Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт. Установка зажигания 7511 ямз


ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..

 

 

 

 

ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

ПОДГОТОВКА К ПУСКУ НОВОГО СИЛОВОГО АГРЕГАТА, А ТАКЖЕ, ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ СТОЯНКИ, Т О, РЕМОНТА

Правила настоящего раздела подготовки к пуску распространяются на первичный пуск силового агрегата в следующих случаях:

  • Нового силового агрегата.

  • Силового агрегата, не работавшего длительное время

    (5 суток и более).

  • Силового агрегата, прошедшего очередное техническое обслуживание.

  • После смены масла и(или) масляного фильтрующего элемента.

  • Ремонта двигателя, а особенно после замены или ремонта турбокомпрессора и других сборочных единиц и деталей, смазываемых под давлением.

  • Капитально отремонтированного силового агрегата.

Первичный пуск следует производить по возможности в теплом помещении. Силовой агрегат к пуску следует готовить в указанной ниже последовательности:

1 Удалить консервирующую смазку и очистить от пыли и

грязи.

 

2 Произвести тщательный наружный осмотр силового

агрегата и установленных на нем агрегатов. Убедиться в отсутствии посторонних предметов.

  1. Если при длительной стоянке производился ремонт или осмотр с разборкой отдельных узлов и агрегатов, необходимо дополнительно тщательно осмотреть и проверить ремонтировавшиеся или разбиравшиеся агрегаты и узлы, проверить и, при необходимости, отрегулировать тепловые зазоры в приводе клапанов.

  2. Проверить состояние подвески двигателя и коробки передач, а также соединения в системах смазки, охлаждения и питания.

  3. Проверить соединения и надежность крепления топливопроводов.

  4. Проверить надежность соединения и легкость хода деталей механизма управления подачей топлива.

  5. Очистить от пыли и грязи маслозаливную горловину двигателя, открыть крышку и залить в картер двигателя, до метки "В" указателя уровня масла, чистое масло рекомендуемой марки в зависимости от температуры окружающего воздуха. После заливки масла горловину плотно закрыть крышкой.

  6. Очистить от пыли и грязи заливную горловину топливного бака, открыть крышку заливной горловины, убедиться в чистоте топливного бака, залить в бак чистое топливо рекомендуемой марки в зависимости от температуры окружающего воздуха, после чего плотно закрыть заливную горловину крышкой.

  7. Заполнить топливом систему питания двигателя с помощью ручного топливоподкачивающего насоса.

  8. Залить в систему охлаждения охлаждающую жидкость рекомендуемой марки.

  9. Очистить от пыли и грязи маслозаливную и контрольную пробку коробки передач, отвернуть их и залить в картер, до контрольного отверстия уровня масла, чистое масло рекомендуемой марки в зависимости от температуры окружающего воздуха. После заливки масла пробки плотно завернуть.

  10. Наружным осмотром убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов систем смазки, питания и охлаждения. При необходимости подтянуть соединения. При наличии подтеканий масла после заливки по сливным пробкам двигателя и коробки передач, пробке контрольного отверстия коробки передач произвести их затяжку до устранения подтекания масла (момент затяжки пробок 140…160 Н·м (14…16 кгс·м) для двигателя, 88,3…108 Н·м (9…11 кгс·м) для коробки передач, пробки контрольного отверстия коробки передач – крутящим моментом, обеспечивающим отсутствие пропуска масла).

  11. Установив рычаг регулятора в положение "Г" (рис. 43) выключенной подачи топлива, в течение 10-15 секунд провертывать стартером коленчатый вал двигателя и по показаниям манометра определить наличие давления масла в центральном масляном канале. Включатель привода вентилятора должен находится в положении «А» – автоматическое. При наличии давления можно пускать двигатель.

 

 

ПОДГОТОВКА К ПУСКУ ПРИ ЕЖЕДНЕВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

  1. Убедиться в наличии достаточного количества топлива в баке.

  2. Проверить уровень масла в поддоне двигателя, при необходимости залить чистое масло до верхней метки указателя уровня масла.

  3. Проверить наличие охлаждающей жидкости и её уровень в системе охлаждения.

  4. Проверить надежность соединения и легкость хода деталей механизма управления подачей топлива.

  5. Заполнить топливом систему питания двигателя с помощью ручного топливоподкачивающего насоса.

  6. Наружным осмотром убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов систем смазки, питания и охлаждения.

  7. Проверить натяжение ремней привода генератора.

  8. Для пуска холодного двигателя при температурах воздуха ниже минус 10ºС следует использовать электрофакельное устройство. С помощью электрофакельного устройства без подогрева двигатели можно пускать до температуры окружающего воздуха минус 22ºС. При более низких температурах следует предварительно прогреть двигатель с помощью дополнительного пускового подогревательного устройства.

 

 

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ

 

 

Рис. 43. Регулятор частоты вращения:

1 болт ограничения максимальной частоты вращения; 2 регулятор; 3 рычаг управления регулятором корпус буферной пружины; 4 болт ограничения минимальной частоты вращения; 5 рычаг останова.

 

 

А положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б положение рычага при максимальной частоте вращения; Вположение рычага при работе; Г положение рычага при выключенной подаче

Рычаг 5 (рис. 43) останова регулятора установить в положение "В" включенной подачи топлива, а рычаг 3 управления регулятором – в положение "А", соответствующее минимальной частоте вращения.

При пуске двигателя зимой рычаг управления регулятором рекомендуется установить в среднее положение.

Для пуска двигателя включить стартер; как только двигатель начнет устойчиво работать, стартер выключить. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 10 секунд при положительной температуре и

20 секунд при отрицательной температуре. Более длительная непрерывная работа стартера приведет к перегреву его электродвигателя и выходу стартера из строя. Если через указанное время двигатель не начнет устойчиво работать, то выключить стартер и, спустя 1-1,5 минуты, повторить пуск.

Если после трех попыток двигатель не начнет работать, следует найти и устранить неисправность.

При неудачном пуске в зимнее время повернуть рычаг останова в положение выключенной подачи, затем в рабочее положение, после чего повторить пуск.

После пуска двигатель должен работать на оборотах холостого хода, не превышающих 1000 об/мин, но не более 5 минут.

ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОСТОРОННЕГО ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ, ПРЕВЫШАЮИМИ 24 В, 500 А, ИЛИ СУММАРНОЙ ЕМКОСТЬЮ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СВЫШЕ 270 А·Ч. ВКЛЮЧЕНИЕ СТАРТЕРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ НЕДОПУСТИМО

После пуска прогрев двигателя до рабочих температур производить под нагрузкой. Не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода. Как только двигатель начнет реагировать на изменение подачи топлива и в системе тормозов будет обеспечено нормальное рабочее давление, постепенно увеличивать частоту вращения до средней рабочей и начинать движение на пониженных передачах.

ВНИМАНИЕ! ПОЛНАЯ НАГРУЗКА НЕПРОГРЕТОГО ДО РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

В случае необходимости минимальная частота вращения холостого хода может быть подрегулирована в соответствие с рекомендациями раздела «Установка ТНВД на двигатель».

 

 

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА (ЭФУ)

 

ВНИМАНИЕ! ПРИ ПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭФУ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСТОРОННИМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ. ФАКЕЛЬНЫЕ ШТИФТОВЫЕ СВЕЧИ РАССЧИТАНЫ НА РАБОЧЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ ПОРЯДКА 19 В. ПРИ ПОВЫШЕНИИ НАПРЯЖЕНИЯ НА СВЕЧАХ СВЫШЕ 21 В СВЕЧИ БЫСТРО ВЫХОДЯТ ИЗ СТРОЯ.

