Техническое обслуживание и ремонт системы зажигания. Ремонт и техническое обслуживание системы зажигания


"Эксплуатация, техническое обслуживание, диагностика и ремонт системы зажигания автомобиля ВАЗ-2112"

Выдержка из работы

ФГОУ СПО «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта»

Курсовой проект

По дисциплине: «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт

транспортного электрооборудования"

Тема: «Эксплуатация, техническое обслуживание, диагностика и

ремонт системы зажигания автомобиля ВАЗ — 2112″

Выполнил: студент гр. 948

Жаравин А.С.

Проверил: преподаватель

Макаровский К.Н.

Омск 2010

Содержание

1. Введение

2. Теоретическая часть

2.1 Эксплуатация

2.2 Техническое обслуживание и диагностика

2.3 Ремонт

2.4 Новые технологии

3. Практическая часть

3.1 Расчет производственного участка

3.2 Экспликация оборудования

3.3 Технологическая карта

3.4 технологический процесс ремонта коммутатора

4. Вывод и заключение

5. Список используемой литературы

6. Приложения

6.1 Таблицы технических характеристик приборов электрического оборудования соответствующих исправному состоянию

6.2 Электрические схемы проверки приборов на исправное состояние

1. Введение

Раньше на всех автомобилях применялась контактная (батарейная) система зажигания, потом ей на смену пришла контактно транзисторная система зажигания. У нее вторичное напряжение было выше, и она работала стабильнее батарейной. Далее появилась бесконтактная система, которая была надежнее в эксплуатации, чем предыдущие системы и проще в обслуживании. Но в настоящее время применяют более совершенную систему управления двигателем, где все через датчики управляется бортовым компьютером. Это более точная система на данный момент времени. Теперь некоторые детали и аппараты системы уже не подлежат ремонту и восстановлению, а заменяются. Количество аппаратов проходящих техническое обслуживание (ТО) уменьшилось. С появлением системы управления двигателем процент неисправностей, приходящийся на систему зажигания, уменьшился в три раза.

Чтобы провести полное ТО и ремонт в батарейной системе зажигания потребуется очень много времени, так как в ней все аппараты подлежат обслуживанию, а на обслуживание каждого аппарата требуется выполнить около двух десятков операций. В контактно — транзисторной системе уже проводится меньше операций для проведения ТО, в бесконтактной же вовсе некоторые аппараты не проходят ТО и за счет этого время на обслуживание системы значительно уменьшается. В системе управления двигателем не имеется подвижных деталей и поэтому здесь не проводится обслуживание, а так же не регулируется, так как здесь зажиганием управляет контроллер.

2. Теоретическая часть

2. 1 Эксплуатация

Система зажигания характеризуется наличием работоспособного состояния, в котором она выполняет заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют номативно-технической и конструкторской документациям, предотказного состояния, когда параметры технического состояния достигают своих предельных значений, или состояние отказа. Иногда понятие работоспособности заменяют понятием исправности, которое более широко характеризует состояние системы, при котором они удовлетворяют всем требованиям номативно-технической и конструкторской документаций.

Наибольшего ухода требует прерыватель-распределитель, так как его трущиеся детали подвержены износу и нуждаются в систематическом смазывании.

Визуально определяют загрязненность крышки распределителя и посадку высоковольтных проводов в гнездах выводов. Неплотная посадка проводов и загрязнения могут привести к поверхностному разрушению или пробою изоляции крышки.

В процессе эксплуатации на поверхности крышек прерывателя-распределителя, катушки зажигания и на изоляции высоковольтных проводов появляются небольшие трещины. Через них при попадании пыли, грязи, влаги происходит утечка тока. Это, во-первых, снижает напряжение, двигатель начинает работать с перебоями, а в сырую погоду возможен полный отказ всей системы зажигания. Во-вторых, постоянное «проскальзывание» искр по поверхности крышек и проводов может привести к их пробою и полному выходу из строя. Поэтому следует хотя бы раз в месяц проверять чистоту крышек и проводов. А примерно раз в три года целесообразно менять весь комплект высоковольтных проводов и наконечников.

