Ваз 2109 замена датчика холостого хода на ваз


Как заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109

За холостые обороты двигателя отвечает регулятор холостого (РХХ), с его помощью мотор способен поддерживать оптимальные обороты необходимые во время работы без нагрузки для экономии топлива и увеличения срока службы рабочих механизмов двигателя. Кроме того, холостые обороты позволяют двигателю прогреться пред тем как начать движение. Регулятор холостого хода расположен с левой стороны в дроссельном узле и состоит из трех главных компонентов:

  • Пружина
  • Шаговый электродвигатель
  • Шток с конусной иглой на конце.

Как работает регулятор холостого хода

Принцип работы регулятора холостого состоит в том, чтобы открывать или закрывать канал. который проходит в обход дроссельной заслонки. Во время работы двигателя датчик оборотов коленчатого вала при помощи специальных меток сообщает контроллеру о скорости вращения коленвала (об/мин). Контроллер в свою очередь решает о необходимости открытия или закрытия канала, руководствуясь определенными расчетами и алгоритмами. После этого он сообщает этому самому РХХ о своем решении, тогда регулятор холостого хода собственно и выполняет эту команду, то есть увеличивает или наоборот уменьшает подачу топлива посредством выдвигания или втягивания штока с иглой.

Признаки неисправности РХХ:

  • Нестабильные холостые обороты двигателя (плавающие холостые).
  • Внезапная остановка двигателя при включении нейтральной скорости.
  • Повышение или понижение оборотов даже на прогретом двигателе.
  • Обороты не повышаются после запуска холодного двигателя.
  • Двигатель не пускается когда нажата педаль "газа". Это признак того, что игла перекрывает канал.
  • Заметное падение оборотов двигателя после включения мощных энергопотребителей, таких как: печка, фары, и прочее).
Внимание! Все вышеописанные симптомы могут быть спровоцированы и другими узлами, к примеру, неисправной катушкой, свечами, бензонасосом, топливным фильтром или другими проблемами связанными с подачей топлива. Поэтому прежде чем менять регулятор холостого хода ВАЗ 2109 убедитесь, что причина действительно в нем.

Вы можете заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109 на СТО, однако я бы рекомендовал сделать это своими руками, тем более, что эта работа не представляет собой ничего сложного. К тому же, после того как вы прочтете данную статью вы легко и просто сможете заменить РХХ ВАЗ 2109 в домашних условиях.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 2109 — пошаговое руководство

1. Первым делом снимите минусовую клемму с аккумулятора.

2. После этого разъедините колодку с проводами, которые идут к РХХ из дроссельного патрубка, для этого нажмите на пластиковый фиксатор-защелку.

3. Выкрутите два винта крепления и снимите с дроссельного патрубка РХХ ВАЗ 2109. Здесь иногда возникают проблемы, например — ситуация, когда крепежный винт, расположенный ближе к ресиверу выпадает при выкручивании. Учитывая это, рекомендую вам выкручивать сначала левый винт расположенный слева, после этого потяните регулятор холостого хода на себя и выкрутите правый винт. Такая последовательность позволит вам достать РХХ, при этом не растеряв все винты, в этом случае они останутся во фланце.

4. На этом можно сказать все, самостоятельная замена РХХ ВАЗ 2109 подошла к концу, осталось установить новый датчик, делать это необходимо в порядке обратном разборке. Для упрощения проведения данной операции разрешается капнуть на уплотнительное кольцо пару капель моторного масла.

Теперь осталось откалибровать датчик холостого хода ВАЗ 2109, эта процедура полностью автоматическая. Все, что от вас требуется это:

  1. Одеть минусовую клемму.
  2. Включите зажигание, при этом не запуская мотор, достаточно будет 5-10 сек.
  3. Выключите зажигание.

 

x7.by

Самостоятельная замена регулятора холостого хода ВАЗ

Как самостоятельно заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109

Естественно, что регулятор холостого хода (РХХ) отвечает за холостые обороты мотора, с его помощью поддерживаются оптимальные обороты, нужные при работе без нагрузки для уменьшения расхода топлива и увеличения длительности службы активных механизмов двигателя. Как известно, на холостых оборотах автомобиль прогревается перед началом движения.

Место расположения регулятора холостого хода – левая сторона дроссельного узла. Составляющие части: пружина, шаговый электродвигатель, а также шток, имеющий конусную иглу на конце.

Принцип работы РХХ

Задача, с которой должен справляться регулятор холостого хода, - открытие и закрытие канала, проходящего в обход дроссельной заслонки (ДЗ). При работе двигателя датчик оборотов коленвала с помощью специальных меток передает контроллеру сведения о скорости (количество оборотов в минуту), с которой вращается коленчатый вал. Контроллером по определенным алгоритмам и расчетам принимается решение о нужном закрытии или открытии канала. После этого данные передаются в РХХ, и им команда выполняется, то есть увеличивается или уменьшается подача топлива. Это происходит благодаря выдвижению или втягиванию штока с иглой.

Показатели, свидетельствующие о поломке регулятора холостого хода:

  • плавающие холостые обороты двигателя;
  • резкая остановка двигателя на нейтральной скорости;
  • повышающиеся или понижающиеся обороты на прогретом двигателе;
  • отсутствие повышения оборотов в процессе запуска холодного двигателя;
  • если игла перекрывает канал, мотор не заводится во время нажатия на педаль газа;
  • обороты двигателя резко уменьшаются при работе мощных энергопотребителей (печка, фары и др.).

Будьте внимательны!

Источником вышеописанных неприятностей может стать и какая-то другая неполадка, например, неисправная катушка, свечи, бензонасос, топливный фильтр или другие проблемы с подачей топлива. В связи с этим осуществлять замену регулятора холостого хода, следует после того, как вы убедитесь, что причина кроется именно в нем.

Также ознакомьтесь

  • Замену РХХ ВАЗ 2109 можно выполнить самостоятельно.

Алгоритм замены регулятора холостого хода ВАЗ 2109

  1. Отключить с АКБ минусовую клемму.
  2. Разъединить колодку с проводами, соединяющими РХХ с дроссельным патрубком (нажать на пластиковый фиксатор-защелку).

Как самостоятельно заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109

  1. Открутить винты крепления, демонтировать с дроссельного патрубка установленный регулятор холостого хода. Вероятно, возникнут неприятности: крепежный винт, находящийся со стороны ресивера, выпадает при выкручивании. Чтоб этого избежать, сначала стоит выкрутить винт, находящийся слева, затем потянуть РХХ к себе, выкрутить правый винт. Выполняя действия в такой последовательности, получится извлечь РХХ, не потеряв винты, так как все они останутся во фланце.

Стоит ознакомиться:

Как самостоятельно заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109

  1. После этого замену РХХ ВАЗ 2109 можно считать завершенной. Сборку выполнить в обратном порядке. Чтоб упростить эту процедуру, нужно нанести пару капелек моторного масла на поверхность уплотнительного кольца.

Осталось выполнить калибровку датчика холостого хода ВАЗ 2109. Для выполнения этой процедуры нужно подключить минусовую клемму, включить зажигание, не запуская двигатель (хватит 5-10 секунд), выключить зажигание

Будьте внимательны!

Если при замене регулятора аккумулятор не отключался, калибровка РХХ не будет произведена электронным блоком управления.

После этого транспортное средство готово к использованию.

Рекомендуем почитать

prostovaz.ru

Как заменить регулятор холостого хода в ВАЗ 2109

За холостые обороты двигателя отвечает регулятор холостого (РХХ), с его помощью мотор способен поддерживать оптимальные обороты необходимые во время работы без нагрузки для экономии топлива и увеличения срока службы рабочих механизмов двигателя. Кроме того, холостые обороты позволяют двигателю прогреться пред тем как начать движение. Регулятор холостого хода расположен с левой стороны в дроссельном узле и состоит из трех главных компонентов:

  • Пружина
  • Шаговый электродвигатель
  • Шток с конусной иглой на конце.

КАК РАБОТАЕТ РЕГУЛЯТОР ХОЛОСТОГО ХОДА

Принцип работы регулятора холостого состоит в том, чтобы открывать или закрывать канал. который проходит в обход дроссельной заслонки. Во время работы двигателя датчик оборотов коленчатого вала при помощи специальных меток сообщает контроллеру о скорости вращения коленвала (об/мин). Контроллер в свою очередь решает о необходимости открытия или закрытия канала, руководствуясь определенными расчетами и алгоритмами. После этого он сообщает этому самому РХХ о своем решении, тогда регулятор холостого хода собственно и выполняет эту команду, то есть увеличивает или наоборот уменьшает подачу топлива посредством выдвигания или втягивания штока с иглой.

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ РХХ:

  • Нестабильные холостые обороты двигателя (плавающие холостые).
  • Внезапная остановка двигателя при включении нейтральной скорости.
  • Повышение или понижение оборотов даже на прогретом двигателе.
  • Обороты не повышаются после запуска холодного двигателя.
  • Двигатель не пускается когда нажата педаль «газа». Это признак того, что игла перекрывает канал.
  • Заметное падение оборотов двигателя после включения мощных энергопотребителей, таких как: печка, фары, и прочее).
Внимание! Все вышеописанные симптомы могут быть спровоцированы и другими узлами, к примеру, неисправной катушкой, свечами, бензонасосом, топливным фильтром или другими проблемами связанными с подачей топлива. Поэтому прежде чем менять регулятор холостого хода ВАЗ 2109 убедитесь, что причина действительно в нем.

Вы можете заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109 на СТО, однако я бы рекомендовал сделать это своими руками, тем более, что эта работа не представляет собой ничего сложного. К тому же, после того как вы прочтете данную статью вы легко и просто сможете заменить РХХ ВАЗ 2109 в домашних условиях.

ЗАМЕНА РЕГУЛЯТОРА ХОЛОСТОГО ХОДА ВАЗ 2109 — ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО

1. Первым делом снимите минусовую клемму с аккумулятора.

2. После этого разъедините колодку с проводами, которые идут к РХХ из дроссельного патрубка, для этого нажмите на пластиковый фиксатор-защелку.

3. Выкрутите два винта крепления и снимите с дроссельного патрубка РХХ ВАЗ 2109. Здесь иногда возникают проблемы, например — ситуация, когда крепежный винт, расположенный ближе к ресиверу выпадает при выкручивании. Учитывая это, рекомендую вам выкручивать сначала левый винт расположенный слева, после этого потяните регулятор холостого хода на себя и выкрутите правый винт. Такая последовательность позволит вам достать РХХ, при этом не растеряв все винты, в этом случае они останутся во фланце.

4. На этом можно сказать все, самостоятельная замена РХХ ВАЗ 2109 подошла к концу, осталось установить новый датчик, делать это необходимо в порядке обратном разборке. Для упрощения проведения данной операции разрешается капнуть на уплотнительное кольцо пару капель моторного масла.

Теперь осталось откалибровать датчик холостого хода ВАЗ 2109, эта процедура полностью автоматическая. Все, что от вас требуется это:

  1. Одеть минусовую клемму.
  2. Включите зажигание, при этом не запуская мотор, достаточно будет 5-10 сек.
  3. Выключите зажигание.

Вот и вся калибровка. Авто готово к эксплуатации.

x7.by

Как заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109

Регулятор холостого хода – это узел в системе двигателя, который отвечает за способность автомобиля поддерживать работу мотора на требуемых оборотах с минимальными затратами топлива. Как правило, холостой ход ВАЗ 2109 используется при прогреве двигателя (перед началом движения), а также непосредственно при движении в щадящих режимах («накатом»).

Располагается регулятор холостого хода ВАЗ 2109 в дроссельном узле.

В его состав входят:

  • шаговый электродвигатель;
  • шток, завершающийся конусной иглой;
  • специальная пружина.

Регулятор холостого хода предназначен для того, чтобы регулировать подачу топлива (увеличивать или уменьшать), открывая или закрывая канал, ведущий в обход заслонки дроссельного узла. Для достижения этой цели РХХ втягивает или выдвигает свой шток.

Признаки, заставляющие заподозрить неисправность регулятора холостого хода:

  • двигатель «глохнет» при переключении рукоятки переключения скоростей на нейтральную;
  • двигатель заметно слабеет при включении энергопотребляющих приборов – фар, печки;
  • при запуске холодного двигателя обороты не повышаются;
  • даже на прогретом двигателе отмечается необоснованное понижение или повышение оборотов двигателя;
  • двигатель не запускается при нажатой педали газа;
  • двигатель нестабильно работает на холостых оборотах (автомобилисты говорят, что иногда у ВАЗ 2109 плавает холостой ход).

Подобные проблемы могут возникать и из-за других причин. Например, аналогичные «симптомы» демонстрируют неисправный топливный насос, свечи, катушка, топливные фильтры и т.д. Поэтому прежде, чем проводить замену регулятора холостого хода, следует исключить другие возможные причины неисправности.

Замена регулятора холостого хода обычно проводится на СТО, однако мало-мальски опытный автолюбитель вполне способен сделать это и собственноручно. В особенности, при наличии желания и ограниченных средствах.

Работа по замене регулятор холостого хода ВАЗ 2109 проходит в несколько этапов:

  1. Шаг первый. Подготовка.

    Обесточиваем рабочую площадку, снимая клемму «-» с аккумуляторной батареи. Простым нажатием на пластиковый фиксатор (типа «защёлка»), разъединяем колодку с контактами, ведущими из дроссельного патрубка к регулятору холостого хода.

  2. Шаг второй. Снятие регулятора холостого хода.

    Для этого достаточно выкрутить всего два винта, удерживающих регулятор холостого хода на дроссельном патрубке.

    Совет: начинать лучше с левого винта. Это позволит не растерять винты в процессе из вывинчивания, - они в этом случае даже после завершения работ останутся во фланцевой части.

  3. Шаг третий. Замена регулятора холостого хода.

    Собственно, установить РХХ и проделать процедуры в обратном порядке – проще простого. И это всё, что необходимо сделать. Разве что рекомендуется провести калибровку.

    Совет: для облегчения сборки на уплотнительное кольцо можно капнуть моторным маслом. Главное – не увлекаться, - не более двух капель.

  4. Шаг четвёртый. Калибровка датчика холостого хода ВАЗ 2109.

    Эта процедура также отличается «сложностью». От автовладельца требуется только (по завершении всех операций сборки) надеть клемму «-» на аккумулятор, на 5-10 секунд включить зажигание (не включая при этом двигатель) и выключить его. Все остальное происходит автоматически.

    Важно: теоретически замену регулятора можно проводить даже без отключения аккумулятора. Однако это, во-первых, небезопасно, а, во-вторых, автоматическая калибровка проведена не будет.

videovaz.ru

Датчик холостого хода ваз 2109

Главная » Топливная система » Датчики » Датчик холостого хода ваз 2109 карбюратор

Автомобили ваз марки 2108, 2109, 21099 оснащены карбюраторами разновидности «Солекс». Данный вид карбюраторов оснащён электромагнитным клапаном, имеющий жиклер холостого хода. В повседневной эксплуатации автомобиля самой вероятной причиной потери холостого является датчик холостого хода ваз 2109 карбюратора.

Сберегатель «Петролич» – это новое изобретение, которое призвано сэкономить потребление автомобилем топлива по данным изготовителя на 10-25%, будучи просто вставленным в прикуриватель машины.Сберегатель предназначен только для машин с бортовым напряжением 12V В некоторых автомобилях световые диоды горят даже после выключения мотора.

Здесь могут возникать следующие неисправности:1). В основном происходит загрязнение жиклера электромагнитного клапана;2). Выход из строя обмотки;3). Нет питания на электромагнитный клапан (ЭМК).

Чтобы исправить работу датчика холостого хода необходимо иметь гаечные ключи 8, 10, 12, 13, 14, провода, компрессор, двенадцати вольтовая лампочка.

Алгоритм проверки датчика холостого хода своими руками:1. Необходимо снять крышку воздушного фильтра, пользуясь ключом на десять открутить гайку крышки воздушного фильтра.2. Далее нужно снять сам воздушный фильтр.3. Ключом на восемь открутить4. Гайки, крепящие нижнюю часть воздушного фильтра.4. Снять со шпилек нижнюю часть воздушного фильтра.5. Заведите автомобиль, снимите клемму на электромагнитном клапане и многократно прикоснитесь до контакта электромагнитного клапана, при этом вы должны услышать щелчки.6. Если щелчки имеются, нужно заглушить двигатель и ключом на тринадцать открутить электромагнитный клапан. Особое внимание следует обратить на топливный жиклер: необходимо с помощью насоса или компрессора хорошо продуть топливный жиклер и поставить его на место. Собрать все детали в обратной последовательности.7. Если щелчков нет, тогда окрутите ключом на тринадцать электромагнитный клапан. Пользуясь специальным проводом, дайте плюс от аккумулятора на клемму ЭМК, корпусам которого необходимо прикоснутся к клемме минус аккумулятора.8. Если нет щелчков при этой проверке, то значит что электромагнитный клапан, не исправен. Датчик холостого хода стоит от 100 рублей.

Но можно прибегнуть дедовским методам! Датчик холостого хода на ваз 2109 карбюратора можно видоизменить. С этой целью необходимо обломать пластиковый наконечник ЭМК и установить жиклер на свое место. Далее установите все детали в обратной последовательности.

9. Если же щелчки имеются необходимо поставить датчик холостого хода ваз 2109 карбюратор на место. Заведите двигатель и тестером проверьте, есть ли 12 вольт на питающим проводе ЭМК. Если питания нет, значит не исправен электронный блок холостого хода, который надо заменить.Автосотка

Датчик холостого хода ВАЗ 2109 – проверка и калибровка

Если вдруг автомобиль ВАЗ 2109 перестал держать холостые обороты, то, скорее всего, вся проблема в датчике. Этот датчик холостого хода ВАЗ 2109 выполняет в этом авто вовсе не роль датчика, а целого регулятора холостого хода. Это устройство открывает и закрывает подачу топливовоздушной смеси в цилиндры.

Состоит такой датчик из иглы, которая играет роль клапана, шагового электродвигателя, а также пружины. Когда водитель жмет на газ, электроника считывает информацию о положении дроссельной заслонки и затем делает вывод, нужны ли нам холостые обороты. Конечно же, было бы не логично включать холостой ход, когда мы давим на педаль газа.

Вообще в ВАЗ 2109 для холостого хода присутствует отдельный канал, который построен в обход дроссельной заслонки. Так, если заслонка полностью перекрыта, электроника принимает решение открыть клапан холостых оборотов, чтобы топливо поступало в систему и поддерживало обороты. Сигнал поступает на шаговый электродвигатель, который и оттягивает иголку, преодолевая силу пружины. Когда же мы жмем на газ, напряжение с двигателя снимается и пружина возвращает иглу в состояние «закрыто». Это позволяет экономить топливо.

Неисправен датчик холостого хода

В том случае, если датчик холостого хода не работает, или работает неправильно, автомобиль ВАЗ 2109 будет трястись и глохнуть на холостых оборотах. Помимо этого возможно, что двигатель не удастся запустить, не нажимая на педаль газа. Еще бывает, что автомобиль глохнет на холостых при включении большого количества электроники. Это объясняется тем, что на генераторе образуется нагрузка, а электроника ее просто не видит и двигатель глохнет.

Это же касается и того момента, когда двигатель работает не стабильно, самопроизвольно набирает и снижает обороты.

Вообще на автомобиле ВАЗ 2109 датчик холостого хода не регулируется вручную, на инжекторных двигателях систему настраивают исключительно программно. Если же датчик неисправен, то его просто нужно заменить.

Перед заменой автомобиль полностью обесточивают, отсоединяя одну из клемм с аккумулятора. Если этого не сделать, электроника может быть повреждена вследствие короткого замыкания, также это опасно пожаром. Датчик крепится всего на двух винтах.

Чтобы легче было ставить новый датчик, можно смазать уплотнительное кольцо минеральным маслом. Главное не перепутать с синтетикой, иначе это может разрушить уплотнитель.

Калибровка датчика ВАЗ 2109

После того как новый датчик холостого хода будет поставлен на место, с ним должна познакомиться электроника, эта процедура называется калибровкой. К счастью, она проходит в полностью автоматическом режиме. Сперва нужно подключить аккумулятор и включить зажигание, двигатель при этом заводить не нужно. Процесс калибровки займет порядка 10 секунд, но лучше подождать секунд 30. После этого двигатель можно пробовать заводить свой ВАЗ 2109.

Важно знать, что в том случае, если клемма не снималась с аккумулятора в процессе замены датчика, он откалиброван не будет.

Если обороты все же не стабильны или двигатель их не держит, то проблема в «мозгах». Настраивать придется с помощью компьютера, а если таких навыков не имеется, нужно обращаться в сервис. Зачастую для этого используется специальное программное обеспечение.

Вот, собственно, и все то, что нужно знать про датчик холостого хода на автомобиле ВАЗ 2109. Теперь в случае описанных выше симптомов автолюбитель сможет произвести самостоятельную диагностику и ремонт авто. Важно только при этом придерживаться всех норм безопасности дабы не испортить авто.

«Лайки» в соц. сетях:

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 2109 своими руками

Опубликовано: 15.12.2013 | 12307

Регулятор холостого (РХХ) необходим для поддержки стабильных холостых оборотов двигателя, а также для его более быстрого прогрева. РХХ располагается в дроссельном узле с левой стороны. Состоит регулятор холостого хода из трех основных компонентов: штока с конусной иглой на конце, пружины и шагового электродвигателя.

Принцип работы РХХ заключается в следующем: канал имеющийся в дроссельном узле проходит в обход дроссельной заслонки. Когда мотор работает, датчик оборотов коленвала сообщает контроллеру о количестве об/мин коленчатого вала. Руководствуясь определенными алгоритмами и расчетами, контролер принимает решение о необходимости открытия или закрытия проходного сечение этого самого обходного канала, после чего сообщает о своем решении регулятору холостого хода. РХХ в свою очередь делает все от него зависящее, то есть выдвигает или наоборот втягивает шток с иглой на конце, меняя диаметр проходного сечения.

Основные неисправности регулятора холостого хода:

  1. Неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах.
  2. Не заводится двигатель при нажатой педали «газа» (свидетельство того, что игла полностью закрыла канал).
  3. Самопроизвольное повышение или понижение оборотов прогретого мотора.
  4. Мотор глохнет при выключении скорости.
  5. После запуска холодного двигателя не происходит повышение оборотов
  6. Падение оборотов при включении мощных потребителях энергии (фары, печка и т.д.).

Чтобы заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109 не обязательно ехать на СТО, это вполне реально сделать своими руками.

Замена РХХ ВАЗ 2109 — детальная инструкция

1. Как и в большинстве случаев связанных с ремонтом двигателя отключаем питание, для этого необходимо снять минусовую клемму с АКБ .2. Далее нажмите на пластиковый фиксатор-защелку и достаньте колодку с проводами от регулятора холостого хода, который установлен в дроссельный патрубок.

3. Открутите два крепежных винта и снимите РХХ ВАЗ 2109 с дроссельного патрубка. Иногда во время выполнения могут возникнуть некоторые сложности, к примеру — винт, тот который ближе к ресиверу он при выкручивании может выпасть. Поэтому первым выкручивайте левый винт слева, затем аккуратно, потянув регулятор холостого хода к себе, выкрутите правый винт. Таким образом, когда выбудет извлекать регулятор, винт будет оставаться во фланце.

4. Вот и вся замена регулятора холостого хода ВАЗ 2109. теперь установите датчик в обратной последовательности. Чтобы упростить процедуру монтажа капните несколько капель моторного масла на уплотнительное кольцо.

Когда РХХ ВАЗ 2109 установлен, необходимо чтобы электронный блок управления произвел его калибровку, он происходит в автоматическом режиме:

  1. Оденьте «-» клемму на место.
  2. Включите зажигание, не запуская при этом двигатель, на секунд 5-10д.
  3. Теперь можете выключить зажигание, калибровка завершена, машина готова к эксплуатации.

Внимание. Если вы не снимали клемму во время замены РХХ ВАЗ 2109, то ЭБУ не откалибрует регулятор холостого хода.

Смотрите видео как отрегулировать холостые обороты ВАЗ:

Источники: http://avtosotka.ru/datchik-xolostogo-xoda-vaz-2109-karbyurator.html, http://tuningui.com/datchik-kholostogo-khoda-vaz-2109/, http://avtopulsar.ru/zamena-regulyatora-xolostogo-xoda-vaz-2109-svoimi-rukami/

ladafakt.ru