Атлантова лада


биография, творчество и интересные факты :: SYL.ru

Атлантов Владимир Андреевич, биография которого представлена ниже, признан одним из лучших оперных певцов СССР и в свое время пользовался признанием специалистов и зрителей во многих странах Европы. Хотя артисту сегодня уже 77 лет, и он давно завершил свою певческую карьеру.

Отец и мать

Очень часто даже для самых преданных любителей оперы остается неизвестной биография исполнителя. Владимир Атлантов родился в далеком 1939 году в Ленинграде. Его родители также имели отношение к искусству. Отец — А. П. Атлантов — был знаменитым оперным певцом (бас) и солистом Ленинградского (бывшего Мариинского) театра оперы и балета им. Кирова, а также МАЛЕГОТа. Мать - Мария Александровна - имела приятное лирическое сопрано и большую часть жизни проработала вместе с супругом. В свое время она была воспитанницей Смольного института благородных девиц и смогла привить сыну прекрасные манеры, которые немало помогли ему при изображении благородных героев. После завершения певческой карьеры Мария Александровна Елизарова служила консультантом по вокалу в Кировском театре и работала со многими выдающимися актерами и актрисами оперной сцены.

Владимир Атлантов: биография (молодые годы)

Будущая звезда советской оперной сцены провел все свое детство за кулисами театра. Благодаря родителям, он начал заниматься сольным вокалом очень рано, с шести лет. Окончив Академическую хоровую капеллу им. М. Глинки и получив специальность дирижер хора, Атлантов был принят на подготовительное отделение Ленинградской госконсерватории. Через 2 года он стал студентом вокального факультета этого известного вуза, поступив в класс П. Г. Тихонова и А. Н. Киреева. Там у него были обнаружены определенные вокальные проблемы. Они возникли из-за неправильных навыков певческого дыхания, приобретенных в результате хорового пения в детстве. Для их разрешения Атлантов по своей личной просьбе был переведен в класс Н. Болотиной. Кроме того, он использовал метод Карузо, о котором знал из книги о великом теноре. В результате проявленной настойчивости и трудолюбия, Атлантову удалось преодолеть все трудности и уже в 1962 году его приняли стажером в труппу родного для него Кировского (Мариинского) театра. Спустя год, получив диплом консерватории, он был зачислен туда на должность солиста.

Стажировка в «Ла Скала»

Еще в период учебы в вузе Владимир Атлантов исполнил партии (для тенора) Ленского в «Евгении Онегине», Хозе в «Кармен» и Альфреда в «Травиате». Они впоследствии на долгие годы вошли в репертуар певца.

В 1962 году В. Атлантов принял участие во Втором Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. Глинки и завоевал серебряную медаль. В качестве поощрения его направили на вокальную стажировку в известную школу усовершенствования певческого мастерства при миланском театре «Ла Скала». Там он занимался вокалом 2 сезона. В Милане певцы из разных оперных театров Советского Союза занимались у известного лирического тенора и педагога Э. Барра. За два сезон стажировки в «Ла Скала» Владимир Атлантов подготовил оперные партии Рудольфа и Герцога Мантуанского («Богема» и «Риголетто»), Ричарда («Бал-маскарад») и Каварадосси («Тоска»). Как впоследствии утверждал сам Владимир Атлантов, именно в Италии ему посчастливилось приобрести основные технические навыки вокала и научиться артистическому мастерству.

Дальнейшая карьера в Кировском театре

По возвращении из Милана в 1965 году Владимир Атлантов во время гастролей в столице спел партию Альваро в опере Джузеппе Верди «Сила судьбы». Присутствовавший на одном из спектаклей знаменитый импресарио из США С. Юрок пригласил певца в его первое зарубежное турне. Предполагалось, что Владимир Атлантов будет выступать на сцене всемирно известного Нью-Йоркского «Метрополитен-опера». Однако, как это часто бывало в Советском Союзе, американскому импресарио не удалось добиться официального разрешения на организацию поездку талантливого певца в Соединенные Штаты.

В 1966 году совсем еще молодой Атлантов исполнил на сцене театра им. Кирова одну из своих наиболее известных ролей партий, создав трагический образ Германа в опере «Пиковая дама» Чайковского.

В Большом театре

К 27 годам Владимир Атлантов, семья которого на протяжении десятилетий служила Мариинскому (Кировскому) театру, был уже известен далеко за пределами родного Ленинграда. Однако он не собирался останавливаться на достигнутом и в 1966 году принял участие в Третьем международном конкурсе им. П. Чайковского. По решению жюри он завоевал первую премию и золотую медаль. После этой победы его перевели на работу в столицу, в Большой театр, где он дебютировал еще в 1964 году в «Травиате» и в «Евгении Онегине».

В 1967 году Атлантов Владимир занял призовые места на престижных международных конкурсах в Монреале и в Софии.

В том же году, во время первых гастролей «по обмену» Миланского и Большого театров, певец выступил на сцене «Ла Скала». Не менее блистательно складывалась и его дальнейшая карьера.

В частности, на московской сцене он исполнил ведущие партии в таких известных оперных спектаклях, как:

  • «Травиата» (Альфред).
  • «Евгений Онегин» (Ленский).
  • «Кармен» (Хозе).
  • «Пиковая дама» (Герман).
  • «Князь Игорь» (Владимир).
  • «Чио-Чио-сан» (Пинкертон).
  • «Дон Карлос».
  • «Тоска» (Каварадосси).
  • «Франческа да Римини» (Паоло).
  • «Семен Котко» (Семен).
  • «Иоланта» (Водемон).
  • «Борис Годунов» (Самозванец).
  • «Садко» и др.