 

  1. Подготовить двигатель к пуску как указано выше. Рычаг 5 (рис. 43) останова регулятора установить в положение "В" включенной подачи топлива, а рычаг 3 управления регулятором повернуть в среднее положение.

  2. Включить выключатель массы аккумуляторных батарей и установить поворотом ключа ходовой переключатель в первое фиксированное положение.

  3. Нажать кнопку включения электрофакельного устройства (ЭФУ) и удерживать ее в течение всего времени работы устройства. В период нагрева свечей амперметр в кабине водителя должен показывать разрядный ток около 23 А.

  4. После загорания контрольной лампочки (ориентировочно через 60-110 секунд после нажатия кнопки включения ЭФУ) включить стартер.

  5. После пуска двигателя до достижения устойчивой частоты вращения допускается работа электрофакельного устройства, но продолжительностью не более 1 мин, затем кнопку отпустить. Если двигатель не запустился, повторный пуск произвести в той же последовательности. Очередной прогрев свечи рекомендуется начинать через 20-25 секунд после окончания предыдущего запуска двигателя.

После установки ЭФУ на двигатель или после длительного перерыва в работе прокачать топливную систему, для чего при работающем двигателе нажать кнопку включателя ЭФУ и удерживать ее около 30 секунд после загорания контрольной лампочки.

Вышедшие из строя свечи ремонту не подлежат.

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ СИЛОВОГО АГРЕГАТА

 

При эксплуатации двигателя следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств:

  1. Температура охлаждающей жидкости двигателя должна быть в пределах 75…90ºС. Допускается кратковременное (до 10 мин) повышение температуры до 95ºС. Допускается предельная температура охлаждающей жидкости до 95ºС при применении моторных масел повышенной вязкости, не ниже М-4з/14 (SAE 10W-40). При этом допускается кратковременное (до 10 мин) повышение температуры охлаждающей жидкости до 100ºС.

    После пуска прогрев двигателя до рабочих температур производить под нагрузкой. Не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода. Как только двигатель начнет реагировать на изменение подачи топлива и в системе тормозов будет обеспечено нормальное рабочее давление, постепенно увеличивать частоту вращения до средней рабочей и начинать движение на пониженных передачах. Полная нагрузка непрогретого двигателя не допускается. Не допускать работу двигателя под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 50ºС, т.к. при этом значительно ухудшается сгорание топлива, на стенках гильз конденсируются продукты неполного сгорания, резко возрастает износ гильз цилиндров и поршневых колец, снижается экономичность двигателя. Признаком готовности двигателя к принятию нагрузки является его реагирование на изменение подачи топлива.

  2. Давление масла в магистрали блока прогретого двигателя должно быть в пределах 400…700 кПа (4…7 кгс/см2) при номинальной частоте вращения и не менее 100 кПа (1,0 кгс/см2) при минимальной частоте вращения коленчатого вала. После длительной эксплуатации двигателя допускается падение давления масла не ниже 300 кПа (3,0 кгс/см2) при номинальной частоте вращения и не ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода.

  3. Если при работе двигателя горит лампа светового сигнализатора масляного фильтра, следует заменить фильтрующие элементы. Работа двигателя со светящейся лампой сигнализатора не допускается. Горение лампочки допускается не более 1 минуты после пуска двигателя.

  4. При сигнале индикатора засоренности воздушного фильтра работа двигателя не допускается. Произвести обслуживание воздушного фильтра или заменить фильтрующие элементы.

При эксплуатации двигателя в период обкатки допускается выделение смеси топлива и масла через систему выпуска. Образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений, не влияющих на расход масла, "потение" в соединениях систем топливоподачи, смазывания и охлаждения, выделение отдельных капель охлаждающей жидкости или смеси ее со смазкой через дренаж водяного насоса, образование отдельных капель масла и выделение конденсата через сапун, не нарушающие нормальную работу двигателя. По окончании приработки цилиндропоршневой группы выброс топливно-масляной смеси прекращается.

При работе силового агрегата следите за появлением посторонних шумов.

ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ

Перед остановкой двигатель должен в течение 2–3 минут работать без нагрузки при средней частоте вращения коленчатого вала.

Для остановки уменьшить частоту вращения до минимальной, после чего поворотом рычага останова регулятора остановить двигатель.

В зимнее время на время стоянки рычаг останова зафиксировать в положении выключенной подачи.

ОБКАТКА НОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Обкатка двигателя происходит в течение первых 50 часов работы. В этот период рекомендуется избегать полных нагрузок и высоких оборотов двигателя. В период обкатки происходит равномерная приработка деталей цилиндро-поршневой группы, шестерен, подшипников и других деталей в целях сокращения их последующего износа, стабилизируется расход масла. Перегрузка в этот период отрицательно скажется на приработке деталей и повлечет за собой сокращение срока службы двигателя.

По окончании периода обкатки (через 50 часов) выполнять обслуживание в объеме, указанном в разделе «Техническое обслуживание по окончании периода обкатки» настоящего руководства по эксплуатации.

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

 

Для обеспечения бесперебойной работы двигателя в зимних условиях своевременно провести сезонное обслуживание, в ходе которого заменить эксплуатационные материалы зимними сортами и при работе руководствоваться общими правилами зимней эксплуатации.

Рекомендуется утеплять топливные баки, фильтр грубой очистки топлива, топливопроводы и аккумуляторные батареи.

В качестве охлаждающей жидкости применять низкозамерзающую охлаждающую жидкость (см. раздел "Эксплуатационные материалы"), соответствующую климатическим условиям. Этиленгликолевые охлаждающие жидкости имеют больший, чем вода, коэффициент объемного расширения, поэтому заливать их в систему охлаждения двигателя нужно на 1,5 литра меньше установленной для воды заправочной емкости.

Необходимо помнить, что антифриз ядовит при попадании внутрь, но в то же время безопасен для наружных кожных покровов и органов дыхания.

Если объем охлаждающей жидкости уменьшился за счет испарения, а не из-за течи, в систему охлаждения добавлять только воду, так как количество этиленгликоля вследствие высокой температуры его кипения остается постоянным.

Если для охлаждения двигателя применяется вода, то при отрицательных температурах окружающего воздуха и при отсутствии подогрева после окончания работы слить воду из системы охлаждения во избежание размораживания двигателя. Другие ограничения по применению воды при отрицательных температурах см. Руководство по эксплуатации изделия.

Электропусковая система двигателей при исправных аккумуляторных батареях и использовании зимних моторных масел и топлив обеспечивает пуск при температурах окружающей среды до минус 10ºС. При использовании электрофакельного устройства пуск обеспечивается до минус 22ºС, а при температурах окружающей среды ниже минус 22ºС пуск производить после прогрева двигателя дополнительным подогревательным устройством. При зимней эксплуатации следить за температурой охлаждающей жидкости, при ее понижении до 70ºС утеплить капот и радиатор защитными кожухами.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Надежная работа силового агрегата и длительный срок его службы обеспечиваются своевременным проведением технического обслуживания. Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в строго установленные сроки в течение всего периода эксплуатации. Техническое обслуживание силового агрегата, установленного на автомобиле, следует производить одновременно с техническим обслуживанием автомобиля.

