кольцевую щель и, двигаясь вниз, соприкасается с маслом, залитым в масляную ванну. Происходит первая инерционная очистка воздуха. Вместе с потоком воздуха масло из масляной ванны 4, находящейся над отражателем, забрасывается в фильтрующий элемент, смачивает его и этим повышает эффективность очистки.

Впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов осуществляется через впускные и выпускные трубопроводы, приемные трубы и глушитель.

Впускной трубопровод соединяет карбюратор с цилиндрами двигателя. Алюминиевый впускной трубопровод двигателя крепится к головкам правого и левого ряда цилиндров. Трубопровод подогревается теплом охлаждающей жидкости, чем достигается полное испарение бензина. Выпускной трубопровод отливают из чугуна. У V-образных двигателей - по два выпускных трубопровода, расположенных с обеих сторон двигателя. Приемные трубы от каждого выпускного трубопровода идут к одному глушителю, расположенному под рамой автомобиля.

Глушитель представляет собой цилиндр, внутри которого расположены труба с большим количеством отверстий и несколько поперечных перегородок. Отработавшие газы, попадая из тонкой трубы в полость глушителя, расширяются и, проходя через отверстия в трубе и перегородка, резко снижают скорость, что и приводит к снижению шума и обеспечению противопожарной безопасности.

aboutavtobus.ru

Система питания

Система питания двигателя служит для приготовления горючей смеси из паров топлива и воздуха в определенных пропорциях, подачи ее в цилиндры двигателя и отвода из них отработавших газов.

1.Устройство системы питания

В систему питания карбюраторного двигателя входят: топлив­ный бак, фильтр-отстойник, топливо проводы, топливный насос, фильтр тонкой очистки топлива, карбюратор, воздухоочиститель, впускной трубо­провод, выпускной трубопровод, приемные трубы, глушитель, приборы контроля уровня топлива.

2.Работа система питания

При работе двигателя топливный насос засасывает топливо из топлив­ного бака и через фильтры подает в поплавковую камеру карбюратора. При такте впуска в цилиндре двигателя создается разрежение и воздух, пройдя через воздухоочиститель, поступает в карбюратор, где смешивается с парами топлива и в виде горючей смеси подается в цилиндр, и там, сме­шиваясь с остатками отработавших газов, образуется рабочая смесь. После совершения рабочего хода, отработавшие газы выталкиваются поршнем в выпускной трубопровод и по приемным трубам через глушитель в окру­жающую среду.

2.1.Системы питания и выпуска отработавших газов двигателя автомобиля:

1 — канал подвода воздуха к воздушному фильтру; 2 — воздушный фильтр; 3 — карбюратор; 4 — рукоятка ручного управления воздушной заслонкой; 5 — рукоятка ручного управления дроссельны­ми заслонками; 6 — педаль управления дроссельными заслонками; 7 — топливо проводы; 8 — фильтр-отстойник; 9 — глушитель; 10 — приемные трубы; 11 — выпускной трубопровод; 12 — фильтр тонкой очистки топлива; 13 — топливный насос; 14 — указатель уровня топлива; 15 — датчик указателя уровня топлива; 16 — топливный бак; 17— крышка горловины топливного бака; 18 — кран; 19 - выпускная труба глушителя.

Топливо. В качестве топлива в карбюраторных двигателях обычно ис­пользуют бензин, который получают в результате переработки нефти.

Требования, предъявляемые к бензинам:

• быстрое образование топливовоздушной смеси;

• скорость сгорания не более 40 м/с;

• минимальное коррозирующее воздействие на детали двигателя;

• минимальное отложение смолистых веществ в элементах системы питания;

• минимальное вредное воздействие на организм человека и окружаю­щую среду;

• способность длительное время сохранять свои свойства.

Автомобильные бензины в зависимости от количества легко испаряющихся фракций подразделяют на летние и зимние.

 Для автомобильных карбюраторных двигателей выпускают бензины А-76, АИ-92, АИ-98 и др. Буква «А» обозначает, что бензин автомобильный, цифра — наименьшее октановое число, характеризующее детонационную стойкость бензина. Наибольшей детонационной стойкостью обладает изооктан, (его стой­кость принимают за 100), наименьшей -  н-гептан (его стойкость равна 0). Октановое число, характеризующее детонационную стойкость бензи­на, — процентное содержание изооктана в такой смеси с н-гептаном, ко­торая по детонационной стойкости равноценна испытуемому топливу. Например, исследуемое топливо детонирует так же, как смесь 76 % изо­октана и 24 % н-гептана. Октановое число данного топлива равно 76. Октановое число определяется двумя методами: моторным и исследова­тельским. При определении октанового числа вторым методом в марки­ровке бензина добавляется буква «И». Октановое число определяет до­пустимую степень сжатия.

 

 

Топливный бак. На автомобиле устанавливают один или несколько топливных баков. Объем топливного бака должен обеспечивать 400—600 км пробега автомобиля без заправки. Топливный бак  состоит из двух сварных половинок, выполненных штамповкой из освинцованной стали. Внутри бака имеются перегородки, придающие жесткость конструкции и препятствующие образованию волн в топливе. В верхней части бака приварена наливная горловина, которая закрывается пробкой. Иногда для удобства заправки бака топливом используют выдвижную горловину с сетчатым фильтром. На верхней стенке бака крепится датчик указателя уровня топлива и топливо заборная трубка с сетчатым фильтром. В днище бака имеется резьбовое отверстие для слива отстоя и удаления механических примесей, которое закрыто пробкой. Наливную горловину бака закрывают плотно пробкой, в корпусе которой имеется два клапана — паровой и воздушный. Паровой клапан при повышении давления в баке открывается и выводит пар в окружающую среду. Воздушный клапан открывается, когда идет расход топлива и создается разрежение.