Работа за рубежом

В 1988 году Атлантов Владимир покинул столицу и Большой театр, чтобы добиться мировой известности, выступая за границей. Первой ролью тенора за рубежом стала партия князя Андрея в опере «Хованщина» Мусоргского. Она ознаменовала начало карьеры Атлантова на сцене Венской оперы.

В 1989 году певец дебютировал в партии Самсона в опере «Самсон и Далила» (Сен-Санс) в театре Западного Берлина. За рубежом певец впервые исполнил также роли Ричарда в «Бале-маскараде» Верди и Луиджи в «Плаще» ДЖ. Пуччини. К числу партий наиболее часто исполняемых В. Атлантовым на европейских сценах были Канио, Герман и Отелло.

За границей тенор выступал на самых знаменитых оперных сценах мира: в «Ла Скала», «Ковент-гардене», «Метрополитен-опера», Венской опере (с 1988 по 1993 год), парижской «Опера Бастиль», Буэнос-айреском театре «Колон», а также перед любителями классической музыки в Гамбурге, Штуттгарте, Барселоне, Мюнхене, Западном Берлине, в римских Термах Каракаллы и пр.

Последний свой спектакль Атлантов Владимир Андреевич провел 1 марта 1996 года. Он состоялся на сцене оперного театра Дортмунда (Германия). Впоследствии Атлантов отмечал, что в детстве часто видел, как престарелые актеры и актрисы «цеплялись за свое место». Он тогда навсегда запомнил, какое жалкое зрелище представляли певцы-ветераны, пытающиеся изобразить влюбленных молодых героев, и решил уйти со сцены вовремя.

Наиболее известные партии

К числу самых лучших работ тенора относится партия Отелло. Она стала одной из наиболее ярких в карьере певца в Большом театре. Именно в ней воплотились темперамент певца, его лиричность и трагедийная патетика. После выступления Атлантова в роли ревнивого мавра в столице и за рубежом, пресса писала, что русский певец признан лучшим Отелло. За эту партию в 1972 году в Висбадене он был награжден премией «Золотое перо критики», а спустя 6 лет, он в числе 7 лучших теноров планеты выступил в концерте в театре «Сан-Карло» Неаполя, посвященном 100-летию Энрико Карузо.

Немало споров вызвало и исполнение партии Самозванца в опере «Борис Годунов» Мусоргского. Атлантов изобразил своего героя натурой незаурядной. Такая трактовка радикально отличалась от той, к которой привык зритель. Ведь многие певцы видели в Самозванце простака, который возомнил из себя самодержцем, тогда как в персонаже Атлантова ощущалась скрытая сила и отчетливо проступали черты дерзкого, но в то же время расчетливого и трезвого честолюбца.

Зрителю запомнился также созданный певцом образ Каварадосси. В нем Атлантов выявил жажду жизни героя ради любви. При этом в любом фрагменте партии тенор неизменно подчеркивал духовный стержень, формирующий натуру героя, являя его зрителю, как человека независимого, свободолюбивого, мужественного и гордого.

Телеспектакли и фильмы

К счастью, каждый желающий сегодня может увидеть лучшие спектакли с участием Владимира Атлантова. Это возможно благодаря тому, что они были сняты на пленку. К числу телеспектаклей, в которых главные роли исполняет В. Атлантов, относятся оперы «Садко», «Пиковая дама», «Отелло» и «Хованщина».

Кроме того, певец снялся в нескольких фильмах-операх:

  • «Моя Кармен».
  • «Каменный гость».
  • «Отелло».
  • «Такая большая любовь».

Аудиозаписи

С участием В. Атлантова на заводе фирмы «Мелодия» были выпущены пластинки со звукорядом опер «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Тоска» и «Чио-Чио-Сан» (на итальянском языке), «Царская невеста», «Франческа да Римини», «Иоланта», «Каменный гость» и «Князь Игорь». Несколько грампластинок с его известными партиями были растиражированы и за рубежом. В их числе арии из опер «Евгений Онегин» (записано в Париже), «Паяцы», «Хованщина» и «Пиковая дама».

В. Атлантов в сопровождении секстета оркестра Большого театра и с аккомпаниатором Ф. Халиловой сделал также записи русских романсов П. Чайковского, С. Рахманинова, Б. Шереметьева, В. Абаза, Н. Листова, П. Булахова, А. Гурилева, Л. Малашкина и А. Обухова. В 1985-1987 годах им был записан аудиодиск «Концертная серенада». В сборник вошли арии из популярных оперетт на итальянском, немецком, испанском и английском языках.

В новом столетии

В сентябре 2002 года Владимир Атлантов (оперный певец) дал ряд мастер-классов в своей альма-матер — Санкт-Петербургской консерватории. В том же году он принял участие в концерте, состоявшемся в рамках празднования 300-летнего юбилея города на Неве. Кроме того, на Пятом конкурсе имени Римского-Корсакова им был учрежден спецприз «За артистизм». Эта награда, по настоянию маэстро, досталась В. Сулимскому.

Сегодня актер живет в Вене и часто приезжает в Москву. По его словам, в свое время он выбрал для проживания австрийскую столицу, так как там наиболее благоприятный климат для сохранения певческого голоса.

Жена

Певец почти 55 лет женат на Тамаре Андреевне Милашкиной. Она окончила Московскую консерваторию и с 1858 года выступала на сцене Большого театра. В 1961-1962 годах певица стажировалась в «Ла Скала». По возвращении на родину актриса выступала в столице, на сцене Большого театра, исполнив там более двух десятков ведущих партий в самых знаменитых оперных спектаклях. В 1988 году она оставила сцену и вместе с супругом уехала в Вену.