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ

Поддерживать силовой агрегат в чистоте, регулярно очищая его от пыли и грязи. Следить за затяжкой резьбовых соединений.

Техническое обслуживание силовых агрегатов по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется один раз в сутки по окончании суточной работы.

Техническое обслуживание по окончании периода обкатки выполняется после первых 50 часов работы двигателя.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 250 часов работы двигателя.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняется через каждые 1000 часов работы двигателя.

Сезонное техническое обслуживание.

 

ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕО)

  1. Проверить работу двигателя.

  2. Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.

  3. Заполнить топливный бак топливом, не ожидая его охлаждения во избежание конденсации паров воды.

  4. Проверить уровень масла в картере двигателя.

  5. Проверить работу сцепления на транспортном средстве.

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПО ОКОНЧАНИИ ПЕРИОДА ОБКАТКИ

  1. Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи.

  2. Подтянуть все внешние резьбовые соединения, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.

  3. Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления.

  4. Отрегулировать зазоры в приводе клапанов механизма газораспределения.

  5. Проверить и, при необходимости, отрегулировать установочный угол опережения впрыскивания топлива. Не допускать работу двигателя с деформированным пакетом пластин.

  6. Проверить и, при необходимости, отрегулировать натяжение приводных ремней.

  7. Проверить момент затяжки крепления стартера.

  8. Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 75…90ºС.

  9. Заменить масло в системе смазки двигателя.

  10. Заменить фильтрующие элементы масляного и топливного фильтров.

  11. Промыть фильтр центробежной очистки масла.

  12. Провести техническое обслуживание коробки передач с заменой масла (см. раздел «Коробка передач»).

  13. Провести техническое обслуживание сцепления (см. раздел

«Сцепление»), в том числе включая перечень операций при проведении ТО-2.

 

ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1)

  1. Слить отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очистки, после чего пустить двигатель и дать ему проработать 3-4 минуты для удаления воздушных пробок. Зимой отстой сливать ежедневно после окончания работ.

  2. Проверить натяжение приводных ремней и, при необходимости, отрегулировать.

  3. Промыть фильтр центробежной очистки масла.

  4. При первом ТО-1 снять форсунки с двигателя и провести их техническое обслуживание. В последующей эксплуатации обслуживание форсунок выполнять при ТО-2 (1000 часов).

  5. Провести техническое обслуживание коробки передач

(см. раздел «Коробка передач»).

 

ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2)

  1. Выполнить все операции ТО-1.

  2. Заменить масло в системе смазки двигателя.

  3. Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра. При свечении сигнализатора на прогретом двигателе фильтрующий элемент необходимо заменить не дожидаясь проведенияочередного технического обслуживания.

  4. Заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива. При потере мощности двигателя фильтрующий элемент необходимо заменить не дожидаясь проведения очередного технического обслуживания.

  5. Проверить и, при необходимости, отрегулировать тепловые зазоры в приводе клапанов.

  6. Проверить и, при необходимости, отрегулировать установочный угол опережения впрыскивания топлива. Не допускать работу двигателя с деформированным пакетом пластин.

  7. Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления.

  8. Подтянуть крепления турбокомпрессора.

  9. Наполнить смазкой полость подшипников натяжного устройства привода компрессора.

  10. Снять форсунки с двигателя и провести их техническое обслуживание.

  11. Снять для проверки топливный насос высокого давления, при необходимости, произвести его подрегулировку. Первую проверку насоса выполнить по окончании гарантийного срока.

  12. Провести техническое обслуживание воздушного фильтра и впускного тракта (см. разделы «Обслуживание воздушного фильтра» и «Проверка герметичности впускного тракта»). Приналичии индикатора засоренности воздушного фильтра обслуживание выполнять по сигналу индикатора.

  13. Провести техническое обслуживание генератора (см.

    раздел «Техническое обслуживание электрооборудования»).

  14. Смазать муфту выключения сцепления с подшипником и валик вилки выключения сцепления.

  15. Провести техническое обслуживание коробки передач

    (см. раздел «Коробка передач»)

  16. Через каждые 3000 часов работы проверить легкость вращения, осевой и радиальный люфты ротора турбокомпрессора, при необходимости, провести его техническое обслуживание (см. раздел «Техническое обслуживание турбокомпрессора»).

  17. Через каждые 3500 часов работы снять стартер с двигателя и провести его техническое обслуживание (см. раздел «Техническое обслуживание электрооборудования»).

 

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

  1. Если двигатель работает на сезонных маслах, необходимо заменить масло на соответствующее предстоящему сезону.

  2. Заменить топливо на соответствующие предстоящему сезону, топливный бак рекомендуется ополоснуть чистым топливом.

  3. Осенью, при переходе на зимнюю эксплуатацию, проверить узлы электрофакельного устройства и промыть фильтр-отстойник топлива.

  4. Осенью, при переходе на зимнюю эксплуатацию и в случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды, промыть систему охлаждения.

  5. Осенью, при переходе на зимнюю эксплуатацию и в случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды, необходимо отвернуть резьбовую пробку на отводящем патрубке жидкостно-масляного теплообменника и слить воду с целью исключения его размораживания.

    ВНИМАНИЕ! ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМЕНЫ МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 1000 ЧАСОВ РАБОТЫ ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕСЕЗОННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ (МАСЛА ГРУППЫ ЯМЗ-4-02).

    ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМЕНЫ ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ОЧИСТКИ МАСЛА ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 1000 ЧАСОВ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКОГО ИГЛОПРОБИВНОГО МАТЕРИАЛА 840-1012039(40)-14, -15.

    ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В МАСЛЯНОМ ФИЛЬТРЕ ДВИГАТЕЛЯ БУМАЖНЫХ ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМЕНЫ ЭЛЕМЕНТОВ ЧЕРЕЗ 500 ЧАСОВ РАБОТЫ.

     

     

     

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..

 

 

 

 

 

zinref.ru

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

 

 

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

 

Общее устройство двигателя ЯМЗ-7511.10 показано на поперечном (рис. 7) и продольном (рис. 8) разрезах. Устройство остальных двигателей, приведенных в настоящем руководстве, аналогично, но может иметь и ряд конструктивных отличий.

image

Рис. 7. Поперечный разрез двигателя

 

image

 

Рис. 8. Продольный разрез двигателя

 

 

БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

Блок цилиндров отлит из низкоуглеродистого серого чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя. Блок V образный с углом развала 90º . Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов.

Каждое цилиндровое гнездо имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхней и нижней плитах блока, по которым центрируется гильза цилиндра, в верхней плите имеется кольцевая проточка под бурт гильзы.

В развале блока имеется четыре опорные площадки с крепежными отверстиями для установки топливного насоса высокого давления. На переднем торце блока находится гнездо для подшипников привода топливного насоса.

В приливах (бобышках) на стенках блока имеется сложная система масляных каналов, для подвода смазки к подшипникам распределительного и коленчатого валов, а так же к масляному фильтру и жидкостно масляному теплообменнику.

Стенки водяной рубашки образуют замкнутый силовой пояс вокруг каждого цилиндрового гнезда и вместе с дополнительными ребрами связывают верхнюю и нижнюю плиты цилиндровой части блока, обеспечивая конструкции необходимую жесткость. В картерных поперечных стенках блока расположено пять гнезд с вкладышами под коренные шейки коленчатого вала и пять расточек с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал (ЯМЗ-7601.10 имеет по четыре гнезда соответственно).