Неправильная установка зажигания снижает мощность, экономичность и ухудшает устойчивость и приемистость работы двигателя. Потеря упругости пружин центробежного регулятора вследствие усталости металла или поломка одной из его пружин резко увеличивает угол опережения зажигания на малых и средних режимах работы. В результате появляются детонационные стуки в двигателе (особенно при движении груженого автомобиля на малой скорости). Угол опережения зажигания увеличивается и при увеличении зазора между контактами прерывателя.

Нарушение герметичности вакуумного регулятора из-за повреждения диафрагмы или прокладки под штуцером, трещины в крышке или неплотного соединения трубопровода снижает разрежение. Тогда при изменении нагрузки угол опережения зажигания не изменяется, что снижает экономичность двигателя.

2. 2 ТО и диагностика

ТО прерывателя-распределителя

Прерыватель-распределитель бесконтактной системы зажигания, не снимая с автомобиля, необходимо очистить от пыли, грязи и масла снаружи. Снять крышку, очистить внутреннюю поверхность она не должна иметь трещин и следов пробоя изоляции; посмотреть контакты; смазать подшипники, уплотнительную муфту; проверить работу автоматов опережения зажигания и угол замкнутого состояния контактов. Внутреннюю поверхность крышки следует протирать чистой ветошью, смоченной бензином. Так же проверяют его надежное крепление к двигателю.

Для смазывания подшипников поворачивают на один-два оборота крышку пресс-масленки на корпусе распределителя.

Все распределители через каждые 45--50 тыс. км пробега автомобиля (при очередном ТО-2) снимают с автомобиля для проведения углубленного технического обслуживания. Кроме перечисленных операций разбирают и осматривают подшипник подвижною диска. Внешняя обойма подшипника подвижного диска должна легко проворачиваться относительно внутренней обоймы. При замене смазочного материала необходимо промыть подшипник в керосине. Для смазывания рекомендуется приманять Литол-24 или ЦИАТИМ-201, -202, -221.

При углубленном техническом обслуживании проверяется натяжение пружины рычажка прерывателя, величина сопротивления помехоподавительных резисторов, угол замкнутого состояния контактов, асинхронизм, бесперебойность искрообразования, характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. При углубленном техническом обслуживании определяются изменения характеристик и параметров распределителей, которые приводят к ухудшению работы двигателя и не могут быть определены (не ощущаются) водителем при работе автомобиля. В случае расхождения данных, полученных при проверке, с данными технических условий, регулируют или заменяют изношенные детали и узлы. Проверку распределителей, снятых с автомобиля, производят на стендах СПЗ-8, СПЗ-12, СП-38М или КИ-968.

ТО свечей зажигания

Свечи зажигания подвергают проверке при каждом ТО-2. Вывертывание и ввертывание свечи зажигания производят специальным свечным ключом, предварительно очистив ее гнездо и поверхность от грязи и окалины, чтобы не засорить камеру сгорания двигателя. Тепловой конус свечи зажигания очищают с помощью пескоструйного прибора типа Э203. О, а после очистки и регулирования зазора проверяют свечу на герметичность и бесперебойность искрообразования на приборе типа Э203.П. Исправная свеча должна быть сухой, без нагара на изоляторе, а цвет нижней части изолятора — красновато-коричневый. Цвет искры у исправной системы — белый с голубым оттенком.

ТО транзисторного коммутатора

При каждом обслуживании транзисторный коммутатор протирают от пыли, грязи и масла, для того, чтобы не уменьшать теплоотдачу выходного транзистора. А так же проверяют надежность крепления коммутатор к кузову автомобиля и всех его соединений.

ТО высоковольтных проводов

Высоковольтные провода так же протирают от пыли, грязи и масла ветошью смоченной бензином. Так как грязь, скапливаемая на проводах, может привести к их пробою. Проверяют целостность изоляции проводов, а так их посадку в выводах прерывателя-распределителя и на свечах зажигания.

ТО катушки зажигания

Катушку зажигания, впрочем, как и все остальные элементы системы зажигания, протирают от пыли и грязи. Так же осматривают крышку катушки на механические повреждения (сколы трещины и т. д.). Проверяют надежность всех соединений на клеммах, центрального провода и крепление самой катушки к кузову

Диагностика прерывателя-распределителя

Проверяют работоспособность центробежного регулятора опережения зажигания как руками (кулачек должен прокручиваться без заеданий) так и стробоскопом, при необходимости регулируют натяжение пружин регулятора. Проверяют работоспособность пружины мембраны в вакуумном регуляторе опережения зажигания. Измеряют сопротивление помехоподавительного резистора, которое должно составлять 7−14 Ом.