В 1958-1988 годах она, обладая великолепным лирико-драматическим сопрано, являлась одной из наиболее успешных солисток Большого театра. В 1973 году Милашкиной было присвоено звание Народной артистки Советского Союза.

Дочь

У Тамары Андреевны Милашкиной и Владимира Андреевича есть дочь — Лада. Она родилась в 1963 году, после возвращения родителей из миланской стажировки. Лада Владимировна Атлантова не сделала певческую карьеру, однако также выбрала музыкальную профессию, став пианисткой. Сегодня она занимает пост декана музыкального факультета РГСАИ.

Награды

В 1976 году Владимир Атлантов, биография, творчество и личная жизнь которого вам уже известны, получил звание Народного артиста СССР. Кроме того, он является лауреатом Госпремии РСФСР им. Глинки и каммерзенгером Венской государственной оперы. В 1971 и 1981 году В. Атлантов был награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени.

Теперь вы знаете, кто такой Владимир Андреевич Атлантов. Биография, награды и личная жизнь певца вам также известны, а его творчество доступно и сегодня благодаря сохранившимся до наших дней аудиозаписям и фильмам-операм.

www.syl.ru

Атлантов, Владимир Андреевич - Википедия

Влади́мир Андре́евич Атла́нтов (род. 19 февраля 1939, Ленинград, СССР) — советский российский оперный певец (тенор). Народный артист СССР (1976)[1]. Каммерзенгер Австрии (1987).

Биография[ | ]

Владимир Атлантов родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье оперных певцов.

В 1945 году поступил в дирижёрские классы при Ленинградской академической хоровой капелле (с 1946 — Хоровое училище (с 1954 — имени М. И. Глинки)). Окончил обучение в 1956 году по специальности «хормейстер» («хоровой дирижёр»). В 1959 году поступил на вокальный факультет Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс вокала П. Г. Тихонова, оперный класс А. Н. Киреева), который окончил в 1963 году по классу Н. Д. Болотиной. Будучи студентом последнего курса, в Оперной студии при консерватории спел партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Альфреда («Травиата» Дж. Верди) и Хозе («Кармен» Ж. Бизе).

В 1962 году, ещё будучи студентом 4-го курса, был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) стажёром, а в 1963 году, после успешного окончания консерватории, стал солистом этого театра.

В 1963—1965 годах стажировался в Школе усовершенствования оперных певцов при миланском театре «Ла Скала» (Италия), где совершенствовал вокальную технику у маэстро и подготовил с дирижёром и концертмейстером Э. Пьяцца 4 партии на итальянском языке: Герцог («Риголетто» Дж. Верди) , Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини). В 1964 году в составе труппы Большого театра пел на сцене «Ла Скала» во время первых обменных гастролей двух театров.

С 1967 по 1988 год — солист Большого театра в Москве, на сцене которого исполнил 18 партий.

Выступал как концертный певец.

Гастролировал за рубежом: (Италия, ГДР, Канада, Австрия, Венгрия, Япония, Франция).

В 1987 году получил в Австрии почётное звание «каммерзенгер».

В 1988 году уехал из Советского Союза на Запад, где выступал в крупнейших театрах мира — «Ла Скала» (Милан, 1990), Метрополитен Опера (Нью-Йорк, 1993, 1994), Венская государственная опера (1988—1993), Ковент-Гарден (Лондон, 1989, 1993), Опера Бастилии (Париж, 1991, 1992), театр Колон (Буэнос-Айрес, 1995), а также в оперных театрах Западного Берлина (1988, 1989, 1991, 1993), Гамбурга (1988, 1989, 1992, 1993, 1995), Мюнхена (1991, 1993, 1994), Штуттгарта (1988—1993), Барселоны (1988, 1992), Рима (1990, 1994), Лас-Пальмаса (1988, 1989), Питтсбурга (1990), Сан-Франциско (1990, 1996), Коста-Меса (США, 1992, 1995, 1996), Бостона (1991), Японии (Нагасаки, Осака, Токио, 1991, 1994), на фестивалях в Брегенце (1991), Арена ди Верона (1994), Висбадене, Оранже. Последний спектакль с участием певца — «Паяцы» Р. Леонкавалло состоялся 1 марта 1996 года в Дортмунде (Германия).

С 7 по 15 сентября 2002 года дал ряд мастер-классов в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре. 15 сентября 2002 года певец принял участие в концерте «Голоса России — великому городу», проходившем в Санкт-Петербургской филармонии в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На V Конкурсе имени Н. А. Римского-Корсакова, состоявшемся в Санкт-Петербурге в ноябре 2002 года, Владимир Атлантов учредил специальный приз «За артистизм», которым наградил В. Сулимского.

Член КПСС с 1966 года.

Постоянно проживает в Вене (Австрия).

Семья[ | ]

  • Отец — Андрей Петрович Атлантов (1906—1971), певец, солист Ленинградского Малого театра оперы и балета (бас)
  • Мать — Мария Александровна Елизарова (1897—1978), певица, солистка Ленинградского Малого театра оперы и балета и Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (лирическое сопрано), затем — консультант по вокалу в Театре им. С. М. Кирова, заслуженная артистка РСФСР
  • Супруга — Тамара Андреевна Милашкина (род. 1934), оперная певица (сопрано), народная артистка СССР (1973).
  • Дочь — Лада Владимировна Атлантова (род. 1963), пианистка, декан музыкального факультета Российской государственной специализированной академии искусств.

Награды и звания[ | ]

о В. А. Атлантове[ | ]

«Мне не приходилось еще встречать драматического тенора такой красоты, выразительности, мощи, экспрессии».