 

Топливные фильтры. Для очистки топлива от механических примесей применяют фильтры грубой и тонкой очистки. Фильтр-отстойник грубой очистки отделяет топливо от воды и крупных механических примесей. Фильтр-отстойник  состоит из корпуса, отстойника и фильтрующего элемента, который собран из пластин толщиной 0,14 мм. На пластинах имеются отверстия и выступы высотой 0,05 мм. Пакет пластин установлен на стержень и пружиной поджимается к корпусу. В собранном состоянии между пластинами имеются щели, через которые проходит топливо. Крупные механические примеси и вода собираются на дне отстойника и через отверстие пробки в днище периодически удаляются.

Топливный бак (а) и работа выпускного (б) и впускного (в) клапанов: 1— фильтр-отстойник; 2 — кронштейн крепления бака; 3 — хомут крепления бака; 4 — датчик указателя уровня топлива в баке; 5 — топливный бак; 6 — кран; 7 — пробка бака; 8 — горловина; 9 — облицовка пробки; 10 — резиновая прокладка; П — корпус пробки; 12 — выпускной клапан; 13 — пружина выпускного клапана; 14 — впускной клапан; 15 — рычаг пробки бака; 16 -пружина впускного клапана.

Фильтр-отстойник: 1 — топливо провод к топливному насосу; 2 — прокладка корпуса; 3 — корпус-крышка; 4 — топливо провод от топливного бака; 5 — прокладка фильтрующего элемента; 6 — фильтрующий элемент; 7— стойка; 8 — отстойник; 9— сливная пробка; 10 — стержень фильтрующего элемента; 11 — пружина; 12 — пластина фильтрующего элемента; 13 — отверстие в пластине для прохода очищенного топлива; 14 — выступы на пластине; 15 — отверстие в пластине для стоек; 16 — заглушка; 17 — болт крепления корпуса-крышки.

Фильтры тонкой очистки топлива с фильтрующими элементами: a — сетчатый; б — керамический; 1— корпус; 2— входное отверстие; 3— прокладка; 4— фильтрующий элемент; 5— съемный стакан-отстойник; 6 — пружина; 7— винт креплении стакана; 8— канал для отвода топлива.

Фильтр тонкой очистки. Для очистки топлива от мелких механических примесей применяют фильтры тонкой очистки , которые состоят из корпуса, стакана-отстойника и фильтрующего сетчатого или керамического элемента. Керамический фильтрующий элемент — пористый материал, обеспечивающий лабиринтное движение топлива. Фильтр удерживается скобой и винтом.Топливо проводы соединяют приборы топливной системы и изготовляются из медных, латунных и стальных трубок.

3.3.Топливный насос системы питания

Топливный насос служит для подачи топлива через фильтры из бака в поплавковую камеру карбюратора. Применяют насосы диафрагменного типа с приводом от эксцентрика распределительного вала. Насос  состоит из корпуса, в котором крепится привод — двуплечий рычаг с пружиной, головки, где размещены впускные и нагнетательные клапаны с пружинами, и крышки. Между корпусом и головкой зажаты края диафрагмы. Шток диафрагмы к рычагу привода крепится шарнирно, что позволяет диафрагме работать с переменным ходом.Когда двуплечий рычаг (коромысло) опускает диафрагму вниз, в полости над диафрагмой создается разрежение, за счет чего открывается впускной клапан и наддиафрагменная полость заполняется топливом. При сбегании рычага (толкателя) с эксцентрика диафрагма поднимается вверх под действием возвратной пружины. Над диафрагмой давление топлива повышается, впускной клапан закрывается, открывается нагнетательный клапан и топливо поступает через фильтр тонкой очистки в поплавковую камеру карбюратора. При смене фильтров поплавковую камеру заполняют топливом с помощью устройства для ручной подкачки. В случае выхода диафрагмы из строя (трещина, прорыв и т. п.) топливо поступает в нижнюю часть корпуса и вытекает через контрольное отверстие.

Воздушный фильтр служит для очистки воздуха, поступающего в карбюратор, от пыли. Пыль содержит мельчайшие кристаллы кварца, который, оседая на смазанных поверхностях деталей, вызывает их изнашивание.

Требования, предъявляемые к фильтрам:

• эффективность очистки воздуха от пыли;• малое гидравлическое сопротивление;• достаточная пылеемкость:• надежность;• удобство в обслуживании;• технологичность конструкции.