Диагностика свечей зажигания

Если в свечу встроен помехоподавляющий резистор, то проверяют его сопротивление, которое должно составлять около 5 кОм. Работоспособность свечи зажигания проверяют на стенде Э203.

Диагностика транзисторного коммутатора

Транзисторный коммутатор диагностируется на стенде СП-38М. Высоковольтный провод от катушки зажигания вводять в центральный ввод крышки распределителя, установленного на стенде, а высоковольтные провода стенда -- в боковые выводы крышки распределителя. Клемму «М» транзисторного коммутатора и корпус катушки тщательно соединяют с корпусом стенда. Прерыватель-распределитель, установленный на стенде, не должен иметь конденсатора. Рукоятку переключателя 14 устанавливают в положение «Состояние изоляции распределителя». Рукояткой 26 создают частоту вращения вала электродвигателя, соответствующую максимальной частоте вращения валика прерывателя. Ручкой 16 устанавливают зазор в разряднике, равный 10 мм.

Диагностика высоковольтных проводов

Проверяют сопротивление высоковольтных проводов, оно должно составлять 13×10-3 Ом/м.

Диагностика катушки зажигания

Проверка катушки зажигания. Зажимы «ВК-Б» и «Р» проверяемой катушки зажигания подключают проводами к штепсельной розетке 21. Высоковольтным проводом соединяют центральный вывод катушки зажигания с центральным выводом крышки прерывателя-распределителя, установленного на стенде. Вставляют высоковольтные провода 29 в боковые выводы крышки распределителя. Переключатель 14 устанавливают в положение «Состояние изоляции распределителя». Включают электродвигатель стенда и наблюдают за свечением лампы индикатора 8, включенной последовательно в цепь первичной обмотки проверяемой катушки зажигания. Отсутствие свечения свидетельствует об обрыве первичной обмотки катушки зажигания или дополнительного резистора.

Рукояткой 26 устанавливают максимальную частоту вращения вала электродвигателя. Ручкой 16 устанавливают зазор между остриями искрового разрядника 4 (7 мм), проверяют зазор по шкале 17, нажимают на кнопку 9 и наблюдают за характером искрообразования в разряднике. Катушка зажигания считается исправной, если искрообразование в разряднике будет бесперебойным.

Так же катушку зажигания можно проверить с помощью омметра. Сопротивление на первичной обмотке должно составлять 0,05−3,3 Ом, а на вторичной более 10 кОм.

2. 3 Ремонт

Ремонт прерывателя-распределителя

Изношенные поверхности валов прерывателя-распределителя восстанавливают путем металлизации (хромирование, осталивание) с последующей шлифовкой, после восстановления вала распределителя в корпус прерывателя-распределителя вставляются втулки взамен изношенным. Затем происходит развертывание втулок под диаметр восстановленных размеров вала

Биение вала прерывателя-распределителя устраняют путем правки его на свинцовой плите или деревянном бруске, при этом биение допускается в пределах 0,04 мм.

Хвостовую часть прерывателя восстанавливают путем наплавки высокоуглеродистой сталью с последующей термообработкой. Закаленность должна быть в пределах 48−52 ед. HRC.

Ремонт транзисторного коммутатора

К ремонтируемым транзисторным коммутаторам относятся коммутаторы типов 36. 3734 и 3620. 3734, которые выполнены на дискретных элементах, расположенных в металлическом корпусе.

Разборка таких изделий осуществляется с помощью отвертки, пинцета и паяльника для отпайки проводников от разъема. По завершении отпайки плату с радиокомпонентами извлекают из корпуса и с помощью омметра или мультиметра определяют дефекты. Эти электронные блоки и транзисторный коммутатор можно диагностировать с применением специально собранных испытательных схем, в состав которых входят стабилизированный источник постоянного тока с внутренним сопротивлением не более 0,03 Ом при максимальной силе тока нагрузки 10 А, амперметры, вольтметр и генератор сигналов типа Г6−15 или Г6−26. Изучая с помощью осциллографа переходные процессы в транзисторном коммутаторе, определяют его работоспособность и все функции управления: регулирование продолжительности открытого состояния и ограничение силы тока выходного транзистора, выключение его при прекращении управляющего сигнала на входе и т. д.

Основные операции ремонта заключаются в выпаивании отказавших элементов, установке и припайке новых элементов с последующей лакировкой.

После ремонта электронные блоки и транзисторный коммутатор испытывают в соответствии с техническими условиями на специальных стендах. Испытания электронных изделий производят с применением осциллографических методов измерения рабочих процессов.

2. 4 Новые технологии

Системы управления двигателем управляет работой двигателя за счет контроллера и датчиков. В данной системе заданные параметры не корректируются в процессе работы двигателя.

В более совершенной же микропроцессорной системе всем управляет не контроллер, а микропроцессор. Он анализирует сигналы, поступающие с датчиков, и корректирует те параметры, которые необходимы для более стабильной и экономичной работы двигателя.

3. Практическая часть

3.1 Расчет производственного участка

S = Sоб · k

S — площадь производственного участка

Sоб — площадь оборудования в плане

k — коэффициент расстановки

Sоб = 20 м2

k = 3,5

S = 20 · 3,5

S = 70 м2

3.2 Экспликация оборудования

Прибор

Марка

Кол-во

Габ.

размеры

площадь

№ поз.

Потреб.

мощность

Стоимость

Стол для

приборов.

самодельный

1

1200×600

0,72

1

Верстак с тисами

самодельный

1

1000×400

0,4

2

Шкаф для хранения приборов

самодельный

1

1500×600

0,9

3

Верстак

самодельный

1

1500×500

0,75

4

Стенд для проверки системы зажигания

СПЗ-8

1

500×450

0. 22

5

0,3кВт

Стенд для проверки свечей зажигания

SPCT-100

1

490×280

0,14

6

0,2кВт

Стробоскоп

Э-243

1

7

Диагностический комплекс

Автомастер АМ-1

1

760×670

0,51

8

0,25кВт

Комплект инструментов

И-142

1

405×90

0. 04

9

Комплект инструментов

И-132

1

10

Анализатор

К-518

1

1010×605

0,6

11

0,1кВт

Набор приспособлений

1

12

Прибор для проверки и регулировки фар

К-310

1

900×730

0,66

13

0,3кВт

Пробник

43 102

14

Подъемник

ПЛД-5

1

3440×1500

5,16

15

3кВт

Противопожарный щит

1

1500×600

0,9

16

Ларь для

обтирочных

материалов

самодельный, двухсекционный

1

800×400

0,6

17

Умывальник

1

400×400

0,16

18

Машиноместо

1

5500×2070

11,4

19

3.3 Технологическая карта

Замена выходного транзистора

№ п/п

Наименование операции

Инструмент

Расчет нормы

времени

Технические

требования

1

Подготовка инструмента к работе

Паяльник,

пинцет

1 мин.

Паяльник должен быть хорошо прогрет.

2

Выпаивание отказавшего транзистора

Паяльник, пинцет

0,5 мин.

3

Подготовка места под новый транзистор

Паяльник

1 мин.

В месте пайки не должно быть лишнего припоя на плате, тран-зистор должен свободно входить в отверстия

4

Припаивание нового транзистора

Паяльник,

пинцет

0,7 мин.

Транзистор должен быть хорошо припаян и не шататься.

Расчет времени

Тшт = То + Тв + Т обсл + Тп

Тш — время, затрачиваемое на ремонт одной единицы.

То — время, на протяжении которого происходит выполнение операции.

Тв — время, затрачиваемое на выполнение действий, обеспечивающих выполнение основной работы и повторяющихся при ремонте.

Тобсл — время организационного обслуживания рабочего места (4−6% от Топ).

Тп — время на личные надобности и отдых (4−6% от Топ).

Топ = То + Тв

То = 1,2 мин

Тв = 2 мин

Топ = 3,2 мин

Тобсл = 0,2 мин

Тп = 0,2 мин

Тшт = 1,2 + 2 + 0,2 + 0,2 = 3,6 мин

3.4 Технологический процесс ремонта транзисторного коммутатора

Сначала подключаем диагностический комплекс «Автомастер Ам-1» к автомобилю и проверяем всю систему в целом (первичную цепь, прерыватель, опережение и вторичную цепь).

В режиме первичная цепь мы определяем напряжение на катушке зажигания и контактах, так же можем посмотреть осциллограмму работы первичной цепи.

В режиме опережение мы проверяем угол опережения зажигания, для этого используем стробоскоп.

В режиме прерыватель проверяем работоспособность вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания.

В режиме вторичная цепь проверяем напряжение во вторичной цепи, максимальное и минимальное напряжение пробоя, длительность горения дуги.

Если в процессе диагностики выявляются несоответствия выданных параметров с технически требованиями, то систему снимают с автомобиля и проверяют каждый аппарат системы по отдельности на стенде СПЗ-8.

Для проверки транзисторного коммутатора собирают схеме, состоящую из тестируемого коммутатора, заведомо исправной катушки зажигания, сопротивления и источника питания.

Коммутатор должен обеспечивать формирование выходного сигнала, который достаточен для накопления энергии в катушке зажигания и пробоя искрового промежутка.

Если транзисторный коммутатор неисправен, то его несут на верстак для последующего ремонта. Сначала его разбирают. Затем осматривают, если повреждений визуально не видно, то тогда каждый элемент проверяют по отдельности.

После устранения неисправности его собирают и вновь тестируют на стенде, после чего коммутатор устанавливают на автомобиль.

4. Заключение

В данном курсовом проекте, на мой взгляд, все разделы освещены достаточно хорошо. Но информация не полная. Ее не хватает для того чтоб сделать полное заключение обо всех достоинствах и недостатков данной системы.

В процессе модернизации системы зажигания, процент неисправностей приходящихся на нее уменьшился. Удалось добиться стабильной работы системы. С усовершенствованием системы параметры, которые нужно было постоянно контролировать и регулировать теперь контролирует микропроцессор.

Так же удалось избавиться от многих ремонтных операций прерывателя-распределителя, точнее на 1/3.

Я думаю, что технологический процесс будет двигаться в ту сторону, чтобы снижать вторичное напряжение для того, чтобы снизить потребление энергии аккумуляторной батареи. Уменьшать габариты узлов деталей и аппаратов и применять более дешевые материалы.

5. Список используемой литературы

1. Ю. П. Чижков «Электрооборудование автомобилей» курс лекций часть1 «Машиностроение» 2003 г.

2. И. С. Туревский «Электрооборудование автомобилей» Москва 2003 г.

3. М. Н. Фесенко.- Теория, конструкция и расчет автотракторного электрооборудования. -М.: Машиностроение, 1979.

4. Ю. П. Чижков, С. В. Акимов. -Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. -М.: Издательство «За рулем», 1999.

5. В. Е. Ютт.- Электрооборудование автомобилей: Учеб. для студентов ВУЗов.- М: Транспорт, 1995.

6. Ю. Л. Тимофеев, Н. М. Ильин, Г. Л. Тимофеев. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей. -М.: Транспорт, 1994.

7. И. С. Туревский, В. Б. Соколов, Ю. Н. Калинин. Электрооборудование автомобилей: Учебное пособие. -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.

8. Н. И. Курзуков, В. М. Ягнятинский.- Стартерные аккумуляторные батареи: Устройство, эксплуатация, ремонт. -М.: Транспорт, 1994.

9. С. В. Акимов, А. В. Акимов.- Автомобильные генераторные установки. — М.: Транспорт, 1995.

10. Ютт В. Е. «Электрооборудование автомобилей» — М: Транспорт, 2000

11. Квайо С. М. «Пусковые качества и системы пуска автотракторных двигателей» — М: Машиностроение, 1990

12. Железко Б. Е. «Расчет и конструирование автотракторных двигателей» — М: Высшая школа, 1987

6. Приложения

6.1 Таблицы технических характеристик приборов электрического оборудования соответствующих исправному состоянию

Сопротивление обмоток катушки зажигания

Первичная обмотка

3,1−3,3 Ом

Вторичная обмотка

6,3−9,2 Ом

Сопротивление высоковольтных проводов

Силиконовые

13×10-3 Ом/м.

6.2 Электрические схемы проверки приборов на исправное состояние

Проверка сопротивления первичной обмотки катушки зажигания

Проверка сопротивления вторичной обмотки катушки зажигания

Проверка транзисторного коммутатора

Показать Свернуть

bakalavr-info.ru

Персональный сайт - Ремонт и техническое обслуживание системы зажигания

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

 

Ремонт и техническое обслуживание системызажигания

Неисправности системы зажигания могут являться при-чинами затрудненного пуска двигателя, неустойчивой егоработы на холостом ходу (двигатель глохнет), перебоев навсех режимах работы, потери мощности двигателя (двига-тель плохо тянет) и повышенного расхода топлива. Основ-ными неисправностями системы зажигания, вызывающимивышеуказанные признаки, являются нарушение угла опере-жения зажигания (слишком раннее и позднее зажигание),перебои в одном или нескольких цилиндрах, а также полноепрекращение зажигания.Позднее зажигание характеризуется потерей мощностии перегревом двигателя, а раннее зажигание — потерей мощ-ности и стуком в двигателе. Для устранения неисправностинужно проверить и при необходимости отрегулировать уголопережения зажигания путем поворота корпуса распредели-теля зажигания или датчика-распределителя.Перебои в одном цилиндре чаще всего вызываются неис-правностью свечи зажигания, порчей изоляции провода вы-сокого напряжения, присоединяемого к свече, а также пло-хим контактом этого провода в наконечнике свечи или в гнез-де крышки распределителя.Перебои в нескольких цилиндрах могут появиться в ре-зультате порчи изоляции центрального провода высокогонапряжения, плохого его контакта в гнезде крышки распре-делителя или клемме катушки зажигания, неисправностиконденсатора, обгорания контактов прерывателя, неправиль-ного зазора между ними или периодического замыканияподвижного контакта прерывателя на «массу» вследствиепорчи изоляции, трещин крышки распределителя и ротора.Частыми причинами перебоев зажигания в цилиндрах явля-ются попадание влаги и загрязнений на элементы системызажигания: на крышку распределителя зажигания, проводавысокого напряжения, наконечники свечей, а также загряз-нение или обгорание контактов в распределителе зажиганияи нарушение зазора между контактами.При малом зазоре между контактами прерывателя вре-мя разомкнутого состояния контактов уменьшается и маг-нитное поле, создаваемое первичной обмоткой, не успеваетполностью исчезнуть. При слишком большом зазоре, наобо-рот, уменьшается время замкнутого состояния контактов иток в первичной цепи не успевает восстанавливаться до мак-симального. В том и другом случаях во вторичной обмоткеуменьшается напряжение и могут появляться перебои в ци-линдрах, особенно с увеличением частоты вращения колен-чатого вала.Загрязненные контакты протирают чистой ветошью,смоченной бензином, а окисленные и обгоревшие зачища-ют надфилем. При зачистке контактов следует удалить бу-горок на одном из них, а на другом только слегка сгладитьуглубление (кратер). Учитывая, что слой вольфрама на кон-тактах тонкий, полностью удалять углубление не следуетс целью увеличения срока службы контактов. Не следуетприменять для зачистки шлифованную шкурку, имеющуюна поверхности твердые частицы наждака; при работе по-павшие на контакты частицы вызывают сильное искрениеи быстрое изнашивание контактов. После зачистки надо от-регулировать зазор и проверить угол опережения зажига-ния.Полное прекращение зажигания может быть вызвано не-исправностями как в цепях высокого, так и низкого напря-жения. В этом случае производится проверка неисправностисначала цепи низкого напряжения, а затем высокого.Комплексная диагностика системы зажигания произво-дится с применением стационарных или передвижных мо-тор-тестеров.Проверка технического состояния системы зажиганиявключает в себя проверку следующих основных параметров:проверку и регулировку угла опережения зажигания; про-верку цепей низкого и высокого напряжения; проверку кон-денсатора.Перед проверкой угла опережения зажигания на двига-телях с контактной системой зажигания необходимо прове-рить и отрегулировать зазор между контактами распредели-теля зажигания.Проверка и регулировка зазора между контактами пре-рывателя производится следующим образом. Снять крыш-ку распределителя, повернуть рукояткой коленчатый валдо полного размыкания контактов и щупом проверить за-зор, который должен составлять 0,35...0,45 мм . Если зазор неправильный, на двигателях ВАЗ-2106 и-2105 следует ослабить стопорный винт, установить в пазотвертку и перемещать площадку с неподвижным контак-том прерывателя. После установки надлежащего зазора за-тянуть стопорный винт. На двигателях УЗАМ-331 и -412надо ослабить два стопорных винта (см. рис. 121) пласти-ны неподвижного контакта и поворотом отверткой, уста-новленной в паз, установить нормальный зазор, после чегозакрепить стопорные винты и установить крышку распре-делителя.Проверка и регулировка угла опережения зажигания осу-ществляется с помощью стробоскопа либо контрольной лам-пы.Регулировка угла опережения зажигания с помощью кон-трольной лампы производится следующим образом:1. Установить поршень первого цилиндра в положение кон-ца такта сжатия. Для этого нужно вывернуть из первогоцилиндра свечу, установить вместо нее бумажную проб-ку и проворачивать коленчатый вал до момента вытал-кивания пробки из отверстия. После этого продолжатьмедленно поворачивать коленчатый вал до совмещенияметок установки зажигания.2. Снять крышку распределителя, установить его ротор вположение, при котором его контакт будет совпадать с481боковой клеммой крышки для провода к первому цилин-дру, и вставить распределитель в гнездо блока.3. Слегка поворачивая ротор, ввести валик распределителяв зацепление с приводом и завернуть вручную гайку(ки)крепления корпуса распределителя (датчика-распредели-теля).4. Подсоединить контрольную лампу к клемме низкого на-пряжения распределителя или специальное проверочноеустройство с лампой к клемме датчика-распределителяи включить зажигание.5. Поворотом корпуса распределителя в ту или другую сто-рону определить момент включения-выключения лам-пы и зафиксировать положение корпуса затяжкой егокрепления. После чего установить на место крышку рас-пределителя.6. Подсоединить к крышке распределителя провода отсвечей в соответствии с порядком работы цилиндровдвигателя с учетом направления вращения ротора рас-пределителя. При подрегулировке угла опережения за-жигания, когда распределитель уже установлен на дви-гателе при проверке, производится только совмеще-ние установочных меток и выполнение работ, указан-ных выше.Практическую проверку правильности установки углаопережения зажигания можно произвести на автомобиле вовремя движения. Для этого на автомобиле с прогретым дви-гателем развивают скорость 50 км/ч и, двигаясь на высшейпередаче, резко нажимают на педаль газа, открывая дрос-сельную заслонку. При этом в двигателе должны прослу-шиваться несильные и быстро исчезающие детонационныестуки. Полное отсутствие стуков указывает на слишком поз-днее зажигание, а долго непрекращающиеся стуки — наслишком раннее.Проверка цепей низкого и высокого напряжения. Наибо-лее точную и достоверную информацию об электрическихпроцессах, протекающих в цепях системы зажигания, мож-но получить при использовании специальных диагностичес-ких стендов с осциллографами, применение которых позво-ляет достаточно просто и быстро определить работоспособ-ность элементов системы зажигания по осциллограммам.Для этого подключают осциллограф к цепям низкого (клем-ма первичной обмотки катушки зажигания) и высокого (клем-ма вторичной обмотки катушки зажигания) напряжения. Натиповых осциллограммах системы зажигания можно выде-лить следующие характерные участки ):Оценку системы зажигания осуществляют, сравниваяполученную форму кривой с эталонной.При отсутствии специального стенда с осциллографомпроверка цепей контактной системы может быть выполненас использованием индикатора (контактной лампы) в следу-ющей последовательности.Для проверки исправности цепи низкого напряженияследует присоединить один провод индикатора к корпусуавтомобиля («к массе»), а другой — последовательно (привключенном зажигании и разомкнутых контактах прерыва-теля) к входной и выходной клеммам выключателя зажига-ния, входной и выходной клеммам катушки и, наконец, кклемме низкого напряжения прерывателя. Нарушение кон-такта или обрыв будет на том участке цепи, в начале кото-рого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накалалампы, присоединенной к выходной клемме катушки за-жигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепина этом участке может указывать и на неисправность изо-ляции подвижного контакта (замыкание контакта на «мас-су»). В этом случае необходимо заменить контактную группупрерывателя.Для проверки исправности цепи высокого напряжения(при исправной цепи низкого напряжения) необходимо снятькрышку распределителя, поворотом коленчатого вала пол-ностью соединить контакты прерывателя и вынуть проводвысокого напряжения из центральной клеммы распредели-теля. Затем включить зажигание и, держа конец провода нарасстоянии 4...5 мм от «массы», пальцем размыкать контак-ты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свиде-тельствует о наличии неисправности в цепи высокого напря-жения или неисправности конденсатора. Для окончательно-го выявления причины необходимо заменить конденсаторзаведомо исправным и повторить проверку; если искры нет,заменить катушку зажигания.Проверка исправности конденсатора производится сле-дующим образом. Отсоединить провод конденсатора от клем-мы прерывателя, после чего, поставив контакты прерывате-ля на полное смыкание, включить зажигание и рукой раз-мыкать контакты, между которыми должно наблюдатьсясильное искрение. После этого провод конденсатора следуетснова присоединить к клемме и размыкать контакты. Еслиискрение уменьшается, конденсатор исправен, в противномслучае его необходимо заменить.Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедшихих строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения,катушки зажигания, конденсатора, электронного коммута-тора, выключателя зажигания или его контактной группы,датчика-распределителя, распределителя зажигания и егоэлементов — крышки, ротора, контактной группы, кулачка,вакуумного регулятора).

 

progir.ucoz.com

Техническое обслуживание и ремонт системы зажигания

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования.   

 Тема занятия: Техническое обслуживание и ремонт системы зажигания.

Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам обнаружения неисправностей электрооборудования с использованием соответ­ствующих приборов и устранения их в ходе технического обслу­живания и ремонта.

Задачи занятия:

Обучающие:

-Формирование и усвоение приемов технического обслуживания и ремонта системы зажигания.

-Формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков при выполнении технического обслуживания и ремонта системы зажигания. 

Развивающие:

-Формирование у обучающихся умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;

-Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.

Воспитательные:

-Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к  оборудованию и инструментам;                    

-Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;

-Способствовать развитию самостоятельности студентов.

Дидактические задачи: закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению технического обслуживания и ремонта системы зажигания.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:

иметь практический опыт:

- выполнения ремонта деталей автомобиля;

- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;

- использования диагностических приборов и технического оборудования;

- выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.

уметь:

- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;

- определять способы и средства ремонта;

- применять диагностические приборы и оборудование;

- использовать специальный инструмент, приборы, оборудование.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1.  Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;

ПК 1.2.  Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3.  Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы: учебный автомобиль, мотор-тестер, прибор Э214 для диагностирования автомобильного электрооборудования, комплект приборов Э203, универсальный стенд СПЗ-8, бархатный надфиль, бензин, щетка для удаления нагара, технический вазелин, ветошь.

Ход занятия

I. Организационная часть   5 мин.

1. Контроль посещаемости и готовности к занятию.

2. Объяснение хода и последовательности проведения занятия.

3. Распределение по рабочим местам.

II.   Вводный инструктаж  55 мин.

1. Сообщить тему программы и тему занятия, назвать ее учебное значение.

2. Объяснить новый материал:

-Рассказать о значении техники проведения технического обслуживания и ремонта системы зажигания.

-Разобрать инструкционные карты, обратив внимание на технические требования и условия выполнения.

-Опираясь на знания теоретических дисциплин, разобрать со студентами порядок проведения технического обслуживания и ремонта системы зажигания.

-Рассмотреть применяемые инструменты, оборудование, приспособления; разобрать специфику проведения технического обслуживания и ремонта системы зажигания.

-Показать приемы работы; предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Обратить внимание на приемы самоконтроля.

-Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места;

-Провести инструктаж по правилам техники безопасности;

-Предложить 2 студентам повторить рабочие приемы технического обслуживания и ремонта системы зажигания; убедиться в понимании;

-Сообщить студентам критерии оценок.

III. Самостоятельная работа    4 часа 45 минут.

Текущий инструктаж – целевые обходы рабочих мест обучающихся:

-Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию.

-Второй обход: обратить внимание на правильность выполнения приемов работы по выполнению технического обслуживания и ремонта системы зажигания;

-Третий обход: проверить  соблюдения последовательности  технического обслуживания и ремонта системы зажигания;

-Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля; соблюдение технических условий работы;

-Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ.

IV. Заключительный инструктаж  15 минут.

1.      Подвести итоги занятия.

2.      Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызывающие.

3.      Сообщить и прокомментировать оценку студентам за работу.

4.      Задать домашнее задание, объяснив его важность для усовершенствования навыков работы.

pedtehno.ru