Зазор колец в цилиндре ваз 2109


Ремонт ДВС - Замена поршневых колец

При достаточно большом пробеге автомобиля ВАЗ 2109-2108, компрессия в цилиндрах начинает падать, а расход масла двигателем становится все больше. Это связано в первую очередь с чрезмерным износом поршневой группы, а именно компрессионных и маслосъемных колец, а также самих цилиндров.

При нормальной эксплуатации двигатель ВАЗ 2109-2108 может спокойно отходить около 300 000 км без капитального ремонта, и есть немало владельцев, кто может подтвердить эти факты. Но зачастую любителям погонять, приходится ремонтировать мотор уже после первой сотни тысяч. Данную процедуру можно выполнить самостоятельно в гаражных условиях, разумеется, при наличии необходимого инструмента. А понадобится следующее:

  • головка на 14
  • вороток
  • удлинители
  • молоток

Конечно, если говорить о всех тех процедурах, которые необходимо будет выполнить для того, чтобы добраться до поршней, то инструментов понадобится намного больше. Выше приведен именно перечень тех, которые нужны непосредственно для откручивания крышки шатуна, и извлечения поршня с кольцами из цилиндра.

Предварительно выполняем следующие действия:

  1. Снимаем головку блока цилиндров
  2. Снимаем поддон картера двигателя

Итак, далее откручиваем две гайки крепления крышки шатуна, что показано на фото ниже:

Затем без каких-либо проблем снимаем шатунную крышку руками:

Затем проворачиваем коленчатый вал двигателя таким образом, чтобы шатун находился строго по центру цилиндра, так будет удобнее вынимать поршень. Дальше берем молоток и его ручкой аккуратно стукаем по болтам на шатуне, выталкивая его тем самым из цилиндра:

Он должен без труда выскочить из цилиндра с обратной стороны:

Затем можно приступать непосредственно к демонтажу поршневых колец. Для этого аккуратно поддеваем край кольца и выводим его из канавки, как наглядно продемонстрировано на приведенной фотографии ниже:

Затем также аккуратно по кругу извлекаем кольцо до конца:

Аналогично выполняем подобную процедуру с остальными кольцами. Теперь можно вставить кольцо в цилиндр, и проверить, какой зазор между двумя его концами:

Оптимальным зазор должен быть от 0,25 до 0,45 мм.

Максимально допустимый износ считается в пределах 1 мм. Если он больше, это говорит о срочной необходимости заменить кольца новыми, а также проверить цилиндры, возможно что их необходимо уже расточить. Если цилиндры не растачивались, и старые поршни в нормальном состоянии, то их можно оставить, не меняя на новые. Но в этом случае обязательно нужно почистить канавки от нагара, да и сам поршень.

После чего ставим новые кольца обратно на поршень. При этом стоит иметь ввиду, чтобы стыки все колец были расположены в разных местах по кругу поршня. При установке обязательно смазать моторным маслом кольца и сам цилиндр, а также лучше всего воспользоваться специальной оправкой.

remont-vaz2109.ru

Как осуществить замену поршневых колец на ваз 2109 своими рукамиAutoRemka

Не только старым машинам необходима замена колец на поршне двигателя. Такой вопрос может коснуться и автовладельцев, чьи машины имеют довольно небольшой пробег. Сегодня мы рассмотрим процесс замены поршневых колец на ВАЗ-2109.

Удаление из цилиндра поршня с шатуном

Главных функций у этих деталей всего три. Кольцами в первую очередь уплотняется камера сгорания, производится регулировка расхода смазки, а также улучшается теплопередача через стенку цилиндра. Но как узнать, что замена поршневых колец ВАЗ-2109 необходима, что настал этот момент? Определить проще всего это можно по падению уровня компрессии в цилиндрах и значительному росту потребления масла вашим авто. Но в первую очередь следует произвести замер компрессии в сухих цилиндрах, а потом с залитым из крышки от бутылочки маслом. После этого выполняем сравнение полученных нами результатов. Если показатели, полученные при сухих цилиндрах, окажутся ниже (меньше), то это означает лишь одно – требуется проведение замены поршневых колец. При обратных показателях проблема с кольцами исключается, а внимание следует переключить на клапана и колпачки. Возможно также залегание поршневых колец в случае использования масла низкого сорта. Как правило, такое можно наблюдать в автомобилях с давно не эксплуатировавшимися двигателями или же эксплуатировавшимися лишь на коротких расстояниях.