По способу очистки воздуха фильтры делятся на инерционно-масляные и сухие.Инерционно-масляный фильтр состоит из корпуса с масляной ванной, крышки, воздухозаборника и фильтрующего элемента из синтетического материала.При работе двигателя воздух, проходя через кольцевую щель внутри корпуса и, соприкасаясь с поверхностью масла, резко изменяет направление движения. Вследствие этого крупные частицы пыли, находящиеся в воздухе, прилипают к поверхности масла. Далее воздух проходит через фильтрующий элемент, очищается от мелких частиц пыли и поступает в карбюратор. Таким образом, воздух проходит двухступенчатую очистку. При засорении фильтр промывают.Воздушный фильтр сухого типа состоит из корпуса, крышки, воздухозаборника и фильтрующего элемента из пористого картона. При необходимости фильтрующий элемент меняют.

www.autoezda.com

Как заменить и прочистить топливные фильтры автомобиля ВАЗ-21213

На автомобиле ВАЗ-21213 с карбюраторным двигателем установлено три фильтрующих элемента топливной системы, кроме сетки топливоприемника бака. К этим элементам относится фильтр тонкой очистки, фильтр карбюратора, сетчатый фильтр топливного насоса.

Замена топливного фильтра тонкой очистки

Крестообразной отверткой ослабляем хомуты на бензошлангах.

 

Снимаем топливный фильтр.

Новый фильтр устанавливаем так, чтобы стрелка на корпусе указывала на топливный насос. Закрепляем хомуты бензошлангов.

Снятие топливного фильтра карбюратора

1. Снимаем корпус воздушного фильтра.

 

2. Крестообразной отверткой ослабляем хомут шланга подачи топлива

3. Снимаем шланг со штуцера.

4. Ключом «на 13» отворачиваем топливоподводящий штуцер

5. Вынимаем его вместе с уплотнительным медным кольцом.

6. Вынимаем топливный фильтр, промываем его в чистом бензине и продуваем.

 

Прочистка сетчатого фильтра топливного насоса

Очистить (заменить) сетчатый фильтр можно не снимая насос с двигателя (для наглядности работа показана на демонтированном насосе).

Ключом на 10 отворачиваем болт крепления крышки насоса

 

Снимаем крышку и вынимаем сетчатый фильтр.

 

 

avtomechanic.ru

Система питания карбюраторного двигателя

,

 

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания на одной заправке топливом может проехать 500–600 и более километров. Это расстояние называется запасом хода автомобиля. Конечно, максимальный пробег машины "на одном баке" зависит от многих факторов, но основным из них является правильная работа системы питания двигателя.

Система питания двигателя предназначена для хранения, очистки и подачи топлива, очистки воздуха, приготовления горючей смеси и подачи ее в цилиндры двигателя. На различных режимах работы двигателя количество и качество горючей смеси должно быть различным, и это тоже обеспечивается системой питания.

Поскольку в этой книге мы рассматриваем работу бензинового двигателя, то в дальнейшем под топливом будет подразумеваться именно бензин.

 

Рис.  Схема расположения элементов системы питания карбюраторного двигателя: 1 – заливная горловина с пробкой; 2 – топливный бак; 3 – датчик указателя уровня топлива с поплавком; 4 – топливозаборник с фильтром; 5 – топливопроводы; 6 – фильтр тонкой очистки топлива; 7 – топливный насос; 8 – поплавковая камера карбюратора с поплавком; 9 – воздушный фильтр; 10 – смесительная камера карбюратора; 11 – впускной клапан; 12 – впускной трубопровод; 13 – камера сгорания

Система питания состоит из (рис.):

  • топливного бака;

  • топливопроводов;

  • фильтров очистки топлива;

  • топливного насоса;

  • воздушного фильтра;

  • карбюратора.

Топливный бак – это емкость для хранения топлива. Обычно он размещается в задней, более безопасной при аварии части автомобиля. От топливного бака к карбюратору бензин поступает по топливопроводам, которые тянутся вдоль всего автомобиля, как правило, под днищем кузова.

Первая ступень очистки топлива – это сетка на топливозаборнике внутри бака. Она не дает возможности содержащимся в бензине крупным примесям и воде попасть в систему питания двигателя.

Количество бензина в баке водитель может контролировать по показаниям указателя уровня топлива, расположенного на щитке приборов (см. рис. 67).

Емкость топливного бака среднестатистического легкового автомобиля обычно составляет 40–50 литров. Когда уровень бензина в баке уменьшается до 5–9 литров, на щитке приборов загорается соответствующая желтая (или красная) лампочка – лампа резерва топлива. Это сигнал водителю о том, что пора подумать о заправке.

Топливный фильтр (как правило, устанавливается самостоятельно) – второй этап очистки топлива. Фильтр располагается в моторном отсеке и предназначен для тонкой очистки бензина, поступающего к топливному насосу (возможна установка фильтра и после насоса). Обычно применяется неразборный фильтр, при загрязнении которого требуется его замена.

Топливный насос – предназначен для принудительной подачи топлива из бака в карбюратор.

Насос состоит из (рис. ): корпуса, диафрагмы с пружиной и механизмом привода, впускного и нагнетательного (выпускного) клапанов. В нем также находится сетчатый фильтр для очередной третьей ступени очистки бензина.

 

Рис. . Схема работы топливного насоса: 1 – нагнетательный патрубок; 2 – стяжной болт; 3 – крышка; 4 – всасывающий патрубок; 5 – впускной клапан с пружиной; 6 – корпус; 7 – диафрагма насоса; 8 – рычаг ручной подкачки; 9 – тяга; 10 – рычаг механической подкачки; 11 – пружина; 12 – шток; 13 – эксцентрик; 14 – нагнетательный клапан с пружиной; 15 – фильтр очистки топлива

Топливный насос приводится в действие от валика привода масляного насоса или от распределительного вала двигателя. При вращении вышеуказанных валов, имеющийся на них эксцентрик набегает на шток привода топливного насоса. Шток начинает давить на рычаг, а тот, в свою очередь, заставляет диафрагму опускаться вниз. Над диафрагмой создается разряжение и впускной клапан, преодолевая усилие пружины, открывается. Порция топлива из бака засасывается в пространство над диафрагмой.