Крышки коренных опор крепятся к блоку двумя вертикальными и двумя горизонтальными болтами. Благодаря чему достигается высокая жесткость блока в зоне коленчатого вала. Обработка гнезд под коленчатый вал производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных опор не взаимозаменяемы. Блоки восьмицилиндровых двигателей, как и блоки шестицилиндровых двигателей, между собой имеют одинаковую конструкцию и невзаимозаменяемы между собой только по причине различия крепления к ним индивидуальных или блочных

головок цилиндров (описанных ниже).

 

 

ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

Головка цилиндров изготовлена из низколегированного серого чугуна. Крепление осуществляется гайками, навертываемыми на шпильки, ввернутые в блок цилиндров. Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет полость жидкостного охлаждения, сообщающуюся с полостью блока. Для обеспечения подвода топлива к форсунке в боковой поверхности головки имеются отверстия под трубки.

В головке цилиндров размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки.

Под клапаны газораспределения в головку с натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов. Седла впускных клапанов изготовлены из специального чугуна, а седла выпускных – из специального жароупорного сплава. Седла и металлокерамические направляющие втулки клапанов окончательно обрабатываются после их запрессовки в головку.

Устанавливаемые на двигатели головки цилиндров могут быть индивидуальные или блочные:

  1. Индивидуальная головка устанавливается на каждый цилиндр и крепится к блоку шестью шпильками, имеющими длину 209 мм и 248 мм. В головку запрессован чугунный стакан форсунки. Стакан в верхней части уплотнен резиновым кольцом. Привалочная к блоку цилиндров поверхность в зоне уплотнения гильз цилиндров имеет три кольцевые проточки. Уплотнение стыка головки цилиндров, блока и гильзы (рис. 9) осуществляется прокладкой состоящей из металлической прокладки, уплотняющей газовый стык, и резиновой прокладки, уплотняющей отверстия прохода штанг, масла и охлаждающей жидкости. Металлическая и резиновая прокладка устанавливаются на штифты блока. Металлическая прокладка выпускается четырех размеров по толщине (1,1 мм; 1,3 мм; 1,5 мм; 1,7 мм) и подбирается при сборке двигателя индивидуально с целью достижения оптимального надпоршневого зазора в каждом цилиндре. В запасные части поставляется прокладка толщиной 1,7 мм.

  2. Блочные головки цилиндров, на четыре (три) цилиндра каждая, устанавливаются на некоторых комплектациях двигателей. Привалочная к блоку цилиндров поверхность головки имеет в зоне уплотнения гильз цилиндров кольцевые проточки.

 

image

Рис. 9. Схема расположения деталей в месте уплотнения газового стыка

 

image

Рис. 10. Схема установки уплотнителей в металлическую прокладку:

1–металлическая прокладка; 2–уплотнитель штанговой полости; 3–уплотнитель слива масла; 4–уплотнитель подвода воды; 5– уплотнитель шпильки; 6–уплотнитель

Уплотнение стыка головки цилиндров, блока и гильзы осуществляется прокладкой состоящей из металлической единой на четыре (три) цилиндра прокладки, уплотняющей газовый стык, и вставных, удерживаемых шпеньками, резиновых уплотнительных элементов, уплотняющих масляные, водяные и

штанговые проходы. Уплотнительные элементы на прокладку

(рис. 10) пяти видов в количестве 19 шт. (14 шт.).

 

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

Коленчатый вал – стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Все поверхности вала азотированы и глубина азотированного слоя не менее 0,35 мм. Коленчатый вал восьмицилиндрового двигателя имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки, а шестицилиндрового двигателя – четыре опоры и три шатунные шейки. Вал установлен коренными опорами в гнезда блока цилиндров с вкладышами подшипника скольжения, а на шатунных шейках установлены шатуны (по два на каждую) нижней головкой с вкладышами. Коренные и шатунные шейки в процессе работы смазываются маслом под давлением. Масло подается к коренным опорам, а затем, по наклонным каналам к шатунным шейкам. В шатунных шейках есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке.

Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми вал балансируется. Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы, одна из которых выполнена в маховике, закрепленном на заднем конце коленчатого вала, другая представляет собой противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала.

Осевая фиксация вала осуществляется четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры. Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного подшипника.

Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами. На передний конец коленчатого вала напрессованы передний противовес и шестерня привода агрегатов закрепленные гайкой (момент затяжки 176,4…294 Н·м (18…30 кгс·м).

На коническом конце установлена ступица на которой закреплены жидкостный гаситель крутильных колебаний (шестицилиндровые двигатели гасителем не комплектуются) и

шкив. Передний конец коленчатого вала шестицилиндровых двигателей ряда комплектаций имеет цилиндрическую форму, на который устанавливается шкив без ступицы и гасителя. При ремонте двигателя следует помнить, что удары и вмятины на гасителе крутильных колебаний выводят его из строя, что неизбежно приведет к поломке коленчатого вала. Хранить и транспортировать гаситель следует только в специальной таре в вертикальном положении. На двигатели типа ЯМЗ-7511 устанавливается коленчатый вал 238ДК-1005009-30 (маркировка 238ДК-1005015-30), а на двигатели типа ЯМЗ-7601 – два варианта коленчатых валов:

Маркируется коленчатый вал в поковке на 5-й щеке.

Шейки коленчатого вала могут быть двух номинальных размеров и поэтому возможны следующие варианты маркировки и применены соответствующие им вкладыши.

 

 

Маркировка коленчатого вала

 

238ДК –

1005015-30

7601.1005015

7601.1005015-10

238ДК –

238ДК –

238ДК –

1005015-30 Ш1

7601 –

1005015 Ш1

7601 –

1005015-30 К1

7601 –

1005015 К1

7601 –

1005015-30 Ш1К1

7601 –

1005015 Ш1К1

7601 –

1005015-10 Ш1

1005015-10 К1

1005015-10 Ш1К1

Диаметр коренных шеек, мм

110-0,022

110-0,022

109,75-0,022

109,75-0,022

Маркировка

236-1005170-В

236-1005170-В

236-1005170-В Р1

236-1005170-В Р1

коренных

и

и

и

и

вкладышей

236-1005171-В

236-1005171-В

236-1005171-В Р1

236-1005171-В Р1

Толщина коренного вкладыша, мм

2,965-0,012

2,965-0,012

3,090-0,012

3,090-0,012

Диаметр шатунных шеек, мм

88,00-0,022

87,75-0,022

88,00-0,022

87,75-0,022

Маркировка шатунного вкладыша

 

236-1004058-В

 

236-1004058-В Р1

 

236-1004058-В

 

236-1004058-В Р1

Толщина шатунного вкладыша, мм

2,490-0,012

2,615-0,012

2,490-0,012

2,615-0,012

Примечание: Буквы «ДК», «Ш», «К» и цифры «30», «10»,

«1» клеймятся при маркировке ударным способом.

МАХОВИК

 

Маховик отлит из серого чугуна. Маркирован маховик на нерабочей поверхности в отливке. На двигатели могут быть установлены маховики следующих видов:

Все перечисленные выше маховики в сборе с зубчатыми венцами между собой невзаимозаменяемые, причем маховики 236-1005115-К и 238-1005115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25) стыкуются со стартером модели 2501.3708-01, а маховики 236-1005115-Н и 238-1005115-Н (под зубчатый венец с модулем 3,75) стыкуются со стартером модели 2501.3708-21.