Удаление расширителя масляного кольца

Выполнить раскоксовку колец можно путем выкручивания свечей и заливанием в цилиндры керосина на ночь – это поможет избежать разрыхления нагара. Кроме того, продается большое количество разного рода средств оказывающих помощь в борьбе с залеганием колец, без необходимости в замене масла в моторе авто. Из лучших среди подобных средств можно отметить «RVS» и «Лавр». Выбор самих колец в магазине также необходимо выполнять внимательно по причине большого количества фирм производящих кольца для поршней, среди которых существует немало подделок. Сделав свой выбор и приобретя новые кольца на поршень двигателя ВАЗа 2109, следующим шагом становится их подгонка под цилиндр. Для замера зазора устанавливаем в цилиндр кольцо, придавливаем поршнем сверху и, используя щуп, замеряем зазор, который должен составлять 0,25-0,45 миллиметров, а предельно допустимо – 1 миллиметр. В случае большего зазора нужно будет поменять такое кольцо. Если же зазор меньше – кольцо подтачиваем, используя для этого надфиль. Подгон каждого кольца делаем в соответствии с тем цилиндром, в котором оно будет функционировать. После получения необходимого нам размера зазора начинаем устанавливать кольца.

Для проведения правильной установки колец на поршни мотора ВАЗа 2109 можно воспользоваться двумя проверенными временем способами. При первом используются металлические пластинки, которые нужно нарезать из металла, толщина которого должна быть от 0,3 и до 0,5 миллиметров. Данные пластинки заводятся прямо под кольцо, которое затем аккуратно подводится к требуемой канавке. Теперь пластинки можно вытянуть и кольцо окажется на своем месте. При втором способе установку поршневого кольца будем делать, разжимая его двумя пальцами. Здесь важно не перестараться при разжимании кольца, чтобы не дать ему лопнуть и не обращаться за приобретением нового в магазин. Если опыта в установке колец на поршень двигателя мало или же не имеется вовсе, будет удобным и более простым именно первый вариант установки. Кстати, производителями отличных поршневых колец являются компании «Mahle» и «SM», поэтому их продукция будет достойна внимания благодаря соответствию стоимости и качества. Весь процесс по замене колец на поршнях двигателя ВАЗа 2109 весьма трудоемкий и затратный по времени, соответственно нужно будет каждому самому принять решение о готовности к самостоятельной замене колец или обращению за данной операцией в автосервис.

Как заменить поршневые кольца

autoremka.ru

ВАЗ 2109 | Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка

Поршень с шатуном:

1 - гайка шатунного болта2 - шатунные вкладыши3 - шатун4 - поршневой палец5 - канавка верхнего компрессионного кольца6 - канавка нижнего компрессионного кольца7 - канавка маслосъемного кольца8 - поршень9 - шатунный болт10 - крышка шатуна

Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.

В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм. По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы. Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.

Номинальные размеры цилиндров и поршней

Размерная группа

Модель двигателя ВАЗ-2108

Модель двигателя ВАЗ-21083

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

A

76,00-76,01

75,965-75,975

82,00-82,01

81,965-81,975

B

76,01-76,02

75,975-75,985

82,01-82,02

81,975-81,985

C

76,02-76,03

75,985-75,995

82,02-82,03

81,985-81,995

D

76,03-76,04

75,995-76,005

82,03-82,04

81,995-82,005

E

76,04-76,05

76,005-76,015

82,04-82,05

82,005-82,015

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

Примечание 1

Зазор между кольцами и канавками поршня, мм

Номинальный:

 

верхнее компрессионное кольцо

0,04-0,075

нижнее компрессионное кольцо

0,03-0,065

маслосъемное кольцо

0,02-0,055

Предельно допустимый зазор для всех колец

0,15.