При сбегании эксцентрика со штока диафрагма освобождается от воздействия рычага и за счет жесткости пружины поднимается вверх. Возникающее при этом давление закрывает впускной клапан и открывает нагнетательный. Бензин над диафрагмой поступает к карбюратору. При очередном набегании эксцентрика на шток процесс повторяется.

Обратите внимание на то, что подача бензина в карбюратор происходит лишь за счет усилия пружины, которая поднимает диафрагму. Это означает, что когда поплавковая камера карбюратора будет заполнена и игольчатый клапан (см. рис. 16) перекроет путь бензину, диафрагма топливного насоса останется в нижнем положении. До тех пор, пока двигатель не израсходует часть топлива из карбюратора, пружина будет не в состоянии "вытолкнуть" из насоса очередную порцию бензина.

Так как топливный бак расположен ниже карбюратора, то возникает необходимость в принудительной подаче бензина. Если предположить, что бак находится на крыше автомобиля, то потребность в насосе отпадает. В этом случае бензин будет поступать в карбюратор самотеком, что и используют некоторые водители в "безвыходной" ситуации при отказе насоса в работе. Закрепив канистру с бензином в положении, явно выше карбюратора и соединив их между собой, можно продолжить поездку (не забывая при этом правил противопожарной безопасности).

Воздушный фильтр (рис. 15) – необходим для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Фильтр устанавливается на верхней части воздушной горловины карбюратора.

 

Рис. . Воздушный фильтр: 1 – крышка; 2 – фильтрующий элемент; 3 – корпус; 4 – воздухозаборник

При загрязнении фильтра возрастает сопротивление движению воздуха, что может привести к повышенному расходу топлива, так как горючая смесь будет слишком обогащаться бензином. Чем это грозит кроме лишних финансовых затрат, вы узнаете через несколько страниц.

Карбюратор предназначен для приготовления горючей смеси и подачи ее в цилиндры двигателя. В зависимости от режима работы двигателя карбюратор меняет качество (соотношение бензина и воздуха) и количество смеси.

Карбюратор, это одно из самых сложных устройств автомобиля. Он состоит из множества деталей и имеет несколько систем, которые принимают участие в приготовлении горючей смеси, обеспечивая бесперебойную работу двигателя. Давайте разберемся с устройством и принципом работы карбюратора на несколько упрощенной схеме.

 

Рис. . Схема устройства и работы простейшего карбюратора: 1 – топливная трубка; 2 – поплавок с игольчатым клапаном; 3 – отверстие для связи поплавковой камеры с атмосферой; 4 – воздушная заслонка; 5 – распылитель 6 – диффузор; 7 – дроссельная заслонка; 8 – корпус карбюратора; 9 – топливный жиклер

Простейший карбюратор состоит из (рис. ):

  • поплавковой камеры;

  • поплавка с игольчатым запорным клапаном;

  • распылителя;

  • смесительной камеры;

  • диффузора;

  • воздушной и дроссельной заслонок;

  • топливных и воздушных каналов с жиклерами.

При движении поршня в цилиндре от верхней мертвой точки к нижней (такт впуска), над ним создается разряжение. Поток воздуха с улицы, через воздушный фильтр и карбюратор, устремляется в освободившийся объем цилиндра (см. рис. ).

При прохождении воздуха через карбюратор, из поплавковой камеры через распылитель, который расположен в самом узком месте смесительной камеры (диффузоре), вытекает топливо (рис. ). Это происходит по причине разности давлений в поплавковой камере карбюратора, которая связана с атмосферой, и в диффузоре, где создается значительное разрежение.

Поток воздуха дробит вытекающее из распылителя топливо и смешивается с ним. На выходе из диффузора происходит окончательное перемешивание бензина с воздухом, и затем эта горючая смесь поступает в цилиндр.

Каждый из вас периодически пользуется каким-либо устройством, где применен принцип пульверизации. Не важно, что это – флакон с духами, банка с краской и насадкой к пылесосу или бачок-опрыскиватель для увлажнения цветов. В любом случае, за счет разности давлений из некой емкости высасывается жидкость, которая затем дробится и смешивается с воздухом.

Для примера можно взять даже обычный чайник, который вместе со своим носиком очень похож на поплавковую камеру с распылителем.

Нальем в чайник воду так, чтобы уровень в его носике не доходил до края примерно на 1–1,5 мм. Если вы создадите сильный поток воздуха (например, вентилятором или феном), то он будет высасывать воду из носика чайника, смешиваться с ней и "увлажнять" пол в вашей квартире. Примерно так это происходит и в карбюраторе, но здесь тщательно распыленный и смешанный с воздухом бензин попадает в цилиндры двигателя.

Из схемы работы простейшего карбюратора (рис. 16) можно понять, что двигатель не будет работать нормально, если уровень топлива в поплавковой камере (воды в чайнике) выше нормы, так как в этом случае бензина будет выливаться больше чем надо. Если уровень бензина будет меньше нормы, то и его содержание в смеси будет тоже меньше, что опять-таки нарушит правильную работу двигателя. Следовательно, количество бензина в камере всегда должно быть неизменным.

Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора регулируется специальным поплавком (рис. ), который, опускаясь вместе игольчатым запорным клапаном, позволяет бензину поступать в камеру. Когда поплавковая камера начинает наполняться, поплавок всплывает и закрывает игольчатым клапаном проход для бензина.

В салоне автомобиля у водителя под правой ногой имеется педаль "газа", предназначенная для управления карбюратором. А на что конкретно, на какую деталь карбюратора передается усилие ноги?

Когда водитель "давит на газ", на самом деле он управляет той заслонкой, которая обозначена на рисунке  как дроссельная.

Дроссельная заслонка связана с педалью "газа" посредством рычагов или троса. В исходном положении заслонка закрыта. Когда водитель нажимает на педаль, заслонка начинает открываться и поток воздуха, проходящего через карбюратор, увеличивается. При этом чем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше высасывается топлива, так как повышаются объем и скорость потока воздуха, проходящего через диффузор и "высасывающее" разряжение увеличивается.

Когда водитель отпускает педаль "газа", заслонка под воздействием возвратной пружины начинает закрываться. Поток воздуха уменьшается, и в цилиндры поступает все меньше и меньше горючей смеси. Двигатель теряет обороты, уменьшается скорость вращения колес автомобиля, и соответственно, мы с вами едем медленнее.

А если совсем убрать ногу с педали "газа"?

Тогда дроссельная заслонка закроется полностью. И тут же возникает вопрос. А как теперь со смесеобразованием? Ведь мотор заглохнет!

Оказывается, для поддержания работы двигателя на холостом ходу в карбюраторе есть свои каналы, по которым воздух может попасть под дроссельную заслонку, смешиваясь по пути с бензином (рис. 17 а, поз. 6).

 

Рис.  Схема работы системы холостого хода: 1 – игольчатый клапан поплавковой камеры карбюратора; 2 – топливный жиклер системы холостого хода; 3 – топливный канал системы холостого хода; 4 – воздушная заслонка; 5 – воздушный жиклер системы холостого хода; 6 – канал системы холостого хода; 7 – винт "качества" системы холостого хода; 8 – дроссельная заслонка; 9 – топливный жиклер

При закрытой дроссельной заслонке воздуху не остается другого пути, кроме как проходить в цилиндры по каналу холостого хода. По пути он высасывает бензин из топливного канала и, смешиваясь с ним, превращается в горючую смесь. Почти готовая к "употреблению" смесь попадает в поддроссельное пространство и затем через впускной трубопровод поступает в цилиндры.

На рисунке 17а (поз. 7) показан один из двух винтов регулировки карбюратора. С помощью этого винта регулируется качество смеси (соотношение воздуха и бензина), необходимое для работы двигателя на холостом ходу. Вторым винтом, "количества" смеси (рис. 17б, поз. 1), регулируется плотность прикрытия дроссельной заслонки, от положения которой зависит объем проходящего через карбюратор потока воздуха.

 

Рис.  Винты регулировки карбюратора: 1 – винт "количества"; 2 – винт "качества"

На холостом ходу, при нормально работающей системе подачи топлива и отрегулированном карбюраторе, коленчатый вал двигателя должен устойчиво вращаться со скоростью примерно 800–900 об/мин.

В объеме этой книги не хотелось бы затрагивать работу других систем карбюратора, так как у всех вас будут различные модели этого весьма сложного устройства. Карбюраторы "Озон" отличаются от своих "собратьев" серии "Солекс", "пятерочные" (ВАЗ-2105) отличается от "восьмерочных" (ВАЗ-2108, 2109), а об "иномарочных" и говорить не стоит. Поэтому хочется еще раз напомнить вам о том, что существует литература по конкретным моделям вашихавтомобилей.

Тем не менее в карбюраторных автомобилях отечественного производства есть и кое-что общее. В частности, на панели приборов (или под ней) располагается рукоятка "подсоса", которая управляет воздушной заслонкойкарбюратора (рис. 16 и 17). Если прикрывать эту заслонку (вытягивать рукоятку "подсоса" на себя), то разрежение в смесительной камере карбюратора будет увеличиваться. Вследствие этого топливо из поплавковой камеры начинает высасываться более интенсивно и горючая смесь обогащается, что необходимо для запуска холодного двигателя.

По мере прогрева двигателя, водитель должен постепенно задвигать рукоятку "подсоса" (приоткрывать заслонку), не допуская очень больших оборотов коленчатого вала, так как повышенные обороты не полностью прогретого двигателя резко сокращают его ресурс. По окончании прогрева воздушную заслонку следует открыть полностью (это ее нормальное положение).

О степени прогрева двигателя вам "расскажет" стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости, который расположен на щитке приборов (см. рис. 67). Вертикальное положение стрелки говорит о том, что двигатель прогрелся полностью.

При вытягивании рукоятки "подсоса" на щитке приборов включается лампочка, подсвечивающая окошко (обычно желтого цвета) с соответствующим символом. Погаснет эта лампочка только тогда, когда воздушная заслонка будет полностью открыта (рукоятка "подсоса" полностью задвинута).