— Г. В. Свиридов[3]

«Мне давно хотелось услышать Атлантова в такой опере, где бы его дарование раскрылось полностью. Каварадосси В. Атлантова очень хорош. Великолепно звучит голос певца, его итальянская манера подачи звука как нельзя более кстати в этой партии. Все арии и сцены с Тоской прозвучали прекрасно. Но то, как Володя Атлантов спел в третьем акте „О эти ручки, ручки дорогие“, вызвало у меня восхищение. Тут, пожалуй, итальянским тенорам надо у него поучиться: столько тонкой проникновенности, столько художественного такта показал в этой сцене артист. А между тем именно здесь легко было пойти на мелодраму… Думается, что партия Каварадосси пока что будет лучшей в репертуаре талантливого артиста. Чувствуется, что в работу над этим образом он вложил много сердца и труда…»

— С. Я. Лемешев[3][4]

«Природа наградила Владимира Атлантова огромным вокальным дарованием. Его голос — тенор, удивительно красивого „бронзового“ тембра, покоряющий феноменальной силой звучания. Тенор с густыми баритонально-бархатными низами и ослепительно яркими верхами, очаровывающий восхитительным piano, а через мгновенье неудержимо взлетающий над forte оркестра. При этом его пение всегда насыщено большим внутренним чувством, темпераментом, страстной увлеченностью».

— «Советская музыка», 1976[4]

«Владимир Атлантов обладает всеми качествами итальянского тенора и славянского, то есть мужеством, звучностью, нежным тембром, поразительной гибкостью».

— «Монд»[3]

Творчество[ | ]

Оперные партии[ | ]

Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова Большой театр Партии и отдельные сцены из опер, исполненные на сценах других театров и на гастролях

Фильмография[ | ]

  • 1964 — Верьте мне, люди — оперный певец
  • 1966 — Каменный гость — Дон Гуан
  • 1969 — Чайковский — оперный певец в роли Германа
  • 1970 — Поёт Ирина Богачева (документальный)
  • 1971 — Где б ни был я (документальный)
  • 1971 — По страницам любимых опер — главная роль
  • 1972 —  — оперный певец
  • 1977 —  — Хосе
  • 1978 — Для Вас
  • 1979 — Отелло — Отелло
  • 1980 — Чио-чио-сан (фильм-спектакль) — вокал
  • 1986 — Встречи в субботний вечер (фильм-концерт) — исполнение песни «Рассвет» Р. Леонкавалло
  • 2002 — Царская ложа.

Дискография[ | ]

  • «Борис Годунов» М. Мусоргского (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Пиковая дама» П. Чайковского (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Тоска» Дж. Пуччини (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр Ф. Мансуров)
  • «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Иоланта» П. Чайковского (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Каменный гость» А. Даргомыжского (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Князь Игорь» А. Бородина (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Евгений Онегин» (дирижёр М. Ростропович)
  • «Паяцы» (дирижёр Л. Гарделли)
  • «Хованщина» (дирижёр К. Аббадо)
  • «Пиковая дама» (дирижёр С. Одзава)
  • Записи русских романсов (П. Чайковский, С. Рахманинов, В. Абаза, П. Булахов, Б. Шереметьев, А. Гурилев, Л. Малашкин, Н. Листов, А. Обухов) с аккомпаниатором Ф. Халиловой, а также в сопровождении секстета солистов оркестра Большого театра
  • Диск «Концертная серенада», куда вошли популярные песни и арии из оперетт на итальянском, испанском, немецком и английском языках (А. Лара, Ф. Легар, Ч. Бракко, Ф. Тости, С. Гастольдони, Д. М. Феррили, Н. Бродский, Р. Леонкавалло, Э. де Куртис, Н. Валенте, В. Д’Аннибале, Э. ди Капуа, А. Буцци-Печчиа, Э. Каннио) (1985—1987).

Библиография[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Владимир Андреевич Атлантов (Vladimir Atlantov)

Vladimir Atlantov

В годы выступлений Атлантова называли среди ведущих теноров мира, среди этих избранных — наряду с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом.

«Мне не приходилось еще встречать драматического тенора такой красоты, выразительности, мощи, экспрессии» — так характеризовал его голос Г.В. Свиридов.

Мнение М. Нестьевой: «...драматический тенор Атлантова подобен драгоценному камню — так он переливается в роскошестве оттенков; мощный, крупный, он одновременно гибкий и упругий, бархатистый и легко „летящий“, благородно сдержанный, он может быть мятежно раскаленным и нежно растворяться в тиши. Исполненные мужественной красоты, аристократического достоинства ноты его центрального регистра, крепкий, насыщенный потаенной драматической силой нижний участок диапазона, сверхчувствительные, трепетно вибрирующие блестящие верхи узнаются сразу и обладают огромной силой воздействия. Владея в совершенстве богатым обертонами, по-настоящему белькантовым звуком, певец, однако, никогда не склоняется к красивости, не пользуется им „эффекта ради“. Стоит только почувствовать себя в плену чувственного воздействия его голоса, как тут же дает себя знать высокая художественная культура артиста и восприятие слушателя заботливо направляется к постижению тайн образа, сопереживанию тому, что происходит на сцене».

Владимир Андреевич Атлантов родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде. Вот как он рассказывает о своем пути в искусство. «Я родился в семье певцов. Ребенком попал в мир театра, музыки. Моя мама исполняла в Кировском театре ведущие роли, а потом была в том же театре главным вокальным консультантом. Она рассказывала мне о своей карьере, о том, как пела с Шаляпиным, Алчевским, Ершовым, Нэлеппом. С раннего детства я проводил все дни в театре, за кулисами, в бутафорской — играл саблями, кинжалами, кольчугами. Моя жизнь была предрешена...»