Примечание 2

Зазор в замках поршневых колец, мм:

Номинальный

0,25-0,45

Предельно допустимый

1,0

Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.

Размерные классы поршневых пальцев и поршней

Класс

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстия в поршне, мм

Маркировка

пальца

поршня

1

21,970-21,974

21,982-21,986

Синий

1

2

21,974-21,978

21,986-21,990

Зеленый

2

3

21,978-21,982

21,990-21,994

Красный

3

Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные кольца. 2. С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна. 3. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.
4. Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра (см. подраздел 11.8.) и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня. 5. Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор превышает предельно допустимый (см. примечание 1), замените поршни с кольцами. 6. Вставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (см. примечание 2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

7. Проверьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень. Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем руки.

8. Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально, при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса. Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень и палец.

9. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины, задиры, выкрашивание – замените вкладыши.

10. Осмотрите шатуны с крышками. Замените погнутые шатуны.

11. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

12. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень (см. примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

13. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бабышках поршня.

Предупреждение

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукоплектовывать.

Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.

Примечание

Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение пальца будет невозможно.

Обозначение ремонтного размера:

1-й ремонтный – треугольник, 2-й ремонтный – квадрат.

Обозначение группы по массе:

нормальная – “Г”, увеличенная на 5 грамм – “+”, уменьшенная на 5 грамм – “-”.

14. Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на поршне. Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно соориентировав их. Проверьте легкость перемещения колец в канавках.

15. Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “ВАЗ”, установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.

16. На нижнем копрессионном кольце имеется проточка. Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз. Перед установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так, чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.

 

17. Поверните поршневые кольца так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг к другу.

18. Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна.

19. Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка

Поршень с шатуном:

1 - гайка шатунного болта2 - шатунные вкладыши3 - шатун4 - поршневой палец5 - канавка верхнего компрессионного кольца6 - канавка нижнего компрессионного кольца7 - канавка маслосъемного кольца8 - поршень9 - шатунный болт10 - крышка шатуна

Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.

В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм. По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы. Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.

Номинальные размеры цилиндров и поршней

Размерная группа

Модель двигателя ВАЗ-2108

Модель двигателя ВАЗ-21083

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

A

76,00-76,01

75,965-75,975

82,00-82,01

81,965-81,975

B

76,01-76,02

75,975-75,985

82,01-82,02

81,975-81,985

C

76,02-76,03

75,985-75,995

82,02-82,03

81,985-81,995

D

76,03-76,04

75,995-76,005

82,03-82,04

81,995-82,005

E

76,04-76,05

76,005-76,015

82,04-82,05

82,005-82,015

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

Примечание 1

Зазор между кольцами и канавками поршня, мм

Номинальный:

 

верхнее компрессионное кольцо

0,04-0,075

нижнее компрессионное кольцо

0,03-0,065

маслосъемное кольцо

0,02-0,055

Предельно допустимый зазор для всех колец

0,15.

Примечание 2

Зазор в замках поршневых колец, мм:

Номинальный

0,25-0,45

Предельно допустимый

1,0

Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.

Размерные классы поршневых пальцев и поршней

Класс

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстия в поршне, мм

Маркировка

пальца

поршня

1

21,970-21,974

21,982-21,986

Синий

1

2

21,974-21,978

21,986-21,990

Зеленый

2

3

21,978-21,982

21,990-21,994

Красный

3

Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные кольца. 2. С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна. 3. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.
4. Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра (см. подраздел 11.8.) и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня. 5. Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор превышает предельно допустимый (см. примечание 1), замените поршни с кольцами. 6. Вставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (см. примечание 2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

7. Проверьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень. Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем руки.

8. Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально, при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса. Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень и палец.

9. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины, задиры, выкрашивание – замените вкладыши.

10. Осмотрите шатуны с крышками. Замените погнутые шатуны.

11. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

12. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень (см. примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

13. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бабышках поршня.

Предупреждение

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукоплектовывать.

Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.

Примечание

Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение пальца будет невозможно.

Обозначение ремонтного размера:

1-й ремонтный – треугольник, 2-й ремонтный – квадрат.

Обозначение группы по массе:

нормальная – “Г”, увеличенная на 5 грамм – “+”, уменьшенная на 5 грамм – “-”.

14. Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на поршне. Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно соориентировав их. Проверьте легкость перемещения колец в канавках.

15. Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “ВАЗ”, установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.

16. На нижнем копрессионном кольце имеется проточка. Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз. Перед установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так, чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.

 

17. Поверните поршневые кольца так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг к другу.

18. Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна.

19. Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Установка поршневых колец

3.4.20. Установка поршневых колец

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Перед установкой новых поршневых колец надо проверить зазор в их стыках.

Подразумевается, что зазор между кольцом и площадкой посадочной канавки уже проверен и соответствует нормам.

Разложите поршни в сборе с шатунами и новые поршневые кольца в таком порядке, чтобы набор колец соответствовал данному цилиндру, на котором будет измеряться зазор в стыке.

Вставьте в первый цилиндр верхнее кольцо и протолкните днищем поршня внутрь, так, чтобы кольцо внутри цилиндра стало перпендикулярно его оси. Кольцо должно находиться в нижней части цилиндра, в положении, соответствующем нижней мертвой точке.

Зазор в стыке поршневого кольца измеряется щупом. Сравните результат с установленным значением.

Если зазор больше или меньше установленного, то повторите измерение, чтобы убедиться в возможности установки кольца.

Если зазор слишком мал, то его надо увеличить, так как в противном случае в процессе работы двигателя произойдет смыкание торцов кольца, что может вызвать серьезные поломки. Зазор в стыке поршневого кольца можно увеличить осторожно подпилив торцы тонким надфилем. Зажмите надфиль в тиски с мягкими губками и осторожно поводите по нему кольцо, удаляя лишний материал.

Зазор может превышать установленный, но должен быть не более 1 мм.

Следует повторить измерение, чтобы убедиться в пригодности кольца.

Повторите измерения для каждого кольца, устанавливаемого в первый цилиндр, а также для каждого из колец, устанавливаемых в другие цилиндры.

После измерения зазоров в стыке колец и его корректировки, кольца можно устанавливать на поршни.

Первым устанавливается маслосъемное кольцо (самое нижнее на поршне).

Это кольцо состоит из трех деталей.

Установите в канавку разделитель/ расширитель.
Установите нижнюю направляющую маслосъемного кольца. При установке направляющих пользоваться приспособлением для одевания колец нельзя, так как возможна их поломка. Один конец направляющей вставьте в канавку поршня, между разделителем и горизонтальной площадкой канавки, и, прочно удерживая его, заведите пальцем в канавку второй конец кольца. Точно также установите вторую направляющую.

После установки всех деталей маслосъемного кольца убедитесь, что верхняя и нижняя направляющие свободно проворачиваются в канавке. Расставьте стыки маслосъемного кольца в соответствии с рисунком.

Следующим устаналивается среднее кольцо (номер 2). На этом кольце отштампована метка "R", которая должна быть обращена в сторону днища поршня.

Предупреждение

Всегда поступайте в соответствии с инструкцией на упаковке поршневых колец, у разных изготовителей могут быть разные обозначения. Не перепутайте верхнее и нижнее компрессионные кольца, так как у них различные профили поперечного сечения.

Установите приспособление для одевания поршневых колец, убедитесь, что метки направлены в сторону днища поршня и переместите соответствующее кольцо в среднюю канавку поршня. Не разводите стыки кольца на большее расстояние чем требуется для его прохождения поверх поршня. Вместо приспособления можно пользоваться металлическими полосками.

Точно также установите верхнее компрессионное кольцо. Убедитесь, что метки направлены вверх. Не перепутайте верхнее компресситонное кольцо (1) с нижним. компрессионным кольцом (2). Расставьте стыки колец в соответствии с рисунком.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Проверка и восстановление поршней и поршневых колец

3.3.4.8. Проверка и восстановление поршней и поршневых колец
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Износ поршней и поршневых колец обычно можно обнаружить при появлении признаков повышенного расхода масла и низкой компрессии, что иногда связано с износом цилиндров.

Другим признаком износа поршня является стук поршня, похожий на шум со стороны коленчатого вала, который нужно отличать от стука подшипников. Его можно четко прослушивать на малых оборотах двигателя при отсутствии нагрузки (например, в режиме холостого хода), и он слышен гораздо меньше при возрастании оборотов двигателя. Износ поршня обычно возникает в районе юбки или нижнего торца поршня. Заметно также, где толщина юбки отличается от нормальной.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Для проверки износа поршневых колец, снять кольца с поршня, вставить кольца в цилиндры сверху, протолкнув их вниз приблизительно на 40 мм с помощью поршня (с которого были сняты кольца). Затем замерить зазор в замках колец с помощью щупа для измерения зазоров. Если зазор превышает указанный максимум, кольца нуждаются в замене.
Со временем канавки, в которых располагаются кольца на поршне, также могут увеличиться в размерах. Зазор между кольцом и поршнем в канавке не должен превышать 0,102 мм для двух верхних уплотнительных колец и 0,076 мм для нижнего маслосъемного кольца.

Однако редко случается, что поршень износился только в канавках колец, и потребность в замене по одной только этой причине вряд ли может возникнуть. При любой замене поршней вес четырех комплектов поршней и шатунов должен быть в пределах изменения в 8 граммов, чтобы сохранить общую балансировку двигателя.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Для снятия поршневых колец осторожно сдвинуть их к верхней части поршня так, чтобы не поцарапать алюминиевый сплав; никогда не сдвигать их к юбке поршня.
Предупреждение

Поршневые кольца легко повредить, если снимать их небрежно, поэтому эту операцию необходимо выполнять крайне осторожно. Можно воспользоваться старыми щупами.

2. Приподнять один из краев поршневого кольца, которое необходимо извлечь из канавки, и вставить под него щуп.
3. Медленно обвести щуп вокруг поршня, и когда кольцо выйдет из своей канавки, снять его вверх, причем щуп будет удерживать его от соскальзывания в пустую канавку, если таковая уже имеется.
Предупреждение

Поршневые кольца следует всегда снимать через верх поршня.

4. Проверить, что канавки для поршневых колец чистые.
Самым простым способом установки колец является использование щупа, и установка колец производится по одному, начиная с нижнего маслосъемного кольца. Затем щуп можно двигать вниз поверх других канавок поршневых колец до тех пор, пока не будет достигнута нужная канавка. Затем поршневое кольцо сдвигается со щупа в нужную канавку.

Другим методом установки колец является удержание их большим и указательным пальцами. Такой метод требует сильных рук и большой осторожности, поскольку кольцо можно раскрыть слишком сильно и сломать.

automn.ru

ВАЗ 2109 | Проверка поршней и шатунов

Рис. 58. Замер вертикальных зазоров в канавках поршневых колец с помощью щупа

Рис. 59. Замер зазоров в замках поршневых колец, находящихся в цилиндрах двигателя

Провести тщательный контроль всех деталей. При наличии задиров, царапин и следов износа заменить их новыми. Замерить вертикальный зазор в канавках поршневых колец с помощью щупа, вставляемого между плоскостью поршневого кольца и плоскостью канавки поршневого кольца, как показано на рис. 58 (канавки необходимо перед этим тщательно прочистить, для этого можно, например, использовать сломанное поршневое кольцо). Если результаты замеров покажут, что зазоры в верхних кольцах превышают 0,20 мм, в средних — 0,15 мм и в маслосъемных — 0,10 мм, то это свидетельствует об износе поршневых колец или поршней. Затем с внутренней стороны картера двигателя необходимо по очереди вставить поршневые кольца в отверстия цилиндров, а перевернутым поршнем сверху подвинуть их вниз так, чтобы они расположились горизонтально и находились на расстоянии 20 мм от нижней кромки гильз цилиндров. После чего щупом замерить зазоры в замках поршневых колец, как показано на рис. 59. На всех кольцах этот зазор составляет 0,20–0,40 мм. Предельно допустимый износ для замков верхних колец не должен превышать 1,5 мм, для остальных колец — 1,0 мм.

Проверить поршневые пальцы и шатунные втулки на износ и наличие задиров. В этом случае допускается одиночная замена неисправного шатуна, однако масса нового шатуна не должна отличаться от массы заменяемого шатуна более чем на 5 г. Замену втулок в верхних головках шатунов рекомендуем проводить на специализированных СТО.

Рис. 60. Замер диаметров податливой части болтов крепления крышек шатунных подшипников

Рис. 61. Контроль шатуна на легкость хода

Перед повторным использованием болтов крепления крышек шатунных подшипников необходимо замерить диаметры их тонких частей с помощью штангенциркуля (рис. 60). Если промеренные диаметры болтов окажутся менее 7,1 мм, то такие болты подлежат замене, которую следует проводить согласно изложенным ниже инструкциям. Перед заменой болтов следует выполнить еще одну проверку, которая заключается в следующем: крышка шатунного подшипника сажается на один болт и поворачивается в сторону так, чтобы шатун и повернутая в сторону крышка подшипника находились на горизонтальной оси, как показано на рис. 61. Если крышка подшипника под собственным весом падает вниз, то этот шатун должен быть заменен на новый. В противном случае необходимо заменить болты. В приспособлении для проверки шатунов следует проверить все шатуны на скручивание и изгиб, величины которых не должны превышать минимально допустимые. Для выполнения этой работы также рекомендуется обратиться на специализированную СТО. При проверке поршней и шатунов существуют следующие рекомендации.

Не рекомендуется повторно использовать шатуны, которые были однажды перегреты из-за неисправности подшипника (шатуны с цветом побежалости).

Шатуны и крышки шатунных подшипников подобраны друг к другу и промаркированы.

Новые шатуны поставляются с расточенными втулками в верхних головках, их можно сразу устанавливать на двигатель.

Установить на болты крышки шатунных подшипников с вкладышами и с помощью нутромера промерить внутренний диаметр подшипников. Если полученный результат превысит значение 51,619 мм или будет выявлена некоторая конусность, то опорную поверхность крышки шатунного подшипника можно скорректировать на ровной плите до 0,02 мм.

Рис. 62. Шатун: 1 — втулка верхней головки шатуна; 2 — шатун; 3 — верхний вкладыш подшипника; 4 — упругие зажимные штифты; 5 — нижний вкладыш подшипника; 6 — болт крышки шатунного подшипника; L=145 мм; B=24,0 мм; D=47,95 мм; D1=29,50 мм; D2=26,0 мм (допуск 0,018–0,024 мм)

Если шатун находится в идеальном состоянии, а в поршневом пальце обнаружен повышенный зазор, то необходимо заменить втулку в верхней головке шатуна, выпрессовав старую и запрессовав новую. При этом необходимо обратить особое внимание на расположение масляного отверстия во втулке. Оно должно находиться на одной линии со стрелкой, обозначенной на рис. 62. После запрессовки новой втулки в верхнюю головку шатуна ее необходимо развернуть до диаметра D2, указанного на рис. 62. На этом рисунке указан допустимый диаметр.

automn.ru