Карбюратор смешивает бензин с воздухом в строго определенной пропорции. Горючая смесь называется нормальной,если на одну часть бензина приходится пятнадцать частей воздуха (1:15). В зависимости от различных факторовкачество смеси (соотношение бензина и воздуха) может меняться. Если воздуха будет больше, то смесь становитсяобедненной или бедной. Если воздуха меньше, то смесь превращается в обогащенную или богатую.

Обедненная и бедная смеси – это "голодная" пища для двигателя, в них топлива меньше нормы. Обогащенная и богатая смеси – слишком калорийная пища, так как топлива в них больше, чем надо. Вышеприведенной терминологии соответствует известные слова: "недоедание" и "голод" или "переедание" и "обжорство". Если подумать о своем здоровье, то из четырех предложенных вариантов для постоянного рациона лучше выбрать легкое "недоедание", чем три другие "убивающие" диеты.

Режимы работы карбюратора

Для каждого режима работы двигателя карбюратор готовит горючую смесь соответствующего качества.

Пуск холодного двигателя. При этом режиме воздушную заслонку карбюратора следует полностью закрыть. Это означает, что рукоятка "подсоса" должна быть вытянута на себя "до упора". Педаль "газа" при пуске холодного двигателя трогать не рекомендуется, поэтому дроссельная заслонка будет тоже полностью закрыта. Состав горючей смеси для пуска холодного двигателя должен быть, и получается, богатым.

Режим холостого хода. Автомобиль стоит на месте или движется "накатом". Двигатель (полностью прогретый) работает на оборотах холостого хода. Воздушная заслонка открыта, а дроссельная закрыта. Состав смеси при этом получается обогащенным.

Режим частичных (средних) нагрузок. Машина движется со скоростью около 60 км/час или близко к этому. Включена высшая передача, нога водителя слегка нажимает педаль "газа", поддерживая средние обороты коленчатого вала двигателя. Состав смеси получается обедненный.

Режим полных нагрузок. Водитель плавно, почти до конца нажал педаль "газа", автомобиль движется с большой скоростью. Для поддержания этого режима состав смеси должен быть обогащенным.

Режим ускорения. Водитель резко нажал педаль "газа" "до пола", для ускорения автомобиля при обгоне, при "отрыве" от потока транспорта и т. п. Состав смеси получается обогащенным, близким к богатому.

Обратите внимание, наиболее экономичный режим работы карбюратора получается в случае частичных (средних) нагрузок!

Если в вашем автомобиле имеется прибор "эконометр", то на средней скорости движения автомобиля он покажет минимальный расход топлива.

Любая "грубая" работа педалью "газа" значительно увеличивает расход топлива, резко возрастают нагрузки на все механизмы и детали двигателя. При этом страдают еще и детали агрегатов трансмиссии, через которые крутящий момент передается на ведущие колеса.

Вождение автомобиля с резкими ускорениями и замедлениями крайне нежелательно. Расход бензина при таком стиле вождения резко увеличивается, уменьшается ресурс двигателя, загрязняется окружающая среда, тратятся нервы, а выигрыш во времени составляет мизерную величину или вообще отсутствует. Разница во времени прибытия в конечную точку маршрута протяженностью 40–50 километров в городских условиях, у "нормальных" и "дерганых" водителей, составляет не более 5–6 минут. Так стоит ли "дергаться"?

Основные неисправности системы питания

Не поступает топливо в карбюратор вследствие засорения компенсационного отверстия в пробке топливного бака (или вентиляционной трубки бака), чрезмерного засорения фильтра топливозаборника или фильтра тонкой очистки. Возможны неисправности и топливного насоса: повреждение диафрагмы или ее пружины, а также "зависание" или неплотное закрытие клапанов.

Для устранения неисправности все упомянутые элементы системы питания следует последовательно проверить. Затем промыть и поставить на место все то, что исправно, а неисправные узлы и детали заменить.

Двигатель не развивает полной мощности и (или) работает с перебоями из-за нарушения уровня топлива в поплавковой камере, загрязнения топливных или воздушных фильтров, жиклеров или каналов. Возможно, карбюратор просто неправильно отрегулирован.

Для устранения неисправности надо заменить или промыть соответствующие фильтры, продуть воздухом под давлением все каналы и жиклеры карбюратора, а также произвести необходимые регулировки.

Подтекание топлива может происходить по причине нарушения герметичности топливного бака, фильтра, насоса, карбюратора или в многочисленных соединениях топливопроводов.

Для устранения неисправности следует подтянуть хомуты креплений топливных шлангов, поменять поврежденные прокладки. Негерметичность, возникшую по причине механических повреждений элементов системы питания, устраняют путем их замены. А если вы предпочитаете ремонт, то производить его следует только в специализированных мастерских.

То, что очередной дилетант пытался заварить дырку в бензобаке, обычно слышат все в радиусе километра от взрыва.

Эксплуатация системы питания

Топливный бак, как правило, не требует к себе внимания со стороны водителя на протяжении всего срока службы автомобиля. Но иногда все же приходится снимать бак с машины и промывать его от грязи, которая попала туда в результате заправки машины некачественным бензином. В случае небольшого загрязнения можно попробовать слить отстой, для чего надо отвернуть пробку в нижней части топливного бака. А если сильно не повезло, то приходится демонтировать всю систему питания.

Если засоряется компенсационное отверстие в пробке топливного бака или вентиляционная трубка, то создается разрежение, которое не позволяет бензину поступать в карбюратор (топливный насос не в состоянии справиться с этим разрежением). Определить "вакуум" можно по звуку во время открытия пробки топливного бака. Каждому из нас приходилось открывать консервные банки, поэтому звук будет знакомым.