Маховик крепится к коленчатому валу болтами. Под болты устанавливается стальная пластина высокой твердости (одна под все болты). Отсутствие самоотворачивания болтов обеспечивается моментом затяжки 235-255 Н·м (24-26 кгс·м). Для точной фиксации маховика относительно шеек коленчатого вала служат два штифта, при этом, отверстия с маркировкой на маховике и на пластине должны совпадать со смещенным штифтом на коленчатом вале. Смещенный штифт расположен в плоскости первого кривошипа. Маркировка на пластине в виде точки должна быть снаружи.

Двенадцать радиальных отверстий предназначены для провертывания коленчатого вала при регулировках двигателя. Доступ к отверстиям возможен при снятой крышке нижнего люка картера маховика.

 

ШАТУН ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

 

Шатун (рис. 11) стальной, двутаврового сечения, с косым разъемом нижней головки, со скосами на верхней головке, без масляного канала в стержне.

Шатун окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы. На крышке и

шатуне со стороны короткого болта выбит порядковый номер цилиндра. На стыке со стороны длинного болта выбиты метки спаренности в виде числа, одинакового для шатуна и крышки.

В нижнюю головку шатуна устанавливаются сменные вкладыши, а в верхнюю – запрессована сталебронзовая втулка 7511.1004052-21 с диаметром отверстия под поршневой палец 52 мм. Втулка обрабатывается после запрессовки в шатун.

На двигатели устанавливаются шатуны 7511.1004045-02 (маркировка на стержне 7511.1004045).

 

image

 

Рис. 11. Шатун:

1 – шатун; 2 – втулка верхней головки; 3 – крышка; 4 –

длинный болт крышки; 5 – короткий болт крышки

 

ВКЛАДЫШИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

 

Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна (рис. 12) – сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы.

Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала не взаимозаменяемы. В верхнем имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.

Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы.

 

image

 

Рис. 12. Вкладыши подшипников коленчатого вала: 1–верхний вкладыш коренного подшипника; 2–нижний вкладыш коренного подшипника; 3–вкладыш нижней головки шатуна

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

 

 

zinref.ru

ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

 

 

ГИЛЬЗА, ПОРШЕНЬ, ПОРШНЕВЫЕ И УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ КОЛЬЦА

 

ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, изготавливаются из специального чугуна. Поверхности гильзы фосфатированы. Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и сверху прижимаются через бурт и прокладку головками цилиндров. Высота бурта 9,6 мм. Верхний торец бурта выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка). На верхней посадочной поверхности выполнена канавка для установки резинового уплотнительного кольца. Выступание

0.065

 

бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров — 1,6 +0.035

мм.

В нижней части гильзы снаружи выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.

По величине внутреннего диаметра гильзы разделены на размерные группы:

 

Маркировка

Наименьший внутренний диаметр, мм

А

130,00-130,02

Б

130,02-130,04

Ж

130,04-130,06

Размерная группа маркируется на нерабочей поверхности бурта гильзы.

 

image

 

 

 

ПОРШЕНЬ

 

Рис. 13. Поршень:

1–поршень; 2–верхнее компрессионное кольцо; 3–второе компрессионное кольцо; 4– маслосъемное кольцо; 5–расширитель; 6–поршневой палец; 7–стопорные кольца

 

Поршни (рис. 13) отлиты из эвтектического алюминиевокремнистого сплава. Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки. На юбке поршня имеется выемка для форсунки охлаждения. В днище поршня выполнена камера сгорания. Поршни маркируются в литье изнутри.

На двигатели могут устанавливаться поршни со следующими конструктивными особенностями:

  1. Поршень 7511.1004015-10 с 3-я канавками под поршневые кольца (две под компрессионные и одна под маслосъемное). Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа "нирезист"). Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель. На днище имеются выточки под клапаны газораспределения. Высота от днища до оси пальца составляет 85 мм. Диаметр под поршневой палец 52 мм.

  2. Поршень 7511.1004015-01 с центральной камерой сгорания и измененными выточками под клапана. Остальное как на предыдущем поршне.

По величине диаметра юбки поршни разделены на размерные группы:

 

 

Маркировка

Диаметр юбки поршня, мм

7511.1004015-01, 7511.1004015-10

АНБ

129,85-129,87

БНБ

129,87-129,89

ЖНБ

129,89-129,91

Размерная группа маркируется на днище поршня.

 

ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, разрезные, хромированные, устанавливаются в канавки поршня. В зависимости от выполняемой задачи в рабочем процессе кольца имеют различную конструкцию и устанавливаются на поршень комплектно в определенном порядке.

На поршень установлен комплект поршневых колец, имеющий обозначение (в сборе) 7511.1004002 и состоящий из:

  • первое компрессионное кольцо имеет в сечении двухстороннюю трапецию со смещенной вниз бочкообразной рабочей поверхностью хромированной плотным хромом.

    Обозначение кольца 7511.1004030

  • второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное с покрытием плотным хромом. Обозначение кольца 7511.1004032

  • маслосъемное кольцо коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем.

Обозначение кольца 7511.1004034

При установке поршневых колец обращать особое внимание на правильность их расположения. Слово "В е р х " должно быть обращено к днищу поршня.

Для обеспечения точной посадки при сборке поршень и гильза должны подбираться из одних размерных групп.

 

Маркировка гильзы

Маркировка поршня

А

АНБ

Б

БНБ

Ж

ЖНБ

В разные цилиндры двигателя допускается установка комплектов гильза-поршень разных размерных групп.

 

ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

 

Поршневой палец – пустотелый, плавающего типа, с азотированной поверхностью. Палец устанавливается в отверстие в поршне. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.

ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГИЛЬЗА ― ПОРШЕНЬ ― КОЛЬЦА ПОРШНЕВЫЕ

По конструктивным особенностям:

 

Гильза

Комплект колец

Поршень

Двигатели с общими головками цилиндров

Под металлическую прокладку 7511.1002021-01

3-х колечный комплект 7511.1004002

Со смещенной камерой сгорания 7511.1004015-10

Двигатели с индивидуальными головками цилиндров

Под металлическую прокладку 7511.1002021-01

3-х колечный комплект 7511.1004002

С центральной камерой сгорания 7511.1004015-01

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.

В эксплуатации при ремонте работавших двигателей допустима установка новых поршневых колец в старую гильзу цилиндров, находящуюся в исправном состоянии.

 

 

МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10

 

Механизм газораспределения–верхнеклапанный с нижним, расположением распределительного вала и приводом клапанов через толкатели, штанги и коромысла. Основными деталями механизма газораспределения являются: распределительный вал с шестерней привода и подшипниками, толкатели, оси толкателей, штанги, коромысла с регулировочными винтами, оси коромысел, клапаны, пружины клапанов с деталями крепления и направляющие втулки клапанов (рис. 14).

Привод клапанов осуществляется от распределительного вала через роликовые толкатели 2, трубчатые штанги 3 и коромысла 12 с регулировочными винтами 14.

 

image

 

Рис. 14. Механизм газораспределения:

1–распределительный вал; 2–толкатель; 3–штанга толкателя; 4–клапан; 5–направляющая втулка клапана; 6–шайба пружин клапана; 7–наружная пружина; 8– внутренняя пружина; 9–тарелка пружин клапана; 10– втулка тарелки пружин клапана; 11–сухарь клапана; 12–коромысло клапана; 13–ось коромысла; 14– регулировочный винт коромысла; 15–уплотнительная манжета клапана; 16–ось толкателей

Распределительный вал – стальной, штампованный, опорные шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены ТВЧ. Расположен в верхней части картера блока цилиндров и приводится во вращение от переднего конца коленчатого вала через пару косозубых шестерен. Шестерни устанавливаются по меткам, выбитым на торцах зубчатых венцов. Подшипниками распределительного вала служат бронзовые втулки, запрессованные в расточки блока цилиндров. Продольное смещение вала ограничивается стальным упорным фланцем, установленным между ступицей шестерни и передней опорной шейкой вала. После установки распределительного вала с шестерней в блок цилиндров фланец крепится к переднему торцу блока болтами с пружинными шайбами. Осевой люфт вала 0,08…0,21 мм.

Конструктивно распределительные валы шестицилиндровых и восьмицилиндровых двигателей отличаются длиной, количеством опор и кулачков.

Толкатели – стальные, штампованные, качающегося типа с роликом для контакта с кулачками распределительного вала. Ролик установлен на оси, запрессованной в проушины толкателя и закерненной с двух сторон от выпадения. Между осью и роликом установлена «плавающая» втулка из подшипниковой стали. В ступицу толкателя запрессованы две тонкостенные бронзовые втулки, пространство между втулками служит масляной полостью для подвода масла от оси толкателей к штангам. Для сопряжения со штангой в расточку толкателя запрессована стальная закаленная пята.

Оси толкателей. Толкатели подвешены на трубчатых осях, установленных в расточках блока цилиндров в чугунных втулках, из которых передняя запрессована в блок, остальные установлены с зазором. От продольного перемещения оси стопорятся спереди выступом упорного фланца распределительного вала, сзади – картером маховика.

Штанги толкателей – стальные, трубчатые с высаженными на концах сферическими поверхностями. Для повышения износостойкости сферические поверхности закалены ТВЧ.

Коромысла клапанов – стальные, штампованные, с запрессованной в ступицу тонкостенной бронзовой втулкой. На конце длинного плеча коромысла для контакта с клапаном

выполнена пята с цилиндрической опорной поверхностью, закаленная ТВЧ. Короткое плечо коромысла оканчивается бобышкой с резьбовым отверстием М12х1, в которое ввернут регулировочный винт со сферическим гнездом под штангу на одном конце и пазом под отвертку на другом конце. Винт стопорится от отворачивания гайкой.

Коромысла установлены на индивидуальные оси и застопорены от спадания стопорными кольцами с упорными шайбами. Оси коромысел устанавливаются на головку цилиндров по двум цилиндрическим штифтам, запрессованным в оси со стороны опорной поверхности и крепятся к головке цилиндров шпильками с гайками.

Коромысла двигателей с индивидуальными головками цилиндров аналогичны по конструкции коромыслам двигателей с общими головками цилиндров и отличаются только увеличенной длиной и смещенным расположением ступицы.

Впускные и выпускные клапаны изготовлены из специальных жаропрочных сталей. Рабочая фаска выпускного клапана наплавлена жаропрочным сплавом типа «стеллит», к стержню приварен наконечник из легированной стали. Для повышения износостойкости торцы стержней впускных и выпускных клапанов закалены ТВЧ. Впускные клапаны двигателей с индивидуальными головками цилиндров отличаются от клапанов двигателей с общими головками цилиндров уменьшенным диаметром тарелки, выпускные клапаны одинаковы.

Клапаны перемещаются в металлокерамических направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. На втулки впускных клапанов установлены уплотнительные манжеты.

Клапаны поджимаются к седлам двумя цилиндрическими винтовыми пружинами, имеющими разное направление навивки. Пружины одним концом упираются в опорные шайбы, установленные в цековки на головке цилиндров, а другим – в тарелку пружин, закрепленную на стержне клапана с помощью промежуточной втулки и двух конических сухарей. Наличие втулки между тарелкой пружин и клапаном способствуют повороту клапанов при работе двигателя и обеспечивает равномерный износ фасок и стержней клапанов в процессе эксплуатации.

 

image

Рис. 15. Схема системы смазки двигателя с односекционным масляным насосом и жидкостномасляным теплообменником:

1–масляный картер; 2–маслозаборник; 3–масляный насос; 4– редукционный клапан; 5–жидкостно-масляный теплообменник; 6–фильтр очистки масла; 7–перепускной клапан; 8–сигнальная лампа фильтра; 9–фильтр центробежной очистки масла; 10– распределительный вал; 11–ось толкателей; 12–коленчатый вал; 13–дифференциальный клапан; 14–форсунка охлаждения поршней; 15–дроссель; 16–турбокомпрессор; 17–перепускной клапан теплообменника; 18–включатель привода вентилятора; 19–привод вентилятора; 20–ТНВД

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

 

zinref.ru

ГРМ двигателя ЯМЗ-7511

________________________________________________________________

ГРМ двигателя ЯМЗ-7511

Сборка распредвала ЯМЗ-7511

Соединить шестерню распределительного вала (7511.1006214) с шестерней ведущей (7511.1029116), вставить 9 болтов (М10) и завернуть (S=17).

Установить распределительный вал ЯМЗ-7511/7514 на деревянную подставку вертикально передним кольцом вверх.

Смазав упорный фланец (236-1006236-Б) дизельным маслом, надеть его на шейку распределительного вала.

Вставить в паз сегментную шпонку 6х9.

Напрессовать до упора шестерню распредвала в сборе с шестерней ведущей с помощью оправки.

Проверить зазор между упорным фланцем (236-1006236-Б) и передней опорой шейки распределительного вала.

Зазор должен быть в пределах 0,06-0,21 мм; при отсутствии зазора заменить неисправные детали.

Надеть на вал замковую шайбу (312580-П2), совместив ее усик с пазом шестерни. Завернуть гайку (311412-П2) М 27?2 с моментом Мкр=270-320 Нм (27-32 кг/см) и застопорить отгибанием усов шайбы на грань гайки (S=46).

Установка распредвала ЯМЗ-7511

Установить вал распределительный во втулки блока цилиндров, ввести шестерни в зацепление.

Провернуть вал распределительный, совместив отверстие в шестернях и в упорном фланце с резьбовыми отверстиями в блоке цилиндров.

Собрать болты крепления вала (М8 310129-П2, 2 шт.) с шайбами (8Т, 252135-П2, 2 шт.), завернуть болты в блок цилиндров на 2-3 нитки резьбы от руки. Завернуть болты крепления распредвала окончательно (S=12).

Проверить легкость вращения вала, заедание не допускается.

Установка крышки шестерен ГРМ ЯМЗ-7511/7514

Развернуть блок цилиндров на стенде (сборочной тележке) передним торцом вверх и на 180 град.

Нанести герметик 2-3 капли на резьбовую часть нижних отверстий М10 (влево и вправо) (герметик).

Смазать нижнюю плоскость блока цилиндров под прокладки смазкой «Литол-24».

Установить прокладки шестерен распределения правую (238АК-1002266) и левую (238АК-1002265) на штифты блока цилиндров.

Установить в резьбовые отверстия блока цилиндров два направляющих технологических стержня.

Проверить наличие пружины в манжете. Установить подсобранную крышку шестерен распределения на штифты блока по направляющим стержням и конусу коленчатого вала, не допуская сбивания прокладок и пружин манжеты.

Собрать болты крепления крышки с шайбами, завернуть болты в блок на 2-3 нитки резьбы от руки.

Болт М10, 200325-П29, 2 шт. Шайба 14, 252016-П29, 4 шт.Болт М10, 200328-П29, 1 шт. Шайба 14, 252138-П2, 2 шт.Болт М14, 200822-П29, 4 шт. Шайба 10, 252136-П2, 8 шт.Болт М10, 4593271074, 1 шт. Болт М14, 200827-П2, 2 шт.

Завернуть болты крепления крышки шестерен распределения окончательно с Мкр=25-32 Нм (2,5-3,2 кг/см) (S=14, 17). Первый верхний болт со стороны правого ряда цилиндров и верхний болт со стороны левого ряда цилиндров не заворачивать.

Ввернуть с помощью шпильковерта в торец крышки шестерен распределения, шпильки крепления привода вентилятора (М10, 310423-П29, 4 шт.), а сбоку шпильки крепления патрубка подводящего ЖМТ (М10, 310423-П29, 2 шт.), предварительно нанеся на резьбу тонкий слой герметика «Ангерм-100».

Установка коромысел клапанов ГРМ ЯМЗ-7511

Установить штанги толкателей (236-1007176-А2, 16 шт.) в отверстия головки и блока цилиндров, совместив наконечники штанг с пятой толкателя.

Проверить и при необходимости установить винт коромысел в положение, когда под завернутой до упора гайкой будет находиться 3-5 витков резьбы.

Установить коромысла (236-1007088-Б4 – левое с осью; 236-1007090-Б4 - правое с осью) на шпильки, базируя их по установочным отверстиям в головке цилиндров и совмещая сферы регулировочных винтов и штанг.

Установить шпильки на шайбы (312399-П2, 16 шт.) и навернуть гайки (М16, 311408-П2, 16 шт.) на 2-3 нитки резьбы от руки.

Завернуть гайки крепления коромысел окончательно с Мкр=118-147 Нм (12-15 кг/см).

avtodisel.ru

Разборка двигателя ЯМЗ-7511

________________________________________________________________

Разборка двигателя ЯМЗ-7511

Снять КПП и сцепление дизеля ЯМЗ-7511.10. Отвернуть болт крепления скобы отогнуть скобу, снять стартер с установочного штифта.

Снять кронштейн верхний и кронштейн нижний. Отвернуть болты наконечника трубки подвода масла к турбокомпрессору отвернуть болты кляммера и снять трубку.

Отвернуть болты из отверстий наконечника трубки подвода масла к корректору по наддуву и снять трубку. Снять крыльчатку вентилятора.

Отвернуть болты крепления кожуха вентилятора и снять его. Вывернуть болты крепления кронштейнов, крепящих кожух, к двигателю и снять их.

Отвернуть гайки и отсоединить провода генератора. Ослабить ремень привода генератора и снять его. Отвернуть болты крепления генератора и снять его с кронштейна.

Ослабить болт натяжного устройства, снять ремень со шкива компрессора пневмотормозов, отвернуть болты и снять компрессор пневмотормозов. Отвернуть болт и снять кляммер. Отвернуть болты и отсоединить трубку в сборе от электромагнитного клапана.

Отвернуть болты, отсоединить провода и снять клапан электромагнитный с привода вентилятора.

Отвернуть болты и гайки и снять привод вентилятора с прокладкой крышки шестерен распределения. Отвернуть болты, снять четыре боковые заглушки с правой и левой стороны блока цилиндров.

Установить двигатель ЯМЗ-7511/7601 с помощью подвески кран-балкой на стенд переборочный и закрепить с помощью четырех фиксаторов, вводимых в отверстия водяных каналов. Извлечь указатель уровня масла.

Ослабить винты стяжных хомутиков, отвернуть болты и снять перепускную и соединительную трубки водяных термостатов. Отвернуть болты и снять кронштейны, ослабить винты стяжных хомутов и снять трубу охладителя надувочного воздуха (трубу соединительную).

Отвернуть болты и снять патрубок соединительный впускных трубопроводов. Ослабить стяжные хомуты, отвернуть болты и гайки, и снять патрубки подводящий и отводящий с блока цилиндров.

Отвернуть гайки, снять шайбы и патрубок подводящий с крышки теплообменника. Отвернуть болт и гайки и снять патрубок отводящий переходный с крышки теплообменника. Отвернуть болты, снять шайбы и жидкостно-масляный теплообменник.

Отвернуть хомуты и снять рукава соединительные. Снять крышки головок цилиндров. Снять скобы крепления топливных трубок высокого давления, отвернуть гайки фланцев, отвернуть накидные гайки крепления трубок от ТНВД и форсунок, отсоединить и снять трубки.

Снять трубку отводящую от насоса топливоподкачивающего к фильтру тонкой очистки. Снять трубку отводящую от ТНВД ЯМЗ-7511/7601 к фильтру тонкой очистки топлива. Отвернуть болты, отсоединить и снять дренажные трубки форсунок и трубку отводящую от головок.

Отсоединить и снять трубку подводящую к головке ТНВД. Отвернуть болты, отсоединить и снять трубку отводящую от головок цилиндров к топливному баку. Ослабить винты стяжных хомутов, отсоединить рукава. Отвернуть болты и снять водяные трубы.

Отвернуть болты и снять термостаты из передних водяных труб. Вывернуть из водяных труб кран ПС70, пробки. Снять сильфоны и разделить коллекторы и трубы. Отвернуть болты и снять коллекторы и трубы с головок цилиндров.

Отвернуть гайку крепления скоб форсунок и снять форсунки. Отвернуть гайки крепления осей коромысел, снять коромысла с осями в сборе и вынуть штанги.

Рис.2 – Порядок отворачивания гаек головок блока цилиндров (ГБЦ) ЯМЗ-7511.10

Отвернуть гайки крепления головок цилиндров и снять головки цилиндров. При отворачивании гаек необходимо соблюдать следующий порядок (рисунок 2).

Отворачивать гайки необходимо за три приема: 1 прием – до 147-118 Нм (15-12 кгсм), 2 прием – до 49-39 Нм (5-4 кгсм), 3 прием – вывернуть гайки.

Снять осторожно прокладки ГБЦ, предохраняя их от повреждения. В головку запрессован чугунный стакан форсунки. Стакан в верхней части уплотнен резиновым кольцом. Привалочная к блоку цилиндров поверхность в зоне уплотнения гильз имеет три кольцевые проточки.

Уплотнение стыка головки цилиндров, блока и гильзы осуществляется прокладкой состоящей из металлической прокладки, осуществляющий газовый стык, и резиновой прокладки, уплотняющей отверстия прохода штанг, масла и охлаждающей жидкости.

Металлическая и резиновая прокладка устанавливаются на штифты блока. Снять головку цилиндра с дизельного двигателя ЯМЗ-7601/7511 и осмотреть ее состояние. Разобрать головку цилиндров и, при необходимости, провести притирку клапанов.

Перед разборкой головок цилиндров очистить их от масла и нагара и пометить порядковые номера клапанов на торцах тарелок для того, чтобы при сборке установить их на свои места.

Для рассухаривания клапанов необходимо головку цилиндров без форсунок, коромысел, осей коромысел и шпилек крепления осей коромысел установить привалочной поверхностью на плиту так, чтобы обеспечить упор для клапанов.

Повернуть ГБЦ и вынуть клапаны из направляющих втулок. Клапаны и седла ЯМЗ-7511/7601 тщательно очистить от грязи, нагара и масляных отложений, промыть в керосине или специальном моющем растворе, высушить и осмотреть для определения степени ремонта.

Восстановить герметичность клапана притиркой возможно только при наличии незначительных износов и мелких раковин на рабочей фаске и лишь в том случае, если тарелка и стержень не покороблены и нет местных прогаров на фасках клапана и седла.

При наличии таких дефектов притирке должны предшествовать шлифовка седел и клапанов или замена неисправных деталей новыми.

Для притирки клапанов использовать специальную притирочную пасту, приготовленную путем тщательного перемешивания трех частей (по объему) микропорошка зеленого карбида кремния с двумя частями моторного масла и одной частью дизельного топлива.

Перед употреблением притирочную смесь тщательно перемешать, так как при отсутствии механического перемешивания микропорошок способен осаждаться.

Установить головку блока цилиндров (ГБЦ) ЯМЗ-7511 на плиту или специальное приспособление привалочной поверхностью кверху.

Нанести на фаску клапана тонкий равномерный слой притирочной пасты, смазать стержень клапана чистым моторным маслом и установить его в головку цилиндров. Допускается наносить пасту на фаску седла.

Притирку выполнять возвратно-вращательными движениями клапанов при помощи специального приспособления или дрели с присосом.

Нажимая на клапан с усилием 20-30 Н (2-3 кгс), повернуть его на 1/3 оборота в одном направлении, затем, ослабив усилие, на 1/4 оборота в обратном направлении. Нельзя выполнять притирку круговыми движениями.

Периодически поднимая клапан и добавляя на фаску пасту, продолжать притирку, как указано выше, до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм.

Разрывы матового пояска и наличие на нем поперечных рисок не допускается. При правильной притирке матовый поясок на фаске клапана седле должен начинаться у большего основания конуса.

Повернуть двигатель на стенде картером маховика вниз, отвернуть болты крепления масляного поддона и снять поддон.

При необходимости, снять прокладку картера. Отвернуть болты крепления соединительной трубы и снять ее. Отвернуть болты фланцев крепления трубы отводящей и клапана дифференциального, снять их и положить на стол для дефектовки.

Отвернуть болты крепления трубы всасывающей с чашкой заборника в сборе, снять и положить трубу на стол для дефектовки. Отвернуть болты крепления масляного насоса и снять прокладки регулировочные, масляный насос положить на стол для дефектовки.

Отвернуть сливную пробку масляного картера. Отвернуть гайки накидные трубы перепускной и снять ее. Вывернуть угольники из труб левый и правый. Отвернуть болты и снять форсунки охлаждения поршней. Вывернуть пробку из правой трубы.

Отвернуть болты, упорные боковые втулки и выпрессовать левые и правые трубы. Вывернуть болты крепления крышек шатунов, снять крышки шатунов, вынуть поршни в сборе с шатунами.

Крышки шатунов поставить на соответствующие шатуны, руководствуясь метками, нанесенными заводом изготовителем на шатунах и крышках, и привернуть болтами. Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы.

Повернуть двигатель на стенде в рабочее положение отвернуть болты и снять фильтр тонкой очистки топлива. Отвернуть болт и отсоединить трубку топливную от ТНВД к клапану электромагнитному электро-факельного устройства.

Отсоединить кляммер, отвернуть болты и отсоединить трубку подвода масла к корректору по наддуву от турбокомпрессора. Отвернуть болты и отсоединить трубку отвода масла от ТНВД к блоку цилиндров.

Отвернуть болты фланца полумуфты, отвернуть болты крепления ТНВД к блоку цилиндров и снять ТНВД в сборе с регулятором частоты вращения, топливоподкачивающим насосом и демпферной муфтой с помощью подвески и поставить на стол для дефектовки.

Отсоединить от ТНВД ЯМЗ-7511/7601 фланец полумуфты с пластинами в сборе. Отвернуть болты и снять маслоочиститель центробежный. Снять фильтр масляный. Отвернуть болты и снять с крышки головки цилиндра, сапун с патрубком в сборе.

Отогнуть пластины стопорных шайб, отвернуть болты крепления обода зубчатого и снять его с маховика. Снять турбокомпрессор с патрубка–кронштейна. Отвернуть болты и снять патрубок–кронштейн с блока цилиндров.

Отвернуть болты крепления картера маховика и с помощью подвески для картера маховика, снять картер маховика и установить на стол для дефектовки.

Ослабить болты рычага натяжного устройства водяного насоса и снять ремень зубчатый. Отвернуть болты крепления шкива (рисунок 3 поз. 1) и с помощью съемника снять шкив со ступицы.

Рис.3 – Ступица со шкивом и гасителем

1– болт; 2 – шайба; 3 – шкив; 4 – шайба; 5 – болт; 6 – гаситель; 7 – ступица; 8 – болт.

Отвернуть болт крепления ступицы (поз. 8) коленчатого вала. Вместо него ввернуть съемник и снять ступицу 7 с гасителем крутильных колебаний 6 (рисунок 3) с конического конца коленчатого вала.

Отвернуть болты 5, снять шайбы 6 и разъединить гаситель крутильных колебаний, ступицу гасителя и шкив коленчатого вала. С гасителем крутильных колебаний необходимо обращаться осторожно, не ронять.

Установить гаситель крутильных колебаний на специальную подставку, предотвращающую гаситель от механических повреждений. Хранить гаситель крутильных колебаний допускается только в вертикальном положении.

Отвернуть гайки шпилек крепления водяного насоса и снять водяной насос с блока цилиндров ЯМЗ-7511.10. Отвернуть болты крепления кронштейна передней опоры двигателя и снять ее. Открутить болты крепления и снять натяжное устройство ремня привода водяного насоса.

Отвернуть гайки шпилек крепления верхней крышки распределительных шестерен и снять крышку. Вывернуть болты крепления крышки распределительных шестерен и снять крышку.

Повернуть двигатель на стенде картерной частью вверх, вывернуть болты крепления крышек коренных подшипников и снять крышки. Вынуть коленчатый вал из блока цилиндров, пользуясь специальной подвеской и поставить на подставку.

Шейки коленчатого вала двигателя ЯМЗ-7601 предохранять от повреждений. Вынуть вкладыши и упорные полукольца из опор и крышек коренных подшипников. Поставить крышки коренных подшипников на свои места, руководствуясь метками, и привернуть болтами.

Открутить болты упорного фланца газораспределительного вала и вынуть газораспределительный вал в сборе с шестернями и положить на стол для дефектовки.

Отогнуть шайбу замковую, отвернуть гайку крепления шестерен на распределительном вале, вынуть шпонку и снять шестерню распределительного вала в сборе и положить на стол для дефектовки. Отвернуть болты и разъединить шестерни распределительного вала.

Выпрессовать, начиная с задней оси, толкателя и втулки толкателей.

Повернуть двигатель на стенде картерной частью вниз, вывернуть болты крепления упорного фланца ведомой шестерни привода ТНВД и извлечь шестерню ведомую с полумуфтой ведущей и осью ведомой шестерни с подшипниками и манжетой в сборе.

Извлечь из блока цилиндров все гильзы. Извлечение гильзы из блока цилиндров производится с помощью съемника.

Для извлечения гильзы ввести съемник во внутреннюю полость гильзы, зацепить качалку за нижний торец гильзы, упереться опорой за отверстие в блоке цилиндров и, направив на рукоятку, извлечь гильзу.

После разборки двигателя провести подразборку узлов, тщательно очистить все сопрягаемые поверхности от остатков прокладок и грязи тщательно промыть детали.

avtodisel.ru