В шесть лет мальчик поступил в Ленинградское хоровое училище имени М.И. Глинки, где тогда преподавали сольное пение, — редчайшее для певца раннее образование. Он пел в Ленинградской хоровой капелле, здесь же овладевал игрой на фортепиано, скрипке, виолончели, а в 17 лет уже получил диплом хорового дирижера. Затем — годы учения в Ленинградской консерватории. Вначале все шло гладко, но...

«Моя учебная жизнь складывалась нелегко, — продолжает Атлантов, вспоминая те, уже далекие годы. — Были очень трудные моменты, вернее, момент, когда я почувствовал неудовлетворенность своим вокальным состоянием. К счастью, мне попалась брошюра Энрико Карузо «Искусство пения». В ней знаменитый певец рассказывал о тех переживаниях и проблемах, которые были связаны с пением. В этой книжечке я обнаружил некоторое сходство проблем, которыми мы оба «болели». Верности ради надо сказать, что поначалу, следуя советам, почерпнутым в брошюре, я почти что потерял голос. Но я ведь сам знал, чувствовал, что так, как пел раньше, все равно петь нельзя, и это состояние беспомощности и безголосия буквально доводило меня до слез... Я, что называется, стал грести от этого «горящего» берега, где не мог, не должен был оставаться. Прошел почти год, прежде чем я почувствовал крохотный сдвиг. Вскоре я был переведен в класс старшего преподавателя заслуженной артистки РСФСР Н.Д. Болотиной. Она оказалась добрым и чутким человеком, поверила, что я, быть может, нахожусь на правильном пути и не только не стала мне мешать, но и поддержала меня. Так я утвердился в плодотворности выбранного метода и теперь знал, куда мне следует продвигаться. Наконец-то в моей жизни сверкнул луч надежды. Я ведь так любил и люблю пение. Помимо всех радостей, которые приносит пение, оно доставляет мне почти физическое удовольствие. Правда, это происходит тогда, когда поешь хорошо. Когда же поешь плохо, это сплошное страдание.

Вспоминая о годах учения, хочу сказать с чувством глубокой признательности и о моем учителе — режиссере А.Н. Кирееве. Это был громадный учитель, он научил меня естественности, неутомляемости в выражении чувств, преподал уроки настоящей сценической культуры. «Основной твой инструмент — голос, — говорил Киреев. — Но когда ты не поешь, то твое молчание тоже должно быть певческим, вокальным». Мой педагог обладал точным и благородным вкусом (для меня вкус — тоже талант), чувства меры и правды у него были необыкновенными«.

Первый заметный успех приходит к Атлантову еще в студенческие годы. В 1962 году он получает серебряную медаль на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки. Тогда же многообещающим студентом заинтересовался Кировский театр. «Устроили прослушивание, — рассказывает Атлантов, — исполнял я арии Неморино на итальянском языке, Германа, Хозе, Каварадосси. Вышел на сцену после репетиции. То ли я не успел испугаться, то ли чувство страха по молодости было еще мне незнакомо. Во всяком случае, я оставался спокойным. После прослушивания Г. Коркин говорил со мной, начинающим свой путь в искусстве, как директор с большой буквы. Он сказал: „Вы мне понравились, и я беру вас в театр стажером. Вы обязаны быть здесь на каждом оперном спектакле — слушайте, смотрите, учитесь, живите театром. Так будет год. Потом вы мне скажете, что бы вам хотелось петь“. С тех пор я действительно жил в театре и театром».

Действительно, спустя год после окончания консерватории, где в студенческих спектаклях Атлантов пел партии Ленского, Альфреда и Хозе, его зачислили в труппу. Очень быстро он занял в ней ведущее положение. А затем на протяжении двух сезонов (1963–1965 годов) шлифовал свое мастерство в «Ла Скала» под руководством прославленного маэстро Д. Барра, овладел здесь спецификой бельканто, подготовил несколько ведущих партий в операх Верди и Пуччини.

И все-таки только Международный конкурс имени Чайковского стал переломным моментом в его биографии. Здесь сделал свой первый шаг к мировой славе Владимир Атлантов. Летним вечером 1966 года в Малом зале Московской консерватории председатель жюри вокального раздела Международного конкурса имени Чайковского Александр Васильевич Свешников объявил результаты этого напряженного соревнования. Атлантову была присуждена первая премия и золотая медаль. «В его будущем можно не сомневаться!» — прозорливо заметил знаменитый американский певец Джордж Лондон.

В 1967 году Атлантов получает первый приз на Международном конкурсе молодых оперных певцов в Софии, а вскоре звание лауреата Международного конкурса вокалистов в Монреале В том же году Атлантов становится солистом Большого театра СССР.

Именно здесь, выступая до 1988 года, он провел свои лучшие сезоны — в Большом театре талант Атлантова развернулся во всей мощи и полноте.

«Уже в своих ранних лирических партиях, раскрывая образы Ленского, Альфреда, Владимира Игоревича, Атлантов повествует о большой, всепоглощающей любви, — пишет Нестьева. — Несмотря на различие этих образов, героев объединяет владеющее ими чувство как единственный смысл жизни, средоточие всей глубины, красоты натуры. Сейчас певец, по существу, лирических партий не поет. Но творческое наследство юности, преумноженное годами совершенствования, ярко сказывается на лирических островках его драматического репертуара. И слушателей поражает у певца искусное плетение кружева музыкальных фраз, необычайная пластичность мелодических рисунков, обертональная наполненность скачков, словно образующих звуковые купола».

Великолепные вокальные данные, совершенное мастерство, разносторонность, стилистическая чуткость — все это позволяет ему решать сложнейшие художественные и технические задачи, блистать в партиях лирического и драматического плана. Достаточно напомнить, что украшение его репертуара составляют, с одной стороны, роли Ленского, Садко, Альфреда, с другой — Германа, Хозе, Отелло; добавим в этот перечень достижений артиста яркие образы Альваро в «Силе судьбы», Левко в «Майской ночи», Ричарда в «Бале-маскараде» и Дон Жуана в «Каменном госте», Дона Карлоса в одноименной опере Верди.

Одна из самых заметных ролей сыграна певцом в сезоне 1970/71 года в опере Пуччини «Тоска» (постановка режиссера Б.А. Покровского). Опера быстро получила широкое признание у публики и у музыкальной общественности. Героем дня стал Атлантов — Каварадосси.

Знаменитый певец С.Я. Лемешев писал: «Мне давно хотелось услышать Атлантова в такой опере, где бы его дарование раскрылось полностью. Каварадосси В. Атлантова очень хорош. Великолепно звучит голос певца, его итальянская манера подачи звука как нельзя более кстати в этой партии. Все арии и сцены с Тоской прозвучали прекрасно. Но то, как Володя Атлантов спел в третьем акте „О эти ручки, ручки дорогие“, вызвало у меня восхищение. Тут, пожалуй, итальянским тенорам надо у него поучиться: столько тонкой проникновенности, столько художественного такта показал в этой сцене артист. А между тем именно здесь легко было пойти на мелодраму... Думается, что партия Каварадосси пока что будет лучшей в репертуаре талантливого артиста. Чувствуется, что в работу над этим образом он вложил много сердца и труда...»

Много и успешно гастролировал Атлантов и за границей. Вот лишь два отклика из множества восторженных рецензий и превосходных эпитетов, которыми наделяли Атлантова критики после его триумфов на оперных сценах Милана, Вены, Мюнхена, Неаполя, Лондона, Западного Берлина, Висбадена, Нью-Йорка, Праги, Дрездена.

«Подобного Ленского на европейских сценах можно встретить очень редко», — писали в немецких газетах. Восторженно откликнулись парижане в «Монд»: «Владимир Атлантов — самое удивительное открытие спектакля. Он обладает всеми качествами итальянского тенора и славянского, то есть мужеством, звучностью, нежным тембром, поразительной гибкостью, удивительной у такого молодого артиста».

Более всего своими достижениями Атлантов обязан самому себе, беспокойству своей натуры, незаурядной воле, жажде к самосовершенствованию. Это проявляется в его работе над оперными партиями: «Прежде чем встретиться с концертмейстером, я начинаю вскапывать художественную почву будущей партии, брожу необъяснимыми путями. Я пробую интонацию, окрашиваю ее по-разному, примериваю акценты, потом стараюсь запомнить все, отложить варианты в своей памяти. Дальше останавливаюсь на одном, единственно возможном в данный момент варианте. Затем перехожу к сложившемуся, наиболее трудоемкому процессу впевания».

Атлантов считал себя в первую очередь оперным певцом; с 1970 года на концертной эстраде он почти не поет: «Все те краски, нюансы, которыми богата романсово-песенная литература, можно найти в опере».

В 1987 году Нестьева писала: «Народный артист СССР Владимир Атлантов — сегодня несомненный лидер отечественного оперного искусства. Редко когда художественное явление вызывает такое единодушие оценок — восторженное приятие искушенных профессионалов и широкой публики. Лучшие театры мира соревнуются между собой за право предоставить ему сцену. Выдающиеся дирижеры и режиссеры ставят на него спектакли, мировые звезды почитают за честь выступать его партнерами».

В 1990-е годы Атлантов с успехом выступал в Венской опере.

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

Публикации

www.belcanto.ru

Атлантов, Владимир Андреевич — википедия орг

Владимир Атлантов родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье оперных певцов.

В 1945 году поступил в дирижёрские классы при Ленинградской академической хоровой капелле (с 1946 — Хоровое училище (с 1954 — имени М. И. Глинки)). Окончил обучение в 1956 году по специальности «хормейстер» («хоровой дирижёр»). В 1959 году поступил на вокальный факультет Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс вокала П. Г. Тихонова, оперный класс А. Н. Киреева), который окончил в 1963 году по классу Н. Д. Болотиной. Будучи студентом последнего курса, в Оперной студии при консерватории спел партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Альфреда («Травиата» Дж. Верди) и Хозе («Кармен» Ж. Бизе).

В 1962 году, ещё будучи студентом 4-го курса, был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) стажёром, а в 1963 году, после успешного окончания консерватории, стал солистом этого театра.

В 1963—1965 годах стажировался в Школе усовершенствования оперных певцов при миланском театре «Ла Скала» (Италия), где совершенствовал вокальную технику у маэстро Д. Барра и подготовил с дирижёром и концертмейстером Э. Пьяцца 4 партии на итальянском языке: Герцог («Риголетто» Дж. Верди) , Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини). В 1964 году в составе труппы Большого театра пел на сцене «Ла Скала» во время первых обменных гастролей двух театров.

С 1967 по 1988 год — солист Большого театра в Москве, на сцене которого исполнил 18 партий.

Выступал как концертный певец.

Гастролировал за рубежом: (Италия, ГДР, Канада, Австрия, Венгрия, Япония, Франция).

В 1987 году получил в Австрии почётное звание «каммерзенгер».

В 1988 году уехал из Советского Союза на Запад, где выступал в крупнейших театрах мира — «Ла Скала» (Милан, 1990), Метрополитен Опера (Нью-Йорк, 1993, 1994), Венская государственная опера (1988—1993), Ковент-Гарден (Лондон, 1989, 1993), Опера Бастилии (Париж, 1991, 1992), театр Колон (Буэнос-Айрес, 1995), а также в оперных театрах Западного Берлина (1988, 1989, 1991, 1993), Гамбурга (1988, 1989, 1992, 1993, 1995), Мюнхена (1991, 1993, 1994), Штуттгарта (1988—1993), Барселоны (1988, 1992), Рима (1990, 1994), Лас-Пальмаса (1988, 1989), Питтсбурга (1990), Сан-Франциско (1990, 1996), Коста-Меса (США, 1992, 1995, 1996), Бостона (1991), Японии (Нагасаки, Осака, Токио, 1991, 1994), на фестивалях в Брегенце (1991), Арена ди Верона (1994), Висбадене, Оранже. Последний спектакль с участием певца — «Паяцы» Р. Леонкавалло состоялся 1 марта 1996 года в Дортмунде (Германия).

С 7 по 15 сентября 2002 года дал ряд мастер-классов в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре. 15 сентября 2002 года певец принял участие в концерте «Голоса России — великому городу», проходившем в Санкт-Петербургской филармонии в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На V Конкурсе имени Н. А. Римского-Корсакова, состоявшемся в Санкт-Петербурге в ноябре 2002 года, Владимир Атлантов учредил специальный приз «За артистизм», которым наградил В. Сулимского.

Член КПСС с 1966 года.

Постоянно проживает в Вене (Австрия).

Семья

  • Отец — Андрей Петрович Атлантов (1906—1971), певец, солист Ленинградского Малого театра оперы и балета (бас)
  • Мать — Мария Александровна Елизарова (1897—1978), певица, солистка Ленинградского Малого театра оперы и балета и Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (лирическое сопрано), затем — консультант по вокалу в Театре им. С. М. Кирова, заслуженная артистка РСФСР
  • Супруга — Тамара Андреевна Милашкина (род. 1934), оперная певица (сопрано), народная артистка СССР (1973).
  • Дочь — Лада Владимировна Атлантова (род. 1963), пианистка, декан музыкального факультета Российской государственной специализированной академии искусств.

«Мне не приходилось еще встречать драматического тенора такой красоты, выразительности, мощи, экспрессии».

— Г. В. Свиридов[3]

«Мне давно хотелось услышать Атлантова в такой опере, где бы его дарование раскрылось полностью. Каварадосси В. Атлантова очень хорош. Великолепно звучит голос певца, его итальянская манера подачи звука как нельзя более кстати в этой партии. Все арии и сцены с Тоской прозвучали прекрасно. Но то, как Володя Атлантов спел в третьем акте „О эти ручки, ручки дорогие“, вызвало у меня восхищение. Тут, пожалуй, итальянским тенорам надо у него поучиться: столько тонкой проникновенности, столько художественного такта показал в этой сцене артист. А между тем именно здесь легко было пойти на мелодраму… Думается, что партия Каварадосси пока что будет лучшей в репертуаре талантливого артиста. Чувствуется, что в работу над этим образом он вложил много сердца и труда…»

— С. Я. Лемешев[3][4]

«Природа наградила Владимира Атлантова огромным вокальным дарованием. Его голос — тенор, удивительно красивого „бронзового“ тембра, покоряющий феноменальной силой звучания. Тенор с густыми баритонально-бархатными низами и ослепительно яркими верхами, очаровывающий восхитительным piano, а через мгновенье неудержимо взлетающий над forte оркестра. При этом его пение всегда насыщено большим внутренним чувством, темпераментом, страстной увлеченностью».

— «Советская музыка», 1976[4]

«Владимир Атлантов обладает всеми качествами итальянского тенора и славянского, то есть мужеством, звучностью, нежным тембром, поразительной гибкостью».

— «Монд»[3]

www-wikipediya.ru

Атлантов, Владимир Андреевич — Википедия

Влади́мир Андре́евич Атла́нтов (род. 19 февраля 1939, Ленинград, СССР) — советский российский оперный певец (тенор). Народный артист СССР (1976)[1]Каммерзенгер Австрии (1987).

Владимир Атлантов родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье оперных певцов.

В 1945 году поступил в дирижёрские классы при Ленинградской академической хоровой капелле (с 1946 — Хоровое училище (с 1954 — имени М. И. Глинки)). Окончил обучение в 1956 году по специальности «хормейстер» («хоровой дирижёр»). В 1959 году поступил на вокальный факультет Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс вокала П. Г. Тихонова, оперный класс А. Н. Киреева), который окончил в 1963 году по классу Н. Д. Болотиной. Будучи студентом последнего курса, в Оперной студии при консерватории спел партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Альфреда («Травиата» Дж. Верди) и Хозе («Кармен» Ж. Бизе).

В 1962 году, ещё будучи студентом 4-го курса, был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) стажёром, а в 1963 году, после успешного окончания консерватории, стал солистом этого театра.

В 1963—1965 годах стажировался в Школе усовершенствования оперных певцов при миланском театре «Ла Скала» (Италия), где совершенствовал вокальную технику у маэстро Д. Барра и подготовил с дирижёром и концертмейстером Э. Пьяцца 4 партии на итальянском языке: Герцог («Риголетто» Дж. Верди) , Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини). В 1964 году в составе труппы Большого театра пел на сцене «Ла Скала» во время первых обменных гастролей двух театров.

С 1967 по 1988 год — солист Большого театра в Москве, на сцене которого исполнил 18 партий.

Выступал как концертный певец.

Гастролировал за рубежом: (Италия, ГДР, Канада, Австрия, Венгрия, Япония, Франция).

В 1987 году получил в Австрии почётное звание «каммерзенгер».

В 1988 году уехал из Советского Союза на Запад, где выступал в крупнейших театрах мира — «Ла Скала» (Милан, 1990), Метрополитен Опера (Нью-Йорк, 1993, 1994), Венская государственная опера (1988—1993), Ковент-Гарден (Лондон, 1989, 1993), Опера Бастилии (Париж, 1991, 1992), театр Колон (Буэнос-Айрес, 1995), а также в оперных театрах Западного Берлина (1988, 1989, 1991, 1993), Гамбурга (1988, 1989, 1992, 1993, 1995), Мюнхена (1991, 1993, 1994), Штуттгарта (1988—1993), Барселоны (1988, 1992), Рима (1990, 1994), Лас-Пальмаса (1988, 1989), Питтсбурга (1990), Сан-Франциско (1990, 1996), Коста-Меса (США, 1992, 1995, 1996), Бостона (1991), Японии (Нагасаки, Осака, Токио, 1991, 1994), на фестивалях в Брегенце (1991), Арена ди Верона (1994), Висбадене, Оранже. Последний спектакль с участием певца — «Паяцы» Р. Леонкавалло состоялся 1 марта 1996 года в Дортмунде (Германия).

С 7 по 15 сентября 2002 года дал ряд мастер-классов в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре. 15 сентября 2002 года певец принял участие в концерте «Голоса России — великому городу», проходившем в Санкт-Петербургской филармонии в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На V Конкурсе имени Н. А. Римского-Корсакова, состоявшемся в Санкт-Петербурге в ноябре 2002 года, Владимир Атлантов учредил специальный приз «За артистизм», которым наградил В. Сулимского.

Член КПСС с 1966 года.

Постоянно проживает в Вене (Австрия).

Семья[править]

  • Отец — Андрей Петрович Атлантов (1906—1971), певец, солист Ленинградского Малого театра оперы и балета (бас)
  • Мать — Мария Александровна Елизарова (1897—1978), певица, солистка Ленинградского Малого театра оперы и балета и Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (лирическое сопрано), затем — консультант по вокалу в Театре им. С. М. Кирова, заслуженная артистка РСФСР
  • Супруга — Тамара Андреевна Милашкина (род. 1934), оперная певица (сопрано), народная артистка СССР (1973).
  • Дочь — Лада Владимировна Атлантова (рор. 1963), пианистка, декан музыкального факультета Российской государственной специализированной академии искусств.

Награды и звания[править]

о В. А. Атлантове[править]

«Мне не приходилось еще встречать драматического тенора такой красоты, выразительности, мощи, экспрессии».

— Г. В. Свиридов[3]

«Мне давно хотелось услышать Атлантова в такой опере, где бы его дарование раскрылось полностью. Каварадосси В. Атлантова очень хорош. Великолепно звучит голос певца, его итальянская манера подачи звука как нельзя более кстати в этой партии. Все арии и сцены с Тоской прозвучали прекрасно. Но то, как Володя Атлантов спел в третьем акте „О эти ручки, ручки дорогие“, вызвало у меня восхищение. Тут, пожалуй, итальянским тенорам надо у него поучиться: столько тонкой проникновенности, столько художественного такта показал в этой сцене артист. А между тем именно здесь легко было пойти на мелодраму… Думается, что партия Каварадосси пока что будет лучшей в репертуаре талантливого артиста. Чувствуется, что в работу над этим образом он вложил много сердца и труда…»

— С. Я. Лемешев[3][4]

«Природа наградила Владимира Атлантова огромным вокальным дарованием. Его голос — тенор, удивительно красивого „бронзового“ тембра, покоряющий феноменальной силой звучания. Тенор с густыми баритонально-бархатными низами и ослепительно яркими верхами, очаровывающий восхитительным piano, а через мгновенье неудержимо взлетающий над forte оркестра. При этом его пение всегда насыщено большим внутренним чувством, темпераментом, страстной увлеченностью».

— «Советская музыка», 1976[4]

«Владимир Атлантов обладает всеми качествами итальянского тенора и славянского, то есть мужеством, звучностью, нежным тембром, поразительной гибкостью».

— «Монд»[3]

Оперные партии[править]

Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова Большой театр Партии и отдельные сцены из опер, исполненные на сценах других театров и на гастролях

Фильмография[править]

  • «Борис Годунов» М. Мусоргского (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Пиковая дама» П. Чайковского (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Тоска» Дж. Пуччини (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр Ф. Мансуров)
  • «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Иоланта» П. Чайковского (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Каменный гость» А. Даргомыжского (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Князь Игорь» А. Бородина (дирижёр М. Эрмлер)
  • «Евгений Онегин» (дирижёр М. Ростропович)
  • «Паяцы» (дирижёр Л. Гарделли)
  • «Хованщина» (дирижёр К. Аббадо)
  • «Пиковая дама» (дирижёр С. Одзава)
  • Записи русских романсов (П. Чайковский, С. Рахманинов, В. Абаза, П. Булахов, Б. Шереметьев, А. Гурилев, Л. Малашкин, Н. Листов, А. Обухов) с аккомпаниатором Ф. Халиловой, а также в сопровождении секстета солистов оркестра Большого театра
  • Диск «Концертная серенада», куда вошли популярные песни и арии из оперетт на итальянском, испанском, немецком и английском языках (А. Лара, Ф. Легар, Ч. Бракко, Ф. Тости, С. Гастольдони, Д. М. Феррили, Н. Бродский, Р. Леонкавалло, Э. де Куртис, Н. Валенте, В. Д’Аннибале, Э. ди Капуа, А. Буцци-Печчиа, Э. Каннио) (1985—1987).

wp.wiki-wiki.ru