Загрязнение воздушного фильтра способствует увеличению концентрации вредных веществ в выхлопных газах, выбрасываемых в атмосферу, так как содержание бензина в горючей смеси значительно возрастает. Необходимо периодически заменять фильтрующий элемент. Срок его замены оговаривается инструкцией завода-изготовителя, но при эксплуатации автомобиля по пыльным дорогам, этот срок может и должен быть уменьшен.

Правильно отрегулированный карбюратор готовит нормальную горючую смесь. Однако со временем нарушаются регулировки, засоряются жиклеры и каналы, выходят из строя детали карбюратора, и в цилиндры может поступать постоянно богатая или бедная смесь, что пагубно сказывается на работе двигателя.

Если карбюратор готовит богатую смесь, то наблюдаются следующие явления:

  • черный дым и "выстрелы" из глушителя;

  • повышенный расход топлива;

  • потеря мощности двигателя;

  • перегрев двигателя;

  • разжижение масла в поддоне картера двигателя.

Признаками того, что карбюратор готовит бедную смесь, являются:

  • "хлопки" в карбюраторе;

  • потеря мощности двигателя;

  • перегрев двигателя.

Вышеописанные "кошмары" могут наблюдаться также и при неисправностях системы зажигания, но об этом мы поговорим чуть позже.

А сейчас надо призадуматься и решить для себя один важный вопрос. Или вам придется овладеть необходимым минимумом навыков по регулировкам карбюратора, или периодически, при малейших подозрениях в неправильной работе двигателя, отправляться к автомеханику.

При обслуживании карбюратора необходимо производить очистку наружной и внутренней поверхностей его корпуса, продувку сжатым воздухом жиклеров топливных и воздушных каналов, проверку и регулировку уровня топлива в поплавковой камере, проверку и, в случае необходимости, замену диафрагм карбюратора, а также регулировку оборотов холостого хода двигателя с помощью винтов "качества" и "количества".

Для успешного обслуживания карбюратора следует внимательно изучить соответствующий раздел "Руководства по ремонту и эксплуатации" вашего автомобиля. Тогда, после нескольких попыток, вы будете в состоянии наладить правильную работу карбюратора.

О том, что существует топливный насос, необходимо вспоминать перед первой поездкой после длительной стоянки автомобиля. Поскольку поплавковая камера карбюратора связана с атмосферой, то, естественно, бензин частично испаряется. При длительной стоянке автомобиля бензин испаряется практически полностью.

Чтобы не "мучить" двигатель безуспешными попытками запуска, предварительно следует накачать бензин в поплавковую камеру карбюратора с помощью рычага ручной подкачки, который располагается в нижней части корпуса топливного насоса (см. рис.)

,,,,

volgamoto.ru

Топливные фильтры автомобилей с карбюраторными двигателями

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автотракторные фильтры

Топливные фильтры автомобилей с карбюраторными двигателями

Топливные фильтры автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-53А, ГАЗ-66. В систему питания двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-бЗА, ГАЗ-66 и других автомобилей, имеющих конструкцию, подобную указанным автомобилям, включаются фильтры, осуществляющие многократную очистку топлива: фильтр заливной горловины, фильтр топливоприемной трубки бака, топливный фильтр-отстойник, фильтр топливного насоса, фильтр тонкой очистки топлива, латунная сетка.

На рис. 7 показано устройство топливного фильтра-отстойника автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. Фильтр-отстойник состоит из корпуса, крышки и фильтрующего элемента. Стальной штампованный корпус имеет приваренный центральный стержень для размещения фильтрующего элемента и отверстие для спуска отстоя, закрываемое пробкой. Крышка, отлитая из чугуна, имеет ряд каналов для подвода и отвода топлива, а также отверстие для болта. Кроме того, в ней имеются два .запасных канала, закрываемых пробками. Болтом крышка соединяется с корпусом фильтра, а уплотнение между ними достигается паронитовой прокладкой. Фильтрующий элемент, размещенный на центральном стержне, состоит из набора алюминиевых кольцевых пластин. Каждая.филь-трующая пластина имеет отверстия, образующие в собранном элементе вертикальные каналы для прохода очищенного топлива, ряд выступов высотой 0,05 мм, а также по два отверстия под стойки.

Рис. 6. Схема фильтрации топлива в системе питания двигателя автомобиля ЗИЛ-131

Рис. 7. Топливный фильтр-отстойник автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131

Собранный фильтрующий элемент устанавливается в корпус на центральный стержень и прижимается пружйной 9 через опорные торцовые пластины к крышке фильтра. Необходимое уплотнение между фильтрующим элементом и крышкой обеспечивается прокладкой. Топливо, поступающее из бака по трубке, заполняет полость фильтра-отстойника, где крупные механические грязевые частицы и вода, могущие быть в топливе, осаждаются на дно отстойника, а неосевшие грязевые примеси с топливом движутся к фильтрующему элементу. Топливо проходит через узкие щели элемента, а грязевые частицы размером более 0,05 мм задерживаются на поверхности пластин. Отфильтрованное топливо поступает в полость крышки и далее направляется к топливному насосу.

Топливные фильтры-отстойники автомобилей ГАЭ-53А, ГАЗ-66, УАЗ-469 имеют такое же устройство, как и фильтры-отстойники, установленные на автомобилях ЗИЛ-130, ЗИЛ-131.

Топливный фильтр-отстойник автомобилей ГАЗ-бЗА, ГАЗ-66 крепится на правом лонжероне рамы под кабиной. Он состоит из стального корпуса, чугунной крышки и фильтрующего элемента. Фильтрующий, элемент имеет 170 алюминиевых пластин, собранных в пакет, и две опорные пластины толщиной 2 мм. Каждая фильтрующая пластина толщиной 0,015 мм имеет отверстий и выступов высотой 0,05 мм. Уплотнение между корпусом и крышкой достигается паронитовой прокладкой, а между крышкой и фильтрующим элементом — резиновой.

Топливные насосы автомобилей ЭИЛ-130, ЗИЛ-131 диафрагменного типа имеют сетчатый фильтр, установленный во всасывающей полости над впускным клапаном. Фильтр состоит из каркаса и латунной сетки. При перемещенйи диафрагмы насоса вниз над ней образуется разрежение, вследствие чего открывается впускной клапан и топливо поступает через сетчатый фильтр во- всасывающую полость насоса. При этом фильтр задерживает грязевые частицы, а очищенное топливо при движении диафрагмы вверх нагнетается в фильтр тонкой очистки. Подобное устройство имеют и сетчатые фильтры топливных насосов автомобилей ГАЗ-бЗА, ГАЗ-66, УАЗ-469 и др. Последующая очистка топлива осуществляется в фильтре тонкой очистки, установленном между топлирным насосом и карбюратором..

Сетчатый фильтр тонкой очистки топлива автомобилей ГАЗ-бЗА, ГАЗ-66, УАЗ-469 (рис. 8) состоит из корпуса, стакана-отстойника, фильтрующего элемента и зажимного устройства. Корпус фильтра имеет каналы для подвода и отвода топлива, а также приливы с отверстиями для крепления скобы зажимного устройства. В стакане-отстойнике размещается фильтрующий элемент. При помощи зажимного устройства стакан-отстойник соединяется с корпусом фильтра, а уплотнение между корпусом, стаканом и фильтрующим элементом обеспечивается прокладкой. Фильтрующий элемент состоит из алюминиевого каркаса и латунной сетки. Каркас фильтрующего элемента имеет на боковой поверхности ребра и отверстия для прохода топлива. Латунная сетка укладывается на ребристую поверхность каркаса в два слоя и удерживается цилиндрической пружиной, надетой на элемент. Фильтрующий элемент, размещенный в стакане, прижимается к корпусу и фиксируется пружиной, установленной между стаканом и элементом.

Топливо, поступающее в фильтр тонкой очистки, частично отстаивается, в результате чего часть грязевых примесей и вода осаждаются на дно отстойника. Более мелкие грязевые частицы, могущие быть в топливе, задерживаются на поверхностях сетки фильтрующего элемента, а отфильтрованное топливо направляется в карбюратор. Подобные конструкции фильтров тонкой очистки топлива устанавливаются на автомобилях ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и др. Кроме этих фильтров на автомобилях ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и других устанавливаются керамические фильтры тонкой очистки топлива.

Керамический фильтр тонкой очистки топлива (рис. 9) состоит из корпуса, стакана-отстойника, фильтрующего элемента и зажимного устройства. Корпус фильтра имеет топливные каналы и приливы с отверстиями для крепления деталей зажимного устройства. Стакан-отстойник располагает полостью, где размещается фильтрующий элемент. Крепление стакана-отстойника к корпусу фильтра осуществляется скобой и винтом с зажимной гайкой. Уплотнение между стаканом-отстойником и корпусом достигается прокладкой из бензостой-кой резины.

Керамический фильтрующий элемент в виде стакана изготовлен из пористой керамики, имеющей мельчайшие поры для прохода топлива. Он хорошо выдерживает высокие температуры, обладает химической стойкостью и не боится резкого изменения температур. Фильтрующий элемент размещается в стакане-отстойнике и при помощи пружины прижимается через прокладку к корпусу фильтра. Топливо из насоса поступает в полость стакана-отстойника, где часть примесей выпадает в виде осадка, затем топливо проходит через поры керамического элемента, оставляя на наружных поверхностях и в порах элемента грязевые частицы размером до 15 мкм. Отфильтрованное таким образом топливо поступает во внутреннюю полость элемента и направляется в карбюратор.

Рис. 8. Фильтр тонкой очистки топлива автомобилей ГАЭ-53А, ГАЗ-66, ГАЗ-24 «Волга»

Окончательная очистка топлива производится в сетчатом фильтре карбюраторов двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ЭИЛ-13Г, ГАЭ-53А, ГАЗ-66. Сетчатый фильтр карбюратора К-88А двигателя автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 состоит из пробки, которая является основанием для размещения и крепления фильтра, и латунной сетки, свернутой в цилиндр. Топливо, поступающее в поплавковую камеру, проходит через сетчатый фильтр карбюратора и окончательно очищается. Многократная фильтрация топлива в системе питания двигателя гарантирует долговечную и безотказную работу двигателя.

Топливные фильтры легковых автомобилей.

Рис. 9. Керамический фильтр тонкой очистки топлива автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133 Г1

Читать далее: Топливные фильтры автомобилей с дизельными двигателями

Категория: - Автотракторные фильтры

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru